В каком году началась реформация в европе?

14 ответов на вопрос “В каком году началась реформация в европе?”

  1. Ariugrinn Ответить

    31.10.1517. – Начало протестантской Реформации в Европе
    Реформация (лат. reformatio ? исправление, превращение, преобразование, реформирование) ? широкое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI ? начала XVII века, направленное на оздоровление католической церкви, однако приведшее к отказу от Церкви вообще и ее замене молитвенными собраниями верующих.
    Прежде всего следует вкратце охарактеризовать состояние Европы того времени. Основной государственной структурой в ней была “Священная Римская империя” (с 1512 г. ? “Священная Римская империя германской нации”), основанная в 962 г. восточно-франкским королем Оттоном I Великим и считавшая себя продолжением Римской империи, восстановленной на Западе Карлом Великим в 800 г. в соперничестве с Восточной Римской Империей. В период наивысшего расцвета в состав новой империи входили: Германия, являвшаяся ее ядром, северная и центральная Италия, Нижние Земли, Чехия, а также некоторые регионы Франции. Во главе империи стоял император, но его титул не был наследственным, а присваивался по итогам избрания коллегией курфюрстов. С властью императоров конкурировал папский престол. (“Священная Римская империя” просуществовала до 1806 г. и была ликвидирована в ходе наполеоновских войн.)
    Реформация была направлена как против церковной, так и против политической власти в империи. Центром Реформации принято считать Германию, которая к началу XVI века была политически раздробленной, вследствие чего Римский папа имел большое политическое и экономическое влияние в отдельных феодальных княжествах, подвергая население поборам (десятина, индульгенции и др.). Это и моральное разложение духовенства послужили поводом к выступлению доктора богословия Виттенбергского университета Мартина Лютера.
    Мартин Лютер
    31 октября 1517 г. Лютер прибил к дверям виттенбергской Замковой церкви свои 95 тезисов против злоупотреблений католической церкви, в частности против продажи индульгенций, понимаемых как отпущение грехов за деньги независимо от таинства исповеди. Основное богословское положение, выдвинутое Лютером, гласило, что человек достигает спасения души не через церковь и ее обряды, а при помощи веры и благодати, даруемой ему непосредственно Богом. Лютер отверг все исторические и догматические постановления церкви и папские декреты, отводя роль единственного источника религиозной истины Священному Писанию  в его собственном толковании. (Таким образом протестантизм постепенно отверг почти все церковные богослужебные традиции и таинства (крещение, миропомазание, исповедь, причастие, елеосвящение, таинство брака и священства), большинство протестантских течений сохранили лишь таинство крещения.)
    Разумеется, Папа издал буллу, осуждающую учение Лютера. 10 декабря 1520 г. при огромном скоплении народа Лютер сжег эту папскую буллу. Император “Священной Римской империи” Карл V вызвал Лютера на имперский сейм в Вормсе с целью убедить его отказаться от своих взглядов. Лютер, стоя перед императором, ответил: «На том стою. Не могу иначе. Да поможет мне Бог». Согласно Вормсскому эдикту Лютер был поставлен вне закона на территории империи, и начались репрессии против его сторонников.
    Реформация вызвала многочисленные религиозные конфликты, крупнейшим из которых была Тридцатилетняя война с 1618 по 1648 гг., затронувшая практически все европейские страны. Общие потери по разным оценкам составили от 5 до 8 миллионов человек. Многие регионы потерявшей от 20 до 45 % своего населения империи были опустошены голодом, эпидемиями и долгое время оставались безлюдными.
    Концом утверждения Реформации историки считают подписание Вестфальского мира в 1648 г., по итогам которого стороны отказались от своего исключительного права на знание истины, вместо этого был принят принцип религиозного плюрализма и политической децентрализации. Признание за князьями национально-государственного суверенитета означало, что на своей территории каждое государство обладает всей полнотой власти и князь имеет право выбирать религию.
    Протестантизм получил распространение во всей Европе в вероучениях последователей Лютера (лютеранство), Жана Кальвина (кальвинизм), “цвиккауских пророков” (анабаптизм), Ульриха Цвингли (цвинглианство), к нынешнему времени насчитываются сотни протестантских деноминаций. (Наиболее консервативная ветвь тогдашнего протестантства ?  возникшее особым путем англиканство.)

    Реформация вызвала ответную реакцию со стороны католической церкви ? Контрреформацию. В итоге католическими остались Италия, Испания, юг Германии, часть кантонов Швейцарии, Ирландия. В конце XVI века католицизм победил на юге Нидерландов (территория современной Бельгии) и в Речи Посполитой. Во Франции государственной религией остался католицизм, однако протестанты долгое время пользовались правом свободного вероисповедания.
    Контрреформация имела как внешнюю, так и внутреннюю стороны. Если внешне это проявлялось в насильственном подавлении реформаторского движения путем преследования протестантов, распространения инквизиции и создания Индекса запрещенных книг, то внутренне это были некоторые меры очищения в самой католической церкви.
    В 1536 г. папа Павел III создал комиссию, которая признала, что во многих злоупотреблениях были виновны папы и кардиналы, ставившие меркантильные интересы выше духовных. В 1545 г. по инициативе Павла III был созван Тридентский собор, на котором были приняты документы в связи с церковными злоупотреблениями. Павел IV (участник комиссии Павла III) изгнал из Рима 113 епископов, незаконно оставивших свои епархии. Преследованию подвергались даже кардиналы, заподозренные в аморальности.
    Тем не менее главных своих еретических новшеств католики так и не преодолели, а вожди Реформации их и не порицали, ограничиваясь критикой внешних злоупотреблений.
    Помимо социально-экономических причин, предпосылкой Реформации послужили вольнолюбивые идеи эпохи Возрождения с ее возвеличиванием человеческой индивидуальности и земных ценностей, к которым стремился зарождавшийся класс буржуазии, желавший независимости от церковной морали.
    В такой атмосфере огромную роль в Реформации сыграло еврейство. Нью-йоркский раввин Л.И. Ньюмэн опубликовал большое исследование на эту тему, резюмируя: «почти все реформаторы христианства имели по крайней мере одного друга или учителя-еврея, все важнейшие движения Реформации в своих истоках обращались к міру еврейской Библии» (Newman, Louis Israel. Jewish Influence on Christian Reform Movements. New York, 1925). Это привело к образованию масонства как унии протестантства с иудаизмом (с целью подрыва христианских монархий и обретению евреями равноправия) и появлению иудаизированных христианских сект, из которых наиболее известны пуританизм в Англии и кальвинизм в Швейцарии, которые приняли иудейское толкование богатства как предопределенной свыше богоизбранности. Наибольшее распространение эти секты и протестантизм в целом приобрели в Америке, в том числе с идеологией т.н. “христианского сионизма”, трактующие Россию как “империю зла”, “Гога и Магога”, который найдет свою погибель в войне против “Израиля”.
    Однако и в США и в Европе известны также протестантские авторы, подвергающие иудаизм критике за нацизм и подготовку царства антихриста, как и антихристианскую глобализацию. Например: известная книга американского евангелического историка и богослова: Theodore Winston Pike. “Israel: Our duty… Our dilemma (1984); вышедшие в германском издательстве Bibel- und Schriftenmission Dr. Kurt E. Koch e.V книги пастора-антиглобалиста: Wolfgang Borowsky. “Christus und die Welt des Antichristen” (1984); “Kommt Lyzifer an die Macht?” (1985).
    В целом Реформация западного христианства ослабила нравственные запреты в общественно-экономической деятельности, что стало причиной возникновения капитализма. Это  убедительно исследовал основоположник социологической науки М. Вебер в своем знаменитом труде “Протестантская этика и дух капитализма” (1904).
    В светских энциклопедиях к протестантству обычно причисляется и живший веком ранее Ян Гус (1369?1415) ? национальный герой чешского народа. Он был священником и некоторое время ректором Пражского университета, протестовал против пороков католического духовенства. Гус стойко держался своих убеждений и был сожжен в Констанце  вместе со своими трудами. Казнь Гуса вызвала гуситские войны (1419?1434). Причины критики католицизма Гусом были во многом теми же, что и у Лютера, однако вот что писал об этом чешском мученике и его сподвижниках видный дореволюционный богослов проф. А.П. Лопухин.
    «В глубине его души еще не угасли кирилло-мефодиевские предания, не порвалась еще та внутренняя историческая нить, которая связывала его с православным востоком. И вот, в лице его лучших людей вновь оживились эти предания, взоры их обратились опять к православному востоку, где церковь жила без папы и их разлагающей политики, – жила в простом благочестии, по преданию апостолов и оо. церкви. Если где, то именно там, на правосл. востоке, нужно искать спасения и от удручающих западную церковь зол и невзгод. К сожалению, целые века отчуждения правосл. востока от общего движения западного мiра и особенно его печальное положенье под тяжким игом ислама не дали возможности осуществиться этому стремлению души чешского народа к восстановлению старых кирилло-мефодиевских преданий и как их необходимая следствия – воссоединения с правосл. востоком, и все движение получило другой характер, находя себе стимул и поощрение в движении, возникшем на окраине западного мiра – в Англии и имевшем сродный характер в смысле протеста также против папства и дел его. Виновник этого движения был Виклеф, преобразовательные идеи которого, не имевшие особенного успеха в самой Англии, однако, нашли горячее сочувствие и широкое распространение на разным странам Европы и особенно в Чехии…
    Главным источником христ. вероучения и жизни он [Ян Гус] считал Св. Писание, не отрицая однако и другого источника, – именно Св. Предания. Против обвинения, будто он излагает Св. Писание по собственному разуму и не соображается с толкованиями отцов церкви, он приводил в свою защиту то, что в действительности часто приводит мнения отцов и учителей церкви. – Свои убеждения и воззрения относительно церкви он изложил преимущественно в «Трактате о церкви», прочитанном в Вифлеемской часовне… Что касается папства, то Гус прямо говорит, что не папа, а только Христос есть глава вселенской церкви (caput, capitaneus). Двух глав не может быть, иначе вышло бы чудовище… Лишь в том случае римский епископ есть наместник Христов, наследник Петра, обладатель апостольской кафедры, когда он следует по стопам Христа, учит и живет по-апостольски. Папским велениям надо следовать только тогда, когда они основаны на законе Христовом, в противном случае им должно противодействовать…; иногда может стать долгом – проповедовать Евангелие вопреки папскому отлучению, как это и делал Гус… И в учении об оправдании, и в отношении призывания святых, он стоял на почве древней церкви. В этом заключается его существенное отличие от Виклефа, который открыто сошел с этой почвы и, несомненно, был повинен в разных ересях и заблуждениях, и если Гус увлекался сочинениями Виклефа, то отнюдь не потому, чтобы он сочувствовал его учению во всем его объеме, а просто потому, что находил в нем источник вдохновения и возбуждения для своих стремлений к свободе национально-религиозного духа от тяжелого и позорного ига папской тирании» (Православная Богословская энциклопедия).

  2. Viran Ответить

    С 1520-х гг. про­по­ведь про­тес­тан­тиз­ма ус­пеш­но ве­ли по­сле­до­ва­те­ли Лю­те­ра, обу­чав­шие­ся в Вит­тен­берг­ском ун-те: Х. Та­у­сен (1494–1561) в Да­нии, О. Пет­ри в Шве­ции, П. Сяр­ки­лах­ти (1490–1559) в Фин­лян­дии, И. Бу­ген­ха­ген на зем­лях Ли­вон­ской кон­фе­де­ра­ции. При ши­ро­кой со­ци­аль­ной под­держ­ке сканд. го­су­да­ри про­ве­ли ре­фор­му церк­вей «свер­ху». В Шве­ции и вхо­див­шей в её со­став Фин­лян­дии на Вес­те­рос­ском рик­сда­ге (1527) ко­роль Гус­тав I Ва­за про­воз­гла­шён гла­вой Церк­ви, зем­ли мо­на­сты­рей, зам­ки епи­ско­пов по­сту­пи­ли в его рас­по­ря­же­ние, управ­ле­ние пе­ре­шло к ко­ро­лев­ским чи­нов­ни­кам – су­пер­ин­тен­дан­там. В г. Упп­са­ла со­сто­ял­ся си­нод (1536) под рук. Л. Пет­ри, лю­те­ран­ст­во объ­я­ви­ли офиц. ве­ро­ис­по­ве­да­ни­ем шве­дов, что бы­ло под­твер­жде­но на за­се­да­нии рик­сда­га (1544). В Да­нии и вхо­див­ших в её со­став Нор­ве­гии и Ис­лан­дии по ини­циа­ти­ве ко­ро­ля Кри­стиа­на III лю­те­ран­ст­во при­зна­но гос. ре­ли­ги­ей (1536), Тау­сен стал од­ним из ор­га­ни­за­то­ров но­вой Церк­ви, при­няв дея­тель­ное уча­стие в под­го­тов­ке ре­фор­мац. ак­тов («Цер­ков­ный ор­до­нанс», 1537; «Ри­бе­ские ста­тьи», 1542). Дат. гу­ма­нист и дея­тель Р. К. Пе­дер­сен (1480–1554) пе­ре­вёл Биб­лию на дат. яз., О. Пет­ри – на швед. яз., М. Аг­ри­ко­ла – на фин. яз. В Нор­ве­гии и Ис­лан­дии Р. вос­при­ни­малась как ору­дие по­ли­ти­ки ино­зем­ных (дат­ских) го­су­да­рей, лю­те­ран­ское бо­го­слу­же­ние вво­ди­лось на язы­ке стра­ны-сю­зе­ре­на, по­это­му ка­то­лич. ду­хо­вен­ст­ву уда­лось ор­га­ни­зо­вать ан­ти­про­тес­тант­ские вос­ста­ния. Од­на­ко к сер. 16 в. цер­ков­ное зем­ле­вла­де­ние и по­ли­тич. влия­ние ка­то­лич. Церк­ви в Сев. Ев­ро­пе бы­ли ли­к­ви­ди­ро­ва­ны. По­сле Ли­вон­ской вой­ны 1558–83 Шве­ции и Да­нии ото­шла б. ч. зе­мель Ли­вон­ско­го ор­де­на, где так­же ут­вер­ди­лось лю­те­ран­ст­во.

    Реформация в Австрии и Венгрии

    В 1520–30-е гг. в Ав­ст­рии под­держ­ку всех со­сло­вий по­лу­чи­ло лю­те­ран­ст­во, в Ти­ро­ле – ана­бап­тизм. С 1555 дей­ст­во­ва­ли по­ло­же­ния Аугс­бург­ско­го ре­лиг. ми­ра. В Венг­рии в 1-й пол. 16 в. сре­ди низ­ших сло­ёв на­се­ле­ния рас­про­стра­ни­лись ана­бап­тизм и уни­та­ри­ан­ст­во, сре­ди дво­рян – каль­ви­низм, сре­ди бюр­ге­ров – лю­те­ран­ст­во. На землях, под­кон­троль­ных Ос­ман­ской им­пе­рии, про­тес­тан­тизм рас­про­стра­нял­ся бес­пре­пят­ст­вен­но; на тер­ри­то­ри­ях Габс­бур­гов ка­то­лич. власть с по­мо­щью ор­де­на ие­зуи­тов про­ти­во­стоя­ла Р., од­на­ко по­сле Вен­ского мира 1606 бы­ла вы­ну­ж­де­на ле­га­ли­зо­вать ре­фор­мац. дви­же­ния. По­сле 1626 австр. дво­ря­не, на­пу­ган­ные раз­ма­хом кре­сть­ян­ских вы­сту­п­ле­ний под про­тес­тант­ски­ми ло­зун­га­ми, ста­ли про­яв­лять боль­шую ло­яль­ность по от­но­ше­нию к ка­то­ли­че­ст­ву. Вос­поль­зо­вав­шись этим, Фер­ди­нанд II Габс­бург пред­пи­сал про­тес­тан­там-дво­ря­нам в те­че­ние трёх­ме­сяч­но­го сро­ка пе­рей­ти в ка­то­ли­че­ст­во или по­ки­нуть пре­де­лы им­пе­рии. Т. о., ка­то­лич. Цер­ковь вос­ста­но­ви­ла свои по­зи­ции.

    Реформация в Польше и Литве

    Ре­фор­ма­ция в Поль­ше и Лит­ве (с 1569 Ре­чи По­спо­ли­той). С 1520-х гг. в Поль­ше сре­ди об­ра­зо­ван­ной час­ти польск. шлях­ты, с 1540-х гг. – в Вел. кн-ве Ли­тов­ском на­ча­ли рас­про­стра­нять­ся лю­те­ран­ст­во и каль­ви­низм. В 1562–65 про­изо­шёл рас­кол сре­ди польск. каль­ви­ни­стов – из них вы­де­ли­лись т. н. бра­тья-ан­ти­три­ни­та­рии (со­ци­ниа­не), что по­до­рва­ло по­зи­ции про­тес­тан­тов и обес­пе­чи­ло ус­пех Контр­ре­фор­ма­ции. В 1573 акт Вар­шав­ской кон­фе­де­ра­ции про­воз­гла­сил сво­бо­ду ве­ро­ис­по­ве­да­ния, од­на­ко ка­то­лич. Церк­ви как вы­ра­зи­тель­ни­це нац. ин­те­ре­сов в про­ти­во­стоя­нии внеш­ней уг­ро­зе уда­лось вер­нуть ут­ра­чен­ные по­зи­ции.

    Радикальная Реформация

    На­ря­ду с на­прав­ле­ния­ми, по­ло­жив­ши­ми на­ча­ло про­тес­тант­ским церк­вам, в хо­де Р. сло­жи­лось ра­ди­каль­ное кры­ло, пред­ста­ви­те­ли ко­то­ро­го объ­е­ди­ня­лись в об­щи­ны сек­тант­ско­го ти­па. Дви­же­ние ан­ти­три­ни­та­ри­ев воз­ник­ло в Ис­па­нии (М. Сер­вет), Ита­лии (Л. Со­цин, Ф. Со­цин, Б. Оки­но), на­шло от­клик в Тран­силь­ва­нии, Поль­ше, Лит­ве. Са­мое мас­со­вое ра­ди­каль­ное дви­же­ние 16 в. – ана­бап­тизм, рас­про­стра­нив­ший­ся по всей Ев­ро­пе, сре­ди по­сле­до­ва­те­лей ко­то­ро­го пре­об­ла­да­ли пред­ста­ви­те­ли бед­ней­ших ка­те­го­рий на­се­ле­ния. Ана­бап­ти­сты, как и ан­ти­три­ни­та­рии, под­вер­га­ли пе­ре­смот­ру дог­мат о Трои­це, от­ри­ца­ли дей­ст­вен­ность кре­ще­ния в мла­ден­че­ском воз­рас­те, счи­та­ли лю­бое со­ци­аль­ное зло сви­де­тель­ст­вом без­бо­жия. Рас­про­стра­не­ние по­лу­чили т. н. ре­во­люц. ана­бап­тизм (Т. Мюн­цер; Мюн­стер­ская ком­му­на, 1534–35, в по­дав­ле­нии ко­то­рой ка­то­ли­ки и про­тес­тан­ты вы­сту­па­ли со­юз­ни­ка­ми) и мир­ный ана­бап­тизм (Швей­ца­рия, Юж. Гер­ма­ния, Ни­дер­лан­ды). Все ра­ди­каль­ные ре­фор­ма­то­ры осу­ж­да­ли со­труд­ни­че­ст­во про­тес­тант­ских кон­фес­сий со свет­ски­ми вла­стя­ми. В от­ли­чие от про­тес­тант­ской тео­ло­гии, ори­ен­ти­ро­ван­ной на по­ис­ки лич­но­го спа­се­ния, ра­ди­каль­ные тео­ло­ги со­сре­до­то­чи­лись на пе­ре­ос­мыс­ле­нии по­ня­тия Церк­ви, ко­то­рую счи­та­ли не об­ществ. ин­сти­ту­том, ос­вя­щён­ным Бо­же­ст­вен­ной бла­го­да­тью, но ав­то­ном­ным со­б­ра­ни­ем ве­рую­щих, ко­то­рое не­об­хо­ди­мо пол­но­стью от­де­лить от го­су­дар­ст­ва и ко­то­рое име­ет пра­во иг­но­ри­ро­вать не­ко­то­рые об­ществ. нор­мы – при­ме­не­ние си­лы, при­не­се­ние при­ся­ги, во­ин­скую по­вин­ность. Не­смот­ря на пре­сле­до­ва­ния, ко­то­рым под­вер­га­лись при­вер­жен­цы ра­ди­каль­ных со­об­ществ в Ев­ро­пе 16 в., прин­ци­пы ра­ди­каль­ной Р. по­лу­чи­ли даль­ней­шее раз­ви­тие в 17–18 вв.

    Реформация и образование

    На­чаль­ный пе­ри­од раз­ви­тия Р. со­про­во­ж­дал­ся упад­ком сис­тем об­ра­зо­ва­ния. Од­но­вре­мен­но ут­вер­ждал­ся прин­цип ин­тел­лек­ту­аль­ной и мо­раль­ной ав­то­но­мии лич­но­сти. Ре­фор­мац. мыш­ле­ние ло­ги­че­ски пе­ре­хо­ди­ло к ра­цио­на­лиз­му, при­зна­нию че­ло­ве­че­ско­го ин­тел­лек­та за­ко­но­по­ла­гаю­щим во всех об­лас­тях. Ми­ро­воз­зре­нию ре­фор­ма­то­ров бы­ла при­су­ща ди­дак­тич. на­прав­лен­ность: нравств. долг лю­дей, по­знав­ших ис­ти­ну, – не­сти её дру­гим. С по­явле­ни­ем про­тес­тант­ских церк­вей воз­ник­ла не­об­хо­ди­мость в соз­да­нии но­вых со­ци­аль­но-по­ли­тич. ин­сти­ту­тов, в т. ч. сис­тем об­ра­зо­ва­ния и вос­пи­та­ния в раз­ных стра­нах. Напр., в Че­хии осу­ще­ст­в­ля­лась пе­ре­строй­ка на гу­ма­ни­стич. прин­ци­пах ла­тин­ских школ, на­хо­див­ших­ся под пря­мой юрис­дик­ци­ей Праж­ско­го ун-та (рек­тор на­зна­чал в шко­лы учи­те­лей из чис­ла ба­ка­лав­ров сво­бод­ных ис­кусств). В рам­ках чеш. Р. сфор­ми­ро­вал­ся тип шко­лы, по­лу­чив­шей наи­бо­лее яр­кое вы­ра­же­ние в пе­да­го­гич. сис­те­ме Я. А. Ко­мен­ско­го. В Гер­ма­нии в 16 в. кон­цеп­ция но­вой шко­лы как ин­ст­ру­мен­та пре­об­ра­зо­ва­ния об­ще­ст­ва на еван­ге­лич. на­ча­лах бы­ла сфор­му­ли­ро­ва­на М. Лю­те­ром: ор­га­ни­за­ция сис­те­мы об­ра­зо­ва­ния и вос­пи­та­ния – важ­ней­шая за­да­ча свет­ской вла­сти; фи­нан­си­ро­ва­ние учеб­ных за­ве­де­ний за счёт средств, по­лу­чен­ных в ре­зуль­та­те се­ку­ля­ри­за­ции цер­ков­но­го иму­ще­ст­ва; де­мо­кра­ти­за­ция шко­лы; вве­де­ние все­об­ще­го на­чаль­но­го обу­че­ния и др. Идео­ло­гом ре­фор­мы со­дер­жа­ния школь­но­го и уни­вер­си­тет­ско­го об­ра­зо­ва­ния стал Ф. Ме­ланх­тон. Тео­ре­тик гим­на­зич. об­ра­зо­ва­ния И. Штурм раз­ра­бо­тал 10-лет­ний курс школь­но­го обу­че­ния. Эти но­во­вве­де­ния спо­соб­ст­во­ва­ли по­яв­ле­нию клас­сич. гим­на­зии (см. Клас­си­че­ское об­ра­зо­ва­ние). Нем. пе­да­гог В. Трот­цен­дорф впер­вые ор­га­ни­зо­вал в гим­на­зии уче­нич. са­мо­управ­ле­ние. Про­тес­тант­ская пе­да­го­ги­ка раз­ви­ва­лась в Швей­ца­рии, Фран­ции, Анг­лии, в осн. по герм. об­раз­цу. В эпо­ху Р. су­щественные из­ме­не­ния пре­тер­пе­ла и сис­те­ма выс­ше­го об­ра­зо­ва­ния (пре­ж­де все­го в Гер­ма­нии). В сер. 15–17 вв. воз­ник­ли тер­ри­то­ри­аль­но-кон­фес­сио­наль­ные университеты.

  3. Прямоугольник Ответить

    Уже в 15 веке европейские государства представляли из себя небольшие монархии или республики, где вводились свои законы. Чеканились монеты. И правители были очень недовольны, что Папа Римский позволяет себе диктовать условия им, как нужно править. Была и еще одна немаловажная причина – деньги. Католическая церковь была баснословно богата (что не могло не тревожить королей, собиравших по крупицам налоги на ведение войн). Кроме этого, священники нашли другой способ приумножить свое богатство – продажи индульгенций вскоре были поставлены на поток. Что такое эти индульгенции? Это обычная бумажка в виде грамоты, где было прописано, что церковь отпускает все грехи. Многие горожане и аристократы, которые могли себе позволить купить индульгенцию, бросились массово искупать свои грехи таким способом. Вопрос – куда уходили эти деньги? Естественно, в Рим.
    К сожалению, население в те времена было преимущественно неграмотным, не все владели латынью, поэтому были трудности с пониманием служб. Что тоже не устраивало граждан. Церковь постоянно взимала плату за различные обряды, что не могло не злить население, у которого и так ничего не оставалось после сбора налогов для короля. Постепенно недовольство копилось и вылилось в масштабные мятежи и восстания против католического произвола.

    Причины реформации

    Среди множества причин выделим несколько основных, которые и повлияли на решение граждан выступить против католичества.
    продажа индульгенций
    несметные богатства церкви
    несоответствие церковных сановников их проповедям
    обширные земельные владения церкви
    вмешательство Папы во внутренние дела государств
    рост грамотности среди населения
    поборы церкви
    службы на латыни, непонятной для большинства граждан.

    Реформация в Германии

    Именно в этой стране католическая церковь набрала наибольшее количество протестующих голосов. В 1517 году профессор богословия Мартин Лютер повесил на дверях собора свое самое знаменитое произведение – 95 тезисов, где обличал порядки церкви и призывал изменить их в лучшую сторону. Кроме этого, Библия – самая ценная книга для христиан – была написана на латыни, а население Германии того времени уже не разговаривало на этом языке. Поэтому Лютер перевел ее на немецкий язык, чтобы было понятнее.

  4. AXYLA Ответить

    1483 (1484?), 10 ноября — родился в Эйслебене (Саксония)
    1497— 1498 — учеба в школе лоллардов в Магдебурге
    1501 — 1505 — учеба в Эрфуртском университете
    1505 — 1506 — послушник в монастыре августинцев (Эрфурт)
    1506 — принял монашеский обета
    1507 — рукоположен в священнический сан
    1508 — перебирается в Виггенбергекий монастырь и поступает на богословский факультет Виггенбергского университета
    1512, 19 октября — Мартин Лютер получает степень доктора богословия
    1515 — избирается викарием деканата (11 монастырей) ордена августинцев.
    1517, 31 октября — отец Мартин Лютер вывесил на дверях Виттенбергской приходской церкви 95 тезисов об индульгенциях.
    1517-1520 — многочисленные богословские статьи с критикой существующих порядков в церкви
    1520, 15 июня — булла папы Лва X, в которой предлагается Лютеру в 60-дневный срок отречься от своих еретических идей
    1520, 10 декабря — на городской площади Виггенберга толпа студентов и монахов под руководством Лютера сожгла папскую буллу и сочинения оппонентов Лютера.
    1521, 3 января — булла Льва X об отлучении Мартина Лютера от Церкви.
    1521, май — 1522, март — Мартин Лютер под именем Юргена Йорга скрывается в Вартбургской крепости, продолжая свою публицистическую деятельность
    1522, 6 марта — возвращение в Виттенберг
    1525, 13 июня — женитьба на Катарине фон Бора
    1525, 29 декабря — первое богослужение по новому обряду, совершенное Лютером.
    1526, 7 июня — родился сын Лютера Ганс
    1527, 10 декабря — родилась дочь Лютера Елизавета, умершая 3 апреля 1528 года.
    1522-1534 — публицистическая деятельность, перевод на немецкий книг пророков и Библии
    1536, 21—28 мая — в Виттенберге под председательством Лютера состоялась встреча крупнейших богословов новой веры
    1537, 9 февраля — протестантский конгресс в Шмалькальдене, для которого Лютер написал «Символ веры».
    1537-1546 — публицистика, разъезды по германии
    1546, 18 февраля — Мартин Лютер скончался от болезни сердца

  5. Borus Ответить

    Продажа индульгенций, начатая для финансирования строительства собора Св. Петра в Риме, приобрела особенно широкий размах при папе Льве X (1513-1521 гг.). Человеком, бросившим ему вызов, стал саксонский монах Мартин Лютер (1483—1546).

    М. Лютер
    Будущий реформатор родился в семье рудокопа, ставшего впоследствии владельцем небольшого медеплавильного предприятия. Он сумел получить университетское образование, несколько лет провёл в монастыре, а затем начал преподавать богословие в университете г. Виттенберга, расположенного во владениях герцога Саксонского. Хорошее знание церковной жизни и многолетние размышления над религиозными проблемами привели Лютера к мысли о необходимости очистить католическую церковь от пороков, вызывавших всеобщее возмущение. Средство к достижению этой цели он видел в возврате к идеалам раннего христианства, когда единственным авторитетом для христиан был текст Библии в его первозданной чистоте.
    31 октября 1517 г. в соответствии с принятым в те времена обычаем Лютер прибил к дверям церкви в Виттенберге знаменитые «95 тезисов» — свои возражения против торговли индульгенциями. Это событие считается началом Реформации.
    Переведённые с латыни на немецкий язык тезисы Лютера стремительно распространялись по всей Германии, заставляя миллионы его соотечественников задуматься над сложившимся в их стране положением. Попытка папы опровергнуть опасные мысли привела лишь к тому, что внимание народа ещё более сосредоточилось на Лютере.
    В 1520 г. Лютер сделал следующий, ещё более решительный шаг, опубликовав обращение «К христианскому дворянству германской нации об исправлении христианства» и ряд других сочинений, в которых опровергал основные догматы католической церкви и осуждал господствовавшие в ней нравы. В доказательство серьёзности своих намерений Лютер демонстративно сжёг папскую буллу об отлучении его от церкви.
    В 1521 г. Лютер был вызван на рейхстаг в Вормсе, где предстал перед судом императора Карла V. Согласно легенде, в ответ на предъявленные ему обвинения непреклонный реформатор решительно заявил: «На том стою и не могу иначе». Императору в тот момент было не до Германии. Назревала война с Францией, поэтому едва ли не в самую критическую минуту истории Германии он спешил оставить её для осуществления своих внешнеполитических замыслов. Карл V издал эдикт об осуждении Лютера, но тот вовремя скрылся во владениях герцога Саксонского Фридриха Мудрого, который первым из крупных германских князей встал на сторону Реформации.

    Реформация в Германии
    Лютер подготовил перевод Библии на немецкий язык, который сыграл колоссальную роль в истории германской культуры, дав импульс к формированию немецкого литературного языка. Перевод Лютера лёг в основу всей системы немецкого образования, которой он всегда придавал большое значение.

    Мартин Лютер за переводом Библии в замке в Вартбурге. Гравюра. 1530 г.

    Библия в переводе Мартина Лютера
    Религиозное учение, основанное на идеях Лютера, получило название лютеранство. В настоящее время оно насчитывает десятки миллионов последователей во многих странах мира (их называют также евангельскими христианами, или евангелистами).
    Основной смысл лютеранства сводится к идее об «оправдании верой», что означает отказ от внешних проявлений религиозности в пользу внутренних переживаний каждого человека. Спасение души провозглашалось индивидуальным делом верующего, не требующим вмешательства со стороны официальной церкви. Священное Писание объявлялось единственным авторитетом в вопросах веры, который не нуждался ни в каких толкованиях, а тем более — в формальных решениях церкви для своего подтверждения.
    Лютеранство утверждало ненужность посредника между человеком и Богом — и, таким образом, ненужность церкви как особой организации. Новое учение предполагало отказ от монашества и церковного имущества. На место роскошных, богато декорированных католических храмов приходила «дешёвая церковь», лишённая ненужных украшений и пышных обрядов. От католичества сохранялось лишь то, что прямо не противоречило Писанию: крест, алтарь, орган. Важнейшее значение имело и то, что вместо латыни богослужение велось теперь на родном языке верующего. Религиозная жизнь сосредоточивалась теперь в церковных общинах, возглавляемых проповедниками — пасторами.

    Крестьянская война

    Реформация породила всеобщие надежды на преобразование германского общества. По всей стране распространялось убеждение, что мир находится накануне переворота, подготовленного всем ходом истории. Никогда ранее Германия не переживала такой поры надежд, энтузиазма, веры в быстрое обновление.
    Ненависть к Риму на какое-то время заставила немцев забыть о различии интересов, но чем шире становился круг вовлечённых в движение социальных сил, тем явственнее давали знать о себе их противоречия и несхожие цели.
    Первым на защиту своих интересов выступило германское рыцарство. Однако поднятое рыцарями восстание потерпело неудачу, что привело к его ослаблению как самостоятельной общественной силы и постепенному исчезновению с исторической арены.
    Широкие народные массы по-своему истолковывали «христианскую свободу» и требовали решительным образом изменить условия своей жизни. Результатом стала «народная Реформация». К 1525 г. вся Германия была охвачена восстаниями, получившими название Крестьянской войны. Эти события заняли важное место в истории Германии в период перехода к Новому времени. Они стали следствием резкого ухудшения условий существования крестьянства, а Реформация подвела под требования крестьян идейную основу.

    Вооружённые крестьяне. Гравюра XVI в.

    Крестьянская война в Германии
    В важнейшем доку менте Крестьянской войны — «12 статьях» — подчеркивалось: «сущность всех крестьянских статей (как ясно видно дальше) направлена к тому, чтобы понять это Евангелие и жить согласно с ним».
    Эти выступления наглядно показали, что события стали развиваться не так, как предполагал инициатор Реформации. Лютер осудил восставших, опубликовав воззвание «Против разбойных крестьянских орд».
    Борьба носила крайне ожесточённый характер, в ходе подавления крестьянских восстаний погибло около 100 тыс. человек.

    Княжеская реформация и итоги Реформации в Германии

    После окончания Крестьянской войны дело Реформации взяли в свои руки князья, занявшие отныне ведущее положение в происходящих событиях. Начинался период Реформации, который получил название «княжеская» Реформация. Включение владетельных князей в реформационное движение поднимало его на новый уровень.
    В Германской империи существовали две категории князей: князья светские и князья церковные. Между ними существовали серьёзные противоречия. Реформация открывала перед светскими князьями возможности для расширения своих владений за счёт владений церковных князей.
    Стремительному распространению Реформации по всей империи способствовала также борьба за власть между императором и князьями. Реформация позволяла светским князьям укрепить своё положение в Империи за счёт ослабления власти монарха.
    Главным содержанием «княжеской» Реформации стал захват монастырских земель и секуляризация церковных владений, то есть обращение церковной собственности (преимущественно земли) в светскую. Карл V не сразу вмешался в конфликт между князьями и церковью. Всё это время его отвлекали войны в Италии. В 1529 г., после подписания мира в Каморе, Карл V получил, наконец, возможность заняться германскими делами. Первым делом император запретил захваты монастырского и церковного имущества и восстановил императорский эдикт 1521 г. о запрете лютеранства. Эти решения вызвали знаменитый протест пяти князей и 14 имперских городов — сторонников Реформации. Отсюда происходят понятия протестантизм и протестант, которые стали общими названиями для всего реформационного движения и его последователей.
    Попытка Карла V восстановить церковное единство Германии не удалась. Обстоятельства, связанные с внешней политикой, вынудили императора надолго отложить борьбу против протестантов. Только заключённый в 1544 г. мир с Францией развязал Карлу V руки для борьбы с протестантами. Первая религиозная война в Германии (1546-1547 гг.) завершилась решительной победой императора. Однако в ходе второй войны 1552 г. протестанты выступили в союзе с королём Франции и быстро добились победы.
    Между тем Германия находилась в состоянии почти полного хаоса. В 1555 г. в Аугсбурге был созван рейхстаг, которому суждено было подвести черту под религиозными войнами в Германии. Заключённый в Аугсбурге религиозный мир был основан на принципе: «Чья страна, того и вера» (то есть в каждом княжестве правитель имел право установить вероисповедание, которое выбрал сам). В Империи отныне признавались два христианских вероисповедания, одинаково равных перед законом, — католическое и лютеранское.
    Видя крушение своих идеалов, Карл V отрёкся от всех титулов, чтобы закончить свою жизнь в одном из испанских монастырей.

    Итоги Реформации в Германии

    В результате Реформации произошло полное преобразование Германии. Отныне Империя была расколота на две неравные части. Протестантизм победил преимущественно на севере. Юг Империи, включая наследственные владения Габсбургов и Баварию, остался по большей части католическим.
    Каждый князь сам устанавливал веру своих подданных, что ещё более усилило раздробленность Германии и уничтожило какие-либо возможности для предотвращения её в централизованное государство по образцу других стран Европы.
    Из воззвания Мартина Лютера «К христианскому дворянству германской нации об исправлении христианства», 24 июня 1520 г.
    «Время молчания прошло, и время говорить настало». И «может быть, Бог все-таки захочет помочь Своей Церкви посредством мирян, поскольку духовенство, которому это более подобает, ни на что не обращает внимания». Ведь «все христианство пришло в ужасный упадок», а «деятельность папы противоречит Писанию». Глава христианской церкви «ведёт такой светский и пышный образ жизни, достичь и сравняться с которым не в состоянии никакой король, никакой император». В Риме — «купля, продажа, размен, обмен, суета, ложь, обман, грабёж, воровство, роскошь, блуд, подлость и пренебрежение Богом во всех видах, так что гнуснее не мог бы править и антихрист». Там никого «не беспокоит, что законно, а что незаконно, там думают лишь о том, что приносит деньги, а что — нет».
    Поэтому «немецкая нация, епископы и князья должны сами позаботиться о христианстве и народе, который им вверен, чтобы управлять им и защищать его материальные и духовные блага». Германское «христианское дворянство должно выступить против папы как против всеобщего врага и разрушителя христианства». Оно должно «помочь немецкой нации вновь стать христианской и свободной от жалкого, языческого и нехристианского правления папы».
    «И гораздо больше хочет Он, чтобы эта империя управлялась христианским немецким государем».
    Использованная литература:
    В.В. Носков, Т.П. Андреевская / История с конца XV до конца XVIII века

  6. Gakus Ответить


    Начало Реформации в Европе связано с именем Мартин Лютер. Мартин Лютер бросил вызов католической церкви в Виттенберге в Саксонии. Это произошло после прибытия в этот район германского проповедника Иоганна Тетцеля, который продавал индульгенции, чтобы собрать деньги для папы Льва X. Индульгенции уже долгое время подвергались критике со стороны католических теологов (ученых в области религии), но их финансовый успех обеспечивал существование этой практики, поскольку она была слишком выгодна, чтобы прекратить ее.
    В ответ Лютер 23 октября 1514 г. поместил документ с 95 тезисами (заявлениями) на дверь городской церкви. Тезисы Лютера не были радикальными, но привлекли обширную аудиторию, и, благодаря последним достижениями в области развития печатного дела, они широко разошлись и их повсюду читали.
    Первоначальная критика церкви со стороны Лютера была направлена против продажи индульгенций, но он продолжил нападать на суть католического учения о пресуществлении (вера в то, что хлеб и вино превращаются в тело и кровь Христа во время причастия), безбрачии священников и главенства пап. Он также призывал к реформе религиозных орденов, монастырей и возвращению простоты более ранней церкви.

    Лютеранская церковь

    Реформация в Европе распространилась после вызова, который Лютер бросил официальной церкви. Он завоевал множество последователей, но первоначально Лютер хотел только реформировать существующую церковь, а не создать совершенно новую систему.
    Было сделано несколько попыток примирить Лютера с религиозными властями. В 1521 году он был вызван представить свои взгляды перед имперским парламентом в Вормсе в присутствии императора Священной Римской империи Карла V, который правил большей частью Европы. Лютер отказался отречься от своих взглядов и, будучи уже отлученным от церкви папой, он теперь был объявлен императором вне закона.
    В ответ он основал независимую церковь и начал переводить Библию на немецкий язык.Предшествующие издания Библии выходили на латинском языке. Издание Лютера впервые позволило людям читать Библию на их родном языке.

    Часть силы учения Лютера заключалась в его призыве к германской идентичности. Германия в этот момент состояла из множества независимых государств, которые номинально подчинялись императору Карлу V. Германские князья хотели сохранить свою власть, и они увидели в учении Лютера способ одновременно избавиться и от императорского, и от церковного контроля над Германией. То, что началось как религиозный диспут, скоро стало политической революцией.
    В 1524 году в юго-западной части Германии в результате экономических трудностей в регионе разразилась крестьянская война. Лига германских князей, поддержанная Лютером, жестоко подавила восстание в 1526 году. Восстание привело Лютера в ужас, равно как и светских лидеров, против которых оно было направлено.
    Один за другим северные германские государства – Саксония, Гессе. Бранденбург, Брауншвейг и другие – принимали лютеранство. Каждое государство захватывало контроль над церковью, усиливая власть правителя над его народом.

    Всемирный отклик

    Призыв лютеранства не был ограничен только Германией. В 1527 году король Швеции Густав Ваза, который добился независимости от Дании и Норвегии в 1523 году, захватил церковные земли, чтобы обеспечить средства для своего нового государства. Затем он реформировал новую государственную церковь в соответствии с лютеранскими правилами.
    Аналогичный процесс адаптации лютеранства произошел в Дании и Норвегии в 1536 году. В Англии разрыв с Римской церковью произошел после того, как папа отказался утвердить развод Генриха VIII с его женой Екатериной Арагонской. Генрих заменил папу в качестве главы английской церкви.

    Политические последствия

    Политический ответ на лютеранскую реформацию возглавлял император Карл V, однако его обширные владения в Европе привели его к конфликту, в т.ч. и с Францией. Война между этими двумя державами, а также между Карлом и растущим могуществом мусульманской Османской империи в Средиземноморье и на Балканах, означала, что он не мог посвятить все свои ресурсы уничтожению лютеранства в Германии.
    Карл победил лютеран в битве при Мюльберге в 1547 году, но не смог политически уничтожить их. Религиозный и политический компромисс были, наконец, достигнуты после мира в Аугсбурге в 1555 году, по которому император дал указ каждому князю в своей империи выбирать между католицизмом и лютеранством, и распространять эту веру среди своих подданных.
    Сам Лютер был консервативным теологом и уважал порядок. Но многие из тех, кто последовал за ним, были настроены гораздо радикальнее.

    Цвингли и Кальвин

    В Цюрихе У. Цвингли обратил город в лютеранскую веру. Его 67 тезисов в 1523 году были приняты городским советов в качестве официальной доктрины. Однако он был не согласен с Лютером относительно природы евхаристии (хлеб и вино, которые принимают во время причастия) и начал вести швейцарскую церковь по более радикальному, не признающему иерархию направлению. Его смерть в 1531 году во время защиты Цюриха от католических кантонов (провинций) Швейцарии замедлила импульс реформации в Швейцарии.
    Жан Кальвин, который начал создавать новый религиозный центр в Женеве, в последующем стал ключевой фигурой, связанной с протестантской реформой в Швейцарии. Кальвин перешел в новую реформированную веру в 1533 году и поселился в Женеве в 1536 году. Там он разработал более суровую форму протестантизма, основанную на его собственном прочтении Писания и его глубокой академической подготовке, где подчеркивалось предназначение – власть Бога над всеми действиями человека.

    Хотя сам Кальвин не разработал какой-либо практической теории сопротивления нечестивой власти, подобной власти католической церкви или католических правителей, многие из его последователей были готовы отстаивать свои взгляды с помощью силы на основе его учения. Как и Лютер, он подчеркивал прямую связь индивидуума с Богом без посредничества папы или священников и первенство Библии в качестве основы всего проповедования и учения. Библия теперь уже широко распространялась на современных языках, а не на латинском – языке церкви.
    В отличие от Лютера, однако, который верил в политическую подчиненность церкви государству, Кальвин проповедовал, что церковь и государство должны действовать вместе, чтобы создать божественное общество, в котором религиозные верования и строгий кодекс поведения должны определять каждый аспект повседневной жизни.
    Кальвинизм распространился в Шотландии, Нидерландах и во многих частях Франции, где его последователи были известны, как гугеноты, а также в различных районах германских государств, в Богемии и Трансильвании. Кальвинизм также вдохновил пуританское движение в Англии, а позже в Северной Америке, где его приверженцы хотели очистить англиканскую церковь от остающихся в ней католических элементов, в частности, от власти епископов и прочих «папистских» украшений – церковных одеяний, утвари и музыки.

    Ответ католиков

    Первоначальным ответом католиков на Реформацию было отлучение от церкви тех, кто восставал против нее. Когда стало ясно, что это не поможет победить Реформацию, католическая церковь начала реформировать себя на основе внутренних призывов к церковной реформе, которые намного предшествовали выступлению Лютера.
    После трех встреч в Триденте в Итальянских Альпах в 1545-1563 гг. католическая церковь начала Контрреформацию. Католическая Контрреформация развивалась успешно, усилив католицизм и теологически, и политически, хотя была установлена более авторитарная ортодоксия.

    Польша, Австрия и Бавария стали полностью католическими, но в то время, как в Германии в основном царил мир, сильное кальвинистское (гугенотское) присутствие во Франции вызвало длительные религиозные войны, которые закончились только после того, как Нантский эдикт в 1598 году провозгласил религиозную терпимость. В конце века, видимо, 40% населения Европы следовали одному или другому реформированному верованию.

  7. Golden Lady Ответить


    К концу XV в. состояние Западной Церкви было очень печальным. Некоторые папы, например, Александр VI (Борджия), вели шумную светскую жизнь, далекую от христианского идеала. Епископы были в своем большинстве богатыми землевладельцами, не занимавшимися жизнью своих епархий, часто не знавшими богословия и почти никогда не совершавшими богослужений. Несмотря на строжайшее запрещение, высшие церковные должности очень часто продавались. Каноники (попечители приходов) были, по большей части, мирянами, занимавшими духовные должности только ради извлечения дохода от церквей. Низшее духовенство жило очень бедно, и было угнетаемо. Народ пребывал в духовной темноте и суевериях. Христианский идеал, главным образом, сохраняли лишь некоторые монашеские ордена.
    На фоне такого духовного состояния Церкви в Западной Европе имело широкое распространение движение, получившее название «гуманизм», которое ставило в основу человеческого бытия свободу разума и личности и проповедовало возвращение к классической древности.
    Из гуманистов этой эпохи выдающимся церковным просветителем был известный ученый Эразм Роттердамский (1467 – 1536). Он был горячим сторонником мирного проведения церковных реформ без применения насилия. Но его призывы не были услышаны, и в XVI веке Западная Церковь не только подверглась расколу, но и пережила страшную эпоху религиозных войн.
    Причины первых разделений Западной Церкви были как церковными, вытекавшими из внутреннего состояния самой Церкви, так и политическими: разногласия между отдельными государствами, оппозиция германских народов Риму и папскому господству. Самым ярким представителем оппозиционеров был народный вождь Ульрих фон Гуттен. А первое церковное движение против Рима возглавил Мартин Лютер. Сын бедного немецкого рудокопа, он родился в 1483 г. в городке Эйслебене. С раннего детства мать приучила его видеть в Боге только страшного и неумолимого судию, и эти первые детские впечатления сохранились у него на всю жизнь. Лютер учился в Магдебурге и Эрфурте, в 1507 г. стал священником. Обет монашества он дал во время страшной грозы и считал потом его до смерти «подневольным», принятым под влиянием страха.
    В 1515 г. произошли события, которые вызвали начало раскола в Католической Церкви. Папа Лев X, сын герцога Флорентийского Лаврентия Великолепного, большой покровитель искусств, решил ускорить постройку грандиозного Собора святого Петра в Риме, который должен был заменить древнюю базилику. Для постройки потребовались очень большие суммы. Для сбора средств в германских государствах была дана монополия банкирскому дому Фуггер в Аугсбурге, который поставил дело очень широко. Кроме продажи разрешительных грамот (индульгенций) для живых, доминиканский монах Тетцель начал продавать грамоты для спасения душ умерших, что вызвало горячий протест многих богословов. Когда Тетцель приехал в Виттенберг, где тогда преподавал Мартин Лютер, последний прибил к дверям местной церкви 95 тезисов, в которых осуждались злоупотребления всех, продававших разрешительные грамоты. Тезисы 1517 г. произвели очень большое впечатление во всей Германии, и повсюду начались богословские споры.
    В 1520 г. папа издал буллу, в которой, не называя Лютера, осуждал его тезисы. Булла была встречена в Германии очень враждебно. Курфюрст Саксонский отказался задержать Лютера, и последний торжественно сжег буллу на площади.
    К этому времени Мартин Лютер написал четыре богословских трактата. Если в первом, о Божией Матери (толкование на «Песнь Богородицы»), он оставался в церковной традиции, то в трех остальных резко с ней порывал. Вторая работа озаглавлена «К христианскому дворянству германской нации». В ней он проводил свои идеи о «всеобщем священстве» и призывал мирян произвести реформу в Церкви. В третьем сочинении, «О свободе христианина», он говорил о спасении одной верой, а не делами; в четвертом, «О Вавилонском пленении», отвергал Таинства Священства, Миропомазания, Брака и Елеосвящения, а также пресуществление Святых Даров. Последние годы жизни Лютера, после снятия им с себя сана и женитьбы, прошли в укреплении лютеранства в отдельных частях Германии и в борьбе со своими духовными противниками, главным образом со швейцарцем Ульрихом Цвингли. Умер Лютер в 1545 г.
    В 1530 г. в Аугсбурге собрался имперский Сейм, которому лютеране представили свое исповедание веры, составленное немецким богословом Меланхтоном. Император отверг исповедание, но многие князья и вольные города приняли его, и Германия разделилась на два враждующие лагеря. Протестантские князья образовали Лигу, но нашествие турок на Европу временно изменило положение. Император согласился обратиться к Собору. Все же в 1546 г. религиозная война между протестантскими и католическими государствами началась и окончилась поражением протестантов. В 1555 г. в Аугсбурге был заключен мир и принята формула «Кого царство, того и религия», подчинившая жизнь Церкви целиком государственным интересам. Аугсбургское исповедание веры 1530 г. осталось с тех пор официальным изложением веры лютеранства.
    Вторым реформатором был швейцарец Ульрих Цвингли (1484 – 1531), сын зажиточного крестьянина, получивший хорошее образование в Берне и Базеле. Он был учеником Эразма Роттердамского и, как и тот, посвятил себя изучению Священного Писания. Будучи священником в Цюрихе, он стал проповедовать полное преобразование церковной жизни и вскоре совершенно порвал с Католической Церковью. Он был против каких бы то ни было внешних проявлений веры, отверг мессу, учил, что Евхаристия есть только благочестивый обычай, совершаемый в воспоминание Тайной вечери и не допускал в помещения, где совершалась молитва, никаких изображений, икон, статуй и даже креста.
    Цвингли был убит в битве при Каппеле. Часть его учеников присоединилась к Лютеру, а часть к Жану Кальвину. Жан Кальвин (1509 – 1564) принадлежал к новому поколению реформаторов, очень рано начал свою деятельность. Он родился в Нуайоне, во Франции, в семье, которая отличалась своим свободомыслием. В 14 лет он поехал в Париж, поселился на горе Святой Женевьевы и стал усердным слушателем университета, несмотря на то, что жизнь студенческая была очень тяжела. После того он продолжил образование на юридических факультетах в Орлеане и Бурже.
    В 1535 г. он написал свой знаменитый богословский трактат «Христианское установление», который до сих пор является основополагающим для всех кальвинистов. Успех этого труда во Франции, Швейцарии и, отчасти, в Нидерландах был исключительным. Кальвин проводил в нем учение о полном предопределении одних людей к гибели, а других к спасению и о неучастии человеческой воли в спасении.
    В Женеве Кальвин и его друг Фарель начали вводить новое учение с неумолимой строгостью. В 1538 г. местные власти изгнали их из Женевы, но через три года они вновь туда вернулись. С 1541 по 1564 г. Кальвин был настоящим диктатором в Женеве и очень жестоко боролся со всеми, кто с ним не был согласен, предавая их смерти. Так, например, он сжег испанского ученого Михаила Сервета. Религиозное государство Кальвина отличалось крайней нетерпимостью ко всем инакомыслящим. Над всеми гражданами Женевы было учреждено постоянное наблюдение.
    Кальвинизм не ограничился пределами Женевского кантона. Он быстро распространился во Франции, где ему сочувствовали высшие круги дворянства и часть духовенства. Вскоре он принял, как во Франции, так и особенно в Нидерландах, форму иконоборчества. Кальвинисты нападали на монастыри и храмы, уничтожали статуи, иконы и алтари. За время нового иконоборчества были уничтожены многие памятники церковного искусства, особенно в районе Лиона и Антверпена.
    Кальвинизм проник также на север, в Шотландию, где его возглавил Джон Нокс, основатель «пуританства» (последователей чистоты христианского учения). Также последователи религиозного учения Кальвина появились и в Польше, главным образом среди крупных землевладельцев во главе с князьями Радзивиллами.
    Бурные события в европейских государствах отразились и на церковной жизни Англии. В Англии королевская власть очень усилилась к началу XVI века, и одновременно ослабело влияние папства. Церковь в Англии была давно уже в частичной зависимости от короля и парламента, но до правления Генриха VIII все же подчинялась Риму. Когда папа в 1534 г. не согласился на развод короля с Екатериной Арагонской, Парламент издал «Акт о королевском верховенстве», и Английская Церковь порвала канонические отношения с Римом.
    Король Генрих VШ ограничился разрывом с Римом и отобранием в казну имущества монастырей и церквей, но в душе оставался католиком. При преемнике Генриха, его сыне Эдварде VI (1547-53), в Англии началась реформа вероучения и богослужения, но не в такой резкой форме, как в Германии и Швейцарии. Было допущено причащение под обоими видами, разрешены браки священников, всем разрешено чтение Библии, переведенной на английский язык еще при Генрихе. Затем, после долгих совещаний английских и прибывших немецких богословов, был издан общий молитвенник и обрядник (1548 г.) и, наконец, 42 члена англиканского вероисповедания (в 1551 г.). В угоду приверженцам обоих вероисповеданий была создана своеобразная смесь католичества и лютеранства.
    При королеве Елизавете окончательно образовалась епископальная Английская Церковь со смешанным вероучением, которая получила наименование Англиканской и стала государственной.
    Почти одновременно с разрывом Английской Церкви с Римом произошел разрыв с папством и скандинавских Церквей. Он был совершен и в Швеции, и в Дании королевской властью и сопровождался конфискацией церковных имуществ. Как король шведский Густав Ваза, так и датские короли Фридрих I и Христиан III, ввели в своих государствах лютеранское вероисповедание, но с сохранением епископата, как и в Англии.

  8. Тамачка Ответить

    Расширение Римским Папой торговли “райскими квитанциями” было толчком для открытой борьбы против католической церкви. Профессор Виттенбергского университета Мартин Лютер в 1517 году выступил против торговли “райскими квитанциями” индульгенциями. Сторонник Папы – император вызвал Лютера на съезд в городе Вормсе с целью его арестовать, но один из германских князей спрятал его в своем замке. Лютер не выступал против религии вообще, он заложил основу реформации – перестройку церкви. В реформации каждый видел свое: горожане боролись за уменьшение церковных налогов и за закрытие монастырей, рыцари хотели прибрать к рукам церковные земли, князья желали подчинения церкви не Папе, а князьям, бедняки хотели ликвидации как католической церкви, так и феодальных порядков. Борьба крестьян против феодального строя была истинно народной реформацией, и возглавил ее Томас Мюнцер.
       Крестьянская война
    Война началась в 1524 году на юге Германии, а в 1525 году охватила всю страну. В Тюрингии возглавил борьбу священник Томас Мюнцер, который призвал уничтожить феодальные порядки. Городская беднота поддерживала крестьян, помогала ей. А богатые горожане вместе со своими руководителями перешли на сторону феодалов. Крестьянам не удалось объединиться в единую армию. Против восставших в Тюрингии двинули наемное войско, которое перебило почти пять тысяч человек, в том числе убили и Мюнцера. И в других областях восстание было подавлено. После этого феодальные порядки в стране еще более ужесточились. Свободные до сих пор крестьяне тоже стали крепостными. Раздробленность Германии и феодальный гнет усилились.
       Распространение реформации
    Император Карл V хотел предотвратить распространение реформации в Германии, однако в 1524 году пять князей и четырнадцать городов подняли протест против этого и защитили Лютера. С тех пор сторонников Лютера стали называть “протестантами”, а новая церковь стала называться “протестантской”.
    В 1555 году между протестантскими и католическими князьями в Аугсбурге было достигнуто соглашение (“Аугсбургское соглашение”), по которому признавалась свобода вероисповедания протестантов. Каждый князь становился главой церкви. Были отменены роскошные церемонии. Население должно было исповедовать ту религию, которую принял князь. Кто был не согласен, мог переселяться в другое место. Церковь германских протестантов стала называться “лютеранской церковью”. В Англии, Дании и Швеции короли сами провели церковную реформу и возглавили церковь.
       Кальвинистская церковь
    В Швейцарии церковную реформу возглавил Жан Кальвин, а потому новая церковь здесь называлась “кальвинистской церковью”. Кальвин не выступал против богатства, но запрещал расточительство. Его церковь состояла из отдельных самостоятельных общин. Главы этих общин избирались из среды горожан. Как и католики, кальвинисты преследовали своих противников, сжигали их на кострах. Больше всего кальвинизм распространился в Швейцарии, Франции и Нидерландах.
    С возникновением протестантской церкви католическая церковь раскололась на два лагеря. Католики потеряли часть своего имущества, авторитет Папы был утерян.
    Для возвращения былого могущества Римская католическая церковь перешла в атаку на реформацию. С этой целью:
    Папа Римский в 1540 году создал “Общество Иисуса”, или орден иезуитов, чтобы вернуть в лоно церкви “заблудших”.
    В 1542 году была создана папская инквизиция. Отступников от католицизма жестоко наказывали и сжигали на кострах.
    Торжественно сжигали на кострах книги, запрещенные для чтения католикам.
    В области, густонаселенные протестантами, совершали набеги и истребляли их в массовом порядке.
    В августе 1572 года, накануне дня Святого Варфоломея, началась бойня протестантов в Париже, вошедшая в историю как “Варфоломеевская ночь”. В течение недели были убиты свыше 30 тысяч человек.
    Несмотря на все эти жестокие меры, католической церкви не удалось предотвратить распространение протестантизма. Католическая церковь закрепилась лишь в Польше, Италии и Южной Германии. В этих странах долгое время продержались феодальные порядки.

  9. Я Дикий как Улитка>=3 Ответить

    Смотреть что такое “РЕФОРМАЦИЯ” в других словарях:

    Реформация — 95 тезисов Формула согласия Контрреформация … Википедия
    РЕФОРМАЦИЯ — (лат., от re опять, вновь, и formare образовывать). Преобразование, улучшение. Религиозное движение в Германии, направленное против папства, имевшее следствием происхождение реформатской и лютеранской церквей. Словарь иностранных слов, вошедших в … Словарь иностранных слов русского языка
    реформация — и, ж. reforomation < лат. reformatio преобразование. 1. Религиозная борьба против католической церкви и папской власти, являющаяся социально политическим движением против феодализма в Западной Европе в 16 в. Реформация нанесла Риму страшный… … Исторический словарь галлицизмов русского языка РЕФОРМАЦИЯ — (от латинского reformatio преобразование), общественное движение в Западной и Центральной Европе в 16 в. Носило в основном антифеодальный характер, приняло форму борьбы против католической церкви. Начало реформации положило выступление в 1517 в… … Современная энциклопедия
    РЕФОРМАЦИЯ — (от лат. reformatio преобразование) общественное движение в Зап. и Центр. Европе в 16 в., направленное против католической церкви. начало Реформации положило выступление в 1517 в Германии М. Лютера. Идеологи Реформации выдвинули тезисы, которыми… … Большой Энциклопедический словарь
    Реформация — общественное движение в Западной и Центральной Европе 16 в. Носило в основном антифеодальный характер, приняло форму борьбы против Католической церкви. Начало Реформации положено выступлением в 1517 г. в Германии М. Лютера. Идеологи Реформации… … Исторический словарь
    Реформация — (лат. reformare – преображать, исправлять) – широкое антифеодальное и антикатолическое движение в Европе в первой половине ХVI в., положившее начало протестантизму. Реформация началась в Германии (Мартин Лютер), охватила ряд европейских стран… … Энциклопедия культурологии
    Реформация — – христианды? шіркеу мен дін т?туды? ?зін ?згертуге ба?ыттал?ан Солт?стік ж?не Орталы? Еуропада?ы XVI ?. ке? діни ж?не ?леуметтік саяси ?оз?алыс. Ол Ренессанспен ты?ыз байланысты. Реформацияны? негізін ?алаушылар М.Лютер мен Ф.Меланхтон… … Философиялы? терминдерді? с?здігі
    Реформация — (от латинского reformatio преобразование), общественное движение в Западной и Центральной Европе в 16 в. Носило в основном антифеодальный характер, приняло форму борьбы против католической церкви. Начало реформации положило выступление в 1517 в… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
    РЕФОРМАЦИЯ — РЕФОРМАЦИЯ, реформации, мн. нет, жен. (лат. reformatio изменение) (ист.). Религиозное движение в Зап. Европе 16 в. против римско католической церкви, выражавшее интересы крестьянства и нарождающейся буржуазии и направленное против стеснений… … Толковый словарь Ушакова

  10. FaStik_foxe Ответить

    В ходе острого противоборства с протестантизмом внутри католицизма произошло частичное обновление, которое позволило приостановить распространение нового вероучения. Этот процесс внутреннего обновления получил название католическая реформация, или «контрреформация».
    Главным оплотом католической веры являлась Испания, где в ходе Реконкисты она превратилась в национальную религию, способствовавшую единению страны в борьбе с мусульманами. Основным орудием укрепления традиционной веры в Испании стал особый церковный суд — инквизиция, учреждённый в этой стране ещё в 1480 г. Мрачную память о себе оставил Великий инквизитор Торквемада, отправивший на костёр почти две тысячи последователей Христа, обвинённых в отступничестве от веры. Казни еретиков превратились в торжественные зрелища, проводившиеся при большом стечении народа. Они получили название аутодафе — буквально «акт веры». В период Реформации инквизиция резко активизировалась. В 1570 г. в Испании были сожжены последние протестанты.

    Папа Павел III
    С избранием папы Павла III (1534-1549 гг.) католическая реформация приобрела последовательный характер и общеевропейский размах. Им была издана булла о реорганизации инквизиции, которая превращалась в общий для всего католического мира институт, призванный бороться с ересью по всей Европе. Вслед за тем была введена предварительная цензура всей издававшейся литературы. Позднее появился Индекс запрещённых книг, в который были включены многие выдающиеся произведения эпохи Возрождения и Реформации.

    Орден иезуитов и Тридентский собор

    Важнейшим орудием католической реформации стал Орден иезуитов (названный по имени Иисуса Христа). Его основателем был дворянин из Испанской Наварры, участник Итальянских войн Игнатий Лойола (1491-1556).

    И. Лойола. Скульптура XVII в.
    Ранение, полученное при обороне Памплоны от французов, не позволило Лойоле продолжить службу, и он обратился к размышлениям на духовные темы. Паломничество в Святую Землю укрепило его в правильности избранного пути. В 1534 г. Лойола с группой единомышленников основал Общество Иисуса, имевшее целью всемерную защиту католической церкви от её врагов, а в 1540 г. Павел III утвердил устав Общества Иисуса. Постепенно в обиход вошло другое неофициальное его название, «Орден иезуитов».
    Генерал Ордена подчинялся только Папе Римскому, а рядовые члены были обязаны беспрекословно повиноваться своему генералу. Железная внутренняя дисциплина, активная общественная и политическая деятельность, миссионерство в далёких странах позволили иезуитам в короткие сроки добиться впечатляющих успехов. К концу 1540-х гг. миссионеры-иезуиты добрались даже до Бразилии и Японии. Особое внимание они уделяли системе образования, создавая образцовые для того времени учебные заведения, где давались не только хорошие знания, но и вполне светское воспитание.

    Заседание Тридентского собора. Неизвестный художник. Конец XVII в.
    Центральное место в истории католической реформации занял Вселенский собор, проходивший в тирольском г. Тридент и заседавший с перерывами с 1545 до 1563 г. Первыми решениями Тридентского собора стали декреты о признании источником веры не только Священного Писания, но и Священного Предания, а также о толковании Писания. В Триденте был впервые выработан систематизированный свод предписаний, чётко регламентировавший религиозную жизнь католиков. Решения Тридентского собора положили начало настоящему возрождению католицизма.
    Ради спасения своей репутации обновлённая церковь отказалась от продажи индульгенций. Подготовкой образованных священников занялись специальные учебные заведения — семинарии. Вся система воспитания в духе церкви была реорганизована на основе традиционных ценностей. Одновременно с религиозными реформами проводилось укрепление Папского государства, его администрации и финансов. По сравнению с эпохой Возрождения резко изменился образ жизни пап. В 1568 г. завершилось строительство крупнейшего католического храма в мире — римского собора Святого Петра, ставшего символом обновлённой церкви. В 1582 г. папа Григорий XIII осуществил реформу календаря, который мы теперь знаем под названием григорианский.

    Григорий XIII

    Комиссия по реформированию календаря. 1582 г.

    Итоги Реформации в Европе

    Реформация представляла собой величайший переворот в духовной жизни европейцев, которая в ту эпоху почти полностью определялась религией. Она произвела настоящую революцию в сфере сознания, привела к полному перевороту в мыслях, убеждениях и религиозной практике миллионов людей.
    Главным следствием Реформации стало возвращение к авторитету Священного Писания, прямое обращение верующих к Божественному откровению без посредников в виде многочисленной церковной иерархии. Принципиальные изменения произошли в отношении к человеческому труду. В противовес прежним взглядам на него, как на наказание, мирской профессиональный труд получил моральное оправдание и обрёл высокий религиозный смысл.
    По признанию историков, «самый лучший плод, принесённый Реформацией, — это улучшение и размножение школ».
    На развитии изобразительных искусств Реформация в целом отразилась отрицательно. В то же время она дала толчок развитию ряда новых направлений. В живописи это были пейзаж, натюрморт, изображение бытовых сцен. Появились также новые архитектурные формы, новые виды художественных ремёсел.
    В результате Реформации произошло колоссальное, невиданное ранее в Европе перераспределение собственности, прежде всего земельной. Возникли целые категории новых собственников.
    В эпоху Реформации в европейских странах создавались и укреплялись национальные церкви, происходило усиление светской власти и становление централизованных государств современного типа.
    Важнейшим следствием Реформации стал раскол Европы по религиозному принципу. Это предопределило многие трагические события в её последующей истории. Религиозные войны, вызванные Реформацией, происходили во многих странах, а религиозные противоречия между ними сыграли важнейшую роль в происхождении крупнейшего общеевропейского конфликта — Тридцатилетней войны.
    Из книги Игнатия Лойолы «Духовные упражнения»
    «Если церковь утверждает, что то, что нам кажется белым, есть чёрное — мы должны немедленно признать это!»
    «Хотя весьма похвально служить Богу из чистой любви, тем не менее нужно усердно рекомендовать также и страх перед божественным величеством, и не только тот страх, который мы зовём сыновним, но и тот страх, который называется рабским».
    «Кто хочет посвятить себя Богу, тот должен отдать ему, кроме своей воли, свой разум; в этом заключается третья и самая возвышенная степень повиновения: нужно не только хотеть так, как хочет начальник, нужно чувствовать так же, как он, нужно подчинить ему своё суждение настолько, чтобы благочестивая воля могла покорить разум».
    Использованная литература:
    В.В. Носков, Т.П. Андреевская / История с конца XV до конца XVIII века

Добавить комментарий для Тамачка Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *