В каком году появилось первое государственное объединение восточных славян?

36 ответов на вопрос “В каком году появилось первое государственное объединение восточных славян?”

  1. peps.7777 Ответить

    Возникновение (теория) государственности у восточных славян 

    Согласно Повести временных лет, некогда все славяне составляли один этнос. Со II по VI века нашей эры происходило Великое переселение народов, в результате которого образовались три ветви славянских племён.
    Часть славян ушла на Запад и стала называться венедами (предки поляков, чехов, словаков), часть, получившая название «склавины» (предки болгар, сербов, хорватов) – на Юг, а часть – анты – поселилась на Востоке. Именно анты – восточные славяне – стали предками русского, украинского и белорусского народов.
    Анты расположились на территории от Ильменского озера до Причерноморья и от Карпатских гор до Волги.
    Расселение восточных славян
    До сих пор в исторической науке ведутся дискуссии о том, кто такие восточные славяне и откуда они пришли. Существует множество теорий происхождения восточных славян. В основном, все они делятся на миграционные (восточные славяне являются «пришельцами») и автохтонные (восточные славяне – коренной этнос Восточно-европейской равнины).
    Теории происхождения восточных славян:
    миграционные
    автохнонные
    В центр рассказа Нестор поместил полянский союз племён, который жил в среднем Поднепровье, вокруг Киева. Нестор пишет, что в VI веке здесь княжили три брата: Кий, Щек, Хорев и их сестра Лебедь. Наиболее распространённой и общепринятой является Дунайская (Балканская, Дунайско-балканская) миграционная теория. Именно этой теории придерживался первый русский историк, автор Повести временных лет, монах Киево-Печерской лавры Нестор.
    Подчинив северян (центр – Чернигов), поляне создали протогосударство – «союз племенных объединений».
    Нестор – прокиевский историк, но говорит и о втором древнерусском центре – на севере. Он сложился вокруг Ильменских словен, проживающих вокруг Новгорода. Словене подчинили самый крупный союз племён – кривичей (центр – Смоленск), которые контролировали торговые пути в верховьях Днепра, Западной Двины и Волги. Кроме того, новгородцам платили дань угро-финские племена.
    Всего насчитывают тринадцать восточнославянских союзов племён: белые хорваты, дулебы, поляне, уличи, радимичи, северяне, дреговичи, полочане, словене, кривичи, тиверцы, волыняне, бужане.

    Однако все эти племена не могли мирно сосуществовать на одной территории, так как каждое из них претендовало на первенство. «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней», – писал Нестор. В 862 году новгородцы решили пригласить для правления трёх братьев из варяжского племени Русь – Рюрика, Синеуса и Трувора. В этом же году Рюрик стал княжить в Новгороде, Синеус – в Белоозере, а Трувор – в Изборске. Сегодня уже хорошо известен факт, что Рюрик пришёл княжить не со своими братьями, а со своим родом («sine hus» – «свой род») и дружиной («thru varing» – «верная дружина»).
    Так, по Нестору, возникло государство Новгородская Русь.

    Предпосылки возникновения государства

    Существовали как внутренние, так и внешнеполитические предпосылки образования Древнерусского государства.
    К внутренним относятся:
    Экономические предпосылки.
    В результате развития земледелия произошло разделение труда на производительный и военно-управленческий (князь и его дружина). Большую часть будущего Древнерусского государства занимали расчищенные для пашни места среди леса, которые требовали огромных усилий для обработки. Родовые общины стали трансформироваться в земледельческие. Всё это привело к разному уровню экономического развития племенных союзов.
    Развитие ремесла и отделение его от земледелия.
    Развитие торговли. В результате усовершенствования орудий труда и появления новых способов производства члены общин стали заниматься изготовлением и продажей вещей, полезных в хозяйстве.
    Духовные предпосылки. Несмотря на неоднородность и постоянные конфликты племенных союзов, все они были объединены общей языческой религией, имели похожие обычаи, традиции и «менталитет».
    Внешнеполитические предпосылки также делятся на внутренние и внешние.
    Внешней предпосылкой являлась необходимость защиты торговых путей («путь из варяг в греки») от хазар и норманнов. Внешние враги стремились контролировать русские торговые пути, что ускоряло формирование управленческой группировки, которая приобщалась к торговле.
    Внутренними внешнеполитическими предпосылками были:
    Формирование крупных племенных объединений на Севере (Новгород) и на Юге (Киев) и заключение межплеменных союзов.
    Формирование института наследования княжеской власти.
    Предпосылки образования Древнерусского государства
    внутриполитические:
    экономические (развитие земледелия, сельского хозяйства, ремесла, торговли)
    духовные (общая религия и традиция)
    внешнеполитические:
    внутренние (возникновение крупных племенных объединений)
    внешние (необходимость защиты от внешних врагов)
    Относительно возникновения государства у восточных славян существует несколько версий.  Теории образования Древнерусского государства 
    В XVIII веке в России немецкие учёные А.Л. Шлёцер, Г.Ф. Миллер и И. Байер выдвинули теорию, провозгласившую, что немцы (которыми являлись Рюрик и его приближённые) сыграли ключевую роль в образовании Древнерусского государства. Эта теория впоследствии стала называться Норманской
    Многие русские деятели того времени негативно отнеслись к Норманнской теории и в ответ выдвинули свою – Антинорманскую (Славянскую). Сторонником этой теории стал М.В. Ломоносов. Он заявил, государство не может быть привнесено извне, что славяне сами создали своё государство, которое сложилось, главным образом, в результате зрелости внутренних предпосылок. Кроме того, антинорманнисты считали варягов «родственниками» славян.
    Сегодня общепринятым мнением считается, что в образовании Древнерусского государства большую роль сыграли как внутренние предпосылки, так и внешние (Центристская теория Л.А. Кацва и А.Л. Юрганова).
    Этапы формирования государства у восточных славян 
    I. Образование федераций племён на Юге с центром в Киеве и на Севере (Новгород).
    II. Молодая языческая Русь (882-988 годы).
    III. Киевская Русь под началом единого князя (конец IX века – первая треть XII века). Расцвет христианской культуры.

    Древнерусские князья и их политика

    Князь Олег 

    Так же успешно князь проводил и внешнюю политику. В течение нескольких веков русские земли страдали от разорительных набегов хазар и были вынуждены платить им дань. Нанеся удар Хазарскому каганату, Олег смог освободить часть русских городов от гнёта кочевников. В 879 году умер Рюрик. Так как его сын Игорь был мал, то князем-регентом избрали родственника Рюрика Олега. В 882 году он захватил Киев, перенёс туда центр из Новгорода, покорил северян, радимичей, дреговичей и древлян. Олег, прозванный за свою умелую политику Вещим,  является создателем государства Киевская Русь.
    Кроме того, в 907 году Олег организовал поход в Константинополь и заключил с греками договор, согласно которому русским купцам разрешалось в течение шести месяцев находиться на территории Византии, получать продовольствие и материальную помощь от местных властей, а главное – беспошлинно торговать. В 911 году в результате второго успешного похода, князю удалось подписать ещё более выгодный договор.
    Как и было сказано ранее, Олег значительно расширил территории Киевской Руси за счёт сосредоточия нескольких племён под единой княжеской властью. Однако на Руси по-прежнему отсутствовал управленческий аппарат. Присоединённые территории требовали сильного руководства, а князь и его дружина – содержания (для ведения войн и организации новых военных походов). С этой целью князь и его приближённые каждый год стали ненормированно собирать дань с зависимых территорий, решать важные вопросы и вершить суд. Это событие стало называться «полюдье», что означало «хождение по людям». Обычно в полюдье ходили с ноября (после сбора урожая) по апрель.
    Несмотря на то что во главе государства стоял князь, его власть была сильно ограничена вече – народным собранием. Оно могло изгнать князя с его дружиной, если тот не справлялся со своими обязанностями. На вече решали внешнеполитические вопросы, принимали законы, заключали договоры, объявляли о призвании или изгнании князей.
    В 912 году Олег умер. Согласно преданию, однажды волхвы предсказали князю, что тот погибнет от своего коня. Олег приказал увести его, и больше никогда не видел любимца, о котором всё же продолжал заботиться (кормил и поил). Через несколько лет, вернувшись из военного похода, Олег узнал, что его конь умер. Расстроенный, он отправился к лошадиным останкам. Попрощавшись со своим верным другом, он наступил на череп коня, из которого выползла змея и ужалила Олега.

    Князь Игорь Рюрикович 

    В 912 году вся полнота власти перешла к сыну Рюрика Игорю. С этого времени некоторые племена начали выступать за отделение от Киевской Руси. Одним из таких плёмён были древляне. Игорь осуществил несколько походов в древлянские земли и жёстко подавил восстание. В качестве компенсации в 945 году Игорь повторно отправился в полюдье и потребовал собрать дань. В ответ на это в Искоростени (центр древлянских земель) вспыхнуло ещё более мощное восстание, в результате которого князь Игорь был убит.
    Игорь продолжал политику своего предшественника. Так, за время своего правления ему удалось присоединить уличей и тиверцев и обложить их данью.
    Сын Рюрика также организовал несколько военных походов в Византию (в 941 и в 944 годах). Первый поход был неудачным, а в результате второго Киевская Русь и Византия заключили новый, но уже менее выгодный для России договор, по которому русские купцы облагались пошлиной на торговлю, а дружины – обязанностью охранять пограничные с Византией территории.

    Княгиня Ольга 

    Ольга – жена Игоря Рюриковича. Узнав о смерти мужа, Ольга поклялась отомстить древлянам. Княгиня сожгла их города и обложила древлян ещё большей данью.
    После этого события Ольга провела реформу, в результате которой:
    было отменено полюдье. Теперь племена сами должны были привозить дань к погостам специально созданным административным центрам;
    были введены уроки – норма дани;
    дань стали собирать строго один раз в год – в ноябре;
    главой города стали назначать доверенное княжеское лицо, ответственное за сбор дани.
    Эта мера привела к возникновению на Руси наместнической системы.
    Ольга провела первую в нашей истории административную реформу. Её считают устроительницей русского государства.
    Княгиня стала первой христианкой в великокняжеской семье. В 955 году она приняла крещение в Киеве в соборной церкви Святого Ильи, а в 957 году крестилась в Константинополе. В дальнейшем Ольга оказала особое влияние на своего внука Владимира и способствовала распространению христианства на Руси.
    Пока её сын Святослав был мал, Ольга княжила в Киеве. Когда он принял княжение (в 962 году), Ольга продолжала заниматься внутренней политикой, так как Святослав всё своё княжение провёл в походах.

    Святослав Игоревич 

    Святослав Игоревич – сын Игоря и Ольги. В основном, занимался внешней политикой и всё правление находился в военных походах.
    Основные направления внешней политики:
    1. Борьба с хазарами с целью расчистки Волжско-Каспийского торгового пути. Святослав организовал два похода:
    в 965 году. Святославу удалось захватить город Саркел и присоединить к Руси Белую Вежу.
    в 966-967 годах. Князь освободил от дани хазарам вятичей, присоединил их к Руси, обложил данью Мурому и Мордву, Волжскую Булгаию и захватил Итиль. В результате второго похода Хазарский каганат был разгромлен.
    После этого Святослав отправил на Кавказ, захватил Керченский пролив, присоединив Тмутаракань.
    2. Походы в Византию с целью присоединения к России Дуная.
    Слух об «Александре Македонском Восточной Европы» дошёл до Византии, которая вела войны с Болгарией. Византийский император Никифор Фока пригласил Святослава на помощь.
    Первый поход состоялся в 967-969 годах. Князю удалось захватить некоторые болгарские города, и он решил перенести столицу из Киева в Переяславец (на Дунае), тем самым нарушив военный союз с Византией и способствовав объединению Византии и Болгарии против России. Вместе с тем Святослав Игоревич не закрепил позиций Руси в степи, и вместо хазар степь заняли печенеги. В 969 году печенеги напали на Киев. Ольга вместе с внуками скрылась в церкви. Святослав был вынужден вернуться на Русь и отбить печенегов. После этого он вновь отправился в Византию.
    Второй поход пришёлся на 970-971 годы. Новый император Иоанн Цимисхий разбил дружины Святослава, которые были вынуждены отступить и покинуть Болгарию. Святослав и Иоанн заключили договор, по которому провозглашалась неприкосновенность территорий Византии на Балканах и в Крыму, Россия вновь становилась союзником Византии, которая обещала ежегодно выплачивать дань. Иоанн Цимисхий разрешил вернуться Святославу и его дружине на Русь. Однако в 972 году князь попал в засаду печенегов у Днепровских порогов. Святослав был убит. По некоторым данным, засада была тайно организована византийским императором, а после смерти русского князя хан печенегов сделал из его черепа чашу.

    Владимир Святославич (Святой, Креститель, Былинный герой, Красное Солнышко)

    Владимир – сын Святослава и ключницы Малуши. Княгиня Ольга негативно отнеслась к связи её сына и рабыни. Она выгнала беременную Малушу из Киева, но не отказалась от внука. Когда ему исполнилось три года, она приказала привезти его обратно.
    Так как Святослав был мало заинтересован во внутренней политике, то территорию Киевской Руси он поделили между сыновьями: Ярополк стал княжить в Киеве, Олег – в Древлянской земле, а Владимир – в Новгороде. После смерти Святослава Игоревича между братьями началась междуусобная война.
    Поводом послужило убийство Олегом одного из близких соратников Ярополка. В ответ на это старший брат отобрал у брата древлянские земли и разгромил войско Олега, погибшего в результате давки на мосту. Получив два княжества, Ярополк стал думать о завоевании Новгорода.
    Владимирская армия была не такой сильной и мощной, как ярополкова, поэтому новгородский князь решил отправиться  в Скандинавию для поиска новых соратников. Через два года он вернулся на Русь и отвоевал у брата Новгород, затем Древлянскую землю, а после решил идти на Киев. Будучи язычником, Владимир отличался дурным нравом. Для укрепления положения в древлянских землях он отнял у своего брата Ярополка жену Рогнеду, убил её отца, полоцкого князя Рогволда и её братьев. Владимир отомстил за то, что выбор Рогнеды пал не на него, а на Ярополка.
    Постепенно к Владимиру стало присоединяться всё больше талантливых и умелых воинов. Обманом Владимир выманил брата из Киева, организовал засаду и убил.
    После этого, в 988 году, Владимир принял решение крестить Русь по православному образцу. Став единственным князем всей Киевской Руси, князь приступил к укреплению собственной власти. Это выразилось в поиске единой идеологии, которая могла бы сплотить весь народ. В 980 году Владимир провёл языческую реформу и провозгласил Перуна – покровителя князя и дружины – верховным божеством. Реформа потерпела крах. Дело в том, что у каждого племени был свой бог-покровитель и народ негативно отнёсся к возвышению одних богов и низвержению других.

    Принятие христианства

    Почему же именно христианство? В Повести временных лет Нестор пишет о нескольких легендах, связанных с крещением Владимира и всей Руси.
    Первая – о выборе князем религии. Князь стал приглашать к себе послов, среди которых были иудеи, мусульмане, католики и православные. Согласно Повести временных лет, Владимир спросил иудеев, где находится их Родина. На это они ответили, что бог, наказав их народ, рассеял его по всему миру. Князь сказал, что не желает служить Богу, который лишает Отечества.
    Беседовал Владимир и с католиками, но негативно отнёсся к тому, что западная вера требовала безоговорочного подчинения главе церкви.
    Привлекательнее Владимиру казалась мусульманская религия, поскольку ислам допускал многожёнство и обещал рай людям. Однако когда Владимир узнал, что мусульманам запрещается пить вино, князь заявил: «Руси веселие есть пити».
    Больше всего Владимира поразил византийский монах-филосов, показавший картину Страшного Суда, тем самым рассказав о судьбе грешников и праведников. Икона буквально поразила князя, который был приятно впечатлён.
    Но Владимир не торопился принимать решение. Вместо этого князь отправил послов в разные страны, чтобы ещё раз подтвердить своё мнение относительно других религий. Летопись говорит о приятно ошеломлённых послах, наблюдавших богослужение в соборе Святой Софии в Константинополе.
    Вторая легенда гласит о чудесном исцелении Владимира от слепоты во время похода в Византию, в Корсунь. Владимир захватил город и ослеп. Тогда христианин из его дружины предложил ему исцеление иконой Корсунской Богоматери.
    В 988 году Владимир с дружиной крестился в Корсуни. После этого византийский император согласился выдать за него замуж сестру Анну. В Киев вместе с Анной приехало большое число священников, книжников, зодчих, мастеров фрески, мозаики, иконописи. Русь стала приобщаться к великой культуре православной Византии.
    Киев с радостью принял известие о крещении. Причины:
    В Киеве уже давно было много христиан. Византийский патриарх Фотий писал, что в 865 году ученики Кирилла и Мефодия крестили славян в Поднепровье (Кирилл был учеником Фотия). В 855 году Кирилл создал славянскую письменность и вместе с учеником явился к славянам. Кирилл перевёл часть Библии на славянский язык. В IX веке Болгария приняла православие. Болгарские книжники перевели на славянский язык греческие книги, в том числе Жития святых.
    В 955 году и в 957 году Ольга приняла христианство и начала проводить деятельность по распространению христианства на Руси.
    Новгород, напротив, был крещён «огнём и мечом». Северо-восточная Русь утвердилась в христианской вере только в XI-XII веках.
    Значение принятия христианства 
    Укрепилось международное положение Руси, которая находилась в окружении монотеистических стран. На Русь перестали смотреть как на языческую, варварскую. Это открывало возможности для установления дипломатических отношений со странами Европы (заключение династических браков)
    Киевские князья получили прекрасную идеологию для объединения пёстрых племён в древнерусскую народность – русичей, ведь в церкви перед Богом все едины: и князь, и раб, и смерд, и иудей, и вятич).
    Русичи обрели христианскую мораль, противоположную варварским обычаям (кровной мести и родовой вражды).
    Русь приобщилась к великой культуре православной Византии, начав украшаться соборами.

  2. vladseverrr Ответить

    В дальнейшем из общеславянского единства выделяются три ветви: южные, западные и восточные славяне. К этому времени славяне упоминаются в византийских источниках как анты.
    Южнославянские народы (сербы, черногорцы и др.) образовались из славян, которые поселились в пределах Византийской империи.
    К западным славянам относятся племена, расселившиеся на территории современных Польши, Чехии и Словакии.
    Восточные славяне заняли огромное пространство между Черным, Белым и Балтийским морями. Их потомками являются современные русские, белорусы и украинцы.
    География расселения восточнославянских племен во второй половине 1-го тысячелетия описана в «Повести временных лет».
    В 4-8 вв. восточные славяне для защиты от внешних нападений объединились в 12 территориальных союзов племен: поляне (средний и верхний Днепр), древляне (южнее Припяти), хорваты (верховья Днестра), тиверцы (нижний Днестр), уличи (южный Днестр), северяне (реки Десна и Сейм), радимичи (река Сож), вятичи (Верхняя Ока), дреговичи (между Припятью и Двиной), кривичи (верховья Двины, Днепра и Волги, дулебы (Волынь), словене (озеро Ильмень).
    Племена славян складывались на основе этнической и социальной однородности. В основе объединения было кровное, языковое, территориальное и религиозно-культовое родство.
    Восточные славяне жили в небольших поселках. Их дома представляли собой полуземлянки, оборудованные печами. Славяне селились, по возможности, в труднодоступных местах, обнося поселения земляным валом.
    Основа их хозяйственной деятельности – пашенное земледелие: в восточной части – подсечно-огневое, в лесостепной – переложное. Основными пахотными орудиями были соха (на севере) и рало (на юге), которые имели железные рабочие части.
    Основные сельскохозяйственные культуры: рожь, пшеница, ячмень, просо, овес, гречиха, бобы. Важнейшими отраслями хозяйственной деятельности были: скотоводство, охота, рыбная ловля, бортничество (сбор меда).
    Развитие земледелия и скотоводства привело к появлению избыточного продукта, и, как следствие, дало возможность самостоятельного существования отдельных семей. В 6-8 вв. это ускорило процесс распада родовых объединений.
    Ведущую роль во взаимоотношениях соплеменников стали играть хозяйственные связи. Соседская, или территориальная община получила название верви. Внутри этого образования существовала собственность семей на землю, а лесные, водные угодья и сенокосы были общими.
    Профессиональными занятиями восточных славян были торговля и ремесло. Эти занятия стали культивироваться в городах, укрепленных поселениях, возникших в племенных центрах или вдоль водных торговых путей (например «из варяг в греки»).
    Постепенно в племенах начало складываться самоуправление из племенного совета, военных и гражданских вождей. Образовавшиеся союзы привели к возникновению более крупных общностей.
    Во 2-й половине 1-го тысячелетия сформировалась русская народность, основу которой составили восточные славяне.
    Образование древнерусского государства
    Предпосылками образование древнерусского государства стали распад родоплеменных связей и развитие нового способа производства. Древнерусского государство складывалось в процессе развития феодальных отношений, возникновения классовых противоречий и принуждения.
    Среди славян постепенно формировался господствующий слой, основой которого являлась военная Знать киевских князей – дружина. Уже в 9 в., укрепляя позиции своих князей, дружинники прочно заняли ведущие позиции в обществе.
    Именно в 9 в. в Восточной Европе сформировались два этнополитических объединения, которые в итоге и стали основой государства. Оно сложилось в результате объединения полян с центром в Киеве.
    Славяне, кривичи и финоязычные племена объединились в районе озера Ильмень (центр – в г. Новгороде). В середине 9 в. этим объединением стал править выходец из Скандинавии Рюрик (862-879). Поэтому годом образования древнерусского государства считается 862 год.
    Первые упоминания о Руси засвидетельствованы в «Баварском хронографе» и относятся к периоду 811-821 гг. В нем русские упоминаются как народ в составе хазар, населяющии Восточную Европу. В 9 в. Русь воспринималась как этнополитическое образование на территории полян и северян.
    Рюрик, взявший на себя управление Новгородом, послал свою дружину во главе с Аскольдом и Диром править Киевом. Преемник Рюрика, варяжский князь Олег (879-912), завладевший Смоленском и Любечем, подчинил своей власти всех кривичей, в 882 г. обманным путем выманил из Киева и убил Аскольда и Дира. Захватив Киев, он сумел объединить силой своей власти два важнейших центра восточных славян – Киев и Новгород. Олег подчинил себе древлян, северян и радимичей.
    В 907 г. Олег, собрав огромное войско из славян и финнов, предпринял поход на Царьград (Константинополь), столицу Византийской империи. Русская дружина опустошила окрестности вынудила греков просить Олега о мире и заплатить огромную дань. Результатом этого похода стали очень выгодные для Руси мирные договора с Византией, заключенные в 907 и 911 гг.
    Олег умер в 912 г., и его приемником стал Игорь (912-945), сын Рюрика. В 941 г. он совершил на Византию, нарушившую прежний договор. Войско Игоря разграбило берега Малой Азии, но потерпёло поражение в морской битве. Тогда в 945 г. в союза с печенегами он предпринимает новый поход на Константинополь и вынуждает греков вновь заключить мирный договор. В 945 г. при попытке собрать повторную дань с древлян Игорь был убит.
    Вдова Игоря княгиня Ольга (945-957) правила за малолетством сына Святослава. Она жестоко отомстила за убийство мужа, разорив земли древлян. Ольга упорядочила размеры и места сбора дани. В 955 г. она посетила Константинополь и крестилась в православие.
    Святослав (957-972) – самый храбрый и влиятельный из князей, подчинивший своей власти вятичей. В 965 г. он нанес ряд тяжелых поражений хазарам. Святослав победил северокавказские племена, а также волжских болгар и разграбил их столицу Булгар. Византийское правительство искало с ним союза для борьбы с внешними врагами.
    Центром образования древнерусского государства стали Киев и Новгород, вокруг них объединились восточнославянские племена, северные и южные. В 9 в. обе эти группы объединились в единое древнерусское государство, вошедшее в историю как Русь.
    Политический и социально-экономический строй Киевской Руси.
    В исторической науке разделились мнения по поводу характера политического строя Древней Руси. Принято считать, что Древняя Русь (9—11 вв.) – раннефеодальное государство, сохранявшее пережитки родоплеменных отношений.
    Великие князья постепенно утрачивали черты военных вождей (присущие им в 4-7 вв.) и, становясь светскими правителями, принимали участие в разработке законов, организации суда, торговли. В обязанности князя входили функции обороны государства, сбора налогов, судопроизводства, организации военных походов, заключения международных договоров.
    Князь правил при помощи дружины, костяк которой составляла гвардия из наемников (вначале варяги, в киевский период – кочевники). Отношения между князем и дружинниками носили вассальный характер. Князь считался первым среди равных. Дружинники были на полном содержании и проживали на княжеском дворе. Они подразделялись на старших и младших. Старшие дружинники назывались боярами, из их числа назначались представители высших чинов княжеской администрации. Наиболее приближенные к князю бояре составляли княжеский совет, который принимал важнейшие решения.
    К 10 в. в руках великого князя была сосредоточена вся полнота законодательной, исполнительной, судебной и военной власти. Великий князь был представителем киевской династии, которой принадлежало верховное право на власть. Он правил в Киеве, а его дети и родственники являлись наместниками в подвластных ему землях. После смерти великого князя власть передавалась по старшинству от брата к брату. Это приводило к распрям, так как зачастую великий князь пытался передать власть не брату, а сыну. Во второй половине 11 в. важнейшие вопросы внутренней и внешней политики решались на княжеских съездах.
    Постепенно племенные сходки превратились в вечевые собрания. Долгое время их роль была незначительна, но в 9 в. с началом раздробленности она резко возросла.
    Русь 9-12 вв. представляла собой федерацию городов-государств во главе с великим киевским князем.
    Значительную политическую роль играли вечевые собрания, на которых городские жители решали вопросы войны и мира, законодательства, земельного устройства, финансов и др. Руководили ими представители знати.
    Вечевые собрания, являвшиеся элементом народного самоуправления, свидетельствуют о наличии демократии в древнерусском государстве. 14 великих киевских князей (из 50) были избраны на вече. По мере укрепления княжеской власти роль последних снижалась. К середине 12 в. за вече сохранилась лишь функция комплектования народного ополчения.
    В древнерусском государстве не существовало разделения между административным, полицейским, финансовым и другими видами самоуправления. В практике управления государством князья опирались на собственное право.
    В суде преобладал обвинительный процесс, применяемый как в гражданских, так и в уголовных делах. Каждая из сторон доказывала свою правоту. Главную роль играли показания свидетелей. Князья и их посадники выполняли функции посредников между сторонами, взимая за это плату.
    Древнерусское законодательство формировалось по мере укрепления государственности. Первый свод законов, дошедший до наших дней, – «Русская Правда», составленная во времена княжения Ярослава Мудрого на основе еще более древнего свода законов.
    Документ включал в себя свод уголовных и гражданских законов. По гражданским делам «Русская Правда» устанавливала суд двенадцати выборных.
    Закон не признавал телесных наказаний и пыток, а смертная казнь выносилась в исключительных случаях. Применялась практика денежных штрафов. «Русская Правда» пополнялась новыми статьями во времена правления Ярославичей (вторая половина 11 в.) и Владимира Мономаха (1113-1125 гг
    Введение христианства и его историческое значение.
    Язычество господствовало на Руси до середины 10 в. Основу ментальности язычников-славян составляли идеи вечности и равнозначности добра и зла как двух самостоятельных форм бытия. Их представления неразрывно связывались с природными явлениями. Борьба со «злыми» силами природы вела к вере в возможность объединения сил «добра» против сил «зла».
    Восточные славяне воспринимали мир на основе парных понятий – благоприятное и враждебное. Космос – порядок противопоставлялся хаосу – беспорядку. Символом защиты от всего враждебного служил круг. Этой геометрической форме приписывались магические свойства. Славяне носили кольца, цепи, венки, круговым валом обводили жилье.
    Языческая ментальность пронизывала всю систему культуры восточных славян. Это проявилось в ритуальных плясках, игрищах, жертвоприношениях, специфике ремесленных изделий. Отпечаток языческого видения Вселенной проявляется и в структуре городов. В верхней части города жили лучшие люди, в нижней – простолюдины.
    Восточными славянами был создан единый пантеон языческих богов – богу-отцу соответствовал Стрибог, богу-сыну – Даждьбог, Богородице – Мокош. Основными божествами считались Перун и крылатый Семаргл, которые являлись посредниками между небом и землей.
    В условиях «многобожья» встала необходимость выбора единой веры. Принятия общей для Руси религии требовали интересы единства государства, так как другие страны воспринимали языческую Русь как варварское государство. В «Повести временных лет» имеется подробное описание этого события, в котором принимали участие князья и бояре.
    Князь Владимир Святославович имел многочисленные беседы с проповедниками многих религий. Веру иудеев князь Владимир отверг по причине потери ими своей земли, а ислам – за строгие ограничения в еде и питье.
    Владимир предпочел восточное христианство за красоту его храмов и обрядов по византийскому канону, которые произвели на него глубокое впечатление. На окончательный выбор повлияли и давние связи с Византией.
    Православие в большей степени, чем другие религии, соответствовало культурному типу славян. В отличие от католичества, ориентированного на рациональное познание мира, православие понимало смысл жизни как достижение внутреннего совершенства и единства, коллективное стремление к лучшему будущему и социальной справедливости.
    В 988 г. Владимир (в народе Красно Солнышко) принял христианство в православном его варианте.
    Предпочтение православия объясняется и тем, что Римская католическая церковь ограничивала богослужения только латынью, а Константинопольская православная церковь давала возможность использования в служениях славянский язык.
    Одной из причин выбора православия стали политические претензии римской церкви и ее возвышение над светской властью, чего боялись русские князья. Восточная же церковь строила свою религию на взаимодействии религиозной и светской власти, поддерживая светскую власть своим авторитетом.
    Христианство было распространено на Руси задолго до его официального принятия. Первыми православными были княгиня Ольга и князь Ярополк. Однако процесс христианизации был долгим, так как население неохотно расставалось с язычеством. Даже сын княгини Ольги отказался принимать христианство. Языческие верования и обычаи сохранялись у восточных славян длительное время, они переплетались с христианскими праздниками на протяжении многих столетий.
    Принятие православия определило новую историческую судьбу российского государства, положило конец языческому варварству и позволило российскому обществу на равных войти в семью христианских народов Европы. Это событие имело эпохальное значение для развития культуры, упрочения государства и развития международных связей Древней Руси.
    Древнерусская культура 10-13 вв.
    Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком в процессе его общественно-исторической трудовой практики.
    В основе культуры Киевской Руси лежит славянская дохристианская культура, которая с принятием христианства подверглась влиянию Византии, Болгарии, а через них античной и ближневосточной культурным традициям.
    Одним из основных показателей, культурного уровня является наличие письменности. Первые свидетельства письменности у славян найдены под Смоленском и говорят о ее наличии еще в 10 в. (до принятия христианства).
    Есть свидетельства о принятии на Руси глаголицы во второй половине 9 в., попытках писать греческим алфавитом. Миссионеры Кирилл и Мефодий в 60-е годы 9 в. видели Евангелие, написанное славянским шрифтом.
    Примерами наличия письменности и распространения грамотности на Руси являются берестяные грамоты, обнаруженные в ходе археологических раскопок древнерусских городов.
    Во второй половине 9 в. братья-монахи Кирилл и Мефодий создали глаголический алфавит, который впоследствии был преобразован в кириллицу.
    Годы правления Ярослава Мудрого (1019-1054) стали временем политического и культурного расцвета Киевской Руси.
    В 1036 г. у стен Киева Ярослав окончательно разгромил печенегов, и это событие стало началом процветания великого города. В честь победы был воздвигнут собор Святой Софии, который по красоте и величию не уступал подобному собору в Константинополе.
    Киев времен Ярослава превратился в один из крупнейших городских центров всего христианского мира. “В городе было 400 церквей, въезд в него украшали золотые ворота, имелось восемь рынков. В укрепление могущества Руси, Ярослав, без разрешения на то Константинополя, своей властью назначил главу церкви. Первым русским митрополитом стал Иларион Берестов.
    В правление Ярослава огромное внимание было уделено просвещению. В Киеве и Новгороде открылись училища для священнослужителей. При Ярославе в Киеве было положено начало русскому летописанию.
    Первый летописный свод, относящийся к концу 11 в., дошел до современников в составе Новгородской летописи.
    Сподвижник Ярослава митрополит Иларион создал памятник русского богословия, философии и истории – «Слово о законе и благодати».
    Успехами просвещения этого периода Русь обязана личным достоинствам Ярослава. Будучи убежденным христианином и просвещенным человеком, он собрал в Киеве переводчиков и книгописцев и начал издательство греческих книг, привезенных на Русь из Византии.
    Так шел процесс приобщения к культуре античного мира и Византии. В этот период развивался национальный былинный эпос, в котором нашли отражение события времен правления Ярослава Мудрого («Соловей Будимирович») и Владимира Мономаха (былины об Алеше Поповиче, «Ставр I одинович»).
    Выдающимся культурным достижением было составление свода письменных законов, который получил название «Русская Правда» или «Правда Ярослава». Документ включал уголовные и гражданские законы, устанавливал судопроизводство, определял наказания за совершенные проступки или преступления.
    На основании этого можно было судить о социальном устройстве, нравах и обычаях русского общества того времени.
    По гражданским делам «Русская Правда» устанавливала суд двенадцати выборных (пытки и смертная казнь отсутствовали).
    При Ярославе успешно развивались внешнеполитические связи Руси. С родом Рюриковичей почитали за честь породниться могущественные монархи христианского мира.
    Сын Ярослава Всеволод стал зятем императора Византии, его дочери Анна, Анастасия и Елизавета вышли замуж за королей Франции, Венгрии и Норвегии.

  3. Jt13 Ответить

    Следующий князь Святослав, сын Ольги и Игоря, за годы правления с 964 по 972 гг. совершил ряд победоносных походов. Самым главным был разгром Хазарского ханства в результате похода 964-965 гг. Святославу удалось то, что не сумели сделать его предшественники, он подчинил восточнославянское княжество вятичей, ранее платившее дань хазарам. После разгрома Хазарского каганата Святослав повёл дружину в сторону крымских владений Византии. Обеспокоенный этим византийский император Никифор поспешил отправить посла Калокира в Киев. Калокир передал просьбу императора ударить по Болгарскому царству и обещание поддержать князя Святослава в войне. Святослав же хотел создать русо – болгарское государство и согласился на предложение Калокира. А последний тайно рассчитывал в будущем свергнуть Никифора и занять его место. И сделать это с помощью князя Святослава. В 967 году Святослав вторгся в Болгарию и разбил её. Болгария стала вассалом Руси. Всё побережье Черного моря от Дуная до Керченского пролива принадлежало Руси. Святослав хотел перенести свою резиденцию в Переяславец – город на Дунае, где проходили торговые пути на Балканы и в Западную Европу. Но этому не суждено было случиться. Греки заключили союз с Болгарией против Руси. Подкупили печенегов, которые напали на Киев. Узнав об осаждении Святослав вернутся в Киев и отогнал печенегов. Тем временем болгары восстали и русским пришлось уйти из Переяславца. Вторжение в Болгарию повторилось в 969 году. В итоге Святослав подчинил себе восточную часть этого государства. Император Византии Иоанн не собирался терпеть опасного врага у своих границ. Решительными мерами он подавил мятежи на востоке империи и перебросил войска на Балканы. Неожиданно для русских флот Византии – знаменитые триеры, вооруженные страшным «греческим огнем», некогда уничтожившим ладьи Игоря, оказался у стен Переяславца. Так, началась русско-византийская война 970-971 гг., принесшая большие потери Святославу, который был вынужден отступить из Болгарии. Между Святославом и Иоанном был заключен мирный договор. Святослав навсегда уходил из Болгарии и гарантировал неприкосновенность византийских владений в Крыму и на Балканах. Иоанн же возвращал Руси статус «друга и союзника» и подтверждал все обязательства по выплате ежегодной дани, согласно прежним договорам. Весной 972 г. на пути возвращения в Киев, Святослава ожидала засада печенегов, подкупленные византийским императором. Святослав и его дружина были убиты.

  4. ElefantDV Ответить

    Развитие земледелия и скотоводства привело к появлению избыточного продукта, и, как следствие, дало возможность самостоятельного существования отдельных семей. В 6-8 вв. это ускорило процесс распада родовых объединений.
    Ведущую роль во взаимоотношениях соплеменников стали играть хозяйственные связи. Соседская, или территориальная община получила название верви. Внутри этого образования существовала собственность семей на землю, а лесные, водные угодья и сенокосы были общими.
    Профессиональными занятиями восточных славян были торговля и ремесло. Эти занятия стали культивироваться в городах, укрепленных поселениях, возникших в племенных центрах или вдоль водных торговых путей (например «из варяг в греки»).
    Постепенно в племенах начало складываться самоуправление из племенного совета, военных и гражданских вождей. Образовавшиеся союзы привели к возникновению более крупных общностей.
    Во 2-й половине 1-го тысячелетия сформировалась русская народность, основу которой составили восточные славяне.
    образование
    Предпосылками образование древнерусского государства стали распад родоплеменных связей и развитие нового способа производства. Древнерусского государство складывалось в процессе развития феодальных отношений, возникновения классовых противоречий и принуждения.
    Среди славян постепенно формировался господствующий слой, основой которого являлась военная Знать киевских князей – дружина. Уже в 9 в., укрепляя позиции своих князей, дружинники прочно заняли ведущие позиции в обществе.
    Именно в 9 в. в Восточной Европе сформировались два этнополитических объединения, которые в итоге и стали основой государства. Оно сложилось в результате объединения полян с центром в Киеве.
    Славяне, кривичи и финоязычные племена объединились в районе озера Ильмень (центр – в г. Новгороде). В середине 9 в. этим объединением стал править выходец из Скандинавии Рюрик (862-879). Поэтому годом образования древнерусского государства считается 862 год.
    Присутствие скандинавов (варягов) на территории Руси подтверждается археологическими раскопками и записями в летописях. В 18 в. немецкие ученые Г.Ф.Миллер и Г.З.Байер доказывали скандинавскую теорию образования древнерусского государства (Руси).
    М.В.Ломоносов, отрицая норманское (варяжское) происхождение государственности, связывал слово «Русь» с сарматами-роксоланами, рекой Рось, протекающей на юге.
    Ломоносов, опираясь на «Сказание о князьях Владимирских», доказывал, что Рюрик, являясь выходцем из Пруссии, принадлежал к славянам, коими являлись пруссы. Именно эта «южная» антинорманская теория образования древнерусского государства была поддержана и развита в 19-20 вв. учеными-историками.
    Первые упоминания о Руси засвидетельствованы в «Баварском хронографе» и относятся к периоду 811-821 гг. В нем русские упоминаются как народ в составе хазар, населяющии Восточную Европу. В 9 в. Русь воспринималась как этнополитическое образование на территории полян и северян.
    Рюрик, взявший на себя управление Новгородом, послал свою дружину во главе с Аскольдом и Диром править Киевом. Преемник Рюрика, варяжскии князь Олег (879-912), завладевший Смоленском и Лобечем, подчинил своей власти всех кривичей, в 882 г. обманным путем выманил из Киева и убил Аскольда и Дира. Захватив Киев, он сумел объединить силой своей власти два важнейших центра восточных славян – Киев и Новгород. Олег подчинил себе древлян, северян и радимичей.
    В 907 г. Олег, собрав огромное войско из славян и финнов, предпринял поход на Царьград (Константинополь), столицу Византийской империи. Русская дружина опустошила окрестности вынудила греков просить Олега о мире и заплатить огромную дань. Результатом этого похода стали очень выгодные для Руси мирные договора с Византией, заключенные в 907 и 911 гг.
    Олег умер в 912 г., и его приемником стал Игорь (912-945), сын Рюрика. В 941 г. он совершил на Византию, нарушившую прежний договор. Войско Игоря разграбило берега Малой Азии, но потерпёло поражение в морской битве. Тогда в 945 г. в союза с печенегами он предпринимает новый поход на Константинополь и вынуждает греков вновь заключить мирный договор. В 945 г. при попытке собрать повторную дань с древлян Игорь был убит.
    Вдова Игоря княгиня Ольга (945-957) правила за малолетством сына Святослава. Она жестоко отомстила за убийство мужа, разорив земли древлян. Ольга упорядочила размеры и места сбора дани. В 955 г. она посетила Константинополь и крестилась в православие.
    Святослав (957-972) – самый храбрый и влиятельный из князей, подчинивший своей власти вятичей. В 965 г. он нанес ряд тяжелых поражений хазарам. Святослав победил северокавказские племена, а также волжских болгар и разграбил их столицу Булгар. Византийское правительство искало с ним союза для борьбы с внешними врагами.
    Центром образования древнерусского государства стали города Киев и Новгород, вокруг них объединились восточнославянские племена, северные и южные. В 9 в. обе эти группы объединились в единое древнерусское государство, вошедшее в историю как Русь.

  5. lystok Ответить

    Каждый союз имел свои города, один из которых был главным. То есть эти племенные объединения носили больше территориальный характер. Но некоторые историки называют их не иначе, как политические образования древних славян. Ведь в каждом союзе проводили княжение.
    Главным в племенном объединении был князь, власть которого передавалась по наследству. Примерами племенных союзов были: поляне с центром в Киеве, северяне с центром в Чернигове и другие.

    Как происходило образование государства

    Процесс образования государства у славян был длительным и сложным. Не стоит думать, что оно образовалось лишь тогда, когда были приглашены варяги. Основные данные об этом нам дает знаменитая летопись Нестора «Повесть временных лет». Существовали многочисленные предпосылки для создания единого крепкого государства.
    Предпосылки – это такие условия, обстановка, которые была подходящими для того или иного процесса.
    Предпосылки образования государства у славян:
    Князя стали отделять от всего остального населения. Он считался высшим наставником. Его постепенно отстраняли от обыденных дел. То есть происходило зарождение власти одного человека.
    На славянские племена оказывалось большое давление со стороны других народов.
    Изменения в хозяйственной деятельности славян. Развивалось земледелие, охота, скотоводство. Продукты хозяйственной деятельности оказались в избытке. Их необходимо было сбывать в другие государства, а для этого необходимо было самим стать государством.
    Между славянскими племенами часто были разногласия и борьба. Не было человека, который бы мог объединить под своей властью эти противоборствующие группы.
    Родовая община стала себя изживать. На ее смену пришла соседская. Все это обуславливало появление социального неравенства. Появлялась так называемая знать, приближенная к князю.
    Нужно было регулировать отношения между людьми.
    Славяне за годы своего существования уже обзавелись общими традициями, религией, обычаями. Это объединяло их духовно.
    Сформировались племенные союзы.
    Причины образования государства у славян:
    Экономическое развитие. Так как накапливался избыточный продукт хозяйственной деятельности, то его нужно было сбывать. Торговля была самым подходящим для этого выбором.
    Также происходило четкое разделения ремесленности и сельского хозяйства.
    Стало выделяться так называемое военное сословие (дружинники).
    Социально-экономическое неравенство между людьми.
    Образование государства у славян произошло в девятом веке. Центром этого важнейшего события в отечественной истории стал Новгород и Киев.
    Образование Древнерусского государства у славян можно разделить на два периода, или этапа.
    Длился с середины девятого до конца десятого века. Князь Олег сумел присоединить часть территорий восточных славян.
    Дружина собирала дань со всей объединенной территории. Эти средства стали базой для развития экономики государства.
    До первой половины одиннадцатого века. Площадь государства значительно увеличивалась. Экономическое положение и международное сильно укрепились.

    Теории образования государства

    Существует две основные теории образования государственности у славян.
    Норманнская теория. Ее предложили немецкие ученые Байер, Миллер, Шлецер. По их мнению, государственность на Руси появилась благодаря варягам. Последние были приглашены во второй половине девятого века в Новгород.
    Рюриковичи консолидировали северные и южные территории. А почему позвали именного варяг? Считалось, что этот народ был хорош в военном деле. Тем более, они были опытными в вопросах создания государства.
    Антинорманская (аутохтонная, славянская). Состоит в противоборстве с предыдущей теорией.
    Отцом ее является Михаил Ломоносов – легендарный русский ученый. Приверженцами также являются Беляев, Забелин (историки). Согласно этой теории, славянские племена не звали варяг на помощь. Они сами объединились. Причем до этого существовали уже некие государственные образования славян. Оставалось их только соединить.
    Ломоносов и Миллер являлись оппонентами. Они критиковали друг друга и горячо спорили по поводу образования славянского государства. Но авторитетные отечественные историки, такие как Карамзин и Ключевский, все же встали на сторону Миллера.
    На сегодняшний день почти никто не сомневается, что варяги имели место быть при становлении государства восточных славян. Однако больше придерживаются точки зрения, что варяги были не создателями. Они – лишь те, кто стал править, кто строил города, кто был воином на Русской земле. Но создатели всего – это сами славянские племена.
    Также сегодня есть мнение, что варяги пришли на Русскую землю с целью завоеваний. Можно назвать современную теорию промежуточной между норманнской и антинорманнской.

    В заключение

    Таким образом, государство у славян начало свое формирование еще до прихода варяг. У него была своя территория, свое население с его религией и культурой, свое хозяйство и ремесло.
    Однако не следует списывать Рюрика со счетов. Ведь он укрепил, сформировал государство. Он перевел его на новый уровень. Сегодня нам многое известно о том, как же происходило «рождение» Киевской Руси.
    Но все же многие вопросы остаются спорными.

    История Рюрика — князя Руси

    Поделитесь с друзьями
    Источник: http://slavculture.ru/istoriya/1169-gosudarstvo-u-slavyan.html

    Глава 3. Теории возникновения древнерусского государства


    “Каких пакостей наколобродит в российских древностях такая допущенная к ним скотина. ” Отзыв М.В. Ломоносова о «Русской грамматике» А. – Л. Шлёцера. 1764
    С XVII века, исследователи русской истории разделились на два лагеря – приверженцев норманнской теории и антинорманистов (славянистов). Основателями норманской теории стали приглашенные немецкие ученые – Иоганн Готфрид Байер, кенигсбергский ученый-лингвист, Герард Фридрих Миллер, приглашенные Петром I для работы в Санкт-Петербург в 1724 г.
    Опираясь на текст ПВЛ, они утверждали, что свое имя – “Русь” вместе с государственностью – норманнов – шведов. Эта теория послужила основой для политических, государственных претензий германского мира по отношению к славянским землям.
    Иностранные ученые, которые к слову-то и русского языка не знали, выставили славян первобытными варварами, которые только с приходом немцев скинули хвосты, слезли с берез и научились говорить.
    Эта теория была унизительна для русских и вся Петербургская Академия наук была не то, что возмущена, негодовала! Такие видные российские ученые как Татищев, Державин, Сумароков, Шишков, а так же другие российские историки того времени яростно возражали против этой фальсификации.
    Норманнская теория построена на том что, что процесс происхождения Древнерусского государства описан в древнейшей русской летописи – “Повесть временных лет”. Исходя из этой теории, летопись дает понять, что в IX в. славяне жили в условиях безгосударственности.
    Южные и северные славянские племена, после изгнания варягов, погрязли в междоусобицах, не смогли договориться между собой и для установления порядка обратились к норманнским правителям. Варяжские князья пришли на Русь и в 862 г. сели на престолы: Рюрик – занял Новгород, Трувор – Изборск, Синеус – Белоозеро.
    Это момент и считают отправной точкой образования Русского государства.
    Антинорманнисты выдвигают ряд возражений по поводу состоятельности норманнской теории.

  6. Alex_TAV Ответить

    3)Крестьянская (соседская, сельская, или территориальная) община была у славян достаточно крепкой, являлась оплотом крестьянства и не допускала массового превращения свободных общинников в рабов.
    4)Географические и климатические условия жизни славян не требовали широкого применения рабского труда в земледелии, как это было в рабовладельческих государствах.
    5)Восточные славяне не имели постоянных источников пополнения рабов, так как они жили в труднодоступных местах.
    В VIII-IХ вв. у восточных славян происходило дельнейшее совершенствование орудий труда в земледелии (железный сошник, плуг с железным лемехом, серп более совершенной формы), что способствовало переходу к пашенному земледелию. Рост производительности труда в сельском хозяйстве привел к возникновению индивидуальной формы земледелия, то есть к соседской общине, и освободил лишние рабочие руки для занятий ремеслом и торговлей.
    Образование государствау восточных славян было вызвано внутренними предпосылками.
    Это:
    1)развитие производительных сил (подъем земледелия, ремесла и торговли),
    2)возникновение имущественного и общественного неравенства,
    3)образование частной собственности и появление крупных феодальных владений,
    4)создание основных социальных групп: феодалов и крестьян.
    Внешние предпосылки образования государства у восточных славян:
    1)оборона от вторжений других племен и кочевников,
    2)завоевание новых территорий и земель.
    Арабские и среднеазиатские писатели, и географы IХ-Х вв. выделяли несколько племенных центров у восточных славян. Так, арабский писатель Х в. Аль-Истахри писал: «Русы состоят из трех племен, из коих одно ближайшее к Булгару. Царь его живет в городе под названием Куяба, который больше Булгара. Другое племя, наиболее отдаленное из них, называется Славия. Еще племя называется Артания, а царь его живет в Арте». Люди часто отправляются торговать в Куябу, что же касается Арты, то мы не припоминаем, чтобы кто-нибудь из иностранцев странствовал там. Купцы из Арты отправляются вниз по воде и ведут торг, но ничего не рассказывают про свои дела и товары и не допускают никого провожать их и вступать в их страну. Из Арты вывозят черных соболей и свинец». Большинство историков считают, что Куяба – объединение восточнославянских племен Среднего Приднепровья, столицей которого был Киев. Славия отождествляется ими с областью расселения ильменских славян – с Новгородам или его более древним предшественником. Артанию же разные исследователи отождествляют с Черниговым или Рязанью. Белорусские историки считают, что Артания – это древняя Орша. Материалы различных источников свидетельствуют о том, что восточнославянская государственность создалась на юге, в богатой и урожайной лесостепной полосе Среднего Приднепровья. Здесь, за тысячу лет до Киевской Руси, было известно земледелие. Даже в XII в , когда Юг и Север во многом уже сравнялись, у южан их северные, лесные соседи вызывали иронические характеристики из-за «звериного» образа жизни. Однако… Однако объединение восточных славян в единое государство – Киевскую Русь произошло именно с Севера, и ведущую роль в создании государства играли варяги (норманны). У восточных славян были опасные соседи на юге. В низовье реки Волги находился могущественный Хазарский каганат, которому подчинялись и платили дань поляне, северяне, радимичи, вятичи (союзы восточнославянских племен). На севере постоянные набеги совершали варяги – воинственные обитатели Скандинавского полуострова и Дании. «Повесть временных лет» сообщает, что северные славянские и финно-угорские племена – кривичи, словене новгородские, чудь, меря – были подчинены варягами и обложен данью. Но летописец отмечает, что в конце концов славяне изгнали варягов за море. Однако вскоре между ними начались усобицы: «И воевать начали сами с собой». Не в силах справиться со своими внутренними проблемами, словене, кривичи, чудь и меря решили отправить посольство к варягам, и найти князя, который бы «владел и правил… по праву». Послы обратились к варягам со словами: «Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». Три брата – Рюрик, Синеус, Трувор – «со своими родами» согласились на это предложение. Рюрикстал княжить в городе Ладаге, а затем в городе Новгороде, Синеус – в Белоозере, а Трувор – в Изборске. Начало княжения Рюрика в городе Новгороде относится к 862г. по «Повести временных лет», который принято считать годом начала правления династии рюриковичей. Два года спустя Синеус и Трувор умерли, а Рюрик стал единоличным правителем. По сведениям «Повести временных лет» двое из воинов Рюрика – Аскольд и Дир – отпросились у него пойти служить византийскому императору в город Царьград (Константинополь). На реке Днепре они осели и стали княжить в городе Киеве – древнем центре полян. Далее по «Повести временных лет» в 879г. Рюрик умер, оставив своего маленького сына Игоря родственнику Олегу, ставшему опекуном Игоря и правителем (регентом). Эти события, связанные с призванием варягов, получили в исторической литературе название норманской теории или «норманнской проблемы».Эта теория была создана во второй четверти ХVIII в. немецкими учеными Байером, Миллером и др., работавшими в Петербургской Академии наук. Авторы этой теории считали варягов (норманов) основателями государства у восточных славян. Однако существует, например, предположение, что имена Синеус и Трувор – это не имена собственные, а переводятся с древнешведского языка – «sinehus, thruwaring» как «свой род» и «верная дружина», но сам Рюрик, по мнению большинства историков, являлся фигурой вполне реальной. Раскопки, которые были проведены в районе города Новгорода, показали, что варяги жили здесь примерно с середины IХ в. В середине IХ в., когда вар
    яги появились на Руси, по всей Европе о них уже ходили страшные рассказы. Не было церкви, где бы ни возносили молитвы, прося избавления от ярости варягов. Они в VIII- IХ вв. разграбили побережье Англии, напали на Ирландию, разорили города Париж, Лиссабон, Севилью, Гамбург. Позже, в IХ-ХI вв., они появились по Франции, Англии, Германии, Испании, Италии, Сицилии, Византии, Северной Африке. Предприняли колонизацию Исландии, освоили Гренландию и за много веков до Колумба проникли в Америку («Випланд»). В середине IХ в.по пути «из варяг в греки» они проникли в земли восточных славян и открыли для себя Русь, которая поразила их числом и богатством городов. Они назвали ее «Гардарик» – «страна городов». Можно предположить, что варягов могли пригласить в качестве наемников для борьбы между различными славянскими и финно-угорскими племенами. Возможно, они были призваны не на княжение, а для защиты земель от набегов своих же северных племен. Но позже варяги могли силой захватить власть а городе Новгороде и покорить северные славянские племена.

  7. Дмитрийsan Ответить

    Восточные славяне в 6-9 веках. Происхождение, общественное устройство, хозяйственная деятельность и быт.
    Эпоха Великого переселения народов значительно изменила этническую карту Европы. К этому времени древнеславянская общность распалась на целый ряд новых этнических образований. Впервые на вопрос о происхождении древнеславянского народа попытался ответить в начале 11 века киевский летописец Нестор, автор «повести временных лет». Особенно подробно Нестор описывает восточнославянские племена, составившие основу древнерусской народности. Нестору было известно 15 славянских племен , населявших Восточную Европу. В Среднем Поднепровье жили поляне, на земле которых возник Киев. Их западными соседями были древляне. К Западу от древлян находились владения волынян.
    Основными занятиями восточных славян было оседлое земледелие, определенное природными богатствами страны. Скотоводство, охота, рыболовство и собирательство имели подсобное, вторичное значение. Существовали ремесла: гончарное, кузнечное, ювелирное, ткачество и другие. Но большинство необходимых предметов либо производилось славянами-землевладельцами самостоятельно, либо ввозились в обмен на рабов, пушнину и другие товары. Из-за ограниченности агротехнических возможностей у славян, преобладал экстенсивный способ обработки земли. Через определенный период истощенные ежегодной запашкой земли забрасывались, а население переходило на другие места. Господствующей общностью у славянских племен была территориальная община – вервь. Будучи частью общины, каждый свободный общинник имел равные с другими права на все имущество данной общины. Продать, подарить, обменять или совершить другое экономическое действие с землей общинник не мог. Общественные вопросы у славян решались сообща, на общем собрании общинников – вече. У восточнославянских племен распространен был обряд трупосожжения. Такие жертвоприношения животных и сожжения покойников, как обычай, связанный с верой в определенные пути мертвых и культ плодородия. Главным богом восточных славян можно считать Перуна, бога-воителя и громовержца. Большинство обрядовых праздников отражало циклы сельскохозяйственных работ, и сельскохозяйственные продукты были основными объектами языческих жертвоприношений.
    Образование государства у восточных славян в 9-10 веках, причины, этапы, особенности.
    К середине 9 века у восточных славян существовало два крупных государственных объединения: в среднем Поднепровье с центром в Киеве и в Поволховье с центром в Ладоге.
    Киевская Русь IX – X вв. – первое государство восточных славян, объединившее более 200 мелких славянских, финно-угорских и латышско-литовских племен.
    Теория возникновения русского государства.
    Норманнская теория возникла в 18 веке, согласно норманнам это государство было создано норманнами или скандинавами, восточные славяне якобы не могли создать государство.
    Противники норманнской теории говорят, что развитие государства началось до призвания варягов. Традиция приглашения князя была известна. Появляются дружины. Большая роль отводилась князю. 882 год – объединены Киев и Новгород. Складывается древнерусское государство со столицей Киев. Киевское государство – это объединение княжеств, подчиненное великому князю. Великим князем являлся киевский князь. Важнейшим источником доход являлся сбор дани. Объезд князя с подвластных территорий с целью сбора дани – полюдье (с 1-го крестьянского двора). Выезжал в ноябре и приезжал весной. В ходе полюдья все продавалось в Византии.

  8. VideoAnswer Ответить

Добавить комментарий для ElefantDV Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *