В каком году появился первый европейский алхимик?

13 ответов на вопрос “В каком году появился первый европейский алхимик?”

  1. Craft_Play Ответить

    Мистические течения в европейской алхимии занимали очень значительное место. Алхимики-мистики сформулировали дополнительные задачи своей науки; общее число задач было равно, естественно, семи:
    1. Приготовление Эликсира или Философского Камня (Lapis Philosoiphorum);
    2. Создание гомункулуса;
    3. Приготовление алкагеста – универсального растворителя;
    4. Палигенез, или восстановление растений из пепла;
    5. Приготовление мирового духа (spiritus mundi) – магической субстанции, растворяющей золото.
    6. Извлечение квинтэссенции.
    7. Приготовление жидкого золота (aurum potabile), совершеннейшего средства для излечения.

    Достижению поставленных целей должны были послужить двенадцать основных алхимических операций, каждая из которых соотносилась с определённым зодиакальным созвездием. Именно по мистическим соображениям мышьяк и сурьму алхимики отказывались признавать самостоятельными металлами, т.к. для них не хватает планет, которых, по тогдашним представлениям, всего семь; мистическая связь алхимии и астрологии имела для алхимиков большее значение, чем факты. Мистицизм и закрытость европейской алхимии породили,
    естественно, значительное число мошенников от алхимии.
    Тем не менее, в XIV-XV веках европейская алхимия добилась значительных успехов, сумев превзойти арабов в постижении свойств вещества. В 1270 году итальянский алхимик кардинал Джованни Фиданца (1121-1274), известный как Бонавентура, в одной из попыток получения универсального растворителя получил раствор нашатыря в азотной кислоте (aqua fortis), который оказался способным растворять золото, царя металлов (отсюда и название – aqua Regis, то
    есть царская водка). Имя самого значительного из средневековых европейских алхимиков, работавшего в Испании в XIV веке, осталось неизвестным – он подписывал свои сочинения именем Гебера. Псевдо-Гебер первым подробно описал сильные минеральные кислоты – серную и азотную. Использование в концентрированных минеральных кислот в алхимической практике привело существенному росту знаний алхимиков о веществе.
    Альберт Великий работал с сернокислым железом, отделял золото от серебра
    при помощи азотной кислоты, по-видимому, выделил мышьяк в чистом виде. Роджер Бэкон писал о потухании веществ без доступа воздуха, о способности селитры взрываться с горящим углем. И Бэкон и Альберт Великий знали свойства смеси селитры, серы и угля. Раймунд Луллий применял холодильник при получении углекислого аммония из перегнанной мочевины, изготовил бикарбонат калия. Неизвестный автор, писавший под именем Василия Валентина (XIV век),
    открыл серный эфир, соляную кислоту, многие соединения мышьяка и сурьмы. В его книге «Триумфальная колесница сурьмы» описываются способы получения сурьмы и ее медицинское применение (сурьма была любимым лекарством алхимиков, которые мечтали получить из нее средство для лечения всех болезней).
    Парацельс первым описал цинк, ранее неизвестный. Он же начал использовать в лечебных целях химические соединения. Ян Баптист ван Гельмонт ввел термин
    “газ”. Иоганн Рудольф Глаубер обнаружил сульфат натрия (глауберову соль), сочтя его философским камнем. Джамбаттиста делла Порта
    (1541 – 1615) изготовил оксид олова. Блез Виженер (1523 – 1596) открыл бензойную кислоту. Эти примеры, перечень которых далеко не полон, наглядно свидетельствуют о том, что
    “ненаучные” исследования алхимиков пошли на пользу не только избранным адептам, но и человечеству в целом.
    Многие открытия носили сенсационный характер. В 1602 году сапожник и алхимик Винченцо Касциароло в горах Болоньи нашел камень, который был настолько тяжел, что Касциароло заподозрил в нем наличие золота. Пытаясь выделить золото из камня, алхимик прокалил его с углем и селитрой и тут же обнаружил, что охлажденный продукт светится в темноте красноватым светом. Известие об этом поразило алхимиков и тяжелый шпат (сернокислый барий) стал объектом химических операций. Он получил ряд названий: солнечный камень, болонский фосфор и т.д.
    В 1774 году было установлено, что в тяжелом шпате содержится особая «земля». Неизвестный ранее металл получил название «барий» от греческого слова «тяжелый». В середине XVII столетия гамбургский алхимик Хенниг Бранд в поисках философского камня, перегоняя человеческую мочу, обнаружил, что при прокаливании осадка последний светится в темноте. Это было ново и необычно! Этот фокус Бранд показывал любителям и получал за это плату, а потом продал свой «секрет» гамбургскому алхимику Иоганну Крафту. Почти сто лет существовала фосфорная спекуляция, так как способ получения держался всеми в секрете.
    Только в 1743 году немецкий химик Андрей Сигизмунд Маргграф (1709-1782) нашел более совершенный способ получения фосфора и опубликовал его, после чего началось изучение фосфора и его соединений.
    Книгопечатание (первая типография Гутенберга, Шеффера и Фауста была открыта в Майнце в 1450 году) сыграло большую роль в распространении алхимических сочинений. Так как печатание обходилось на первых порах достаточно дорого, многие анонимные алхимики для придания авторитета своим сочинениям печатали их под именами известных философов и ученых древнего мира – Платона, Пифагора, Демосфена и других не менее почетных лиц. Также появились во множестве переводы якобы с арабского языка, хотя впоследствии эти рукописи нигде не были обнаружены.
    К середине XVI века в европейской алхимии стало очевидным быстро прогрессирующее разделение. С одной стороны, это вырождающееся мистическое направление, представители которого по-прежнему пытались осуществить трансмутацию металлов с помощью магии, с другой – набирающие силу рациональные течения. Наиболее значительными из последних являлись
    ятрохимия и техническая химия, ставшие своего рода переходным этапом от классической алхимии к новой научной химии.
    Главным результатом алхимического периода, помимо накопления значительного запаса знаний о веществе, стало становление эмпирического (опытного) подхода к изучению свойств вещества. Алхимиками была разработана ртутно-серная теория (теория трёх принципов), призванная обобщить опытные данные. В целом алхимический период явился совершенно необходимым переходным этапом между натурфилософией и экспериментальным естествознанием.
    Однако алхимии изначально были присущи очень серьёзные отрицательные черты, которые и сделали её тупиковой ветвью развития естествознания. Во-первых, это ограниченность предмета лишь трансмутацией металлов; все алхимические операции с веществом были подчинены этой главной цели. Во-вторых – мистицизм, в большей или меньшей степени присущий всем алхимикам. В-третьих, это догматизм теории – учение Аристотеля, лежащее в основе идеи трансмутации, принималось за истину в последней инстанции без каких-либо обоснований.
    Наконец, изначально характерная для алхимии закрытость являлась существенным препятствием для развития этой науки.

  2. НеПодарок Ответить

    Кафедра
    физхимии РГУ

    Краткий очерк
    истории химии:
    оглавление

    ИМЕННОЙ
    УКАЗАТЕЛЬ
    ПРИЛОЖЕНИЯ
    ПРОГРАММА
    КУРСА
    СПИСОК
    ЛИТЕРАТУРЫ
    ССЫЛКИ



    С. И. ЛЕВЧЕНКОВ
    КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ ХИМИИ
    Учебное пособие для студентов химфака РГУ

    2. АЛХИМИЧЕСКИЙ ПЕРИОД

    Александрийская
    алхимия – Арабская
    алхимия – Европейская
    алхимия – Иатрохимия
    и техническая химия
    Александрийская
    алхимия

    Колыбелью
    химии принято считать Александрийскую
    академию. Основанная Александром
    Македонским в 332 г до н.э. новая столица
    Египта – Александрия – быстро стала
    крупнейшим торговым и культурным
    центром античного Средиземноморья.
    Птолемей Сотер, соратник Александра,
    ставший после смерти последнего (323 до н.э.)
    царём Египта, основал Александрийскую
    академию, которая вместе с созданным
    при ней крупнейшим хранилищем античных
    рукописей – Александрийской
    библиотекой (около 700 000 рукописей) –
    просуществовала около тысячи лет (до VII
    в. н.э.). С академией связаны имена таких
    выдающихся мыслителей античности, как
    Евклид, Архимед, Птолемей.
    Греки
    принесли в Египет свою натурфилософию,
    прежде всего учение Платона и Аристотеля. В самом
    Египте имелась высокоразвитая
    ремесленная химия, причём её
    существенное отличие от греческой
    заключалось в сосредоточении ремёсел
    вокруг храмов, прежде всего храмов
    египетского бога Тота (Дхути). В храмах
    используемые рецептуры и
    технологические процессы тщательно
    записывались, сохранялись и
    оберегались от непосвящённых; в то же
    время они тесно связывались с
    астрологией и магическими обрядами.
    Практическими знаниями в Египте (в
    отличие от Греции), таким образом,
    обладали не только простые
    ремесленники – рабы и представители
    низших классов свободных людей, но и
    жрецы – достаточно образованные люди,
    занимающие высокое социальное
    положение.
    Именно
    в Александрийской академии произошло соединение теории (античной
    натурфилософии) и практических знаний
    о веществах, их свойствах и
    превращениях; из этого соединения и
    зародилась новая наука – khemeia. Само
    название химии обычно считается
    происходящим от древнего названия
    Египта – Кем или Хем – и, по-видимому,
    оно должно было означать нечто вроде
    “египетского искусства”. Впервые слово “химия” встречается в книге сицилийского астронома и математика Юлиуса Матерна Фирмика (336 г. н. э.).
    В
    результате объединения практических
    знаний египетских жрецов и
    натурфилософии произошли два
    взаимообусловленных процесса:1. Эллинизация
    “священного тайного искусства” египетских
    жрецов
    . Практические знания
    приобрели “теоретическую базу”
    в виде платоновско-аристотелевского
    учения о четырёх элементах-стихиях.
    2. Мистификация
    натурфилософии
    . В рациональную
    систему Аристотеля были привнесены
    посылки Пифагора о важнейшей роли
    числа и прочие мистические элементы,
    изначально совершенно нехарактерные
    для аристотелевской метафизики.
    Родившаяся
    в Александрии алхимия (само слово “алхимия”
    имеет более позднее происхождение)
    сразу же обзавелась небесным
    покровителем – им стал египетский бог Тот (Дхути),
    аналог греко-римского Гермеса-Меркурия, вестник
    богов, бог торговли, обмана и т.п. Тот-Гермес
    часто отождествляется с легендарным
    основателем алхимии Гермесом
    Трисмегистом (Трижды Величайшим),
    которому,
    по мнению алхимиков, люди обязаны
    существованием письменности,
    календаря, астрономии и пр. В
    Александрийской академии лаборатории
    “священного искусства”
    размещались в главном здании академии
    – храме Сераписа (храм жизни, смерти и
    исцеления). На протяжении всего своего
    существования алхимия оставалась
    наукой герметической – закрытой для
    непосвящённых.
    Основными
    объектами изучения александрийской
    алхимии являлись металлы; именно в
    александрийской алхимии
    сформировалась традиционная металлопланетная
    символика алхимии, в которой каждому из
    семи известных тогда металлов
    сопоставлялась соответствующая
    планета и день недели. Впрочем, в
    европейской алхимической традиции
    ртуть зачастую металлом не считалась,
    поскольку в Библии она не упомянута.

    Важнейшие алхимические знаки


    – серебро,
    Луна, понедельник

    – огонь (элемент)

    – ртуть,
    Меркурий, среда,
    философская Ртуть

    – воздух (элемент)

    – медь,
    Венера, пятница

    – вода (элемент)

    – золото,
    Солнце, воскресенье

    – земля (элемент)

    – железо,
    Марс, вторник

    – сера, философская
    Сера

    – олово,
    Юпитер, четверг

    – соль, философская
    Соль

    – свинец,
    Сатурн, суббота

    – эликсир (философский
    камень)

    – Великое
    делание (трансмутация)

    – завершение
    Великого делания
    К
    числу несомненных практических
    достижений греко-египетских алхимиков
    следует отнести открытие явления
    амальгамирования металлов (описано Диоскоридом, I век н.э.).
    Александрийскими алхимиками был
    усовершенствован способ извлечения
    золота и серебра из руд, для чего широко
    применялась ртуть, получаемая из
    киновари или каломели. Амальгаму
    золота начали применять для
    позолоты. Алхимиками был разработан также
    способ очистки золота купелированием
    – нагреванием руды со свинцом и
    селитрой.
    Помимо
    практического значения, уникальная
    способность ртути образовывать
    амальгаму привела к появлению
    представления о ртути, как об особом,
    “первичном” металле. Тому же
    способствовали и необычные свойства
    соединения ртути с серой – киновари, –
    которая в зависимости от условий
    получения имеет различную окраску – от
    красной до синей.
    Первым
    значительным представителем
    александрийской алхимии, имя которого
    дошло до наших дней, являлся Болос
    Демокритос из Менде, известный ещё как
    Псевдо-Демокрит (ок. 200 до н.э.).
    Написанная Болосом книга “Физика и
    мистика”
    состоит из четырёх частей, посвящённых
    золоту, серебру, драгоценным камням и
    пурпуру. У Болоса впервые
    сформулирована идея
    трансмутации металлов
    превращения одного металла в другой,
    прежде всего неблагородных металлов (свинца
    или железа) в золото, ставшая основной
    задачей всего алхимического периода.
    Следует
    отметить, что возможность трансмутации
    обосновывалась алхимиками на основе
    теории четырёх элементов-стихий. Сами
    элементы, сочетанием которых
    образованы все вещества, способны
    превращаться друг в друга. Поэтому
    превращение одного металла,
    составленного из этих элементов, в
    другой металл, составленный их тех же
    элементов в другом сочетании,
    считалось лишь вопросом метода (искусства).
    Практической предпосылкой
    возникновения идеи трансмутации могло
    быть известное с древности резкое
    изменение окраски и свойств металла
    при введении некоторых добавок (например,
    цвет известной с IV тысячелетия до н.э.
    мышьяковистой меди варьируется от
    белого до красноватых и золотистых
    оттенков).
    Осуществление
    трансмутации металлов и составило
    основную задачу алхимии на протяжении
    всего её существования. Первые
    описания способов изготовления
    сплавов, подобных благородным металлам,
    имеются уже в работе Болоса; в
    частности, там описывается
    приготовление латуни – жёлтого сплава
    меди с цинком, каковой сплав, по мнению
    Болоса, являлся золотом.
    Ещё
    одно дошедшее до нашего времени
    сочинение александрийского периода –
    энциклопедия, которую около 300 г.
    написал Зосим Панополит. В этой книге,
    представляющей собой производственные
    рецептуры, обильно сдобренные мистикой,
    им сведены все знания по khemeia, собранные
    за предыдущие пять или шесть веков.
    Зосим определял khemeia как искусство
    делания золота и серебра, причём особо
    указывал на запрет разглашения тайн
    этого искусства.
    Помимо
    упомянутых собраний рецептур, от
    александрийского периода осталось
    также и множество герметических
    текстов, представляющих собой попытку
    философско-мистического объяснения
    превращений веществ, к числу которых
    относится и знаменитая “Изумрудная
    скрижаль” (“Tabula smaragdina”) Гермеса
    Трисмегиста.
    В
    целом следует отметить, что об
    александрийском этапе алхимии
    известно очень мало. Причиной этого
    является, прежде всего, практически
    полное уничтожение Александрийской
    библиотеки. Помимо этого, римский
    император Диоклетиан (243-315), дабы
    исключить возможность получения
    дешёвого золота, что подорвало бы и без
    того шаткую экономику разваливающейся
    империи, запретил занятия химией и
    приказал уничтожить все труды по khemeia.
    Утверждение христианства в качестве
    государственной религии Римской
    империи при императоре Константине (285-337) привело к
    ещё большим гонениям на алхимию,
    пронизанную языческой мистикой и в
    силу этого, безусловно, являющуюся
    ересью. Поскольку средоточением
    естествознания и античной философии
    являлась Александрийская академия, она
    неоднократно подвергались разгромам
    фанатиками-христианами. В 385-415 гг. были
    разрушены многие здания
    Александрийской академии, в т.ч. и храм
    Сераписа. В 529 г. римский папа Григорий I
    запретил чтение древних книг и занятие
    математикой и философией; христианская
    Европа погрузилась во мрак раннего
    средневековья. Формально
    Александрийская академия прекратила
    свое существование после завоевания
    Египта арабами в 640 г. Однако научные
    и культурные традиции греческой школы
    на Востоке сохранялись какое-то время в
    Византийской империи, а затем они были
    восприняты арабским миром.
    Арабская
    алхимия

    В VII
    веке началось победоносное шествие
    новой мировой религии – ислама – что
    привело к созданию огромного Халифата,
    включившего в себя Малую и Среднюю Азию,
    Северную Африку (включая, разумеется, и
    Египет) и юг Пиренейского полуострова в
    Европе. Арабские халифы, подражая
    Александру Македонскому,
    покровительствовали наукам. На Ближнем
    Востоке – в Дамаске, Багдаде,
    Кордове, Каире – были созданы университеты, на несколько
    столетий ставшие главными научными
    центрами и давшие человечеству целую
    плеяду выдающихся учёных. Слово khemeia
    преобразовалось в арабском языке в al-khimiya,
    давшее название описываемому этапу.
    Влияние ислама в арабских
    университетах было сравнительно
    слабым; кроме того, изучение трудов
    античных авторов не противоречило трём
    обязательным исламским догматам –
    вере в Аллаха, в его пророков и
    загробный суд. Благодаря этому на
    Арабском Востоке могли свободно
    развиваться научные представления, в
    основе которых лежало научное наследие
    античности, в том числе и
    александрийская khemeia.
    Теоретической основой арабской алхимии
    стало учение Аристотеля и его идея о
    взаимопревращаемости элементов.
    Однако для интерпретации опытных
    данных, касающихся свойств металлов,
    теория Аристотеля оказалась не
    слишком удобной, поскольку
    описывала, прежде всего, физические
    свойства вещества. Арабский алхимик Айюб ал Рухави (769-835)
    давал следующее весьма громоздкое и
    туманное объяснение свойств металлов,
    основанное на аристотелевом учении: “Золото
    содержит больше влажности, чем серебро,
    поэтому оно более ковко. Золото жёлтое,
    а серебро белое, т.к. первое содержит
    больше тепла, а второе – больше холода.
    Медь суше, чем серебро или золото, и её
    цвет более красен, т.к. она теплее. Олово
    более влажно, чем серебро или золото,
    так же обстоит дело и со свинцом. Это
    объясняет, почему они так легко
    плавятся на огне. Больше всего
    влажности в ртути, поэтому она, подобно
    воде, испаряется на огне. Что касается
    железа, то оно землистее и суше, чем все
    остальные, … и оно с трудом поддаётся
    действию огня и не плавится, подобно
    другим, если только плавящая сила не
    приведена в тесное соприкосновение с
    ним”.
    Развитие алхимической практики потребовало создания новой теории, основанной на химических свойствах веществ.
    Абу
    Муса Джабир ибн Хайан (721-815), в
    европейской литературе известный под
    именем Гебер, разработал ртутно-серную
    теорию происхождения металлов, которая
    составила теоретическую основу
    алхимии на несколько последующих
    столетий. Джабир ибн Хайан создал теорию, призванную более конкретно
    объяснять свойства металлов (в
    частности, такие, как блеск, ковкость,
    горючесть) и обосновывать
    возможность трансмутации. Следует
    особо отметить, что ртутно-серная
    теория представляла собой попытку
    теоретического обобщения опытных данных в достаточно
    частном вопросе, не претендуя на
    всеобщность объяснения. Это в корне
    отличает её от классических
    натурфилософских учений. Суть ртутно-серной
    теории состоит в следующем.
    В
    основе всех металлов лежат два принципа
    – Ртуть (философская Ртуть) и Сера (философская Сера). Ртуть является

    принципом
    металличности
    , Сера – принципом
    горючести
    . Принципы новой теории,
    таким образом, выступают как носители
    определённых свойств металлов,
    установленных в результате
    экспериментального изучения действия
    высоких температур на металлы. Важно
    отметить, что на протяжении многих
    веков принималось, будто действие
    высоких температур (метод огня)
    есть наилучший метод для упрощения
    состава тела. Следует подчеркнуть, что
    философская Ртуть и философская Сера
    не тождественны ртути и сере как
    конкретным веществам. Обычные ртуть и
    сера представляют собой своего рода
    свидетельства существования
    философских Ртути и Серы как принципов,
    причём принципов скорее духовных,
    нежели материальных. Металл ртуть, по
    мнению Джабира ибн Хайана,
    представляет собой почти чистый
    принцип металличности (философская
    Ртуть), содержащий, тем не менее,
    некоторое количество принципа
    горючести (философской Серы).
    Согласно учению Джабира,
    сухие испарения, конденсируясь в
    недрах Земли, дают Серу, мокрые – Ртуть.
    Затем под действием
    теплоты два принципа соединяются,
    образуя семь известных
    металлов – золото, серебро, ртуть, свинец, медь,
    олово и железо. Золото – совершенный
    металл – образуется, только если вполне
    чистые Сера и Ртуть взяты в наиболее
    благоприятных соотношениях. В земле,
    согласно Джабиру, образование золота и
    других металлов происходит постепенно
    и медленно; “созревание” золота
    можно ускорить с помощью некоего “медикамента”
    или “эликсира” (al-iksir, от греческого
    ??????, т.е. “сухой”), который приводит к
    изменению соотношения Ртути и Серы в
    металлах и к превращению последних в
    золото и серебро. Поскольку плотность
    золота больше плотности ртути,
    считалось, что эликсир должен быть
    очень плотной субстанцией. Позднее в Европе
    эликсир получил название “философский
    камень” (Lapis
    Philosophorum
    ).

    Проблема
    трансмутации, таким образом, в рамках
    ртутно-серной теории сводилась к задаче
    выделения эликсира, обозначаемого
    алхимиками астрологическим символом
    Земли.
    По
    мнению алхимиков, процесс превращения
    “несовершенных металлов” в “совершенный
    металл” – золото – может быть
    отождествлён с “излечением”
    металлов. Поэтому эликсир, согласно
    представлениям последователей Гебера,
    должен был обладать ещё многими
    магическими свойствами – исцелять все
    болезни, и, возможно, давать бессмертие.
    Именно эти “побочные функции”
    эликсира и закрепились в современном
    значении этого слова в русском языке.
    Вообще следует отметить, что арабская
    алхимия всегда самым тесным образом
    была связана с медициной, которая в
    арабском мире была развита весьма
    высоко (в частности, в Багдаде ещё в VIII
    веке появилась первая государственная
    аптека), и практически все арабские
    алхимики были известны ещё и как врачи.
    Среди
    арабских учёных выделяется знаменитый
    бухарский врач Абу Али аль Хусейн ибн
    Абдаллах ибн Сина, или
    Авиценна (980-1037), явившийся первым
    критиком идеи трансмутации металлов,
    каковую он считал невозможной, и
    считавший основной задачей алхимии
    приготовление лекарственных средств.
    Абу
    Бакр Мухаммед ибн Закарийа Ар-Рази
    (864-925), в европейской литературе
    известный как Разес, внёс в ртутно-серную
    теорию некоторые изменения. Поскольку
    свойства таких веществ, как соли
    металлов, довольно сложно объяснить с
    использованием двух принципов, Ар-Рази
    добавил к ним третий принцип, принцип
    растворимости (хрупкости)

    философскую Соль. Ртуть и Сера, по его
    мнению, образуют
    твёрдые вещества лишь в присутствии
    этого третьего принципа. В таком виде
    теория трёх принципов приобрела
    логическую завершённость и
    просуществовала в неизменном виде
    несколько веков.
    Ар-Рази
    предпринял также попытку объединить
    учение Аристотеля – главную
    теоретическую основу алхимии – с
    атомистической идеей. Четыре стихии
    Аристотеля, по мнению Ар-Рази, это
    четыре вида атомов, движущихся в
    пустоте и различающихся формой и
    размером. Среди многочисленных заслуг
    Ар-Рази следует также отметить
    предложенную им классификацию веществ
    на три царства – минеральные,
    растительные и животные. Ар-Рази в
    своих сочинениях подробнейшим образом
    описывал химическую посуду,
    оборудование, весы и лабораторные
    приёмы. Вообще для арабских алхимиков
    было характерно тщательное отношение к
    описанию эксперимента; весы и
    лабораторная техника уже к XI
    веку достигли высокой степени
    совершенства. В частности, Абу-ар-Райхан
    Мухаммед ибн Ахмед Аль-Бируни и
    Абд ар-Рахман Ал Хазини приводили в своих
    трудах величины плотностей металлов,
    отличающиеся от современных значений
    менее чем на один процент.
    В
    целом именно во время арабского этапа
    были созданы основные теории алхимии,
    разработан понятийный аппарат,
    лабораторная техника и методика
    эксперимента. Арабские алхимики
    добились несомненных практических
    успехов – ими выделены сурьма, мышьяк и,
    по-видимому, фосфор, получены уксусная
    кислота и растворы сильных минеральных
    кислот. Арабская алхимия, в отличие от
    александрийской, была вполне рациональна;
    мистические элементы в ней
    представляли собой скорее дань
    традиции. Важнейшей заслугой арабских
    алхимиков стало создание рациональной
    фармации, развившей традиции античной
    медицины.
    После XII
    века по ряду причин (как внутренних, так
    и внешних) арабская алхимия начала приходить в упадок. Последним крупным
    арабским алхимиком стал Ал Джилдаки (первая
    половина XIV в.),
    написавший ряд сочинений, очень полно
    суммирующих труды его
    предшественников. Центр научной мысли
    переместился в Европу.
    Европейская
    алхимия

    Европейские
    государства, прежде всего страны южной
    Европы, достаточно тесно
    контактировали
    с Византией и арабским миром, особенно
    после начала крестовых походов (1-й начался
    в 1096
    году). Европейцы получили возможность
    ознакомиться и с блестящими
    достижениями арабской цивилизации, и с
    наследием античности, сохранившимся
    благодаря арабам. В XII веке начались попытки перевода на
    латинский язык арабских трактатов и
    сочинений античных авторов. Тогда же в Европе
    были созданы первые светские учебные
    заведения – университеты: в Болонье
    (1119), Монпелье (1189), Париже (1200). Начиная с XIII
    века, можно говорить о европейской
    алхимии как об особом этапе
    алхимического периода.
    Следует
    отметить, что между арабской и
    европейской алхимией имели место весьма существенные отличия.
    Европейская алхимия развивалась в
    обществе, где христианская (католическая)
    церковь активно вмешивалась во все
    светские дела; изложение идей,
    противоречащих христианским догматам,
    было делом весьма небезопасным.
    Алхимия в Европе с момента своего
    зарождения находилась на
    полуподпольном положении; в 1317 году
    папа Иоанн XXII предал алхимию анафеме, после чего
    всякий алхимик в любой момент мог
    быть объявлен еретиком со всеми
    вытекающими последствиями. Однако
    европейские властители, как светские,
    так и церковные, объявив алхимию вне
    закона, в то же время
    покровительствовали ей, рассчитывая на
    выгоды, которые сулило нахождение
    способа получения золота. Вследствие
    этого европейская алхимия, как и
    александрийская, изначально являлась
    герметической наукой, доступной только посвящённым.
    Этим объясняется характерное для европейской
    алхимии чрезвычайно туманное
    изложение достигнутых результатов.
    Впрочем, в течение довольно долгого
    времени европейские сочинения по
    алхимии представляли собой лишь
    переводы либо компиляцию арабских
    трактатов.

  3. Detroux Ответить

    Алхимией с незапамятных времен интересовались не только египтяне, но и, как это ни странно, жители другого конца мира, китайцы. Даже самые древние тексты в Поднебесной — «Цзай-И-Цзы» и «Дао» — изобилуют рассуждениями о структуре материи и возможности трансмутации металлов. Однако в период Дао в Китае ничего не было известно об использовании концентрированных кислот для растворения металлов, что свидетельствует о том, что опыты по трансмутации понимались древними китайцами во многом подобно тому, как они рассматривались нашими средневековыми алхимиками. И все же подлинной колыбелью алхимии — или, по крайней мере, алхимии в том виде, в котором мы ее знаем сегодня — являются исконные земли греков, арабов и вавилонян. Основная греческая школа Искусства была основана в Александрии Зазимосом Панаполитанским где- то в начале IV века нашей эры. До нас дошли некоторые его работы, и в частности, его трактат о печах, посвященный описанию стеклянных сосудов для дистилляции, которые в Греции использовались еще до того, как их изобрели арабы. Демокрит, один из учеников Зазимоса, указывает на существование двух типов порошков для осуществления трансмутации — белого и красного. Знаменитая алхимистка Иудейка Мария, которую иногда ошибочно принимают за сестру Моисея, жила в это время. Кастрюля-пароварка (bain Marie), которая до сих пор используется на наших кухнях, считается ее изобретением. Она также ввела в обиход алхимиков керотакис, гер-метический контейнер, в котором мелкие металлические стружки подвергаются воздействию пара, а также аэрометр, который был затем забыт и впоследствии вторично открыт Бёме в XVII веке. В V веке центр алхимии переместился из Александрии в Византию, где были сделаны выдающиеся открытия прежде, чем он переместился к арабам, которые подвели итог дерзаниям египтян и греков. Затем с VII по VIII век алхимия появилась во всех странах, подвластных арабам. Так, Испания стала одной из великих герметических центров в довольно непросвещенной тогда Европе. Арабское влияние на герметическое Искусство было довольно существенным и не потеряло своей значимости вплоть до эпохи Альберта Великого и. Фомы Аквинского. С тех пор до нашего времени дошли многие арабские слова — среди них такие, как эликсир, алкоголь и др.
    Само слово алхимия происходит от египетского слова Щсеми, к которому впоследствии был прибавлен суффикс л. Буквальный смысл этого слова может быть выражен как: «наука черной земли», или наука о первовеществе.
    Не вызывает сомнений, что самым выдающимся среди арабских адептов был Джабир, чью главную работу мы уже цитировали. V Джабир, полное имя которого Джабир ибн Гайан ал-Тарусуси, жил в VIII веке. Он был учеником прославленного исламского учителя Имама Джаффара и вскоре в ‘свою очередь стал известным ученым. Он, в частности, впервые дал рецепт изготовления азотной и соляной кислот, а также других химических веществ, неизвестных в то время западным ученым. Поскольку многие из своих открытий Джабир приписывал своему наставнику Джаффару, очевидно: арабы в VII веке достигли выдающихся результатов. Не следует удивляться тому, что некоторые западные историки пытались выдать работы Джабира за подделки более позднего времени. Есть исследователи, которые утверждают, что Джабир не был ни химиком, ни алхимиком. Находятся и такие, кто считает, что человека по имени Джабир вообще никогда не существовало. Однако совсем недавно в библиотеках Каира и Константинополя было обнаружено несколько работ Джабира, в подлинности которых сомневаться не приходится. В этих произведениях содержатся интересные наблюдения о «естественной философии» (о физике), о методах предсказания будущего и о химическом составе веществ, встречающихся в природе. Между тем некоторые сомнения относительно авторства его работы «Сумма совершенств» все же остаются. Арабский подлинник труда в настоящее время утерян и известен только в переводе конца XIII , века. Таким образом, переводчик для усиления авторитета Джабира вполне мог упомянуть в его работе открытия, сделанные только в XII или XIII веке. Однако этот вопрос на сегодняшний день представляет интерес только – для историка науки.

  4. VideoAnswer Ответить

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *