В каком городе был открыт первый музей россии кунсткамера?

28 ответов на вопрос “В каком городе был открыт первый музей россии кунсткамера?”

  1. Seruy_1983 Ответить

    Кунсткамера в Санкт-Петербурге – уникальный и самый древний из общедоступных музеев в России. Создали его по инициативе Петра I в 1714 году. Здание Кунсткамеры возводили специально для размещения коллекций еще при жизни правителя, а первые  экспонаты лично отбирал Петр. Сегодня же, это крупнейший музей естествознания, науки и быта разных народов разных эпох.
    Здание Кунсткамеры в Санкт-Петербурге
    Название музея неслучайно. Kunstkammer переводится с немецкого как «собрание диковинок». И действительно, коллекции всяческих редкостей были популярны в Европе в эпоху Возрождения, на волне роста интереса знати к научно-естественным знаниям. Вначале в кунсткамерах собирали необычные находки научных экспедиций, предметы быта и древние произведения искусства и ремесла. Такие реликвии никак не классифицировались и были рассчитаны впечатлить окружающих только по факту своей безусловной ценности и уникальности. В основном, кунсткамеры были призваны продемонстрировать академический интерес и финансовое благосостояние в княжеских домах Западной Европы.
    Согласно легенде, однажды Петр I случайно заметил березу, ствол которой врастал в основание другого дерева, и эта природная аномалия натолкнула правителя на идею создания музея.
    Петр Великий, портрет
    Но более реальная версия заключается в том, что идею таких хранилищ ценностей правитель подсмотрел во время своего путешествия в Европу в 1697-1698 году. Тогда он приобрел в Голландии несколько экспонатов, которые показались ему уместными – чучела птиц, скелеты рыб и несколько анатомических препаратов – заспиртованных уродцев. Вместе с секретными рецептами бальзамирования тел, Петр Первый привез в Россию «Кабинет Фредерика Рюйша», который поражает сохранностью препаратов и сегодня.
    Фредерик Рюйш был профессором ботаники и анатомии, который полвека изготавливал свою уникальную коллекцию по анатомии и эмбриологии. Все 937 экспонатов редчайшей коллекции Рюйш согласился продать только императору России – видимо, Петр умел производить впечатление человека, который не только понимает ценность таких редкостей, но и сумеет их бережно сохранить и оставить потомкам.
    Экспонаты Кунсткамеры — анатомические аномалии человека
    И действительно, Петр Великий приложил массу усилий, чтобы коллекции музея пополнялись.
    Так, в 1704 году он издал указ: «О приносе родившихся уродов, также найденных необыкновенных вещей».
    В тексте говорилось: «Если кто найдет в земле или на воде какие старые вещи, а именно: каменья необыкновенные, кости человеческие или скотские, рыбьи или птичьи, не такие, как у нас ныне есть… да зело велики или малы перед обыкновенными, также старые надписи на каменьях, железе или меди…» и предлагалось пополнять такими необыкновенными вещами коллекцию, а бывающим за границей – привозить диковинки из поездок и передавать на хранение в Московскую аптеку Роберта Арескина, который был назначен хранителем коллекций.
    Спустя 10 лет, в 1714 году обширная уже коллекция перемещается в Санкт-Петербург и получает временную прописку в здании Старого Летнего дворца. Роберт Арескин по-прежнему главный «казначей» диковинок, а Иоганн Шумахер становится его помощником, «надсмотрителем редкостей и натуралиев». Так 1714 год считается датой основания первого русского музея.
    Экспонаты Кунсткамеры — анатомические аномалии животных
    Во время следующего путешествие царя в Европу в 1716-1717 годах, Арескин помогал Петру I закупать новые экспонаты. Так Кунсткамера пополнилась коллекцией минералов, численностью в три тысячи экземпляров «каменьев необыкновенных» из Германии.
    В 1719 году Петр издал Указ о том, что коллекции Кунсткамеры могут быть доступны для осмотра. Местом для демонстрации экспозиции стал дом обвиненного в заговоре против царя дворянина, Александра Кикина. Конфискованный под выставку дом у Смольного собора в Северной столице стал местом собрания не только анатомических и зоологических экспонатов, но и местом формирования и оформления первой исторической коллекции. Ею стали образцы одежды и предметы быта народов, населявших Россию. Сам Петр с удовольствием демонстрировал иностранным гостям и дипломатам собранные диковинки и с энтузиазмом рассказывал о них.
    Примечательно, что в первые годы своего функционирования музей демонстрировал посетителям и живые экспонаты. Ими служили люди с врожденными уродствами и генетическими нарушениями. После смерти, скелеты карликов, великанов и прочих «уродцев» оставались там же, в музее, пополняя коллекцию.
    Когда в 1725 году была основана Российская академия наук, коллекции Кунсткамеры стали пополняться экспонатами из «академических экспедиций» отечественных ученых. Заграницей же продолжали покупать отдельные коллекции чучел животных, птиц, рыб, амфибий и насекомых.
    Лишь в 1727 году коллекции обрели новый, привычный обывателям дом – в специально выстроенном здании на стрелке Васильевского острова. Там Кунсткамера располагается и сегодня.
    Главный фасад Кунсткамеры — чертеж XVIII века
    Строили здание по проекту известного русского архитектора М.Г. Земцова. И сегодня это изящное здание зеленого цвета с белыми колоннами остается выдающимся образцом архитектуры в стиле барокко.
    С самого первого дня открытия музей стал бесплатным для посетителей. Царь распорядился предельно ясно: «следует охотников приучать и угощать, а не деньги с них брать», и даже выделил на эту цель средства из казны. И «охотников», действительно, угощали. Да не чем-нибудь, а в лучших западных традициях – «кофе и цукербродами». Вошедших встречал «суббиблиотекарь» и другие сотрудники музея, которые показывали посетителям экспонаты и рассказывали об их происхождении, а после экскурсии – угощали вином и закусками.  Результат такой политики не заставил себя ждать: в Кунсткамере всегда было «много разного звания народу».
    К 1740 году в состав Кунсткамеры входили уже четыре группы «кабинетов»: «Натур-камера» (редкости естествознания), «Мюнцкамера» (коллекция монет», «Кунсткамера» (предметы прикладного искусства и быта разных народов), «Кабинет Петра Великого» (личные вещи царя).
    На период 1741-1765 года приходится превращение музея в серьезный академический центр. Так, в здании башни в этот период работал Михаил Ломоносов, основатель Академии наук и первого университета в России. В это же время в башне здания появляется первый планетарий и начинает свою работу астрономическая обсерватория.
    Астрономическая обсерватория — Кунсткамера, Санкт-Петербург
    И, по трагическому стечению обстоятельств, на эти годы выпадает страшный пожар 1747 года, когда здание было буквально уничтожено огнем, вместе со многими ценными экспонатами.
    Реконструкция и даже частичная перестройка здания музея заняла целых 20 лет. Но в 1766 году Кунсткамера вновь открыла свои двери всем желающим. В башне здания расположили астрономическую обсерваторию, кабинет физики, мастерские и две типографии Академии наук. Там же, в башне, разместился Анатомический театр.
    Что касается пополнения музейных коллекций, то они росли за счет активных научных экспедиций, причем не только русских ученых, но и их западных коллег. В итоге к 1830 году в музее накопилось столько коллекций и экспонатов, что их систематизация и классификация заняла 7 лет, и привела к решению рассредоточить материалы по самостоятельным музеям. Так на базе Кунсткамеры появились Этнографический, Азиатский, Египетский, Анатомический, Зоологический, Ботанический, Минералогический музеи и Кабине Петра I. Причем территориально, основная часть образованных музеев осталась в здании, а другая часть переехала в соседнее строение (желтый дом с белыми массивными колоннами, современное здание Зоологического музея, Санкт-Петербург).
    Вид на Кунсткамеру и Академию Наук России с Университетской набережной, Санкт-Петербург
    В 1878 году Антропологический и Этнографический музеи объединили в единый Музей антропологии и этнографии. Планировалось, что он объединит в своих экспонатах все научные данные о происхождении человека  и о его культуре, включая археологию и этнографию. В конце XVIII века коллекции музея пополнились уникальными экспонатами, собранными экспедицией В.В. Юнкера в Африке и Н.Н. Миклухо-Маклая в Новой Гвинее.
    Этнографические экспонаты музея
    В честь празднования двухсотлетия основания Санкт-Петербурга, музей переименовали в Музей антропологии и этнографии им. императора Петра Великого. Во времена СССР на его базе был открыт Институт этнографии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая Академии Наук СССР.
    После блокады  и Великой Отечественной войны, в 1946 году, двери музея вновь открылись публике. Коллекции стали пополняться, появились новые, посвященные этнографии народов мира, экспозиции. Созданный еще в начале XIX века музей М.В. Ломоносова, располагавшийся в здании Кунсткамеры, снова вошел в состав Музея (при Советах он был частью Института истории естествознания и техники РАН).
    На сегодняшний день Кунсткамера – это музей антропологии и этнографии им. Петра Великого, в котором представлены коллекции и экспозиции, раскрывающие этнографические и исторические особенности разных народов мира.
    Перечень экспозиций музея на официальном сайте
    Тематические экспозиции посвящены культуре и быту, верованиям и ремеслам народов стран Азии и Африки, Северной Америки, Среднего и Ближнего Востока.
    Природные экспонаты и, особенно популярная у туристов коллекция аномалий анатомии человеческого тела – Анатомический театр, располагается в башне здания и занимает всего один зал, но тем не менее, продолжает вызывать устойчивую ассоциацию Кунсткамеры с «уродцами в формалине».
    Музей располагается в самом центре Северной столицы, на Университетской набережной, рядом со стрелкой Васильевского острова. Рядом находятся ст. м. «Адмиралтейская» и «Василеостровская».
    Работает музей с 11 до 19 часов, кассы – до 18 часов. В понедельник Кунсткамера не работает, как и в праздничные дни.
    Официальный сайт Кунсткамеры — главная страница
    Подробнее ознакомиться с экспозициями и коллекциями музея, уточнить режим работы и даже оставить заявку на экскурсию  позволит Кунсткамера Санкт-Петербург официальный сайт.

  2. Swell_teetoff Ответить

    Еще в Кикиных палатах книжное собрание насчитывало тысячи томов, написанных на древнеславянском языке, а также произведения латинских, греческих, немецких и французских авторов. Начало библиотечному собранию положил сам император, который был страстным собирателем книг. Его личная библиотека насчитывала две тысячи томов, что было в те времена большой редкостью. Обычно большие собрания книг были при церквях и монастырях, а в частных собраниях их количество не превышало сотни экземпляров. В личной библиотеке императора были книги, доставшиеся ему по наследству, подаренные иностранными и российскими авторами, привезенные из-за границы по морскому, военному делу, кораблестроению и другим направлениям.
    Из Москвы в Петербург были перевезены книги по медицине, анатомии, фармакологии, а также труды по химии, ботанике, минералогии, географии, архитектуре, хранящиеся в Аптечном приказе. Источником пополнения библиотеки Кунсткамеры стал указ Петра I о доставке рукописных и печатных книг, древних жалованных грамот из монастырей. Книги умерших или казненных людей, попавших в немилость вельмож при конфискации имущества, также направлялись в музейную библиотеку. К 1725 году собрание книг составляло 11 тысяч томов.

    Дальнейшее развитие музея

    По мере накопления материалов и развития науки от Кунсткамеры отпочковались химлаборатория, ботанический сад, обсерватория. Все, что было связано с художественными ремеслами и искусством, было выделено в созданную в 1764 году Академию художеств. Большие перемены в Кунсткамере принес XIX век, когда на базе научных коллекций был создан ряд музеев: Минералогический, Зоологический, Ботанический, Этнографический, Анатомический Кабинет. Выделенный в 1836 году Этнографический музей, который впоследствии стал называться Музеем астрономии и этнографии, унаследовал старинное здание Кунсткамеры. Сейчас он носит имя своего основателя – Петра Великого.

  3. ghost1357 Ответить

    Вопрос о дате создания первого российского государственного общедоступного музея – Кунсткамеры неоднократно обсуждался в исследованиях, посвященных истории музея, т.к. мы не располагаем указом или письменным распоряжением об основании Кунсткамеры и библиотеки. Может быть, он до сих пор не найден в архивах, но скорее всего его просто не существовало.
    1714, как год основания Кунсткамеры и библиотеки назван И.Д. Шумахером, человеком, который принимал непосредственное участие в создании музея и в руководстве им на протяжении 47 лет вплоть до своей кончины в 1761 г. В книге «Палаты Санктпетербургской Императорской Академии наук, Библиотеки и Кунсткамеры с кратким показанием всех находящихся в ней художественных вещей, сочиненное для охотников, оные вещи смотреть желающих» (русское издание 1744 г.) Шумахер пишет: «Библиотека и Кунсткамера учреждены в 1714 году, а в 1724 присоединены к Академии Наук».
    Современные исследователи связывают дату основания Кунсткамеры и Библиотеки с 1714 г. с тем, что к этому году из Москвы в Петербург были перевезены личное собрание коллекций и библиотека Петра I, а также книги и коллекции по естественной истории Аптекарской канцелярии. Коллекции и библиотека были временно размещены в Летнем дворце Петра. «Факт сосредоточения к этому году крупного собрания исторических и «натуральных» экспонатов в одном месте и послужил основанием для историков считать 1714 год датой основания первого русского исторического и естественнонаучного музея, получившего название Кунсткамеры».
    Еще одним важным аргументом считать 1714 годом основания музея и библиотеки может служить тот факт, что именно в этом году Петр I поручил своему архиатеру (лейб-медику), доктору медицины Роберту Арескину (Robert Erskine) «надсмотрение» над Кунсткамерой и библиотекой, то есть назначил особое лицо для работы с коллекциями. В этот же год в Россию приезжает И.Д. Шумахер, который поступает на работу в качестве секретаря по иностранной переписке Аптекарской (позднее Медицинской) канцелярии в подчинение к Р.Арескину, и ему одновременно поручается роль «библиотекаря», а именно разбор книг и натуральных препаратов, сосредоточенных в Летнем дворце Петра.
    1714 год в качестве даты основания Кунсткамеры называли авторы каталогов и путеводителей по музею XVIII в. И.Г. Бакмейстер и О.П. Беляев.
    По абсолютно непонятным причинам в ряде далеких от науки справочных изданий, прежде всего в интернет ресурсах типа «календарь памятных дат», почему-то в качестве конкретной даты основания Кунсткамеры фигурирует 31 января 1714 г., что не имеет под собой никаких оснований.
    Получить представление о составе и размерах коллекций и книжного собрания, которые легли в основу знаменитой Кунсткамеры Петра Великого в Петербурге можно из того же предисловия к «Палатам Санктпетербургской Императорской Академии наук…», написанного И.Д. Шумахером:
    «Кунсткамера, почти также как и библиотека, имела невеликое начало, но потом получила знатное умножение. В 1714 году состояла она только из нескольких сот в склянках сохраненных рыб, птиц и гадов, которые Петр Великий при первом своем путешествии в 1698 году купил в Голландии, также и из нескольких уродов и анатомических вещей. В 1716 году прибыло к ней Альберта Себы славное собрание животных четвероногих, птиц, рыб, змей, ящериц, раковин и других диковинных произведений натуры из Ост- и Вест-Индии, также и Гданьского доктора Готвальда минеральный кабинет. В 1717 году привезено было из Голландии славного доктора Руйша собрание анатомических вещей, трав и бабочек. В 1721 году куплены в Гамбурге из Лидерова медального кабинета, золотые и часть серебряных старинных и новых медалей; у Мушенброка многие физические и математические инструменты, а из кабинета господина Шевалье всякие смотрения достойные старинные и редкие вещи. В 1725 году отдан был в Кунсткамеру Петра Великого собственный кабинет натуральных вещей и великое число дорогих инструментов и машин, которые Его Императорское Величество чрез многие годы собирал».
    План организации музея был тесно связан со строительством новой столицы Российской империи – Санкт-Петербурга, города европейского типа, основными градообразующими функциями планировки которого были фортификация, судостроение, торговля, ансамбли дворцовых и правительственных зданий. Здесь же в самом центре столицы Петр Великий планировал создание Музея и Академии.
    Пока город только начинал строиться, а сам Петр жил в маленьком деревянном домике, построенном для него за три дня в мае 1703 года неподалеку от строящейся Петропавловской крепости, было невозможно думать об организации Кунсткамеры и библиотеки. Но как только в 1714 году было завершено строительство Летнего дворца на берегу реки Фонтанки, Петр приказывает перевезти в новую столицу свои личные коллекцию и библиотеку, а также коллекции, купленные в Европе и временно хранящиеся в Аптекарской канцелярии в Москве. Все предметы бережно перевезли и разместили в Зеленом кабинете Летнего дворца.
    В дворцовых покоях коллекциям было тесно. Ценные предметы нельзя было свободно расставить и показывать широкой публике. Для них требовалось другое помещение. В 1718 году музейные экспонаты разместили в доме опального вельможи Александра Васильевича Кикина – в Кикиных палатах. А.В. Кикин оказался причастен к делу царевича Алексея и был казнен, а его дом конфискован в казну. Петр решил приспособить его под Кунсткамеру и библиотеку.
    Одновременно в 1718 г. приступили к строительству специального здания Кунсткамеры на стрелке Васильевского острова. До окончания строительства Кунсткамера была открыта для посетителей в здании Кикиных палат до 1728 года.

  4. Max4500 Ответить

    Когда речь заходит о Кунсткамере, то первая возникающая ассоциация у современного человека, что это коллекция чего-то аномального, собрание «уродов», или «монстров». Не таким было восприятие музея на Васильевском острове человеком XVIII в. Для него это было прежде всего собрание редкостей, но редкостей не только как нечасто встречающегося или действительно аномального, но и того, что является нормальным развитием природы, но спрятано от глаз человека. И эти тайны природы, скрытые в земных недрах, в лесах и полях, на дне морей и океанов, в мириадах звезд над головой и даже в нашем собственном теле раскрывались перед посетителем Кунсткамеры. Музей оказывался не только собранием предметов, но и вместилищем знаний человека о мире и о нем самом. Всё это: и музейные экспонаты, и ранее неведомая простому русскому человеку наука, и даже инструменты, которыми добываются новые знания, – всё было собрано в одном специально построенном здании, которое и сейчас сохраняет свое название – Кунсткамера.
    Кунсткамера создавалась Петром I: он был её первым идеологом и собирателем коллекций. На фоне сражений, баталий, ломки старого и построения нового из Москвы из Аптекарской канцелярии привозятся книги и «натуралии», анатомические препараты, книги личной библиотеки царя, к которым добавляются книги из готторпской библиотеки герцога Голштинского. Все это складывается в только что построенный для царя архитектором Д. Трезини каменный Летний дворец. Смотрение за книгами и натуралиями было поручено лейб-медику Петра, президенту Аптекарской канцелярии, шотландцу Роберту Арескину. Но в качестве лейб-медика Арескин должен был сопровождать царя в военных походах, поэтому разбор книг и препаратов, привезенных из Москвы в Санкт-Петербург, он перепоручил переводчику, молодому эльзасцу Иоганну Даниилу Шумахеру. Было это в 1714 году. Именно с этого года и ведётся отсчет образования первых в России государственных публичных Музея и Библиотеки.
    Создание Кунсткамеры связывают с тем опытом и впечатлениями, которые получил русский царь во время своих заграничных путешествий (первое пребывание за границей в 1697–1698 гг, второе – в 1717–1718 гг.). Но сами путешествия, как известно, были вызваны политическими и военными интересами России. Одной из важнейших политических задач было создание образа меняющейся России. На решение её были направлены усилия русских дипломатов, комиссионеров, издателей, газетчиков. Статьи о новой России появлялись на страницах европейских журналов. Уже в 1706 г. «Journal de Trevoux» писал, что музы и науки продвигаются к северу, «где царь Петр Алексеевич, правящий ныне, утвердился в намерении просветить свое государство». С этой точки зрения создание музея, для которого приобретались коллекции, которыми дивилась вся Европа, как нельзя лучше служило новому образу России, формировавшемуся в европейском общественном мнении. Но перед Петром I стояла и другая задача – распространение в России знаний, организация Академии наук, университета, гимназии. Все это должно было работать на изучение ресурсов страны, а также населяющих её народов, а поэтому дело приобрело государственное значение и государственный масштаб.
    Специальным именным указом от 13 февраля 1718 г. предписывалось присылать «родившихся уродов» за вознаграждение в Петербург, а за утаивание их полагался штраф: развитие анатомии способствовало развитию медицины, в том числе и военной. Тем же указом необходимо было и найденные в земле старые вещи, каменья необыкновенные, кости человеческие и скотские, старые надписи на каменьях, железе или меди, старое ружье, посуду, все, что «зело старо и необыкновенно» собирать и сдавать за плату.
    Государственный статус создаваемой Кунсткамеры несомненно являлся одной из тех особенностей, которые отличали петербургскую Кунсткамеру от других европейских собраний подобного типа. Проектом учреждения Академии наук 1724 г. предусматривалось: «А чтоб Академия в потребных способах недостатку не имела, то надлежит, дабы библиотека и натуральных вещей камора Академии открыта была те книги и инструменты, которые Академии надобны, выписать или здесь делать».
    Став академическим, Музей формировался за счет сборов академических экспедиций. В решении государственных задач, в становлении и развитии Академии наук Кунсткамера играла огромную роль: именно в Музее сосредоточивались образцы иностранных и российских руд и минералов; здесь изучались флора и фауна России; сюда были привезены из экспедиций предметы быта, верований разных народов России, а позднее и всего мира, находки из «древних могил», то есть все то, что положило начало развитию наук этнографии и археологии. В Кунсткамере по богатейшей нумизматической коллекции можно было проследить этапы мировой истории от Древнего Рима до побед русского оружия в Северной войне.
    В первой половине XVIII в. Кунсткамера сформировалась в организованный по последнему слову науки того времени универсальный музей. Благодаря сохранившимся документам, изданным в то время гравюрам, мы можем «пройтись» по залам Музея и Библиотеки, которые составляли единое целое.
    К зданию Кунсткамеры посетителей подвозили гребцы на лодках. Вход был не с набережной Невы, а с северной стороны. По лестнице, мимо переплетной мастерской и магазина «книг академической печати» пришедшие оказывались в нижнем зале библиотеки. Вдоль стен в простенках между окнами и внутри по периметру стояли 46 шкафов с книгами по истории, философии, ораторскому искусству, математике. географии. На этом же этаже у помощника библиотекаря стояли 4 шкафа с каталогами Библиотеки и Музея. На втором этаже библиотеки в 22 шкафах хранились книги по анатомии, медицинские, по химии, по натуральной истории. На третьем этаже размещались книги по садоводству, архитектуре, генеалогии, оптике, гидравлике, атласы и карты, книги китайские, турецкие, персидские, в одном шкафу были сосредоточены издания Академии наук на русском языке, а трех – русские печатные, в других трех рукописные книги. В Библиотеке было и собрание живописи, а в зале второго этажа — два больших глобуса.
    Пройдя библиотеку, попадаем в Анатомический театр, расположенный амфитеатром. По четырем секторам полукругом расположены одна над другой скамейки. Но публичные вскрытия здесь проводились редко: в Анатомическом театре вскрытия — инструмент научной деятельности, а не «спектакль» для публики. В зале Анатомического театра в 12 шкафах стояли препараты, полученные в ходе научной работы профессоров и адъюнктов.
    Залы Кунсткамеры имели анфиладное построение, поэтому из Анатомического театра можно было свободно пройти в другой зал, в котором хранилась знаменитая анатомическая коллекция Фр. Рюйша. Шкафы, которые располагались вдоль стен, вмещали препараты отдельных органов человека: кожа, мускулы, мозг и т.д. Между шкафами стояли человеческие скелеты. По внутреннему периметру этого зала были расположены 24 шкафа с зоологическими препаратами Фр. Рюйша и А. Себы: «лягушки и животные черепокожные», «всяких родов ящеры», змеи, рыбы и «всякие гады».
    Пройдя дальше по коридору и свернув налево, посетитель попадал в три соединяющихся между собой зала с минералогической коллекцией. Здесь были и иностранные минералы-раритеты, но в основном минералы из отдельных провинций России: квасцы, сера, смола, разные руды (железные, медные, золотые). В двух шкафах находились окаменелости. Просветительский характер Кунсткамеры проявил себя в этих залах не только богатством коллекции, но и тем, что в одном из шкафов была установлена модель рудокопного завода. А напротив входа в третий зал посетитель видел кабинет с раковинами, «а по сторонам два грота из морских камней, трав и раковин, искусно составленных».
    Выйдя из этих залов в коридор и чуть вернувшись направо, посетители попадали в залы, где первой по пути была палата с рисунками всех находившихся в Кунсткамере вещей. Для их хранения были сделаны специальные футляры в форме книг. Рядом была расположена «камора», где хранились «всякие куриозные и дорогие вещи из золота, серебра и дорогих каменьев»: кинжалы, ожерелья, диадемы, конские уборы, коллекция, получившая название «скифское золото», сосуды из золота и серебра, ключи от разных городов. Этот зал соединялся с «минц-кабинетом», собранием монет и медалей, в котором нумизматическая коллекция располагалась в 8 шкафах, а систематизирована была по «государствам».
    Вернувшись в Анатомический театр, посетители могли по лестнице подняться на второй этаж, где в шкафах размещались кости (в том числе мамонта и кита) и рога четвероногих, несколько скелетов. В следующем зале, налево, — четвероногие животные, птицы, растения. В основу систематизаций были положены самые современные научные исследования.
    Гербарии в Кунсткамере были расположены в нижних частях шкафов. Гербарий Фр. Рюйша был представлен по системе Турнефора. Здесь же были гербарии Г. Стеллера, собранный им во время его сибирской экспедиции под Иркутском, а также три коллекции И. Гмелина. В трех шкафах были представлены семена лекарственных трав.
    Следующие четыре «каморы» посвящены были Петру Великому и назывались «Кабинет Петра». В одной из них находилась знаменитая «восковая персона» императора, а рядом в шкафах его одежда, шпага и другие мемориальные вещи. Тут же – «настольные» книги Петра: по математике, кораблестроению, гражданской и военной архитектуре, по гравированию на меди. В трех соседних кабинетах была размещена токарня Петра I: токарные станки, на которых он любил работать, а также некоторые выточенные им вещи.
    Вверху, на галереях, по правой стороне в шкафах были выставлены художественные работы: восковые и гипсовые фигуры, резные вещи из дерева, кости, камня. Собрание таких «артифициалий» было солидным – занимало 10 шкафов. По левой стороне галереи располагалось, говоря современным языком, этнографическая коллекция. В основном, это и были привезенные из академических экспедиций вещи: одежда сибирских и других российских народов, религиозные атрибуты (шаманские бубны, одежда, изображение богов, или как их называли, «идолы»). Тут же находилась китайская коллекция.
    В двух шкафах на этой же галерее были и археологические находки не из драгоценных металлов.
    В центральном круглом зале над Анатомическим театром был установлен знаменитый Готторпский глобус. Вдоль стен стояли шкафы с научными физическими, астрономическими, математическими инструментами: солнечные часы, глобусы, сферы, зажигательные зеркала, корабельные модели. А над глобусом — три обсерватории: нижняя, верхняя большая и верхняя малая.
    Такой была Кунсткамера во времена своего расцвета до середины XVIII в., воплотившая идеи и замыслы Петра Великого и ставшая уникальным для того времени универсальным общедоступным и научным музеем.
    Но непосредственная связь Кунсткамеры с развитием наук привела к тому, что как энциклопедический музей она прекратила свое существование в первые десятилетия XIX в. Дифференциация наук привела и к изменению музейного дела: универсальные музеи уступили место музеям специализированным. Собрание Петровской Кунсткамеры легло в основу Зоологического, Ботанического, Минералогического музеев, Музея антропологии и этнографии, Азиатского музея. Значительная часть коллекций, в том числе, нумизматическая, египетская, научных приборов и инструментов, живописи, мемориальная коллекция Петра Великого были переданы в разные годы в Эрмитаж. По-другому и не могло быть, потому что Кунсткамера Петра Великого была задумана и создана им и его сподвижниками не только как кабинет редкостей и курьезов, но и как научный музей, а, следовательно, была живым организмом, была частью постоянно развивающейся научного знания.

  5. evridi4ka Ответить

    Кунсткамера
    Кунсткамера.
    На набережной Невы до сих пор стоит здание, обнаруживающее явное влияние
    шлютеровских идей, это – «библиотека и Кунсткамера» , как её называли в
    старину. За своё почти двухвековое существование она лишилась при различных
    ремонтах и переделках тех пышных форм, которые делали её едва ли не самым
    нарядным и затейливым зданием Петербурга в последние годы жизни Петра
    Великого. Первоначальный вид Кунсткамеры сохранился в точных чертежах,
    гравированных на меди и изданных при Академии наук в 1741 году. Башня её в
    общих чертах очень напоминает «Мюнцтурм» Шлютера, а боковые выступы,
    заканчивающие оба крыла, снабжены типичными для северо-восточной Германии
    разоpванными с барочными завитками – волютами. Кунсткамеру строил немецкий
    архитектор Георг Иоганн Матарнови, которого в деловой переписке Канцелярии
    строений обыкновенно именовали Иваном Степановичем Матерновием (в русской
    службе с 1714 года, умер в Санкт-Петербурге 12 ноября 1719 года) . В
    Петербурге он появился в год смерти Шлютера, от которого принял все его
    модели и чертежи. Последних, судя по запискам Петра Брюса, должно было
    остаться после покойного мастера множество. Брюс прямо говорит, что Шлютер
    «строил дворцы, дома, академии, заводы, типографии и пр.» . Весьма возможно,
    что Пётр уже тогда думал об основании академии или по крайней мере о
    постройке здания для библиотеки и Кунсткамеры, тем более что с 1714 года он
    усердно собирает книги и раритеты. На зубовской панораме на месте поздней
    Кунсткамеры уже стоит какое-то большое трёхэтажное, не считая подвалов,
    здание с богато отделанными фронтонами на концах и высоким фронтоном-башней
    в средней части. Кунсткамера была основана в 1714 году и открыта в 1719
    году. Внутреннюю отделку производил уже Киавери, а докончил её Шумахер.
    Наиболее подлинной, петровской частью теперешней Кунсткамеры является
    прихотливо изогнутый выступ её средней части, в котором, за исключением
    статуй в нишах да длинного и узкого среднего окна, заменённого укороченными
    и уширёнными, вплоть до дробной рустовки стен. Матарнови, умершему 12
    ноября 1719 года, не удалось окончить ни одной из его построек, которые
    достраивать пришлось, как и Кунсткамеру, Гербелю. В здании Кунсткамеры были
    размещены первые в России научные музей и библиотека, имевшие не только
    научное, но и просветительское назначение; посещение музея было бесплатным,
    а первая библиотека общественного пользования была открыта для посетителей
    сначала два раза в неделю по два часа, а затем продолжительность её работы
    увеличилась. Собрания музея и книжные фонды непрерывно пополнялись,
    например, материалами крупнейшей экспедиции на Камчатку в первой половине
    18 века. К середине этого века библиотека имела многочисленные русские
    рукописные книги, атласы, рисунки. Кунсткамера – один из интереснейших
    памятников архитектуры раннего барокко. Здание состоит из трёх связанных
    между собой объёмов: два симметричных трёхэтажных крыла соединены башней,
    композиция которой отличается напряжённой динамикой. Уменьшающиеся кверху
    ярусы создают иллюзию взлета архитектурных форм, а сочетание вогнутых и
    выпуклых поверхностей стен усиливает «подвижность» объёмов.
    На основе коллекций Кунсткамеры в 1836 году было создано несколько
    академических музеев (зоологический, ботанический и др.) . В 1878 году
    образовался также Музей антропологии и этнографии, которому в 1902 году
    присвоили имя Петра Великого. Его коллекции включают образцы одежды,
    утвари, оружия, предметов религиозного культа, художественных изделий,
    характеризующие быт и культуру народов разных регионов земного шара.
    В 1949 г. в здании Кунсткамеры открылся Музей М. В. Ломоносова –
    великого русского учёного, просветителя, поэта и художника. В экспозиции
    демонстрируются личные вещи, научные приборы, сочинения М. В. Ломоносова, а
    также созданные под его руководством образцы цветной стекловидной массы –
    смальты, применявшей

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *