В каком городе князь владимир принял крещение?

10 ответов на вопрос “В каком городе князь владимир принял крещение?”

  1. ЧЕЛОВЕК Всегда будь добр Ответить


    О том, как крестился князь Владимир и как он крестил свой народ, на Руси существовало много преданий. Не помня точных обстоятельств дела, одни рассказывали, что князь крестился в Киеве; другие указывали место его крещения в городе Василеве (в 35 верстах от Киева); третьи говорили, что он принял крещение в Крыму, в греческом городе Корсуне (Херсонесе), после того, как взял этот город у греков.
    Лет сто спустя после крещения Руси летописец занес в свою летопись такие предания об этом событии: Пришли к Владимиру сначала волжские болгары, похваляя свое магометанство, затем немцы от римского папы, затем хазарские евреи с проповедью своего закона и, наконец, греческий философ с православным учением. Все они хотели привлечь Владимира к своей вере.
    Пришли к Владимиру сначала волжские болгары, похваляя свое магометанство,
    затем немцы от римского папы, затем хазарские евреи с проповедью своего закона
    и, наконец, греческий философ с православным учением.
    Он же выслушал их и всех отослал прочь, кроме грека. С греком он беседовал долго, отпустил его с дарами и почестями, но пока не крестился. В следующем году (987) созвал Владимир своих советников и рассказал им о приходе к нему проповедников, прибавив, что более всего его поразили рассказы греческого философа о православной вере. Советники дали мысль князю послать в разные страны своих послов посмотреть: “кто как служит Богу?”
    Побывав и на востоке, и на западе, послы попали в Царьград и были поражены там несказанным благолепием греческого богослужения. Они так и сказали Владимиру, прибавив, что сами не хотят оставаться более в язычестве, познав православие. Это испытание вер через послов решило дело. Владимир прямо спросил своих советников: “Где крещение примем?” А они согласно ответили: “Где тебе любо”.
    Спросил князь Владимир “Где крещение примем?”
    Его советники ответили: “Где тебе любо”
    И вот в следующем, 988 году Владимир пошел с войском на Корсунь и осадил его. Город упорно сопротивлялся. Владимир дал обет креститься, если возьмет Корсунь, и действительно взял его. Не крестясь еще, он послал в Царьград к царям-братьям Василию и Константину, грозя идти на них и требуя за себя замуж их сестру Анну. Цари сказали ему, что не могут выдать царевну замуж за “поганого”, то есть за язычника.
    Владимир ответил, что готов креститься. Тогда цари прислали в Корсунь сестру свою и с ней духовенство, которое крестило русского князя и венчало его с царевной. Перед крещением Владимир заболел и ослеп, но чудесно исцелился во время самого таинства крещения. Помирясь с греками, он возвратился с православным духовенством в Киев и крестил всю Русь в православную греческую веру.Таково сказание летописи.
    В нем, по-видимому, соединились в одну повесть разные предания:
    во-первых, предание о том, что Владимиру предлагали свою веру болгары, хазары, немцы и греки, пришедшие в Киев и жившие в нем;
    во-вторых, предание о том, что Владимир, не только пребывавший во тьме язычества, но пораженный и физической слепотой, чудесно во время крещения прозрел сразу и духовными и телесными очами, и,
    в-третьих, предание о том, что для принятия греческой веры Владимир счел нужным осадить греческий город Корсунь, чтобы вместе с ним как бы завоевать и греческую веру, приняв ее рукою победителя.
    Последнее предание было основано на действительном походе Владимира на Корсунь. В то время в Византийской империи произошло восстание войска под предводительством полководца Варды-Фоки. Греческое правительство, не располагая силами, искало помощи у киевского князя Владимира. Союз был заключен в 987году: Владимир соглашался послать свои войска в помощь Византии, за что получал руку греческой царевны Анны, а сам обязался принять христианство.
    Перед крещением князь Владимир заболел и ослеп,
    но чудесно исцелился во время самого таинства крещения
    Благодаря русскому вмешательству мятеж был подавлен и Варда-Фока погиб в 988 году. Но византийцы после победы не исполнили своих обещаний, данных Владимиру. Тогда Владимир начал войну с греками, осадил и взял Корсунь – главный греческий город в Крыму – и настоял на исполнении греками договора. Он принял христианство и получил в супружество царевну (989). Где именно был он крещен и когда именно состоялось крещение – в 988 или в 989 г., – точно неизвестно.
    Возвратившись из корсунского похода в Киев с греческим духовенством, Владимир начал обращать киевлян и всю Русь к новой вере. Он крестил в Киеве народ на берегу Днепра и его притока Почайны. Кумиры старых богов были повергнуты наземь и брошены в реку. На их местах были поставлены церкви. Так было и в других городах, где христианство водворяли княжеские наместники.
    По преданию, новая вера распространялась мирно, за исключением немногих мест. Так, в Новгороде пришлось применить силу. В глухих углах, например, у вятичей, язычество держалось, не уступая христианской проповеди, еще целые века; да и по всей стране старые верования не сразу были забыты народом и сплетались с новым вероучением в пеструю смесь веры и суеверия.
    Христианство распространялась по Руси мирно,
    за исключением Новгорода, где пришлось применить силу
    Материал создан: 31.07.2014
    комментарии к статье

  2. Flamesong Ответить

    Священник Алексий Хотеев
    Юбилейное чествование преставления св. князя Владимира обращает наше внимание на обстоятельства его жизни и, в особенности, на обстоятельства его религиозного выбора. Ведь христианское крещение киевского князя определило не только его личный жизненный путь, но и будущий исторический путь Русской земли в государственном и культурном аспектах.
    Нужно сказать, что ставший уже традиционным житийный рассказ о времени и месте крещения киевского князя вобрал в себя разные, порой противоречивые сведения. Так, в Повести временных лет его крещение датируется 988 г., а местом называется церковь св. Василия на торговой площади града Корсунь (Херсонес Таврический, сейчас руины древнего города находятся в черте Севастополя). Правда, тут же в летописи есть специальная оговорка: «Не знающие же истины говорят, что крестился Владимир в Киеве, иные же говорят — в Василеве, а другие и по-иному скажут» (Васильев — это княжье село недалеко от древнего Киева). Выходит, что во время написания Повести временных лет (ок. 1113 г). все еще бытовали разные версии крещения князя Владимира.
    В другом древне-русском памятнике, «Памяти и похвале князю русскому Владимиру» монаха Иакова (сер. XI в.), крещение князя не связывается с осадой Корсуни: «После святого крещения прожил блаженный князь Владимир двадцать восемь лет. На другой год после крещения к порогам ходил, на третий год Корсунь город взял, на четвертый год церковь каменную Святой Богородицы заложил…». Согласно таким расчетам, Владимир стал киевским князем в 978 г., крестился в 987, захватил Херсонес в 989 г.
    Возникает также вопрос о мотивах обращения князя в христианскую веру. Дело в том, что в Повести временных лет изображается постепенное созревание у Владимира решения креститься. Сначала к нему приходят посольства от разных народов и каждое убеждает в правильности своей веры. На князя, согласно летописи, особенное впечатление произвела речь греческого проповедника, показавшего картину Страшного Суда. Затем следуют уже посольства русов в разные страны, чтобы на месте ознакомиться с тем, как в каждой стране служат своему богу. Опять же вера греческая представляется превосходящей все остальные. Как известно, русские послы возвратились к Владимиру со словами:
    «И пришли мы в греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали — на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, — знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать».
    Княжеская дума, бояре и старцы, заметили при этом, что превосходство греческого закона видно и на примере мудрой княгини Ольги, которая приняла крещение от греков.
    Летописный рассказ как будто подводит ко крещению Владимира, здесь закономерно звучит вопрос князя: «Где примем крещение?», а в ответ бояре говорят: «Где тебе любо».
    Но исполнение этих слов опять откладывается…
    В летописный рассказ вводится новый сюжет: поход на греческий город Корсунь. Причина его не объясняется. У стен Херсонеса Владимир дает обет креститься, если возьмет город. Благодаря помощи некоего Анастаса он захватывает Корсунь. В повествовании опять появляется новый мотив: женитьба князя на Анне, сестре византийского императора. Русские послы сообщают в Константинополе о готовности Владимира принять крещение. Анна отплывает в Корсунь, где ее ждет киевский князь, у которого внезапно разболелись глаза. Прибывшая византийская принцесса торопит русского князя креститься, после чего он прозревает. Здесь же, в Корсуни, совершается и торжественное венчание Владимира и Анны. После этого князь вместе с дружиной и достаточным количеством священников возвращается в Киев, где приступает ко крещению горожан.
    Такова схема летописного рассказа. Многие историки считают ее искусственной, и для этого есть определенные основания. То, что Владимир в течение двух, а то и трех лет (согласно летописи) готовился к принятию крещения — принимал посольства и посылал сам, вел переговоры о сватовстве при условии принятия христианской веры — дело вполне допустимое. Только в летописи его мотивы как бы наслаиваются один на другой: сначала он хочет креститься под влиянием греческого «философа», рассказа послов и совету бояр, затем он готов креститься по обету (если захватит Корсунь), наконец, он крестится по договору с греками ради венчания на сестре императора Василия. Что же им двигало: внутреннее расположение, политические расчеты или пресловутое женолюбие?
    Исследователи постарались обосновать немало догадок в объяснение событий. Одни следуют хронологии монаха Иакова и считают, что Владимир крестился в Киеве (или Васильеве) до похода на Корсунь, а затем он оказывал помощь византийскому императору, который находился в критической ситуации из-за ряда мятежей в империи, почему готов был отдать «варвару» в жены багрянородную принцессу. Другие историки полагают, что Владимир был крещен именно в Херсонесе, а до этого, в Киеве под влиянием проповеди «философа» только прошел подготовительный этап — оглашение. Есть те, кто считают, что поход на Корсунь был чисто захватническим рейдом, враждебным грекам, и есть те, кто наоборот, считают поход союзническим актом Владимира в пользу императора Василия, т.к. город во время византийской смуты отложился от своего законного правителя. Наконец, одни исследователи придают большее значение внутренним мотивам князя Владимира, его склонностью к христианской вере, другие — преимущественно выдвигают политические соображения князя, стремившегося поднять свой международный престиж и укрепить свою власть с помощью новой веры.
    Конечно, нужно отметить, что летописный рассказ не записан современником событий, что в нем могут встречаться хронологические неточности, наслоение разных версий или их переработка, художественный вымысел, заимствование сюжетов из других произведений. Выявление этих тенденций — дело отнюдь непростое. Поэтому нас не должно удивлять обилие версий и интерпретаций. Уже первый историк, составитель Повести временных лет, постарался свести воедино разные сведения, чтобы его картина получилась как можно полнее. Обращение князя Владимира, диалоги действующих лиц занимают в его рассказе гораздо больше места, чем сообщения о других событиях его княжения. Очевидно, летописец даже с некоторым избытком, впрочем, свойственным писателям своего времени, захотел подтвердить слова князя, сказанные им при крещении: «Теперь познал я Бога Истинного». Какими бы спорными не казались обстоятельства Владимирова крещения, в этих словах летописи открывается его внутренне обращение, приготовленное воспитанием, согласием приближенных и внешними политическими обстоятельствами.
    05.07.15
    Опубликовано: “Воскресение”, №7, 2015 г.
    Назад к списку

  3. VideoAnswer Ответить

  4. VideoAnswer Ответить

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *