В каком ладу в мажоре или в миноре она звучит 5 букв?

9 ответов на вопрос “В каком ладу в мажоре или в миноре она звучит 5 букв?”

  1. SergeyP1ay Ответить

    Сыграйте на фортепиано подряд 7 нот, то есть гамму, от ноты ДО по белым клавишам. Услышали, как она звучит? Это и есть мажорный лад, гамма До-мажор.

    А теперь попробуйте сделать то же самое от ноты ЛЯ по белым клавишам. Не правда ли, звучание имеет совсем другую окраску – печальную? Это минорный лад, гамма Ля-минор.
    Звуки лада, которые располагаются подряд называются гаммой. Основные лады, мажор и минор, имеют 7 ступеней лада, то есть 7 нот.
    В Уроке 5.Черные клавиши мы говорили о тонах и полутонах, о диезах и бемолях. Теперь для вас не составит труда сыграть от любой клавиши мажорный или минорный лад. Мажор строится по такой схеме: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон.
    Минор строится по такой схеме: тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон.
    (Рисунок a-moll)

    Все лады состоят из 2 групп ступеней или звуков: устойчивых и неустойчивых. Устойчивые звуки образуют так называемые трезвучия, мажорное или минорное.
    Рассмотрим эти ступени на примере той же гаммы До-мажор.

    В Уроке 6.Цифровые обозначения аккордов и нот мы уже говорили о буквенной системе обозначения.
    Музыкальные лады в буквенном обозначении будут обозначаться так:
    мажор – dur, C-dur (для До-мажора)
    минор – moll, c-moll (для До-минора)
    Очень часто можно встретить упрощенную систему обозначений, в которой мажорный лад обозначается большой буквой C (для До-мажора), а минорный – маленькой буквой c (для До-минора).
    Мы рассмотрели основные натуральные лады, мажор и минор.

    Гармонический и мелодический лады

    Кроме натуральных существуют еще гармонический и мелодический лады. Эти ладовые разновидности отличаются высотой некоторых ступеней:
    Мажор гармонический – понижается на полтона VI ступень.
    Мажор мелодический – понижаются на полтона VI и VII ступени.
    Минор гармонический – повышается на полтона VII ступень.
    Минор мелодический – повышается на полтона VI и VII ступени в гамме вверх, а в гамме вниз VI и VII ступени
    используются как в натуральном миноре, без повышения.
    Также в музыке существуют народные и другие лады. Их разновидностей достаточно много, но используются они очень редко, поэтому мы не будет рассматривать их в этом уроке.
    Перейти к следующему уроку ->

  2. Gravelshaper Ответить

    Минорным ладом (или просто минором) называется семиступенный лад, устойчивые звуки которого образуют малое (минорное) трезвучие.
    Само слово «минор» (ит. — minore) в буквальном переводе означает «меньший». Этот термин используется в слоговой нотации, в буквенной же нотации слово «минор» заменяется словом moll (от лат. molle, буквально — «мягкий»).
    Главным характерным признаком минорного лада является интервал малой терции (м. 3) между I и III ступенями, которая, собственно, и определяет специфику, то есть минорность совместного звучания, как самих устойчивых звуков, так и лада в целом при любом порядке исполнения его ступеней.
    В принципе свойства и названия ступеней лада в миноре будут те же, что и в мажоре, меняются лишь — в ряде случаев — интервальные соотношения между ними и, соответственно, характер их звучания.
    Минорный лад (как и мажорный) имеет три основных вида: натуральный, гармонический и мелодический минop.
    Минорный лад строится следующим образом: тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон.
    Тональность
    Высотный уровень расположения лада, определяемый звуком тоники, называется тональностью. Размещение лада на тех же звуках, но в другой октаве, на определение тональности никакого влияния не оказывает, так как ни структура самого лада, ни названия его ступеней и их свойства от этого не меняются.
    Наименование любой тональности определяется названием звука самой тоники (I ступени лада), но поскольку тональность всегда неразрывно связана с каким-либо определенным ладом (мажором или минором), то к ее наименованию обычно добавляется еще и указание на ладовое наклонение. Таким образом, полное наименование тональности, как правило, содержит в себе два компонента: 1) название тоники и 2) название лада, независимо от того, какой системой обозначений — слоговой или буквенной — пользуются при этом: до мажор(C-dur), ля минор(a-moll).
    Названия мажорных тональностей по буквенной системе пишутся с прописных (заглавных) букв, а минорных — со строчных (малых). Иногда для краткости в буквенной системе опускаются слова dur или moll и тогда на ладовое наклонение указывает написание первой буквы (прописной или строчной).
    Параллельные и одноименные тональности мажора и минора
    Хотя исторически оба основных семиступенных лада — и мажор, и минор — развивались совершенно самостоятельно, не утрачивая при этом своих главных специфических признаков, все же между ними имеется и определенное родство: одинаковое количество ступеней, их аналогичное функциональное значение, те же направления ладовых тяготений и т.д. Гаммы некоторых сходных разновидностей обоих ладов (например, гармонического мажора и гармонического минора, или мелодического мажора и натурального минора и, наоборот, натурального мажора и мелодического минора), построенные от одного и того же звука, будут звучать почти одинаково, различаясь только звуком III ступени — главным и единственно точным признаком того или иного лада.

  3. Remember me Ответить


    Не будем вас более перегружать подробностями об интервалах. Заметим только, что интервалы делятся на консонирующие и диссонирующие. Консонанс – это сливающееся, согласное звучание. Диссонанс – это резкое, не сливающееся звучание, ну или попросту “неприятное”.
    Консонирующие интервалы:
    1. Весьма совершенный консонанс:
    Чистая прима
    Чистая октава
    2. Совершенный консонанс:
    Чистая кварта
    Чистая квинта
    3. Несовершенный консонанс:
    Малая терция
    Большая терция
    Малая секста
    Большая секста
    К диссонирующим интервалам относятся все остальные.
    Теперь вернемся к ладам. Лады бывают разными, но мы с вами разберем самые основные: мажорный и минорный.
    Мажорный лад (в дословном переводе – больший лад) – это лад, устойчивые звуки в котором образуют мажорное (большое) трезвучие, то есть созвучие, которое состоит из трех звуков. Звуки мажорного трезвучия располагаются по терциям: между нижним и средним звуками находится большая, а между средним и верхним – малая. Между верхним и нижним же образуется чистая квинта. Мажорное трезвучие, которое строится на тонике (то есть на первой ступени лада) – это тоническое трезвучие.

    В таком ладу неустойчивые звуки находятся между устойчивыми. Мажорный лад состоит из семи ступеней, а последовательный звукоряд лада – это и будет гамма, о которой мы говорили выше.
    В мажорном ладу интервалы между ступенями располагаются таким образом: тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон.
    Минорный лад (меньший лад) – это лад, устойчивые звуки которого образуют минорное трезвучие. Минорное трезвучие состоит из малой терции между нижней и средней ступенью, и большой между средней и верхней.

    В минорном ладу интервалы располагаются так: тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон.
    На слух минорный и мажорный лады довольно легко отличить друг от друга. Если мелодия звучит весело и энергично – то это мажорный лад, ну а если вы слышите грустную и плавную мелодию – то это минорный лад.

  4. Мой характер:сахар со стеклом Ответить


    Мажорным ладом (мажором) называется семиступенный лад, устойчивые звуки которого образуют большое (мажорное) трезвучие. Главный характерный признак мажора – большая терция между I и III ступенями.
    Мажор имеет три основных вида: натуральный, гармонический, мелодический.
    Гамма натурального мажора состоит из двух тетрахордов, внутренняя структура которых имеет важное значение: нижний тетрахорд определяет само ладовое наклонение (мажор или минор), а верхний – вид лада. Гамма натурального мажора – наиболее распространённого вида мажор – состоит из одинаковых тетрахордов (б. 2, б. 2, м.2), которые разделены б. 2.
    Мажор с пониженной VI ступенью называется гармоническим. В нем интервальная структура верхнего тетрахорда меняется: на VIb образуется хроматический интервал увеличенной секунды, характерный для гармонического вида.
    Гармонический мажор довольно широко распространён в музыке ряда восточных народностей (Армения, Иран и т.д.). В профессиональной европейской музыке появился приблизительно на грани XVII и XVIII веков. Сначала использовался очень ограниченно (И. С, Бах, венские классики), позже распространён достаточно широко в музыке западных романтиков и русских классиков.
    Мелодическим называется мажор с пониженными VI и VII ступенями. Нижний тетрахорд остаётся неизменным, а структура верхнего меняется, являясь как бы зеркальным отражением нижнего: м. 2, б. 2, б. 2.
    Характерная особенность мелодического мажора – отсутствие на VIIb напряженного восходящего вводного тона, отчего острота тяготения к T заметно ослабляется.Мелодический мажор появился в XIX веке и применяется очень ограниченно, чаще в ходе: I – VIIb – VIb – V.
    Мелодические связи:
    Натуральный мажор: II-I, VII-I, IV-III, VI-V, II-III, IV-V (слабо). Наиболее острые – VII-I, IV-III.
    Гармонический мажор: то же, но VIb-V острее, чем VI-V из-за малой секунды между V и VIb.
    Мелодический мажор: два тяготения на полтона IV-III, VIb-V. VIIb тяготеет в V через VIb (VIIb-VIb-V).
    Минорным ладом (минором) называется семиступенный лад, устойчивые звуки которого образуют малое (минорное) трезвучие. Главный характерный признак минора – м. 3 между I и III.
    Гамма натурального минора строится (в отличие от натурального мажора) из двух неодинаковых тетрахордов, разделенных большой секундой.
    В нижнем тетрахорде полутон в середине, а в верхнем – внизу. Для натурального минора характерным признаком является отсутствие (в отличие от натурального и гармонического мажоров) остро звучащего напряжённого вводнотонового тяготения к тонике, так как окружающие I ступень неустойчивые звуки в натуральном миноре отстоят от неё на целый тон (б. 2). В натуральном миноре, в отличие от мажора, VII ступень называется полунапряжённым восходящим вводным тоном. Натуральный минор с его мягким колоритом весьма типичен, в частности, для многих русских протяжных, свадебных и лирических песен.
    Минор с повышенной VII ступенью называется гармоническим. Структура верхнего тетрахорда меняется; на VI ступени появляется хроматический интервал увеличенной секунды и возникает, как в натуральном и гармоническом мажоре, напряжённый восходящий вводный тон (ради чего и производится эта альтерация).
    Наличие в гармоническом миноре остро направленного восходящего вводнотонового тяготения значительно повышает степен яркости звучания и напряжённость гармоний доминантовой функции, что привело к тому, что гармонический минор практически стал основным видом минора в профессиональной музыке. Но из-за трудноинтонируемого интервала увеличенной секунды, нарушающего плавность общего движения, гармонический минор стал более характерным для многоголосной музыки, где образуются различные гармонические комплексы (аккорды), что отразилось и в названии гармонического минора.
    Для музыки с преобладанием линеарного движения (прежде всего одноголосной) более характерным является мелодический минор.
    Минор с повышенными VI и VII ступенями называется мелодическим. Мелодический минор хотя и содержит напряжённый восходящий вводный тон, но звучит мягче гармонического минора, поскольку вместе с VII ступенью повышается и VI. Мелодический минор впервые описан, «узаконен» теоретически и введён в музыкальную практику в 1722 г. Ж.-Ф. Рамо.
    Характерная особенность мелодического минора – ослабление тяготения VI# в V, которое теперь, скорее, направлено вверх – через VII# — к тонике. Мелодический минор, по-видимому, произошёл от дорийского лада: повышение в нём VII и привело, очевидно, к мелодическому минору, подобному тому, как повышение VII ступени натурального минора привело к гармоническому минору.
    Звукоряды гамм гармонического и мелодического минора строятся с теми же ладовыми альтерациями как вверх, так и вниз.

  5. Angel567love8 Ответить

    Минорный лад (минор): тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон (например: ля-си-до-ре-ми-фа-соль-ля)
    Устойчивые звуки (I-III-V) образуют минорное трезвучие

    Неустойчивые звуки тяготеют и разрешаются в рядом стоящие устойчивые.
    Ладовые разновидности мажора и минора
    Гармонический
    Мажор гармонический – понижается VI ступень (VIb)
    Минор гамонический – повышается VII ступень (VII#)
    Мелодический
    Мажор мелодический – понижаются VI и VII ступени (VIb, VIIb)
    Минор мелодический – при движении вверх повышаются VI и VII ступени (VI#, VII#), при движении вниз повышение отменяется и используются ступени натурального минора.
    Тональность – это высота лада.
    Какие бывают тональности:
    одноименные (имеющие общую Тонику): До-мажор и до-минор
    параллельные (две тональности – мажор и минор, имеющие одинаковое количество ключевых знаков): До-мажор и ля-минор. Определяются таким образом: для мажора параллельным является минор, который строится от VI ступени, для минора параллельным является мажор, который строится от III ступени.
    энгармонически равные ( одинаковые по высоте (звучанию), различные по написанию): До-мажор и Си#-мажор
    родственные тональности (тональности, тонические трезвучия которых расположены на ступенях данного лада: это будут Т, S, D и их параллельные тональности + мажорная D в миноре и минорная S в мажоре)
    Лады народной музыки и другие
    ионийский = мажор
    дорийский = минор + #VI (высокая VI)
    фригийский = минор + bII (низкая II)
    лидийский = мажор + #IV (высокая IV)
    миксолидийский = мажор + bVII (низкая VII)
    эолийский = минору
    локрийский (гипофригийский) = минор + bII + bV (тоника – уменьшенное трезвучие)
    Простой способ запомнить лады народной музыки – это построить их подряд от всех нот До-мажора:

    Особые лады:
    Пентатоника – пятиступенный лад в котором отсутствуют полутона.
    В мажоре – без IV и VII ступеней
    В миноре – без II и VI ступеней
    Хроматическая гамма (хромо – цвет) – это гамма состоящая из 12 звуков расположенных по полутонам (то есть, из всех звуков октавы фортепиано).
    Правила построения хроматической гаммы:
    Мажор вверх – все ступени повышаются, кроме III и VI (на месте), VII понижается
    Мажор вниз – все ступени понижаются, кроме I и V (на месте), IV повышается
    Минор вверх – все ступени повышаются, кроме I и V (на месте), II понижается
    Минор вниз – также как и одноименный мажор.
    Порядок ключевых знаков.
    Порядок ключевых знаков всегда одинаковый, только количество знаков изменяется в разных тональностях.
    Например, в Ля-мажоре 3 диеза: фа#-до#-соль#, а в Си-мажоре 5 диезов: фа#-до#-соль#-ре#-ля#
    Порядок диезов: фа#-до#-соль#-ре#-ля#-ми#-си#

    Порядок бемолей: сиb-миb-ляb-реb-сольb-доb-фаb

    Знаки альтерации могут стоять при ключе (ключевые знаки – действуют на все произведение),
    либо появляться эпизодически (случайные знаки альтерации – действуют до конца такта).
    Случайные знаки бывают двух видов:
    Альтерация – это усиление тяготения в данном ладу неустойчивых звуков в устойчивые путем их приближения (повышением или понижением) к устойчивым.
    Хроматизм – это изменение высоты звуков, противоположное тяготениям в данном ладу, то есть выходящее за рамки лада.
    Знаки альтерации – изменяют высоту звука:
    Диез (#) – повышает звук на пол тона
    Бемоль (b) – понижает звук на пол тона
    Дубль-диез (x) – повышает звук на тон
    Дубль-бемоль (bb) – понижает звук на тон
    Бекар () – отменяет предыдущие знаки альтерации
    Способы облегчения определения и запоминания тональностей:
    Диезные тональности – последний ключевой знак будет в мажоре VII ступенью, а в миноре II ступенью.
    Бемольные тональности – предпоследний ключевой знак будет в мажоре Тоникой, а в миноре III ступенью.
    Также, хорошую подсказку дает Градусник тональностей из учебника В.Д. Подвала “Давайте сочинять музыку”
    Следующая тема – Аккорды.
    Вернуться в раздел Элементарная теория музыки

Добавить комментарий для Gravelshaper Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *