В каком ладу звучит мелодия рассвет на москве реке мажор или минор?

8 ответов на вопрос “В каком ладу звучит мелодия рассвет на москве реке мажор или минор?”

  1. Moogull Ответить

    ПРИРОДА И МУЗЫКА
    Утро
    Модест Мусоргский. Рассвет на Москве-реке
    Эдвард Григ. Утро

    1-е занятие

    Программное содержание. Учить детей различать изобразительность музыки.
    Ход занятия:
    П е д а г о г. Великий русский композитор Модест Петрович Мусоргский во вступлении к опере «Хованщина» очень интересно, своеобразно изобразил в музыке утро. Это вступление он назвал «Рассвет на Москве-реке». Это пример изумительной «музыкальной живописи» – изображения в музыке просыпающейся русской природы. Слышатся крики петухов, видится восход солнца. Звон колоколов, с которых начиналось раньше утро, сзывает людей в церковь.
    Мощные колокола, которые слышны в этой музыке, символизируют силу Руси, её могущество, несокрушимость. (Звучит вступление.)
    2-е занятие
    Программное содержание. Учить детей различать форму произведения, изобразительность музыки.
    Ход занятия:
    П е д а г о г. Послушайте внимательно Вступление к опере М. Мусоргского «Хованщина» и скажите, как меняется характер музыки, сколько частей в этом произведении? (Звучит вступление.)
    Д е т и. Сначала музыка нежная, светлая, прозрачная, а в середине, когда слышны колокола, – громкая, сильная, мощная, суровая, могучая. Потом всё затихает, и опять музыка звучит спокойно, светло. В произведении три части.
    П е д а г о г. Да, картину просыпающейся природы как бы окаймляет мощный колокольный звон. Раньше на Руси было множество церквей. Их золотые купола искрились на солнце.
    Вся старая Москва красовалась обилием храмов – маленьких церквушек и больших соборов. Перед каждой службой город звенел на разные лады (у каждого колокола – свой голос: тоненький, звенящий или яркий переливчатый, или грозный, гулкий, мощный). Такой музыкой была наполнена старая Москва.
    Каждый день начинался с колокольного звона. В этом произведении слышится перезвон маленьких колоколов и огромного, очень мощного, гулкого, тяжёлого колокола. На этом фоне звучит очень красивая мелодия, похожая на русскую песню. (Звучит фрагмент, потом всё вступление.)
    3-е занятие
    Программное содержание. Учить детей вслушиваться в выразительные музыкальные интонации, различать изобразительность музыки, сравнивая произведения, близкие по названиям, но контрастные по содержанию.
    Ход занятия:
    П е д а г о г. Вам уже знакомо произведение М. Мусоргского «Рассвет на Москве-реке». Как замечательно в музыке передаётся картина пробуждающейся природы! (Звучит фрагмент.)
    Прислушайтесь, в самом начале вступления мелодия поднимается вверх, передаётся от низких, сумрачных виолончелей к светлым скрипкам. Это звучит как первые проблески света просыпающейся природы. Дрожащие нежные звуки скрипок так похожи на пробивающийся свет. Они изображают волшебно красивую картину пробуждения, рассвета. Мелодию, похожую на русскую народную песню, играет светлая флейта, а в оркестре мелькают звуки, напоминающие гусельные переборы (звучит фрагмент).
    Вдали покрикивают петухи, и светлые искристые блики-огоньки игриво отражаются в воде. (Звучит фрагмент.) Эта музыка повторяется дважды: сонно, мягко звучит песенная мелодия, слышится вдали крик петухов и поблёскивают на воде светлые, игривые лучики или брызги. Но теперь, во второй раз, мелодия, похожая на русскую песню, звучит гораздо увереннее, распевнее. Она как бы окрепла, стала сильной. Картина восхода солнца живо встаёт перед глазами. (Звучит первая часть вступления к опере.)
    В средней части этого произведения появляются колокола. (Звучит фрагмент.)
    А как тепло после сурового колокольного звона поют опять скрипки! (Звучит фрагмент третьей части.) Мелодия поднимается вверх и расцветает. Скрипки и флейты звучат светло и нежно. Отдельные отрывистые звуки, словно капли или блики на воде, заканчивают вступление к опере «Хованщина» – «Рассвет на Москве-реке». (Звучит фрагмент, затем произведение целиком.)
    А сейчас давайте сравним это произведение с другим, имеющим похожее название – «Утро» норвежского композитора Эдварда Грига. «Утро» – это тоже, как и у Мусоргского, вступление к большому произведению – к четвёртому действию драматической поэмы Г. Ибсена «Пер Гюнт».
    Норвегия – северная страна с очень красивой природой, горами, долинами. Эдвард Григ в своей музыке часто воспевал красоту норвежской природы, которую очень любил. В «Утре» мелодия напоминает норвежские народные пастушьи наигрыши – светлые, простые, по-северному сдержанные. Основную мелодию играют по очереди, перекликаясь, два инструмента – флейта и гобой. Оба эти инструмента напоминают пастушьи свирели. Флейта – более тоненькую, а гобой – звучащую чуть ниже. С разговора этих двух инструментов начинается «Утро» Грига. (Звучит запись.)
    А какая средняя часть этого произведения (звучит фрагмент)?
    Д е т и. Громкая, яркая, как будто встаёт солнышко, освещает всё вокруг.
    П е д а г о г. Да, середина звучит восторженно, ярко. Когда слышишь тёплый тембр струнных инструментов – скрипок и виолончелей, кажется, что сияющие лучи солнца блещут и переливаются.
    Сам композитор образно говорил, что в этой музыке он хотел изобразить «солнце сквозь облака». Какими разноцветными, нежными и яркими красками-звуками нарисовал Э. Григ эту чудесную картину! (Фрагмент средней части звучит повторно.)
    Третья часть опять звучит успокоенно, заворожённо, мечтательно, нежно.
    В самом конце, прислушайтесь, слышен щебет птиц, их пение, опять звучат пастушьи рожки. (Произведение исполняется целиком.)
    Нарисуйте дома чудесную картину восхода солнца такой, какой вы увидели её, слушая вступление к опере M. Мусоргского «Хованщина» – «Рассвет на Москве-реке» или «Утро» Э. Грига.
    Презентация
    В комплекте:
    1. Презентация – 7 слайдов, ppsx;
    2. Звуки музыки:
    Григ. «Утро» из сюиты «Пер Гюнт», mp3;
    Мусоргский. «Рассвет на Москве-реке», вступление к опере «Хованщина», mp3;
    3. Сопровождающая статья – конспект занятий, docx.

  2. Kegamand Ответить

    Цель урока – расширение понятия об
    изобразительном свойстве музыки, отражения
    природы в музыке.
    Задачи:
    образовательные: продолжить знакомить детей с
    элементами музыкальной речи, как о средстве
    музыкальной выразительности.
    коррекционные: корригировать нарушения
    звукопроизносительной стороны речи, помочь
    самовыражению, способствовать преодолению
    неадекватных форм поведения, снятию
    эмоционального напряжения.
    Развивающие: развивать слуховое и
    эмоциональное восприятие (слушание музыки и
    исполнение песни), развивать двигательную и
    зрительную память, развивать общую и мелкую
    моторику.
    воспитательные: прививать детям любовь к
    Родине, к родной природе.
    познавательные: знакомство с произведениями
    русских композиторов, изображающих картину
    природы.

    Оборудование и оформление класса

    ТСО (Технические средства охраны)- компьютер,
    мультимедийный проектор, музыкальный центр.
    презентация.
    фортепиано, детские ударно- шумовые музыкальные
    инструменты.
    макет с элементами музыкальной речи( цветик-
    семицветик).

    Материалы урока

    Музыка А. Л. Вивальди из цикла “Времена года”-
    “Весна”.
    Песня Г.Струве “Моя Россия”.
    Материал для слушания: М Мусоргский “Рассвет на
    Москве реке”, Римский-Корсаков “Полет шмеля”, М.
    Глинка “Песня жаворонка”, Т. Чудовой “Гром и
    дождь”.

    Этапы урока

    1. Организационный момент. Вход детей в класс
    под музыку (А.Л. Вивальди “Времена года” –
    “Весна”.
    2 . Музыкальное приветствие и знакомство с темой
    урока с использованием ИКТ.
    3. Исполнение песни “Моя Россия”. Анализ песни:
    содержание песни, средства музыкальной
    выразительности.
    4. Музыкальная игра “Музыкальные ритмы”.
    5. Физкультминутка: танец “Ах, ты березка”.
    6. Слушание музыки: “Гармония рисунка и
    музыки”.
    7. Итог урока. Оценки.

    Ход урока

    1. Вход под музыку А.Л. Вивальди “Весна”. Музыкальное
    приветствие.
    Учитель – Здравствуйте ребята.
    Ученики – Здравствуйте. Распевка –
    “Мы спокойные ребята”.
    2. Учитель – Ребята, сегодня тема
    нашего урока “Природа и музыка”. Музыка звучит и
    в природе, и в душе человека. (Показ слайдов №2, 3).
    Послушай, как щебечут птицы,
    Послушай, как поет волна,
    Как дождь в окно стучится,
    Повсюду музыка слышна.
    Повстречалась Муза с поэтом, художником,
    композитором и спросила: “Что вам нужно, чтобы
    нарисовать картину природы?”.
    Учитель – Как вы думаете, что ответил
    каждый из них?
    Ответы учеников – Слова нужны поэту, краски
    нужны художнику, звуки нужны композитору, чтобы
    нарисовать картину природы.
    Учитель – Правильно, вы сказали, звуки
    нужны композитору, чтобы музыку сочинить. Хорошо,
    вот я сыграю вам отдельные звуки. Как вы думаете,
    это есть музыка?
    Ответы детей – Нет, отдельные звуки еще
    не музыка.
    Учитель – А вот так музыка? Играет
    мелодию “Во поле береза стояла”.
    Ответы детей – да, это мелодия (песня)
    “Во поле береза стояла”.
    Учитель – Что изменилась ребята? Какой
    элемент музыкальной речи появился?
    Ответы учеников – Появился главный
    элемент – мелодия.
    Учитель – Правильно ребята, мелодия
    душа музыки, ее главная мысль. Музыка, как и
    природа, разная. Как природа меняется в течение
    года, в течение месяца, так же музыка может
    выражать разное настроение, разный характер.
    Научиться слушать и понимать музыку, ее характер,
    различать ее персонажей и правильно исполнять
    песню нам помогает музыкальный цветик –
    семицветик. Вспомните ребята, сколько лепестков
    у него (показывает на доске макет цветка).
    Ответы детей – семь лепестков.
    Учитель – Правильно, молодцы, каждый
    его лепесток это один элемент музыкальной речи. И
    первый его элемент вы уже назвали. А сейчас я
    предлагаю вам спеть песню “Моя Россия”, и не
    забудьте про остальные элементы волшебного
    цветка, которые нам нужны для выразительного
    исполнения песни: это темп, ритм, лад и динамика.
    3. Дети поют под сопровождения фортепиано.
    На экране появляются картины с тематикой песни.
    Учитель – Спасибо, дети, вы спели
    песню хорошо, с душой, проникновенно. А скажите, о
    чем она?
    Ответы детей – Песня о России, о любви
    к родной природе.
    Учитель – С кем сравнивает поэт
    Россию?
    Ответы учеников – С девочкой с
    голубыми глазами и с длинной косичкой.
    Учитель – А как вы считаете, почему для
    каждого человека Родина дорога, как мама?
    Ответы детей – Родина дорога как мама,
    потому что мы родились и выросли в России.
    Учитель – Правильно, потому что они
    заботятся о вас с самого рождения и дарят вам
    беззаботное и счастливое детство. Посмотрите
    ребята на эти картины, на них изображена русская
    природа. Обратите, какая она красивая, и на всех
    картинах мы видим березу, без которой невозможно
    представить русскую природу. Да, ребята, слова
    песни передают всю красоту природы русской
    земли. А какие чувства передает мелодия песни,
    какой у нее характер?
    Ответы детей – Она добрая, нежная,
    ласковая.
    Учитель – А, какой лад передает такой
    душевный характер песни, мажор или минор?
    Ответы учеников – Минорный лад у песни.
    Учитель – А, какие окраски мы давали
    при исполнении песни, как меняли силу звука в
    куплете и в припеве? Вспомните про динамику.
    Ответы учеников – В начале песни пели
    тихо, потом громко. (Пиано и форте).
    Учитель – Да, вы меняли силу звучания,
    которая является одним из средств музыкальной
    выразительности. Молодцы, ребята, вы хорошо
    поняли песню.
    4. Игра “Музыкальные ритмы”. Цель –
    развитие ритмических способностей у детей,
    мелкую моторику и музыкальную память.
    Учитель – А теперь я предлагаю вам
    поиграть “Музыкальные ритмы”. Я сыграю мелодию
    песни, а вы должны эту мелодию сначала
    прохлопывать, затем поиграть на любом
    инструменте с ритмическими слогами, которые вы
    уже знаете; короткие звуки на слог “ти”, а долгие
    длительности на слог “та”. Учитель играет
    короткие русские народные песни “Солнышка”,
    “Скок, скок, поскок”, “Сорока”, “Дождик”,
    “Зайчик ты, зайчик”, а дети на ударных
    инструментах.
    5. Учитель – Ребята, нам пора
    поразмяться. В качестве физкульт – минутки я
    предлагаю потанцевать русский народный танец
    “Ах, ты береза” (цель – развитие координации
    движения рук и ног).
    6. Слушание музыки. Цель – Развитие
    музыкального восприятия, воображение, умение
    сопоставить музыкальное произведение с
    картиной.
    Учитель – Ребята, скажите, пожалуйста,
    а какие перемены с приходом весны происходят в
    природе? Ответы детей.
    Учитель – Совершенно верно, после
    холодной и суровой зимы наступает красавица
    Весна. В этом году она затерялась по дороге, но
    очень скоро мы услышим ее радостный смех. Вот –
    вот зажурчат повсюду ручейки, и весело будут петь
    птицы, солнышко нам улыбнется и зацветет все
    вокруг. Весна в наш класс сегодня уже зашла.
    Вспомните, ребята, под какую музыку вы зашли в
    класс?
    Ответы детей – Под музыку “Весна” А.
    Вивальди.
    Учитель – А теперь, вы послушаете
    небольшие произведения русских композиторов. В
    этих сочинениях они изображали природу,
    используя разные средства музыкальной
    выразительности. Прослушав каждое произведение,
    вы должны рассказать о своих впечатлениях от
    услышанной музыки. Что вы почувствовали, какая
    картина природы вам представилась, когда вы
    слушали музыку? Затем, посмотрев на экран,-
    выбрать картину, которая созвучна к этой музыке.
    Звучат пьесы:
    1) “Жаворонок” М. Глинки (Слайд № 11),
    2) “Полет шмеля” Римского-Корсакова (Слайд № 12),
    3) “Гром и дождь” Т. Чудовой (Слайд № 13),
    4) “Рассвет на Москве-реке” М. Мусоргского
    (Слайд № 14).
    7. Итог урока.
    Учитель – Дети, давайте вспомним, какую
    песню мы сегодня пели, о каких средствах
    музыкальной выразительности мы говорили и что
    слушали?
    Ответы учеников – Мы пели песню “Моя
    Россия”, говорили об элементах музыкальной речи,
    и слушали пьесы о природе.
    Учитель – Молодцы ребята, вы очень
    хорошо поняли тему нашего урока. Вы все старались
    и заслужили высоких оценок. До свидания, ребята.

  3. VideoAnswer Ответить

  4. VideoAnswer Ответить

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *