В каком обществе общественные отношения регулируют мононормы?

16 ответов на вопрос “В каком обществе общественные отношения регулируют мононормы?”

  1. Lainn Ответить

    Урегулированность и упорядоченность общественных отношений является присущим признаком любой социальной общности. Урегулированность и порядок – это и есть такое качество социального организма, которое объективно требует социального регулирования. В противном случае общество не только не сможет нормально и прогрессивно развиваться, оно не сможет существовать.
    Любое общество требует регуляции и таким регулятором в первобытном обществе являются «мононормы» – единые, нерасчленённые специфические нормы, содержащие в себе нормы морали, религии, права. «Мононормы» носили универсальный характер, т.е. подходили на все случаи жизни. Складывались они стихийно, без участия каких-либо специально созданных органов.
    Впервые понятие «мононорма» ввел видный советский специалист по этнографии А.И. Першиц: «Мононорма» (от греч. monos – один, единый и лат. norma – правило) – обязательное правило поведения, в котором еще не дифференцировались различные нормы социальной регуляции: права, нравственности, этикета и т.п.».
    Основными разновидностями социальных норм первобытного общества являются обычаи, нормы морали, религиозные нормы, табу.
    Обычаи – это исторически сложившиеся правила поведения, которые в результате многократного повторения вошли в привычку.
    Основной особенностью обычаев является то, что их никто не придумывает, не устанавливает, не навязывает обществу. Они возникают как результат наиболее целесообразного варианта поведения, которому бессознательно следовали все члены рода, а многократная повторяемость делала такое поведение привычкой. Затем обычаи осознавались людьми как необходимые условия их жизни и передавались из поколения в поколение.
    Нормы первобытной морали – правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе первобытных представлений о добре и зле.
    Нормы морали возникают значительно позже обычаев, а именно на том этапе развития человеческого общества, когда у людей появляется способность оценивать свои собственные поступки и поступки других людей с точки зрения добра и зла.
    Религиозные нормы – правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе их религиозных представлений.
    Неспособность первобытных людей научно объяснить многие явления природы, бессилие перед ними привели к тому, что их стали объяснять через существование чего-то сверхъестественного, фантастического, божественного.
    Разновидностью религиозных норм были нормы-запреты (табу).
    Табу – религиозный запрет, налагаемый на какой-либо предмет, действие, слово и т.п., нарушение которого будто бы неминуемо влечет жестокую кару (болезнь, смерть) со стороны фантастических духов и богов.
    Табу были более эффективными средствами обеспечения желаемого поведения, нежели физическое наказание или общественное принуждение (угрожавшее иногда разрушить необходимое единство рода). С их помощью запрещалось кровосмешение, охранялись охотничьи угодья от необоснованного истребления и решались другие жизненно важные вопросы человеческого общежития.
    Становлению права активно способствовало и имущественное расслоение общества. Представители класса имущих были крайне заинтересованы в создании таких социальных норм, которые бы не только защищали, но и выражали их частные интересы. Для этого, обеспечив себе экономическое господство, они постепенно ограничивали круг лиц, участвующих в выработке общеобязательных правил поведения. Благодаря своему положению в обществе им удалось добиться изменения, бытовавшего ранее равноправия, получив, к примеру, льготную возможность материально откупиться за совершенное правонарушение.
    Итак, право как особая разновидность социальных норм весьма существенно отличается от социальных норм первобытнообщинного строя.

  2. *Miss KatastroFFa* Ответить

    Законность и целесообразность в сфере правоприменительной деятельности соотносятся следующим образом …
    (*ответ*) при принятии решения по делу можно руководствоваться принципом целесообразности, однако выходить за рамки требований закона запрещается
    если требования закона не соответствуют реальной правовой действительности, то можно руководствоваться принципом целесообразности
    законность и целесообразность всегда противоречат друг другу
    целесообразность и законность совпадают по своим требованиям
    Историческая школа права …
    (*ответ*) утверждала, что право само развивается и складывается подобно языку и нравам
    отрицает возможность существования единого для всех народов права
    различает позитивное право и интуитивное право
    рассматривает право как элемент надстройки над экономическим базисом общества
    Источники права:
    (*ответ*) Коран – в мусульманской правовой семье
    (*ответ*) нормативный Указ Президента
    (*ответ*) правовой обычай
    (*ответ*) текст законов
    (*ответ*) труды известных юристов (в Древнем мире)
    учебник по теории государства и права
    Категорию “правовое государство” в научный оборот впервые ввел …
    (*ответ*) К. Велькер
    Г. Гегель
    Ж.-Ж, Руссо
    Платон
    Категория, отражающая относительное единство правовых систем, имеющих сходные юридические признаки, и их особенности , которые обусловлены сходством их конкретно-исторического развития – это …
    (*ответ*) правовая семья
    группа правовых систем
    национальная правовая система
    национальная система права
    Легальность власти – это
    (*ответ*) закрепление ее в официальных нормативно-правовых актах
    добровольное выполнение ее приказов
    наличие органов принуждения
    признание ее большинством населения
    признание ее властной элитой
    Лицо не может быть привлечено к юридической ответственности за совершенное противоправное деяние, если…
    (*ответ*) лицо совершило противоправное деяние в результате физического принуждения
    (*ответ*) противоправное деяние совершено несовершеннолетним в состоянии отставания в психическом развитии
    лицо совершило противоправное деяние в состоянии сильного алкогольного поведения
    противоправное деяние совершено лицом в состоянии сильного душевного волнения
    Логическое содержание права – это применение…
    (*ответ*) равного масштаба к неравным людям
    неравного масштаба к неравным людям
    неравного масштаба к равным людям
    равного масштаба к равным людям
    Локальным нормативным правовым актом является …
    (*ответ*) Положение о премировании работников конкретного предприятия
    Приказ о приеме на работу
    Указ Президента РФ
    Федеральный закон
    Материальное право …
    (*ответ*) регулирует многообразные отношения в обществе, в различных его сферах
    определяет порядок разрешения споров, конфликтов, расследования и судебного рассмотрения преступлений и иных правонарушений
    совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и основанных на них политических институтов
    совокупность однородных правовых норм, регулирующих определённую область общественных отношений
    сравнительно небольшая, устойчивая группа правовых норм регулирующих определённую разновидность общественных отношений
    Мононормы регулируют общественные отношения в … обществе.
    (*ответ*) первобытном
    буржуазном
    рабовладельческом
    феодальном

  3. Racoh Ответить

    Соблюдение обычаев было прочной привычкой каждого члена общины. Непререкаемость обычаев опиралась на связь и общность интересов членов общины, их равенство, отсутствие противоречий между этими интересами.
    Наряду с самоорганизационными процессами формирования обычаев, традиций присваивающая экономика на некоторых этапах знала и сознательное создание правил поведения. Их создавали потестарные органы управления.
    На основе изложенного можно сделать следующие выводы о нормативной системе этапа присваивающей экономики.
    1. Эта система была направлена на господство общего над личным, индивидуальным, на сплочение общины, рода, племени, поскольку вне коллектива человек не смог бы в то время выжить.
    2. Нормативная система выступала в виде строгих, непререкаемых, безусловно обязательных правил поведения, которые соблюдались в силу привычки, объективной целесообразности и не обеспечивались специальным аппаратом принуждения.
    3. Внутренняя структура мононорм характеризовалась нерасторжимым единством биологических, моральных, религиозных, обрядово?ритуальных требований.
    4. Преобладающее значение в структуре мононорм имели запреты (табу), и лишь потом появились дозволения и позитивные обязывания.
    5. Казуистичность мононорм, отсутствие обобщающих правил, привязанность мононорм к определенным предметам реального мира: они были посвящены брачным отношениям, ритуалам при выходе на охоту, порядку распределения пищи, добычи и др.
    В период перехода от присваивающей к производящей экономике происходят существенные изменения в нормативной системе. Под воздействием социально?экономических факторов мононормы постепенно перерастают в нормы морали и права путем их расщепления, а также появления новых позитивно?обязывающих норм. Нормативная система раннеклассовых обществ получает новую структуру, отличную от предшествующей. В ней возникает специальный пласт норм, отличающихся от мононорм. Это знаменует появление права, которое складывается не вдруг, не на пустом месте, а постепенно и представляет собой на первом этапе санкционированные государством обычаи. Отсюда его название – обычное право. Оно формируется путем, с одной стороны, приспособления и видоизменения обычаев родового строя, а с другой – введения новых правил поведения, не известных первобытному обществу, но обеспеченных государственным принуждением.
    Утверждение в жизни новых норм нередко происходило в борьбе со старыми обычаями. Но бывало и так, что новое правило действовало наряду со старым обычаем, пока новое не побеждало старое. Например, переходной ступенью от кровной мести к выкупу (композиции) была возможность выбора родственниками убитого любого из этих вариантов.
    На первом этапе существования права обнаружились две тенденции: процесс постепенного выделения юридических норм; расширение сферы регулируемых правом общественных отношений.
    Одна из особенностей нормативной системы рассматриваемого периода – появление первых письменных источников – агрокалендарей. Они стали основой общественной жизни членов земледельческой общины, так как регулировали производственную деятельность общины и были строго обязательны для исполнения. Возникает и специальный аппарат контроля за соблюдением агрокалендарей.
    В литературе выделяется еще одно важное явление, во многом соприкасающееся с правом, – предсказания (проф. А.Б. Венгеров). Существует версия, что в раннеклассовом обществе все, заслуживающее внимания, записывалось, записи группировались в сборники, в которых излагалось происшествие и содержалось на его основе предсказание. По мнению А.Б. Венгерова, предсказания строились по той же схеме, что и нормы права, – «если – то». Существовала тесная связь между сборниками предсказаний и собственно юридическими сборниками. Чем древнее сборники, тем детальнее излагались предсказания и тем более органичнее они выполняли регулятивные функции. Считается, что первые посвятительные надписи месопотамских царей, сделанные несколько тысячелетий назад в связи со знамениями, видениями, гаданиями, и были первыми юридическими правилами. Существовали и другие формы правового использования предсказаний. Так, ассирийские пророчицы объявляли через себя волю божества.
    С данной концепцией можно соглашаться или нет, но она представляет собой своеобразное видение возникновения норм права.
    Итак, возникновение права было обусловлено общественными потребностями, к которым можно отнести:
    1) необходимость установления единого порядка в отношениях между людьми на определенной территории;
    2) потребность в поддержании этого порядка в условиях расслоения общества, появления различий и даже конфликтов;
    3) необходимость регулирования обмена между народами, установления соседских взаимоотношений и ограничения враждебного противостояния.
    Качественное отличие регулятивной системы производящей экономики от нормативной системы периода присваивающей экономики состояло в следующем. Во?первых, происходит расщепление мононорм и их постепенное перерастание в нормы морали, права, религиозные нормы. Во?вторых, усложнилась структура регулирования поведения людей; сложились четыре способа данного регулирования: что надо обязательно делать (что должно); что разрешено делать (что можно); что запрещено делать (нельзя делать) и что безразлично для общества, т. е. человек может поступать по своему усмотрению. В?третьих, появление письменных источников, фиксирующих правила поведения, и жесткая привязка этих правил к земледельческому производству – агрокалендари. Организация специального аппарата контроля за соблюдением агрокалендарей. В?четвертых, общесоциальное содержание нормативного регулирования, т. е. оно было сориентировано на выживание всех и на регулирование жизни всей общины. Лишь со временем эти правила политизируются, т. е. приобретают классовое содержание. В?пятых, право появилось не вдруг, не на пустом месте, а сначала происходило санкционирование обычаев, которые перерастали в обычное право и становились строго обязательными для всех. Их государство признавало и ставило под свою защиту. Процесс формирования права отличается длительностью, имеет ряд этапов и специфику у разных народов. В?шестых, право возникает объективно на этапе становления раннеклассового общества как нормативный способ регулирования производящей экономики, свободного труда общинников?земледельцев и ремесленников.

  4. Shalirana Ответить

    Среди норм-ожиданий особое место занимали мифы. Они в об­разной форме (мистической, религиозной) отражали окружающий мир и помогали человеку ориентироваться в нем. Из мифов чело­век узнавал о хороших и плохих способах поведения и их последст­виях. Мифы содержали накопленный предшествующими поколе­ниями социальный опыт. Через мифологические обряды и действия первобытный человек лучше усваивал социальные нормы, опыт, знания природных и общественных явлений. На основе получен­ных знаний человек определял свое поведение, строил взаимоот­ношения с людьми. Следовательно, мифы служили руководством к действию и представляли собой комплекс верований, придающих жизни человека смысл. В ценностно-нормативном и информаци­онном качестве мифы помогали первобытному человеку лучше приспособиться к окружающей среде и выработать устойчивые пра­вила поведения. Например, у индейцев племени яномаме, проживающих на юге Венесуэлы и севере Бразилии, сформировалась следующая систе­ма представлений об окружающем мире, обусловливающая их по­ведение в быту. Согласно мифу племя яномаме произошло от крови Духа Луны, который часто спускался на землю, где питался душами детей и хлебом из маниоки. Однажды человек рассердил­ся за это и в гневе ранил стрелой Духа в живот. Кровь брызнула на землю, и ее капли превратились в людей. Дух Луны передал людям племени яномаме такие качества, как воинственность и жестокость. Они должны проявлять эти качества в жизни. Так, ес­ли мужчину обвиняли в трусости или жадности, то ожидалось, что он вызовет обидчика на поединок. При этом противники должны были обмениваться ударами в грудь. Споры относительно женщин или воровство пищи являлись основанием для драки на палках, когда группы мужчин избивали друг друга дубинками длиной от 8 до 10 футов. Таким образом, благодаря мифу формировалось оп­ределенное представление о системе ценностей, на основе кото­рой строятся взаимоотношения в племени яномаме. Главной цен­ностью считалась жестокость, поэтому ожидание, что мужчина защитит свою честь в поединке, являлось нормой, соответствую­щей этой ценности. К нормам-ожиданиям, в соответствии с которыми первобытный человек «выстраивал» свое поведение, кроме мифа относятся нор­мы морали, религиозные нормы, ритуалы, традиции и обычаи. Очень древний обычай наносить на тело или лицо татуировку со­хранился у некоторых первобытных племен до сих пор. Для перво­бытных племен татуировка, во-первых, представляла собой незыб­лемую традицию, а во-вторых, была проявлением магических сил. Полинезийское племя маорми украшает татуировкой лицо. Таким образом члены племени охраняют себя от злых чар. Некоторые колдуны татуируют больного в целях излечения. В Древнем Китае татуировка была разновидностью символических наказаний, когда отрезание ноги заменялось покраской тушью колена. Тем самым общество пыталось перевоспитать преступника, выставляя его на всеобщее осуждение и презрение. В последнее время этот древний обычай получил распространение среди европейцев. Существуют целые каталоги нательных рисунков. Внимание подростков к этому обычаю связано с их стремлением подражать рок-певцам, разукрашенным цветными татуировками. Распространенность татуировок в армии преследует отчасти прак­тическую цель: нанося татуировку, солдаты обозначают на теле свою группу крови и резус-фактор. Характер санкций во многом определялся тем, что первобытный человек не был самостоятельным субъектом, а представлял собой органическую часть рода. Его желание выжить защищалось прави­лом талиона (от лат. talionis — возмездие, равное по силе преступ­лению). Смысл наказания заключался в причинении виновному та­кого же вреда, который был нанесен им. В обиходе этому соответ­ствовал принцип «око за око, зуб за зуб».

  5. Buzanin Ответить

    Методы теории государства и права.
    Методы теории государства и права– это приемы, способы, подходы, которые используются для познания своего предмета и получения научных результатов.
    Среди методов выделяют общенаучные и частные.
    Общенаучные методы:
    1)Анализ– условное разделение сложного государственно-правового явления на составные части;
    2)Синтез– условное объединение составных частей государственно-правового явления;
    3)Аналогия– познание государственно-правового явления путем сравнения, сходства явлений и процессов;
    4)Моделирование– исследование государственно-правового явления на основе изучения реально существующих моделей, т.е. исследование предмета познания на использовании каких-либо моделей;
    5)Сравнение– исследование государственно-правового явления на основе суждений о сходстве или различии отдельных составляющих частей, объектов, процессов, явлений;
    6)Абстрагирование– процесс познания, основанный на ответвлении от несущественных сторон и свойств предмета познания, с целью выделения их существенных, закономерных признаков;
    Частные методы:
    1)Сравнительно-правовой– метод исследования, который позволяет сопоставить различные правовые системы либо их отдельные элементы, например, законы, в целях выявления их общих свойств;
    2)Конкретно-социологический– метод исследования государства и права, заключающийся на изучении фактических данных государствоведения и правоведения, а также на основе изучения социологических данных – опросов населения, анализа статистики;
    3)Формально-юридический– данный метод позволяет определить юридические понятия, проанализировать их признаки, классифицировать и толковать их;
    4)Кибернетически-математический– метод исследования, основанный на построении математических моделей и алгоритмов, использовании компьютерные программ, моделировании процессов и явлений с помощью средств вычислительной техники.
    Теория государства и права в системе гуманитарных и юридических наук
    Теория государства и права, точнее место этой науки в системе гуманитарно-юридических наук, выглядит примерно следующим образом:

  6. Kazikasa Ответить

    Наша литература длительное время освещала догосударственное общество, опираясь главным образом на книгу Ф. Энгельса “Происхождение семьи, частной собственности и государства”.
    Любое человеческое общество должно быть каким-либо образом организовано, т.е. организационно оформлено. В про­тивном случае оно обречено на превращение в стадо, толпу. Исторически первой формой организации догосудар­ственного общества являлась родовая община. Личная, род­ственная связь сплачивала в единое целое всех членов рода. Это единство упрочивали также коллективный труд, об­щее производство и уравнительное распределение. Востор­женную характеристику родовой организации дал Ф. Энгельс. Он писал: “И что за чудесная организация этот родовой строй во всей его наивности и простоте! Без солдат, жандармов и полицейских, без дворян, королей, наместников, префек­тов или судей, без тюрем, без судебных процессов — все идет своим установленным порядком'”. Таким образом, род был одновременно древнейшим социальным институтом и самой первой формой организации догосударственного об­щества.
    Власть в первобытном обществе олицетворяла силу и волю рода или союза родов: источником и носителем власти (властвующим субъектом) был род, она была направлена на управление общими делами рода, подвластными (объектом власти) являлись все его члены. Здесь субъект и объем власти полностью совпадали, поэтому она была по своей при­роде непосредственно общественной, т.е. не отделенной от общества и не политической. Единственным способом ее ре­ализации было общественное самоуправление. Ни профес­сиональных управленцев, ни особых органов принуждения тогда не существовало.
    Высшим органом общественной власти в роду было со­брание всех взрослых членов общества — мужчин и жен­щин. Собрание — столь же древнее установление, как и сам род. Оно решало все основные вопросы его жизнедея­тельности. Здесь избирались предводители (старейшины, вожди) на срок или для выполнения определенных дел, раз­решались споры между отдельными лицами т. д.
    Решения собрания были обязательными для всех, так же как указания вождя. Хотя общественная власть не име­ла специальных принудительных учреждений, она была впол­не реальной, способной к эффективному принуждению за нарушение существующих правил поведения. Наказание неукоснительно следовало за совершенные проступки, и оно могло быть достаточно жестким — смертная казнь, изгна­ние из рода и племени. В большинстве же случаев было достаточно простого укора, замечания, порицания. Никто не имел привилегий, и поэтому никому не удавалось избе­жать наказания. Зато род как один человек вставал на за­щиту сородича, и никто не мог уклониться от кровной мес­ти — ни обидчик, ни его родичи.

  7. Kenin Ответить

    №вопрос1
    Социальные регуляторы в присваивающей экономике первобытного общества назывались…
    1. нормы права
    2. мононормы
    3. нормы общественных организаций
    4. политические нормы
    5. экономические нормы
    №вопрос1
    Одним из признаков норм, существовавших в догосударственный период, является то, что…
    1. они выражали интересы старейшин
    2. они существовали в поведении и сознании людей
    3. они закреплялись в письменной форме
    4. они обеспечивались силой государственной принуждения
    5. ведущим способом регулирования выступали дозволения
    №вопрос1
    Нормам, регулировавшим отношения в первобытном обществе, было характерно то, что они…
    1. имели предоставительно-обязывающий характер (каждому праву соответствовала обязанность)
    2. обеспечивались в основном силой привычки, а также соответствующими мерами убеждения и принуждения
    3. устанавливались вождем племени
    4. выражали интересы правящей верхушки
    №вопрос1
    Мононормы представляли собой…
    1. совокупность прав и обязанностей первобытных людей
    2. единые, общие для всех правила поведения
    3. совокупность правил поведения, направленных на обеспечение производящей экономики
    4. правила поведения мифологического характера
    5. совокупность норм обычаев, морали, религии, права
    №вопрос5
    Ведущим способом регулирования мононорм были…
    №вопрос2
    Мононормами регулировались…
    1. брачно-семейные отношения
    2. половозрастное разделение труда
    3. отношения по распределению пищи
    4. правила ведения охоты
    5. административные отношения
    №вопрос1
    Мононормами регулировались…
    1. исполнительно-распорядительные отношения
    2. правила разрешения споров между членами общины
    3. имущественные отношения
    4. производственная деятельность
    №вопрос1
    Внутренне единство моральных, правовых и религиозных начал в мононорме обусловлено…
    1. использованием их уже тогда, когда человечество еще не владело речью
    2. недифференцированностью жизни и деятельности первобытного человека, где личное и общественное, права и обязанности были слиты
    3. их высокой социальной значимостью, сильным психологическим и воспитательным воздействием на первобытных людей
    4. с появлением их на том этапе развития человеческого общества, когда у людей появляется способность оценивать свои собственные поступки и поступки других людей с точки зрения добра и зла
    №вопрос5
    Мононормами регуляторы присваивающей экономики назвал отечественный этнограф…
    №вопрос1
    Тотемной форме нормативной системы присваивающей экономики характерно…
    1. выражение ее в форме мифов, обычаев, обрядов, ритуалов

  8. Manardin Ответить

    Социальные нормы — общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, обеспечивающие упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия индивидов и социальных групп. Совокупность норм, действующих в том или ином сообществе, составляет целостную систему, различные элементы которой взаимообусловлены. Причины возникновения социальных норм: экономические; психологические; политические; биологические; демографические; другие. Виды социальных норм: обычаи – исторически сложившееся правила поведения, которые в результате многократного повторения вошли в привычку; религиозные нормы – правила поведения, регулирующие отношения между людьми на основе их религиозных представлений; нормы морали – правила поведения, регулирующие отношения между людьми на основе представлений о добре и зле; мифология – совокупность мифов, отражавших представления людей о мире, природе и бытие; табу – запрет, налагаемый на какой-либо предмет, действие, влекущее за собой какую-либо кару. Мононорма — норма, соединяющая в себе правило поведения обще социального, религиозного и правового характера. Мононормы – единые специфические нормы. Все социальные нормы первобытного общества назывались мононормами, потому что они совпадали по содержанию. Признаки первобытных обычаев: это социальные нормы; обеспечиваются мерами общественного воздействия; сложились в результате многократного повторения и вошли в привычку; консервативны по своей природе. Отличие норм права от социальных норм первобытного общества: источником возникновения социальных норм являлся род, племя, а норм права – государство; социальные нормы обеспечивались общественным убеждением всего рода племени, а нормы права – принудительной силой государства; социальные нормы консервативны, а нормы права – динамичны; социальные нормы находились в сознании людей, а нормы права закрепляются в специальных правовых актах.

  9. DreamHD Ответить

    Социальные нормы, в самом общем виде, представляют собой правила поведения, регулирующие отношения, складывающиеся в обществе между людьми.
    Социальные нормы объединяют в себе и нормы нравственности и нормы права, политические, этические, религиозные нормы, обычаи и т.п. Иными словами, это вся совокупность норм, регулирующих поведение участников социального общения.
    Особенности власти и социального регулирования
    в первобытном обществе
    Основной формой человеческого общежития в первобытном обществе, как уже было сказано выше, был род, сформировавшийся с течением времени из первобытного стада. Члены рода были объединены также и общностью процесса труда и общей собственностью на имущество. Власть принадлежала всей родовой общине в целом. Общественные дела решались на общем собрании всех взрослых членов рода, как мужчин, так и женщин. Решения родовых собраний, следовательно, выражали волю всех членов рода. Общественная власть не отделялась от общества, а совпадала с ним, исходила из самого рода. Все члены рода были равны, никто не имел никаких привилегий. Избиравшиеся родовым собранием старейшины и военные вожди, управляющие текущими делами, трудились наравне со всеми, их власть основывалась лишь на моральном авторитете.
    Таким образом, можно выделить две основные особенности общественной власти, характерные для первобытно-общинного строя:
    1. Власть опиралась на общественное самоуправление и носила общественный характер. Главными органами власти являлись: род, собрание, старейшина, при необходимости военачальник. Отсутствовала обособленная от народа политическая власть и специальный аппарат принуждения (армия, полиция, тюрьмы и т.п.). Эта власть, по существу, “сливалась” с населением, так как не существовало разграничения между субъектом и объектом власти, общество одновременно было и объектом, и субъектом власти.
    2. Власть базировалась на авторитете, на традициях. Она носила естественный характер, выражала единство общества, общность его интересов. В первобытном обществе люди подчинялись велениям власти под воздействием внутренних факторов: в силу убеждения, осознания необходимости, в силу привычки.
    При первобытнообщинном строе нормативное регулирование выражалось в решениях общих собраний, старейшин и военных вождей, а также в существовании особых норм – обычаев. Обычай – это общепринятый, традиционный способ поведения, исторически сложившийся и вошедший в привычку в силу многократного повторения.
    Обычаи одновременно выступали нормами первобытной морали, первобытной религии, детально регламентируя жизнь и деятельность членов первобытного общества. “Вся жизнь австралийца, – пишет историк, профессор С.А. Токарев, – была подчинена строгим нормам обычая. Отдельная личность не только была несвободна в своем поведении, но, напротив, каждый ее шаг, от колыбели до могилы, и в повседневной будничной жизни, и в особенно торжественных случаях совершался по раз и навсегда предписанными правилами, которые диктовал обычай. Блюстителями обычаев выступали старейшины. Они и являлись носителями общественной власти”[1].
    Нормы первобытного общества иногда называют мононормами. Моно…[гр. monos один, единый] – первая составная часть сложных слов, соответствующая по значению слову “одно”, основе “едино”[2].
    Мононормы выступали одновременно и нормами организации общественной жизни, и нормами первобытной морали, и нормами религии, они регламентировали формы и порядок взаимоотношений между членами рода, племени, семейно-брачные отношения, отношения с другими племенами. Кроме того, мононорма представляла собой единую, нерасчлененную норму, в которой были “слиты” воедино и запреты (в форме “табу”), и дозволения, и позитивные обязывания.
    Мононормы первобытного общества – это единые, нерасчлененные нормы, определявшие порядок организации общественной жизни, взаимоотношений между членами общества, отправления религиозных обрядов, ритуалов, этикета, исполнявшиеся в силу обычая.
    Особенности мононорм состояли в том, что они:
    а) имели, как и органы социальной власти, естественно-природную основу, были продиктованы экономической необходимостью и существовали в самом поведении, сознании людей;
    б) действовали в силу привычки, и поэтому, как правило, не возникало вопросов об исполнении или неисполнении норм. Права и обязанности сливались воедино: люди поступали только так, как это диктовалось привычкой. Строгое исполнение норм основывалось на авторитете старших поколений, на нравственных и религиозных воззрениях людей. К нарушителям норм, обычаев применялось убеждение (увещевание, внушение), а иногда и принуждение, которое исходило от рода или племени в целом;
    в) регулировали поведение людей, связанных началами сотрудничества и взаимопомощи, служили воплощением единства, сплоченности рода, племени в целом.
    Таким образом, подводя итог всему изложенному, можно резюмировать: социальными регуляторами в первобытном обществе выступали естественная власть и мононормы, которые и обеспечивали его целостность и упорядочивали складывавшиеся в нем общественные отношения.

  10. Gardarn Ответить

    2.4.1. Первобытное общество
    Власть в первобытном обществе носила ### характер
    потестарный
    2.4.1.Первобытное общество\2.4.1.1.Экономика первобытного общества\
    Не является характерной чертой экономики первобытного общества
    + производящий характер
    + интенсивный характер
    + милитаризация
    + огосударствление
    присваивающий характер
    2.4.1.Первобытное общество\2.4.1.2.Организация и формы осуществления власти\
    В первобытном обществе властные функции осуществляли органы
    верховный совет
    + совет старейшин
    + общее собрание членов рода
    тайный совет
    халиф
    + вождь
    2.4.1.Первобытное общество\2.4.1.3.Функции власти в первобытном обществе\
    Власть в первобытном обществе не осуществляла функции
    + классовые
    + специально-юридические
    + внешние
    + подавления эксплуатируемых классов
    воспроизводства присваивающей экономики
    2.4.2.Социальные нормы первобытного общества
    Недифференцированные социальные нормы первобытного общества – ###
    мононормы
    2.4.2.Социальные нормы первобытного общества\2.4.2.1.Способы регулирования общественных отношений в первобытном обществе\
    Способами регулирования общественных отношений в первобытном обществе являются
    административный акт
    директива
    + запрет
    + дозволение
    + позитивное обязывание
    2.4.2.Социальные нормы первобытного общества\2.4.2.2.Особенности социальных норм первобытного общества\
    Особенностью социальных норм первобытного общества не является ###
    нерасчленённый характер
    + логическая структура
    + классовый характер
    + способы регулирования
    2.4.2.Социальные нормы первобытного общества\2.4.2.3.Содержание мононорм\
    Мононормы первобытного общества регулировали виды общественных отношений
    конституционные
    гражданско-процессуальные
    административные
    + брачно-семейные
    2.4.2.Социальные нормы первобытного общества\2.4.2.4.Формы выражения социальных норм первобытного общества\
    Не являются формами выражения социальных норм первобытного общества
    + правовой обычай
    обычай
    миф
    обряд
    + правосознание
    2.4.2.Социальные нормы первобытного общества\2.4.2.5.Санкции мононорм\
    Последовательность санкций мононорм в зависимости от их строгости
    D1 Общественное порицание
    D2 Изгнание из общины
    D3 Нанесение телесного повреждения
    D4 Смертная казнь
    Тема 5

  11. Kizaru Ответить

    Правила, которым следовали в своем поведении первобытные люди, называются мононормами (от греч. monos – один и лат. norma – правило). Свое название они получили потому, что были едиными и нерасчлененными, содержали моральные предписания, религиозные запреты, обычаи, традиции и правовые обвязывания. Это внутреннее единство морально-правовых начал в мононорме обусловлено недифференцированностью самой жизни первобытного человека, где личное и общественное, права и обязанности были слиты, поэтому мононормы нельзя отнести ни к моральным нормам, ни к нормам права. Их главное назначение состояло в том, чтобы помочь человеку приспособиться к природной среде, способствовать выживанию и воспроизводству человека как биологического вида.
    Мононормы складывались стихийно, методом проб и ошибок. В процессе отбора сохранялись только те правила поведения, которые в лучшей степени способствовали выживанию рола, племени, обеспечению их целостности. Среди мононорм можно выделить нормы-запреты и нормы-ожидания, которые различались по характеру санкций. Нормы-запреты существовали в виде табу, нарушение их каралось жестокими наказаниями. Нормы-ожидания находили свое выражение в традициях, обычаях, обрядах, ритуалах, мифах и формировали у индивида установку на положительное поведение.
    У многих первобытных народов были установлены строгие правила поведения, в числе которых было много норм-запретов, направленных на ограничение произвола сильных, господства животного эгоизма первобытного человека. Запреты, т.е. недопустимость совершать те или иные поступки, основывались на религиозных верованиях. Считалось, что за нарушение установленных запретов духи или различные божества карали людей болезнями и смертью. Поскольку впервые такую систему запретов ученые обнаружили в Полинезии, то для обозначения слова “запрет” стали использовать полинезийское слово “табу”. Табу играли значительную роль в жизни первобытного человека и касались различных сторон его деятельности.
    Например, в книгах Д.Д. Фразера “Золотая ветвь” описаны табу на общение с иноплеменниками (людьми из другого племени), на прием пищи и питья, который связан с особой опасностью (в это время Душа могла выскользнуть через рот); табу на обнажение липа, на остатки пиши, людей, носящих траур, и даже на воинов, которые вступали на тропу войны. До и после военных действий воины исполняли особые обряды и считались неприкосновенными. Наконец, существовало табу на браки между кровными родственниками (запрет на инцест).
    Многие табу у некоторых народов сохраняются до сих пор. Это касается табу на прикосновение к священным особам, вождям племен, императорам.
    Известен случай, когда в июле 1874 г. камбоджийский король выпал из перевернувшегося экипажа. Он без сознания лежал на земле, по никто из свиты не осмеливался к нему прикоснуться, пока не подоспел один из европейцев, который или не знал о табу на королевскую особу, или счел, что к нему это не относится. Он-то и помог раненому монарху добраться до дворца.
    В прошлом существовал запрет, согласно которому никто не мог прикоснуться к императору Кореи. Если он все-таки дозволял кому-то прикоснуться к своей особе или сам прикасался к кому-то, то счастливчик удостаивался большой чести: всю оставшуюся жизнь он должен был носить особый знак отличия: как правило, это был шнурок из красного шелка.
    Среди норможидании особое место занимали мифы. Они в образной форме (мистической, религиозной) отражали окружающий мир и помогали человеку ориентироваться в нем. Из мифов человек узнавал о хороших и плохих способах повеления и их последствиях. Мифы содержали накопленный предшествующими поколениями социальный опыт. Через мифологические обряды и действия первобытный человек лучше усваивал социальные нормы, опыт, знания природных и общественных явлений. На основе полученных знаний человек определял свое поведение, строил взаимоотношения с людьми. Следовательно, мифы служили руководством к действию и представляли собой комплекс верований, придающих жизни человека смысл. В ценностно-нормативном и информационном качестве мифы помогали первобытному человеку лучше приспособиться к окружающей среде и выработать устойчивые правила поведения.
    Например, у индейцев племени яномамс, проживающих на юге Венесуэлы и севере Бразилии, сформировалась следующая система представлений об окружающем мире, обусловливающая их поведение в быту. Согласно мифу племя яномамс произошло от крови Духа Луны, который часто спускался на землю, где питался душами детей и хлебом из маниоки. Однажды человек рассердился за это и в гневе ранил стрелой Духа в живот. Кровь брызнула на землю, и ее капли превратились в людей. Дух Луны передал людям племени яномамс такие качества, как воинственность и жестокость. Они должны проявлять эти качества в жизни. Так, если мужчину обвиняли В трусости или жадности, то ожидалось, что он вызовет обидчика на поединок. При этом противники должны были обмениваться ударами в грудь. Споры относительно женщин или воровство пищи являлись основанием для драки на палках, когда группы мужчин избивали друг друга дубинками длиной от 8 до 10 футов. Таким образом, благодаря мифу формировалось определенное представление о системе ценностей, на основе которой строятся взаимоотношения в племени яномамс. Главной ценностью считалась жестокость, поэтому ожидание, что мужчина защитит свою честь в поединке, являлось нормой, соответствующей этой ценности.
    К нормам-ожиданиям, в соответствии с которыми первобытный человек “выстраивал” свое поведение, кроме мифа относятся нормы морали, религиозные нормы, ритуалы, традиции и обычаи.
    Очень древним обычаи наносить на тело или лицо татуировку сохранился у некоторых первобытных племен до сих пор. Для первобытных племен татуировка, во-первых, представляла собой незыблемую традицию, а во-вторых, была проявлением магических сил. Полинезийское племя маорми украшает татуировкой лицо. Таким образом члены племени охраняют себя от злых чар. Некоторые колдуны больного в целях излечения. В Древнем Китае татуировка была разновидностью символических наказаний, когда отрезание ноги заменялось покраской тушью колена. Тем самым общество пыталось перевоспитать преступника, выставляя его на всеобщее осуждение и презрение.
    В последнее время этот древний обычай получил распространение среди европейцев. Существуют целые каталоги нательных рисунков. Внимание подростков к этому обычаю связано с их стремлением подражать рок-певцам, разукрашенным цветными татуировками. Распространенность татуировок в армии преследует отчасти практическую цель: нанося татуировку, солдаты обозначают на теле свою группу крови и резус-фактор.
    Характер санкции во многом определялся тем, что первобытный человек не был самостоятельным субъектом, а представлял собой органическую часть рода. Его желание выжить защищалось правилом талиона (от лат. talionis – возмездие, равное но силе преступлению). Смысл наказания заключался в причинении виновному такого же вреда, который был нанесен им. В обиходе этому соответствовал принцип “око за око, зуб за зуб”.

  12. Dorg Ответить

    Социальная власть – это организованная сила, обеспечивающая способность социальной общности – рода, группы, класса, народа (властвующего субъекта) – подчинять своей воле людей (подвластных), используя различные методы, в том числе и метод принуждения.
    Особенности социальной власти:
    В догосударственный период социальная власть отличалась тем, что она:
    1. распространялась только в рамках рода, выражая его волю, и базировалась на кровных связях;
    2. была непосредственно общественной, строилась на началах первобытной демократии, самоуправления (т.е. объект и субъект власти здесь совпадали);
    3. органами власти выступали родовые собрания, старейшины, военачальники и т.п., которые решали все важнейшие вопросы жизнедеятельности первобытного общества;
    4. покоилась на традициях;
    5. подчинение носило естественный характер, вытекало из единства интересов всех членов рода;
    6. носила личностный характер, в том отношении, что распространялась на определенные личности, членов рода, не имела территориального характера.
    Социальные нормы – это правила поведения, регулирующие отношения между людьми. Существовавшие в первобытном обществе социальные нормы называют мононормами.
    Мононормы– это природообусловленные правила жизни, соединяющие в себе религиозные, нравственные, эстетические, экологические начала, т.е. обязательное правило поведения, в котором еще не дифференцировались различные нормы социальной регуляции.
    Систему нормативного регулирования в первобытном обществе отличает:
    • естественно-природный характер формирования;
    • действие на основе механизма обычая;
    • мононормы не имели представительно-обязывающего характера: их требования не расценивались как право или обязанность;
    • доминирование запретов;
    • распространение только на данный родовой коллектив (нарушение обычая – «родственное дело»);
    • нормативно-регулятивное значение мифов, саг, былин, сказаний и иных форм художественного общественного сознания;
    • специфические санкции – осуждение поведения нарушителя со стороны родового коллектива (общественное порицание, остракизм), изгнание из родовой общины. Применялись телесные повреждения и смертная казнь.
    • Виды социальных норм. Социальные нормы первобытного общества разнообразны. К ним относятся: 1.Обычаи– исторически сложившиеся правила поведения, которые в результате многократного повторения вошли в привычку.
    2.Нормы первобытной морали – правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе первобытных представлений о добре и зле.
    Нормы морали возникают гораздо позже обычаев, а именно на этапе развития человеческого общества, когда у людей появляется способность оценивать свои собственные поступки и поступки других людей с точки зрения добра и зла.

  13. CrazyYoutuber Ответить

    Социальные нормы в первобытном обществе —форма институтов власти и общеобязательных норм поведения, сформировавшиеся на первобытной стадии развития общества. Для этого периода существования человечества характерно отсутствие политической власти и государственных институтов. Социальные нормы в этот период носят характер обычаев, традиций, обрядов и табу. В науке вопрос о том, можно ли считать данные социальные нормы правом или протоправом, является дискуссионным.
    Жизнь в первобытном обществе (добыча пищи, брачно-семейные и иные отношения между людьми) не была хаотичной, она подчинялась определённым обычаям и традициям, в которых закреплялись ритуалы, обряды, табу (запреты совершать определённые действия) и другие правила поведения людей в определённых жизненных ситуациях[1].
    Эти нормы, как правило, выполнялись добровольно: по привычке, в рамках подражания другим членам общества или в силу их полезности. Тем не менее, нарушение этих норм могло повлечь наказание, вплоть до изгнания из общины (которое практически неминуемо приводило к смерти изгнанного)[1].
    Российские учёные не считают, что эти традиции и правила образуют какую-либо правовую систему; учёные других стран рассматривают эту нормативную систему как право.
    Мононормы первобытного общества – это единые, нерасчлененные нормы, определявшие порядок организации общественной жизни, взаимоотношений между членами общества, отправления религиозных обрядов, ритуалов, этикета, исполнявшиеся в силу обычая. Особенности мононорм состояли в том, что они: а) имели, как и органы социальной власти, естественно-природную основу, были продиктованы экономической необходимостью и существовали в самом поведении, сознании людей; б) действовали в силу привычки, и поэтому, как правило, не возникало вопросов об исполнении или неисполнении норм. Права и обязанности сливались воедино: люди поступали только так, как это диктовалось привычкой. Строгое исполнение норм основывалось на авторитете старших поколений, на нравственных и религиозных воззрениях людей. К нарушителям норм, обычаев применялось убеждение (увещевание, внушение), а иногда и принуждение, которое исходило от рода или племени в целом; в) регулировали поведение людей, связанных началами сотрудничества и взаимопомощи, служили воплощением единства, сплоченности рода, племени в целом. Таким образом, подводя итог всему изложенному, можно резюмировать: социальными регуляторами в первобытном обществе выступали естественная власть и мононормы, которые и обеспечивали его целостность и упорядочивали складывавшиеся в нем общественные отношения.
    43. Современные социальные нормы: общее и особенное.

  14. Arazuru Ответить

    Дифференциация мононорм в условиях разложения первобытных отношений шла прежде всего в направлении распадения их на нормы права и нормы морали. Правовые нормы содержали правила обязательного поведения, моральные – предпочтительного. Соответственно, первые из них обеспечивались жесткими санкциями формирующегося управленческого аппарата, вторые – лишь силой общественного мнения[1]. В свою очередь, формирующаяся мораль также не была единой: различные социальные группы руководствовались весьма различающимися нормами. Начинает, например, складываться новое отношение к былым нормам общежития, которые утрачивают строго неукоснительный характер и рассматриваются как предпочтительные. Если раньше трудовая взаимопомощь другим членам общины (супряга) считалась обязательной и в случае отказа от участия в ней могла привести к изгнанию из общины, то теперь дело ограничивалось лишь чем-то вроде бойкота.
    Формируются и представления о существовании особых предназначений различных групп: мирный труд – удел большинства общинников, управленческие и военные функции – задача социальной верхушки.
    В новой морали возникает противопоставление должного и сущего: значительная часть былых нормотношений отходит в область идеалов, все более расходясь с новой социальной реальностью.
    Еще отчетливее, чем становление морали, набирает силу процесс превращения части мононорм в правовые нормы. Прежде всего начинают меняться сами субъекты взаимоотношений, между которыми возникают конфликты, соответственно, возникает потребность в их урегулировании. Если ранее они завязывались, как правило, на межобщинной основе, то теперь возникают и между группами и членами одной общины. Естественно поэтому появление норм, определяющих “особость” группы или индивида[2].
    Существенно расширяется и сама сфера действия формирующихся норм: землевладение и землепользование, договорные обязательства, наследование, положение членов семьи и т.д. При этом все более важным источником конфликтов становится имущественный ущерб (грабеж, кража, потрава полей, невыполнение имущественных обязательств и т.п.), хотя нередко имущественный ущерб все еще рассматривается как нанесение ущерба личности, поскольку тот же грабеж означал применение насилия над человеком.
    Трансформируются обычаи взаимопомощи, которая приобретает все более ассиметричный характер, в результате чего происходит узаконение права вождей на получение поборов и повинностей с общинников.
    Изменяются мононормы взаимозащиты: если в первобытном обществе в случае конфликта по поводу убийства члена одной родственной группы представителями другой единственным ответом пострадавшей стороны могло быть лишь возмездие, означавшее нанесение равного ущерба виновной стороне (принцип талиона), то теперь возникает и другой вариант восстановления справедливости (а соответственно и урегулирования конфликта) – эквивалентное материальное возмещение нанесенного ущерба, например уплата штрафов в пользу как потерпевших, так и лиц, осуществляющих урегулирование. К тому же становится заметной дифференциация “цены крови” (вергельда) лиц, обладающих разным социальным статусом. Впрочем, возникновение вергельда не отменяло самого обычая кровной мести. Это было правом, но нс обязанностью потерпевшей стороны, которая могла избрать и традиционный способ разрешения конфликта.
    Очевидно, что если уж убийство можно было заменить уплатой возмещения, то тем более возможной становилась компенсация всех других видов ущерба: телесных повреждений, имущественного ущерба, оскорблений и т.п.
    В то же время эти нормы все еще действуют не столько в территориальных границах, сколько в этнических – в рамках общины, племени (союза племен). Признаком сохранения связей со старым укладом является и подчеркнутая публичность реализации норм. Все действия совершаются в присутствии большого числа свидетелей, прежде всего родственников. К тому же сохраняется неразграниченность между правом и обязанностью: та же кровная месть еще не столько право, сколько обязанность потерпевших. Групповой характер ответственности мешает становлению понимания виновности субъекта, практически отсутствует учет особенностей личности преступника (возраст, психическое состояние).
    Отсутствуют и специальные органы судебной власти. Судопроизводство осуществляет, как правило, общинное (племенное) руководство – советы старейшин, вожди. Правда, последние постепенно занимают главенствующее место в осуществлении судебной функции. В ряде случаев конфликт разрешался путем прямых переговоров, если виновность и размеры ущерба были очевидны. Использовались также посредники (при согласии виновной стороны возместить ущерб переговоры между конфликтующими группами осуществляли лица, к ним нс принадлежащие, но в то же время связанные с ними) или знатоки существующих норм.
    На этой основе возникает суд посредников (медиаторов), или третейский суд, как правило, для разрешения имущественных споров, хотя его могли образовывать для урегулирования любых конфликтов. Третейский суд был не столько органом, сколько формой разрешения конфликта. Его состав определялся по согласованию самими сторонами, он не имел каких-либо средств для проведения в жизнь принятых решений. В случае если одна из сторон отказывалась выполнять принятое судом решение, в глазах общественного мнения у другой появлялось право на использование силы для проведения его в жизнь, поскольку само согласие на такую форму суда обеими сторонами с очевидностью подразумевало необходимость признания ими любого его решения.
    Одной из форм обеспечения соблюдения людьми обязательств являлась угроза применения вредоносной магии. Пытаясь наказать обидчика, потерпевший стремился навлечь на него кару с помощью магических действий, прибегая к услугам колдунов. Вообще, значительная часть судебных действий сопровождалась различными языческими обрядами, присягами, поединками, ордалиями (испытаниями), установлением “доброй славы” сторон.
    Таким образом, при сохранении значительной части старых средств и форм регулирования общественных отношений к моменту возникновения государства восточные славяне все активнее вырабатывают новые, выходящие за рамки традиционных мононорм классического родового строя инструменты, ставшие впоследствии основанием права в Древнерусском государстве.
    [1] Впрочем, возникновение права и морали шло не только путем расщепления мононорм, оно включало в себя и множество нормативных новшеств, определявшихся все ускоряющимся процессом изменений в общественной жизни. К тому же по-прежнему в основе как тех, так и других лежали религиозные представления.
    [2] Регулирование межгрупповых отношений постепенно начинает влиять на отношения внутри групп: во-первых, поскольку сама группа могла состоять из более мелких образований, а во-вторых, в связи с тем, что необходимость выступать в защиту члена своей группы независимо от его правоты и участие в конфликтах могли нанести ей значительный материальный и иной ущерб (потеря людей, большие компенсационные выплаты). Тем самым человек, ставший причиной конфликта, мог быть подвергнут осуждению в глазах общественного мнения группы, а в случае продолжения действий, приводящих к конфликту, изгнан из группы или даже уничтожен.

  15. Perfectly user Ответить

    Элементы общественного порядка:
    предметные – разные общественные отношения, выступающие предметами правового регулирования
    субъектные – индивиды, группы, классы, на которые распространяется нормативное регулирование
    нормативные – различные социальные нормы, регулирующие поведение субъектов
    Содержание общественного порядка включает в себя множество отдельных порядков: правовой, идеологический, экономический, религиозный, этический, порядок моды и т.д. правовой порядок выступает центральным, системообразующим общественного порядка и обеспечивает общественный порядок средствами принуждения.
    61. Социальные нормы как средства нормативного регулирования: понятие, признаки, виды.
    Норма – это общее правило поведения людей, руководящее начало, образец:
    a) технические
    правила отношения людей к природе, технике и средствам производства
    b) социальные
    правила поведения людей в обществе по отношению к другим людям и группам людей, обладающие определенной степенью обязательности и рассчитываемые на массовое применение.
    Признаки норм:
    1. отражают модель желаемого поведения, на которое программирует человека в определенных ситуациях
    2. носят всеобщий характер, т.е. распространяются на всех участников сообщества, в котором действует норма. Неконкретизированы индивидуально, рассчитаны на массовое применение.
    3. носят обязательный характер: в той или иной мере обязательны для членов сообщества, за их неиспользование настают определенные негативные санкции
    4. обеспечиваются средствами принуждения
    5. создаются в результате сознательно-волевой деятельности людей
    6. обусловлены уровнем развития данного общества
    7. регулируют и создают общественные отношения
    8. направлены на создание общественного порядка
    Виды норм:
    1) Исторически выделяются
    Мононормы
    u действуют в первобытном сообществе,
    u одновременно являются нормами морали, религии, этики,
    u не будут разделяться по предметному признаку
    Дифференцированные
    u сложного классового общества
    u делятся на нормы права, морали и т.д.
    2) По типу общества
    1. нормы сложного классового общества
    · рабовладельческие
    · феодальные
    · капиталистические
    3) По степени определенности нормы и закрепления её в различных источниках
    1. формально-определенные
    2. формально -неопределенные
    4) По социальной направленности
    позитивные
    негативные
    5) По отношению к обществу
    открыто подтвержденные
    теневые
    6) По содержанию
    политические
    экономические
    духовные
    этические
    правовые
    литературного жанра
    эстетические
    7) По способу формирования и обеспечения
    обычаи, традиции
    религиозные
    общественного мнения (мораль, нравственность и т.д.)
    корпоративные
    права
    Этот критерий является наиболее важным, т.к. именно по специфике формирования и обеспечения норм, подразделяется на виды вся нормативная система.
    62. Нормативное регулирование: понятие, признаки, необходимость.
    Нормативное регулирование – особая форма деятельности людей в обществе, направленная на создание, реализацию и обеспечение различного рода правил, т.е. социальных норм поведения людей, с целью упорядочения их деятельности и достижения стабильности в масштабах всего общества.
    Признаки нормативного регулирования:
    системность
    общество использует множество социальных регуляторов (право, мораль, идеологию, религию), объединив их в систему, в которой каждый регулятор занимает своё, специально отведенное для него место
    нормативность
    регулирование на основе социальных норм, рассчитанное на общее массовое применение в типичной обстановке
    объективность
    нормативное регулирование объективно обусловлено общественными потребностями
    конкретно-исторический характер
    выражается в том, что система нормативного регулирования характерна для каждого конкретно-исторического общества
    регулятивность
    сущность нормативного регулирования в подчинении людей объединенным общим стандартом, заключении поведения людей в определенные рамки
    целевой характер
    нормативное регулирование направлено на достижение общественного порядка
    социальный характер
    нормативное регулирование направлено на упорядочение общения людей друг с другом;
    в данном случае необходимо отличать социальное нормативное регулирование от технического, устанавливающего правила и стандарты общения людей с техникой
    обеспеченность мерами социального принуждения
    каждый социальный регулятор содержит специальное средство, направленное на обеспечение его эффективности, т.е. меры принуждения.
    Механизм нормативного регулирования – это процесс формирования общественного порядка на основании социальных норм, объединяющее в себе стадии и средства нормативного регулирования.
    Элементы:
    социальные потребности
    социальные нормы
    реализация социальных норм
    общественные отношения
    меры социального принуждения
    Стадии:
    формирование социальных норм на основе общественных потребностей
    реализация социальных норм
    формирование новых общественных отношений
    включение новых общественных отношений в общественный порядок, его развитие
    дополнительная стадия применения мер социального принуждения

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *