В каком отношении друг с другом находятся понятия школьник курсант студент?

10 ответов на вопрос “В каком отношении друг с другом находятся понятия школьник курсант студент?”

  1. banditochka Ответить

    Перечисленные виды понятий находятся между собой в опре­деленных отношениях, и прежде всего в отношении сравнимости и несравнимости. В отношении сравнимости находятся те понятия, в объеме или содержании которых имеется что-то общее: «человек» и «студент», «право» и «мораль», «красный» и «синий», «черный» и «белый» и т.п.
    В отношении несравнимости находятся те понятия, ни в объеме ни в содержании которых нет ничего общего: «атом» и «совесть», «любовь» и «чернильница», «бронхит» и «галактика», «кража» и «климат», «восток» и «ко­рова» и т.п. Поскольку о несравнимых сказать более нечего, то дальнейшему рассмотрению могут быть подвержены только сравнимые понятия.
    Среди сравнимых понятий легко выделимы понятия, находящиеся в отношении совме­стимости и несовместимости. Совместимые понятия — те, объемы которых полностью или частично совпадают: «студент», «учащийся», «спортсмен». Несмотря на то, что объем и содержание понятий закономерно связаны, в логике часто опираются только на один из этих элементов – на объем, поскольку он более прост и выразителен при формальном анализе понятий.
    Несовместимыми понятиями (понятия, находящиеся в отношении несовместимости) — являются те, объемы которых пол­ностью не совпадают, а отдельные содержательные признаки исключают друг друга: «судья» — «прокурор», «зеленый» — «красный», «правый» — «левый» и т. п.
    Между совместимыми и несовместимыми по­нятиями устанавливается по три вида отношений. Совместимость характеризуется отношением тождества, подчинения и частичного совпадения (пересече­ния, или перекрещивания).
    Тождественными понятиями (понятиями, находящимися в отношении тождества) являются те, которые отражают один и тот же предмет, хотя и по разным признакам. Это понятия, объемы которых полностью совпадают. Например, «крупней­ший город на реке Нева» и «город, 300-летие которого мы от­метим в 2003 г.». В круговых схемах это отношение выразимо в виде двух (или более) полностью совпадающих, накладывающихся друг на друга кругов:
    В С
    Где символом В обозначено понятие о крупнейшем городе на Неве, а символом С – о городе, 300-летие которого отметим в мае 2003 г. В отношении тождества могут находиться два и более понятия.
    В отношении подчинения, находятся тоже два или более по­нятий, из которых одно своим объемом полностью входит в дру­гое. В таком отношении находятся между собой понятия «сту­дент» и «учащийся». Понятие «студент» всем своим объемом включается, входит в объем более общего понятия «учащийся», ибо нет таких студентов, которые не были бы учащимися, хотя многие учащиеся не являются студентами. В этом от­ношении меньшее по объему понятие называется подчиненным (видовым), а большее — подчиняющим (родовым), поэтому иначе это отношение называют от­ношением вида и рода. В круговых схемах оно выразимо двумя и более концентрическими кругами:

  2. Катеринка Мармарис Ответить

    абстрактные, конкретные
    общие, конкретные
    абстрактные, собирательные
    относительные и безотносительные
    Методы установления причинных связей применяют в
    научной индукции
    популярной индукции
    обычной индукции
    Укажите, в каком отношении друг с другом находятся понятия «школьник», «курсант», «студент»
    соподчинения
    Установите соответствие между видом суждения и его обозначением
    общеотрицательное
    Е
    частноотрицательное
    О
    общеутвердительное
    А
    частноутвердительное
    I
    Установите соответствие между совместимыми понятиями и примерами:
    квадрат и равносторонний прямоугольник
    равнозначность
    преступление и должностное преступление
    подчинение
    монархия и демократическое государство
    пересечение
    Проанализируйте следующее рассуждение, найдите тезис, аргументы и форму демонстрации. Укажите и квалифицируйте ошибки, если они имеются: Один завсегдатай пивного бара рассуждал так: «Чем больше пива я пью, тем больше трясутся мои руки. Чем больше они трясутся, тем больше пива я проливаю. А чем больше его, родимого, я проливаю, тем меньше я пью. Вывод: чем больше я пью, тем меньше я пью».
    Имеются ли ошибки в данном рассуждении (да, нет) ?
    да
    Имеются ли ошибки в демонстрации (да, нет) ?
    нет
    Какое правило в отношении аргументов нарушено?
    никакое
    Какое правило в отношении тезиса нарушено
    Правило неизменности тезиса
    Способ аргументации в рассуждении
    дедуктивный
    Укажите количество используемых аргументов
    3
    Укажите тезис
    Я пью меньше
    Форма демонстрации
    прямая
    Вадим, Сергей и Михаил изучают различные иностранные языки: китайский, японский и арабский. На вопрос, какой язык изучает каждый из них, один ответил: «Вадим изучает китайский (B), Сергей не изучает китайский (C), а Михаил не изучает арабский (M)». Впоследствии выяснилось, что в этом ответе только одно утверждение верно, а два других ложны.

  3. Каждому своё Ответить

    Все темы данного раздела:

    О структуре курса логики
    Изданные в последние годы учебники и учебные пособия по логике, несмотря на обилие присущих им достоинств, имеют все же общий недостаток — некоторую структурную хаотичность, неупоря
    Логика как наука
    Слово “логика” для обозначения науки о мышлении, о формах и законах его, ввел в самом начале III в. до н.э. основатель стоического направления в философии – Зенон из г. Ки
    Методология логики
    Логика занимает особое место в системе наук. Осо­бенность положения определяется тем, что логика, как и фило­софия в целом, выполняет по отношению к другим наукам методологическую р
    Мышление и язык. “язык” логики
    Как уже подчеркивалось, мысли сами по себе не имеют вещественно-телесной формы выражения, т.е. не существует мыслей в виде некоего самого по себе существующего тела. В силу своей ид
    Обзор истории логики
    Общеизвестно, что подлинное знание той или иной науки (дисциплины, предмета) предполагает знание не только сущности этой науки, т.е. ее структуры, методологии, ее законов, целей, за
    Принципы (основные законы) и элементарные методы мыслительной деятельности
    Каждой науке соответствуют определенные положения, при­нимаемые в этой науке без доказательства, без обоснования — в силу их фундаментальной простоты, а поэтому и умозрительной очев
    Принцип тождества
    Итак, первым принципом логики как науки является положение: всякая мысль тождественна сама себе. В виде формулы этот принцип записывается – “А есть А”, или “А=А”
    Принцип противоречия
    Закон тождества находит свое проявление во многих положениях логики. Можно сказать, что и в законе противоречия легко просматривается закон тождества. Раз мысль должна быть тождеств
    Принцип достаточности
    В литературе по логике нет разночтений по первым трем законам, они были известны еще Аристотелю и в разных формулировках встречаются в его работах, прежде всего в “Органоне&quo
    Простейшие методы мыслительной деятельности
    Если принципы выполняют роль фундамента, основы здания науки, то методы – роль инструментария, роль средств строительства этого здания. Ими необходимо владеть раньше, чем собственно
    Понятие
    Проблема простейшего элемента той или иной системы, той или иной науки исследовалась давно. В ее разработку внесли свой вклад Аристотель, Ф. Бэкон, Р. Декарт и Г. Гегель. В качестве
    Определение понятия
    Понятие есть форма мысли, отражающая общие, существенные и отличительные признаки чего бы то ни было, что может быть предметом нашей мысли. Понятие может отражать явление, процесс,
    Структура понятия
    Как цельная форма мысли понятие представляет собой закономерное единство двух составляющих его элементов: объема и содержания. Объем — структурный элемент понятия, отражающий
    Виды понятии
    За счет изменения одного из элементов структуры понятия последние могут подразделяться на виды. Так, по количественному признаку (по объему) понятия делятся на единичные, общие и пу
    Общая характеристика суждения
    Форма мысли, представляющая собой логическую связь двух и более понятий, могущая быть истинной или ложной, называется суждением. Между понятиями, как известно, устанавливаются отнош
    Его структура и виды
    Опираясь на уже известное определение простого суждения, категорическое суждение (суждение действительности) можно определить как такое, в котором что-то утверждается или отрицается
    Отношения между простыми категорическими суждениями
    Между известными видами простых категорических суж­дений устанавливаются следующие отношения: противоречия (контрадикторности), противоположности (контрарности, про­тивности), подпр
    Модальные суждения
    Мы не будем говорить о выделяемой логиками модальности в широком смысле (об этом можно прочесть в специальной литературе). Будем рассматривать лишь модальность в узком, более
    Простой категорический силлогизм и его структура
    Простой категорический силлогизм есть вид умозаключения (более общо – форма мысли), в котором из двух исходных истинных простых категорических суждений (называемых посылками), связанных между собой
    Виды простого категорического силлогизма
    В зависимости от занимаемого средним термином места в посыл­ках (а он может занимать любое место, то ли субъекта в обеих посылках, то ли предиката в них; может занимать место субъек
    Отношения между видами категорического силлогизма
    Отношения между видами категорического силлогизма есть в сущности отношения между фигурами и модусами их. Сопоставляя модусы фигур, легко обнаружить, что только первая фигура
    Сокращенные, сложные и сложносокращенные категорические силлогизмы
    Своеобразными видами простого категорического силлогизма выступают сокращенные, сложные и сложносокращенные силлогизмы. Структура их в целом ясна из самих их названий. Сокращ
    Индукция, ее структурные особенности, виды
    Индуктивное умозаключение — это мыслительная структура (форма мысли), вид умозаключения, в котором общий вывод следует из двух и более частных или единичных посылок. Если дед
    Методы научной индукции
    Научная индукция – это умозаключение о причине наблюдаемого явления на основании сопоставления нескольких случаев. Своим названием этот вид индукции подчеркивает, что вывод здесь опирается на более
    Традуктивные умозаключения
    Традуктивные умозаключения — это рассуждения, в которых посылки и заключение являются суждениями одинаковой степени общности. Если дедукция — движение мысли от общего к частн
    Гипотеза и теория
    Говоря о гипотезе, следует четко отличать ее от обычного, рядового предположения, потому что всякая гипотеза, конечно же, есть предположение, но не всякое предположение можно назват
    Заключение
    В предложенном тексте учебника дан вариант структурирования логического материала (содержания логики как науки), приспособленный для начинающих знакомство с логикой. В нем автор стремился выразить
    Логические ошибки
    Первым систематизатором логических (софистических и паралогистических) ошибок является Аристотель. Его работа “О софистических опровержениях” посвящена аналитическому разб
    Понятие
    1. Дать логическую характеристику следующим понятиям:
    дом, стол, человек, совесть, война, не-дом, безумство, белизна, севернее, национальность, не больше, деревянность; завод-гигант, летчи
    Суждение
    1. Преобразовать следующие грамматические формы (предложения) в соответствующие, логически строго выраженные формы (суждения):
    Рыбы дышат жабрами. Часть народонаселения нашей планеты — бел
    Сложные суждения
    1. Выразить в символическом виде следующие сложные суждения:
    Если воду нагреть, то она расширится. Линии бывают прямыми, или кривыми, или ломаными. Лекция была краткой, и интерес к ней не
    Индукция
    1. Указать, каким видам индукции соответствуют эти рассуждения:
    В Баку есть метро
    В Ереване есть метро
    В Тбилиси есть метро
    Во всех столицах Закавказья ес
    Доказательство
    1. Выделить элементы доказательства в следующих рассуждениях:
    — Так как все студенты есть учащиеся, то и некоторые спортсмены нашего факультета тоже учащиеся.
    — Когда число делитс
    Опровержение
    1. К каким видам опровержения можно отнести следующие:
    — Общее мнение, что здесь имела место месть, несостоятельно, ибо мститель руководствуется только личными мотивами, желанием воздать о
    Основная
    (учебники и учебные пособия)
    Аристотель. Органон // Соч.: В 4 т, Т. 2. М., 1976.
    Арно А., Николь П. Логика, или Искусство мыслить. М., 1991.
    Асмус В.Ф. Ло
    Справочно-вспомогательная
    Горский Д.П., Ивин А.А., Никифоров А.Л. Краткий словарь по логике. М., 1991.
    Жоль К.К. Логика в лицах и символах. М., 1993.
    Ивин А.А. Искусство правильно мыслить.

  4. Marilune Ответить

    § 4. отношения между понятиями

    Перечисленные виды понятий находятся между
    собой в опре­деленных отношениях, и прежде всего в отношении сравнимости и
    несравнимости. В отношении сравнимости находятся те понятия, в объеме или
    содержании которых имеется что-то общее: «человек» и «студент», «право» и
    «мораль», «красный» и «синий», «черный» и «белый» и т.п.
    В отношении несравнимости находятся те
    понятия, ни в объеме ни в содержании которых нет ничего общего: «атом» и
    «совесть», «любовь» и «чернильница», «бронхит» и «галактика», «кража» и
    «климат», «восток» и «ко­рова» и т.п. Поскольку о несравнимых сказать более
    нечего, то дальнейшему рассмотрению могут быть подвержены только сравнимые
    понятия.
    Среди сравнимых понятий легко выделимы
    понятия, находящиеся в отношении совме­стимости и несовместимости. Совместимые
    понятия — те, объемы которых полностью или частично совпадают: «студент»,
    «учащийся», «спортсмен». Несмотря на то, что объем и содержание понятий
    закономерно связаны, в логике часто опираются только на один из этих элементов
    – на объем, поскольку он более прост и выразителен при формальном анализе
    понятий.
    Несовместимыми понятиями (понятия, находящиеся
    в отношении несовместимости) — являются те, объемы которых пол­ностью не
    совпадают, а отдельные содержательные признаки исключают друг друга: «судья» —
    «прокурор», «зеленый» — «красный», «правый» — «левый» и т. п.
    Между совместимыми и несовместимыми по­нятиями
    устанавливается по три вида отношений. Совместимость характеризуется отношением
    тождества, подчинения и частичного совпадения (пересече­ния, или
    перекрещивания).
    Тождественными понятиями (понятиями,
    находящимися в отношении тождества) являются те, которые отражают один и тот же
    предмет, хотя и по разным признакам. Это понятия, объемы которых полностью
    совпадают. Например, «крупней­ший город на реке Нева» и «город, 300-летие
    которого мы от­метим в 2003 г.». В круговых схемах это отношение выразимо в
    виде двух (или более) полностью совпадающих, накладывающихся друг на друга
    кругов:
    В    С
    Где символом В обозначено понятие о крупнейшем
    городе на Неве, а символом С – о городе, 300-летие которого отметим в мае 2003
    г. В отношении тождества могут находиться два и более понятия.
    В отношении подчинения, находятся тоже два или
    более по­нятий, из которых одно своим объемом полностью входит в дру­гое. В
    таком отношении находятся между собой понятия «сту­дент» и «учащийся». Понятие
    «студент» всем своим объемом включается, входит в объем более общего понятия
    «учащийся», ибо нет таких студентов, которые не были бы учащимися, хотя многие
    учащиеся не являются студентами. В этом от­ношении меньшее по объему понятие
    называется подчиненным (видовым), а большее — подчиняющим (родовым), поэтому
    иначе это отношение называют от­ношением вида и рода. В круговых схемах оно выразимо
    двумя и более концентрическими кругами:
    П  Ш  У
    Где символ П соответствует понятию
    “первоклассник”, Ш – понятию “школьник”, а символ У –
    понятию “учащийся”.
    В отношении частичного совпадения
    (пересечения, или пе­рекрещивания) находятся два или более понятия, объемы и
    содержание которых частично совпадают, например: «студент», «спортсмен»,
    «парень» и т. п. Графически их отношение выразимо в трех, частично
    накладывающихся друг на друга кругах:
    Ст                  Сп
    П
    Между несовместимыми понятиями тоже
    устанавливаются три вида отношений: противоречия, противоположности и со­подчинения.
    В отношении противоречия находятся два
    понятия, из кото­рых одно содержит (утверждает) некоторые признаки, а другое —
    эти же при­знаки отрицает, т.е. это отношение между утвердительным и
    отрицательным понятиями: «белый» — «не-белый», «грамотный»—«не-грамотный»,
    «студент» — «не-студент», «радость» — «не-радость», и пр. Графически это можно
    представить так:
    Б            не-Б
    (белый)     (не-белый)
    Противоположность тоже устанавливается между
    двумя понятиями, одно из которых содержит (утверждает) какие-то признаки, а
    другое как бы отрицает их, но своеобразным путем, путем замещения исходных
    полярными, предельными, крайними по отношению к ним; т. е. в отношении противоположности
    находятся два положительных, утвердитель­ных понятия: «белый» — «черный»,
    «хороший» — «плохой», «ум­ный» — «глупый» и т.п. Графически это можно выразить
    так:
    Б              Ч
    (белый)      (черный)
    В отношении соподчинения находятся два или
    более понятия, объемы которых полностью не совпадают между собой, но одинаково
    входят (подчиняются) в объем более общего (родо­вого) для них понятия. В таком
    отношении находятся между собой понятия «школьник», «студент», «курсант» и пр.
    Объемы этих понятий не­совместимы друг с другом, но каждое из этих понятий
    одинаково попадает в объем более общего для них понятия, в нашем примере –
    понятия «учащийся». Соподчинение устанавливается между видовыми понятиями в
    рамках родового понятия. Графически это представимо так:
    Ш              С
    К
    Все возможные отношения между понятиями для
    наглядности представим в такой таблице:

  5. Doomsmith Ответить

    § 4. отношения между понятиями

    Перечисленные виды понятий находятся между
    собой в опре­деленных отношениях, и прежде всего в отношении сравнимости и
    несравнимости. В отношении сравнимости находятся те понятия, в объеме или
    содержании которых имеется что-то общее: «человек» и «студент», «право» и
    «мораль», «красный» и «синий», «черный» и «белый» и т.п.
    В отношении несравнимости находятся те
    понятия, ни в объеме ни в содержании которых нет ничего общего: «атом» и
    «совесть», «любовь» и «чернильница», «бронхит» и «галактика», «кража» и
    «климат», «восток» и «ко­рова» и т.п. Поскольку о несравнимых сказать более
    нечего, то дальнейшему рассмотрению могут быть подвержены только сравнимые
    понятия.
    Среди сравнимых понятий легко выделимы
    понятия, находящиеся в отношении совме­стимости и несовместимости. Совместимые
    понятия — те, объемы которых полностью или частично совпадают: «студент»,
    «учащийся», «спортсмен». Несмотря на то, что объем и содержание понятий
    закономерно связаны, в логике часто опираются только на один из этих элементов
    – на объем, поскольку он более прост и выразителен при формальном анализе
    понятий.
    Несовместимыми понятиями (понятия, находящиеся
    в отношении несовместимости) — являются те, объемы которых пол­ностью не
    совпадают, а отдельные содержательные признаки исключают друг друга: «судья» —
    «прокурор», «зеленый» — «красный», «правый» — «левый» и т. п.
    Между совместимыми и несовместимыми по­нятиями
    устанавливается по три вида отношений. Совместимость характеризуется отношением
    тождества, подчинения и частичного совпадения (пересече­ния, или
    перекрещивания).
    Тождественными понятиями (понятиями,
    находящимися в отношении тождества) являются те, которые отражают один и тот же
    предмет, хотя и по разным признакам. Это понятия, объемы которых полностью
    совпадают. Например, «крупней­ший город на реке Нева» и «город, 300-летие
    которого мы от­метим в 2003 г.». В круговых схемах это отношение выразимо в
    виде двух (или более) полностью совпадающих, накладывающихся друг на друга
    кругов:
    В    С
    Где символом В обозначено понятие о крупнейшем
    городе на Неве, а символом С – о городе, 300-летие которого отметим в мае 2003
    г. В отношении тождества могут находиться два и более понятия.
    В отношении подчинения, находятся тоже два или
    более по­нятий, из которых одно своим объемом полностью входит в дру­гое. В
    таком отношении находятся между собой понятия «сту­дент» и «учащийся». Понятие
    «студент» всем своим объемом включается, входит в объем более общего понятия
    «учащийся», ибо нет таких студентов, которые не были бы учащимися, хотя многие
    учащиеся не являются студентами. В этом от­ношении меньшее по объему понятие
    называется подчиненным (видовым), а большее — подчиняющим (родовым), поэтому
    иначе это отношение называют от­ношением вида и рода. В круговых схемах оно
    выразимо двумя и более концентрическими кругами:
    П  Ш  У
    Где символ П соответствует понятию
    “первоклассник”, Ш – понятию “школьник”, а символ У –
    понятию “учащийся”.
    В отношении частичного совпадения
    (пересечения, или пе­рекрещивания) находятся два или более понятия, объемы и
    содержание которых частично совпадают, например: «студент», «спортсмен»,
    «парень» и т. п. Графически их отношение выразимо в трех, частично
    накладывающихся друг на друга кругах:
    Ст                  Сп
    П
    Между несовместимыми понятиями тоже
    устанавливаются три вида отношений: противоречия, противоположности и со­подчинения.
    В отношении противоречия находятся два
    понятия, из кото­рых одно содержит (утверждает) некоторые признаки, а другое —
    эти же при­знаки отрицает, т.е. это отношение между утвердительным и
    отрицательным понятиями: «белый» — «не-белый», «грамотный»—«не-грамотный»,
    «студент» — «не-студент», «радость» — «не-радость», и пр. Графически это можно
    представить так:
    Б            не-Б
    (белый)     (не-белый)
    Противоположность тоже устанавливается между
    двумя понятиями, одно из которых содержит (утверждает) какие-то признаки, а
    другое как бы отрицает их, но своеобразным путем, путем замещения исходных
    полярными, предельными, крайними по отношению к ним; т. е. в отношении противоположности
    находятся два положительных, утвердитель­ных понятия: «белый» — «черный»,
    «хороший» — «плохой», «ум­ный» — «глупый» и т.п. Графически это можно выразить
    так:
    Б              Ч
    (белый)      (черный)
    В отношении соподчинения находятся два или
    более понятия, объемы которых полностью не совпадают между собой, но одинаково
    входят (подчиняются) в объем более общего (родо­вого) для них понятия. В таком
    отношении находятся между собой понятия «школьник», «студент», «курсант» и пр.
    Объемы этих понятий не­совместимы друг с другом, но каждое из этих понятий
    одинаково попадает в объем более общего для них понятия, в нашем примере –
    понятия «учащийся». Соподчинение устанавливается между видовыми понятиями в
    рамках родового понятия. Графически это представимо так:
    Ш              С
    К
    Все возможные отношения между понятиями для
    наглядности представим в такой таблице:

  6. Discord-Channel Ответить

    Понятия, связь между которыми по содержанию является весьма далекой, называются несравнимыми (“безответственность” — “кирпич”, “счастье” — “гипотенуза”). Конечно же, сравнивать можно что угодно, например: “Эх, жизнь моя жестянка, а ну ее в болото!” Или, как говорил Козьма Прутков, болтун подобен маятнику: того и другого мало остановить. Возможны самые неожиданные сожаления и уподобления, но с формально-логической точки зрения понятия несовместимы, если у них нет общих существенных признаков.
    Понятия, с помощью которых отражаются предметы, имеющие общие существенные признаки, называются сравнимыми. Сравнимые понятия бывают несовместимые и совместимые (рис. 2.3).
    Несовместимые понятия — такие, в которых имеются исключающие друг друга признаки. Их объемы не совпадают ни в одном элементе. Например, “студент” — “школьник”. Действительно, нет ни одного студента, который в то же время был бы школьником и наоборот.
    Совместимые понятия — такие, в которых нет признаков, исключающих друг друга. Их объемы частично или полностью совпадают (“студент” — “отличник”).
    • Совместимые понятия находятся в следующих отношениях:
    Равнозначность (тождество) — отношение понятий, в которых мыслится один и тот же предмет, т.е. объемы понятий полностью совпадают. Например: “агент”, “брокер”, “дилер”, “комиссионер”, “маклер”. Все эти понятия обозначают юридическое или физическое лицо, совершающее определенные действия по поручению другого лица (принципала) за его счет и от его имени, а также действия в подготовке сделок, но без права их подписи.
    Для наглядности отношения между понятиями (а также между суждениями) выражаются геометрическим методом, графически. В истории логики применялись различные способы графики. Так немецкий философ, астроном, математик И. Г. Ламберт (1728—1777) применял графические линии (“ламбертовы линии”). Графику использовал чешский математик и логик Б. Больцано (1781—1848). Отношения между классами он изображал с помощью прямоугольных диаграмм. Но особенно успешно оперировал графическим аппаратом диаграмм английский логик, профессор, член Королевского общества Дж. Венн (1834— 1923). Разработанный им метод весьма наглядно отражал логику взаимосвязи понятий и поэтому имел не только иллюстративное, но и эвристическое значение.
    Диаграммы Дж. Венна широко используется в наши дни. Однако наибольшее распространение получил метод круговых схем, который предложил математик, физик, астроном, член Петербургской академии наук Л. Эйлер (1707—1783).

    Рис. 2.3. Отношения между понятиями
    Каждый круг охватывает объем понятия, а сами понятия символически обозначаются буквами. Так, приведенный пример равнозначности понятий графически выглядит следующим образом:

    Пересечение (перекрещивание) — такое отношение, которое характеризует частичное совпадение объемов понятий, но при этом ни одно из них не входит полностью в объем другого.

    Подчинение (субординация) — такое отношение, когда объем одного понятия полностью входит в объем другого. При этом более широкое по объему понятие является подчиняющим (родовым), а менее широкое по объему — подчиненным (видовым). Родовидовые отношения лежат в основе многих логических операций с понятиями (обобщение, ограничение, определение и деление).

    • Несовместимые понятия имеют также три вида отношений.
    Соподчинение (координация) — такое отношение, которое свидетельствует, что в родовое понятие входит не одно, а два или более однопорядковых видовых понятий.

    Противоположность (контрарность) — такое отношение, в котором находятся понятия, одно из которых содержит некоторые признаки, а другое эти признаки отрицает, замещая их исключающими признаками. Другими словами, объемы противоположных понятий разделены объемом некоторого третьего понятия. Слова, выражающие противоположные понятия, называются антонимами (“черный” — “белый”). Сумма объемов противоположных понятий не исчерпывает объема родового понятия. Между понятиями “черный” и “белый” может быть понятие, отражающее любой другой цвет: зеленый, красный и т.д.

    Противоречие (контрадикторность) — такое отношение, в котором находятся понятия, одно из которых содержит некоторые признаки, а другое отрицает эти же признаки, не замещая их никакими другими признаками. Объемы двух противоречащих понятий составляют в сумме весь объем рода, видами которого они являются.

    Знание разновидностей понятий, а также отношений между ними служит основой для уяснения операций с понятиями, для изучения других форм мышления.

  7. kaen Ответить

    Указанные отношения имеют место между логическими содержаниями понятий. Аналогичные отношения можно устанавливать между фактическими содержаниями.
    Поскольку определенным отношениям между понятиями по объемам не всегда соответствуют определенные отношения по содержаниям, рассмотрим особо отношения между понятиями по объемам.
    По характеру отношений между объемами понятия делятся на совместимые и несовместимые.
    Совместимыми называются понятия, объемы которых полностью или частично совпадают. Совместимыми являются понятия “слушатель” и “спортсмен”, “юрист” и “следователь” и т.д. Несовместимыми называются понятия, не имеющие общих элементов объемов. Понятия “собственник” и “неимущий” являются несовместимыми.
    Совместимые понятия могут находиться в отношениях:
    1) равнозначности; 2) подчинения и 3) перекрещивания.
    Охарактеризуем виды отношений между совместимыми понятиями.
    В отношении равнозначности находятся понятия, объемы которых полностью совпадают. Например, понятия “живое существо, имеющее мягкие мочки ушей” и “живое существо, обладающее членораздельной речью”, находятся в отношении равнозначности.
    Если объем первого из них представить графически в виде круга А, а второго — в виде круга В, то отношение между этими понятиями по объемам будет представлено схемой:
    а. в.

    В отношении подчинения находятся понятия, объем одного из которых полностью входит в объем другого, но обратное не имеет места. В этом отношении находятся понятия “юрист” (А) и “адвокат” (В). Графически это отношение представляется так:

    Понятие большого объема, в данном случае “юрист”, называется подчиняющим, а понятие меньшего объема, в данном случае “адвокат”, называется подчиненным.
    В отношении перекрещивания находятся понятия, объем одного из которых частично входит в объем другого, а объем другого частично входит в объем первого. В отношении перекрещивания находятся, например, понятия “слушатель” (А) и “спортсмен” (В). Графически это отношение изображается так:

    Особым видом отношения между понятиями является отношение соподчинения.
    В отношении соподчинения к некоторому понятию находятся два несовместимых понятия, каждое из которых является подчиненным по отношению к этому третьему понятию. Иными словами, два понятия находятся в отношении соподчинения к третьему понятию, если они не имеют общих элементов объемов и это третье понятие является подчиняющим для каждого из них. Например, понятия “получение взятки” (В), “незаконное изготовление спиртных напитков” (С) находятся в отношении соподчинения к понятию “преступление” (А). Отношение соподчинения представляется следующими круговыми схемами:


    Если отношение между объемами понятий представляется первой из этих схем, то это еще не означает, что понятия находятся в отношении противоречия по логическим или фактическим содержаниям.
    Устанавливая отношения между понятиями, важно не отождествлять понятия с общими именами или просто словами, не выражающими понятий. Чтобы избежать такого отождествления, нужно всякий раз выяснять, какие понятия выражают те или иные слова или словосочетания. Пусть, например, требуется установить, в каких отношениях по объемам находятся понятия (1) “стоимость”, (2) “потребительная стоимость”, (3) “меновая стоимость”. На первый взгляд кажется, что объем понятия (1) включает в себя объемы понятий (2) и (3), а понятия (2) и (3) являются несовместимыми между собой, т.е. что два последних понятия находятся в отношении соподчинения к первому. Так ли это на самом деле?
    Выявим понятия, вместо которых введены слова “стоимость”, “потребительная стоимость”, “меновая стоимость”. Эти понятия следующие: (1) “Определенное количество общественно необходимого труда, затраченное на производство товара”; (2) “Полезность вещи, ее способность удовлетворять какую-либо человеческую потребность”; (3) “Количественное соотношение, в котором обмениваются товары как потребительные стоимости”.
    Эти понятия несовместимы по объемам. Первое понятие — один из видов стоимости наряду с потребительной и меновой. С логической точки зрения для этого (первого) понятия нужно ввести другое название — какая-то специфическая стоимость — и образовать новое понятие, в объем которого войдут объемы всех трех рассмотренных понятий. Сокращением для словесного выражения понятия (4) целесообразно использовать слово “стоимость”.

  8. ПроФесСор Ответить

    Понятия, объемы которых частично совпадают, несмот­ря на то, что содержание их может быть различно, находят­ся в отношении перекрещивания, пересечения: «студент» и «спортсмен», «бизнесмен» и «миллионер». Они изобража­ются пересекающимися кругами. Заштрихованная часть кругов показывает степень совпадения объемов разных по содержанию понятий.

    Отношения подчинения /субординации/ характерны для тех понятий, объемы которых входят /включаются/ целиком в объем другого понятия. Это отношение вида и рода, точнее говоря, видового и родового понятий /«синус» и «тригонометрическая функция», «кошка» и «млекопитаю­щее»/. При этом понятие, объем которого входит как часть в объем другого, называется подчиненным, а понятие, объ­ем которого включает в себя объем другого в качестве своей части, называется подчиняющим. Например, понятия «жи­вопись», «литература», «архитектура» и др. выступают под­чиненными но отношению к подчиняющему понятию «вид искусства». Если подчиняющее понятие обозначим симво­лом А. а подчиненное символом В, то отношение между ними можно изобразить с помощью круговых схем следу­ющим образом:

    Говоря о несовместимых понятиях, выделяем три вида отношений несовместимости: 1/ соподчинение /координа­ция/, 2/ противоположность /контрарноегь/ и 3/ нротшю-
    Г. Плткгрск, пл Ленина, 3 ,;
    “r^xfr; ?
    “” “””*” ‘ ” * j
    речие /контрадикторность/.
    Соподчинение /координация/ — это отношение между объемами двух или нескольких понятий, исключающих друг друга, но подчиненных более общему родовому поня­тию. Например, понятия «продовольственные товары» и «непродовольственные товары» принадлежат объему поня­тия «товары». Их можно изобразить отдельными неперек­рещивающимися кругами /А и В/ внутри более обширного круга /С/. Это соотношение видов и общего рода:

    Отношение противоположности /контрарпости/ харак­терно для объемов таких двух понятий, которые являются видами одного и того же рода, причем одно констатирует наличие каких-то признаков, а другое — их отсутствие и даже замену исключающими, противоположными призна­ками. Чаще всего в роли этих понятий выступают антони­мы: «храбрость» — «трусость», «дешевизна» — «дороговиз­на». Объемы этих двух понятий разделены объемом некото­рого третьего: «стойкость» для первой пары понятий, «снос­ные цены» — для второй. Изобразим их в виде круговой схемы:

    Отношение противоречия /контрадикторное™/ свойст­венно таким двум понятиям, которые, являясь видами од­ного и’того же рода, с одной стороны, указывают на некото­рые признаки, а с другой — отрицают, исключают, не заме­няя никакими другими: «высокий дом» /А/ — «невысокий дом» /В/, «честный предприниматель» /А/ — «нечестный предприниматель» /В/. Круг Эйлера, выражающий объем
    таких понятий, делится на две части, без допущения третьей, промежуточной:

    Дадим обобщенную схему отношений между понятия-
    ми:
    СРАВНИМЫЕ ПОНЯТИЯ
    СОВМЕСТИМЫЕ
    Равнознач- Перс-
    н’ые /тож- крещи-
    дествен- вающн-
    ные/ еся
    НЕСОВМЕСТИМЫЕ
    Под чи-
    Сопод-
    Про ти-
    Про ти
    н я ющ не
    чинен-
    вополож-
    вореча-
    и подчи-
    ные
    ные
    щие
    ненные
    УПРАЖНЕНИЯ:
    № 1. Определите вид отношения между совместимыми понятиями и изобразите его с помощью круговых схем.
    1. Преступление, уголовное правонарушение. 2. Высшее учебное за­ведение, университет. 3. Наказание, ссылка. 4. Орган государственного управления, министерство. 5. Писатель, автор романа «Тихий Дон». 6. Республика, форма правления. 7. Президент, президент России, глава го­сударства. 8. Живописец, художник. 9. Менеджер, бизнесмен. 10. Стои­мость, прибавочная стоимость.
    № 2. Подберите понятия, равнозначные данным.
    1. Квадрат. 2. Конституция. 3. Автор поэмы «Евгении Онегин». 4. Из­ваяние. 5. Маклер. 6. Брокер. 7. Декрет. 8. Арест. 9. Первый космонавт. 10. Полдень. 11. Рука. 12. Феодализм. 13. Четырехугольник.
    № 3. Подберите понятия, находящиеся в отношении пересечения /перекрещивания/ к данным.
    Q 1. Студент. 2. Военнослужащий. 3. Первопроходец. 4. Судья. 5. Рекор-

    № 4. К данным понятиям подбер понятия.
    1. Фронт. 2. Учебник. 3. Комедия. 4. 6. Озеро. 7. Прокурор. 8. Улика. 9. II щ Консульство. 13. Понятие. 14. Бизнес.
    о»
    ^ дсмен. 6. Закон. 7. Браконьер. 8. Апелляция. 9. Инженер. 10. Киноактер. г\ 11. Акция. 12. Нормативный акт. 13. Академия. 14. Преподаватель.
    № 5. Определите вид отношения между несовместимыми понятиями и представьте его в виде круговых схем.
    1. Обвинительный приговор, оправдательный приговор. 2. Печать, телевидение, средство массовой информации. 3. Зависимость, независи­мость. 4. Преступление, должностное преступление, хозяйственное прес­тупление. 5. Зависимость, независимость. 6. Гуманитарная наука, этика, эстетика. 7. Известность, неизвестность. 8. Честь, бесчестие. 9. Прямая линия, кривая линия. 10. Юрист, прокурор, следователь, адвокат. II. Ис­тина, заблуждение. 12. Правда, ложь.
    № 6. Подберите понятия, соподчиненные данным.
    1. Учебное звание. 2. Преступление. 3. Устав. 4. Наказание. 5. Хище­ние. 6. Демократия. 7. Художественная литература. 8. Городской транс­порт. 9. Смычковый инструмент. 10. Высшее учебное заведение. 1.1 Компьютер. 12. Сделка. 13. Спортивная игра. 14. Акционерное обществ/
    № 7. Подберите понятия, противоположные и противоречащие дли­ны м.
    1. Большой. 2. Правда. 3. Научный. 4. Холодный климат. 5. ДомЬгои товар. 6. Друг. 7. Низкая цена. S. Легкая работа. 9. Глубокий. 10. ВернГость. 11. Смелый. 12. Законный. 13. Гармоничный. 14. Красива» женщин/i
    № Я. Определите вид отношениямежду понятиями, ншораш»е его с
    помощью круговых схем. /

    1. Пожар, причина пожара, взрыв атомной бомбы, поджог. 2′. Оказа­ние помощи больному, неоказание помощи больному. 3. Каменный дом, трехэтажный дом, одноэтажный дом, недостроенный дом. 4. Спутник планеты, естественный спутник, спутник Земли, *Союз-4», спускаемый аппарат «Венера-14», Юпитер, спутник Юпитера. 5. Уважение к старше­му, неуважение к старшему. (й’Героизм, трусость. 7. Мать, дочь, бабушка, внучка, сестра. 8. Населенный пункт, город, город на Днепре, столица Украины. 9. Разведка, контрразведка. 10. Университет, высшее учебное заведение, академия. 11. Верующий, атеист. 12. Еженедельник, периоди­ческое издание. 1.3. Сделка, торговая операция. 14. Товарно-сырьевая биржа, брокерская контора.

  9. Амнезик Ответить

    Перечисленные виды понятий находятся между собой в опре­деленных
    отношениях, и прежде всего в отношении сравнимости и несравнимости. В отношении
    сравнимости находятся те понятия, в объеме или содержании которых имеется
    что-то общее: «человек» и «студент», «право» и «мораль», «красный» и «синий»,
    «черный» и «белый» и т.п.
    В отношении несравнимости находятся те понятия, ни в объеме
    ни в содержании которых нет ничего общего: «атом» и «совесть», «любовь» и
    «чернильница», «бронхит» и «галактика», «кража» и «климат», «восток» и «ко­рова»
    и т.п. Поскольку о несравнимых сказать более нечего, то дальнейшему
    рассмотрению могут быть подвержены только сравнимые понятия.
    Среди сравнимых понятий легко выделимы понятия, находящиеся
    в отношении совме­стимости и несовместимости. Совместимые понятия — те, объемы
    которых полностью или частично совпадают: «студент», «учащийся», «спортсмен».
    Несмотря на то, что объем и содержание понятий закономерно связаны, в логике
    часто опираются только на один из этих элементов – на объем, поскольку он более
    прост и выразителен при формальном анализе понятий.
    Несовместимыми понятиями (понятия, находящиеся в отношении
    несовместимости) — являются те, объемы которых пол­ностью не совпадают, а
    отдельные содержательные признаки исключают друг друга: «судья» — «прокурор»,
    «зеленый» — «красный», «правый» — «левый» и т. п.
    Между совместимыми и несовместимыми по­нятиями
    устанавливается по три вида отношений. Совместимость характеризуется отношением
    тождества, подчинения и частичного совпадения (пересече­ния, или перекрещивания).
    Тождественными понятиями (понятиями, находящимися в
    отношении тождества) являются те, которые отражают один и тот же предмет, хотя
    и по разным признакам. Это понятия, объемы которых полностью совпадают.
    Например, «крупней­ший город на реке Нева» и «город, 300-летие которого мы от­метим
    в 2003 г.». В круговых схемах это отношение выразимо в виде двух (или более)
    полностью совпадающих, накладывающихся друг на друга кругов:
    В    С
    Где символом В обозначено понятие о крупнейшем городе на
    Неве, а символом С – о городе, 300-летие которого отметим в мае 2003 г. В
    отношении тождества могут находиться два и более понятия.
    В отношении подчинения, находятся тоже два или более по­нятий,
    из которых одно своим объемом полностью входит в дру­гое. В таком отношении
    находятся между собой понятия «сту­дент» и «учащийся». Понятие «студент» всем
    своим объемом включается, входит в объем более общего понятия «учащийся», ибо
    нет таких студентов, которые не были бы учащимися, хотя многие учащиеся не
    являются студентами. В этом от­ношении меньшее по объему понятие называется
    подчиненным (видовым), а большее — подчиняющим (родовым), поэтому иначе это
    отношение называют от­ношением вида и рода. В круговых схемах оно выразимо
    двумя и более концентрическими кругами:
    П  Ш  У
    Где символ П соответствует понятию
    “первоклассник”, Ш – понятию “школьник”, а символ У –
    понятию “учащийся”.
    В отношении частичного совпадения (пересечения, или пе­рекрещивания)
    находятся два или более понятия, объемы и содержание которых частично совпадают,
    например: «студент», «спортсмен», «парень» и т. п. Графически их отношение
    выразимо в трех, частично накладывающихся друг на друга кругах:
    Ст                  Сп
    П
    Между несовместимыми понятиями тоже устанавливаются три вида
    отношений: противоречия, противоположности и со­подчинения.
    В отношении противоречия находятся два понятия, из кото­рых
    одно содержит (утверждает) некоторые признаки, а другое — эти же при­знаки
    отрицает, т.е. это отношение между утвердительным и отрицательным понятиями:
    «белый» — «не-белый», «грамотный»—«не-грамотный», «студент» — «не-студент»,
    «радость» — «не-радость», и пр. Графически это можно представить так:
    Б            не-Б
    (белый)     (не-белый)
    Противоположность тоже устанавливается между двумя
    понятиями, одно из которых содержит (утверждает) какие-то признаки, а другое
    как бы отрицает их, но своеобразным путем, путем замещения исходных полярными,
    предельными, крайними по отношению к ним; т. е. в отношении противоположности
    находятся два положительных, утвердитель­ных понятия: «белый» — «черный»,
    «хороший» — «плохой», «ум­ный» — «глупый» и т.п. Графически это можно выразить
    так:
    Б              Ч
    (белый)      (черный)
    В отношении соподчинения находятся два или более понятия,
    объемы которых полностью не совпадают между собой, но одинаково входят
    (подчиняются) в объем более общего (родо­вого) для них понятия. В таком
    отношении находятся между собой понятия «школьник», «студент», «курсант» и пр.
    Объемы этих понятий не­совместимы друг с другом, но каждое из этих понятий
    одинаково попадает в объем более общего для них понятия, в нашем примере –
    понятия «учащийся». Соподчинение устанавливается между видовыми понятиями в
    рамках родового понятия. Графически это представимо так:
    Ш              С
    К
    Все возможные отношения между понятиями для наглядности
    представим в такой таблице:

  10. Kuladwyn Ответить

    Билет
    № 3

    Отношение
    между понятиями.

    Рассматривая
    отношения между понятиями, следует
    всего различать понятия сравнимые
    и несравнимые.

    Сравнимыми
    называются
    понятия, имеющие некоторые признаки,
    позволяющие эти понятия сравнивать
    друг с другом. Например, «пресса» и
    «телевидение» — сравнимые понятия, они
    имеют общие признаки, характеризующие
    средства массовой информации. Несравнимыми
    называются
    понятия, не имеющие общих признаков,
    поэтому и сравнивать эти понятия
    невозможно. Например:«квадрат» и
    «общественное порицание», «преступление»
    и «космическое пространство», «государство»
    и «симфоническая музыка» В логических
    отношениях могут находиться только
    сравнимые понятия. Сравнимые понятия
    делятся на совместимые
    и несовместимые. Совместимые

    понятия, объемы которых совпадают
    полностью или частично.
    Несовместимые

    понятия, объемы которых не совпадают
    ни в одном эелементе, но которые частично
    или полностью могут быть включены в
    объем общего для них понятия.

    Совместимые
    понятия

    1)
    равнообьемность.
    В
    отношении равнообъемности
    находятся
    понятия, в которых мыслится один и тот
    же предмет. Объемы этих понятий полностью
    совпадают (хотя содержание различно).
    В отношении равнообъемности находятся,
    например, понятия «геометрическая
    фигура с тремя равными углами» и
    «геометрическая фигура с тремя равными
    сторонами». Эти понятия отражают один
    предмет мысли: равноугольный
    (равносторонний) треугольник, их объемы
    полностью совпадают, однако содержание
    различно, поскольку каждое из них
    содержит разные признаки треугольника.
    2)
    пересечение
    В
    отношении пересечения
    находятся
    понятия, объем одного из которых частично
    входит в объем другого. Содержание этих
    понятий различно. В отношении пересечения
    находятся понятия «юрист» (А) и
    «преподаватель» (В): некоторые юристы
    являются преподавателями (как некоторые
    преподаватели — юристами). В совместившейся
    части кругов А и В (заштрихованная часть
    схемы) мыслятся те юристы, которые
    являются преподавателями, а в
    несовместившейся части круга А — юристы,
    не являющиеся преподавателями, в
    несовместившейся части круга В —
    преподаватели, не являющиеся юристами.
    3)
    подчинение
    В
    отношении подчинения
    находятся
    понятия, объем одного из которых полностью
    входит в объем другого, составляя его
    часть.
    В
    таком отношении находятся, например,
    понятия «суд» (А) и «городской суд» (В).
    Объем первого понятия шире объема
    второго понятия, кроме городских
    существуют и другие виды судов — краевые,
    областные, районные и т.д. Понятие
    «городской суд» полностью входит в
    объем понятия «суд».
    Понятие,
    имеющее больший объем и включающее
    объем другого понятия, называется
    подчиняющим
    (А),
    понятие, имеющее меньший объем и
    составляющее часть объема другого
    понятия, — подчиненным
    (в).
    Если
    в отношении подчинения находятся два
    общих понятия, то подчиняющее понятие
    называется родом,
    подчиненное
    видом.
    Так,
    понятие «городской суд» будет видом по
    отношению к понятию «суд». Понятие может
    быть одновременно видом (по отношению
    к более общему понятию) и родом (по
    отношению к понятию менее общему).
    Несовместимые
    понятия

    Понятия,
    объемы которых не совпадают ни полностью,
    ни частично, называются несовместимыми..
    Существуют
    три вида отношений несовместимости:
    1)
    соподчинение

    В
    отношении соподчинения
    (координации)
    находятся
    два или больше неперекрещивающихся
    понятий, подчиненных общему для них
    понятию. Например: «областной суд» (В),
    «городской суд» (С), «суд» (А). Понятия,
    находящиеся в отношении подчинения к
    общему для них понятию, называются
    соподчиненными.

    2)
    противоположность
    (контрарность)

    В
    отношении
    противоречия (контрадикторности)
    находятся
    понятия, одно из которых содержит
    некоторые признаки, а другое эти же
    признаки исключает. Объемы двух
    противоречащих понятий составляют весь
    объем рода, видами которого они являются
    и которому они соподчинены. В отношении
    противоречия находятся положительные
    и отрицательные понятия: «четный» и
    «нечетный», «успевающий» и «неуспевающий»,
    «дружественное государство» и
    «недружественное государство».
    3)
    противоречие
    (контрадикторность)

    В
    отношении противоположности
    (контрарности)
    находятся понятия, одно из которых
    содержит некоторые признаки, а другое
    — признаки, не совместимые с ними. Такие
    понятия называются противоположными
    (контрарными).
    Таковы,
    например, отношения между понятиями
    «черный» и «белый», «отличник» и
    «неуспевающий», «дружественное
    государство» и «враждебное государство».

Добавить комментарий для banditochka Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *