В каком веке построили церковь покрова на нерли?

13 ответов на вопрос “В каком веке построили церковь покрова на нерли?”

  1. :::ДАШУША::: Ответить

    Полтора километра до ближайшего городка-крепости Боголюбова. Идут паломники пешком через заливные луга и по бездорожью, чтобы увидеть стены, которые помнят еще татаро-монгольское иго. По легенде, церковь Покрова Богородицы построена в честь победы князя Андрея Боголюбского над булгарами в середине ХII века. Еще житие князя сообщает, что храм этот – дань памяти об Изяславе Андреевиче, сыне великого князя. Скончался Изяслав от ран, полученных в военном походе.
    Место для храма выбрал князь в заливных лугах, на перекрестке двух рек – Нерли и Клязьмы. Перед строительством пришлось насыпать холм из камней, скрепленных глиной, как защиту от весенних вод. Имена зодчих история не сохранила, но мастера были искусные: стены начали возводить на глубине пяти метров и отделали храм каменными плитами. Так что даже в самый полноводный разлив подвалы не затапливает. Это и позволило церкви простоять восемь веков.
    «Идеальная согласованность общего и частного, целого и мельчайших деталей создает тонкую и просветленную гармонию, уподобляя архитектуру одухотворенной и летящей ввысь музыке или песне», – пишет один из крупнейших специалистов по древнерусской архитектуре Николай Воронин. «Образ прославленного творения владимирских мастеров столь совершенен, что никогда не возникало сомнения в том, что таким он был изначально, что таким он и был задуман его зодчими».
    Храм на Нерли – первый в России освящен в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Незадолго до строительства церкви священниками и самим князем был принят этот духовный праздник в знак особой милости Пресвятой Девы к земле Владимирской. Главный храм Владимира тоже посвящен Богоматери – в отличие от Киева, Новгорода, Пскова, Полоцка и других княжеских столиц.
    Фрески, украшавшие стены храма Покрова на Нерли изображали царя Давида на троне. У его ног – львы и грифоны, а вокруг парят голуби. Три женских лика на фресках, как и во всех владимирских храмах, символизируют Богородицу.
    В ХVIII веке церковь едва устояла под натиском времени. Крыша почти осыпалась, купол чуть не обвалился, повреждены оказались и резные барельефы. К 1784 году храм пришел в столь плачевное состояние, что настоятель Боголюбова монастыря запросил у епархии разрешение разобрать церковь, а камень пустить на новую колокольню. Уцелело белокаменное чудо по мирским причинам: рабочие затребовали столь высокую цену, что храм решили оставить и даже отреставрировали.
    В середине ХХ века вокруг церкви вели археологические раскопки. Ученые обнаружили остатки древнего фундамента. По предположениям, это часть галереи, некогда окружавшей храм с трех сторон. Уцелели и фрагменты вырезанных из белого камня фигур животных и птиц.

    Наследие ЮНЕСКО

    Церковь Покрова на Нерли – шедевр архитектуры, признанный во всем мире. С 1992 года в составе «Белокаменных памятников Владимира и Суздаля» храм вошел в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Среди восьми величественных памятников древнего зодчества владимиро-суздальской школы этот самый поэтичный. Белая церковь, окруженная зеленью лугов, устремленная строгим куполом к синему небу… Поэма, запечатленная в камне.

  2. (= ВЕСЕЛЫЙ ПОМИДОР =) Ответить

    Расположен на заливных лугах неподалеку от слияния рек Нерли и Клязьмы. Во время постройки храма Клязьма протекала несколько севернее, и церковь находилась практически на речной “стрелке,” оформляя перекресток важнейших водных торговых путей. Церковь заметно возвышается над берегом старицы Клязьмы. Подножием храму служит округлый специально насыпанный холм. Вокруг раскинулся заливной луг.
    Храм Покрова на Нерли. Реконструкция первоначального вида по Н. Н. Воронину.

    Возведение храма

    Храм был воздвигнут благоверным князем Андреем Боголюбским, который поставил “две церкви каменны во имя святыя Богородица” при основании им “Боголюбивого града” – т.е. в 1158 году [1]. Храм был построен княжьей строительной дружиной, собравшей “из всех земль все мастеры” [2] под началом северо-итальянского зодчего от Фридриха Барбароссы [3], которая возвела и другие белокаменные памятники Владимирского княжества при святом князе Андрее.
    “Житие Андрея Боголюбского” указывает что храм был построен всего за один сезон: “единым летом соверши.” При этом, сначала был заложен ленточный фундамент из булыжника на известковом растворе глубиной 1,60 м, до слоя материковой глины. На фундаменте возведены как бы наружные стены из тщательно тесанного, плотно пригнанного камня, высотой 3,70 м. Эти стены были в два приема засыпаны внутри и снаружи глинистым супесчаным грунтом и плотно утрамбованы. Так вырос искусственный холм, на котором уже возвели церковь. Мастера придали холму регулярную форму, покрыв его панцирем из белокаменных плит с водосточными желобами и лестницами, сбегающими к пристани.
    Вместе с другими важнейшими Владимирскими храмами князя Андрея – таким как Успенский собор и надвратный Ризоположенский храм – новая церковь получила Богородичное посвящение в честь Её Честного Покрова. Более ранних храмов этого посвящения на Руси не известно, и это даёт основания предполагать что посвящение храма было связано с причислением Покрова Пресвятой Богородицы к великим праздникам Русской Церкви. Согласно другим догадкам, изначальное посвящение храма было иным [4].
    Несколько лет, а возможно даже десятилетий спустя [5], к храму с трех сторон были пристроены закрытые [6] галереи – паперти – на фундаментах подобных храмовым, хотя и меньшей глубины. Высота галереи составляла 5,5 м. В юго-западном углу галерея-паперть имела толстую стену с тремя глухими пряслами и внутренней лестницей. Эта лестничная стена объясняет несимметричное положение окон на южном фасаде церкви: в западном прясле располагался опущенный ниже уровня окон вход из лестничной стены в хоры.

    Покровский монастырь

    Вскоре при храме возник монастырь – вначале женский, затем мужской. Возможно храм получил повреждения после гибели его строителя, благоверного князя Андрея Боголюбского, когда город и окрестности охватила стихия народных волнений и княжеских усобиц. Разрушения также могли быть нанесены в годы татарского разорения.
    С учреждением патриаршества перешел в ведение патриарха и назывался патриаршим домовым монастырём. Во второй половине XVII века монастырь получил крупные пожалования на сенокосы и рыбные ловли, что позволило поправить материальное положение и провести серьезные ремонтные работы. По окончании их в 1673 году храм был вновь освящен. В это время здание получило четырехскатную деревянную кровлю; ветхие галереи были отломаны и на их основании построена южная паперть – кирпичная, со сводчатым подвалом. Кровля еще долгое время оставалась покрытой тесом, а глава – “чешуею,” то есть деревянным лемехом. Храм иногда затоплялся во время разливов, когда подступала “под самую церковь полая вода, от которой и фундамент подмывается и из стен исподние камни обивает льдом.”
    С образованием Синода монастырь поступил в синодальное ведомство. С открытием в 1748 году Владимирской епархии перешел в ведение местных архиереев. В монастырские времена церковь обросла необходимым для обители разнообразным строением. В 1761 году близ храма была построена тёплая Трехсвятительская церковь. В последние годы существования обители имелись также две настоятельские кельи с амбаром, кладовой и погребом, братская келья, хлебопекарная келья, мучной амбар, погреб, сарай для лошадей, сарай для телег; огород, выгонный луг. Вокруг монастыря простирался на 290 саженей плетень со святыми вратами и шатровой колокольней на них. Все эти строения были деревянными, крытыми дранью, ветхими. Описи разных лет рисуют картину убогого состояния ветшающего монастыря. В 1764 году при секуляризационной реформе монастырь был упразднен и приписан к Боголюбовской сельской церкви.
    Храм Покрова на Нерли с кровлей XIX в. Фото из Большой советской энциклопедии

    Приписной храм

    В 1784 году настоятель Боголюбова монастыря просил разрешения разобрать Покровскую церковь на камень для строительства новых святых врат в своем монастыре. Однако не сошлись в цене с подрядчиком, и сломка не состоялась. В 1795 году была устроена лестница на хоры изнутри храма, через разобранный свод в северо-западном углу.
    В начале XIX века древний храм перешел в распоряжение Боголюбова монастыря. В 1803 году церковь получила железное луковичное покрытие главы, скрывшее ее древнюю шлемовидную форму. Тогда же разобрали кирпичную паперть, а в 1816 году устроили кирпичные крыльца.
    В 1859-1860 годах памятник осматривал академик Ф. Г. Солнцев в связи с планом “возобновления старинных церквей.” В то время он, в частности, обнаружил впоследствии утраченные восемь фигур мучеников в барабане церкви. Состоялись также раскопки и ремонт, которыми руководил епархиальный архитектор Н. А. Артлебен. При разборке кирпичных закладок между закомарами он обнаружил обломок надгробной плиты XVII века, что позволило датировать устройство четырехскатной кровли. Тогда же был проведен частичный ремонт.
    В 1877 году монастырские власти самовольно, без ведома архитектора предприняли ремонт: обвязали храм железными стяжками, сбили остатки фресок в барабане и куполе, заменили гипсовыми утраченные белокаменные рельефы – причём рабочие “в усердии своем помещали их там, где их не было” [7] никогда ранее. Тогда же восстановили позакомарное покрытие, закрыв при этом постамент барабана шарообразной кровлей. Во второй половине XIX века, после экспедиции Солнцева и раскопок Артлебена, с северной стороны церкви были построены каменные святые ворота с надвратной колокольней, очевидно, по проекту Артлебена. В её кирпичные стены были вложены обнаруженные при земляных работах плиты с резными грифонами и барсами. Этим же архитектором, судя по всему, была спроектирована и новая каменная Трехсвятительская церковь, законченная в 1884 году. В 1903 году железную луковичную главу позолотили.
    Храм Покрова на Нерли. Фото 11 октября 2003 г.

    Закрытие обители и музеефикация

    В 1919 году древние белокаменные памятники, в том числе и Покровский храм, были взяты под охрану Владимирской губернской коллегии по делам музеев. В 1923 году Боголюбовский монастырь был закрыт, и храм остался в ведении Владимирского музея, с 1958 года – Владимиро-Суздальского музея-заповедника. За эти годы белокаменный храм исследовался археологически и неоднократно реставрировался. Так, в 1954-1955 годы церковь подверглась археологическому исследованию Н. Н. Ворониным. Благодаря возрастающей известности храма как вершины древнерусского зодчества, церковь стала центром экскурсионного и туристического “бума.”
    В 1980-1982 годах храм был полностью отреставрирован за счет бюджетного финансирования, как уникальный памятник древнего зодчества. Белый камень был почищен; восстановлены утраты; поверхности обработаны защитным составом; устроены медные кровли, глава и крест; интерьер отмыт от пыли и наслоений. В конце 1980-х годов владимирские реставраторы сняли выпуклую кровлю начала XIX века и восстановили постамент под барабаном, оставив, однако, луковичную главу. Cтроения вокруг церкви – святые ворота с колокольней, несколько жилых изб и сараев – были к этому времени уже разобраны; лишь частично разрушенная Трехсвятительская церковь была оставлена в качестве сторожки.
    В конце 1992 года, в составе древнерусских белокаменных памятников Владимира и Суздаля, храм был внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО [8]. В начале или середине 1990-х годов церковь был передана Владимирской епархии как бесприходный храм с особым статусом. Вначале был приписан к Боголюбовскому монастырю, затем – к Боголюбовскому приходу Иоакима и Анны, с подчинением архиерею, а на октябрь 2012 года числился приписным к Владимирскому Богородице-Рождественскому монастырю [9].
    В 2000-е годы С. В. Заграевским было вновь проведено археологическое исследование храма. Был образован попечительский совет по планировке историко-ландшафтного комплекса “Боголюбовский луг – церковь Покрова на Нерли,” усилиями которого к концу 2006 года удалось остановить деградацию почвы, заблокировать доступ к храму нелегальных туристов. В 2007-2009 годах был произведен повторный плановый ремонт, в ходе которого были обновлены наружные белокаменные стены; устроена пешеходная тропа по программе федерального и местного финансирования. В рамках программы пуска скоростного поезда “Сапсан” над ж/д путями ст. Боголюбово на средства Российских железных дорог был устроен безопасный пешеходный переход с дополнительным электролифтом. Боголюбовский луг стал государственным заповедником, движение самоходных транспортных средств по нему было запрещено. Службы в храме велись только по великим праздникам; в остальное время днём обычно храм бывал открыт, но стоял “без пения.” Можно было зайти, поставить свечу, принимались требы. В этот период Покровский храм – “русское чудо” – в год посещали более миллиона туристов со всего мира.
    Храм Покрова на Нерли. Вид сверху

    Архитектура

    Храм принадлежит к обычному для XII века небольшого крестово-купольного типа, одноглавый, четырехстолпный, трехапсидный, с тремя продольными и тремя поперечными нефами, в западном из которых помещаются “восходние полати” – хоры; полуциркульные своды храма поддерживают цилиндрический барабан. Церковь построена из белого камня высочайшего качества: кладка весьма однородна, в ней практически отсутствует желтоватый оттенок, пористость блоков очень низка – такого качества кладки нет ни в одном из древнерусских белокаменных храмов. В сводах для их облегчения применен туфообразный известняк. Храм стоит на уникальном фундаменте, состоящем из восьми рядов качественного гладкотесаного белого камня (в целом около 4 м глубиной), базирующихся на обычной для суздальского зодчества бутовой основе, почти квадратной в разрезе (глубиной около 2 м).
    От храма XII века без существенных искажений до XXI века сохранился основной объём – небольшой, слегка вытянутый по продольной оси четверик (около 8 х 7 м без учета апсид, подкупольное звено является прямоугольным: ширина и длина относятся как сторона и диагональ полуквадрата – 3,1 м на 3,5 м). Среди всех владимиро-суздальских белокаменных храмов, не считая надвратных, это самый миниатюрный и грациозный: общая его ширина чуть более 10 м, а внутренняя высота 20,8 м. Здание венчает высокий тонкий барабан (отношение его диаметра к высоте равно 0,79) с узкими окнами, поднятый на пьедестал-постамент. Купол храма первоначально был шлемовидным, но впоследствии был заменен луковичным.
    Храм Покрова на Нерли. План Размерами плана, перенесенными в вертикальную плоскость, определяются отметки хор, подпружных арок и сводов храма. Формулы вертикальных пропорций направлены на достижение эффекта максимальной стройности и высоты. Отношение ширины западного фасада церкви к его высоте – примерно 0,85. Хоры подняты на величину, равную ширине центрального поперечного нефа вкупе с двумя столпами – в итоге они оказываются на максимальной для белокаменного зодчества высоте, но при этом опущены относительно подпружных арок.
    Декорация фасада устроена по общей для белокаменных храмов схеме: трехчастное деление вертикальными пилястрами на прясла в соответствии с положением внутренних столпов-пилонов, завершение прясел полуциркульными закомарами с немногочисленными изобразительными рельефами, горизонтальный пояс арочной колоннады примерно посредине стены, узкие щели оконных амбразур в верхнем ярусе, глубокие ниши перспективных порталов с декоративными лентами архивольтов в нижнем ярусе и профилированный цокольный пояс. При этом композиция церкви имеет много особенностей. Гладь стены сужается и почти пропадает за богатым многообломным профилем пилястр с сильно выступающими полуколоннами, которые вместе с лопатками достигают полуторной толщины стены, образуя как бы несущий скелет здания (еще большую прочность этому каркасу придают горизонтальные связи: дубовые брусья, положенные внутри стены на уровне пола хор и в плоскости пят подпружных арок). Членения северной и южной стен храма асимметричны, восточные прясла очень узки. Сумма выступа боковых апсид и ширины восточных прясел стен практически равна ширине средних прясел стен, и благодаря этому композиция храма выглядит уравновешенной при взгляде с любой стороны. Значительный вынос угловых пилястр несколько уравновешивает разные по ширине центральные и боковые прясла, особенно узкие в восточных членениях, и почти скрадывает округлые выступы апсид. Аркатурно-колончатый пояс с поребриком расположен несколько выше уровня хор, его верх членит фасад на две почти равные доли.
    Многообломные пилястры с полуколоннами на внешней стороне стен храма соответствуют внутренним лопаткам. Их суммарная толщина шире стен примерно в полтора раза, что создает очень ясный конструктивный “рисунок” храма. Сужающиеся вверх колонки аркатурно-колончатого пояса расположены очень “тесно,” а арочки сильно сжаты и имеют подковообразную форму. Выше аркатурно-колончатого пояса, над отливом, начинаются новые профили – закомар и окон. В верхнем поле прясел профиль пилястр, переходя в закомары, усложняется; высокие окна, опущенные прямо на отлив стены и освобождающие верхнюю зону прясел для рельефов, тоже обильно и дробно профилированы. Плоскости закомар заполнены резными рельефами. Порталы так широки, что почти упираются в лопатки пилястр, а их резной архивольт отделяет от консолей аркатурно-колончатого фриза лишь один ряд белокаменной кладки. На западном фасаде в боковых пряслах нижнего яруса имеются нижние окна для освещения пространства под хорами.
    Средняя апсида чуть приподнята над двумя боковыми, разрывая горизонталь колончатого пояса; несколько поднято и среднее окно, что подчеркивает вертикальную ось. На апсидах аркатурно-колончатый пояс с поребриком расположен сверху, некоторые колонки пояса заменены полуколоннами, спускающимися до цоколя, что создает цельную и “вертикально-ориентированную” картину декора апсид.
    Внутреннее пространство церкви Покрова воспринимается как некий воздушный столп с убегающими ввысь пучками вертикалей. Толщина столпа-пилона крестчатой формы составляет не четвертую, как обычно, а третью часть ширины центрального нефа. Малые нефы, как и в большинстве других храмов, вдвое уже центральных. Столпы сужаются кверху и склоняются внутрь, что при небольших размерах храма создает дополнительное ощущение “высотности” интерьера. В древности интерьер белокаменного храма дополнялся невысокой алтарной преградой, настенными фресками, керамическими полами из разноцветных поливных плиток. Белокаменной резьбы внутри здания почти нет: только пары лежащих львов в основаниях подпружных арок. Возможно, от древнего времени сохранился престол в алтаре, сложенный из девяти белокаменных блоков на известковом растворе.
    Царь Давид с голубями и львами. Средняя закомара храма Покрова на Нерли.

    Скульптурное убранство

    В целом храм производит впечатление не только “высотного,” но и весьма “нарядного,” несмотря на относительно скромный (по сравнению например с Владимирским Димитриевским собором) декор зооантропоморфного типа. Среди всех построек благоверного Андрея Боголюбского только церковь Покрова почти полностью сохранила свой первоначальный архитектурный облик и резной декор к началу XXI века, из-за чего именно по ней в первую очередь судили о символическом содержании декоративных программ храмов Владимирской земли и об особенностях художественного стиля той эпохи. В тимпанах закомар расположены изображения царя Давида, львов, голубей, грифонов с ланями и женских масок. Размеры всех скульптурных групп тонко соотнесены с площадью закомар: в больших по размеру закомарах изображения имеют более вытянутые пропорции, а в меньших – укороченные. В базах колонок аркатурно-колончатого пояса – маски и изображения животных и чудовищ. Барабан декорирован аркатурно-колончатым и городчатым поясами. В интерьере парные львы помещены в пятах подпружных арок. Перспективные порталы храма Покрова украшены лиственными капителями и резными полуциркульными архивольтами. Аттический профиль цоколя схож с профилем цоколя Боголюбовской церкви Рождества Богородицы. Многочисленные совпадения скульптурного убранства церкви Покрова с романскими памятниками указывает на присутствие среди резчиков итало-германских мастеров, вероятнее всего – из Ломбардии. При этом, соседство рельефных работ и плоскостных орнаментов наводит на мысль о сотрудничестве разных мастеров – возможно, иноземцев и русских.
    В центральных закомарах северного, южного и западного фасадов располагаются три одинаковых рельефа, которые представляют восседающего на троне юного царя Давида в окружении парных изображений львов и голубей. Высеченные из камня в высоком рельефе с хорошо скругленными краями, они значительно выступают из плоскости стены и хорошо видны снизу. Изображения самого царя Давида на всех трех фасадах высечены на самых крупных камнях. Подобно аналогичным изображениям на Дмитриевском соборе, они исполнены тремя разными мастерами – лучшим считается рельеф западного фасада. Все три рельефа сопровождают глубоко врезанные надписи “СТЪ ДВДЪ,” исполненные уставом. Облегающий фигуру Давида подир – одежда ветхозаветных священников и царей – сплошь покрыт резными орнаментальными складками, возможно, передающими узор ткани. Фигура царя опоясана перекрещенной на груди лентой – долгое время в ней видели напоминание о лоре, драгоценной принадлежности одеяний византийского императора, но лента на рельефах церкви Покрова больше похожа на орарь, которым диакон опоясывается во время литургии. Густой ромбический узор покрывает также корону и ленту, опоясывающую фигуру пророка, скрадывая поверхность камня и рельеф фигуры. Царь показан прижимающим к себе струнный музыкальный инструмент – псалтирь – и благословляющим воздетой правой рукой. Многие средневековые государи изображали царя Давида на стенах своих дворцов, однако только на соборах владимирских князей Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо его образы увенчивают весь цикл резных изображений на фасадах. Прообразом этой уникальной композиции могли стать романские кадила и миниатюры ромейских Псалтирей, на которых фигуры царя Давида увенчивали изображения храма. Изображения музицирующего Давида среди зверей и птиц появляются в очень раннее время и получают широкое распространение в средневековом искусстве, но на Покровской церкви Давид не музицирует, а лишь держит музыкальный инструмент как атрибут. Главная суть его образа – в благословляющем жесте, причём вся его поза схожа с традиционными изображениями Христа Вседержителя. Общая композиция изображений в центральных закомарах построена почти также как в тимпанах фасадов cобора в Модене и церкви архангела Михаила в Павии, хотя в итальянских храмах центральным рельефом является изображение Христа, окруженного символами евангелистов. Особенностью львов изваянных на церкви, являются их нарядные гривы, похожие на гофрированные воротники с завитками на концах ребер-складок. Этот мотив, равно как и чрезвычайно высокий рельеф самих фигур, сходен со значительно более пышными скульптурами львов на стенах соборов Италии, где рельефные “кольца-воротники” обрамляют шеи животных в семь-восемь рядов (особенно схожи львы с Веронского собора).
    Грифон с ланью в лапах. Боковая закомара храма Покрова на Нерли Размещенные в боковых закомарах рельефы на всех трех фасадах изображают грифонов, несущих лань – существует прочтение этих изображений как образов Христа, несущего христианскую душу [10]. Такая же композиция известна среди рельефов собора святого Амвросия в Милане, а также на портале церкви святого Михаила в Павии.
    Одним из самых загадочных мотивов в скульптурном декоре церкви являются расположенные непосредственно под закомарами рельефы девичьих ликов, которые опоясывают все три фасада храма. Изначально на каждом фасаде было по семь ликов, в настоящее время из них сохранилось девятнадцать. Среди них есть широкие, округлые лики, так и лики задумчивые, созерцательные с тонкой индивидуальной трактовкой. Развернутые фризы подобных изображений известны только на фасадах церквей владимирской земли. По одной догадке, эти лики были призваны уподобить церковь храму Соломона: известна мозаика Соломонова храма в церкви Санта-Мария-Маджоре в Риме, где изображены семь масок на антаблементе главного фасада; такие же изображения храма Соломона известны на донышках древнехристианских сосудов.
    Ряд девичьих ликов на стенах церкви служит смысловой границей верхней зоны скульптуры. Размещенные ниже рельефы, равно как и декор апсид, более традиционны. К их числу относятся вставленные в кладку по сторонам центральных окон фигуры львов-стражей. Высота этих рельефов значительно превышает высоту резных изображений львов в других храмах владимирской земли. Львы церкви Покрова изображены лежащими, со скрещенными передними и с широко открытыми глазами (сходные рельефы присутствуют и в резьбе Владимирского Дмитриевского и Суздальского Рождественского соборов). В романских соборах они нередко изображаются по сторонам от окон или входов-порталов. Подобные изображения исследователи, как правило, связывают с текстами “Физиологов” – сборников содержавших рассказы о животных. Согласно тексту “Физиолога,” “егда спит лев в пещере своеа, бдита его очи” [11]. По традиционным средневековым толкованиям, лев выступает здесь как символ Христа, охраняющего Свое духовное стадо: “Плотью бо Господь мой на кресте успе, а Божество его одесную отца бдяще. Не вздремлет бо не уснет, храня Израила” [12].
    Нижняя зона фасадов и апсид украшены резными аркатурно-колончатыми поясами, колонки которых имеют резные капители и фигурные консоли. Капители покрыты плотно прилегающими к тулову лиственными пальметтами и деревцами с крученым стволом, увенчанными похожими на пальмы лиственными кронами. Мотив пальмовидного деревца присутствует и в резьбе архивольтов порталов церкви. Мотивы резных консолей разнообразны: “улыбающиеся” львы; усатые личины – то ли мужские, то ли львиные; вздыбленные химеровидные крылатые зверьки; изборожденные поперечными морщинами морды (т.н. “свинячьи рыла”); профильные фигурки барсов, львов и геральдических орлов с нимбами; девичьи лики с двумя симметрично обрамляющими их косами. Набор этих мотивов, как и форма капителей, впоследствии повторялась на стенах более поздних владимиро-суздальских соборов. Среди имевшихся на начало XXI века консолей часть были исполнены заново из штука в XIX веке; другие в ходе ремонтов, вероятно, поменялись местами. Подобные аркатурно-колончатые пояса известны в соборах Италии и Германии, однако там они размещались, как правило, вверху стен и вдоль линии щипцовых завершений фасадов. Особо сходные по декору капители и консоли часто встречаются в памятниках Северной Италии – Ломбардии и Тосканы. Плоская орнаментальная резьба в виде растительных мотивов, по-видимому, воспроизводит традицию резного декора порталов романских соборов. Схожие морды зверей с поперечными морщинами-врезами – но при этом снабженные рогами – известны среди резных камней Миланского Антониевского собора.
    В отличие от фасадов, интерьер церкви почти лишен резного убранства. Оно ограничено лишь двадцатью парами резных, лежащих хвостами друг к другу львов, расположенных в пятах арок подкупольных столбов и в пятах арок, перекинутых от них на стены собора. Исполнены они разными мастерами, морды их разнообразны по своему выражению и настроению – одни ухмыляются беззубыми ртами, другие хищно скалят зубастые пасти. Их соотносят с символами побежденных злых сил, которые традиционно изображались под сводами романских соборов, но не в пятах арок, а на капителях. Высота рельефа этих львов значительно превышает высоту резных изображений на фасадах, но уступает высоте рельефов львов в интерьере Успенского собора.
    В первоначальный резной декор храма вероятно входили резные водометы, резная алтарная преграда, резная сень, детали внешней паперти. Эти детали убранства на начало XXI века был утрачены, но часть резных камней, прежде украшавших церковь, была обнаружена в XIX веке в ходе раскопок Н. А. Артлебена. Среди них были три капители “прекрасного стиля, несколько отличающихся от капителей церкви;” две пары фасадных рельефов вздыбленных барсов и стоящих грифонов, а также еще несколько резных камней с изображениями льва, барса, грифона и химерического вздыбленного крылатого зверя, напоминающего аналогичный мотив на консолях. Все эти рельефы были найдены у юго-западного угла церкви. Сейчас рельефы барсов и грифонов находятся в лапидарии резных камней внутри церкви. Характерная особенность рельефах грифонов, общая с капителями атриума Миланского собора святого Амвросия – на верхней части их стоп резьбой обозначена чешуйчатая поверхность лап в виде пупырчатых выступов. Особый интерес имеют два изображения львов, утраченных к началу XXI века, но известных по исполненной с фотографии зарисовке В. Прохорова. Судя по этой зарисовке, один из этих резных камней, а может быть, и оба были уникальными для домонгольского зодчества Руси круглыми трехмерными скульптурами.
    Храм Покрова на Нерли. Половодье. Фото сайта Паломнической службы Владимирской епархии, vladpalomnik.ru

    Документы, литература

    Лаврентьевская летопись, ПСРЛ, т. I, М., 1962, стлб. 351.
    РГАДА, ф. 280, оп. 3, д. 411, л. 2-8.
    Татищев В. Н., История Российская, т. III, М.-Л., 1964, 295.
    Доброхотов В., Древний Боголюбов город и монастырь с его окрестностями, М., 1852, 77.
    Dartein F. de., L`Etude sur L`architecture Lombarde et sur des origins l`architecture romanо-byzantine. Atlas des planches, Paris, 1865–1882, pl. 39, 41, 56, 61.
    Древности. Труды Московского археологического общества, т. VII, М., 1877, “Протоколы,” 17.
    Карнеев А., Материалы и заметки по литературной истории “Физиолога”, СПб., 1890, 162.
    Боголюбов монастырь и приписные к нему Покровский и Николаевский Волосов, Вязники, 1891, 53.
    Zimmermann M. G., Oberitalische Plastik im fruhen und horen Mittelalter, Leipzig, 1897, Abb. 3, 15; Abb 25, 46; Abb. 28.
    Косаткин В. В., Монастыри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии, построенные до начала XIX столетия, ч. I “Монастыри,” Владимир, 1903, 35.
    Малицкий Н. В., “Покровский упраздненный монастырь на реке Нерли,” ВЕВ, 1910, № 23, 24.
    Porter A. K., Lombard Architecture. V. IV. Plates, New Haven, London, Oxford, MDCCCCXVII, pl. 120.
    Столетов А. В., “Конструкции владимиро-суздальских белокаменных памятников и их укрепление,” Памятники культуры, М., 1959, 192.
    Афанасьев К. Н., Построение архитектурной формы древнерусскими зодчими, М., 1961, 140-141, рис. 85.
    Воронин Н. Н., Зодчество Северо-Восточной Руси XII-XV веков, т. I, М., 1961, 262-301, 325-327, 330-332, 335-336.
    Quintavalle A. C., Il Duomo di Modena. Album, Firenze, 1965.
    Комеч А. И., “Рабочий метод зодчих Владимиро-Суздальского княжества XII в.,” СА, 1966, № 1, 86, 89.
    Вагнер Г. К., Скульптура Древней Руси. Владимир. Боголюбово. XII век, М., 1969, 80-82, 102, 138, 146, 150-152, 162, 182-183.
    Плугин В. А., Храм Покрова на Нерли, Л., 1970.
    Воронин Н. Н., Путеводитель. Владимир, Боголюбово, Суздаль, Кидекша, Юрьев-Польской, М., 1974, 122-135.
    Новаковская С. М., “К вопросу о галереях белокаменных соборов Владимирской земли,” КСИА, М., 1981, № 164, 42-46.
    Раппопорт П. А., Русская архитектура X-XIII вв. Каталог памятников. Археология СССР. Свод археологических источников, Л., 1982, 58.
    Иоаннисян О. М., “Зодчество Северо-Восточной Руси XII-XIII вв.,” Дубов И. В., Города, величеством сияющие, Л., 1985, 153-154.
    Лидов А. М., “О символическом замысле скульптурной декорации владимиро-суздальских храмов XII – XIII вв.,” ДРИ. Русь. Византия. Балканы. XIII век, СПб., 1997, 174, 178, сн. 54.
    Тимофеева Т. П., Лежит в развалинах Твой храм…, Владимир, 1999, 95.
    Иоаннисян О. М., “Владимиро-суздальское зодчество и ломбардская романика (к проблеме происхождения мастеров Андрея Боголюбского),” Византийский мир: искусство Константинополя и национальные традиции. Тезисы докладов Международной конференции, Москва, 17-19 октября 2000 г., СПб., 2000, 19-23.
    Иоаннисян О. М., Зодчество Северо-Восточной Руси времени Андрея Боголюбского (конец 50-х – середина 70-х гг. XII в.) и романская архитектура. Происхождение мастеров и особенности развития (рукопись).

    Использованные материалы

    “Боголюбово. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли,” Народный каталог православной архитектуры:
    http://sobory.ru/article/?object=00185
    Тимофеева Т. П., Новаковская-Бухман С. М., Церковь Покрова на Нерли, М., “Северный паломник,” 2003, Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры РусАрх:
    http://www.rusarch.ru/timofeeva3.htm
    [1] Заключение С. В. Заграевского со ссылкой на Краткий Владимирский летописец, Новгородская I летопись, Новгородская IV летопись и Владимирский летописец. Ранее многие исследователи (в том числе В. И. Доброхотов, Н. Н. Воронин и П. А. Раппопорт) датировали храм 1165-1167 годами на основании Жития Андрея Боголюбского, написанного в связи с канонизацией князя в 1702 году и насыщенного внутренними противоречиями. Иные (как Н. А. Артлебен, Д. Н. Бережков и Н. П. Кондаков) приводили широкий диапазон от 1158 до 1190-х годов. “Боголюбово. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли,” Народный каталог православной архитектуры, статья Заграевского С. В., 4 апреля 2008, http://sobory.ru/article/?object=00185
    [2] Лаврентьевская летопись, ПСРЛ, т. I, М., 1962, стлб. 351.
    [3] Подробнее см. Иоаннисян О. М., “Владимиро-суздальское зодчество и ломбардская романика (к проблеме происхождения мастеров Андрея Боголюбского),” Византийский мир: искусство Константинополя и национальные традиции. Тезисы докладов Международной конференции, Москва, 17-19 октября 2000 г., СПб., 2000, 19-23.
    [4] Распространенное мнение, что храм был посвящен установленному святым Андреем празднику в честь победы 1164 года над волжскими болгарами – см. например Тимофеева Т. П., Новаковская-Бухман С. М., Церковь Покрова на Нерли, М., “Северный паломник,” 2003, Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры РусАрх, http://www.rusarch.ru/timofeeva3.htm – не стыкуется с датировкой храма 1158 годом.
    [5] Заключение С. В. Заграевского по итогам его археологических исследований 2000-х годов. “Боголюбово. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли,” Народный каталог православной архитектуры, статья Заграевского С. В., 4 апреля 2008, http://sobory.ru/article/?object=00185
    [6] Заключение С. В. Заграевского по итогам его археологических исследований 2000-х годов. Ранее – считались открытыми.
    [7] Древности. Труды Московского археологического общества, т. VII, М., 1877, “Протоколы,” 17.
    [8] “White Monuments of Vladimir and Suzdal,” UNESCO World Heritage Centre, http://whc.unesco.org/en/list/633
    [9] http://www.eparh33.ru/news/_Obnimaya_ves_mir___arhiepiskop_E…li/
    [10] Вагнер Г. К., Скульптура Древней Руси. Владимир. Боголюбово. XII век, М., 1969, 138.
    [11] Карнеев А., Материалы и заметки по литературной истории “Физиолога”, СПб., 1890, 162.
    [12] Ibid.

  3. Aurinara Ответить

    Когда пишут и говорят об этом храме, обычно приводят слова Игоря Грабаря: «Церковь Покрова на Нерли близ Владимира является не только самым совершенным храмом, созданным на Руси, но и одним из величайших памятников мирового искусства». Что же сделало этот храм таким знаменитым – его история? Или, может быть его удивительный гармоничный облик?
    Церковь Покрова на Нерли – памятник становления и расцвета Владимирского княжества при Андрее Боголюбском. Этот удивительный человек задался целью создать новую столицу Руси, подобную Киеву, и не только Киеву, но и Константинополю и Иерусалиму. Всего за 7 лет было выстроено множество прекрасных храмов во Владимире, построено Боголюбово и, как венец всему, храм Покрова на Нерли. Он был построен на расстоянии версты от Боголюбовского замка, при слиянии двух рек – Нерли и Клязьмы. Устье Нерли – это своеобразные речные ворота Владимирской земли на оживленном торговом пути Нерль-Клязьма-Ока-Волга. Церковь Покрова возвышается над берегом старицы Клязьмы на округлом, поросшем травой и деревьями холме. Она будто вырастает из этого холма, и невольно восхищаешься, как удачно выбрано место для постройки храма. Но это только на первый взгляд кажется, что все так просто. На самом деле, храм хранит множество секретов, и строительных и исторических.

    Церковь Покрова на Нерли. История

    Что, собственно, известно об этом знаменитом памятнике зодчества? Скупые летописные сведения о храме не сообщают ни даты, ни даже названия церкви: «И потом приде от Киева Андрей Юрьевич и створи Боголюбный град…и постави церкви две камены». Правда, еще в одной летописи упоминается все-таки то, что храм на Нерли в честь Покрова. Некоторые сведения о ней есть в «Житии Андрея Боголюбского». Из него следует, что храм связан с победоносным походом Владимирцев на болгар и с гибелью от ран княжича Изяслава Андреевича (сына Андрея Боголюбского) в 1165 году. Удивительны и сроки строительства храма. Обычно церковь строили за 3-4 сезона, но «оную церковь единым летом соверши и обитель монашествующим при ней содела », т. е храм был возведен за один год.
    Читайте также – Монастырь без секретов
    Само посвящение храма Покрову Пресвятой Богородицы очень необычно. Ведь праздник этот зародился именно на Руси, в Византии его не было. Но наиболее ранние из дошедших до нас икон Покрова относятся к XIV-XV векам. Да и Покровских церквей, построенных на Руси ранее этого времени, не известно. Непосредственно с именем князя Андрея Боголюбского связывается установление праздника Покрова, считается, что он был учрежден на Руси в 60-е годы XII века. Важнейшим аргументом в пользу этого предположения, стало как раз посвящение церкви, построенной в княжеской резиденции. С литературным творчеством самого Андрея Боголюбского исследователи связывают и тексты на праздник Покрова, дошедшие до нас в более поздних списках – «Проложное сказание», «Слово» и «Служба».

    Фото: http://www.photorow.ru
    Правда, есть мнение, что посвящение храма, построенного князем Андреем, могло быть связано и с другим праздником, установленным им после чуда, случившегося 1 августа 1164 года, когда во время похода на волжских болгар от образов Спаса, Владимирской Богоматери и креста, находившихся в русском войске, начали исходить огненные лучи. Именно с этим победоносным походом, успех которого обеспечила икона Владимирской Божией Матери, «Житие Андрея Боголюбского» связывает строительство церкви Покрова. Впоследствии, храм, возможно первоначально посвященный Спасу и Богородице, стал Покровским, вероятно, даже без специального переименования.
    Немало секретов хранит и сама конструкция храма. Его современный облик так прекрасен и совершен, так вписывается в окружающий ландшафт, что кажется, так и он был задуман изначально. Однако, благодаря археологическим исследованиям, мы знаем, что во времена своей «молодости» храм выглядел иначе. А великолепный холм-пьедестал, оказывается, является делом рук человеческих. Изначально храм был обнесен открытыми галереями с перекрытиями, на которых устроены «гульбища». Высота галереи составляла 5,5 м ., а в юго-западном углу аркада превращалась в толстую стену с внутренней лестницей, откуда был вход на хоры.

    Секрет холма

    При археологическом исследовании открылся и удивительный секрет холма. На низменном пойменном берегу полая вода поднималась при разливе более чем на три метра. Потому-то и строительство здесь велось совершенно особенным образом. Сначала был заложен фундамент из булыжника на известковом растворе глубиной 1,60 м , до слоя материковой глины. На фундаменте в два приема возвели основание стен из тщательно тесанного, плотно пригнанного камня, высотой 3,70 м . Снаружи и внутри эти стены засыпали глинистым супесчаным грунтом и плотно утрамбовали. Подземная часть храма составляет, таким образом, 5,30 м . Вот так в устье Нерли вырос искусственный холм, ставший пьедесталом для церкви Покрова и предохраняющий ее от коварных весенних вод. Холм был покрыт панцирем из белокаменных плит с водосточными желобами и лестницами, сбегающими к пристани.
    Получается, современный облик храма, такой цельный и законченный, – лишь
    основное ядро. Когда-то это выглядело совершенно по-иному – над водой поднимались белокаменные ярусы – широкий холм, внушительный пояс аркад-галерей, затем сам храм и, наконец, цилиндрическая башенка барабана с главкой и крестом. Кстати, главка изначально тоже была иная – не луковичная, а шлемовидная, покрытая деревянными «чешуйками».
    Пропорции храма необыкновенно изящны и красивы. Часто этот храм сравнивают с образом красной девицы (в отличие от Дмитриевского собора во Владимире – воина-богатыря). И, хотя, тип храма совершенно обычен для этого времени (крестово-купольный, одноглавый, четырехстолпный, трехапсидный, с тремя продольными и тремя поперечными нефами), он неуловимо отличается от множества других церквей. Здесь все направлено на достижение эффекта максимальной стройности и высоты. Множество деталей, еле уловимых, очень деликатных, подчеркивают вертикальную ось сооружения. Например, средняя апсида чуть приподнята над боковыми, несколько поднято и среднее окно. Барабан храма высокий и тонкий с узкими окнами, поднятый на пьедестал-постамент усиливает впечатление устремленности вверх. И внутреннее пространство церкви Покрова воспринимается как некий воздушный столп с убегающими ввысь пучками вертикалей.
    Читайте также – Монастыри Москвы
    Храм украшен прекрасной белокаменной резьбой, присущей владимиро-суздальскому зодчеству. Здесь есть и излюбленный образ царя Давида в окружении животных, настоящих и фантастических, и богатые орнаменты и удивительный ряд рельефов девичьих ликов, которые опоясывают все три фасада храма. Это один из самых загадочных мотивов в скульптурном декоре церкви. В настоящее время сохранилось девятнадцать таких рельефов, представляющих целую галерею скульптурных портретов. Исполнение этой прекрасной белокаменной резьбы требовало немалого времени и большого технического мастерства. Даже простая обработка каменного блока предполагала более тысячи ударов мастера по инструменту. А на теску фасонного камня и резьбу рельефов церкви Покрова на Нерли по расчетам исследователей должно было потребоваться около трех с половиной тысяч человеко-дней.
    После гибели князя, во время княжеских усобиц, а затем в годы татарского разорения храм получил первые разрушения. И только во второй половине XVII века были проведены серьезные ремонтные работы. В это время здание получило четырехскатную деревянную кровлю; ветхие галереи были отломаны. Храм иногда затоплялся во время разливов, вода подступала к самому фундаменту, льдины бились о цокольные камни. В 1784 году храм чуть было не исчез навсегда – настоятель Боголюбова монастыря просил разрешения разобрать Покровскую церковь на камень для строительства новых святых врат в своем монастыре. К счастью разрушение храма не состоялось, причем по вполне прозаической причине – не сошлись в цене с подрядчиком. Храм пострадал и от невежества. В 1877 году монастырские власти самовольно, без ведома архитектора предприняли ремонт: без всякой нужды обвязали храм железными стяжками, сбили остатки фресок в барабане и куполе, заменили гипсовыми утраченные белокаменные рельефы… Боголюбов монастырь вместе с Покровским были закрыты в 1923 году, а еще ранее, с 1919 года древние белокаменные памятники, в том числе церковь Покрова, приняты под охрану Владимирской губернской коллегии по делам музеев. В начале 1990-х годов храм по настоянию Церкви был передан вновь открытому Боголюбову монастырю, а затем местному приходу Иоакима и Анны, с подчинением архиерею. В конце 1992 года широко известный памятник был внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
    Читайте также:
    Палестинское монашество
    Непокоренное монашество

  4. Одноклассница Ответить



    На Руси храмы в честь Покрова Божией Матери появились в XII веке. Один из них находится на Владимирской земле.
    Он будто вырастает из холма, и невольно восхищаешься, как удачно выбрано место для постройки…
    На днях православная Церковь отметила великий праздник – Покров Пресвятой Богородицы. Он установлен в память чудесного явления Богородицы в Константинополе в 10-м веке, во Влахернском храме, где хранилась риза Богоматери, Ее головной покров (мафорий) и часть пояса.
    Самый совершенный храм, созданный на Руси, жемчужина белокаменного зодчества, уникальное творение древних мастеров. Все это о ней: Церковь Покрова на Нерли возвышается над берегом старицы Клязьмы на округлом, поросшем травой холме. Она будто вырастает из этого холма, и невольно восхищаешься, как удачно выбрано место для постройки храма. Но это только на первый взгляд кажется, что все так просто. На самом деле, храм хранит множество секретов и загадок.
    Тайна первая. Время строительства
    Гиды, которые проводят экскурсии у храма Покрова, без устали рассказывают туристам красивую легенду: «Храм построили в 1165 году по приказу князя Андрея Боголюбского в память о его сыне Изяславе, который погиб во время похода на волжских болгар. Предание гласит, что в трудную минуту русские люди, осаждаемые многочисленными недругами, обратились к Богородице с мольбой о помощи. И она не оставила своих духовных детей в беде: сняла с головы платок и накрыла им всех гонимых. В мгновение ока они сделались невидимыми, а вражеская конница умчалась прочь».
    А вот историки более скептичны с выводами и датами. Летописи, по их словам, так скупы, что мы не найдем в них ни даты, ни даже названия церкви. Единственная летопись – Владимирский летописец – содержит и посвящение, и дату, называя церковь «Покровской» в сообщении под 1158 годом: «Сии же князь Ондрея Боголюбовный град спом осыпа, постави ту церковь камену Рождество святеи Богородици на Клязьме реке, а другую Покров святеи Богородици на Нерли, и устрои монастырь». И только поздний памятник XVI века – «Житие святого Андрея Боголюбского», сообщает подробности: связь храма с гибелью от ран сына Андрея Боголюбского Изяслава в 1165 году. Но другой – вновь обнаруженный – вариант того же Жития не содержит этого текста об Изяславе!
    Удивительны и сроки строительства храма. Обычно церковь строили за 3-4 сезона, но в летописи: «оную церковь единым летом соверши и обитель монашествующим при ней содела», то есть храм был возведен за один год.
    Когда же все-таки была построена жемчужина белокаменного зодчества? Люди науки лишь разводят руками и стоят гипотезы: точной летописной даты нет до сих пор.
    Тайна вторая. Название
    Само посвящение храма Покрову Пресвятой Богородицы, считают историки, очень необычно. Ведь праздник этот зародился именно на Руси, в Византии (откуда к нам пришло православие) его не было. Но наиболее ранние из дошедших до нас икон Покрова относятся лишь к XIV-XV векам. Да и Покровских церквей, построенных на Руси ранее этого времени, не известно!
    «Могла ли церковь быть Покровской в XII веке?», – задаются вопросом историки. Тексты о празднике Покрова, как и сам праздник, оформили идею Андрея Боголюбского о покровительстве Богородицы. При Андрее знали «Влахернское чудо» X века – явление Богородицы во Влахернском храме Константинополя святым Андрею Юродивому и Епифанию во время битвы с сарацинами 1 октября 910 года.
    Другие историки выдвигают свою гипотезу: посвящение храма могло быть связано и с иным праздником: Андрей Боголюбский установил 1 августа праздник, посвященный Спасу и Богородице после чуда, случившегося 1 августа 1164 года, когда во время похода на волжских болгар от образов Спаса и Богородицы, а также от креста стали исходить огненные лучи.
    «Победный крест» с крестопохвальной надписью как раз и стоял вблизи церкви Покрова!
    Этот белокаменный крест до сих пор цел, он находится в одной из экспозиций музея-заповедника. А в Третьяковской галерее хранится двусторонняя икона XII века, которую некоторые исследователи считают Владимиро-Суздальской: Всемилостивый Спас и Поклонение Кресту. Таким образом, можно усомниться, в именовании церкви в XII веке Покровской. Скорее всего, она была переименована позднее.
    Но когда, по какой причине? Загадка.
    Тайна третья. Расположение
    А вот еще оно странное обстоятельство: опасная близость воды, которая кажется нам лишь поэтическим свойством зодческой души, но которая потребовала особого инженерного сооружения в виде рукотворного холма-пьедестала.
    Да, да: холм, на котором стоит церковь – дело рук человеческих! Исследователи доказали, что он был специально насыпан для строительства храма.
    Благодаря археологическим исследованиям, мы знаем, что во времена своей «молодости» храм выглядел иначе. Изначально храм был обнесен открытыми галереями с перекрытиями. Высота галереи составляла 5,5 метра, а в юго-западном углу аркада превращалась в толстую стену с внутренней лестницей, откуда был вход на хоры.
    В чем секрет холма?
    При археологическом исследовании открылся и удивительный секрет холма. На низменном пойменном берегу полая вода поднималась при разливе более чем на три метра. Потому-то и строительство здесь велось совершенно особенным образом. Сначала был заложен фундамент из булыжника на известковом растворе глубиной 1,6 метра, до слоя материковой глины. На фундаменте в два приема возвели основание стен из тщательно тесанного, плотно пригнанного камня, высотой 3,7 метра. Снаружи и внутри эти стены засыпали глинистым супесчаным грунтом и плотно утрамбовали. Подземная часть храма составляет, таким образом, 5,3 метра. Вот так в устье Нерли вырос искусственный холм, ставший пьедесталом для церкви Покрова и предохраняющий ее от коварных весенних вод. Холм был покрыт панцирем из белокаменных плит с водосточными желобами и лестницами, сбегающими к пристани.
    Но почему же церковь расположена так далеко от резиденции князя – в целой версте от нее? Существует предположение, что церковь стояла на слиянии Клязьмы и Нерли. Обе реки тогда были судоходными. Представляете, как великолепно выглядел храм, отражаясь в водах этих рек!?
    Тайна четвертая. Белокаменная резьба
    Внешне скромный, храм поражал буйством красок внутренней отделки, будто отражающих все великолепие царства небесного. В наполненном светом куполе было помещено изображение Христа, окруженного архангелами и шестикрылыми серафимами, а пестрый ковер фресок на стенах плавно переходил в цветную майолику пола. К сожалению, в 1877 году неумелые реставраторы полностью уничтожили эту красоту.
    Зато снаружи храм до сих пор украшен прекрасной белокаменной резьбой, характерной именно для владимиро-суздальских зодчих. Богатые орнаменты и удивительный ряд рельефов девичьих ликов, опоясывают все три фасада храма. В настоящее время сохранилось девятнадцать таких рельефов, представляющих целую галерею скульптурных портретов. Исполнение этой прекрасной белокаменной резьбы требовало немалого времени и большого технического мастерства. Даже простая обработка каменного блока предполагала более тысячи ударов мастера по инструменту. А на теску фасонного камня и резьбу рельефов церкви Покрова на Нерли по расчетам современных исследователей должно было потребоваться около трех с половиной тысяч человеко-дней!

    Скорее всего, предполагают краеведы, у Андрея Боголюбского был один зодчий, который руководил строительством храмов и во Владимире, и в Боголюбове. Но откуда взялась артель, как она была обустроена – неизвестно. В летописях об этом нет ни одного упоминания.
    Ученые считают, что символическое значение имели и резные украшения собора: троекратно повторенное изображение певца, которого иногда называют Давидом-псалмопевцем, женские лица с длинными косами, голуби, львы, грифоны. Пока удалось понять лишь то, что фигура вставшего на дыбы барса или леопарда (по-древнерусски – пардуса) – древнейший знак русского народа, сохранившийся до наших дней в гербе Владимира.
    Смысл остальных фигур до сих пор остается загадкой.
    Алиса Городцова
    Источник

  5. JIorD Ответить

    Церковь Покрова на Нерли — это выдающийся памятник русской архитектуры, расположенный вблизи поселка Боголюбово во Владимирской области. Храм Покрова на Нерли является ярчайшим образцом зодчества, который воплотил  в себе ярчайшие отличительные черты стилистики архитектуры владимиро — суздальской школы.
    Эта небольшая по размеру церковь построена в 1165 году по заказу князя Андрея Боголюбского. Во времена правления князя был построен Успенский собор, Золотые ворота, ансамбль Боголюбского замка и самое совершенное из всех сооружений — церковь Покрова на Нерли.

    История постройки.

    Церковь была построена в память о погибшем княжеском сыне Изяславе. Однако исследования наших дней доказывают, что возведение церкви было осуществлено в 1158 году — то есть храм был построен на целых 7 лет ранее даты, принятой считать традиционной.
    Освящение храма было произведено в честь праздника Покрова Богородицы, и церковь была посвящена именно пресвятой Богородицы.

    В образе этой постройки зодчие воплотили идею красоты и совершенства родной земли, гордости за свою родину. Чем ближе подходишь к ней, тем более четко и явственно видны ее спокойные, уравновешенные формы.
    Для постройки сооружения использовался белый камень, привезенный из Поволжья, где на тот момент существовало Булгарское царство. Но современные научные изыскания показывают, что эта легенда не имеет под собой исторически подтвержденных фактов.

    Особенности архитектуры.

    Выбранное для постройки будущей церкви Покрова было расположено в низине, на просторном заливном лугу. Поэтому был насыпан холм высотой 3 метра, который занимал площадь размером 23 сотки. На этом рукотворном холме, кроме самого храма располагались и все остальные постройки.
    Сначала возвели искусственную возвышенность, которую облицевали белым камнем. Фундамент был построен в характерной для древнерусских храмов манере. Он был ленточным, сделанным из необработанного природного камня — дикаря, соединенного между собой известковым раствором.

    Глубина фундамента составляет около полутора метров, и его продолжает основание стен высотой 3 метра 70 см. Стены были укреплены вязким грунтом рукотворного холма и таким образом фундамент уходил в глубину более чем на 5 метров.
    От первоначальной постройки церкви сохранились только его основные размеры. Экстерьер храма крестово — купольного типа, и отличается простотой форм, сдержанностью и изысканностью четких линий. У Покровской церкви всего одна глава, а весь периметр постройки украшен аркатурно — колончатыми поясами и порталами.

    Стены постройки возведены строго вертикально, но архитекторами были найдены оптимальные пропорциональные соотношения, благодаря которым они имеют вид наклоненных внутрь. Этот фактор создает визуальное ощущение значительной высоты постройки.
    Церковь с трех сторон имеет входы, которые украшены роскошными резными порталами. Фасады украшены скульптурами — нежными девичьими головками, которые символизируют весну и пробуждение природы. Церковь Покрова окружает невысокая галерея.
    В оформлении интерьера столбы сделаны немного сужающимися в верхней части, что тоже помогает визуально увеличить высоту потолков в помещении церкви. В декоре стен Покровской церкви щедро используются резные рельефные изображения.

    Центр композиции занимает фигура царя Давида, который восседает на троне. Среди других рельефных фигур можно заметить львов, птиц и женских лиц. Однако первоначальные внутренние росписи были уничтожены во время реставрационных работ в конце XIX века ( 1877 год).
    Церковь Покрова на Нерли по праву считают одним из самых совершенных образцов древнерусской архитектуры. На сегодняшний день Покровская церковь находится под охраной государства и располагается на территории природного заповедника.

  6. Инкогнито Ответить

    Обстоятельства постройки храма Покрова на Нерли вызывают у исследователей множество вопросов. Наиболее спорной в наши дни представляется общепринятая датировка храма — 1165 год. Ориентированная на Житие Андрея Боголюбского, она связывает строительство церкви на Нерли со смертью княжича Изяслава, сына князя Андрея. Но надо учитывать, однако, что Житие Андрея Боголюбского писалось спустя многие века после возведения Покровской церкви, в начале XVIII столетия, — да и сам житийный жанр не предполагал подробных историко-археологических изысканий. Поэтому относиться к Житию как к непогрешимому источнику мы не можем.
    Более того, даже если мы будем ориентироваться на Житие, 1165 год как год постройки церкви Покрова на Нерли все равно выглядит неубедительно. Изяслав Андреевич умер осенью 1165 года, а о церкви говорится, что она была построена «единым летом». Поздней осенью и зимой храм не мог быть возведен. Самое раннее — весной-летом 1166 года.
    Сейчас в среде историков бытует мнение, что храм Покрова Пресвятой Богородицы строился одновременно с ансамблем Боголюбова, то есть в конце 1150-х — начале 1160-х годов и вне связи с кончиной Изяслава Андреевича. Что, собственно, и подтверждается сообщением Владимирского летописца (XVI век), где под 1158 годом сказано: «Сии же князь Ондреи Боголюбовный град спом осыпа, постави ту церковь камену Рожество святей Богородици на Клязме реке, а другую Покров святей Богородици на Нерли, и устрой монастырь».

    Кто же на самом деле строил Храм Покрова на Нерли

    Еще в «Истории Российской» Василия Никитича Татищева сказано, что Андрей Боголюбский «обустраивался» во Владимире и его окрестностях при помощи неких «мастеров из умных земель», присланных императором Фридрихом Барбароссой, «с которым Андрей в дружбе был».
    В более древних источниках мы не находим прямых указаний на участие в строительстве владимирских и боголюбовских памятников иностранных зодчих, однако Татищев мог располагать документами, не дошедшими до наших дней. Кроме того, его рассказ о мастерах Фридриха Барбароссы не противоречит ни Лаврентьевской летописи, сообщающей, что для реализации масштабных строительных планов Андрея Боголюбского «приведе ему Бог из всех земель все мастеры», ни более позднему отзыву Аристотеля Фьорованти о владимирском Успенском соборе: «Некиих наших мастеров дело».
    Косвенным доказательством участия иностранных мастеров в строительстве Покровского храма являются романские черты, проступающие в его декоре, хотя в целом архитекторы «применялись» к уже сложившейся на Руси храмо-созидательной традиции, проистекшей из византийского зодчества. Впоследствии эти черты (аркатурно-колончатые пояски, перспективные порталы и т. д.) реализовались во многих других древнерусских памятниках, возведенных местными мастерами. Примером тому — чтоб не ходить далеко — может служить Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (1230—1234).

  7. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *