В каком значении употреблено слово худой в поучении владимира мономаха?

12 ответов на вопрос “В каком значении употреблено слово худой в поучении владимира мономаха?”

  1. Shazilkree Ответить

    1. вообще худо и чудо было одного значения…. отсюда пошло художник… но потом значения разошлись… худой -слабый…. а называть себя так было в обычае… чтобы не показывать своего превосходства…
    2.Князь убеждает своих детей не забывать о молитве, чем бы они ни занимались. Но при этом он призывает их не пренебрегать учением и приобретением знаний: он ставит им в пример своего отца, который «дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран» .
    3.Сочинения Владимира Мономаха написаны в XI–начале XII века и известны под названием “Поучение”. Они входят в состав Лаврентьевской летописи. “Поучение” — это своеобразное собрание сочинений князя, включающее само Поучение, автобиографию и письмо Мономаха князю Олегу Святославичу. Поучение явилось политическим и нравственным завещанием князя, адресованным не только его сыновьям, но и широкому кругу читателей.
    4.Мысли из “Поучения Владимира Мономаха” не потеряли своей значимости и в наши дни:
    Не забывайте Бога, гордости не имейте в сердце и уме, старых людей уважайте, на войну выйдя, не ленитесь, лжи остерегайтесь, напоите и накормите просящего.
    Убогих не забывайте, подавайте сироте и вдовцу, рассудите сами, а не давайте сильным губить человека.
    Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев.
    всего чтите гостя.
    Не пропустите человека, не приветив его, и доброе слово ему молвите.

  2. Thorgarus Ответить

    Иришка
    Я, худой, дедом своим Ярославом, благословенный, славным, нареченный в крещении Василием, русским именем Владимир, отцом возлюбленный и матерью своею из рода Мономахов.. . и христианских ради людей, ибо сколько их соблюл по милости своей и по отцовской молитве от всех бед! Сидя на санях, помыслил я в душе своей и воздал хвалу Богу, который меня до этих дней, грешного, сохранил. Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться.
    Этимологический словарь
    Общеслав. Считают того же корня, что лит. skauds “болезненный”, др. -инд. k?udr “маленький, мелкий”, лит. skudrs “бедный, убогий”. Худой исходно — “больной”, далее — “ослабевший”, “маленький” и “плохой” (с изъяном) .
    По словарю Даля
    Худой неладный, негодный, дурной, плохой, нехороший; в чем или в ком недостатки, пороки, порча; | изношенный, ветхий, дырявый. Худая снасть отдохнуть не даст. Худой, человек, ни Богу, ни людям. Худое дело, коли жена не велела, коли она голова. Худой мир лучше доброй драки. Худа та мышь, что один только л …
    http://www.mirslovdalya.ru/search_char/х/

  3. milana Ответить

    1. вообще худо и чудо было одного значения…. отсюда пошло художник… но потом значения разошлись… худой -слабый…. а называть себя так было в обычае… чтобы не показывать своего превосходства…
    2.Князь убеждает своих детей не забывать о молитве, чем бы они ни занимались. Но при этом он призывает их не пренебрегать учением и приобретением знаний: он ставит им в пример своего отца, который «дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран» .
    3.Сочинения Владимира Мономаха написаны в XI–начале XII века и известны под названием \”Поучение\”. Они входят в состав Лаврентьевской летописи. \”Поучение\” — это своеобразное собрание сочинений князя, включающее само Поучение, автобиографию и письмо Мономаха князю Олегу Святославичу. Поучение явилось политическим и нравственным завещанием князя, адресованным не только его сыновьям, но и широкому кругу читателей.
    4.Мысли из \”Поучения Владимира Мономаха\” не потеряли своей значимости и в наши дни:
    Не забывайте Бога, гордости не имейте в сердце и уме, старых людей уважайте, на войну выйдя, не ленитесь, лжи остерегайтесь, напоите и накормите просящего.
    Убогих не забывайте, подавайте сироте и вдовцу, рассудите сами, а не давайте сильным губить человека.
    Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев.
    всего чтите гостя.
    Не пропустите человека, не приветив его, и доброе слово ему молвите.

  4. OLEBYKOD Ответить

    1. вообще худо и чудо было одного значения…. отсюда пошло художник… но потом значения разошлись… худой -слабый…. а называть себя так было в обычае… чтобы не показывать своего превосходства…
    2.Князь убеждает своих детей не забывать о молитве, чем бы они ни занимались. Но при этом он призывает их не пренебрегать учением и приобретением знаний: он ставит им в пример своего отца, который «дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран» .
    3.Сочинения Владимира Мономаха написаны в XI–начале XII века и известны под названием “Поучение”. Они входят в состав Лаврентьевской летописи. “Поучение” — это своеобразное собрание сочинений князя, включающее само Поучение, автобиографию и письмо Мономаха князю Олегу Святославичу. Поучение явилось политическим и нравственным завещанием князя, адресованным не только его сыновьям, но и широкому кругу читателей.
    4.Мысли из “Поучения Владимира Мономаха” не потеряли своей значимости и в наши дни:
    Не забывайте Бога, гордости не имейте в сердце и уме, старых людей уважайте, на войну выйдя, не ленитесь, лжи остерегайтесь, напоите и накормите просящего.
    Убогих не забывайте, подавайте сироте и вдовцу, рассудите сами, а не давайте сильным губить человека.
    Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев.
    всего чтите гостя.
    Не пропустите человека, не приветив его, и доброе слово ему молвите.

  5. Dik Ответить

    1. вообще худо и чудо было одного отсюда пошло но потом значения худой – а называть себя так было в чтобы не показывать своего 2. князь убеждает своих детей не забывать о молитве, чем бы они ни занимались. но при этом он призывает их не пренебрегать учением и приобретением знаний: он ставит им в пример своего отца, который «дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран» .3. сочинения владимира мономаха написаны в xi–начале xii века и известны под названием “поучение” . они входят в состав лаврентьевской летописи. “поучение” — это своеобразное собрание сочинений князя, включающее само поучение, автобиографию и письмо мономаха князю олегу святославичу. поучение явилось политическим и нравственным завещанием князя, адресованным не только его сыновьям, но и широкому кругу читателей.4.мысли из “поучения владимира мономаха” не потеряли своей значимости и в наши дни: не забывайте бога, гордости не имейте в сердце и уме, старых людей уважайте, на войну выйдя, не ленитесь, лжи остерегайтесь, напоите и накормите просящего. убогих не забывайте, подавайте сироте и вдовцу, рассудите сами, а не давайте сильным губить человека. старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. всего чтите гостя. не пропустите человека, не его, и доброе слово ему молвите.

  6. runewall Ответить

    «ПОУЧЕНИЕ…» ВЛАДИМИРА МОНОМАХА. Поучительный характер древнерусской литературы
    Цели
    Воссоздание атмосферы эпохи царствования Владимира Мономаха, выявление художественной идеи «Поучения…», заключающейся в призывы к милосердию и состраданию; качеств личности автора, художественных особенностей произведения.
    Формирование навыка исследовательской работы с текстом, умение выделять главное в прослушанном сообщении, коммуникативных умений учащихся.
    Воспитание нравственно-эстетических представлений в ходе выявле­нии художественной идеи произведения и лексического значения слов милосердие, покаяние, справедливость, самоуничижение.
    ХОД УРОКА
    I Предкоммуникативный этап
    Объявление темы, формулирование целей (желательно самими учениками),формы проверки домашнего задания, формы контроля и оценивания.
    Сообщение «историка».
    «Историк» задает вопрос классу:
    Что является важнейшей заслугой Владимира Мономаха?
    Слайдовая презентация. Комментарии «искусствоведа».
    Назовите имена художников, обращавшихся в творчестве к личности И. Мономаха. (Б.А. Чориков,(А.Д. Кившенко, В.М. Васнецов.) Какие изображения, на ваш взгляд, наиболее достоверно передают ко­лорит эпохи?
    Л. Сообщение «литературоведа».
    ¦ «Литературовед» задает вопрос классу: Какое значение имела фраза сидя на санех для уточнения даты написа­ния «Поучения…»?
    II Коммуникативный этап
    Анализ «Поучения…».
    Поучение Владимира Мономаха состоит из трех частей. Найдите в тек­сте части, соответствующие вступлению, центральной дидактической части, заключению.
    Вступление от слов «Я, худой, дедом своим Ярославом…» до слов «…да и,| санех сидя, безлепицу молвил».
    Центральная часть от слов «Всего же более убогих не забывайте…» до
    «Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится».
    Заключение от слов «Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее, прежде всего к Церкви…» до слов «Спанье в полдень назначено Богом; по
    этому установленью почивают ведь и зверь, и птица, и люди».
    • Каково значение слова худой во вступлении?
    Во вступлении, обращенном к детям, с характерным для древнерусско-
    писателя самоуничижением содержится просьба не посмеяться над его писанием, а принять в сердце свое и быть снисходительными.
    Лексическая работа
    ()бъяснить значение слова самоуничижение.
    5. Обращение к домашнему заданию.
    – Назовите ключевые тезисы, содержащие советы Мономаха.
    • Ни правого, ни виновного не убивайте».
    -Гордости не имейте в сердце и в уме».
    -«Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев».
    -«В дому своем не ленитесь».
    -«Лжи остерегайтеся, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело», -«Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите».
    – «Страх Божий имейте превыше всего».
    Какие нравственные качества Мономах ценит превыше всего?
    Покаяние, милосердие, справедливость, упование на Бога.
    Лексическая работа Объясните значение слов покаяние, милосердие, справедливость.
    6. Исследовательская работа с текстом.
    Группа 1
    Найдите предложения со словом сердце. В каком значении употребляется это слово?
    «Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но ком (3 детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться».
    «Прежде всего, Бога ради и души своей, страх имейте Божий в сердце своем и милостыню подавайте нескудную, это ведь начало всякого добра»
    «Если же вам придется крест целовать братии или кому-либо, то, проверив сердце свое, на чем можете устоять, на том и целуйте, а поцеловав, соблюдайте, чтобы, преступив, не погубить души своей».
    «Паче же всего гордости не имейте в сердце и в уме, но скажем: смертны мы, сегодня живы, а завтра в гробу; все это, что Ты нам дал, не наше, но Твое, поручил нам это на несколько дней».
    «Пусть примет ее в сердце свое».
    «Страх имейте Божий в сердце своем».
    «Проверив сердце свое».
    «Гордости не имейте в сердце и в уме».
    «Сердце — вместилище Божией благодати».
    Группа 2
    Найдите предложения со словом страх. В каком значении употребляется это слово?
    «А вот вам и основа всему: страх Божий имейте превыше всего».
    «Прежде всего, Бога ради и души своей, страх имейте Божий в сердце своем».
    Страх Божий — начало мудрости, основа совести, понимание нравственной ответственности.
    Слово учителя
    Что Мономах считает основным пороком? Найдите в тексте ответ на
    вопрос.
    Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее, прежде всего к Церкви: пусть не застанет вас солнце в постели».
    Что является завершающим аккордом «Поучения…»?
    Завершающим аккордом «Поучения…» служит вновь произнесенный с большим воодушевлением призыв воздать хвалу Богу поутру при восходе шлица, при решении государственных дел, или выезжая на охоту или отправляясь в походы, или ложась спать.
    Какие качества личности автора нашили отражение в «Поучении…»?
    Мономах — первый известный нам мирской писатель Древней Руси. Ни человек широкообразованный, хорошо знающий литературу своего времени, мудрый политик, заботящийся о единстве Руси, рачительный хозяин, отважный воин, добрый отец, истинный христианин.
    III Посткоммуникативный этап
    7. Итоги урока.
    Слово учителя
    Идеи, проповедуемые Владимиром Мономахом, были очень популяр­ны в Древней Руси. А сам образ Владимира Мономаха, князя-воина и князя-мыслителя, постоянно присутствовал в древнерусской литературе.
    8.Домашнее задание
    Написать сочинение-поучение, стилизованное под «Поучение Мономаха»
    Индивидуальное задание: подготовить сообщение о скульптурном портрете М.В.Ломоносова (автор Ф.И.Шубин)
    Анализ произведения идет вслед за автором. Рассматриваются части произведения и их смысловое значение. Прослеживается стилистическая особенность данного жанра, ведется лексическая работа.
    Универсальные учебные действия:
    -выразительное чтение
    -цитатный план
    -исследовательская работа с текстом и иллюстрациями
    Межпредметные связи:
    – изобразительное искусство
    -музыка
    -история
    Планируемые результаты:
    -умение характеризовать отдельные эпизоды истории с помощью произведений древнерусской литературы
    -характеризовать исторических персонажей прочитанных произведений
    -пользоваться иллюстративным рядом
    -составлять цитатный план
    -умение проводить исследование текста
    -передавать личное восприятие прочитанного.
    Материал для учителя
    Словарная работа по тексту «Поучения»:
    Я, худой… – о чём здесь идёт речь – об особенностях телосложения
    («стройный») или о нравственной самооценке? Можно ли это определить вне контекста «Поучения»?
    Слушал эту грамотку… – излишняя ли буква «к» в последнем слове? Отличается ли оно от слова «грамота» по смыслу?
    Милостыню подавайте нескудную… – отличается ли определение «нескудную» от синонимичных ему «щедрую», «богатую»? Каково происхождение старинного слова?
    Безлепицу молвил… – что нужно заменить – приставку или суффикс, – чтобы получилась современная форма первого слова?
    Послы от братьев моих… – равнозначно ли современному слово «послы» в этом контексте? Какое значение первично?
    Волость – какое понятие прижилось в языке вместо первого?
    Крестоцелование преступить… – о чём здесь идёт речь? Какой православный обряд лежит в основе этой метафоры?
    Кроткие – состоит ли в родстве с «короткими»? Как это узнать?
    Замысляет грешный против праведного… – как перевести это выражение на современный язык?
    Убогого – в чём смысл этого понятия? Почему оно состоит в родстве со словом «Бог»? Связано ли генетически со словом «богатый»?
    Заклать правых сердцем …– состоят ли в родстве глаголы «заклать» и «заколоть»?
    Когда восстали люди… – можно ли отождествить это выражение из «Поучения» с таким, например, выражением: «Декабристы восстали против самодержавия»? Определите первичный смысл этого понятия по составу слова.
    От мужа крови… – можно ли определить смысл этого выражения по контексту? Кого так называли – убийцу или «кровника» (родственную кровь)?
    Не свирепствовать ни словом, не хулить в беседе…- от каких слов образованы глаголы и какова их семантика?
    Быть благочистию свершителем – из каких двух слов образовано слово «благочестие»?
    От Бога на воздаяние пусть надеется… – что означало понятие «воздаяние»? Определите смысл слова по составу.
    Вдовицу – чем отличается от «вдовы»? Какой смысл придаёт суффикс –ц-?
    Царствия небесного не лишиться…- о чём здесь идёт речь? Отличается ли понятие «царствие» от слова «царство»?
    Затворничеством – какому из слов – творчество, творение, затворы – родственно это понятие?
    Господи, твоим промыслом! – каков контекстуальный смысл последнего слова? С чем связан – с мыслью или добычей («охотничий промысел»)?
    Блудницу – кого так называли? В чём значение корня?
    Сторожей сами наряживайте…- что здесь имеется в виду – одеяние сторожей или нечто, к одежде относящееся?
    Все добрые мужи совершенные… – в каком значении выступает слово «мужи» и в чём смысл его характеристики?

  7. Huwyn Ответить

    1. вообще худо и чудо было одного отсюда пошло но потом значения худой – а называть себя так было в чтобы не показывать своего 2. князь убеждает своих детей не забывать о молитве, чем бы они ни занимались. но при этом он призывает их не пренебрегать учением и приобретением знаний: он ставит им в пример своего отца, который «дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран» .3. сочинения владимира мономаха написаны в xi–начале xii века и известны под названием “поучение” . они входят в состав лаврентьевской летописи. “поучение” — это своеобразное собрание сочинений князя, включающее само поучение, автобиографию и письмо мономаха князю олегу святославичу. поучение явилось политическим и нравственным завещанием князя, адресованным не только его сыновьям, но и широкому кругу читателей.4.мысли из “поучения владимира мономаха” не потеряли своей значимости и в наши дни: не забывайте бога, гордости не имейте в сердце и уме, старых людей уважайте, на войну выйдя, не ленитесь, лжи остерегайтесь, напоите и накормите просящего. убогих не забывайте, подавайте сироте и вдовцу, рассудите сами, а не давайте сильным губить человека. старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. всего чтите гостя. не пропустите человека, не его, и доброе слово ему молвите.

  8. Rexwind Ответить

    Я, худой, дедом своим Ярославом, благословенный, славным, нареченный в крещении Василием, русским именем Владимир, отцом возлюбленный и матерью своею из рода Мономахов.. . и христианских ради людей, ибо сколько их соблюл по милости своей и по отцовской молитве от всех бед! Сидя на санях, помыслил я в душе своей и воздал хвалу Богу, который меня до этих дней, грешного, сохранил. Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться.
    Этимологический словарь
    Общеслав. Считают того же корня, что лит. skauds “болезненный”, др. -инд. k?udr “маленький, мелкий”, лит. skudrs “бедный, убогий”. Худой исходно — “больной”, далее — “ослабевший”, “маленький” и “плохой” (с изъяном) .
    По словарю Даля
    Худой неладный, негодный, дурной, плохой, нехороший; в чем или в ком недостатки, пороки, порча; | изношенный, ветхий, дырявый. Худая снасть отдохнуть не даст. Худой, человек, ни Богу, ни людям. Худое дело, коли жена не велела, коли она голова. Худой мир лучше доброй драки. Худа та мышь, что один только л …
    http://www.mirslovdalya.ru/search_char/х/

  9. VideoAnswer Ответить

Добавить комментарий для VideoAnswer Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *