В корнях каких слов происходит чередование согласных звуков?

12 ответов на вопрос “В корнях каких слов происходит чередование согласных звуков?”

  1. kirillskripkin Ответить

    В русском языке встречаются однокоренные слова с чередованием согласных букв на конце корня. При этом смысл, заключенный в корне, у этих слов одинаков, поэтому они являются родственными, и такие слова могут быть использованы в качестве проверочных слов для разных орфограмм.
    Эти чередования называются историческими, они возникли сначала в устной речи, а затем закрепились и в письменной. Такие чередования надо запомнить.
    Чередование согласных букв в корнях:
    Г / Ж / З – подруга – дружить – друзья; мажет – мазь
    К / Ч / Ц – лик – личина – лицевой; крик – кричат
    Д / Ж / ЖД – ходить – хожу – хождение; езда – заезжий
    СК / СТ / Щ – блеск – блестящий – блещет; свист – свищу
    Т / Ч / Щ – свет – свечка – освещать
    Х / Ш – пух – пушок; петух – петушок
    С / Ш – косить – кошу; весы – ве́шу
    П / ПЛ – храп – храплю; сопение – соплю
    Б / БЛ – скорбить – скорблю; любовь – люблю
    М / МЛ – сломить – сломлю; корм – кормлю
    В / ВЛ – ловит – ловля; молва́ – мо́лвлю
    Ф / ФЛ – графа́ – разграфлю

  2. exec_1990 Ответить

    Почему
    в словах чередуются звуки? Это происходит
    при образовании грамматических форм
    слова. То есть звуки в одной и той же
    морфеме, например в корне, могут заменять
    друг друга. Такую замену
    называют чередованием. Отметим
    сразу, что речь пойдёт о фонетических
    процессах, а не о правописании
    слов
    .
    В
    определённых случаях чередуются не
    только гласные звуки, но и согласные.
    Чаще всего чередование находится в
    корнях, суффиксах и приставках.
    Мох
    – мха, везти – возить, крутой – круче, друг
    – друзья – дружить – в корне слова;
    кружок
    – кружка, дочка – дочек, зимую – зимовать,
    ценный – ценен – в суффиксах;
    ждать
    – подождать, звать – созвать, втереть –
    вотру – в приставках.
    Существуют
    два вида чередований: исторические (их
    нельзя объяснить, они возникли давно и
    связаны с утратой гласных звуков [ъ],
    [ь] (сънъ – съна, льсть – льстить) или с
    необъяснимым тождеством согласных
    звуков (бега – бежать) и фонетические (по-иному
    позиционные, так как зависят от позиции
    звука в слове [нΛга – нок], их можно
    объяснить с точки зрения современного
    русского языка, например, чередование
    [г//к] возникло потому, что перед гласным
    согласный звук сохраняется, а в конце
    слова звук оглушается, изменяет своё
    качество звучания).

    Исторические чередования

    Гласные звуки
    Примеры
    [о//-]
    [е//-]
    [а//о]
    [э//и]
    [ы//о]
    [э//о]
    [а//им//м]
    [у//он]
    мох
    – мха
    корень
    – корня
    загар
    – загореть
    замереть
    – замирать
    дышать
    – вздох
    везти
    – возить
    понять
    – понимать – пойму
    звук – звон
    Согласные звуки
    Примеры
    [п//пл;
    м//мл; б//бл; в//вл]
    [с//ш]
    [з//ж]
    [х//ш]
    [д//с]
    [ц//ч]
    [ск//ст//щ]
    [т//ч//щ]
    [д//ж//жд]
    [к//ц//ч]
    купить
    – куплю, земной – земля
    носить
    – ношу
    возить
    – вожу
    сухой
    – суша
    ведёт
    – вести
    отец
    – отечество
    блеск
    – блестеть – блещет
    свет
    – свеча – освещение
    ограда
    – огорожу – ограждение
    оклик – клич –
    восклицание

    Фонетические (позиционные) чередования

    Гласные звуки
    Примеры
    [о//Λ//ъ]
    [а//Λ//ъ]
    [о//иэ//ь]
    [а//иэ//ь]
    [э//иэ//ь]
    в[о]дный
    – в]да
    – в[ъ]дяной
    тр[а]вка
    – тр[Λ]ва
    – тр]вяной
    н[о]с
    – нэ]сёт
    – н[ь]суны
    п[а]ть
    – пэ]ти
    – п]тидесятый
    с[э]мь
    – сэ]ми
    – с[ь]мидесятый
    гласные звуки
    Примеры
    звонкий
    – глухой
    [ж//ш]
    твёрдый
    – мягкий
    [л//л’]
    но[ж]и
    – но[ш]
    мо[л] –
    мо’]ь
    Исторические
    чередования выявляются при словообразовании
    и формоизменении.
    Фонетические
    (позиционные) можно определить по
    редукции гласных и ассимиляции согласных
    звуков.
    Много
    беглых гласных при изменении односложных
    и двусложных существительных по падежам
    [о, э, и// -]:
    рот
    – рта, лёд – льда, пень -пня;
    огонь
    – огня, узел – узла, ветер – ветра, урок –
    урока, ноготь – ногтя, улей – улья;
    ведро
    – вёдер, окно – окон, игла – игл, яйцо – яиц.
    Встречаются
    беглые гласные и в кратких прилагательных:
    краткий
    – краток, горький – горек, смешной – смешон,
    длинный – длинен, хитрый – хитёр.
    В
    корнях разновидовых глаголов тоже
    происходят чередования гласных  и
    согласных звуков:
    коснуться
    – касаться, осмотреть – осматривать,
    собрать – собирать, послать – посылать,
    зажечь – зажигать, понять – понимать,
    сжать – сжимать.
    Чередования
    звуков важно знать, чтобы правильно
    применять орфографические правила,
    когда возникают затруднения с написанием
    букв в разных частях речи. Если не узнаешь
    чередования, можешь допустить ошибку
    и при морфемном разборе, когда выделяешь
    части слова.
    Чередование
    звуков
     –
    это закономерное различие звуков в
    вариантах оной и той же морфемы.
    Чередование
    ударных гласных. 
    Мягкие
    согласные вызывают сдвиг артикуляции
    гласного вперед и вверх. В транскрипции
    этот сдвиг начальной и конечной фазы
    гласного обозначается точками над
    буквой: /ч¢ ас/, /ма ¢т/.
    Между
    мягкими согласными наблюдается сдвиг
    вперед и вверх в центральной части
    гласного: /ч аст/ и /ч ас/, /мэл/ и /м эл/ –
    гласный – Э переднего ряда продвигается
    (вперед) вверх. /щук/ и /щука/.
    Мы
    видим, что чередование гласных под
    ударение после мягких и перед мягкими
    согласными происходит при их сигнификативно
    сильной позиции, но разные перцептивно.
    Твердые
    же согласные перед и после /А,О,Э,У/ никак
    не действуют на гласный: /ягуар, дар, да/
    – везде один и тот же звук /А/ – окружение
    не влияет на звук – это перцептивно
    сильная позиция для /А,О,Э,У/ и слабой
    для /И/; позиция после мягкого.
    В
    слабой позиции звуки, прилегая к
    согласному, приспосабливают гласный к
    своей артикуляции. Это можно обнаружить
    на слух. В слове масса произносится /А/,
    позиция здесь сильная. В слове мясо
    произносится /А/- звук неординарный на
    протяжении своего звучания – он более
    продвинут. В слове /Ира/ произносится
    /И/- это основной вариант фонемы /И/,
    качеств звука не обусловлено позицией.
    В слове /сыра/ — произносится /Ы/, а дальше
    произносится /И/: /сы-и-и-ра/.
    Таким
    образом, в перцептивно слабой позиции
    /А/ – результат приспособления /А/ к
    предшествующему мягкому согласному, и
    точно так же /Ы/ -результат приспособления
    /И/ к предшествующему твердому.
    Чередование
    безударных гласных. 
    Безударные
    гласные отличаются от ударных количественно
    и качественно: они короче ударных и
    произносятся с меньшей силой и разным
    тембром. В связи с этим различением
    ударные гласные называют гласными
    полного образования, безударные –
    редуцированными гласными.
    Существует
    различие и между безударными гласными,
    что обусловлено их местом по отношению
    к ударению и положению в слоге.
    Потебня
    предложил формулу, условно оценивающую
    в единицах 3,2,1 силу ударных и безударных
    слогов. Удар 3, 1-й предудар.- 2, другие-1./б
    испLрадък/ – беспорядок, /п е р и пъдгLтофкъ/.
    Сила
    безударного гласного зависит от следующих
    условий: 1. неприкрытый слог равен 1-му
    предударному: атаковать /LтькLват/,
    аист/аист/.
    Сила
    заударного конечного открытого слога
    колеблется 1 и 2 единицам: шапка /шапкL /
    \ редуцированные гласные 1-й степени (в
    2 единицы ударной силы) и гласный 2–й
    степени, (в 1 един)- Ъ и L.
    Качественные
    различия между ударными и безударными
    гласными обусловлены тем, что безударные
    гласные артикулируются менее энергично,
    чем ударные. Тело языка занимает положение
    близкое к нейтральному. Безударные /И/
    /Ы/ – гласные верхнего подъёма: язык не
    доходит до верхнего положения: /витринъ/,
    /сы ры/.
    При
    произнесении гласного А в 1-ом предударном
    слоге язык не доходит до крайнего нижнего
    положения, более точное его изображение
    – L: /трLва/, во 2-м предударном слоге звук
    А соответствует /Ъ/ – язык занимает
    среднее положение: /нъпLдат/.

  3. elif. Ответить


    Начало

    Поиск по сайту

    ТОПы

    Учебные заведения

    Предметы

    Проверочные работы

    Обновления

    Новости

    Переменка
    Отправить отзыв

  4. slavons123 Ответить


    Почему в словах чередуются звуки? Это происходит при образовании грамматических форм слова. То есть звуки в одной и той же морфеме, например в корне, могут заменять друг друга. Такую замену называют чередованием. Отметим сразу, что речь пойдёт о фонетических процессах, а не о правописании слов.
    В определённых случаях чередуются не только гласные звуки, но и согласные. Чаще всего чередование находится в корнях, суффиксах и приставках.
    Мох – мха, везти – возить, крутой – круче, друг – друзья – дружить – в корне слова;
    кружок – кружка, дочка – дочек, зимую – зимовать, ценный – ценен – в суффиксах;
    ждать – подождать, звать – созвать, втереть – вотру – в приставках.
    Существуют два вида чередований: исторические (их нельзя объяснить, они возникли давно и связаны с утратой гласных звуков [ъ], [ь] (сънъ – съна, льсть – льстить) или с необъяснимым тождеством согласных звуков (бега – бежать) и фонетические (по-иному позиционные, так как зависят от позиции звука в слове [нΛга – нок], их можно объяснить с точки зрения современного русского языка, например, чередование [г//к] возникло потому, что перед гласным согласный звук сохраняется, а в конце слова звук оглушается, изменяет своё качество звучания).
    Исторические чередования
    Гласные звуки
    Примеры
    [о//-]
    [е//-]
    [а//о]
    [э//и]
    [ы//о]
    [э//о]
    [а//им//м]
    [у//он]
    мох – мха
    корень – корня
    загар – загореть
    замереть – замирать
    дышать – вздох
    везти – возить
    понять – понимать – пойму
    звук – звон
    Согласные звуки
    Примеры
    [п//пл; м//мл; б//бл; в//вл]
    [с//ш]
    [з//ж]
    [х//ш]
    [д//с]
    [ц//ч]
    [ск//ст//щ]
    [т//ч//щ]
    [д//ж//жд]
    [к//ц//ч]
    купить – куплю, земной – земля
    носить – ношу
    возить – вожу
    сухой – суша
    ведёт – вести
    отец – отечество
    блеск – блестеть – блещет
    свет – свеча – освещение
    ограда – огорожу – ограждение
    оклик – клич – восклицание
    Фонетические (позиционные) чередования
    Гласные звуки
    Примеры
    [о//Λ//ъ]
    [а//Λ//ъ]
    [о//иэ//ь]
    [а//иэ//ь]
    [э//иэ//ь]
    в[о]дный – в[Λ]да – в[ъ]дяной
    тр[а]вка – тр[Λ]ва – тр[ъ]вяной
    н[о]с – н[иэ]сёт – н[ь]суны
    п[а]ть – п[иэ]ти – п[ь]тидесятый
    с[э]мь – с[иэ]ми – с[ь]мидесятый
    гласные звуки
    Примеры
    звонкий – глухой
    [ж//ш]
    твёрдый – мягкий
    [л//л’]
    но[ж]и – но[ш]
    мо[л] – мо[л’]ь
    Исторические чередования выявляются при словообразовании и формоизменении.
    Фонетические (позиционные) можно определить по редукции гласных и ассимиляции согласных звуков.
    Много беглых гласных при изменении односложных и двусложных существительных по падежам [о, э, и// -]:
    рот – рта, лёд – льда, пень -пня;
    огонь – огня, узел – узла, ветер – ветра, урок – урока, ноготь – ногтя, улей – улья;
    ведро – вёдер, окно – окон, игла – игл, яйцо – яиц.
    Встречаются беглые гласные и в кратких прилагательных:
    краткий – краток, горький – горек, смешной – смешон, длинный – длинен, хитрый – хитёр.
    В корнях разновидовых глаголов тоже происходят чередования гласных  и согласных звуков:
    коснуться – касаться, осмотреть – осматривать, собрать – собирать, послать – посылать, зажечь – зажигать, понять – понимать, сжать – сжимать.
    Чередования звуков важно знать, чтобы правильно применять орфографические правила, когда возникают затруднения с написанием букв в разных частях речи. Если не узнаешь чередования, можешь допустить ошибку и при морфемном разборе, когда выделяешь части слова.
    О правописании корней с чередованием читайте в категории “Орфография”.

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *