В рамках какой типологии государства выделяется азиатский тип государства?

26 ответов на вопрос “В рамках какой типологии государства выделяется азиатский тип государства?”

  1. Rogatil Ответить

    Типология государства — классификация всех существовавших государств по признакам, которые признаются сущностными в определенной теории государства.
    Тип государства — это общие системообразующие признаки, присущие конкретной совокупности (группе) государств и раскрывающие закономерности их организации и развития.
    Ответы по ТГП

    Подходы к типологии государства

    Осуществляется она в основном с позиции двух подходов:
    1) формационного подхода
    2) цивилизационного подхода
    При формационном подходе основным критерием классификации выступают социально-экономические признаки. Тип производственных отношений при этом формирует тип государства. Классифицирующей категорией здесь выступает исторический тип государства – это государство определенной общественноэкономической формации, характеризуемое рядом общих признаков, а именно: единством экономической и классовой основы, сущности, социального назначения, общими принципами организации и деятельности государства.
    Согласно формационному подходу, существуют следующие типы государства:
    1) рабовладельческое;
    2) феодальное;
    3) буржуазное;
    4) социалистическое.
    Рабовладельческое государство возникло в результате разложения первобытнообщинного строя, появления частной собственности и классов.
    Феодальное государство характеризуется неограниченной властью собственников земли – феодалов.
    Буржуазное государство, возникшее на индустриальной стадии развития производства, основывается на формальном равенстве людей перед законом.
    Социалистическое государство – политическая часть надстройки над экономическим базисом социализма, тип государства, приходящий на смену буржуазному государству в результате социалистической революции, его основная цель построение социалистического общества.

  2. sb-energy Ответить

    Несмотря на индивидуальные особенности, каждое государство в чем-то схоже с другими, что позволяет объединять государства в различные группы и определенным образом их классифицировать. Типология, как и всякая классификация, может проводиться по различным критериям (основаниям) и предполагает деление государства на различные виды или типы.
    В современной отечественной теории государства и права в качестве основных подходов в типологии государства выделяются два: формационный и цивилизационный.
    Формационный подход был разработан марксистско-ленинской теорией государства и права и использовался для выделения исторических типов государства. Под историческим типом государства принято было понимать совокупность наиболее существенных черт, признаков, присущих государствам той или иной общественно-экономической формации. Выделялось пять общественно-экономических формаций: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая (буржуазная) и коммунистическая. Соответственно этим пяти формациям выделялось четыре основных исторических типа государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический. Исторически первым считался рабовладельческий тип государства, поскольку в первобытно-общинной формации государства не существовало. Рабовладельческий тип государства сменялся феодальным, феодальный – буржуазным, буржуазный – социалистическим. Социалистический тип государства рассматривался как высший и последний тип государства, который характерен не для всей коммунистической формации, а только для первой ее фазы – социализма.
    Современная отечественная теория государства и права не во всем согласна с типологией государства, основанной на формационном подходе. В частности, отмечается, что не учитывается азиатский способ производства материальных благ, о котором говорил К. Маркс. Вместе с тем формационный подход современной отечественной теорией государства и права не отбрасывается, а с некоторыми оговорками и поправками рассматривается в качестве одного из основных.
    Цивилизационный подход в типологии государства базируется на таком понятии, как “цивилизация”. Под цивилизацией понимают определенную социокультурную систему.
    Понятие “цивилизация” по сравнению с понятием “общественно-экономическая формация” рассматривается как более емкое, поскольку основывается на учете не только экономического, но и различных духовно-культурных факторов (религии, географического положения, исторического развития, мировоззрения, обычаев, традиций и т.д.). До настоящего времени отсутствуют четкие критерии типологии самих цивилизаций, что создает трудности для выделения соответствующих типов государства.

  3. ceeed Ответить

    В формационном подходе. Сущность рабовладельческого, феодального, буржуазного и социалистического типов государств. Формы перехода от одного типа государств к другим. Переходные государства
    Тип государства – научная категория, под которой понимаются совокупность черт, свойств, признаков, характеризующих государство на определенном этапе исторического развития. Типология или классификация государств по типам предоставляет собой объективно необходимый, закономерный процесс познания естественноисторического развития государства, как отражение процесса исторически неизбежной смены одних типов государств другими. Первые попытки типизации были предприняты еще Аристотелем, который считал, что основными критериями разграничения государств являются, во-первых, количество властвующих в государстве и, во-вторых, осуществляемая государством цель. Он различает правление одного, правление немногих, правление большинства, а государства делил на правильные (где достигается общее благо) и неправильные (где преследуются частные цели). Г. Еллинек выделяет идеальный и эмпирический типы государств, где первое – это мыслимое государство, которое в реальной жизни не существует. Эмпирический тип получается в результате сравнения реальных государств друг с другом: древневосточное, греческое, римское, средневековое и современное. Г. Кельзен считал, что в основе типизации современных государств лежит идея политической свободы, поэтому выделяются два типа государственности: демократия и автократия.
    Типология государства должна производиться на строго определенной основе, в соответствии с подтвержденными самой жизнью, социально-политической практикой, объективными критериями. В настоящее время в юридической литературе существуют два основных подхода к типологии государства:
    а) формационный (марксистский)
    б) цивилизационный (автор А. Тойнби).
    До последнего времени в теории государства и права вопросы типологии государств рассматривались преимущественно с позиции формационного подхода. Суть его состоит в том, что в основе типизации государств лежит категория общественно-экономической формации, основанной на том или ином способе производства, отражающей соотношение базиса и надстройки, классовой сущности, целей, задач и функций государства с позиции его социального назначения. Общественно-экономическая формация представляет собой исторический тип общества, основывающийся на определенном способе производства и выступающий как важнейшая ступень поступательного развития человечества. Согласно этой схеме выделяются пять общественно-экономических формаций – первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая и соответственно, – четыре типа государств, которым добавлялся еще один, всего их пять: азиатский, античный (рабовладельческий), феодальный, капиталистический, коммунистический (социалистический).

  4. TaHkucTaDop Ответить

    1. Свободная конкуренция. Отношения между субъектами строятся на обладании более менее равным объёмом собственности. Демократия имеет ярко выраженный классовый характер. Декларируется всеобщее равенство. Но государство на самом деле выполняет классовые функции, доля общественных функций незначительна.
    2. Монополистический капитализм. Наряду с мелкими предприятиями возникают мощные крупные объединения: тресты, картели, концерны, синдикаты. В руках буржуазии – общественное богатство и политическая власть. Отодвигается необходимость демократии.
    3. Переходный этап. В 30-е годы 20 века происходит НТР, которая приводит к необходимости повышения квалификации работников. Общество приходит к тому, что выгодно хорошо оплачивать труд. Возрождаются вновь демократические институты. Впервые власть становится формальной прерогативой народа. Основой для существования государственной власти – является воля народа. Но гарантий равенства, обеспечения прав и свобод ещё нет, право формально и непоследовательно.
    Социалистический тип государства. Идея государства, противопоставленного государствам всех других типов. Термин «социализм» появился в 30 годах 20 века в нормативных документах партийных съездов. Предполагается, что социалистическое государство – государство диктатуры пролетариата. Появление социалистического государства связывалось с социалистической революцией, которая возглавлялась рабочим классом. При этом Маркс говорил о переходе от диктатуры пролетариата к безгосударственному обществу.
    Основные черты: экономическая основа – общественная социалистическая форма собственности. С момента своего возникновение такое государство становится орудием уничтожения всякой эксплуатации. Гос-во имеет широкую социальную базу, им должны управлять трудящиеся.
    Однако подлинного социалистического типа государства никогда не было. Маркс в конце жизни предположил, что диктатура пролетариата не была необходима. Он считал позже. что именно буржуазный тип государства должен был перерасти в переходную форму к безгосударственной форме общества.
    При всей своей последовательности, приоритетности долгое время в нашем государстве, формационный подход к типологии государства, имеет некоторые недостатки:
    1. в мире существовали и существуют другие государства, которые не вписываются в рамки той или иной формации. И.Сталин. исказил представления о формациях. он выдвинул идею о том что человечество проходит именно последовательно 5 общественно-экономических формаций. Попытка навязать железную необходимость смены 1 типа государства другим в результате революции.
    2. подход недооценивает духовные факторы развития общества, религиозные, национальные. культурные.
    3. До сих пор не решена природа Азиатского типа государства. Одни учёные считают его отдельным типом государства, другие лишь переходной формой.
    4. Ни одна из известных общественно-экономических формаций не даёт ответа, к какому типу относятся современные государства
    5. Не изучено, почему переходы от родоплеменного строя проходили в разных странах по-разному
    Цивилизационный подход
    Основатель подхода – А.Тойнби, который предложил в основу классового государства положить не характеристику экономических отношений, а характеристику культуры, духовного развития общества. Предложил не брать во внимание экономику. Цивилизация – это система обществ, объединённых единством признаков. характеризующих культурные, географические. духовные и иные факторы.
    По мнению Тойнби на протяжении существования человечества было около 20 таких цивилизаций. Все цивилизации делились на локальные(Шумерское царство, Египет) и вторичные. (современная цивилизация…)
    Критерии, которые лежат в основе данного подхода приводят к спорам о количестве цивилизаций. Однако его нельзя считать полностью ненаучным.
    Существует и иная концепция. У.ростоу предложил выделить стадии экономического роста а соответственно и типы государства: доиндустриальный, индустриальный, постиндустриальный. Есть и технологическое направление, автор – тот же. Ростоу. Тип государства связывается с тобой ступенью научно технического прогресса, уровня жизни населения, которй соответствует данное государство. 5 стадий: традиционное, переходное, процесс сдвига, созревающее государство, высокий уровень развития.»всеобщий уровень благоденствия». данные ступени были вызовом теории Маркса.
    Главное отличие цивилизационного подхода от формационного в том, что здесь придаётся значение культурной и духовной жизни. Учитываются интересы человека. Различаются не только контрастные социальные классы, но и взаимодействие всех людей на базе общечеловеческих ценностей.
    Итак, полноценное изучение государства, может быть только при синтезе двух подходов: формационного и цивилизационного.

  5. sser174 Ответить

    В современных условиях обнаружилась недостаточность формационного подхода для типологической характеристики ряда государств. В связи с этим формационный подход подвергся критике. Главная его ущербность состоит в следующем:
    – теория социально-экономических формаций разработана главным образом на материале европейских стран. Восточные же государства отличаются большим своеобразием развития и спецификой государственной организации, которые не укладываются в рамки формационной теории;
    – развитие обществ и государств характеризуется как одномерное, однолинейное, заранее предопределенное: одна формация закономерно сменяется другой, более прогрессивной. Это движение имеет якобы необратимую силу, все народы должны пройти все формации. Однако данное положение не всегда подтверждается социальной практикой.
    Особенность формационной типологии состоит в том, что она выявляет связи государства и права с другими социальными явлениями.
    Вместе с тем формационный подход пока не в состоянии объяснить, почему разные народы, начав много тысяч лет назад свое развитие с одной и той же стартовой линии – первобытнообщинного строя, в дальнейшем оказались па разных стадиях и пошли разными путями к государство- образованию.
    Суть цивилизационного подхода состоит в том, что при характеристике развития конкретных стран и народов следует учитывать не только развитие процессов производства и классовых отношений, но и духовно-культурные факторы. К ним можно отнести особенности духовной жизни, форм сознания, в том числе религии, мировоззрения, исторического развития, географического расположения, своеобразие обычаев, традиций и т.д.
    В своей совокупности эти факторы образуют понятие культуры, которая служит специфическим способом бытия того или иного народа, конкретной человеческой общности. Совокупность родственных культур образует цивилизацию.
    Ученые заметили, что духовно-культурные факторы способны:
    – полностью блокировать влияние того или иного способа производства;
    – частично парализовать его действие;
    – прервать поступательное формационное движение;
    – усиливать социально-экономическое развитие.
    Следовательно, экономические процессы и факторы цивилизации тесно взаимодействуют, стимулируя друг друга.
    Это особенно наглядно видно на примере теории американского социолога У. Ростоу, который классифицировал государства по стадиям экономического развития, зависимым в свою очередь от научно-технических достижений. Тем самым ученый показал зависимость экономического прогресса от духовно-культурных условий развития общества. Чем выше уровень развития государства, тем устойчивее его экономический потенциал и благосостояние общества[1].
    Наиболее сложным является вопрос о критериях типологии цивилизаций.
    Английский историк А. Тойнби, внесший большой вклад в развитие цивилизационного подхода, попытался разработать критерии цивилизации и классифицировать их. В качестве типа цивилизации он, в частности, называл религию, образ мышления, общность историко-политической судьбы и экономического развития и др. По этим критериям А. Тойнби первоначально выделил до 100 самостоятельных цивилизаций, но затем сократил их число до двух десятков, часть из которых утратила свое существование.
    А. Тойнби полагал, что по типу цивилизации возможно выделить соответствующие типы государства. Однако типологии государств по цивилизационному признаку он не разработал. В то же время заслугой А. Тойнби является то, что он попытался сделать цивилизационный подход всеобъемлющим методологическим инструментом познания истории развития общества[2].
    Цивилизационный подход позволяет объяснить многовариантность исторического развития, в том числе тот факт, почему все общества и государства неодинаково развиваются и выбирают разные пути движения к прогрессу.
    В юридической науке отсутствует типология государств по цивилизационному критерию. Выделяют главным образом этапы цивилизации, например:
    локальные цивилизации, существующие в отдельных регионах или у отдельных народов (шумерская, эгейская и др.);
    особенные цивилизации (китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и др.);
    всемирная цивилизация, охватывающая все человечество.
    Последняя формируется в настоящее время и основывается на принципе глобального гуманизма, включающего достижения человеческой духовности, созданные на протяжении всей истории мировой цивилизации.
    Принцип глобального гуманизма не отрицает национальных обычаев и традиций, разнообразия верований, сложившегося миропонимания и т.д. Однако на первое место выдвигается ценность человека, его право на свободное развитие и проявление своих способностей. Благо человека рассматривается как высший критерий оценки уровня жизни, прогресса общества.
    В научной литературе выделяют первичные и вторичные цивилизации. Государства в этих цивилизациях отличаются по их месту в обществе, социальной природе, выполняемой роли.
    Для государства в первичных цивилизациях характерно, что они являются частью базиса, а не только надстройки. Это объясняется тем, что государство играет ключевую роль в развитии социально-экономической сферы. Вместе с тем государство в первичной цивилизации связано с религией в единый политико-религиозный комплекс.
    К первичным цивилизациям принято относить древнеегипетскую, ассиро-вавилонскую, шумерскую, японскую, сиамскую и др.
    Государство вторичной цивилизации не так всесильно, как в первичных цивилизациях, оно не составляет элемента базиса, но входит в качестве компонента в культурно-религиозный комплекс.
    Среди вторичных цивилизаций обычно называют западноевропейскую, восточноевропейскую, североамериканскую, латиноамериканскую и др.
    Представляется, что данная классификация по цивилизационному признаку страдает схематизмом, нечеткостью, серьезной недоработанностью. Очевидно, что типологию государств по цивилизационному критерию еще предстоит науке разработать.
    Достоинство цивилизационного подхода видится в том, что он ориентирует на познание социальных ценностей, присущих конкретному обществу. Он значительно богаче и более многомерен, чем формационный, так как позволяет рассматривать государство не только как организацию политического господства одного класса над другим, но и как большую ценность для общества. С позиций цивилизационного подхода государство служит одним из важных факторов духовного развития общества, выражения разнообразных интересов людей, источником их единения на основе культурно-нравственных ценностей.
    Отрицает ли цивилизационный подход формационный?
    Ученые отвечают на этот вопрос отрицательно. Их нельзя противопоставлять. Оба подхода взаимно дополняют друг друга. Это позволяет наиболее полно охарактеризовать тип государства с учетом не только социально-экономических, но и духовно-культурных факторов. Следовательно, оба подхода должны применяться в комплексе.
    В учебной юридической литературе используются и другие классификации государств. Например, государства подразделяются на демократические и недемократические (государства западной и восточной цивилизации и др.).
    Заслуживает внимания классификация государств по их отношению к религии. Данный критерий позволяет выделять светские, клерикальные, теократические и атеистические государства.
    В светском государстве все виды религиозных организаций отделены от государства, не вправе выполнять ни политических, ни юридических функций, не могут вмешиваться в дела государства.
    Для правового режима церкви в светском государстве характерны следующие особенности:
    – государство и его органы не вправе контролировать отношение своих граждан к религии;
    – государство не вмешивается во внутрицерковную деятельность, если не нарушается действующее законодательство;
    – государство не оказывает ни одной из конфессий пи материальной, ни финансовой, ни какой-либо иной помощи;
    – религиозные организации не выполняют по поручению государства юридических функций;
    – конфессии, в свою очередь, не вмешиваются в политическую жизнь страны, а занимаются лишь деятельностью, связанной с удовлетворением религиозных потребностей населения.
    Государство охраняет законную деятельность религиозных объединений, гарантирует свободу религии, обеспечивает равенство всех религиозных организаций перед законом.
    Статус светского государства конституционно закрепили Российская Федерация, Германия, Франция, все государства СНГ и др.
    Клерикальным считается государство, где та или иная религия официально имеет статус государственной и занимает привилегированное положение по сравнению с другими конфессиями. Статус государственной религии предполагает тесное сотрудничество государства и церкви, которое охватывает различные сферы общественных отношений.
    Для статуса государственной религии характерны следующие особенности:
    – признание за церковью права собственности на широкий круг объектов – землю, здания, сооружения, предметы культа и др.;
    – получение церковью от государства различных субсидий и материальной помощи, налоговых льгот;
    – наделение церкви рядом юридических полномочий, например, правом регистрировать брак, рождение, смерть, в ряде случаев – регулировать брачно-семейные отношения;
    – право церкви участвовать в политической жизни страны и нередко иметь свое представительство в государственных органах;
    – осуществление церковью контроля в области образования, воспитания, введение религиозной цензуры печатной продукции, кино, телевидения и др.
    В клерикальном государстве, несмотря на сильные позиции государственной религии, тем не менее, слияния государства и церкви не происходит. Объявление той или иной религии государственной, как правило, означает, что государство уважает исповедуемую большинством населения религию и придерживается религиозных традиций, составляющих духовно-культурную ценность народа.
    К клерикальным в настоящее время могут быть отнесены Великобритания, Норвегия, Швеция, Дания и др.
    Для теократических государств характерны следующие черты:
    – государственная власть принадлежит церкви, которая определяет статус государственной религии;
    – религиозные нормы составляют основной источник законодательства и регулируют все сферы частной и публичной жизни. Более того, религиозные нормы имеют приоритет перед законом;
    – глава государства одновременно является высшим религиозным деятелем, верховным священнослужителем. Например, согласно Конституции Ирана государственное управление страной находится под контролем факиха, стоящего выше президента Исламской Республики Иран. Он назначает генерального прокурора, председателя Верховного суда, утверждает в должности президента, объявляет амнистию и т.д. Послания факиха стоят выше закона и ими должны руководствоваться судебные органы.
    К теократическим государствам обычно относят Пакистан, Саудовскую Аравию, Марокко и др.
    В атеистических государствах религиозные организации преследуются властями.
    Это выражается, в частности, в том, что:
    – церковь лишается экономической основы – своей собственности;
    – религиозные организации и другие объединения конфессионального характера либо запрещаются, либо находятся пол жестким контролем государства;
    – религиозные объединения не имеют прав юридического лица и не могут совершать юридически значимых действий;
    – репрессируются священнослужители и верующие;
    – запрещается проведение в общественных местах религиозных обрядов, ритуалов, издание религиозной литературы и ее распространение;
    – свобода совести сводится к свободе пропаганды атеизма.
    Государством воинствующего атеизма было советское государство, особенно в первые годы его существования, а также некоторые бывшие социалистические страны, например Албания. Конституцией 1976 г. в этой стране была запрещена всякая религия.
    В типологии государств иногда выделяют государства переходного состояния, или так называемые переходные государства.
    Такого рода государства признавали в свое время основоположники марксистской теории, когда “государственная власть на время получает известную самостоятельность по отношению к обоим классам” (экономически господствующему и эксплуатируемому). В. И. Ленин писал о возникновении в России государства переходного типа (от феодального к буржуазному) в период проведения буржуазных реформ 1860–1870-х гг. Как переходный оценивал он и процесс движения к социализму отдельных государств, минуя стадию капитализма, например в Монголии, у народов Средней Азии и Севера[3]. Как переходное характеризуется и государство современной России.
    Спорным является вопрос о том, составляет ли переходное государство самостоятельный тип.
    Представляется, что государство переходного состояния можно отнести к самостоятельному типу по следующим основаниям.
    Во-первых, переходное состояние нередко занимает длительный период и даже может составить целую эпоху.
    Во-вторых, переходное состояние предполагает не только смену власти, формы государства, различных государственно-правовых институтов, но и изменение ценностей общества, качественного его состояния, общественных структур, связей и отношений.
    В-третьих, переходное государство – явление конкретно-историческое, обладающее национально-культурной ориентированностью и отражающее накопленные конкретным народом духовные и иные ценности.

  6. nik14055 Ответить

    Типология государства– специфическая классификация, подразделяющая различные государства на определенные типы.
    Тип государства– совокупность существенных признаков, которые характеризуют классовые и экономические стороны государства.
    Подходы к типологии государств:
    1) формационный,при котором под типом государства понимается система сущностных признаков, характерных для государств определенной общественно—экономической формации, выражающихся в общности их экономической основы, классовой сущности и социального назначения;
    2) цивилизационный,согласно которому каждому историческому отрезку времени соответствует определенная цивилизация, в которой тип государства определяется на основе духовных признаков, которые могут блокировать или поощрять развитие государства.
    Для определения типа государства при таком подходе учитываются:
    1) соответствие государства определенной общественно—экономической формации, типу производственных отношений;
    2) класс, инструментом политической власти которого является государство;
    3) социальное назначение государства.
    Типы государств по формационному подходу:
    1) рабовладельческий;
    2) феодальный;
    3) буржуазный;
    4) социалистический.
    Согласно формационному подходу при смене экономических формаций происходит переход от одного исторического типа государства к другому, который является более новым.
    Достоинства формационного подхода:
    1) продуктивность деления государств на основе социально—экономических факторов;
    2) объяснение поэтапности, естественно—исторического характера развития государства.
    Недостатки:
    1) односторонность, формализм;
    2) недооценка духовных факторов.
    Цивилизация– это замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, национальных, географических и других признаков (А. Тойнби).В зависимости от признаков выделяют египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую и иные цивилизации.

  7. vvs.87 Ответить

    Слово «типологизация» означает метод научного познания, направленный на обособление в рамках изучаемой совокупности объектов систематизированных групп, обладающих определенными общими свойствами[15].
    Соответственно можно сказать, что типология есть учение о типах – больших группах (классах), обладающих набором общих, характерных для каждого типа признаков. Под несколько иным углом зрения, типология – это разновидность классификации, которая включает в себя: а) исследование оснований деления на типы; б) характеристику самих типов[16].
    Исторические данные свидетельствуют о том, что на развитие государства оказывают влияние различные факторы эволюционного и революционного характера. Это объясняет то, что в истории человечества существовало и существует большое количество государств. Поэтому всегда была и есть необходимость их типологии (классификации). По поводу ее оснований исследователи высказывали разные предположения. Например, известный французский философ Жан Боден (1530–1596) подразделил все государства мира на три категории по географическому принципу (критерию) – южные, северные, средние. По мнению автора, в средней географической и климатической полосе возникли самые сильные государства, проявилось умение людей управлять обществом.
    Иной подход по отношению к классификации государства занимал немецкий ученый–юрист Г. Еллинек (1851–1911). Он считал, что главное в классификации – это субъективное сознание и понимание исторического процесса. В этой связи Г. Еллинек выделяет идеальный тип государства и эмпирический. Идеальный тип государства – не есть нечто сущее, действующее, а лишь долженствующее существовать. Применительно к нашей действительности к такому идеальному понятию можно отнести «правовое государство», которое должно сложиться, сформироваться в будущем. Главное отличие эмпирического типа в том, что оно представляет собой существующее государственное образование, объективное бытие.
    В этом контексте можно сказать, что практическая значимость идеального типа государства усматривается в том, что оно выступает в качестве определенного эталона для подражания и совершенствования[17].
    Для типологии государств используются и иные основания. Исходя из размеров территории, государства делят на великие, средние, малые. При этом признается, что последние (как правило) не имеют четко определенной самостоятельной политики и примыкают к великим или средним.
    В литературе представлены и иные подходы (критерии) типологии государства. Западноевропейская наука, например, классифицирует государства в зависимости от характера взаимоотношений между государственной властью и индивидом. В основе такого подхода находится идея политической свободы. В этой связи выделяются три типа государственности: демократическая, автократическая и авторитарная.

  8. roiysu Ответить

    Тип государства это общие черты различных государств, система их свойств, характеризующаяся общими признаками.
    Типология государства это его классификация, предназначенная для разделения всех прошлых и настоящих государств на группы дающие возможность раскрыть их социальную сущность.
    Типология проводится в основном с двух подходов: формационного и цивилизационного.
    Главным критерием формационного подхода выступают социально-экономические признаки (Маркс, Энгельс).
    Выделяют следующие формационные типы государства:
    рабовладельческое государство – есть орудие поддержания власти над рабами, которые были собственностью свободных граждан. Раб не имел прав, фактически говорящее орудие труда;
    феодальное государство – диктатура класса феодалов, земельных собственников, присваивающих безвозмездный труд крестьян. Крестьяне находились в полурабской зависимости от помещиков;
    буржуазное государство – диктатура буржуазии, сословное неравенство заменяется социальным. Рабочий юридически свободен, но лишен средств производства, он вынужден продавать свою рабочую силу капиталисту. Данное государство проходит различные стадии развития: капиталистическое, монополистическое, индустриальное, постиндустриальное государство);
    социалистическое государство по мнению представителей формационного подхода, как государство высшего типа есть отмирающее государство, базирующееся на общественной собственности на средства производства и имеющее широкую социальную базу.
    Первые три типа охватываются родовым понятием – эксплуататорское государство, сущность которого в подавлении и эксплуатации одного класса над другим.
    Социалистическое – это антиэксплуататорское, исторически последний тип государства, который по мнению Маркса, постепенно отмирает, выполнив свою задачу построения бесклассового коммунистического общества.
    Достоинства формационной типологии:
     продуктивная идея делить государства на основе социально-экономических факторов, которые существенно влияют на общество
     показывает поэтапность, естественно-исторический характер развития государства.
    Смена одного типа другим – процесс объективный, естественно-исторический, реализующийся в результате революций, более прогрессивный нежели предыдущий.
    Недостатки формационной типологии:
     она во многом однолинейна, характеризуется излишней запрограммированностью;
     недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные).
    В основе цивилизационного подхода лежат как раз духовные признаки – культурные, религиозные, национальные, психологические. Представители Тойнби, Шпенглер, Вебер.

  9. credo92 Ответить

    Типология государства– это специальная классификация, которая подразделяет государства на определенные типы.
    Типом государстваназывают совокупность важных признаков, характеризующих классовые и экономические стороны государства.
    Обращаясь к истории развития государственности, а также к типологии государств, можно выделить несколько подходов к этому вопросу.
    Подходы к типологии государств:
    1) формационный подход.Данный подход был разработан в рамках марксистско-ленинской теории государства и права. Согласно ему под типом государства понимается система основных признаков, свойственных государствам определенной общественно-экономической формации, которая проявляется в общности их экономической базы, классовой структуры и социального назначения;
    2) цивилизационный подход.
    Для определения типа государства при формационном подходеучитывают:
    1) соответствие уровня государства определенной общественно-экономической формации. Общественно-экономическая формация– исторический тип общества, который основан на определенном способе производства;
    2) класс, инструментом власти которого становится государство;
    3) социальное назначение государства.
    Формационный подход выделяет следующие типы государств:
    1) рабовладельческий;
    2) феодальный;
    3) буржуазный;
    4) социалистический.
    По формационному подходу после смены экономической формации происходит переход от одного исторического типа государства к другому, более новому.
    Формационный подход имеет следующие достоинства:
    1) продуктивность деления государств на основании социально-экономических факторов;
    2) возможность объяснения поэтапного развития, естественно-исторического характера формирования государства.
    Недостатки:1) односторонность; 2) не учитываются духовные факторы.
    В настоящее время распространено несколько трактовок понятия «цивилизация», а также несколько видов типологии цивилизационного подхода. Например, довольно часто под «цивилизацией» понимают культуру, развитие общества в целом. «Цивилизация – это замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, национальных, географических и других признаков» (А. Тойнби). В этом случае в зависимости от признаков выделяют египетскую, западную, православную, арабскую и другие цивилизации. Тем самым можно говорить о цивилизациях:
    1) современных и древних;
    2) западных, восточных, православных и др.
    В цивилизационном подходе различают следующие признаки: хронологические, производственные, генетические, пространственные, религиозные и др.
    С цивилизационным подходом связывают теорию «стадий экономического роста» (У. Ростоу), теорию «единого индустриального общества», теорию «менеджеризма», теорию «постиндустриального общества», теорию «конвергенции» и др.
    Положительные черты цивилизационного подхода: 1) выделение духовных, культурных факторов; 2) более четкая типология государств.
    Недостатки:1) низкая оценка социально-экономического фактора; 2) преобладание типологии общества над типологией государства.

  10. Vadmax Ответить

    Типология государства – это специальная классификация, которая подразделяет государства на определенные типы.
    Типом государства называют совокупность важных признаков, характеризующих классовые и экономические стороны государства.
    Обращаясь к истории развития государственности, а также к типологии государств, можно выделить несколько подходов к этому вопросу.
    Подходы к типологии государств:
    1) формационный подход. Данный подход был разработан в рамках марксистско-ленинской теории государства и права. Согласно ему под типом государства понимается система основных признаков, свойственных государствам определенной общественно-экономической формации, которая проявляется в общности их экономической базы, классовой структуры и социального назначения;
    2) цивилизационный подход.
    Для определения типа государства при формационном подходе учитывают:
    1) соответствие уровня государства определенной общественно-экономической формации. Общественно-экономическая формация – исторический тип общества, который основан на определенном способе производства;
    2) класс, инструментом власти которого становится государство;
    3) социальное назначение государства.
    Формационный подход выделяет следующие типы государств:
    1) рабовладельческий;
    2) феодальный;
    3) буржуазный;
    4) социалистический.
    По формационному подходу после смены экономической формации происходит переход от одного исторического типа государства к другому, более новому.
    Формационный подход имеет следующие достоинства:
    1) продуктивность деления государств на основании социально-экономических факторов;
    2) возможность объяснения поэтапного развития, естественно-исторического характера формирования государства.
    Недостатки: 1) односторонность; 2) не учитываются духовные факторы.
    В настоящее время распространено несколько трактовок понятия «цивилизация», а также несколько видов типологии цивилизационного подхода. Например, довольно часто под «цивилизацией» понимают культуру, развитие общества в целом. «Цивилизация – это замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, национальных, географических и других признаков» (А. Тойнби). В этом случае в зависимости от признаков выделяют египетскую, западную, православную, арабскую и другие цивилизации. Тем самым можно говорить о цивилизациях:
    1) современных и древних;
    2) западных, восточных, православных и др.
    В цивилизационном подходе различают следующие признаки: хронологические, производственные, генетические, пространственные, религиозные и др.
    С цивилизационным подходом связывают теорию «стадий экономического роста» (У. Ростоу), теорию «единого индустриального общества», теорию «менеджеризма», теорию «постиндустриального общества», теорию «конвергенции» и др.

  11. Anwik Ответить

    Причину смены правильной формы правления неправильной философ усматривал в действии закона вырождения, согласно которому все совершенное со временем приобретает извращенную форму и, следовательно, правильное государство постепенно вырождается в свой антипод, становясь неправильным. Вместе с тем и неправильная форма правления не может существовать вечно, поскольку люди стремятся к улучшению положения в обществе и к установлению оптимального властного режима. Цикличность человеческого развития предопределяет последовательную замену правильной формы на неправильную (и соответственно неправильной формы на правильную), при этом особенностью аристотелевской концепции социального развития является то, что каждая последующая стадия хуже предшествующей (аристократия хуже монархии, а охлократия – олигархии). Сам процесс развития представляет собой замкнутый цикл, в рамках которого правильные и неправильные формы последовательно сменяют друг друга. Полное прохождение цикла ведет к возобновлению процесса на новой исторической ступени развития.
    С развитием государственно-правовой системы изменялись и идейно-теоретические представления о проблемах типологии государства. В частности, Г. Елиннек писал, что, несмотря на постоянное развитие и преобразование, можно установить некоторые общие признаки, придающие определенному государству или группе государств на всем протяжении их истории черты определенного типа. Ученый различал идеальный и эмпирический типы государств, где первое – это мыслимое государство (теоретическая модель), не существующее в реальной жизни и рассматриваемое как своеобразный эталон (образец), с которым сравнивается конкретное государство. Эмпирический тип получается в результате сопоставления реальных государств друг с другом. Предметом типизации при этом является не абстрактная теоретическая модель идеального государства, а взятый в хронологической последовательности механизм государственно-правовой эволюции. Ученый выделяет древневосточный, греческий, римский, средневековый и современный типы государств.
    Г. Кельзен считал, что в основе типизации современных государств лежит идея политической свободы, поэтому выделяются два типа государственности: демократия и автократия.
    По мнению К. Ясперса, из чисто природного человеческого существования вырастают подобия организмов – социально-политические образования, которые живут и развиваются в соответствии с рядом закономерностей. Ученый предлагал хронологическую типизацию, основанную на общей посылке, в соответствии с которой любое государство представляет собой особую форму жизни, имеющую свое начало и конец. При этом ученый отрицал эволюционный характер социально-политического процесса, утверждая, что различные исторические типы государств ни в коей мере не взаимосвязаны, соприкосновение неодинаковых по типовой принадлежности государств, по его мнению, приводит к тому, что они только мешают друг другу.
    В современном теоретическом государствоведении выделяются самые разные критерии типологии государства. Проводится типологическая градация по таким критериям, как: 1) Роль религии (теократические и светские); 2) Политический режим (демократические и антидемократические); 3) Форма правления (республики и монархии); 4) Территориальное устройство (унитарные и федеративные); 5) Географическое расположение и отношение к частям света (западные, восточные, европейские, азиатские, африканские, южноамериканские и пр.); 6) Цикличность (города, патримонии (домена), публично-правового порядока (стейт)). Иногда, по сути, предлагается вернуться к типизации, предложенной еще античными мыслителями. Так, например, французский исследователь М. Тропе, классифицируя государства, подразделяет их на монархии, аристократии и демократии.
    Учитывая множественность точек зрения, связанных с рассмотрением проблемы типологии государств, представляется целесообразным их объединение в рамках двух подходов: монистического и плюралистического.
    Монистический подход предполагает осуществление типизации по единственному критерию, признаваемому основным отличительным признаком, наличие которого позволяет отнести различные государства к тому или иному типу. В свою очередь плюралистический подход подразумевает использование нескольких критериев, сочетание которых позволяет говорить о типе государства как о комплексной, системной категории. Таким образом, монистическому и плюралистическому подходам соответствуют формационный и цивилизационный подходы соответственно.
    В основе формационного подхода лежит единственный критерий деления государств на типы – «общественно-экономическая формация» (почему подход и назван «формационным» и относится к «монистическому»), которая призвана характеризовать тип общества в единстве его базиса (типа производственных отношений, экономической структуры общества) и надстройки. Общество в своём развитии проходит через определённые, сменяющие друг друга циклы (этапы) – первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и социалистический, каждый из которых соответствует своей общественно-экономической формации.
    В основе цивилизационного подхода лежит множественный (плюралистический) критерий деления государств на типы, объединенный одним названием – «цивилизация» (от лат. civilis – гражданский). Государство рассматривается с точки зрения комплексного подхода в рамках которого объединяются объективно-материальные и идейно-духовные факторы при этом если для представителей формационного подхода первичным определяющим тот или иной тип государства является материальное начало (бытие), то для представителей цивилизационного подхода первичным является – идейно-духовные факторы. Основное предназначение термина «цивилизация» видится в том, чтобы обозначить тип культуры (греческая, египетская, сирийская, западно-европейская, православная и др.). Отсюда и в понимании цивилизации следует исходить из понимания культуры, поскольку человек как существо не только биологическое, но и социальное, стал, наряду с естественной природной средой, создавать для себя новую, искусственную среду обитания – «вторую природу». И вот эта деятельность человека и ее результаты и называются «культурой». Основной категорией в оценке и характеристике культуры является понятие «ценность». В процессе деятельности человек создает как объекты материальной культуры, так и духовные ценности. В том числе и такие ценности, как право и государство.

  12. Dima1792 Ответить

    Важнейшее значение в теории государства и права придаётся классификации государств на определенные типы, объединяющие государства со сходными признаками на основании тех или иных факторов.
    Проблема типологии государства долгое время является актуальной в рамках теории государства и права. Типология государства неразрывно связана с учением о форме государства, но не совпадает с ним.
    Особенности государства конкретного исторического периода определяются состоянием и уровнем развития общества. При неизменности формальных признаков (территории, публичной власти, суверенитета) государство по мере общественного развития претерпевает серьезные изменения.
    Особенности исторических периодов (этапов, эпох) в развитии государственно-организационного общества у различных народов в различное историческое время позволяют, тем не менее, выявить существенные общие черты, характерные для всех государств данного периода. Первые попытки такого обобщения, несмотря на отсутствие исторического опыта государственного строительства, были предприняты Аристотелем и Полибием.[1]
    Аристотель считал, что основными критериями разграничения государств являются: количество властвующих в государстве; осуществляемая государством цель. По первому признаку он различал правление одного, правление немногих, правление большинства. По второму признаку все государства делились на правильные (в них достигается общее благо) и неправильные (в них преследуются частные цели). Отвлекаясь от конкретных условий того времени, Аристотель считал главное различие государств в том, в какой мере государство обеспечивает свободу и личные интересы каждого.[2]
    Полибийговорил, что развитие государства, смена его типов (разновидностей) – естественный процесс, определяемый природой. Государство развивается по бесконечному кругу, который включает фазы зарождения, становления, упадка и исчезновения. Эти фазы переходят одна в другую, и цикл повторяется вновь. История подтверждает, что цикличность в развитии государственно-организованного общества – закономерный процесс. Тем не менее, главное в воззрениях Полибия состоит в том, что за основу смены циклов в развитии государства он принимал изменения в соотношении государственной власти и человека.[3]
    Разнообразие научных подходов в оценке этого чрезвычайно сложного и неоднозначного общественного явления стало объективной основой концептуального плюрализма типологии государств.
    Сама по себе «типология» – это учение о классификации, т.е. распределении объектов какого-либо рода на взаимосвязанные типы, классы, виды, группы в соответствии с наиболее общими и существенными признаками и свойствами объектов данного рода; это учение об упорядочении и систематизации сложных объектов (в нашем случае таким сложным объектом является государство). Исходя из этого, можно дать определение непосредственно самой типологии государства

  13. Игорь2106 Ответить

    Главная задача типологии государства – выявление его основных исторических типов. Не уяснив основы исторических типов невозможно определить основные закономерности развития, сущность, роль и функции государства.
    Тип государства – система наиболее общих и устойчивых свойств, присущих государству на определенном этапе его исторической эволюции, отражающих его социальную сущность, содержание и назначение.
    Типология государства – учение о типах государства, которое включает в себя как исследование критерии деления на типы государств, так и характеристику самих этих типов.
    В типологии государства находит свое воплощение принцип историзма. Типология проливает свет на процесс последовательной трансформации государства из одного качественного состояния в другое, перехода от одного исторического типа к другому.
    Без изучения того, в каких условиях возникло государство, какие основные стадии оно прошло в своем развитии, что из себя представляет современное государство, невозможно проникнуть в сущность этого явления. Невозможно понять современное государство, не поняв причин, факторов, которые привели к этому государству.
    Типология позволяет провести научно-обоснованное деление истории государства на качественно-различные стадии – этапы, которые проходит государство в своем развитии, тем самым мы познаем логику, движущую силу развития, а это в свою очередь может служить основой для прогнозирования развития государства.
    Тип государства позволяет определить место государства в общей цепи исторического развития
    Тип государства позволяет конкретизировать социальную сущность государства и его назначение в обществе
    Тип государства позволяет нам выявить особенности построения механизма государства, формы осуществления его функций
    Всовременной науки преобладает два основных подхода к типологии государства: формационный подход и цивилизационный подходы.
    12. Формационный подход к типологии государства.
    Формационный подход базируется на разработанном в трудах Маркса и Энгельса понятии «общественно-экономическая формация». В соответствии с положениями формационного подхода, сущность государства, как и других социальных институтов (политическая надстройка) в конечном счете, определяется экономическим факторами (экономическим базисом). Экономический базис, или определённый способ производства материальных благ, состоит из производительных сил и производственных отношений. Основой экономического базиса, определяющей таким образом и всю политическую надстройку, являются производственные отношения, ядро которых – господствующая форма собственности. Формационная теория впервые была разработана Марксом, Маркс предлагал делить мировую история на три больших периода – макро-формации.

  14. and_kyiv Ответить

    Типология государств – это методологический познавательный прием, связанный с мысленным расчленением идеального целого (понятия государства) на части (типы). В данном случае типология рассматривается как процесс познания государств.
    Считается, что классификация оперирует реальными объектами, а типология оперирует абстрактными объектами.
    Значение типологии состоит в глубоком познании сущностно-содержательных признаков и закономерностей развития государств.
    Использование типологии позволяет все существовавшие и существующие государства дифференцировать на определенные группы (типы) и на основе этого познать сущность, социальную направленность, степень прогрессивности конкретных государств, определить стоящие у власти социальные группы, элиты, круг социальных интересов, защищаемых властью, установить тип социальной организации общества, уровень духовно-культурного развития и т.д.
    Тип государства – это совокупность общих, наиболее существенных черт и признаков государств данной группы. Она характеризует обобщенные черты этой группы, т.е. типологические признаки. Типологические признаки – это черты и свойства сущностно-содержательного характера, на основе которых происходит деление государств на типы.
    Наиболее широко известны типологии государств на основе формационного и цивилизационного подходов. Известны также десятки иных подходов, которые позволяют конкретизировать знания о государствах. Так, М.Н. Марченко указывает на личностный подход, базирующийся на степени экономической, социальной, политической и духовной свободы человека.
    Различают типологии синхронические и диахронические. Первые изучают государства в условно неподвижном, фиксированном виде, вне фактора времени, на некоторый данный момент и позволяют установить структуру, строение, элементы, связи между элементами. Диахронические типологии позволяют исследовать государство в развитии, сопоставить его высшие и низшие ступени развития, они связаны с фактором времени и поэтому их можно назвать периодизациям.
    Основные исторические типы государства
    Одной из первых синхронических типологий является типология государств Аристотеля, который разделил все государства на основе признаков: 1) по количеству властвующих – правление одного, немногих и большинства; 2) по осуществляемым государственным целям – преследующие общее благо – правильные государства, остальные – неправильные. Правильные: монархия, аристократия и полития; неправильные: тирания, олигархия, демократия.
    Продолжить ряд синхронических типологий можно, взяв за типологический признак отношение государства к религии. По этому признаку все государства делятся на атеистические, светские, клерикальные и теократические. В атеистических государствах религиозные организации запрещены и преследуются государством при его тотальном контроле и репрессиях в этой сфере жизни общества (социалистическая Албания, СССР) Светские государства не вправе контролировать сферу религиозной жизни граждан, религия отделена от государства и образование от церкви, государство не вмешивается в дела церкви, но и церковь не выполняет никаких функций государства, кроме удовлетворения религиозных потребностей населения (Германия, Франция, Россия). В клерикальных государствах какая-либо религия имеет статус государственной, сотрудничество государства и церкви выражается в передаче церкви некоторых функций государства – регистрация рождений, браков, смерти; представительство в государственных органах, контроль сферы образования, воспитания, религиозная цензура средств массовой информации; церковь получает налоговые льготы, субсидии от государства, а священники получают заработную плату (Великобритания, Норвегия, Швеция, Дания и другие). Теократические государства: государственная власть принадлежит церкви, которая определяет статус государственной религии, глава государства и церкви представлены в одном лице, религиозные нормы являются основным источником права (Иран, Ирак, Пакистан, Саудовская Аравия, Марокко и другие).

  15. roman313 Ответить

    Особенности государственной власти:
    1)ее политическая и классовая природа. Термины “государственная власть” и “политичес­кая власть” обычно отождествляются. Такое отождествле­ние допустимо. Во всяком случае, го­сударственная власть всегда является политической и со­держит элемент классовости. Функционирующая на научной основе под­линно народная власть — великая созидательная сила, об­ладающая реальной возможностью управлять действиями и поведением людей, разрешать социальные противоречия, согласовывать индивидуальные или групповые интересы, подчинять их единой властной воле методами убеждения, стимулирования, принуждения.
    2)ее субъект и объект обычно не совпадают, властвующий и подвластные чаще всего отчетливо разделены. В обществе с классовыми антагонизмами властвующим субъектом выс­тупает экономически господствующий класс, подвластны­ми — отдельные лица, социальные, национальные общнос­ти, классы. В демократическом обществе возникает тенден­ция сближения субъекта и объекта власти, ведущая к их частичному совпадению (каждый подвластный имеет право выбирать и быть избранным, высшие органы власти имеют над собой верховную власть народа). Полного совпадения субъекта и объекта быть не может, т.к. в противном случае власть утратит свою политическую силу, и станет общественной.
    3)она проявляется в деятельности госу­дарственных органов и учреждений, образующих механизм (аппарат) этой власти. Механизм государства претворяет в жизнь гос. власть. Властвующий субъект не передает органам государ­ства свою власть, а наделяет их властными полномочиями.
    Государственная власть реализуется через государствен­ное управление – целенаправленное воздействие государ­ства, его органов на общество в целом, те или иные его сферы для выполнения стоящих перед обществом задач и функций.
    4)государственная власть должна иметь организованную силу для проведения воли властвующего субъекта в жизнь, обеспе­чения законности и правопорядка в обществе. Любая власть нуждается в силе авторитета: чем глубже и полнее власть выражает интере­сы народа, всех слоев общества, тем больше она опирается на силу авторитета, на добровольное и сознательное подчи­нение ей. Организованная сила должна направляться разумной и гуманной волей властвующего субъекта. Если государственная власть для решения внутренних проблем опирается только на силу, то это доказывает ее нестабильность.
    Таким образом, государственная власть – концент­рированное выражение воли и силы, мощи государства, воплощенное в государственных органах и учреждениях. Она обеспечивает стабильность и порядок в обществе, за­щищает его граждан от внутренних и внешних посяга­тельств путем использования различных методов, в том числе государственного принуждения и военной силы.
    Государство – это система каких-то организаций. Это объективно необходимая форма организации общества.
    Признаки:
    1.Государство является официальным представителем всего населения страны, объединяет всё население
    2.Суверенитет – верховенство власти на своей территории и независимость в международных отношениях. Государство — единственный носитель суверенной власти.
    3.Государство издает законы и подзаконные акты, обладаю­щие юридической силой и содержащие нормы права. Нормативные акты государства обя­зательны для всех государственных и муниципальных органов, общественных объединений, частных организаций, должност­ных лиц и граждан. Правотворчество — исключительная преро­гатива государства.
    4.Государство имеет сложный аппарат управления обществом и принуждения. Может применять насильственные меры. Эти органы имеют государствен­но-властный характер их полномочий.
    5.Государство имеет правоохранительные (каратель­ными) органами (суд, прокуратура, милиция, полиция и т.д.), специально призванные стоять на страже законности и право­порядка.
    6.Только государство располагает вооруженными силами и органами безопасности, обеспечивающими его оборону, сувере­нитет, территориальную целостность и безопасность.
    7.Тесная органическая связь государ­ства с правом. Право – экономически и духовно обусловленное нормативное выражение государственной воли общества, государственный регулятор общественных отноше­ний.
    8.Государство устанавливает размеры и сроки уплаты налогов, собирает их, издавая соответствующие законы. Налоги необходимы для содержания государственных органов, армии, выплаты пенсий, пособий многодетным семьям, безработным, инвалидам.
    9.обладает публичной властью – она отделяется от общества, надстраивается над ним
    В настоящее время выделяют два подхода: формационный и цивилизационный.
    1.До недавнего времениформационный подход признавался у нас в качестве единственно возможного и научного, т.к. выражал марксистское отношение к вопросу о типе государства. Он основывается на отражение процесса исторически неизбежной смены общественно-экономических формаций, каждой из кото­рых соответствует определен­ный тип государства.
    Типы государств:
    1.Рабовладельческое государство – это исторически первый тип государственной организации, возникшей на развалинах первобытно-общинного строя. Экономическую основу его составляла частная собственность. Впервые в наиболее резкой форме проявляется экономическое, политическое и социальное неравенство классов и слоев общества, почти ничем неограниченное господство одного класса и полное бесправие другого. Рабы были вещью.
    2.феодальное государство – появились в результате 1)образования крупного землевладения и 2)превращения светской и духовной знати в класс феодалов, а также 3)разложения сельской общины и превращения свободных крестьян-общинников и несвободных землевладельцев в крепостных крестьян. Крепостные не имели права собственности на землю, но имели своё небольшое хозяйство. Эксплуатация крестьян помещиками осуществляется путем взимания с них феодальной ренты.
    3.капиталистическое государство – появились в результате буржуазных революций, покончивших с феодальным экономическим и социально-политическим строем. Экономической основой буржуазного государства была система хозяйствования и частная собственность на наиболее важные орудия труда и средства производства. Частная собственность объявлялась священной и неприкосновенной. На ее охрану и защиту было направлено все конституционное и текущее законодательство.
    4.социалистическое государство – возникает путем совершения социалистической революции. Ближайшей целью коммунистов является “ниспровержение господства буржуазии, завоевание пролетариатом политической власти”. Важной закономерностью и одновременно предпосылкой становления и развития социалистического государства и права, согласно марксистской доктрине, является слом старой государственной машины, уничтожение буржуазного государственного аппарата. Сущностью нового государства является диктатура пролетариата.
    2.В настоящее время в цивилизационном подходе преобладает так называемое «технологическое» на­правление, согласно которому тип государства связывается с той ступенью научно-технического прогресса и жизненно­го уровня населения, определяемого потреблением и оказанием услуг, которой соответствует данное государство.
    В рамках данного подхода наиболее распространённой является «теория стадий экономического роста» (Уолт Ростоу). Все общества по экономическому развитию можно от­нести к одной из пяти стадий:
    1.традиционное общество – преобладание сельского хозяйства
    2.переход­ное общество, в котором закладываются основы преобразова­ний
    3.общество, переживающее процесс сдвига – взлёт научно-технического развития как в промышленности, так и в сельском хозяйстве
    4.созревающее об­щество – пора зрелости, устойчивое превышение вы­пуска продукции над ростом населения
    5.общество, достигшее высокого уровня народного по­требления – массовое потребление, ведущие секторы экономики переходят на производство предметов потребления длительного пользования и услуг

  16. troyan.81 Ответить

    В греческом государстве индивид полностью поглощался государством, которое не оставляло ему никакой свободы от своей власти, помимо права участия в государственных отношениях властвования.
    В римском государстве индивид имел «самостоятельную, не исходящую от государства и не контролируемую им власть, равносильную по власти государству». Здесь уже различались публичная и частная власти. В греческом и римском государствах не было разделения на господствующих и подвластных, противостоящих друг другу.
    Средневековому государству свойственно противоречие между правом короля и правом народа. Типическая черта в том, что “широкие массы народа в большинстве случаев остаются чуждыми государственной жизни”.
    Отличительной чертой государств современного типа, по мнению Еллинека, является то, что индивид — самодовлеющая моральная и правовая величина, в то время как государства другого типа резко отличает недостаточное уважение к личности.
    Типология государств, предложенная Г. Еллинеком, позволяет проследить процесс признания прав и свобод личности в государстве, тенденцию развития характера власти государства [17].
    Г. Кельзен считал, что в основе типизации современных государств лежит идея политической свободы и выделял два типа государственности: демократию и автократию. Г. Кельзен пришел к выводу, что любое государство, включая авторитарное, является правовым. Этот вывод резко контрастировал с доктринами либеральной демократии середины XX в., в которых правовое государство выступало альтернативой тоталитарным политическим режимам [5].
    Л.Гумплович классифицировал современные ему государства в зависимости от размеров территории и численности населения, деля их на мировые с территорией более 1 млн. кв. км и населением более 50 млн. человек, великие – от 200 тыс. до 1 млн. кв. км и населением от 30 до 50 млн. человек, малые – с территорией менее 200 тыс. кв. км и населением до 30 млн. человек [5].
    Американский профессор Р. Макайвер также делит все государства на два типа: династические (антидемократические) и демократические. Отличия между ними заключены в степени отражения государственной властью воли общества [17].
    Русский историк Н.И. Кареев выделял шесть типов государств: государство-город, восточную деспотию, феодальное поместье-государство, сословную монархию, западноевропейскую абсолютную монархию, конституционное государство.
    В соответствии с другой типологией государства делятся на неразвитые (эксплуататорские) и развитые (цивилизованные). Одним из критериев в этом случае служит уровень развития права. Если право неразвито, “не развернулись его свойства как самостоятельного и «сильного» нормативного социального феномена”, оно остается “придатком государственной власти, всецело зависящим от ее усмотрения”. В развитом государстве “развернулись свойства писанного права, оно выступает в качестве самостоятельного феномена, способного противостоять любому произволу, в том числе и произволу государственной власти”.
    В.Чиркин считает возможной следующую типологию государств: монистические, сегментарные и плюралистические. При этом критерием классификации государств становится то, у кого находится реальная государственная власть. Данная типология государств берет за основу суверенитет государственной власти, вернее, ее источник.
    По указанному выше основанию Л.Рожкова разделяла государства на два основных типа: автократии и политократии. Под автократией следует понимать государство, которому свойственно неограниченное, бесконтрольное полновластие одного лица — главы государства. В политократии источником суверенитета государственной власти признается население.
    Весьма похожа концепция типологии государства Р.Севортьяна.
    Он считает, что государства можно делить на бюрократические и плюралистические. В бюрократическом государстве реальная власть принадлежит партийной, военной, административно-хозяйственной бюрократии. Полицентрическим следует признать государство, слитое с обществом.
    О.Лейст и И.Мачин предлагают типы государств, основанные на соотношении государства и общества [17].
    На различении права и закона строит типологию государств В.Четвернин. Он делит государства на правовые и неправовые. В качестве исходной посылки для деления автор предлагает использовать две метатеории государства и права: классический легистский позитивизм и непозитивистское правопонимание.
    По мнению М.Н. Марченко, признаками, характеризующими правовое государство, являются: верховенство и реальное господство закона, гарантированность прав и свобод граждан, взаимная ответственность граждан и государства, реализация принципа разделения властей, поддержание режима демократии, законности и конституционности, реальное обеспечение прав и свобод рядовых граждан. Именно они служат критериями для отграничения правового государства от неправового [9].
    Наиболее известной из концепций правово-го и неправового типов государств стала теория Канта. В зависимости от того, какое число лиц представляет волю народа, т.е. от имени народа владеет верховной государственной властью, различается три формы господства: автократия (одно лицо повелевает всеми), аристократия (некоторые, равные между собой, совместно правят остальными), демократия (все вместе повелевают каждым). Правовое государство не тип, а идеал – государство возвышенное, что установить и сохранить его неимоверно трудно [3].
    В рамках типологии предложенной Г.Назаренко критерием для разделения государств на типы служат исторические типы права. За основу принимается тезис о том, что историческими типами права признаются: 1) сословное право, включающее в себя право государств азиатского способа производства, рабовладельческое и феодальное право; 2) формальное право; 3) социальное право — право XX в. В зависимости от того, какой тип права господствует в том или ином государстве выделяется три типа государств: сословное государство, современное представительное государство, цивилизованное государство [17].
    Несмотря на то, что термин “партийное государство” достаточно часто используются в политологических исследованиях, статуса типологической категорий он не получил. Партийное государство создается и действует как воплощение интересов части общества, не ограниченное правом и подчиненное принципам групповой целесообразности, возведенным в закон и навязанным обществу. Такое государство проповедует определенную идеологию. Превращая её в общеобязательную, оно само прочно связано этой идеологией, не признает за людьми никаких прав [3].
    Таким образом, по мнению различных учёных критерием типологии государства выступает и уровень развития, организации государственно-политических институтов, и уровень развития права, и признак, указывающий на источник государственной власти.
    Оригинальных идей накоплено достаточно много, они обладают высокой степенью универсальности и целостности. Они вполне способны заменить столь впечатляющий монолит марксистско-ленинской типологии [3].
    Множество подходов также позволяет сделать вывод о том, что сегодня не существует единственно правильной типологии государства и права. При этом можно констатировать степень приближенности каждой типологической конструкции к познанию данного объекта. Ни одна из систем не заключает в себе всю истину, но в то же время ни одну из них нельзя признать целиком ошибочной. Кроме того, наличие альтернативных типологий государства позволяет более целостно понять сущность государства [17]. При том, что каждая из типологий создавалась и применялась вследствие отказа от других, уже сам факт их многообразия говорит о недостаточности любой из отдельно взятых [3].
    Также можно сделать вывод, что во всем многообразии концепций так или иначе выделяются те, которые претендуют на универсальность.

  17. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *