Во сколько лет лучше отдать в школу ребенка?

13 ответов на вопрос “Во сколько лет лучше отдать в школу ребенка?”

  1. PROton Ответить

    Многие родители хотят видеть в своих детях вундеркиндов и стремятся дать им лучшее образование. Нередко они идеализируют ребенка и полагают, что он слишком умен, чтобы продолжать ходить в детский сад. Потому нужно решить: во сколько лет отдавать ребенка в школу? Ведь нередко дети умеют выполнять довольно сложные задачи уже в 5-6 лет. Давайте разберемся в нормативах, а также в рекомендациях экспертов.
    Содержание:
    С какого возраста можно посещать школу
    Во сколько лет отдавать ребенка в школу
    Когда поступление в первый класс лучше отложить
    Влияет ли пол на готовность к школе
    Распространенные заблуждения родителей

    С какого возраста ребенок может посещать школу

    При обучении ребенка на территории России обращаемся к ФЗ «Об образовании» и видим следующее: «при достижении возраста 6 лет и 6 месяцев, но не позже 8 лет». Исключение составляют случаи, когда ребенок не может идти в школу даже при достижении возраста 8 лет, например из-за серьезного заболевания. Однако в большинстве случаев возрастные рамки необходимо соблюдать – в противном случае к родителям или законным представителям будут применены санкции со стороны контролирующих организаций.
    Речь идет именно о том, с какого возраста ребенок может посещать школу по закону – рекомендаций действующее законодательство не дает. Если у вас есть выбор, рекомендуется руководствоваться особенностями его личности, уровнем психического развития, приобретенными навыками и рядом других факторов, о которых мы поговорим далее. Но сразу отметим: мнение о важности раннего начала обучения часто ошибочно.

    Во сколько лет отдавать ребенка в школу

    Универсального ответа на вопрос со скольки лет лучше отдавать ребенка в школу не существует. Важен индивидуальный подход, нужно отойти от идеализации и взглянуть на вещи реально. В том, что некоторые дети развиваются медленнее сверстников, нет никакой катастрофы.
    Если ребенок пока не готов начать обучение – не нужно пытаться «надрессировать» его в сжатые сроки. Учтите все факторы, которые отмечают педагоги и психологи.

    Интеллектуальное развитие

    Это определяющий фактор. Именно развитые навыки, способность к концентрации внимания и соответствие базовым дидактическим требованиям обуславливают готовность ребенка к кардинальным изменениям в его жизни. Интеллектуальное развитие позволяет малышу идти в начальную школу, если он:
    обладает связной речью и значительным словарным запасом – может подбирать к ним синонимы, составлять сложные предложения, может образовывать однокоренные слова;
    с легкостью составляет рассказ по изображению с определенным сюжетом;
    умеет произносить звуки и находить их в определенных словах;
    обладает скоростью чтения не менее 7-8 слов за одну минуту;
    умеет писать заглавными буквами;
    называет главные геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник);
    знает о свойствах конкретных предметов, об их форме, габаритах, нахождении относительно другого объекта;
    не испытывает сложностей в процессе сборки пазлов, предназначенных для его возраста;
    различает цвета и знает их названия;
    запоминает и рассказывает стихи и скороговорки;
    умеет раскрашивать картинки, не допуская существенных выходов за ее контуры.
    Умение читать необязательно, но желательно. Практика показывает, что читающие по слогам дети легче адаптируются к учебному процессу. Также они испытывают меньший стресс при подготовке. При этом все навыки должны приобретаться постепенно, в процессе регулярных игр и занятий. Если вы возведете перечень требований в культ и решите во что бы то ни стало вбить в голову ребенку необходимые знания – это приведет к негативным последствиям. Не стоит чрезмерно нагружать малыша, иначе он потеряет интерес к учебе.
    Рейтинг ТОП-7 лучших онлайн школ

    Перейти на сайт школы

    Онлайн школа для подготовки к ЕГЭ по 4 предметам: русский, математика, английский, физика. Занятия проходят на современной IT-платформе, включающей видеосвязь, чат, тренажеры и банк задач.

    Перейти на сайт школы

    Образовательный IT-портал, который помогает стать программистом с нуля и начать карьеру по специальности. Обучение с гарантированной стажировкой и бесплатные мастер-классы.

    Перейти на сайт школы – Бесплатный пробный урок

    Крупнейшая онлайн-школа английского языка, которая дает возможность индивидуально выучить английский с русскоязычным преподавателем или носителем языка.

    Перейти на сайт школы – Бесплатный пробный урок

    Школа английского языка по Skype. Сильные русскоязычные преподаватели и носители языка из Великобритании и США. Максимум разговорной практики.

    Перейти на сайт школы – Бесплатный пробный урок

    Онлайн школа английского языка нового поколения. Преподаватель общается со студентом по Скайпу, а урок проходит в цифровом учебнике. Персональная программа обучения.

    Перейти на сайт школы

    Онлайн-университет современных профессий (веб-дизайн, интернет-маркетинг, программирование, менеджмент, бизнес). После обучения студенты могут пройти гарантированную стажировку у партнеров.

    Перейти на сайт школы – Бесплатная регистрация

    Интерактивный онлайн-сервис для изучения и практики английского языка в увлекательной игровой форме. Эффективные тренировки, перевод слов, кроссворды, аудирование, словарные карточки.

    Эмоциональная зрелость

    Как и в случае со взрослыми эмоциональная зрелость ребенка выражается в умении сначала думать, и только потом говорить и делать; в способности принимать взвешенные решения; в способности к концентрации внимания и собранности. Дети часто готовы к школе по критерию интеллектуального развития, но эмоциональной зрелости им явно не хватает – потому ребята так часто «выгорают» во время занятий. На фоне психологической неготовности к серьезным переменам возникают и проблемы психологического характера.

    Мотивация

    В период поступления в школу полностью перестраивается образ жизни детей – в ней появляется новый режим, иные обязанности, повышается уровень ответственности, выражается необходимость ежедневно работать. И движущей силой в процессе этой перестройки является мотивация. Чтобы уточнить ее наличие у ребенка достаточно задать ему вопрос: «Хочешь ли ты идти в школу? Почему?». Если ответ будет конкретным и содержательным, то в присутствии мотивации можно не сомневаться.

    Здоровье и физическое развитие

    Если ребенок психологически уже готов к поступлению в начальную школу, стоит обратить внимание на состояние его здоровья. Ведь даже задача заниматься в течение урока протяженностью 40 минут может стать попросту невыполнимой. Поэтому стоит прислушаться к мнению педиатров. Врачи полагают, что дети могут идти в первый класс, когда они:
    В состоянии отвести руку назад и дотянуться кончиками пальцев до уха.
    Пожимая руки, отводят большой палец.
    Имеют хорошо сформированные чашечки коленей, суставы и стопы.
    Постепенно меняю молочные зубы на коренные.
    С легкостью готовы прыгать на одной ноге.
    Не испытывают сложностей, когда играют в мяч – легко ловят и бросают его.
    Еще один важный фактор – мелкая моторика. Ребенок должен уметь лепить из пластилина, использовать ножницы, зашнуровывать ботинки и застегивать на себе одежду.
    Немаловажно и состояние здоровья: врачи советуют по возможности повременить со школой, если дети слишком часто болеют или имеют серьезные хронические заболевания, поражения нервной системы. Даже если видимые «противопоказания» отсутствуют, перед принятием решения стоит прийти на консультацию к педиатру.

    Коммуникация

    В начальной школе малышу придется проявлять навыки общения – его будут окружать десятки незнакомых людей, которые начнут формировать единый коллектив. Потому важно умение вступать в отношения со сверстниками и иметь корректную самооценку, которая избавит от положения «белой вороны».

    Самостоятельность

    Еще один важный фактор, без которого первокласснику будет невероятно сложно влиться в школьную жизнь. Ребенок должен уметь самостоятельно одеваться, посещать общий туалет, элементарно заботиться о себе, не теряться в столовой, уметь раскладывать письменные принадлежности и собирать вещи в рюкзак.

    Уровень тревоги

    Тревожным детям гораздо тяжелее учиться, чем их более уравновешенным сверстникам. Ребенок не должен панически бояться плохих оценок или испорченных отношений с одноклассниками. Важно, чтобы тревогу в нем не селили сами родители, которые ждут от своего чада одних только «пятерок» и блестящей учебы. Дети должны понимать, что вы поддержите их в любой ситуации и «двойка» не изменит вашего отношения к ним.

    Тип темперамента

    Темперамент определяет не только потенциальные успехи в учебе, но и способность к коммуникации. Существенную роль при этом играет и пол ребенка.
    Психологи полагают, что девочки-холерики и меланхоличные мальчики сложнее всего переносят необходимость приспосабливаться к условиям школы.
    Так мальчики-меланхолики крайне чувствительны, им сложно постоять за себя и найти подход к одноклассникам, потому коллектив нередко отторгает их. Девочки-холерики, напротив, чрезмерно активные. Для них просто сидеть на одном месте в течение урока уже сложная задача. Они не отличаются хорошим поведением, нередко ввязываются в споры и драки со сверстниками.
    Легче всего обучение в 1-м классе начальной школы дается детям-сангвиникам. Это любознательные ребята, которые тянутся к знаниям и проявляют неподдельный интерес к урокам. Они легко находят общий язык с другими детьми, не испытывают проблем в коммуникации ввиду достаточной общительности. Стресс, связанный с переменой режима дня и появлением новых обязанностей, они переносят гораздо легче меланхоликов и холериков.
    Темперамент оказывает существенное влияние на детей, которые идут в первый класс. В этот период их характер во многом является определяющим. Но постепенно значение темперамента снижается. Потому данный фактор стоит считать важным, но не определяющим. Так если в начале обучения активность девочки-холерика зашкаливает, а успеваемость страдает, то при правильном подходе со стороны педагогов эффективность обучения со временем придет в норму.

    Когда поступление в первый класс лучше отложить

    Обычно родители сами решают, в каком возрасте идут в школу их дети. Но есть ряд очевидных «противопоказаний» к раннему началу учебы. Идти в первый класс до достижения ребенком 7-ми лет не стоит в следующих случаях:
    Психологические проблемы. У детей отсутствует мотивация, в их жизни наступает тяжелый период (например, родители ссорятся или расстаются), в семье появляется еще один малыш и потенциальный первоклассник начинает получать меньше внимания.
    Социальные проблемы. На ребенка оказывается излишнее давление, от него слишком многого требуют в школе, он испытывает трудности из-за отдаленности учебного заведения от дома и необходимости ежедневно добираться до школы на общественном транспорте.
    Проблемы со здоровьем. У ребенка есть хронические или психические заболевания, не так давно он перенес серьезную травму, наблюдается сниженный иммунитет.
    Если данные проблемы присутствуют – поступление в начальную школу лучше отложить еще на год.
    Перед принятием решения обязательно проконсультируйтесь с психологом, педиатром и педагогами школы, в которую вы хотите отдать малыша. Прислушайтесь к мнению специалистов и желанию самого ребенка в корне изменить свою жизнь уже сейчас.

    Влияет ли пол на готовность к школе

    Да, влияет. Родители ошибочно полагают, что мальчиков стоит отдавать в школу раньше, чем девочек. На деле юные представительницы прекрасной половины человечества созревают гораздо раньше: в более раннем возрасте они обладают лучшим интеллектуальным и эмоциональным развитием, коммуникативными навыками и способностью адаптироваться к новому ритму жизни.
    При этом девочки более покладисты, учителя редко испытывают с ними серьезные проблемы. Мальчики же созревают позднее – часто они имеют игровую мотивацию к поступлению в начальную школу. Они могут воспринимать ее как новую игровую площадку. В сравнении с девочками они менее ответственные и покладистые, нередко ввязываются в ссоры и драки, имеют проблемы с коммуникацией и установлением адекватных отношений в коллективе.
    С какого возраста ребенок может посещать школу в зависимости от пола? Согласно данному критерию девочек можно отправлять в 1-й класс при достижении ими 6 лет и 6 месяцев, а вот мальчикам лучше начинать заниматься после 7 лет. Исключения из правил есть и их достаточно много. Половой фактор рекомендуется учитывать, но не ставить во главу угла. Основными должны оставаться критерии уровня эмоционального, интеллектуального и физического развития.

    Распространенные заблуждения родителей

    Ребенок готов к школе, если научился читать. Данные навыки описывают уровень интеллектуального развития детей. Опираясь исключительно на них, вы забываете о важности психологического и эмоционального фактора, о возможном наличии тревоги и отсутствии мотивации. Умные не по годам ребята могут быть попросту не готовы к поступлению в 1-й класс из-за комплекса причин, никак не связанных с их интеллектуальным развитием.
    Любого ребенка можно подготовить к раннему поступлению в школу. На практике это не так: вы можете вложить в голову определенные знания, но не научите за пару месяцев выстраивать корректные отношения с людьми, не измените его психику. Желание видеть в своем чаде вундеркинда и успевающими за всеми отличника нередко селит в его подсознании тревогу. Излишний прессинг приведет к снижению самооценки – в результате ребенок только пострадает.
    Мальчики должны идти в школу раньше девочек. На самом деле это не так. К каждому случаю необходимо подходить индивидуально. Часто наоборот: девочки обладают достаточно развитым интеллектуальным развитием в возрасте 6 – 6.5 лет, тогда как мальчики догоняют их лишь к 7-ми годам. Это связано с психическими и физиологическими особенностями детей.
    Чем раньше ребенок идет в школу, тем выше будет его успеваемость. Действительно, некоторые дети уже при поступлении в первый класс демонстрируют существенные отличия от одноклассников. Они проявляются в развитых навыках чтения и письма, в оригинальности при играх, в хорошем уровне физической подготовки. Многое зависит от темперамента – легче всего учебный процесс дается сангвиникам. Однако по мере взросления детей их «стартовые возможности» уравниваются.
    Дети не хотят идти в школу из-за лени. На самом деле, они не хотят идти туда из-за отсутствия мотивации. Им не интересно познакомиться с новыми людьми, они не хотят менять существующий распорядок дня на новый. Они часто боятся перемен из-за излишнего прессинга, проблем с коммуникацией или тревоги. Назвать точную причину может только психолог, поэтому при отсутствии мотивации к обучению обязательно обратитесь к специалисту.
    Ребенок не готов начать обучение из-за задержки интеллектуального развития. Это далеко не всегда так – неготовность к школе можно связывать с интеллектом только после получения соответствующего диагноза от лечащего врача. Дети развиваются по своему индивидуальному графику, легко догоняют и перегоняют сверстников. Ставить на их умственных способностях крест из-за неготовности обучаться в 6 лет не стоит.

    Резюме

    В каком возрасте ребенка лучше отдать в школу? Действующее законодательство предусматривает возрастные рамки в диапазоне от 6 лет 6 месяцев до 8 лет. Соответственно большинство детей могут поступить в 1-й класс в один из двух учебных лет. При выборе времени для начала обучения необходимо руководствоваться комплексом факторов.
    Ключевые из них – уровень физического, психологического и эмоционального развития. На успеваемость также могут повлиять коммуникативные навыки, темперамент, достигнутая самостоятельность и даже половая принадлежность. Потому перед принятием решения важно получить консультацию у психолога, педиатра и квалифицированного педагога.

  2. Bufym Ответить

    Вообще, сегодня укоренилась тенденция отдавать детей в школу раньше, нежели это было пару-тройку десятилетий назад.
    Помню, в моём классе была одна «декабрьская» девочка Аня. Её отдали в первый класс в шесть лет, в то время как большинство детей в коллективе родились весной и летом (соответственно, им было уже по семь). Так вот, её часто дразнили по этому поводу, называли «малышкой». В то же самое время другая одноклассница Ира (она родилась в ноябре) была самой старшей в классе, поскольку пошла в школу в неполные восемь. Она очень гордилась этим и часто подчёркивала свой старший возраст. Сейчас же, наблюдая за взаимоотношениями в ученическом коллективе сына, я вижу, что такого уже нет: рядом совершенно спокойно «уживаются» ребята с разницей в возрасте в год.

    Определяющие факторы

    Определяя готовность ребёнка в школе, родители не должны ориентироваться только на возраст. Учитывать нужно многие факторы, чтобы малыш чувствовал себя в роли ученика максимально комфортно. Причём, задумываться нужно хотя бы за полгода до потенциального похода в школу.

    Интеллектуальное развитие

    Для будущего школьника очень важным фактором является развитие интеллекта. Здесь можно выделить следующие примерные параметры:
    Развитое логическое мышление, способность понимать причинно-следственные связи, родовидовые отношения. В этом плане показательны будут настольные дидактические игры (типа «Подбери к каждой профессии её атрибуты» или парные картинки «Что было и что стало» и пр.), занятия с пазлами.
    Достаточно широкий кругозор. Хорошо, если малыш любознательный, интересуется устройством окружающего мира.
    Элементарные математические знания. Малыш должен уметь легко считать от 1 до 10 и обратно (хотя в программе подготовительной группы уже идёт счёт до 20), решать простейшие задачки, знать основные геометрические фигуры.
    Хорошая внятная речь, достаточный словарный запас (не менее 3500 слов). Все логопедические проблемы к школе должны быть устранены, начинать это нужно уже с 5 лет. Ребёнок должен уметь говорить полными предложениями, составлять небольшой рассказ по картине, по ряду сюжетных картинок, подбирать синонимы и антонимы к словам.
    Развитая память, способность последовательно воспроизводить события. Ребёнок должен легко запоминать небольшие стишки, песенки, уметь пересказать сказку, короткий рассказ, просмотренный спектакль. При этом важна внимательность к деталям.

  3. lucifer Ответить

    Многие родители задаются вопросом о том, когда отдавать ребенка в школу: дождаться семи лет или начинать школьные годы уже в шесть? Однозначного ответа на этот вопрос нет, судить нужно по уровню развития и желаниям каждого ребенка индивидуально.
    Но есть несколько критериев и рекомендаций, которые помогут определить, готов малыш к поступлению в первый класс или еще нет.
    1. Уровень интеллектуального и психологического развития ребенка
    Есть дети, которые в шесть лет уже читают классиков русской литературы или умножают и делят в уме многозначные числа. Это действительно высокий уровень развития интеллекта, но это не значит, что дошкольник уже готов идти в первый класс.
    Основной критерий оценки уровня готовности к школе — умение удерживать внимание, сосредотачиваться, соблюдать правила поведения на уроке, не терять интерес к занятию через несколько минут после начала. Но не стоит муштровать шестилетку и заставлять его высиживать 45 минут урока без перерывов.
    Дети в возрасте 6–6,5 лет могут легко удерживать внимание в течение 15 минут. После этого нужно делать перерыв в занятии, а в школе урок не прерывается от начала до конца.

    Год между шестью и семью годами ребенка нужен ему, чтобы стать усидчивее и по-настоящему захотеть на школьные уроки. На подготовительных занятиях дошкольников как раз учат легко воспринимать временны?е промежутки и правильно себя вести на уроке. Им постепенно повышают нагрузку, чтобы не делать переход от дошкольной системы обучения к школьной резким.
    Тем не менее, если ваш ребенок в шесть лет хорошо и с интересом читает (примерно 40–60 слов в минуту), считает и пишет, а еще сам хочет пойти в школу и просит вас его туда отправить — не отказывайте ему. Потому что моральная готовность — это одно из достаточных условий для начала учебы в школе. Лучше всего перед принятием этого решения проконсультироваться с детским психологом. Он сможет сказать, действительно ли ребенок готов к школе психологически.
    2. Здоровье ребенка
    Самое главное в любом возрасте ребенка — следить за его здоровьем и иммунитетом. Если он часто болеет и не воодушевлен физическими нагрузками, то и умственные нагрузки он будет воспринимать тяжелее, чем остальные.
    Еще один год здорового питания, прогулок на свежем воздухе, получения всех нужных витаминов и укрепления иммунитета точно не повредит малышу. Наоборот, здоровое и активное состояние ребенка — гарант его уверенности в своих силах и интереса к получению новых знаний.

    3. Уровень социального развития
    Школа — это прежде всего коллектив. Коллектив, состоящий из таких же непосед, каждый из которых активно пробует разные социальные роли, учится общаться вежливо и чутко, уважительно и достойно — и со сверстниками, и с учителями. Все учатся на основе той базы социальных навыков, которую приобрели в дошкольный период.
    Если вы чувствуете, что ваш ребенок еще недостаточно социализирован и не всегда правильно реагирует на других детей или взрослых в процессе общения, если он испытывает смущение или наоборот слишком смело и активно вступает в диалог, отпугивая сверстников, то лучше учить его общаться и действовать в легкой и непринужденной форме, а не кидать на амбразуру. Не стоит торопиться внедрить ребенка в социум, лучше органично окружить его социумом и позволить самому сориентироваться без спешки и страха.
    Все эти критерии очень объемны, и всегда есть риск неправильно понять ребенка, поспешить и усложнить ему процесс начала учебы в школе. Поэтому предлагаем вам небольшой чек-лист тех параметров, по которым можно определить готовность ребенка к школе.
    1. Хорошо читает, пишет, правильно держит карандаш, умеет считать, складывать и вычитать.
    2. Хорошо говорит, не запинается, не тушуется, выговаривает все буквы и звуки.
    3. Хорошо понимает, как устроен мир вокруг него: знает свои имя и фамилию, имена родителей и родственников, в каком городе и стране он живет, свой адрес, телефоны родителей, правила дорожного движения и так далее.
    4. Обладает социальными навыками: здоровается, прощается, просит с «волшебным» словом, умеет извиняться и вежливо обращаться с просьбой, умеет благодарить и так далее.
    5. Уверен в себе, самостоятелен, с адекватной самооценкой.
    6. Здоров, радуется жизни, активен, утомляется не быстро.

    * * *
    Поступление в первый класс — это большое дело в любом возрасте. О том, во сколько отдавать ребенка в школу, есть масса мнений. Универсальный совет один: не торопитесь отдать ребенка в серьезную жизнь, прислушивайтесь к его желаниям и мечтам, помните, что и в 6,5, и в 7 лет ребенок может быть не полностью готов к школе и ему нужно помочь — подготовить, поддержать и похвалить за успехи.

  4. ZloyKolxoznik Ответить

    Скажу про себя- мне в 1м классе(в конце года- я в апреле родилась) исполнилось 6 лет !!! Так вот – всю начальную школу я плохо училась: да, буквы, цифры и т.д. я знала и читать умела (моя мама тем и аргументировала- буквы знала и отдали). Но остальные познавательные способности у меня не были сформированы. Мне было очень тяжело в моральном плане- я не наигралась- когда мои сверстники играли и отдыхали в саду- я сидела за партой.
    Сейчас я думаю, отдали бы меня на годик-два попозже- мне было б интереснее учиться, а так все время хотелось играть!. В 5м классе мне действительно было легко и интересно – я была отличницей из-за простого интереса. В 16 лет я ходила в 11 класс. Я самая младшая в классе была, в институте. Сказать,что я ото всех отставала- нет… но вот это недоигранное детство во мне существует….может поэтому я с дочку все мультики и сказки просматриваю)))
    В общем, мое мнение, рано не отдавать. насколько я знаю- нагрузки просто фантастические в школе- как-будто космонавтов готовят+прощай физ.нагрузки и регулярные прогулки- 2 раза в день + прощай нормальное питание и привет обязаловка, жестокая (а она сейчас именно такая чаще всего) социализация.
    Тут девочки пишут,что справляются – это очень хорошо, а что если нет((( Будет стресс. Нам в институте рассказывали,что ребенка надо обязательно к психологу сводить, и смотреть,чтобы психолог не выясняла- знает ли он буквы, а если готовность моральную к школе изучал. Делают тесты всевозможные.
    Моей дочке сейчас 5 лет- даже не думаю о первом классе в следующем году – пойдет в 7,6. Сейчас мы в садик ходим – по желанию,можно сказать и это облегчает нам жизнь из-за аллергии и просто нагрузки. Моя дочь только начинает учить буквы и умеет считать в пределах 6-ти (вычитать и складывать), цифры до 10-ти только. Но я делаю упор на внимательность, физические нагрузки(у нас танцы 4 дня в неделю), на эмоциональное развитие(театр 2 раза в месяц обязательно), различные занятия на развитие познавательных способностей: у нас очень много развивающих тетрадей и интересных книг. Однако, долго за ними она не может сидеть и я не заставляю – это будет несчастье для нее сидеть 40 минут,потом 5 минут готовиться к уроку, потом опять сидеть. Я думаю, если присмотреться к ребенку, оценить его физические и моральные силы- можно приблизительно оценить его готовность.

  5. Saithith Ответить

    Ребенок должен понимать, что в школе нужно будет делать не только то, что тебе хочется, но и то, что просит учитель. Нужно соблюдать определенные правила. Например, сидеть за партой и не вставать до звонка.
    Хочешь ответить – подними руку и подожди, когда учитель тебя спросит, а не выкрикивай с места. Кажется мелочи, но многим это дается с трудом. Ребенок должен понимать, когда в приоритете учебная деятельность, а когда можно и поиграть.
    Для моего сына переломным моментом стал наш поход в школу. До этого он вообще не хотел туда идти. В конце учебного года мы прошлись по коридорам, заглянули в классы. После этой небольшой экскурсии он как будто прозрел.
    Прошло лето, и к сентябрю он уже осознанно понимал, зачем он идет в школу, чего он ждет и как примерно будет выглядеть его учебный день. Еще полезно пообщаться с теми, кто уже закончил первый класс, ведь из уст друзей информация выглядит правдоподобнее, чем из уст взрослых.

    Обратите внимание на развитие мелкой моторики!

    Несколько лет я сама работала с первоклашками. Скажу по опыту, что разницу между шести- и семилетками можно увидеть, стоит дать детям в руки ножницы: моторика быстро расставит все точки над «i» и покажет, кто готов к школе, а кто не очень. И второй житейский тест – завяжи шнурки. Смех смехом, но в 6-7 лет не все с этим справляются. А все почему? Слабо развита мелкая моторика!
    Если мелкая мускулатура слабая, в первом классе будут сложности с освоением письма. Поэтому нужно перед школой максимально делать упор на те виды творчества, где нужна усидчивость и работа с мелкими деталями: пластилин, бисер, отрывная аппликация и др.

    Не заставляйте ребенка читать!

    Если хотите помочь ребенку в овладении навыком чтения, не гонитесь за бессмысленной зубрежкой алфавита, а уделите максимальное внимание развитию фонематического слуха.
    Научиться читать ребенок сможет быстро, если поймет сам принцип чтения. Родителям лучше не торопить события, чтобы не навредить. А вот играть в игры со словами и учить выделять звуки в словах – нужно как можно чаще.
    Источник фото: pixabay.com
    Я не вижу смысла заставлять ребенка страдать над книгой только ради того, чтобы в первый класс он пошел читающим. Так можно навсегда отбить охоту дружить с книгой. Многих детей заставляют по пять раз повторять прочитанное, пересказывать – этого не стоит делать ни в коем случае! Всему свое время.

    Учителю сложнее переучить, чем научить

    Лучше родителям вообще не вмешиваться, не владея методикой обучения чтению. Учителю сложнее переучить, чем научить! В конце первого класса зачитают все – это факт. Конечно, легче и быстрее осваивают программу те, кто пришел в первый класс, уже умея читать, но положительная мотивация и жажда новых знаний сделают свое дело гораздо быстрее и качественнее, чем вырванные мамины нервы и крокодильи слезы маленького страдальца.
    В обучении счету перед школой тоже важно не механическое перечисление, а понимание сути числа, что обозначает та или иная цифра, что значит «поровну», «ноль», «столько же», «больше-меньше» и пр.
    Школа – это в любом случае стресс, для ребенка с любым уровнем подготовки. Поэтому важно отнестись к этому в первую очередь не со стороны своих родительских амбиций, а с позиции максимально комфортного для здоровья ребенка окружения. Если есть малейшие сомнения – лучше не торопиться, пусть ребенок окрепнет физически, остальное – наверстается.
    Если у ребенка есть сложности с общением (со взрослыми, со сверстниками, с самим собой и пр.) – это тоже может осложнить адаптацию к школе.
    Если есть логопедические проблемы – однозначно не стоит спешить отдавать ребенка в 1 класс, неправильное произношение влечет за собой ошибки и в письменной речи.

    Комментарий психотерапевта Виктории Валуевой:

    В такой ответственный момент, как подготовка к школе, необходимо оценивать уровень развития ребенка комплексно по нескольким показателям.

    Физиологические критерии

    К моменту поступления в школу у ребенка должна быть развита способность переносить статические нагрузки, хорошо развиты двигательные качества (ловкость, быстрота, сила, скорость, гибкость). Сюда же относим координацию системы «рука–глаз» и ловкость пальцев и рук.
    Если внимания к физическому состоянию в предшествующий дошкольный период жизни будет недостаточно, то ребенку будет сложно адаптироваться к более жесткому школьному режиму. А это значит сниженный иммунитет и постоянные простуды.

    Психологические критерии

    Личностная готовность. Если почти каждый ваш день начинается со слов ребенка: «Мама, отведи меня в школу» или «Я хочу быстрее в школу», то это свидетельствует о базовой готовности ребенка к школе, учебной деятельности и учителям.
    У него появилось желание играть новую роль – роль ученика. Тут родителям важно не уменьшить, а поддержать мотивацию к обучению и желательно обращать внимание ребенка не на внешние атрибуты (красивый портфель или новые фломастеры), а на возможность получать новые знания (узнавать что-то новое и интересное).
    Социальная готовность к школе. Если при наличии мотивации ребенок умеет слушать других, чувствует себя членом группы и умеет соблюдать общие правила, это еще один плюс в пользу готовности посещать школу.
    Внимание. К 6-7 годам внимание ребенка переходит из непроизвольного в произвольное. Это значит, что он сам может управлять своим вниманием и удерживать его какое-то время. К моменту начала учебного процесса необходимо научить ребенка концентрировать внимание хотя бы на протяжении 15 минут.
    В большом классе больше раздражителей, чем дома: шорохи, звуки, поэтому способность к концентрации является важнейшей предпосылкой успешного обучения.

  6. Kathrizar Ответить

    ОльгаД, с Вами полностью согласна. Видимо, такая же ситуация и у меня) (только сроки разные). Моя доченька пошла в первый класс в прошлом году. Ей на тот момент было 6,6 лет. И, мне педагогу по образованию, понятно не было, отдавать ее в первый класс или нет. Вы не представляете как долго все это я обдумывала! У меня свекровь с 30-летним стажем работы в начальной школе – она уверяла меня, что дочка к школе готова. В садике одна воспитательница говорила, что не надо отдавать. А две утверждали, что ей в садике делать нечего. Учительница, которая набирала класс, посмотрев уровень подготовки сказала, что потянет, но все-таки попыталась убедить пойти в первый класс на следующий год. В общем, на свой страх и риск я отправила ее. Меня еще убеждал в этом тот факт, что у меня все сестренки, да и я тоже, шестилетки, – отучились с почти отличным аттестатом.
    А сейчас, уже практически год заканчивается, – не могу сказать, что она плохо усваивает материал – нет, просто усадить ее очень тяжело за уроки, у нее еще игровая деятельность опережает учебную. Пока мотивации для учебы нет. И убедить ее , что надо учиться, потому что ей это понадобится в будущем, тяжело. Хотя она не хуже других в классе, старается. Но, и сказать, что жалею, что отдала ее – тоже не могу. Вот, до сих пор в раздумьях. Думаю, конец года рассудит кто был прав).
    Но, надо отдать должное и школьным программам по которым приходится учится первоклашкам. У нас – очень сложная. Может, если бы отдала в другую программу – ей было бы легче!

  7. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *