А есть ли вода в почве какие можно поставить опыты?

15 ответов на вопрос “А есть ли вода в почве какие можно поставить опыты?”

  1. bImAn26rus Ответить

    Есть ли в почве воздух и вода?
    (экспериментирование с почвой и песком)
    Цель: продолжать знакомить детей с почвой и песком, их свойствами и особенностями, значением почвы в жизни растений.
    Программные задачи: закрепить знания детей о составе почвы, её свойствах, обитателях. Познакомить с новыми свойствами почвы. Закреплять умения проводить эксперименты с почвой, фиксировать результаты исследований. Закреплять знания детей о свойствах песка. Соблюдать правила безопасности при работе с почвой и песком.
    Развивать наблюдательность,усидчивость, аккуратность, внимание и логическое мышление.
    Материалы и оборудование: халаты, почва, одноразовая посуда, спиртовка, пластинка из оргстекла, песок, вода. Листы бумаги и фломастеры, лупы, клей, картон, семена для посадки. Бутылочки с водой.
    Методы обучения: экспериментирование, рассуждения, наблюдения, сюрпризный момент, практическая деятельность.
    Организация занятия: дети заходят в зал, беседуют с Подземным царём, садятся за общий стол, сдвинув несколько детских, проходит практическая деятельность, затем физкультурная минутка и работа за другими столами с песком.
    Методические рекомендации:
    Данное занятие является продолжением системы занятий по ознакомлению детей с почвой (песком) и её свойствами. На нём уточняются и конкретизируются понятия, которые педагог начал формировать ранее, а также происходит знакомство с новыми понятиями.
    В занятии используется сюрпризный момент – Подземный царь. Он ставит перед детьми задачу – выяснить есть ли в почве воздух и вода?
    Дети становятся учёными  и идут в научную лабораторию, где проводят опыты, зарисовывают результаты и делают выводы: есть ли в почве вода и воздух или нет?
    Почву используют для посадки семян подсолнуха.
    После эксперимента проводится физкультурная минутка, которая соответствует теме занятия.
    В конце занятия – практическая деятельность детей, под успокаивающую музыку, изготовление аппликаций из песка в подарок Подземному царю.
    Затем подведение итогов занятия.
    Ход занятия:
    В – ль: Ребята, сегодня мы с вами продолжим знакомство с почвой. Но сначала давайте заглянем в наш почтовый ящик экологической почты, не прислал ли кто-нибудь нам письмо.
    В – ль или ребёнок достаёт письмо из почтового ящика.
    Письмо:
    «Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Подземный царь! Большой привет вам от всех жителей подземного царства, я думаю что вы уже знакомы с многими из них. А ещё я посылаю вам в подарок мешочек волшебной земли. Надеюсь, что он вам понравится. Эта земля волшебная! А почему она волшебная? Потому что это не просто земля – это почва. Она кормит и поит растения, а они отдают ей свои сухие листья, ветки. В почве очень много обитателей: дождевые черви, кроты, жучки, паучки. Это целое подземное царство, которое вы не видите. Но я никогда не был в вашем верхнем царстве, и мне бы очень хотелось когда – нибудь побывать у вас в гостях, познакомиться с вами поближе. Надеюсь, что в скором времени мы с вами встретимся. До свидания!»
    (Шум ветра, появляется Царь).
    Царь: здравствуйте, ребята! Наконец – то я к вам попал. Ну что догадались кто я такой?
    Дети: подземный царь!
    Царь: ох, как тут у вас светло, никак не могу привыкнуть к вашему солнцу, ( закрывает глаза рукой или одевает очки). У меня под землёй так хорошо – темно, сыро, прохладно. Люблю я свой дом. А скажите ребята: «Вы получили мой подарок?»
    Дети: да, получили.
    Царь: ребята, я хотел бы у вас спросить, а вы уже знаете что-нибудь о почве.
    Дети: да, знаем.
    Царь: тогда я сейчас проверю!
    – Назовите мне слои почвы (песок, глина, мелкие камушки, сверху земля)
    – А что можно обнаружить в почве? (камушки, веточки, корешки, останки насекомых, песок, сухие листочки, глина).
    – Кто живёт в почве? (крот, слепыш, дождевой червяк, многоножка).
    – Какая польза от дождевого червяка? (Рыхлит почву, перерабатывает листья и превращает их в почву).
    Ну что ж молодцы! Не зря я к вам пришёл, вижу много знаете о моём царстве. А то многие люди ходят по крыше моего царства – почве – и даже не думают о том, что её надо беречь. Да ещё и возмущаются6 то им пыльно, то грязно! А я землю-матушку люблю любую!
    Ну тогда я задам вам последний вопрос: чем дышат подземные животные? (воздухом). А чем питаются корни растений? (Водой, воздухом и питательными веществами).
    Царь: а откуда вы знаете, что в почве есть вода и воздух, их же не видно.
    В-ль: дорогой царь! А ты задержись у нас ещё немного. Мы с ребятами хотим пригласить тебя в нашу научную лабораторию, где мы проведём опыты с почвой, и ты увидишь в почве воду и воздух.
    Царь: устал я, ребята, глаза от света болят, да и здоровье моё не позволяет долго в вашем верхнем царстве находиться. Пойду-ка я домой, за порядком следить, дождевых червей считать, от людей беречь. А вот вы как проведёте опыты, зарисуйте их и отправьте мне по экологической почте, а уж я разберусь, что к чему. И ещё я приготовил вам сюрприз, как только вы закончите свои эксперименты, то загляните в почтовый ящик! Ну что ж, до свидания!!!
    В-ль: ну что ж, ребята, проходим в нашу научную лабораторию, одеваем халаты, и занимаем места за столами. Прежде чем начать работу давайте вспомним правила поведения при работе с песком и почвой ((не разбрасывать песок и почву, не тереть глаза грязными руками, со стеклянной посудой обращаться осторожно и др.). Начинаем работу. Давайте рассмотрим почву, что вам удалось увидеть? (травинки, корешки, лапка насекомого и т. д.). Всё? А не видели ли вы не спрятался ли там воздух-невидимка? Давайте узнаем это с помощью опыта.
    Опыт: возьмём стаканчик с водой и аккуратно опустим туда комочек почвы.  Что вы наблюдаете?
    На комочке появились прозрачные пузырьки. Побежали вверх серебристые дорожки. Как вы думаете, что это? Откуда взялся воздух? Конечно, воздух, бывший внутри комочка между песчинками и пылинками. Вода проникла внутрь и вытеснила его. Он запузырился, всплыл и смешался с окружающим нас воздухом.
    Мы с вами провели первый опыт, какой можно сделать вывод?
    Дети: в почве есть воздух.
    В-ль: зарисуйте результаты своего эксперимента.(Дети зарисовывают).
    Теперь мы знаем, что в почве есть воздух, а есть ли в почве вода?
    Опыт (выполняет взрослый, дети наблюдают). Перед проведением опыта дать каждому ребёнку потрогать стёклышко. Какое оно – холодное или тёплое? Сухое или мокрое?  Педагог нагревает на огне почву, держа над стёклышко. Пусть юные учёные снова проведут осторожно пальчиком по стеклу. Каким оно стало? Откуда взялась вода?
    Какой вывод мы можем сделать после этого эксперимента?
    Дети: в почве есть вода!
    В-ль: зарисуйте результаты эксперимента.
    Ребята, опыты мы с вами провели, а посмотрите сколько много у нас земли ещё есть, что мы можем с ней сделать, как использовать её с пользой.
    Дети: посадить в землю семена.
    В-ль: хорошо, давайте вспомним, как надо сажать семена (насыпать в горшочек земли не до верха, положить в середину семечко и сверху засыпать землёй. Потом полить чуть-чуть водой). (Дети сажают семена).
    В-ль: что необходимо нашим семенам для того, чтобы они проросли?
    Дети: тепло, свет, вода, любовь.
    В-ль: а когда наши семена взойдут и росточки подрастут, мы высадим их на свой участок.
    Физкультурная минутка:
    В группе дружно мы играем                        дети шагают
    Слои почвы изучаем                                руки полочкой, попеременно вверх-
    вниз, то правая, то левая рука
    Микроскопы в руки взяли                        показали микроскоп
    Кто живёт в земле узнали:
    Червячки, жучки,кроты                                показали волну, присели, присели
    ещё ниже
    В почве домик свой нашли.                        Руки сложили крышей над головой.
    Есть вода, чтоб умываться                        руки ковшиком, черпаем воду и
    умываемся.
    Есть и воздух, чтоб дышать                        руками сверху машем на себя и
    дышим
    Будем очень мы стараться                        дети шагают.
    Почву дальше изучать!
    В-ль: вот мы с вами и отдохнули. Скажите, ребята вам понравился подземный царь? (да). Помните он говорил что приготовил нам сюрприз, а давайте и мы ему тоже приготовим сюрприз, сделаем аппликации из песка, я думаю что ему будет очень приятно, он будет на них смотреть и вспоминать вас.
    Кто мне назовёт свойства песка? (сыпучий, рыхлый), а из чего состоит песок? (мелкие-мелкие камушки).
    Приступаем к работе (дети делают аппликации из песка).
    В-ль: молодцы, очень замечательные получились работы, я думаю что Подземному царю они очень понравятся. Сейчас им надо полежать, просохнуть, а потом мы их с вами положим в конверт и отправим по экологической почве.
    Наше занятие подходит к концу, давайте вспомним, что нового мы узнали с вами сегодня. (Что в почве есть вода и воздух).
    Пришло время проверить, какой же сюрприз нам приготовил Подземный царь. Будем проверять (Да).
    В-ль с детьми достаёт из ящика экологической почты сюрприз – угощение для детей!

  2. brat070 Ответить

    Воспитатель: Давайте рассмотрим почву, какого она
    цвета? Что можно увидеть в почве?
    Разровняйте слой почвы на тарелочке мерной ложечкой. Рассмотрите, какого цвета почва; каков её состав (под лупой). Сделай вывод.
    Вывод:Почва имеет тёмный цвет. В почве есть песок, камешки, маленькие палочки, веточки, остатки старых сухих листьев.
    Опыт № 2
    Цель:определение состава почвы
    Материалы и оборудование: стакан с водой, тарелочки с почвой, стеклянная палочка, мерные ложечки.

    Ход опыта:

    Воспитатель:В стакан с водой добавляем почву и размешиваю стеклянной палочкой. Вода становится мутной.Через некоторое время на поверхность воды всплывает мелкий мусор: остатки листьев, иголок и т. д. На дно оседает песок, и постепенно поверх песка оседает глина.
    Выводпочве содержатся песок, глина, различный природный мусор.
    В почве есть воздух
    Опыт № 3
    Цель: определение состава почвы на наличие в ней воздуха.
    Материалы и оборудование : тарелочки с почвой, стаканчики с водой, мерные ложечки.
    Ход опыта:Напомнить о том, что в Подземном царстве – почве обитает много жильцов (дождевые черви, кроты, жуки и др.). Чем они дышат? Как и все животные, воздухом. Предложить проверить, есть ли в почве воздух. Возьмите комочек почвы. Бросьте её в стакан с водой Наблюдайте, что происходит. Сделай вывод.
    Воспитатель: Что вы увидели?
    Дети: Из почвы выходят пузырьки воздуха.
    Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
    Дети: В почве есть воздух.
    Воспитатель: Вы правильно заметили, что в почве есть воздух.
    Опыт № 4
    Цель: определение состава почвы на наличие в ней воздуха.
    Материалы и оборудование : тарелочки с почвой, мерные ложечки, влажные салфетки.
    Ход опыта:Показать, что при сжимании комочка земли из него как бы «уходит» воздух. (Проводится как дополнительный к предыдущему.) Раздайте детям комочки земли. Пусть они рассмотрят их и запомнят, как они выглядят. Обратите их внимание на то, что внутри комочков есть «пустые места» — там и «прячется» воздух. Затем предложите сжать комочек земли в руке. Что с ним произошло? Каким он стал? Он увеличился или уменьшился? Почему уменьшился? Комочек стал меньше, потому что «пустых мест» между частичками земли стало меньше, они «прижались» друг к другу, а воздух «ушел»: для него не осталось места.
    В почве есть влага
    Опыт № 5
    Цель: определение состава почвы на наличие в ней влаги.
    Материалы и оборудование : тарелочки с почвой,пустые тарелочки, мерные ложечки, бумажные салфетки.
    Ход опыта: Воздух в почве есть, а что ещё может быть в почве?Подвести детей к тому, что в почве есть влага.
    Воспитатель: Давайте проверим? На тарелочки положите немного почвы и прижмите её салфеткой (бумажным полотенцем). На салфетке останется влажный опечаток.
    Выводпочве есть влага.
    Опыт № 6
    Цель: определение состава почвы на наличие в ней влаги.
    Материалы и оборудование : штатиф,металическая тарелочка с почвой, спиртовка (свечка), стекло.

    Ход опыта:

    Воспитатель: У меня в тарелочке почва, янагреваю её над пламенем, над почвой я держу стёклышко.
    -Что происходит со стёклышкам? Почему оно запотело? Что за капельки появились на стекле?
    Вывод: В земле содержится влага.
    В почве есть перегной
    Опыт № 7
    Цель:Определение состава почвы на наличие в ней перегноя
    Материалы и оборудование : штатиф,металическая тарелочка спочвой, спиртовка (свечка).

    Ход опыта :

    Воспитатель:Землю в металлической тарелочке я хорошо прогреваю над пламенем.
    -Что мы чувствуем и наблюдаем? (появляется белый дым и неприятный запах) .
    Этот запах издаёт горящий перегной, содержащийся в земле. Это гниющие останки растений и животных, которые делают землю более полезной для растений. Чем дольше перегноя, тем быстрее и крупнее они растут, дают больший урожай.
    В почве есть минеральные соли
    Опыт № 8
    Цель:Определение состава почвы на наличие в ней минеральных солей.
    Материалы и оборудование: стакан с растворённой в воде почвой, спиртовка (свечка, стеклянная пластина, пипетка.

    Ход опыта :

    Воспитатель:На стеклянную пластинку я капну несколько капель воды из стакана с землёй, подержу над пламенем. Что мы видим? Вода испарилась, а на стекле остался белый налёт. Это и есть минеральные соли.
    Вывод: В земле содержатся минеральные соли, необходимые для роста растений.
    Вытаптывание почвы
    Опыт № 9
    Цель:Показать, что в результате вытаптывания почвы (например, на тропинках, игровых площадках) ухудшаются условия жизни подземных обитателей, а значит, их становится меньше. Помочь детям самостоятельно прийти к выводу о необходимости соблюдения правил поведения на отдыхе.
    Материалы и оборудование: два образца почвы (один взят с тропинки по которой мы ходим, другой- с клумбы, две ёмкости с водой.
    Ход опыта :Напомните детям, откуда взяты образцы почвы (лучше отобрать их вместе с детьми на участках, которые хорошо им знакомы). Предложите высказать свои гипотезы (где воздуха в почве больше — в местах, которые любят посещать люди, или там, где редко ступает нога человека, обосновать их. Выслушайте всех желающих, обобщите их высказывания, но не оценивайте, ибо в верности (или неверности) своих предположений дети должны убедиться сами в процессе проведения опыта. Одновременно опустите образцы почв в банки с водой и наблюдайте, в какой из них больше воздушных пузырьков (в образце рыхлой почвы). Спросите детей, где подземным обитателям легче дышать? Почему воздуха «под тропинкой» меньше? (Возможно, на этот вопрос детям будет непросто ответить, но пусть они хотя бы попытаются это сделать. Важно, чтобы они учились делать выводы на основе проведенных опытов.) Когда мы ходим по земле, то «давим» на ее частички, они как бы сжимаются, воздуха между ними остается все меньше и меньше.
    Загрязнение почвы
    Опыт № 10
    Цель:Показать, как происходит загрязнение почвы.
    Материалы и оборудование:две ёмкости с почвой, две ёмкости с водой (одна чистая, другая с мыльным раствором)
    Ход опыта:Предложите детям рассмотреть воду в обеих емкостях. Чем они отличаются? Скажите, что в одной чистая дождевая вода; в другой грязная вода, которая осталась после стирки. Такую воду в домашних условиях мы выливаем в раковину, а за городом просто выплескиваем на землю.Предложите детям высказать свои гипотезы: что будет с землей, если ее полить чистой водой? А если грязной? Полейте почву в одной банке чистой водой, в другой — грязной. Что изменилось? В первой банке почва стала влажной,но осталась чистой: она сможет напоить дерево, травинку. А во второй банке? Почва стала не только влажной,но и грязной: появились мыльные пузыри, потеки. Поставьте банки рядом и предложите сравнить образцы почв после полива.
    Обсудить с детьми возможные последствия загрязнения почвы.
    Водопроницаемость почвы
    Опыт № 11
    Цель:Показать, как на почве образуются лужи.
    Материалы и оборудование: ёмкость с почвой, ёмкость с водой, шприц.

    Ход опыта :

    Воспитатель: Ребята! А хотите узнать,как на земле появляются лужи?
    Возьмите стакан с сухой землей и налейте в него немножечко воды (с помощью шприца). Через прозрачные стенки будет видно, как вода просачивается вглубь по трещинкам и проходам в почве. Через некоторое время вся вода с поверхности уйдет вглубь.
    Затем дети добавляют и добавляют воду до тех пор, пока она не перестанет впитываться. В какой-то момент на поверхности земли в стакане появится лужа. Если посмотреть сбоку, то можно увидеть, что все полости и трещинки заполнены водой.
    Вывод :лужа появляется тогда, когда воды столько, что земля ее уже впитывать не может.
    Сказала лопата: Земля – чтобы рыть.
    Ботинки сказали: Земля – чтоб ходить.
    А люди сказали : Земля – чтобы жить.

  3. 1972al Ответить

    Есть ли вода в почве и какие можно поставить опыты для ответа на этот вопрос
    Какие опыты подтверждают ,что все вещества состоят из малейших частиц
    Какое значение имеют опыты?
    Какие опыты можно поставить в школьном кабинетеПомогите
    Какие выводы позволяют сделать опыты Франческо Реди?
    Две группы учеников проводили опыты с почвой.почему в результате одного и того действия с…
    Ученики 4 класса проводили опыты с целью изучения свойств воды Они хотели выяснить…
    Ученики 4-го класса проводили опыты с целью изучения свойств воды.Они хотели выяснить…
    Помогите описать опыты с водой сахар соль масло 5 класс
    Помогите пж Молекулы. Опыты, подверждаюшие малекулярное строение вешества.
    Чему учат в школе: А) ставить опыты, наблюдать происходящее процессы Б) уважать людей,…
    Что мы увидим,если проведем эти опыты?H2SO4+Mg=MgSO4+H2HCl+лакмус=розовый…
    Мы с классом проводили опыты и теперь мне нужно их объяснить: мы взяли бутылку и в нее…
    У нас были опыты с классом теперь надо объяснить: мы наполняет бутылку горячей водой и на…
    У нас были опыты с классом теперь надо объяснить: мы наполняет бутылку горячей водой и на…

  4. quke2018 Ответить

    НОД по экологическому образованию детей 6-7 лет с элементами детского экспериментирования
    Автор: Камардина Т.Г.


    Тема: «Почва – живая земля!»
    Цель занятия: закрепить представления детей о составе почвы. Посредством проведения опытов подвести детей к выводу, что в почве есть воздух, влага. Уточнить значение почвы для жизни растений и человека.
    Методы и приёмы: наглядный, словесный, практический – экспериментирование.
    Материалы к занятию: ёмкость с почвой, бумажная салфетка, стакан с водой, одноразовая чайная ложка (набор оборудования из расчёта на одного ребёнка).
    Ход занятия
    – Ребята, помните путешествие Жучка в подземное царство?
    – Давайте вместе вспомним, на каких «этажах» подземного царства побывал наш Жучок? (ответы детей).
    – Есть на свете чудесная кладовая! Положишь в неё весной несколько зёрен пшеницы, а осенью целый мешок соберёшь. Горстка семян превращается в большую груду огурцов, помидор, редиса, моркови. И это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле.
    – Вы, должно быть, догадались, о каком этаже подземного царства я вам рассказала?
    – Как называется верхний слой земли? (Почва).
    – Правильно. Сегодня мы с вами превратимся в учёных, и объектом нашего изучения будет почва. Вы, узнаете, из чего она состоит, и какими свойствами обладает.
    – Давайте пройдём в нашу научную лабораторию и займём места за своими столами.
    – Перед вами стоят три стаканчика (глина, песок, почва) выберите из них тот, в котором находится почва. Как вы, догадались, что в этом стакане почва? (Она чёрного цвета и рыхлая)
    – Вы правильно определили, где находится почва, а теперь уважаемые учёные приступим к её изучению.
    Опыт № 1 «В почве есть воздух»
    – Возьмите стакан с водой и бросьте туда комочек почвы.
    – Что вы наблюдаете? (Из почвы выходят пузырьки воздуха)
    – Какой вывод можно сделать? (В почве есть воздух)
    – Зарисуйте опыт в дневнике наблюдения и поставьте рядом с ним значок, обозначающий воздух (пузырьки).
    – И так уважаемые учёные, что мы узнали о почве, проведя этот опыт? (В почве есть воздух).
    Опыт № 2 «В почве есть вода»
    – Возьмите немного свежей почвы, насыпьте её на бумажную салфетку и слегка придавите ладошкой.
    -Ссыпьте почву обратно в тарелочку.
    – Рассмотрите внимательно салфетку, на которой находилась почва.
    – Что вы видите? (На салфетке остался мокрый след)
    – Какой вывод можно сделать? (В почве есть вода)
    – Зарисуйте опыт в дневнике наблюдения и поставьте рядом с ним значок, обозначающий воздух (голубой квадратик)
    – Что мы узнали, проведя этот опыт? (В почве есть вода)
    – А что мы ещё знаем о почве?
    – Скажите в почве может кто-то жить? (Червяки, жучки)
    – Верно. Почва является домом для многих живых существ. А некоторые обитатели почвы, живя в почве, помогают стать ей ещё лучше. Так, например, дождевой червяк, прокладывая свои дорожки в почве, тем самым рыхлит её, что в свою очередь ещё больше заполняет почву воздухом. А мы с вами уже знаем, что воздух и вода необходимы растениям для жизни.
    – Ребята, а как вы думаете, какую роль в жизни человека играет почва? Какую пользу, она ему приносит? (Человек выращивает на ней овощи, фрукты, цветы, хлеб)
    – Да. Благодаря почве, человек получает еду, может любоваться красивыми цветами.
    – Вы назвали ещё несколько свойств почвы: почва является домом для живых существ и почва необходима человеку, чтобы выращивать на ней хлеб, овощи, фрукты.
    – Давайте ещё раз назовём все свойства, которые мы узнали, проделывая опыты с почвой:
    1. В почве есть воздух
    2. В почве есть вода
    3. Почва важна для жизни человека и всего живого на земле.
    – Ребята, почва бывает разной. Предлагаю вам, набрать почву в лесу, в саду, на городской клумбе и рассмотреть её содержимое под лупой, а потом рассказать нам о своём открытие, что вы там обнаружили.

  5. alexeev1290 Ответить

    В детстве любила географию и то, что связано с ней, поэтому с радостью отвечу на этот вопрос и расскажу вам самый лёгкий способ узнать основной состав почвы.
    Почва – это верхний рыхлый слой земной коры. Как правило, состав почвы зависит от климата, условий, местности, влажности и многих других факторов. Но главные составляющие обычно не меняются.

    Слои почвы

    Для того, чтобы лучше понять, что такое почва, вы должны знать, в какой части земли она расположена. Для этого рассмотрите слои почвы.

    Верхний слой тёмного цвета. Именно он и называется почвой.
    Светлый слой песка.
    Слой глины.
    Слой камней. Он залегает глубже всего.

    Определение состава почвы

    Для того, что бы узнать состав почвы в домашних условиях, необходимо провести несколько простых опытов. Для этого вам понадобятся: комочек почвы, миска, стакан, горелка, холодное стекло, огнеупорная чашка.
    Бросьте комочек почвы в миску с водой и понаблюдайте. На поверхность воды начнут выходить пузырьки. Это доказывает, что в почве имеется воздух.
    Возьмите другой комочек почвы и нагревайте его над огнём в специальной посуде (можно использовать сковородку). Через время из почвы начнёт выходить пар. А если подержать над нагревающейся почвой холодное стекло, то на нём появятся капли. Всё это свидетельствует о том, что в почве содержится вода.
    Продолжайте нагревать почву. Вскоре над ней появится дымок, и вы почувствуете запах жжёного перегноя. Это свидетельствует о его наличии в почве. К тому же именно перегной придаёт почве тёмный цвет, поэтому после прокаливания она заметно посветлеет.
    Прокалённую почву положите в стакан с водой и размешайте. Теперь вода должна отстоятся. Отставьте стакан на некоторое время, пока вода не станет прозрачной. Вы увидите, что на дно стакана осел светлый слой песка, а над ним находится более тёмный слой глины.
    Теперь налейте немного отстоявшейся воды в огнеупорную чашку и нагревайте над огнём до полного испарения. На дне чашки вы увидите немного белого вещества. Это минеральные соли, которые находились в почве, потом растворились в воде, а после её испарения превратились в маленькие кристаллы.

  6. lisij12 Ответить


    Начало

    Поиск по сайту

    ТОПы

    Учебные заведения

    Предметы

    Проверочные работы

    Обновления

    Новости

    Переменка
    Отправить отзыв

  7. Zloytomat Ответить

    Любовь Воевода
    Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему «Почва и её свойства. Опыты»
    Программное содержание:
    1. Расширять представления детей о почве, как компоненте природы, ее составе; помочь увидеть взаимозависимость почвы и растений.
    Закреплять знания о представителях почвенной фауны – подземных животных.
    Показать на примере опытов, что в почве есть воздух, вода, частички сгнивших растений
    (перегной, что почва пропускает воду.
    Создать вместе извержение вулкана.
    Познакомить с новыми словами: перегной, полезные вещества, вулкан, лава, пепел.
    2.Активизировать в речи слова:
    почва, перегной, вулкан, лава, пепел, подземные жители.
    Продолжать учить делать простейшие выводы, умозаключения на основе практической деятельности, выражать их в своей речи.
    3. Воспитывать желание помочь другу Лунтику, развивать интерес к исследованию состава почвы. Формировать дружеские взаимоотношения во время опытов.
    Предварительная работа:
    Наблюдение за почвой на прогулке осенью.
    Работа в цветнике (рыхление, прополка сорняков, полив); в уголке природы (рыхление, полив).
    Просмотр фильма о подземных жителях: дождевой червяк, мокрицы; муравьи, многоножки, улитки.
    Просмотр фильма «Вулканы Камчатки».
    Чтение и загадывание загадок о почве, подземных жителях.
    Опыты с разными видами почв, посадка семян цветов в разные виды почв.
    Материал демонстрационный: посылка, аудио письмо Лунтика, 3 горшочка с песком, глиной, чернозёмом, горелка, спички, щипцы, стекло, тарелочка с чернозёмом, макет вулкана, сода, красный краситель-порошок, вода, лимонная кислота, 3 мольберта с картинками воды, воздуха, перегноя, схемы с почвой пропускающей и задерживающей воду.
    Для детей: прозрачные стаканы с водой, горшочки с песком, глиной, чернозёмом, пластмассовые ложки, воронки, вата.

    Ход занятия:

    1 часть.
    Дети стоят полукругом. На столе посылка.
    Воспитатель: нам прислали посылку, давайте посмотрим, что внутри. Здесь горшочки с видами почв и письмо от Лунтика. Письмо не простое – видеописьмо.
    (Включаем видеозапись. На диске Лунтик обращается к детям с просьбой).
    Лунтик: здравствуйте, дорогие ребята. Помогите мне, пожалуйста. У моей подружки Милы скоро день рождения. Она очень любит комнатные цветы. Я решил их подарить. Для цветов у меня есть красивые горшочки, а вот в какую землю сажать, я не знаю. Высылаю вам образцы земли, которая есть возле моего дома. Подскажите, в какую сажать цветы?
    Воспитатель: ребята, поможем Лунтику? (Да) Для того чтобы исследовать почву, отправляемся в нашу лабораторию.
    Дети подходят к столам. На первом столе горшок с песком, на втором – глина, на третьем – чернозём, стаканы с водой, ложки, вата, воронки, тарелочки с образцами почвы. Возле каждого стола – мольберт с картинками.
    Воспитатель: скажите, какими свойствами должна обладать почва для хорошего роста и развития растений?
    Дети: в почве должен быть воздух, вода, питательные вещества (удобрения, нужен свет и тепло.
    Воспитатель: правильно, ребята. Проведём опыты.
    Опыт № 1 – в почве есть воздух.
    Воспитатель: как узнать, есть ли в почве воздух?
    Дети: нужно взять небольшой комочек почвы и бросить его в воду. Комочек покроется пузырьками, значит, есть в почве воздух.
    Дети проводят опыт.
    Воспитатель: расскажите о результатах опыта с песком. Что вы выяснили?
    Дети: в песке воздуха нет.
    Воспитатель: выложите на доску результаты опыта с песком.
    Воспитатель: расскажите о результатах опыта с глиной.
    Дети: в глине воздуха нет.
    Воспитатель: выложите на доску результаты опыта с глиной.
    Воспитатель: расскажите о результатах опыта с чернозёмом. Что вы выяснили?
    Дети: в чернозёме воздух есть.
    Воспитатель: выложите на доску результаты опыта с чернозёмом.
    Опыт № 2 – в почве есть перегной – сгнившие растения.
    Воспитатель: Нам нужно узнать, есть ли в почве сгнившие растения или природное удобрение. Посмотрите на воду в стакане.
    Какой вывод можно сделать в опыте с песком?
    Дети: в песке нет частичек растений или природного удобрения.
    Воспитатель: выложите на доску результаты вашего наблюдения.
    Какие выводы можно сделать в опыте с глиной?
    Дети: в глине нет частичек растений.
    Воспитатель: выложите на доску результаты вашего наблюдения.
    Какие выводы можно сделать в опыте с чернозёмом?
    Дети: в чернозёме есть частички, остатки растений.
    Воспитатель: выложите на доску результаты вашего наблюдения.
    Опыт № 3 – почва пропускает воду.
    Воспитатель: необходимо узнать, пропускает ли почва воду.
    В пустой стакан с воронкой положите комок ваты, сверху насыпьте ложку почвы, затем осторожно вливайте воду. Какие выводы можно сделать?
    Дети: песок и чернозём пропускают воду, глина – задерживает воду.
    Воспитатель: выложите результаты опыта на мольберт.
    Опыт № 4 – в почве есть вода. Проводится воспитателем.
    Воспитатель: раньше мы проводили опыты с песком и глиной на присутствие в них воды. Что мы выяснили?
    Дети: в песке и глине воды нет.
    Воспитатель: выложите результаты о песке и глине на доску.
    Воспитатель: сейчас мы узнаем, есть ли в чернозёме вода.
    (На столе находится горелка, тарелочка с чернозёмом, зажигалка, стекло и щипцы. Показываю стекло, обращаю внимание, что оно сухое).
    Воспитатель: посмотрите, я нагреваю немного почвы на огне. Над почвой установлено стекло. Что происходит?
    Дети: на стекле появились капельки воды.
    Воспитатель: какой вывод вы сделали?
    Дети: в чернозёме есть вода.
    Воспитатель: результат опыта выложите на мольберте.
    Воспитатель: в какую почву Лунтику сажать цветы? Почему?
    Дети: в чернозём. Потому что в
    чернозёме есть вода, воздух, чернозём пропускает воду, есть питательные вещества.
    Воспитатель: как появляются питательные вещества в чернозёме?
    Дети: сгнивают корешки, листья, трава.
    Воспитатель: какие подземные жители помогают перерабатывать траву, листву, корешки получать перегной – природное удобрение.
    Ответы детей (мокрицы, улитки, многоножки, муравьи, кроты).
    2 часть.
    Сегодня мы узнали новое слово – «перегной» – это удобрение, которое вырабатывает сама природа. Я познакомлю вас с ещё одним полезным природным удобрением – пеплом. Пепел получается благодаря вулкану. На нашей планете Земля есть разные вулканы – потухшие, спящие, действующие. Как же появляются вулканы? Давайте посмотрим фильм о вулкане, садитесь на ковёр.
    (Просмотр видеоматериала. Отрывок из мультфильма «География для малышей».)
    Воспитатель: мы узнали, что вулканы выбрасывают на поверхность раскалённую лаву, а так же пепел- полезное природное удобрение. Пепел выбрасывается вулканом на большую высоту. Когда пепел оседает, со временем остывает, тогда его используют как природное удобрение. Пепел добавляют в почву, и получают богатый урожай.
    Сегодня мы сами сделаем вулкан, выбрасывающий на поверхность лаву.
    (На столе поднос и макет вулкана, сода, ложка, порошок с красным красителем, стакан воды, лимонная кислота).
    Дети всыпают в жерло вулкана 1 чайную ложку соды, половину чайной ложки порошка лимонной кислоты, красный краситель – порошок. Воспитатель вливает воду. Происходит процесс.
    Подводим итоги деятельности:
    1. Чем сегодня вы занимались в нашей лаборатории?
    (проводили опыты с песком, глиной, чернозёмом).
    2. Как называются перегнившие в земле листья, трава, ветки?
    (перегной – природное удобрение)
    3. О каком природном удобрении вы сегодня узнали?
    (О пепле).
    Воспитатель: пепел вулкана выбрасывается на большую высоту, затем постепенно оседает, остывает и используется как природное удобрение.
    Что мы отправим Лунтику?
    (Лунтику мы поможем и отправим подсказки – карточки о чернозёме. В этой почве цветы будут хорошо расти).
    Список литературы:
    1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Издательство МОЗАИКА – СИНТЕЗ. Москва, 2014г
    2. Познавательное развитие детей в дошкольной образовательной организации. Под редакцией О,В. Дыбиной Москва, 2015г.
    3. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов. Изд. МОЗАИКА – СИНТЕЗ. Москва, 2014г
    4. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. Е. В. Марудова Изд. ДЕТСТВО – ПРЕСС, Санкт – Петербург, 2010г.

  8. m.p.evgenich Ответить

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 99
    Воспитатель: Бабкина Е.В.
    Картотека опытов
    и экспериментов
    с почвой.

    Состав почвы
    Опыт № 1
    Цель: определение цвета и состава почвы.
    Материалы и оборудование: тарелочки с почвой, мерные ложечки, лупы.
    Ход опыта:.
    Воспитатель: Давайте рассмотрим почву, какого она
    цвета? Что можно увидеть в почве?
    Разровняйте слой почвы на тарелочке мерной ложечкой.Рассмотрите, какого цвета почва; каков её состав (под лупой). Сделай вывод.
    Вывод:Почва имеет тёмный цвет. В почве есть песок, камешки, маленькие палочки, веточки, остатки старых сухих листьев.
    Опыт № 2
    Цель:определение состава почвы
    Материалы и оборудование: стакан с водой, тарелочки с почвой, стеклянная палочка, мерные ложечки.
    Ход опыта:
    Воспитатель:В стакан с водой добавляем почву и размешиваю стеклянной палочкой. Вода становится мутной. Через некоторое время на поверхность воды всплывает мелкий мусор: остатки листьев, иголок и т.д. На дно оседает песок, и постепенно поверх песка оседает глина.
    Вывод:в почве содержатся песок, глина, различный природный мусор.

    В почве есть воздух
    Опыт № 3
    Цель: определение состава почвы на наличие в ней воздуха.
    Материалы и оборудование : тарелочки с почвой, стаканчики с водой , мерные ложечки.
    Ход опыта:Напомнить о том, что в Подземном царстве – почве обитает много жильцов (дождевые черви, кроты, жуки и др.). Чем они дышат? Как и все животные, воздухом. Предложить проверить, есть ли в почве воздух. Возьмите комочек почвы. Бросьте её в стакан с водой Наблюдайте, что происходит.  Сделай вывод.
    Воспитатель: Что вы увидели?
    Дети: Из почвы выходят пузырьки воздуха.
    Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
    Дети: В почве есть воздух.
    Воспитатель: Вы правильно заметили, что в почве есть воздух.
    Опыт № 4
    Цель: определение состава почвы на наличие в ней воздуха.
    Материалы и оборудование : тарелочки с почвой , мерные ложечки, влажные салфетки.
    Ход опыта:Показать, что при сжимании комочка земли из него как бы «уходит» воздух. (Проводится как дополнительный к предыдущему.)    Раздайте детям комочки земли. Пусть они рассмотрят их и запомнят, как они выглядят. Обратите их внимание на то, что внутри комочков есть «пустые места» — там и «прячется» воздух. Затем предложите сжать комочек земли в руке. Что с ним произошло? Каким он стал? Он увеличился или уменьшился? Почему уменьшился? Комочек стал меньше, потому что «пустых мест» между частичками земли стало меньше, они «прижались» друг к другу, а воздух «ушел»: для него не осталось места.
    В почве есть влага
    Опыт № 5
    Цель: определение состава почвы на наличие в ней влаги.
    Материалы и оборудование : тарелочки с почвой ,пустые тарелочки, мерные ложечки, бумажные салфетки.
    Ход опыта: Воздух в почве есть, а что ещё может быть в почве?Подвести детей к тому , что в почве есть влага.
    Воспитатель: Давайте проверим? На тарелочки положите немного почвы и прижмите её салфеткой ( бумажным полотенцем) . На салфетке останется влажный опечаток.
    Вывод:В почве есть влага.
    Опыт № 6
    Цель: определение состава почвы на наличие в ней влаги.
    Материалы и оборудование : штатиф ,металическая тарелочка с почвой, спиртовка ( свечка) , стекло.
    Ход опыта:
    Воспитатель: У меня в тарелочке почва, янагреваю её над пламенем, над почвой я держу стёклышко.
    -Что происходит со стёклышкам? Почему оно запотело? Что за капельки появились на стекле?
    Вывод: В земле содержится влага.

    В почве есть перегной
    Опыт № 7
    Цель:Определение состава почвы на наличие в ней перегноя
    Материалы и оборудование : штатиф ,металическая тарелочка спочвой, спиртовка ( свечка).
    Ход опыта :
    Воспитатель:Землю в металлической тарелочке я хорошо прогреваю над пламенем.
    -Что мы чувствуем и наблюдаем? (появляется белый дым и неприятный запах) .
    Этот запах издаёт горящий перегной, содержащийся в земле. Это гниющие останки растений и животных, которые делают землю более полезной для растений. Чем дольше перегноя, тем быстрее и крупнее они растут, дают больший урожай.
    В почве есть минеральные соли
    Опыт № 8
    Цель:Определение состава почвы на наличие в ней минеральных солей.
    Материалы и оборудование: стакан с растворённой в воде почвой, спиртовка ( свечка), стеклянная пластина, пипетка.
    Ход опыта :
    Воспитатель:На стеклянную пластинку я капну несколько капель воды из стакана с землёй, подержу над пламенем. Что мы видим? Вода испарилась , а на стекле остался белый налёт. Это и есть минеральные соли.
    Вывод: В земле содержатся минеральные соли , необходимые для роста растений.
    Вытаптывание почвы
    Опыт № 9
    Цель:Показать, что в результате вытаптывания почвы (например, на тропинках, игровых площадках) ухудшаются условия жизни подземных обитателей, а значит, их становится меньше. Помочь детям самостоятельно прийти к выводу о необходимости соблюдения правил поведения на отдыхе.
    Материалы и оборудование: два образца почвы ( один взят с тропинки по которой мы ходим, другой- с клумбы), две ёмкости с водой.
    Ход опыта :Напомните детям, откуда взяты образцы почвы (лучше отобрать их вместе с детьми на участках, которые хорошо им знакомы). Предложите высказать свои гипотезы (где воздуха в почве больше — в местах, которые любят посещать люди, или там, где редко ступает нога человека), обосновать их. Выслушайте всех желающих, обобщите их высказывания, но не оценивайте, ибо в верности (или неверности) своих предположений дети должны убедиться сами в процессе проведения опыта. Одновременно опустите образцы почв в банки с водой и наблюдайте, в какой из них больше воздушных пузырьков (в образце рыхлой почвы). Спросите детей, где подземным обитателям легче дышать? Почему воздуха «под тропинкой» меньше? (Возможно, на этот вопрос детям будет непросто ответить, но пусть они хотя бы попытаются это сделать.Важно, чтобы они учились делать выводы на основе проведенных опытов.) Когда мы ходим по земле, то «давим» на ее частички, они как бы сжимаются, воздуха между ними остается все меньше и меньше.

    Загрязнение почвы
    Опыт № 10
    Цель:Показать, как происходит загрязнение почвы.
    Материалы и оборудование:две ёмкости с почвой, две ёмкости с водой ( одна чистая, другая с мыльным раствором)
    Ход опыта:Предложите детям рассмотреть воду в обеих емкостях. Чем они отличаются? Скажите, что в одной чистая дождевая вода; в другой грязная вода, которая осталась после стирки. Такую воду в домашних условиях мы выливаем в раковину, а за городом просто выплескиваем на землю. Предложите детям высказать свои гипотезы: что будет с землей, если ее полить чистой водой? А если грязной? Полейте почву в одной банке чистой водой, в другой — грязной. Что изменилось? В первой банке почва стала влажной, но осталась чистой: она сможет напоить дерево, травинку. А во второй банке? Почва стала не только влажной, но и грязной: появились мыльные пузыри, потеки. Поставьте банки рядом и предложите сравнить образцы почв после полива.
    Обсудить с детьми возможные последствия загрязнения почвы.

    Водопроницаемость почвы
    Опыт № 11
    Цель:Показать, как на почве образуются лужи.
    Материалы и оборудование: ёмкость с почвой, ёмкость с водой, шприц.
    Ход опыта :
    Воспитатель: Ребята! А хотите узнать ,как на земле появляются лужи?
    Возьмите стакан с сухой землей и налейте в него немножечко воды (с помощью шприца). Через прозрачные стенки будет видно, как вода просачивается вглубь по трещинкам и проходам в почве. Через некоторое время вся вода с поверхности уйдет вглубь.
    Затем дети добавляют и добавляют воду до тех пор, пока она не перестанет впитываться. В какой-то момент на поверхности земли в стакане появится лужа. Если посмотреть сбоку, то можно увидеть, что все полости и трещинки заполнены водой.
    Вывод :лужа появляется тогда, когда воды столько, что земля ее уже впитывать не может.

    Сказала лопата: Земля – чтобы рыть.
    Ботинки сказали: Земля – чтоб ходить.
    А люди сказали : Земля – чтобы жить.

  9. sergvrn323 Ответить

    Совместная  опытно – экспериментальная деятельность
    для детей старшей группы.
    Тема «Почва»
    Цель:
    Через экспериментальную деятельность познакомить детей с составом почвы.
    Показать на примере опытов, что в почве есть воздух, вода.
    Показать значение почвы для растений и живых организмов.
    Развивать умение проводить простейшие опыты, на их основании делать выводы.
    Развивать мыслительные способности: анализ, обобщение.
    Воспитывать в детях партнерские отношения при работе.
    Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
    Приобщать детей к умению обследовать объект с помощью экспериментирования.
    Воспитывать интерес к объектам живой и неживой природы.
    Ход совместной деятельности
    Воспитатель рассматривает  лэпбук «Почва»
    Воспитатель: Ребята, в нашей папке появилась новая загадка, послушайте.
    «Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё весной мешок зерна, а осенью, смотришь, вместо одного мешка в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать вёдер. Горсточка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок». Сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы уже, должно быть, догадались, как она называется? Это земля, или почва.
    Мы с вами  уже проводили опыты с почвой. Помните? А я вот ещё много чего знаю о ней, и  хочу предложить вам сейчас провести  несколько опытов с почвой. Вы согласны? А кто проводит опыты? (Учёные). Давайте представим, что мы с вами настоящие учёные.
    А хотите, мы продолжим опытно-экспериментальную работу и узнаем еще много интересного о свойствах и составе почвы Но для этого, нам нужно оборудовать то место, где будут проходить наши опыты. А как оно называется?  (Лаборатория)
    Мы проведём 3 опыта с землёй. Для этого нам понадобятся 3 стола. Как вы предлагаете расставить их в нашей лаборатории?
    Но перед тем, как начать работу, давайте вспомним какие правила вы должны выполнять для успешной работы?
    1.Каждый работает за своим рабочим местом, не толкаясь ни кому не мешая .
    2.Нельзя ничего брать без разрешения педагога.
    3.Аккуратно обращаться с посудой.
    4.Советоваться друг с другом
    5. Поддерживать порядок на рабочем столе.
    (Опыты показывают дети, воспитатель координирует работу детей)
    Опыт № 1.
    Для первого опыта нам понадобиться белые листы бумаги, мерные ложки, лупы, и земля
    Цель: определение цвета и состава почвы.
    1. Положи мерную ложку почвы на белый лист бумаги.
    2. Разровняй слой почвы на бумаге мерной ложечкой.
    3. Рассмотри, какого цвета почва, каков её состав (под лупой). 4. Сделай вывод.
    Воспитатель: Давайте рассмотрим почву, какого он цвета? что вы еще увидели в почве?
    Дети: Почва имеет тёмный цвет. В почве есть маленькие палочки, веточки, остатки старых сухих листьев, останки насекомых.
    Опыт № 2.
    Для второго опыта нам понадобятся пластиковые стаканчики, ложки  и вода.
    Цель: определение состава почвы на наличие в ней воздуха.
    1. Возьми комочек почвы.
    2. Брось её в стакан с водой
    3. Наблюдай, что происходит.
    4. Сделай вывод.
    Воспитатель: Что вы увидели?
    Дети: Из почвы выходят пузырьки воздуха.
    Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
    Дети: В почве есть воздух.
    Воспитатель: Вы правильно заметили, что в почве есть воздух
    Опыт № 3.
    Нам понадобиться: лист белой бумаги, ложка.
    Цель: определение состава почвы на наличие в ней воды.
    1. Возьми лист бумаги.
    2. Насыпь на неё немного почвы.
    3. Придави её плотно к бумаге.
    4. Стряхни почву.
    5. Наблюдай, что произошло.
    6. Сделай вывод.
    Воспитатель: Что вы увидели на бумаге?
    Дети: На бумаге осталось небольшое влажное пятно.
    Воспитатель: Делаем вывод.
    Дети: В почве есть вода.
    Воспитатель: Откуда же она берется в почве? (ответы детей)
    Дети: вода попадает в почву, когда идет дождь
    Воспитатель: Мы узнали, что в почве есть вода, воздух – значит….. там можно жить. Скажите, пожалуйста, каких почвенных обитателей вы знаете? Кто живет под землей?
    Дети: червяки, муравьи, крот, полевая мышь, землеройка, слепыш. И живётся им там очень комфортно. Потому что там их дом, а они подземные жители.
    Воспитатель: Спасибо, вам ребята за хорошую работу. Сегодня вы были  настоящими учёными, и хорошо сотрудничали  все вместе в нашей научной лаборатории.
    Но я хочу рассказать вам ещё о некоторых волшебных свойствах почвы. Мы знаем, что почва плодородная, и ещё в ней можно жить. Оказывается, почва способна растворять  и уничтожать.
    Для данного эксперимента нам понадобятся: 4 прозрачные ёмкости с крышками, почва, вода, 4 вида отходов: бумага, металл (кнопки, скрепки, пластик (мы взяли стаканчик из-под йогурта), пищевые отходы (кусочки яблока)
    Наполняем ёмкости почвой наполовину, в каждую ёмкость кладем свой вид отходов. Засыпаем ёмкости до конца и увлажняем почву. Закрываем плотно крышками, и рисуем маркировку
    Эксперимент длительный, рассчитан на год, В течение этого времени, мы периодически будем заглядывать в наши баночки, и наблюдать, что происходит с отходами. Поэтому опыты в нашей лаборатории не заканчиваются. Они будут продолжаться. А сейчас я предлагаю всем желающим зарисовать  схематически наши опыты и так же поместить их в нашу папку – лэлбук.

  10. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *