А миг спустя мы слышим как весело и быстро по всем зеленым листьям?

2 ответов на вопрос “А миг спустя мы слышим как весело и быстро по всем зеленым листьям?”

  1. Женя Хулиган Ответить

    Миниатюра «Дождь» Самуила Яковлевича Маршака – часть сборника «Избранные стихи», составленного из так называемой «взрослой» лирики поэта. Впрочем, именно это стихотворение вполне универсально по своему читательскому назначению.
    Стихотворение создано не позднее 1949 года. Поэту в эту пору исполнилось 62 года, он в очередной раз награжден государственной премией за свое творчество, завершил работу над переводом сонетов У. Шекспира, ведет переписку с детьми, начинающими авторами изо всех уголков страны. С 60-летием его чествовали самым торжественным образом. Социальный заказ на патетическую ораторию позволил поэту сблизиться с композитором С. Прокофьевым. Впрочем, цензура не дремлет: перед переизданием книги С. Маршаку пришлось перерабатывать «Мистера Твистера», чтобы усилить идеологический аспект. Несколько лет назад поэт пережил большое горе – смерть сына Якова, также было окончательно подорвано здоровье его супруги. В жанровом отношении – пейзажная лирика, по размеру – ямбические стихи со сложной рифмовкой, в которой рифмуются и финальные строчки строф. Первое трехстишие открывается картиной начала дневного дождя (время суток известно по первоначальному названию стихотворения «Гроза днем»). «Проехал грохот»: метафора. Пауза между строфами – словно краткая передышка перед грозой в стихотворении. Дальше начинается перечислительная градация, звукопись которой имитирует звук барабанящих по крышам и ведрам капель. Вообще, в финальном семистишии в стихах поднимается форменный шум, поскольку дождь стучит по железу, дереву. Судя по всему, поэт описывает погоду в городе. Интересно, что в данном стихотворении С. Маршак продолжает традиции своей детской поэзии. Эпитеты просты, строго говоря, например, «зеленые листья» — не художественный, а так называемый «точный» эпитет. Остаются только наречные «весело и быстро» и, разумеется, «пролетный» (этот эпитет появился только к третьему переизданию книги). Анафора: по всем. Местоимение «мы» словно приглашает читателей любоваться дождем вместе с писателем. Лексика безыскусна, разговорна, в интонации чувствуется сдержанная радость, почти детское удивление немолодого поэта перед вечно новыми природными явлениями. Тема классическая, вневременная.
    В зрелые годы поэт публикует лирику, адресованную взрослому читателю. Стихи о природе занимают особое место в его поэзии.

  2. Celhala Ответить

    Стихотворение «Дождь» открывает новую сторону поэтического таланта Самуила Яковлевича Маршака. Если большинству читателей Маршак известен преимущественно как детский поэт, то в этом произведении он предстает как искусный пейзажист. Подобно кинорежиссеру он запечатлевает мгновение реальности, чтобы читатель мог не только увидеть, но и услышать все, что происходит в природе.
    Стихотворение «Дождь» также известно как «Гроза днем». Именно под таким названием оно впервые было опубликовано в сборнике «Избранные стихи» в 1949 году. Самуил Яковлевич представляется очень требовательным по отношению к себе человеком, ведь в каждом издании в поисках более точного эпитета он менял слова в тексте стихотворения. Так в первой публикации дождь оказывается «незримым», затем «нежданным», и только потом становится «пролетным».
    Стихотворение состоит из двух строф, причем строки в них расположены неравномерно. Первая представляет собой терцет. Вторая строфа – состоит из семи строчек. Таким образом, схема стихотворения выглядит как aab cddceeb. Такая композиция не случайна. Автор рисует картину летней грозы, поэтому пауза в ритме стихотворения точно совпадает с мгновением тишины, которое наступает после раската грома.
    Нужно отметить, что этот раскат читатель может явственно вообразить благодаря использованному приему аллитерации. В обеих строфах поэт ловко играет звуками, чтобы создать впечатление, будто дождь стучит прямо за окном, где бы читатель при этом не находился. В терцете повторяется согласные «г» и «р» – «голубому», «проехал», «грохот». Так и слышится, как рокочет в ясном небе.
    Благодаря чередованию согласных «п», «с», «т», «к» («весело», «быстро», «листьям», «цветникам», «скамейкам» и др.) легко представить, как отскакивают от различных предметов бойкие капли дождя. Впечатление, будто барабанят капли, создается с помощью анафоры – несколько строк подряд открываются одним и тем же предлогом:
    По всем зеленым листьям,
    По всем железным крышам,
    По цветникам, скамейкам,
    По ведрам и по лейкам…
    Картина, которую рисует в воображение стихотворение «Дождь», видится невероятно яркой. Автор сразу задает тон – голубое небо, сочная зелень, цветники и скамейки, перенося читателя в солнечный летний день. Радостного настроения не нарушит неведомо откуда налетевшая гроза. Думается, что это произведение стоит перечитывать именно в те моменты, когда неожиданно настигают невзгоды. Тогда жизнерадостные образы напомнят, что дождь скоро пройдет, и вновь настанут счастливые теплые дни.
    Метки: Маршак

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *