Брак незарегистрированный был приравнен к зарегистрированному в каком году?

17 ответов на вопрос “Брак незарегистрированный был приравнен к зарегистрированному в каком году?”

  1. Б А Г И Р Р А Ответить

    Незарегистрированный брак в России: исторический путь
    Некоторые отечественные исследователи-правоведы считают,
    что «достаточно стабильный внебрачный союз (вне зависимости от того,
    рождены и воспитываются в нем дети или нет), который характеризуется
    общностью повседневной жизни, межполовыми контактами, взаимной поддержкой,
    а в целом наличием доверительности в личных взаимоотношениях, ориентированных
    на семейную модель организации быта, не может не рассматриваться
    как семья, несмотря на несоблюдение соответствующих процедур оформления
    брака» 36.
    По мнению О. Косовой37,
    традиция связывать брак с соблюдением определенной процедуры его
    оформления, характерная для России, идет еще от Византиского
    права. В конце IX столетия (около 893 года) император Лев Мудрый
    издал закон, предписывающий вступать в брак только путем церковного
    венчания. Государственную поддержку получал только такой брак, все
    остальные союзы, заключенные «не по канону», считались незакоными.
    Вначале это требование касалось только высших слоев общества, через
    два века оно было распространено также и на рабов и крепостных.
    В западных христианских государствах все было несколько
    иначе. Римско-католическая церковь достаточно долго не считала обязательной
    для заключения брака процедуру венчания, хотя католикам и рекомендовалось
    получение церковного благословения. Поэтому в западных христианских
    государствах долго считались законными так называемые тайные браки
    – простое, не получившее церковного освящения, но обязательно основанное
    на взаимном согласии сожительство мужчины и женщины.
    Впрочем, к XIII веку сложился народный обычай, согласно
    которому именно священник осуществлял передачу невесты жениху и
    объявлял их мужем и женой, и, тем не менее, только после Тридентского
    собора (середина XVI века) юридическая действительность брака в
    этом регионе стала в полной мере связываться с соблюдением особой
    публичной церемонии, которая еще какое-то время заключалась не в
    церковном венчании как таковом, а в выражении согласия на брак перед
    тремя свидетелями, одним из которых был приходской священник. Во
    Франции с 1579 года церковное венчание стало обязательным, в других
    странах региона таковым не являясь.
    В России, с одной стороны, как в стране православной,
    церемония венчания достаточно рано стала основой законности брака.
    С другой стороны, вплоть до 16-17-го веков глухие закоулки страны
    являлись христианскими с достаточной долей условности, так что нельзя
    утверждать, что все христианские обряды здесь выполнялись неукоснительно.
    Таким образом, первенство законного церковного брака,
    казавшееся незыблемой традиционной твердыней в 1917 году, когда
    революционный декрет в России отменил это преимущество и передал
    его браку, зарегистрированному в гражданских органах, на самом деле,
    в большинстве современных развитых стран европейской культуры сложилось
    достаточно недавно.
    Несмотря на существование в Российско-Советской истории
    периода (1926-1944 годы), когда «фактические брачные отношения»
    были практически приравнены к зарегистрированному браку, в целом,
    «византийски-серьезное» отношение к законному браку и пренебрежительное
    – к союзу, не оформленному официально, – сохранялось в нашей стране
    вплоть до самого последнего времени. Не случайно само слово «сожительство»,
    наиболее точно и общо определяющее такой союз, в русском языке имеет
    более отчетливые негативные коннотации, чем во многих других языках.
    До Октябрьской революции 1917 года браком считался союз,
    оформленный по религиозным канонам конфессий, к которым принадлежали
    лица, вступавшие в брак. Только раскольники, в связи с отсутствием
    официального признания их вероисповединий, должны были дополнительно
    регистрировать браки в полицейских органах.
    Даже с 1926 по 1944 год «фактические брачные отношения»
    в полной мере не были приравнены к браку. Позволяло считать их «браком»,
    например, при распаде отношений и разделе имущества, только наличие
    совместного проживания, общего хозяйства, выявление супружеских
    отношений перед третьими лицами-свидетелями. У сожителей не было
    права на общую фамилию и права на упрощенное изменение гражданства
    в связи с брачными отношениями (в отличие от супругов). Однако права
    на имущество, наследство, пенсии и пособия у них были те же, что
    и у законных супругов.
    В результате расширения прав сожителей в этот период
    подчас возникали нарушения принципа моногамности брака, так как
    один и тот же человек мог состоять одновременно в фактических брачных
    отношениях с несколькими женщинами/мужчинами. При разрыве отношений
    или оформлении наследства возникала путаница в отношении прав вовлеченных
    в такие ситуации людей. В конце концов, хотя и далеко не только
    по этим причинам, в 1944 году всякое юридическое значение фактических
    брачных отношений было упразднено.
    Принятый в 1969 году Кодекс о браке и семье РСФСР подтвердил
    осуществившееся в законодательстве признание юридической силы только
    за зарегистрированным браком. Но ст. 48 КоБС допускала установление
    отцовства на основании доказательственных фактов, которые во многом
    совпали с перечнем, учитывавшимся ранее судами для установления
    фактических брачных отношений.
    Семейный кодекс РФ 1995 года содержит в целом сходные
    с КоБС общие положения, касающиеся брака. То есть «настоящим» признается
    только зарегистрированный брак. Однако, в п. 18 Постановления Пленума
    Верховного Суда РФ № 15 от 5 ноября 1998 года упоминается о «незарегистрированных»
    и «зарегистрированных» браках, что как бы косвенно указывает на
    возможность существования, для современного российского законодательства,
    также и незарегистрированных браков.
    36 Косова О.Ю.,
    Фактические браки» и семейное право /Правоведение, 1999, №3, с.
    105
    37 Там же

  2. Cron Ответить

    Признание общего имущества находящимся в общей долевой собственности на данный момент является наиболее приемлемым вариантом, определяющим режим общего имущества фактических супругов. Однако возьмём в качестве примера ситуацию, когда один из супругов занимается исключительно ведением домашнего хозяйства в период фактического брака и соответственно в связи с неимением заработной платы не может участвовать в приобретении общего имущества. Тогда при разделе имущества, нажитого в период фактического брака, данное лицо ничего не получит. В свете данной проблемы многие юристы высказывают предложения о том, чтобы признать общей совместной собственностью фактических супругов имущество, которое используется для ведения совместного хозяйства, для поддержания жизни семьи. Это способствовало бы более справедливому решению имущественных споров между фактическими супругами.
    2. Не менее интересным вопросом является правовое положение детей, рождённых в незарегистрированном браке.
    Прежде всего стоит отметить, чтодля обозначения лиц, состоящих в фактических брачных отношениях, в СК РФ используется фраза: «лица, не состоящие в браке между собой». Так,ст. 53 СК РФ устанавливает права и обязанности детей, родившихся от лиц, не состоящих в браке между собой. Главным положением является то, что дети, рожденные в зарегистрированном браке, и дети, рождённые в фактическом браке, имеют равные имущественные и неимущественные права. Хотя дети, рождённые вне брака могут иметь преимущество при наследовании: в случае смерти одного из фактических супругов-родителей ребёнка другой фактический супруг не может претендовать па наследство по закону, и дети получат большую долю наследства.
    В ст. 7 Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. Упоминается о том, что ребёнок должен быть зарегистрирован сразу же после рождения, этим подтверждается его происхождение. Согласно ст. 47 СК РФ происхождение ребенка от определенных родителей становится юридическим фактом лишь при условии его удостоверения компетентным органом. Немаловажно, что основанием для возникновения взаимных прав и обязанностей родителей и детей может быть лишь происхождение ребенка, удостоверенное в установленном порядке.Данная процедура регулируется Семейным Кодексом РФ. А именно п.З ст.48 СК РФ регулирует установление отцовства лица, не состоящего в браке с матерью ребенка: предусматривается подача в органы ЗАГСа совместного заявления отцом и матерью ребенка. Важно, что без согласия матери, отцовство не может быть установлено в добровольном порядке. Согласно ст. 49 Семейного кодекса РФ если ребёнок родился у родителей, не состоящих в браке между собой, и если отсутствует совместное заявление родителей или заявление отца ребенка, отцовство устанавливается в судебном порядке. Таким образом, происхождение ребенка от родителей, состоящих в фактическом браке, по отцовской линии устанавливается или путем добровольного признания предполагаемым отцом своего отцовства, или с помощью судебного установления отцовства.
    П. 3 ст. 58 СК РФ гласит, что если фамилии родителей различны, то фамилия ребёнка устанавливается по соглашению родителей. Если же отец не заявил о своих правах по отношению к ребёнку и не был вписан в свидетельство, то ставится фамилия матери.
    Стоит также сказать об алиментных обязательствах родителей. Порядок содержания ребенка, рождённого в незарегистрированном браке, является таким же, как и ребёнка, рождённого в браке, зарегистрированном в соответствующих органах. Данный вопрос регулируется разделом 5 СК РФ (ст. 80—84, 86, 93). Согласно п. 1 ст. 80 СК РФ родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Кроме того, дети, рожденные в фактических браках, имеют право па: воспитание, материальное содержание, наследство после смерти родителя.
    3. Что же касается перспектив правового регулирования отношений лиц, состоящих в незарегистрированном браке, можно сделать ряд выводов:
    • Необходимо ввести в юридическое употребление и законодательно закрепить термин «фактический брак» для придания правового статуса данной форме брачных отношений. Однако можно выделить два аспекта данного вопроса. С одной стороны, вступая в фактический брак, лица целенаправленно выбирают такую форму союза, т. к. он не порождает никаких правовых последствий, а, значит, и никаких обязательств между лицами, кроме моральных. Но всё же, с другой стороны, интересы фактических супругов действительно нуждаются в защите. Число людей, не желающих регистрировать свой брак, растёт, поэтому игнорировать данный факт и избегать его законодательного закрепления становится невозможным.
    • Возможность введения двух вариантов установления фактического брака: заключения договора о фактическом браке и вынесения судебного решения. Оба способа приведут к признанию фактического брака государством.
    • Мы предлагаем: а) возможность принятия отечественным законодателем ФЗ «О фактических брачных отношениях», который установит понятие фактического брака, основания его заключения и расторжения, права и обязанности супругов; б)дополнеиие ст. 2 СК РФ относительно включения фактического брака в категорию отношений, регулируемых семейным законодательством; в)внесение в СК и ГК РФ изменений, касающихся установления общей совместной собственности на имущество фактических супругов и его раздела.
    Итак, фактический брак действительно нуждается в правовом регулировании путём законодательного закрепления положений, касающихся прав и обязанностей фактических супругов. Однако данный брачный союз не должен приравниваться к браку, зарегистрированному в органах ЗАГСа. Это приведёт к тому, что уменьшится значение зарегистрированного брака, призванного охранять семейные ценности.
    Список литературы:
    НПА:
    • Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 N 223-ФЗ
    • Гражданский кодекс N 51 -ФЗ от 30.11.1994
    Научные статьи:
    • А. В. Слепакова. Фактические брачные отношения и право собственности (Журнал “Законодательство”, N 10, октябрь 2001 г.)
    • Кухалашвили И. Ю. “Журнал российского права”, 2009, N 3
    • «Юридические последствия гражданского (фактического) брака: история и современность»
    • Выборнова М. М. «Фактический брак мужчины и женщины в гражданском и семейном законодательстве и доктрине».
    Майданюк Сергей
    Научный руководитель к.ю.н., доцент Щербак Н.В.
    Московский Государственный Университет им. М. В. Ломоносова, факультет Высшая Школа Государственного Аудита.

  3. Protege Ответить

    В Германии наряду с браками и однополыми гражданскими партнёрствами в немецком праве существует институт «бракоподобных жизненных сообществ» (нем. eheahnliche Lebensgemeinschaft), также называемых «внебрачными жизненными сообществами» (нем. nichteheliche Lebensgemeinschaft). Данные бракоподобные сообщества (как разно-, так и однополые) образуют при определённых условиях «единое жизненное сообщество» (нем. Einstehensgemeinschaft, Bedarfsgemeinschaft), частично защищаемое законом.
    Германское законодательство признает правовые последствия только за зарегистрированным браком или гражданским партнёрством (для однополых пар). Однако германская судебная практика рассматривает вступление в фактический брак как образование общества гражданского права, то есть объединения лиц, не являющегося юридическим лицом, но которое вправе иметь обособленное имущество. При этом фактическое сожительство признается внутренним обществом (Innengesellschaft). Это означает, что соответствующие нормы об обществе применяются только к отношениям фактических супругов между собой, но не с третьими лицами. Фактические супруги могут заключить договор, регулирующий их имущественные отношения, но не вправе включать в договор о партнерстве положения, затрагивающие интересы третьих лиц или государства (предусмотреть право одного из фактических супругов совершать без доверенности сделки от имени другого и т. п.).
    Обычно такие договоры называются договорами о партнёрстве, их образцы опубликованы. В них предусматриваются, например, следующие положения: право одного партнера пользоваться вещами другого без предоставления замены потребляемых вещей; равное участие партнеров в расходах на наём жилого помещения для совместного проживания; обязанность партнера, расторгающего фактический брак, выехать из такого помещения и обязанность другого партнера освободить его со следующего после выезда месяца от расходов по оплате жилья; общая долевая собственность на приобретенные в период сожительства предметы домашнего обихода и раздел их при прекращении сожительства таким образом, чтобы каждый партнер имел возможность в дальнейшем вести отдельное хозяйство. Условия договора о партнерстве не должны противоречить «добрым нравам», например, устанавливать обязанность возместить убытки или выплатить неустойку в случае одностороннего прекращения сожительства.

    Эквадор

    В Эквадоре в 1982 г. был принят закон «О регулировании фактического брака», согласно которому «постоянный и моногамный фактический брак продолжительностью более двух лет между мужчиной и женщиной, свободными от брачного союза, чтобы вместе жить, рожать детей и оказывать друг другу взаимную помощь, дает основание для образования общности имущества». Все, что касается общности имущества в фактическом браке, регулируется нормами Гражданского кодекса Эквадора о супружеской общности. При этом постоянное управление общностью осуществляет тот из сожителей, который уполномочен на это официальной грамотой, а если уполномочие отсутствует, общностью управляет мужчина. Такой же порядок действует в Эквадоре и в отношении законного брака. Статья 0 закона Эквадора «О регулировании фактического брака» предписывает применять к пережившему лицу, состоявшему в фактическом браке, все правила о наследовании по закону, предусмотренные Гражданским кодексом Эквадора, как если бы он являлся супругом. Статья 11 предоставляет тем, кто «в согласии с данным законом основал фактический брак», право на все льготы, предусмотренные налоговым и пенсионным законодательством для супругов.
    Общность имущества в фактическом браке по данному закону прекращается в следующих случаях:
    а) по взаимному согласию состоящих в нём лиц, выраженному в публичной грамоте или перед судьей по гражданским делам;
    б) по воле одного из сожителей, причём также выраженной письменно перед судьей по гражданским делам и сообщенной другому сожителю с соблюдением определённой процедуры;
    в) в случае вступления одного из сожителей в брак с третьим лицом;
    г) в случае смерти[3].

    Моральная оценка явления

    В наше время фактический брак занимает всё более значимую социальную роль в институте семьи. Согласно отчёту американского Центра по контролю и профилактике заболеваний, всё чаще молодые люди предпочитают фактическое сожительство друг с другом и не оформляют свои отношения в юридическом плане[9].

    Религиозный взгляд

    В христианстве

    С самого момента возникновения христианства допустимые римским правом отношения конкубината не одобрялись[10]. Христиане, вступая в брак по гражданским законам Римской империи, предварительно испрашивали на него благословение своего епископа. О намерении заключить брак объявлялось в Церкви до заключения гражданского договора. Святой Игнатий Богоносец в Послании к Поликарпу Смирнскому пишет:
    А те, которые женятся и выходят замуж, должны вступать в союз с согласия епископа, чтобы брак был о Господе, а не по похоти. Пусть всё будет во славу Божию.
    Тертуллиан писал, что истинный брак совершался пред лицом Церкви, освящался молитвой и скреплялся Евхаристией. Таким образом, христиане вступали в брак и через церковное благословение, и через принятый в римском государстве юридический договор.
    Св. Василий Великий, в своих канонических правилах, утверждённых как общецерковные 2-м правилом Трулльским собором, прямо приравнивает сожительство к блуду:
    Блуд не есть брак, и даже не начало брака. Посему совокупившихся посредством блуда, лучше разлучать, если возможно. Если же всемерно держатся сожития (конкубината), то да приимут епитимию блуда: но да оставятся в сожитии брачном, да не горшее что будет (26-е правило святителя Василия Великого).
    59 правило св. Василия Великого в качестве епитимии предписывает отлучать блудников от причастия на семь лет, однако по всей видимости такая строгая епитимья налагалась довольно редко.
    Среди позднейших византийских каноников встречаются более мягкие взгляды. Так, Матфей Властарь, иеромонах из Солуни, в своём труде «Алфавитная синтагма» полагал:
    Конкубинат считается дозволенным: ибо имеющий наложницею честную женщину и делающий это открыто, по-видимому, имеет её как жену; а в противном случае грешит по отношению к ней блудом (М. Властарь. Синтагма. П. гл.17).
    В настоящее время Русская Православная Церковь признает законным зарегистрированный гражданский брак:
    В период христианизации Римской империи законность браку по-прежнему сообщала гражданская регистрация. Освящая супружеские союзы молитвой и благословением, Церковь тем не менее признавала действительность брака, заключённого в гражданском порядке, в тех случаях, когда церковный брак был невозможен, и не подвергала супругов каноническим прещениям. Такой же практики придерживается в настоящее время Русская Православная Церковь[11].
    Патриарх Московский и всея Руси Алексий II сказал:
    Нужно приветствовать женщину, которая решилась одна родить и воспитать ребенка, всячески ей помогать, оберегать от косых взглядов и осуждения толпы. В наше время это героизм. Особенно если учесть, что многие весьма благополучные женщины и вовсе отказываются рожать детей, считая их ненужным бременем. Что до мужчин, которые подстрекают женщин к аборту или бросают их с детьми, то Церковь их осуждает, как и общество[12].
    Критикуя священников, которые отказывались крестить внебрачных детей, Папа Римский Франциск утверждал, что незамужние матери поступили правильно, дав жизнь ребёнку, а не сделав аборт, и что Церковь не должна их сторониться[13][14][15]. Он сказал:
    В нашем церковном округе есть некоторые священники, которые не хотят крестить детей одиноких матерей, потому что эти дети не были зачаты в святости брака. Эти современные фарисеи. Это те, кто клерикализируют церковь. Те, кто хотят отделить народ Божий от спасения. А бедная девушка, которая вместо того, чтобы возвратить ребенка отправителю, имела отвагу принести его в мир, вынуждена ходить от прихода к приходу, чтобы его покрестить[13][14][15]!

    Общественное мнение

    В России

    В январе 2018 года, по данным опросов ВЦИОМ, 46 % совершеннолетних россиян считали, что это нормально, когда два человека живут вместе, не намереваясь вступать в официальный брак. Одновременно 56 % утверждали, что отношения между мужчиной и женщиной, долгое время проживающими вместе, но не зарегистрированными как официальная семья в органах ЗАГСа, все-таки нельзя считать браком. Половина опрошенных выступала против юридического приравнивания незарегистированных отношений к официальному браку. Также 71 % опрошенных уверены, что дети должны рождаться только в официальном браке[16].

    На войне

  4. Ishn Ответить

    Законодательство большинства государств признает лишь брак, оформленный в установленном порядке, т.е. зарегистрированный в наделенных соответствующими полномочиями государственных или муниципальных органах либо совершенный по определенному религиозному обряду, если законы данной страны приравнивают религиозный брак к зарегистрированному светскому.
    Одним из основных принципов действующего семейного законодательства РФ является признание лишь брака, заключенного в органах ЗАГС (п. 2 ст. 1, п. 2 ст. 10 СК РФ). По общему правилу только зарегистрированный в установленном законом порядке брак порождает права и обязанности, которые предусмотрены семейным законодательством для супругов.
    Исключением является правило, установленное Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10.11.1944 “О порядке признания фактических брачных отношений в случае смерти или пропажи без вести на фронте одного из супругов”.
    В истории отечественного семейного права был период когда фактическим бракам придавалось юридическое значение. Фактические брачные отношения порождали правовые последствия, аналогичные последствиям законного брака в период действия Кодекса законов о браке, семье и опеке РСФСР 1926 г. и до принятия Указа Президиума Верховного Совета СССР от 08.07.1944 “Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении высшей степени отличия — звания “Мать-героиня” и учреждении ордена “Материнская слава” и медали “Медаль материнства””, которым фактическим супругам предлагалось оформить свои отношения путем регистрации брака с указанием срока фактической совместной жизни. Если фактический брак не был зарегистрирован, он сохранял свою правовую силу только до 08.07.1944. Если же такая регистрация оказывалась невозможной в связи с тем, что один из фактических супругов умер или пропал без вести на фронте во время Великой Отечественной войны. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10.11.1944 другому фактическому супругу было предоставлено право обратиться в суд с заявлением о признании его (ее) супругом (супругой) умершего или пропавшего без вести на основании ранее действовавшего законодательства.
    Если первоначально возможность судебного признания фактических брачных отношений допускалась только в отношении лиц, погибших или пропавших без вести на фронте, то в дальнейшем судебная практика пошла по пути расширительного толкования Указа, распространив его действие и па отношения, когда смерть или пропажа одного из супругов произошла хотя и после войны, но фактические брачные отношения, возникшие до 08.07.1944, продолжались до момента смерти супруга, и объективные обстоятельства (тяжкая болезнь и другие обстоятельства, препятствовавшие регистрации брака) не дали возможности супругам впоследствии зарегистрировать брак.
    Следует отметить, что в Указе от 10.11.1944 не был установлен срок для обращения пережившего фактического супруга в суд с заявлением о признании его (ее) на основании ранее действовавшего законодательства супругом (супругой) умершего или пропавшего без вести на фронте. Поэтому обращение в сул с таким заявлением возможно и в наше время. И хотя лиц, состоящих в фактических брачных отношениях, возникших до 08.07.1944, остается все меньше и меньше, необходимость юридического признания таких отношений полностью не снимается.
    Таким образом, в настоящее время фактические брачные отношения лиц, одно из которых умерло или пропало без вести на фронте во время Великой Отечественной войны, могут быть приравнены к зарегистрированному браку.
    В постановлении Пленума ВС РФ от 05.11.1998 № ^разъясняется, что поскольку в соответствии с законодательством, действовавшим до издания Указа от 08.07.1944, незарегистрированный брак имел те же правовые последствия, что и зарегистрированный, на имущество, приобретенное совместно лицами, состоявшими в семейных отношениях без регистрации брака, до вступления в силу Указа, распространяется режим обшей совместной собственности супругов. Исходя из п. 6 ст. 169 СК РФ при разрешении спора о разделе такого имущества необходимо руководствоваться правилами, установленными ст. 34-37 СК РФ.
    В остальных случаях фактические брачные отношения не могут регулироваться семейным законодательством. Имущественные отношения фактических супругов могут регулироваться только нормами гражданского законодательства об обшей долевой собственности, что подчеркивалось неоднократно в постановлениях высших судебных органов.
    Однако в ряде случаях на имущество фактических супругов может распространяться режим обшей совместной собственности. В соответствии с п. 3 ст. 244 ГК РФ образование совместной собственности на имущество возможно лишь в случаях, предусмотренных законом. Кроме СК РФ возникновение совместной собственности предусматривают и другие законы. Так, в первоначальной редакции ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации” жилые помещения могли передаваться в общую собственность (совместную или долевую) либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. В соответствии с изменениями, внесенными в данный Закон 15.05.2001, жилые помещения, передаваемые в порядке приватизации, могут принадлежать проживающим в них лицам только на праве общей долевой собственности, за исключением супругов, которым жилое помещение передается в совместную собственность. Таким образом, в течение 10 лет приватизационное жилищное законодательство допускало возможность возникновения совместной собственности и у лиц, не состоящих в зарегистрированном браке.
    У фактических супругов общая совместная собственность может возникнуть также на некоторые другие виды имущества, если они входят в состав крестьянского (фермерского) хозяйства[1] либо на имущество общего пользования в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом товариществе, приобретенное или созданное таким товариществом за счет целевых взносов ею членов, если фактические супруги являются членами одного такого товарищества[2]. Отношения фактических супругов по поводу такого имущества подлежат регулированию не семейно-правовыми, а гражданско-правовыми нормами о совместной собственности.
    [1] См.: Федеральный закон от 11.06.2003 № 74-ФЗ “О крестьянском (фермерском) хозяйстве”.
    [2] См.: Федеральный закон от 15.04.1998 № 66-ФЗ “О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан”.

  5. ^_^BioSferA^_^ Ответить

    (Казань, 22 января, «Татар-информ»). В Госдуму внесен законопроект, предлагающий ввести в Семейный кодекс РФ понятие «фактические брачные отношения», которым незарегистрированные отношения мужчины и женщины приравниваются к официальному браку по прошествии пяти лет совместного проживания пары со всеми вытекающими правовыми последствиями. Об этом сообщает ТАСС.
    «Фактические брачные отношения – не зарегистрированный в установленном порядке союз мужчины и женщины, проживающих совместно и ведущих общее хозяйство. Признаками фактических брачных отношений являются: совместное проживание в течение пяти лет; совместное проживание в течение двух лет и наличие общего ребенка (общих детей)», – говорится в проекте закона.
    При наличии одного из вышеуказанных обстоятельств союз мужчины и женщины получает статус фактических брачных отношений и влечет наступление прав и обязанностей супругов, предусмотренных семейным и гражданским законодательством.
    Автор инициативы сенатор Антон Беляков посетовал на то, что с точки зрения закона так называемое сожительство не признается и не порождает никаких юридических последствий, что ставит членов подобного союза в весьма уязвимое положение.
    Беляков считает, что институт фактических брачных отношений должен признаваться со стороны государства и подлежать определенной степени защиты, как это имеет место в иностранных государствах, к примеру, в Швеции, Нидерландах, Норвегии, Франции и Германии. В качестве первого шага на пути легитимации таких отношений сенатор предлагает распространить на имущество, нажитое в период совместного проживания, законный режим имущества супругов. Это означает, что, если мужчина и женщина не заключили договор, то все имущество, нажитое ими в период сожительства, будет признаваться их совместной собственностью.

  6. Олигофрен Ответить

    Сожительство — это совместное проживание людей, имеющих супружеские отношения и общее хозяйство, но не состоящих в зарегистрированном браке.
    Во всех развитых странах растет число неженатых мужчин и незамужних женщин, имеющих общее хозяйство и общих детей. Так, в Великобритании в 1986 г. сожительствовали только 11% неженатых мужчин в возрасте до 60 лет, а к 2004 г. таких уже было 24%. Женщины демонстрируют схожее поведение: 13% сожительствующих в 1986 г. и 25% в 2004 г. В США число сожительствующих пар возросло с 500 тыс. в 1970 г. до 3,5 млн в 1993 г.[1]
    Согласно исследованиям французского социодемографа Л. Русселя массовое распространение сожительств в развитых странах Европы (Дании, Франции, Голландии, Швеции) и США начинается с середины 1970-х гг. Так, в Швеции среди мужчин 25—29 лет в 1975 г. сожительствовали 21%, к 1985 г. их доля возросла до 31%; во Франции доля сожительствующих мужчин того же возраста возросла в течение 10 лет — с 3 до 17%, доля сожительствующих женщин — с 2 до 11%[2].
    Схожие тенденции зафиксированы социологами и в России. Так, согласно результатам опроса, проведенного в 1996 и 1999 гг. в трех регионах европейской части России (Ивановская область, города Екатеринбург и Пермь), незарегистрированные браки становятся все более распространенными. По данным 1996 г., в фактических браках состояли 14% женщин в возрасте 20—24 лет, а по результатам последующего опроса — 17,4%. Относительно общего числа женщин, состоящих в браке в том же возрасте, доля тех, кто живет в незарегистрированных союзах, оказалась еще более впечатляющей — 22% в первом случае и 30% во втором[3].
    Сожительство — это социально неоднородное явление, как по своим причинам, так и но последствиям. Можно выделить как минимум три основных вида сожительств:
    долговременное, являющееся альтернативой зарегистрированному браку, т.е. сожительство со всеми признаками брака за исключением государственной регистрации союза мужчины и женщины (фактический брак);
    кратковременноеу не влекущее за собой никаких взаимных обязательств сожительствующих сторон;
    • сожительство, предшествующее официальному браку у или так называемый пробный брак.
    Таким образом, сожительство может быть как подготовкой к браку, так и его постоянным заменителем. Сожительство как альтернатива официальному браку получило распространение в Скандинавских странах, особенно в Швеции. В законодательствах этих стран долговременные сожительства приравнены к зарегистрированным бракам. Именно поэтому официальная статистика брачности этих стран показывает гораздо более низкие уровни в сравнении с другими странами Европы.
    Большинство сожительств в развитых странах принимают форму пробного брака. Так, в Великобритании, согласно данным за 1998 г., 76% сожительствующих мужчин и 71% женщин собирались пожениться, причем мужчины демонстрировали большую приверженность этой идее, нежели женщины.
    Анализируя эти данные, важно принимать во внимание изменение места брака в жизни людей. Прежде всего, отодвинулось среднее время вступления в первый брак — для мужчин с 25 лет до 31 года, для женщин — с 23 до 29 лет[4]. Время вступления в брак откладывается в большинстве европейских стран. Если в 1965 г. средний возраст вступления в брак был 23,5 года для мужчин и 21,3 — для женщин, то в 1997 г. он составлял 28,6 и 26,7 соответственно.
    Брак откладывается по целому ряду причин, к которым относятся: необходимость продолжения образования, достижения определенных карьерных позиций, но это не значит, что люди совсем не хотят вступать в брак в тот или иной период своей жизни.
    Другой причиной является рост индивидуализма в современном обществе, который ведет, в частности, к отделению сексуальности от брака. Имеется в виду то обстоятельство, что люди все больше ждут от супружеских отношений личного удовлетворения, в том числе и сексуального, что брак как социальный институт, в принципе, дать не может. Такая позиция, в частности, выражена российским социологом С. И. Голодом.
    Исследования фиксируют в молодежных практиках определенную автономию сексуальности от института брака. На существование этой тенденции указывает распространившаяся практика «пробного брака», т.е. супружеские отношения потенциальных женихов и невест до официального оформления брака. Эта практика характерна для всех европейских стран, включая Россию. Так, в конце 1960-х гг. в Великобритании только 5% невест проживали со своим женихом до брака, а в конце 1980-х гг. уже 50% имели такой опыт.
    Отношение россиян к пробному браку также весьма благосклонно, что было, в частности, выявлено в результате пилотажного обследования, проведенного группой демографов в Тверской области в начале 2000-х гг. «Свыше половины участвовавших в обследовании, — отмечают специалисты, — в возрасте до 25 лет полагают, что перед регистрацией первого брака надо пожить вместе год-два и проверить свои чувства». Еще либеральнее, по сравнению со взрослыми респондентами, настроены подростки, большинство которых (61,6%) согласны с необходимостью «пробного брака». Только 13,9% тверских юношей и девушек считают, что регистрация брака должна предшествовать началу супружеских отношений[5].
    Интересно, что появление ребенка в сожительствующих парах зачастую уже не рассматривается как повод к оформлению брака. Если в 1989 г. 70% респондентов считали, что это обязывает супругов оформить свои отношения, то в 2000 г. так думали только 54%.
    Показателем стабильности многих сожительств является не регистрация отношений супругов, а совместная регистрация детей, рожденных в гражданском браке. Если в 1975 г. в Великобритании менее половины детей, рожденных вне брака, регистрировались на обоих родителей, то в 2000 г. таких детей было уже 4/5, т.е. 80%. В России к 2001 г. доля детей, зарегистрированных по совместному заявлению отца и матери, которые не имели свидетельства о заключении брака, достигла 47,6%. Это значит, что сожительство все больше рассматривается как основа не только для отношений мужчины и женщины, но и для рождения и воспитания детей.
    В общественном мнении россиян сожительства уже не получают осуждения, хотя все еще велик процент тех, кто считает, что супружеские отношения должны быть оформлены официально. Согласно опросу Фонда общественного мнения (ФОМ)[6], проведенному в 2013 г., более трети россиян (37%) считают, что если мужчина и женщина живут вместе, но не заключают официального брака, это означает, что они недостаточно привязаны друг к другу. Но назвать их мужем и женой, по мнению 62% опрошенных, тем не менее можно. Однако, в конце концов, их отношения все равно должны быть зарегистрированы — так считают 55% опрошенных. По мнению 48% опрошенных россиян, начинать жить вместе можно, только если люди хотят пожениться (35% опрошенных не согласны с этим).
    Широкое распространение в современном обществе сожительств как формы брачно-семейной жизни диктует необходимость государственных мер поддержки сожительствующих нар в плане укрепления их правового положения и защиты. В настоящее время в России такие пары практически не имеют никаких прав, и их положение даже ухудшилось по сравнению с советским периодом. Новый Семейный кодекс юридически уничтожил понятие «гражданский брак» и лишил женщин, состоявших в таком браке, всех прав на совместно нажитое имущество. Усугубили ситуацию поправки в Жилищный кодекс, дающие право собственнику жилья после развода считать супругу/супруга «бывшим членом семьи» и выселять ее/его из дома или квартиры без предоставления другого жилья.
    [1] См.: Social Trends. 2006. № 27.
    [2] См.: Roussel L. La Famille incertaine. Paris. Editions Odibe Jacob., 1989. S. 1—8.
    [3] См.: Население России — 2001: Десятый ежегодный демографический доклад / отв. ред.А. Г. Вишневский. М.: Книжный дом «Университет», 2002. С. 32.
    [4] См.: Social Trends. 2006. № 27. Р. 25.
    [5] См.: Архангельский В. Н., Антонова О. И., Никитина С. 10. Основные результаты пилотажного обследования «Семья и рождаемость» // Вопросы статистики. 2006. № 10. С. 3.
    [6] «ФОМнибус»: http://www.fom.ru.

  7. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *