Бутонов круглые бубенчики еще закрыты и плотны как называется строфа?

3 ответов на вопрос “Бутонов круглые бубенчики еще закрыты и плотны как называется строфа?”

  1. deepspace Ответить

    Для многих представителей современного поколения имя С. Я. Маршака в сознании тесно связывается с задорными детскими стихами. Действительно, на творчестве Самуила Яковлевича многие из нас выросли. Однако это не повод забывать о поэте, оставляя его работы для детей. Значительный пласт лирики Маршака посвящен вечным проблемам, поэтому прекрасно воспринимается в зрелом возрасте.
    Например, можно обратиться к произведению «Ландыш», чтобы почувствовать всю глубину мысли поэта. Это стихотворение впервые увидело свет в 1951 году, когда вышла книга «Стихи. 1948 – 1951». Оно было помещено в цикл «Из лирической тетради» под заглавием «Ландыши». В сборник «Стихи. Сказки. Переводы» 1952 года оно вошло уже под названием «Чернеет лес».
    Стихотворение состоит из четырех строф. Размер – стройный четырехстопный ямб. Аккуратно рифмуются нечетные и четные строки, укладываясь в схему abab. Каждая строфа имеет собственную мелодию, которая создается с помощью особых созвучий. Первое четверостишие словно трепещет благодаря повторению вибрирующего звука «ж»: «разбуженный», «каждого», «жемчужины», «дрожат».
    Вторая отзывается музыкой. Читая ее, мы слышим игру инструментов: «бубенчики», «венчики», «колокольчиков». Третье четверостишие отвечает ей тихим шелестом, возникающим благодаря аллитерациям: «Спеленатый», «лиСТ», «раСТет», «душиСТ». Четвертая строфа звучит минорнее из-за протяжных сонорных согласных – «весНою», «раННею» и др.
    В стихотворении автор предстает тонким ценителем природы, умелым художником. Благодаря его мастерству с помощью точных эпитетов и олицетворений легко представить, что ты сам очутился в густом бору и можешь прикоснуться к душе пробуждающегося от зимнего сна леса. Эффектные метафоры делают повествование очаровательно живым:
    А уж на ниточках жемчужины
    От ветра каждого дрожат.
    При этом стихотворение воспринимается не просто как живописное отображение природы. Удивительно многогранным предстает образ леса, изображенного в тексте произведения. Не зря автор использует прием олицетворения, придавая части природы противоречивые человеческие чувства («всю счастливую тоску»). Думается, картина бережно взращиваемого лесом нежного цветка указывает на сложные взаимоотношения родителей и детей. Как и лес в стихотворении любой любящий родитель готов отдать все, что у него есть своему чаду, даже если оно не оправдывает его надежд, представая «горьким цветком». Под лесом можно также понимать общество, которое предоставляет человеку возможность раскрыться, проявить себя. Много смыслов можно обнаружить в этом простом и красивом стихотворении.
    Метки: Маршак

  2. Oracle Ответить

    Обламываясь под алмазом лам-лма
    Или в стихе:
    Опущенный стекольный ящик щ-щ
    Не случаен и переход от нагромождения рычащих и громыхающих звуков, живописующих убийственную жару (полдень): ра-ра-руз-раз-хряс-рух-рах-раз-ра,- к приглушенным, невзрывным, незвонким шипящим или свистящим – звукам ш-л-с, призванным внести в текст противоположный смысл: тишины, таинственности, прохлады.
    Таковы “Ландыши” Пастернака. Как видим, они весьма серьезно отличаются от тех же весенних цветочков, послуживших материалом для метафоры Фету или Бунину. Может быть, во всей русской поэзии XIX века им всего ближе лермонтовский образ доброжелательного ландыша, который способен дружить с человеком:
    Когда, росой обрызганный душистой,
    Румяным вечером иль утра в час златой,
    Из-под куста мне ландыш серебристый
    Приветливо кивает головой…
    (“Когда волнуется желтеющая нива…”, 1837)
    Закончим и этот раздел стихотворением С.Маршака, озаглавленным “Ландыши” (в некоторых публикациях “Ландыш” или “Чернеет лес”),- я привожу самый ранний текст:
    Чернеет лес, теплом разбуженный,
    Весенней сыростью объят.
    А между кочками жемчужины
    На тонких ниточках дрожат.
    Бутонов круглые бубенчики
    Еще закрыты и плотны,
    Но солнце раскрывает венчики
    У колокольчиков весны.
    Природой бережно спеленутый,
    Завернутый в широкий лист,
    Растет цветок в глуши нетронутой,
    Прохладен, хрупок и душист.
    Томится лес весною раннею,
    И всю счастливую тоску,
    И все свое благоухание
    Он отдал горькому цветку.
    (1949)
    Во всех предыдущих стихотворениях были местоимения “я” или “ты”,- оба говорили об участии в сюжете поэта-лирика; в этих стихотворениях рассматривалась его, авторская, судьба, говорилось о его душе, о его взаимоотношениях с природой, которую так или иначе представлял ландыш. У Маршака автора нет. Для него характерна “нелирическая лирика”, своеобразная эпичность, скрытость чувств и мыслей. Стихотворение “Ландыши” – это изображение природы, но воссоздание не ее облика, а ее жизни, то есть движения внешнего и внутреннего, изменений, взаимодействий. Эту жизнь прежде всего отмечают сказуемые: лес чернеет, жемчужины дрожат, солнце раскрывает венчики у ландыша, цветок растет, лес томится и отдал свое благоухание ландышу. Заметим, что стихотворение с этой точки зрения отчетливо делится на две половины: в строфах 1 и 2 движение внешнее, глаголы, так сказать, физические. Лес чернеет – до того он белел, его голые ветки были в снегу. Это – впечатление наблюдателя, “…жемчужины / На тонких ниточках дрожат” это тоже видит наблюдатель. В строфах 3 и 4 глаголы растет и томится уже не физические, а, условно говоря, внутренние, как бы психологические. Все четыре строфы воплощают движение времени: “Чернеет лес, теплом разбуженный…” – еще нет ландышей, но вот они появились: “А между кочками жемчужины…” Это, однако, еще не цветы,- это плотные шарики, жемчужины. Дальше так и сказано: “Бутонов круглые бубенчики / Еще закрыты и плотны…”, и тут же продолжается движение, вызванное весенним теплом: “Но солнце раскрывает венчики…” Цветок готов, он раскрылся до конца, и об этом созревшем цветке – строфа 3. Последняя строфа, 4, продолжает и завершает рассказ – оказывается, благоухание отдано цветку всем тоскующим, томящимся лесом. Время движется сквозь стихотворение, материализуясь в ландыше, который появляется, раскрывается, растет, вбирает в себя аромат леса.
    Стихотворение замкнуто в рамку. Оно начинается с леса и кончается лесом. Первая строфа открывается сочетанием “чернеет лес”, последняя сочетанием “томится лес”, которые подобны и грамматически, и ритмически. Можно сказать, что стихотворение построено по такой схеме:
    большое – малое – большое
    лес – ландыш – лес
    Лес обрамляет цветы- он занимает строфы 1 и 4; строфы 2 и 3 занимает ландыш. А ведь смысл стихотворения в том, как природа лелеет своего весеннего первенца: солнце ему “раскрывает венчики”, природа его бережно запеленала и завернула “в широкий лист”, лес отдал ему “все свое благоухание”. Сама по себе композиция стихотворения выражает этот центральный его образ; лес начальной и последней строф как бы обволакивает, завертывает ландыш двух серединных четверостиший, второго и третьего.
    И главным в стихотворении Маршака оказываются контрасты между большим и малым. Каждая из строф содержит одну из граней этого контраста:
    I. Лес – жемчужины
    II. Солнце – бубенчики, венчики, колокольчики
    III. Природа – цветок
    IV. Лес – цветок
    Маршак тоже прибегает к укрупнению плана: мы движемся от общего “Чернеет лес… жемчужины / На тонких ниточках дрожат” – к среднему “солнце раскрывает…” – и крупному – “Прохладен, хрупок и душист”, где мы не только смотрим на цветок издали, как прежде, но и трогаем, и нюхаем его. В последней строфе мы почти пробуем его на вкус – “горький цветок”. Если в кино крупный план поневоле только зрительный и частично звуковой, то в словесном искусстве он допускает участие всех пяти чувств. В “Ландыше” Маршака мы движемся от зрения в строфах 1 и 2 к слуху, едва задетому строкой “у колокольчиков весны” в конце строфы 2, к осязанию в конце строфы 3 (“Прохладен, хрупок…”), к обонянию – там же (“…и душист”) и к вкусу в конце строфы 4 (“…горькому цветку”).
    Конец каждой из четырех строф стихотворения адресован иному физическому чувству:
    Строфа I Строфа II Строфа III Строфа IV
    зрение слух осязание обоняние обоняние вкус
    Каждая из строф оказывается ступенькой, приближающей нас к цветку, а под конец ведущей и внутрь него.
    Стихотворение С.Маршака “Ландыш” – философское. Оно говорит о том, как великое концентрируется в малом, обретая отчетливую форму, многостороннее материальное бытие, физическую красоту. Неуловимые внутренние переживания томление, счастливая тоска – становятся свойствами внешними: пластической формой, нежным ароматом. Для С.Маршака именно так рождается произведение искусства, и прежде всего поэзии. Если в стихотворении “Ландыш” нет и тени авторской эмоции, то это лишь потому, что “всю счастливую тоску” поэт отдал своему стихотворению, которое отделилось от автора и на него, на его переживания внешне похоже так же мало, как ландыш – на лес.
    Роза и ландыш. Два цветка, у которых разная судьба в русской поэзии. Пышная роза, история которой уходит в глубокую древность Египта, Греции, Рима. Ландыш, невзрачный и смиренный, сохранивший чистоту и нетрадиционность. Оба они – важный элемент языка русской поэзии, центры своеобразных и обширных “метафорических полей”. На примере этих двух цветков или, скажем иначе, этих двух слов мы видим беспредельные возможности поэтической метафоры, открывающей внутри одного и уже, казалось бы, хорошо всем известного, однозначного слова беспредельную перспективу смыслов.
    глава четвертая. Слово как образ
    “Природа поэзии соответствует ее имени.
    Ведь поэзия есть искусство изображать
    человеческие действия и художественно
    изъяснять их назидания в жизни.”
    Феофан Прокопоеич,
    “О поэтическом искусстве”, 1705
    “Друг милый, предадимся бегу
    Нетерпеливого коня…
    Как тянет за собою санки слово
    “нетерпеливый”, как чувствуется в нем
    живая, порывистая сила коня!”
    Самуил Маршак,
    “Ради жизни на земле”, 1961
    “- Мама, слово “изюм” – вкусное, а
    слово “вкусное” тоже вкусное, правда?
    Мама, а слово “кислый” – неприятное
    слово, да?”
    Фрида Вигдорова, “Дневник”, 1946
    Медленное слово “медленно”
    “Он медленно поднял голову, взглянул на меня и произнес слабым и невнятным голосом…” Так у Пушкина в “Капитанской дочке” (пропущенная глава, 1836). “Я оглянулся и увидел в стороне груду снега, которая осыпалась и медленно съезжала с крутизны”. Это фраза из пушкинского “Путешествия в Арзрум” (1829). Как видим, и в том и в другом случае наречие “медленно” является смысловым знаком – оно, конечно, в тексте необходимо, но сквозь звучание слова светится его смысл, само же оно физически как бы не существует. Не все ли равно, какой оно длины – два слога в нем, три или четыре? Не все ли равно, какие звуки его составляют, сколько гласных и согласных? (Я немного преувеличиваю – все это не совсем безразлично, особенно для “замедленной” фразы из “Путешествия в Арзрум”, но при сопоставлении со стихом можно все-таки исходить из такого предположения. Проза, подобно всякому искусству, ритмична, но ее ритм иной, композиционный; подробнее об этом будет сказано ниже, в специальной главе, посвященной ритму.)

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *