Чем отличается сказка от рассказа 1 класс?

9 ответов на вопрос “Чем отличается сказка от рассказа 1 класс?”

  1. Chillwind Ответить


    Сказка и рассказ сходны во многом. Они относятся к повествовательной прозе и пишутся они по определенным законам.
    О сказках знают все. С малых лет сказка с ее выдумкой, волшебством и чародейством селится в душе ребенка и живет в ней всегда. Обычно эта захватывающая история хорошо кончается.
    Рассказ же – логическое изложение цепочки реалистичных событий. Здесь вы не найдете зимой распускающихся подснежников, и никакая маленькая девочка не поселится в крысиной норе.
    Так что всякая сказка – прежде всего, выдумка. Зато любая из них остается отличным воспитательным и познавательным инструментом. В ней всегда найдется истина, чтобы воспитать в маленьком человеке правильные основы, дать ему главные жизненные понятия о добре и зле, о правде и кривде, о бедности и богатстве, о любви и ненависти. Всякая сказка содержит свой урок, неназойливый, без каких-либо нотаций.
    Они во многом сходны, сказка с рассказом. У обоих есть сюжет, который обозначен четко, события, описываемые в виде повествования, главный герой и не только.
    И все же их отличают друг от друга, прежде всего, формой и, конечно, содержанием. Именно они определяют жанровую принадлежность всякого сочинения в литературе.

    Сказка

    В основе ее лежит вымысел, который не претендует на подлинность. Само это слово в источниках появилось около XVI века. Образовалось оно от «казать» и применялось в значении: перечень, список, точное описание. Предполагало оно, что узнают про него: и что это такое и зачем нужно. Лишь к XVIII веку сказка обретает нынешнее значение и называют ее «баснь», а позже – «кощуна».

    В ее содержании какая-то интересная история, наполненная чудными приключениями героя, тесно между собой связанными, дозволяющими ему обрести славу и богатство, пройдя через все испытания.
    Никого не удивляет, что сюжеты сказок могут повторяться, что герои их – эдакие символы, которые становятся олицетворением добра либо зла. Даже выделяются «бродячие сюжеты», что появляются в различных культурах и объясняются сходными чертами сознания, проявляющимися у всех этносов.

  2. Coihelm Ответить

    Если в рассказе присутствует оригинальная техника повествования, определяющая авторский стиль, то в сказке важным композиционным элементом являются речевые шаблоны – устойчивые обороты и традиционные для  устного народного творчества средства художественной выразительности: постоянные эпитеты, олицетворения, метафоры. Например: долго ли коротко сказка сказывается; жили-были старик со старухой; русским духом пахнет; вина заморские; красна девица; злая мачеха.
    «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. ПушкинВ рассказе не бывает большого количества действующих лиц. В сказке, кроме главного персонажа, встречается как минимум три его противника и столько же помощников. В литературной сказке герой может оказаться в ситуации, которая разворачивается в противостояние сил добра и зла, представленных собирательными образами.

    Выводы TheDifference.ru

    В сказке описываются приключения героя, каждое из которых – важный эпизод в развитии сюжета. Рассказ строится на основе одного короткого эпизода, играющего фатальную роль в жизни героя.
    Сказочные события – аллегорический вымысел, а в рассказе всегда подразумевается достоверность происходящего.
    Действие в сказке не ограничено в пространстве и времени в отличие от рассказа, где оно всегда кратковременно и происходит в конкретном месте.
    Рассказ имеет оригинальный сюжет и отражает авторский стиль. Сказочные сюжеты повторяются, а повествование сохраняет устойчивые, традиционные для сказок речевые обороты.
    Авторская позиция в рассказе может быть выражена с помощью отступлений, оценочной характеристики героев или композиционного приема использования контрастных деталей. В сказке прямая авторская оценка отсутствует – отражается только общая идея.

  3. Gardabar Ответить

    Анна Смбатян
    Конспект занятия по художественной литературе в средней группе «Мир сказок, стихов и рассказов»
    Тема: «Мир сказок, стихов и рассказов»
    Воспитатель: Смбатян Анна сергеевна
    Программное содержание:
    С помощью различных приемов помочь детям вспомнить названия и содержание знакомых литературных произведений.
    Продолжать учить ориентироваться в жанровом разнообразии литературы (сказки, рассказы, стихи).
    Словарь: иллюстрация.
    Развивать чувство рифмы.
    Воспитывать интерес к художественной литературе.
    Оборудование: книги, иллюстрации, цветные карандаши, аудиозапись спокойной музыки.

    Ход занятия:

    Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие по увлекательному миру литературы. Нас ждет много приключений, мы побываем – в королевстве сказок, в мире рассказов и в краю стихов. Усаживайтесь удобно, отправляемся. (Звучит музыка).
    «Королевство сказок»
    Чем отличается сказка от рассказа? (Ответы детей)
    В сказках происходит то, чего не бывает в обычной жизни. Звери умеют разговаривать, люди пользуются волшебными предметами. Какие вы знаете волшебные предметы? (Ответы детей) Метла и ступа Бабы-Яги, волшебный клубок, волшебная палочка, сапоги-скороходы, ковер-самолет, шапка-невидимка, кощеева смерть в яйце и т. п.
    Дидактическая игра «Отгадай сказку»
    Бабушка девочку очень любила.
    Шапочку красную ей подарила.
    Девочка имя забыла свое.
    А ну, подскажите имя ее. (Красная Шапочка)
    Прямо с полки, за порог.
    Убежал румяный бок.
    Укатился наш дружок,
    Кто же это?. (Колобок)
    Деревянного мальчишку,
    Шалуна и хвастунишку
    Знают все без исключений.
    Он любитель приключений.
    Легкомысленным бывает,
    Но в беде не унывает.
    И синьора Карабаса
    Обхитрить сумел не раз он.
    Артемон, Пьеро, Мальвина
    Неразлучны с.
    (Буратино)
    У Золушки с ножки
    свалилась случайно.
    Была не простою она,
    а хрустальной (туфелька)
    Всех важней она в загадке,
    Хоть и в погребе жила:
    Репку вытащить из грядки
    Деду с бабкой помогла. (Мышка из русской народной сказки “Репка “)
    Ждали маму с молоком,
    А пустили волка в дом.
    Кто же были эти
    Маленькие дети? (козлята из сказки «Волк и семеро козлят»)
    Возле леса, на опушке
    Трое их живет в избушке.
    Там три стула и три кружки.
    Три кроватки, три подушки.
    Угадайте без подсказки,
    Кто герои этой сказки? (Три медведя)
    Носик круглый, пятачком,
    Им в земле удобно рыться,
    Хвостик маленький крючком,
    Вместо туфелек – копытца.
    Трое их – и до чего же
    Братья дружные похожи.
    Отгадайте без подсказки,
    Кто герои этой сказки? (Три поросенка)
    Берегись болезнь любая:
    Грипп, ангина и бронхит.
    Всех на бой вас вызывает
    Славный доктор.
    ответ: Айболит
    Дидактическая игра «Кто сказал слово
    Детям предлагается назвать героя сказки, которому принадлежит фраза и название самой сказки.
    «Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел» (Колобок из сказки «Колобок»)
    «У меня не усы, а усищи, не лапы лпищи, не зубы, а збищи — я никого не боюсь!» (Заяц из сказки «Заяц-хваста»)
    «Не садись на пенек, не ешь пирожок» (Маша из сказки «Маша и медведь»)
    «Печка, матушка, спрячь нас!» (Сестрица из сказки «Гуси-Лебеди»)
    «Кто колосок нашел? А кто зерно на мельницу носил? А тесто кто месил? Дрова носил? Печь топил? Пироги кто пёк? (Петушок из сказки «Колосок»)
    «Как выскочу, как выпрыгну – пойдут клочки по закоулочкам!» (Лиса из сказки «Заюшкина избушка)
    Динамическая пауза «Сказка даст нам отдохнуть»
    Сказка даст нам отдохнуть.
    Отдохнем – и снова в путь!
    Нам советует Мальвина:
    – Станет талия осиной,
    Если будем наклоняться
    Влево-вправо десять раз.
    Вот Дюймовочки слова:
    – Чтоб была спина пряма,
    Поднимайтесь на носочки,
    Словно тянетесь к цветочкам.
    Раз, два, три, четыре, пять.
    Красной шапочки совет:
    – Если будешь прыгать, бегать,
    Проживешь ты много лет.
    Раз, два, три, четыре, пять.
    Повторите-ка опять:
    Раз, два, три, четыре, пять.
    Дала нам сказка отдохнуть!
    Отдохнули?
    Снова в путь!
    (Дети повторяют описываемые движения)
    «Мир рассказов»
    Чем отличается сказки от рассказов? (Ответы детей)
    В рассказах речь идет о том, что было на самом деле.
    Дидактическая игра «Найди к какому рассказу иллюстрации»
    «Косточка» Л. Толстой
    «Под грибом»? В. Сутеев
    «Вместе тесно, а врозь скучно» К. Ушинский
    «Чей нос лучше» В. Бианки
    «Лягушонок» М. Пришвин
    «В краю стихов»
    Чем отличаются рассказы от стихов?
    Стихи записывают в столбик. Вот так. (Показ стихов в книге) А рассказы записывают в строчку. Вот так. (Показ прозы в книге). А еще в стихах некоторые последние слова созвучны.
    А потом позвонили зайчатки:
    – Нельзя ли прислать перчатки?
    В этих стихах созвучны последние слова – зайчатки и перчатки. А какие слова созвучны в следующих стихах?
    А потом позвонили мартышки:
    Пришлите, пожалуйста, книжки! (Ответы детей) Мартышки и книжки. Вы узнали, из какого произведения эти строчки? (Ответы детей) Из стихотворения «Телефон». А кто автор этого стихотворения? (Ответы детей) Корней Иванович Чуковский.
    Дидактическая игра «Продолжи слово»
    Мой веселый, звонкий мяч,
    Ты куда помчался вскачь?
    Я тебя ладонью хлопал.
    Ты скакал и звонко топал. («Мяч» С. Маршак)
    Стала девочка котенка спать укладывать.
    – Вот тебе под спинку
    Мягкую перинку.
    Сверху на перинку
    Чистую простынку.
    Вот тебе под ушки
    Белые подушки. («Усатый-полосатый» С. Маршак)
    Если бы у елочки были ножки,
    Побежала бы она по дорожке.
    Заплясала бы она
    Вместе с нами,
    Застучала бы она каблучками. («Елка» Е. Трутнева)
    У Танюши дел немало,
    У Танюши много дел,
    Утром брату помогала –
    Он с утра конфеты ел. («Помощница» А. Барто)
    А потом позвонил медведь
    Да как начал, как начал. реветь. («Телефон» К. И. Чуковский)
    Пальчиковая гимнастика по стихотворению
    Палец толстый и большой
    В сад за сливами пошёл. (Ладошка собрана в “кулачок”. Отгибаем большой пальчик, выпрямляем его, затем сгибаем наполовину. Снова сгибаем и так несколько раз)
    Указательный с порога Указал ему дорогу. (Отгибаем указательный пальчик, далее “сгибаем-разгибаем”)
    Средний палец самый меткий, Он сбивает сливы с ветки. (Отгибаем средний пальчик, “сгибаем-разгибаем” его. При этом нужно стараться не сгибать указательный и большой пальцы) Безымянный подбирает, (Отгибаем также безымянный, постараться не шевелить предыдущими пальчиками)
    А мизинчик-господинчик В землю косточки бросает! (Отгибаем мизинчик)
    Использовала литеоатуру:
    В. Бинки
    С. Маршак
    П. Воронько
    Е. Благинина
    Е. Трутнева
    Н. Саконская
    Русские народные сказки
    Интернет ресурсы

  4. Forcebrew Ответить

    Чем сказка отличается от рассказа?
    Сказка и рассказ — две ключевые формы повествовательной прозы. Они пишутся по особым законам. Чем же отличается сказка от рассказа?
    Нет на свете человека, который бы не знал, что такое сказка. Когда-то сказка приходит в дом каждого, и остаётся в нём навсегда.
    Сказка – выдумка, чародейство, волшебство. «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
    Сказка – это увлекательная, интересная история, зачастую со счастливым концом. Чем же отличается сказка от обыкновенного рассказа?
    Рассказ, как правило, — это цепочка правдивых событий, последовательное изложение какого-либо материала. В рассказах не распускаются зимой подснежники, а Мухи-Цокотухи не покупают самоваров.
    Конечно, сказка в этом плане – сплошная выдумка. Но всё-таки сказка – это отличный познавательный и воспитательный материал. В сказках присутствует своя правда. Сказки воспитывают в ребёнке первые, правильные основы. В сказках нередко говорится о том, как люди хотели бы жить. Чтобы добро всегда побеждало зло, а у смелых, отважных, трудолюбивых людей всё складывалось бы хорошо.
    Сказки дают нам представление об обычных, но важных представлениях: о правде и кривде, о любви и ненависти, о добре и зле, о великодушии и мелочности, о согласии и вражде, о бедности и богатстве.
    Сказки учат ненавязчиво, без нотаций, как бы между прочим.
    …Всем нам хочется, чтобы наша жизнь была счастливой, доброй сказкой. Любите сказки, читайте сказки, глядишь – и наша жизнь будет больше похожа на хорошую сказку со счастливым концом.
    Рассказ – это небольшое по объему литературное произведение, повествующее о каких-то событиях, явлениях, взаимоотношениях людей. У рассказа практически всегда есть автор. Сюжет рассказа (за исключением фантастики) может восприниматься как нечто, происшедшее в реальности. Темой для рассказа может стать все, что угодно, здесь нет никаких ограничений. В рассказе часто видна позиция автора, его личное отношение к описываемым событиям (идея рассказа). С авторским видением читатель может согласиться, а может сформировать свою точку зрения. Персонажи рассказов – это обычные люди, у них есть достоинства и недостатки, они страдают и ошибаются, их характеры многогранны и неоднозначны. Часто в рассказах описываются внутренняя жизнь героев, их чувства и переживания.
    Сказка – это жанр устного народного творчества, у сказок, за  исключением литературных, нет одного автора. Отличительная особенность сказок – вымысел, волшебство. Читатель изначально понимает, что читает о том, чего на самом деле не может быть. Тематика сказок ограничена, на этот счет существуют каноны и традиции, которые складывались веками. В сказках может быть рассказчик, но он лишь рассказывает о событиях, не выражая к ним своего личного отношения. Как правило, мораль сказки понимается всеми однозначно. Герои сказок – это целостные натуры, без сложного характера. В сказках нет подробного описания чувств и переживаний героев, сюжет строится исключительно на действии.
    В сказке описываются приключения героя, каждое из которых – важный эпизод в развитии сюжета. Рассказ строится на основе одного короткого эпизода, играющего фатальную роль в жизни героя.
    Сказочные события – аллегорический вымысел, а в рассказе всегда подразумевается достоверность происходящего.
    Действие в сказке не ограничено в пространстве и времени в отличие от рассказа, где оно всегда кратковременно и происходит в конкретном месте.
    Рассказ имеет оригинальный сюжет и отражает авторский стиль. Сказочные сюжеты повторяются, а повествование сохраняет устойчивые, традиционные для сказок речевые обороты.
    Авторская позиция в рассказе может быть выражена с помощью отступлений, оценочной характеристики героев или композиционного приема использования контрастных деталей. В сказке прямая авторская оценка отсутствует – отражается только общая идея. Подробнее:
    В сказке, как правило, наряду с обычными персонажами – людьми, соседствуют фантастические и вымышленные говорящие герои, которых в реальной жизни не встретишь. А рассказы, хоть и не всегда опираются на реальные события, всегда можно представить происходящими с людьми.
    Сказка и рассказ сходны во многом. Они относятся к повествовательной прозе и пишутся они по определенным законам.
    О сказках знают все. С малых лет сказка с ее выдумкой, волшебством и чародейством селится в душе ребенка и живет в ней всегда. Обычно эта захватывающая история хорошо кончается.
    Рассказ же – логическое изложение цепочки реалистичных событий. Здесь вы не найдете зимой распускающихся подснежников, и никакая маленькая девочка не поселится в крысиной норе.
    Так что всякая сказка – прежде всего, выдумка. Зато любая из них остается отличным воспитательным и познавательным инструментом. В ней всегда найдется истина, чтобы воспитать в маленьком человеке правильные основы, дать ему главные жизненные понятия о добре и зле, о правде и кривде, о бедности и богатстве, о любви и ненависти. Всякая сказка содержит свой урок, неназойливый, без каких-либо нотаций.
    Они во многом сходны, сказка с рассказом. У обоих есть сюжет, который обозначен четко, события, описываемые в виде повествования, главный герой и не только.
    И все же их отличают друг от друга, прежде всего, формой и, конечно, содержанием. Именно они определяют жанровую принадлежность всякого сочинения в литературе.

    Сказка

    В основе ее лежит вымысел, который не претендует на подлинность. Само это слово в источниках появилось около XVI века. Образовалось оно от «казать» и применялось в значении: перечень, список, точное описание. Предполагало оно, что узнают про него: и что это такое и зачем нужно. Лишь к XVIII веку сказка обретает нынешнее значение и называют ее «баснь», а позже – «кощуна».
    В ее содержании какая-то интересная история, наполненная чудными приключениями героя, тесно между собой связанными, дозволяющими ему обрести славу и богатство, пройдя через все испытания.
    Никого не удивляет, что сюжеты сказок могут повторяться, что герои их – эдакие символы, которые становятся олицетворением добра либо зла. Даже выделяются «бродячие сюжеты», что появляются в различных культурах и объясняются сходными чертами сознания, проявляющимися у всех этносов.
    Этот вид творчества в числе древнейших. Но даже нынешние сказки сохраняют основные закономерности их создания: испытания, преодолеваемые главным героем, сверхъестественные силы, ему помогающие, возвращение утраченного, наконец, счастливое завершение.
    Они нужны, чтобы ребенок в семье научился определенным жизненным правилам, необходимости защищать место своего обитания, достойно относиться к иным общинам. Сказки передаются от поколения к поколению, воспитывают уважение к своим корням.

    Рассказ

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *