Чем отличается житие аввакума от жития сергия радонежского?

10 ответов на вопрос “Чем отличается житие аввакума от жития сергия радонежского?”

  1. Nilune Ответить

    Так шли годы. Община жила неоспоримо под началом Сергия. Монастырь рос, сложнел и должен был оформиться. Братия желала, чтобы Сергий стал игуменом. А он отказывался.
    — Желание игуменства,— говорил,— есть начало и корень властолюбия.
    Но братия настаивала. Несколько раз «приступали» к нему старцы, уговаривали, убеждали. Сергий сам ведь основал пустынь, сам построил церковь; кому же и быть игуменом, совершать литургию.
    Настояния переходили чуть не в угрозы: братия заявляла, что, если не будет игумена, все разойдутся. Тогда Сергий, проводя обычное свое чувство меры, уступил, но тоже относительно.
    — Желаю,— сказал, — лучше учиться, нежели учить; лучше повиноваться, нежели начальствовать; но боюсь суда Божия; не знаю, что угодно Богу; святая воля Господа да будет!
    И он решил не прекословить — перенести дело на усмотрение церковной власти.
    Митрополита Алексия в то время не было в Москве. Сергий с двумя старейшими из братии пешком отправился к его заместителю, епископу Афанасию, в Переславль-Залесский.
    Сергий возвратился, с ясным поручением от Церкви — воспитывать, вести пустынную свою семью. Он этим занялся. Но собственную жизнь, в игуменстве, не изменил нисколько: сам свечи скатывал, варил кутью, готовил просфоры, размалывал для них пшеницу.
    В пятидесятых годах к нему пришел архимандрит Симон из Смоленской области, прослышав о его святой жизни. Симон — первый принес в монастырь и средства. Они позволили построить новую, более обширную церковь Св. Троицы.
    С этих пор стало расти число послушников. Келии принялись ставить в некотором порядке. Деятельность Сергия ширилась. Сергий постригал не сразу. Наблюдал, изучал пристально душевное развитие прибывшего.
    Несмотря на постройку новой церкви, на увеличение числа монахов, монастырь все строг и беден. Каждый существует собственными силами, нет общей трапезы, кладовых, амбаров. Было положено, что у себя в келии инок проводит время или за молитвой, или за размышлением о своих грехах, проверкой поведения, или за чтением св. книг, переписыванием их, иконописью — но никак не в разговорах.
    Трудолюбие мальчика и юноши Варфоломея оставалось неизменным и в игумене. По известному завету ап. Павла, он требовал от иноков труда и запрещал им выходить за подаянием.

    Сергий Радонежский. Обитель

    Сергиева обитель продолжала быть беднейшей. Часто не хватало и необходимого: вина для совершения литургии, воска для свечей, масла лампадного… Литургию иногда откладывали. Вместо свечей — лучины. Нередко не было ни горсти муки, ни хлеба, ни соли, не говоря уже о приправах — масле и т. п.
    В один из приступов нужды в обители нашлись недовольные. Поголодали два дня — зароптали.
    — Вот, — сказал преподобному инок от лица всех, — мы смотрели на тебя и слушались, а теперь приходится умирать с голоду, потому что ты запрещаешь нам выходить в мир просить милостыни. Потерпим еще сутки, а завтра все уйдем отсюда и больше не возвратимся: мы не в силах выносить такую скудость, столь гнилые хлебы.
    Сергий обратился к братии с увещанием. Но не успел он его кончить, как послышался стук в монастырские ворота; привратник увидел в окошечко, что привезли много хлеба. Он сам был очень голоден, но все же побежал к Сергию.
    Читайте также — Преподобный Сергий Радонежский: история почитания
    — Отче, привезли много хлебов, благослови принять. Вот, по твоим святым молитвам, они у ворот.
    Сергий благословил, и в монастырские ворота въехало несколько повозок, нагруженных испеченным хлебом, рыбою и разной снедью. Сергий порадовался, сказал:
    — Ну вот, вы алчущие, накормите кормильцев наших, позовите их разделить с нами общую трапезу.
    Приказал ударить в било, всем идти в церковь, отслужить благодарственный молебен. И лишь после молебна благословил сесть за трапезу. Хлебы оказались теплы, мягки, точно только что из печки.

  2. Games Ответить

    Господь смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною,
    дабы показать тебе, что не хлебом единым жив человек, но всяким словом,
    исходящим из уст Божиих
    Второзаконие; 8,3
    Житие (агиография – с греч. «житие», а также наука, изучающая жития) – жанр древнерусской литературы, рассказ о жизни, страданиях и благочестивых подвигах людей, причисленных церковью к лику святых. В центре жития – жизнеописание святого, возвышенный образ стойкого борца за веру. Житие происходит от древнеримских мартирологов, повествовавших о христианских мучениках. Мартирологи, в свою очередь, сложились под влиянием Деяний апостолов (пятой книги Нового Завета). На Руси сложилось несколько условных разновидностей житий:
    1) жития святых мучеников («Житие Бориса и Глеба»)
    2) жития христианских подвижников («Житие Феодосия Печерского», «Житие Сергия Радонежского», «Житие Стефана Пермского»)
    3) жития юродивых («Житие Василия Блаженного»)
    4) жития православных князей («Житие Александра Невского»)
    5) легендарные жития-повести («Повесть о Петре и Февронии Муромских»)
    6) жития-автобиографии («Житие протопопа Аввакума, им самим написанное»).
    Фрагмент картины Михаила Нестерова “Видение отроку Варфоломею”
    Сергий Радонежский, в миру – Варфоломей (1314 – 1392), по свидетельству Епифания Премудрого, родился в селе Варницы близ Ростова в семье боярина Кирилла и жены его Марии. В возрасте семи лет Варфоломей вместе с братьями Стефаном и Петром были отданы учиться грамоте, однако отроку грамота давалась с трудом. Знакомство со Священным Писанием привело будущего святого к глубокой религиозности и стремлению к монашеской жизни. В 1328 году обедневшая семья переехала в город Радонеж (ныне село в 55 км от Москвы). Рано овдовевший Стефан, а вскоре и Варфоломей стали иноками Хотьково-Покровского монастыря. Однако Варфоломей стремился к пустынной жизни и, убедив Стефана, отправился с ним в глухой Радонежский бор, где братья построили деревянную церковь во имя Святой Троицы (1335). Стефан, не выдержав трудностей, вскоре ушёл в Богоявленский монастырь Москвы, а Варфоломей, призвав к себе игумена Митрофана, принял постриг под именем Сергия.
    Преподобный Сергий в Радонежском бору
    Вскоре к Сергию стали прибывать глубоко верующие крестьяне и князья, и к 1345 году образовался Троице-Сергиев монастырь (ныне – Троице-Сергиева лавра в городе Сергиев Посад в 70 км от Москвы). Сергий научил своих иноков жить только своим трудом, ни от кого не принимать подаяния, ввёл в своём монастыре строгие правила общинножития, которые впоследствии были приняты во всех русских монастырях. Именно Сергию удалось убедить русских удельных князей подчиниться власти князя московского Димитрия Иоанновича, благодаря чему к моменту Куликовской битвы Русь значительно укрепилась. Накануне битвы Димитрий Иоаннович (известный как Дмитрий Донской) поехал к Сергию просить благословения. Сергий благословил его, предрёк победу и дал в помощь двух иноков Пересвета и Ослябю. В 1389 году Сергий скрепил духовное завещание Димитрия Иоанновича, узаконившее передачу княжеской власти от отца к старшему сыну.
    Троице-Сергиева лавра (г. Сергиев Посад)
    25 сентября 1392 года Сергий Радонежский скончался, а спустя тридцать лет его мощи были обретены нетленными, и в 1452 году он был причислен к лику преподобных святых. Слово «преподобный» означает лик святости монахов, прославляемых за подвижническую жизнь. Ученики Сергия основали более 40 монастырей.
    Протопоп Аввакум
    Протопоп Аввакум Петрович (1620 – 1682) известен как один из первых и самых последовательных раскольников. Раскольники (старообрядцы) – это православные христиане, выступившие против церковной реформы, проведенной в 17 веке патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем. Задачей реформы было приведение русских церковных обрядов в соответствие с греческими и укрепление связи между самодержавием и духовенством. За сохранение старых обрядов Аввакум и его сторонники были готовы принять любое страдание, т.к. в церковной реформе они видели угрозу самобытности русского православия. Со стороны царя такое неприятие расценивалось как бунт против власти, поэтому раскольники подверглись суровым гонениям (кроме Аввакума, известными раскольниками были скорняк Лука, князь Иван Хованский, боярыня Феодосия Морозова, её сестра Евдокия Урусова – все они приняли мученическую смерть). Первая жена царя Алексея Мария Ильинична сочувствовала старообрядцам и даже сначала сумела спасти от казни непокорного протопопа.
    Фрагмент картины Василия Сурикова “Боярыня Морозова”
    В необходимости реформы Аввакума пытались убедить русские и греческие церковные деятели, но безуспешно. Аввакум был лишён сана, подвергнут анафеме и заключён сначала в темницу Никольского монастыря, а затем провёл 15 лет в земляной тюрьме Пустозёрска, расположенного на берегу Северного Ледовитого океана. Именно там Аввакум написал более восьмидесяти своих произведений.
    Темница Аввакума
    В основу автобиографического жития Аввакум положил идею свободы совести и свободы выбора убеждений. «Мой Христос, – пишет Аввакум, – не приказал нашим апостолам так учить, еже бы огнём, да кнутом, да виселицею в веру приводить». Самого себя протопоп называет грешником, плачет о своём несовершенстве. В этом принципиальное отличие жития Аввакума от жития традиционного: образ героя здесь не идеализируется, ему свойственны заблуждения и ошибки. Самообвинения Аввкаума отнюдь не снижают его образа: это результат силы духа и совести. Сочинения Аввакума охрана пустозёрской тюрьмы тайно передавала на волю, за счёт чего множилось число сторонников протопопа. Официальная церковь была напугана этим, поэтому 14 апреля 1682 года Аввакум и трое его единомышленников были сожжены.

  3. JIorD Ответить

    Второе южнославянское влияние (конец 14 – начало 15 веков) содействует развитию в агиографии витийственно-риторического стиля – «плетения словес» , в результате чего возрастает эмоциональность и психологизм повествования. появляется группа видных агиографов: митрополит киприан, который перерабатывает житие митрополита петра, епифаний премудрый (житие сергия радонежского, стефана пермского) , серб пахомий логофет (житие кирилла белозерского и др. ) . в эпоху укрепления централизованного государства (16 в. ) агиография становится на службу идеологическим правительства. осуществляя политику ивана грозного в области духовной жизни, митрополит макарий сильно расширяет сонм святых и руководит составлением их житий, которые объединяются в великих четьих минеях (12 огромных томов) , включающих почти все обращавшееся на руси наследие переводной и оригинальной агиографии, заново переработанное и риторически украшенное. в 17 века составляются собрания четьих миней германа тулупова (1627-1632), иоанна милютина (1646-1654) и димитрия ростовского (изд. 1689-1705). в 15-17 веках создается особенно большое число новых житий, посвященных монахам севера и отразивших колонизационную роль монастырей, их борьбу за землю с крестьянством. в агиографический стиль все более вносятся черты реальной жизни. ж. постепенно сближаются с бытовой повестью (житие юлиании лазаревской) . во второй половине 17 – начале 18 веков новые ж. , посвященные представителям антифеодального религиозного движения – раскола. героями их становятся противники государственной церкви, проклятые ею и гонимые царской властью (жития ивана неронова, морозовой, кирилла выгорецкого и др. ) . это направление агиографии тяготеет к изображению народного быта и отличается «просторечием» . жанр биографии святого перерастает в жанр поучительно-полемичекой автобиографии «апостолов» раскола (жития аввакума, епифания) . на протяжении всего феодального периода ж. служили (а иногда служат доныне) целям церковной и политической пропаганды. они были одним из основных видов чтения и творчества средневековья. в научном отношении ж. имеют значение как и -культурный источник, как развитой жанр, отражавший различные общественные идеи и эстетические представления своего времени. сюжеты житий неоднократно перерабатывались писателями нового времени, например: «легенда» а. и. герцена (1835; в основу положено «житие преподобной феодоры» ) , «иоанн » а. к. толстого (1859), отдельные мотивы в сочинениях н. с. лескова, ф. м. достоевского, л. н. толстого и др.

  4. VideoAnswer Ответить

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *