Чем отличалось общество древних германцев от общества римской империи?

6 ответов на вопрос “Чем отличалось общество древних германцев от общества римской империи?”

  1. nurnongrata Ответить

    Далеких предков современных англичан, немцев, голландцев, частично – французов, и еще целого ряда народов Европы, древние римляне считали людьми полудикими, грубыми, не способными ни на что другое, кроме как пить пиво и устраивать грабительские набеги. Любой римлянин счел бы сумасшедшим человека, который сказал бы, что потомки этих людей создадут одну из величайших цивилизаций, которая в значительной степени окажет влияние на все народы Запада и Востока, на весь земной шар. Цивилизацию, рядом с которой станет тусклым казавшееся в то время неоспоримым могущество самого Древнего Рима. А о том, что эти люди однажды сокрушат непобедимую Римскую империю, никто бы в римском государстве даже представить не смог.
    Пейзаж в Саксонии. Германия
    К III – II вв. до н.э. народ, говоривший на едином языке индоевропейской семьи, распался на три группы племенных союзов, представители которых говорили на похожих языках и имели сходную культуру. Северную группу представляли населявшие Скандинавский полуостров и близкие территории Балтийского побережья племенные союзы свеонов, данов и еще некоторые другие. Восточную группу составили жившие к востоку от реки Эльбы готы, вандалы, бургунды и др. Западную группу, область распространения которых заняла земли между реками Рейн и Эльба, составили батавы, англы, саксы, тевтоны, франки и еще ряд племен. От племен северной группы произошли современные шведы, датчане, норвежцы и исландцы; от племен западной группы – англичане, голландцы и немцы; племена восточной группы, спустя века, выселились с родных земель и растворились среди других народов, оставив после себя лишь некоторые географические названия в Европе (например, французская область Бургундия). В 113 г. одно из племен этого происхождения – тевтоны, впервые напало на римские владения, совершив поход в Италию. Однако римский полководец Гай Марий сумел нанести тевтонам тяжелое поражение, и впоследствии оно растворилось среди родственных племен. В 58 г. до н.э. другой римский полководец Гай Юлий Цезарь совершил поход в Западную Европу и нанес поражение другому такому племени свевов, возглавляемому вождем Ариовистом. Цезарь же назвал еще одно племя, говорившее на языке, похожем на язык свевов и тевтонов, германцами (лат. «germani»). Античные авторы выдвигали разные версии происхождения этого названия. В наше время наиболее достоверной считается точка зрения, что это слово – кельтского происхождения, и так называли это племя находившиеся в тесном контакте с римлянами кельты (галлы). Также можно отметить, что слово «ger» в германских языках означает дротик – короткое метательное копье, которым часто пользовались в бою эти племена; таким образом, латинское слово «germanus» может быть сложением «ger + manus» – «рука с дротиком» или сложением германских слов «ger + mann» – «человек с дротиком». От племени, которое так назвал Цезарь, это название римляне вскоре распространили на все родственные ему племена, жившие к востоку от реки Рейн до верховий Дуная (эту обширную область в Центральной Европе римляне стали называть Германией), а современные этнолингвисты все народы и племена, говорившие или говорящие на грамматически близких к этим племенам языках, называют германскими. Сами древние германцы никогда не осознавали себя единым народом и даже несколькими народами: каждое их племя считало себя независимым от других, и в их языках общего названия всем их племенам не было.
    Древняя Германия
    Древние германцы жили родовыми общинами, которыми в повседневной жизни управляли старейшины. Род был тоже независимой социальной единицей, жил по своим неписаным правилам. Общие дела племени решались на собраниях старейшин входивших в него родов. Члены рода давали друг другу клятву кровной мести: если кого-то из них убивал чужак, мужчины могли начать убивать причастных и непричастных к этому мужчин из рода убийцы. Так оберегалась неприкосновенность человеческой жизни. Конечно, на практике до взаимоистребительных войн между родами доходило редко: никому не нужно было кровопролитие, потеря трудоспособных членов рода, которые очень ценились в суровом древнем быту. Обычно в случае чьей-то смерти от руки чужака дело улаживали старейшины родов: род убийцы уплачивал выкуп роду убитого, и стороны расходились с миром. На войну германцы выходили под предводительством опытных, уважаемых воинов – герцогов, которые имели не только боевой, но и дипломатический талант: уметь словами устрашить врага так, чтобы тот заплатил побольше откупа, или, наоборот, в случае неудачи уговорить врага помириться, не взимая слишком большой контрибуции. Герцоги избирались на тинге – собрании воинов племени. Воином был каждый мужчина, способный обращаться с оружием. Тинг созывался старейшинами племени на большой лесной поляне в лунную ночь. Избранного герцога в знак боевой верности поднимали над собранием на щите. На тинге же объявлялась война и заключался мир, вершился племенной суд. Полное право голоса имели только старейшины и наиболее уважаемые воины, а остальные лишь одобряли или отклоняли решение тех. Одобрение выражалось всеобщим бряцанием оружия, а неодобрение – ропотом.
    Первоначально у германцев не было резкого социального расслоения, хотя существовали свободные люди (абсолютное большинство населения) и зависимые, обычно называемые рабами, но до настоящего рабства у древних германцев было еще очень далеко. Зависимыми людьми были пленные, захваченные на войне. Они не имели права голоса в обществе, не могли прикасаться к оружию. Жили они в отдельном от своих хозяев доме и вели свое хозяйство, от которого платили хозяевам оброк. Чтобы отличаться от свободных людей, зависимые должны были коротко стричь волосы. Свободные мужчины отращивали длинные волосы, которые на макушке связывали в пучок. Впоследствии у германцев стала складываться племенная знать – эделинги. Эделингами – профессиональными военными предводителями, становились особенно отличившиеся в боях воины и их потомки. Военное дело становилось их основным занятием из поколения в поколение. На постоянную службу к эделингам шли молодые воины, составлявшие их дружину. Эделинг и его дружина давали клятву взаимной верности. Если эделинг погибал в бою, его воины предпочитали тоже биться насмерть, чтобы не навлечь на себя позор из-за того, что не смогли уберечь своего предводителя. Появление профессиональных воинов позволяло прочему народу больше проводить времени, занимаясь хозяйством, и на войну выходить лишь в особо важных случаях. Поэтому экономическое благосостояние германцев стало расти. Эделинги же и их дружинники, которых кормил народ, постоянно совершенствовали свое боевое мастерство. И с I в. н.э. германцы стали оспаривать влияние в Европе у казавшейся непоколебимой Римской империи. В 9 г. н.э. в Тевтобургском лесу на северо-западе современной Германии восточногерманское племя херусков во главе с вождем Германом (Арминием) полностью уничтожили три римских легиона полководца Публия Вара, которые среди лесных дебрей даже не смогли развернуться в правильном боевом порядке. После этого несколько веков длилось постоянное военное противостояние между германцами и римлянами. В этих условиях в германской среде все больше возрастало влияние военных предводителей, военная знать обогащалась за счет захвата добычи и рабов. В первые века нашей эры племенная власть у германцев стала сосредотачиваться в руках наиболее влиятельных военных вождей – королей, которые стали решать и некоторые повседневные дела. Однако решающее слово оставалось за тингом и старейшинами, кроме того, король не должен был терять авторитета у своей дружины, то есть, не проявлять малодушия на войне, быть преданным общему делу и справедливо делить военную добычу. Дружина служила королю постоянно, ее воины получали от короля оружие и боевых коней. В IV – V вв. н.э. германцы стали широко расселяться на запад, захватывая земли местных народов, в том числе входившие в состав Римской империи. Они основали так называемые варварские королевства: англосаксов в Британии, франков в Галлии (Западная Европа), алеманнов в Юго-Западной Германии, вестготов в Испании, остготов в Италии. В 410 г. н.э. впервые за почти восемьсот лет сам Рим был взят и разграблен неприятелем – восточногерманским племенем вестготов, которых возглавлял король Аларих. Через сорок пять лет Рим захватили и две недели грабили воины племени вандалов под предводительством короля Гейзериха (с тех пор слово «вандал» стало нарицательным). Это же племя отобрало у римлян провинцию Карфаген в Северной Африке, где основало свое королевство. В 472 г. наемники-германцы, служившие в римском войске, возглавляемые Рицимером, захватили и разграбили Рим после трехмесячной осады. А в 476 г. другой предводитель германских наемников Одоакр сверг последнего римского императора Ромула Августула и положил конец самому существованию Римской империи. Это событие считается окончанием античного периода и началом Средневековья.
    Военное дело, походы и сражения были очень важной частью мужчин-германцев. Не случайно даже их религиозные представления отражали военизированный уклад жизни. Древние германцы верили в жизнь после смерти, но какой она будет, зависело, как они думали, не от того, как жил человек на земле, а от того, как он умер. Если человек погибал в бою или был принесен в жертву богам, то он, по представлениям германцев, попадал в счастливую страну Валгаллу. Там воины постоянно ели вкусные блюда, пили пиво и вино и каждый день сходились в битве, после которой убитые вновь воскресали и присоединялись на пиру к своим победителям. За гостеприимство в Валгалле воины должны были отплатить богам, приняв на их стороне участие в последней битве перед концом мира против Великого Волка Фенрисульфра, его брата Мирового Змея и племени великанов. Но в этой битве, как считали германцы, погибнут все, после чего заново начнется возрождение мира. Те, кто умирал от болезни или старости, попадали, как считали германцы, в мрачную страну богини Гелы.
    Но древние германцы занимались отнюдь не только военными походами. Основой их хозяйства было земледелие и, в особенности, скотоводство. Скот они использовали вместо денег при расчете между собой. На скот, а также дом с подворьем, у германцев была частная собственность, а пастбища, лес и водоисточники принадлежали всей общине. Германцы пахали землю плугом, в который впрягали быков. Несколько лет в поле выращивали ячмень, овес, рожь, лен, коноплю, затем на несколько лет оставляли, чтобы оно восстановило свое плодородие. Из ячменя германцы приготовляли пиво, без которого у них не обходилось ни одно веселье. Необходимые в хозяйстве орудия каждый хозяин изготовлял самостоятельно, благо они были довольно просты: деревянные вилы, грабли, бороны, костяные иглы. Только железные орудия: серпы, косы и, конечно, оружие, изготовляли мастера-кузнецы. Железо германцы выплавляли из руды сами. Также они добывали медь и серебро, соль, а истинным богатством Древней Германии был янтарь, который собирали на берегу Балтийского моря. У германцев существовала и письменность: они делали короткие записи рунами – знаками, напоминающими греческие и латинские буквы. Обычно рунические тексты являлись заклинаниями против злых духов, просьбами, обращенными к богам, надгробными и прочими ритуальными надписями. Рунические надписи делались на деревьях, камнях, оружии, домашней утвари.
    Руническое письмо
    Германцы, как и другие народы Европы того времени, верили в разных богов – хозяев различных природных стихий. Особенно они, как и древние славяне, почитали солнце, считая его богом света. Во время празднеств изображение солнца в виде медного диска возили на запряженной священной белой лошадью телеге. Верховным богом, отцом всех других богов и творцом мира германцы считали Водана, которого северогерманские племена называли Один. Почитался бог грома и молнии, которого разные племена называли разными похожими словами, но до наших дней дошло его скандинавское название Тор. Богам германцы поклонялись в лесу или горах, специальных храмов не строили. Жрецы – служители культа, пользовались большим влиянием в обществе. Они же поддерживали порядок на собраниях, иногда судили преступников.
    С Древним Римом (о самом Древнем Риме здесь на history-thema.com  несколько статей – посмотрите по содержанию) у германцев отношения тоже были не только военные. В Германию постоянно ездили римские купцы, которые покупали здесь рабов, скот, шкуры, меха, янтарь, расплачиваясь предметами домашней утвари и оружием. Собственно основными видами древнегерманского оружия были прямые довольно длинные мечи, копья, дротики. В бою пешие воины прикрывались круглым деревянным щитом. Сражались германцы как конные, так и пешие, при этом умело взаимодействуя конницей и пехотой. Активно применяли они, особенно в сражении с далеко превосходящими их в вооружении и боевой организации римлянами, тактику засад и внезапных набегов. Крупное римское войско они старались заманить в места, где римлянам трудно было развернуться в привычном боевом порядке. Для защиты от нападений германцев римляне воздвигли линию укреплений по Рейну и Дунаю, часть из которых впоследствии переросла в города (например, Кельн, Майнц, Аугсбург, Регинсбург, Вена). Много германцев, особенно на закате древнеримского государства, служили в войсках Римской империи в качестве наемников, однако часто использовали эту службу в интересах своих племен, предавали римлян. Именно при активном участии германцев-наемников происходили первые разграбления Рима, и сами наемники впоследствии уничтожили вековую Римскую империю – самую могущественную и культурно развитую цивилизацию античности. В бою германцы, если противник намного превосходил их силой, часто применяли тактическое отступление: быстро скрывались, рассеиваясь по лесам, а затем собирались вновь и внезапно нападали на врага в другом месте, выматывая его. Но к настоящей трусости они были беспощадны. За трусость на войне воина по приговору тинга могли утопить в болоте. Эта же кара ждала неверных супругов – как мужей, так и жен, и их любовников. Тех, кто предавал свое племя, вступая в сговор с врагом, вешали – эта казнь считалась позорной. За преступления, тяжесть которых была не столь велика, чтобы казнить совершившего их, назначались штрафы или наказание розгами.
    В германском обществе существовал сложившийся патриархальный строй: главой семьи был мужчина, и только мужчины, бывавшие в военных походах, заправляли делами племени. Однако крепко держались и пережитки матриархальных традиций, выразавшиеся в особом почтении к женщине как к матери и хранительнице домашнего очага. Даже для мужчины-воина много значило мнение матери или жены. Эту германскую традицию презирали римляне, у которых почти полное бесправие женщин было закреплено законодательно, считали ее, как и, вообще, всю германскую культуру, дикой и смешной. Римляне относили германцев, как и все народы, не охваченные эллинистической культурой, к варварам. Слово «варвар» происходит от древнегреческого звукоподражания, означающего невразумительную речь. В современное науке понятие варварство означает уровень общественного развития, при котором у народа основой хозяйства уже является производительный труд (земледелие и скотоводство, а не охота и собирательство, как в первобытном обществе), но еще отсутствует сложная социальная организация общества, выраженное разделение профессионального труда, присущие цивилизациям. Однако в конечном итоге именно высокое развитие культуры, военное могущество развратили древних римлян, привели римский народ к глубокому нравственному и духовному упадку, сделали его ленивым перед новыми трудностями, связанными с кризисом античной рабовладельческой системы. И римская держава была сокрушена культурно далеко отстававшими от римлян, но сохранившими здоровые общественные традиции и привыкшими с детства бороться с суровой для хозяйственного уровня того времени природой Центральной Европы германцами. Впоследствии именно потомки древних германцев, заимствовав у римлян многие технические, военные, административные и творческие достижения, уже на базе собственных традиций создали распространившую влияние на весь мир европейскую цивилизацию.
    Свержение Одоакром Ромула Августула
    15 695

  2. vidmar Ответить

    По словам античных историков древнегерманское общество состояло из следующих социальных групп: военные вожди, старейшины, жрецы, воины-дружинники, свободные члены племени, вольноотпущенники, рабы. Высшая власть принадлежала народному собранию, на которое являлись все мужчины племени в боевом вооружении. В первые века н. э. у германцев существовал родоплеменной строй на его поздней стадии развития[ На начальном этапе развития римское общество состояло из двух основных сословий — патрициев и плебеев. Согласно наиболее распространённой версии о происхождении этих двух основных сословий, патриции — это коренные жители Рима, а плебеи — пришлое население, обладавшее, однако, гражданскими правами. Патриции были объединены сначала в 100, а затем в 300 родов. Первоначально плебеям запрещалось вступать в брак с патрициями, что обеспечивало замкнутость сословия патрициев. Кроме этих двух сословий, в Риме существовали также клиенты[источник не указан 205 дней] патрициев и рабы. С течением времени социальная структура в целом заметно усложнилась. Появились всадники — лица не всегда знатного происхождения, но занимавшиеся торговыми операциями (торговля считалась недостойным патрициев занятием) и концентрировавшие в своих руках значительные богатства. Среди патрициев выделялись наиболее знатные роды, а часть родов постепенно угасала. Примерно в III в. до н. э. патрициат сливается со всадниками в нобилитет.

  3. VideoAnswer Ответить

  4. VideoAnswer Ответить

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *