Чем отличаются рынки факторов производства от рынков услуг производства?

19 ответов на вопрос “Чем отличаются рынки факторов производства от рынков услуг производства?”

  1. Saylance Ответить

    В качестве факторов выступают труд, земля, капитал и предпринимательские способности. Каждый из факторов, выступая как элемент производственного процесса, оказывает определенные услуги.
    Величина цены этих услуг обуславливает доходы собственников факторов производства:
    – цена услуг труда (доход наемных работников) определяется заработной платой;
    – цена услуг капитала (доход собственников капитала) — процентом;
    – цена услуг предпринимательской деятельности (доход предпринимателей) — прибылью.
    Когда фирмы покупают услуги, оказываемые факторами, предприниматели, как правило, не становятся владельцами этих факторов:
    – покупая рабочую силу, предприниматели не становятся владельцами живого человека, а лишь получают право на получение стоимости в результате его труда;
    – приобретая капитал, предприниматели имеют возможность использовать оборудование, здание, сырье, денежные средства для создания новой стоимости;
    – покупая землю, предприниматели реализуют свое право для производства товаров и увеличения стоимости;
    – предпринимательские способности позволяют наилучшим образом соединять возможности всех факторов производства для получения прибыли.
    Разумеется, основные факторы производства можно приобрести не только в пользование, но и во владение и распоряжение (за исключением рабочей силы), то есть сделать их своими капитальными активами. Но это не главное, главное — иметь доступ к этим факторам и получать от них новую стоимость.
    Таким образом, рынок факторов производства — это рынок услуг этих факторов. Плата за эти услуги называется ценой фактора или его доходом.
    Если факторы производства оказывают услуги своим собственникам, то они не выступают на рынке факторов производства. Предприниматель, например, может сам трудиться в собственной фирме, владелец земельного участка — использовать его для своих личных целей, вкладывая свой личный труд и т. д. В этом случае владельцы факторов весь доход, полученный от их использования, присваивают сами себе.
    Рынком факторов производства (ресурсов) называется сфера экономики, в которой осуществляется их купля-продажа, и где в результате взаимодействия спроса и предложения формируются цены на труд, на природные ресурсы, капитал, предпринимательскую способность в форме заработной платы, ренты, процентного дохода, прибыли. В современных условиях к факторам производства относятся также научно-технический прогресс, знания, информации и др.
    Разным видам факторов производства соответствуют виды рынков: рынок труда, природных ресурсов (рынок земли), рынок капиталов. Они функционируют во взаимосвязи и взаимодействии.
    Основныеотличия рынка факторов производстваот рынка товаров и услуг заключаются в следующем:
    – Рынок факторов производства носит производный характер, так как его необходимость определяется потребностями производства товаров для потребителей.
    – Специфичны экономические роли и экономические интересы основных рыночных субъектов на рассматриваемом рынке. Фирмы на рынке товаров и услуг выступают в роли продавцов, а на рынке факторов производства – в роли покупателей. Домохозяйства на рынке товаров и услуг являются покупателями, а на рынке факторов производства – продавцами. Продавцы стремятся продать свой товар дороже, а покупатель – купить дешевле.
    – На рынке факторов производства формируется производственный спрос. Продаваемые факторы производства используются для производительного потребления, т. е. для производства товаров и услуг. Цены на ресурсы регулируют их распределение между фирмами и отраслями производства.
    Рынок факторов производства выполняет специфические функции:
    – определяет уровень цен на различные факторы производства;
    – рационально распределяет ограниченные ресурсы среди фирм и отраслей;
    – содействует более эффективному производству товаров и услуг;
    – определяет, как, каким способом, при каком сочетании ресурсов произвести избранные виды продукции и максимизировать прибыль;
    – обусловливает характер распределения факторных доходов, их размеры;
    – определяет, для кого производятся товары и услуги, так как плата за определенные экономические ресурсы является основным доходом для их собственников; участвует в установлении общего микроэкономического равновесия.
    Общая характеристика спроса и предложения экономи­ческих ресурсов:
    Ресурсы (факторы производства) – это то, что используется для производства товаров и услуг. Различают ресурсы материальные (земля и капитал) и людские (труд и предпринимательская деятельность). Рынки ресурсов (факторов производства) есть сферы товарного оборота таких важнейших групп ресурсов хозяйственной деятельности, как земля, природные ископаемые, ресурсы труда, капитала. Важнейшая функция этих рынков: содействие более эффективному производству товаров и услуг.
    Микроэкономический анализ рынков ресурсов предполагает исследование стратегии поведения фирм-покупателей ресурсов (механизма принятия решений об объемах приобретаемых ресурсов и ценах); рассмотрение ситуаций, при которых равновесие на рынках ресурсов зависит от того, какой рыночной властью обладают фирмы на рынках готовой продукции. Исследование рынков ресурсов предполагает изучение спроса и предложения на ресурсы.
    Спрос фирм-покупателей на ресурсы является производным от спроса на продукцию, изготовляемую с применением данных ресурсов. Иначе говоря, ресурсы удовлетворяют потребности покупателя не прямо, а косвенно, через производство товаров и услуг.
    Производный характер спроса на ресурсы означает, что устойчивость спроса на любой ресурс будет зависеть, прежде всего, от производительности ресурса при создании товара и от цены товара, произведенного с помощью данного ресурса. Большим спросом будет пользоваться высокопроизводительный ресурс, производящий товар, отличающийся большим спросом. Никакого спроса не будет на ресурс, который производит ненужный товар.
    Особенность спроса на ресурсы позволяет показать и специфику его эластичности. Чувствительность этого спроса, его реакцию на изменение цены ресурсов определяют три фактора. Первый – эластичность спроса на готовую продукцию: чем она выше, тем более эластичным будет спрос на ресурсы. Когда повышение цены на товар вызывает значительное падение спроса на него, потребность в ресурсах уменьшается.
    В случае, когда, напротив, спрос на изготовляемую с помощью данных ресурсов продукцию неэластичен, неэластичен и спрос на ресурсы. Второй фактор – замещаемость ресурсов. Эластичность спроса на них высока, если в случае повышения цены существует возможность их замены другими ресурсами. Третий фактор – удельный вес данных ресурсов в общих издержках производства готовой продукции. Чем больше их доля, тем выше эластичность спроса.
    Предложение ресурсов (при их общей ограниченности) в каждый данный момент – величина вполне определенная. В другой момент она может реально изменяться под воздействием каких-то факторов. Например, мелиоративные работы в данном квартале увеличили предложение земли, изменение зарплаты повлияло на предложение труда и т.д.

  2. shadowsdaudark Ответить

    Факторы производства – это экономические ресурсы, участвующие
    в производстве товаров и услуг. Под экономическими ресурсами в настоящее время понимают
    природные ресурсы (земля), труд,
    капитал (инвестиционные ресурсы) и
    предпринимательские способности
    .
    Иногда их разделяют на людские ресурсы (труд и предпринимательская способность) и материальные ресурсы
    (земля и капитал), что не меняет существа вопроса.
    Рынок факторов производства – сфера товарного обращения рабочей силы, природных ресурсов
    и капитала.
    Потребителями ресурсов являются производящие разнообразные блага предприятия и
    организации, которые приобретают их у собственников ресурсов. Владельцами экономических
    ресурсов, продавцами, в большинстве случаев являются домохозяйства. Для предприятий цены на ресурсы являются издержками,
    а для домохозяйств (собственников ресурсов) – доходами.
    Для каждого типа производственных ресурсов формируются отдельные рынки: рынок труда, рынок природных ресурсов,
    рынок капитала, рынок предпринимательских способностей. На рынках труда, земли, капитала и предпринимательских
    способностей формируются такие виды доходов на факторы производства, как заработная плата, рента,
    ссудный процент
    и прибыль.
    На рынках факторов производства, как и на рынках товаров, также действуют законы спроса и предложения,
    но специфика самих объектов купли-продажи обуславливает особенности спроса и предложения
    экономических ресурсов на рынках факторов производства
    .
    Во-первых, в отличие от товарных рынков, на которых покупатель, приобретая товар, вступает в его полное
    владение, на рынках факторов производства покупатель часто приобретает только услуги, которые этот
    фактор может оказать. Например, приобретение такого фактора производства, как рабочая сила,
    вовсе не означает, что ее покупатель становится владельцем работника, обладающего данными знаниями
    и умениями. В отношении таких факторов производства как капитал и земля, возможно их приобретение
    как в полную собственность, так и только услуг рассматриваемых факторов.
    Во-вторых, специфической чертой спроса на экономические ресурсы является то, что спрос имеет производный,
    вторичный характер
    – определяется спросом на готовую продукцию, производимую с помощью данного
    ресурса. Как правило, чем выше спрос на продукт, тем выше спрос и на ресурсы, необходимые для его
    выпуска.
    В-третьих, спрос на факторы производства предъявляют лишь предприниматели – люди,
    способные наладить производство необходимых обществу благ, то есть обладающие предпринимательскими
    способностями.
    В-четвертых, спрос на факторы производства является взаимозависимым.
    В производственном процессе различные экономические ресурсы взаимодействуют между собой,
    взаимозаменяя или взаимодополняя друг друга, иногда даже конкурируюя. Производительность
    одного фактора производства зависит от эффективности другого. Взаимозависимость ресурсов означает
    также, что в большинстве случаев невозможно точно сказать, сколько продукта было произведено конкретным
    производственным ресурсом отдельно от других.
    В-пятых, специфика предложения на рынках факторов производства обусловлена редкостью экономических ресурсов
    и производных от них факторов производства. Если бы не существовало проблемы ограниченности
    ресурсов, то не существовало бы проблемы выбора и все потребности общества были бы удовлетворены.
    Но поскольку ресурсы редки, то степень редкости во многом определяет предложение и стоимость факторов
    производства на рынке.

    Другие статьи по данной теме:

    назад:
    Монополистическая конкуренция. Поведение фирмы в условиях монополистической конкуренции
    далее:
    Труд как фактор производства. Показатели результативности труда
    ЭКОНОМИКА
    Изучение
    человеческого развития
    Институциональная
    экономика
    Национальная
    экономика
    Региональная
    экономика
    Экономика
    здравоохранения
    Экономика
    труда
    Экономика
    фирмы
    Экономическая теория
    ФИНАНСЫ И КРЕДИТ
    УПРАВЛЕНИЕ
    ДРУГИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
    ПОЛЕЗНЫЕ ИСТОЧНИКИ
    2012
    © Лана Забродская. При копировании материалов сайта ссылка на источник обязательна

  3. Llanli5211 Ответить

    Рынок факторов производства – сфера товарного обращения рабочей силы, природных ресурсов и капитала. Потребителями ресурсов являются производящие разнообразные блага предприятия и организации, которые приобретают их у собственников ресурсов. Владельцами экономических ресурсов, продавцами, в большинстве случаев являются домохозяйства. Для предприятий цены на ресурсы являются издержками, а для домохозяйств (собственников ресурсов) – доходами.
    Рынок факторов производства отличается, прежде всего, тем, что на нем производители, которые раньше выступали продавцами товаров, выступают как покупатели, обеспечивая производственный процесс необходимыми ресурсами. Различаются и товары, продающиеся на этих рынках. На рынке товаров и услуг реализуется готовая продукция, т. е. фактически результаты производства. Рынок факторов производства торгует условиями этого производства, без чего само производство невозможно. Расходы, которые несут в данном случае производители, покупающие факторы производства, выступают как доходы для продавцов ресурсов, поэтому уровень дохода в обществе зависит от уровня развития производства, от его потребностей в ресурсах.
    Как и любой рынок, рынок ресурсов через спрос и предложение регулирует распределение имеющихся у общества ограниченных ресурсов между отдельными потребителями (т. е. производителями товаров). Для фирмы-производителя большое значение имеют цены на ресурсы, так как именно от них будет зависеть уровень издержек производства, и при имеющемся техническом базисе цены будут определять количество ресурсов, которое может быть использовано.
    На рынках факторов производства, как и на рынках товаров, также действуют законы спроса и предложения, но специфика самих объектов купли-продажи обуславливает особенности спроса и предложения экономических ресурсов на рынках факторов производства.
    · Во-первых, в отличие от товарных рынков, на которых покупатель, приобретая товар, вступает в его полное владение, на рынках факторов производства покупатель часто приобретает только услуги, которые этот фактор может оказать. Например, приобретение такого фактора производства, как рабочая сила, вовсе не означает, что ее покупатель становится владельцем работника, обладающего данными знаниями и умениями. В отношении таких факторов производства как капитал и земля, возможно их приобретение как в полную собственность, так и только услуг рассматриваемых факторов.
    · Во-вторых, специфической чертой спроса на экономические ресурсы является то, что спрос имеет производный, вторичный характер– определяется спросом на готовую продукцию, производимую с помощью данного ресурса. Как правило, чем выше спрос на продукт, тем выше спрос и на ресурсы, необходимые для его выпуска.
    · В-третьих, спрос на факторы производства предъявляют лишь предприниматели – люди, способные наладить производство необходимых обществу благ, то есть обладающие предпринимательскими способностями.
    · В-четвертых, спрос на факторы производства является взаимозависимым. В производственном процессе различные экономические ресурсы взаимодействуют между собой, взаимозаменяя или взаимодополняя друг друга, иногда даже конкурируюя. Производительность одного фактора производства зависит от эффективности другого. Взаимозависимость ресурсов означает также, что в большинстве случаев невозможно точно сказать, сколько продукта было произведено конкретным производственным ресурсом отдельно от других.
    · В-пятых, специфика предложения на рынках факторов производства обусловлена редкостью экономических ресурсов и производных от них факторов производства. Если бы не существовало проблемы ограниченности ресурсов, то не существовало бы проблемы выбора и все потребности общества были бы удовлетворены. Но поскольку ресурсы редки, то степень редкости во многом определяет предложение и стоимость факторов производства на рынке.

  4. borsuk83 Ответить

    Рынок факторов пр-ва – рынок, где продаются труд, капитал, природные ресурсы. Это рынок экономических ресурсов, т.е. всех ресурсов, используемых в пр-ве товаров и услуг: 1. Природные ресурсы (земля и её недра, водные ресурсы). 2. Трудовые ресурсы (люди). 3. Средства пр-ва (оборудование, сырьё и др.), или производственный капитал. 4. Предпринимательская способность людей. Цены на факторы пр-ва определяются соотношением спроса и предложения. Особенности: 1. Спрос на факторы пр-ва и уровень их цен являются производными от потребительского спроса, т.е. отражает спрос на продукт, произведённый с помощью этих ресурсов. 2. Зависит от уровня цен на другие ресурсы. Это объясняется тем, что все экономические ресурсы взимосвязаны, не могут быть использованы раздельно. 3. Для собственников экономических ресурсов цена на них будет являться доходом. Цена природных ресурсов принимает форму ренты, цена труда – зарплата, цена производственного капитала – %, цена предпринимательского таланта – предпринимательский доход. Вводя дополнительный ресурс, фирма получает дополнительную продукцию и доход. Прирост дохода фирмы за счёт дополнительной единицы данного ресурса называется предельной доходностью данного ресурса. Ресурсы взаимозаменяемы, например, можно или внедрить более новую технику, или увеличить кол-во рабочих, занятых в пр-ве. Для выбора ресурсов надо учесть цену и предельный продукт, получаемый с помощью данного ресурса.
    1. Равновесие потребителя в условиях бюджетных ограничений. Кривая безразличия и бюджетная линия.
    2. Эффект замещения и эффект дохода.
    3. Равновесие рынка. Равновесная цена. Нарушение равновесия.
    4. Роль процентной ставки на рынке вещественных факторов.
    5. Предмет и метод экономической теории.
    6. Теории фирмы: традиционная, поведенческая, эволюционная.
    7. Сущность фирмы и виды предприятий.
    8. Кругооборот капиталов, основной и оборотный капитал.
    9. Преимущества и недостатки рынка. Функции государства в рыночной экономике.
    10. Основные направления антимонопольной политики.
    11. Эластичность спроса.
    12. Положительное и отрицательное влияние внешних эффектов.
    13. Эволюция представлений о предмете экономической теории.
    14. Сущность издержек и прибыль. Экономический и бухгалтерский подход.
    15. Экономические объекты. Экономические блага и ресурсы.
    16. Монополистическая конкуренция и ее принаки.
    17. Место собственности в экономической системе. Экономические и социальные формы реализации собственности.
    18. Рынки несовершенной конкуренции: чистая монополия и монополистическая конкуренция.
    19. Предложение и величина предложения.

  5. Q1-w2-e3-r4 Ответить

    Рынки факторов производства являются особым видом рынков в системе рыночной экономики. В отличие от рынков готовых товаров и услуг, где фирмы являются продавцами, а потребители товаров и услуг – покупателями, на рынках факторов производства фирмы являются покупателями рабочей силы, природных ресурсов, земли, капитала.
    Условия, которые формируют спрос, предложение, равновесную цену на рынках факторов производства, во многом зависят от вида конкуренции, доминирующей на том или ином рынке.
    Актуальность данной темы не вызывает сомнений – факторы производства как товары имеют свою специфику. Во-первых, они имеют ограниченный характер и редки, т.е. их имеется определенное количество. При этом одни из них можно воспроизводить, другие исчерпаемы, невоспроизводимы. Во-вторых, факторы производства взаимозаменяемы, т.е. отсутствие или ограниченное количество одного фактора может быть компенсировано применением большего количества другого. Например, при недостатке техники будет больше использовано ручного труда. В-третьих, взаимодополняемость факторов означает, что один из них обязательно дополняет другой и предполагает их только совместное, одновременное использование, отсутствие какого-нибудь фактора приводит к остановке процесса производства.
    Цель данной курсовой работы – рассмотреть рынки факторов производства; проанализировать спрос, предложение; рассмотреть равновесие рынков экономических ресурсов.
    Отличие рынка факторов производства от рынка товаров и услуг

    Рынок товаров и услуг и его особенности

    Рынок товаров (продуктов и услуг) представляет собой единую систему с определённой иерархией, прочными взаимосвязями и определёнными пропорциями между его секторами.
    Рынок призван связывать сферу производства со сферой потребления, обеспечивать оптимальные пропорции между ними, ориентировать производство на удовлетворение нужд потребителей. Рынок — многогранное и многоструктурное явление, подчиняющееся в своём развитии закону спроса и предложения. Действие рыночного механизма проявляется в сложных процессах, которые определяют состояние рынка, темпы его развития и основные пропорции. Основой существования и развития общества является производство продукции и услуг.
    Производство (изготовление) материальных благ и услуг осуществляется предприятиями всех отраслей материального производства: промышленности, сельского хозяйства, строительства, лесного хозяйства, грузового транспорта и связи, торговли, общественного питания и других отраслей производственной сферы.
    Материальные блага и услуги, произведённые на предприятии за определённый период, составляют продукцию предприятия. Выпуск продукции — основное назначение любого предприятия и результат производственной деятельности.
    Таким образом, предприятие — это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для организации предпринимательской деятельности, экономическими целями которого являются обеспечение общественных потребностей и извлечение прибыли.
    По причине того, что любое предприятие в момент своего создания становится единицей рынка, его составляющей частью, то для нормального функционирования организаций необходимо создать благоприятные условия.
    Рынок – это одна из экономических категорий товарного хозяйства, представляющая собой сферу товарного обмена. Товарный рынок – это особая экономическая категория, характеризующая совокупность отношений, складывающихся в сфере обмена при реализации товара.
    Важнейшая характеристика товарного рынка – его конъюнктура, определяемая как результат взаимодействия различных условий и факторов внешней и внутренней среды предприятия. Конъюнктура товарного рынка учитывает состояние дел в сфере производства, обмена и потребления соответствующих товаров на определённом отрезке времени. Она отражает:
    динамику товарных цен;
    количество заключаемых сделок;
    движение товарных запасов;
    поступление заказов;
    загрузку производственных мощностей;
    объёмы производства и реализации продукции с учётом соотношения и масштабов экспорта-импорта;
    размеры переходящих остатков товаров и товарно-материальных запасов;
    динамику ссудного процента, поведение курса ценных бумаг.
    Каждый товар имеет свой жизненный цикл – долгосрочный или скоротечный. Цикл, как времена года, состоит из четырёх стадий:
    ввод товара на рынок;
    рост;
    зрелость;
    старение.
    Предпринимателю, который, прежде всего, заинтересован в сбыте своей продукции, необходимо получить достоверные сведения о продолжительности жизненного цикла товара. Иначе можно попасть впросак: ввод товара, разработанного им, придётся на стадию старения товара-заменителя. Тогда товар не может быть реализован, хоть производство прекращай! Для рационального чередования циклов фирма должна приступить к разработке нового товара, когда уже производимый ею товар вступает в период зрелости.
    Однако прогнозировать жизненный цикл какого-либо товара – весьма сложная задача. Приходится в процессе маркетингового исследования ориентироваться на аналогичные товары и рыночные ситуации.
    Рынок услуг – это специфическая форма обмена, организованная по законам товарного производства и обращения, при которой осуществляется постоянное приспособление к индивидуальным потребностям, и удовлетворяются запросы людей в виде предоставления им конкретных вещей или результатов деятельности службы сервиса, не имеющих материальной формы. Как относительно самостоятельная часть общего рынка он включается в систему присущих ему производственных отношений, обслуживает действующие отношения собственности и развивается с ними в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности.
    Рынок услуг выступает связующим звеном между производством и потреблением, утверждает окончательное признание общественного характера затрат труда товаропроизводителей, определяет стоимость услуг.
    Различают несколько видов рынка услуг:
    Рынок производителя, когда спрос значительно превышает предложение услуг. В этом случае главное – предложение услуг. Они практически все реализуются, даже если не соответствуют запросам потребителей. Количеству отдаётся полный приоритет над качеством, конкуренция отсутствует, население вынуждено пользоваться теми услугами, которые предлагаются.
    Рынок потребителя, когда нет монополии производства услуг, есть соответствие или незначительное превышение предложения над спросом. Потребитель может выбирать услуги, подходящие ему по цене, культуре сервиса, затратам времени, и отдать им предпочтение по сравнению с другими.
    Ёмкость конкретного рынка определяется объёмом реализуемых в нём товаров. Она зависит от общей экономической и политической ситуации в стране, от размеров национального производства этого вида товара, размеров его импорта и экспорта.
    Сегментация рынка позволяет нацелить предприятие на конкретную группу потребителей – сегмент – через специализированный план маркетинга, который основывается на потребностях именно этого сегмента.
    Завоевание определённой доли выбранного рыночного сегмента при заранее определённых издержках является целью любого предприятия. Для этого необходимы следующие элементы:
    предприятие должно лучше приспособить свою маркетинговую программу для выбранного сегмента, чем конкуренты;
    если существует несколько потенциальных рыночных сегментов, предприятие должно выбрать тот, который создает наибольшие возможности, причём не всегда это может быть наибольший сегмент;
    сегментация может максимизировать прибыль на единицу продукции, а не совокупный доход, что позволяет предприятию с небольшими ресурсами эффективно конкурировать на специализированных рынках с фирмами больших размеров.
    Для успешного проведения сегментации необходимо выполнить, по крайней мере, два условия:
    -достаточно чётко очертить каждый из вводимых сегментов;
    -уметь измерить ёмкость каждого сегмента количественно, а для этого желательно получить данные из разных источников во избежание ошибок.
    На каждом из рассмотренных сегментов следует произвести позиционирование товара, то есть определить его место – сильные и слабые стороны – по сравнению с другими имеющимися на этом сегменте рынка товарами. После завершения сегментации рынка можно приступить к выбору сегмента. Основные требования к выбранному сегменту рынка следующие:
    он должен быть достаточно значительным, чтобы приносить необходимую прибыль при заданных производственных затратах;
    он должен быть доступным для использования эффективных методов сбыта, то есть на нём должны существовать каналы товарораспределения, иметься доступные средства рекламы, отсутствовать недобросовестная конкуренция.
    Покупатели отличаются друг от друга по самым разным параметрам, например потребностям, местожительству, привычкам. И любой из этих переменных можно воспользоваться в качестве основы для сегментирования рынка. В основе сегментации лежит положение о том, что одна фирма в условиях конкуренции не может удовлетворить все потребности в определённом товаре и должна ориентироваться на те, которые являются наиболее предпочтительными с точки зрения её производственных, финансовых, сбытовых возможностей.

  6. har1zma Ответить

    В сегодняшнем понимании рынок – это целостная система экономических отношений между покупателями и продавцами, складывающихся в связи с формированием свободных цен, колеблющихся в зависимости от динамики спроса и предложения. Рыночные отношения основываются на экономической свободе, которая означает для продавцов и покупателей свободу выбора. Продавцы определяют, как, сколько и для кого производить и где, по какой цене продавать произведенную продукцию. Потребители также обладают суверенитетом, имея свободу выбора на рынке товаров и услуг. Каждый из участников рынка в своих действиях при обмене удовлетворяет личный интерес, который различается у продавцов и покупателей. Покупатель стремится получить максимум полезности от приобретенного товара, продавец – максимум денежного дохода. В ходе обмена эти разные интересы приходят к определенному компромиссу: устанавливается цена, по которой продавец соглашается продать товар, а покупатель оплатить его.
    В результате обмена происходит своеобразный учет и общественная оценка реализуемых благ. Если обмен носит постоянный и массовый характер, такие оценки достаточно устойчивы. На больших рынках цены по каждому виду товара имеют тенденцию быстро выравниваться. В итоге рынок функционирует на основе обмена эквивалентов. Продавец продает покупателю товар, покупатель предоставляет ему денежный эквивалент. Товар и деньги осуществляют встречное движение и меняют своих владельцев.
    Рыночные связи существуют только при условии свободной купли-продажи товаров и услуг. При нарушении этого требования в любой форме рыночные отношения угнетаются административным вмешательством в экономическую сферу.
    Рынок товаров и услуг. В процессе торгового обмена происходит взаимодействие продавцов и покупателей, на основе которого затем корректируются объемы и структуры производства. Эти изменения повлекут за собой новую пропорциональность в распределении доходов. Новые величина и структура доходов будут определять вновь образованный объем и структуру платежеспособного спроса и зависимого от него потребления. В новом хозяйственном цикле производство даст продавцам иное предложение товаров, а доходы покупателей определят новый потребительский выбор, так как содержимое их кошельков изменилось. В результате возникает новое взаимодействие продавцов и покупателей по поводу величины рыночных цен, приемлемой для обеих сторон и объема проданных товаров и услуг.
    Взаимодействие продавцов и покупателей происходит в сфере товарно-денежного обмена. Но результаты этого процесса сказываются на всех остальных фазах воспроизводственного цикла: производстве, распределении и потреблении. Продукт, не нашедший покупателя, перестает производиться, а тот, который оказался в дефиците, при более высокой рыночной цене станет изготавливаться в большем объеме.
    Рынок товаров и услуг представляют: товарные биржи, предприятия оптовой и розничной торговли, ярмарки и аукционы, фирмы, занимающиеся сбором, обработкой и снабжением информацией участников рыночных отношений, рекламой, маркетингом, различные посреднические компании, сервисные службы и т.д. Деятельность всех этих звеньев инфраструктуры товарного рынка заполняет экономическое «пространство», своеобразными «полюсами» которого являются производители и потребители. Основная функция инфраструктуры рынка товаров и услуг заключается в том, чтобы связывать друг с другом все сферы общественного производства. Она обеспечивает движение товарных потоков в отраслевом и региональном направлениях, организует заключение контрактов на поставку товаров, сбыт продукции и обслуживание потребителей.
    Рынок факторов производства отличается тем, что на нем производители, которые раньше были продавцами товаров, выступают как покупатели, обеспечивая производственный процесс необходимыми ресурсами. Расходы производителей в данном случае становятся доходами для продавцов ресурсов, поэтому уровень доходов в обществе зависит от уровня развития производства, от их рационального распределения между отдельными производителями.
    Как любой рынок, рынок факторов производства через спрос и предложение регулирует рациональное распределение имеющихся у общества ограниченных ресурсов между отдельными потребителями. Спрос на ресурсы носит производный, вторичный характер. Ресурсы необходимы производителю, чтобы произвести продукт для конечного потребления. Поэтому чем нужнее данный продукт, чем больше его нужно для удовлетворения потребностей, тем больше спрос на ресурсы, из которых он производится. Соответственно если спрос на конечный продукт снижается, то снижается и спрос на ресурсы.
    Все ресурсы не могут участвовать в производстве обособленно, они функционируют только в определенных комбинациях. Все они взаимодополняют друг друга. В то же время они взаимозаменяемы: машины и оборудование можно заменить живым трудом и, наоборот, природные материалы – искусственными. Таким образом, когда один вид ресурсов по каким-либо причинам дорожает, изыскивается возможность замены его более дешевым ресурсом, соответственно на него возрастает спрос. А увеличение спроса может привести к увеличению цены на конкретный ресурс. Поэтому изменение цен на один из ресурсов всегда ведет к изменению цен на другие ресурсы.
    А увеличение спроса может привести к увеличению цены на конкретный ресурс. Поэтому изменение цен на один из ресурсов всегда ведет к изменению цен на другие ресурсы.
    Предложение факторов производства зависит прежде всего от специфики каждого рынка. Дело в том, что рынок факторов производства складывается из трех видов рынков: рынка труда, рынка земли, ранка капиталов. В зависимости от факторов, которые на них продаются, формируется предложение. Однако общим для всех рынков является то, что количество ресурсов, предлагаемых к продаже, ограничено по сравнению с потребностями в них производства.
    Цены на рынке факторов производства складываются так же, как и на рынке потребительских товаров, и в качестве ценообразующего фактора значительную роль играет соотношение спроса и предложения данного вида ресурса. Повышение цены вызывает сокращение спроса на ресурс. Если же цены на такой ресурс снижаются, то спрос возрастает.
    Рынки факторов производства – это сферы товарного оборота таких важнейших групп ресурсов хозяйственной деятельности, как земля, природные ископаемые и искусственные сырьевые ресурсы, ресурсы труда разнообразных специальностей и квалификации, капитально-технические ресурсы. Движение факторов производства опосредуется рынками денег и ценных бумаг, регулируется соответствующей экономической политикой государства. Рынок факторов производства имеет свои особенности. В целом здесь действуют те же законы спроса и предложения и тот же механизм конкурентного равновесия цен. Однако сами факторы производства как товарные группы, их присвоение, распределение и использование затрагивают более глубинные общественно-экономические отношения. Существует много различных способов соединения факторов производства для выпуска заданного объема продукции. Чтобы максимизировать прибыль, фирма должна выбирать производственную технологию, при которой минимизируется себестоимость производства выбранного ею объема продукции. Для этого фирма должна иметь представление, во-первых, о производственной функции данного предприятия, а во-вторых, о ценах, складывающихся на рынке факторов производства. Приобретая на рынке факторы производства, предприятие сталкивается с проблемой ценообразования на них. Цены в данном случае определяются взаимодействием изменений спроса и предложения на тот или иной фактор, они ведь тоже выступают как товары. Однако этот спрос является производным. Он зависит от спроса на продукцию, изготовляемую с помощью данного ресурса, причем зависимость здесь прямо пропорциональная. Цены на ресурсы, например, труд, капитал, являются основным фактором, определяющим денежные доходы, и одновременно они выполняют функцию распределения ресурсов по различным отраслям и фирмам.
    Вывод: Рынки факторов производства являются особым видом рынков в системе рыночной экономики. В отличие от рынков конечных товаров и услуг, где фирмы являются продавцами, а потребители товаров и услуг – покупателями, на рынках факторов производства фирмы являются покупателями рабочей силы, природных ресурсов, земли, капитала в его различных формах – денежной, производительной, в форме ссудного или фиктивного капитала (капитала, представленного в форме ценных бумаг). Фирмы используют различные виды затрат (производственные факторы) для производства товаров и услуг. Одни из них представляют собой сырье и материалы, вторые – товары, производимые другими фирмами, третьи – разные типы труда различной классификации, четвертые являются капитальными благами (произведенное средство производства, например, машина или здание), пятые представляют собой различные формы предпринимательской деятельности, шестые – информацию.

  7. king2k Ответить

    Рынок факторов производства – это рынок, где продаются труд, капитал, природные ресурсы. Это рынок экономических ресурсов, то есть всех ресурсов, используемых в производстве товаров и услуг:
    1. Природные ресурсы (земля и её недра, водные ресурсы).
    2. Трудовые ресурсы (люди).
    3. Средства производства (оборудование, сырьё и др.), или производственный капитал.
    4. Предпринимательская способность людей.
    Цены на факторы производства определяются соотношением спроса и предложения. Особенности:
    1. Спрос на факторы производства и уровень их цен являются производными от потребительского спроса, то есть отражает спрос на продукт, произведённый с помощью этих ресурсов.
    2. Зависит от уровня цен на другие ресурсы. Это объясняется тем, что все экономические ресурсы взаимосвязаны и не могут быть использованы раздельно.
    3. Для собственников экономических ресурсов цена на них будет являться доходом. Цена природных ресурсов принимает форму ренты, цена труда – зарплата, цена производственного капитала – процент, цена предпринимательского таланта – предпринимательский доход.
    Вводя дополнительный ресурс, фирма получает дополнительную продукцию и доход. Прирост дохода фирмы за счёт дополнительной единицы данного ресурса называется предельной доходностью данного ресурса. Ресурсы взаимозаменяемы, например, можно или внедрить более новую технику, или увеличить количество рабочих, занятых в производстве. Для выбора ресурсов надо учесть цену и предельный продукт, получаемый с помощью данного ресурса.

  8. AndreyB748 Ответить

    Особенности рынка факторов производства

    Понятие факторов производства

    Чтобы производить продукты, необходимо использовать ресурсы. Факторы производства — это задействованные в производственном процессе ресурсы экономики. I [о устоявшейся традиции факторами производства являются труд, земля и капитал. Труд включает в себя и предпринимательскую деятельность, обеспечивающую организацию и целенаправленное функционирование производства. Земля — это сырье, материалы и оборудование, которые используются в производственном процессе для выпуска благ и услуг. Капитал — средства производства, созданные людьми (земля, капитальные активы) и используемые в производстве товаров и услуг.
    Факторы производства формируются из общенациональных экономических ресурсов, относящихся к собственности государства, его субъектов, юридических или физических лиц. Процесс превращения общенациональных ресурсов в факторы производства, которые могут использоваться государственными или частными фирмами для своей хозяйственной деятельности, в том числе и для получения доходов, определяется законодательно-правовыми нормами, а также общественно-политическими, демографическими и другими особенностями каждой страны.
    Несмотря на различие специфических черт и независимо от того, какие группы ресурсов и факторов производства включены в рыночный оборот, ценообразование подчинено действию общих экономических законов. Прежде всего закону ограниченности, дефицитности ресурсов: как бы ни была богата экономика теми или иными ресурсами, они ограничены, дефицитны и недостаточны по сравнению с потребностями в тех благах, которые фирмы могли бы и хотели бы выпустить для продажи на рынках. Следовательно, ограниченность ресурсов вызывает необходимость их рыночной оценки, определения цены в соответствии со спросом и предложением. Кроме того, все виды ресурсов подчинены законам отраслевой специализации хозяйственной деятельности, определяющейся общественным разделением труда.

    Рынки факторов производства

    В процесс рыночного оборота, т.е. в сферу спроса и предложения факторов производства, включены такие группы ресурсов, как, например, земля с се природными ископаемыми, лесными, водными массивами, воздушным пространством, сферой распространения электромагнитных и радиоволн. Свою специфику имеют рынки труда, в том числе труда различных специальностей и квалификации. Относительно самостоятельными, локальными, но связанными с другими рынками, являются рынки капитально-технических, сырьевых, информационных средств. В условиях развитой экономики насчитываются десятки миллионов наименований ресурсов и факторов производства. Их обращение в рыночной сфере обслуживается относительно самостоятельными рынками кредитных денег и псиных булки, превращающих ресурсы в инвестиционные потоки для различных отраслей экономики. Рынки ресурсов и обслуживающие их фондовые рынки регулируются соответствующей экономической политикой государства, смягчающей нежелательные противоречивые тенденции и стимулирующие рост производства.

    Спрос на факторы производства

    Особенности рынков факторов производства проявляются в специфике действия законов спроса и предложения. Спрос на факторы производства является вторичным от спроса, формирующегося па рынках потребительских благ. Вторичный характер спроса фирм-производителей объясняется тем, что их потребность в ресурсах и факторах производства возникает лишь в том случае, если они могут быть применены для выпуска тех конечных потребительских товаров, которые пользуются спросом покупателей. Таким образом, спрос фирм на факторы и ресурсы производства возникает только при наличии и под влиянием покупательского спроса на обычных потребительских рынках. Спрос на факторы производства может возрастать или снижаться прежде всего в зависимости от того, возрастает или снижается спрос на потребительские товары. По мере того как под влиянием покупательского спроса изменяются ассортимент и структура потребительских товаров и услуг, меняется ассортимент и структура привлекаемых для их выпуска ресурсов и факторов производства.
    В отличие от потребительского спроса, имеющего практически всеобъемлющий, но “розничный” характер, спрос на факторы производства предъявляет сравнительно узкая группа деловых людей — предпринимателей, способных организовать и осуществить выпуск продуктов и услуг потребительского назначения. Изучая потребительский спрос, предприниматели стремятся найти направления для улучшения продукции, ее потребительских свойств, создания новых типов товаров. Одновременно они изучают рынки факторов производства с целью выявить перспективные, но еще не подорожавшие ресурсы, пригодные для будущего выпуска, а также определить разницу между существующими ценами ресурсов и будущими ценами еще только планируемой к выпуску новой и перспективной продукции. Разница этих цен и есть будущая ожидаемая прибыль, потенциальная возможность получения дохода, не замеченная конкурентами. В этом смысле рынки факторов производства сообщают предпринимателям информацию о ценах, технико-экономических характеристиках существующих товаров, уровне издержек производства на их выпуск, объемах предложения отдельных фирм и т.п.
    Для организации производственного процесса требуется множество факторов, которые в большей или меньшей степени взаимно дополняют или заменяют друг друга. Так, труд рабочих может быть частично заменен техникой, и наоборот, дорогостоящая техника может быть замещена дополнительным количеством рабочих. Природные сырьевые ресурсы могут быть заменены искусственными материалами, если они не нарушают заданных стандартов качества. Однако ресурсы труда, техники, сырья сопряжены, взаимно дополняемы .тишь в каждом конкретном производственном процессе: при прочих равных условиях изменение цен на один из этих факторов вызывает изменение сопряженных с ним ресурсов и факторов. Например, более высокая заработная плата и относительно низкие цены па технику способны вызвать снижение спроса на труд и повышение сто па машины, заменяющие рабочую силу, и наоборот. Таким образом, спрос на факторы производства — это взаимозависимый процесс, где объем каждого привлекаемого в производство ресурса зависит от уровня цен не только на каждый из этих ресурсов, но и на все остальные сопряженные с ним ресурсы и факторы. В частности, понижение рыночных цен па такое сырье, как нефть, вызывает оживление и экономический рост во многих индустриальных отраслях, в химической промышленности, нефтепереработке, что выражается в растущем спросе на рабочую силу, соответствующую технику, транспортные средства и т.д.
    Специфика спроса на факторы производства проявляется и в характеристиках эластичности. Так, спрос более эластичен на те факторы, которые имеют более низкую цену. Это позволяет осуществлять взаимное замещение, вытеснять дорогостоящие ресурсы, снижать издержки производства. Высокие или растущие рыночные цены вызывают “переключение” спроса на альтернативные ресурсы, имеющие относительно низкие цены. Эластичность спроса по каждому конкретному фактору производства может изменяться в зависимости от следующих обстоятельств:
    1) уровня доходов фирм и спроса на выпускаемую ими продукцию;
    2) возможностей взаимного замещения применяемых в производстве ресурсов и факторов;
    3) наличия рынков взаимозаменяемых и взаимодополняемых факторов производства по приемлемым ценам.
    При этом наличие на рынках всех групп взаимозаменяемых ресурсов вызывает тенденцию снижения спроса на каждый ресурс в отдельности, тогда как широкие возможности для приобретения взаимодополняемых ресурсов создают тенденцию общего роста спроса на производственные ресурсы.

  9. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *