Чем политические партии отличаются от других организаций?

9 ответов на вопрос “Чем политические партии отличаются от других организаций?”

  1. orlovskyy Ответить

    Партия – это стабильные политические иерархические организации, состоящие из обладающих близкими и политическими убеждениями лип. Основные цели партий, так или иначе, связаны с осуществлением власти в политических системах. На основе общих политических идей их членов разрабатываются программы партий, в которых определяются задачи на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу.
    В структуре партий могут быть выделены следующие элементы:
    1. высший лидер и штаб, выполняющие руководящую роль;
    2. стабильный бюрократический аппарат, выполняющий приказы руководящей группы;
    3. активные члены партии, участвующие в ее жизни, не входя в бюрократию;
    4. пассивные члены партии, которые, примыкая к ней, лишь в незначительной степени участвуют в ее деятельности. К ним можно добавить также симпатизирующих и меценатов.
    В основе определения политической партии лежат следующие четыре критерия:
    1. долговременность организации, т.е. партия, рассчитывает на длительный срок политической жизни;
    2. существование устойчивых местных организаций, поддерживающих регулярные связи с национальным руководством;
    3. нацеленность руководителей центральных и местных организаций на борьбу за власть, а не только оказание какого-либо влияния на нее;
    4. поиск поддержки со стороны народа с помощью выборов или других способов.
    Первый критерий (долговременность организации) позволяет отличать партии от клиентелистских групп, фракций, клик и камарилий, исчезающих вместе со своими основателями и вдохновителями.
    Второй критерий (полномасштабность организации, включающей местный уровень) отличает партию от простой парламентской группы. которая существует только на национальном уровне, не имея совершенной и постоянной системы связей с организациями.
    Третий критерий (стремление к осуществлению власти) позволяет установить разницу между политическими партиями и различными общественно-политическими организациями (профсоюзами, молодежными и иными организациями). Непосредственная цель партий – овладение властью или участие в ее осуществлении. Партии выдвигают и пытаются реализовать глобальные концепции развития или переустройства общества.
    Четвертый критерий (поиск народной поддержки, особенно путем выборов) отличает партии от групп давления, которые обычно не участвуют в выборах и парламентской жизни: они лишь оказывают скрытое воздействие на партии, правительство, общественное мнение. В юридической литературе на основе анализа современного законодательства авторы пытаются выделить юридические признаки политических партий, их признаки как правовых институтов. Очевидно, что такие критерии как стремление к осуществлению власти, поиск народной поддержки перед выборами и являются такими признаками. Поэтому правомерен тезис одного из специалистов юриспруденции Ю.А. Юдина о том, что без признака правового института общественное объединение теряет юридическое качество партии.
    В соответствии с этими критериями партии могут быть:
    · классовыми, т.е. представлять интересы социальных групп, различающихся по своему месту в структуре производственных отношений;
    · национальными, религиозными, выражающими на государственном уровне специфические интересы той или иной этнической группы или конфессии, ставящая, как правило, задачу обеспечения их приоритета в государстве (партии исламского возрождения. Союз русского народа и т.д.);
    · проблемными, вызванными и подчиняющими свою програмистику и деятельность решению какой-либо социальной задачи, наиболее актуальной, острой, важной, гребущей безотлагательного ответа, определяющего характер всех других проблем, существующих в обществе (экологическая партия, партия разоружения и т.д.);
    · государственно-патриотическими, ориентирующимися на мобилизацию представителей всех социальных слоев и групп на обеспечения целостности и стабильности государства. Такие партии обычно появляются в исторические моменты, когда возникает реальная или надуманная угроза жизнеспособности общества и государства, сохраняют свое влияние в пределах существования этой угрозы, постепенно распадаются или эволюционируют в сторону выражения или защиты более остро переживаемых и глубинных групповых интересов;
    · формирующиеся вокруг популярной политической фигуры и действующими как группы его поддержки;
    Политические партии – это такие политические объединения, которые в концентрированной форме выражают политические интересы, цели и идеалы социальных групп, состоят из их наиболее активных представителей и руководят ими в процессе взаимодействия по поводу отправления (осуществления, использования, завоевания) государственной власти в обществе. Они представляют в роли институтов -посредников, связывающих классы и другие социальные группы друг с другом и с государственной властью.
    Политические партии как самостоятельные субъекты политики имеют ряд общих черт с другими общественно-политическими организациями. Среди них: наличие определенной организации и аппарата власти и управления; существование идейных принципов, объединяющих их членов и привлекающих их сторонников; фиксация определенных программных установок, которые могут быть выражены экзотерически (открыто) или существовать эзотерически (скрыто, только для посвященных); наличие массовой базы в лице членов и сторонников.
    Основным же признаком, отличающим партии от других организаций, является их ориентация на открытую, четко выраженную борьбу за государственную власть, за право формирования государственной политики и участие в осуществлении государственной власти.
    Сущность политической партии зависит от следующих основных характеристик: социального состава и социальной базы партии; состава, интересов и целей руководства партии; программных установок организации; объективной направленности ее политических действий.
    Социальная база политической партии – лишь один из критериев ее сущности. Партии могут образовываться и действовать на межклассовой основе, привлекая к борьбе за свои программные установки прямо или косвенно, путем идеологических манипуляций представителей различных социальных групп. Важнейшим показателем сущности политической партии является то, чьи интересы и взгляды каких сил она, в конечном счете, выражает, защищает и проводит в повседневной практике. Не столь важно, какие “вывески” использует та или иная партия, сколько то, интересы каких классов, социально-политических сил она объективно представляет, каким целям она служит и насколько эти цели отвечают актуальным потребностям общественного развития.
    Помимо партий неотъемлемым элементом любого демократического общества являются общественно-политические организации и движения.
    Общественно-политические организации – добровольные объединения граждан, возникающие по их инициативе и для реализации их интересов.
    Основными характерными чертами общественных организаций являются следующие:
    Общественные организации не имеют властных отношений и не могут выносить обязательных решений и требовать их выполнения.
    В отличие от политических партий, они не ставят целью овладеть государственной властью, но их деятельность может приобретать политический характер.
    Это добровольные организации граждан, возникшие по их инициативе.
    Государство не вмешивается в их деятельность, но регулирует ее в соответствии с действующим законодательством.
    Общественно-политические объединения действуют на основе следующих принципов: добровольность; сочетание личных и общественных интересов, самоуправление; равноправие участников; законность; гласность.
    Общественно-политические движения – объединения, коалиции, союзы различных общественных групп для совместного решения интересующих их проблем.
    Общественное движение: может структурно не оформляться; может объединять организации различной политической ориентации; как правило, носит временный характер (для решения определенных задач).
    В развитии общественного движения выделяются следующие стадии:
    I стадия: зарождения идей; появление активистов; выработка общих взглядов;
    II стадия: пропаганда взглядов; агитация; привлечение сторонников;
    III стадия: более четкое формирование идей и требований; развитие общественно-политической активности;
    затем: оформление в общественно-политическую организацию или партию и участие в политической жизни и борьбе за власть;
    если цели достигнуты или отсутствуют перспективы их достижения, движение затухает.
    Общественно-политические движения можно подразделять на: национальные (в рамках одной страны); региональные; континентальные; мировые.
    Среди общественно-политических организаций особое место занимают профсоюзы.
    Профессиональный союз – это негосударственная общественная организация людей труда одной и той же профессии или занятых в одной отрасли производства.
    Основные функции профсоюзов:
    · защита экономических и социальных интересов трудящихся;
    · культурное просвещение и воспитание;
    · социализация трудящихся;
    · представление интересов наемных работников по вопросам их труда и быта.
    Наиболее активными общественно-политическими и демократическими движениями являются следующие:
    1. Женское движение – объединение женщин различных возрастов, национальностей, профессий, социальных слоев. Основная цель женского движения – защита прав женщин.
    Женское движение неоднородно.
    · Либерально-реформистское (умеренное) крыло движения выступает за реформы в пользу женщин, перестройку общественного сознания в отношении “слабого пола”.
    · Радикально-экстремистское течение акцентирует внимание на вопросах брака, семьи, сексуальных отношениях. Первопричиной всех женских зол они считают извечный “мужской шовинизм”. По их мнению, освобождение женщин возможно путем разрушения всех институтов, которые создали мужчины-угнетатели: государства, армии, партии, церкви, профсоюзов и т.д.
    2. Антивоенное движение – объединяет в своих рядах миллионы представителей, практически, всех слоев населения. Главная цель – ликвидация угрозы войны.
    3. Экологическое движение – это движение в защиту окружающей среды.
    “Зеленые” выступают:
    · за совершенствование законодательства в пользу охраны природы;
    · за использование нетрадиционных и возобновляемых источников энергии;
    · за закрытие вредных производств;
    · против различных форм загрязнения окружающей среды.
    Главная цель экологического движения – предотвращение глобального экологического кризиса.
    4. Правозащитное движение – объединяет организации, борющиеся против ущемлений прав личности.
    5. Молодежное движение – выступает за права молодежи, активно участвует в борьбе за мир против войны, проводит акции в защиту окружающей среды и т.п.
    6. Национальное движение – набирает силу в последние годы. Участники этого движения выдвигают требования возрождения национальной культуры, языка, традиций и т.д.
    Кроме того, существуют: движение неприсоединения; движение против расовой и национальной дискриминации; движение за установление нового экономического порядка; движение крестьян за землю и социальные права; пацифистские движения ученых, врачей, юристов и другие движения.
    Таким образом, политическая жизнь общества богата и многообразна. Важная роль в нем принадлежит партиям и общественно-политическим движениям и организациям.
    По действующему законодательству, политическая партия есть «общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.»[1] Закон «О политических партиях» (ст. 3, п. 1) определяет, среди прочего, что политическая партия должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации, иметь не менее пятидесяти (с 2010 года — сорока пяти, с 2012 года — сорока)[1] тысяч членов участников (или кого-нибудь ещё), её руководящие и иные органы должны находиться на территории Российской Федерации.
    В Российской Федерации политическая партия должна насчитывать не менее 10 тыс. членов, а региональные отделения должны иметься более чем в половине субъектов Российской Федерации. При этом более чем в половине субъектов Российской Федерации региональные отделения политической партии должны насчитывать не менее 100 членов партии, а в остальных – не менее 50 членов.
    В структурном отношении партии представляют собой систему , в которую входят: партийный аппарат; ядро партии; партийная масса; сторонники; способы связи аппарата и масс, партии и общества, партии и политической среды; создаваемые партией молодежные, женские, иногда военные организации.
    В России политические партии обладают правом выдвигать кандидатов на любые выборные должности и в любые представительные органы, и исключительным правом выдвигать списки кандидатов при проведении выборов в Государственную думу, а также при проведении выборов в законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации по пропорциональной системе.
    Правовой статус партии может регулироваться законами, постановлениями, декретами правительства. Нормы о партиях могут содержаться в регламентах парламента, судебных решениях. В некоторых конституциях или законах специально не оговариваются нормы, касающиеся партий, а партии приравниваются к другим общественным формированиям, союзам, объединениям и ассоциациям. Поэтому на политические партии могут распространяться нормы, общие для всех этих общественных организаций. Если речь идет о специальных законах, о политических партиях, то такие законы в ФРГ, Португалии и др. существуют. Есть специфический вид законов, которые регулируют финансирование политических партий. Иначе говоря, есть такие подходы, при которых регулируются не вообще правовой статус партии, закрепляется не универсальное регулирование, а берется одна сфера их жизнедеятельности.
    Законы о политических партиях своей регламентацией охватывают несколько направлений. К примеру, закрепление понятия партии, разграничение партий от других общественных организаций, закрепление статусной роли, функций, порядка образования и основных принципов функционирования. В некоторых случаях могут закрепляться формальные требования к образованию партий (определение минимума числа членов), может закрепляться обязательная регистрация, обязательность определенного числа филиалов в регионах. Кроме того, в законах может закрепляться участие партии в деятельности государственных v органов. Закрепляются основные направления работы, принципы деятельности партий во время выборов либо участие в комплектовании органов государства, участие в деятельности парламента.
    В некоторых законах фиксируются пределы полномочий партий, перечень определенных запретов. Закон может содержать такие нормы, что партии не могут выступать против конституционного строя государства, не могут призывать к нарушению неделимости территории государства, призывать к войне и т.д. Законы, регулирующие деятельность партии, могут включать в себя формы и порядок их запрета, в случае нарушения партиями определенных условий.
    Наиболее подробно законы регулируют отношения между партиями и парламентами. Отношения с другими органами государства, как правило, менее урегулированы. Отношения партии – парламент наиболее естественны и поэтому наиболее урегулированы.
    Законы могут регулировать правила использования партиями средств массовой информации. Нормы, посвященные этому вопросу, содержатся либо в законах, либо в постановлениях правительства. Например, в таких актах может закрепляться определенное общее количество телевизионного времени для политических партий во время избирательных компаний. Могут закрепляться принципы распределения этого времени между партиями.
    Очень важную роль в регулировании деятельности политических партий играет правовое закрепление денежных расходов партий во время выборов. В некоторых странах есть ограничения, в других есть просто регулирование или определенные правила, которые нужно соблюдать. Финансовая сторона деятельности партии – одна из самых регламентируемых, поскольку без денег ни одна партия не может функционировать. Практически каждое государство стремится направить эти процессы в цивилизованное русло и в законодательстве многих стран содержатся положения; обязывающие политические партии предоставлять государственным органам отчеты с указанием источников получаемых ими денег, публиковать расходы, доходы и сальдо.
    Следует отметить, что определенные нормы, касающиеся партий, могут содержаться не только в законах, постановлениях и декретах, т.е. нормативных актах, издаваемых государством, но и в нормах, которые создают сами партии. Эти нормы могут содержаться в партийных уставах, правилах. Государство, утверждая устав как бы соглашается с правилами, принятыми для себя той или иной партией. В некоторых конституциях нет прямого определения, что такое партия, нет специальной главы или раздела о партиях, но нормы, посвященные этому вопросу могут содержаться в иных разделах и статьях.
    В любом случае, правовое или конституционно-правовое регулирование статуса партии – это очень важный вопрос в сфере конституционного права большинства стран мира.

  2. Maxulia Ответить

    Партия авангардного типа – компартия в период СССР. Ведущая роль закреплена законодательно, однопартийная система, не терпит политического плюрализма, ее идеология поддерживается государственным принуждением. Четко фиксированное членство, взносы. Строится на основе производственно-территориального принципа (Указ Ельцина отменил этот принцип), что позволяет охватывать все производственные отношения через трудовые коллективы, все общественные объединения и т.д. Охватывала все сферы жизни общества.
    Партия парламентского типа: основное назначение – выборные кампании в представительный орган, завоевание власти через получение большинства мест в парламенте. Активизируются в период выборной кампании.
    Место и роль партии зависит не только от типа партии, но и от типа политической системы, в которой она функционирует.
    Деятельность политических партий регулируется Конституцией, Законом “Об общественных объединениях” 95 г., Законом СССР “Об общественных объединениях” 90 г., некоторыми Указами Президента, положениями о выборах в представительный орган. ГД приняла закон “О политических партиях”, но СФ его отклонил. Должен регулировать этот закон. Официального определения политической партии нет, т.к. нет закона.
    Политическая партия – это устойчивая политическая организация, объединяющая лиц с общими социально-классовыми, политико-экономическими, культурно-национальными и иными интересами и идеалами, ставящая пред собой цель завоевания государственной власти.
    Политическая партия – это общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в ОГВ и ОМС. (ФЗ «О политических партиях» 11.06.03)
    Отличие политических партий от общественных организаций заключается в том, что основное назначение партии – захват власти, если общественная организация ставит политические цели, то она должна перерегистрироваться.
    Это связующее звено между демократическим государством и обществом. Важное назначение политических партий – установление взаимосвязи между корпорациями гражданского общества и группами депутатов выборных представителей органов государственной власти.
    Решения парламента всегда представляет собой форму компромисса между основными депутатскими группами, должны подкрепляться готовностью к адекватному компромиссу в гражданском обществе. Такое соглашение способно обеспечить партии в той мере, в которой они выражают интересы корпораций гражданского общества и пользуются влиянием парламента. Население воспримет с пониманием самые непопулярные решения, если им будет обеспечена поддержка партий, пользующихся авторитетом корпораций. Без таких партий решения законодателей повисают в воздухе, и их исполнение становится возможным только за счет особых мер принуждения. Законодатели встают пред необходимостью усиления исполнительной власти, которая затем их же и подминает. Партии играют важнейшую регулирующую роль в политической системе путем влияния на общественное мнение, разъяснения и претворения в жизнь решений органов государственной власти.
    Место и роль партии зависит от:
    1. тип политической системы.
    2. тип партии.
    3. форма правления.
    Вопрос: А государство может оказать финансово-материальную поддержку партии? Использование государственных бюджетов для усиления партии, которую поддерживает власть (и которая поддерживает власть) влечет несменяемость власти. Поэтому на такое финансирование налагается запрет. Другие организации и физические лица можно поддерживать. Иностранным государствам запрещено помогать в предвыборных целях, в избирательных кампаниях.
    Место и роль общественных организаций в политической системе общества
    Парфенов: Основное назначение партии – завоевание власти. Захват власти осуществляется через избирательные компании, программу партии. Общественные организации не могут ставить такой цели. Партия овладевает государственной машиной, чтобы реализовать свою программу. Государство – орудие, средство в руках партии для решения своих задач. Таким образом, партии принадлежит ведущая роль, организующая сила. Государство – основное звено политической системы, так как только государство выступает в качестве официального представителя всего общества, только у государства имеется аппарат управления и принуждения, только государство обладает материальными, финансовыми ресурсами. Раньше считалось, что общественные организации связывают партии и государство с народом (“приводные ремни”), но нельзя рассматривать это как одностороннее движение: необходимо учитывать интересы этих организаций.
    Отличаются от политических партий тем, что не ставят перед собой политических целей. Но их деятельность носит политический оттенок, они влияют на политическую жизнь. Свои политические требования они заявляют через политические партии, которые выражают общие с ними интересы. Иногда эти требования не находят адекватного выражения в существующей структуре политических партий, тогда общественные объединения политизируются и превращаются в политические партии/движения и становятся самостоятельной политической силой (прибалтийские общественные объединения, в Польше).
    Общественные организации и движения, являясь важными элементами политической системы, оказывают значительное влияние на функционирование других ее элементов. Общественные организации и движения отличаются от других ее составляющих непартийным характером деятельности и широкой социальной базой. (Здесь и далее различные пособия по политологии)
    Общественные движения
    Общественное движение – состоящее из участников и не имеющее членствамассовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения. (Ст. 9)
    Общественно-политические движения– это объединения и ассоциации, не входящие в государственные и партийные структуры, соединяющие солидарную политическую активность граждан, направленную на достижение какой-либо значительной политической цели. Как правило, политические движения придерживаются какой-либо одной концепции и добиваются решения узкой политической задачи. Достигнув ее, движения прекращают свое существование, трансформируются или исчезают.
    Отличия общественных движений от политических партий:
    • общественные движения в отличие от политических партий не придерживаются определенной идейно-политической ориентации; в каждом из них могут участвовать люди с самыми разными интересами.
    непостоянство участников, добровольность участия на основе солидарности
    • общественные движения, как правило, добиваются решения лишь одной, масштабной социально-политической проблемы, имеют перед собой одну цель, а не их комплекс, как партия.
    • движения чаще всего стремятся воздействовать на власть, но сами, как правило, не добиваются власти (речь идет о неполитических общественных движениях)
    • все общественные движения имеют ядро – инициативные группы, различные советы, но при этом они отличаются от политических партий отсутствием формальной иерархии, систематической дисциплины. Движения развиваются на основе солидарности и самостоятельности их добровольных участников, имеющих общие цели. Отступление от солидарности ведет к распаду движений, а усиление иерархии, организованности и дисциплины – к трансформации их в политические партии.
    отсутствие единой программы (устава)
    • лидер политической партии обладает властью внутри партии, которая может сочетаться с его авторитетом; руководитель же общественного движения властью не обладает, его лидерство базируется наавторитете.

  3. sshhqq Ответить

    Отличительные признаки партии
    Первый признак заключается в том, что партия – организация, т.е. достаточно длительное по времени объединение людей. Долговременность действия организации позволяет отличать ее от клиентелы, фракции, клики, которые возникают и исчезают вместе с своими вдохновителями и организаторами.
    Второй признак партии — существование устойчивых местных организаций, поддерживающих регулярные связи с национальным руководством.
    Третий признак состоит в том, что цель партии – завоевание и осуществление власти. Стремление к осуществлению власти позволяет отличить партии от групп давления. Если партии ставят целью завоевание власти на выборах, осуществление ее посредством работы депутатов в парламенте и правительстве, то группы давления не стремятся к захвату власти, а пытаются воздействовать на нее, оставаясь вне ее сферы.
    Четвертый признак партии – обеспечение народной поддержки, начиная от голосования и кончая активным членством в ней. По этому признаку партии отличаются от политических клубов, которые не участвуют в выборах и парламентской деятельности. Вероятно, набор конституирующих признаков партии мог бы быть дополнен, например, идеологическим критерием: партия является носителем определенной идеологии, мировосприятия.
    Партийные системы. Особенности партийного строительства в России.
    партийная система – это совокупность связей и отношений между партиями, претендующими на обладание властью в стране.
    В зависимости от количества партий, реально претендующих на власть, выделяют следующие типы партийных систем
    § днопартийные;
    § двухпартийные;
    § многопартийные.
    Однопартийная система
    Основополагающим признакомоднопартийной системы является монополия одной партии на власть. Подобные системы могут существовать при тоталитарных и авторитарных режимах. Однопартийные системы подразделяются па реально однопартийные, т. с. те, в которых существует и правит единственная партия, и формально многопартийные, где, несмотря на существование нескольких партий, власть контролируется партией-гегемоном. Подобная система существовала в странах Восточной Европы до 1989-1990 гг., а в настоящее время характерна для Китая, где наряду с правящей коммунистической партией действует еще восемь партий.
    Двухпартийная система
    Двухпартийная система характеризуется постоянной конкуренцией между двумя основными партиями. Остальные партии не имеют значительного политического веса. Подобная партийная система существует в США и Великобритании.

  4. IOZEG Ответить

    Основное назначение партии – завоевание власти. Захват власти осуществляется через избирательные компании, программу партии. Общественные организации не могут ставить такой цели. Партия овладевает государственной машиной, чтобы реализовать свою программу. Государство – орудие, средство в руках партии для решения своих задач. Таким образом, партии принадлежит ведущая роль, организующая сила. Государство – основное звено политической системы, так как только государство выступает в качестве официального представителя всего общества, только у государства имеется аппарат управления и принуждения, только государство обладает материальными, финансовыми ресурсами. Общественные организации: раньше считалось, что они связывают партии и государство с народом (“приводные ремни”), но нельзя рассматривать это как одностороннее движение: необходимо учитывать интересы этих организаций.
    Подобная схема условна.
    Правящая партия как ядро политической системы может быть только при парламентской республике. Когда партия получает возможность формировать правительство, она использует механизм государства как орудие, так как государство обладает механизмом управления и принуждения и материальными ресурсами.
    Назначение политической партии (Матузов, Малько):
    1. осуществление функций представительства интересов различных социальных групп, общностей на уровне общих интересов всей социальной целостности
    2. активная работа по интеграции социальной группы, входящей в сферу политических отношений
    3. снятие внутренних противоречий.
    Функции политических партий:
    • Выявление, формулирование и удовлетворение интресов соц. групп (больших соц. групп)
    • Активизация и интеграция определенной части людей
    • Борьба за политическую власть, её использование, определение форм, методов и средств борьбы в зависимости от меняющейся обстановки
    • Формирование высших и местных органов власти (выдвижегние своих сторонников, организация контроля за их парламентской деятельностью)
    • Разработка партийной идеологи, создание и реализация политической программы разврития общества, ведение пропоганды, формирование общественного мнения
    • Политическое воспитание общества или его части
    • Подготовка и выдвижение кадров для партии, гос. аппарата и различных общественных организаций, формирование правящей элиты.
    Типы политических партий:
    • классовые (представляют интересы социальных групп, различающихся по своему месту в структуре производственных отношений, например, предпринимательские, рабочие)
    • национальные, религиозные (выражают на государственном уровне специфические интересы той или иной этнической группы или конфессии, ставят задачу обеспечения их приоритета в государстве, например, партия исламского возрождения)
    • проблемные (подчиняют свою деятельность решению какой-либо социальной задачи, наиболее актуальной, острой, важной, например, экологическая партия, партия мира или разоружения, земельной реформы)
    • государственно-патриотические (ориентированы на мобилизацию представителей всех социальных слоев и групп на обеспечение целостности и стабильности государства)
    • формирующиеся вокруг популярной политической фигуры и действующими как группы его поддержки
    • гротескные партии (видят смысл своей деятельности в демонстрации самобытности пристрастий группы граждан, отстаивают свой ограниченный круг интересов, имеют небольшой, но сплоченный состав, например, партия любителей пива).
    • революционные
    • реформистские
    • консервативно-реакционные
    • умеренные
    • радикально-экстремистские
    • правящие,
    • оппозиционные;
    • правые,
    • левые,
    • центристские;
    • авангардного типа,
    • парламентского типа;
    • доктринальные (защита своей идеологии),
    • прагматические (практическая целесообразность деятельности)
    • харизматические (вокруг лидера)
    • кадровые – состоят из небольшого числа людей, нет постоянного членства, их активность направлена на выборные компании. Члены – все те, кто проголосовал за них.
    • массовые – основаны на постоянном членстве, платят взносы, имеют территориальные подразделения. Например, КПРФ
    Деление на правящие и оппозиционные зависит от позиции власти, от того, какую партию поддерживает власть, на кого опирается. Правящая партия – обычно при парламентской форме правления. Она добивается большинства депутатских мест и получает возможность сформировать правительство. При президентской форме правления партии не играют решающей роли при формировании правительства. Оппозиционные партии также влияют на политическую жизнь. Например, в Англии: оппозиционная партия вправе создавать свой теневой кабинет, содержание которого осуществляется государством. Он дублирует все важнейшие решения государства. Если мнение не совпадает с мнением правящей партии, то доводит до сведения всех, высказывает свое сомнение, указывает на недостатки, чем контролирует правительство. В случае смены одного правительства на другое не надо времени на раскачку, т.к. оно уже готово.
    Партия авангардного типа – компартия в период СССР. Ведущая роль закреплена законодательно, однопартийная система, не терпит политического плюрализма, ее идеология поддерживается государственным принуждением. Четко фиксированное членство, взносы. Строится на основе производственно-территориального принципа (Указ Ельцина отменил этот принцип), что позволяет охватывать все производственные отношения через трудовые коллективы, все общественные объединения и т.д. Охватывала все сферы жизни общества.
    Партия парламентского типа: основное назначение – выборные кампании в представительный орган, завоевание власти через получение большинства мест в парламенте. Активизируются в период выборной кампании.
    Место и роль партии зависит не только от типа партии, но и от типа политической системы, в которой она функционирует.
    Политическая партия – это устойчивая политическая организация, объединяющая лиц с общими социально-классовыми, политико-экономическими, культурно-национальными и иными интересами и идеалами, ставящая пред собой цель завоевания государственной власти.
    Политическая партия – это общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в ОГВ и ОМС. (ФЗ «О политических партиях» 11.06.03)
    Отличие политических партий от общественных организаций заключается в том, что основное назначение партии – захват власти, если общественная организация ставит политические цели, то она должна перерегистрироваться.
    Это связующее звено между демократическим государством и обществом. Важное назначение политических партий – установление взаимосвязи между корпорациями гражданского общества и группами депутатов выборных представителей органов государственной власти.
    Решения парламента всегда представляет собой форму компромисса между основными депутатскими группами, должны подкрепляться готовностью к адекватному компромиссу в гражданском обществе. Такое соглашение способно обеспечить партии в той мере, в которой они выражают интересы корпораций гражданского общества и пользуются влиянием парламента. Население воспримет с пониманием самые непопулярные решения, если им будет обеспечена поддержка партий, пользующихся авторитетом корпораций. Без таких партий решения законодателей повисают в воздухе, и их исполнение становится возможным только за счет особых мер принуждения. Законодатели встают пред необходимостью усиления исполнительной власти, которая затем их же и подминает. Партии играют важнейшую регулирующую роль в политической системе путем влияния на общественное мнение, разъяснения и претворения в жизнь решений органов государственной власти.
    Место и роль партии зависит от:
    1. тип политической системы.
    2. тип партии.
    3. форма правления.
    Вопрос: А государство может оказать финансово-материальную поддержку партии? Использование государственных бюджетов для усиления партии, которую поддерживает власть (и которая поддерживает власть) влечет несменяемость власти. Поэтому на такое финансирование налагается запрет. Другие организации и физические лица можно поддерживать. Иностранным государствам запрещено помогать в предвыборных целях, в избирательных кампаниях.

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *