Что лучше магистратура или бакалавриат или специалитет?

17 ответов на вопрос “Что лучше магистратура или бакалавриат или специалитет?”

  1. Kirihelm Ответить

    Бакалавриат, специалитет и магистратура являются уровнями профессионального высшего образования, отличающимися по содержанию и продолжительности обучения. Для освоения программ бакалавриата или специалитета необходимо иметь среднее общее образование, для программ магистратуры – высшее образование. В дальнейшем бакалавр может продолжить обучение и получить степень магистра.
    Бакалавриат, специалитет и магистратура как уровни профессионального высшего образования
    В настоящее время в РФ установлены, в частности, следующие уровни профессионального высшего образования (п. п. 2, 3 ч. 5 ст. 10 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ):
    – бакалавриат;
    – специалитет, магистратура.
    При этом каждая из программ бакалавриата, специалитета и магистратуры относится к самостоятельному виду основной профессиональной образовательной программы высшего образования. Прием на обучение осуществляется отдельно по каждой из этих программ (пп. “б” п. 2 ч. 3 ст. 12, ч. 5 ст. 69 Закона N 273-ФЗ).
    К освоению указанных программ допускаются лица, имеющие соответствующее образование. Так, для программ бакалавриата или специалитета необходимо иметь среднее общее образование, для программ магистратуры – высшее образование любого уровня (ч. 2, 3 ст. 69 Закона N 273-ФЗ).
    Особенности специалитета, бакалавриата и магистратуры
    Специалитет – это привычная для РФ система образования. Специалистов готовят для профессиональной деятельности в отдельной отрасли. Срок получения первого высшего образования составляет, как правило, пять лет. Однако многие вузы перешли на болонскую (двухуровневую) систему образования, что предполагает подготовку и выпуск бакалавров и магистров.
    Лицо, намеренное получить первое высшее образование в вузе, который перешел на болонскую систему образования, поступает на бакалавриат. При условии успешного прохождения итоговой аттестации ему присваивается квалификация “бакалавр” и выдается диплом, свидетельствующий о наличии у него высшего образования (п. 2 ч. 5 ст. 10 Закона N 273-ФЗ).
    Бакалавры могут продолжить обучение и получить степень магистра. При этом необязательно поступать в магистратуру в том же вузе. Прием на обучение по программам магистратуры осуществляется на конкурсной основе по результатам вступительных испытаний. Условно степень бакалавра можно охарактеризовать как базовое высшее образование, а степень магистра – как дальнейшую специализацию (ч. 3, 5, 6 ст. 69 Закона N 273-ФЗ).
    В отличие от программ бакалавриата и специалитета осуществлять обучение по программам магистратуры могут не только вузы, но и научные организации (п. 4 Порядка, утв. Приказом Минобрнауки России от 05.04.2017 N 301).
    Существенное отличие между бакалавром, специалистом и магистром заключается в продолжительности обучения, которая устанавливается федеральными государственными образовательными стандартами. Как правило, для получения диплома специалиста обучаются пять лет, диплома бакалавра – четыре года, диплома магистра – два года (ч. 4 ст. 11 Закона N 273-ФЗ; п. 3.3 Стандарта, утв. Приказом Минобрнауки России от 12.09.2016 N 1173; п. 3.3 Стандарта, утв. Приказом Минобрнауки России от 07.08.2014 N 943; п. 3.3 Стандарта, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.08.2015 N 827).
    Связанные вопросы
    Что такое незаконченное и неполное высшее образование?
    “Электронный журнал “Азбука права”, актуально на 18.06.2019
    Другие материалы журнала “Азбука права” ищите в системе КонсультантПлюс.
    Наиболее популярные материалы “Азбуки права” доступны в мобильном приложении КонсультантПлюс: Студент.

  2. ульт!матум Ответить

    Раньше в российских вузах не существовало бакалавриата, и все студенты учились на специалитете. Но в 2003 году Россия присоединилась к Болонскому процессу, и образование стало двухуровневым: бакалавриат — четыре года, а магистратура — два года. Однако и специалитет при этом никуда не делся. Какие же уровни образования существуют сейчас в России?
    Бакалавриат — это уровень базового высшего образования, которое длится четыре года (изредка — пять лет). Он дает возможность получить фундаментальные знания в выбранной области и освоить навыки самостоятельной исследовательской работы. По окончании обучения выпускнику выдается полноценный диплом о высшем образовании. С таким дипломом можно сразу приступить к профессиональной деятельности или поступить в магистратуру.
    Специалитет — классический для России уровень высшего образования, который длится около пяти лет. Студент получает не только базовые, но и углубленные знания по выбранному направлению обучения. Другими словами, специалист — это профессиональная квалификация. Первые годы специалист, наряду с бакалавром, получает базовые знания по направлению, а на последних курсах его готовят по узкому профилю для выбранной специальности.
    Магистратура — это вторая ступень системы высшего образования после бакалавриата. Обучение в магистратуре предусматривает получение более глубоких теоретических и практических знаний в интересующей области. После окончания бакалавриата можно выбрать другое направление в магистратуре. Ограничений нет. Например, бакалавр «Экономики» может пойти учиться в магистратуру, связанную с психологией.
    Все это — бакалавриат, специалитет и магистратура — уровни высшего образования. Поэтому те, кто говорит, что бакалавриат — это не высшее или незаконченное высшее образование, неправы. Просто это разные уровни, и выпускник-бакалавр имеет полноценное высшее образование.

  3. LoJIita Ответить

    До подписания Болонской конвенции в 2003 году у всех выпускников 11 классов, желающих получить высшее образование, был только один путь – поступление в ВУЗ на специалитет.
    Вступление в силу вышеуказанной конвенции означало, что Россия присоединилась к европейской системе высшего образования, признанной во всем мире.
    В ВУЗах появилась еще одна программа обучения, состоящая из двух ступеней – бакалавриат и магистратура (чем отличается магистратура от бакалавриата и специалитета, читайте ниже).
    Специалитет же при этом остался и считается полноценным высшим образованием, которое дается человеку бесплатно, если оно первое.
    Обучение длится 5 лет (иногда 5,5 лет), в течение которых студент получает углубленные знания в контексте узкой специальности.
    Большим плюсом этой квалификации является высокий уровень востребованности специалистов среди российских работодателей.
    Ценность таких работников состоит в том, что они знают свое дело «от и до», поэтому и платят им соответствующе.
    Однако минусы никто не отменял:
    если вдруг человек понимает, что выбранная сфера деятельности не совсем то, что он хотел, то ему придется проходить переобучение на другую специализацию в контексте уже имеющейся или другой профессии;
    в Европе специалитет – это квалификация, не имеющая никакой значимости (у них его просто не существует), поэтому устроиться на работу «за бугром» будет очень проблематично.
    Специалитет — русская (советская) квалификация. Теоретически за границей ее могут приравнять к магистру, но для этого вам придется сильно «попотеть», прежде чем ваш диплом будет признан законным и соответствующим образовательной программе страны, где происходит действие. Особенно это касается гуманитариев, технарям легче — они двигают прогресс, а значит, более востребованы.
    В Швейцарии русские эмигранты даже не стараются это делать, так как знают, что бесполезно (если только в вас заранее не заинтересован работодатель, и вы не прибыли по приглашению). А вот в США — все реально, только не забудьте запастись примерно 100 тыс.долларов, чтобы оплатить услуги специальных фирм, которые помогут воплотить все это дело в жизнь. В Германии все более или менее стало проще после 2012 года (у них появился электронный реестр с ВУЗами других стран – «наши» дипломы признаются, если значатся в этой базе).
    Эти недостатки, а также явные преимущества европейской системы обучения, закономерно привели наше Министерство образования к идее, что специалитет – это квалификация, которую необходимо упразднить в ближайшем будущем.

    Кто такой специалист

    Перечислим главные особенности специалиста:
    бывший студент, который в течение 5 лет очно (в некоторых ВУЗах 5,5 лет) и 6 лет заочно получал как базовые, так и углубленные знания по своей специальности,
    это высококлассный работник, который готов к трудовой деятельности сразу же после окончания ВУЗа (врач, юрист, экономист и т.д.);

    имеет право на получение высоких постов (не начинает свою профессиональную деятельность в «подмастерьях»);
    в отличие от бакалавриата, специалитет дает человеку возможность заниматься научной деятельностью в своей сфере после аспирантуры (что это?);
    может сразу идти в магистратуру или аспирантуру, но только на платной основе (считаются вторым высшим образованием, в России бесплатно дается только одно).

    Специалитет и бакалавриат — в чем разница

  4. sicknees Ответить

    Кто придумал двухуровневую систему?

    Именно по такой схеме — сначала бакалавриат, а потом, по желанию, либо магистратура, либо трудоустройство — уже давно учатся студенты в западных вузах. Когда речь зашла о том, что Россия будет вступать в Болонский процесс (а надо это для того, чтобы дипломы наших вузов признавали по всему миру), заговорили о необходимости того, чтобы и наши учебные заведения перевести на двухуровневое образование.
    Эту систему депутаты Госдумы узаконили еще в конце 2007-гo. С каждым годом на нее переходит всё больше вузов.

    Сколько лет надо сидеть за партой?

    Программа подготовки бакалавра рассчитана на 4 года. Бакалавриат — это полноценное высшее образование. В дипломе такого выпускника будет написано: “присвоена квалификация (степень) бакалавра по такому-то направлению”. Магистратура — это еще два года в институте. Она предусмотрена для тех, кто хочет пойти в науку или стать преподавателем. То есть максимально углубить знания в своей области.
    Тем не менее, в некоторых вузах сохранят традиционную пятилетку, или специалитет. Дипломы специалистов будут выдавать там, где есть “специальности, обеспечивающие безопасность личности и государства”. Это, к примеру, военные и инженерные учебные заведения. Свою особую систему подготовки специалистов сохранят и медицинские вузы.
    Кстати, помимо такого расклада (11 классов школы — бакалавриат — магистратура), есть и другие. Например, юноша или девушка может после 9-го класса сначала поступить в колледж, а уже потом подавать документы в вуз. При этом на бакалавра потом придется учиться не четыре, а всего три года. Если в вузе молодой человек продолжит обучение по тому же профилю, что и в колледже.

    Всем ли хватит мест в магистратуре?

    Чтобы поступить в магистратуру, придется сдавать экзамены. Понятно, что бюджетных мест там будет меньше, чем в бакалавриате. К примеру, в одном из крупнейших российских вузов — Финансовой академии при правительстве РФ, рассказал на недавней онлайн-конференции в “КП” ее ректор Михаил Эскиндаров, в этом году предусмотрено 570 бюджетных мест в бакалавриате (на очном отделении) и только 100 — в магистратуре.
    Так или иначе, количество мест для магистров во всех вузах будет разным. Это зависит от качества подготовки, кадровых и материальных возможностей учебного заведения.
    Самые талантливые молодые люди смогут учиться в магистратуре бесплатно.
    Тех, кто сдаст экзамены похуже, если, конечно, хватит мест, зачислят на платное обучение. Вполне возможно продолжить учебу в магистратуре и тем, кто отучился в вузе 5 лет. Но им за это удовольствие придется платить, так как считается, что для выпускника-специалиста это уже высшее образование второго уровня.

    А это нормальное образование?

    У двухуровневой системы образования много противников. Некоторые уверены: бакалавры — это все равно, что недоучившиеся студенты. Представители ведущих вузов, которые перешли на новую систему подготовки не дожидаясь, появление закона, с этим не согласны. Среди передовиков — и “бауманка”, и РУДН, и МГИМО.
    Профессор, научный руководитель факультета психологии Высшей школы экономики Владимир Шадриков в интервью “КП” отметил, что двухуровневое образование позволяет внедрять более гибкие курсы. К примеру, на факультете психологии “вышки” на одну бакалаврскую программу приходятся три узкоспециализированные магистерские. Плюс и в том, что система “бакалавриат — магистратура” позволяет нынешним студентам гораздо раньше задуматься о карьере.
    Причем без ущерба для учебы. Подтверждает это и международный опыт: почти 80 процентов выпускников американских вузов выходят из стен альма-матер с дипломом бакалавра.

    Что думают работодатели?

    Многие папы и мамы нынешних абитуриентов сомневаются, стоит ли отдавать любимое чадо в бакалавриат. Найдет ли потом молодой человек с таким образованием престижную работу? Директор по маркетингу и PR-группы компаний HeadHunter считает по-другому:
    — Для работодателя важно, прежде всего, высшее образование как таковое. Публикуя вакансию, мало кто указывает: “требуются магистры” или “требуются бакалавры”. В то же время соискатели в резюме и на собеседовании часто избегают слова “бакалавр”, делая акцент на высшем образовании.
    — В этих случаях они руководствуются соображением о том, что степень бакалавра подразумевает возможность получить степень магистра, которая, может показаться будущему начальнику, была упущена. Поэтому острых вопросов от hr-менеджера стремятся избежать.
    Компании ценят знания и опыт сотрудника, которого они принимают на работу. И порой строчка “магистратура” может сыграть решающую роль в выборе одного из двух претендентов.
    Нельзя также отрицать, что для многих профессиональных областей (в особенности для сферы маркетинга и журналистики) важнее два года практического опыта, чем два года, проведенных на лекциях. Едва ли эта ситуация изменится в ближайшее время. Хотя для сфер деятельности, где необходимы фундаментальные знания — экономики, юриспруденции, фармацевтики, психологии, — приоритетной должна стать степень магистра.

  5. Runewind Ответить

    Уровни высшего профессионального образования

    С 2013 года в рамках реализации Федерального закона № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” в РФ отстраивается многоуровневая система высшего профессионального образования.
    Соответственно бакалавриат, специалитет и магистратура являются уровнями новой формируемой системы высшего профессионального образования.
    Каждый из этих уровней отличается:
    образовательными программами, утвержденными Минобрнауки РФ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям;
    образовательным цензом для поступления в образовательное учреждение высшего профессионального образования;
    сроком обучения на очной форме обучения;
    получаемым документом о высшем профессиональном образовании;
    приобретаемой квалификацией (степенью);
    формой итоговой государственной аттестации и
    возможностью дальнейшего обучения.
    Статья 10 «Структура системы образования» Федерального закона № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации»

    Для удобства сравнения в таблице приведена обобщенная характеристика бакалавриата, специалитета и магистратуры:

    Уровень высшего профессионального образования
    Бакалавриат
    Специалитет
    Магистратура
    Образовательные программы
    ФГОС ВПО по направлениям подготовки бакалавриата
    ФГОС ВПО по направлениям подготовки специалитета
    ФГОС ВПО по направлениям подготовки магистров
    Образовательный ценз при поступлении
    Среднее общее образование или его эквивалент
    Среднее общее образование или его эквивалент
    Бакалавриат или специалитет
    Сроки обучения на очной форме
    4 года
    Не менее 5 лет
    2 года
    Получаемый документ о высшем образовании
    Диплом бакалавра
    Диплом специалиста
    Диплом магистра
    Приобретаемая квалификация (степень)
    Академический бакалавр, прикладной бакалавр
    Специалист
    Магистр
    Характер получаемого образования
    Общая фундаментальная подготовка по определенному направлению без узкой специализации
    Ориентировано на практическую работу в отрасли по выбранному направлению
    Глубокое освоение теоретических аспектов, ориентированное на научно-исследовательскую деятельность
    Форма итоговой государственной аттестации
    Сдача государственных экзаменов, подготовка и защита бакалаврской выпускной
    квалификационной работы
    Сдача государственных экзаменов и защита дипломной работы (проекта)
    Сдача государственных экзаменов и защита магистерской диссертации
    Возможность дальнейшего обучения
    Магистратура
    Магистратура или аспирантура
    Аспирантура
    Из данной сравнительной таблицы видно, что:
    для освоения программ бакалавриата или специалитета:
    необходимо иметь – среднее общее образование,
    а для программ магистратуры – высшее образование любого уровня;
    ч. 2, 3 Статьи 69 «Высшее образование» Федерального закона № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации»
    в отличие от программ бакалавриата и специалитета обучать по программам магистратуры могут не только вузы, но и научные организации;
    при этом каждая из программ бакалавриата, специалитета и магистратуры относится к самостоятельному виду основной профессиональной образовательной программы высшего образования, утвержденной Минобрнауки РФ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям;
    прием на обучение в образовательное учреждение высшего профессионального образования осуществляется отдельно по каждой из этих программ.
    пп. “б” п. 2 ч. 3 Статьи 12 «Образовательные программы», ч. 5 Статьи 69 «Высшее образование» Федерального закона № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации»
    Специалитет — это привычная для РФ система образования:
    специалистов готовят для практической деятельности в отдельной отрасли;
    срок получения этого уровня высшего профессионального образования составляет, как правило, 5 лет.
    Однако многие вузы в последние годы перешли на болонскую (двухуровневую) систему высшего профессионального образования:
    что предполагает подготовку и выпуск бакалавров и магистров;
    разд. IX Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 – 2020 гг., утв. Распоряжением Правительства РФ от 29.12.2014 № 2765-р
    желающий получить первое высшее образование в вузе, который перешел на болонскую систему высшего профессионального образования, поступает на бакалавриат;
    при условии успешного прохождения итоговой аттестации по этому уровню образования ему присваивается квалификация “бакалавр” и выдается диплом, свидетельствующий о наличии у него высшего образования;
    п. 2 ч. 5 Статьи 10 «Структура системы образования» Федерального закона № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации»
    Бакалавры – могут продолжить обучение и получить степень магистра:
    при этом необязательно поступать в магистратуру в том же вузе. Прием на обучение по программам магистратуры осуществляется на конкурсной основе по результатам вступительных испытаний;
    условно степень бакалавра можно охарактеризовать как базовое высшее образование, а степень магистра – как дальнейшую специализацию.
    ч. 3, 5, 6 Статьи 69 «Высшее образование» Федерального закона № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации»
    Магистратура – в отличие от программ бакалавриата и специалитета осуществлять обучение по программам магистратуры:
    могут не только вузы, но и научные организации.
    п. 4 Порядка, утв. Приказом Минобрнауки России от 05.04.2017 N 301 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры”
    Существенное отличие между бакалавриатом, специалитетом и магистратурой заключается также:
    в продолжительности обучения, которая устанавливается федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС);
    как правило:
    для получения диплома специалиста обучаются – 5 лет,
    диплома бакалавра – 4 года,
    диплома магистра – 2 года.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *