Что лучше правда или ложь в пьесе на дне?

15 ответов на вопрос “Что лучше правда или ложь в пьесе на дне?”

  1. Flamewing Ответить

    (291 слово) Максим Горький не раз обращался к понятиям «нравственности» и «духовных терзаний», заставляя читателя погружаться в атмосферу суровой истины. Знаменитая пьеса «На дне» является отражением философии автора, в которой раскрываются ответы на самые неоднозначные вопросы, один из них – жестокая правда или ложь во благо?
    Лука и Сатин — две полные противоположности с собственным взглядом на жизнь. Если для пришедшего странника ложь — спасение от реальных ужасов существования, то для обитателя ночлежки ложь — «уничтожение реальности». И единственный человек, который может разрешить их спор о «главенстве» этих понятий — это умирающая Анна. Лука всячески пытается ободрить Анну, говоря о будущем после смерти и вечном блаженстве, другим же «домочадцам» он «обещает» избавление от алкоголизма, настоящую любовь и свободу. Сатин же жестко отстаивает правду, разрушая их возможные планы. И надежда, зародившаяся в их сердце, пропала точно так же, как и сам Лука. Как бы там ни было, исход уже ясен: Актёр повесился, Анна умерла в страхе, а Пепел в тюрьме. Но можно ли говорить человеку на смертном одре о том, что он будет «пребывать в вечной темноте», разрушая его ещё и морально? Или это нужно сказать, чтобы он не тешил себя напрасными иллюзиями? На этот вопрос и пытается ответить драматург, выбирая позицию Сатина. Ему дорога правда,  потому что она помогает людям реально оценивать свое положение и выходить из него.

  2. Kijin Ответить

    Ноя
    09 2014

    Горькая правда или сладкая ложь в пьесе М. Горького «На дне».

    Две ненавидящие друг друга правды способны родить тысячи видов лжи. Вл. Гжегорчик Вряд ли кто-то станет спорить, что Горький — гуманист и великий писатель, прошедший большую школу Данный текст предназначен только для частного использования 2005 жизни. Его Произведения написаны не в угоду читающей публике — в них отражены, правда, жизни, внимание и любовь к Человеку. И с полным правом это можно отнести к его пьесе \”На дне\”, написанной в 1902 году. Пьеса «На дне» вершина драматургии Максима Горького. Кто-то очень точно сказал: \”На дне\” — это Потрясающая картина кладбища, где заживо похоронены ценные по своим задаткам люди\”. Нельзя без внутреннего Содрогания видеть нарисованный драматургом мир нищеты и бесправия, мир злобы, разобщенности, мир отчуждения и Одиночества, слышать крики, угрозы, насмешки.
    Центральная идея пьесы – спор о человеке, о том, что такое Человек, что ему нужнее – горькая правда, зачастую жестокая, или сладкая красивая ложь. Выбор между «возвышающей» истиной и «утешительной, примиряющей» ложью, причем на таком уровне, что от этого зависит Человеческая жизнь, вот проблема, которую автор поднимает в своем произведении. Особенно важны и интересны Для писателя позиции Луки и Сатина как носителей основных идей. Можно условно выделить три разновидности Обмана: ложь в смысле неистинна, независимо от того, полезна она кому-либо или вредна, затем ложь во спасение И, наконец, ложь в полном смысле этого слова – для достижения каких-либо своекорыстных целей.
    Возьмем, к Примеру, ложь, которую преподносил Лука — добрый, сострадательный и \”лукавый\”. Позиция Луки – это идея Сострадания к людям, к их несчастьям, идея деятельного добра, которое утешает человека, возбуждая в нем веру, Способную повести его дальше, которая позволит выдержать бремя «правды жизни». Лука утешает Анну, обещает ей Загробную жизнь: «Отдохнешь там!..» хотя сам не верит в Бога («Во что веришь, то и есть…
    » уклончиво Отвечает он Пеплу на этот вопрос), делает вид, что верит Насте: «Я – верю!.. Коли ты веришь, была у тебя Настоящая любовь… значит – была она!». Старик дарит надежду Актеру: «Ты… лечись! От пьянства нынче лечат… Бесплатно…
    », указывает дорогу Пеплу: «Уйди с ней отсюда…». Лука считает, что человеку в жизни нужно дать Опору, «навеять золотой сон» мечты. Правда выдергивает из-под человека эту опору, которой может быть всякая Идея, если она способна утешить человека, защитить его. Обращаясь к Пеплу, он говорит: «… чего тебе правда Больно нужна… подумай-ка! Она, правда-то, может, обух для тебя…
    Она, правда-то, не всегда по недугу человеку… Не всегда правдой душу вылечишь». С появлением Луки возникает основной конфликт пьесы.
    Завязывается спор о человеке между двумя героями: Сатиным и Лукой. Странник оказывает огромное влияние на всех обитателей ночлежки, в том числе и на Сатина. Он Пробудил в нем человека. Сатину не принимает позицию Луки, но все же задумывается.
    «Он – умница!.. Он… Подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету…» восклицает герой.
    Сатин, картежник, шулер, Сам далекий от того идеала человека, который он искренне и с пафосом провозглашает: «Человек может верить и не Верить… это его дело!.. Чело-век! Это – великолепно! Это звучит..
    гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не Жалеть… не унижать его жалостью…
    уважать надо!» Сатин говорит о том, что настоящий человек, свободный, Сильный, достоин правды («правда – Бог свободного человека!»), что правда открывает перед человеком Возможности реально, трезво мыслить. Прослеживая развитие сюжета, можно предположить, что сам Горький Поддерживает данного персонажа: Пепла арестовывают, исчезает Наташа, умирают Актер и Анна, и даже клещ Смиряется с нищетой и теряет последнюю надежду на новую жизнь. Таким образом, Лука никому жизни не улучшил, Утешение его действует недолго: правда вновь заставляет всех разочаровываться.
    Но в то же время Лука не лгал о Существовании лечебниц для алкоголиков, а сам Актер не смог найти в себе силы лечиться. И когда пришло время Проснуться от «сна», навеянного странником, герой разбился о суровую «правду» Сатина, упав с высоты своей Мечты. Первый акт пьесы рисует, изображает нам «униженных и оскорбленных» людей, но они еще не потеряли надежду на Лучшую жизнь. В конце пьесы мы видим тех же героев, но уже утративших свою веру.
    Тут снова видна «правда» Сатина. Иллюзии лишь на время усыпляют и успокаивают людей – в этом смысл всей пьесы. А какие нравственные уроки извлекли мы? Надо жить, не мирясь с неправдой, несправедливостью, ложью, но не Погубить в себе человека с его добротой, состраданием и милосердием. Мы чаще нуждаемся в утешении, но без Права говорить правду человек не может быть свободен. \”Человек — вот, правда!
    \” И ему выбирать. Человеку Всегда нужна реальная надежда, а не утешительная ложь, даже если она во спасение. Автор сочинения: Романов Иван www. [email protected] ru
    Предыдущие Сочинения: Философская лирика Н. Заболоцкого (рецензия)
    Следующие Сочинения: Подснежник(художественное описание)
    Нужна шпаргалка? Тогда сохрани – » Горькая правда или сладкая ложь в пьесе М. Горького «На дне». . Литературные сочинения!
    Лучшие Темы сочинений:
    Образ Луки в пьесе Горького «На дне»
    “Лука и Сатин в драме Горького “На дне”
    Лука и Сатин в драме Горького “На дне”
    «Лука и Сатин в драме Горького «На дне»
    Сочинение по пьесе Максима Горького “На дне”.
    Спор о правде и лжи в пьесе М. Горького «На дне».
    А. М. Горький «На Дне» Смысл пьесы
    Новые сочинения:
    “Слово о погибели русской земли”
    Салон шоколада
    Скандинавский эпос
    Дружба все победит
    Симеон Полоцкий – поэт, издатель, драматург. «Комедия притчи о блудном сыне»
    Как описывает Б. Зайцев Преподобного Сергия
    День семьи

  3. his_fani_litl_girl Ответить

    Правда и ложь, как добро и зло, как свет и тьма. Эти понятия так сильно переплелись, что без одного не может быть другого, так было и так будет всегда. Они все время борются за право быть единственными на Земле, но это борьба вечна, и в ней не будет ни победителей, ни проигравших, и дружба также не возьмет верх. Каждый человек сам делает выбор, на какой ему быть стороне, как себя вести. Иногда он очень долго сомневается, стоит, словно между двух огней, но постоянно так жить нельзя, и все же придется сделать свой выбор. А если посмотреть с другой стороны? Что такое, в сущности, правда и ложь? Всего лишь слова, слова которые люди так часто бросают на ветер, порой даже не задумываясь о тех последствиях, которые они за собой могут повлечь. В тоже время они всегда точно уверены в своей правоте, и переубедить кого-нибудь очень сложно. Столкновение двух противоположностей происходит всегда болезненно. Поэтому так трудно решается вопрос Правды и Лжи в пьесе Горького «На дне».
    В пьесе «На дне» идет борьба между взглядами, мнениями, Сатина и Луки. Жизненная позиция этих героев показана в этом произведении наиболее полно. Каково же мировоззрение Луки? Он ко всем очень добр, ласков, для каждого обитателя ночлежки у него есть ободряющее слово. Он говорит: «Поди-ка приласкай! Человека приласкать – никогда не вредно…». Он дал этим людям, то чего они так долго ждали, то от чего их сердца уже давным-давно отвыкли. Он их просто пожалел. Этот странник появившийся всего лишь на миг в их мрачной, скучной иногда даже никчемной жизни, похожей, скорее всего на существование, пробудил в них веру в доброту. Его доброта вдохнула в них желание жить, и не кое-как, а счастливо. Лука всем дает советы как им стоит поступить. Наташе он говорит, чтобы она вышла замуж за Пепла. «И я скажу – иди за него, девонька иди!». Пеплу предлагает отправиться в Сибирь. «Иди… в Сибирь!», «А хорошая сторона — Сибирь! Золотая сторона! Кто в силе да в разуме, тому там — как огурцу в парнике!». Анну он призывает к терпению, на ее вопрос, будут ли и после смерти продолжаться ее мучения он отвечает: «Ничего не будет! Лежи, знай! Ничего! Отдохнешь там!.. Потерпи еще! Все, милая, терпят… всяк по-своему жизнь терпит…». У Луки есть свое мнение не только о жизни, но и о правде. Он скажет Бубнову: « Вот.. ты говоришь – правда …Она, правда-то, не всегда по недугу человеку… не всегда правдой душу вылечишь…». Пожалев всех обитателей ночлежки, решил, что правда им не по недугу, поэтому он лжет им из желания вылечить их душу. Ложь странника не корыстна, она из желания облегчить муки, дать надежду, это ложь «во спасение».
    Теперь следует рассмотреть жизненную позицию Сатина. Сатин – единственный человек, который не обвинит Луку. Он оправдывал перед другими обитателями ложь странника, сказав, что она была примиряющей, утешительной. В тоже время он говорит «Я – знаю ложь! Кто слаб душой… и кто живет чужими соками – тем ложь нужна… одних она поддерживает, другие – прикрываются ею… А кто – сам себе хозяин… кто независим и не жрет чужого – зачем тому ложь? Ложь – религия рабов и
    хозяев… Правда – бог свободного человека!» Для него Правда – единственно верный выход, это истина, которая важнее всего. Он не примирим к жалости. По его мнению, человека нельзя жалеть, это его унижает. «Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью…».
    Теперь, когда видны взгляды эти людей, неизменно возникает другой вопрос. Чья же теория лучше? Благодаря Луке люди очень быстро меняются в лучшую сторону. Актер бросает пить и даже начинает копить деньги, чтобы поехать в лечебницу для алкоголиков. У него появилась надежда на выздоровление. Анне снова захотелось жить, теперь она думает, что если в загробном мире ей будет хорошо, то сейчас может и потерпеть, у нее появилась надежда, что после смерти все будет хорошо. Утешил он и Настю, поверив в ее мечты. «Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь… значит – была она! Была!». Теперь у этих людей есть надежда в светлое будущее. Долго ли длилась ремиссия? Ведь Лука, как правильно заметит Клещ «Поманил их куда-то… а сам – дорогу не сказал…». И какой же итог? Актер повесился, Анна умерла, Пепел, убив Костылева, попадает в Сибирь как каторжник. Их надежды развеялись как дым, этому помог реальный мир, про который Лука умолчал. Не смотря на то, что Сатин не сделал ничего хорошего для своих соседей, но, по крайней мере, он не врал им. Он не вселял в них призрачную надежду, которая привела бы к таким плачевным результатам. Но все как сурово, как бездушно звучат его последние слова, после того как удавился Актер « Эх… испортил песню… дур-рак!»
    Так всё же что лучше? Правда Сатина или Ложь Луки? Мне кажется, что правда, какая она бы ни была, она все же лучше чем ложь. Даже есть пословица «Горькая правда лучше сладкой лжи». Правда делает людей чище. Наверное, можно еще много привести доказательств в пользу правды. Но надо ли это делать? Правда – бог сильного человека, как сказал Сатин. На дне таких людей просто нет. И вот теперь нужно задать вопрос не что лучше, правда или ложь, а что бы им помогло этим несчастным поменять свое отношение к жизни? Тогда ответ становится очевидным… Ничто не изменит их существования. Ни жалость, ни уважение не улучшат их положения. У этих слабых людей нет сил на какие-либо кардинальные решения. Здесь не важно, что лучше, правда или ложь. Ведь ни та, ни другая не исцелят этих людей. Они так и останутся на дне.

  4. Kallador Ответить

    Главная
    Сочинения
    Сочинения по произведению Максима Горького
    Сочинения по произведению “На дне”
    Сочиненине на тему “Правда и ложь в пьесе «На дне»”
    Сочиненине на тему “Правда и ложь в пьесе «На дне»”
    Скорее всего, когда Максим Горький трудился над пьесой «На дне», вопрос правды и лжи был принят им за основу произведения. То, что в пьесе описывается быт низших слов населения – это просто фон и экспозиция. А вопрос правды и лжи – кульминация. Люди, которые живут на дне жизни, по замыслу писателя сталкиваются с правдой и ложью. Но главное то, что они не могут разобраться, чему верить, а чему нет. Скорее всего, Максим Горький и сам не смог бы ответить на этот вопрос. Да и нужно ли? Ведь пьеса о выборе между Правдой и Ложью. Между Добром и Злом.
    Что представляют собой персонажи пьесы? Обычные обитатели дешевой ночлежки, которые, волею судеб, вынуждены кое-как сводить концы с концами. За спиной каждого из них – личная трагедия. Актеру сломал жизнь алкоголь. Барон – бывший дворянин, но судьба лишила его всех привилегий и наследства. Сатин – бывший арестант, а Васька Пепел – человек, у которого по законам описанного времени нет будущего: он сын вора. На каждом персонаже – печать суровой жизни. Им свойственен цинизм, отсутствие приятного морального облика и мрачные мысли. Персонаж по имени Андрей Митрич, например, ждет смерти своей жены. И подобные размышления в той или иной степени присутствуют практически у каждого. Это – правда. Суровая правда жизни начала двадцатого века.
    Где же в произведении ложь? Она появляется вместе с появлением старого странника Луки. И здесь возникает самый главный вопрос произведения, в котором нужно разобраться. Звучит он так: а ложь ли принес Лука в ночлежку? Ведь суровая правда в том, что эти люди действительно на дне. А Лука дает понять, что это не так. Он пробуждает волю к жизни в супруге Андрея Митрича, видит в безнадежном воре и преступнике хорошего человека и даже так влияет на спившегося актера, что тот приходит к мысли прекратить пить. С появлением Луки ночлежка оживает и начинает жить, потому что в людях просыпаются чувства.
    Есть ли в словах Луки ложь и в чем заключается его конфликт с жизненной правдой? Ведь согласно общепринятым правилам – эти люди на дне и глупо это отрицать. Однако, странник совершает невозможное и указывает на то, что дна… не существует. Это просто угол, в который постояльцы загнали себя сами. И даже более того: не хотят из этого угла выходить. То есть слова Луки – это не ложь, а всего лишь вторая половинка правды, от которой, по каким-то причинам, жители ночлежки отказались.
    Кульминация пьесы ясно показывает, как устроена психология человека. Люди настолько отвыкли от того, что они хорошие, что попали в зависимость от слов Луки. Доброе слово делает их души лучше и светлее, но усилий одного странника – ничтожно мало. Поэтому после того, как Лука уходит – возникает конфликт двух половинок правды, в одну из которых пропадает вера, и она, в понимании обитателей ночлежки, снова становится ложью. Все возвращается на «свои» места и заканчивается убийством.
    Вряд ли Максим Горький имел в виду конфликт правды и лжи. Скорее всего, в своем произведении он пытался сказать о том, что правда не может быть категоричной. А человек становится плохим и опускается на дно общества тогда, когда ему не хватает добрых слов, которые тоже являются правдой и придают ему сил. Без этой правды, которую окружающие считают ложью, опускаются руки даже у самого сильного человека. Обыкновенные слова поддержки могут быть ложью только тогда, когда они фальшивы. Но если человек, под влиянием этих слов, бросает пить или находит свою любовь, желая изменить свою жизнь и стать счастливым… то какая же это ложь? Просто на примере этой пьесы ясно видно, что людям просто мешают услышать эту Правду и выдают ее за ложь. А человек, от отчаяния, верит в то, что он плохой и начинает вести себя соответственно. Вплоть до преступлений.

  5. Vanek Ответить

    (319 слов) Максим Горький – один из известнейших писателей 19 – 20 веков. Его произведения были особенно популярны в то время, поскольку он не стеснялся в своих работах изобразить жизнь простых людей, принадлежащих к низшему сословию общества, со всеми их тяготами и невзгодами. Это хорошо прослеживается в его известной пьесе « На дне». Основная проблема, лежащая в основе произведения, это столкновение правды и лжи. Перед героями встает вопрос, а что им более предпочтительно: ложь, которая дает надежду или правда, приводящая к отчаянию?
    В начале действия перед читателями предстают люди, погрязшие в нищете и унижении, которые сами дошли до такой жизни. Однако, несмотря на это, каждый из них пытается выбраться из этого состояния, подбадривая себя словами, что это временно, что все возможно изменить. Все и вправду меняется, когда в ночлежку приходит старик Лука. Он проявляет сострадание, заставляет поверить их в желаемое, прозреть и увидеть луч света, способный вывести их из ямы. Он красочно расписал им другую сторону жизни. Например, помог умирающей Анне поверить в справедливое вознаграждение после смерти — тот покой, который ждет ее, и она умирает счастливая, готовая попасть в описываемый мир. Он также указал путь выздоровления Актеру, чтобы излечить его грех. Лука становится опорой для обитателей ночлежки, пытаясь скрасить им жизнь и заставить поверить в судьбу и свои силы. Ему активно возражает лишь Сатин, картежник и бывший каторжник. Его концепция иная – обрушить на людей всю правду о них самих, заставить их ужаснуться собственному ничтожеству. Это прозрение даст им достаточную мотивацию развиваться.

  6. eye_of_dark Ответить

    Автор: Горький М.
    Что есть правда и что есть ложь? Этим вопросом человечество задается на протяжении многих сотен лет. Правда и ложь, добро и зло всегда стоят рядом, одно без другого просто не существует. Столкновение этих понятий является основой многих всемирно известных литературных произведений. Среди них и пьеса М. Горького «На дне». Суть ее — в столкновении жизненных позиций и взглядов разных людей.
    Действие пьесы «На дне» происходит в мрачном полутемном подвале, похожем на пещеру с низким потолком, где темно, нет простора и трудно дышать. Здесь собрались воры, нищие, калеки — все, кто был выброшен из жизни, различные по своим привычкам, жизненному поведению, прошлой судьбе, но одинаково голодные, измученные и никому не нужные. У них нет ничего, все отнято, потеряно и затоптано в грязь. Но в этих людях, лишенных права жизни, обреченных на беспросветное существование, опустившихся, сохранилось чувство собственного достоинства. Это проявляется в рассуждениях героев о правде.
    Философский вопрос о правде, который поставил сам Горький, многогранен. Каждый герой понимает правду по-своему. Рассмотрим это на примере образов Луки, Сатина и Бубнова.
    Лука — странник, неизвестно откуда пришедший и неизвестно куда держащий путь. Он мягок и в речи, и в движениях, ко всем ласков и добр. Единственные слова, исходящие из его уст, — слова утешения. А такие слова герой находит практически для каждого из обитателей ночлежки. Вору Ваське Пеплу Лука рассказывает о счастливой жизни, которую вольный человек может вести в Сибири. Актеру — о чудесной клинике, в которой бесплатно лечат от алкоголизма. Для бедной, умирающей от чахотки Анны старик находит другие слова: «Вот, значит, помрешь, и будет тебе спокойно… ничего больше не надо будет, и бояться — нечего!.. Смерть — она все успокаивает… Помрешь — отдохнешь…» Но верит ли сам Лука собственным словам? Нет, не верит. Его правда — утешительная ложь.
    Совсем другой человеческий тип, совсем другая жизненная позиция показана в образе Сатина. Сатин — борец за истину. Он сочувствует людям не меньше, чем Лука, но не видит выхода — облегчения страданий — в простом утешении людей. Какова же его правда? Правда у Сатина – человек. Знаменитый монолог Сатина о человеке, в котором он говорит о необходимости уважать человека, утверждает иную, по сравнению с Бубновым, жизненную позицию: «Все — в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Человек! Это — великолепно! Это звучит… гордо! Человек! Надо уважать человека. Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!» Сатин сам лжёт, но он имеет идеальное обоснование не в прошлом и настоящем, а в будущем – в перспективе слияния человечества на основах разумного преобразования жизни. Вместо любви к ближнему Сатин предлагает любовь к дальнему абстрактному человеку. Горький понимал, что в устах Сатина речь о гордом и свободном человеке звучала искусственно, но она должна была звучать в пьесе, выражая сокровенные идеалы самого автора.
    Позиции Луки и Сатина утешительны – противостоит позиция Бубнова. Это наиболее мрачная фигура в пьесе. Бубнов никогда явно в спор не вступает, словно разговаривает с самим собой («А ниточки-то гнилые…»). Бубнов относится к жизни со злым пессимизмом («Люди все живут, как щепки по реке плывут…»). Циничная правда Бубнова противостоит утешительной проповеди Луки. Но всё-таки в отчаянном Бубнове под зачерствелостью и безразличием можно обнаружить страдающую человеческую душу. В конце пьесы его наивная мечта разбогатеть и открыть бесплатный трактир для бедных сближает его с товарищами по несчастью.
    Правда, пусть даже самая горькая, всегда должна побеждать. Я считаю, что не бывает гуманной лжи, и рано или поздно она принесет вред тому, кто верит в это заблуждение. Ложь, даже «во спасение», — чистейшее проявление неуважения к человеку. Уважать же человека надо всегда: кем бы он ни был, он прежде всего человек. И, очевидно, проблема пьесы здесь не в правильности теорий героев, а в самих людях, которые с Лукой или без него, с Сатиным или без, так и не возродились бы. Большая часть того, чего мы добиваемся в жизни, зависит от нас самих. И в этом — жизненно важная правда пьесы.
    Герои Горького отражают двойственность, противоречивость, мятежность натуры самого автора. Пьеса «На дне» отразила переломный момент во всей судьбе писателя.

  7. Moditius Ответить

    Что есть правда и что есть ложь? Этим вопросом человечество задается на протяжении многих сотен лет. Правда и ложь, добро и зло всегда стоят рядом, одно без другого просто не существует. Столкновение этих понятий является основой многих всемирно известных литературных произведений. Среди них и социально-философская пьеса М. Горького «На дне». Главное в ее сюжете — столкновение жизненных позиций и взглядов людей. В пьесе «На дне» автор поднимает характерный для русской литературы вопрос о двух видах гуманизма. Гуманизм Луки призывает к жалости и состраданию, примиряет с трудностями жизни. Гуманизм же Сатина призывает не бояться правды, не примиряться с несправедливостью, а бороться за свои права.
    Кто же прав — Лука или Сатин? Что для каждого из них правда и что ложь? Чтобы ответить на эти вопросы, обратимся к тексту произведения. «Подвал, похожий на пещеру». Затхлый и душный воздух. Каменные закопченные своды, нары, грязь, и люди, живущие в атмосфере беспробудного пьянства, грабежей, ругани и разврата. Вот, что мы видим с первых страниц пьесы. Большего «дна» и представить себе трудно.
    Спустя некоторое время в ночлежке появляется Лука, который несет с собой «ласковое» слово для каждого ее обитателя. Именно доброго к себе отношения так им не хватало. Этим несчастным людям, отверженным обществом, был нужен человек, который пожалел и утешил бы их. Ночлежники, привыкшие жить в своем подвале по пещерным законам, давно отвыкли от нормальных человеческих отношений. Лука им говорил слова, которые им были очень нужны: «Христос всех жалел и нам так велел».
    Жалость и сострадание, бесспорно, необходимы в суровом мире действительности. Сочувствие помогает человеку понять, что он не один, что его понимают и поддерживают окружающие. Возможно, он вновь приобретет уверенность в себе и в своих силах. А тогда ему будет легче справиться со своими проблемами. Но все хорошо в меру. Как каждого лекарства, жалости должно быть определенное количество. Главное — не перейти тонкую грань между пользой и явным вредом.
    Лука полагал, что правдой вряд ли можно вылечить человеческую душу, что можно боль смягчить утешительной ложью. Он с самого начала выбрал ложный курс. Новый обитатель ночлежки не старался заставить людей изменить что-либо в их жизни, он лишь утешал и жалел их. Лука сразу стал относиться к ночлежникам как к непоправимо потерянным людям. Разве так поступает человек, который искренне хочет помочь! Да, смертельно больной Анне нужна была именно такая помощь. Необходимо было скрасить ей последние минуты жизни, успокоить.
    Но свою «утешительную» философию Лука примерил и к здоровым людям. Своими «сладким пилюлями» он поселил героев в мир заблуждений и иллюзий. Пожилой странник, призывавший к терпению и примирению, убаюкивал в ночлежниках слабость и неспособность бороться. Бедные люди и до его прихода бездействовали в силу привычки, не сопротивлялись обстоятельствам. Лука же своим ложным гуманизмом еще больше им навредил, «связав» окончательно руки и ноги. «Ты — надейся! Ты — верь!» — внушал он им.
    Человек не может постоянно жить иллюзиями, и рано или поздно придется услышать горькую правду, которая «всегда поднимается над ложью, как масло над водою». Так не лучше ли как можно скорее открыть глаза на жизненные противоречия и проблемы и перейти к решительным действиям? Ведь «кто живет лишь надеждой, рискует умереть голодной смертью».
    Очевидно, и сам автор придерживается подобного мнения. Он выстраивает сюжетную линию пьесы так, чтобы читатели смогли разобраться в его позиции по этому вопросу и убедиться в том, что гуманизм Луки — ложный гуманизм. Философия странствующего проповедника проверяется на героях пьесы и в итоге терпит поражение. Художественное развенчание ее сопровождается развалом ночлежки: повесился Актер, Пепел попал в Сибирь на каторгу, загублена судьба Наташи…
    Автор больше симпатизирует теории Сатина. По его словам, ничто так не радует глаз, как правдивость; ничто так не безобразно и непримиримо с разумом, как ложь. Правда, пусть даже самая горькая, всегда должна побеждать. Не бывает гуманной лжи, и рано или поздно она принесет вред тому, кто верит в это заблуждение. А ложь — чистейшее проявление неуважения к человеку. Уважать же человека надо всегда; кем бы он ни был, он прежде всего человек. В этом, безусловно, можно согласиться с Константином Сатиным. Но, к сожалению, одной лишь теории бывшего телеграфиста тоже оказалось недостаточно. Он тоже ничего не смог изменить ни в своей жизни, ни в жизни других обитателей «дна». И, возможно, проблема здесь не в правильности теорий, а в самих людях, которые с Лукой или без него, с Сатиным или тоже без него, так и не поднялись бы со «дна». Большая часть того, чего человек добивается в жизни, зависит от него самого.
    Проблема истинного и ложного гуманизма не решается раз и навсегда. Время не стоит на месте, меняются обстоятельства, меняются люди. Каждое последующие поколение решает для себя эту проблему в соответствии с нравственными идеалами времени. Поэтому пьеса М. Горького актуальна во все времена, и сейчас можно говорить о своевременности спора о гуманизме.

  8. Mesho Ответить

    Что есть правда и что есть ложь? Этим вопросом человечество задается на протяжении многих сотен лет. Правда и ложь, добро и зло всегда стоят рядом, одно без другого просто не существует. Столкновение этих понятий является основой многих всемирно известных литературных произведений. Среди них и пьеса М. Горького «На дне». Суть ее — в столкновении жизненных позиций и взглядов разных людей.
    Действие пьесы «На дне» происходит в мрачном полутемном подвале, похожем на пещеру с низким потолком, где темно, нет простора и трудно дышать. Здесь собрались воры, нищие, калеки — все, кто был выброшен из жизни, различные по своим привычкам, жизненному поведению, прошлой судьбе, но одинаково голодные, измученные и никому не нужные. У них нет ничего, все отнято, потеряно и затоптано в грязь. Но в этих людях, лишенных права жизни, обреченных на беспросветное существование, опустившихся, сохранилось чувство собственного достоинства. Это проявляется в рассуждениях героев о правде.
    Философский вопрос о правде, который поставил сам Горький, многогранен. Каждый герой понимает правду по-своему. Рассмотрим это на примере образов Луки, Сатина и Бубнова.
    Лука — странник, неизвестно откуда пришедший и неизвестно куда держащий путь. Он мягок и в речи, и в движениях, ко всем ласков и добр. Единственные слова, исходящие из его уст, — слова утешения. А такие слова герой находит практически для каждого из обитателей ночлежки. Вору Ваське Пеплу Лука рассказывает о счастливой жизни, которую вольный человек может вести в Сибири. Актеру — о чудесной клинике, в которой бесплатно лечат от алкоголизма. Для бедной, умирающей от чахотки Анны старик находит другие слова: «Вот, значит, помрешь, и будет тебе спокойно… ничего больше не надо будет, и бояться — нечего!.. Смерть — она все успокаивает… Помрешь — отдохнешь…» Но верит ли сам Лука собственным словам? Нет, не верит. Его правда — утешительная ложь.
    Совсем другой человеческий тип, совсем другая жизненная позиция показана в образе Сатина. Сатин — борец за истину. Он сочувствует людям не меньше, чем Лука, но не видит выхода — облегчения страданий — в простом утешении людей. Какова же его правда? Правда у Сатина – человек. Знаменитый монолог Сатина о человеке, в котором он говорит о необходимости уважать человека, утверждает иную, по сравнению с Бубновым, жизненную позицию: «Все — в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Человек! Это — великолепно! Это звучит… гордо! Человек! Надо уважать человека. Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!» Сатин сам лжёт, но он имеет идеальное обоснование не в прошлом и настоящем, а в будущем – в перспективе слияния человечества на основах разумного преобразования жизни. Вместо любви к ближнему Сатин предлагает любовь к дальнему абстрактному человеку. Горький понимал, что в устах Сатина речь о гордом и свободном человеке звучала искусственно, но она должна была звучать в пьесе, выражая сокровенные идеалы самого автора.
    Позиции Луки и Сатина утешительны – противостоит позиция Бубнова. Это наиболее мрачная фигура в пьесе. Бубнов никогда явно в спор не вступает, словно разговаривает с самим собой («А ниточки-то гнилые…»). Бубнов относится к жизни со злым пессимизмом («Люди все живут, как щепки по реке плывут…»). Циничная правда Бубнова противостоит утешительной проповеди Луки. Но всё-таки в отчаянном Бубнове под зачерствелостью и безразличием можно обнаружить страдающую человеческую душу. В конце пьесы его наивная мечта разбогатеть и открыть бесплатный трактир для бедных сближает его с товарищами по несчастью.
    Правда, пусть даже самая горькая, всегда должна побеждать. Я считаю, что не бывает гуманной лжи, и рано или поздно она принесет вред тому, кто верит в это заблуждение. Ложь, даже «во спасение», — чистейшее проявление неуважения к человеку. Уважать же человека надо всегда: кем бы он ни был, он прежде всего человек. И, очевидно, проблема пьесы здесь не в правильности теорий героев, а в самих людях, которые с Лукой или без него, с Сатиным или без, так и не возродились бы. Большая часть того, чего мы добиваемся в жизни, зависит от нас самих. И в этом — жизненно важная правда пьесы.
    Герои Горького отражают двойственность, противоречивость, мятежность натуры самого автора. Пьеса «На дне» отразила переломный момент во всей судьбе писателя.

  9. luchshe_vsekh Ответить

    Но если подумать, то всегда говорить правду невозможно. В каких-то моментах можно промолчать, как это делал Бубнов. В споре между Сатиным и Лукой Бубнов не раскрывает свою позицию относительно правды. А в конфликте между Пеплом и Медведевым Бубнов дает Луке совет не лезть в ссору.
    В каких-то случаях ложь во спасение помогает человеку, на что и рассчитывал Лука. Мечты и надежды в некоторых случаях мотивируют человека на деятельность, и он часто меняет свою жизнь к лучшему. Однако Лука не смог увидеть того, что люди «дна» не способны изменить свою жизнь: они не имеют ни шансов, ни желания. Поэтому ложь Луки приводит к действительно трагичным последствиям. Однако она могла бы сделать лучше для человека, который готов бороться, а не сидеть сложа руки. Поэтому выбор между правдой и ложью (но только во имя спасения!) должен исходить в конкретной ситуации.
    Ложь во спасение, которую проповедовал Лука, не смогла спасти Актера. Он не готов был по-настоящему бороться, поэтому правда сломила его. Однако не Сатин виноват в самоубийстве Актера, а то, что Лука заставил Актера поверить в существование лечебницы. Сатин лишь открыл Актеру глаза на правду.
    Проблема правды тесно связана в произведении с проблемой жалости. Лука именно жалеет всех жителей ночлежки, поэтому пытается дать им надежду на лучшее. Сатин же говорит, что нужно уважать человека, а не жалеть его. С одной стороны, Сатин прав. Уважение действительно важно. Однако иногда люди нуждаются в том, чтобы их пожалели. Поэтому уважение не должно исключать жалость, а жалость в свою очередь не должна быть постоянной, иначе человек не сможет бороться с жестокостью реального мира.
    Неоднозначность авторской позиции отмечается и тем, что сначала Сатин полностью отрицает ложь Луки, а когда тот уходит, говорит об этом так, словно Лука – грешник, исчезнувший от лица праведных. Однако затем Сатин защищает Луку, называет его добрым человеком, он понимает, по какой причине Лука обманывал ночлежников. Сатин соглашается с Лукой в том, что правда заключается в человеке. Это говорит о том, что на первый взгляд противоположные мнения все же имеют общие черты. Возможно, в этом заключена главная мысль: правда неразделима от лжи.

  10. Бютур Ответить

    Правда и ложь в пьесе М. Горького «На дне».
    Что есть правда и что есть ложь? Этим вопросом человечество задается на протяжении многих сотен лет. Правда и ложь, добро и зло всегда стоят рядом, одно без другого просто не существует. Столкновение этих понятий является основой философской пьесы М. Горького “На дне”. Автор с понятиями правды и лжи связывает два вида гуманизма, которые можно трактовать по-разному. Гуманизм Луки призывает к жалости и состраданию, примиряет с трудностями жизни, предлагая “ложь во спасение”. Гуманизм же Сатина призывает не бояться смотреть правде в глаза, не примиряться с несправедливостью, а бороться за свои права человека. Кто же прав — Лука или Сатин? Что для каждого из них правда и что ложь?
    Действие пьесы «На дне» происходит в мрачном полутемном подвале, похожем на пещеру с низким потолком, где темно, нет простора и трудно дышать. Здесь собрались воры, нищие, калеки – все, кто был выброшен из жизни, различные по своим привычкам, жизненному поведению, прошлой судьбе, но одинаково голодные, измученные и никому не нужные. У них нет ничего, все отнято, потеряно и затоптано в грязь. Они живут в атмосфере беспробудного пьянства, ругани и разврата. Большего “дна” и представить себе трудно.
    И вот в ночлежке появляется Лука, который несет с собой доброе, ласковое слово для каждого ее обитателя. Вору Ваське Пеплу Лука рассказывает о счастливой жизни, которую вольный человек может вести в Сибири. Актеру – о чудесной клинике, в которой бесплатно лечат от алкоголизма. Для бедной, умирающей от чахотки Анны старик находит другие слова: «Вот, значит, помрешь, и будет тебе спокойно… ничего больше не надо будет, и бояться – нечего!.. Смерть – она все успокаивает… Помрешь – отдохнешь…». Его правда – утешительная ложь. Новый обитатель ночлежки не старался заставить людей изменить что-либо в их жизни, а лишь утешал и сеял ложные надежды. Он относился к ночлежникам как к непоправимо потерянным людям. Разве так поступает человек, который искренне хочет помочь!
    Совсем другая жизненная позиция показана в образе Сатина. Сатин – карточный шулер не боится ни жизни, ни смерти. Он потерял имя, работу, но он независим от обстоятельств, ценит свободу: “Хорошо это – чувствовать себя человеком!”. Сатин – борец за истину. Он сочувствует людям не меньше, чем Лука, но не видит выхода – облегчения страданий – в простом утешении людей. Какова же его правда? Правда у Сатина – человек. Знаменитый монолог Сатина о человеке, в котором он говорит о необходимости уважать человека, утверждает иную жизненную позицию: «Все – в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное – дело его рук и его мозга! Человек! Это – великолепно! Это звучит… гордо! Человек! Надо уважать человека. Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!» Сатин сам лжёт, но он имеет идеальное обоснование не в прошлом и настоящем, а в будущем – в перспективе. Вместо любви к ближнему Сатин предлагает любовь к дальнему абстрактному человеку.
    Я считаю, что не бывает гуманной лжи, и рано или поздно она принесет вред тому, кто верит в это заблуждение. Ложь, даже “во спасение”, — чистейшее проявление неуважения к человеку. Уважать человека надо всегда; кем бы он ни был, он прежде всего человек. В этом я, безусловно, соглашусь с Сатиным. Но, к сожалению, одной лишь теории бывшего телеграфиста тоже недостаточно. Он ничего не может изменить ни в своей жизни, ни в жизни других обитателей “дна”. И, очевидно, проблема здесь не в правильности теорий, а в самих людях, которые с Лукой или без него, с Сатиным или без, так и не возродились бы. Большая часть того, чего мы добиваемся в жизни, зависит от нас самих. И в этом — жизненно-важная правда пьесы.

  11. kamera life Ответить

    В пьесе Горького «На дне» действие происходит в
    ночлежке. Ночлежка описана по наблюдениям самого
    Горького, называли даже конкретное заведение в
    Нижнем Новгороде, с которого он списал свои
    “картины”. Но при этом по ходу пьесы ночлежка
    всё более вырастает в глобальный символ: это
    “тупик”, “дно бытия”, и потому каждое слово,
    сказанное обитателем ночлежки, так или иначе
    пророчествует о судьбах европейской
    цивилизации.
    Самая важная, мучительная проблема для
    обитателей ночлежки — это проблема правды и лжи.
    В чём заключается “правда” ночлежки? В том, что у
    людей отняты будущее, надежда, смысл. Почти все
    ночлежники как могут спасаются от этой
    “правды”, выдумывают себе суррогаты будущего,
    надежды, смысла. Так, живущая в ночлежке девушка
    Настя грезит “роковой любовью”. Торговка Квашня
    гордится своей мнимой женской свободой, Васька
    Пепел — ещё более мнимой свободой воровской, а
    сапожник Алёшка — совсем уже отчаянной свободой
    загула. Актёр надеется на свой талант и на то, что
    его трудности, вызванные алкоголизмом,
    временные. Клещ цепляется за своё классовое
    самосознание, гордится своей принадлежностью к
    рабочему классу и всеми силами рвётся из
    ночлежки. Татарин пытается держаться за Коран, а
    умирающая Анна с надеждой ждёт воздаяния в
    загробной жизни. Даже самые отчаявшиеся из
    ночлежников на что-то ещё опираются, за что-то
    держатся: Барон живёт своим прошлым, а у Наташи
    остаётся ещё последняя надежда на спасительную
    любовь. Только два персонажа из обитателей
    “дна” лишены иллюзий — это Бубнов и Сатин.
    Удивительное дело: чем больше ночлежники хотят
    скрыть от самих себя реальное положение дел, тем
    с большим наслаждением уличают других во лжи. Им
    доставляет особое удовольствие мучить своих
    товарищей по несчастью, пытаясь отнять у них
    последнее, что у тех есть, — иллюзию. Перед нами
    как будто не просто “дно”, а ад человеческой
    цивилизации, в котором жертвы этой цивилизации
    помимо лишений должны ещё испытывать адские
    мучения, — и вот они сами устраивают эти мучения
    друг другу.
    Обратим внимание: “дно” зеркально повторяет
    структуру человеческой цивилизации. Здесь
    представлены почти все сословия, все основные
    профессии и типы личности. Здесь каждой “твари
    по паре”, но только с уничижительным эпитетом
    “бывший” (“бывшая”). Барон — бывший дворянин,
    Бубнов — бывший мещанин, мелкий буржуа, Актёр —
    бывший человек искусства, Сатин — бывший
    интеллигент. Даже те, кто в начале пьесы ещё не
    стали “бывшими”, непременно ими станут: Клещ и
    Татарин — бывшими рабочими, Медведев — бывшим
    полицейским. Обитатели “дна” обречены. У входа в
    ночлежку можно было бы написать: “Оставь надежду
    всяк сюда входящий”.
    Но не только бывшие люди страдают в ночлежке,
    сюда попадают осколки основных идей, верований,
    идеалов — вокруг них постоянно ведутся споры
    среди обитателей “дна”. Не случайно Сатин
    задумчиво произносит умные слова, значения
    которых он уже и сам забыл: “органон”,
    “макробиотика” и “трансцендентальный”, а
    Актёр цитирует Шекспира и Беранже. Мы слышим в
    ночлежке отзвуки культуры, ставшей
    бессмысленной, только слабым воспоминанием.
    Неужели слова “бывшее”, “прошлое”,
    “безнадёжное” и есть вся правда ночлежки? Как
    будто затем, чтобы сразиться с этой “правдой”, в
    ночлежке появляется Лука. Лука — странник,
    мудрец и утешитель. Он утешает каждого сообразно
    его тайной мечте: Анну — загробным покоем, Актёра
    — возможностью излечения, Пепла и Наташу —
    надеждой на честную жизнь в Сибири, Настю — тем,
    что сочувственно слушает её истории про роковую
    любовь. В этом “ложном” утешении как будто
    скрывается намёк: “Тьмы низких истин нам дороже
    нас возвышающий обман”.
    “Ложь” Луки направлена против “правды” дна;
    более того, своими утешениями странник
    разоблачает эту “правду”, показывает, что в ней
    скрывается большая ложь. Лука внушает: “Коли
    веришь, — есть; не веришь, — нет… Во что веришь,
    то и есть…” Сам он верит в то, что природа
    человеческая не ограничивается мерзостью дна,
    что почти в каждом есть лучшее, что в человеке
    скрывается та сила, о которой он и не знает. Вот
    настоящая правда, скрытая в страшных буднях
    ночлежки. Лука не просто утешает, он взывает к
    жизни лучшие силы человеческой души и тем самым
    возвращает людей к их собственной забытой,
    задавленной правде.
    Тупик ночлежки — это ещё не весь мир,
    настаивает Лука. Надо искать лучшего, стремиться
    к свету. В природе человека это стремление, и его
    ничем не задушить: “Но — я одно чувствую: надо
    жить… иначе! Лучше надо жить! Надо так жить…
    чтобы самому себя можно мне было уважать…”
    Что же мы видим? Оказывается, нет одной правды. А
    есть по крайней мере две — правда “дна” и правда
    лучшего в человеке. Какая правда побеждает в
    пьесе Горького? На первый взгляд — правда “дна”.
    Никому из ночлежников нет выхода из этого
    “тупика бытия”. Никому из персонажей пьесы не
    становится лучше — только хуже. Анна умирает,
    Клещ окончательно “опускается” и оставляет
    надежду вырваться из ночлежки, Татарин теряет
    руку, а значит, тоже становится безработным,
    Наташа погибает морально, а может быть, и
    физически, Васька Пепел попадает в тюрьму, даже
    пристав Медведев становится одним из
    ночлежников. Ночлежка принимает всех и не
    выпускает никого, кроме одного человека —
    странника Луки, который натешил несчастных
    сказками да и исчез. Кульминация всеобщего
    разочарования — это смерть Актёра, которому
    именно Лука внушил тщетную надежду на
    выздоровление и нормальную жизнь.
    Но является ли победа “дна” полной? Нет. Ложь
    Луки прояснила важнейшую, главную правду: старый
    мир обречён на гибель и человечество обязательно
    придёт к новому миру. Из ночлежки нет спасения
    потому, что вообще нет спасения в условиях
    старого мира — мира богатых и бедных, сытых и
    голодных, хозяев и рабов. Но вечный инстинкт,
    побуждающий человека стремиться к лучшему,
    непременно переменит старые порядки, непременно
    устроит всё по-новому. Провозгласить эту истину
    автор доверяет своему любимому герою — пьянице и
    шулеру Сатину. Вроде бы это парадокс: слова о
    величии человека произносит человек
    опустившийся, жулик, пьяница. Но в этом-то и
    заключается “программа” Горького. Сатин не
    просто ленится работать, и дело не в том, что он не
    способен работать, — он отказывается работать
    для сытости, отказывается играть по правилам
    старого мира. Сатин — это инициатор малого
    “саботажа”, который непременно обернётся
    большим: по мысли Горького, люди должны
    отказаться работать на хозяев и мириться со
    своим рабским положением. Только сломав инерцию
    лжи, человек сможет вспомнить, что его имя звучит
    гордо, что он живёт для лучшего.
    Лука — один из последних “святых” утешителей
    старого мира. Его роль в том, чтобы разбудить
    мысль Сатина и подобных ему. Сатин провозглашает
    правду борьбы: чтобы реализовать себя, человек
    должен расстаться со старым миром и устремиться
    к новому. Так сцена ночлежки приобретает
    символический характер: это дно цивилизации,
    откуда исходит предупреждение, что вскоре вся
    цивилизация рабов и хозяев пойдёт ко дну. И в то
    же время с этого “дна” звучит голос свободного
    человека, пророчествующий о лучшем, о том, что о
    “праведной земле” не надо мечтать, а надо
    строить её своими руками.

  12. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *