Что происходит в жизни птиц и насекомых весной?

13 ответов на вопрос “Что происходит в жизни птиц и насекомых весной?”

  1. Zuluktilar Ответить


    Цели:
    уточнить изменения в жизни растений
    весной; провести наблюдения над изменениями в
    жизни насекомых и птиц; пробуждать интерес
    учащихся к родной природе, к бережному отношению
    к окружающему; развивать любознательность и
    сопереживание к окружающему нас миру живого.

    1.Организационный момент.
    (Звучит музыкальная заставка – П.Чайковский
    “Жаворонок”)

    2. Повторение пройденного материала.
    – Вот и пришла долгожданная весна. Зажурчали
    ручьи, повеяло новыми свежим ароматами
    просыпающейся от зимы природы.
    – Что же изменилось в растительном мире с
    приходом весны?

    3. Новый материал. Насекомые.
    – Как только отпустят немножко морозцы и
    настанет оттепель, из-под снега в лесу вылезает
    всякая шушера нетерпеливая: дождевые черви,
    мокрицы, бабочки, божьи коровки… Насекомые
    разминают свои затёкшие ножки.
    Вот зацвела и ива – гости со всех сторон спешат
    на пир.
    Шмель прилетел – неуклюжий, мохнатый, как
    медведь. Забасил, заворочался, весь в пыльце
    измазался. Дети часто убивают шмелей, как жалящих
    насекомых. Однако шмель гораздо миролюбивее, чем
    осы и пчёлы. Семья шмелей живёт 1 лето. На зиму
    остаётся в живых только молодая самка-царица,
    которая, проснувшись весной, начинает искать
    себе гнездо. Если она погибнет, то некому будет
    основать новую семью. Та же ситуация у пчёл.
    А как, вы, думаете, у пчёл есть враги? Кто они?
    Это, например, деревенская ласточка; аисты,
    которые буквально без передышки набивают свои
    желудки пчёлами.
    Божья коровка, например, истребляет за день
    от 50 до 270 тлей-вредителей.
    Жук-мертвоед питается падалью – он
    “санитар”.
    Как необыкновенно красив луг (иллюстрация),
    когда над ним порхают разноцветные бабочки.
    А каких бабочек вы знаете?
    Крапивница, адмирал, павлиний глаз… – эти и
    другие бабочки, питаясь сладким соком (нектаром)
    цветов, способствуют опылению растений. Их
    гусеницы не приносят вреда, так как обычно они
    питаются различными сорняками, Эти бабочки
    приносят пользу.

    Но есть и очень вредные бабочки. Какие?
    Это луговые мотыльки и озимые совки. Они
    злостные вредители. Очень большой вред приносят
    гусеницы этих бабочек, которые отличаются
    всеядностью и большой прожорливостью.
    Вот выполз из-под земли майский жук,
    отряхнул от земли свои жёсткие крылышки. Что он
    делает в земле? Как он туда попал? Давайте об этом
    прочитаем в учебнике на стр. 208. Как вы думаете это
    полезные насекомые?

    Вывод.
    Любое насекомое требует от нас защиты.
    Почему? Охране насекомых уделяется много
    внимания; организуются специальные заповедники
    (участки, делянки) для этих и других насекомых.
    А что такое заповедник? А это мы можем
    уточнить в “Толковом словаре” (с. 75)
    (На доске записывается заповедник).

    4. Птицы.


    С приходом весны в лесах, на лугах, полях
    становится шумно – прилетели наши гости – птицы.
    Птицы делятся, как бы на две группы. Какие ?
    (Перелётные и зимующие). Посмотрим на рисунок (на
    доске иллюстрация). Назовите зимующих птиц.
    Перелётных. Вот о птицах и побеседуем.
    Кто в беретке ярко-красной,
    В чёрной курточке атласной?
    На меня он не глядит,
    Всё стучит, стучит, стучит. (Дятел)
    Его длина достигает 25 см, масса тела 100 гр.. Он
    хорошо лазает по деревьям, Ноги у него короткие и
    очень сильные, с цепкими коготками, Он питается
    куколками и личинками насекомых, зимой –
    шишками.
    Окраской – сероватая,
    Повадкой – вороватая,
    Крикунья – хриповатая –
    Известная персона.
    Кто это? (ворона) (Звучит грамзапись голоса
    вороны)
    Она крупнее грача и галки, но меньше в 2 раза ворона.
    Она двухцветная. В сентябре-октябре улетает
    зимовать к югу, а весной возвращается. Известно,
    что о людях, которые совершили промах говорят:
    “Эх, ты, ворона!”, “Ну, что, проворонил?” Однако
    это неверное мнение. Вороны очень любят
    блестящие предметы, которые норовят утащить к
    себе в гнездо. (вор-она).
    Кто без нот и без свирели
    Лучше всех выводит трели,
    Голосистее, нежней?
    Кто же это?… (соловей)
    Это небольшая птичка, меньше воробья, с
    незаметным опереньем. Поедает тлю, семена сорных
    растений. Он удивительно поёт (звучит голос
    соловья).
    Кто эта птица?
    Никогда
    Не строит гнёзда для себя,
    Соседкам яйца оставляет
    И о птенцах не вспоминает. (Кукушка) (Звучит
    голос кукушки).
    Она меньше голубя. Гнездится около певчих птиц,
    но своего гнезда не имеет. Из 150 видов кукушек,
    только 8 не высиживают птенцов. Кукушка очень
    полезная. Она поедает огромное количество
    волосатых гусениц, которыми другие птицы не
    питаются. Зимуют кукушки в Африке. (Учебник, стр.
    210)

    5. Охрана птиц.


    О том, как охраняются птицы в наших лесах, полях,
    вы можете прочитать в учебнике на стр. 210, 2 абзац и
    на стр. 211, 2 абзац

    Вывод.
    Так, что же нам необходимо делать,
    чтобы птицам было уютно и небезопасно в наших
    лесах, садах, полях?

    6. Итог урока. Учебник, стр. 212.


    Любите природу!
    Любите природу!
    Не жгите траву!
    Не ломайте кусты!
    Не сыпьте на землю всякую гадость.
    И даст вам природа
    Здоровье и радость!

    7. Домашнее задание.

    На доске записаны слова:

    Насекомые, заповедник, делянка, заказник,
    щёголь, ворона, соловей…

  2. Trashmin Ответить

    Гаенко Татьяна Анатольевна МБОУ СОШ № 10
    станица Новопокровская Краснодарский край учитель начальных классов
    Урок окружающего мира во 2 классе по теме: «Насекомые и птицы весной»
    Цель: * дать представление об изменениях в жизни насекомых и птиц
    весной;
    * показать связь этих изменений с изменением неживой и живой
    природы;
    * обучать выделять существенные признаки предметов, развивать память,
    внимание, речь;
    * воспитывать бережное отношение к птицам и насекомым, прививать
    любовь ко всему живому;
    *содействовать развитию у учащихся любознательности.
    Оборудование: раздаточный материал (гербарий, термометр), мультимедийный
    проектор, телевизор, видеоролик «Голоса птиц весной».
    Ход урока
    1.Организационный момент.
    2.Повторение домашнего задания.
    – Ребята, сегодня почтальон принёс нам конверт. На конверте написано:
    «Ученикам 2 класса». Давайте откроем его. Ой, да здесь письмо, послушайте его:
    «Дорогие ребята! Пишет вам старичок- лесовичок. Я хочу, чтобы вы отгадали загадки, и тогда вы узнаете какое время года пришло к нам».
    Дует тёплый южный ветер
    Снег чернеет, мокнет, тает
    Грач горластый прилетает.
    Что за месяц? Кто узнает? (март)
    Яростно река ревёт
    И разламывает лёд.
    В домик свой скворец вернулся
    А в лесу медведь проснулся.
    В небе жаворонка трель,
    Кто же к нам пришёл? (апрель)
    Зеленеет даль полей,
    Запевает соловей.
    В белый цвет оделся сад,
    Пчёлы первые летят.
    Гром грохочет. Угадай,
    Что за месяц? Это (май)
    – Какое время года наступило? (весна). Молодцы, ребята.
    Посмотрите за окно. Какая температура сейчас на улице. Возьмите термометры и покажите. (На партах лежат термометры, дети показывают температуру)
    – А теперь, ребята, давайте вспомним какие изменения произошли в неживой природе.(Дети отвечают на вопросы учителя)
    – Как изменилась погода с приходом весны?
    – Какое стало небо?
    – Какое стало небо? Земля?
    – Есть ли снег на улице? (слайд №2)
    – Давайте запишем первый пункт нашего плана:
    1.Изменения в неживой природе.
    – А теперь подумаем и скажем, какие изменения произошли в жизни растений с приходом весны (Ответы детей на вопросы учителя).
    – С чем это связано?
    -Как называются растения, которые цветут рано весной?
    – Почему эти растения цветут раньше других?
    – Сравните раннецветущие растения с растениями, которые цветут летом и скажите, чем они отличаются. Дети на партах имеют гербарии раннецветущих растений и летних растений. Они их сравнивают и видят, что у раннецветущих растений ещё с осени в корневище скапливаются питательные вещества, которыми растения питаются весной. (слайд №3)
    – Теперь запишем второй пункт нашего плана.
    2.Раннецветущие растения.
    – Ребята, мы составили с вами план рассказа о изменениях в неживой природе и в жизни растений с приходом весны, а теперь расскажите нам об этом.
    (Дети смотрят на план и отвечают)
    3.Физическая минутка.
    – Так как с приходом весны произошли изменения в неживой природе, в жизни растений, то это не могло не повлиять на изменения в жизни насекомых и птиц.
    Это и будет следующим пунктом нашего плана и темой нашего урока.
    3.Насекомые и птицы весной.
    4. Новый материал.
    – Раз на улице стало тепло, появились цветы, трава, проснулись и насекомые.
    -Каких насекомых вы уже видели?
    -Рассказ учителя:
    Сразу, как только растает снег, в солнечную погоду можно увидеть бабочек- лимонниц.(слайд №4)
    Просыпаются муравьи, открывают свои входы в муравейники.
    Затем появляются мухи, комары, стрекозы, просыпаются и вылетают осы, шмели, пчёлы.
    А в мае появляются майские жуки и божьи коровки.(слайд №5, 6)
    -Ребята, а почему осенью птицы улетают от нас?
    (Ответы детей- не было насекомых)
    – Раз на улице стало тепло, появились насекомые, то и в жизни птиц должны произойти изменения. Какие? (Прилетят к нам весной)
    – Как называют этих птиц? (Перелётные)
    – А кто уже видел птиц, которые к нам прилетели и какие это птицы? Где они строят свои гнёзда? (Дети называют грачей, скворцов)
    – Да, действительно, первыми прилетают к нам грачи. Только сойдёт первый снег с полей, они уже важно прогуливаются по полям в поисках жучков и червей. Гнёзда строят на деревьях.(слайд №7)
    Затем к нам прилетают скворцы. Они в основном селятся в скворечниках и вскоре выводят там птенцов. До 300 раз в день приносят им взрослые скворцы различных насекомых и их личинок.(слайд № 8)
    Затем прилетают жаворонки и среди полей начинают вить гнёзда.(слайд №9)
    Дрозды, зяблики, коршуны прилетают в разгар весны.(слайд №10)
    Во второй период весны в леса прилетают горихвостки, пеночки, мухоловки, соловьи, иволги.(слайд № 11)
    Одними из последних прилетают ласточки и стрижи. Ласточки лепят свои гнёзда из комочков глины.(слайд № 12)
    Птицы приносят огромную пользу человеку. Они охраняют посевы и посадки культурных растений от вредителей. Ласточка за лето ловит до одного миллиона мошек и комаров.
    – А сейчас познакомимся с жизнью кукушки. (Выступление ученика)(слайд №13)
    – О кукушке говорят разное. Одни считают её вредной, другие полезной. Ведь она не вьёт своего гнезда. Выследит кукушка какую- нибудь птичку, снесёт недалеко от её гнезда яйцо, возьмёт его в клюв и как только улетит птичка из гнезда на минутку попить водички, кукушка и положит своё яичко ей в гнездо(слайд № 14). Прилетит птичка и сядет на гнездо, будет продолжать высиживать птенцов. А когда появится на свет кукушонок, он всех других птенцов из гнезда выбросит- они погибнут, а птички будут кормит его одного.(слайд №15)
    Конечно, жалко нам маленьких птенцов, которых выбрасывает кукушонок. И вроде вред приносит кукушка, разоряя гнёзда птиц. Но нужно учесть самое главное – кукушка поедает ядовитых гусениц. Птицы этих гусениц не едят, ими питается только кукушка и этим самым приносит огромную пользу.
    – Птицы приносят огромную пользу, поэтому человек заботится о них. Например, люди перед прилётом скворцов развешивают скворечники. Если вы, ребята, случайно, найдёте птичье гнездо, то постарайтесь тихонько отойти от него. Нельзя брать яйца в руки, т. к. птицы после этого бросают свои гнёзда и не возвращаются туда никогда(слайд №16).
    – А теперь давайте послушаем, как поют птицы весной, когда возвращаются к себе домой(«Голоса весеннего леса») (слайд №17)
    – Ребята, а кто из вас знает стихотворения о птицах, которые прилетают к нам весной.
    5. Итог: – Какие изменения происходят в жизни насекомых с приходом весны?
    – С чем это связано?
    – Влияют ли эти изменения на жизнь птиц?
    – Кто из птиц прилетает к нам первым?
    6. Дом. задание: – Подготовить рассказ о изменениях в жизни насекомых и птиц с приходом весны.

  3. Landawyn Ответить

    ольга пастернак
    Конспект занятия «Птицы весной»
    Конспект занятия «Птицы весной»
    Образовательная область: познавательная
    Вид деятельности:непосредственно-образовательная
    Возрастная группа:подготовительная группа
    Тема: «Птицы весной»
    Цель:Показать изменения жизни и поведения птиц с приходом весны. Выявить связи с живой и неживой природой.
    Программное содержание
    Образовательные задачи:Уточнять и расширить представления о насекомых; о перелетных птицах, об их жизни в весенний период; о видах гнезд и их размещении.
    Закрепить название птиц, их внешние признаки, строение, питание, повадки, условия проживания.
    Систематизировать знания детей о видах птиц, упражнять в классификации перелетных и зимующих птиц и выделении лишнего объекта.
    Развивающие:Развивать диалогическую речь, развивать интерес к жизни птиц, воображение, внимание, память, мышление (умение устанавливать причинно-следственные связи) учить ориентироваться на плоскости и в пространстве.
    Воспитательные:воспитывать любознательность, желание заботиться о птицах,бережное отношение к природе, формировать навыки сотрудничества, развивать инициативу и самостоятельность.
    Предварительная работа:чтение художественной литературы по теме: рассказы: В. Бианки «Грачи весну открыли», «Лесные домишки», заучивание стихотворения В. Жуковского «Жаворонок». Беседы о птицах, рассматривание иллюстраций с изображением перелётных птиц,разными видами гнезд, загадывание загадок о птицах. Беседы и наблюдение за птицами на участке детского сада.
    Словарная работа:Активизация словаря по теме.
    Формирование грамматического строя речи.
    Упражнять в образовании сложных прилагательных.
    Материалы и оборудование:Фланелеграф. Тематические картинки по теме: весна; перелётные птицы их гнёзда; признаки весны.

    Ход деятельности

    Я раскрываю почки,
    В зелёные листочки.
    Деревья одеваю,
    Посевы поливаю,
    Движения полна,
    Зовут меня. (Весна)
    – О каком времени года говорится в письме? весне)
    – Наступила весна. А какая она? (Теплая, светлая, радостная, звонкая, добрая, солнечная, зеленая, ласковая.)
    – Я для вас приготовила загадками. Послушайте:
    -Угадайте, что за птичка:
    Тёмненькая невеличка,
    Беленькая с живота,
    Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка)
    – На одной ноге стоит,
    В воду пристально глядит.
    Тюкнет клювом наугад —
    Ищет в речке лягушат. (Цапля)
    – Всех прилетных птиц черней,
    Чистит пашню от червей.
    Взад-вперед по пашне вскачь.
    А зовется птица … (Грач)
    -Как вы думаете, о ком будет идти речь на нашем сегодняшнем занятии? птицах).
    – С началом весны возвращаются на Родину птицы, зимовавшие в тёплых краях. Как называют птиц, которые улетают на зиму в теплые края, а вес-ной прилетают обратно? (Перелетные.)
    -Почему они возвращаются? (Корма стало достаточно, появились насекомые, на проталинах можно найти прошлогодние семена и плоды).
    -Какие насекомые появляются первыми? (Те, которые зимуют во взрослом состоянии: некоторые бабочки, мухи.)
    -Когда появляются первые весенние цветы, насекомых становится больше? Почему? (Есть корм – нектар цветов. Насекомые начинают размножаться. Они откладывают яйца. Из них вылупляются гусеницы у бабочек и личинки у жуков, мух, стрекоз.)
    – Почему насекомые откладывают много яиц? (Большая часть погибает, их клюют птицы, уносят муравьи.)
    -Гусеницы питаются листьями, быстро растут и превращаются в неподвижных куколок. Через некоторое время из каждой куколки появляется взрослая бабочка. Но не у всех насекомых бывают куколки. Их нет у кузнечиков.
    -Какую роль в природе играют насекомые? (Опыляют растения, следовательно, образуют плод, семена, пища для различных птиц, зверей.)
    – У различных птиц весна наступает в разное время. Какая птица прилетает раньше всех?
    Что за весенняя птица:
    Всех прилетных птиц черней,
    Чистит пашню от червей.
    Взад-вперед по пашне вскачь.
    А зовется птица … (Грач. Показать изображение этой птицы на картинке).
    -Почему грачи прилетают первыми? (Они могут ходить по земле и собирать семена, плоды, оттаявшие из-под снега, первых червяков).
    -Грачей называют «Вестниками весны». В народе говорят: Грачи на горе – весна на дворе.
    -За грачами прилетают другие птицы. Отгадайте, о ком идёт речь в загадке:
    На шесте дворец
    Во дворе певец
    Звать его… (Скворец. Показать соответствующий рисунок).
    -Какой он? (Он весь черный, клюв у него острый, а грудка в белую блестящую крапинку.)
    -Итак, за грачами прилетают скворцы, жаворонки.
    -Посмотрите, как выглядит кукушка на этой картинке. Какая она? (Большая, пёстрая). Кукушка прилетает, когда деревья оденутся листвой, она питается гусеницами, которые собираются на деревьях.
    -А гусениц когда становится больше? (После распускания листьев.)
    -Позже всех прилетают ласточки и стрижи. Потому-что высоко в небе, где они обитают и питаются, насекомые появляются позднее. (Показать ласточку и стрижа)
    – А какая это ласточка? (У нее голова, крылья, спинка черные, а грудка белая, носик маленький и острый, а хвост, как две косички.)
    -Какое основное занятие весной у птиц? (Откладывание яиц, выведение птенцов.)
    -Происходит это весной потому, что большое значение для пробуждения птиц к размножению имеет освещённость, большая продолжительность светового дня и, конечно, достаточное количество корма.
    Игра «Четвертый лишний?»
    Картинки с изображение разных птиц, а дети выбирают лишний объект и словесно обосновывают свой выбор.
    Голубь, ласточка, скворец, кукушка. Кто лишний? (Голубь, так как он зимующая птица.)
    Ворона, воробей, голубь, скворец. (Скворец, так как он перелётная птица.)
    Соловей, жаворонок, воробей, ласточка.
    Сорока, грач, снегирь, синица.
    Лебедь, цапля, голубь, аист.
    Физкультминутка
    Ласточки летели,
    Все люди глядели (Бегут по кругу, взмахивая руками как крыльями.)
    Ласточки садились,
    Все люди дивились (Приседают, сложив руки за спиной.)
    Сели, посидели, (Делают ритмичные наклоны головой.)
    Взвились, полетели.
    Полетели, полетели,
    Песенки запели. (Опять бегут по кругу, взмахивая руками.)
    -Давайте подумаем, о чём эта загадка?
    Без рук, без топорёнка
    Построена избёнка. (Гнездо)
    -Зачем птицы строят гнёзда? (Оно необходимо, чтобы отложить яйца, высидеть птенцов, выкормить их.)
    -Гнездо домом не является. Это приспособление к окружающей среде.
    – Из чего строят гнезда птицы? (Из сухих травинок, веточек, соломинок, пушинок, лоскутков, мха, березовой коры и др.)
    – Где птицы строят свои гнезда? (На деревьях, на земле, под крышей, в дупле в кустах).
    – Ребята, а мы с вами можем как-то помочь птицам весной? (Сделать с родителями и развесить скворечники, развесить по кустам вату, лоскутки для гнезд и т. д.)
    Дидактическая игра «Чье гнездо»
    (Дети по серии картинок определяют гнезда птиц).
    – Вот, когда гнезда готовы, какая же следующая забота у перелетных птиц? (Отложить яйца, вывести птенцов.)
    – А кто заботится, высиживает, согревает, бережет их? (Мама-птица, самка.)
    – Кто заботится, кормит маму и птенцов? (Папа, самец.)
    – Кто вскармливает и растит потомство? (Родители, обе птицы.)
    Игра с мячом «Кто у кого»
    У грача – грачата, у галки – галчата, у журавля – журавлята, у вороны-воронята, у стрижа – стрижата, у утки – утята, у скворца – скворчата.
    -Можно ли разорять гнезда? (Нет. Некому будет защищать парки, сады, леса, поля, огороды от вредных насекомых. Насекомые съедят всю растительность, уничтожат урожай хлеба, фруктов, овощей. Некому будет разносить по земле семена ягод, трав, цветов. Мы никогда не услышим их чудесных песен).
    -Произойдет экологическая беда.
    Итог занятия.
    О ком мы сегодня с вами говорили? (О жизни перелётных птиц весной, о пользе их в природе, о том, что птиц нельзя пугать, обижать, и нельзя разорять гнезда.)
    Много интересного мы узнали о жизни птиц.
    -Возьмите маленькую птичку те, кому было трудно сегодня и не интересно. Среднюю птичку те, кому было не очень трудно, но интересно. Большуюптичку те, кому было интересно и легко.

  4. Modiwyn Ответить

    Татьяна Романенко
    Конспект НОД по экологическому воспитанию «Весна в жизни лесных зверей»
    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 10
    Конспект НОД
    для детей старшей группы
    «Весна в жизни лесных зверей»
    Составила и подготовила:
    воспитатель Романенко Татьяна Юрьевна
    ст. Каневская
    2014г.
    Программное содержание:
    1. Уточнять и расширять представление детей о весенних изменениях в природе, о том, как в лесу оживает жизнь в весеннее время: трогаются в рост деревья, просыпаются животные (медведь, еж, насекомые, которые зимой спали; все устраивают свои гнезда, норы, выводят потомство; весна для всех создает хорошие условия (много света, тепла, пищи).
    2. Обогащать и систематизировать представление детей об изменениях, происходящих в жизни диких животных в весенний период, их поведении, повадках.
    3. Воспитывать любовь к животному миру. Воспитывать умение слушать ответы сверстников и дополнять их.
    Материал: карточки с изображением животных для игры «Лото», картинки-схемы с изображением весенних явлений, фонограмма «Звуки весеннего леса».

    Ход занятия:

    На окне дети с воспитателем находя зеленый листок – письмо.
    – Ребята, к нам в окошко залетел необычный листок, что это? Да это же письмо, сейчас прочтем, что там?
    «Дорогие ребята, пишет ваш старый знакомый старичок-лесовичек. Вы давно не бывали у меня в гостях, а ведь с тех пор вокруг все так изменилось, надеюсь, вы примите мое приглашение? Я хочу, чтобы вы сами увидели, услышали и больше узнали о наши лесных новостях. Но в мой чудесный лес вы сможете попасть, ответив на мои вопросы и выполнив задания, которые я вам отправил по электронной почте
    1. Слайд №2
    Отшумела злая вьюга,
    Стала ночь короче дня
    Теплый ветер дует с юга,
    Капли падают, звеня,
    Солнце, землю согревая,
    Гонит с нашей речки лед.
    Тает баба снеговая
    И ручьями слезы льет.
    О каком времени года говорится в этом стихотворении? (Весна)
    2. Слайд №3
    – Подберите слова, которыми можно описать весну. (Теплая, солнечная, яркая, цветущая, журчащая, звенящая и т. д. Слайд №4)
    3. Слайд №5
    – Какие изменения происходят в жизни птиц весной. (Прилетают с юга, вьют гнезда, выводят птенцов. Слайд №6)
    4. Слайд №7
    – Что происходит весной с растениями? (трогаются в рост деревья, появляется трава, цветы. Слайд №8).
    5. Слайд №9
    – Что происходит с насекомыми с наступлением весны? (насекомые, которые спали зимой, просыпаются. Слайд №10).
    6. Слайд №11
    – А еще ребята у меня к вам просьба, весенний ветер немного пошалил в лесу, сорвал и смешал все картинки с нашего лесного календаря. Помогите лесным жителя, отберите картинки-схемы, с изображением признаков весны (Дети отбирают картинки-схемы, вывешивают их на фланелеграф и объясняют свой выбор)»
    Слайд №12 (ребята отлично выполнили задания и получили одобрение лесовичка)
    – Вы готовы отправиться в лес? Становитесь за мной, пошли!
    Дети шагают по кругу и говорят слова:
    Мы девчонки, мы мальчишки –
    дружные ребята,
    Любим в лес ходить гулять –
    Мы же дошколята.
    Раз, два, три, четыре, пять,
    В лес пришли мы погулять.
    – Вот ребята, наша с вами первая остановка – привал на опушке леса, давайте возьмемся за руки, закроем глаза и послушаем звуки леса (звучит фонограмма «Звуки весеннего леса»).
    – Что вы услышали? (журчание ручейка, пение птиц и т. д.)
    – Молодцы, ребята. Прежде чем мы пойдем гулять по лесу, давайте вспомним правила поведения в лесу! (ребенок, по желанию, рассказывает)
    Если в лес пришёл гулять,
    Свежим воздухом дышать,
    Бегай, прыгай и играй,
    Только, чур, не забывай,
    Что в лесу нельзя шуметь,
    Даже очень громко петь.
    Испугаются зверушки,
    Убегут с лесной опушки.
    – Давайте присядем на пенечке (стульчики) и немного отдохнем
    Слайд №13
    Что за зверь лесой
    Встал, как столбик под сосной
    И стоит среди травы –
    Уши больше головы? (Заяц.)
    Слайд №14 «Заяц».
    – Ребята, какие изменения весной происходят в жизни зайца? (меняется окраска).
    – А как вы думает, почему зайцы меняют цвет шубки весной? (ответы детей)
    Весной, как только появляются проталины, у зайчих уже родятся дети, сразу 2-3, а то и 4 зайчонка. Мать-зайчиха мало заботится о своих детях: даст пососать молока, да и убежит… Но у зайцев на этот счет свой порядок заведен. У них каждая мать всем детям кормилица, какая бы зайчиха мимо зайчат не пробежала, обязательно накормит малышей своим молоком.
    – Ребята, а чем питаются зайцы весной? (молодыми травами, ветками, корой деревьев).
    – У зайцев много врагов, как вы думаете, кто они? (волк, лиса и т. д.)
    – Верно, на них нападают лисы, волки, орлы, филины, ястребы. Взрослые зайцы от преследования спасаются бегством; бегают зайцы быстро, большими прыжками, потому что задние лапы у них длинные, передние короче, и от волка, и от лисы могут убежать зайцы. Что вы можете сказать об ушах зайца?
    – У зайцев длинные уши, они хорошо слышат, заяц всегда настороже, всегда готов бежать от опасности. Днем зайцы прячутся где-нибудь под кустом, в небольшой ямке около пенька, а как начнет темнеть, они выходят кормиться.
    – Путешествие продолжается… (Слайд №15)
    Зверька узнаем мы с тобой
    По двум таким приметам:
    Он в шубке серенькой зимой,
    А в рыжей шубке – летом? (Белка)
    Слайд №16
    – Что можете рассказать про белку? (Шерсть у белки зимой серебристо-серая, а весной цвет меняется, она становится рыжей, хвост у нее пушистый, уши торчком, с кисточкой на концах).
    – Где обустраивает свой дом белка? (в дуплах деревьев)
    – Что помогает белке быстро взбираться по стволам деревьев? (острые когти).
    – У белки длинные острые когти, с их помощью она легко взбирается высоко на деревья. А чем питаются белки? (зерна, почки растений, насекомых, муравьиные яйца, ягоды, грибы, орехи, желуди).
    – Белка – резвый и непоседливый зверек, весной у белки появляются бельчата, она очень заботливая мать. Как вы думаете, кого боятся белки в лесу? (куницу).
    – Встаньте, ребята, давайте немножко поиграем.
    Физминутка.
    Вот высокая сосна
    К солнцу тянется она.
    (стоя, руки вверх, потянуться, подняться на носочки)
    Над поляной дуб старинный
    (наклон вперед, развести руки в стороны,
    Ветви в стороны раскинул
    (стоя, руки к плечам, поворот вправо (влево, руки в стороны)
    По тропинке мы шагаем,
    Ноги выше поднимаем
    (Дети шагают на месте).
    Раз, два, три, четыре, пять
    (прыжки на месте,
    Хорошо в лесу гулять
    (хлопки).
    Дети садятся на стулья
    Слайд №17
    На овчарку он похож:
    Что ни зуб – то острый нож!
    Он бежит, оскалив пасть,
    На овцу готов напасть! (Волк)
    Слайд №18.
    – Где живет волк в лесу? (логово)
    – Логово волки устраивают под вывернутыми корнями деревьев, кустарниками, на склонах оврагов. В поисках добычи обходят большие расстояния. Об этом говорит народная пословица: Волка ноги кормят. Волк очень похож на крупную серую собаку, но голова у него гораздо больше, лоб шире, шея толстая, хвост опущен, малоподвижен. Его уши всегда стоят торчком, у волка острый слух. Глаза волка сверкают желтоватым блеском, он хорошо видит даже в сумерках. Весной у волчицы рождаются детеныши, как их называют? (волчата)
    – Чтобы накормить детенышей, волк совершает набеги на стада овец, этого мяса достаточно чтобы насытить 6-8 волчат. Волк может ничего не есть 5-7 суток, от этого он становится еще более дерзким, злым. Мать-волчица кормит малышей, играет с ними, заботится о них (Слайд №19).
    Сердитый недотрога
    Живет в глуши лесной,
    Иголок очень много,
    А нитки ни одной (Ёж).
    Слайд №20
    – Как проводят зиму ежи? (спят)
    – Где в лесу живут ежи? (в кустах, траве, норе)
    – Что отличает ежа от других лесных жителей? (иголки)
    – Для чего ежу иголки? (служат ему защитой и для нападения)
    – Чем питаются ежи? (насекомые, улитки, мыши, лягушки, жук, даже ядовитые змеи)
    Весной у ежей появляются детеныши, как их называют? (ежата).
    – они рождаются с закрытыми глазами и ушами, иголок на ежатах сначала нет вовсе, они появляются через час-полтора после рождения, белые, мягкие. Мама-ежиха очень любит своих детей, кормит их молоком, но почувствовав опасность, перетаскивает их в другое, более спокойное место. Малыши быстро подрастают, когда откроют глазки и ушки, а иголки потемнеют и станут твердыми, ежата выходя из норы, бегают следом за мамой-ежихой. Родители учат ежат искать пропитание, ловить жуков, моллюсков, мышей. Днем ежи спят, а ночью выходя на охоту, воюют с крысами, мышами, ядовитыми змеями. Ежик очень забавный зверек, толстенький, кругленький, вся спинка и бока покрыты не шерстью, а острыми колючками. При опасности еж свертывается, прячет мордочку и лапки. В воде ёж плавает, вытягивая вперед мордочку. Ежи в неволе быстро привыкают к людям, к их зову, ловят в доме мышей, едят молоко, сыр, хлеб, сырое мясо, овощи и плоды. А если дома ежа приласкать, он скоро и сворачиваться перестанет, а иголки его в одну сторону лягут – хоть гладь, как котенка.
    Слайд №21
    Часто к озеру напиться
    Ходит рыжая… (лисица)
    Слайд №22.
    – Верно, ребята. Что вы знаете о лисе?
    – Чем питаются лисы? (змеями, яйцами лесных птиц, фруктами, ягодами, грызунами)
    – Лисицы роют глубокие норы с несколькими запасными ходами, скрытыми ходами. В марте лисица прилежно ищет нору для своего будущего потомства. Когда апрельское солнце обогревает землю и покажется молодая зелень, у лисицы родятся 5-8 слепых, но крепких лисят. Лисица-мать внимательно следит, не угрожает ли кто-нибудь ее детенышам. Она заботится о них и оберегает их, предупреждая об опасности коротким лаем. Она хорошо видит днем и ночью, лисята растут быстро. А как вы думаете, почему у лисы кончик хвоста белый? (ответы детей). Верно, когда лиса выходит на охоту в сумерках, ее белый кончик хвоста заметен ее малышам, они бегут за мамой, не теряясь. К концу осени лисята покидают родное логово. Они начинают совершенно самостоятельную жизнь.
    Слайд №23
    Он в берлоге спит зимой
    Под большущею сосной.
    А когда придет весна,
    Просыпается от сна (Медведь).
    Слайд №24.
    – Что делают медведи зимой? (спят)
    – А как медведи узнают что пришла весна и пора просыпаться?
    Слайд №25
    Без забот и без тревоги
    Спал медведь в своей берлоге.
    Спал всю зиму до весны
    И, наверно, видел сны.
    Вдруг проснулся косолапый,
    Слышит: каплет — вот беда!
    В темноте пошарил лапой
    И вскочил — кругом вода.
    Заспешил медведь наружу:
    Вылез он и видит лужи,
    Заливает — не до сна!
    Тает снег. Пришла весна!
    – Зимой в берлоге у медведицы появляются 2-3 беспомощных медвежонка. К весне они подрастают и становятся ростом с небольшую собаку, кроме молока медвежата едят зелень, ягоды, насекомых. С ними медведица ходит все лето. Неуклюжая на вид медведица, очень подвижная, хорошо плавает, в случае опасности бегает быстро, галопом. Взрослый медведь – это всеядный зверь. Чем питается медведь? (лягушками, ящерицами, раскапывают муравейники, любят полакомиться медом диких пчел). Медведь также является заядлым рыболовом, он может часами ловить рыбу.
    – Вот ребята, сколько зверей мы сегодня встретили в лесу, сколько интересного узнали об их жизни, вам понравилось наше путешествие? Что вам больше всего запомнилось? (ответы детей)
    – Ну что же, нам пора возвращаться в детский сад, станем в круг, возьмемся за руки, закройте глазки, послушаем на прощание звуки леса (звучит фонограмма «Звуки леса»).
    – Откройте глаза. Мы вернулись в детский сад. Давайте подойдем к столам, на которых лежат картинки с изображением животных, и нарисуем на маленьких карточках кто чем питается. У нас получится игра «Лото. Лесные жители».
    Дети рисуют по заданию.

  5. Thorgakelv Ответить

    Долгота дня заметно увеличивается. Солнце все выше поднимается над линией горизонта, что позволяет солнечным лучам лучше прогревать поверхность земли. Температура в воздухе и на поверхности земли увеличивается, что приводит к таянию снежного покрова. Сначала снег сходит на самых прогреваемых солнцем участках, появляются проталины.
    Ручьи, образующиеся в результате таяния снега, стекают в близлежащие водоемы. Наполненные водой, реки и озера освобождаются от ледяного покрова. Этому процессу способствует и таяние льда под действием тепла и солнечных лучей. На реках у берегов сначала проявляются узкие полоски свободной воды (закраины), затем лед трескается и раскалывается. В результате активного таяния снега и льда реки выходят из берегов, заливая прибрежные низины, начинается половодье.
    В атмосфере формируются кучевые облака, которые отсутствовали в зимний период. Это происходит из-за нагревания воздушных масс, которые находятся в непосредственной близости от земной поверхности. Обычно кучевые облака формируются в утренние и дневные часы, а к вечеру начинают таять и исчезают. К концу весны, обычно в мае, проходят первые грозы.

    Весенние изменения в живой природе

    С приходом тепла и по мере прогревания почвы у деревьев начинается сокодвижение: их корни активно вбирают влагу из почвы. Жидкость, попадая в ствол и ветви дерева, растворяет питательные вещества, накопившиеся за зимний период, и разносит их ко всем частям растения.
    Через некоторое время после начала сокодвижения набухают почки деревьев и кустарников. Молодые побеги, находящиеся в почках в зачаточном состоянии, защищены от холода и ветра плотными чешуйками. Постепенно чешуйки раскрываются, высвобождая молодые листья. У многих растений они покрыты клейким веществом или нежным пушком – это позволяет предохранить нежные побеги от неблагоприятных погодных условий. Некоторые растения зацветают раньше, нежели покрываются листьями. Как правило, они опыляются ветром: ольха, орешник.
    Меняется и жизнь животных. В среднюю полосу возвращаются перелетные птицы. Натуралисты связывают начало весны с прилетом грачей. За ними прилетают зяблики, жаворонки и скворцы. После того, как водоемы освобождаются ото льда, возвращаются и водоплавающие птицы. С появлением насекомых – мух и комаров – совпадает по времени прилет соловьев, ласточек и кукушек.
    Животные леса, находившиеся в зимней спячке (медведи, барсуки, ежи и др.), пробуждаются и покидают свои убежища. У животных начинается линька: густой, теплый бело-серый зимний мех сменяется более легким «летним» волосяным покровом. У животных весной начинается брачный период, а к концу весны появляется потомство.

  6. GAMNYAR Ответить

    Как только в марте начинает теплеть, у воды можно заметить самых ранних насекомых – веснянок. Вокруг еще лежит снег, а эти создания с прозрачными крылышками и тонкими усиками на голове уже бегают и летают рядом с водоемами. Взрослые особи зимуют на берегу, а личинки веснянок живут в воде.
    Немного позже, с таянием снега, просыпаются и одни из главных тружеников леса – муравьи. Как только снег сходит с муравейника, эти насекомые выбираются на его поверхность, чтобы погреться на солнышке. А дерновые муравьи просыпаются только после того, как почва немного прогреется.
    Сразу же после таяния снега, при условии отсутствия морозов, просыпаются первые бабочки. Яркая и пестрая крапивница первой взлетает в воздух. Ее можно узнать по кирпично-красным крыльям, вдоль которых спереди есть желтые и черные пятна, а по бокам – голубые треугольнички. Свое название она получила от того, что только ее гусеницы могут питаться жгучей крапивой. Считается, что крапивница может предсказывать погоду – если в теплый день она прячется в укромное место, значит произойдет похолодание или будет дождь.
    А спустя неделю после крапивницы просыпаются лимонницы. Их самки отличаются бледным желто-зеленым окрасом, а самцы – ярко-желтым. Остальные бабочки появляются гораздо позже, ведь у них зимуют яйца, гусеницы и куколки, которым нужно время, чтобы превратиться в бабочку. А у лимонницы и крапивницы зимуют уже взрослые особи.
    С таянием снега становятся активными и такие насекомые-паразиты, как клещи. Вот почему опасаться их нужно не только при наличии зеленой травы. После посещения леса или даже городского парка необходимо тщательно осматривать одежду и тело на наличие этих паразитов, даже в марте.
    Ранней весной в воздухе можно услышать характерное жужжание – это на поиски первых цветов отправились крупные шмели. Благодаря быстрому сокращению грудных мышц, вызывающему громкое жужжание, эти насекомые поддерживают оптимальную температуру тела +40оС, даже если на улице не больше 10оС тепла.Способность поддерживать высокую температуру тела позволила шмелям поселиться на Севере, где другие насекомые просто не выжили бы.

    Поздние насекомые

    Среди тех, кто долго просыпается весной, – божьи коровки. Эти маленькие яркие насекомые появляются к середине апреля и тут же принимаются за работу – защищают растения от тли. Их легко узнать по выгнутой спинке, а также желтым или красным крылышкам с черными точками.
    В мае воздух наполняется вредными мошками и комарами, которые доставляют немало хлопот как людям, так и животным. Укусы многих мошек довольно болезненны. Тогда же можно заметить и первых сонных мух.
    А еще в конце весны просыпаются майские жуки – крупные насекомые черно-коричневого цвета с характерной щетинкой усов. Правда летают они всего 20-40 дней, а потом откладывают под землей яички, развивающиеся несколько лет.

  7. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *