Что такое чувство и что такое разум?

12 ответов на вопрос “Что такое чувство и что такое разум?”

  1. Drelazar Ответить

    Чувство – это жизнь тела. Чувства – живые и теплые, и внимание к чувствам – это всегда внимание вовнутрь, внимание к тому живому, что происходит в нашем теле. Жизнь тела – это ощущение внутреннего тепла, это телесные импульсы и тяга желания, это нравится и хочу, это волны настроений и вибрации звука, превращающиеся в мелодию и танец. Жизнь – это движение, а чувство – это переживание энергии тела.
    Эту энергию можно оседлать и на ней можно кататься, энергией радости можно брызгать во все стороны из веселых глаз, в энергии тела можно купаться, в нее можно погружаться и нырять, она может захлестнуть, в ней можно утонуть…
    Чувства идут из ощущений тела, внимательны к движениям и потребностям тела. Чувство – это тело. Это погружение в жизнь тела.
    А разум – это другое. Разум – это закон мира, свет разума строг и направлен вовне, во внешний мир, к его строению и законам. Разум занят законами: он готов им подчиняться сам и считает правильным, чтобы им подчинялось все. Законы мира можно открывать, находить, схватывать – и можно создавать, продвигать своей волей, устанавливать своими приказами и распоряжениями.
    Разум – способность открывать или устанавливать законы мира.
    Если под влиянием слов в человеке (в теле человека) поднялась энергия энтузиазма (“Мы наш, мы новый мир построим!”) или ярости (“Пусть ярость благородная вскипает, как волна…”) и человек стал двигаться – это было обращение к чувствам.
    Если под влиянием слов человек остановился, включил голову и при свете сознания стал что-то лучше различать, разбираться, раскладывать, обосновывать, формулировать правила и алгоритмы – это было обращение к разуму.
    Жизнь текуча, познание через чувства не дискретное, а скорее аналоговое: иногда мутное, но объемное, где есть все сразу. Чувство многопланово и многозначно, оно тяготеет к живым образам, близким ассоциациям и глубоким метафорам.
    Законы разума строги, разум пользуется дискретными моделями: “да” или “нет”, анализ должен быть четким, выводы однозначными.
    Знание – кубик, холодная единица информации, а чувство – теплая и бьющаяся волна… Знание строит себя в свете сознания, чувство плещется в глубинах бессознательного.
    Чувства – основа разума, но разум к чувствам не сводится. Разум принимает решение на основе данных, предоставляемых чувствам, и его решение может быть как в русле того, что ему подсказывают его чувства, так и противоречить тому, к чему его подталкивают чувства. Разум и чувства могут действовать в содружестве и гармонии, однако конфликт разума и чувств знаком практически каждому, это конфликт Хочу и Надо, желаний и Долга.
    Кто-то предпочитает жить разумом, кто-то – чувствами. Дети чаще живут чувствами, взрослая жизнь предполагает большую роль разума, однако там, где люди могут свой образ жизни выбирать самостоятельно, мужчины чаще руководствуются разумом, женщины – чувствами.
    Как средство познания, разум многократно мощнее чувств, но не нужно думать, что разум всегда прав. Коллективный разум всегда разумнее, чем коллективное чувство, но у конкретного человека чувства могут быть разумны, а разум – кривой. Когда разум слаб, а чувства сильны, возникает феномен рационализации – человек бездумно идет за своими чувствами, но всегда находит этому как бы разумное объяснение.
    Лучше всего, когда разум и чувства дружат, поддерживают друг друга. Гармония разума и чувств возможна и необходима, при этом конкретная структура гармонии состоит не в равноправии разума и чувств, а в их иерархии: разум принимает ответственные решения, а подчиненные ему чувства ему в этом помогают. Очень важно, чтобы чувства давали тонкую информацию о состоянии своем или состоянии другого человека, но не менее важно, чтобы чувства оставались только инструментом, а решения принимала голова. Все ответственные решения должны проверяться разумом.
    Любопытно, что в российском менталитете разумная целесообразность практически синоним корыстного, эгоистичного поведения и не в чести, как что-то “американское”. Среднему российскому обывателю трудно представить, что можно разумно и осознанно действовать не только ради себя, но и ради кого-то, поэтому действия бескорыстные отождествляются с действиями “от сердца”, на основе чувств, без головы.
    Характерный пример: в статье “Сыну двенадцать: воспитание ответственности” умный папа писал, как он воспитывает в своем сыне привычку думать “зачем” он делает то или иное. Комментарий к этой статье: “Так и вижу взрослого молодого человека с вопросом, а зачем мне заботиться о своих родителях, проявлять к ним уважение, с какой целью? Теперь я самостоятельный и родители мне больше не нужны”.
    Мы ответили на этот комментарий так: “Хм. А вы полагаете, что родителей можно любить только если ни за что, “без головы”? Если родители детей действительно воспитывали, у детей есть ценности, а не только потребности, и дети умеют уже заботиться о достойных людях. То есть о родителях – в первую очередь, и именно потому, что родители сами им в этом подавали пример”.

  2. Delagra Ответить

    Такой сюжет мы можем наблюдать в романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети», где главный герой Евгений Васильевич Базаров, будучи нигилистом, отрицал буквально всё вплоть до любви. Его внутренний принцип был против всякой романтики, чувств. Он считал это «белибердой, непростительной дурью…». Решающей чертой, ставшей наперекор его взглядов, была встреча с Анной Одинцовой, женщиной, которая была не такая как все. Герой искренне влюбляется в неё, но эти чувства являлись для Евгения неприемлемыми и страшными. У Анны же не было таких сердечных склонностей, какие были у Базарова. Он всячески пытался это скрыть, ведь управлять его жизнью ранее было под силу лишь рассудку. Герой не мог контролировать всем происходящим, потому что борьба разума и сердца делала своё дело. Но наконец-то признавшись в любви Одинцовой, получает отвержение. Это приводит Базарова к первоначальным принципам, где душевные порывы являются просто вздором по сравнению с рассудком. Но не бывает такого, чтобы любовь просто гасла, хоть и перед смертью, но в Евгении она все-таки разгорается и встает против его разума, в итоге побеждая. Он вновь вспоминает о любви к Анне, так как рассудку никогда не постичь сердца.
    Еще одним из ярких примеров противоборства разума и чувства является произведение Н.М.Карамзина «Бедная Лиза». Главной героиней повести является сентиментальная бедная крестьянка Лиза, которая влюбляется в богатого дворянина Эраста. Казалось, что их любовь никогда не прекратится. И вот уже чувствительная девушка полностью отдается своему возлюбленному, её сердце берет вверх над разумом. Но, к сожалению, чувства молодого дворянина постепенно охладевают, и вскоре он уезжает в военный поход, где проигрывает всё состояние и по принуждению женится на богатой вдове. На этом терпение Лизы не выдерживает, и она прыгает в пруд. Ведь для девушки поступок любимого был сильным ударом, приносившим душевную боль, избавиться от которой она хотела лишь самоубийством. Её разум противоречил такому ходу событий, но осилить пылкое чувство ему не удалось.
    Таким образом, борьба двух важнейших сил внутреннего мира человека это один из самых сложных процессов в душе каждого. Или чувство превосходит разум или разум чувства. Такие противоречия являются бесконечной дуэлью. Но всё же разуму никогда не постичь искренних чувств.

  3. Raider Ответить


    Сочинение по теме конфликта разума и сердца можно написать, опираясь на многие произведения зарубежной и русской литературы. Их перечень может быть, к примеру, таким:
    А.С. Пушкин «Евгений Онегин»;
    М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»;
    Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»;
    Л.Н. Толстой «Война и мир»;
    А.И. Куприн «Олеся»;
    Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго».

    А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

    Татьяна Ларина в романе – отражение исконно русской мудрости, широты натуры, искренних чувств, а также один из немногих примеров располагающей к себе жертвенной женской души.
    Любя в Онегине все, даже его недостатки, она остается верной своему супругу, с которым дала клятву перед богом. Здесь победитель – это разум. Выбор пути страдания через очищение нельзя считать наказанием для нее самой.
    Скорее, повзрослев, она стала доказательством важности человеческого в людях: те самые высокие нравственные устои должны одерживать верх над животными страхами, инстинктами. Смогла ли бы она быть счастливой с человеком, который скуки ради убил другого человека?.. Хоть изначально, до наступления всех трагических событий, изменивших как главных персонажей, так ход всей их жизни вообще, счастье все-таки было возможно.

    М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

    Парадокс, поставленный автором в название романа, недолго может продержать читателя в неведении. Печорин, без сомнений, личность, натура яркая, интересная, но даже если отбросить его острый разум и чувство собственного превосходства, он вызывает симпатии у читателя. В нем тоже были искренние душевные порывы – вернуть Веру, броситься на колени перед княжной Мери. Но это был бы уже другой «герой», совсем другая история. Именно поэтому он душил в себе все эти порывы сердца: остаться собой и сохранить стойкость разума было для него важнее.

    Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

    Главная интрига, главный конфликт повести: какой же выбор сделает Андрий, какая сторона одержит верх: любовь или чувство патриотизма? Навешивать на него ярлык предателя нельзя, так как Гоголь специально описывает нам его с детства как очень тонкую и впечатлительную натуру.
    Автор делает это сознательно, чтобы показать глубину, искренность, как следствие: нравственные чувства героя, без сомнения, вызывают в читателе сопереживание. Перед ним нет даже возможности выбора: слушать разум или открыть свое сердце любви: казак без раздумий ради панночки отказывается от Родины.
    Неприятие его решения семьей, жестокое возмездие от руки отца – тоже еще одна нерешенная проблема разума и чувств, ведь он не только воин, но и отец.

    Л.Н. Толстой «Война и мир»

    Рассматривая образ Наташи Ростовой, невозможен вопрос «что важнее?», потому что разум и чувство одинаково ей чужды. Ни одно школьное сочинение не обходится без темы, посвященной ей – идеальной женщине, матери, любимой героине Толстого. Но если убрать субъективизм, попытаться проанализировать поступки персонажа с точки зрения психологии, мы увидим, что вся ее порывистость – это преобладание инстинктов. Даже аморальная на первый взгляд Элен Курагина по сути оказывается более цельной личностью, ведь она преподносит себя обществу такой, какая есть, не претендуя на звание нравственного эталона. Наташа же живет одним днем, попирает все святое, обесценивает чувства, искренность, мечту.

    А.И. Куприн «Олеся»

    Природная, народная, кристально чистая душа Олеси – это квинтэссенция искренности, такого редкого в женщинах качества. Опять же дилемма: с самой первой встречи, после гадания, она уже знала все, что будет дальше.
    Разум в данной ситуации мог бы заставить исключить этого человека из своей жизни, но чувства одержали верх. Это можно считать продолжением тургеневской мысли о том, что у счастья не бывает вчерашнего времени.
    Во имя своей любви и краткого мига счастья она отважилась даже прийти в церковь, опять же, зная, что навлечет этим на себя беду. Разум над порывистым женским сердцем не властен.

    Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго»

    Рассматривая образ Юрия Живаго, нельзя однозначно сказать, что является определяющим в понимании героя (чувства или разум), потому что его персонаж сочетает в себе на первый взгляд несочетаемое – профессию врача и душу поэта. Любовь к женщинам (к каждой – своя) его возвышает и воспитывает. Какой бы сильной не была страсть к Ларе, чувство долга и любовь к семье помещают его в те самые тиски нравственности, которые располагают читателя сопереживать, а не осуждать. Сложные перипетии судьбы, приверженность разным направлениям скорее являются просто следствием влияния сложного времени на жизнь героя. Ведь не случайно все пережитое сделало его сорокалетним стариком. Но духовно он, даже пройдя через все, остался чист.

    Жанровые особенности сочинения на свободную тему

    Жанр эссе для итогового сочинения хорош тем, что дает учащемуся возможность не загонять себя в рамки, шаблоны, оставляет возможность для самовыражения и творчества. В отличие от обычного литературного сочинения здесь не может быть неправильного мнения, есть право собственной трактовки любого героя.

  4. P O L I N A Ответить


    Разум
    Разум – это высшая ступень познавательной деятельности человека, способность мыслить логически, обобщённо и отвлечённо. (Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный)
    Способность мыслить всеобще в отличие от непосредственно данных единичных фактов, какими исключительно занято мышление животных. (Философский энциклопедический словарь)
    Разум как нравственная категория — это способность человека отвечать за свои поступки, предугадывать последствия слов, действий.
    Разум позволяет человеку всё взвешивать, постигать главное, суть происходящего, и, постигнув, принять верное решение по поводу своих действий и поступков.
    Разум способен объективно оценить происходящее, не поддаваться эмоциям, рассуждать здраво. Это понимание того, что происходит вокруг и в самом человеке.
    Именно разум позволяет человеку контролировать свои поступки, не выходить за рамки дозволенного, тех законов и моральных принципов, которые приняты в обществе, то есть вести себя « разумно»
    Разум – это способность человека выделять истинные ценности в жизни, отличать их от мнимых, ложных. Разумно рассуждая и анализируя, человек способен выбрать верные нравственные ориентиры , идеалы.
    Каждый человек сам выбирает свой путь в жизни, для этого ему и дан разум.
     
    Чувства
    Способность живого существа воспринимать  внешние впечатления, ощущать, испытывать что-то. (Толковый словарь русского языка. Под ред. Д.Н.Ушакова)
    Внутреннее, психическое состояние человека, то, что входит в  содержание  его душевной жизни.
    (Ефремова Т. Ф.  Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный)
    Чувства как нравственная категория — это способность человека эмоционально воспринимать всё вокруг, переживать, сочувствовать, страдать, радоваться, горевать .
    Много различных чувств способен испытать человек. Чувство прекрасного,  справедливости,  стыда, горечи, радости, неудовлетворения, сопереживания и много-много других.
    Одни чувства делают его сильнее. Другие — губят. И вот здесь на помощь приходит разум, помогающий сделать верный шаг.
    Чувства делают жизнь человека ярче, насыщеннее, интереснее, да и просто счастливее.
    Чувства позволяют человеку субъективно воспринимать окружающее, оценивать происходящее в зависимости от настроения в данный момент. Не всегда эта оценка будет объективной, а часто очень далёкой от неё. Чувства могут захлестнуть человека, а разум не всегда в состоянии утихомирить их. Со временем всё может выглядеть совсем иначе.
    Чувства – это сложившееся отношение человека к чему-либо. Многие чувства становятся основой его характера: чувство любви к Родине, уважение близких, старших, чувство справедливости, гордости за страну.
    Не нужно путать чувства с эмоциями. Эмоции кратковременны, часто сиюминутны. Чувства же более устойчивы. Они часто определяют сущность личности.
    Человек живёт и разумом , и чувствами. Обе эти способности человека делают жизнь насыщеннее, разнообразнее, ценнее. Гармония разума и чувств — признак высокой духовности личности. Она позволяет ему достойно прожить свою жизнь.
    Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

  5. теTя viSki Ответить

    Чувства и разум. Хочу и надо
    Если человек прислушивается исключительно к уму, он рискует подавить свои чувства, разучиться чувствовать, растерять свою интуицию. Такой человек вынужден жить в тисках «должен» и «правильно». Такие же требования он начинает предъявлять к окружающим, осуждать их и наказывать за «избыток» чувств, которых лишен сам.
    Если человек прислушивается только к чувствам, он рискует быть захваченным своими страстями, заблудиться в своих желаниях, перестать различать «хочу» и «надо». Слепое следование чувствам ведет к тому, что человек потакает себе. И очень сложно потом вернуть себе волю.
    Одни люди выбирают для себя опору на разум, а к чувствам прислушиваются – как к ориентиру. Человек неспроста испытывает тягу к чему-либо, неспроста симпатизирует кому-то или избегает кого-то. Для этого всегда есть и причина, и цель. Прежде чем принимать решения, важно понять и причину, и цель своих влечений.
    Другие люди считают свои чувства более важными, а свой разум используют в качестве ориентира. Оценивают, как не сделать глупость и не потерять землю под ногами, следуя своим желаниям.
    Однако между первым и вторым путем разница не существенна. Не столь важно, первичны чувства или разум. Важно, чтобы они были уравновешены.
    Как найти равновесие между чувствами и разумом?
    Когда перед вами встанет выбор между вашими «хочу» и «надо», не позволяйте себе принимать скоропалительных решений или делать поспешные выводы. Остановитесь и понаблюдайте за маятником внутри вас.
    Не пытайтесь заглушить ни чувства, ни разум. Послушайте себя, сосредоточьтесь. Живите, дышите, смотрите. Маятник продолжает качаться, но очень важно не подталкивать его! Наоборот – с каждым его движением старайтесь замедлить качели. Продолжайте наблюдать.
    В тот момент, когда маятник почти перестал раскачиваться между «хочу» и «надо», приходят самые легкие и верные решения. Умейте ждать, и, возможно, ситуация уладится сама собой.

  6. Perigamand Ответить



    Не у всех людей разум как-либо развит, и не все люди им пользуются (по наблюдениям, средний человек думает меньше 5% времени бодрствования): у многих людей разум заменяется социальными навыками и воспитанностью. Как-либо социализированный человек живет с головой, пользуется своим умом и мышлением, а не только рефлексами, привычками и чувствами. Однако включить голову – еще не значит думать –
    У человек голова может быть включена, мышление происходит, но человек при этом не думает. Действовать человек может в таком состоянии вполне адекватно, социальные рефлексы и привычки выручают, но в таких случаях всерьез говорить о человеке “человек разумный” – оснований нет.
    Люди с включенным умом нередко при этом – не думают, довольствуются прошлыми решениями, шаблонно-привычными конструкциями ума, специально не обдумывая настоящую ситуацию. По настоящему разумный человек не только включает голову, но еще и думает. Разумное – значит продуманное, а умение думать – это больше, чем просто иметь мышление. Мышление может быть и иррациональным.
    «Он же разумный человек?!» – Да, в нем разум есть. Но в нем есть не только разум, в нем есть и неразумное начало: шаблоны, автоматизмы, иррациональные чувства и побуждения. А соотношение этих начал может быть различным: у кого-то 80/20, у другого – 20/80.
    Способность разумно думать состоит из следующих основных частей: определение понятий, формулировка тезисов и их обоснование.
    Разумному обоснованию противостоят запечатление, внушение, эмоциональное заражение и многие другие иррациональные средства влияния
    Способность разумно действовать – способность действовать, продумывая последствия. В противоположность человеку импульсивному, человек разумный живет проектами: анализирует проблему, ставит цели, определяет стратегию и формирует план. А после, подтянув необходимые ресурсы – делает задуманное. Воля – не часть разума, а его помощница, поскольку разум без воли легко подчиняется чувствам.
    Разум можно уподобить вознице, который видит, куда нужно ехать повозке, запряженной лошадьми – желаниями. Возница может все видеть и понимать, но если у него не будет вожжей, а также силы и умения управлять своими желаниями, то это будет разум беспомощный, разум без воли. Воля нужна не всегда: если лошади бегут по проторенной дороге (есть привычки, направление задается социальными шаблонами), то вожжи можно ослабить, лошадьми можно не управлять. А вот если проторенной дороги нет, либо впереди перекресток, либо если невоспитанные лошади, при виде чего-то привлекательного в стороне, готовы с дороги свернуть – тут нужна крепкая рука. Нужна воля.
    Развитие разумности определяется способностью и привычкой использовать разные позиции восприятия, думать не только с точки зрения своей точки зрения, но и с точки зрения других людей, а также с позиции объективного рассмотрения, системного подхода и позиции Ангела. Разумно – значит продумано всесторонне. Чем более развиты позиции восприятия, тем больше у человека разума. Если позиции восприятия неразвиты, если человек действует только на основе желаний и социальных шаблонов, – то при любом уме это человек неразумный?.
    Ум – только начало разума, его первая ступенька. Ум работает из нулевой либо в лучшем случае из первой позиции восприятия, у него есть только одна (своя) точка зрения и одна задача – вот есть Я и вот есть то, что мне нужно. Когда же у человека вырабатывается способность и привычка использовать разные позиции восприятия, думать не только с точки зрения своей точки зрения, но и с точки зрения других людей, а также с позиции объективного рассмотрения, системного подхода и позиции Ангела, у него развивается разум. Разум – улучшенный ум, синтез ума, творчества и нравственности. Если к разуму прибавляется опыт, человек становится мудрым.

    С чем и как близок разум?

    Разум близко связан с такими понятиями, как ум, мышление, рассудок, интеллект, думать, мыслить – и другими. В чем особенность каждого из этих понятий? Смотри словарь когнитивной сферы. Разум предполагает память для накопления и творчество для преобразования знаемого. Смотри Первая позиция восприятия и Творчество

  7. flawless Ответить

    Мы знаем, что разум и чувства не всегда бывают в ладах, но что делать со страхами и надеждами, куда деть чувство вины и где взять благодарность, когда в душе усталость и злость? Когда голова нам говорит, что мы не правы, чувства от этого утихают не всегда, нередко это порождает следующую волну внутреннего возмущения.
    Лучше всего, когда разум и чувства дружат, поддерживают друг друга. Это помогает человеку жить в ладу с собой и эффективно решать встающие перед ним жизненные задачи.
    Возможно ли это? Да, возможно, но для этого нужно потрудиться. Содружество разума и чувств – задача, решаемая только при высоком уровне развития личности. Чем ниже уровень развития личности, тем чаще жизненные вопросы решаются на уровне чувств. Женщины чаще позволяют себе жить чувствами, хотя при необходимости думают ничуть не хуже мужчин. Чем выше уровень развития личности – тем чаще идет обращение к разуму, однако лучшие результаты дает только содружество разума и чувств.
    Человек, живущий одной головой, не всегда понимает окружающих, обычно проигрывает им в спонтанности и в силе напора. С другой стороны те, кто живет чувствами без головы, слишком часто попадают в проблемные ситуации, которые казалось бы несложно было предвидеть.
    Гармония разума и чувств возможна и необходима, при этом конкретная структура гармонии состоит не в равноправии разума и чувств, а в их иерархии: разум принимает ответственные решения, а подчиненные ему чувства ему в этом помогают. Без саботажа и своевольства.
    Как в хорошей семье: муж глава семьи, а семья – счастливая и дружная.
    Оптимальное взаимоотношения разума и чувств такое же, как взаимоотношения руководства и сотрудников в качественной, эффективно работающей организации. В такой организации есть службы, дающие руководству необходимую информацию, есть служба безопасности, мгновенно реагирующая по необходимости, и есть большое число сотрудников, занятых на разных производствах. Все эти службы и сотрудники исключительно важны, но все они подчиняются руководству. Гармония руководства и сотрудников в том, что руководитель разумно руководит, а сотрудники качественно делают то, что им поручено.
    Такие же отношения между разумом и чувствами. Разуму нужна ориентировка, и большую часть информации ему предоставляют чувства – и внешние, и внутренние. В ситуациях опасности, где требуется мгновенное реагирование, могут включаться рефлексы, срабатывающие еще до включения головы. Кроме этого, чувства перестраивают организм под разные нужды и состояния, участвуют в процессе общения, создавая яркость и эмоциональную доходчивость. Все главные решения принимаются разумом, а чувства и эмоции – служат разуму, но не затмевают его, не мешают его работе.
    Говорить о том, что перед лицом самых трудных и ответственных решений разум нередко пасует и его выручает чувства и интуиция, едва ли есть серьезные основания: нужно учесть, что большая часть тех явлений, которые не-специалисты привыкли называть “чувствами”, на самом деле являются формами недискурсивного мышления, см.>.
    Другое дело, бывает, что чувства настолько хорошо воспитаны, что им можно доверить уже многое: они работают уже практически самостоятельно, мудро решая все вопросы практически без включения разума. В хорошей организации руководитель не решает оперативные задачи, все делают подготовленные сотрудники. В хорошо построенной душе разуму не нужно напрягаться на каждый вопрос, чувства сами подсказывают наилучшие решения.

  8. Balladordana Ответить

    Разум (лат. ratio) — философская категория, выражающая высший тип мыслительной деятельности, способность мыслить всеобще, способность анализа, абстрагирования и обобщения.По смыслу соответствует латинскому слову «intellectus» — понимание — качество психики, состоящее из способности приспосабливаться к новым ситуациям, способности к обучению на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций и использованию своих знаний для управления окружающей средой.Разум — одна из форм сознания, самосознающий рассудок, направленный на самого себя и понятийное содержание своего знания (Кант, Гегель). Разум выражает себя в принципах, идеях и идеалах. Разум следует отличать от других форм сознания — созерцания, рассудка, самосознания и духа. Если рассудок как мыслящее сознание направлено на мир и главным своим принципом принимает непротиворечивость знания, равенство себе в мышлении, то разум как рассудок, сознающий себя, соотносит не только разное содержание между собой, но и самого себя с этим содержанием. В силу этого, разум может удерживать противоречия. Гегель считал, что только разум достигает, наконец, истинного выражения истины как конкретного, то есть включающее в своё единство противоположные характеристики. Чувство — эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к реальным или абстрактным объектам. Чувства отличают от аффектов, эмоций и настроений.Чувствами называют процессы внутренней регуляции деятельности человека, отражающие смысл (значение для процесса его жизнедеятельности), который имеют для него реальные или абстрактные, конкретные или обобщённые объекты, или, иначе говоря, отношение субъекта к ним. Чувства обязательно имеют осознаваемую составляющую в виде субъективного переживания.Чувства отражают не объективную, а субъективную, обычно бессознательную оценку объекта. Возникновение и развитие чувств выражает формирование устойчивых эмоциональных отношений (иначе говоря «эмоциональных констант») и основывается на опыте взаимодействия с объектом. В связи с тем, что этот опыт может быть противоречивым (иметь как позитивные, так и негативные эпизоды), чувства по отношению ко многим объектам носят противоречивый (амбивалентный) характер.Чувства могут иметь различные уровни конкретности — от непосредственных чувств к реальному объекту, до чувств, относящихся к социальным ценностям и идеалам. Эти различные уровни связаны с разными по форме обобщениями объекта чувств. Существенную роль в формировании и развитии наиболее обобщённых чувства имеют социальные институты, социальная символика, поддерживающая их устойчивость, некоторые обряды и социальные акты. Как эмоциональные процессы, чувства развиваются и, хотя и имеют свои биологически детерминированные основания, являются продуктом жизни человека в обществе, общения и воспитания.

  9. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *