Что такое деспотия каковы ее основные черты?

9 ответов на вопрос “Что такое деспотия каковы ее основные черты?”

  1. CrazyMegaFace Ответить

    ?
    ВОПРОСЫ
    1. Где и когда зародились самые древние цивилизации мира? Почему их называют «речными» цивилизациями?

    Первые древние цивилизации зародились в V – IV тыс. до н. э. на берегах Тигра и Евфрата (здесь впоследствии существовали несколько сменявших друг друга цивилизаций – шумеро-аккадская, ассирийская, вавилонская) и в долине реки Нил. Несколько позднее – в III – II тыс. до н. э. – в долине реки Инд зародилась индийская, а во II тыс. до н. э. – китайская (в долине реки Хуанхэ) цивилизация.
    Первые цивилизации называют «речными», так как они возникли в долинах великих рек Африки и Азии, и вся хозяйственная жизнь протекала вокруг них.
    2. Каковы причины возникновения первых государств?
    Основной причиной возникновения первых государств была необходимость следить за созданием и использованием системы ирригационных сооружений. Один вождь не мог справиться с организацией подобных работ, ему нужен был аппарат управления и многочисленные помощники: стражники, учетчики, писцы и т. д. Из этих людей формировались правящие группы, объединенные общим интересом. На содержание аппарата управления тратилась часть общественного достояния, созданного трудом массы общинников. По мере того как этот аппарат отделялся от общества, возникали ранние государства.
    3. Что такое деспотия? Каковы ее основные черты? Как складывались на Древнем Востоке отношения между государством и человеком?
    Деспотия – это особая форма государства, где власть и собственность были неразделимы и правитель обладает абсолютной властью и является верховным собственником всей земли.
    Черты деспотии:
    – неограниченная власть правителя;
    – отсутствие частной собственности;
    – передача по наследству государственной должности с соответствующими закрепленными за ней правами и привилегиями (включая и получение продуктов с определенных земель).
    – обожествление правителя;
    – наличие централизованного аппарата управления, который контролировал всю жизнь страны;
    Отношения между государством и человеком складывались на основании законов и традиций, которые определяли место каждого социального слоя (и человека, к нему относящегося) внутри своеобразной социальной пирамиды. На вершине этой пирамиды находился правитель. Степень близости к нему определяла положение, обязанности, права и привилегии чиновников. Основная масса населения доступа к власти не имела.
    4. В чем заключались особенности аристократической и демократической форм правления в полисах?
    При аристократической форме правления знатные и богатые получали большие возможности в управлении государством. Аристократы уплачивали в казну крупные суммы, снаряжали за свой счет боевые корабли, являлись на войну в более дорогом и тяжелом вооружении. Как результат знатных людей избирали и военачальниками, судьями, они назначались на другие важнейшие должности.
    При демократической форме правления в управлении государством принимали все граждане вне зависимости от происхождения и богатства. Демократический строй сложился в Афинах и для него были характерны такие черты, как власть граждан, осуществляемая через народное собрание, выборность должностных лиц, оплата их деятельности.
    5. Какие черты восточного общества были восприняты греческим и римским мирами в эпоху эллинизма и Римской империи?
    Греческим и римским мирами в эпоху эллинизма и Римской империи были восприняты следующие черты восточного общества:
    – система управления, во главе государств стояли цари, управление стало напоминать восточную деспотию;
    – элементы культуры.
    ЗАДАНИЯ
    1. Сравните взаимоотношения государства и человека в древневосточных обществах и полисах Греко-Римского мира. Какие слои населения и почему были заинтересованы в развитии античной демократии?

    В древневосточных обществах взаимоотношения государства и человека строились на принципе полного подчинения и отсутствия каких-либо прав у жителей государства. Правитель обладал абсолютной властью, являлся верховным собственником всей земли. В древневосточных государствах практически не существовало частной собственности. Знатному человеку по наследству передавалась государственная должность с соответствующими закрепленными за ней правами и привилегиями.
    В древневосточных деспотиях формировался централизованный аппарат управления, который контролировал всю жизнь страны. Законы и традиции определяли место каждого социального слоя (и человека, к нему относящегося) внутри своеобразной социальной пирамиды. На вершине этой пирамиды находился правитель. Степень близости к нему определяла положение, обязанности, права и привилегии чиновников. Основная масса населения доступа к власти не имела.
    В полисах Греко-Римского мира отношения между человеком и государством строилось на наличии прав граждан, их участии в государственном управлении. Верховная власть в полисе принадлежала народному собранию, в котором могли участвовать все полноправные граждане. Собрание принимало законы, избирало правителей, заключало мир или объявляло войну. Полис защищал интересы своих граждан, но и за ними были закреплены определенные обязанности. Первейшей из них было участие в войнах, которые вел полис. Для граждан государство не было стоящей над обществом силой, защищавшей интересы лишь небольшой группы людей — царя и его вельмож. Поэтому главной ценностью для жителя полиса являлось благополучие не только семьи, но и родного города.
    В становлении и развитии античной демократии были заинтересованы ремесленники и торговцы, которые составляли значительную часть жителей полиса. Они выступали против того, чтобы вся власть в государстве принадлежала земледельческой знати и боролись за свое право на участие в управлении государством.
    2. Римскую империю называли мировой державой. Пользуясь картой № 1 (стр. I на цветной вкладке), определите, почему ее так называли. Земли каких древних цивилизаций вошли в состав империи? Какие современные государства расположены на ее территории?
    Потому что Рим стал владыкой не только Италии, но и всего Средиземноморья. В эпоху наибольшего расширения Римской империи ее население составляло 27 млн человек. Провинции государства были расположены в трех частях света. Рим захватил земли таких древних цивилизаций: Древний Египет, Вавилон, Древняя Греция.
    Сегодня на этих землях расположены государства: Италия, Греция, Македония, Испания, Британия, Египет, Франция, Германия, Израиль, Палестина и т.д.

  2. WYWAJIG Ответить


    Через деспотию, как форму государственного правления, в своем развитии прошли, можно сказать без преувеличения, все государства Древнего Востока. Это Вавилон – государство, расположенное в долинах рек Тигр и Ефрат, Китай, Индия, Индия, Урарту, древний Иран (Персия).
    История формирования и развития этих стран имела ряд специфических особенностей, способствовавших концентрации политической, военной и, зачастую, религиозной власти в неограниченной форме в руках одного человека. Правитель становился деспотом – единоличным хозяином государства (despotos – по-гречески «владелец», «господин», despoteia – «неограниченная власть»).
    Признаки, отличающие восточную деспотию:
    • Наследственность власти, монархия.
    • Неограниченность власти, правитель сосредоточивает в своих руках все функции и полномочия, в том числе законодательные, исполнительные, судебные, военные.
    • Сплочение государства вокруг центра.
    • Чрезмерное количество чиновников, раздутый административный аппарат.
    • Земельная собственность принадлежит и контролируется правителем.
    • Обоготворение правителя, в его руках сосредоточивается религиозная власть.
    Феномен возникновения восточной деспотии связан с природно-климатическими условиями, в которых существовали государства Востока. Территории этих стран располагались в засушливых, пустынных или гористых местностях с недостаточным количеством осадков. Земледелие в этих зонах основывалось на искусственном орошении. Засухи, пожары, пыльные бури постоянно угрожали населению этих стран голодом. Поэтому поддержание жизни людей требовало создания постоянных запасов продовольствия и посевных материалов, возведения и поддержания больших ирригационных систем.
    Ирригационное земледелие и формирование общественных запасов требовало участия в этом большого количества людей и, соответственно, создавало структуру управленцев, способных организовать и контролировать такие работы. Частные земледельцы или отдельные общины не имели возможности полноценного существования в тех суровых природных условиях. Чтобы выживать, людям приходилось сплачиваться и подчиняться.
    Таким образом, жизнь общества в древних государствах Востока была выстроена по принципам коллективизма. Над личными интересами здесь главенствовали общественные задачи и государственные цели. Личность подпадала под жесткий контроль государства, распространявшийся на все проявления человеческой жизнедеятельности: труд, семью, культуру, социальную сферу. Человек лишался права на свободу: духовную, экономическую, политическую, иногда и физическую, а также на проявление индивидуальности.
    Важным и значимым для человека того времени проявлением восточной деспотии, без сомнений, была религия. Религия легитимизировала неограниченную власть деспотического правителя. Он мог быть объявлен воплощением бога на земле, его представителем или наместником, как это случилось в Древнем Египте, Ассирии или государстве Шумеров. Его власть часто подкреплялась религиозными учениями, например, учениями брахманов в Индии. В Китае же правитель выступал как «сын неба». Божественное происхождение деспота объясняло людям обладание им неограниченной властью и передачу ее по наследству в рамках единой династии.
    Фундаментом политического устройства восточных деспотий являлись чиновники, обеспечивавшие функционирование властного аппарата государства. Важную роль играла армия, а также представители религии (жрецы, брахманы). Военно-чиновничий аппарат, подчиненный непосредственно правителю, контролировал экономическое развитие и защиту общин. Таким образом, власть приобретала жесткую централизацию, а общество – четкую иерархическую структуру.
    Древневосточная деспотия осуществлялась через несколько основных сфер управления: военную, финансовую и сферу управления общественными работами.
    Итак, главными социально-политическими признаками восточной деспотии являлись:
    • Концентрация власти, ее сосредоточение в лице единоличного правителя – деспота (монарха, фараона).
    • Централизация власти и формирование сложной иерархической структуры общества.
    • Бюрократический аппарат, поддерживаемый военными.
    • Подчинение общества религии, сакрализация власти и правителя.
    • Сохранение общинного строя.
    Общинная организация прочно связывала государства Древнего Востока с деспотичной монархией, как единственной формой правления, способной поддерживать существование этих государств в тот период времени. На протяжении сотен лет общины обеспечивали устойчивость деспотического правления за счет пополнения государственной казны налогами и рентой.
    Таким образом, восточная деспотия обусловливалась развитием и спецификой общественного устройства того времени. Формат деспотии имел возможность сплотить силы населения для достижения главнейших целей: организации ирригационного земледелия и постройки систем орошения, а также обороны от врагов и ведения захватнических войн. В то же время восточная деспотия препятствовала формированию индивидуальности и становлению свободной личности, что обусловило специфику дальнейшего развития государств Востока.

  3. НаЦЕпила_КорОнУ_И_нЕ_ЕпёТ Ответить

    Представьте себе небольшую группу людей (общину), где все вместе обрабатывают землю для дальнейшего сбора урожая, чтобы самим же и прокормиться. У власти стоит племенной вождь, который и управляет всей этой общиной, принимает важные решения, раздает приказы, кому чем заниматься. Постепенно община разрастается, превращается в поселение, город, государство, а власть так и осталась в руках одного племенного вождя с кучкой ближайших родственников, которые могут давать советы. Но при этом номинально вся власть все равно сосредоточена в руках одного человека — так начинается деспотия.
    Именно этот поздний первобытнообщинный строй с длительным сохранением общих правил для всех и с одним главарем порождает форму власти, известную как деспотия. А учитывая абсолютную власть монарха и его обожествление, мало кто сопротивлялся тому, что во главе будут наследники тирана.
    Классический пример тирании – Древний Египет. У власти фараон, сын Ра (бог Солнца). В его руках сосредотачивалась законодательная, судебная, исполнительная и военная власть. Народ был полностью зависим от своего монарха.
    Деспотия прослеживалась в Вавилонии, Ассирии, в Персидской державе, Древней Индии, Китае, Иране и во многих других. В каждом отдельном государстве были свои особенности, например, иногда деспот не обожествлялся.

    Тирания в действии

    Верховный правитель через посредников:
    Организовывал общественные работы;
    Взимал налоги;
    Строил ирригационные сооружения — дополнительный полив земель (необходимо для эффективного земледелия);
    Обеспечивал защиту от внешних врагов;
    Захватывал земли внешних врагов.
    Все это требовало формирования ведомств: ведомство военных дел, внутренних дел и публичных работ и за их счет деспотия могла функционировать.

    Законов как таковых не было, верховный правитель применял политику запугивания. А эффективным орудием в этом был божественный культ. Жрецы стали настолько могущественными, что даже вершили правосудие, но все равно деспотия не давала им слишком много власти.

    Права человека при тирании

    1. Сохранение общинного строя
    Первобытно общинный строй не сдавал своих позиций, а это значит, что о частной собственности еще даже речи быть не могло, все члены семьи были коллективно ответственны и преступления одного ложились на плечи всех членов общины.
    2. Закрепление социального неравенства
    Приближенные по роду к монарху еще имели преимущества, что же касается рабов, вольноотпущенников и других категорий свободных людей, их права ущемлялись.
    3. Религиозные основы
    Право было тесно связано с моральной ответственностью и религиозными канонами. Например, в честь празднований определенного бога запрещалось чинить беспорядки на улицах. Любое правонарушение одновременно являлось и нарушением канонов религии.

    4. Устные нормы морали
    Даже, когда государство использовало письменные источники, право все равно оставалось устным и передавалось как обычаи из поколения в поколение.
    5. Закрепление распространенных случаев
    В юридической практике деспотом прописывались конкретные случаи, а уже от них отталкивались для трактовки правосудия в других случаях.
    6. Формализм права
    Правовые нормы очень долго оставались в зачаточном состоянии.
    Развитие Восточных стран с деспотической формой правления было замедленно за счет:
    Чрезмерной централизации управления;
    Архаизма правовых норм;
    Бесправия народа;
    Стагнации общественных отношений.

  4. Banditus Ответить

    Его положение не имело ничего общего с отождествлением правителя и непосредственно государства. Он просто занимал свое место среди других обязательных институтов власти. И все-таки его власть не была такой уж неограниченной. Например, правитель подчинялся множеству законов и правил, установленных ранее. Да, правитель мог устанавливать новые правила жизни, издавая законы и декреты, но в то же время эти законы имели некоторые ограничения.

    В частности, они не должны были противоречить фундаментальным основам жизни общества. Прекрасным примером тому может быть Индия. Хотя правитель и мог издавать любые указы, они не должны были ни в коем случае касаться нарушения кастового строя и быта людей, вопросов, связанных с верой. Весьма интересен вопрос о том, кто же решал, соответствует тот или иной закон воле богов или нарушает ее. Даже в Вавилоне принятые законы не должны были вступать в противоречие с традиционными принципами правопорядка. Даже первый свод законов был создан как попытка оградить традиционные порядки от новых разрушительных явлений в обществе.

    Мог ли судить деспот?

    Кроме того, власть деспота не заключала в себе судебных прав. Он по умолчанию был вершителем правосудия. Он мог помиловать преступника или наказать его по своему усмотрению. Иногда появлялась своеобразная царская юстиция, например, представителем такого суда был Соломон. Таким образом, деспотия – это часто не то, что подразумевают под этим словом люди.

  5. Garn Ответить

    Свободное население Вавилона делилось на:полноправных (авилум);неполноправных (мушкену).
    Основную массу населения составляли полноправные свободные граждане – авилум. Они могли владеть землей, несли имущественные и личные повинности.Полноправные граждане не были однородным сословием. Отдельные зажиточные общинники становились все более самостоятельными. Наряду с ними появились обедневшие общинники, попадавшие в долговую кабалу.Другую часть населения составляли жители покоренных городов и областей – мушкену.
    Наряду с сословным делением существовало разделение по профессиональным занятиям:первое место занимали придворные служащие – царские телохранители и высшее жречество;далее следовали “редум”, “баирум”, “декум”,”лубуттум” – различного рода военнослужащие’,в соответствии с государственным значением религии и храмов почетное положение среди профессий занимали храмовые служащие,высокое положение в обществе занимало чиновничество’,низшие ступени профессионально-служебной лестницы занимали крупные купцы, предприниматели, врачи, ремесленники, поденщики.
    Государственное устройство Вавилонии1. По своему государственному строю Древне-Вавилонское царство было централизованным государством. Законодательная, исполнительная и судебная власть находилась в руках царя. Глава государства считался наместником и служителем бога-защитника.Снизу царская власть ограничивалась богатыми городами и сильным жречеством, которое выступало блюстителем неприкосновенности прав городов. В Вавилонии существовало три города, занимавших привилеги­рованное положение, – Ниппур, Сиппар и Вавилон. Льготные грамоты, которыми обладали эти города, лишали царей права сажать в тюрьму их граждан, требовать у них солдат, работников для храмовых хозяйств. Древневавилонские правители создали отлаженный механизм уп­равления – все управление было сосредоточено в царском дворце, лич­ное внимание царя обращалось на все дела государства. Поэтому уме­лыми и опытными чиновниками дорожили, что повлекло вытеснение родовой знати служилой. Ценились писцы.Особенностью дворцовой системы управления было то, что лица, уп­равлявшие царским хозяйством, занимали и высшие должности в госу­дарстве.К высшим сановникам государства относились визирь, дворецкий, на­чальник финансов, кравчий, главный военачальник. В системе государственных органов различались центральные и местные органы управления. Большими городами управляли наместники царя. На местах сохранялись органы общинного самоуправления, осуществляв­шие административную, финансовую и судебную власть.2. В вавилонском обществе до правления Хаммурапи ведущее место в осу­ществлении правосудия принадлежало храмовым и общинным судам. В качестве судебных органов выступали советы храмов, общинные собра­ния или специально выделяемая ими коллегия общинных судов. В об­щинах коллегиальные суды состояли из членов совета старейшин, руко­водство ими осуществляли рабианумы.Усиление царской власти привело к ограничению судебных полномо­чий общин и храмов. При Хаммурапи во всех больших городах были вве­дены царские суды, рассматривающие в основном дела царских людей. Царь считался высшей судебной инстанцией, но не выступал как высшая кассационная или апелляционная инстанция – он имел право помило­вания в случае вынесения смертного приговора, а также принимал жалобы на судебную волокиту, на злоупотребления судей, на отказ в правосудии.В нововавилонском обществе в храмовые советы, осуществлявшие су­дебные функции, включались представители народных собраний городов, на территории которых находились храмы.3. В Вавилонии имелась регулярная армия.Во время крупных военных походов созывалось общинное ополчение. При Хаммурапи произошел отрыв постоянной армии от общинного землевладения. Воин получал надел царской земли, который обеспечивал его и его семью, причем воинский надел полностью исключался из оборота, все сделки относительно земли воина считались ничтожными. Если воин бросал свой надел ради избавления от службы, то не терял права на него в течение года при условии возвращения к своим обязанно­стям. , В целях укрепления боеспособности и дисциплины в армии Законы Хам­мурапи предписывали жестоко карать воинов, нарушавших царский приказ о выступлении в поход, а также воинских начальников, исполь­зовавших в своих целях имущество солдат (“илку”) или отдававших это имущество внаем.

  6. Маус Ответить

    Смотреть что такое “Деспотия” в других словарях:

    ДЕСПОТИЯ — (этим. см. след. сл.). Царство произвола и насилия. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ДЕСПОТИЯ греч., от despotes, деспот. Царство произвола, насилия. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка
    деспотия — и. ж. despotie f., нем. Despotie < гр. despoteia. 1. Форма неограниченной самодержавной власти. БАС 2. Неограниченная власть деспота оправдывается и обосновывается религией. В. Авдиев Ист. др. Востока. Деспотии гибнут из за недостатка… … Исторический словарь галлицизмов русского языка ДЕСПОТИЯ — (греч. despoteia неограниченная власть) форма самодержавной неограниченной власти. Классическая деспотия государства Др. Востока (Ассирия, Вавилон и др.) … Большой Энциклопедический словарь
    ДЕСПОТИЯ — ДЕСПОТИЯ, деспотии, жен. (книжн. полит.). Государство, управляемое неограниченной властью деспота. Восточная деспотия. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
    деспотия — сущ. • деспотизм • тирания • тиранство власть, основанная на насилии) Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 Информатик. 2012. деспотия сущ., кол во синонимов: 4 • … Словарь синонимов
    Деспотия — (греч. despoteia неограниченная власть) форма самодержавной неограниченной власти. Классическая деспотия государства Др. Востока (Ассирия, Вавилон и др.). Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010 … Политология. Словарь.
    деспотия — и устарелое деспотия … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
    ДЕСПОТИЯ — (гр. despoteia неограниченная власть) форма самодержавной неограниченной власти. Классическая Д. государства Древнего Востока (Ассирия, Вавилон и др.) … Юридический словарь
    Деспотия — (по гречески неограниченная власть) форма государства, при которой вся полнота власти, не ограниченной законом, принадлежит одному властителю наследственному монарху, правящему при посредстве сложного военно бюрократического аппарата; деспотии… … Исторический словарь
    ДЕСПОТИЯ — ДЕСПОТИЯ, и, жен. Государство, управляемое деспотом (в 1 знач.). | прил. деспотический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
    ДЕСПОТИЯ — (от греч. despotia неограниченная власть) англ. despotism; нем. Despotie. Форма самодержавной, неограниченной законом власти. Д. характеризуется произволом власти и бесправием членов общества. см. АВТОКРАТИЯ, ДИКТАТУРА, ТИРАНИЯ, ТОТАЛИТАРИЗМ.… … Энциклопедия социологии

  7. Имени Фамилио Ответить

    Восточная деспотия (главные черты и особенности). Три главных ведомства управления
    Восточная деспотия – «никем и ничем не ограниченная власть царя», форма государства, при которой вся полнота власти, не ограничена законом, принадлежит единоличному правителю. Наиболее известными и наиболее характерными представителями групп стран Древнего Востока является Вавилонское государство, Египет, Индия, Китай. Главные черты: сохранение значительных пережитков первобытнообщинного строя-соседской общины, отсутствие на первых порах частной собственности на землю, наличие коллективного рабовладения; сохранения первобытных форм рабства (домашнего рабства), создание деспотической формы правления – неограниченная власть монарха. Наличие трех отраслей: ведомств или систем управления-ведомства внутренних дел (занималось проблемой управления страной, наложения или взимания налогов), ведомства военных дел (функции обороны страны от нападений агрессивных соседей, организация военных походов, строительство речного флота), ведомства публичных работ (система органов, занимавшихся организацией, проведением и обеспечением общественно необходимых общественных работ-ирригационной системы-каналов, водохранилищ, строительство дворцов)
    Древнейшие государства возникли в тех регионах земли, где существовали благоприятные условия для жизнедеятельности человека, где можно было получить весомый дополнительный продукт и выгодно эксплуатировать труд рабов. Такими регионами были Древний Восток, под которым понимают страны Ближнего Востока (Египет, Ассирия, Вавилон, Хеттское царство, Финикия, Палестина), Старо древняя Индия и Древний Китай. Именно здесь возник ли первые в истории человечества государства и сложились наиболее ранние правовые системы.
    В расписании первобытнообщинного строя и появление первых зародышей государственности главную роль сыграл экономический фактор. В его основе находится появление остаточного продукта, что позволило к эксплуатации труда своих соплеменников.
    Второй фактор зарождения государственности – военная организация общества. Война стала эффективным средством получения богатства. Формируются военные структуры (военный вождь, профессиональные воины, ополчения), которые начинают «военную демократию». Важнейшие вопросы жизни племени или объединения племен решаются военным вождем или на собрании воинов. Впервые появляется новая организация – политическая власть.
    Рабовладельческое государство является по своей сути политической организацией рабовладельцев, созданной с целью осуществления их неограниченной диктатуры и полновластия рабов и властных функций в отношении других категорий населения.

  8. elviro4ka Ответить

    Под «восточной деспотией» подразумевается такая форма государственной власти и одновременно такой политический режим , когда:
    а) полномочия главы государства неограниченны;
    б) светская и церковная власть объединены в одном лице; в) осуществление власти является делом многочисленного бюрократического аппарата;
    г) подавление личности, отсутствие свобод, самое унизительное раболепие делают всякого человека, в том числе формально свободного, рабом «порядка», традиции, веры.
    Указанные черты – вместе или порознь – можно обнаружить в истории имперского Рима, феодально-абсолютистской Европы и даже в более позднее время. Своеобразие восточной деспотии обусловлено прежде всего ее социальной базой – сельской общиной, зависимой от своей ирригационной системы и замкнутой в отношении других общин. Своим консерватизмом и отчужденностью от внешнего мира, нежеланием вмешиваться в «заоблачные сферы политики» сельская община, несомненно, способствовала превращению центральной власти в деспотию. Дело было даже не в конкретных людях и их желании, просто такой образ жизни, когда многие не покидали пределов своих поселений долгие годы, был естественным для этого времени. Подавление человека , его инициативы, его личности и воли начиналось и осуществлялось уже в пределах того коллектива, к которому человек принадлежал по рождению. В то же время сельские общины не могли обходиться без организующей, дающей им единство центральной власти; хороший или плохой урожай зависел от того, каким было правительство, заботилось ли оно об орошении или нет. В совокупности все три ведомства – военное, финансовое и публичных (общественных) работ – составляли бюрократически организованный государственный аппарат власти, нуждавшийся, в свою очередь, в связующем звене, каковым и являлись для него фараон, патеси (правитель) и т.д.
    Шумер. В Месопотамии развитие цивилизации зависело от ирригации, которая должна была упорядочить разливы рек Тигр и Евфрат. С этой задачей справились около середины IV тысячелетия до н.э. Примерно в это же время в Южной Месопотамии появляются первые шумерские племена и возникает Урукская культура. Она характеризуется созданием основ шумерской цивилизации, появлением классового общества и государственности. Около конца IV – начала III тысячелетия до н.э. возникаетпиктографическая письменность, потребность в которой связана с необходимостью строгого учёта возникшего сложного и разнообразного храмового хозяйства. В первой половине III тысячелетия Южная Месопотамия доминирует в регионе в экономическом и политическом отношении над жившими севернее аккадцами и хурритами. Совершенствуется ирригационное земледелие, увеличивается число изделий из металла, появляются и первые бронзовые орудия. Быстрыми темпами развиваются рабовладельческие отношения, совершенствуются органы государственной власти со всеми характерными атрибутами: войском, чиновничеством, тюрьмами и т.д. История Шумера этого времени делится на три раннединастических периода. В XXVIII -XXIV вв. до н.э. последовательно возвышаются и получают гегемонию города Киш, Урук, Ур, Лагаш, Умма. В XXIV – XXIII веках до н.э. Шумер подпадает под власть аккадских правителей, наиболее влиятельным из которых был Саргон, в результате деятельности которого вся Месопотамия и некоторые сопредельные области были объединены под властью одного правителя. В XXII веке до н.э. территория Шумера была завоёвана кочевыми племенами кутиев (гутиев), власть которых была свергнута основателями III династии Ура (XXII – начало XX веков до н.э.). В это время существенные изменения происходят в экономике, общество приобретает ярко выраженный рабовладельческий характер, ведется грандиозное строительство. Совершенствуется такой тип храмовой постройки Месопотамии, какзиккурат. Государственное устройство Шумеро-Аккадского царства в период III династии Ура приобретает типичные черты восточной деспотии, в стране появляется значительная прослойка чиновничьей бюрократии. Совершенствуется письмо, создаётся и записывается миф о Гильгамеше, где впервые в мировой истории мы встречаем легенду о всемирном потопе, которая потом с небольшими изменениями вошла в эпос многих народов, в том числе и в Библию. В начале XX в. до н.э. Шумеро-Аккадское государство гибнет под натиском соседних племён и народов.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *