Что такое доктрина монро какие выгоды она должна была принести сша?

14 ответов на вопрос “Что такое доктрина монро какие выгоды она должна была принести сша?”

  1. Volabar Ответить

    Спустя 22 года, в 1945 году президент Джеймс Полк в своем ежегодном послании конгрессу объявил, что принципы Доктрины Монро должны соблюдаться неукоснительно. Ссылаясь на доктрину, Полк успешно противодействовал британским угрозам в Калифорнии и Орегоне, а также французским и британским усилиям по предотвращению аннексии Техаса.
    В 1862 году французские войска вторглись и захватили Мексику, передав ее под управление марионеточного правительства во главе с императором Максимилианом I Габсбургом. Вашингтон осудил это действие как нарушение «Доктрины», но был не в состоянии вмешаться из-за продолжавшейся гражданской войны. Именно в это время сформулированные Монро принципы приобретают известность в качестве «Доктрины Монро». В 1865 году США для большей убедительности разместили на приграничной территории боеготовые войска. Франция была вынуждена отозвать свой экспедиционный корпус, а Максимилиан вместе с верными ему генералами был расстрелян.
    После 1870 года Доктрина Монро получает все более широкую интерпретацию. В послании Сенату, призывающем к аннексии Санто-Доминго, президент Улисс С. Грант, излагая свое понимание доктрины Монро, подчеркивает: «в дальнейшем никакая территория на этом континенте не подлежит передаче европейской державе».
    Постепенно Доктрина Монро начала использовалась для таких целей, которые сам Монро не мог даже представить. Она была названа в качестве причины, почему европейские державы не имеют права строить канал через Панаму и, кроме того, если такой канал когда-либо будет построен, он непременно должен находился под контролем США.
    Карикатура, изображающая Дядю Сэма, защищающего «Доктриной Монро» Западное полушарие
    В 1895 году президент Гровер Кливленд, ссылаясь на Доктрину Монро, потребовал, чтобы британцы передали пограничный спор между Венесуэлой и Британской Гвианой в арбитраж. Кливленд обратился к Конгрессу за разрешением назначить пограничную комиссию, предложив, чтобы выводы комиссии были осуществлены «любыми средствами». Конгресс поддержал это решение единогласно. В конечном итоге англичане согласились решить спор в комиссии, но через своего министра иностранных дел лорда Солсбери дали понять, что отвергают идею о том, что Доктрина Монро является частью международного права.
    Президент Теодор Рузвельт никогда особо не стеснялся в выборе методов для продвижения американских интересов. Руководствуясь в своей внешней политике девизом «говори мягко, но держи в руках большую дубинку», он сформулировал так называемую «поправку Рузвельта к Доктрине Монро». В данной поправке открыто заявлялось, что великие державы имеют право вмешиваться в дела маленьких стран, переживающих время нестабильности и беспорядка, а в Западном полушарии роль «международной полицейской державы» навсегда отводится США.
    Первое применение поправки Рузвельта было реализовано в Доминиканской Республике, когда США для стабилизации финансового положение вынудили эту страну передать контроль над своими таможнями. Защищая собственные коммерческие интересы, США в начале 1900-х годов использовали военную силу против Никарагуа, Гаити, а также Доминиканской республики.

  2. Fed boa Ответить

    2 декабря 1823 года – день, когда была впервые провозглашена доктрина Монро. Дата, вошедшая в историю, как начало обособленности Америки от остального мира. Но этот документ еще не был завершен. На протяжении десятилетий каждый президент вносил в него свои поправки.
    Изначально доктрина давала Америке две большие перспективы: во-первых, США получили право вмешиваться в дела латиноамериканских государств, делая из них свои протектораты. Во-вторых, завоеванные пространства становились частью континентальной империи.
    В целом выделяют три этапа развития доктрины:
    Первый этап начался в 1823 году и продлился до момента присоединения Олнея. На этом этапе были сформированы основные положения доктрины, принципы экономических и политических особенностей стран Американского континента.
    Второй этап начался в 80-х годах XIX века. В это время происходит расширение консолидации и абсолютизации американской гегемонии. В этот период государства Латинской Америки уже полностью превратились в протектораты США. Были сформированы принципы американского Большого пространства, созданы политические и юридические основы американского неограниченного государства.
    Третий этап припал на период правления президента Вильсона. Он сформировал гегемонию универсализма и потребовал включить доктрину Монро в Устав Лиги наций. Америка стала прорываться в Европу и Азию.

    Мировое господство

    Карл Шмидт верно подметил: «Доктрина покинула американский континент, превратившись из регионального принципа в мировую доктрину». За время существования доктрины Монро США было предпринято 3 попытки установить мировое господство:
    После Первой мировой войны.
    После Второй мировой войны.
    С момента окончания «холодной войны» и по настоящее время.

    Версальский договор

    22 января 1917 года Вудро Вильсон заявил, что не имеет намерения вести внешнюю политику в европейском стиле. Он сказал, что все нации должны принять доктрину Монро как доктрину всего мира. Ни одна нация не должна пытаться распространить свой общественный и государственный устав на другое государство или народ. В то же время все страны должны избегать союзов, которые приведут к вооруженному противостоянию.
    В 1919 году доктрина Монро была закреплена в Версальском мирном договоре. Однако слова Вудро Вильсона не оказали должного влияния на мировые нации. Как и прежде, страны пытались захватить больше земель и увеличить свои владения. Это относилось и к США.

    Коррективы

    Во Второй мировой войне Америка понесла минимальные потери, и это дало возможность для ее экономики выйти из затянувшегося кризиса. США начали распространять свое влияние на другие страны.

    Незаметно, но весьма ощутимо они влияли на развитие европейских и азиатских государств, не позволяя им при этом принимать какое-либо участие в становлении собственной политики, экономики и государственного строя.
    Но коррективы внес XXI век. Научно-технический прогресс и создание транснациональных корпораций повысили влияние на мировую экономику Европейского союза, Китая, Японии и России. Стремлениям США к мировому господству, очевидно, не суждено сбыться, а о доктрине стали постепенно забывать.
    2 декабря 1823 года – время принятия доктрины Монро в США. Дата, которая стала постепенно превращаться в призрака на фоне мировой истории. Однако этот «призрак» жив и обязательно себя проявит еще не один раз, ударив там, где будут меньше всего ждать.

  3. ABYTU Ответить

    Монро (Monroe) Джеймс (28.4.1758; Уэстморленд, Виргиния, — 4.7.1831, Нью-Йорк), государственный деятель США. В 1790—94 сенатор, в 1794—96 посланник во Франции, в 1799—1802 губернатор Виргинии, в 1811—17 государственный секретарь, в 1814—15 военный министр. В 1817—25 президент США. В своей деятельности М. пытался сочетать интересы плантаторов Юга и буржуазии Севера. В период президентства М. было осуществлено присоединение Восточной Флориды (1819), заключён Миссурийский компромисс (1820), принято решение о признании независимых государств Латинской Америки (1822), провозглашена Монро доктрина (1823).
    Панамериканизм, политическая доктрина, в основу которой положена противоречащая фактам и построенная на извращённом толковании исторического процесса идея о якобы существующей общности исторической судьбы, экономики и культуры США и других стран американского континента. П. используется североамериканским империализмом для “обоснования” экономической, политической, а нередко и прямой военной экспансии США в страны Латинской Америки.
    Ещё в начале 19 в. США пытались под видом поддержки стремления латиноамериканских стран к объединению сил в борьбе за независимость укрепить своё влияние в Латинской Америке. В 1823 правительство США провозгласило Монро доктрину, формула которой “Америка для американцев”, направленная против вмешательства реакционных европейских держав в дела американского континента, стала в дальнейшем толковаться как “Америка для США”.
    С конца 19 в. США стали использовать для осуществления своей экспансии в Латинской Америке и вытеснения из этого региона др. капиталистических стран (особенно Великобритании) Межамериканские конференции (1-я Панамериканская конференция проходила в 1889-90) и Панамериканский союз. В эпоху империализма США пытались оправдать заявлениями об “общности интересов” американских государств многочисленные интервенции на Кубе, в Мексике, Гаити, Никарагуа, Колумбии, Панаме, Доминиканской Республике и др. латиноамериканских странах. Экспансия США в Латинской Америке под прикрытием П. особенно усилилась во время и после 2-й мировой войны 1939-45.
    Стремясь закрепить свои экономические и военно-политические позиции в Латинской Америке, США принимали активное участие в создании в 1948 Организации американских государств (ОАГ), а в 1961 выступили с программой “помощи” странам Латинской Америки, получившей название “Союз ради прогресса”. Военно-политическое и экономическое давление США на латиноамериканские государства подкрепляется идеологическим проникновением, которое проводится, особенно после 2-й мировой войны, под видом борьбы против “коммунистического вмешательства” в дела Западного полушария.
    Выступая в роли защитника стран Латинской Америки от “коммунистической угрозы”, США участвовали в подготовке вторжения на Кубу контрреволюционеров в 1961 и провели исключение Кубы из ОАГ в 1962. Однако усиление антиимпериалистического движения в странах Латинской Америки и общее развитие международной обстановки в сторону разрядки и сотрудничества между всеми странами всё больше выявляют несостоятельность концепций П. и расшатывают его устои.
    Организация американских государств (ОАГ; Organizacion de los estados americanos), создана 30 апреля 1948 на 9-й Межамериканской конференции в Боготе (Колумбия) на базе Панамериканского союза, существовавшего с 1889. В состав ОАГ входят: Аргентина, Барбадос, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Гаити, Гватемала, Гондурас, Доминиканская Республика, Колумбия, Коста-Рика, Мексика, Никарагуа, Панама, Парагвай, Перу, Сальвадор, США, Тринидад и Тобаго, Уругвай, Чили, Экуадор, Ямайка. До 1962 Куба как член ОАГ принимала участие в её работе. На Генеральной ассамблее ОАГ в апреле 1971 учрежден институт постоянных наблюдателей ОАГ, которыми стали ряд стран Западной Европы, Канада, Япония, Израиль.
    Основными органами ОАГ в соответствии с её новым уставом (вступил в силу в февраля 1970) являются: Генеральная ассамблея (высший орган, определяет общую деятельность ОАГ и её политику), созывается ежегодно, поочерёдно в столицах стран-членов; Консультативное совещание министров иностранных дел; Постоянный совет (предоставлено право разрешать споры и конфликты между членами); Экономический и социальный совет; Совет по культуре, науке и образованию; Юридический комитет; Генеральный секретариат.
    Практической деятельностью Генерального секретариата руководит генеральный секретарь, пользующийся широкими административный полномочиями. Формально провозглашенными целями ОАГ являются: поддержание «мира и безопасности» на континенте, урегулирование споров между государствами-членами мирным путём; организация совместных действий против агрессии; разрешение общими усилиями государств-членов политических, юридических и экономических проблем, стоящих перед американскими государствами.
    Используя средства экономического и политического давления на латиноамериканские страны, США неоднократно навязывали ОАГ решения в целях укрепления своих позиций в Латинской Америке. Под их нажимом ОАГ приняла ряд резолюций, направленных на подавление освободительного движения на континенте, попустительствовала империалистической агрессии в Гватемале (1954), Панаме (1964), Доминиканской Республике (1965). В январе 1962 на 8-м консультативном совещании министров иностранных дел под давлением США Куба была незаконно исключена из ОАГ.
    На этом же совещании была принята резолюция о создании Специального консультативного комитета по обеспечению безопасности, деятельность которого направлена против международного коммунистического движения. В 1964 ОАГ приняла решение о разрыве странами-членами организации дипломатических и торговых отношений с Кубой. Этому решению не подчинилась Мексика, сохранив свои отношения с Кубой; в дальнейшем ряд других латиноамериканских стран, вопреки нажиму США, также восстановил с ней отношения. С начала 70-х гг. в обстановке общей разрядки международной напряжённости в латиноамериканских странах усилилось стремление к проведению независимого внешнеполитического курса.
    На сессиях Генеральной ассамблеи ОАГ политика США в Латинской Америке стала подвергаться резкой критике; ставился вопрос о восстановлении членства Кубы в ОАГ, об отмене санкций против Кубы (май 1972, ноябрь 1974), но он ещё не получил положительного решения. Некоторые латиноамериканские страны выступали с открытыми обвинениями против США за их дискриминационную политику в отношении Латинской Америки.
    На 3-й сессии Генеральной ассамблеи ОАГ (4—14 апреля 1973) многие представители латиноамериканских стран выступили с предложениями о реорганизации ОАГ, с тем чтобы строить межамериканские отношения на основе «множества идеологий» («идеологического плюрализма»), т. е. признания за всеми латиноамериканскими государствами права участвовать в межамериканской системе, независимо от существующего в них политического строя. На этой сессии была одобрена резолюция о создании Специальной комиссии из представителей всех стран-членов ОАГ для изучения межамериканской системы и выработки мер по её структурной перестройке. Штаб-квартира ОАГ — в Вашингтоне.
    «Союз ради прогресса», программа «помощи» странам Лат. Америки, объявленная президентом США Дж. Кеннеди в марте 1961. Утверждена на сессии Экономического и социального совета организации амер. государств (август 1961). Предусматривала предоставление странам Лат. Америки в течение 10 лет (1961—71) 2 млрд. долл. ежегодно (в т. ч. 1,1 млрд. долл. правительством США, 900 млн. долл. с помощью амер. и зап.-европ. частных капиталовложений). Использовалась для усиления зависимости Лат. Америки от США и противодействия революционным переменам в этом регионе.
    Предоставление помощи обусловливалось обязательством лат.-амер. стран стимулировать частные инвестиции и гарантировать от национализации уже вложенные в этих странах капиталы северо-американских монополий, а также обязательным контролем со стороны правительства США за использованием ассигнованных сумм. Значительная доля вложений шла на оплату поставок американских товаров, покрытие бюджетного дефицита. К концу 60-х гг. стала очевидной неэффективность программы «С. р. п.».
    Рост доходов на душу населения в странах Латинской Америки за период с 1960 по 1969 составил 1,7% вместо намечавшихся 2,5%; внешний долг стран Латинской Америки возрос с 10 млрд. долл. в 1960 до 17,6 млрд. долл. в 1970; обострилась проблема экспорта. Доля Латинской Америки на рынке США снизилась с 21% в 1960 до 13% в 1970. Серьёзным ударом по империалистической политике США явилось проведение в начале 70-х гг. в ряде латино-американских стран важных социально-экономических реформ, включая национализацию. В начале 70-х гг. правительство США по существу отказалось от «С. р. п.».
    “Большая советская энциклопедия”
    http://www.rubricon.com/bse_1.asp

  4. шуршунчик Ответить

    Смотреть что такое “ДОКТРИНА МОНРО” в других словарях:

    ДОКТРИНА МОНРО — (Monroe Doctrine), декларация принципов внешней политики США, провозглашенная в ежегодном послании президента США Джеймса Монро (см. МОНРО Джеймс) Конгрессу 2 декабря 1823 года. Доктрина провозглашала принцип взаимного невмешательства стран… … Энциклопедический словарь
    Доктрина Монро — Monroe Doctrine декларация принципов внешней политики США, провозглашенная в ежегодном послании президента США Джеймса Монро Конгрессу 2 декабря 1823 года. Доктрина провозглашала принцип взаимного невмешательства стран Американского и… … Политология. Словарь.
    ДОКТРИНА МОНРО — послание Конгрессу президента США Д. Монро от 2 декабря 1823 г. Д.м. содержала три основных положения, выдававшихся за принципы внешней политики США: невмешательство американских государств во внутренние дела Европы; невмешательство европейских… … Юридическая энциклопедия
    Доктрина Монро — Джеймс Монро Доктрина Монро (англ. Monroe Doctrine)  декларация принципов внешней политики США («Америка для американцев»), провозглашённая 2 декабря 1823&# … Википедия
    Доктрина Монро–Келли — При внутричерепных опухолях темп повышения внутричерепного давления в большинстве случаев нарастает сначала медленно, а в дальнейшем быстро нарастает, поэтому на графике он бывает отображен в виде параболической кривой. В связи с этим на… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
    Монро доктрина — Доктрина Монро идея провозглашения обеих частей американского континента зоной, закрытой для европейской колонизации, принадлежала Дж. К. Адамсу, государственному секретарю в администрации президента Джеймса Монро (1758 1831). Как политическая… … Википедия
    Монро Джеймс — (Monroe) (1758 1831), 5 й президент США (1817 25); в 1823 провозгласил Монро доктрину. В 1811 17 государственный секретарь, в 1814 15 военный министр. * * * МОНРО Джеймс МОНРО Джеймс (James Monroe) (28 апреля 1758, округ Уэстморленд, Виргиния 4… … Энциклопедический словарь
    МОНРО ДОКТРИНА — МОНРО Доктрина, внешнеполитическая программа правительства США; провозглашена в 1823 в послании президента США Дж. Монро конгрессу. Декларировала принцип взаимного невмешательства стран американского и Европейского континентов во внутренние дела… … Современная энциклопедия
    Монро доктрина — МОНРО ДОКТРИНА, внешнеполитическая программа правительства США; провозглашена в 1823 в послании президента США Дж. Монро конгрессу. Декларировала принцип взаимного невмешательства стран американского и Европейского континентов во внутренние дела… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
    МОНРО ДОКТРИНА — внешнеполитическая программа правительства США, провозглашена в 1823 в послании президента США Дж. Монро конгрессу. Декларировала принцип взаимного невмешательства стран Американского и Европейского континентов во внутренние дела друг друга.… … Большой Энциклопедический словарь

  5. *§···истерика···§* Ответить

    В течение предшествующего времени на американском континенте сформировались независимые государства, до этого бывшие колониями европейских стран, в первую очередь Испании.
    Таким же государством были и США, некогда завоевавшие себе свободу от Великобритании. Революции в оставшихся колониях продолжались, и это очень не понравилось трём крупным странам Европы – России, Австрии и Пруссии.
    Они организовали Священный союз, к которому привлекли и Францию. Что интересно – Испания не была в числе инициаторов Священного союза. Россия, Пруссия и Австрия убедили Францию помочь Испании восстановить своё господство над бывшими колониями – разумеется, с возможностью распространять там своё влияние.
    Это не понравилось ни США, ни Англии, которые не желали терять в Америке собственное влияние. Англия предложила США вести с ней совместные действия против Священного союза, и ведущие политики США с этим согласились; однако Джеймс Монро не желал, чтобы США «была шлюпкой в кильватере британского крейсера». В связи с этим и была принята доктрина Монро.

    Содержание доктрины

    Доктрина предписывала, что:
    Устанавливается принцип разделения государственного устройства на европейское и американское;
    Европейские державы (в первую очередь имелись в виду страны Священного Союза, но также и Англия) не должны вмешиваться во внутренние дела независимых американских государств;
    Соответственно, США не должны вмешиваться в дела европейских государств.

    Скрытый смысл доктрины Монро

    Многие обоснованно считают, что доктрина Монро имела несколько иную цель, чем та, которая была объявлена публично. Провозгласив отмену влияния европейских держав на страны американского континента, она, по сути, устанавливала единоличное влияние США в этих странах. Одним из подтверждений этого стало присоединение к США территорий, ранее принадлежавших Мексике, – это штаты Техас, Аризона, Невада, Юта, Калифорния и другие.
    Это в общей сложности половина всей территории тогдашней Мексики. Доктрина, по сути, давала добро на единоличное господство Соединённых Штатов на всей американской части света: США имели возможность инициировать и подавлять революции и государственные перевороты, определять политику и экономику американских государств, были их единственным торговым партнёром, лишая эти страны каких-либо альтернатив.
    Возможно, в конечном итоге все республики юга Америки присоединились бы к США, которая стала бы настоящей капиталистической империей.
    Против действия доктрины Монро высказывались такие латиноамериканские лидеры, как Уго Чавес. Критика доктрины для него – это часть выступления против империализма, лидером которого были и остаются США.

  6. Ipofiner Ответить

    Человека, который в 20-е годы XIX в. утверждал бы, что Соединенные штаты Америки в свое время станут мировым гегемоном, вероятно, восприняли бы как сочинителя фантастических историй. Между тем провозглашенная в 1823 г. доктрина Монро на долгие годы определила политику США — политику экспансионизма, основанную на убеждении в том, что именно Соединенным Штатам принадлежит право вмешиваться в дела любого государства, что американцы несут всему миру свет извечных истин и ценностей.
    Выходец из Виргинии, Джеймс Монро в 1816 г. был избран президентом от республиканской партии. К этому моменту в активе Монро было участие в Войне за независимость США, работа на постах посланника в Англии и Франции, министра иностранных дел и военного министра. Монро изучал юриспруденцию под руководством самого Томаса Джефферсона, с которым его до конца жизни связывала тесная личная дружба. Он был ревностным сторонником скорейшего и полнейшего освоения Американского Запада, но его амбиции простирались и за пределы собственной страны. Новый президент был искренне убежден в общемировом значении произошедших в США событий, что вело его к мысли о том, что Америка призвана играть одну из ведущих ролей в мировой политике. И это неудивительно, ведь еще его духовный наставник Джефферсон писал в послании конгрессу в 1801 г., что народ США является «народом мира».
    Уже в самом начале своего пребывания на посту президента Монро столкнулся с неразрешенными проблемами в отношениях с Испанией. Они были связаны с вопросом о границах между испанскими и собственно американскими владениями на североамериканском континенте. Естественно, американские политики внимательно следили за обстановкой в Латинской Америке, где колонии бунтовали против испанцев. Поддержка, оказанная колониям, могла ослабить противника. Собственно, политику Монро и США в отношении Испании определял министр иностранных дел Джеймс Куинси Адамс.
    Трансконтинентальный договор, подписанный Монро 24 февраля 1819 г., урегулировал линию границ к западу и обеспечил США не только всю Флориду, но и (впервые в международно-правовой обязательной форме) доступ к Тихому океану широкой полосой южнее реки Колумбия.
    Значительно труднее сложилось урегулирование отношений с бывшими испанскими колониями, которые провозгласили свою независимость и добивались признания европейскими державами и США. В Европе государства, входившие в Священный союз, всерьез обсуждали вопрос об организации интервенции в непокорные южноамериканские страны. В США, напротив, зрело мнение, что необходимо поддержать молодые государства, которые шли по пути освобождения от колониального гнета. Впрочем, американские политики интересовались не столько судьбой «братьев-колонистов», сколько рассчитывали на то, что в новой семье американских государств североамериканские штаты займут главенствующую позицию, а кроме того, что количество штатов может и увеличиться за счет присоединения новых, латиноамериканских свободных государств. Дело в том, что введенная в эпоху Просвещения в политологическую науку теория «естественных границ» была очень популярна в США. При этом политики не считали естественные границы чем-то застывшим, чему способствовало и постоянное расширение территории государства на запад.

  7. withay Ответить

    Смотреть что такое “ДОКТРИНА МОНРО” в других словарях:

    Доктрина Монро — Monroe Doctrine декларация принципов внешней политики США, провозглашенная в ежегодном послании президента США Джеймса Монро Конгрессу 2 декабря 1823 года. Доктрина провозглашала принцип взаимного невмешательства стран Американского и… … Политология. Словарь.
    ДОКТРИНА МОНРО — послание Конгрессу президента США Д. Монро от 2 декабря 1823 г. Д.м. содержала три основных положения, выдававшихся за принципы внешней политики США: невмешательство американских государств во внутренние дела Европы; невмешательство европейских… … Юридическая энциклопедия
    Доктрина Монро — Джеймс Монро Доктрина Монро (англ. Monroe Doctrine)  декларация принципов внешней политики США («Америка для американцев»), провозглашённая 2 декабря 1823&# … Википедия
    ДОКТРИНА МОНРО — послание Конгрессу президента США Д. Монро от 2 декабря 1823 г. Д.м. содержала три основных положения, выдававшихся за принципы внешней политики США: невмешательство американских государств во внутренние дела Европы; невмешательство европейских… … Энциклопедический словарь экономики и права
    Доктрина Монро–Келли — При внутричерепных опухолях темп повышения внутричерепного давления в большинстве случаев нарастает сначала медленно, а в дальнейшем быстро нарастает, поэтому на графике он бывает отображен в виде параболической кривой. В связи с этим на… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
    Монро доктрина — Доктрина Монро идея провозглашения обеих частей американского континента зоной, закрытой для европейской колонизации, принадлежала Дж. К. Адамсу, государственному секретарю в администрации президента Джеймса Монро (1758 1831). Как политическая… … Википедия
    Монро Джеймс — (Monroe) (1758 1831), 5 й президент США (1817 25); в 1823 провозгласил Монро доктрину. В 1811 17 государственный секретарь, в 1814 15 военный министр. * * * МОНРО Джеймс МОНРО Джеймс (James Monroe) (28 апреля 1758, округ Уэстморленд, Виргиния 4… … Энциклопедический словарь
    МОНРО ДОКТРИНА — МОНРО Доктрина, внешнеполитическая программа правительства США; провозглашена в 1823 в послании президента США Дж. Монро конгрессу. Декларировала принцип взаимного невмешательства стран американского и Европейского континентов во внутренние дела… … Современная энциклопедия
    Монро доктрина — МОНРО ДОКТРИНА, внешнеполитическая программа правительства США; провозглашена в 1823 в послании президента США Дж. Монро конгрессу. Декларировала принцип взаимного невмешательства стран американского и Европейского континентов во внутренние дела… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
    МОНРО ДОКТРИНА — внешнеполитическая программа правительства США, провозглашена в 1823 в послании президента США Дж. Монро конгрессу. Декларировала принцип взаимного невмешательства стран Американского и Европейского континентов во внутренние дела друг друга.… … Большой Энциклопедический словарь

  8. ПОЛНОПРАВНЫЙ Ответить

    Развитие доктрины Монро связано с все увеличивающейся сферой влияния и господства США и территориальной юрисдикции, – сначала на американском континенте, а затем и за его пределами.
    Известный американский политический деятель и профессор Гарвардского университета Наум Чомски охарактеризировал доктрину Монро как односторонне провозглашенная США «свободы грабить и эксплуатировать страны Западного полушария». Chomsky, Noam On Power and Ideology (South and Press, Boston, 1987) p.7.
    Очевидно, что притязания сверхдержавы западным полушарием не ограничились, кроме того, доктрина Монро распространилась не только собственно на территории. Так, доктрина «морской силы» была, в основных чертах, изложена А.Мэхэном в его книге «Влияние морской мощи на историю в 1660-1783 годах» Mahan, A.T. The Influence of Sea Power upon History , 1660-1783 (Boston, 1890)., впервые изданной в Бостоне в 1890 г. Исторический материал, касающийся действий британских и французских флотов в давно прошедшие времена, понадобился Мэхэну как база для империалистических теорий, направленных в будущее. Мэхэн пытался обосновать тезис, будто «морская мощь», то есть способность империалистической державы вести наступательную, агрессивную войну на море, является определяющим национальные судьбы фактором. «Морская сила», утверждал Мэхэн, необходима Соединенным Штатам для того, чтобы цивилизовать окружающий мир» LaFeber, Walter The New Empire. An Interpretation of American Expansion 1860-1898 (Cornell University Press, Itaca and London, 1963) p. 100..
    Цель теории и доктрины «морской силы» заключалась в том, чтобы обосновать необходимость для США политики усиленных военно-морских вооружений, захвата военно-морских баз и колоний, расширения радиуса наступательных действий военно-морских сил США. В связи с тем Мэхэн проповедовал, что «морская мощь» явится для США инструментом политики, служащей увеличению силы и престижа нации.
    В 90-тых годах XIX века «отец» американской геополитики Фредерик Тэрнер выступил с теорией «подвижных границ», воплотившейся в политику «открытых дверей» во внешней политике США на протяжении всего двадцатого столетия.
    Тэрнер стремился обосновать необходимость вечной экспансии и агрессии США. Он провозглашает наступление мифического «века Тихого океана», судьба которого якобы тесно связана с США в силу географических и иных причин. Тэрнер считал, что у США нет установленных границ – границы подвижны. Внешнеполитическая экспансия была для Тэрнера основным условием развития США. Историческая миссия США, «предопределенная судьба» этой страны, это постоянно расширение своих границ, пока весь мир не будет миром Америки. «Основным фактом исторической жизни США являлась экспансия…Императивы динамики внешней политики: прорытие Панамского канала соединяющий Атлантический и Тихий океаны, становление «морской мощи» США, распространение американского влияния на окружающие острова и близлежащие страны, свидетельство того, что экспансионизм будет продолжаться.» Williams, William Appleman The Tragedy of American Diplomacy New York, 1959, 1962) p. 112.
    Горячо подержал идеи Тэрнера Вудро Вильсон, который писал: «Американский континент уже завоеван Соединенным Штатами и служит целям нашей цивилизации. США должны теперь обратить свой взор на новые границы» Faragher, John Mack Introduction to Turner ,F.J. The Significance of the Frontier in American History (Henry Holt and Company, New York, 1995), p. 8..
    Тэрнер писал и о необходимости воспитать таких людей, которые могли бы объединить всех американцев вокруг империалистических «идеалов» экспансионизма, поклонения сильным личностям и насилия. Быть американским идеалистом означало для Тэрнера верить в богоизбранность американского глобального экспансионизма и содействовать установлению американского мирового господства.
    Брукс Адамс, устанавливая взаимосвязь между военной и экономической экспансией США в мире, отмечал, что экономический империализм – суть военные действия, а политика «открытых дверей» по существу война иными средствами. «Война – экстремальная кульминация экономического соперничества между странами. Это означает, что международное экономическое соперничество, осуществляемое с целью завоевания новых рынков, должно неизбежно окончиться войной. Вся предыдущая история является подтверждением этого неоспоримого факта. Вот почему основные цели политики Соединенных Штатов – навязать борьбу за выживание огромной интенсивности Европе…Политика «открытых дверей» должна вестись безмилостно и беспощадно…Стержень грядущей стратегии США – абсолютная односторонность в завоеванию рынков Европы» Williams , William Appleton The Shaping of American Diplomacy (Rand McNally Company, Chicago, 1972) p. 423.. Немецкий геополитик Отто Мауль охарактеризировал консеквенции проведения политики «открытых дверей» следующим способом: «полное экономическое проникновение имеет тот же эффект, что и территориальная оккупация» См.: Поздняков Э.А. Геополитика. М.: Издательская группа «Прогресс»; «Культура», 1995, с. 36..
    Доктрина Монро была включена в устав Лиги наций как статья 21, что не только подорвало характер этой международной организации, исключая из ее юрисдикции сферу влияния США, но и привело к распаду господствовавшего перед тем международного права, Jus Publicum Europaeum. Известный немецкий юрист К. Шмитт писал, что включение доктрины Монро в устав Лиги наций явилось первым поражением Европы Соединенными Штатами, и началом распада господствующих принципов международного права, исторически сформировавшихся в период между Вестфальским миром в 1648 г. и Конгрессом в Вене в 1815 г. и действовавших с тех пор Carl Schmitt Der Nomos der Erde im Vцlkerrecht des jus publicum Europaeum, Cologne, 1950..
    Для Вудро Вильсона и его преемников стратегия «открытых дверей» являлась американской версией создания новой мировой империи, основанной на принципах «свободной торговли» и на одностороннем «праве» интервенции. «Я предлагаю, чтобы все нации мира единогласно и единодушно приняли доктрину президента Монро в качестве доктрины для всего мира» Knock, Thomas J Woodrow Wilson and the Quest for a New World Order (Princeton University Press, Princeton, 1992) p. 113..
    Экспансионистские тенденции во внешней политике США особенно усилились в период президенства Теодора Рузвельта, исповедовавшего доктрину Мэхэна о превосходстве Англо-Саксов на море и претендовавшего на руководство англо-американцев всем миром. «Никакой триумф мира, – заявлял Рузвельт, – не является столь великим, как высший триумф войны». В своей книге «3авоевание 3апада» он писал, что завоевание «дикого 3апада» белыми поселенцами являлось расовой войной между белыми Англо-Саксами и индейцами, и эта война было по воле судьбы «доведена до логического с точки зрения расового социал-дарвинизма конца» Preface by Hart A.B. to The Works of Theodor Roosevelt (Charles Scribner’s Sons, New York, 1926)., а именно до окончательного решения «индианской проблемы».
    Рузвельт рассматривал значение Евразийского континента и в русле теорий МакКиндера. «Все говорит о том», подчеркивает английский геополитик Д. Слоун, «что по окончании Второй мировой войны восприятие Рузвельтом значения контроля над Евразийским континентом во многих отношениях смыкалось с центральными концепциями геополитики МакКиндера» Sloan G.R. Geopolitics in United States Strategic Policy , 1890-1987 (Wheatsheaf Books, Brighton, 1988) p. 113.. Напомним, что МакКиндер считал, что внутреннее пространство Евразии, называемое им сначала осевым регионом мировой политики и истории, а затем Хартлендом (Heartland), и в основном совпадающее с территорией Советского Союза, играет ключевую роль для мирового господства. Исходя из своих пространственно-структурных построений МакКиндер вывел три максимы: Колосов В.А., Мироненко Н.С. Геополитика и политическая география: Учебник для вузов.- М.: Аспект Пресс, 2002, с.60.
    Кто правит Восточной Европой, тот господствует над Хартландом;
    Кто правит Хартландом, господствует над Мировым островом;
    Кто правит Мировым островом, господствует над миром.
    В 1943 году МакКиндер впервые выдвинул концепцию северного атлантизма, связанную с недоверием СССР. Специальный анализ этой теории предприняли З.Бжезинский, К.Грей, Р.С.Клайн и другие.
    Наглядное представление о механизме «американской идеи» в действии можно получить, изучая политическую историю стран Восточной Европы, прежде всего России. Рассмотрим эти процессы более подробно.

  9. Dalalore Ответить

    Сограждане — члены сената и палаты представителей!
    По предложению Российского императорского правительства, переданного через имеющего постоянную резиденцию в Вашингтоне посланника императора, посланнику Соединенных Штатов в Санкт-Петербурге даны все полномочия и инструкции касательно вступления в дружественные переговоры о взаимных правах и интересах двух держав на северо-западном побережье нашего континента… Этим дружеским шагом Правительство Соединенных Штатов желало продемонстрировать огромное значение, которое оно неизменно придавало дружбе императора, и свое стремление развивать наилучшее взаимопонимание с его правительством. В ходе переговоров, вызванных этим желанием, и в договоренностях, которые могут быть достигнуты, было сочтено целесообразным воспользоваться случаем для утверждения в качестве принципа, касающегося прав и интересов Соединенных Штатов, того положения, что американские континенты, добившиеся свободы и независимости и оберегающие их, отныне не должны рассматриваться как объект будущей колонизации со стороны любых европейских держав.
    В самом начале последней стадии переговоров было сделано заявление о том, что в Испании и Португалии предпринимаются серьезные усилия для улучшения условий жизни народа в этих странах и что эти усилия отличаются чрезвычайной осторожностью. Вряд ли стоит упоминать, что достигнутый на сей день результат сильно отличается от ожидавшегося.
    Мы всегда с беспокойством и интересом наблюдали за событиями в этой части земного шара, с которой у нас не только существуют тесные взаимоотношения, но с которой связано наше происхождение. Граждане Соединенных Штатов питают самые дружеские чувства к своим собратьям по ту сторону Атлантического океана, к их свободе и счастью. Мы никогда не принимали участия в войнах европейских держав, касающихся иХ самих, и это соответствует нашей политике. Мы негодуем по поводу нанесенных нам обид или готовимся к обороне лишь в случае нарушения наших прав либо возникновения угрозы им.
    По необходимости мы в гораздо большей степени оказываемся вовлеченными в события, происходящие в нашем полушарии, и выступаем по поводам, которые должны быть очевидны всем хорошо осведомленным и непредубежденным наблюдателям. Политическая система союзных держав существенно отличается в этом смысле от политической системы Америки… Поэтому в интересах сохранения искренних и дружеских отношений, существующих между Соединенными Штатами и этими державами, мы обязаны объявить, что должны будем рассматривать попытку с их стороны распространить свою систему на любую часть этого полушария как представляющую опасность нашему миру и безопасности. Мы не вмешивались и не будем вмешиваться в дела уже существующих колоний или зависимых территорий какой-либо европейской державы. Но что касается правительств стран, провозгласивших и сохраняющих свою независимость, и тех, чью независимость, после тщательного изучения и на основе принципов справедливости, мы признали, мы не можем рассматривать любое вмешательство европейской державы с целью угнетения этих стран или установления какого-либо контроля над ними иначе, как недружественное проявление по отношению к Соединенным Штатам.

  10. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *