Что такое финифть и в каком городе ее делают?

17 ответов на вопрос “Что такое финифть и в каком городе ее делают?”

  1. VeliEmmi Ответить

    Разновидность декоративно-прикладного искусства, художественное произведение, написанное в технике миниатюрной живописи по эмали. Выделяются две основные разновидности: ростовская и вологодская (усольская) финифть.
    Происхождение названия
    Название «финифть» относится и к художественной эмали, и к изделиям, украшенным такой эмалью, и к технологии их изготовления. Существует две основные версии происхождения названия. Этимологический словарь Фасмера и толковый словарь Ушакова возводят этимологию к греческому слову χυμε?ω (химео) – «смешиваю». Согласно другой точке зрения, слово «финифть» произошло от существительного φ?γγος (фенгос), означающего «мерцание».
    Технология
    Финифть представляет собой стекловидную массу (эмаль), наплавленную на выкованную особым образом металлическую пластину и расписанную надглазурными красками. В процессе изготовления финифти выделяют три стадии: изготовление пластин и покрытие их белой эмалью; роспись; ювелирное обрамление. Сегодня рецепты изготовления эмали мало отличаются от старинных: «Как золотожелтую финифть делать. Возьми три мерки сурику, 3 мерки сурмы да 1 мерку окалины железной и стопи все оныя вещи вместе; потом разотри, стопи опять и так многожды повторяй, то сделается совсем на золото похожий желтый цвет». Основой для изготовления эмалей могут служить медь, латунь, томпак (латунь с более низким содержанием цинка).
    Краски поэтапно вплавляются в поверхность эмали в муфельной печи при температуре 700-900º С. Технология изготовления делает финифть исключительно долговечной: так, самые ранние из найденных археологами эмалей сохранили свой вид спустя три тысячелетия.
    История
    Первое упоминание о русской финифти встречается в Ипатьевской летописи 1175 года: «…великий князь Андрей Суздальский, внук Володимер Мономаха… сотвори церковь и украси ю иконами многоценными, златом и финиптом…». Однако современный вид эмаль принимает лишь в начале XVII века, когда французский ювелир Жан Тутен смог значительно улучшить палитру надглазурных красок, что позволило расширить сферу применения эмалей.
    Ростовская финифть
    Первые документальные свидетельства о существовании финифтяной мастерской в Ростове относятся к 1760-м годам. Мастерская находилась на территории Ростовского архиерейского дома и выполняла в основном церковные заказы. Она просуществовала лишь до 1780-х, однако во многом благодаря ей в Ростове появляется собственная школа. С 1770-х годов в Ростове появились цеха, объединившие ремесленников по их специальностям. В числе прочих был организован цех иконописцев, куда входили мастера финифти. Источники сохранили имена ростовских живописцев по финифти второй половины XVIII – первой трети XIX века: Буров, А. Всесвятский, Гвоздарев, Г. Елшин, П. Иванов, А. Мощанский, С. Петров, С. Троицкий, Чайников.
    К середине XIX века в Ростове насчитывалось более 50 мастеров финифти, среди которых – Я.И.Шапошников, А.Г.Тарасов, Я.И. Рыкунин, И. Завьялов, Р.Ф.Виноградов, Н.А.Сальников. Многие имели свои художественные мастерские и были известны далеко за пределами России.
    После революции промысел на время пришел в упадок, однако мастера смогли сохранить его, объединившись в артель. После Великой Отечественной войны артель была преобразована в фабрику «Ростовская финифть». В 1960-х годах совершенствовался ассортимент продукции, появлялись новые техники, так, например, живописную миниатюру начинают сочетать со сканью. Лучшие работы этого периода экспонировались на Всемирной выставке в Монреале в 1967 году; в 1975 году изделия мастеров ростовской финифти были представлены на Международной ярмарке в Токио.
    Произведения старых и современных мастеров хранятся в Государственном Историческом музее, Государственном Русском музее, Государственном Эрмитаже, Оружейной палате Московского Кремля, Государственном музее-заповеднике ”Ростовский Кремль” и других музейных собраниях и частных коллекциях в России и за границей.
    Вологодская финифть
    Возникнув в XVII веке в Сольвычегодске, это направление постепенно распространяется и на Вологду. Изначально главным мотивом были растительные композиции (основной элемент — тюльпан) нанесённые на медную основу. В начале XVIII века искусство многокрасочной эмали стало утрачиваться, его стала вытеснять однотонная финифть. Только в 1970-е годы началось возрождение «усольской» финифти вологодскими художниками.

  2. Mr.Frost Ответить

    Когда я вижу что-то красивое, созданное руками других людей, мне всегда интересно рассмотреть, выяснить, как это сделано. Недавно меня заинтересовала ростовская финифть. Что-то об эмали я знала и раньше, но мне очень захотелось разобраться подробнее в технологии производства этого уникального промысла.
    Об истории ростовской финифти писали и ранее, поэтому вкратце укажу основные важные моменты.
    Финифть — изготовление художественных произведений с помощью эмали (стекловидного порошка) на металлической подложке. Известны изделия Древнего Египта, Индии, Китая, Персии, Византии, Рима, Древней Руси, Средневековой Европы, в которых использовались цветные эмали.
    На территории Руси финифть была известна с III века. Занимались изготовлением финифти и иноки Киево-Печерской лавры, и мастера Москвы, и позднее, Санкт-Петербурга.
    Но наибольшего развития достигла школа Ростова Великого, расположенного в Ярославской области. Ростов Великий уже в XVIII веке стал крупнейшим центром эмальерного искусства и остается им по сей день.
    Изначально финифть обжигалась в русских печах, и самым сложным в производстве было удержать постоянную и очень высокую температуру. Кроме того, мастера сами готовили краски: набивали стекла, добавляли свинец и другие металлы и растирали в порошок. Производство было очень вредным, над каждой печью всегда располагалась оберегающая икона.
    Итак, как же делают финифть сейчас?
    Берется тонкий медный лист (а иногда серебряный или даже золотой), из которого вырезаются пластинки нужной формы. Пластинки отбиваются вручную, им придается определенный изгиб. Затем с двух сторон их покрывают эмалью — стекловидной массой, которая в зависимости от входящих в ее состав окисей металлов, при обжиге приобретает разные цвета. Но чаще используют эмаль белого цвета, которую так и называют “белье”. Обжиг производится несколько раз, пластина покрывается несколькии слоями эмали, пока не образуется идеально гладкая поверхность.

    Потом уже за работу принимается мастер-финифтянщик (очень мне понравилось это слово).





    В процессе создания рисунка финифть многократно обжигается, иногда, при создании очень сложных работ — до пятидесяти раз! При этом цвет эмали после обжига меняется, и настоящее мастерство художника состоит, в том числе, и в умении предугадать, как будет выглядеть роспись после обжига.
    Эмальеры работают в одной команде с ювелирами-филигранщиками, так как ростовская финифть, будучи ювелирным изделием, как правило, имеет оправу, созданную в технике филигрань. Ювелиры собирают уникальные орнаменты из медной или серебряной проволоки. Орнамент выкладывается на клей из маленьких, изогнутых вручную кусочков проволоки на бумаге в клеточку. Когда орнамент готов, его отправляют в печь, где бумага и клей сгорают, а филигрань остается.







    В произведениях ростовских мастеров связка металла и эмали неразрывна и подчинена законам гармонии. Металл является основой (базой) изделия, а роспись по эмали — его украшением и смысловым центром. Работают финифтянщики в цветочном, пейзажном, архитектурном, историческом, портретном и других жанрах. Каждое поколение художников привносит что-то свое в это искусство. Ростовская финифть практически вечна, она не тускнеет, не меняет цвет, не утрачивает блеск. Она подвергается только механическому воздействию и может просто разбиться…






















    Публикация написана на основе данных, опубликованных в интернете. Текст авторский.

  3. VanKoBep Ответить

    На фоне современного декоративно-прикладного искусства, где проявляют себя различные стили и направления, такие как гутное стекло в технике «тиффани» или мелкая художественная ковка и литье, старинная техника финифти совершенно потерялась. Сейчас все меньше людей знают, что наименование художественной эмали «финифть» имеет корни от греческого слова, обозначающего блестящий светлый камень. Наверное потому, что стеклообразное покрытие, обладающее большой прочностью и нанесенное на основу из металла напоминает расписанный самой природой минерал. Это и есть финифть, которую научились делать еще в Древней Греции, а затем и в Византии. В России этот вид искусства появился только в X веке.
    В ранние времена финифть, она же расписная эмаль использовалась для украшения благородных металлов и ценилась наравне с драгоценностями. Впервые упоминание о российской финифти было во времена правления суздальского князя Андрея. Он повелел возвести церковь, да что бы была повсюду инкрустирована эмалью и золотом.
    Искусство это было редкостным, потому секреты производства финифти сохранялись бережно и передавались строго от мастера к ученику, как величайшую ценность. Наверно поэтому школ финифти практически не осталось. Известно, что искусство финифти практиковалось в городе Ростове, а многие работы ростовских мастеров попадали в Оружейную палату для хранения. Правда изготавливались, в основном, чащи, иконы из финифти, и оклады к ним. Яркие эмалевые краски помогали восприятию образов, обрамленных сверкающими окладами. Миниатюрные образки, ладанки и складни с каноническими ликами святых стали главным продуктом Ростовского промысла.
    Известна так же Вологодская (усольская) финифть, как традиционная роспись по белой эмали. Направление появилось в XVII веке в городе Сольвычегодске, бывшем тогда в составе Вологодской губернии, потом подобной финифтью стали заниматься в Вологде. Изначально главным мотивом были растительные композиции (Основной элемент — тюльпан) нанесённые на медную основу: мастера изображали на белой эмали цветочные орнаменты, птиц, зверей, в том числе и мифологических с помощью множества красок. Однако, со временем, искусство многокрасочной эмали стало утрачиваться, его стала вытеснять однотонная финифть (белая, синяя и зеленая).
    Контрастная и колоритная финифть имеет свое происхождение и историю. На стилях ее исполнения сказались влияния множества видов искусства, в числе которых была и живопись. Свойства финифти таковы, что она сохраняет все разнообразие своих красок на протяжении веков, поскольку нарисованная особыми красками, с добавлением оксидов разных металлов и закрепленная методом обжига при температуре до девятисот градусов. В связи с чем со временем не тускнеет и не теряет своих свойств. В прикладном искусстве применяется в ювелирных украшениях, иконах, ею украшают различные декоративные вещи: статуэтки, шкатулки, столовые приборы, используется в портретной живописи. К сожалению, в последние годы, стало появляться множество подделок, где в место финифти используют наклейки покрытые лаком.
    Ценителям финифти следует знать ее особенности. Натуральная финифть долговечнее и постоянно сохраняет всю богатую палитру красок. С течением времени она не теряет блеск, не поддается воздействию воздуха, воды и света.
    Законченный вид финифти в виде готового ювелирного изделия придает ее оправа, которую изготавливает мастер по скани (филиграни).
    Сам по себе термин «филигрань» имеет латинские корни и происходит от двух слов filum — нить и granum — зерно. В России этот декоративный способ обработки металла приобрёл не только неповторимый русский колорит, но и другое название — скань (от древнерусского «съкати» — свивать, скручивать). В ювелирном деле оба понятия означают особую технику изготовления изделий путём спаивания тонкой проволоки из драгоценных металлов в узор. А уже сканные украшения дополняются финифтью, драгоценными камнями и зернью — мелкими золотыми или серебряными шариками.
    В наше время финифть производимая на ряде ювелирных предприятий имеет несколько направлений, таких как классическая портретная миниатюра и самые разнообразные композиции, среди которых, в основном, пишут пейзажи, сказочные сюжеты, на историческую тему, где присутствует русская тематика. Особого разнообразия в изделиях найти трудно. В основном это серьги, колье, кольца, подарочные наборы, шкатулки и картины с великолепными пейзажами. Выполнена она двумя видами росписи: точечной и мазковой, в зависимости от плавности перехода и четкости форм.
    Особую популярность приобрели такие способы изготовления финифти как:
    Рельефная финифть – это очень сложная технология изготовления эмали. Эмаль в жидком состоянии не удерживается на рельефах во время обжига и перетекает в более низкие его части или выгорает.
    Расписная финифть. Она выполняется красками, в состав которых входят эфирные масла. Все части рисунка наносятся с помощью обжига, соответствующего температуре плавления нового цвета. Изображение живописи часто покрывают дополнительным слоем защиты.
    Существуют и другие.
    Для светских модниц украшения из финифти имеют свою неповторимую красоту и уникальность. Тщательно подобранную финифть можно носить с вечерними платьями, коктейльными костюмами. Она великолепно смотрится не только с летними, но и с зимними нарядами. Изящные и элегантные, легкие и колоритные изделия из финифти привлекают внимание окружающих, а работа мастеров скани достойна восхищения!
    Арт Студия «Росфинифть» соединила творчество мастеров региональных художественных центров, сохранивших многообразие местных традиций, представляющих добротный фонд для ведущих школ искусства. Благодаря участию мастеров эмальеров Новгорода, Великого Устюга, Ярославля, Ростова и Костромы в создании почти всех значительных произведений декоративного искусства на столичных выставках, финифть становится популярной, а среди ее прочих образцов, форма и декор наших изделий отличается свежестью, разнообразием, выразительностью. Творческая база, тонкое чутье материала и непревзойдённый опыт которые отличали русскую школу финифти от всех европейских и азиатских школ, с успехом воплощена в изделиях нашей Арт Студии «Росфинифть».
    Ювелирная арт-студия «Росфинифть» это группа единомышленников профессионалов ювелирного промысла художественной финифти (эмали). Художники, дизайнеры и мастера-ювелиры вкладывают свой талант, труд, уникальное видение красок в развитие классической русской финифти, выводя ее на новый, качественный уровень современного дизайна, требования времени и вкусов любителей вечно цветущих роз и пионов, светлых образов святых угодников и портретов любимых людей.
    Воспользуйтесь случаем стать владельцем личного чуда и собственником прекрасного, вечного, доброго!
    Стоит заметить, что популярность российской финифти, которая используется во всевозможных ювелирных украшениях, остается на достаточно высоком уровне. В нашем интернет-магазине финифти можно приобрести оптом качественные изделия, отвечающие даже привередливому вкусу. Цены финифти можно узнать на сайте, а также посмотреть фото образцов финифти.
    Цена финифти зависит от изделия. Цена зависит от объема выполняемых работ, величины изделия и тонкостей филигранной работы. Изделия и украшения представлены для разного возраста, есть образцы для великосветских модниц и студенческих вечеринок. Будьте уверены – Все предметы с финифтью ярки, легки и красивы, их цветы не выцветут никогда, поскольку созданы на века!
    Наш девиз: «Росфинифть это русское диво, оно живо, легко и красиво!»

  4. GroundBeasher Ответить

    Когда я вижу что-то красивое, созданное руками других людей, мне всегда интересно рассмотреть, выяснить для себя, как это сделано. Недавно меня заинтересовала ростовская финифть. Что-то об эмали я знала и раньше, но мне очень захотелось разобраться подробнее в технологии производства этого уникального промысла.
    Об истории ростовской финифти писали и ранее, поэтому вкратце укажу основные важные моменты.
    Финифть – изготовление художественных произведений с помощью эмали (стекловидного порошка) на металлической подложке. Известны изделия Древнего Египта, Индии, Китая, Персии, Византии, Рима, Древней Руси, Средневековой Европы, в которых использовались цветные эмали.
    На территории Руси финифть была известна с III века. Занимались изготовлением финифти и иноки Киево-Печерской лавры, и мастера Москвы, и позднее, Санкт-Петербурга, и в других городах, но наибольшего развития достигла школа города Ростова Великого Ярославской области. Ростов Великий уже в XVIII веке стал крупнейшим центром эмальерного искусства и остается им по сей день.
    Изначально финифть обжигалась в русских печах, и самым сложным в производстве было удержать постоянную и очень высокую температуру. Кроме того, мастера сами готовили себе краски: набивали стекла, добавляли свинец и другие металлы и растирали в порошок. Производство было очень вредным, над каждой печью всегда располагалась оберегающая икона.
    Итак, как же делают финифть сейчас?
    Берется тонкий медный лист ( а иногда серебряный или даже золотой), из которого вырезаются пластинки нужной формы. Пластинки эти отбиваются вручную, так как им придается определенный изгиб, затем с двух сторон их покрывают эмалью – стекловидной массой, которая в зависимости от входящих в ее состав окисей металлов при обжиге приобретает разные цвета. Но чаще используют эмаль белого цвета, которую так и называют “белье”. Обжиг производится несколько раз, пластина покрывается несколькими слоями эмали, пока не образуется идеально гладкая поверхность.

    Потом уже за работу принимается мастер-финифтянщик (очень мне понравилось это слово).





    В процессе создания рисунка финифть многократно обжигается, иногда, при создании очень сложных работ – до пятидесяти раз!При этом цвет эмали после обжига меняется, и настоящее мастерство художника состоит в том числе и в умении предугадать, как будет выглядеть роспись после обжига.
    Эмальеры работают в одной команде с ювелирами-филигранщиками, так как ростовская финифть как ювелирное изделие, как правило, имеет оправу в технике филигрань. Ювелиры собирают уникальные орнаменты из медной или серебряной проволоки . Орнамент выкладывается на клей из маленьких, изогнутых вручную, кусочков проволоки на бумаге в клеточку. Когда орнамент готов, его отправляют в печь, где бумага и клей сгорают, а филигрань остается.







    В произведениях ростовских мастеров связка металла и эмали неразрывна и подчинена законам гармонии. Металл является основой (базой) изделия, а роспись по эмали – его украшением и смысловым центром. Работают финифтянщики в цветочном, пейзажном, архитектурном, историческом, портретном и других жанрах, и каждое поколение художников привносит что-то свое в это искусство. Ростовская финифть практически вечна, она не тускнеет, не меняет цвет, не утрачивает блеск. Она подвергается только механическому воздействию и может просто разбиться…






















    Публикация с моего сайта http://www.macrobiser.com/. Текст авторский

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *