Что такое формы слова в русском языке 3 класс примеры?

10 ответов на вопрос “Что такое формы слова в русском языке 3 класс примеры?”

  1. Hyper best Ответить

    Разные словоформы отличаются по своим морфемам — наименьшим единицам языка, имеющим значение. Из морфем складываются слова, служащие для описания объектов. Каждая единица обладает собственным значением. Но она не выполняет коммуникативные функции, в отличие от полноценного слова.
    В современном русском языке выделяются следующие морфемы:

    Корень — обязательная часть слова, составляющая его каркас. Он выражает главное лексическое значение. Его можно употребить без использования посторонних морфем. Большинство корней употребляется самостоятельно, образовывая отдельное слово. Например: клад, пакет.
    Словообразующие морфемы. В эту группу входят приставка и словообразующие суффиксы. Они помогают образовать новые выражения, изменяя их основное лексическое значение. Приставка — единица, стоящая перед корнем. Например: нос — перенос (приставка «пере-“), стройка — пристройка (приставка «при-“). Словообразовательный суффикс — единица слова, стоящая после корня. Например: стол — столик (суффикс «-ик»), медведь — медвежонок (суффикс «онок»). Особой формой суффикса является постфикс, стоящий после окончания слова. Например: умыть — умыться (постфикс «-ся»).
    Формообразующие морфемы. В эту категорию входят формообразующие суффиксы и окончания. Они изменяют только форму, сохраняя исходное лексическое значение. Окончание — морфема, указывающая на основные морфологические признаки слова (род, лицо, число, падеж). Например: система (окончание «-а-“, именительный падеж, единственное число, женский род) и системами (окончание «-ами-“, творительный падеж, множественное число). Объединяет словосочетания при помощи разных типов связей (согласование и управление). Составные имена существительные обладают несколькими окончаниями. Пример: кресла-качалки (окончания «-а-” и «-и-“). Формообразующий суффикс стоит после корня и используется для выделения времени слова. Образец: читать (инфинитив, суффикс «-ть») и читал (прошедшее время, суффикс «-л»).
    Основа. Морфема, объединяющая в себе ряд единиц, за исключением окончания и формообразующих суффиксов. Пример словоизменения: прикрыли (в состав основы входит приставка «при-” и корень «-кры-“).
    Морфемы обладают множеством особенностей, они неспособны распадаться на более мелкие частицы слова и обладают собственным звуковым сопровождением, меняющимся в зависимости от смысла.
    Все словоформы делятся на следующие разновидности:

    Внешняя — объединяет в себе словоформы, у которых изменяются ударения или произношение. Она используется для обозначения предмета без выражения его смысла. Слова, обладающие внешней формой, активно используются в литературной речи. Пример: инфлюэнция, красный (в значении красивый).
    Внутренняя — объединяет в себе неизменяемые словоформы. Она указывает на прямое значение, которое устоялось в обществе, и призвана для связывания мышления и речи человека. Образец: конь и лошадь (для каждого рода существует отдельная неизменная форма).

    Особенности формирования

    Образование форм слова происходит в большинстве случаев при помощи окончаний и формообразовательных суффиксов. Каждая словоформа располагает собственными морфологическими признаками и грамматическими значениями (для существительного — число и падеж, для глагола — число, время и лицо). Пример: кот — котов, думать — думает. Словообразование может проводиться посредством присоединения дополнительных слов. Для образования конструкции будущего времени потребуется добавить «буду», «будет», «будешь». Пример: будет играть, будешь смотреть.
    В русском языке есть слова, которые не обладают способностью изменять свою форму. Они называются не изменяемыми. В данную категорию входят все наречия и деепричастия, некоторые прилагательные и местоимения, а также служебные части речи (предлоги, союзы и частицы) и междометия. Образец: холодно (наречие), играя (деепричастие), над (предлог), и (союз), же (частица), бордо (прилагательное, обозначающее цвет), где (местоимение), ах (междометие).
    Слова, способные образовывать новые словоформы, называются изменяемыми. У каждой части речи существует только одна начальная форма:
    у существительного она стоит в единственном числе и именительном падеже: класс, принадлежность;
    у прилагательного — в единственном числе и мужском роде: красивый;
    у числительного выступает слово в именительном падеже: девять;
    у глагола выступает инфинитив: действовать, смотреть.
    Исключением выступает местоимение. Эта часть речи обладает несколькими начальными формами в зависимости от разряда. Они делятся на 3 основные группы:

  2. Swordhammer Ответить

    Прежде всего, важно понять, что каждое слово имеет ту или иную форму, т.е. определенную совокупность признаков. По этим признакам, которые могут быть отражены, например, в окончании (флексии), можно без особых усилий определить часть речи. Например, только у глаголов имеются окончания «ет», «ит», «ат», «ят», и только у причастий – суффиксы «ущ», «ющ», «ащ», «ящ».
    В форме слова заключаются различные грамматические признаки тех или иных частей речи. Например, вы можете определить у глагола вид, время, лицо, число, спряжение, переходность. А вот в грамматической форме имени существительного заключены признаки числа, падежа, склонения, рода. Так, в предложении «Ребята, любите и берегите наш язык» слово «язык» употреблено в форме винительного падежа, единственного числа.
    Форму слова можно изменить. Например, в предложении «Подготовьте реферат о значении нашего языка» слово «языка» уже употреблено в форме родительного падежа, единственного числа.
    Однако в русском языке есть слова, в которых форма слова остается неизменной всегда. Они называются неизменяемыми частями речи. У них нельзя определить ни категории лица, числа, падежа и т.д. К таким словам относятся наречия (быстро, далеко, сплошь и др.), деепричастия (увидев, посмотрев, задевая и др.). У них нет окончания, даже нулевого, так как окончание – это часть изменяемого слова.
    К сожалению, часто встречаются ошибки по выявлению слов с одной и той же формой и однокоренных слов. Вероятно, это можно объяснить тем, что в обоих случаях в словах будет один и тот же корень. Однако, изменяя форму слова, вы будете изменять лишь его окончание, а вот все оставшиеся летчик – летчики – летчику» в состав каждого слова входит корень «лет» и суффикс «чик». Следовательно, это формы одного и того же слова.
    Если же сравнить слова «водный – подводный – подводник», то можно обнаружить некоторые различия в составе слов. Несмотря на то, что во всех словах присутствует один и тот же корень «вод», состав основы у них неодинаков. В слове «водный», помимо корня «вод», в составе основы – суффикс «н», в слове «подводный» – приставка «под» и суффикс «н», а существительном «подводник» – приставка «под» и суффикс «ник». Поэтому они не являются формами одного слова. Эти слова родственные.

  3. Ragecrusher Ответить

    В русском языке форма слова образуется с использованием специальных формообразующих суффиксов, а также окончаний.
    Под формой слова понимается какой-то его новый облик, в котором:
    1) сохраняется смысл слова, то есть его лексическое значение.
    2) сохраняется основа слова – приставка, корень, суффиксы (которые не относятся к категории формообразующих).
    Примеры образования формы слова.
    1) Склонение разных частей речи по падежам (например, склонение существительных или прилагательных).
    2) Образование множественного числа у существительных, глаголов и др. частей речи.
    3) Спряжение глаголов.
    4) Образование временных форм глагола.
    5) Степени сравнения прилагательных и наречий.
    Отмечу, что ту или иную форму слова можно образовать только в том случае, если оно имеет определённый грамматический признак.
    Например:
    Существительное “молоко” употребляется только в единственном числе, форма множественного числа у него отсутствует.
    Прилагательное “деревянный” не имеет степеней сравнения, следовательно нельзя образовать форму слова для сравнительной и превосходной степени.
    Существуют слова, у которых форма слова всегда неизменна. Это:
    1) Неизменяемые части речи – несклоняемые существительные, несклоняемые прилагательные и др.
    2) Служебные части речи – предлоги, союзы, частицы и др.
    Отличие однокоренных слов и форм одного и того же слова.
    Однокоренные слова образуются с помощью приставок и суффиксов, несущие новое лексическое значение.
    Форма слова образуются с помощью окончаний и формообразующих суффиксов.
    Например:
    1) Серебро. Это материал.
    Серебряный. Это предмет / объект, который сделан из данного материала (об этом нам говорит суффикс “ян”, с помощью которого это прилагательное было образовано).
    Слова “серебро” и “серебряный” являются однокоренными и имеют разное лексическое значение.
    2) Добрый. Это личностное качество.
    Добрее. Данное слово обозначает то же самое качество, только оно проявляется в большей степени (об этом нам говорит формообразующий суффикс “ее”, с его помощью образуется сравнительная степень прилагательного).
    Слово “добрее” – это одна из форм слова “добрый”.

  4. Артистан Ответить

    ФИ____________________________________
    Прочитайте текст, вставьте разные формы слова «рыбка» и выделите в них окончания.
    Я давно мечтал о _____________. И вот наступил мой день рожденья. Просыпаюсь утром и вижу аквариум. В нём плавают четыре ___________. Одна _____________ золотая, а остальные чёрные в крапинку. Я очень обрадовался _______________.
    ФИ____________________________________
    Прочитайте текст, вставьте разные формы слова «рыбка» и выделите в них окончания.
    Я давно мечтал о _____________. И вот наступил мой день рожденья. Просыпаюсь утром и вижу аквариум. В нём плавают четыре ___________. Одна _____________ золотая, а остальные чёрные в крапинку. Я очень обрадовался _______________.
    ФИ____________________________________
    Прочитайте текст, вставьте разные формы слова «рыбка» и выделите в них окончания.
    Я давно мечтал о _____________. И вот наступил мой день рожденья. Просыпаюсь утром и вижу аквариум. В нём плавают четыре ___________. Одна _____________ золотая, а остальные чёрные в крапинку. Я очень обрадовался _______________.
    ФИ____________________________________
    Прочитайте текст, вставьте разные формы слова «рыбка» и выделите в них окончания.
    Я давно мечтал о _____________. И вот наступил мой день рожденья. Просыпаюсь утром и вижу аквариум. В нём плавают четыре ___________. Одна _____________ золотая, а остальные чёрные в крапинку. Я очень обрадовался _______________.
    ФИ____________________________________
    Прочитайте текст, вставьте разные формы слова «рыбка» и выделите в них окончания.
    Я давно мечтал о _____________. И вот наступил мой день рожденья. Просыпаюсь утром и вижу аквариум. В нём плавают четыре ___________. Одна _____________ золотая, а остальные чёрные в крапинку. Я очень обрадовался _______________.
    ФИ____________________________________
    Прочитайте текст, вставьте разные формы слова «рыбка» и выделите в них окончания.
    Я давно мечтал о _____________. И вот наступил мой день рожденья. Просыпаюсь утром и вижу аквариум. В нём плавают четыре ___________. Одна _____________ золотая, а остальные чёрные в крапинку. Я очень обрадовался _______________.
    ФИ____________________________________
    Прочитайте текст, вставьте разные формы слова «рыбка» и выделите в них окончания.
    Я давно мечтал о _____________. И вот наступил мой день рожденья. Просыпаюсь утром и вижу аквариум. В нём плавают четыре ___________. Одна _____________ золотая, а остальные чёрные в крапинку. Я очень обрадовался _______________.
    ФИ____________________________________
    Прочитайте текст, вставьте разные формы слова «рыбка» и выделите в них окончания.
    Я давно мечтал о _____________. И вот наступил мой день рожденья. Просыпаюсь утром и вижу аквариум. В нём плавают четыре ___________. Одна _____________ золотая, а остальные чёрные в крапинку. Я очень обрадовался _______________.
    ФИ____________________________________
    Составьте из слов предложения, изменяя окончания. Выделите окончания в словах-предметах.
    Новую, построили, городе, школа, в.
    Светлые, уютные, и, школа, кабинеты.
    Площадка, находится, школой, спортивный, за.
    Ведут, дорожка, аккуратные, школа, к.
    ________________________________________
    ________________________________________
    ________________________________________
    ________________________________________
    ________________________________________
    ________________________________________
    ________________________________________
    ________________________________________
    ________________________________________
    ________________________________________
    ________________________________________
    ________________________________________
    ________________________________________
    ________________________________________
    ФИ____________________________________
    Составьте из слов предложения, изменяя окончания. Выделите окончания в словах-предметах.
    Новую, построили, городе, школа, в.
    Светлые, уютные, и, школа, кабинеты.
    Площадка, находится, школой, спортивный, за.
    Ведут, дорожка, аккуратные, школа, к.
    ________________________________________
    ________________________________________
    ________________________________________
    ________________________________________
    ________________________________________
    ________________________________________
    ________________________________________
    ________________________________________
    ________________________________________
    ________________________________________
    ________________________________________
    ________________________________________
    ________________________________________
    ________________________________________
    ФИ____________________________________
    Составьте из слов предложения, изменяя окончания. Выделите окончания в словах-предметах.
    Новую, построили, городе, школа, в.
    Светлые, уютные, и, школа, кабинеты.
    Площадка, находится, школой, спортивный, за.
    Ведут, дорожка, аккуратные, школа, к.
    ________________________________________
    ________________________________________
    ________________________________________
    ________________________________________
    ________________________________________
    ________________________________________
    ________________________________________
    ________________________________________
    ________________________________________
    ________________________________________
    ________________________________________
    ________________________________________
    ________________________________________
    ________________________________________
    ФИ____________________________________
    Составьте из слов предложения, изменяя окончания. Выделите окончания в словах-предметах.
    Новую, построили, городе, школа, в.
    Светлые, уютные, и, школа, кабинеты.
    Площадка, находится, школой, спортивный, за.
    Ведут, дорожка, аккуратные, школа, к.
    ________________________________________
    ________________________________________
    ________________________________________
    ________________________________________
    ________________________________________
    ________________________________________
    ________________________________________
    ________________________________________
    ________________________________________
    ________________________________________
    ________________________________________
    ________________________________________
    ________________________________________
    ________________________________________

  5. *_* ДиМаСиК *_* Ответить

    (1) – имя существительное, которое имеет нулевую флексию как показатель второго склонения и употребляется в именительном падеже, единственном числе, мужском роде;
    (2) – глагол, флексия -ет указывает на принадлежность к первому спряжению, единственному числу, третьему лицу;
    (3) – предлог, который не имеет словоформ;
    (4) – имя прилагательное, имеющее флексию -ом, указывающую на предложный падеж, единственное число, средний род;
    (5) – имя существительное, которое имеет флексию -и как показатель предложного падежа, единственного числа, среднего рода.
    Теперь нужно разобраться с формами данных слов.
    Группы слов ветра – ветру – ветре, дует – дуем – дуете, западном – западного – западному, направления – направлении – направлению могут быть отнесены к словоформам. Группы ветер – ветряной – безветренный, дует – задует – поддувает, западное – запад – прозападный, направление – направить – перенаправить являются однокоренными словами, принадлежащими к разным частям речи и образованными приставочным, суффиксальным или приставочно-суффиксальным способом.

    Если необходимо указать форму слова, следует обратить внимание на окончание. Именно по флексии можно судить о том, какие грамматические категории имеет лексема. При этом не стоит забывать, что слова с одним корнем будут иметь разные формы.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *