Что такое гетто во время великой отечественной войны?

14 ответов на вопрос “Что такое гетто во время великой отечественной войны?”

  1. d.kolya Ответить

    Гетто – Фотографии Слово “гетто” произошло от названия еврейского квартала в Венеции, учрежденного в 1516 году. Во время Второй мировой войны гетто являлись городскими кварталами (как правило, огороженными), куда гитлеровцы сгоняли еврейское население, и где евреи жили в самых нищенских условиях. Гетто предназначались для изоляции евреев — они не только отделяли еврейские общины от нееврейского населения, но и разрушали связи между самими еврейскими общинами. Власти Германии и стран фашистского блока основали более 800 гетто по всей восточной Европе. По меньшей мере миллион евреев были заперты в гетто в течение войны.
    Гитлеровцы считали гетто временной мерой для изоляции евреев и установления контроля над ними. Во многих местах проживание евреев в гетто продолжалась сравнительно недолго. Некоторые гетто просуществовали всего несколько дней, другие — месяцы, а то и годы. С конца 1941 года, по мере реализации “Окончательного решения еврейского вопроса” (плана по уничтожению всех европейских евреев), немцы постепенно ликвидировали большинство гетто. Немцы и их союзники либо расстреливали жителей гетто и хоронили их в вырытых неподалеку общих могилах, либо отправляли — как правило, на поездах — в лагеря смерти. Небольшую часть евреев германская полиция и СС отправляли в лагеря принудительного труда и концентрационные лагеря.
    Многие гетто (расположенные в основном на территории оккупированной восточной Европы) были огорожены стенами или заборами из дерева и колючей проволоки. Евреев отправляли в гетто целыми семьями, включая стариков и маленьких детей. Гетто были переполнены людьми, внутри царила антисанитария. Истощение, хроническая нехватка пищи, одежды, лекарств и всего остального, жестокие зимние холода, отсутствие необходимых коммунальных услуг — все это приводило к многочисленным вспышкам эпидемий и необычайно высокой смертности. Многие тысячи евреев погибли в гетто. Те, кто выжил, мучались от страха и изолированности от внешнего мира.
    Самым крупным на территории Польши было Варшавское гетто, где примерно 450 000 евреев теснились на участке площадью в 3,3 квадратных километра. Другие крупные гетто располагались в городах Лодзь, Краков, Белосток, Львов, Люблин, Вильнюс (Вильно), Каунас (Ковно), Ченстохов и Минск. Десятки тысяч евреев из западной Европы также были отправлены в гетто на востоке.
    Нацисты заставляли евреев носить идентификационные знаки и нарукавные повязки, а также принуждали многих евреев отбывать трудовую повинность на благо Германского рейха. Повседневная жизнь гетто управлялась назначенным фашистами еврейским советом (юденратом) и еврейской полицией, от которых гитлеровцы требовали поддерживать порядок в гетто и содействовать депортациям в лагеря смерти.
    В ответ на притеснения евреи предпринимали различные попытки сопротивления. Подпольная деятельность — контрабандные поставки в гетто оружия и продовольствия, организация молодежных движений или тайное проведение культурных мероприятий — зачастую не санкционировалась юденратами (хотя во многих случаях еврейские советы фактически поддерживали культурную деятельность).
    В некоторых гетто члены еврейского Сопротивления поднимали вооруженные восстания. Самым крупным было восстание в Варшавском гетто весной 1943 года. Произошли также отчаянные мятежи в Вильно, Белостоке, Ченстохове и некоторых небольших гетто. В августе 1944 года нацисты уничтожили последнее крупное гетто — в городе Лодзь.
    В Венгрии изоляция евреев в гетто началась только весной 1944, после вторжения Германии и оккупации страны. Меньше чем за три месяца венгерская полиция, действуя совместно с немцами, депортировала около 440 000 евреев из венгерских гетто. Большинство из них были направлены в лагерь смерти Освенцим (Аушвиц-Биркенау). В столице Венгрии Будапеште евреи были помещены в специально помеченные дома (так называемые “дома со звездой Давида”). В ноябре 1944 года, после прогерманского переворота, венгерская фашистская партия “Скрещённые стрелы” официально создала в Будапеште гетто. Около 63 000 евреев были заключены на участке площадью 0,26 квадратных километра. 25 000 евреев, имевших защитные паспорта (выданные нейтральными государствами), были помещены в так называемое “международное гетто”, расположенное в другом районе города. Изоляция венгерских евреев в гетто прекратилась в январе 1945 года, когда советские войска освободили Будапешт.
    Во время Холокоста гетто служили промежуточным этапом в нацистском плане порабощения, дегуманизации и массового уничтожения евреев.
    Во время Холокоста гетто были важным шагом в нацистском процессе контроля, жестокости и массового уничтожения евреев.

  2. yura stepanov Ответить

    Смотреть что такое “Гетто” в других словарях:

    ГЕТТО — (итал. ghetto). Прежде в Риме и других, итальянских и восточных городах, кварталы, в которых имели право жить евреи. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ГЕТТО итал. ghetto. Еврейский квартал в Риме и… … Словарь иностранных слов русского языка
    Гетто — часть города, выделенная для обособленного проживания населения. В период II мировой войны фашистской Германией гетто были созданы в целях уничтожения еврейского населения… Источник: СПРАВОЧНИК О МЕСТАХ ХРАНЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ О НЕМЕЦКО ФАШИСТСКИХ… … Официальная терминология
    ГЕТТО — (итальянское ghetto), кварталы, выделявшиеся в средние века в странах Западной и Центральной Европы для проживания евреев. Во время 2 й мировой войны гетто были созданы нацистами в ряде городов Восточной Европы и превращены в лагеря уничтожения.… … Современная энциклопедия
    ГЕТТО — (итал. ghetto) часть города, выделявшаяся в средние века в странах Зап. и Центр. Европы для изолированного проживания евреев. Во время 2 й мировой войны гетто были созданы нацистами в ряде городов Вост. Европы и превращены в лагеря уничтожения .… … Большой Энциклопедический словарь
    гетто — квартал, трущоба Словарь русских синонимов. гетто сущ., кол во синонимов: 3 • гарлем (1) • квартал … Словарь синонимов
    Гетто — (итальянское ghetto), кварталы, выделявшиеся в средние века в странах Западной и Центральной Европы для проживания евреев. Во время 2 й мировой войны гетто были созданы нацистами в ряде городов Восточной Европы и превращены в лагеря уничтожения.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
    ГЕТТО — (ит. ghetto) в XIV XIX вв. часть города, выделявшаяся в странах Западной и Центральной Европы для изолированного проживания евреев. Во время Второй мировой войны Г. были созданы нацистами в ряде городов Восточной Европы и превращены в лагеря… … Юридический словарь
    ГЕТТО — ГЕТТО, нескл., ср. В нек рых странах: особые городские кварталы, за пределами к рых не имеют права селиться представители дискриминируемых расовых или религиозных групп. Негритянские г. Еврейские г. (в Европе при фашизме). Толковый словарь… … Толковый словарь Ожегова
    ГЕТТО — (от итал. ghetto еврейский район в Венеции) англ. ghetto; нем. Ghetto. 1. В период средневековья часть города, выделенная для проживания евреев. 2. Район города, в к ром селятся дискриминированные национальные меньшинства. Antinazi. Энциклопедия… … Энциклопедия социологии
    Гетто — (итал. ghetto, getto) часть города, отведенная для принудительного поселения людей, дискриминируемых по национальному, расовому или религиозному признакам. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010 … Политология. Словарь.
    гетто — Район города, в котором селятся национальные меньшинства; исторически территория, где в европейских городах еще со средних веков селилось еврейское население … Словарь по географии

  3. evk-raven Ответить

    Жителей гетто принуждали к выполнению тяжёлых и малооплачиваемых работ. Издевательства и убийства узников на закрытых территориях были обычным явлением. С ухудшением ситуации на фронте нацисты практически прекратили поставки продовольствия в гетто — люди стали умирать от голода.
    С января 1942 года жизнь в восточноевропейских гетто изменилась. Нацисты вывозили жителей в неизвестном направлении — решение об уничтожении еврейского населения держалось в секрете.
    Евреев убивали и раньше: специальные отряды — айнзатцгруппы — целенаправленно занимались уничтожением тех, кто, по мнению нацистов, не обладал достаточной «чистотой крови». Но с начала 1942 года этот процесс приобрёл промышленные масштабы: строились новые (Треблинка) и расширялись уже действующие (Освенцим) концлагеря, прошёл испытания газ «Циклон Б», на Восточном фронте айнзатцгруппы отработали новые «полевые» способы убийств — массовые расстрелы и уничтожение людей в передвижных газовых камерах. Гетто стали рассматривать только как накопители, население которых следует распределить по лагерям смерти и там уничтожить.

    Белостокское гетто
    © HolocaustResearchProject.org
    С весны 1942 года начался процесс ликвидации гетто: население эшелон за эшелоном отправляли в лагеря, а условия жизни тех, кто остался в гетто, становились абсолютно невыносимыми.
    Депортируемым обычно объявляли, что их перевозят на новое место, где они будут работать. Поначалу жителей гетто удавалось таким образом обмануть, однако родственники и друзья депортированных не получали от них писем, стала доходить информация и посредством сарафанного радио. После этого жители гетто пытались избегать «поездок на новое место», началась фаза принудительной депортации.
    В небольших гетто в сельской местности немцы справлялись усилиями айнзатцгрупп и предателей, которые уничтожали людей прямо на месте.

    «Смерть немцам!»

    Не все из тех, кто понимал, что их ожидает в Освенциме или Треблинке, покорно принимали свою судьбу. Первое из известных крупных восстаний в гетто произошло в сентябре 1942 года в Лахве (Брестская область Белоруссии). Здесь были размещены около 2 тыс. человек, и нацисты не планировали возиться с депортацией, рассчитывая уничтожить всех на месте.
    Однако жители Лахвенского гетто уже знали от местных крестьян, что неподалёку для них приготовлены рвы. Отряд убийц они встретили вилами и топорами. В бою с карателями погибла почти половина жителей гетто. Но около 1 тыс. человек сумели скрыться в брестских лесах.
    12 октября 1942 года ожесточённое сопротивление немцам и их пособникам из числа украинских коллаборационистов оказали жители Мизочского гетто (Ровенская область Украины).

  4. taiv Ответить

    В силу того, что еврейская жизнь имеет по своей природе общинный характер, евреи всегда стремились поселиться компактно. После разрушения Храма и рассеяния евреи разных стран в большинстве своем жили обособленно.
    В истории гетто можно условно различить два периода: до устройства римского гетто в 1555 г. и после него.
    Первый период характеризуется тем, что, наряду с еврейскими кварталами, устроенными по приказанию властей, существовали — а в некоторых странах и преобладали — гетто, где евреи селились по собственной воле. В средневековой Европе, например, гетто имело то преимущество, что жители находились под защитой окружавших его стен. Власти обычно не вмешивались во внутреннюю жизнь евреев.
    В 1555 году Римский папа Павел IV издал буллу, где было сказано: «В Риме и прочих городах папских владений евреи обязаны жить совершенно изолированно от христиан, в помещении или на улице, где имелись бы один вход и выход; лишь одну синагогу они могут иметь, и никакой земли они не должны унаследовать». Папа назначил для гетто несколько узких улиц по левому берегу Тибра, куда обязал переселиться евреев. Жители не имели права покидать пределы гетто в ночное время и в дни христианских праздников. Выходить на территорию города они должны были в специальных желтых шляпах.
    Римское гетто состояло из двух частей — более аристократической и бедной, которая часто затоплялась во время наводнений при разливах Тибра. Сплошная стена отделяла район от остального города. Недалеко от входа был поставлен крест с надписью из книги пророка Исайи(Иешаяу 65:2): «Весь день я простираю руки к народу непокорному» — для обозначения скорби церкви по поводу еврейского «неверия».
    По мнению путешественников, посещавших римское гетто, нельзя было представить себе более нездорового места, чем эти тесные улицы с многоэтажными домами (не принадлежавшими евреям; хозяева-христиане назначали высокие цены за квартиры) и усеянные лавочниками и ремесленниками, сотнями сидящими за работой на улицах. Только в 1814 году папа Пий VII разрешил немногим евреям жить вне гетто, и лишь в 1870 г. Римское гетто было упразднено.
    Подобные районы существовали и в других итальянских городах — Флоренции, Турине, Пизе, Генуе, Неаполе.
    Гетто других европейских стран — например, Германии и Австрии — не носили такого отпечатка унижения и стеснения, как в Италии. В Вене, например, в XVI в. возникло особое еврейское поселение, соединенное мостом с остальным городом.
    Система еврейских гетто была упразднена в период наполеоновских войн. Император Франции вводил в завоеванных странах принципы гражданского права, которые не допускали возможность дискриминации.
    В Российской империи гетто, как таковое, практически не существовало. В XVIII веке появилось ограничение, известное под названием «черта еврейской оседлости» — запрет евреям селиться на обширной части территории страны, где, в основном, находились крупные города. Исключение составляли территории Речи Посполитой, отошедшие к России в конце XVIII — начале XIX века, где гетто сохранились в нескольких городах, и вплоть до 1862 было ограничено право поселения евреев вне специально отведенных улиц.

    Гетто во время Второй Мировой войны [↑]

    В период Второй мировой войны (1939-1945) словом «гетто» стали называть своего рода концентрационные лагеря, куда переселяли евреев с целью уничтожения.
    Процесс организации гетто обычно проходил в два этапа. Сначала нацисты формально отделяли евреев от остального населения и запрещали им менять место жительства, появляться без специальных опознавательных нашивок, пользоваться общественным транспортом, ходить по центральным улицам, продавать и покупать недвижимое и другое имущество и т.д.
    На втором этапе их переселяли в гетто — отгороженную охраняемую территорию (часть города), откуда было запрещено выходить без специального разрешения. Помещенных сюда евреев использовали на тяжелых принудительных работах. Постепенно их отправляли в «лагеря смерти», где убивали в газовых камерах.
    Всего на оккупированных нацистами территориях было организовано около 1150 гетто. Наиболее крупные из них — Варшавское (450 тыс. человек), Лодзинское (204 тыс. человек), а на территории СССР — Львовское (100 000 человек) и Минское (около 80 000 человек).

    Жизнь в нацистских гетто [↑]

    Условия жизни в гетто были нечеловеческими: страшная скученность, голод, антисанитария, почти полное отсутствие лекарств. В Варшавском гетто, например, евреев набивали по 13-15 человек в комнату, а одному жителю гетто в Гродно полагалось не более 1 квадратного метра жилья. Узники получали мизерный паек, мучались от холода, вшей, отсутствия канализации и водопровода, гнойных ран, непосильного труда. За любое неповиновение людей расстреливали на месте. Евреям-врачам запрещено было оказывать медицинскую помощь; а при угрозе эпидемии обычно убивали всех жителей гетто.
    Но и в этих условиях евреи пытались помочь друг другу. Иногда удавалось нелегально доставать продукты — покупать или выменивать их у местного населения. Например, в Вильнюсском гетто какое-то время ввозили телеги с продуктами, купленными у литовцев, маскируясь вывозом мусора или умерших узников. В некоторых гетто евреи выращивали овощи, устраивали благотворительные столовые. В Варшаве, Белостоке и других местах была организована поддержка части людей едой и одеждой, а в гетто Щучина обеспечивали больных горячим супом. В большинстве гетто были организованы бани; врачи тайком лечили больных, существовали подпольные школы для детей, ешивы, устраивались культурные мероприятия — спектакли и концерты, которые помогали людям спастись от отчаяния.
    Функции самоуправления исполняли юденраты — еврейские советы, принудительно создававшиеся фашистами. Обязанные реализовать приказы оккупантов, они были своего рода заложниками, отвечающими за все, что происходило в гетто. За неподчинение члены юденратов немедленно истреблялись. Так, в Львовском гетто из четырёх председателей трое были расстреляны, в Минском — двое, в Вильнюсском — двое председателей и ещё несколько членов юденрата. В Лидском гетто, Монастырщине и Хиславичах первые юденраты были расстреляны в полном составе.
    Нередко члены юденрата кончали жизнь самоубийством в отчаянии от невозможности помешать убийствам узников и их депортации в лагеря смерти. Так, узнав о депортациях, покончил с собой Адам Черняков — глава Варшавского гетто.
    Во многих гетто существовали подпольные организации, призывавшие к вооруженному сопротивлению фашистам. Самое широкое и острое сопротивление было в Варшаве весной 1943 года. Для подавления восстания немцам пришлось использовать армию. В ходе боев еврейское население было полностью истреблено, а само гетто сравнено с землей.

    Небывалый в истории размах антисемитизма [↑]

    Никогда в истории не было такого размаха антисемитизма, как во время уничтожения евреев в нацистских гетто и лагерях смерти. Ненависть и жестокость просвещенных арийцев при молчаливом согласии всего мирового сообщества унесла жизни более 6 миллионов евреев, из них — полтора миллиона детей. Пусть сотрется сама память об этих злодеях из человеческой истории!

  5. denis7797 Ответить


    См. ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ В ЕВРЕЙСКОМ ГЕТТО. ВМВ. Часть 1
    Медико-санитарное обслуживание
    На оккупированной территории нехватка местного медицинского персонала была очевидной. Часть медицинских работников была призвана в армию или эвакуирована. Оставшиеся по разным причинам евреи-врачи, удельный вес которых был весьма высок и до оккупации, составляли от 30 до 75% квалифицированного медицинского персонала и аптечных работников большинства городов Украины, Белоруссии и Прибалтики. Тем не менее с осени 1941 г. подавляющее их большинство изгоняется из всех медицинских учреждений и лишается права обслуживать нееврейское население. Одновременно они становятся сотрудниками еврейских больниц и других медицинских учреждений гетто.
    В некоторых городах (например, в Барановичах) именно врачи стали одними из первых жертв массовых расстрелов. Однако оккупанты вскоре оценили важность этой категории работников для нужд оккупационного режима. Этому в немалой степени способствовала высокая квалификация еврейских врачей.
    Евреям запрещали пользоваться городскими поликлиниками. Обеспечить медицинскую помощь в гетто удавалось не всегда. Узникам Калуги было отказано не только в открытии амбулаторного пункта в гетто, но и в медикаментах. В более крупных гетто открывались больницы. Очень часто за пределами гетто оказывались все или почти все больницы и другие медицинские учреждения, даже те из них, где евреи-медики работали в первые месяцы оккупации до переселения в гетто (так было во Львове, Одессе, Белостоке и других местах). Еврейским врачам запрещали брать из них в гетто не только оборудование, но и медикаменты, бинты, вату. Более того, в ходе контрибуций изымались даже личные медицинские инструменты врачей гетто. При отсутствии лекарств, бинтов и ваты врачи умудрялись не только лечить от тифа и других болезней, но даже выполнять небольшие операции в совершенно неприспособленных помещениях.
    Невозможность соблюдать элементарные правила личной гигиены обуславливалась практически полным отсутствием водопровода и канализации в гетто. Изнурительный физический труд создавал непосредственную угрозу не просто здоровью, но и жизни обитателей гетто. В первые месяцы (особенно зимой) на оккупированной территории смертность узников была чрезвычайно высокой. В ряде гетто (например, в Транснистрии) вспыхнули эпидемии. В том, что эти эпидемии не стали массовыми, а смертность удалось свести к минимуму, – огромная заслуга еврейских медиков. В Пружанах врачи смогли остановить эпидемию и скрыть ее от оккупантов. Летом 1942 г. медицинским работникам гетто Гродно ценой неимоверных усилий удалось предотвратить распространение дизентерии. В Вильнюсе была проведена серия профилактических мероприятий среди детей и взрослых.
    Помогала и солидарность медиков разных национальностей. Исключительным был подвиг русского врача Жукова, оказавшегося в гетто Велижа Смоленской области по своей воле вместе с женой и тремя детьми. Он бескорыстно лечил всех больных.
    Руководство юденратов всемерно содействовало профилактическим и санитарным мероприятиям. На территории Транснистрии наиболее эффективно работали медицинские подразделения жмеринского и джуринского гетто. Смертность узников была здесь самой низкой в Транснистрии (лишь 9% от численности еврейского населения). В целом же в условиях гетто уровень смертности узников превосходил в 4-10 раз смертность остального населения.
    Согласно нацистской теории о недопустимости воспроизводства “еврейской расы”, с середины 1942 г. на оккупированной советской территории действовал приказ о запрещении родов в гетто. Молодая мать и ее ребенок, а также все члены семьи подлежали уничтожению. Позднее гитлеровцы распространили действие этого приказа на всех проживающих в одном доме с роженицей, а затем ввели принцип коллективной ответственности: юденрат и все гетто могли быть расстреляны за нарушение этого приказа. Так, за сокрытие фактов родов и проведенные аборты были расстреляны лучшие врачи каунасского гетто. Тем не менее, врачи (например, в Шауляе) скрывали от оккупантов факты родов; отказывались умерщвлять младенцев; предоставлять списки беременных. Лишь по просьбе самих женщин врачи способствовали преждевременным родам со смертельным исходом.
    Религиозная, культурная и педагогическая деятельность
    Предметы культа, здания синагог и еврейских религиозных учебных заведений стали особыми объектами ненависти нацистов и их пособников. Почти повсеместно разрушались синагоги; оккупанты открыто издевались над верующими. Ничего подобного не делалось по отношению к представителям других конфессий. Отношение к иудаизму на советской территории было более нетерпимым, чем в других странах, включая Польшу. Из 5 округов, вошедших в генерал-губернаторство, раввинаты были разрешены в четырех (за исключением дистрикта “Галиция”).
    Все синагоги и молитвенные дома были разрушены либо использованы для хозяйственных нужд (в этом подходы нацистов мало отличались от практики использования культовых зданий при советской власти). Однако этот процесс сопровождался сожжением священных книг и разграблением имущества, а также показательными издевательствами над служителями культа и верующими. В местечке Любавичи Смоленской области (оккупанты называли его “святой город Иеговы, раввинов и ритуальных убийств”) они подвергли жестоким пыткам десятки стариков. Их публично избивали, заставляли танцевать на свитках Торы, выдергивали волосы из бороды. Все они были затем расстреляны. Оккупанты повсеместно запретили кошерный забой скота; заставляли религиозных людей брить бороды и пейсы.
    Роль религиозных лидеров в жизни гетто и еврейской общины в целом была достаточно высока. Так, во Львове почти все раввины города оказались в оккупации. Некоторые из них были убиты уже в первых погромах летом-осенью 1941 г. В отдельных случаях раввины становились во главе или избирались членами юденратов. Однако в большинстве случаев они оставались неформальными лидерами, к мнению которых прислушивались не только верующие. Как показано выше, при их активном участии именно достойные люди становились во главе юденратов. К раввинам обращались за советом – составлять ли списки людей, которые требовали немцы. Мнения их были разные, но большинство склонялось к тому, что во имя сохранения жизни большинства следует выполнить; приказ нацистов. Обращает на себя внимание, что мало кто из религиозных лидеров пережил оккупацию.
    Несмотря на неимоверно тяжелые условия, религиозная жизнь в гетто продолжалась. В структуре юденратов отделы религии были невозможны. Однако некоторые вопросы религиозной жизни решались в отделах культурной деятельности. Во Львове полулегально была возобновлена деятельность раввинского суда, регистрировавшего браки и разводы (по требованию властей, “арийские жены”, перешедшие в иудаизм, и их дети только после развода получали право не жить в гетто).
    В вильнюсском гетто работали две йешивы (еврейские религиозные учебные заведения), в которых обучались 200 учеников. Также полулегально шло обучение небольшого количества учащихся религиозным дисциплинам во львовском гетто.
    В больших и малых гетто проводились нелегальные службы. Некоторые религиозные мероприятия проводились под видом культурных. По вечерам в уголках холодных, неотапливаемых бараков собирались на молитву религиозные евреи. В ряде гетто (прежде всего в Транснистрии, Нальчике) удавалось соблюдать обряды при похоронах.
    Несколько мягче было отношение к иудаизму у румынских оккупационных властей. В гетто Кишинева евреям формально не запрещалось исполнять религиозные обряды, были открыты две синагоги. В гетто Жмеринки и Джурина евреи ежедневно собирались в молитвенных домах, причем, помимо религиозных целей, встречи в синагоге позволяли узникам получать необходимую информацию как о внутренней жизни гетто, так и обстановке на фронте. В некоторых гетто местные евреи и депортированные из Бессарабии и Буковины молились раздельно.
    В отличие от территории Польши, культурная жизнь и образование были разрешены оккупантами лишь в нескольких гетто. Так, в Вильнюсе работали театр; два хора (на идише и иврите); оркестр, которому разрешали исполнять произведения только арийских композиторов; детские и юношеские клубы, при которых работали кружки по истории, драматургии, литературе, рукоделию и другие. Дети ставили спектакли на исторические темы, умело обыгрывая современные события. Были открыты: архив (он собирал все официальные и неофициальные документы о жизни гетто); музей, комплектовавшийся коллекциями умерших, погибших и эвакуированных, а также спортивная и музыкальная школы, книжный магазин. При вильнюсском юденрате был создан союз писателей и артистов. Регулярно проходили концерты, на которых выступали музыканты и чтецы.
    Издавались “Известия гетто” (в гетто на территории СССР было разрешено еще только два издания – “Еврейская газета” в Черновцах и информационный листок во львовском гетто “Сообщения еврейского совета Лемберга еврейской общине”).
    Другим важным культурным центром еврейской жизни была Жмеринка, находившаяся в румынской зоне оккупации. В гетто работали детский сад и средняя школа, имелся театр, школьники проводили конкурсы “изящества и красоты”. Здесь также издавались (но нелегально) информационные листки на румынском и немецком языках.
    Одним из главных событий культурной жизни некоторых гетто стали театры. Театр гетто Вильнюса работал ежедневно или через день. В течение 1942 г. на 120 его представлениях побывало 38000 зрителей. В Жмеринке также был организован театр, где выступали бывшие артисты Черновицкого еврейского театра.
    Первым культурным учреждением, открытым в гетто Вильнюса, стала библиотека. Она насчитывала около 100000 томов и даже занималась комплектованием библиотек в трудовых лагерях и других гетто, куда попадали жители Вильнюса.
    Еврейские дети были лишены права на любое образование. В немногих гетто школы работали нелегально или полулегальным образом и достаточно короткий промежуток времени. В гетто Несвижа в Белоруссии была создана начальная школа. Помещения для нее не было. Дети приходили на занятия прямо на дом к учителям, В школе изучались арифметика, письмо, чтение, история и география. Занятия здесь велись на русском языке.
    Школа вызывала особую гордость узников гетто Вильнюса. Число учеников охватывало 2/3 юных узников школьного возраста. Занятия велись на идише. Любопытно, что немецкий язык не был обязательным предметом. Зато изучали иврит, арифметику, географию, общую и еврейскую историю, латынь, физику.
    В Каунасе по инициативе юденрата школы открылись в обоих гетто в декабре 1941 г., но легально просуществовали лишь до августа 1942 г. Они были преобразованы в ремесленные училища, затем (после ликвидации гетто) открылись при рабочих мастерских. В рижском гетто также были организованы школа, детский сад и интернат.
    Дети учились, несмотря на холод и голод, отсутствие учебников и письменных принадлежностей.
    Принудительные работы
    В специальном распоряжении главы министерства по делам оккупированных Восточных территорий А. Розенберга от 16 августа 1941 г. говорилось об обязательном привлечении евреев обоего пола в возрасте от 14 до 60 лет к принудительным работам. Все трудоспособные евреи указанного возраста выполняли их еще до переселения в гетто или трудовой лагерь. Это были, как правило, самые грязные и тяжелые работы. Нередко они носили бессмысленный характер и сопровождались издевательствами и побоями, преследуя цель унизить человеческое достоинство евреев и показать их бесправное положение.
    Узников задействовали на восстановлении разрушенных зданий, проведении ремонтных и погрузочных работ. Их привлекали к расчистке улиц от развалин, разгрузочным и погрузочным работам, мытью вагонов, машин и военной техники, чистке мостовых, уборке подсобных помещений.
    Узники гетто переносили неразорвавшиеся авиабомбы, разбирали завалы; занимались зимой расчисткой снега на железнодорожных путях; привлекались к ремонту дорог и мостов; сооружению бетонных дотов.
    Главным предназначением евреев был изнурительный физический труд, в котором было занято подавляющее большинство узников. Обычно они работали по 10-14 часов на самых тяжелых работах.
    Сначала на такие работы выгоняли мужчин, затем и женщин. Лишь незначительная часть узников была задействована на уборочных работах на территории гетто.
    Вскоре рабочие колонны стали вывозить на работы за пределы гетто.
    При незначительной оплате труда или даже ее отсутствии работа за пределами гетто давала единственную возможность обмена вещей на продукты питания, кражи товаров первой необходимости и установления контактов с внешним миром.
    Переселение евреев в “закрытые” гетто приводило к возникновению новых форм трудовой деятельности узников. Именно они были вынуждены ограждать его колючей проволокой, деревянным забором или каменной стеной.
    В военной зоне оккупации евреев привлекали прежде всего к неквалифицированному физическому труду. Оккупанты активно использовали на самых тяжелых работах евреев, эвакуированных в станицы Краснодарского края.
    Потребность в использовании еврейских квалифицированных трудовых ресурсов в зонах немецкой военной и гражданской администрации отчасти влияла на последовательность уничтожения еврейского населения на территории СССР. Одной из первоочередных задач оккупационного режима было скорейшее открытие ремесленных мастерских и предприятий сферы обслуживания. Отсутствие или недостаток квалифицированных рабочих вынуждал власти использовать еврейских специалистов. Еще накануне или после первых расстрелов в немецкой зоне оккупации на территории Украины, Белоруссии и России нацисты отбирали таких специалистов (сапожников, кузнецов, портных) и помещали в отдельное огороженное помещение или здание. Их труд оккупанты использовали от недели до нескольких месяцев, а иногда и в течение полутора лет.
    Вплоть до весны-лета 1943 г. евреи работали на предприятиях, обслуживавших потребности вермахта в Минске. Необходимость столь интенсивного и продолжительного использования труда евреев объяснялась прежде всего отсутствием местных кадров. Эта же проблема остро вставала и на других оккупированных территориях.
    Ситуация с использованием принудительного труда узников была непосредственно связана с экономической деятельностью данного гетто, организацией производства в том или ином населенном пункте, использованием еврейской рабочей силы. Она во многом зависела от политики оккупационных и местных властей в еврейском вопросе; роли и количества еврейских и иных квалифицированных рабочих кадров в данном регионе; экономического положения в нем; ситуации на фронте.
    Продолжительность существования того или иного гетто (если не принимать во внимание положение на фронте и настойчивость карательных органов) чаще всего зависела от вклада еврейских рабочих в немецкую военную экономику. Менее значимым, хотя и весьма существенным было отношение к судьбе гетто местной администрации (этот вопрос решался иногда с помощью взяток, которые могли лишь отсрочить ликвидацию части узников или уменьшить количество жертв). Еще одним важным моментом можно считать наличие связей с местным населением и готовность его представителей участвовать в хозяйственной жизни гетто. Здесь были задействованы не только такие ресурсы, как заинтересованность вермахта и гражданской администрации в обеспечении экономических нужд военного и гражданского населения, но и личный интерес частных предпринимателей, в том числе немцев.
    Вторым важным ресурсом выживания стала организация различных производств и мастерских. Эта деятельность опиралась на надежду руководителей юденратов доказать властям “полезность” и “эффективность” всей еврейской рабочей силы, а не одних лишь квалифицированных рабочих и ремесленников. Именно в этом многие руководители юденратов видели единственную возможность избежать массовой депортации.
    Оккупационные власти в конце 1941-начале 1942 г, под влиянием того, что война против СССР явно затягивалась, стали обращать большее внимание на экономические ресурсы и производственный потенциал гетто. Первоначально евреи активно использовались за пределами гетто. Например, в Белостоке на отдельных фабриках работали тысячи узников. Руководители юденратов Минска, Львова и Вильнюса пытались убедить оккупационные власти в целесообразности использования еврейской рабочей силы на созданных в этих городах многочисленных ремонтных заводах и складах вооружений, горючего и продовольствия. Здесь, как и в Смоленске, находились важные железнодорожные узлы, которые также нуждались в рабочей силе. Вот почему экономическая деятельность большинства узников была сосредоточена в так называемых рабочих отрядах, которые ежедневно направлялись на производство.
    В конце марта 1942 г. число трудоспособных евреев только в Минске составляло 20 тысяч человек. Большинство из них было занято на предприятиях и в мастерских вермахта. В апреле 1943 г. евреи составляли более 18% всего трудоспособного населения города.
    По инициативе оккупационных властей в некоторых гетто открывались государственные предприятия и артели. Они возникали прежде всего в гражданской зоне оккупации. Только в западных районах Белоруссии было создано свыше 100 предприятий, на которых трудились около 20000 рабочих. Они производили самые разнообразные товары (фурнитуру, конскую сбрую, химическую продукцию и электрооборудование, а также одежду, шапки, текстиль), зачастую являясь “монополистами” в регионе, что значительно облегчало сбыт через оптовых покупателей.
    Главной целью юденратов при организации производств являлось максимальное увеличение числа рабочих мест с целью избежать депортации нетрудоспособных. Во Львове юденрат добился разрешения на создание так называемых “трудовых коммун” из дорожных рабочих, швейников и портных
    В создании производств с привлечением узников гетто активно участвовали немецкие предприниматели, почувствовавшие возможность неплохо заработать на дешевой еврейской рабочей силе. По их инициативе был создан ряд крупных предприятий в разных частях Львова: оружейный завод
    фабрика по переработке и сбыту утильсырья, которая была единственной в Галиции и где трудились тысячи евреев; мастерские по починке одежды и пошиву обмундирования для немецкой армии; столярные, слесарные, механические железнодорожные.
    В Вильнюсе первоначально были созданы многочисленные мастерские для нужд самих узников. Особенно активно работали те, кто был связан со строительством, расчисткой и реконструкцией зданий. Число мастерских и занятых в них работников на территории гетто постоянно росло.
    В середине 1943 г. общий оборот белостокского гетто составлял миллионы рейхсмарок. Немецкие частные предприниматели основывали в гетто своего рода индустриальные комплексы по производству мебели и кожаных товаров. В гетто было два военных производства, резко возрос выпуск товаров для нужд самих узников, включая продукты питания. Они работали в примитивных условиях, им не хватало сырья, часть мастерских действовала нелегально и была закрыта по приказу гестапо. Производительность труда рабочих гетто постоянно возрастала.
    Во многих городах (например, в Моздоке) утаивалось сырье и часть продукции. Нелегальная экономика (зачастую с ведома, а иногда – и при участии еврейских советов) служила основой выживания узников гетто. Юденраты были естественными монополистами в регулировании цен на продукцию внутри гетто; они получали часть средств от частных предпринимателей и распределяли их на выплату зарплаты и социальные нужды.
    Производства в целом ряде гетто и работа евреев на предприятиях за его пределами играли важную роль на территориях как под немецким, так и румынским контролем. Однако политические соображения превалировали над экономическими. Под давлением СС даже в западных областях Украины и Белоруссии шло активное вытеснение евреев из мелкого производства. Ввиду нехватки сырья и высоких налогов, многие мастерские прекратили свое существование. В этот период оккупанты с учетом нужд военной экономики стремились к укрупнению производств и одновременно постепенно налаживали через сеть ремесленных училищ подготовку новых кадров из местного населения. Потребности военной экономики обуславливали поэтапный процесс ликвидации гетто и сохранение части еврейской рабочей силы.
    Ликвидация гетто
    В зоне военной администрации полиция безопасности и СС последовательно и без особых проблем ликвидировала гетто. В основном это было сделано до или вскоре после проведения Ванзейской конференции. На территории, входившей в оперативное управление войск тыла групп армий “Центр”, одним из последних 15 июля 1942 г. было уничтожено гетто Смоленска. Как правило, ликвидация гетто носила в зоне военной администрации одномоментный характер.
    Процесс ликвидации гетто несколько замедлился в ряде регионов в связи с массовым угоном молодежи в Германию. Но полностью остановить его он уже не мог ввиду политических приоритетов нацистов в решении еврейского вопроса.
    В зоне гражданской администрации ряд высокопоставленных чиновников пытался сохранить квалифицированных работников-евреев, занятых прежде всего в оборонной промышленности и жизненно важных для городского хозяйства службах. В рейхскомиссариате “Остланд” и округе “Белосток” эсэсовцы встречали скрытое, а иногда и явное противодействие идее ликвидации всех гетто. В трех крупных гетто на территории Литвы (Вильнюс, Каунас, Шауляй) акции не проводились в течение всего 1942 и первой половины 1943 годов.
    Одним из вариантов ликвидации гетто являлась их замена рабочими лагерями. Нацистов привлекала идея содержания евреев на “казарменном положении” в гетто, которое становилось не только местом жительства, но и работы. Это позволяло превратить гетто в рабочие лагеря, избавившись от всех нетрудоспособных узников. Отчасти по этому пути пошли власти дистрикта “Галиция”. С ноября 1942 г. гетто Львова перешло в ведение гестапо. Фактически гетто получило статус концлагеря. В нем уже не было юденрата. Узники подчинялись своим бригадирам. В июне 1943 г. несколько тысяч работоспособных узников перевели в Яновский концлагерь.
    Летом 1942 г. рейхсфюрер СС Г. Гиммлер распорядился о ликвидации гетто в рейхскомиссариате “Украина”. К концу 1942 г. этот приказ на территории Украины и Западной Белоруссии был в основном выполнен. Процесс ликвидации в каждом крупном гетто в рейхскомиссариате “Остланд” развивался по-своему. В минском и нескольких других гетто в генеральном комиссариате “Белоруссия” весной 1943 г. оставались еще тысячи специалистов и их семьи.
    21 июня 1943 г. Гиммлер в категорической форме требует ликвидации оставшихся гетто и перевода специалистов (без членов семей) в рабочие лагеря. Сюда были переведены уцелевшие квалифицированные рабочие и специалисты-мужчины (всего несколько тысяч человек; численность их постоянно сокращалась). Этот приказ был выполнен эсэсовскими службами в течение нескольких месяцев.
    8 сентября 1943 г. А. Розенберг издал приказ о полном устранении евреев из сферы обслуживания и об их использовании исключительно на физической работе. По хронологии это совпало с завершающим этапом ликвидации последних крупных гетто в рейхскомиссариате “Остланд” (в Минске, Каунасе, Шауляе, Риге, Вильнюсе). Если гетто Минска прекратило свое существование, то гетто Каунаса и Шауляя (после их значительного сокращения) получили статус рабочих лагерей, повторив судьбу львовского гетто. Узники рижского гетто были переведены в лагерь смерти Саласпилс (Кайзервальд) на окраине города. Значительная часть уцелевших и трудоспособных узников вильнюсского и несколько тысяч евреев каунасского гетто были направлены в лагеря на территории Эстонии.
    Создание гетто и лагерей принудительного труда, несмотря на их очевидную ценность для германской экономики, являлось промежуточным этапом “окончательного решения” еврейского вопроса. Изоляция еврейского населения, лишение его элементарных средств к существованию, полное ограбление, жестокая эксплуатация были звеньями этой единой политики.
    И. Альтман

  6. Dragoy Ответить

    Гетто в Европе существовали и до прихода нацистов. Но до войны гетто всего лишь было районом компактного проживания евреев. При этом в таких гетто жило немало представителей других национальностей и, конечно, никаких ограничений жизнь в гетто не накладывала.
    В первое время после захвата Польши немцы только экспериментировали, искусственно создавая в отдельных городах небольшие гетто на продолжительный срок. Хотя у евреев конфисковали большую часть ценностей и распространили на них дискриминационное законодательство рейха, поначалу им позволялось жить как раньше.
    Ситуация стала меняться по мере того, как война разгоралась. Осенью 1940 года, через год после захвата Польши, в Варшаве создаётся гетто. Это происходило под прикрытием эпидемии. Дескать, в еврейских кварталах бушуют заразные болезни, поэтому поляков и лиц других национальностей начали принудительно выселять из районов будущего гетто. На их место стали привозить евреев, живших в других районах города и окрестностях.
    Поначалу гетто было открытым, то есть его разрешалось покидать на какое-то время. Но уже через несколько недель оно стало закрытым. Район проживания евреев обнесли кирпичной стеной трёхметровой высоты, а также колючей проволокой. В отдельных местах были установлены КПП с вооружённой охраной.
    Покидать гетто можно было лишь по важнейшей служебной надобности, для чего требовалось получить специальный пропуск.
    Заперев евреев в гетто, немцы получили возможность контролировать их и беспрепятственно вывозить в лагеря. Компактность их проживания значительно облегчала их депортацию и затрудняла бегство.
    Варшавское гетто благодаря нескольким переселениям быстро оказалось крупнейшим в Европе. На пике численности его население достигало почти полумиллиона человек.

    Жизнь в гетто

    В пределах гетто власть принадлежала юденрату — органу местного сопротивления. Во главе варшавского гетто стоял Адам Черняков — видный довоенный деятель, некогда бывший польским сенатором. Быть во главе юденрата — незавидная судьба. С одной стороны, многие жители гетто ненавидели их и считали предателями, с другой стороны, жизнь и существование гетто зависели исключительно от отношений юденрата с немецкой администрацией, и главам некоторых гетто удавалось развить такую бурную деятельность, что немцы на время оттягивали уничтожение гетто, как это было в Лодзи, где Хаиму Румковскому удалось отсрочить уничтожение гетто до августа 1944 года.
    Но именно юденраты по требованию немцев организовывали отправку жителей гетто в концлагеря, именно в юденратах составлялись списки на депортацию. Черняков, получив приказ организовать депортацию в лагеря большей части жителей гетто, попытался отстоять хотя бы детей. Когда не удалось и это, он принял яд.
    Но ещё больше юденратов ненавидели “службу порядка” — т.н. еврейскую полицию. Поначалу в неё, насчитывавшую около двух с половиной тысяч человек, брали людей преимущественно образованных или имевших опыт работы в полиции до войны. Однако ситуация очень быстро изменилась, поскольку полицию стали привлекать не только к охране общественного порядка, но и к облавам на укрывавшихся от депортации в лагеря. Все сколько-нибудь приличные люди в таком участвовать не желали и под разными предлогами покидали полицию, несмотря на повышенный паёк за службу.
    Вместо них стали набирать тех, кто шёл. А шли в основном люди беспринципные, что только укрепляло ненависть к полиции.
    Вместе с тем порой в полиции оказывались связанные с подпольем агенты, которые, напротив, предупреждали об облавах и даже помогали укрываться от них. Кроме того, беспринципность полицейских имела и положительную сторону. За взятку они закрывали глаза на контрабанду, что было на руку всем жителям гетто.

    Контрабандисты

    В гетто создавались всевозможные мастерские и маленькие фабрики, производившие различные товары — от галантерейных безделушек до немецкой униформы, и практически бесплатно работавшие на немецкий рынок. Взамен немцы продавали юденратам небольшое количество продовольствия для распределения. Схема работала плохо, в гетто было множество детей, стариков и больных, явно нетрудоспособных людей, а немцы давали очень мало продовольствия. Даже те, кто работал на немецких фабриках, работали практически бесплатно, их дневного заработка хватало в лучшем случае на кусок хлеба.
    Если бы не контрабандисты, жители гетто очень скоро вымерли бы от голода. Несомненно, эти люди заботились только о личном благе, но в конечном счёте гетто жило благодаря их нелегальной деятельности. Они вывозили из гетто ценности и товары, произведённые в мастерских, а в гетто привозили еду, купленную у польских крестьян на городских рынках.
    В основном контрабанду курировали уголовные элементы. Мелкие контрабандисты в основном перебрасывали мешки через стены, но самые крупные тузы просто платили огромные взятки полицейским и охранникам на КПП и провозили через главный вход целые обозы, гружённые продовольствием.
    Через их руки проходили баснословные суммы. Многие из них жили гораздо лучше, чем до войны. Контрабандисты кутили в ресторанах с женщинами, на стол там порой подавались изысканные деликатесы, рекой лилось спиртное.
    Контрабандисты жили хорошо, но недолго. Немцы очень быстро поняли, что в гетто процветает контрабанда, и взялись бороться с этим своим любимым способом — расстрелами. Простых полицейских и охранников ещё можно было подкупить, но вот когда объявлялись немецкие операции по борьбе с бандитизмом, контрабандистов просто расстреливали на месте без суда.
    Но ни облавы, ни криминальные разборки не уменьшали поток желающих попробовать себя в этом незаконном ремесле.
    Существовала и ещё одна категория контрабандистов. Это были поляки, имевшие доступ в гетто. В этой части города располагалось несколько фабрик, на которых работали в том числе и поляки. Этим работникам разрешалось посещать гетто, при этом строгих досмотров не было, и поляки часто приносили еду — на неё они выменивали у жителей гетто какие-то ценности, которые тем удалось сохранить при обысках и конфискациях.

    Первая депортация

    После того как немцы завязли в войне с СССР, руководство нацистов решило, что труд еврейского населения эксплуатируется незначительно. Было решено начать уничтожение гетто. Здоровое и трудоспособное население вывозилось в трудовые лагеря, а старики и инвалиды — в лагеря смерти.
    Слухи о предстоящей депортации ходили в варшавском гетто с начала 1942 года, но немцы их опровергали. Дабы не быть голословными, они даже разрешили юденрату открыть несколько новых школ и приютов для сирот.
    Но летом 1942 года немцы объявили о “разгрузке” гетто, в котором планировалось оставить не более 50 тысяч человек. В гетто оставались только работники немецких предприятий, сотрудники полиции и юденрата и их семьи, а также врачи. Всем остальным было объявлено о том, что они будут вывезены на строительные работы.
    Узнав об этом, глава юденрата Черняков покончил с собой, не желая участвовать в расправе над собственным народом. Новое руководство поначалу вносило в списки на депортацию только нищих, бездомных и инвалидов, но немцы не были настроены на компромиссы и требовали беспрекословного подчинения их распоряжению.
    К осени 1942 года план был выполнен. В гетто осталось около 50 тысяч жителей. Несколько тысяч человек смогли укрыться от депортаций.

    Подполье

    Депортация не могла не привести к появлению организованного подполья. В гетто оказалось немало активистов различных довоенных организаций: были и коммунисты, и правые и левые сионисты, и социалисты. Пока немцы хотя бы не трогали жителей, ещё можно было ждать перелома в войне и надеяться на освобождение. Но теперь надо было что-то делать, поскольку стало ясно, что немцы ни на какие компромиссы не пойдут.
    Меньшинство предложило поднять восстание и вырваться из гетто или умереть в бою. Другая часть настаивала на агитации депортируемых, чтобы те оказывали сопротивление полиции и скрывались. Большинство считало, что восстание — это хорошая идея, но оно погубит всех, поэтому не стоит обрекать на гибель население, а лучше обратиться с просьбой о помощи к западным странам, связавшись с польским правительством в изгнании.
    После депортации все решили действовать самостоятельно. Была создана Еврейская боевая организация. В неё вступили в основном придерживавшиеся левых убеждений. Правые примкнули к Еврейскому воинскому союзу, объединявшему евреев, до войны служивших в польской армии. Обе организации стали устанавливать контакты с польским подпольем.
    Главная проблема, с которой столкнулись подпольщики, — оружие. Его приходилось просить у польских подпольщиков, но те сами испытывали в нём большую нужду, оружие и боеприпасы им сбрасывали английские или советские самолёты. Кроме того, они просто не верили, что жители гетто готовы оказать сопротивление, и опасались, что переданное оружие уйдёт на чёрный рынок.

    Восстание обречённых

    За несколько дней до восстания подпольщикам стало известно, что немцы готовят очередную массовую депортацию и, по всей видимости, гетто будет полностью уничтожено. Теперь отступать было некуда, и подпольщики решили поднять восстание. Все понимали, что никаких шансов на победу нет.
    Накануне восстания прошла встреча боевого союза с воинским. Члены воинского союза стали сначала уговаривать, а потом и требовать, чтобы члены боевого союза вступили к ним и у восставших было единое командование. Спор был таким горячим, что дошло до драки. Но в конце концов все успокоились и договорились о том, что каждая организация возьмёт себе определённую зону обороны.
    Утром 19 апреля 1943 года началась ликвидация гетто. К ней привлекли и немецкие части СС, СД и полиции. Подпольщики были готовы и заранее оборудовали огневые точки, в некоторых местах установили самодельные мины и заняли позиции.
    Они пропустили на узкие улицы двигавшихся в сомкнутых колоннах немцев и открыли по ним огонь. Не ожидавшие сопротивления немцы вдруг оказались под перекрёстным огнём и бежали.
    Первоначально операцией руководил фон Заммерн, но он растерялся от оказанного сопротивления. Гиммлер в исключительно непечатных выражениях по телефону потребовал снять с командования фон Заммерна и немедленно подавить сопротивление. Операцию возглавил Юрген Штрооп.
    Немцы вернулись, увеличив свою численность и гораздо лучше вооружённые. Их тактика заключалась в том, чтобы мощным напором отодвинуть повстанцев и занять плацдарм в гетто, с которого потом и вести дальнейшие операции. Благодаря подавляющему превосходству в огневой мощи, они смогли заставить восставших отступить с укреплённых позиций.
    Немцы опасались, что поляки окажут поддержку восставшим, поэтому охранявшие периметр гетто латыши были заменены на немецких эсэсовцев.
    Восставшие заранее подготовились и оборудовали в гетто множество подземных бункеров. Они прекрасно знали местность и активно использовали канализацию, что позволяло им организовывать засады в неожиданных местах.
    Планировалось уничтожить гетто за три дня, но прошла уже неделя, а немцы всё ещё не контролировали ситуацию. Штрооп переходит к тактике выжженной земли, и немцы начинают сжигать один дом за другим.
    Но и эта тактика не принесла успеха. Проходил день за днём, а сопротивление продолжалось.
    Штрооп вновь сменил тактику. Заметив, что повстанцы по ночам передвигаются с позиции на позицию, он организовал по совету Шпилькера т.н. партизанские патрули. В отличие от стандартных армейских эти патрули были максимально замаскированы (сапоги обматывали тряпками, чтобы бесшумно передвигаться, а лица мазали чёрной краской), и их целью было выслеживание повстанцев, чтобы обнаружить местонахождение их складов и бункеров. Периодически эта тактика приносила успех.
    Только 8 мая немцам удалось добиться перелома. В этот день после ожесточённого боя ими был захвачен бункер, который оказался штабом восставших (бункер Анелевича). В нём находились руководители восстания, которые либо погибли в перестрелке, либо покончили с собой. Лишь незначительной части удалось покинуть бункер.

    Еврейского квартала в Варшаве больше не существует

    С момента захвата бункера Анелевича восстание пошло на спад. Повстанцы были обескровлены, а немцы контролировали большую часть гетто, которое к тому моменту превратилось в руины.
    Уцелевшие повстанцы стали покидать гетто через канализационную систему и несколько специально вырытых туннелей. Выходили малыми группами, чтобы рассеяться в Варшаве, поскольку слишком сильно бросались в глаза после трёх недель боёв.
    Все уцелевшие гражданские, спрятавшиеся в укрытиях и обнаруженные немцами, были отправлены в Треблинку.
    Около 13 тысяч человек погибло при подавлении восстания. Гораздо больше было расстреляно немцами при взятии в плен. Но самая большая часть погибла в огне или задохнулась от дыма. Марек Эдельман позднее говорил, что восставших победили не немцы, а огонь.
    По утверждению руководившего подавлением восстания Штроопа, немцы потеряли всего 16 человек убитыми и около 100 ранеными. Многими исследователями эта цифра подвергается сомнению как чрезмерно заниженная.
    После подавления восстания Штрооп отослал в Берлин отчёт под названием “Еврейского квартала в Варшаве больше не существует”. Отчёт сопровождался многочисленными фотографиями, которые были сделаны для “благодарных потомков”.

    Последующая судьба

    Почти все высокопоставленные участники подавления восстания либо погибли, либо были привлечены к ответственности после войны. Фердинанд фон Заммерн, руководивший выселением гетто и снятый со своего поста после бегства солдат в первый день восстания, был переведён в Хорватию, где командовал полицейскими силами. В сентябре 1944 года он погиб в перестрелке с партизанами Тито.
    Людвиг Ганн — командующий полицией безопасности в Варшаве, принимавший самое активное участие в подавлении восстания — в первые годы после войны избежал преследований и работал адвокатом в ФРГ. В 60-е годы его несколько раз арестовывали и каждый раз отпускали. Только с пятой попытки в 1975 году он был осуждён на пожизненное лишение свободы, но в 1983 году отпущен по состоянию здоровья и вскоре умер от рака.
    Непосредственно руководивший уничтожением гетто Юрген Штрооп пошёл на повышение и стал высшим руководителем СС и полиции в Греции, а затем в Рейне. После войны он был приговорён американцами к смертной казни за расстрелы в Греции, после чего передан Польше. Польский суд за преступления в Варшаве также приговорил его к смерти. Штрооп был повешен в тюрьме Мокотув в марте 1952 года.

  7. coburn Ответить

    Несмотря на отдельные случаи проявления слабости и трусости перед фашистами, заставляющие людей писать доносы на своих соотечественников, дабы спасти собственную жизнь или жизни родных и родственников, большая часть узников держалась мужественно. Когда надежды оставшихся в живых на то, что репрессии пошли на убыль и расправы, наконец, закончены, развеялись, Антифашистский блок, действовавший в гетто еще с 1941-го года, но не имевший ранее должной поддержки основной части жителей, принял решение об организации должного отпора ненавистным оккупантам.
    К концу июля 1942-го года подполье Варшавского гетто было представлено двумя организациями: «Жидовске организацие бойове» («Еврейской боевой организацией») или сокращенно Z.О.В., выполнявшей преимущественно общественно-политическую и агитационную работу под руководством активного деятеля Движения Сопротивления Мордехая Анилевича и «Жидовски звионзек войсковы» («Еврейской военной организацией») или Z.Z.W., все члены которой имели хорошую военную подготовку. Во главе военного штаба Z.Z.W. стояли: Давид Аппельбаум и Павел Френкель, политическое руководство осуществляли Лион Родаль, Михаэль Стриковский и Давид Вдовинский (единственный выживший из всех руководителей).
    Представители Z.О.В. ориентировалась на СССР и искали связи с польскими коммунистами. Однако коммунистическое подполье в Варшаве было слабо и малочисленно, чтобы оказать им хоть какую-то реальную поддержку. Поставки оружия в гетто были налажены в основном силами сторонников Z.Z.W., которые получали его от различных групп Армии Крайова, от самостоятельной Польской народной организации за независимость, а также покупали у частных лиц. Также узникам гетто удалось организовать подпольные мастерские, в которых приступили к изготовлению ручных бомб и гранат.
    Справедливости ради следует отметить, что среди членов Армии Крайовы были распространены антисемитские настроения и с еврейским подпольем, связанным с коммунистами, они отказывались сотрудничать. Кроме того и польское подполье было очень неоднородным. Помимо Армии Крайовы существовала ещё и группа «Народове Силы Збройне», сторонники которой убивали и немцев, и евреев. Организация не имела никакого отношения к Армии Крайовы, но различить членов двух группировок подчас было очень трудно.
    Когда 18 января 1943-го года нацисты приступили ко второму этапу по уничтожению евреев Варшавского гетто, местные жители уже были готовы достойно встретить мучителей. На огражденной территории подпольщиками заранее были распространены патриотические листовки с призывом к сопротивлению. Вошедшие в гетто фашисты с огромным удивлением получили в ряде мест вооруженный отпор, а после трех дней непрекращающихся нападений и вовсе были вынуждены отступить. Однако за это время погибло около полутора тысяч узников, также немцам удалось схватить и отправить в лагеря еще около шести тысяч человек. Но боевой дух защитников не был сломлен, члены подпольных организаций начали подготовку к последующему вторжению немцев на их территорию, повсеместно началось строительство подземных укрытий и тоннелей.
    Несмотря на то, что из идеи объединения Z.Z.W. и Z.О.В. ничего не вышло, было достигнуто соглашение о сотрудничестве и координации действий. Несмотря на определенные политические и идеологические разногласия руководители боевых отрядов понимали, что только вместе они представляют собой реальную силу, способную дать хоть какой-то отпор нацистам. Вся территория гетто была поделена на два военных округа, за каждый из которых отвечала своя организация. Кроме того, Z.Z.W. передала Z.О.В. часть имеющегося оружия.
    Численность Z.О.В. к началу восстания составляла по разным данным от трехсот до пятисот человек, количество сторонников Z.Z.W. колебалось от тысячи до полутора тысяч. Были созданы и подготовлены необходимые огневые точки и боевые позиции, распределены люди, отвечающие за каждый участок обороны. В распоряжении повстанцев к тому времени уже было множество пистолетов и винтовок, пара десятков автоматов, несколько пулеметов и мины, многие бойцы сопротивления имели на вооружении гранаты или бутылки с горючей смесью. В многочисленных бункерах были обустроены хранилища с запасами воды и продуктов, а также определены пути возможного отхода через канализационные каналы, чердаки и подвалы. С такой подготовкой узники гетто уже могли дать достойный отпор фашистам.

  8. NeviDim Ответить

    Смотреть что такое “ГЕТТО” в других словарях:

    ГЕТТО — (итал. ghetto). Прежде в Риме и других, итальянских и восточных городах, кварталы, в которых имели право жить евреи. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ГЕТТО итал. ghetto. Еврейский квартал в Риме и… … Словарь иностранных слов русского языка
    Гетто — часть города, выделенная для обособленного проживания населения. В период II мировой войны фашистской Германией гетто были созданы в целях уничтожения еврейского населения… Источник: СПРАВОЧНИК О МЕСТАХ ХРАНЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ О НЕМЕЦКО ФАШИСТСКИХ… … Официальная терминология
    ГЕТТО — (итальянское ghetto), кварталы, выделявшиеся в средние века в странах Западной и Центральной Европы для проживания евреев. Во время 2 й мировой войны гетто были созданы нацистами в ряде городов Восточной Европы и превращены в лагеря уничтожения.… … Современная энциклопедия
    гетто — квартал, трущоба Словарь русских синонимов. гетто сущ., кол во синонимов: 3 • гарлем (1) • квартал … Словарь синонимов
    Гетто — (итальянское ghetto), кварталы, выделявшиеся в средние века в странах Западной и Центральной Европы для проживания евреев. Во время 2 й мировой войны гетто были созданы нацистами в ряде городов Восточной Европы и превращены в лагеря уничтожения.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
    ГЕТТО — (ит. ghetto) в XIV XIX вв. часть города, выделявшаяся в странах Западной и Центральной Европы для изолированного проживания евреев. Во время Второй мировой войны Г. были созданы нацистами в ряде городов Восточной Европы и превращены в лагеря… … Юридический словарь
    ГЕТТО — ГЕТТО, нескл., ср. В нек рых странах: особые городские кварталы, за пределами к рых не имеют права селиться представители дискриминируемых расовых или религиозных групп. Негритянские г. Еврейские г. (в Европе при фашизме). Толковый словарь… … Толковый словарь Ожегова
    ГЕТТО — (от итал. ghetto еврейский район в Венеции) англ. ghetto; нем. Ghetto. 1. В период средневековья часть города, выделенная для проживания евреев. 2. Район города, в к ром селятся дискриминированные национальные меньшинства. Antinazi. Энциклопедия… … Энциклопедия социологии
    Гетто — (итал. ghetto, getto) часть города, отведенная для принудительного поселения людей, дискриминируемых по национальному, расовому или религиозному признакам. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010 … Политология. Словарь.
    гетто — Район города, в котором селятся национальные меньшинства; исторически территория, где в европейских городах еще со средних веков селилось еврейское население … Словарь по географии

  9. dmitri154 Ответить

    TAM.BY — поиск компаний и услуг
    Probusiness.io — портал о бизнесе
    hoster.by — хостинг и регистрация доменов
    Rebenok.by — энциклопедия для родителей
    Ты можешь им помочь — благотворительность
    tutby.com — реклама на TUT.BY
    Новости
    42
    Погода
    Финансы
    Афиша
    Почта
    Недвижимость
    Поиск
    Карты
    Спорт
    Магазины
    Форумы
    Авто
    Работа
    Промокоды
    Леди
    ТВ-программа
    Платежи онлайн
    Все разделы

  10. lexx-85 Ответить

    Смотреть что такое “ГЕТТО” в других словарях:

    ГЕТТО — (итал. ghetto). Прежде в Риме и других, итальянских и восточных городах, кварталы, в которых имели право жить евреи. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ГЕТТО итал. ghetto. Еврейский квартал в Риме и… … Словарь иностранных слов русского языка
    Гетто — часть города, выделенная для обособленного проживания населения. В период II мировой войны фашистской Германией гетто были созданы в целях уничтожения еврейского населения… Источник: СПРАВОЧНИК О МЕСТАХ ХРАНЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ О НЕМЕЦКО ФАШИСТСКИХ… … Официальная терминология
    ГЕТТО — (итал. ghetto) часть города, выделявшаяся в средние века в странах Зап. и Центр. Европы для изолированного проживания евреев. Во время 2 й мировой войны гетто были созданы нацистами в ряде городов Вост. Европы и превращены в лагеря уничтожения .… … Большой Энциклопедический словарь
    гетто — квартал, трущоба Словарь русских синонимов. гетто сущ., кол во синонимов: 3 • гарлем (1) • квартал … Словарь синонимов
    Гетто — (итальянское ghetto), кварталы, выделявшиеся в средние века в странах Западной и Центральной Европы для проживания евреев. Во время 2 й мировой войны гетто были созданы нацистами в ряде городов Восточной Европы и превращены в лагеря уничтожения.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
    ГЕТТО — (ит. ghetto) в XIV XIX вв. часть города, выделявшаяся в странах Западной и Центральной Европы для изолированного проживания евреев. Во время Второй мировой войны Г. были созданы нацистами в ряде городов Восточной Европы и превращены в лагеря… … Юридический словарь
    ГЕТТО — ГЕТТО, нескл., ср. В нек рых странах: особые городские кварталы, за пределами к рых не имеют права селиться представители дискриминируемых расовых или религиозных групп. Негритянские г. Еврейские г. (в Европе при фашизме). Толковый словарь… … Толковый словарь Ожегова
    ГЕТТО — (от итал. ghetto еврейский район в Венеции) англ. ghetto; нем. Ghetto. 1. В период средневековья часть города, выделенная для проживания евреев. 2. Район города, в к ром селятся дискриминированные национальные меньшинства. Antinazi. Энциклопедия… … Энциклопедия социологии
    Гетто — (итал. ghetto, getto) часть города, отведенная для принудительного поселения людей, дискриминируемых по национальному, расовому или религиозному признакам. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010 … Политология. Словарь.
    гетто — Район города, в котором селятся национальные меньшинства; исторически территория, где в европейских городах еще со средних веков селилось еврейское население … Словарь по географии

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *