Что такое морфологический разбор слова 5 класс?

7 ответов на вопрос “Что такое морфологический разбор слова 5 класс?”

  1. ХулиGUN-GX Ответить

    Морфологический разбор слова – это полная грамматическая характеристика данной словоформы. При морфологическом анализе важно уметь определять, к какой части речи относится слово, какими постоянными и изменяемыми признаками оно обладает, в какой форме оно употреблено, а также какова его роль в предложении. Морфологический разбор проводится только для слов, представленных в конкретном предложении. Это важно, т.к. в русском языке распространена омонимия форм и частей речи. Правильно охарактеризовать слово, представленное изолированно, вне контекста, невозможно.

    §2. Что нужно знать и уметь делать

    Морфологический разбор требует знаний и умений.
    Нужно знать:
    какие части речи выделяются в русском языке,
    каковы морфологические признаки каждой части речи,
    какие признаки являются постоянными, неизменяемыми и характеризуют всё слово в целом,
    какие признаки являются непостоянными, переменными, изменяемыми и характеризуют данную форму слова,
    какую синтаксическую роль разные части речи могут играть в предложении.
    Нужно уметь:
    определять, к какой части речи относится слово,
    находить его начальную форму,
    определять постоянные признаки, свойственные слову в целом (всем его формам),
    определять изменяемые признаки, свойственные форме слова, представленной для разбора,
    определять синтаксическую роль данного слова в предложении.

    §3. Порядок разбора разных частей речи

    Поскольку части речи обладают разным значением, отвечают на разные вопросы, имеют различные наборы постоянных и изменяемых признаков и могут выполнять в предложении разные роли, то схемы разборов даны ниже по частям речи.

    Схема разбора существительного

    1) Часть речи. Начальная форма.
    2) Морфологические признаки:
    а) постоянные:
    нарицательное / собственное
    одушевлённое / неодушевлённое
    род: м.р. / ср.р. /ж.р. /общ. р
    склонение: 1 скл. / 2 скл. /3 скл. /нескл./разн
    б) непостоянные:
    число: ед.ч. /мн.ч.
    падеж: И.п. / Р.п./ Д.п. / В.п. / Т.п./ П.п
    3) Роль в предложении (показывается подчёркиванием), вопрос для определения членов предложений

  2. Shaktikasa Ответить

    Ржавчиной-сущ(чем?)
    Н.ф-ржавчина
    2 Пост.неодуш,нариц,ж.р,1 склонение
    Непост:ед.ч,творительный падеж
    3 Синт.роль-дополнение(чем?)ржавчиной —–
    Поручение – сущ.
    1. (Что?) поручение. Н.ф. поручение
    2. Пост.: нариц., неодуш., 2 скл., ср.р.
    Непост.: ед.ч., Им.п.   или вин. п.
    3. Синтаксическая роль : подлежащее или дополнение  – или ——
    (у) моря
    | (возле чего?) (у) моря: существительное
    || Н.ф.: море (м.р. ,ед.ч., и.п.)
    Постоянные признаки: неодушевленное, нарицательное, средний род, 2 склонение.
    Непостоянные признаки: родительный падеж, единственное число.
    ||| (сидеть возле чего ? ) (у) моря ( ——- дополнение)
    Месяцев (чего?)
    2.Н.ф.-месяц; Пост :  нарицательное, неодушевленное, 2 скл. Непост .:  множественное число, Р.п.
    3. Месяцев(чего ? ) – дополнение—–
    На землю-существительное.
    1.Н.ф.-земля.,
    2.Пост.пр. :нариц.,неодуш.,жен.р.,1 скл.,непостоянные признаки:вин.падеж,ед.ч.
    3.На что?-на землю(дополнение  ——)
    ————————
    Нагнёшься -глаг .н.ф. нагнуться
    пост пр -сов вид .возвр ,неперех ,1 спр .
    непост пр -в изъявит накл ,в будущем в ,во 2 лице ,в ед числе .
    сказуемое
    Остаётся – глаг ,н .ф. оставаться ,пост пр .-несов вид ,возвр ,неперех ,1 спр
    непост признаки -в  изъявит накл ,в наст вр ,в 3 лице ,в ед ч .
    сказуемое  =
    Старые тополя – имя прил., обозначает признак предмета.
    Нач. ф. (какой?) старый.
    2) Морф. призн: пост – кач прил; непост – мн ч., Им п.
    3)  Тополя (какие?) старые – определение ( подчёркиваем волнистой линией).
    Большого-прилагательное(какого?)
    Н. ф.-большой
    Постоянные признаки-качественное;
    Непостоянные признаки-полная форма,Р.п,м.р,ед.ч
    Выражено определением
    Глубокий – имя прилагательное, нач.форма (какой?) – глубокий. Пост.  пр. : качеств. Непост. пр. :  им. или вин.п. м.р., ед.ч.,  Сказуемое или определение.
    Оконной – имя прилагательное, обозначает признак предмета, вопрос: какой?
    начальная форма – оконный;
    Постоянные признаки: относительное;
    Непостоянные признаки: единственное число, женский род, падеж без контекста  нельзя  точно определить :  это может быть родительный, или дательный, или творительный, или предложный п.
    В предложении – определение~
    выступала – глагол (обозначает действие)
    (Что делала?) выступала
    Н.ф. – выступать
    Пост.пр.: несов. в., непер.. невозвр., 1 спр.
    Непост. пр.: изъяв. н., ед.ч., прош. вр., жен. р.
    Выступала = ( сказуемое )

  3. Кристалли Ответить

    08.09.2014, 22:05

    Памятка пятиклассникам “Разборы слов и предложений”.
    1.Фонетический разбор слова (№1)
    Схема фонетического разбора слова.
    1)Поставь ударение в слове, запиши его транскрипцию, раздели на слоги, укажи количество слогов.
    2) Запиши характеристику звуков: для гласных звуков укажи, какие они- ударные или безударные; для согласных укажи, какие они- звонкие или глухие, твёрдые или мягкие.
    3) Укажи количество букв и звуков
    Пример:
    вторник¹ [фторн’ик], втор-ник, 2 слога
    в – [ф] – согласный, глухой, твердый,
    т – [т] – согласный, глухой, твердый,
    о – [о] – гласный, ударный,
    р – [р] – согласный, звонкий, твердый,
    н – [н’] – согласный, звонкий, мягкий,
    и – [и] – гласный, безударный,
    к – [к] – согласный, глухой, твёрдый.
    __________________________
    7 букв, 7 звуков
    2. Морфемный разбор слова (№2)
    Схема морфемного разбора слова
    1. Определи слово как часть речи.
    2. У изменяемого слова найди окончание ( измени слово, чтобы верно найти окончание; не забывай, что у неизменяемых слов нет окончания).
    3 Укажи основу слова.
    4. Выдели корень (для этого подбери однокоренные слова);
    5. Выдели приставку.
    6. Выдели суффикс.
    Пример морфемного разбора слова.
    пришкольный (прилаг.)
    1. Часть речи -прилагательное,
    2.окончание -ЫЙ (пришкольнОГО, пришкольнОМУ),
    3.основа – ПРИШКОЛЬН-
    4.корень -ШКОЛЬ-
    5.приставка ПРИ-
    6. суффикс – -Н-
    3. Морфологический разбор имени существительного (№3).
    Выпиши предложение. Выполни морфологический разбор имени существительного.
    I. … – существительное, т.к. обозначает предмет (кто? что?).
    II. 1. Начальная форма. И.п., ед.ч. 2. Постоянные признаки: одушевлённое или неодушевлённое, собственное или нарицательное, род, склонение. 3. Непостоянные признаки: употреблено в … падеже, … числе.
    III. Синтаксическая роль существительного (Каким членом предложения является?)
    Пример морфологического разбора имени существительного.
    Котёнок Васька сидел на полу около шкафа.
    I. (Около) шкафа – сущ., т.к. обозначает предмет ( около чего?).
    II. 1. Н.ф. шкаф 2. Пост. призн.: неодуш., нарицат., м.р., 2 скл. 3. Непост. призн.: в Р.п., ед.ч.
    III. Сидел (где?) около шкафа.
    3. Морфологический разбор имени прилагательного (№3).
    Выпиши предложение. Выполни морфологический разбор имени прилагательного.
    I. … – прилагательное, т.к. обозначает признак предмета (какой? какая? какое? какие?).
    II. 1. Начальная форма. И.п., м.р., ед.ч. 2. Постоянные признаки: разряд (качественное, относительное, притяжательное), степень сравнения (если есть), полная или краткая форма. 3. Непостоянные признаки: употреблено в … падеже, … числе, в … роде (в ед. ч.).
    III. Синтаксическая роль прилагательного (Каким членом предложения является?)
    Пример морфологического разбора имени прилагательного.
    В синем небе звёзды блещут.
    I. синем – прилаг., т.к. обозначает признак предмета ( в каком?).
    II. 1. Н.ф. синий 2. Пост. призн.: качеств., в полной форме. 3. Непост. призн.: в П.п., ед.ч., м.р.
    III. В небе ( каком?) синем (определение).
    3. Морфологический разбор глагола (№3).
    Выпиши предложение. Выполни морфологический разбор глагола.
    I. … – глагол, т.к. обозначает действие предмета (что делает?).
    II. 1. Начальная форма – неопределённая форма. 2. Постоянные признаки: вид (совершенный или несовершенный), переходный или непереходный, возвратный или невозвратный, спряжение . 3. Непостоянные признаки: употреблено в … наклонении, времени ( в изъявительном наклонении), в … лице, …числе (в настоящем, будущем времени), в …числе, в … роде (в ед. ч.) – в прошедшем времени.
    III. Синтаксическая роль глагола (Каким членом предложения является?)
    Пример морфологического разбора глагола.
    В синем небе звёзды блещут.
    I. Блещут – глагол, т.к. обозначает действие предмета ( что делают?).
    II. 1. Н.ф. блистать 2. Пост. призн.: несов., неперех., невозвр., 1спр. 3. Непост. призн.: в изъяв.накл., в наст. вр., во мн.ч., в 3 лице.
    III. Звёзды ( что делают?) блещут(сказуемое).
    4. Синтаксический разбор простого предложения (№4)
    1. Выписать предложение из текста.
    2. Установить, что предложение простое, выделив его грамматическую основу.
    3. Разобрать предложение по членам предложения: найти главные члены предложения (подлежащее и сказуемое), подчеркнуть их, указать, какой частью речи выражено.
    3. Найти второстепенные члены предложения (определение, дополнение, обстоятельство), подчеркнуть их, указать, какой частью речи выражено.
    4.Составить схему предложения, указав в ней грамматическую основу и (при наличии) однородные члены предложения, обращение, вводные слова, обособленные члены предложения, т.е то, что делает предложение осложнённым).
    5. Записать характеристику предложения (по цели высказывания (повествовательное, побудительное, вопросительное), по эмоциональной окраске (восклицательное, невосклицательное), по числу грамматических основ (простое, сложное),по наличию второстепенных членов предложения (распространённое, нераспространённое), неосложнённое, осложнённое (предложение может быть осложнено однородными членами предложения, обращением, вводными словами, обособленными членами предложения).
    Пример синтаксического разбора простого предложения:
    Городской человек редко встречается с землёй и природой.
    Устно:
    1.Грамматическая основа “человек встречается”: подлежащее – “человек”, выражено существительным в И.п., сказуемое – “встречается”, выражено глаголом.
    2. Человек (какой?) городской, это определение, выраженное прилагательным; встречается (с чем?) с землёй и природой, это дополнения, выраженные существительными; встречается (когда?) редко, это обстоятельство, выраженное наречием.
    3. Рисуем схему предложения
    4. Характеристика предложения: по цели высказывания -повествовательное, по эмоциональной окраске -невосклицательное, по числу грамматических основ – простое,по наличию второстепенных членов предложения – распространённое, осложнено однородными дополнениями.
    Письменно:
    Городской человек редко встречается с землёй и природой.
    Схема предложения.
    (Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, осложнённое однородными дополнениями)
    Лексический разбор слова (№5)
    Записать предложение, в котором есть слово для лексического разбора слова. Выписать слово.
    1. Указать его лексическое значение (толкование слова).
    2.Однозначное или многозначное? В прямом или переносном значении?
    3.Подобрать синонимы к слову.
    4.Подобрать антонимы к слову.
    5.Какие пометы, указывающие на особенности употребления этого слова, имеются в словаре?
    6.Каковы особенности употребления слова в данном тексте (предложении или словосочетании)?
    Пример лексического разбора слова.
    Вся комната янтарным (№5) блеском озарена.
    1.Янтарным-1.Сделанный из янтаря-окаменевшей смолы древних хвойных деревьев. Янтарное ожерелье.
    2.Золотисто-жёлтый, цвета янтаря. Янтарное зерно пшеницы.
    2.Многозначное, в переносном значении.
    3.Золотой, золотистый.
    4.-
    5. В переносном значении.
    6.В переносном значении употребляется в произведениях художественной литературы.
    Орфографический разбор слова (№6).
    Москва непрерывно изменяется (№6).
    Необходимо объяснить правописание слова “изменяется”.
    1. Проверяемая безударная гласная в корне слова “е”, проверочное слово – “измЕна”
    2.В слове “изменяется” пишу приставку из-, так как корень начинается со звонкой согласной.
    3.В слове “изменяется” пишу окончание -ет, так как это глагол 1 спряжения (изменять, оканчивается на -ять, глагол 1 спряжения).
    4. Пишу -тся без мягкого знака, так как это глагол 3 лица, настоящего времени, в вопросе нет мягкого знака (что делается?)
    Пунктуационный разбор №7
    Наверное, никто сегодня не придёт.
    Необходимо объяснить знаки препинания в предложении, составить схему предложения.
    1.В конце предложения ставится точка, так как предложение по цели высказывания повествовательное, по эмоциональной окраске – невосклицательное.
    2.После слова “наверное” ставится запятая, так ка это вводное слово.

  4. VideoAnswer Ответить

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *