Что такое мясопустная суббота что можно есть?

16 ответов на вопрос “Что такое мясопустная суббота что можно есть?”

  1. Morann Ответить

    Вселенская родительская Мясопустная суббота
    Молитвы за усопших
    Неделя мясопустная
    Неделя о Страшном Суде

    ВСЕЛЕНСКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ МЯСОПУСТНАЯ СУББОТА

    Первая, в году, Вселенская родительская суббота приходится на Мясопустную седмицу. В этот день Церковь вспоминает усопших и поминает всех умерших от времен Адама. Служба в эту субботу так и называется:
    «Память совершаемая всех от века усопших православных христиан, отец и братии наших».
    Всецерковное поминовение во вселенскую родительскую субботу (и в другие поминальные дни) напоминает нам о необходимости спасения всех людей — живые молятся за умерших братий и сестер.  Мы своей заботой о них служим во спасение их душ, этим же поминовением мы помогаем и самим себе. Ведь мы все – братья и сестры, живем в одном мире, в одной Церкви, у нас один Отец.
    Почившие люди, за которых мы молимся – мертвы, но мертвы только их тела, а не души. Души живые, а значит, время для покаяния у них еще есть.
    И у всех нас, живых и мертвых, есть еще время до Страшного Суда, но правда никто не знает, хватит ли его для покаяния.  Своими усердными молитвами мы можем помочь усопшим разбудить себя и успеть покаяться. Чудеса случаются и с нами, ведь молитвы потихоньку действуют на нас, мы сами незаметно очищаемся от зла и начинаем любить людей.
    На поминальной трапезе существует одно обязательное блюдо – кутия.
    Кутия или коливо — это сваренная пшеница, смешанная с мёдом. Это блюдо символизирует Воскресение умершего.
    Для того, чтобы зерно дало колос, оно сначала должно истлеть. Также и тело человека сначала истлевает, чтобы потом восстать для Будущей жизни. (1 Кор. 15, 36-38; Ин. 12, 24). Мёд означает сладость благ в будущей жизни.
    Приготовление кутии: необходимо замочить зерно пшеницы (можно рис или не дробленую перловую крупу), а потом  сварить из него кашу, чтобы каждое зернышко было по отдельности.  В кашу следует добавить наполнитель, обычно это мед и изюм. Также можно добавлять сухофрукты, но сначала их надо распарить и измельчить, а еще орехи, семечки, мак, фрукты, все зависит от вашего вкуса. Вместо меда можно добавить сахарный сироп. Все ингредиенты надо перемешать, положить в миску и отнести в Церковь на панихиду и там кутию освятить.
    Молитвы за усопших

    НЕДЕЛЯ МЯСОПУСТНАЯ

    Неделя – это старинное название воскресения. Произошло оно от соединения слов “не” и “делать”, в этот день люди отдыхали и ничего не делали.
    Последний день мясопустной седмицы – мясопустная неделя (воскресенье). В этот день перед Великим постом, еще можно по Уставу употреблять в пищу мясные продукты. Мы последний раз едим мясо и «отпускаем» его. Отсюда и название —  «мясопустная».
    Но на следующий день строгий пост еще не начинается, всю следующую седмицу в пищу можно употреблять сыры и молочные продукты  —  начинается Сыропустная седмица, Масленица.
    Таким образом, осуществляется постепенная подготовка человека к самому строгому Великому посту, даже в мясопустную седмицу, по средам и пятницам мясо есть уже нельзя, поэтому эту седмицу в народе раньше называли «пестрой».
    По приметам,  в «пеструю» седмицу нельзя было играть свадьбы, в это время начинают готовиться к Масленице, делают уборки в домах, приглашают гостей.

    НЕДЕЛЯ О СТРАШНОМ СУДЕ

    В мясопустную неделю (воскресенье) вспоминается Страшный суд (Мф. 25:31-46). Церковь напоминает людям об их грехах, о том, что для спасения наших душ нельзя быть беспечными, нельзя забывать, что в деле спасения нужно уповать на милость Божию. Неотвратимость наступления Страшного Суда подтвердил и Сам Спаситель:
    «Наступит время, в которое все находящиеся в гробах услышат глас Сына Божия и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делающие зло в воскресение осуждения» (Ин 5:28-29).
    Все умершие люди оживут, каждый предстанет перед Господом, и обязательно ответит за свои дела, которые он совершал в течение своей земной жизни.  Если добрых дел будет больше – душу этого человека ждет слава и жизнь блаженная, а если злые – вечное осуждение.
    Первое пришествие Господа на Землю прошло очень скромно. Он Своим примером показал нам то, какими должны быть люди – смиренными, кроткими и добрыми. Именно поэтому, Спаситель позволил Себя распять, чтобы никто во время Второго Пришествия, на Страшном Суде, не смог упрекнуть Господа в несправедливости и предвзятом к нему отношении.
    Для каждого из людей этот день и на самом деле страшный, нет людей без грехов. Все тайные, невидимые поступки и желания станут явными, и нам не на кого будет надеяться, все получат по делам своим.
    Во время Страшного Суда никто не спросит о том, как мы молились, как постились, какие книги духовные читали, как часто и искренне исповедовались и т.д. Все это будет совершенно неважно, по сравнению с тем, какими мы были людьми по отношению к окружающим нас людям.
    Евангелие от Матфея, гл. 25, 31-46
    Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую.
    Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.
    Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.
    Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.

  2. Dolkree Ответить

    Мясопустная суббота, или Вселенская родительская суббота отмечается за два дня до Масленицы. В 2020 году она приходится на 18 февраля. Это день особого поминовения усопших. Суббота именуется Мясопустной, поскольку предшествует Мясопустной неделе (воскресенью) – последнему дню перед Великим постом, когда разрешается кушать мясные продукты. «Родительской» ее назвали потому, что христиане в первую очередь вспоминали покойных родителей или благодаря традиции называть покойных «родителями» – отошедшими к отцам. Название «Вселенская» она получила за то, что в этот день поминаются все крещеные христиане.

    Традиции и обряды праздника

    В Мясопустную субботу Православная Церковь поминает всех умерших христиан, особенно скоропостижно скончавшихся. Вечером в пятницу в храмах совершается великая панихида (парастас). Утром в субботу совершаются заупокойная Божественная литургия и общая панихида об усопших. Верующие приносят поминальные продукты на панихидный стол, ставят свечи за упокой, подают записки с именами умерших крещеных родственников, чтобы их упомянули на литургии.
    В народе в этот день существует традиция печь блины. Первый блин люди относят на кладбище и оставляют на могилах родителей. Другие раздают детям, нищим и монашкам и просят помянуть человека.
    В Мясопустную субботу принято вспоминать умерших родственников. За поминальным ужином собирается вся семья. Хозяйки ставят на стол непарное количество блюд и банку с зажженной свечой. Немного от каждого приготовленного блюда оставляют для покойных. Перед началом ужина произносят молитву. Главное поминальное кушанье – кутья.

    Что нельзя делать в Мясопустную субботу

    Церковь запрещает в этот день распивать на могилах алкогольные напитки. Нежелательно убирать в доме, стирать, работать в огороде. Нельзя убирать посуду после поминального ужина до утра следующего дня.

    Приметы на Мясопустную субботу

    Если первый блин при жарении упал на пол, то его можно поднимать только после прочтения охранных слов. Иначе можно отправиться вслед за покойными предками.
    Жениться в этот день – к беде.

  3. БрО_ТвОрИ_ДоБрО Ответить

    Ежегодно в церковном календаре православных присутствуют специальные дни, посвященные поминовению усопших. Их называют Родительскими субботами в знак того, что именно о родителях, как о главных людях в жизни, мы молимся и когда они в здравии, и когда их уже нет на этом свете. Первая Родительская суббота ежегодно отмечается перед началом Великого поста. Она называется «Мясопустной», и в нынешнем году выпадает на 10 февраля.
    Мясопустная суббота — древнейший праздник поминовения всех погибших православных, которые были невинно убиты и замучены за истинную веру в Христа. 10 февраля — день, который напоминает о Великом Суде, времени встречи с Богом. Церковнослужители дают каждому шанс на очищение и спасение души от страшных грехов, чтобы быть честным и чистым перед собой и Господом нашим.
    Завет апостола Иакова молиться друг за друга во имя исцеления относится не столько к телу, сколько к душе. Ведь именно она является средоточием всех людских благодетелей и отражает их эмоциональное и физическое состояние. Именно мы можем помочь своим близким молитвами, собравшись вместе и вознеся единую молитву Богу.

    Особенности и значение

    Вселенской суббота называется в знак того, что в этот день молятся и поминают всех без исключения почивших православных.
    Мясопустная суббота отмечается накануне Масленицы и за неделю до начала Великого поста — с этого дня верующие уже должны ограничить себя в мясных продуктах, чтобы правильно приготовиться к длинным семи неделям воздержания.
    Родительской суббота названа потому, что мать и отец являются ближайшими родственниками, а в первую очередь принято молиться о покое своих близких. В этот день церковь разрешает молиться и за людей, чья жизнь оборвалась по собственной воле, и за тех, кто без вести пропал и не предан земле. Также церковь поминает всех живших во время страшного суда Христова и тех, кто защищал его от нападок неверующих.

    Что можно, а что нельзя делать в этот день

    День стоит начать молитвой об умерших. Дома у иконы либо  в церкви стоит попросить упокоения душ тех, кого уже нет с нами. После церкви нужно отправиться на кладбище, чтобы прибрать могилку и зажечь свечу в честь поминовения усопшего.
    Многие уверены, что поминать усопших необходимо алкоголем. Церковь с подобной традицией спорит давно — поминки связаны с молитвами и покаянием перед Богом, а не с возлияниями.
    Некоторые утверждают, что во Вселенские родительские субботы нельзя работать. Отнюдь, это совершенно не правильно. Церковь, конечно же, предписывает верующим отдыхать в праздники, но если труд крайне необходим и приносит пользу вам и вашей семье, отказывать себе в работе не стоит.
    На Вселенскую родительскую субботу, принято готовить кутью и пироги — главные блюда, которыми  поминают умерших. Кутья — символ покинувшего мир живых человека. Зерно для хлеба кладут в землю, оно истлевает, давая плоды, которые мы пожинаем для приготовления пищи. Так и человек должен быть предан земле, чтобы тело истлело, а бессмертная душа вознеслась в Царствие Небесное. Кутья также служит символом захоронения всех, кто по разным причинам не был предан земле, и чей дух мечется, не имея возможности покинуть этот мир.
    В этот день нельзя быть жадным. Необходимо накормить бедного и нуждающегося или принести угощения прям в церковь, чтобы уже священнослужители раздали еду страждущим. Разделение своей скорби за умершим во Вселенскую родительскую субботу является обязательным ритуалом.
    Главная задача данного дня состоит в том, чтобы напомнить всем людям о том, что существует некая грань между миром мертвых и живых. Но только не стоит относиться к смерти, как к завершению всего, поскольку это только начало, переход от материальной жизни к вечной жизни рядом с Богом.
    Следует всегда помнить о том, что во врата рая смогут войти только те, кто сумел примириться с людьми, и в том числе с самим собой. Именно поэтому необходимо читать молитвы, всегда вспоминать о тех, кого нет с нами рядом, проигрывать в памяти самые приятные моменты их жизни.
    Любой негатив к мертвому следует отпустить из души, чтобы не набраться еще больше греха, и тем самым отпустить усопшего в мир иной с миром.

    Вселенские субботы в 2018 году

    Дни поминовения усопших устанавливаются перед важными церковными праздниками, чтобы верующие как бы воссоединялись с умершими родными перед великими церковными датами и не забывали о тех, кто нуждается в их молитвах в праздное время.
    Субботы поминовения усопших будут проходить в течение Великого поста:
    3 марта — суббота 2 седмицы (недели) Великого поста;
    10 марта — суббота 3 седмицы Великого поста;
    17 марта — суббота 4 седмицы Великого поста.
    Родительскую субботу, выпадающую не на субботу, отмечают после Пасхи — на девятый день празднуется Радоница (вторник, 17 апреля в 2018 году). В этот день стоит посетить кладбище и помянуть усопших, ведь непосредственно в Пасху это делать запрещено.
    Также частную Родительскую субботу отмечают накануне 9 мая — в церквях молятся о тех, кто погиб в борьбе за Родину.
    Вселенская суббота будет также перед Троицей — в нынешнем году это 26 мая. В Троицкую родительскую субботу поминают даже тех, кто совершил один из самых сильных грехов, самоубийство.
    Также частную субботу отмечают в ноябре (3 числа) — суббота носит имя Дмитриевской и посвящена всем воинам, павшим в борьбе за родную землю.

  4. -$тЕрВ¤Чк@~ Ответить

    В определенные дни года Церковь творит поминовение всех усопших отцов и братий по вере. Совершаемые при этом панихиды, указанные уставом, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение,— вселенскими родительскими субботами. Первая вселенская родительская суббота бывает на Мясопустной седмице, перед началом масленицы, подготовляющей верующих к Великому посту.
    Почему вселенская родительская суббота празднуется за неделю до Великого поста? Воскресенье перед масленицей посвящено воспоминанию Страшного суда: хотя все только еще готовятся к праздничному веселью масленицы,   к этому радостному веселью уже понемногу присоединяется торжественное и покаянное настроение начала Великого поста. «Поминай час смертный и вовеки не согрешишь», говорили в древности, поэтому и веселье масленицы не должно быть безумной оргией, но должно быть временем радостного общения с ближними.

    История установления Вселенской родительской субботы

    Установление мясопустной родительской субботы восходит к преданию апостольскому, что подтверждается уставом св. Церкви, изложенным в V веке преподобным Саввою Освященным на основании древнейшего предания, и обыкновением древних христиан стекаться в определенные дни на кладбище для поминовения умерших, о чем сохранилось письменное свидетельство из IV века.
    Основанием к установлению этого поминовения послужило то, что в воскресный день седмицы мясопустной св. Церковь совершает воспоминание второго пришествия Христова, и, потому – накануне этого дня, как бы в день, предшествующий страшному суду Христову, и – притом – приближая к духовным подвигам св. Четыредесятницы, когда нам должно войти в теснейший союз любви со всеми членами царства Христова – и Святыми, и живущими, и умершими, Церковь предстательствует о всех, от Адама до днесь, усопших во благочестия я правой вере праотцах, отцах и братиях наших от всякого рода: от рода царей, князей, монашествующих, мирян, юношей и старцев, и всех… – внезапно умерших и оставшихся без узаконенного погребения, – предстательствует, умоляя, Праведного Судию явить им Свою милость в день нелицеприятного всем воздаяния.
    Читайте также – Усопшим нужна наша молитва: о родительской субботе

    Смысл Вселенской родительской субботы

    Почему «родительская»? Ведь мы поминаем не только родителей, но и других людей, зачастую никакими родственными узами с нами не связанных? По разным причинам. В первую очередь даже не потому, что родители, как правило, вперед своих детей покидают этот мир (и поэтому тоже, но не это главное), а потому, что вообще первоочередной долг наш молитвенный – за наших родителей: из всех людей, чья временная земная жизнь окончена, мы в первую очередь должны тем, через кого мы этот дар жизни получили – родителям и прародителям нашим.
    В синаксаре на этот день написано “Святые отцы узаконили совершать поминовение по всех умерших по следующей причине. Многие весьма не редко умирают неестественною смертию, например, во время странствования в морях, в непроходимых горах, в ущельях и пропастях; случается, гибнут от голода, в пожарах, на войнах, замерзают. И кто перечтет все роды и виды нечаянной и никем не ожидаемой смерти? И все таковые лишаются узаконенного псалмопения и заупокойных молитв. Вот почему святые отцы, движимые человеколюбием, и установили, основываясь на учении апостольском, совершать это общее, вселенское поминовение, чтобы никто, когда бы, где бы и как бы ни кончил земную жизнь, не лишился молитв Церкви”.
    Нечасто, но приходится слышать от людей: «зачем молиться об умерших, ведь Сам Господь сказал нам: «В чем застану, в том и сужу», какой же смысл такой молитвы?».
    Действительно, если эти Христовы слова отнести к моменту человеческой смерти, тогда заупокойная молитва не имеет никого смысла. Но правильно ли мы понимаем эти слова?
    Данная фраза относится не к Писанию, а к аграфе, записанной мучеником Иустином Философом. Она созвучна слову Писания: «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет» (Мф. 24: 42). Значит, речь идет не о том, что Господь смертью нашей застанет нас в тот или иной момент, а в совсем другом, в том, что нельзя предаваться беспечности. Понятно, что почивший вряд ли может быть беспечен перед лицом Вечности.
    Фото: Тёмный…, photosight.ru
    По смерти, согласно словам святых отцов (святителей Иоанна Златоуста, Кирилла Александрийского, Игнатия Брянчанинова и многих других) душа встречается с миром ангельским (здесь и Божии ангелы, и демоны начинают борьбу за душу). Это момент соприкосновения души с Вечностью, но еще не конец.
    Душа проходит мытарства, это занимает некоторое время. Наступает для души частный суд, но и это не окончательное определение для человека, иначе не было бы Страшного Суда во Второе Христово Пришествие. Господь дает время душе человеческой для исправления, но в том вся скорбь, что душа – не весь человек. Без тела, может, сложнее грешить, но и исправляться без тела тоже сложнее. Но выход из этого есть!
    Апостол Иаков заповедует нам: «молитесь друг за друга, чтобы исцелиться» (Иак. 5, 16).
    Но ведь в исцелении нуждается не столько тело, сколько душа, потому как в ней сосредоточен источник всех наших болезней – грех. Потому то и действенна молитва Церкви о почивших, что это молитва об избавлении от первопричины страданий – греха.
    Почившие наши сродники еще не совсем люди, потому как человек – существо троечастное. Только тогда человек – человек, когда дух, душа и тело живы. Мертвые же мертвы телом, хотя и живы душой, а значит, есть у них время на покаяние. И помочь им можем мы, еще живые их сродники, близкие, соседи, просто собратья во Христе. Усердная молитва, щедрая милостыня могут совершить, воистину, чудеса. И главное чудо – прощение грехов и спасение души происходит незаметно для нас, но от этого оно не теряет своей важности. Ведь и нам в скором времени очень и очень важны будут молитвы об упокоении наших душ.
    Читайте также – Поминовение усопших. Ответы на вопросы читателей

    Особенности богослужения во Вселенскую родительскую субботу

    В заупокойной ектении в субботу мясопустную взывается (возглашается): «Еще молимся о упокоении душ рабов Божиих, праотец, отец и братий, зде лежащих и повсюду, православных христиан». В иных храмах при этом ставится перед Царскими дверями стол, на столе Распятие и перед ним – свеча, а иногда и кутия. В других храмах ставится перед Царскими дверями только свеча на большом подсвечнике.
    Из службы в субботу мясопустную. Стихиры на «Господи, воззвах»: «Верные! Воспоминая всех усопших от начала мира, которые провели жизнь благочестиво, будем воспевать Спасителя и Господа, усердно прося, чтобы они могли дать ответ в час суда Ему, Самому Богу нашему, Судий всех живущих на земле, чтобы они, радостные, удостоились стать одесную (по правую руку) Его, на стороне угодивших Ему, получили участие (участь) со святыми, в светлом и вечно блаженном Его Царстве Небесном».
    «Спаситель! Ты, искупивший людей Своей Кровию, избавивший нас Своей смертию от горькой смерти и Воскресением Своим дарующий нам жизнь Вечную, – упокой, Господи, всех усопших в благочестии, где бы кто ни окончил жизнь: в пустынях или городах, в море или на суше, всех – царей, священников, архиереев, монахов и мирских, всякого возраста, и удостой их Небесного Твоего Царства».
    «Христе! Через Твое Воскресение смерть уже не владеет скончавшимися в благочестии. Поэтому и молимся Тебе прилежно: упокой рабов Твоих в Твоем блаженном обиталище, там, где пребывает Авраам, – всех, от Адама и до сего дня послуживших Тебе верно, отцев и братьев наших и друзей, и родных, переселившихся к Тебе различным образом. Боже! Удостой их всех Небесного Твоего Царства».
    «Плачу и рыдаю, когда размышляю о смерти и вижу, как в гробах лежит созданная по образу Божию наша красота – безобразная, бесславная, не имеющая уже вида. О, чудо! Что это за таинство совершается над нами? Как это мы предаемся тлению? Как подчинились смерти? Истинно повелением Бога, как писано, дарующего упокоение скончавшимся».
    Тропарь. «Единый Создатель, глубиною мудрости человеколюбиво все устрояющий и всем дарующий полезное, Господи, упокой души рабов Твоих, потому что они возложили свои надежды на Тебя, Творца, Промыслителя, и Бога нашего».
    (Стихиры и тропарь даны автором на русском языке.)
    Из канона, певаемого в субботу мясопустную: «Яже покры вода, и брань пожат, трус же яже объят, и убийцы убиша, и огнь, яже попали верныя, Милостиво, в части учини праведных» (песнь 1, тропарь 4).
    «Яже уби меч, и конь восхити, град, снег и туча умноженная, яже удави плинфа или персть посыпа, Христе Спасе наш, упокой» (песнь 4, тропарь 4).
    «Умершим напрасно (внезапно) от случаев, от клича же зельнаго (крика сильного), скораго течения и заушения, удавления же от искренняго (искренний – всякий человек. – Ред.), и лягания (здесь – ото сна), Господи славы, верою усопшим ослаби (прости) во веки» (песнь 8, тропарь 4).
    «Умершия Божиим прощением (здесь – наказанием): смертных громов всяких с небесе изнесенных, земли разседшейся, морю восшумевшуся, вся верныя, Христе, упокой» (песнь 9, тропарь 3).

    Приготовление кутии на Вселенскую родительскую субботу

    Кутия, иначе – коливо (т. е. вареная пщеница, смешанная с мёдом), поставляемая как при совершении заупокойной литии, так и панихиды, служит напоминанием о Воскресении умершего. Как зерно, чтобы образовать колос и дать плод, должно быть положено в землю и там истлеть, так и тело умершего должно быть предано земле и испытать истление, чтобы потом восстать для Будущей жизни (1 Кор. 15, 36-38; Ин. 12, 24). Мёд знаменует сладость благ будущей жизни.
    Кутия, пожалуй, единственное обязательное блюдо поминальной трапезы. Готовим ее, вспоминая слова Спасителя: Иоан.12:24 «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода».
    Зерном можно назвать наших сродников усопших, а плод их — в нас многогрешных, в нашей памяти о них, в наших делах, совершаемых благодаря их добро прожитой жизни. С этой мыслью и будем приготовлять.

  5. Guliver Ответить

    Чтoбы пoнять, чтo знaчит Mяcoпуcтнaя poдитeльcкaя cуббoтa, cлeдуeт cкaзaть, чтo в этoт дeнь пoд зaпpeтoм нaxoдитcя мяco, a poдитeльcкoй oнa нaзвaнa из-зa нeoбxoдимocти пoминaть близкиx poдcтвeнникoв, в пepeчнe кoтopыx poдитeли нaxoдятcя нa пepвoм мecтe. Poдитeльcкиe cуббoты — дни ocoбoгo пoминoвeния уcoпшиx.  Двe ocнoвныx Bceлeнcкиx cуббoты, кoгдa пpинятo пoминaть вcex xpиcтиaн, кoтopыe были кpeщeнными: Mяcoпуcтнaя (сегодня, второго марта)  и Tpoицкaя. Oни oбязaтeльнo coпpoвoждaютcя пpoвeдeниeм вaжныx бoгocлужeний – вceлeнcкиe или вceoбщиe пaниxиды.
    Обойдемся без вина
    Пo пpaвocлaвным пpaвилaм в эти дни paзpeшeнo мoлитьcя зa людeй, кoтopыe умepли cвoeй cмepтью, были убиты и дaжe пpoпaли бeз вecти и нe пpeдaны зeмлe.   Koгдa мoлитecь зa уcoпшиx дoмa, в xpaмe, кoгдa cтaвитe cвeчи нa кaнун, читaйтe тaкую мoлитву: «Упoкoй, Гocпoди, душу уcoпшeгo paбa(ы) Tвoeгo (имя), и пpocти eму вcя coгpeшeния eгo вoльнaя и нeвoльнaя, и дapуй eму Цapcтвиe Heбecнoe»
    Bce чaщe пoминки для coвpeмeнныx людeй пpeвpaщaютcя в зacтoльe, гдe люди нacлaждaютcя угoщeниями и paзгoвapивaют нa paзныe тeмы, a нa caмoм дeлe в пpaвocлaвныx тpaдицияx зa пoминaльным cтoлoм нeoбxoдимo мoлитьcя. Пepeд тeм кaк cecть зa cтoл пpинятo coвepшaть литию, ну или, в кpaйнeм cлучae, cлeдуeт пpoчитaть мoлитву «Живыe пoмoщи» и «Oтчe нaш». Beликaя poдитeльcкaя cуббoтa – вpeмя для тoгo, чтoбы пoceтить цepкoвную cлужбу и пoмoлитьcя, вcпoмнив o близкиx. Heльзя пoминaть уcoпшиx винoм, пocкoльку этoт нaпитoк являeтcя cимвoлoм зeмнoй paдocти. В этот день нa cтoлe дoлжны нaxoдитьcя тoлькo пocтныe блюдa.
    Не ешьте на Кладбище
    Пpидя нa клaдбищe, нaдo зaжeчь cвeчку, coвepшить литию (этo cлoвo в буквaльнoм cмыcлe oзнaчaeт уcилeннoe мoлeниe). Зaтeм пpибpaть мoгилу или пpocтo пoмoлчaть, вcпoмнить пoкoйнoгo. He нужнo ecть или пить нa клaдбищe, ocoбeннo нeдoпуcтимo лить вoдку в мoгильный xoлм — этим ocкopбляeтcя пaмять мepтвoгo. Oбычaй ocтaвлять нa мoгилe pюмку вoдки и куcoк xлeбa «для уcoпшeгo» являeтcя пepeжиткoм язычecтвa и нe дoлжeн coблюдaтьcя в пpaвocлaвныx ceмьяx. He нaдo ocтaвлять нa мoгилe eду, лучшe oтдaть ee нищeму или гoлoднoму. Лучший выxoд: paздaть кoнфeты и cлaдocти тeм, кoму нужнo, в кaчecтвe милocтыни.
    Народные приметы в родительскую субботу
    C этим днeм cвязaнo мнoгo cуeвepий, кoтopыe фopмиpoвaлиcь в тeчeниe мнoгиx лeт. Bepить в ниx или нeт, peшeниe кaждoгo чeлoвeкa. Mнoгиe пpимeты и cуeвepия в poдитeльcкую cуббoту cвязaны c зacтoльeм, тaк в этoт дeнь нeльзя пocлe вeчepнeй тpaпeзы ничeгo убиpaть co cтoлa и мыть пocуду, пocкoльку cчитaeтcя, чтo умepшиe poдcтвeнники пpидут нoчью пoкушaть. B этoт дeнь пpинятo былo пeчь блины, и пepвый oбязaтeльнo клaли oтдeльнo для уcoпшиx. Жeнитьбa в этoт дeнь пpopoчит бeду. Bыяcняя, чтo тaкoe poдитeльcкaя cуббoтa и чтo нужнo дeлaть, cлeдуeт упoмянуть, чтo пo пoгoдным уcлoвиям в этoгo дeнь cудили o тoм, кaкoй будeт вecнa. Ecли пoгoдa яcнaя, тo и вecнa будeт пoгoжeй. Koгдa был гpoм, тo cлушaли пepвыe pacкaты, тaк ecли oни были c ceвepнoй cтopoны, знaчит, вecнa будeт xoлoднoй, a ecли c вocтoчнoй – тo тeплoй и cуxoй.
    Coглacнo cтapым тpaдициям и пoвepьям,нa Poдитeльcкий дeнь oбязaтeльнo дoлжны выпacть ocaдки. Ecли пoшeл дoждь, тo будeт бoгaтый уpoжaй и cтaбильный гoд.

  6. Dawngrove Ответить

    Кроме Мясопустной, еще вторая, третья и четвертая субботы Великого поста являются временем воспоминания и молитв за почивших. Отцы Церкви подчеркивают о великой миссии христиан дарить любовь миру, ибо, Бог есть любовь! Если у Бога нет мертвых, все души живы, то наше призвание любить их, простить и благословить.
    Поминовение усопших начинается вечером в пятницу, когда будет совершаться панихида или парастас. Великая пятничная панихида или парастас (ходатайство) — великое прошение перед Богом за всех почивших.
    «Последование парастаса, сиречь великия панихиды, по усопшим отцем и братиям нашим и по всем православным христианом преставльшимся»
    Начало парастаса такое же, как обычной панихиды (которая есть сокращенный парастас).
    После Аллилуиа и тропарей «Глубиною мудрости» поются непорочны.
    Непорочны разделяются на 2 статии.
    Первая статия: «Блажени непорочнии в путь».
    Припев: «Помяни, Господи, душу раба Твоего» (или «душу рабы Твоея», или «души раб Твоих»).
    После первой статии — малая заупокойная ектения и возглас: «Боже духов…».
    Вторая статия: «Твой есмь аз, спаси мя».
    Припев: «Упокой, Господи, душу раба Твоего» (или «душу рабы Твоея», или «души раб Твоих»).
    Сразу после этого поются тропари по непорочных:
    «Благословен еси, Господи…
    Святых лик обрете источник жизни…».
    После тропарей и малой заупокойной ектении поется покоин седален: «Покой, Спасе наш», читается 50-й псалом и поется канон «Воду прошед» — егоже краестрочие: «Умирающим верным осмое плету пение» (помещен в Октоихе, глас 8, в субботу).
    Припевы к канону: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев» и «Покой, Господи, души усопших раб Твоих».
    По 3-й песни катавасия — ирмос: «Небеснаго круга», и седален: «Воистину суета всяческая».
    По 6-й песни катавасия ирмос: «Очисти мя, Спасе».
    После малой заупокойной ектении — кондак и икос: «Со святыми упокой» и «Сам един еси Безсмертный».
    По 8-й песни священник творит возглас: «Богородицу и Матерь Света…».
    Хор: «Дуси и души праведных…» и ирмос: «Устрашися всяк слух».
    После канона читается Трисвятое по Отче наш и поются тропари литии: «Со духи праведных скончавшихся душу (или души) раба Твоего (раб Твоих), Спасе, упокой…» и проч.
    Далее последование подобно, как в обычной панихиде.
    Во время субботней Литургии звучат слова утешения, дарящие надежду на будущую встречу на Небесах.
    Всех пребывающих в храме на Литургии накрывает настоящая Божья благодать, показывающая, что Христос живет в своих поклонниках, и мы с Ним — одно тело, в этом тайна Его Божественной Любви.

  7. Gavinrawyn Ответить

    Среди нарочитых, дней, назначенных Церковью для поминовения усопших, наиболее значимы родительские субботы, но важнее всех две так называемые Вселенские родительские субботы, или Вселенские панихиды, — перед Неделей мясопустной (неделя — это, по-церковному, воскресенье) и перед Пятидесятницей. Называются они так потому, что в эти дни мы по обычаю, установленному богоносными отцами еще со времен первых христиан, совершаем панихиду о всех почивших, то есть о прародителях наших. В эти два дня отменяются все иные богослужебные темы; живые члены Церкви приглашаются как бы забыть самих себя и, сократив до минимума воспоминания о своих родных и близких, в усиленной и умноженной молитве обо всех умерших членах Церкви, родных и чужих, знаемых и незнаемых, всех возрастов и состояний, всех времен и народов, — явить в полной мере свою к ним братскую любовь. Особенно же — к тем, кого постигла безвременная смерть в чужой стране, вдали от родных, в море, в пропастях и неприступных горах, от голода или инфекционных болезней, кто пал в сражении, сгорел в огне, замерз или погиб во время стихийных бедствий, — то есть ко всем тем, кто не успел покаяться перед смертью, над кем не было совершено погребального обряда.
    Мясопустная родительская суббота установлена и по другой причине. Как известно, на следующий день, то есть в мясопустную Неделю, наша Церковь вспоминает Страшный суд, или Второе Пришествие Господа нашего Иисуса Христа. И поэтому в субботу мы просим «страшного Судию» явить милость не только нам, еще живущим, но и прежде отшедшим нашим братьям во время страшного и славного Его Пришествия.
    Кроме Вселенской мясопустной субботы, в богослужебном пространстве Великого поста присутствуют еще три родительские субботы. Это вторая, третья и четвертая субботы поста. Но они уже не Вселенские. В эти дни совершается поминовение усопших в восполнение не бывающего в будние дни поста поминовения на Литургии.
    Вторая вселенская ежегодная панихида, установленная нашей Церковью, совершается накануне Дня Святой Троицы — Пятидесятницы, то есть в субботу перед Святой Пятидесятницей. В эту родительскую субботу Церковь поминает «всех благочестиво от века усопших в надежде воскресения к Вечной Жизни». Таким образом, в этот день мы молимся не только за христиан, ведь во времена от Адама до Христа христиан не было. Мы молимся обо всех умерших от Адама и поныне и послуживших непорочной жизнью Богу, мы молимся о всяком человеке, «все в жизни хорошо совершившем и к Богу многими разнообразными способами преставившемся».
    Заупокойное поминовение в родительскую субботу
    Накануне родительской субботы, то есть вечером в пятницу, в православных храмах служится великая панихида, которую также называют греческим словом «парастас». В саму субботу, утром, служат заупокойную Божественную литургию, после нее — общую панихиду.
    Евангелие от Иоанна, читаемое на заупокойной Литургии
    Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут. Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе. И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий.
    Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения. Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца (Ин. 5, 25–30).
    На парастас или на заупокойную Божественную литургию можно подать записки об упокоении с именами близких вашему сердцу умерших. А еще в этот день, по старой церковной традиции, прихожане приносят в храм еду — «на канон» (или «на канун»). Это постные продукты, вино (кагор) для совершения Литургии.
    Молитва об усопших
    Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.
    Имена удобнее прочитывать по помяннику – небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые и в домашней молитве, и во время церковного богослужения, православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков
    Песнопения из службы в субботу мясопустную
    Стихира на «Господи, воззвах», глас 8
    От века мертвых днесь всех по имени, верою поживших благочестно, память сотворяюще, вернии, Спаса и Господа воспоим, просяще прилежно сим в час суда ответ благий дати Тому Самому Богу нашему, всей Судящему земли, деснаго Его предстояния получити в радости, в части праведных и во святых жребий светлем, и достойным быти Небеснаго Царствия Его.
    Тропарь на вечерне, глас 8
    Глубиною мудрости человеколюбно вся строяй и полезное всем подаваяй, Едине Содетелю, упокой, Господи, души раб Твоих, на Тя бо упование возложиша, Творца и Зиждителя, и Бога нашего.
    Седален, глас 5
    Покой, Спасе наш, с праведными рабы Твоя, и сия всели во дворы Твоя, якоже есть писано, презирая, яко Благ, прегрешения их, вольная и невольная, и вся, яже в ведении и не в ведении, Человеколюбче.
    Кондак по 6-й песни канона, глас 8
    Со святыми упокой, Христе, души раб Твоих, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная.


    По материалам открытых источников


    STSL.Ru

  8. Becelyu C NeBa Ответить

    Родительская суббота диакон Андрей
    Зачем поминать усопших? Александр Ткаченко
    Таинство смерти Н. Василиадис
    О поминовении усопших по уставу Православной Церкви свт. Афанасий (Сахаров), исп., еп. Ковровский
    Родительская суббота (рассказы разных лет) Б.П. Екимов
    Христос Воскресе! Дерзайте!
    Дни поминовения усопших
    Суббота
    Дата
    Описание
    Вселенские родительские субботы
    Троицкая суббота
    В субботу перед праздником Святой Троицы
    В Троицкую и Мясопустную субботы совершается вселенская панихида.
    Мясопустная суббота
    За седмицу до Великого поста
    Мясопустной она называется, потому что предшествует Мясопустной Неделе (воскресенью перед Масленицей).
    Родительские субботы Великого поста
    Субботы Великого поста
    Субботы 2, 3, 4-ой седмиц Великого поста
    Во время будних дней Великого поста обычная Литургия не совершается, если нет большого праздника. Следовательно и главное литургическое поминовение усопших тоже совершается реже. Чтобы не лишать умерших молитвенного представительства о них, Церковь установила эти три особых дня для молитвы о них.
    Частные родительские субботы
    Радоница
    9-й день после Пасхи, вторник
    Радоница – от слова радость, т.к. этот день всегда выпадает на пасхальный период. Обычно в этот день совершается панихида, в которую включаются и пасхальные песнопения. После службы верующие посещают кладбище – помолиться об усопших.
    День памяти православных воинов
    11 сентября
    Поминовение было установлено во время Русско-турецкой войны (1768-1774)
    Димитриевская родительская суббота
    Суббота, предшествующую дню памяти великомученика Димитрия Солунского (8 ноября)
    Установлена благоверным князем Димитрием Донским после возвращения в Москву с битвы на Куликовом поле (8 сентября 1380 г.). По возвращении с поля брани, Димитрий Иоаннович посетил заупокойное богослужение в Троице-Сергиевой обители. Со временем сложилась традиция совершать такое поминовение ежегодно.
    День поминовения всех погибших в годы Великой Отечественной войны
    9 мая
    После Литургии служится панихида.
    Особое поминовение всех погибших в годы гонений за веру во Христа совершается в день памяти новомучеников и исповедников Российских (первое воскресенье после 25 января)
    Роди?тельские суббо?ты – девять дней сугубого поминовения усопших православных христиан. Всякая суббота посвящена в церковном календаре поминовению усопших, но есть и особо выделенные субботние дни. Родительскими они именуются потому, что родители — самые близкие нам люди, однако молятся в эти дни не только за родственников.
    Все родительские субботы, кроме одной (9 мая), имеют переходящую дату.
    В эти дни совершаются заупокойные богослужения — парастасы, панихиды, заупокойные литии. Необходимо иметь в виду, что церковные богослужения могут начинаться накануне вечером (т.е. в пятницу), т.к. богослужебный день начинается с вечера.
    Из девяти дней сугубого поминовения усопших, выделяются две Вселенские поминальные субботы: Мясопустная и Троицкая. Основной смысл этих «вселенских» (общих для всей Православной Церкви) заупокойных богослужений – в молитве за всех почивших православных христианах, независимо от их личной близости нам.
    ***
    Родительская суббота – обобщенное наименование дня особого поминовения усопших. Особого не в плане какого-то другого, а в плане усиленного. В этот день вся полнота Церкви молится об упокоении душ умерших православных христиан. Для нас – живых – этот день памяти наших близких и любимых следует, по возможности, провести в молитве. Лейтмотив всех молитв об упокоении – прощение грехов. Мертвым уже некогда каяться и просить прощения, зато мы можем приложить все силы и просить Бога о милости к ним. И Господь, видя наше рвение, принимая во внимание наши подвиги молитвы и милостыни (а за усопших можно подавать милостыню) может простить все грехи умершего человека.
    В родительские субботы православному христианину, по возможности, нужно посетить заупокойную литургию и панихиду, молиться во время богослужения не только за наших близких, но и за все умерших православных христианах (по церковнославянски – «от века усопших»), после этого посетить кладбище и там совершить уже частную молитву – панихиду, литию или, если позволяет время, прочитать 17 кафизму Псалтири. Это самое главное. А насчет трапезы – церковными правилами эта сторона жизни никак не регламентируется. Правило одно – умеренность. Во всем. И не забывайте: главное в этот день – молитва.
    иерей Павел Коньков (журнал «Фома»)

    ***

    Когда в храме совершаются заупокойные богослужения родительских суббот?

    Богослужебный день начинается с вечера, поэтому заупокойные службы часто начинаются с вечера предыдущего дня. Самое важное поминовение — на Литургии (обычно служится утром).

    Нужно ли ездить на кладбище в родительскую субботу?

    Молитвенное поминовение в храме несравненно важнее для усопших, чем посещение могилы, однако первое не исключает второго. Важно соблюсти иерархию: богослужение в первую очередь, поездка на кладбище — во вторую. На могиле христиане совершают поминовение мирским чином или приглашают священника.

    Зачем в храм приносят еду?

    Изначально продукты приносили для совместной поминальной трапезы. В наше время — в качестве жертвы священно- и церковнослужителям на помин души.
    Следует трезво относиться к традиции приносить еду «на канун«, исходя из современных реалий. Батюшкам при всём усердии не скушать 30 батонов хлеба или 20 пачек пряников, поэтому из продуктов имеет смысл приносить то, что длительно сохраняется. Пожертвование можно совершить и в церковную кружку, у храма много нужд, не только пищевых.

  9. Nickolson Ответить

    Вселенское поминовение усопших  в Неделю о Блудном сыне, Мясопустная родительская суббота в 2018 году – когда будет, что делать в этот день в храме и дома. Что можно есть в этот день.
    10 февраля 2018 года первая в году Вселенская родительская суббота, которая названа Мясопустной так как проходит перед началом мясопустной (масленой или сырной) седмицы.
    Читать по теме: Особое поминовение усопших по дням в 2018 году
    Основанием для установления этой первой в году Родительской субботы послужило то, что в последующий воскресный день Святая Церковь вспоминает Второе пришествие Христа и Страшный суд Его.

    Хотя эта суббота носит название «мясопустной», есть в этот день можно все – ограничения на употребление мяса нет.
    Любовь к умершим родственникам возлагает на живущих святую обязанность – молиться о спасении их души. Ведь молитва за  них – единственное благо, которое мы можем им дать. Дни особого общего поминовения усопших, установленные церковью,  называются родительскими субботами. В эти дни поминаются все от века упокоившиеся православные христиане. Верующие подают «записки» за упокой для поминания на Божественной литургии.
    Читать по теме: Как подготовиться к Великому посту 2018
    Во время поминовения на Божественной литургии в храме вынутые из просфор за усопших и живых частицы погружаются в Чашу со словами, которые по-русски звучат так: «Омой, Господи, грехи поминавшихся здесь Кровью Своею честною, молитвами святых своих».
    Не забывайте, что писать в записках надо только те имена умерших, которые даны им в святом крещении. Не крещеного человека, как и самовольно ушедшего из жизни в Церкви не поминают, однако домашнюю молитву за них возносить не только можно, но и нужно.

    Если нет возможности посетить храм, то и дома можно прочесть молитву об усопших: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей … и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное».
    В православном храме есть специальное место, где ставятся свечи «за упокой».  Для этого устроен большой канунный стол с подсвечниками, над которым возвышается Распятие. Обычно канун располагается в углу у солеи (возвышение перед алтарем), однако расположение зависит от внутреннего устройства храма, обязательного места канонически не утверждено.
    Читать по теме: Вторая подготовительная седмица перед Великим постом, Неделя о Блудном сыне
    Приближаясь к подвигу несения Великого поста верующим следует «войти в союз любви со всеми членами Царства Христова – и святыми, и живущими, и умершими, от Адама и до нынешних дней усопших во благочестии и правой вере праотцах, отцах и братиях наших от всякого рода…». Церковь молится за них, умоляя Праведного Судию явить им Свою милость в день нелицеприятного всем воздаяния на Страшном суде.

    В это время года, когда еще лежит снег, бывает не просто посетить могилу родственника, поэтому лучше постараться прийти в храм и помолиться за него.
    Читать по теме: Подготовительные недели перед Великим постом 2018
    Ранние христиане после поминовения совершали общие поминальные трапезы и поэтому приносили с собой пищу. Сейчас такой традиции уже нет, но православный обычай принесения продуктов в храм «на канун» остался. Эти приношения используются для трапезы священнослужителей и работников храма. Кроме этого, церковь помогает тем, кто нуждается, устраивает трапезы для неимущих. Таким образом, теми, кто приносит продукты «на канун» творится посильная милостыня.

  10. Busida Ответить

    Что такое родительская суббота

    Суть праздника изложена в самом названии, но его необходимо понять. Слово «вселенская» несет в себе старинное значение «всеобщая» — то есть, единая для всех панихидная служба. Таких суббот в году две: одна наступает перед Масленицей, а вторая выпадает на Троицкую субботу. В 2016 году первая выпадает на 5 марта, а вторая — на 18 июня. Родительскими эти дни названы, конечно же, потому что отец и мать — самые близкие для каждого человека люди. В первую очередь поминают именно близких родственников. Необходимо обратить внимание и на то, что первая Вселенская суббота названа мясопустной. С этого дня христиане уже перестают есть мясо, готовясь к Великому Посту.

    Мясопустная родительская суббота

    Мясопустная родительская суббота — одна из самых древних по происхождению. Она уходит корнями в самое начало христианства. В этот день, еще гонимые и никем не признанные, христиане собирались вместе, чтобы почтить память замученных и казненных братьев и сестер по вере, не получивших должного погребения. Строго говоря, этот день является напоминанием о Судном дне. Таким образом проявляется подготовка к жизни вечной и встрече с Богом. На мясопустную субботу вспоминаются все почившие в вере христиане, начиная от Адама. Церковь каждому дает шанс на спасение души.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *