Что такое неолитическая революция где и почему она начиналась?

10 ответов на вопрос “Что такое неолитическая революция где и почему она начиналась?”

  1. Individual Ответить

    Имеется несколько теорий, каждая из которых имеет право на существования, а во многом эти научные гипотезы дополняют друг друга, давая более полное представление о произошедших изменениях в укладе жизни древнего человека.
    К версиям, имеющих наибольшее число сторонников в среде учёных, относятся следующие теории.

    Оазисная. Данную гипотезу выдвинул собственно археолог Чайлд, открыватель неолитической революции.
    Согласно его теории, осушение климата с завершением ледникового периода привело к опустыниванию значительных территорий. И люди, и животные были вынуждены переселяться на относительно небольшие участки суши в оазисах и долинах рек.
    Здесь-то и произошло постепенное одомашнивание диких зверей, вынужденных жить по соседству с человеком. А растения, произраставшие на плодородных орошаемых землях, составили основу растениеводства.
    «Холмистые склоны». Сторонники этой теории утверждают, что благоприятные условия для одомашнивания зверей сложились в прохладных высокогорных районах, куда перекочёвывали животные и люди, спасаясь от засушливой жары.
    Демография. Эту гипотезу научному миру предложил американский географ Зауэр. Он считает, что резкий рост популяции человека, произошедший в конце ледникового периода был вовсе не следствием неолитической революции, а её непосредственной причиной.
    Якобы резко увеличившим своё народонаселение древним племенам уже не хватало для пропитания собирательства и охоты. Поэтому, древние люди для выживания должны были перейти к более продуктивной экономике – земледелию и скотоводству.
    «Целенаправленная эволюция». Данная теория предполагает предопределённый эволюцией симбиоз (взаимовыгодное сожительство) людей, животных и растений. Таким образом, адепты данной гипотезы рассматривают неолитическую революцию как часть общего эволюционного процесса.
    Климатический. Учёные, выдвигающие данную теорию, опираются на геологические данные, утверждающие, что далеко не во всех регионах неолитической революции имелся жаркий засушливый климат.
    В некоторых регионах, где возникли очаги неолитической революции, длительное время стоял благоприятный, умерено влажный климат. Поэтому сторонники климатической теории считают, что именно благоприятный климат сыграл основную роль в переходе к земледелию.

    Последствия неолитической революции

    Неолитическая революция имела для человечества глобальные последствия, в итоге приведшие к образованию первых цивилизаций. Занятие земледелием вынудило людей отказаться от постоянных кочёвок в поисках пропитания.
    Осёдлость проживания стало главным фактором образования первых племенных союзов и государств. Племена, вынужденные охранять свои земледельческие угодья и домашний скот от агрессивных соседей консолидировались с другими племенами в более крупные группы.
    У больших племенных союзов было больше шансов отстоять свои земли и имущество, а также при случае захватить чужое. Появляются особые классы воинов, военных вождей, а позднее – и царей.
    Более прогрессивная экономика, основанная на сельском хозяйстве, стала причиной появления остаточного продукта. Остаточным называют всю продукцию, которая остаётся сверх того, что необходимо племени для удовлетворения потребностей в пище, одежде и предметах быта.
    Излишки производства обменивались у других племён на те предметы, которые были в дефиците. Таким образом, зарождалась торговля – двигатель любой современной экономики.

  2. *ПоШлЫй ПрЕзИдЕнТ* Ответить

    Для объяснения этого противоречия следует обратить внимание на самые общие признаки производящего хозяйства, выделенные советским историком В.М.Бахтой:
    оседлость;
    создание и хранение запаса;
    интервал в последовательность работ;
    цикличность труда;
    расширение спектра деятельности.
    Из этих пяти признаков для развития социальной стратификации достаточно лишь трех – 1-ого, 2-ого и 5-ого. Наиболее важным является признак (2): именно накопление редких материальных благ (прежде всего, пищи) дает начало делению на богатых и бедных. Поэтому советский историк В.А.Башилов еще в 1980-е предложил понимать под неолитической революцией переход от производства прожиточного минимума к стабильному производству прибавочного продукта независимо от того, при каких именно формах хозяйства происходит данный переход.
    Логика концепции В.А.Башилова такова. До неолитической революции производство избыточного продукта происходило случайно и неустойчиво, поскольку не было технологий длительного сохранения дефицитной пищи. Когда же открывают способы длительного хранения запасов пищи (копчение, соление и т.д.), то сразу возникает мощный стимул не поедать немедленно всю добычу, как это происходило в раннепервобытном обществе, а накапливать ее на «черный день». Владельцы большего запаса могут гарантировать стабильный уровень жизни не только самим себе, но и своим близким. Поэтому они приобретают более высокий социальный статус. Накопление богатства стимулирует грабительские набеги на соседние племена, чтобы отнять их накопления. Таким образом, для формирования социального расслоения могут возникнуть достаточные условия даже при сохранении присваивающего хозяйства.
    Концепция Башилова не опровергает, а дополняет концепцию Г.Чайлда – она рассматривает переход к производящему хозяйству (неолитическую революцию в узком смысле слова) как частный случай возникновения технологий производства прибавочного продукта. Если неолитическая революция в узком смысле слова, по Чайлду, включает все пять признаков производящего хозяйства, то неолитическая революция в широком смысле, по Башилову, – только три (1-й, 2-й и 5-й).
    Сам же факт наличия прямой зависимости между усилением социальной стратификации и переходом от присваивающего хозяйства к производящему (особенно, к земледелию) сомнения не вызывает. Его иллюстрацией является, например, составленная современным российским историком А.В.Коротаевым на основе базы данных Дж.П.Мердока (в ней отражены этнографические характеристики 165 народов разных стран и эпох) матрица взаимосвязи между типами хозяйства и уровнем классовой стратификации (Табл. 2). Из нее видно, что для бесклассовых обществ типична присваивающая экономика (хотя есть бесклассовые земледельческие народы), а для обществ с высокой классовой стратификацией (3-й уровень по таблице) типично развитое земледелие.
    Таблица 2. Типы хозяйства и уровень классовой стратификации (Матрица А.В. Коротаева)
    Таблица 2. ТИПЫ ХОЗЯЙСТВА И УРОВЕНЬ КЛАССОВОЙ СТРАТИФИКАЦИИ (МАТРИЦА А.В. КОРОТАЕВА)
    Уровни классовой стратификации
    Количество народов с
    присваивающей экономикой
    ранним (переложным) земледелием
    развитым земледелием
    (классов нет)
    39
    6
    6
    1
    18
    21
    14
    2
    5
    11
    14
    3
    (высокая классовая стратификация)
    2
    29
    Следует учитывать, что в разных регионах планеты неолитическая революция происходила асинхронно и с различной региональной спецификой. Выделяют три древнейших первичных очага:
    Передняя Азия (территория современных Ирана, Ирака, Турции, Иордании), где к 7-6 тыс. до н.э. сложилось земледельческо-скотоводческое хозяйство (выращивание пшеницы, ячменя и гороха, разведение коз) и появились первые города планеты (Чатал-Гуюк, Джармо, Иерихон);
    Мезоамерика (территория Мексики), где к концу 3 – началу 2 тыс. до н.э. сложилась земледельческая экономика, основанная на выращивании маиса; территория Перу, где ко второй половине 2 тыс. до н.э. формируется экономика оседлого земледелия (культивирование маиса) при сохранении большого значения рыболовства.
    Неолитическая революция в каждом из первичных центров протекала долго, в течение 2–4 тысячелетий. Когда же новая производящая экономика начала распространяться из этих центров в окрестные регионы, то перенимание уже накопленного производственного и социального опыта резко сокращало время перехода. В современном мире отсталые народы, не пережившие неолитической революции, сохранились лишь в глухих уголках планеты с особыми природно-климатическими условиями.

    Неолитическая революция как формирование института прав собственности.

    Тезис о стабильном производстве прибавочного продукта может быть воспринят как указание на повышение в процессе неолитической революции уровня и качества жизни: до нее люди жили-де на грани голодной смерти, а после этого в результате перехода к более прогрессивным технологиям жизнь стала более изобильной. Такое понимание было широко распространено до 1970-х, когда американский антрополог Маршалл Салинз доказал его ошибочность.
    В своей монографии Экономика каменного века (1973) М.Салинз, обобщая этнографическую и историческую информацию, сформулировал парадоксальный вывод: ранние земледельцы трудились больше, но имели уровень жизни ниже, чем позднепервобытные охотники и собиратели. Известные в истории раннеземледельческие народы работали, как правило, гораздо большее число дней, чем тратили на добывание пищи дожившие до 20 в. первобытные охотники и собиратели. Представление о голодной жизни отсталых народов также оказалось очень сильно преувеличенным – у земледельцев голодовки носили более тяжелый и регулярный характер. Дело в том, что при присваивающем хозяйстве люди забирали у природы далеко не все, что она могла им дать. Причина тому – не мнимая лень отсталых народов, а специфика их образа жизни, не придающая значения накоплению материального богатства (которое к тому же часто и невозможно накапливать из-за отсутствия технологий длительного хранения пищи).
    Возникает парадоксальный вывод, который называют «парадоксом Салинза»: в ходе неолитической революции совершенствование аграрного производства ведет к ухудшению уровня жизни. Можно ли в таком случае считать неолитическую революцию прогрессивным явлением, если она понижает уровень жизни? Оказывается, можно, если рассматривать критерии прогресса более широко, не сводя их только к среднедушевому потреблению.

    В чем именно заключалась прогрессивность неолитической революции, можно объяснить по модели, которую предложили американские экономисты-историки Дуглас Норт и Роберт Томас (см. рис.).
    В раннепервобытном обществе господствовала общая собственность: из-за немногочисленности населения доступ к охотничьим угодьям и местам рыбной ловли был открыт всем без исключения. Это означало, что существовало общее право на использование ресурса до его захвата (захватит тот, кто будет первым) и индивидуальное право на использование ресурса после захвата. В результате каждое племя, собирающее добычу с очередного участка, куда оно перекочевало, было заинтересован в хищническом потреблении ресурсов общего доступа «здесь и сейчас», без заботы о воспроизводстве. Когда ресурсы территории истощались, ее покидали и уходили на новое место.
    Такая ситуация, когда каждый пользователь озабочен максимизацией личной сиюминутной выгоды без заботы о завтрашнем дне, экономисты называют трагедией общей собственности. Пока природные ресурсы были изобильны, проблем не возникало. Однако их истощение из-за роста населения привело примерно 10 тыс. лет назад к первой в истории революции в производстве и в социальной организации общества.
    Согласно парадоксу Салинза, охота и иные виды присваивающего хозяйства обеспечивали куда более высокую производительность труда, чем земледелие. Поэтому пока демографическая нагрузка на природу не превышала некоторого порогового значения (на рис. – величина qd), первобытные племена не занимались производящим хозяйством, даже если для этого были подходящие условия (скажем, пригодные для культивирования растения). Когда же из-за истощения природных ресурсов производительность труда охотников начала падать, то рост населения требовал перехода с охоты на земледелие (на графике – с первоначально более высокого уровня VMPh на траекторию более низкого VMPa), либо вымирания охотников от голода. В принципе возможен и третий выход – остановить демографическое давление у критического предела. Однако первобытные люди редко прибегали к нему из-за непонимания экологических закономерностей.
    Чтобы перейти от охоты к земледелию, необходимы коренные изменения отношений собственности. Земледелие – принципиально оседлый вид деятельности: в течение многих лет или постоянно земледельцы эксплуатируют один и тот же участок земли, урожай с которого зависит не только от погоды, но и от действий людей. Плодородная земля становится редким ресурсом, требующим защиты. Возникает необходимость защищать обрабатываемые земли от попыток их захвата чужаками и разрешать поземельные конфликты между соплеменниками. В результате начинает складываться государство как институт, главной экономической функцией которого является защита прав собственности.
    Д.Норт и Р.Томас предложили считать главным содержанием Первой экономической революции (так они назвали неолитическую революцию) появление прав собственности, закрепляющих исключительные права индивида, семьи, рода или племени на землю. Преодоление трагедии общей собственности позволило остановить падение предельного продукта труда, стабилизировало его.
    Таблица 3. Повышение плотности и массы населения в ходе неолитической революции
    Таблица 3. ПОВЫШЕНИЕ ПЛОТНОСТИ И МАССЫ НАСЕЛЕНИЯ В ХОДЕ НЕОЛИТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
    Типы хозяйства
    Плотность населения, чел. на 100 км2
    Численность населения земного шара, млн. чел. (по Э.Диваю)
    Охота и собирательство
    Австралийцы, бушмены – 1;
    индейцы доколумбовой Северной Америки – 5–7
    Ок. 10 тыс. лет до н.э. (до неолитической революции) – 5,3
    Раннее земледелие
    1 тыс. (на Ближнем Востоке)
    Ок. 6 тыс. лет до н.э. (после неолитической революции в Старом Свете) – 86,5
    Прогресс развития общества в ходе неолитической революции проявляется, таким образом, не непосредственно в росте среднедушевого уровня жизни, а в повышении плотности и численности населения (Табл. 3). Согласно оценкам, переход от охоты и собирательства к земледелию позволил повысить плотность населения в сотни раз. Поскольку этот переход происходил далеко не во всех регионах планеты, то рост общей численности населения планеты происходил более медленно – не в сотни, а только в десятки раз.
    Латов Юрий

  3. Pulemetchik Ответить

    Что такое неолитическая революция.
    В течение нескольких миллионов
    лет человек существовал за счет охоты, рыболовства и собирательства. Люди «присваивали» себе продукты природы, поэтому такой тип хозяйства называют присваивающим. Человек полностью зависел от природы, внешних условий, изменений климата, обилия или скудости добычи, случайной удачи.
    Около 11 — 10 тыс. лет назад отношения человека и природы становятся кардинально иными. Зарождается земледелие и животноводство. Люди начали самостоятельно и целенаправленно производить необходимые для их жизни продукты. Отныне они намного меньше зависели от окружающей среды. Такой тип хозяйства называется производящим. Производящее хозяйство до сих пор является основой жизни человечества.
    Переход к производящему хозяйству у ряда племен и народов начался в период мезолита и завершился в неолите. Появление производящего хозяйства за сравнительно короткое время коренным образом изменило жизнь человечества, взаимоотношения внутри сообществ людей, порядок управления в них. Эти перемены историки назвали неолитической революцией.
    Причины неолитической революции.
    Около 12 тыс. лет назад быстро начал таять ледник. За сравнительно небольшой период тундра и территория ледника покрылись густыми лесами. Казалось, такие перемены будут на пользу человеку. Однако вымерли мамонты и многие другие крупные животные, в течение тысячелетий дававшие человеку основную пищу. Пришлось осваивать охоту на мелкую дичь, птицу, больше внимания уделять ловле рыбы.
    Охотники мезолита изобрели лук со стрелами. Теперь добычу могли поражать издали. На основе принципа действия лука создали различные ловушки и капканы. Другим изобретением стал бумеранг, имевший свойство при неудачном броске возвращаться назад. Стали строить лодки и плоты. На них плавали не только по рекам и озерам, но и выходили в море.
    Наиболее тяжелые последствия таяние ледника имело для населения Передней Азии (территория Турции, Сирии, Израиля, Палестины, Ирака, Ирана и др.). В период палеолита здесь охотились на диких баранов, кабанов, козлов, быков, собирали семена дикорастущих злаков — пшеницы, ячменя, проса. Эти растения в диком виде растут только в горных районах Передней Азии. Для срезания колосьев злаковых культур изобрели специальное орудие — серп.
    Внутри изогнутой деревянной рукоятки вытачивали паз, в который вставляли вплотную друг к другу остро заточенные камни размером в 1 — 2 см. Их закрепляли смолой или бетоном. Если один из камушков ломался или выпадал, его заменяли другим, поскольку они все были стандартной формы. Ученые называют такие изделия микролитами. В период мезолита микролиты различной формы распространились на огромных территориях Евразии, Африки. Их вставляли не только в серпы, но и в ножи, мечи, топоры, копья, стрелы.
    Во время таяния ледника в Передней Азии началась страшная засуха, что привело к гибели многих животных и растений. Экологический кризис заставил людей искать новые источники существования. Выход был найден в искусственном разведении растений и выращивании животных.
    Зарождение производящего хозяйства.
    Собиратели съедобных растений заметили: если зерна зарыть в рыхлую землю и поливать водой, то из одного зерна вырастет колос со многими зернами. Так родилось земледелие. Для посева каждый год отбирали только лучшие зерна. Со временем изменились внешний вид и многие полезные свойства этих растений.
    В условиях засухи звери стали меньше бояться людей и даже заходили в их поселения в поисках воды. Охотники ловили их живьем, держали в загонах и съедали по мере необходимости. Некоторые животные рождались уже в неволе. Со временем рожденные в неволе животные стали главным источником мяса. За этими животными ухаживали, их пасли, отбирали лучших для размножения. Домашние животные стали отличаться от своих диких предков по повадкам, характеру и даже по анатомическому строению. Произошло одомашнивание (доместикация) животных. Появилось животноводство (скотоводство).
    Злаковые культуры и домашние животные, полученные древними жителями Передней Азии, и поныне остаются основными источниками пищи для человечества.
    Древнейшая стоянка со следами сельского хозяйства Зави Чеми Шанидар раскопана на севере Ирака и датируется X—IX тысячелетиями до н. э.
    Первыми были одомашнены в X—IX тысячелетиях до н. э. овцы и козы, в VII тысячелетии до н.э. приручили свинью и корову. В глубокой древности произошла и доместикация кошки, которая спасала запасы зерна от грызунов.
    Из растений первыми одомашнили несколько видов пшеницы ячмень, просо, чечевицу. Позже научились выращивать сливы, груши, персики, абрикосы, яблоки, виноград и т.д.
    Земледелие и скотоводство начало зарождаться в оазисах Азии около 11 тыс. лет назад. Позже климат стал более влажным, и сельское хозяйство распространилось почти по всей | Передней Азии и некоторым соседним территориям (Египет, Балканский полуостров, Средняя Азия и др.). Большую роль в распространении неолитической революции сыграли переселения племен. На новых землях выводили новые виды культурных растений и животных. Например, в Средней Азии одомашнили верблюда.
    Некоторые ученые считают, что в ряде мест сельское хозяйство возникло самостоятельно, вне связи с Передней Азией. К таким местам, несомненно, принадлежит Америка. Рис «одомашнили» в Индии и Китае. Возможно, в Европе был самостоятельно доместирован крупный рогатый скот. Однако большинство домашних животных (овцы, козы, коровы) и растений (пшеница, ячмень, просо) имели своими «предками» диких животных и растения, которые имелись только в Передней Азии. Кроме того, в течение нескольких тысячелетий сельское хозяйство существовало лишь в данном регионе. Эти факты свидетельствуют в пользу теории моноцентризма происхождения сельского хозяйства.

  4. бабушкин пирог Ответить

    Неолитическая революция — переход человечества от существования за счет охоты и собирательства к жизни за счет сельского хозяйства. Этот переход начался в мезолите и завершился в неолите. За счет земледелия и скотоводства живем и мы с вами, живет и сейчас все человечество. Ведь все те злаки (пшеница, ячмень, просо, чечевица), которые впервые стали культивировать в X—VIII тыс. до н. э. в горах Загроса, Анатолии, Иране и Иерихоне, мы выращиваем и ныне. До сих пор мы едим хлеб, «изобретенный» в мезолите — неолите. Все те животные, которые были одомашнены неолитическими людьми на Ближнем и Среднем Востоке, — коза, овца, корова, свинья — причем в основном только эти животные — разводятся и сегодня. И сейчас только они снабжают человечество мясом, молоком (и соответственно, молочными продуктами). Неолитической революцией называл этот грандиознейший переворот в истории человечества английский ученый Г. Чайлд.
    История сельского хозяйства начинается где-то около X тыс. до н. э. На стоянках Нахал Орен в Палестине, Карим Шахир, Зави Че-ми Шанидар в Ираке около 12 тыс. лет назад уже делали микролиты для жатвенных ножей, приручали диких животных и возделывали злаковые.
    Почему произошла неолитическая революция и каковы были ее последствия?
    Толчком к неолитической революции, видимо, послужил резкий подъем температуры на планете между XI и IX тыс. до н. э. Именно в это время на севере Европы стал быстро таять ледник, а в горах между Южным Прикаспием и Закавказьем стали выгорать травы. Каспийское море тогда стало катастрофически уменьшаться в размерах, высыхать. Пищи для животных стало мало. Часть их Уходила на север вдоль Каспия, другая часть сосредотачивалась вокруг источников, в «оазисах» (например, в Иерихоне), третья бродила в истощении вокруг стоянок человека, питаясь объедками. Человеку пришлось заботиться о сохранении уменьшающихся запасов природной пищи и научиться возделывать злаковые и выращивать скот в неволе. Это привело к рождению цивилизации.
    Цивилизация могла возникнуть только тогда, когда появился какой-то устойчивый излишек продуктов сверх необходимого прожиточного минимума. Только земледелие и скотоводство давали возможность создания такого излишка. О том, что такой излишек появился на Ближнем Востоке, говорят многие довольно ранние археологические данные. Прежде всего, это монументальные сооружения. В Южном Двуречье они появляются уже с начала V тыс. до н. э. Подсчеты показывают, что на строительстве одной только платформы одного из храмов Урука 1500 человек должны были трудиться 5 лет — для этой стройки было затрачено 1700 000 человеко-дней! Для того чтобы оторвать от производства продуктов такое количество людей, общество должно было иметь большие запасы этих продуктов. Уже раннее земледелие давало возможность производить больше продуктов питания, чем требовалось для жизни той или иной земледельческой общины. Население Джейтуна (одного из первых поселений земледельцев в Средней Азии) составляло 150—180 человек. Норма расходования зерна в год в Восточной Европе — 16 кг в месяц. В Шумере в III тыс. до н. э. мужчине в месяц выдавали в среднем 36 кг зерна, а женщине — 18 кг. Исходя из этих норм, можно легко подсчитать, что для того, чтобы прокормить весь поселок Джейтун, требовалось 44 т зерна. Вырастить такое количество зерна, имея самые примитивные орудия каменного века, можно было, если двое взрослых от каждой семьи будут трудиться всего один месяц в году. По экспериментальным данным, неопытный человек собирает каменным серпом за час 1,5 кг зерна. 44 т можно было бы собрать за 10 рабочих дней, затратив всего 1760 человеко-дней, т. е. собрать необходимое на год всему поселку зерно можно было за 10 дней, если в работе примет участие все население поселка. А если на уборке будет занята половина жителей, то за 20 дней. При всех обстоятельствах земледельцы в Джейтуне могли обеспечить себя на год зерном, затратив максимум 60 трудодней. Производительность труда при орошаемом земледелии в Месопотамии в III тыс. до н. э. была вдвое выше, следовательно, если земледелец в Месопотамии работал так же, как и в Джейтуне, 60 дней в году, то половина его труда уходила на создание прибавочного продукта. Но весь год состоит не из 60, а из 365 дней. А так как земледельцу было достаточно 30 дней для обеспечения себя продуктами питания на год, остальные 335 дней его можно было заставить работать на строительстве храмов, дворцов, пирамид и т. п. Развивающееся скотоводство давало возможность еще проще накапливать богатства в виде огромных стад скота. Владелец стад мог легко заставить работать на себя неимущих.
    Далее:
    Когда и где были одомашнены животные?

  5. простой_ник Ответить

    Неолитическая революция – начало цивилизации.
    Неолитическая революция, или неолитизация (от греч. неолит – «новый каменный век») – переворот в хозяйстве древних человеческих общин, переход от примитивного присваивающего типа хозяйства, основанного на охоте и собирательстве, к производящему хозяйству, основывающемуся на земледелии и скотоводстве.

    Возникновение термина.

    Термин «неолитическая революция» был введен австралийско-английским археологом Чайлдом Гордоном в 1923г. В то время уже хорошо прижился марксисткий термин «промышленная революция», обозначающий переход промышленности от мануфактуры к массовому машинизированному производству на фабриках. По аналогии с ним близкий по воззрениям к марксизму Гордон предложил этот термин, который обрел широкую поддержку у ученых, в отличие от других выражающих этот же процесс менее удачно.
    Термин «неолитическая революция» до сих пор остается предметом обсуждения и критики, так как многими исследователями термин «неолит» считается нечетким, а переход к производящему хозяйству – возможно, произошедшим несколько независимо от развития орудий труда к концу каменного века, поскольку эпоха неолита и революция в хозяйстве происходили в разных областях мира в разное время по-разному, неодновременно. Да и сам придуманный Гордоном термин, в отличие, например, от «промышленной революции» или научно-технической не указывает на эти изменения, а говорит только об эпохе, когда они произошли. Таким образом, смена эпохи (от мезолита к новому каменному веку) и революция в хозяйстве разделяется.

    Предыстория.

    Около 12-14 тыс. лет назад, до возникновения земледелия люди жили мелкими общинами и получали пропитание охотой на зверей, рыболовством, собирательством, то есть присваивали ресурсы природы, почему такой тип хозяйства часто и называется присваивающим. Это ставило человека в очень зависимое от природы положение – выживет человек или нет, зависело от полученной добычи, природных условий, перемещения стад диких животных, за которыми человеку приходилось двигаться, так как те были источником пищи, от удачи. Также для такого хозяйства характерно то, что долгосрочных запасов почти не делалось – в глубокой древности добытая пища – мясо животных, плоды растений – съедалась сразу, заготавливалась она редко. Это стало изменяться по мере того, как человек открыл способы хранения пищи в течение долгого времени – обработка копчением, солением и т.п.
    Около 10-12 тыс. лет назад люди открыли земледелие и скотоводство. Это имело очень большие последствия для тогдашних обществ – люди стали сами производить то, чего природа в натуральном виде не давала – появилось окультуривание растений (и выведение новых сортов с большими отличиями – можно сравнить дикую капусту с мелкими листьями с выведенной человеком кочанной капустой) и одомашнивание животных. Таким образом, человек стал меньше зависеть от природы, так как он стал производить пищу сам. Так возник тип хозяйствования, Гордоном и другими историками-марксистами называемый производящим.
    Главная черта неолитизации в том, что она имела внезапный, резкий, революционный характер, почему термин так и выглядит, и значительно ускорила развитие технологий и человеческого общества.

    Причины неолитизации.

    Общего мнения на счет того, что послужило причиной резкому перевороту в хозяйственной деятельности человека, сейчас нет, и существует множество теорий и гипотез. Рассмотрим некоторые из них:
    1) Сам создатель термина «неолитическая революция» придерживался следующих взглядов на этот вопрос: как тогда считалось, более 12 тыс. лет назад растаял ледник, покрывавший большую часть поверхности Земли, и это повлекло за собой существенное изменение климата – началась засуха. Вымерли многие животные, служившие источником пропитания человека – например, мамонты. В связи с этим люди стали мигрировать в оазисы, где поняли, как выращивать растения и животных, чем и занялись, так как пищи в случае дальнейшей общей охоты и присваивания на всех не хватило бы.
    Сейчас эта теория (теория «оазисов») стала несостоятельной, поскольку уже известно, что ледниковый период закончился намного раньше, чем человек перешел к земледелию, и засуха происходила совсем в другое время.
    2) Причиной перехода к производящему хозяйству был демографический фактор – людей стало очень много, в связи с чем они активно занялись земледелием и скотоводством, которым можно прокормить куда большее количество людей. Это объясняет тот факт, что, занимаясь земледелием и во многом отказавшись от прошлых источников пропитания, человек стал больше работать и имел менее разнообразный рацион.
    3) Человек стал активно заниматься земледелием в связи с наступлением длительного периода благоприятного для этого дела и при том предсказуемого климата.
    4) Следующая теория объясняет возникновение сельского хозяйства разнообразием диких животных и растений, позже одомашненных человеком, в сочетании с благоприятным климатом, а также с видением людьми причин, толкающих к изменению хозяйства и его преимуществ.
    5) Также есть теория, согласно которой человек стал заниматься культивированием растений менее резко, в результате долгого приспособления человека и растений (в течение эволюции).
    В некоторых географических областях сложились условия, способствующие развитию сельского хозяйства: благоприятный климат, плодородная земля, разнообразие диких животных и растений и т.п. Эти условия подтолкнули человека к изменению образа жизни и способов хозяйствования

    Как происходила неолитическая революция.

    Около 12 тыс. лет назад люди впервые стали культивировать растения. Первые культурные растения: ячмень, пшеница и другие злаковые. Позже окультурены плодовые деревья. В прошлом веке советский ученый Н.И. Вавилов выявил центры происхождения культурных растений мира:
    – Ближний Восток,
    – северное Средиземноморье и северная Африка
    – Абиссинский (эфиопский) центр,
    – Средняя Азия,
    – полуостров Индостан,
    – Дальний Восток и Юго-Восточная Азия,
    – Южная Америка (главным образом, запад ее) и Центральная Америка.
    Сегодня, уточняя эту информацию, можно указать и время развития земледелия. По имеющимся сегодня данным, раньше всего люди стали культивировать растения в районе «Плодородного полумесяца» на юго-западе Азии – это Левант (он же Ханаан) на западе, Закавказье (главным образом юго-восток современной Турции – горы Тавра), северная Месопотамия и Иранское нагорье на востоке. На холмистых склонах гор этого региона были наиболее благоприятные условия для развития сельского хозяйства – хороший климат, высокое разнообразие флоры и фауны, плодородная земля. Именно отсюда, распространившись, где это возможно, на весь Ближний Восток (Междуречье, Кавказ, Малая Азия и другие), земледелие стало переходить и в другие области – Египет, Эфиопия (и Африка за Сахарой вообще), Средиземноморье и Западная Европа. Предположительно отсюда же земледелие распространилось в Среднюю Азию и Индию.
    Параллельно сельское хозяйство развивалось и распространялось на запад и юг (в Индостан и Индокитай) с Дальнего Востока, конкретно – из междуречья Янцзы и Хуанхэ. В Океании оно развивалось в то же время на новогвинейском высокогорье (культивирование таро).
    Если в Старом Свете земледелие стало развиваться в период с 9-5 тыс. лет до н.э., то в Новом Свете это произошло позже, около 5 тысяч лет назад. Распространение земледельческой культуры здесь происходило из Центральной Америки и северо-западного побережья Южной. Чуть позже растения стали культивировать и на севере – в среднем течении Миссисипи.
    Начав осознанно выращивать растения, люди стали обрабатывать почву различными инструментами – изначально вручную, позже, когда ими были доместифицированы (одомашнены) дикие животные, стали использовать тягловых животных. Хозяйства в разных местах стали розниться – в некоторых обществах люди почти полностью отошли от охоты и собирательства, в других все еще сохранялась охота как один из источников пропитания, где-то он был главным при наличии земледелия и скотоводства – охота и собирательство все-таки куда более выгодные источники пропитания в плане разнообразия и питательности. Неолитическая революция породила целый ряд последствий для человеческих общин того времени.

    Последствия неолитизации.

    Появление земледелия, стало причиной развития оседлого образ жизни – чтобы обрабатывать землю, надо возле нее поселиться. Так возникли крупные поселения у пастбищ и полей. Людям больше не надо было кочевать вместе с перемещающимися стадами диких животных, пища стала доступна в большем объеме, и ситуация с ней стала куда стабильней. Это привело к демографическому взрыву – население стало увеличиваться.
    Следующее: у людей в связи с новым источником пропитания освободилось существенное количество времени в периоды, когда, скажем, злаки уже посажены, а собирать их еще не скоро. Поскольку человек неспособен по своей природе к бездействию, они стали заниматься чем-то в остальное время – например, рукоделием. Таким образом, неолитизация послужила причиной развитию ремесел – гончарное искусство, обработка дерева, ювелирное и дерево и многое другое, что раньше во многом находилось в неразвитом, зачаточном состоянии или вовсе отсутствовало, теперь стало быстро развиваться.
    С увеличением спектра деятельности появилось разделение труда. Если раньше все члены общины занимались примерно одним и тем же, то теперь на каждого человека возлагались конкретные отдельные обязанности. Как несложно догадаться, в дальнейшем это привело к начальному социальному расслоению, стратификации и появлению так называемых «раннеклассовых обществ». Хотя связь между развитием земледелия и стратификацией общества неоспорима, на самом деле она не так жестка, как часто говорят те же марксистские историки: у многих народов, живущих главным образом за счет присваивания даров природы (индейцы Аляски, северные народы Сибири и др.), общество далеко ушло от первобытного равенства и бесклассовости, и некогда в них были как вожди и касты, так и войны и рабовладение.
    Таким образом, развитие сельского хозяйства повлекло за собой и развитие общества. Поселения осевших на одном месте людей увеличивались, и в скором времени превращались в города. Появилось искусство, архитектура, в дальнейшем – письменность, а появление письменности считается концом доисторической эпохи человечества и началом цивилизации. Таким образом, неолитизация непосредственным образом породила возникновение цивилизации. Первые города-государства на Ближнем Востоке появились у шумеров в Месопотамии и Восточном Средиземноморье, а также на Иранском нагорье. Вышеупомянутое социальное расслоение проявлялось, конечно же, в централизации власти – так, у древних шумеров хозяйство выстраивалось вокруг храмов, бывших одновременно и складами, а жрецы, таким образом, лидерами общин и правителями, потом им на смены пришли цари. Подобным же образом все происходило и в других центрах происхождения культурных растений, и одновременно, как это становится ясно, источниках цивилизации в мире – у китайских племен на Дальнем Востоке и у ацтеков в Мезоамерике.
    Другой стороной возникновения цивилизации, стратификации, расширения человеческой деятельности стало то, что со сменой типа хозяйства люди стали в оппозицию природе и отныне использовали все более и более агрессивные способы взаимодействия с ней, подстраивая окружающий мир под свои нужды, что проявляется и сегодня, в двадцать первом веке.
    Следует отметить специфику дальнейшего развития обществ и истории, порожденную неолитизацией. Как правило, племена, которые вели более простое присваивающее хозяйство, были намного более воинственны, чем более цивилизованные земледельцы и скотоводы. Однако при этом они ориентировались на защиту своих небольших территорий и устранение конкурентов на них (достаточно вспомнить свирепые северные народы Европы, греками и римлянами называвшиеся варварами). С более цивилизованными земледельческими обществами было иначе – когда их население росло, а земли не хватало, или она истощалась и-за несовершенных методов обработки и долгого использования, им приходилось переходить на новые места, что могло часто происходить очень агрессивно, с захватом уже кем-то занятых земель или вытеснением живущих там племен – и соответственным распространением своего народа. Так, древние города-государства (или царства) стали расширять свою территорию и влияние, все время увеличивая экспансию и создавая, как это происходило в Китае и на Ближнем Востоке (Ассирия, государство в долине Нила, распространившееся далеко на восток, Персия, подчинившая себе в I-м тысячелетии до н.э. территории в Передней Азии даже и до Центральной Европы) целые империи.
    Таким образом, неолитическая революция непосредственно предшествовала концу доисторической эпохи жизни человечества и стала началом появления цивилизации на Земле, и, наряду с промышленной и научно-технической революциями последних двухсот лет, была точкой, в которой развитие человеческого общества и цивилизации существенно ускорилось.

  6. Nalmeriel Ответить

    Что такое неолитическая революция?

    Неолитическая революция — переход человеческих общин от примитивной экономики охотников и собирателей к сельскому хозяйству, основанному на земледелии и животноводстве.Неолитическая революция — переход человечества от существования за счет охоты и собирательства к жизни за счет сельского хозяйства. Этот переход начался в мезолите и завершился в неолите.
    За счет земледелия и скотоводства живем и мы с вами, живет и сейчас все человечество. Ведь все те злаки (пшеница, ячмень, просо, чечевица), которые впервые стали культивировать в X—VIII тыс. до н. э. в горах Загроса, Анатолии, Иране и Иерихоне, мы выращиваем и ныне. До сих пор мы едим хлеб, «изобретенный» в мезолите — неолите.
    Все те животные, которые были одомашнены неолитическими людьми на Ближнем и Среднем Востоке, — коза, овца, корова, свинья — причем в основном только эти животные — разводятся и сегодня. И сейчас только они снабжают человечество мясом, молоком (и соответственно, молочными продуктами). Неолитической революцией называл этот грандиознейший переворот в истории человечества английский ученый Г. Чайлд.
    Неолит — новокаменный век, последняя стадия каменного века с 12–го по 6–е тыс. л. до н.э..
    Характерные черты неолита — каменные шлифованные и просверленные орудия.История сельского хозяйства начинается где-то около X тыс. до н. э. На стоянках Нахал Орен в Палестине, Карим Шахир, Зави Че-ми Шанидар в Ираке около 12 тыс. лет назад уже делали микролиты для жатвенных ножей, приручали диких животных и возделывали злаковые.

    Почему произошла неолитическая революция и каковы были ее последствия?

    Толчком к неолитической революции, видимо, послужил резкий подъем температуры на планете между XI и IX тыс. до н. э. Именно в это время на севере Европы стал быстро таять ледник, а в горах между Южным Прикаспием и Закавказьем стали выгорать травы.
    Каспийское море тогда стало катастрофически уменьшаться в размерах, высыхать. Пищи для животных стало мало. Часть их уходила на север вдоль Каспия, другая часть сосредотачивалась вокруг источников, в «оазисах» (например, в Иерихоне), третья бродила в истощении вокруг стоянок человека, питаясь объедками. Человеку пришлось заботиться о сохранении уменьшающихся запасов природной пищи и научиться возделывать злаковые и выращивать скот в неволе. Это привело к рождению цивилизации.
    Цивилизация могла возникнуть только тогда, когда появился какой-то устойчивый излишек продуктов сверх необходимого прожиточного минимума. Только земледелие и скотоводство давали возможность создания такого излишка. О том, что такой излишек появился на Ближнем Востоке, говорят многие довольно ранние археологические данные.
    Прежде всего, это монументальные сооружения. В Южном Двуречье они появляются уже с начала V тыс. до н. э. Подсчеты показывают, что на строительстве одной только платформы одного из храмов Урука 1500 человек должны были трудиться 5 лет — для этой стройки было затрачено 1700 000 человеко-дней!
    Для того чтобы оторвать от производства продуктов такое количество людей, общество должно было иметь большие запасы этих продуктов. Уже раннее земледелие давало возможность производить больше продуктов питания, чем требовалось для жизни той или иной земледельческой общины.
    Население Джейтуна (одного из первых поселений земледельцев в Средней Азии) составляло 150—180 человек. Норма расходования зерна в год в Восточной Европе — 16 кг в месяц. В Шумере в III тыс. до н. э. мужчине в месяц выдавали в среднем 36 кг зерна, а женщине — 18 кг. Исходя из этих норм, можно легко подсчитать, что для того, чтобы прокормить весь поселок Джейтун, требовалось 44 т зерна.
    Вырастить такое количество зерна, имея самые примитивные орудия каменного века, можно было, если двое взрослых от каждой семьи будут трудиться всего один месяц в году. По экспериментальным данным, неопытный человек собирает каменным серпом за час 1,5 кг зерна. 44 т можно было бы собрать за 10 рабочих дней, затратив всего 1760 человеко-дней, т. е. собрать необходимое на год всему поселку зерно можно было за 10 дней, если в работе примет участие все население поселка. А если на уборке будет занята половина жителей, то за 20 дней.
    При всех обстоятельствах земледельцы в Джейтуне могли обеспечить себя на год зерном, затратив максимум 60 трудодней. Производительность труда при орошаемом земледелии в Месопотамии в III тыс. до н. э. была вдвое выше, следовательно, если земледелец в Месопотамии работал так же, как и в Джейтуне, 60 дней в году, то половина его труда уходила на создание прибавочного продукта. Но весь год состоит не из 60, а из 365 дней. А так как земледельцу было достаточно 30 дней для обеспечения себя продуктами питания на год, остальные 335 дней его можно было заставить работать на строительстве храмов, дворцов, пирамид и т. п.
    Развивающееся скотоводство давало возможность еще проще накапливать богатства в виде огромных стад скота. Владелец стад мог легко заставить работать на себя неимущих.

  7. Adobandis Ответить

    Ведь все те злаки (пшеница, ячмень, просо, чечевица), которые впервые стали культивировать в X—VIII тыс. до н. э. в горах Загроса, Анатолии, Иране и Иерихоне, мы выращиваем и ныне. До сих пор мы едим хлеб, «изобретенный» в мезолите — неолите. Все те животные, которые были одомашнены неолитическими людьми на Ближнем и Среднем Востоке, — коза, овца, корова, свинья — причем в основном только эти животные — разводятся и сегодня. И сейчас только они снабжают человечество мясом, молоком (и соответственно, молочными продуктами). Неолитической революцией называл этот грандиознейший переворот в истории человечества английский ученый Г. Чайлд. История сельского хозяйства начинается где-то около X тыс. до н. э. На стоянках Нахал Орен в Палестине, Карим Шахир, Зави Че-ми Шанидар в Ираке около 12 тыс. лет назад уже делали микролиты для жатвенных ножей, приручали диких животных и возделывали злаковые. Почему произошла неолитическая революция и каковы были ее последствия? Толчком к неолитической революции, видимо, послужил резкий подъем температуры на планете между XI и IX тыс. до н. э. Именно в это время на севере Европы стал быстро таять ледник, а в горах между Южным Прикаспием и Закавказьем стали выгорать травы. Каспийское море тогда стало катастрофически уменьшаться в размерах, высыхать. Пищи для животных стало мало. Часть их Уходила на север вдоль Каспия, другая часть сосредотачивалась вокруг источников, в «оазисах» (например, в Иерихоне), третья бродила в истощении вокруг стоянок человека, питаясь объедками. Человеку пришлось заботиться о сохранении уменьшающихся запасов природной пищи и научиться возделывать злаковые и выращивать скот в неволе. Это привело к рождению цивилизации. Цивилизация могла возникнуть только тогда, когда появился какой-то устойчивый излишек продуктов сверх необходимого прожиточного минимума. Только земледелие и скотоводство давали возможность создания такого излишка. О том, что такой излишек появился на Ближнем Востоке, говорят многие довольно ранние археологические данные. Прежде всего, это монументальные сооружения. В Южном Двуречье они появляются уже с начала V тыс. до н. э. Подсчеты показывают, что на строительстве одной только платформы одного из храмов Урука 1500 человек должны были трудиться 5 лет — для этой стройки было затрачено 1700 000 человеко-дней! Для того чтобы оторвать от производства продуктов такое количество людей, общество должно было иметь большие запасы этих продуктов. Уже раннее земледелие давало возможность производить больше продуктов питания, чем требовалось для жизни той или иной земледельческой общины. Население Джейтуна (одного из первых поселений земледельцев в Средней Азии) составляло 150—180 человек. Норма расходования зерна в год в Восточной Европе — 16 кг в месяц. В Шумере в III тыс. до н. э. мужчине в месяц выдавали в среднем 36 кг зерна, а женщине — 18 кг. Исходя из этих норм, можно легко подсчитать, что для того, чтобы прокормить весь поселок Джейтун, требовалось 44 т зерна. Вырастить такое количество зерна, имея самые примитивные орудия каменного века, можно было, если двое взрослых от каждой семьи будут трудиться всего один месяц в году. По экспериментальным данным, неопытный человек собирает каменным серпом за час 1,5 кг зерна. 44 т можно было бы собрать за 10 рабочих дней, затратив всего 1760 человеко-дней, т. е. собрать необходимое на год всему поселку зерно можно было за 10 дней, если в работе примет участие все население поселка. А если на уборке будет занята половина жителей, то за 20 дней. При всех обстоятельствах земледельцы в Джейтуне могли обеспечить себя на год зерном, затратив максимум 60 трудодней. Производительность труда при орошаемом земледелии в Месопотамии в III тыс. до н. э. была вдвое выше, следовательно, если земледелец в Месопотамии работал так же, как и в Джейтуне, 60 дней в году, то половина его труда уходила на создание прибавочного продукта. Но весь год состоит не из 60, а из 365 дней. А так как земледельцу было достаточно 30 дней для обеспечения себя продуктами питания на год, остальные 335 дней его можно было заставить работать на строительстве храмов, дворцов, пирамид и т. п. Развивающееся скотоводство давало возможность еще проще накапливать богатства в виде огромных стад скота. Владелец стад мог легко заставить работать на себя неимущих. 32.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *