Что такое обломовщина добролюбов краткое содержание статьи?

12 ответов на вопрос “Что такое обломовщина добролюбов краткое содержание статьи?”

  1. Agagelv Ответить

    «Обломов» И. А. Гончарова – это история о том, как лежит и спит добряк-ленивец Обломов и как ни дружба, ни любовь не могут пробудить и поднять его. В ней отразилась русская жизнь, в ней предстает перед нами современный русский тип, отчеканенный с беспощадною строгостью и правильностью.
    Слово, обозначающее это явление – обломовщина. Оно является разгадкой многих явлений русской жизни.
    Причиной обломовской апатии является отчасти внешнее положение, отчасти образ его умственного и нравственного развития.
    Обломов не существо, лишенное способности произвольного движения. Его лень и апатия созданы воспитанием и окружающими обстоятельствами. Сокровища были зарыты в натуре Обломова, только раскрыть их пред миром он не мог.
    В общественном сознании все более и более превращаются в Обломова. …то, что превращение это уже начинается, доказывает тип Обломова, созданный Гончаровым. Ранее образованных и хорошо рассуждающих лежебок принимали за настоящих общественных деятелей. Теперь эта точка зрения изменилась.
    В каждом из нас сидит значительная часть Обломова. Одно в Обломове хорошо: то, что он не старался надувать других, а так и был по-настоящему – лежебокой.
    Обломовщина никогда не оставляла нас и не оставила даже теперь – в настоящее время…
    Гончаров создал противоядие Обломову – Штольца, но таких, людей с цельным, деятельным характером, при котором всякая мысль сразу переходит в дело, еще нет в жизни нашего общества.
    Может быть, Ольга Ильинская, ближе всего стоит к нашей современности, нежели Штольц. Она долго и упорно, с любовью трудится она над тем, чтобы возбудить жизнь, вызвать деятельность в Обломове и продолжает свои отношения и любовь к нему, несмотря на все насмешки и т. п. до тех пор, пока не убеждается в его решительной дрянности.
    Она бросила Обломова, когда перестала в него верить, как может оставить и она оставить и Штольца, ежели перестанет верить в него. Ей хорошо знакома Обломовщина, и она сможет различить ее во всех видах, под всеми масками, и всегда найдет в себе столько сил, чтоб произнести над нею суд беспощадный…

  2. mnnkuf Ответить

    В настоящее время подобное явление нередко встречается среди представителей власти и зажиточных людей. К сожалению, они считают, что им негоже заниматься многими делами. Конечно, они имеют возможность нанять рабочих, но ведь нельзя забывать о том, что каждый из нас должен заниматься делом и быть полезным для своего окружения и общества в целом.
    Само отношение к деятельности при “обломовщине” негативное, потому что никто не хочет выполнять какие-либо дела. Жизнь людей, которых поразила “обломовщина” течет сама по себе. Они не хотят менять ее в лучшую сторону, а также они не желают даже знать о том, что все может быть по-другому. Им легче доверить все занятия и обязанности кому-то другому. Такое общество порождает ленивых и безответственных людей.

    Кто породил “обломовщину”?

    Гончаров рассказывает нам о том, почему Илья Ильич стал именно таким. На самом деле, его родители всегда ограждали Илюшку от дел, и тем самым вырастили из него лентяя. В рассказе говорится о том, что неумение надевать чулки приводит к неумению жить”. Тяжело с этим не согласится.
    Поэтому, когда родители ограждают своих чад от ответственности и обязанностей, они могут навредить его развитию. Ведь из-за такого воспитания ребенок не может:
    принимать решения самостоятельно;
    помогать пользу;
    взваливать на себя решение проблем;
    быть настойчивым и уверенным в себе.

    Спасет ли “обломовщину” любовь?

    В рассказе Гончаров говорилось о том, что однажды Обломов встретил Ольгу Ильинскую. Она сначала побудила его к каким-то действиям, но со временем Илья Ильич стал по-прежнему ленив. Конечно, это не смогло не огорчать Ольгу, и однажды они расстались. Она не смогла создать вокруг Обломова привычную ему атмосферу. Но однажды Илья Ильич встретил Агафью Матвеевну, которая создала для него удобные и комфортные условия. Конечно же, Обломов остался у нее, потому что так комфортно. Гончаров подчеркивает то, что все началось с “обломовщины”, и ей же и закончилось. К сожалению, в жизни главного героя ничего не изменилось.

  3. Thodred Ответить

    Автор статьи: Добролюбов Н.А.
    Десять лет ждала наша публика романа г. Гончарова. Задолго до его появления в печати о нем говорили как о произведении необыкновенном. К чтению его приступили с самыми обширными ожиданиями. Но первая часть романа произвела неблагоприятное впечатление на многих читателей. Последующие части романа сгладили первое неприятное впечатление у всех, у кого оно было
    Может показаться странным, что мы находим особенное богатство содержания в романе, в котором, по самому характеру героя, почти вовсе нет действия.
    “Обломов” вызовет, без сомнения, множество критик. Поэтому нам кажется нисколько не предосудительным заняться более общими соображениями о содержании и значении романа Гончарова, хотя, конечно, истые критики и упрекнут нас опять, что статья наша написана не об Обломове, а только по поводу Обломова.
    Гончаров вам не дает и, по-видимому, не хочет дать никаких выводов. Жизнь, им изображаемая, служит для него не средством к отвлеченной философии, а прямою целью сама по себе. Ему нет дела до читателя и до выводов, какие вы сделаете из романа: это уж ваше дело. Ошибетесь – пеняйте на свою близорукость, а никак не на автора.
    В уменье охватить полный образ предмета, отчеканить, изваять его – заключается сильнейшая сторона таланта Гончарова. И ею он особенно отличается среди современных русских писателей. Он ничем не увлекается исключительно или увлекается всем одинаково.
    Лень и апатия Обломова – единственная пружина действия во всей его истории. Как же это можно было растянуть на четыре части! Но тем не менее в таланте Гончарова – это драгоценное свойство; чрезвычайно много помогающее художественности его изображения.
    История о том, как лежит и спит добряк-ленивец Обломов и как ни дружба, ни любовь не могут пробудить и поднять его, – не Бог весть какая важная история. Но в ней отразилась русская жизнь, в ней предстает перед нами живой, современный русский тип, отчеканенный с беспощадною строгостью и правильностью;
    Слово это – обломовщина; оно служит ключом к разгадке многих явлений русской жизни
    Причина обломовской апатии ко всему заключается отчасти в его внешнем положении, отчасти в образе его умственного и нравственного развития.
    От природы Обломов – человек, как и все. Но он раб каждой женщины, каждого встречного, раб каждого мошенника, который захочет взять над ним волю. Он раб своего крепостного Захара, и трудно решить, который из них более подчиняется власти другого.
    Все Обломову наскучило и опостылело, и он лежал на боку, с полным сознательным презрением к “муравьиной работе людей”, убивающихся и суетящихся Бог весть из-за чего…
    Обломов не есть существо, от природы совершенно лишенное способности произвольного движения. Его лень и апатия есть создание воспитания и окружающих обстоятельств. Главное здесь не Обломов, а обломовщина.
    Если б Илье Ильичу не лень было уехать из Петербурга в деревню, он непременно привел бы в исполнение задушевную свою идиллию.
    Людей обломовцы вообще презирают с их мелким трудом, с их узкими понятиями и близорукими стремлениями. В отношении к женщинам все они ведут себя одинаково постыдным образом.
    Все обломовцы любят уничижать себя; но это они делают с той целью, чтоб иметь удовольствие быть опровергнутыми и услышать себе похвалу от тех, пред кем они себя ругают.
    сокровища были зарыты в натуре Обломова, только раскрыть их пред миром он никогда не мог
    Обломовцы сначала спокойно смотрят на общее движение, но потом, по своему обыкновению, трусят и начинают кричать… “Аи, аи, – не делайте этого, оставьте, – кричат они, видя, что подсекается дерево, на котором они сидят. – Помилуйте, ведь мы можем убиться, и вместе с нами погибнут те прекрасные идеи, те высокие чувства, те гуманные стремления, то красноречие, тот пафос, любовь ко всему прекрасному и благородному, которые в нас всегда жили… Оставьте, оставьте! Что вы делаете?..”
    в общественном сознании все более и более превращаются в Обломова. Нельзя сказать, чтоб превращение это уже совершилось: нет, еще и теперь тысячи людей проводят время в разговорах, и тысячи других людей готовы принять разговоры за дела. Но что превращение это начинается – доказывает тип Обломова, созданный Гончаровым.
    в самом деле, изменилась точка зрения на образованных и хорошо рассуждающих лежебоков, которых прежде принимали за настоящих общественных деятелей.
    Обломовка есть наша прямая родина, ее владельцы – наши воспитатели, ее триста Захаров всегда готовы к нашим услугам. В каждом из нас сидит значительная часть Обломова, и еще рано писать нам надгробное слово.
    Одно в Обломове хорошо действительно: то, что он не усиливался надувать других, а уж так и являлся в натуре – лежебоком.
    Обломовщина никогда не оставляла нас и не оставила даже теперь – в настоящее время, когда и пр. Кто из наших литераторов, публицистов, людей образованных, общественных деятелей, кто не согласится, что, должно быть, его-то именно и имел в виду Гончаров, когда писал об Илье Ильиче
    Отдавая дань своему времени, г. Гончаров вывел и противоядие Обломову – Штольца. Но Штольцев, людей с цельным, деятельным характером, при котором всякая мысль тотчас же является стремлением и переходит в дело, еще нет в жизни нашего общества
    Может быть, Ольга Ильинская способнее, нежели Штольц, к этому подвигу, ближе его стоит к нашей молодой жизни.
    Ольга, по своему развитию, представляет высший идеал, какой только может теперь русский художник вызвать; из теперешней русской жизни. Она необыкновенной ясностью и простотой своей логики и изумительной гармонией своего сердца и воли поражает нас.
    Долго и упорно, с любовью и нежною заботливостью, трудится она над тем, чтобы возбудить жизнь, вызвать деятельность в Обломове и продолжает свои отношения и любовь к нему, несмотря на все посторонние неприятности, насмешки и т. п. до тех пор, пока не убеждается в его решительной дрянности.
    … Штольц не хочет “идти на борьбу с мятежными вопросами”, он решается “смиренно склонить голову”… А она готова на эту борьбу, тоскует по ней и постоянно страшится, чтоб ее тихое счастье с Штольцем не превратилось во что-то, подходящее к обломовской апатии. Ясно, что она не хочет склонять голову и смиренно переживать трудные минуты, в надежде, что потом опять улыбнется жизнь. Она бросила Обломова, когда перестала в него верить; она оставит и Штольца, ежели перестанет верить в него. А это случится, ежели вопросы и сомнения не перестанут мучить ее, а он будет продолжать ей советы – принять их, как новую стихию жизни, и склонить голову. Обломовщина хорошо ей знакома, она сумеет различить ее во всех видах, под всеми масками, и всегда найдет в себе столько сил, чтоб произнести над нею суд беспощадный…
    Добавил: JUICEppE
    Сохранить

    / Критика / Гончаров И.А. / Обломов / Цитатный конспект статьи Добролюбова “Что такое обломовщина”

    Смотрите также по
    произведению “Обломов”:

    Сочинения
    Краткое содержание
    Полное содержание
    Характеристика героев

  4. Доступ закрыть Ответить

    Н. А. Добролюбова считают родоначальником реальной критики. Он не просто писал критические статьи на произведение — он размышлял о том, как в них отражаются нравы общества и какую полезную для людей мысль они несут. Одной из самых известных критических статей Н. А. Добролюбова является статья «Что такое обломовщина», написанная по роману И. А. Гончарова «Обломов».
    Обломовщина — это по Добролюбову, образ типичной русской жизни, которая заключается в бездействии, жизни без цели, застое, рутине, апатии и лени русского человека.
    Автор статьи много размышляет об Обломове и его жизни, заключая, что «обломовщина» была порождена обществом и укладом жизни героя, который не отличается от основной массы людей высшего обществаXIX.
    Добролюбов находит, что в образе Обломова Гончаров выразил кризис системы крепостничества. Через образ апатичного и ленивого героя автор показывает, к чему может привести крспостничество — к гибели и падению всей нравственной системы страны.
    Добролюбов называет Обломова «лишним человеком». Он так же, как и другие «лишние» герои, имеет разлад в словах и действиях, мечтателен, но не способен изменить всё к лучшему. Гончаров довел Обломова до крайней точки — он не просто не борется за своё благополучие, а разрушает всё вплоть до своей личности и жизни. И всё это — из-за бездействия.
    Обломов — хороший, порядочный человек, который понимает однажды, что лучше не делать ничего, чем совершать зло. Он видел, что большая часть общества, к которому он принадлежит, жаждет обогащения, лжет и живет только ради развлечений. Он решает, что быть таким — это низко и недостойно. Поэтому он протестует против общественного уклада бездействием и ленью.
    Жизнь помещиков в имении, отраженная во сне Обломова, показывает, в каких условиях был воспитан герой — бездействие, лень, скука. Мальчик в детстве был любознательным, но его пресекли родители. Как и все помещики, Илья Ильич Обломов привык получать все блага не своим трудом, а чужим. Это очень повлияло на характер героя. Поэтому он и протестует ленью — ему, в отличие от друга, Андрея Штольца, чужда активная жизнь. Автор считает, что боязнь изменений и движения сделали Обломова непрактичным в быту человеком.
    Мечты героя бесплодны — они тоже выполнили свою губительную функцию. Илья Ильич мечтает, отрывается от реальности, и это только усугубляет его реальность, ведь он ничего не делает для достижения этой мечты.
    Ольга Ильинская и Андрей Штольц пытались пробудить жизнь в Обломове, но всё отказалось бесполезно. Для него, воспитанного иначе, было всё это дико и приносило жуткую усталость. Поэтому оба активных героя сдались.
    Даже любовь к Ольге становится тяжким грузом для Ильи Ильича, потому что в его понимании любовь не связана с действиями. Для Обломова жизнь с Агафьей Пшеницыной — это идеал семейных отношений. Он там — барин, она — слуга, нет никакой душевной работы, лишь наслаждение жизнью.
    По Добролюбову Обломов прекрасно понимает, почему им владеет апатия и нежелание что-то делать. Поэтому он глубоко несчастен. Он бы желал измениться, но не может. Попытка изменений закончилась плачевно — герой окончательно разочаровался в любой деятельности и гибнет духовно, затем и физически.
    Добролюбов отмечает положительные черты героя — честность, порядочность, доброту. Он принимает простые человеческие ценности, не гонится за богатством. Он умеет видеть в человеке человека. Он ленив, но не глуп. Но Обломов обречен на гибель — несмотря на всё положительное, этот герой символизирует старый общественный уклад, который должен уйти.
    «Обломовщиной» Н. А. Добролюбов называет такое состояние общества, которое уничтожает в человеке всё то, что ценно и важно, всё лучшее.

  5. НаЕбАтОр Ответить

    Автор статьи: Добролюбов Н. А..
    Десять лет ждала наша публика романа г. Гончарова. Задолго до его появления в печати о нем говорили как о произведении необыкновенном. К чтению его приступили с самыми обширными ожиданиями. Но первая часть романа произвела неблагоприятное впечатление на многих читателей. Последующие части романа сгладили первое неприятное впечатление у всех, у кого оно было
    Может показаться странным, что мы находим особенное богатство содержания в романе, в котором, по самому характеру героя, почти вовсе нет действия.
    «Обломов» вызовет, без сомнения, множество критик. Поэтому нам кажется нисколько не предосудительным заняться более общими соображениями о содержании и значении романа Гончарова, хотя, конечно, истые критики и упрекнут нас опять, что статья наша написана не об Обломове, а только по поводу Обломова.
    Гончаров вам не дает и, по-видимому, не хочет дать никаких выводов. Жизнь, им изображаемая, служит для него не средством к отвлеченной философии, а прямою целью сама по себе. Ему нет дела до читателя и до выводов, какие вы сделаете из романа: это уж ваше дело. Ошибетесь — пеняйте на свою близорукость, а никак не на автора.
    В уменье охватить полный образ предмета, отчеканить, изваять его — заключается сильнейшая сторона таланта Гончарова. И ею он особенно отличается среди современных русских писателей. Он ничем не увлекается исключительно или увлекается всем одинаково.
    Лень и апатия Обломова — единственная пружина действия во всей его истории. Как же это можно было растянуть на четыре части! Но тем не менее в таланте Гончарова — это драгоценное свойство; чрезвычайно много помогающее художественности его изображения.
    История о том, как лежит и спит добряк-ленивец Обломов и как ни дружба, ни любовь не могут пробудить и поднять его, — не Бог весть какая важная история. Но в ней отразилась русская жизнь, в ней предстает перед нами живой, современный русский тип, отчеканенный с беспощадною строгостью и правильностью;
    Слово это — обломовщина; оно служит ключом к разгадке многих явлений русской жизни
    Причина обломовской апатии ко всему заключается отчасти в его внешнем положении, отчасти в образе его умственного и нравственного развития.
    От природы Обломов — человек, как и все. Но он раб каждой женщины, каждого встречного, раб каждого мошенника, который захочет взять над ним волю. Он раб своего крепостного Захара, и трудно решить, который из них более подчиняется власти другого.
    Все Обломову наскучило и опостылело, и он лежал на боку, с полным сознательным презрением к «муравьиной работе людей», убивающихся и суетящихся Бог весть из-за чего…
    Обломов не есть существо, от природы совершенно лишенное способности произвольного движения. Его лень и апатия есть создание воспитания и окружающих обстоятельств. Главное здесь не Обломов, а обломовщина.
    Если б Илье Ильичу не лень было уехать из Петербурга в деревню, он непременно привел бы в исполнение задушевную свою идиллию.
    Людей обломовцы вообще презирают с их мелким трудом, с их узкими понятиями и близорукими стремлениями. В отношении к женщинам все они ведут себя одинаково постыдным образом.
    Все обломовцы любят уничижать себя; но это они делают с той целью, чтоб иметь удовольствие быть опровергнутыми и услышать себе похвалу от тех, пред кем они себя ругают.
    сокровища были зарыты в натуре Обломова, только раскрыть их пред миром он никогда не мог
    Обломовцы сначала спокойно смотрят на общее движение, но потом, по своему обыкновению, трусят и начинают кричать… «Аи, аи, — не делайте этого, оставьте, — кричат они, видя, что подсекается дерево, на котором они сидят. — Помилуйте, ведь мы можем убиться, и вместе с нами погибнут те прекрасные идеи, те высокие чувства, те гуманные стремления, то красноречие, тот пафос, любовь ко всему прекрасному и благородному, которые в нас всегда жили… Оставьте, оставьте! Что вы делаете?..»
    в общественном сознании все более и более превращаются в Обломова. Нельзя сказать, чтоб превращение это уже совершилось: нет, еще и теперь тысячи людей проводят время в разговорах, и тысячи других людей готовы принять разговоры за дела. Но что превращение это начинается — доказывает тип Обломова, созданный Гончаровым.
    в самом деле, изменилась точка зрения на образованных и хорошо рассуждающих лежебоков, которых прежде принимали за настоящих общественных деятелей.
    Обломовка есть наша прямая родина, ее владельцы — наши воспитатели, ее триста Захаров всегда готовы к нашим услугам. В каждом из нас сидит значительная часть Обломова, и еще рано писать нам надгробное слово.
    Одно в Обломове хорошо действительно: то, что он не усиливался надувать других, а уж так и являлся в натуре — лежебоком.
    Обломовщина никогда не оставляла нас и не оставила даже теперь — в настоящее время, когда и пр. Кто из наших литераторов, публицистов, людей образованных, общественных деятелей, кто не согласится, что, должно быть, его-то именно и имел в виду Гончаров, когда писал об Илье Ильиче
    Отдавая дань своему времени, г. Гончаров вывел и противоядие Обломову — Штольца. Но Штольцев, людей с цельным, деятельным характером, при котором всякая мысль тотчас же является стремлением и переходит в дело, еще нет в жизни нашего общества
    Может быть, Ольга Ильинская способнее, нежели Штольц, к этому подвигу, ближе его стоит к нашей молодой жизни.
    Ольга, по своему развитию, представляет высший идеал, какой только может теперь русский художник вызвать; из теперешней русской жизни. Она необыкновенной ясностью и простотой своей логики и изумительной гармонией своего сердца и воли поражает нас.
    Долго и упорно, с любовью и нежною заботливостью, трудится она над тем, чтобы возбудить жизнь, вызвать деятельность в Обломове и продолжает свои отношения и любовь к нему, несмотря на все посторонние неприятности, насмешки и т. п. до тех пор, пока не убеждается в его решительной дрянности.
    … Штольц не хочет «идти на борьбу с мятежными вопросами», он решается «смиренно склонить голову»… А она готова на эту борьбу, тоскует по ней и постоянно страшится, чтоб ее тихое счастье с Штольцем не превратилось во что-то, подходящее к обломовской апатии. Ясно, что она не хочет склонять голову и смиренно переживать трудные минуты, в надежде, что потом опять улыбнется жизнь. Она бросила Обломова, когда перестала в него верить; она оставит и Штольца, ежели перестанет верить в него. А это случится, ежели вопросы и сомнения не перестанут мучить ее, а он будет продолжать ей советы — принять их, как новую стихию жизни, и склонить голову. Обломовщина хорошо ей знакома, она сумеет различить ее во всех видах, под всеми масками, и всегда найдет в себе столько сил, чтоб произнести над нею суд беспощадный…

  6. Miraswyn Ответить

    План статьи Н. А. Добролюбова следующий.
    Первое впечатление читателей от романа.
    Талант Гончарова изобразить всю полноту жизни.
    Характерная черта обломовского характера.
    Схожесть Обломова с другими литературными героями.
    Обломовщина: много слова, мало дела.
    Отсутствие Штольцев в нашем обществе.
    Образ Ольги.
    Первая часть романа “Обломов” не вызвала у публики обширного интереса. Произведение многим показалось чересчур скучным. Однако потом читатели оценили мастерское умение И. А. Гончарова изображать мельчайшие детали и воссоздавать полную картину жизни.
    Талант Гончарова неподатлив. Его произведения кажутся холодными и не производят на читателя впечатления. Однако стоит внимательно присмотреться, и перед нами на полную силу раскроется умение Ивана Александровича изображать, словно художник, природу и каждую деталь окружающей действительности. Именно поэтому произведения Гончарова кажутся растянутыми.
    Обломовщина – это знамение времени, отражение русской действительности. Главная черта Обломова – инертность. Апатия Ильи была результатом его воспитания и той среды, в которой он постоянно находился.
    Другие литературные персонажи, к примеру, Онегин, Рудин, Печорин, Тентетников, Гамлет схожи с Обломовым. Они находятся в постоянном состоянии скуки. Однако эти герои в трудных ситуациях хоть что-то делают, а Обломов продолжает лениться.
    Обломовщина – это привычка разглагольствовать, жаловаться на жизнь. Но ничего при этом не делать. Лучше просто покориться судьбе и жить, словно байбак.
    Штольцев, людей не слова, а дела, пока нет в нашем обществе. Андрей Штольц – деятельный и энергичный человек, который, впрочем, еще не дорос до идеала общественного деятеля и реформатора.
    Ольга – тот идеал, который только может повстречаться в русских реалиях. Именно в ее образе заключается та неудержимая сила, которая может противостоять обломовщине.

  7. Morim Ответить

    В критической статье Н. А. Добролюбова «Что такое обломовщина» автор говорит, что история ленивого лежебоки, «которого ни дружба, ни любовь не могут пробудить и поднять» – это отражение русской жизни, современной автору, а сама личность Обломова – это «знамение времени».
    Словом «обломовщина» было названо Добролюбовым общественное развитие и современная ему ситуация, в которой Обломов – типичный представитель этого самого общества.
    Привычка получать в жизни всё не своим трудом привела Обломова к такой ленивой и бесцельной жизни. Он апатичен, но не туп, он тоже о чем-то мечтает, но не двигается к достижению цели. Он – раб своей привычки, раб лени.
    Цели в жизни и своего призвания герой не находит, поэтому чувствует «скуку и отвращение от всякого дела». В этом он схож с «лишними людьми» – Онегиным, Печориным, Рудиным. Так же, как и они, Обломов лишь мечтает, и ничего не делает, чтобы изменить свою реальность.
    В качестве «противоядия» Обломову автор создает Ольгу и Штольца – людей, которые постоянно в движении. Но таких, по мнению автора, «еще нет в жизни нашего общества».
    Автор статьи говорит, что во всех нас живет Обломовка и обломовщина, которая никогда не исчезнет.

  8. TOPface Ответить

    Захар, — как, бывало, нянька, — натягивает ему чулки, надевает башмаки, а Ильюша, уже четырнадцатилетний мальчик, только и знает, что подставляет ему, лежа, то ту, то другую ногу; а чуть что покажется ему не так, то он поддаст Захарке ногой в нос. Если недовольный Захарка вздумает пожаловаться, то получит еще от старших колотушку. Потом Захарка чешет ему голову, натягивает куртку, осторожно продевая руки Ильи Ильича в рукава, чтобы не слишком беспокоить его, и напоминает Илье Ильичу, что надо сделать то, другое: вставши поутру, — умыться и т. п.
    Захочет ли чего-нибудь Илья Ильич, ему стоит только мигнуть — уж трое-четверо слуг кидаются исполнить его желание; уронит ли он что-нибудь, достать ли ему нужно вещь, да не достанет, принести ли что, сбегать ли за чем, — ему иногда, как резвому мальчику, так и хочется броситься и переделать все самому, а тут вдруг отец и мать да три тетки в пять голосов и закричат:
    — Зачем? Куда? А Васька, а Ванька, а Захарка на что? Эй! Васька, Ванька, Захарка! Чего вы смотрите, разини? Вот я вас!
    И не удается никак Илье Ильичу сделать что-нибудь самому для себя. После он нашел, что оно и покойнее гораздо, и выучился сам покрикивать: «Эй, Васька, Ванька, подай то, дай другое! Не хочу того, хочу этого! Сбегай, принеси!»
    Подчас нежная заботливость родителей и надоедала ему. Побежит ли он с лестницы или по двору, вдруг вслед ему раздается десять отчаянных голосов: «Ах, ах, поддержите, остановите! упадет, расшибется! Стой, стой!..» Задумает ли он выскочить зимой в сени или отворить форточку, — опять крики: «Ай, куда? как можно? Не бегай, не ходи, не отворяй: убьешься, простудишься…» И Илюша с печалью оставался дома, лелеемый, как экзотический цветок в теплице, и так же, как последний под стеклом, он рос медленно и вяло. Ищущие проявления силы обращались внутрь и никли, увядая.

  9. echoes_of_down Ответить

    Николай Александрович Добролюбов
    Что такое обломовщина?
    (Обломов, роман И.А.Гончарова.
    “Отечественные записки”, 1859 г., № I-IV)
    Где же тот, кто бы на родном
    языке русской души умел бы сказать
    нам это всемогущее слово “вперед”?
    Веки проходят за веками, полмильона
    сидней, увальней и болванов дремлет
    непробудно, и редко рождается на
    Руси муж, умеющий произнести его,
    это всемогущее слово…
    Гоголь[*]*
    ______________
    * Примечания к словам, отмеченным [*], см. в конце текста.
    Десять лет ждала наша публика романа г.Гончарова. Задолго до его появления в печати о нем говорили как о произведении необыкновенном. К чтению его приступили с самыми обширными ожиданиями. Между тем первая часть романа[*], написанная еще в 1849 году и чуждая текущих интересов настоящей минуты, многим показалась скучною. В это же время появилось “Дворянское гнездо”, и все были увлечены поэтическим, в высшей степени симпатичным талантом его автора. “Обломов” остался для многих в стороне; многие даже чувствовали утомление от необычайно тонкого и глубокого психического анализа, проникающего весь роман г.Гончарова. Та публика, которая любит внешнюю занимательность действия, нашла утомительною первую часть романа потому, что до самого конца ее герой все продолжает лежать на том же диване, на котором застает его начало первой главы. Те читатели, которым нравится обличительное направление, недовольны были тем, что в романе оставалась совершенно нетронутою наша официально-общественная жизнь. Короче – первая часть романа произвела неблагоприятное впечатление на многих читателей.
    Кажется, немало было задатков на то, чтобы и весь роман не имел успеха, по крайней мере в нашей публике, которая так привыкла считать всю поэтическую литературу забавой и судить художественные произведения по первому впечатлению. Но на этот раз художественная правда скоро взяла свое. Последующие части романа сгладили первое неприятное впечатление у всех, у кого оно было, и талант Гончарова покорил своему неотразимому влиянию даже людей, всего менее ему сочувствовавших. Тайна такого успеха заключается, нам кажется, сколько непосредственно в силе художественного таланта автора, столько же и в необыкновенном богатстве содержания романа.
    Может показаться странным, что мы находим особенное богатство содержания в романе, в котором, по самому характеру героя, почти вовсе нет действия. Но мы надеемся объяснить свою мысль в продолжении статьи, главная цель которой и состоит в том, чтобы высказать несколько замечаний и выводов, на которые, по нашему мнению, необходимо наводит содержание романа Гончарова.
    “Обломов” вызовет, без сомнения, множество критик. Вероятно, будут между ними и корректурные*, которые отыщут какие-нибудь погрешности в языке и слоге, и патетические**, в которых будет много восклицаний о прелести сцен и характеров, и эстетично-аптекарские, с строгою поверкою того, везде ли точно, по эстетическому рецепту, отпущено действующим лицам надлежащее количество таких-то и таких-то свойств и всегда ли эти лица употребляют их так, как сказано в рецепте. Мы не чувствуем ни малейшей охоты пускаться в подобные тонкости, да и читателям, вероятно, не будет особенно горя, если мы не станем убиваться над соображениями о том, вполне ли соответствует такая-то фраза характеру героя и его положению или в ней надобно было несколько слов переставить, и т.п. Поэтому нам кажется нисколько не предосудительным заняться более общими соображениями о содержании и значении романа Гончарова, хотя, конечно, истые критики и упрекнут нас опять, что статья наша написана не об Обломове, а только по поводу Обломова.
    ______________
    * Корректура (с лат.) – исправление ошибок на оттиске типографского набора; здесь имеется в виду мелкая, поверхностная критика литературного произведения.
    ** Патетический (с греч.) – страстный, взволнованный.
    Нам кажется, что в отношении к Гончарову, более чем в отношении ко всякому другому автору, критика обязана изложить общие результаты, выводимые из его произведения. Есть авторы, которые сами на себя берут этот труд, объясняясь с читателем относительно цели и смысла своих произведений. Иные и не высказывают категорических своих намерений, но так ведут весь рассказ, что он оказывается ясным и правильным олицетворением их мысли. У таких авторов каждая страница бьет на то, чтобы вразумить читателя, и много нужно недогадливости, чтобы не понять их… Зато плодом чтения их бывает более или менее полное (смотря по степени таланта автора) согласие с идеею, положенною в основание произведения. Остальное все улетучивается через два часа по прочтении книги. У Гончарова совсем не то. Он вам не дает и, по-видимому, не хочет дать никаких выводов. Жизнь, им изображаемая, служит для него не средством к отвлеченной философии, а прямою целью сама по себе. Ему нет дела до читателя и до выводов, какие вы сделаете из романа: это уж ваше дело. Ошибетесь – пеняйте на свою близорукость, а никак не на автора. Он представляет вам живое изображение и ручается только за его сходство с действительностью; а там уж ваше дело определить степень достоинства изображенных предметов: он к этому совершенно равнодушен. У него нет и той горячности чувства, которая иным талантам придает наибольшую силу и прелесть. Тургенев, например, рассказывает о своих героях как о людях близких ему, выхватывает из груди их горячее чувство и с нежным участием, с болезненным трепетом следит за ними, сам страдает и радуется вместе с лицами, им созданными, сам увлекается той поэтической обстановкой, которой любит всегда окружать их… И его увлечение заразительно: оно неотразимо овладевает симпатией читателя, с первой страницы приковывает к рассказу мысль его и чувство, заставляет и его переживать, перечувствовать те моменты, в которых являются перед ним тургеневские лица. И пройдет много времени, – читатель может забыть ход рассказа, потерять связь между подробностями происшествий, упустить из виду характеристику отдельных лиц и положений, может, наконец, позабыть все прочитанное, но ему все-таки будет памятно и дорого то живое, отрадное впечатление, которое он испытывал при чтении рассказа. У Гончарова нет ничего подобного. Талант его неподатлив на впечатления. Он не запоет лирической песни при взгляде на розу и соловья; он будет поражен ими, остановится, будет долго всматриваться и вслушиваться, задумается… Какой процесс в это время произойдет в душе его, этого нам не понять хорошенько… Но вот он начинает чертить что-то… Вы холодно всматриваетесь в неясные еще черты… Вот они делаются яснее, яснее, прекраснее… и вдруг, неизвестно каким чудом, из этих черт восстают перед вами и роза и соловей, со всей своей прелестью и обаяньем. Вам рисуется не только их образ, вам чуется аромат розы, слышатся соловьиные звуки… Пойте лирическую песнь, если роза и соловей могут возбуждать наши чувства; художник начертил их и, довольный своим делом, отходит в сторону; более он ничего не прибавит… “И напрасно было бы прибавлять, – думает он, – если сам образ не говорит вашей душе то, что могут вам сказать слова?..”

  10. Micage Ответить

    Н. А. ДОБРОЛЮБОВ
    Статья «Что такое обломовщина?» впервые напечатана в журнале «Современник», 1859, кн. V, отд. III, стр. 59—98 за подписью «Н.—бов». Здесь печатается по тексту издания: Н. А. Добролюбов, Собр. соч. в трех томах, Гослитиздат, М. 1952, т. 2, стр. 107—141.
    Эпиграф взят из первой главы второго тома поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души». В конце статьи Добролюбов возвращается к мысли, выраженной в эпиграфе, напоминая цитированные им слова Гоголя.
    Добролюбов имеет в виду большой отрывок «Сон Обломова. Эпизод из незаконченного романа», опубликованный в 1849 году в «Литературном сборнике». Полностью роман Гончарова «Обломов» был впервые напечатан в журнале «Отечественные записки», кн. I—IV за 1859 год.
    Роман И. С. Тургенева «Дворянское гнездо» был впервые напечатан в январской книге «Современника» за 1859 год и для читательского восприятия оказался в более выгодном положении, чем «Обломов», печатание которого растянулось на четыре месяца.
    Цитата из стихотворения выдающегося русского поэта Н. П. Огарева «Исповедь» (1842):
    А в том, что как-то чудно
    Живет в душевной глубине,
    Мне высказаться трудно.
    А. С. Пушкин, «Евгений Онегин», гл. 1, стр. XXXVII.
    А. С. Пушкин, «Евгений Онегин», гл. 1, стр. XLIII.
    Сэй Жан-Батист (1767—1832) — известный французский буржуазный экономист.
    А. С. Пушкин, «Евгений Онегин», гл. 1, стр. XLIV.
    А. С. Пушкин, «Евгений Онегин», гл. 1, стр. XLIV.
    А. С. Пушкин, «Евгений Онегин», гл. 4, стр. XXXVIII—XXXIX.
    А. С. Пушкин, «Евгении Онегин», гл. 1, стр. XLVI.
    А. С. Пушкин, «Евгений Онегин», гл. 8, Письмо Онегина к Татьяне:
    …Свою постылую свободу
    Я потерять не захотел
    А. С. Пушкин, «Евгений Онегин», гл. 4, стр. XVI.
    А. С. Пушкин, «Евгений Онегин», гл. 8, стр. XIII. У Пушкина:
    Им овладело беспокойство,
    Охота к перемене мест…
    Н. А. Некрасов, поэма «Саша», глава 4. У Некрасова:
    Книги читает да по свету рыщет —
    Дела себе настоящего ищет…
    Н. А. Некрасов, «Саша», гл. 4.
    А. С. Пушкин, «Евгений Онегин», гл. 2, стр. XVI. У Пушкина:
    …И предрассудки вековые,
    И гроба тайны роковые…
    А. С. Пушкин, «Евгений Онегин», гл. 2. стр. IV. У Пушкина:
    Ярем от барщины старинной
    Оброком легким заменил.
    «Экономический указатель» — политико-экономический журнал буржуазно-либерального направления, издававшийся И. В. Вернадским в 1857—1861 годах в Петербурге. Добролюбов говорит об этом журнале, проповедовавшем лишь необходимость умеренных реформ, с нескрываемым сарказмом.
    А. С. Пушкин, «Евгений Онегин», гл. 7, стр. XXV. У Пушкина:
    Ужель загадку разрешила?
    Ужели слово найдено?
    …в настоящее время, когда… — Добролюбов иронизирует над пустым краснобайством либеральных болтунов-фразеров о прогрессе и реформах в начале царствования Александра II.
    Добролюбов иронически цитирует стихотворение В. Бенедиктова «Современная молитва» («Владыко мира — царь вселенной…»):
    Публично наше покаянье
    В давно таившихся грехах:
    Текущих дней книгописанье
    Есть нашей плоти истязанье —
    Вериги в прозе и стихах…
    Добролюбов относился к В. Бенедиктову резко отрицательно. См. статью Добролюбова «Новые стихотворения В. Бенедиктова».

  11. Streych Ответить

    В начале статьи Добролюбов обращает внимание читателей не только на несомненный талант автора, но и на “необыкновенное богатство содержания” данного произведения, произведения, в котором, по словам критика, вроде бы, “совсем нет действия”: ведь главный герой почти на всем протяжении повествования лежит на одном и том же диване.
    Несмотря на то, что “единственной пружиной” романа Добролюбов называет лень и апатию Обломова, он подчеркивает, насколько мастерски Гончаров исследует, изучает явление, на которое автор
    однажды бросил свой взгляд, и от которого не собирается отрываться,

    Гончарова интересует именно типаж его героя, а точнее образ жизни, который он собой олицетворяет и который с легкой руки критика получил название “обломовщина”.
    Определяя главную идею романа, Добролюбов пишет:

    Добролюбов подчеркивает, что сам по себе Обломов – далеко не новый тип в русской литературе, его черты, черты лишнего человека читатель находил еще в Онегине, в других героях лучших произведений нашей литературы, но образ этот со временем приобретал все новые и новые черты, пока наконец не трансформировался в Обломова. Какие черты отмечал критик?
    совершенная инертность, корень которой кроется в апатии по отношении ко всем событиям, которые происходят. С детства ему не нужно было ничего добиваться, ничего делать своими руками. Зачем?

    бесхарактерность и отвращение к любой деятельности;
    неумение “деятельно хотеть”, что это значит? Добролюбов поясняет:

    Добролюбов подчеркивает, что от природы, если вспомнить детство Обломова, он такой же человек, как и все, все перечисленные черты – “благоприобретенные”, результат воспитания. Однако черты эти не так безобидны, как может показаться с первого взгляда:

    Но самой главной и одновременно самой ужасной чертой Обломова Добролюбов считает нравственное рабство:

    И далее:

    Рабство и барство, в сочетании друг с другом представляют собой адскую смесь, в результате – Обломов, будучи

    Ужаснее всего то, что человек, рожденный свободным, по собственной воле становится рабом:

    Объяснив характер Обломова, Добролюбов подробнее останавливается и на “обломовщине”:

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *