Что такое общая исповедь в великий пост?

23 ответов на вопрос “Что такое общая исповедь в великий пост?”

  1. Only you Ответить

    Таинство Покаяния в богослужебных книгах называется Исповедь. Церковно-славянское слово «исповедаю» значит: открыто признаю, объявляю. Раньше, вообще исповедовались в слух, открыто, при всех. Человек становился в центр, каялся, называл конкретный грех и давал обещание исправиться. Такая практика берет начало уже с апостольского века: «Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои» (Деян.19:18).
    При индивидуальной (частной) исповеди, человек подходит к священнику и кается перед ним Богу, а при общей сначала кается про себя (не в слух), а потом подходит за разрешительной молитвой. Но то, как он кается, только на совести кающегося. Исповедь должна быть обстоятельной не только для полного очищения души, но и в целях пасторского руководства. Долг священника помогать прихожанам, духовно возрастать и исправляться. Исполнить это пастырь лучше всего может во время частной исповеди. Среди кающихся почти всегда бывают люди, пришедшие впервые. К таким должно проявить особую чуткость и внимание. Священник должен помочь им освободиться от бремени грехов, которые они накапливали годами и десятилетиями. Многие из них исповедоваться еще не умеют. Наконец, надо указать и на канонические соображения. Большинство пришедших на исповедь желает причаститься. Только частная исповедь дает возможность священнику определить, насколько человек готов приступить к святой Чаше.
    Понимая высокую значимость таинства Покаяния, многие настоятели храмов стремятся начинать исповедь с вечера и использовать время перед началом Божественной литургии. Однако время и физические силы священников ограничены. Поэтому и приходится проводить общую исповедь, поскольку в воскресные и праздничные дни бывает много причащающихся. В таких случаях обычно священник после молитв читает подробный перечь грехов и призывает всех пришедших на исповедь, каяться. Не должно сомневаться, что и такую исповедь, вызванную особыми обстоятельствами, милосердный Господь примет и простит грехи.

  2. Groran Ответить

    Общая исповедь – это хорошо или плохо для кающегося? В каких случаях она допускается? Нужно ли еще раз исповедоваться после нее, чтобы причаститься?

    Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

    Таинство Покаяния в богослужебных книгах называется Исповедь. Церковно-славянское слово «исповедаю» значит: открыто признаю, объявляю. Следовательно, уже по определению во время этого таинства человек должен с сокрушенным сердцем конкретно называть свои грехи. Такая практика берет начало уже с апостольского века: «Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои» (Деян.19:18). Ученик св. апостола Петра священномученик Климент Римский пишет: «Итак, в чем мы согрешили по каким-либо наветам врага, должны мы просить прощения» (Первое послание к коринфянам. Гл. LI).
    Исповедь должна быть обстоятельной не только для полного очищения души, но и в целях пасторского руководства. Долг священника помогать прихожанам, духовно возрастать и исправляться. Исполнить это пастырь лучше всего может во время исповеди. Среди кающихся почти всегда бывают люди, пришедшие впервые. К таким должно проявить особую чуткость и внимание. Священник должен помочь им освободиться от бремени грехов, которые они накапливали годами и десятилетиями. Многие из них исповедоваться еще не умеют. Наконец, надо указать и на канонические соображения. Большинство пришедших на исповедь желает причаститься. Только подробная исповедь дает возможность священнику определить, насколько человек готов приступить к святой Чаше. Если были смертные грехи, то от кающегося прежде причастия требуются плоды покаяния. Так нам заповедовали святые отцы.
    Понимая высокую значимость таинства Покаяния, многие настоятели храмов стремятся начинать исповедь с вечера и использовать время перед началом Божественной литургии. Однако время и физические силы священников ограничены. Поэтому и приходиться проводить общую исповедь, поскольку в воскресные и праздничные дни бывает много причащающихся. В таких случаях обычно священник после молитв читает подробный перечь грехов и призывает всех пришедших на исповедь, каяться. Не должно сомневаться, что и такую исповедь, вызванную особыми обстоятельствами, милосердный Господь примет и простит грехи. Если не было смертных грехов, то еще раз каяться не надо.
    3 февраля 2004 г.

  3. Ишак6 Ответить

    Митрополит Сурожский Антоний
    ОБ ИСПОВЕДИ

    Говоря о покаянии, я только
    коснулся исповеди, но вопрос об исповеди
    настолько важен, что я хочу на нем
    остановиться подробнее и глубже.
    Исповедь бывает двоякая. Бывает
    личная, частная исповедь, когда человек
    подходит к священнику и открывает в его
    присутствии свою душу Богу. И бывает общая
    исповедь, когда люди сходятся большой или
    малой группой, и священник произносит
    исповедь за всех, включая себя самого. Я
    хочу остановиться сначала на частной
    исповеди и обратить ваше внимание вот на
    что.
    Человек исповедуется
    – Богу. В
    поучении, которое священник произносит
    перед исповедью отдельного человека,
    говорится: “Се, чадо, Христос невидимо
    стоит, приемля исповедание твое; я же –
    только свидетель”. Это надо помнить: мы
    исповедуемся не священнику и не он является
    нашим судьей. Я бы сказал больше: даже
    Христос в этот момент не является нашим
    Судьей, а является сострадающим нашим
    Спасителем. Это очень, очень важно, потому
    что когда мы приходим на исповедь, мы
    находимся в присутствии свидетеля. Но что
    это за свидетель, какова его роль?
    Свидетели бывают различные.
    Например: случилась авария на дороге. Какой-то
    человек стоял при дороге и видел, что
    случилось; его спрашивают, что произошло.
    Ему совершенно все равно, кто прав, кто
    виноват, он просто говорит: я видел то-то и
    то-то… Есть другой род свидетелей – на суде:
    один свидетельствует против подсудимого,
    другой – в его пользу. Это совершенно иное
    положение, и этому частично соответствует
    священник, потому что он стоит перед
    Христом и говорит: “Господи, он к Тебе
    пришел в покаянии, – прими его! Уж если мне
    его жалко, то, конечно, Тебе его жалко много
    больше, чем мне. Я его спасти не могу, я могу
    с ним кое-чем поделиться, чем-то помочь, но Ты
    можешь его преобразить”.
    А есть третий род свидетеля.
    Когда совершается брак, приглашают самого
    близкого человека. Он – тот, кто в Евангелии
    назван “друг жениха” ( в нашей практике
    можно было бы сказать также “друг невесты”).
    Это самый близкий жениху и невесте человек,
    который может разделить с ними самым полным
    образом радость преображающей встречи,
    соединяющего чуда.
    И вот священник занимает это
    положение: он – друг Жениха, друг Христов,
    он кающегося приводит к Жениху-Христу. Он –
    тот, который так глубоко связан любовью с
    кающимся, что готов с ним разделить его
    трагедию и привести его к спасению. И когда
    я говорю “разделить его трагедию”, то
    говорю о чем-то очень, очень серьезном. Мне
    вспоминается один подвижник, которого
    однажды спросили: “Каким образом каждый
    человек, который к тебе приходит и
    рассказывает о своем житье-бытье, даже без
    чувства покаяния или сожаления, вдруг
    бывает охвачен ужасом перед тем, насколько
    он грешен, и начинает каяться,
    исповедоваться, плакать – и меняться?” И
    этот подвижник дал замечательный ответ. Он
    сказал: “Когда человек приходит ко мне со
    своим грехом, я этот грех воспринимаю как
    свой
    . Мы с этим человеком едины; те грехи,
    которые он совершил действием, я непременно
    совершил мыслью или желанием, или
    поползновением. Поэтому я переживаю его
    исповедь, как свою собственную, я (как он
    говорил) схожу ступенька за ступенькой в
    глубины его мрака, и когда я дошел до самой
    глубины, я его душу связываю со своей душой
    и каюсь всеми силами своей души в грехах,
    которые он исповедует и которые я признаю
    за свои. И тогда он охвачен моим покаянием и
    не может не каяться, и выходит
    освобожденным; а я по-новому каялся в своих
    грехах, потому что я с ним един состраданием
    и любовью”.
    Это предельный пример того, как
    священник может подойти к покаянию другого
    человека, как он может быть другом жениха,
    как он может быть тем, который приводит
    кающегося ко спасению. Но для этого
    священник должен научиться состраданию,
    должен научиться чувствовать и сознавать
    себя единым с кающимся.
    А произнося слова разрешительной
    молитвы, священник их либо предваряет
    наставлением, либо нет. И это тоже требует
    честности и внимания. Иногда бывает, что
    священник слушает исповедь, и вдруг ему
    явно, как бы от Бога, от Духа Святого
    открывается, чтo он должен сказать
    кающемуся. Ему может показаться, что это не
    к делу, но он должен слушаться этого голоса
    Божьего и произнести эти слова, сказать то,
    что Бог ему положил на душу, на сердце и в ум.
    И если он так поступит, даже когда это как
    будто не относится к исповеди, которую
    принес кающийся, он говорит то, что нужно
    кающемуся.
    Иногда у священника нет чувства,
    что эти слова от Бога. (Знаете, и у апостола
    Павла в посланиях встречаются места, где он
    пишет: “Это я вам говорю именем Божиим,
    именем Христовым…”, или “Это я вам говорю
    от себя…”). Но это не значит, что тогда
    слова священника – “отсебятина”; это то,
    что он познал из личного опыта, и он
    делится этим опытом, – опытом греховности,
    опытом покаяния и того, чему его научили
    другие люди, более чистые, более достойные,
    чем он сам.
    А порой и этого нет. Тогда можно
    сказать: “Вот что я вычитал у святых отцов,
    вычитал в Священном Писании. Я могу тебе это
    предложить, ты это прими во внимание,
    задумайся, и может быть через эти слова
    Божественного Писания тебе Бог скажет то,
    чего я не могу сказать”.
    А иногда честный священник
    должен сказать: “Я всей душой болел с тобой
    во время твоей исповеди, но сказать тебе на
    нее ничего не могу. Я буду молиться о тебе,
    но совета дать не могу”. И у нас есть пример
    тому. В житии преподобного Амвросия
    Оптинского описываются два случая, как к
    нему приходили люди, открывали свою душу,
    свою нужду, и он три дня их держал без ответа.
    И когда наконец у него настоятельно просили
    ответа, он сказал: “Что я могу ответить? Вот
    три дня я молю Божию Матерь меня просветить
    и дать ответ, – Она молчит; как же я могу
    говорить без Ее благодати?”
    Вот то, что я хотел сказать о
    частной, личной исповеди. Человек должен
    прийти и свою душу изливать. Не повторять
    чужие слова, смотря в книжку, а поставить
    перед собой вопрос: если бы я стал теперь
    перед лицом Христа Спасителя и всех людей,
    которые меня знают, что явилось бы для меня
    предметом стыда? что я не готов открыть
    перед всеми, потому что было бы слишком
    страшно, что меня увидели, каким я себя вижу?..
    Вот в чем надо исповедоваться. Поставь себе
    вопрос: если моя жена, мои дети, мой самый
    близкий друг, мои сослуживцы знали бы обо
    мне то или другое, было бы мне стыдно или нет?
    Если стыдно – исповедуй. Если то или другое
    стыдно открыть Богу (Который и без того это
    знает, но от Которого я стараюсь это
    спрятать) или было бы страшно – открой это
    Богу. Потому что в момент, когда ты это
    откроешь, все то, что ставится в свет,
    делается светом. И тогда ты можешь
    исповедоваться и произносить свою исповедь,
    а не трафаретную, чужую, пустую,
    бессмысленную исповедь.
    А если речь идет о детях, надо
    помнить, что детям нельзя навязывать
    исповедь, которая не является их
    собственной исповедью. Нельзя им говорить:
    “Ты запомни, что ты меня рассердил тем-то,
    что в этом ты поступил не право, вот покайся
    в этом”. Надо дать ребенку свободу стать
    перед Богом как перед другом, и с Ним
    поделиться всей своей жизнью и душой, –
    даже своей болью о родителях, даже тем, как
    он их переживает иногда тяжело.
    А теперь я хочу сказать коротко
    об общей исповеди. Общая исповедь может
    произноситься по-разному. Обыкновенно она
    произносится так: собирается народ,
    священник говорит какую-то вступительную
    проповедь и затем по книге читает как можно
    большее число тех грехов, которые он
    ожидает от присутствующих. Этот перечень
    может быть формальным. Сколько раз я слышал:
    “Я не вычитывал утренних и вечерних молитв”,
    “я не вычитывал канонов”,
    “я не соблюдал постов”, я не делал того, я
    не делал другого… Это все формально. Да, это
    не формально в том смысле, что это реальные
    грехи каких-то людей, может быть, даже
    самого священника, но это не обязательно
    реальные грехи этих людей; реальные грехи
    бывают иные.
    Я вам расскажу, как провожу общую
    исповедь сам. Общая исповедь у нас бывает
    четыре раза в году. Перед исповедью я
    провожу две беседы, которые направлены на
    понимание того, чем является исповедь, чем
    является грех, чем является Божия правда,
    чем является жизнь во Христе. Каждая беседа
    длится сорок пять минут, все собравшиеся
    сидят, слушают, затем наступает получасовое
    молчание, в течение которого каждый должен
    продумать то, что слышал, посмотреть на свою
    душу и продумать свою греховность. А затем
    бывает общая исповедь. Мы собираемся на
    середине храма, я надеваю епитрахиль, перед
    нами Евангелие, и обыкновенно я читаю Покаянный
    канон
    Господу Иисусу Христу. И под
    влиянием канона произношу вслух
    собственную исповедь – не о формальностях,
    а о том, в чем меня попрекает моя совесть и
    что открывает передо мной читаемый мною
    канон. Каждая исповедь бывает иная, потому
    что каждый раз слова этого канона меня
    обличают по-иному, в другом, и я каюсь перед
    всеми людьми, называю вещи своим языком,
    своим названием. Не так, чтобы меня потом
    ходили и упрекали конкретно в том или
    другом грехе, а так, чтобы каждый грех был
    раскрыт перед людьми как мой собственный. И
    если, произнося исповедь, я не чувствую, что
    истинно каюсь, я произношу и это в качестве
    исповеди: “Прости меня, Господи! Вот, я
    произнес эти слова, но они до моей души не
    дошли”… Эта исповедь длится обыкновенно
    минут тридцать-сорок, в зависимости от того,
    что я могу поисповедовать перед людьми. И
    одновременно люди исповедуются – молча, а
    иногда и вслух произнося: “Да, Господи!
    Прости меня, и я виноват в этом!” Но это
    является моей личной исповедью. И к
    сожалению, я настолько греховен и настолько
    похож на каждого, кто присутствует на этом
    действии, что мои слова раскрывают перед
    людьми их собственную греховность.
    После этого мы молимся. Мы читаем
    часть покаянного канона, читаем молитвы
    перед Святым Причащением (не все, а
    избранные, которые относятся к тому, о чем я
    говорил или как исповедовался). Затем все
    становятся на колени, и я произношу
    разрешительную молитву всем. Если кто-то
    считает нужным потом подойти и отдельно
    сказать о том или другом грехе, он свободно
    может это сделать. Но я на опыте знаю, что
    такая общая исповедь учит людей приносить
    частную исповедь. Многие мне говорили
    сначала: “Я не знаю, с чем прийти на
    исповедь. Я знаю, что согрешил против
    множества заповедей Христовых, сделал
    очень много дурного, но я не могу это как бы
    собрать в покаянную исповедь”. А после
    такой общей исповеди люди приходят и
    говорят: “Я теперь знаю, я научился, как
    исповедать собственную душу, опираясь на
    молитвы Церкви, опираясь на покаянный канон,
    опираясь на то, как Вы сами исповедовали
    свою душу и как люди вокруг меня эту же
    самую исповедь воспринимали и приносили,
    словно собственную”. Я думаю, что это очень
    важный момент: чтобы
    общая исповедь была уроком того, как
    исповедоваться лично, а не “вообще”.
    Иногда приходят люди и
    вычитывают длинный список грехов – которые
    я по списку знаю, потому что у меня есть те
    же самые книжки, что у них. И я их
    останавливаю, говорю: “Ты не свои грехи
    исповедуешь, ты исповедуешь грехи, которые
    можно найти в номоканоне, в молитвенниках.
    Мне нужна твоя исповедь, вернее, Христу
    нужно твое личное покаяние, а не общее
    трафаретное покаяние. Ты не можешь
    чувствовать, что осужден Богом на вечную
    муку, потому что не вычитывал вечерние
    молитвы или не читал каноны, или не так
    постился”.
    Больше того: иногда бывает, что
    человек и старается, например, поститься, а
    потом срывается и чувствует, что осквернил
    весь свой пост, что ничего не остается от
    его подвига. А на самом деле Бог совершенно
    иными глазами на это смотрит. Это я могу вам
    разъяснить одним примером из собственной
    жизни. Когда я был врачом, я занимался одной
    бедной русской семьей. Денег я с них не брал,
    потому что у них никаких денег не было. Но
    как-то в конце Великого поста, в течение
    которого я постился, если можно так сказать,
    “зверски”, то есть не нарушая никаких
    уставных правил, они меня пригласили на
    обед, и оказалось, что они в течение какого-то
    времени из своего отсутствия денег
    собирали гроши, чтобы купить маленького
    цыпленка и меня угостить. Я на этого
    цыпленка посмотрел и увидел в нем конец
    моего подвига постного. Конечно, я съел
    кусок цыпленка, – я не мог их оскорбить
    отказом; но потом пошел к своему духовному
    отцу и говорю: “Знаете, отец Афанасий, со
    мной такое горе случилось! В течение всего
    поста я, можно сказать, постился в
    совершенстве, а сейчас, на Страстной
    седмице, съел кусок курицы”. Отец Афанасий
    на меня посмотрел и сказал: “Знаешь, если бы
    Бог на тебя посмотрел и увидел, что у тебя
    нет никаких грехов, а кусочек курицы может
    тебя осквернить, Он тебя от этого защитил бы;
    но Он посмотрел и увидел в тебе столько
    греховности, что никакая курица тебя
    осквернить не может”. Я думаю, что многие из
    нас могут запомнить этот пример для того,
    чтобы быть честными, правдивыми людьми, а не
    просто держаться устава. Да, я съел кусочек
    этой курицы, но вопрос был в том, что я его
    съел ради того, чтобы не огорчить людей. Я ее
    съел не как какую-то скверну, а как дар
    человеческой любви. Есть место в писаниях
    отца Александра Шмемана, где он говорит: все
    на свете – не что иное, как Божия любовь; и
    даже пища, которую мы вкушаем, является
    Божественной любовью, которая стала
    съедобной…
    Предыдущая глава |
    СОДЕРЖАНИЕ | Следующая
    глава

  4. эTo MeЖдY нAмИ Ответить

    Исповедь является одним из церковных таинств. Во время исповеди кающийся очищает свою душу от греховного груза путем покаяния. Исповедуется человек перед Богом в присутствии священнослужителя.

    Не следует думать, что исповедь идет перед священником. Батюшка является только свидетелем на исповеди, о чем и будет свидетельствовать на Страшном Суде.
    В Великий пост очень много христиан стараются навещать храмы, исповедоваться и причащаться. Поэтому, на исповедь собирается порой очень много кающихся. Для этого церковью установлена общая исповедь.
    Во время общей исповеди один священник перечисляет наиболее распространенные грехи, а все присутствующие каются в них. После этого читается разрешительная молитва. Если у человека нет тяжких грехов на сердце, он может ограничиться общей исповедью.
    Но не стоит общей исповедью злоупотреблять. Даже. Если в храме проводится все время общая исповедь, стоит периодически подходить к священнику и за частной.

    Когда проводится общая исповедь в Великом посту 2019 года

    Таинство Исповеди или покаяния обычно идет перед таинством Причастия. Во время Великого поста священники рекомендуют как можно чаще прибегать к этому таинству. Можно причащаться один раз в неделю.
    Проводится исповедь в храме обязательно перед каждым причастием на Литургии, или же накануне вечером. При большом скоплении народа и невозможности частной исповеди для всех, священником проводиться и общая исповедь.
    Так как в храм больше всего людей приходит в воскресный и праздничный день, то и общую исповедь тоже можно застать именно в эти дни.
    В Великом посту 2019 года такими будут недели поста – 17, 24 и 31 марта, 7. 14 и 21 апреля. К наиболее значимым праздникам Великого поста можно отнести Благовещение – 7 апреля и Вход Господень в Иерусалим – 21 апреля.

    Для чего нужна христианину общая исповедь

    Исповедь нужна каждому христианину как покаяние, как очищение от грехов, а, значит, и для оздоровления души и тела. Исповедоваться можно как перед причастием, так и вне его.

    Христианин подходит за исповедью к священнику в храме, называет свои грехи и получает наставление. Такой опыт особенно важен для тех, кто делает первые шаги в церкви. На общую исповедь лучше приходить более опытным христианам.
    Таким образом исчезает «страх» перед покаянием. Но не следует злоупотреблять таким опытом даже тем, кто часто исповедуется и причащается.
    В исповеди самое главное – это искреннее покаяние и примирение со всеми. И, если покаяние идет от сердца и от души, то и общая исповедь тоже может быть полезной.

  5. IIyIIIkiN Ответить

    Принимая причастие, человек повышает свои шансы оказаться после смерти в Раю. Причастившись, он укрепляет душу, усиливает веру в людей, избавляясь от злобы к ним. После причастия люди обретают равновесие в душе, гармонию в сердце и уме, а значит, в дальнейшем могут справляться с любыми сложными ситуациями.
    Причастие помогает избавиться от грехов. Каждый день нас окружают негативные чувства и эмоции (осуждение, зависть, недовольство, злоба). Негатив «льется» из нас самих, а мы «видим» его в окружающих, поэтому наша душа начинает черстветь, отдаляться от Бога. Мы сами себе отравляем жизнь, а это мешает добиваться целей, решать даже самые простые жизненные задачи. Только вера в Бога и надежда на Него помогают встать на верный путь и начать нормально жить. Для этого так необходимо причастие.
    Великий пост начался ровно месяц назад — 11 марта. Завершится он 27 апреля, а на следующий день православные встретят Пасху. В постные дни верующие ограничивают себя в еде, живут в смирении, ежедневно молятся. Очень важными в этот период являются причастие и исповедь.
    К причастию готовятся за 3-4 дня ранее. Нужно забыть о ежедневной суете, заняться своим духовным развитием.
    По церковному уставу есть четыре канона Ко причастию (Покаянный Иисусу Христу, Богородице, Ангелу Хранителю и Последование ко причащению), их можно найти в молитвословах или распечатать из интернета. Для того чтобы сильно не утомляться, можно осознанно прочитывать по одному канону в день. Также важно читать в это время Евангелие. Священники советуют каждому христианину в Великий пост полностью прочитывать Евангелие. Но если это сложно, то одной главы в день также будет достаточно.
    С 00:00 перед причастием нельзя что-либо есть. Прийти в храм нужно до того, как начнется служба. Первым делом православные идут на исповедь, затем на литургию, а после — причащаются.
    В Великий пост исповедь в храмах принимают в среду, пятницу, субботу и воскресенье. Истинно верующему человеку желательно исповедаться минимум 1 раз в Великий пост.

    Понравилась статья, поделитесь с друзьями :

  6. Cordalsa Ответить

    Таинство Исповеди или покаяния обычно идет перед таинством Причастия. Во время Великого поста священники рекомендуют как можно чаще прибегать к этому таинству. Можно причащаться один раз в неделю.
    Проводится исповедь в храме обязательно перед каждым причастием на Литургии, или же накануне вечером. При большом скоплении народа и невозможности частной исповеди для всех, священником проводиться и общая исповедь.
    Так как в храм больше всего людей приходит в воскресный и праздничный день, то и общую исповедь тоже можно застать именно в эти дни.
    В Великом посту 2019 года такими будут недели поста – 17, 24 и 31 марта, 7. 14 и 21 апреля. К наиболее значимым праздникам Великого поста можно отнести Благовещение – 7 апреля и Вход Господень в Иерусалим – 21 апреля.

    Для чего нужна христианину общая исповедь

    Исповедь нужна каждому христианину как покаяние, как очищение от грехов, а, значит, и для оздоровления души и тела. Исповедоваться можно как перед причастием, так и вне его.

    Христианин подходит за исповедью к священнику в храме, называет свои грехи и получает наставление. Такой опыт особенно важен для тех, кто делает первые шаги в церкви. На общую исповедь лучше приходить более опытным христианам.
    Таким образом исчезает «страх» перед покаянием. Но не следует злоупотреблять таким опытом даже тем, кто часто исповедуется и причащается.
    В исповеди самое главное – это искреннее покаяние и примирение со всеми. И, если покаяние идет от сердца и от души, то и общая исповедь тоже может быть полезной.

  7. Телохранитель Ангела Ответить

    Мнение по данному вопросу протопресвитера Александра Шмемана:
    «Что такое общая исповедь и почему следует признать ее уместной и нужной в настоящих условиях нашей церковной жизни? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно признать, прежде всего, что в настоящее время огромное большинство членов Церкви не знают ни что такое исповедь, ни как приступить к ней. Она сводится и это в лучшем случае к чисто формальному и обобщенному перечислению обычно второстепенных недостатков, либо же к разговору о проблемах.
    Тут сказалось, с одной стороны, многовековое влияние западного, формального и юридического понимания исповеди, а с другой стороны, всяческий психологизм, свойственный нашей эпохе, и в котором растворяется без остатка чувство и сознание не трудностей, проблем и вопросов, а греха. … существует практика простого чтения по книжечке краткой, с латыни переведенной формулы исповедования. Наконец, почти повсеместно распространено отрицание исповедующимися каких бы то ни было грехов, поскольку под грехом разумеет он преступления, каких он, действительно, не совершал.
    Обратная крайность это сосредоточение на какой-нибудь одной трудности, из рассказа о которой выходит так, что вина в обстоятельствах и условиях жизни, сам же исповедующийся является просто жертвой этих условий. Меньше всего во всех этих типах исповеди именно раскаяния, печали по Боге, горя от оторванности от Него и желании переменить жизнь, возродиться и обновиться.
    Но как же в этих условиях возродить, прежде всего, саму исповедь? Как сделать ее снова актом подлинного раскаяния, покаяния и примирения с Богом? Это сделать просто невозможно при теперешней трех- или четырехминутной исповеди, с длинной очередью за спиной священника ждущих своего череда, понимающих исповедь как ежегодное отбывание некой формальной обязанности.
    Поэтому общая исповедь есть, прежде всего, некая школа покаяния, раскрытие подлинной сути самой исповеди. Чтобы быть духовно полезной, она должна состоять из следующих моментов.
    1. Как правило, общая исповедь совершается вечером, после вечернего богослужения. Человек, имеющий намерение причаститься Св. Тайн, должен прийти в Церковь хотя бы накануне вечером. Современная практика исповеди за несколько минут до литургии, впопыхах просто вредна и должна допускаться только в самых крайних и исключительных случаях. Между тем, это опять-таки стало почти общим правилом.
    2. Общая исповедь начинается с чтения священником вслух молитв перед исповедью, которые теперь почти повсеместно опускаются, но которые составляют, однако, органическую часть таинства Покаяния.
    3.После молитв священник призывает кающихся к раскаянию, к молитве о ниспослании Богом, прежде всего, самого чувства покаяния, дара зрети своя прегрешения, без которого формальный их перечень не принесет духовного плода.
    4.Следует сама исповедь, т. е. перечисление священником всех тех поступков, мыслей и желаний, которыми мы оскорбляем святыню Бога, святыню ближнего и святыню собственной души. Поскольку же сам священник, как всякий человек, стоящий перед Богом, знает все эти грехи и всю эту греховность и в самом себе, постольку и перечисление это не формальное и казенное, а искреннее, и совершается духом сокрушенным и смиренным, идет от всех нас, а не просто обращено к вам, и в этом перечислении каждый узнает себя и каждый кается. И чем полнее испытывает пастырь свою совесть, тем полнее и общая исповедь и дух раскаяния и покаяния, который она рождает.
    5.В заключение священник призывает кающихся обратить свой духовный взор от своего недостоинства Трапезы Господней, ожидающей нас, к Его милосердию и любви, и внутренне пожелать всем существом этого приобщения, которого мы никогда не достойны и которое все-таки даруется нам.
    6.Затем священник призывает всех тех, кто испытывает нужду в дополнительном покаянии из-за какого-нибудь особенного бремени, тяготящего душу, отойти в сторону и подождать. Все же остальные по очереди подходят к нему и получают разрешительную молитву с возложением епитрахили и целованием креста.
    7.Наконец, пока все, получившие разрешение, слушают молитвы перед причащением (начинать которые, мне кажется, хорошо с трехпсалмия Господь пасет мя…), священник по очереди вызывает имеющих восполнить исповедь и дает им разрешение.
    Опыт показывает, что приступающие к такой общей исповеди начинают гораздо лучше исповедоваться и в исповеди личной. Ибо в том-то все и дело, конечно, что общая исповедь ни в коем случае не может и не должна рассматриваться как простая замена исповеди частной. Она для тех и только для тех, кто, причащаясь часто и регулярно, исповедуясь лично, знает самоочевидную нужду в проверке и очищении совести, в раскаянии, в той собранности духа и внимания, которая так трудна в современных условиях жизни. Могу засвидетельствовать, что там, где такая общая исповедь практикуется, частная исповедь не только не ослабела, а углубилась, стала исполняться подлинностью и смыслом. Вместе же с тем эта общая исповедь освобождает священнику время, необходимое для более углубленного исповедания тех, кто действительно нуждается в личной исповеди, и оказывается путем уже не личного только, но и общего возрастания в подлинный дух покаяния.

  8. Omega Ответить

    Христос воскресе!
    Общая исповедь – это чтение священником установленных для Таинства Исповеди молитв, а затем произнесение проповеди с призывом испытать свою совесть, например, по заповедям Божиим, с перечисление грехов против заповедей.
    Чтение общей разрешительной молитвы, потом все по очереди подходят под епитрохиль священника и прикладываются к Кресту и Евангелию, лежащим на аналое.
    Чаще всего совершается общая исповедь в том случае, когда много людей, желающих причаститься и нет времени для частной исповеди, как бывает в приведенном Вами случае с Соборованием или на Страстной Седмице перед Великим Четвергом и перед большими церковными Праздниками.
    Елеосвящение или соборование есть Таинство, в котором при помазании тела елеем призывается на человека благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные. Установление таинства елеосвящения относится к апостольским временам. В соборном послании святого апостола Иакова говорится: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14—15)
    Таинство Соборования имеет два варианта своего совершения. Иногда оно совершается на дому над одним болящим, а иногда – в церкви, над всеми, кто хочет приступить к этому таинству и кто может по состоянию здоровья прийти в храм. В этом случае оно обычно приурочивается к каким-то особым событиям церковного года. В Русской Православной Церкви это чаще всего период Великого Поста, реже – Рождественского.
    Порой у людей бывают довольно странные представления о Соборовании. Например, что прибегать к нему следует лишь тяжело больным людям, находящимся на пороге смерти. Это пережиток неправославного восприятия таинства как “последнего помазания” – что совершенно не соответствует Священному Писанию. Ведь апостолы совершали помазание маслом именно ради исцеления.
    Часто ли следует собороваться? Как правило, к таинству Соборования прибегают раз в году, но, конечно, человек сам должен прийти к осознанию того, что он нуждается в исцелении. Не только в телесном исцелении (собороваться может и физически здоровый человек), но прежде всего – в исцелении духовном, нуждается в очищении своих неосознанных грехов. Замечу, что после того как человек соборовался в храме, ему крайне желательно в ближайшее же время исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин.

  9. Blak Star Ответить

    Исповедь является одним из церковных таинств. Во время исповеди кающийся очищает свою душу от греховного груза путем покаяния. Исповедуется человек перед Богом в присутствии священнослужителя.

    Не следует думать, что исповедь идет перед священником. Батюшка является только свидетелем на исповеди, о чем и будет свидетельствовать на Страшном Суде.
    В Великий пост очень много христиан стараются навещать храмы, исповедоваться и причащаться. Поэтому, на исповедь собирается порой очень много кающихся. Для этого церковью установлена общая исповедь.
    Во время общей исповеди один священник перечисляет наиболее распространенные грехи, а все присутствующие каются в них. После этого читается разрешительная молитва. Если у человека нет тяжких грехов на сердце, он может ограничиться общей исповедью.
    Но не стоит общей исповедью злоупотреблять. Даже. Если в храме проводится все время общая исповедь, стоит периодически подходить к священнику и за частной.

    Когда проводится общая исповедь в Великом посту 2019 года

    Таинство Исповеди или покаяния обычно идет перед таинством Причастия. Во время Великого поста священники рекомендуют как можно чаще прибегать к этому таинству. Можно причащаться один раз в неделю.
    Проводится исповедь в храме обязательно перед каждым причастием на Литургии, или же накануне вечером. При большом скоплении народа и невозможности частной исповеди для всех, священником проводиться и общая исповедь.
    Так как в храм больше всего людей приходит в воскресный и праздничный день, то и общую исповедь тоже можно застать именно в эти дни.
    В Великом посту 2019 года такими будут недели поста – 17, 24 и 31 марта, 7. 14 и 21 апреля. К наиболее значимым праздникам Великого поста можно отнести Благовещение – 7 апреля и Вход Господень в Иерусалим – 21 апреля.

    Для чего нужна христианину общая исповедь

    Исповедь нужна каждому христианину как покаяние, как очищение от грехов, а, значит, и для оздоровления души и тела. Исповедоваться можно как перед причастием, так и вне его.

    Христианин подходит за исповедью к священнику в храме, называет свои грехи и получает наставление. Такой опыт особенно важен для тех, кто делает первые шаги в церкви. На общую исповедь лучше приходить более опытным христианам.
    Таким образом исчезает «страх» перед покаянием. Но не следует злоупотреблять таким опытом даже тем, кто часто исповедуется и причащается.
    В исповеди самое главное – это искреннее покаяние и примирение со всеми. И, если покаяние идет от сердца и от души, то и общая исповедь тоже может быть полезной.

  10. unicorn Ответить

    5 января в канун праздника Рождества Христова во многих храмах епархии после окончания вечернего богослужения будет совершаться чин общей исповеди. Что это такое и как мы должны относиться к этому особому виду Таинства покаяния?
    Первые числа января – это время особенной духовной радости. Позади время трудов завершающегося Филиппова поста, и мы уже начинаем явственно ощущать дух приближающегося Праздника. К этой светлой рождественской радости примешивается и радость малых церковных праздников начала года. Так, 2 января празднуется день памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского, «всероссийского батюшки», одного из самых почитаемых святых Русской Православной Церкви. В Карелии с особой любовью относятся к святому Иоанну Кронштадтскому. Он часто бывал в Олонецкой губернии, много сделал для восстановления Важеозерского монастыря после страшного пожара 1885 года, его приезд в Петрозаводск в 1896 году стал памятным событием в жизни города и губернии.
    Когда мы вспоминаем батюшку Иоанна, мы говорим не только о его искренней вере, великом благочестии, многочисленных чудесах, произошедших по его молитвам, но и о таком удивительном явлении как общая исповедь. Вот что мы читаем в воспоминаниях редактора и издателя журнала «Кронштадтский маяк» Н. И. Большакова, близко знавшего отца Иоанна и много сделавшего для увековечивания памяти святого: «Наконец, настало время общей исповеди. Мы все вышли из алтаря на солею и стали около отца Иоанна. Необыкновенно величественная картина развернулась перед нами. С довольно высокой солеи можно было видеть самые отдаленные уголки обширного храма. Перед нами было море голов. В храме было, – говорили, – не менее пяти тысяч человек. Как волнуется море, так волновалось и это море людей. Достаточно было небольшого толчка с той или другой стороны, как вся масса людей отклонялась в противоположную сторону, потом совершенно естественно, сама собой, для сохранения равновесия, направлялась в другую сторону. В эти минуты перед нами была уже не масса отдельных людей, а как бы один человек, единое тело, один живой организм, двигавшийся туда и сюда…
    -Грешники и грешницы, подобные мне! Вы пришли в храм сей, чтобы принести Господу Иисусу Христу Спасителю нашему покаяние в грехах и потом приступить к Святым Тайнам,– так начал свое поучение отец Иоанн. – Приготовились ли к воспринятию столь великого Таинства? Знаете ли, что великий ответ несу я перед престолом Всевышнего, если вы приступите, не приготовившись? Знайте, что вы каетесь не мне, а Самому Господу, Который невидимо присутствует здесь, Тело и Кровь Которого в настоящую минуту находятся на жертвеннике…
    Слово кончено. Обращаясь к народу, отец Иоанн властно и громко теперь говорит:
    – Кайтесь, кайтесь, в чем согрешили!
    Что произошло в эти минуты, невозможно передать. Напряжение достигло самой высшей степени и одинаково захватило всю массу. Это был уже не тихий и спокойный народ, а море бушующее. Пламя огня, охватившее внутренность здания, дает о себе знать сначала незначительными огненными языками, вырывающимися изнутри то там, то здесь, и густыми облаками дыма. Потом, пробившись наружу, оно со страшной силой поднимается вверх и почти мгновенно распространяется по всему зданию, перелетает быстро на соседние дома. В эти минуты человеку остается только безмолвно почти смотреть на совершающееся перед ним. Нечто подобное представляла собой и толпа в данный момент. Стоял страшный, невообразимый шум. Кто плакал, кто громко рыдал, кто падал на пол, кто стоял в безмолвном оцепенении. Многие вслух перед всеми исповедовали свои грехи, нисколько не стесняясь тем, что их все слышали: «Не молимся, ругаемся, сердимся, гневливы, злы»,- и тому подобное доносилось из всех частей храма.
    Трогательно было смотреть в это время на отца Иоанна. Он стоял, глубоко растроганный и потрясенный всем. Уста его шептали молитву, взор был обращен к небу. Стоял он молча, скрестивши руки на груди, стоял как посредник между небесным Судией и кающимися грешниками, как земной судия совестей человеческих. По лицу его катились крупные слезы».
    Из описания, оставленного нам Н.И. Большаковым и из других воспоминаний современников отца Иоанна Кронштадтского мы можем представить себе величественную и пронзительную картину охватывающего верующих искреннего и горького чувства раскаяния в своих грехах, острого чувства предательства Христа, которое мы ежедневно совершаем вольно или невольно, ведением или неведением, делом, чувством и помышлением.
    И тем неожиданней звучат для нас слова еще одного подвижника благочестия, нашего земляка, настоящего исповедника веры митрополита Григория Чукова. В 1944 году владыка Григорий писал: «В последние десятилетия в церковно-богослужебную практику начала входить так называемая общая исповедь, вытесняющая, особенно в городах, исповедь частную. Между тем такой практики никогда не знала древняя Церковь.
    В конце прошлого века употребление общей исповеди было разрешено митрополитом Исидором покойному протоиерею Иоанну Сергиеву (Кронштадскому) в силу особенных обстоятельств его пастырской деятельности и во внимание к его исключительной личности, но и то — не как Таинство Покаяния, а как подготовление верующих к принятию святых Таин Тела и Крови Христовых.
    В настоящее время оправданием такой практики обыкновенно становится большое число говеющих (особенно в дни Великого Поста) и якобы физическая невозможность для священника исповедывать каждого в отдельности. Некоторыми из мирян такая практика даже одобряется: не занимает много времени, не задевает самолюбия и не вызывает естественного чувства смущения и стыда пред духовником из-за совершенного проступка…
    О таком «одобрении» этой практики, конечно, нельзя и говорить серьезно: высказывать это — значит совершенно не понимать смысла исповеди и уклоняться от того, что является одним из существеннейших ее элементов — сердечного сокрушения кающегося и именно болезненного для самолюбия, бьющего по чувству стыда выявления пред духовником тяготящего совесть греха, как показателя искренности раскаяния и желания исправления».
    Как же согласовать между собой практику великого пастыря – святого праведного Иоанна Кронштадтского – и суровые слова архипастыря митрополита Григория? Это кажущееся противоречие легко снимается, если мы еще раз внимательно вслушаемся в слова отца Иоанна Кронштадтского и митрополита Григория. Не можем мы приступать к Чаше Христовой, не исповедовав искренне всех грехов своих и прегрешений. Если время поста стало для нас временем духовного труда, если во дни Филиппова поста мы исповедали грехи свои на Таинстве Исповеди, если приступали ко Святым Христовым Тайнам, то можем мы с дерзновением идти и исповедоваться на общей исповеди. В этом случае общая исповедь есть для нас преддверие ко Причастию в самый Праздник Рождества Христова и радостный итог нашего постного труда. Если же время поста мы не постились, не исповедовались, не приступали ко Святым Тайнам, то в духовном плане лучше нам сходить на индивидуальную исповедь, тем более, что возможность для этого будет во все дни, предшествующие Рождеству Христову.
    Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии,
    2017 год
    См. также:
    Новости
    На главную

  11. Darkfist Ответить

    11. Как известно, в первые века не существовало института исповеди, кроме самой первой исповеди за всю жизнь и практики вторичного покаяния в случаях отпадения. Церковное покаяние в древности носило исключительный характер, и происходило только после совершения смертного греха, после отпадения человека от Тела Церковного. Это покаяние, как правило, носило публичный характер, и сопровождалось значительными сроками отлучения от Причастия. За отречение от Христа, принесение жертв идолам человек часто сподоблялся Причастия только на смертном одре.
    15. В ответ на эти нестроения расцветает монашество, как попытка воплотить евангельский максимализм в новых условиях. В монастырях постепенно развивается практика частого (Скабалланович), а впоследствии и ежедневного служения Евхаристии. Для монахов все время жизни было посвящено приготовлению к таинству и подвигу «очищения сердца великими подвижническими «трудами и потами»«. В монастырях возникает особый уклад духовной жизни, в котором одно из центральных мест занимает монашеское исповедание помыслов, для обретения назидания и помощи в борьбе со страстями. Отсюда возникает тесная связь причащения с исповеданием помыслов (исповедью), которой не знала Древняя Церковь. Эта практика из монастырей была перенесена и в мирянскую среду.
    16. После времен иконоборчества монашеская практика исповедания помыслов получила новый импульс развития в среде народа. Связано это было с исключительной ролью монашества в защите православия от иконоборческой власти и почти поголовным отступничеством белого духовенства. Возникшее доверие привело к распространению монашеской практики в среде народа.
    17. Переходя теперь к нашей Церкви можно процитировать проф. С.И. Смирнова, который пишет, что «дисциплина тайной исповеди и покаянии сложилась в монастырях христианского Востока в период Вселенских соборов; ее орган – духовник развился в бытовой стороне из монастырского старчества. В течении X-XII веков тайная исповедь завоевывает себе господствующее положение в Восточной Европе, вытесняя исповедь публичную. Пришедшее на Русь из Греции и отчасти, может быть, из Болгарии духовенство принесло с собой почти готовую… дисциплину покаяния и институт духовника… Народившийся на Руси класс духовенства, естественно, принял покаянную письменность христианского Востока, воспринял с нею.. и самый строй дисциплины… и в течении всей допетровской истории дисциплина эта просуществовала почти неизменно приблизительно в тех бытовых чертах своих, в которых она зародилась и сложилась в восточных монастырях периода Вселенских Соборов».

  12. Doshura Ответить

    Покаяние – это такое Таинство, в котором исповедующийся в своих грехах получает прощение их от Самого Бога, хотя видимым образом отпущение грехов дает во время исповеди священник. Покаяние необходимо для любого христианина, если он хочет быть настоящим членом Святой Церкви, ведь грехи отдаляют человека от Бога – источника всякого добра, делают его чужим Христу, который является Главой Церкви.
    Каялись и исповедовались в своих грехах даже святые, потому что чем ближе человек к Богу, тем яснее он осознает свое недостоинство перед Ним. Один Бог безгрешен, а люди реже или чаще, но все впадают в большие или меньшие грехи. Грех – это страшное зло, но Церковь учит, что не так страшен грех, как то, что человек в этом грехе не раскаивается, не исповедует его перед священником в Церкви.
    Господь наш Иисус Христос искупил грехи людей всего мира на кресте, и теперь самый страшный грешник, если он искренне раскается, может надеяться на спасение. Вспомним, что на Голгофе рядом с крестом Христовым стояли и два других креста, на которых были распяты разбойники. И тот разбойник, который исповедовал на кресте свои преступления и просил Христа: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствие Твое», первым вошел в рай. Без покаяния спасение невозможно, поэтому понятно, какое большое значение имеет это Таинство в Церкви.
    «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды».
    Исповедь существовала в Церкви с самого ее возникновения. Уже к апостолам приходили люди, «исповедуя и открывая грехи свои». В то время обращение к Церкви людей было таким горячим, а стремление избавиться от грехов таким сильным, что повсеместно была распространена открытая исповедь: грешник исповедовался перед всеми открыто. Дисциплина покаяния также была весьма строгой. За тяжкие грехи устанавливались суровые наказания вплоть до отлучения от Церкви на длительный срок и даже до смертного часа. Для присоединения к Церкви после совершения тяжкого греха нужно было совершить дела покаяния, показать себя раскаявшимся не на словах, а на деле и загладить преступления чистой и беспорочной жизнью. Смысл покаяния не в признании себя грешником – это было бы слишком просто, а в изменении образа жизни, приводящего ко греху. Иначе можно говорить на исповеди: прости, Господи, но к следующей исповеди приходить с теми же грехами. Поэтому раньше христиане проверяли искренность покаяния прежде, чем дать отпущение грехов.
    Кающиеся в древности разделялись на четыре разряда. ПЛАЧУЩИЕ не смели входить в церковное здание, где проходили богослужения, и только просили у проходящих, чтобы они помолились за них. СЛУШАЮЩИЕ стояли в притворе, слушая слова богослужения. Им разрешалось подходить под благословение, но так же, как готовящиеся ко крещению, они не могли участвовать в литургии верных и со слезами покидали храм при словах: «Оглашенный, изыдите!». ПРИПАДАЮЩИЕ стояли уже в самом храме, хотя и в самой задней его части, но тоже не могли присутствовать на литургии верных, и лишь КУПНОСТОЯЩИЕ (то есть стоящие вместе) оставались в храме все время. Однако они не могли причащаться Святых Христовых Таин. А так как раньше причащались все верные, присутствующие на литургии, то кающиеся особенно горестно переживали свое отлучение от Святых Даров.
    Так строго относилась Церковь к людям, добровольно отлучающим себя от Христа своими грехами. Начиная с IX века исповедь становится тайной повсеместно, а ступени кающихся упраздняются, но и тогда за тяжкие грехи отлучали на целые годы.

    Общая и частная исповедь

    По церковным правилам исповедь происходит перед священником, но Самому Богу. Священник является только свидетелем нашего покаяния.
    На аналое перед ним лежит Евангелие и крест, как знак присутствия Христа, невидимого, но все слышащего и знающего, насколько глубоко наше раскаяние и не утаили ли мы что?нибудь из ложного стыда или специально. Такая исповедь называется частной.
    Обычно перед ней, прочитав предварительно молитвы, священник совершает общую исповедь, то есть беседует о грехах со всеми собравшимися на Таинство, возбуждая покаянное настроение и напоминая грехи, которые по забывчивости или по неведению присутствующие вовсе не имели в виду раскрыть перед лицом Божиим на исповеди.
    Иногда бывает, что верующие ограничиваются только частью исповеди и после напоминания священника о грехах только подходят к нему за разрешительной молитвой, но сами не раскаиваются вслух перед ним и Господом. Может ли такое покаяние считаться искренним? Конечно, нет. Получается, что батюшка исповедуется перед собравшимися, а не они перед ним. Всегда можно выбрать время и место для исповеди, тщательно подготовившись заранее и вспомнив свои грехи, а то и записав их на листочке, чтобы не забыть случайно. Конечно, если приходить в храм на исповедь Великим постом или на Страстной седмице, когда исповедующихся сотни и один батюшка не может уделить каждому достаточно времени, то трудно надеяться, что исповедь будет полноценной. Но можно выбрать время, когда народу не так много и батюшка посвободнее.
    К тому же и священники бывают разные, поэтому лучше выбрать одного, которого знаешь, и исповедоваться ему постоянно. Это ценно еще и тем, что между исповедующимся и батюшкой постепенно устанавливается духовная близость, которая может перерасти в духовное родство. Духовный отец знает особенности своих духовных детей и может вести их по пути спасения в Царствие Небесное, давая советы и остерегая от искушений. Святые отцы говорят, что надо приложить все усилия, чтобы найти себе такого духовного отца, потому что без него путь спасения крайне затруднителен.

    Как готовиться к исповеди

    Хотя Таинство Покаяния вполне самостоятельно и может совершаться по мере надобности отдельно от прочих таинств и даже вне церковного богослужения, все же оно и по традиции, и по смыслу связано с подготовкой к принятию Святых Христовых Таин. Сосуд души должен быть очищен перед тем, как вместить в себя великие Тайны Тела и Крови Христовой.
    Для того чтобы исповедь не превращалась в формальность, связанную лишь с грядущим причастием, к ней необходимо готовиться. У православных христиан принято перед Исповедью и Причащением прочитывать каноны и акафисты покаянного характера, а также особые молитвы, которые приводят душу в соответствующее настроение. Великие подвижники Церкви, составители молитв, были одновременно и подвижниками покаяния, поэтому все их молитвы проникнуты покаянным духом. Покаяние – это ключ к настоящей христианской жизни, без него жить в согласии с Богом невозможно, потому что мы постоянно отпадаем от Него, совершая те или иные грехи, и нуждаемся в воссоединении и прощении. Грех должен стать для нас ненавистным, тогда и покаяние наше будет искренним.
    Если нет искреннего желания избавиться от грехов, просить прощения у Бога, то и все перечисления родов и видов греха по десяти заповедям или другими способами ничего не дадут нам. Но довольно часто подобное перечисление грехов может быть полезным для тех, кто что?то забыл, или для новоначальных, которые часто считают по неведению, что у них нет грехов, а также не знают, что является грехом, а что нет. Некоторые духовники рекомендуют при подготовке к исповеди перечитывать заповеди и таким образом вспоминать и свои грехи, записывая их, чтобы не забыть на исповеди. Надо помнить, что забытые неисповеданные грехи, хотя и не усугубляют грех, как сознательно утаенные, но все равно остаются на совести и тяготят душу, являясь причиной плохого настроения, душевной тяжести, а также разного рода физических и психических заболеваний.

    Исповедь в храме

    Исповедь совершается в храмах по?разному, утром и вечером, но обязательно до литургии. Поэтому надо позаботиться прийти пораньше, чтобы застать ее начало, когда священник читает особые молитвы кающимся и совершает общую исповедь, а также дает наставление. Приходить на исповедь пораньше хорошо еще и потому, что иначе можно простоять на ней чуть ли не половину литургии и пропустить самые важные ее моменты, а это недопустимо, особенно для тех, кто собирается в этот день причащаться.
    Стоя перед иконами, крестом и Евангелием, лежащими на аналое, около которого совершается исповедь, священник громко читает молитвы исповедующимся. По окончании этих молитв священник оборачивается лицом к собравшимся и произносит следующее напутственное слово: «Се, чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое…». По?русски это наставление звучит так: «Дитя мое! Христос невидимо стоит перед тобою, принимая исповедь твою. Не стыдись и не бойся, не скрывая ничего от меня, но скажи все, в чем согрешил, не смущаясь, чтобы принять оставление (грехов) от Господа нашего Иисуса
    Христа. Вот образ Его пред нами: я же только свидетель, чтобы свидетельствовать перед Ним все, что скажешь мне. Если же что?нибудь скроешь от меня, будешь иметь двойной грех. Пойми же, что ты пришел в лечебницу, не уйди отсюда неисцеленным».
    После этого священник обычно напоминает кающимся грехи, которые они могли совершить, и призывает к искреннему раскаянию. Затем начинается собственно исповедь. Исповедующиеся один за другим подходят к батюшке, который в епитрахили стоит перед аналоем с крестом и Евангелием и выслушивает приходящих к нему.
    Боязнь и стыдливость здесь ни к чему. Место, где проходит исповедь, – это духовная больница. А священника стесняться совершенно не нужно. Во?первых, он исповедует так много людей, что постепенно привыкает не осуждать грешника, а радоваться, что тот раскаялся. Многие духовники говорят, что больше любят как раз тех духовных людей, которые исповедуются совершенно искренне, не пытаются себя оправдывать или говорить о своих грехах непонятно, не называя их прямо.
    После того как исповедующийся кончил говорить, священник наклоняет его голову, кладет на нее епитрахиль, читает разрешительную молитву и при последних ее словах благословляет рукой. Иногда перед этим священник дает полезные наставления по преодолению грехов или дает епитимию. Епитимия в переводе с греческого означает запрещение. Но сегодня епитимия – это чаще всего не отлучение от причастия на определенный срок, а назначение молитвенного правила, поклонов, чтения акафиста в течение нескольких дней, пост, милостыня и т. п. уроков в духовном старании.
    Священник может и не дать разрешения грехов, пока епитимия не будет исполнена до конца. Если грехи, о которых говорится на исповеди, были совершены против другого человека, то священник может и должен потребовать примириться с ним и попросить у него прощения. Непримиренность – это самое важное препятствие к причащению Святых Таин.
    После разрешительной молитвы исповедующийся совершает крестное знамение и целует Евангелие и крест на аналое.
    Так все члены Церкви, начиная приблизительно с семилетнего возраста, проходят церковную исповедь, которая поддерживает их не только душевное, но и телесное здоровье и готовит их к великому Таинству Евхаристии. «Не устрашайся, хотя бы ты падал каждый день и отходил от путей Божиих, – говорит святой Иоанн Лествичник, – стой мужественно, и ангел, тебя охраняющий, почтит твое терпение».

    Таинство причастия

    Причащение – это такое Таинство, в котором верующий причащается, принимает Тело и Кровь Христовы под видом хлеба и вина. Причащение совершается во оставление грехов и в жизнь вечную. Таинство Причащения возрождает в человеке благодатную жизнь во Христе. Причащаясь, то есть принимая Его Тело и Кровь, мы становимся сами частью Его Тела как члены Его Церкви. Причащение совершается общинно в храме во время Евхаристии (см. «Богослужение»), то есть на литургии.
    Причащение Святых Таин необходимо для того, чтобы войти в жизнь вечную. Господь в Святом Евангелии говорит: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день».

    Как причащаются в храме

    Верующие, которые хотят причаститься на литургии, должны предварительно исповедоваться и получить разрешение от священника. К Причастию необходимо готовиться постом, обычно трехдневным, особой усиленной молитвой, милостыней, совершением добрых дел, воздержанием от греховных поступков и даже мыслей, разного рода развлечений и удовольствий.
    Накануне Причащения следует быть в храме во время вечернего богослужения, потому что церковный день начинается с утрени, которая теперь служится вечером. После службы следует сохранять молитвенное настроение. Дома можно немного поесть, но только до 12 часов ночи. После полуночи нельзя ни есть, ни пить, ни курить (курение – вообще греховная привычка и Русской Православной Церковью осуждается). Многие готовящиеся причаститься (говеющие) после вечерней службы уже ничего не едят.
    Вечером прочитываются каноны Спасителю, Божией Матери и Ангелу?хранителю, которые помещены в молитвослове. Утро начинается с утренних молитв и правил ко Святому Причащению, хотя можно прочитать правила и накануне. Перед Причащением следует приготовить себя и телесно: вымыться, опрятно одеться и прочее. Причащающемуся никак нельзя опаздывать на богослужение. Лучше даже прийти до начала службы, подать записки, поставить свечи и стать на удобное место. Во время службы желательно никуда не отходить, если вы уже прежде исповедовались, или отойти только на исповедь.
    В конце литургии все причащающиеся собираются у амвона, ближе к чаше, которую вынесет священник. Перед чашей нужно совершить земной поклон и, сложив на груди руки крестообразно, правую на левую, подходить по очереди к Святым Дарам. При этом нужно ясно назвать священнику свое полное христианское имя и открыть рот для принятия Святых Таин.
    После приобщения следует поцеловать край чаши и отойти без поклонов и крестного знамения к столику, где приготовлены для причащающихся теплота и просфоры. Проглотив теплоту и съев просфору, нужно про себя прославить Бога: «Слава Тебе, Боже, слава Тебе, Боже, слава Тебе, Боже!».
    После Причащения желательно сохранять тишину внутреннюю и молчание.

    Причащение на дому

    Дома могут причащаться только тяжко больные, которые не могут прийти в храм и не надеются скоро поправиться. Для этого родственники должны пригласить священника на дом, изложив ему обстоятельства болезни и состояние больного. Обращаться следует в ближайший к дому храм или к знакомому священнику.
    Материал создан: 05.09.2014
    комментарии к статье

  13. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *