Что такое обществознание и что оно изучает?

11 ответов на вопрос “Что такое обществознание и что оно изучает?”

  1. MrFacker Ответить

    «Обществознание – это наука, изучающая общество» – именно такое определение сформировалось в обывательском сознании, и отчасти оно верно, но все же не полностью отражает суть данной научной дисциплины. Чтобы разобраться, что же собой представляет данная отрасль знаний, для начала поговорим о науках вообще. Итак, наука как термин обозначает систему изучения окружающего мира.
    Отрасли знаний с точки зрения исследуемого объекта можно разделить на несколько групп:
    Фундаментальные. Науки, являющиеся подспорьем и инструментом, основой для всех остальных. В эту группу входят не только непосредственно науки, как, например, математика, но и те их ответвления, которые являются базой – например, ядерная химия.
    Технические. Дисциплины, изучающие техносферу, а также вспомогательные для этого. К этой группе можно отнести архитектуру, кибернетику, информатику, системотехнику, механику и так далее.
    Гуманитарные. Науки, изучающие деятельность человека в тех или иных сферах. Литературоведение, искусствоведение, психология.
    Прикладные. Те из дисциплин, которые могут иметь непосредственное практическое применение в жизни человека.
    Общественные. Пласт наук, которые занимаются исследованием социальных процессов. К этой группе относятся науки, изучающие человека – обществознание, социология, а также дисциплины, изучающие деятельность общности людей: история, политология, экономика, юриспруденция.

    Смежные науки

    Итак, изучив классификацию наук вообще, мы подошли к вопросу о том, какие науки изучают обществознание. Для начала надо отметить, что гуманитарные дисциплины, которые часто отождествляют с общественными, не обязательно таковыми являются. Так, они исследуют творчество или деятельность отдельных личностей без их непосредственной связи с обществом.

  2. Kigami Ответить

    Что бы понять, что такое «обществознание», нужно вернуться к его истокам. Основой для формирования послужили беспристрастные исследования человеческой природы и морали, проводимые древними греками. Греция и Рим являются основными источниками влияния в истории общественных наук. Были периоды (Средневековье), когда влияние греческого рационалистического характера прекращалось. Однако его восстановление, через тексты великих классических философов, является самой сутью Возрождения и Просвещения в современной европейской истории.

    10 тем для эффективного изучения обществознания

    В 2010 году Национальный совет по обществознанию, основанный в 1921 году в Мэриленде, выпустил обновленную программу для ознакомления с дисциплиной. Это список из 10 областей,что изучает обществознание, и объединяющий социальные, гуманитарные и поведенческие науки.
    Время: последовательность и изменения. Изучают, как история сформировала социальную, экономическую и политическую среду определенной эпохи и как эти изменения привели к возникновению нынешней среды.
    Культура. Предполагает изучение верований, ценностей, поведения и языков разных групп, как современных, так и исторических. Тему «Что такое обществознание и культура» раскрывают история, антропология, география и социология.
    Личностное развитие и индивидуальность. Личная идентичность формируется социальными нормами и обществом, в котором находится человек. Область исследований включает в себя психологию, социологию и антропологию и рассматривает различные способы реагирования людей на эти влияния.
    Люди: расселение и окружающая среда. Тема рассматривает, как климатические модели, география и природные ресурсы формируют общество.
    Личности, группы, организации. При изучении оценивают, как социальные, религиозные и политические общества формируют системы убеждений своих членов и наоборот.

    Власть: полномочия и руководство. Изучение власти также относится к обществознанию: что такое правительство, как действуют, интерпретируются и чем подкреплены законы. Рассматриваются все аспекты гражданской правомерности и возможные способы защиты прав человека.
    Производство: распределение и потребление. Ознакомление с тем, как торговые и обменные системы влияют на стоимость и потребление товаров, экономическую политику и инвестиции.
    Наука: технологии и общество. Среди прочего прослеживается, как растущая глобализация и технологические прорывы повлияли (и продолжают влиять) на политику, культуру, язык, право, экономику и даже религию.
    Всемирные связи. Исследуется способ распространения информации среди населения в течение поколений. Рассматривают, как более широкий доступ к информации изменяет социальные и политические нормы.
    Гражданская деятельность. Правительство может либо стимулировать, либо минимизировать участие своего народа в гражданском обществе. Тема включает в себя, среди прочего, активное участие в голосовании и принятие свободы слова в рамках демократии.

    Будущее обществознания

    Социальные науки должны сохранять дистанцию (свободу) от бюрократизированного правительства и промышленности. Считают, что такое «обществознание» не потеряет свойственные ему способности честной и беспристрастной критики в отношении неэффективности или недостатков в обществе.

    Следует создавать университеты обществознания с целью подготовки специалистов в области права, теологии и медицины. Люди с помощью правильных знаний будут искать способы влияния на социальную политику, принимая этот последний термин в самом широком смысле. Целью будет изучение не только политики национального правительства, но и местного самоуправления, бизнеса, профессий и т. д. Социальные науки можно использовать для улучшения общественной жизни.

  3. Gujinn Ответить

    Объектом изучения обществознания является общество. Общество – очень сложная система, которое подчиняется различным законам. Естественно, нет одной науки, которая могла бы охватить все сторон общества, поэтому его изучают несколько наук. Каждая наука изучает какую-либо одну сторону развития общества: экономику, общественные связи, пути развития и другие.
    Обществознание –обобщающее название наук, изучающих общество в целом и общественные процессы.
    В каждой науке есть объект и субъект.
    Объект науки –явление объективной реальности, которая изучает наука.
    Субъект науки –Личность, группа лиц, познающая объект.
    Науки разделяются на три группы.
    Науки:
    Точные науки
    Естественные науки
    Общественные (гуманитарные)
    Математика, информатика, логика и другие
    Химия, физика, биология, астрономия и другие
    Философии, экономика, социология и другие
    Общество изучают общественные (гуманитарные науки).
    Главное отличие общественных наук от гуманитарных наук:
    Отличие
    Общественные науки
    Гуманитарные науки
    Главный объект изучения
    Общество
    Человек
    Общественные (гуманитарные) науки, изучающие общество и человека:
    археология, экономика, история, культурология, лингвистика, политология, психология, социология, право, этнография, философия, этика, эстетика.
    Археология– наука, которая изучает прошлое по материальным источникам.
    Экономика– наука о хозяйственной деятельности общества.
    История– наука о прошлом человечества.
    Культурология– наука, изучающая культуру общества.
    Лингвистика– наука о языке.
    Политология – наука о политике, общества, о взаимоотношения между людьми, обществом и государством.
    Психология – наука о развития и функционирования психики человека.
    Социология— наука о закономерностях становления и развития социальных систем, групп, личностей.
    Право –совокупность законов и правил поведения в обществе.
    Этнография– наука, изучающая быт, культуру народов и наций.
    Философия– наука о всеобщих законах развития общества.
    Этика– наука о морали.
    Эстетика – наука о прекрасном.
    Науки изучают общества в узком и широком смыслах.
    Общество в узком смысле:
    1. Все население Земли, совокупность всех народов.
    2. Исторический этап развития человечества (феодальное общество, рабовладельческое общество).
    3. Страна, государство (французское общество, российское общество).
    4. Объединение людей с какой-либо целью (клуб любителей животных, общество солдатских
    матерей).
    5. Круг людей, объединенных общностью положения, происхождения, интересов (высшее общество).
    6.Способы взаимодействия власти и населения страны (демократическое общество, тоталитарное общество)

  4. ДоБрО ПоЖаЛоВаТь Ответить

    Учебная цель: раскрыть предмет обществознания как синтеза социальных наук, специфику объекта изучения, значимость социального знания для человека.
    План лекции:
    1. Обществознание и его предмет. Основы социальных наук, входящих в обществознание.
    2. Значимость социального знания.
    Обществознание – странное слово!
    Оно не понятно, но вроде знакомо.
    Общество – это все люди Земли,
    Люди страны и люди семьи.
    Но вот интересная странная штука:
    Как Человек появился на свет –
    Даст Биология точный ответ
    Обществознание. Чем оно важно?
    Обществознание что изучает?
    Что же такое секретное знает?
    Мы приступаем к изучению нового предмета, который называется «обществознанием». Что это за дисциплина? Для начала отметим, что это не наука в полном смысле слова. Ученые занимаются не обществознанием, а социологией, философией, историей, экономикой, политологией, правоведением и многими другими науками, изучающими жизнь человека и общества. Поэтому, строго говоря, обществознание – это учебная дисциплина, основная задача которой познакомить Вас с основами общественной жизни. Вышеупомянутые науки являются теми источниками, откуда обществознание черпает свой материал. Но оно является наукой в том смысле, что знания, которые дает, получены, систематизированы и доказаны с помощью методов, используемых только наукой.
    Что же изучает обществознание? Чтобы ответить на этот вопрос, введем понятия объект и предмет изучения. Объектом изучения обществознания является общество в целом. Что это означает?
    Общество изучают много разных наук: история, социология, философия, политология, правоведение. Их еще называют гуманитарными науками в отличие от естественных наук. Но все они исследуют отдельные сферы общественной жизни, например, хозяйственную или духовную жизнь. Обществознание интересуется всеми сторонами общественной жизни. Для него важно и то, как люди вступают во взаимоотношения с природой, и как они связываются друг с другом, как они познают, переживают, действуют. Поэтому охватить общество в целом значит рассмотреть хозяйственную жизнь общества, социальные отношения, отношения власти и управления, духовную жизнь, а так же взаимоотношения между ними.
    Таким образом, введя понятие «объект изучения», мы отделили, с одной стороны, сферу интересов обществознания от сферы интересов естественных наук, а, с другой стороны, провели границу между обществознанием и другими гуманитарными науками.
    Вы уже имеете опыт изучения гуманитарных наук и, как минимум знаете одну дисциплину, которая тоже изучает не природу, а общество, и изучает не отдельные части общества, а общество в целом. Это история. Вот зачем нам может пригодиться разделение на предмет и объект. Ведь один и тот же объект могут изучать несколько наук. Но каждая наука согласно своим интересам выделяет в нем те стороны, которые она считает существенными. Совокупность существенных свойств, выделенных согласно целям той или иной науки, принято называть предметом науки.
    Установить, что является предметом обществознания, можно путем сравнения с наукой «историей». Вспомним, что она изучает. Обычно историки занимаются исследованием той области, которую называют словом «прошлое». Кроме того, нетрудно заметить, что те стороны общественной жизни, которые исследуют историки, всегда привязаны к определенному месту и времени. Так они интересуются не духовной жизнью вообще, а духовной жизнью греческого полиса или Римской империи.
    Теперь можно говорить и о предмете обществознания. Если объектом ее является общество в целом, а не отдельные его части, то предметом – общие свойства общественной жизни, сохраняющиеся в пространстве и времени у многообразных человеческих объединений. Образно говоря, историки изучают различия в обществе, а обществоведы – сходства.
    Необходимо различать философский и социологический подход к изучению общества. Социологию интересует то, что обозначается термином «социальная структура», т.е. способ организации и связи отдельных элементов социальной системы в единое целое, движущие силы, смысл и направленность развития общества. Она изучает вопросы формирования личности, ее взаимодействие с другими людьми в рамках больших и малых групп. Предметом социологии являются общие и специфические социальные закономерности организации, функционирования и развития общества. Философский взгляд на общество неотделим от философских проблем человека. Его интересуют связи и закономерности, объединяющие людей в некое единое целое, в общественный организм. Предметом философии является много проблемное соотношение «мир – человек», т.е. она изучает: 1) общие принципы мироустройства; 2) отношение человека к миру. Она ищет ответы на такие вопросы: как устроен мир в целом? Как относится к миру человек? Каково его место в нем? Как он его познает и как действует в этом мире?
    В массовом сознании философия представляется чем-то весьма далеким от реальной жизни. Но это не так. И перед философом и перед простым человеком стоят и стояли одни и те же вопросы и проблемы. Эти проблемы не философы «придумывают», их ставит сама жизнь. Философская мысль есть мысль о вечном, о смысле жизни. И если бы жизнь была только весельем и праздником, если бы в ней не было места ни заботам, ни тревогам, ни горестям – философии, скорее всего, просто не было бы. У людей бы не было проблем, а философия всегда решает проблемы.
    Обществознание – это учебная дисциплина, которая изучает развитие человеческого общества и место в нем человека. Как мы уже говорили, оно включает знания из других отраслей науки, таких как философия, социология, политология, этика, история, экономика и юриспруденция.
    Политологиязанимается вопросами политической системы общества, власти, устройства государства.
    Экономика рассматривает производство, распределение, обмен и потребление произведенных товаров и услуг, производственные (экономические) отношения в обществе, экономические системы, проблемы влияния государства на экономику. Хорошо известно, что потребности людей безграничны – они постоянно меняются и увеличиваются. Их безграничность обусловлена желанием людей повышать потребление, делать более привлекательной собственную жизнь. К сожалению, экономические ресурсы ограничены, поэтому важнейшей проблемой хозяйственной жизни является распределение их таким образом, чтобы как можно лучше, наиболее полно удовлетворить потребности людей.
    Таким образом, предметом экономической науки является обоснованиеспособов распределения ограниченных ресурсов, чтобыобеспечить наиболее полное удовлетворение потребностей общества.
    Юриспруденция изучает правила поведения, проблемы правомерного поведения, правонарушений и наказаний за них.
    В современном обществе необходимость и важность обществознания достаточно очевидны и осознаны. С научной точки зрения необходимость обществознания заключается в том, что ни одна наука не сможет его заменить, т.к. оно даетцелостное представление об обществе. Формируя целостное представление об обществе, обществознание создает новое знание, новое мировоззрение. Оно вбирает в себя самое важное, принципиальное и ценное из социальных наук, но не является простой суммой их. Именно благодаря обществознанию мы имеем возможность приобретать знания об обществе и человеке, в которых многообразие информации приводит к мировоззренческим изменениям в сознании, связанным с пониманием общества, значит, обществознание имеет научный смысл.

    II
    В современном обществе необходимость и важность обществознания осознаны, пожалуй, всеми. Рассмотрим конкретнее, в чем они заключаются. Можно выделить три аспекта необходимости: научный, гуманитарный игражданский.
    С научной точки зрения необходимость обществознания заключается в том, что его не может заменить ни одна наука, что только оно способно дать целостное представление об обществе, не расчлененное на десятки наук, обладающих детальной информацией, необходимой лишь для узких специалистов. Вместе с тем обществознание – это не «сборная солянка», не некий компьютер, просто собирающий информацию от всех гуманитарных наук. Формируя целостное представление об обществе, беря самое важное, принципиальное и ценное из социальных наук, обществознание создает новое знание, ибо целое всегда больше, сложнее простой суммы частей и не сводится к ней.
    Таким образом, благодаря обществознанию осуществляется прирост наших знаний об обществе. И в этом смысле обществознание имеет научный смысл.
    С гуманитарной точки зрения обществознание является необходимым для формирования высоко моральной личности. Этому способствует изучение духовной сферы общества: культуры в целом, философии, религии, искусства и морали. Приобщаясь к духовным ценностям и знаниям, личность расширяет и углубляет свой мировоззренческий горизонт. Обществознание, таким образом, личностно значимо, ибо дает молодым людям необходимые знания, как в сфере морали, так и относительно общества, в котором они живут. И в этом смысле обществознание необходимо всем, вне зависимости от избираемой специальности, ибо нет личности без морали, как нет действительного гражданина без знания общества. Обществознание способствует социализации личности, помогает адаптироваться молодежи к непростой социальной действительности.
    Современное демократическое общество не может не быть гражданским, т.е. оно должно представлять собой совокупность обладающих правами и имеющих обязанности граждан. Полноценным гражданином может быть человек, не только наделенный юридическими правами и обязанностями, но и имеющий достаточный уровень самосознания, т.е. осознанно относящийся к себе, своему месту и роли в обществе, активно участвующий в политической жизни. Обществознание способствует формированию прогрессивной гражданской позиции, отражающей потребности современного общества. Осознанное отношение к своему гражданскому долгу и истинное понимание того, в чем он заключается, невозможно без той совокупности знаний об обществе, которую может дать только изучение обществознания. Демократия невозможна без высокого уровня самосознания граждан.

  5. LuckyDay Ответить

    Обществознание как наука.

    Обществознание – это не отдельная наука, а система наук, в центре внимания которых находятся различные стороны общественной жизни.
    Современное обществознание состоит из 2 групп наук:
    1. Гуманитарные науки (антропоцентризм – человек):
    Философия – наука, которая рассматривает проблемы бытия человек, смысл его жизни и его место в мире.
    Этика – наука, которая изучает нормы морали.
    Эстетика – наука, которая изучает законы прекрасного.
    Психология – наука, которая изучает внутренний мир человека и его психику как особую форму жизнедеятельности.
    2. Социальные науки (социоцентризм – общество):
    История – наука, которая изучает прошлое человечества в хронологическом порядке.
    Правоведение (юриспруденция) – наука, которая изучает сущность и историю государства и права.
    Политология – наука, которая изучает властные отношения в обществе.
    Экономика – наука, которая изучает отношения, в которые вступают люди в процессе материального производства.
    Социология – наука, которая изучает законы возникновения, функционирования и развития человеческого общества и общественных отношений.

  6. JuSt_SkiLL Ответить

    м
    Обществознание – странное слово!
    Оно непонятно, но вроде знакомо.
    Общество – это все люди Земли,
    Люди страны и люди семьи.
    Но вот интересная, странная штука:
    Как человек появился на свет –
    Даст биология точный ответ.
    Обществознание. Чем оно важно?
    Обществознание что изучает?
    Что же такое секретное знает?
    – Слово «обществознание» состоит из двух слов, каких?
    – Общество и знание.
    – Что значат эти слова?
    – Общество – общее, сообща, люди, все мы, присутствующие в этой аудитории, люди нашей страны, человечество.
    – Знание – знать, узнавать, познавать.
    Обществознание – наука, изучающая человеческое общество и его законы, человека и его отношения с окружающим миром.
    Обществознание опирается на такие общественные науки как история, экономика, право, политология, социология, психология.
    Обществознание способствует становлению и развитию личности, т. к. помогает познать самого себя, определить какие качества ценятся в обществе, подталкивает к самовоспитанию, помогает занять достойное место в обществе, самореализоваться, состояться.
    В современном обществе наблюдается более поздняя социализация молодых людей, иногда создаётся впечатление, как будто дети живут в ином придуманном ими мире, т. к. они плохо представляют, что происходит вокруг них. Молодые люди могут отлично ориентироваться в Интернете, но теряются при решении обычных повседневных проблем, поражает узость кругозора.
    Возникает серьёзная проблема: СМИ формируют имидж успешного, преуспевающего человека, который получает всё и сразу,  а о том , что за этой успешностью скрывается долгая кропотливая профессиональная работа, работа по формированию каких-то важных  личных качеств не говорится.
    Признавая  ценность каждого отдельно взятого ребёнка, я пытаюсь, с помощью преподаваемого предмета, помочь ему найти своё достойное место в обществе, уважать себя и окружающих людей, быть ответственным за свой свободный выбор.

    Значение обществознания в современном мире возрастает. Это понимают наши руководители. Сейчас изучение этого предмета начинается с 5   класса, а при поступлении даже на технические специальности требуется сдача экзамена по обществознанию.
    Познакомиться с нашим обществом, его проблемами можно только активно участвуя в его жизни и деятельности. На уроке создаю проблемные ситуации, провожу ролевые игры, работаем с различными источниками информации, анализируем их, ставим вопросы, ищем ответы на них.
    В жизни людям постоянно приходиться взаимодействовать с другими людьми, поэтому предлагаю учащимся работу в группах , в парах.
    Работа в группах по теме: Человек среди людей
    Какие качества ценятся в обществе? Для этого ответить на вопросы.
    Поэт Игорь Северянин писал:
    «Благословенны будьте, травы
    И воды в зелени оправ!
    Виновных нет: все люди правы,
    Но больше всех – простивший прав!»
    Как вы считаете, какое качество человека воспевает поэт?
    Почему это качество ценится в обществе?
    В Белоруссии есть такое поверье: если человеку предложили два яблока на выбор, и он предпочёл худшее – это хороший человек.
    Как вы понимаете это поверье?
    Справедливо ли оно?
    Попугай сидел вместе с вороной в одной клетке.
    О, как он страдал от такого соседства
    «Какой отвратительный чёрный цвет, какая безобразная фигура,
    какое скверное выражение лица», – думал он.
    Ворона тоже мучилась от общества попугая.
    Грустная и подавленная, она сокрушалась:
    «Почему именно на мою долю выпало такое несчастье?
    Мне было бы куда приятнее сидеть с другой вороной и
    радоваться тому, что мы вместе»
    О чём эта притча восточного мудреца Саади? Какой вывод можно сделать?
    Подумайте и выскажите свои мысли по поводу того, что
    «только труд даёт право на наслажденье жизнью»
    (Н. А. Добролюбов)
    Что имел в виду философ Сократ, говоря:
    «Хорошо было бы, чтобы человек осмотрел себя,
    сколько он стоит для друзей, и чтобы старался быть
    как можно дороже»
    В 7 классе  изучаем особенности личности, сталкиваемся с понятием темперамент, выясняем особенности каждого типа темперамента. Прошу ребят определить свой темперамент, а также темперамент учителя. Объясняю, что нет хорошего или плохого темперамента, есть особенности, которые нужно учитывать в общении, в работе с данным человеком.
    Обществознание курс мировоззренческий, именно на нашем предмете мы выясняем  смысл этого понятия, знакомимся с типами мировоззрения, положительные стороны и недостатки каждого типа.
    В теме политическая идеология и её виды, выясняем особенности каждой идеологии, определяем, какой вид идеологии возможен при демократии.
    Конституция определила РФ как правовое, социальное  государство. Важно не только провозглашение этих целей, но и их реальное воплощение. Что сегодня необходимо доработать, от кого это зависит, что делать?
    Всё начинается с каждого конкретного человека. Поменять весь мир мы не сможем, подстроить его под себя тоже. Выход один меняться самим.
    Стараюсь постоянно теорию оживлять исторической и современной действительностью, привлекаю СМИ.
    Главное научить детей размышлять, ставить вопросы, искать ответы на них, быть не пассивными наблюдателями, а участниками общественной жизни.
    В общении с учениками, коллегами, родителями придерживаюсь «золотого правила морали»: «Во всём поступайте с людьми так, как хотите, чтобы они поступали с вами» (Матфея 7:12)
    Всё начинается с любви…
    Твердят: «Вначале было слово…»
    А я провозглашаю снова:
    Всё начинается с любви!…
    Всё начинается с любви:
    И озаренье, и работа,
    Глаза цветов, глаза ребёнка –
    Всё начинается с любви.
    Всё начинается с любви!
    С любви!
    Я это точно знаю.
    (Р. Рождественский)
    Я думаю, что в нашей работе необходимо проявлять это качество – любовь. Оно  помогает нам с уважением относиться к детям, их родителям, коллегам, видеть лучшие проявления человеческой души.
    Вы со мной согласитесь, что профессия учителя призвана служить людям, детям. Всё, что знаю, умею, стараюсь отдать.  А чего не знаю, не умею делать стараюсь научиться. Век живи, век учись.
    Полагаю, что не только взрослые учат детей, но и мы многому учимся у детей.
    Нынешнее поколение молодых людей является более свободными, более мобильными, более талантливыми, но они нуждаются в мудром наставнике, т. к. разобраться, что хорошо, а что плохо им намного сложнее.

  7. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *