Что такое олицетворение в русском языке примеры?

8 ответов на вопрос “Что такое олицетворение в русском языке примеры?”

  1. Anarazius Ответить

    И неслучайно мы упомянули Пушкина. В литературе подобный прием чаще всего встречается в поэзии. Ведь этот жанр (что это такое?) более мелодичен, мечтателен, в нем как нигде приветствуется полет мысли и различные образы.
    Вот, например, у Федора Тютчева целые горы оживают, благодаря всего одному слову:
    Сквозь лазурный сумрак ночи
    Альпы снежные ГЛЯДЯТ;
    Помертвелые их очи
    Льдистым ужасом разят.
    Или знаменитый «Парус» М.Ю.Лермонтова. Ведь в стихотворении ни слова не сказано, что лодкой управляют люди. Она сама по себе — главный герой всего стихотворения, который живет, сражается с волнами и движется к одной ему известной цели:
    Белеет парус одинокой
    В тумане моря голубом!..
    Что ИЩЕТ он в стране далекой?
    Что КИНУЛ он в краю родном?

    Есенин в своем творчестве вообще воспринимал природу как живой организм. И потому в его произведениях часто можно встретить олицетворения.
    Например, «ОТГОВОРИЛА роща золотая», «ПОЁТ зима, АУКАЕТ, мохнатый лес БАЮКАЕТ», «о всех ушедших ГРЕЗИТ конопляник», «Луна ХОХОТАЛА, как клоун». А уж в стихотворении «С добрым утром» и вовсе олицетворение на олицетворении:
    ЗАДРЕМАЛИ звезды золотые,
    ЗАДРОЖАЛО зеркало затона …
    УЛЫБНУЛИСЬ сонные березки,
    РАСТРЕПАЛИ шелковые косы …
    У плетня заросшая крапива
    ОБРЯДИЛАСЬ ярким перламутром
    И качаясь, ШЕПЧЕТ шаловливо:
    — С добрым утром!

    В прозе также можно найти яркие примеры олицетворения.
    Глаза, еще блестевшие от слез, ЗАСМЕЯЛИСЬ дерзостно и счастливо. (Тургенев)
    Котелок СЕРДИТСЯ и БОРМОЧЕТ на огне. (Паустовский)
    Но все-таки проза всегда выглядит беднее поэзии. Поэтому все самые яркие образы и приемы следует искать именно в стихотворениях.

    Олицетворение в рекламе

    Примеры олицетворения мы можем также ежедневно видеть на экранах телевизоров или уличных баннерах. Рекламщики уже давно стали использовать яркие образы и «оживлять» тот товар, который необходимо продать.
    Всем же знакома серия роликов драже «M&M’s» где главными героями являются конфеты Желтый и Красный.

    И многие слышали подобные слоганы:
    «Тefal всегда ДУМАЕТ о нас!» (сковородки Тefal);
    «ГОВОРЯТ на языке твоего тела» (прокладки Always);
    «УХАЖИВАЮТ за красотой твоих ног» (колготки Sanpellegrino);
    «ЖЕЛАЕТ вам осени без гриппа и простуд» (препарат Анаферон);
    «Обычная тушь никогда НЕ ЗАЙДЕТ так далеко» (тушь L`Oreal).

    Заключение

  2. Memi Ответить

    С древних времен люди наделяли неодушевленные предметы, явления и представителей животного мира человеческими характеристиками. Корни таких поступков уходят в те верования, которые существовали на тот момент. Например, по старославянским традициям душа была у деревьев, строений, предметов домашнего обихода, оружия и т.д. Поэтому вполне закономерно было обращение к ним, как к живым, и существование подобных словосочетаний: земля-матушка, господин Великий Новгород, молвит волк человечьим голосом и т.д. Такие речевые обороты дошли до наших дней. Кроме того, подобные приемы постоянно используются в современной художественной литературе и в повседневных разговорах.
    Это и есть олицетворение. В настоящее время его можно отнести к литературному приему, который позволяет наделить неодушевленные предметы теми свойствами, что характерны для живых существ. Второе название приема – персонификация (в переводе с греческого языка буквально означает «делать лицо»). Вот несколько примеров того, как разным предметам и явлениям «делают лицо»: звезда с звездою говорит; где-то плачет иволга; солнце встало; дремлет суровый северный город. При помощи олицетворения можно создать яркий образ описываемого явления, передать эмоции и чувства, акцентировать внимание на каком-то действии.
    Многие олицетворения так прочно вошли в нашу речь, что мы ежедневно их используем, не осознавая того, что «оживляем» неодушевленный предмет. Например, Сердце ушло в пятки. Конечно, такой орган тела, как сердце, не умеет ходить, тем более в другой орган. Или Цветы радуются солнечным лучам – растения не могут испытывать эмоции, присущие людям.
    Больше всего олицетворений можно встретить в стихотворениях, баснях и сказках, где разным животным и растениям приписываются человеческие качества: щука заговорила, золотая рыбка опечалилась, лес проснулся, мороз-воевода дозором обходит владенья свои, выткался на озере алый свет зари. Олицетворение относится к одному из видов тропов, то есть специальных выражений, применяемых в литературном творчестве с целью усиления выразительности и образности повествования.

    Творческий альянс олицетворения и метафоры

    Языковеды считают олицетворение особым видом метафоры. Тем не менее между ними наличествуют явные отличия, которые заключаются в следующих моментах:
    олицетворение переносит качества живого на неживые предметы, а метафора базируется на схожести каких-то свойств двух аналогичных предметов;
    олицетворение однозначно по своей структуре, оно точно описывает определенное качество, а метафора имеет более сложную и многозначную структуру, поэтому может пониматься по-разному;
    олицетворение может входить в состав метафоры.
    В любом тексте и речи присутствие такого лексического приема, как олицетворение, поможет создать запоминающийся образ и продемонстрировать читателю либо слушателю всю богатую палитру русского языка.

  3. Яна Ответить

    Олицетворение используется авторами поэтических и прозаических художественных произведений для раскрытия своих чувств и мыслей посредством изображения природных изменений, где звери, деревья, ветер и другие элементы начинают вести себя подобно человеку, и их поведение призвано выразить настроение лирического героя.
    В предложениях олицетворение выполняет функцию создания ярких художественных образов при описании природы и картины мира в целом. Рассмотрим примеры олицетворения.
    Видишь, на небе звезды танцуют (образ танцующих звезд передает радостно-приподнятое состояние духа героя).
    На берегу громко переругивались чайки (звуки, издаваемые птицами, слышатся герою как ругань, поскольку в его душе также зреет конфликт или недовольство какими-либо обстоятельствами).
    Лес враждебно замер в ожидании (лирический герой находится в состоянии настороженности и противостоянии миру).

    Иcтopия пoявлeния

    В русском языке олицетворение появилось еще с древних произведений устного народного творчества. Этот прием можно встретить практически в каждой сказке, басне, песне. Наделение неживых предметов свойствами человеческой души связано со склонностью наших предков верить, что все в мире наделено собственным духом и волей, и обожествлять окружающие их вещи.
    На Руси через передачу эмоций посредством олицетворения явлений природы и предметов домашнего обихода люди подчеркивали связь с потусторонним миром, с множеством языческих божеств и духов, выступавших покровителями тех или иных сфер человеческой жизни.

    Какой частью речи является

    Поскольку при олицетворении животное или предмет начинают выполнять какое-то действие, которое обычно совершают люди, то данный троп находит свое выражение в виде глаголов: дождь плачет, листва шумела, небо нахмурится.

    Отличие от метафоры

    Метафора представляет собой более широкое понятие, поскольку подразумевает перенос не только человеческих, но и вообще любых свойств одного предмета на другой (копна волос, лед во взгляде). Олицетворение, по сути, является одной из разновидностей метафоры как средства художественного выражения.

    Примеры в литературе

    Один из самых ярких и известных примеров олицетворения в русской литературе это— повесть Н. В. Гоголя «Нос», где можно встретить множество предложений, в которых эта часть тела главного героя не только ведет себя подобно человеку, но и начинает жить самостоятельной жизнью тут уже добавляется еще один прием — антропоморфизм: Если всякий начнет писать, что у него сбежал нос, то…
    Большое количество олицетворений содержится в стихотворениях и поэмах. Так, у Пушкина в одном только стихотворении «Зимний вечер» есть несколько примеров употребления этого тропа:
    Буря мглою небо кроет,
    Вихри снежные крутя;
    То, как зверь, она завоет,
    То заплачет, как дитя.
    Наделение природной стихии свойствами живого существа необходимо для того, чтобы подчеркнуть силу и мощь разыгравшегося погодного ненастья.
    Итак, олицетворения присутствуют почти во всех литературных произведениях и даже в ежедневной разговорной речи носителей современного русского языка, помогая сделать предложения более красочными и точнее передать эмоциональное состояние людей.

    Полезное видео

    Для чего оно служит средство выразительности.
    ?

  4. Dreladar Ответить

    Как уныло смотрятся на этом фоне попытки многих стихотворцев создать красивое стихотворение о природе, где вечно «дует ветер», «светит луна», «звёзды блещут» и т.п. Все эти олицетворения – избитые и стёршиеся, они не порождают никакой образности и, следовательно, скучны.
    Но это не говорит, что их употреблять нельзя. И стёршееся олицетворение можно поднять до уровня образа. Например, в стихотворении «Снег идёт» Бориса Пастернака:
    Снег идет, снег идет.
    К белым звездочкам в буране
    Тянутся цветы герани
    За оконный переплет.
    Снег идет, и всё в смятеньи,
    Всё пускается в полет, –
    Черной лестницы ступени,
    Перекрестка поворот.
    Снег идет, снег идет,
    Словно падают не хлопья,
    А в заплатанном салопе
    Сходит наземь небосвод.
    Словно с видом чудака,
    С верхней лестничной площадки,
    Крадучись, играя в прятки,
    Сходит небо с чердака.
    Потому что жизнь не ждет.
    Не оглянешься – и святки.
    Только промежуток краткий,
    Смотришь, там и новый год.
    Снег идет, густой-густой.
    В ногу с ним, стопами теми,
    В том же темпе, с ленью той
    Или с той же быстротой,
    Может быть, проходит время?
    Может быть, за годом год
    Следуют, как снег идет,
    Или как слова в поэме?
    Снег идет, снег идет,
    Снег идет, и всё в смятеньи:
    Убеленный пешеход,
    Удивленные растенья,
    Перекрестка поворот.
    Заметьте, сколько здесь олицетворений. «Сходит небо с чердака», ступени и перекрёсток, которые пускаются в полёт! Одни «удивлённые растенья» чего стоят! А рефрен (постоянный повтор) «снег идёт» переводит простое олицетворение на уровень смыслового повтора – а это уже символ. Олицетворение «Снег идёт» – символ идущего времени.
    Поэтому и в своих стихах вы должны стараться использовать олицетворение не просто само по себе, а чтобы оно играло определённую роль. Например, прекрасный пример олицетворения имеется в романе Андрея Битова «Пушкинский дом». В прологе описывается ветер, кружащий над Петербургом, и весь город показан с точки зрения этого ветра. Ветер – главный герой пролога. Не менее замечателен образ заглавного персонажа повести Николая Гоголя «Нос». Нос не только олицетворяется и персонифицируется (т.е. наделяется чертами человеческой личности), но и становится символом двойничества главного героя. Ещё прекрасный пример олицетворения имеется в лирической стихотворении Михаила Лермонтова «Ночевала тучка золотая…».
    Но не следует путать олицетворение с аллегорией или антропоморфизмом. Например, наделение животного чертами человека, как в баснях Крылова, не будет олицетворением. Конечно, аллегория невозможна без олицетворения, но это совсем другое изобразительное средство. Вот о ней и поговорим далее.

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *