Что такое почва 4 класс окружающий мир?

11 ответов на вопрос “Что такое почва 4 класс окружающий мир?”

  1. кромпель Ответить

    Наиболее полное и обширное исследование почвы проводил русский геолог Василий Докучаев, открывший важнейшие закономерности в ее генезисе и географическом распространении. Согласно его теории, почва представляет собой особое природное тело, которое формируется благодаря влиянию нескольких факторов – климатических особенностей того или иного региона, характера и возраста грунта, произрастающей на нем растительности.
    В более современном понимании почва – это верхний слой литосферной оболочки планеты, образуемый путем деятельности живых организмов и выветривания горных пород. В различных районах земного шара толщина этого слоя составляет от нескольких сантиметров до 2–3 метров.

    Состав почвы может меняться в зависимости от ее глубины. Если выкопать яму в земле, можно заметить, что сверху располагаются более плодородные черноземы, а снизу лежат так называемые материнские породы, из которых формируется верхний слой.

    Из чего состоит почва?

    Почва обладает неоднородной структурой и включает в себя частицы разных пород диаметром от 0,001 миллиметра до нескольких сантиметров. Что касается минералогического состава, то он может различаться в зависимости от ее состояния – твердого или жидкого. В твердой почве около 50–60 % объема занимают минеральные компоненты, такие как полевые шпаты, кварц, циркон, каолинит.
    Значительную роль в почвообразовании играют гидроксиды железа, марганца, алюминия, карбонаты. Помимо минералов, в твердой почве содержатся органические вещества – гумус, остатки растительного и животного происхождения. Почва в жидком состоянии представляет собой раствор, в котором, помимо вышеуказанных компонентов, в больших количествах присутствует вода.

    Как образуется почва?

    Условно процесс почвообразования можно разделить на первичный и антропогенный. В первичной фазе формирования почвы происходит взаимодействие объектов органической и неорганической природы.

    Иными словами, изначально она состоит из гумусовых и минеральных веществ, впоследствии ее пустоты заполняет почвенный воздух, в ней поселяются живые организмы, которые после гибели разлагаются и обогащают существующий состав органическими веществами.
    Антропогенный процесс подразумевает хозяйственную деятельность человека. Люди возделывают почву, высаживают в нее сельскохозяйственные растения, а для получения хорошего урожая добавляют удобрения.

    Какие бывают почвы?

    В зависимости от преобладания того или иного почвообразующего фактора почвы могут подразделяться на черноземы, каштановые, лесные, подзолистые или слабоподзолистые, тундровые и многие другие.
    Василий Докучаев выделял 10 типов верхнего слоя земли, но на сегодняшний день их известно более сотни. Для классификации почв существует целая иерархия, включающая в себя не только типы, но и подтип, род, вид, разряд.

    Кто живет в почве?

    Почва – благодатная среда обитания для огромного количества живых организмов. Всех существ, которые живут в верхнем слое земли, называют педобионтами. К таковым относятся как одноклеточные, грибы, бактерии или водоросли, так и более крупные представители фауны – дождевые червяки, жучки, пауки. Большинство обитателей почвы питаются остатками сгнивших растений или грибницами.

    Есть в грунте и позвоночные животные, например крот. Он идеально приспособлен для существования в темноте, поэтому обладает отличным слухом и практически не имеет зрения. Помимо кротов, среди млекопитающих почва является домом для слепышей, цокоров, слепушонков.
    Некоторые животные, такие как суслики, тушканчики и барсуки, питаются на поверхности земли, а в почве зимуют, размножаются и спасаются от врагов.

  2. Kazrami Ответить

    Что такое почва?
    1. Что такое почва?
    а) земля
    б) песок и глина
    в) верхний слой земли
    г) верхний плодородный слой земли
    2. Назови главное свойство почвы:
    а) рыхлость
    б) влажность
    в) плодородие
    г) мягкость
    3. Чем объясняется главное свойство почвы?
    а) наличием в ней всего, что необходимо растениям для жизни
    б) хорошей погодой
    в) высокой температурой
    г) особыми подземными газами
    4. Как доказать, что в почве есть воздух?
    а) подышать через трубочку, воткнутую в почву
    б) сжать комочек сухой почвы в кулаке
    в) бросить комочек сухой почвы в воду и увидеть пузырьки
    5.Как доказать, что в почве есть вода?
    а) сжать кусочек свежей почвы в кулаке и выдавить каплю воды
    б) бросить кусочек свежей почвы в воду и увидеть пузырьки
    в) нагреть немного свежей почвы на огне и подержать над ней холодное стекло, которое станет влажным
    6. Из чего образуется перегной?
    а) из разрушившихся камней
    б) из песка и глины
    в) из остатков растений и животных
    г) из космической пыли
    7. Как доказать, что в почве есть перегной?
    а) перетирать комочек почвы между руками и почувствовать неприятный запах
    б) бросить кусочки почвы в воду и посмотреть, какие частички всплывут
    в) прокалить немного почвы на огне  и почувствовать неприятный запах
    8. Какой цвет придает почве перегной?
    а) темный
    б) светлый
    в) желтый
    г) серый
    9. Как доказать, что в почве есть песок и глина?
    а) из куска свежей почвы слепить фигурку
    б) немного свежей почвы размазать тонким слоем по стене
    в) попрыгать по свежей земле, что бы почувствовать ее мягкость и упругость
    г) прокаленную почву насыпать в стакан с водой и размешать; на дно стакана осядет песок, а поверх него – глина
    10. Как доказать, что в почве есть минеральные соли?
    а) воду, в которой долго находилась почва, вскипятить и попробовать на вкус, она будет соленой
    б) несколько капель воды, в которой долго находилась почва, поместить на стекло и подержать над огнем; после испарения воды останется белый налет – минеральные соли
    в) воду, в которой долго находилась почва, заморозить, лед растолочь в порошок и использовать вместо соли
    11. Перечисли то, что входит в состав почвы. Найди лишнее:
    а) воздух
    б) вода
    в) перегной
    г) перец
    д) песок
    е) глина
    ж) минеральные вещества
    12.Что получают растения из почвы. Найди лишнее:
    а) воду
    б) минеральные соли
    в) песок
    г) воздух
    13. Чем являются для растений минеральные соли?
    а) вкусной приправой
    б) питательными веществами
    в) вредными веществами
    г) они защищают растения от вредных бактерии
    14. Почему плодородие почвы зависит от количества в ней перегноя?
    а)  перегной придает почве рыхлость, мягкость
    б) перегной помогает улавливать солнечные лучи
    в) перегной удерживает воду
    г) под действием бактерий перегной превращается в минеральные соли
    15. Как животные, обитающие в почве, повышают ее плодородие? Найди лишнее:
    а) делают в почве ходы, куда легко проникают вода и воздух
    б) перемешивают почву
    в) измельчают остатки растений
    г) подгрызают корни растений

  3. эльвина Ответить

    Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
    «Белоомутская школа-интернат для обучающихся
    с ограниченными возможностями здоровья»
    Открытый урок по окружающему миру в 4 классе
    Почва. Состав почвы.
    Выполнил
    Учитель начальных классов
    Клевцова Е. Н.
    2018
    Тема: Почва. Состав почвы.
    Цель: формировать у учащихся представление о почве и её составе.
    Задачи:
    1. Дать представление о почве и её составе; учить формулировать и обобщать результаты практической работы.
    2.Развивать навыки исследовательской деятельности, восприятие, наблюдательность, речь.
    3. Воспитывать познавательный интерес.
    Оборудование: почва, глина, песок, камни, бумажные салфетки, одноразовые тарелки и ложки, карточки-схемы состава почвы, презентация, тетради, индивидуальные картинки с составом почвы для Данилы и Родиона.
    Ход урока.
    I. Организационный момент.
    Учитель: Сегодня к  нам на урок пришли гости. Улыбнитесь им, друг другу и мне, и с хорошим настроением начнём работать.
    II. Введение в тему и сообщение темы урока.
    Учитель: Ребята,  нам пришло письмо. Я просила Даню сходить и получить это письмо. Даня, ты получил письмо?
    Вася: Да.
    Даня несёт письмо.
    Учитель: Интересно, от кого же это письмо? Даня, ты сможешь прочитать,  от кого нам пришло письмо?
    Вася: Нет.
    Учитель: Подойди к кому-нибудь из ребят и попроси, чтобы прочитали адрес отправителя.
    Ученик читает. На экране слайд с надписью «научный институт».
    Учитель: Научный институт – это место где работают разные учёные.
    Учитель: Кто такие учёные?
    Ответы детей.
    Учитель: Учёные – это люди, которые много знают. Они проводят разные опыты и исследования.
    Открывают письмо.
    Учитель: Ребята, посмотрите, что прислали нам учёные.
    Достаёт письмо и картинку.
    Учитель: Давайте прочитаем письмо.
    Учитель читает.
    «Ребята! Хотим проверить ваши знания и умение находить правильный ответ. Мы прислали вам задание. Посмотрите на картинку и ответьте на вопросы:
    Что нарисовано на картинке?
    Из чего состоит?
    Свой ответ запишите и вышлите нам письмом. Чтобы вам было легче работать, мы вам отправляем специальные рабочие карты для заполнения. С уважением, учёные».
    Учитель достаёт из конверта рабочие карты.
    Учитель: Ребята, вы готовы выполнить задание учёных.
    Учащиеся: Да.
    Учитель раздаёт рабочие карты.
    Учитель: Давайте посмотрим, что нарисовано на картинке.
    Рассматривают.
    Учитель: Что это?
    Учащиеся: Это земля.
    Учитель: Ой, ребята, а картинка оказывается подписана.  Написано так мелко, что я сразу и не заметила. Сейчас я вам прочитаю, что на ней написано.
    Учитель читает «почва».
    Учитель: Вы говорите, что это земля. А учёные утверждают, что это почва. Кто же прав?
    Учитель: Ребята, вы знаете, что такое «почва»?
    Учащиеся: Нет.
    Учитель: Сегодня на уроке мы узнаем, что такое почва и из чего она состоит. Таки образом мы сможем выполнить задание учёных.
    III. Изучение нового материала.
    1.Введение понятия «почва».
    Учитель: Кто из вас копал землю?
    Учитель: Что можно увидеть, если копать глубоко?
    (слайд с изображением человека, копающего яму)
    Учащиеся: Можно увидеть камни, глину.
    Учитель: Когда копают глубокие ямы,  становится видно, что земля состоит из нескольких слоёв (слайд с изображением разреза почвы).
    Учитель: Скажите, какого цвета самый верхний слой земли?
    Учащиеся: Чёрного.
    Учитель: Что мы видим сверху над этим чёрным слоем земли?
    Учащиеся: Растут растения.
    Учитель: Верхний слой земли,  на котором растут растения, называется почвой.
    (на слайде появляется слово ПОЧВА)
    Учащиеся читают слово хором.
    Работа по карточке (записать объяснение слова ПОЧВА)
    Учитель: Почва – верхний слой земли. Она чёрного цвета. На почве растут все растения. Из неё растения берут  питательные вещества, нужные им для роста и развития. Почва состоит из многих компонентов. Чтобы познакомиться с составом почвы, я предлагаю и вам, как юным учёным,  выполнить практическое задание. Для этого нам нужно перейти за другие парты.
    (слайд с надписью «учебная лаборатория»)
    Учащиеся пересаживаются за другие парты. Надевают фартуки.
    2.Практическая работа.
    Учитель: Результаты нашей практической работы мы запишем в рабочую карту, которую прислали нам учёные.
    Учитель: У вас на тарелочках лежит  почва. Рассмотрите почву.
    Учащиеся рассматривают почву.
    Учитель: Какого она цвета?
    Учащиеся: Чёрного.
    Учитель: Перемешайте почву палочкой.
    Учащиеся перемешивают.
    Учитель: Что вы увидели в почве?
    Учащиеся: В почве есть камни.
    (слайд с надписью «камни» и изображением камней)
    Учитель: Давайте это запишем в нашу карточку.
    Записывают в карточку слово КАМНИ (Даня и Родион  наклеивают в схему картинку с изображением  камней).
    Учитель: Вернёмся к тарелочке с почвой. Возьмите щепотку почвы. Разотрите её пальцами.
    Учащиеся выполняют.
    Учитель: Что вы почувствовали на пальцах?
    Учащиеся: Песок.
    Учитель: Да. Чувствуются крупинки песка.
    Учитель: Значит, что ещё входит в состав почвы?
    Учащиеся: Входит песок.
    Вытирают пальцы салфеткой.
    Учитель: Давайте запишем второй компонент почвы.
    (слайд с надписью «камни» и изображением песка)
    Записывают слово ПЕСОК (Даня и Родион  наклеивают в схему картинку с изображением  песка).
    Учитель: Возьмём ещё раз щепотку почвы. Разотрём её пальцами. Стряхнём крупинки песка в тарелку. Что осталось на пальцах?
    Учащиеся: Осталась пыль.
    Учитель: Какого цвета эта пыль на пальцах?
    Учащиеся: Красного, оранжевого.
    Учитель: Что оставило на наших пальцах красноватую пыль?
    Учащиеся: Глина.
    Учитель: Значит, что ещё есть в почве?
    Учащиеся: В почве есть глина.
    Вытирают пальцы салфеткой.
    Учитель: Давайте запишем третий компонент почвы.
    (слайд с надписью «глина» и изображением глины)
    Записывают слово ГЛИНА (Даня и Родион  наклеивают в схему картинку с изображением  глины).
    Учитель: Итак, в ходе  практической работы  мы узнали состав почвы. Назовите, что входит в состав почвы.
    Учащиеся называют. Появляется слайд, на котором написаны три выделенных компонента почвы.
    Учитель: Практическую работу мы выполнили. Давайте вернёмся за наши учебные парты.
    Учащиеся возвращаются за парты.
    Физкультминутка
    IV.Закрепление изученных знаний.
    Учитель: А сейчас я вам предлагаю выполнить самостоятельную работу. В ходе выполнения этой работы каждый из вас проверит свои знания по теме урока.
    (слайд с надписью «самостоятельная работа»)
    Анализ задания на рабочей карте.
    Прочитай текст. В каждом предложении выбери и подчеркни правильные слова о почве и её составе.
    Почва – это (верхний, нижний) слой земли на котором растут растения. Она (белого, чёрного) цвета. Почва состоит из (камней, стекла, глины, песка, конфет).
    Ещё раз прочитай текст, который у тебя получился.
    Учащиеся выполняют задание. Затем идёт проверка задания.
    Учитель: Прочитайте первое предложение.
    Учащиеся читают.
    Учитель: Прочитайте второе предложение.
    Учащиеся читают.
    Учитель: Прочитайте третье предложение.
    Учащиеся читают.
    Учитель: Прочитайте весь текст.
    Читает один ученик.
    Учитель: Поднимите руку те, кто не допустил ни одной ошибки при выполнении этого задания.
    Учащиеся поднимают руки.
    Учитель: Молодцы! Поставьте на карточке себе оценку 5.
    Учитель: Поднимите руку те, кто при выполнении этого задания допустил одну или 2 ошибки.
    Учащиеся поднимают руки.
    Учитель: Поставьте себе оценку 4.
    Учитель: Давайте вернёмся к той картинке, которую прислали нам учёные. Итак, что же нарисовано на картинке?
    Учащиеся: Это почва.
    Учитель: А почему мы скажем, что это именно почва, а не какой-то другой слой земли?
    Учащиеся: На картинке нарисован верхний слой земли. Он чёрного цвета. На нём растут растения. Значит – это почва.
    Учитель: Мы выполнили задание учёных. Давайте напишем им ответ и отправим письмом. Но письмо мы отправим по интернету, электронной почтой. Так оно быстрее к ним поступит.
    На слайде появляется схема. По вопросам учителя заполняют схему.
    Учитель: Что нарисовано на картинке учёных?
    Учитель: Из чего состоит почва?


    Ответы на вопросы появляются в схеме.
    Учитель: Ответы мы записали, можем отправлять письмо.
    Появляется слайд со словом «отправить».
    Учитель: Даня, ты у нас получал письмо от учёных, давай ты и отправишь им ответ.
    Вася подходит, нажимает на слово «отправить». Появляется слайд «ваше письмо успешно отправлено».
    V.Домашнее задание, подведение итогов.
    Учитель: С чем мы работали на уроке?
    Учащиеся: Мы работали с почвой.
    Учитель: Что для вас было самым интересным на уроке?
    Ответы детей.
    Учитель: Перечислите состав почвы?
    Учащиеся: Песок, камни, глина.
    Учитель: Дома вы ещё раз повторите всё то, о чём мы сегодня говорили. А поможет вам в этом  рассказ, который мы составили на уроке.
    Анализ карточки с домашним заданием.
    Прочитай рассказ. Ответь на  вопросы.
    Почва – это верхний слой земли, на котором растут растения. Она  чёрного цвета. Почва состоит из камней,  глины, песка.
    Вопросы:
    Что такое почва?
    Какого цвета почва?
    Из чего состоит почва?
    Учитель оценивает работу детей на уроке.
    Слайд с надписью «Спасибо за работу!»

  4. VideoAnswer Ответить

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *