Что такое просвещенный абсолютизм определение по истории?

15 ответов на вопрос “Что такое просвещенный абсолютизм определение по истории?”

  1. подростковая_тупость Ответить

    4) Благодаря развитию концепции государства представление о роли монарха также меняется: государь скорее служитель государства, чем его хозяин. Поэтому он рассматривается как один из чиновников или офицеров на государственной службе. Не случайно Фридрих II и Иосиф II появляются на публике в простом офицерском мундире, а не в пышных одеяниях. Их примеру следуют все прусские и австрийские государственные служащие. Мундир и униформа становятся признаком включенности в систему службы государству. Сословную и этническую дифференциацию, средневековые привилегии и суеверный трепет перед церковью следовало стереть и заменить служебной иерархией, а каждого индивида оценивать с точки зрения его личных талантов и качеств, предназначенных самой природой «для пользы обществу».
    5) Важнейшим признаком просвещенного абсолютизма в классической и современной концепции является реформизм. Однако если классики полагали, что монархами и их министрами двигала просвещенческая рациональность, заставлявшая их разрабатывать продуманные и глубоко осмысленные программы реформирования на основе просветительских идей, сейчас становится очевидно, что не существовало общего плана или идейной основы для проведения реформ в разных регионах Европы. Очень часто они зависели от субъективных предпочтений, степени образования и культурных ориентиров просвещенных правителей, однако их общая направленность скорее была связана с рационализированным дискурсом «управленчества» (как его определил Мишель Фуко), складывавшимся в политической литературе Нового времени со времен Макиавелли. Тем не менее, в отличие от барочного пессимистического взгляда на природу человека, господствовавшего в предшествующее столетие (как, например, в учении Томаса Гоббса, полагавшего, что преодолеть естественную склонность к анархии в человеке может лишь неограниченная власть суверена), в эпоху Просвещения появляется новый, оптимистический образ человека — разумного, добродетельного от природы и свободного в определении своего общественного предназначения. Соответственно, развитию благотворных зачатков личности должно способствовать государство, устанавливая детальный контроль над образованием, физическим и нравственным здоровьем подданных, судебной и исправительной системами. Таким образом рождается дисциплинарный дискурс власти, а правительство претендует на учет и контроль отдельных индивидов.

    Региональные варианты просвещенного абсолютизма

    Классическими примерами реализации реформаторской деятельности просвещенных монархов является Пруссия, Австрия и Россия, где в результате деятельности Фридриха II, Иосифа II и Екатерины II проводится в целом схожая программа реформ. При этом современные историки отмечают, что эти правители, часто декларировавшие принципы французских просветителей, как правило, продолжали реформы, начатые их предшественниками на троне, которые менее всего были замечены в сочувствии «философам». Так, Фридрих II продолжает военные и административные реформы своего малосимпатичного отца — «короля-капрала» Фридриха Вильгельма I; Иосиф II в своей политике опирается на ряд крупных преобразований, начатых еще в 1740-е годы его осторожной религиозной матерью — Марией-Терезией; Екатерина II во многом идет по стопам реформ и незавершенных проектов, предложенных государственными деятелями в правление императрицы Елизаветы Петровны. Но, в отличие от своих предшественников, все три монарха действуют более активно и последовательно, приковывая к себе внимание европейского общественного мнения.

  2. Mavegda Ответить

    Получив власть, российская императрица стала активно использовать при принятии политических решений идеи представителей популярного во второй половине XVIII века философского течения Просветителей. На их основе сформировался особый тип монархического правления.
    Просвещенный абсолютизм – это политика, направленная на преодоление пережитков феодализма и способствующая формированию буржуазных отношений.
    Одна из основных идей этой концепции связана с восприятием монарха как личности, которая несет ответственность за всех подданных. Последним необходимо правильно оценивать такую заботу и способствовать всем начинаниям царя, короля или императора.
    Политика просвещенного абсолютизма Екатерины 2 включала в себя следующие направления:
    правовое равенство – одинаковые меры ответственности для всех подданных независимо от их сословной принадлежности;
    развитие образования – популяризация грамотности в широких массах;
    либерализм в экономике – сокращение налоговой нагрузки, демонополизация, отмена внутренних пошлин;
    делегирование управленческих функций «вниз» – выборность судей и отдельных чиновничьих должностей;
    повышение качества жизни посредством развития медицины, искусства, науки и других сфер.
    Ярким проявлением намерений Екатерины II осуществить намеченные идеи стал ее компилятивный труд «Наказ». Он был написан для делегатов Уложенной комиссии, сформированной с целью принятия нового сборника законов.

    Императрица точно обосновала принципы абсолютистского государства с неограниченной властью монарха и четким сословным разделением общества.
    По мнению автора, такое положение вещей связано с естественным порядком управления одними и подчинения другими. Екатерина II была убеждена, что абсолютная власть не лишает людей свободы, а направляет их деятельность на реализацию благих целей.
    В Российской империи абсолютизм просвещенный не нашел своего развития, так как жизненные реалии оказались сильнее философских концепций.

    Решение вопросов выхода к южным морям, обеспечение экономического развития, поддержание внутренней стабильности требовало усиления власти монарха и расширения привилегий дворянства, что нашло отражение в тотальном бесправии многомиллионной массы крестьян и резком усилении крепостного гнета.

    Почему исчез абсолютизм?

  3. Nalmerdana Ответить

    ПРОСВЕЩЁННЫЙ АБСОЛЮТИ?ЗМ, тер­мин, ис­поль­зуе­мый в ис­то­рио­гра­фии с сер. 19 в. для ха­рак­те­ри­сти­ки мо­дер­низа­ци­он­ных ре­форм, про­во­див­ших­ся в се­ре­ди­не – 2-й пол. 18 в. в ря­де мо­нар­хич. стран Ев­ро­пы (Фран­ция, Ав­ст­рия, Прус­сия, Ис­па­ния, Рос. им­пе­рия и др.) и апел­ли­ро­вав­ших к ба­зо­вым по­ли­тич. прин­ци­пам Про­све­ще­ния.
    В об­лас­ти гра­ж­дан­ско­го пра­ва при­ни­ма­лись ме­ры по упо­ря­до­че­нию со­слов­ных норм и ста­ту­сов. В Прус­сии Ко­декс Фрид­ри­ха II Ве­ли­ко­го пред­ус­мат­ри­вал вве­де­ние еди­ной сис­те­мы су­до­про­из­вод­ст­ва и га­ран­тии гражд. прав, в пер­вую оче­редь иму­ще­ст­вен­ных (про­цесс ко­ди­фи­ка­ции за­вер­шил­ся в 1794 при­ня­ти­ем Все­об­ще­го зе­мель­но­го уло­же­ния Прус­сии). В Рос­сии Ека­те­ри­на II со­зва­ла в 1767 Ко­мис­сию по вы­ра­бот­ке но­во­го уло­же­ния (см. в ст. Уло­жен­ные ко­мис­сии), в ра­бо­те ко­то­рой при­ня­ли уча­стие пред­ста­ви­те­ли разл. со­сло­вий. Дея­тель­ность ко­мис­сии и соз­дан­ных ею струк­тур, за­ни­мав­ших­ся сис­те­ма­ти­за­ци­ей отд. сфер за­ко­но­да­тель­ст­ва, под­го­то­ви­ла по­сле­дую­щие ека­те­ри­нин­ские ре­фор­мы и вы­ра­бот­ку в 19 в. «Сво­да за­ко­нов Рос­сий­ской им­пе­рии».
    Ра­цио­на­ли­за­ции под­вер­глась и сфе­ра уго­лов­но­го пра­ва. В 1754–56 Прус­сия от­ка­за­лась от при­ме­не­ния пы­ток. Её при­ме­ру по­сле­до­ва­ли др. герм. го­судар­ст­ва. Во Фран­ции в 1780 пыт­ки бы­ли за­пре­ще­ны на ста­дии пред­ва­рит. след­ст­вия, а в 1788 пол­но­стью ис­клю­че­ны из след­ст­вен­ной и су­деб­ной прак­ти­ки. В Рос­сии пыт­ки за­пре­ще­ны имп. Алек­сан­дром I в 1801. Вел. гер­цог Тос­кан­ский Ле­о­польд I в 1787 пре­кра­тил в сво­их вла­де­ни­ях дея­тель­ность ин­кви­зи­ции.
    Ад­ми­ни­ст­ра­тив­ные ре­фор­мы спо­соб­ст­во­ва­ли даль­ней­шей цен­тра­ли­за­ции управ­ле­ния. В Прус­сии, напр., на­ря­ду с тер­ри­то­ри­аль­ны­ми де­пар­та­мен­та­ми (по ис­то­рич. об­лас­тям ко­ро­лев­ст­ва), воз­ник­ло неск. спе­циа­ли­зи­ро­ван­ных: тор­гов­ли и ре­мё­сел (1740), во­ен. управ­ле­ния (1746), ак­ци­зов и та­мо­жен (1766), гор­но­го де­ла и ме­тал­лур­гии (1768), лес­ной (1771). При ко­ро­ле сло­жил­ся по­сто­ян­ный ка­би­нет из не­сколь­ких статс-сек­ре­та­рей с чёт­ко очер­чен­ным кру­гом пол­но­мо­чий. В Рос­сии Ека­те­ри­на II про­ве­ла гу­берн­скую ре­фор­му 1775, центр. управ­ле­ние фи­нан­са­ми со­сре­до­то­чи­лось в Экс­пе­ди­ции о го­су­дар­ст­вен­ных до­хо­дах (1773), воз­глав­ляв­шей­ся ген.-про­ку­ро­ром Се­на­та, а ме­ст­ные фи­нан­сы бы­ли пе­ре­да­ны в ве­де­ние ка­зён­ных па­лат.
    Эко­но­ми­че­ские ре­фор­мы вклю­ча­ли по­ощ­ре­ние внут­рен­ней ко­ло­ни­за­ции ма­ло­за­се­лён­ных зе­мель (в Рос­сии – тер­ри­то­рий Са­ра­тов­ской, Са­мар­ской, С.-Пе­терб., Во­ро­неж­ской, Чер­ни­гов­ской и Лиф­лянд­ской гу­бер­ний, Но­во­рос­сии; в Ис­па­нии – Сьер­ра-Мо­ре­ны и Эс­т­ре­ма­ду­ры; в Прус­сии – зе­мель, поя­вив­ших­ся по­сле осу­ше­ния Одер­ских бо­лот и строи­тель­ст­ва пло­тин в при­мор­ской по­ло­се Вост. Фрис­лан­дии), а так­же в ме­рах гос. мер­кан­ти­лиз­ма, на­прав­лен­ных на раз­ви­тие пром-сти (в Прус­сии, Ис­па­нии, Рос­сии, Шве­ции и др. стра­нах).
    По­ли­ти­че­ские ре­фор­мы ук­ре­пи­ли роль го­су­дар­ст­ва в жиз­ни об­ще­ст­ва, уси­ли­ли кон­троль мо­нар­хии над со­сло­ви­я­ми (пар­ла­мент­ская ре­фор­ма, про­ве­дён­ная Р. Н. де Мо­пу во Фран­ции в 1771–1774, гос. пе­ре­во­рот Гус­та­ва III в Шве­ции в 1772) и Цер­ко­вью. В 1758 в Пор­ту­га­лии, а за­тем во Фран­ции, Ис­па­нии и др. го­су­дар­ст­вах раз­вер­ну­лась кам­па­ния про­тив ие­зуи­тов, в хо­де ко­то­рой их вла­де­ния бы­ли кон­фи­ско­ва­ны; в 1773 па­па Кли­мент XIV пре­кра­тил дея­тель­ность са­мо­го ор­де­на. В Рос­сии Ека­те­ри­на II, со­хра­няя гос. ста­тус пра­во­сла­вия, про­ве­ла се­ку­ля­ри­за­цию 1764 цер­ков­ных зе­мель, за­кры­ла мно­же­ст­во мо­на­сты­рей, по­сле­до­ва­тель­но про­во­ди­ла по­ли­ти­ку ве­ро­тер­пи­мо­сти (пре­кра­ти­ла ре­прес­сии про­тив ста­ро­об­ряд­цев, раз­ре­ши­ла со­ору­жать ме­че­ти). Во вла­де­ни­ях австр. Габс­бур­гов гос. ре­ли­ги­ей ос­та­вал­ся ка­то­ли­цизм, од­на­ко Ио­сиф II в 1781 пре­дос­та­вил час­тич­ную сво­бо­ду ве­ро­ис­по­ве­да­ния лю­те­ра­нам, каль­ви­ни­стам, пра­во­слав­ным и ев­ре­ям. Он так­же ре­фор­ми­ро­вал при­ход­скую сис­те­му и со­кра­тил чис­ло мо­на­сты­рей, ос­та­вив толь­ко те оби­те­ли, ко­то­рые за­ни­ма­лись мед. по­мо­щью или об­ра­зо­ва­ни­ем, ввёл по­ря­док, при ко­то­ром по­ста­нов­ле­ния цер­ков­ных вла­стей (вплоть до пап­ских булл и бре­ве) под­ле­жа­ли пред­ва­рит. со­гла­со­ва­нию с им­пе­ра­то­ром и его одоб­ре­нию. Гус­тав III га­ран­ти­ро­вал сво­бо­ду ве­ро­ис­по­ве­да­ния ино­стран­цам, про­жи­вав­шим на тер­ри­тории Шве­ции (1781), а за­тем и ев­ре­ям (с су­ще­ст­вен­ны­ми ог­ра­ни­че­ния­ми).
    Важ­ная роль от­во­ди­лась об­ра­зо­ва­тель­ным ре­фор­мам, ко­то­рые бы­ли при­зва­ны го­то­вить лю­дей, спо­соб­ных слу­жить на­дёж­ной опо­рой «про­све­щён­ной мо­нар­хии» и за­ло­гом про­цве­та­ния на­ции. В 1763 вве­дён «Прус­ский ко­ро­лев­ский ге­не­раль­ный рег­ла­мент сель­ских школ», рас­про­стра­нив­ший все­об­щее обя­за­тель­ное на­чаль­ное об­ра­зо­ва­ние (с 5 до 13 лет) на все про­вин­ции ко­ро­лев­ства. В 1774–77 Ма­рия Те­ре­зия осу­ще­ст­ви­ла школь­ную ре­фор­му во вла­де­ни­ях Габс­бур­гов, изъ­яв шко­лы из цер­ков­ной юрис­дик­ции и при­ве­дя учеб­ные про­грам­мы к еди­но­об­ра­зию. В ка­ж­дой об­щи­не пред­пи­сы­ва­лось от­крыть на­чаль­ную нар. шко­лу для обу­че­ния чте­нию, пись­му и счё­ту, в ка­ж­дом ок­ру­ге – нар. шко­лу стар­шей сту­пе­ни. До­хо­ды от се­ку­ля­ри­зи­ро­ван­ных при Ио­си­фе II мо­на­стыр­ских иму­ществ бы­ли на­прав­ле­ны на со­дер­жа­ние школ, а разл. на­род­но­стям об­лег­че­на воз­мож­ность соз­да­вать свои шко­лы. В Рос­сии бы­ли уч­ре­ж­де­ны Вос­пи­та­тель­ные до­ма в Мо­ск­ве (1764) и С.-Пе­тер­бур­ге (1770), Вос­пи­та­тель­ное об-во бла­го­род­ных де­виц (1764), ре­ор­га­ни­зо­ва­ны ка­дет­ские кор­пу­са. В 1782 соз­да­на Ко­мис­сия об уч­ре­ж­де­нии на­род­ных учи­лищ, при­сту­пив­шая к соз­да­нию об­ще­об­ра­зо­ват. школ.
    Уро­вень раз­ви­тия го­су­дарств, про­во­див­ших ре­фор­мы в ду­хе П. а., был да­ле­ко не оди­на­ков, по­это­му и при­ни­мав­шие­ся ими ме­ры по сво­ему со­дер­жа­нию и на­прав­лен­но­сти мог­ли су­ще­ст­вен­но от­ли­чать­ся друг от дру­га. Так, Ио­сиф II от­ме­нил кре­по­ст­ное пра­во в Бо­ге­мии (1781), а за­тем и в др. сво­их вла­де­ни­ях, по­ощ­ряя при этом вы­куп кре­сть­ян­ских на­де­лов. Ека­те­ри­на II сде­ла­ла кре­сть­ян­ский во­прос пред­ме­том об­ществ. об­су­ж­де­ния, об­лег­чи­ла по­ло­же­ние кре­сть­ян в При­бал­ти­ке, од­на­ко во 2-й пол. 18 в. кре­по­ст­ное пра­во в Рос­сии в це­лом ещё не ис­чер­па­ло сво­их воз­мож­но­стей, по­это­му за­ко­но­да­тель­ст­во и пра­во­при­ме­нит. прак­ти­ка то­го вре­ме­ни сви­де­тель­ст­ву­ют о рас­ши­ре­нии и ук­ре­п­ле­нии это­го ин­сти­ту­та.

  4. evgen Ответить

    В 50-60-е годы XVIII века просвещённый абсолютизм достиг своего расцвета. Философы в этот период эпохи Просвещения, дали определение реформам, проводимым в Европе. По их мнению, преобразования начатые самодержцами, делались не в корыстных целях, а ради государства. Однако, не стоит забывать, что преобразования во многом зависели от личности самодержца. У истоков реформ просвещённого абсолютизма стояли император Иосиф II и король Фридрих II. Хотя в Португалии и Испании реформы проводились не монархами, а просвещённым дворянством и министрами.

    Рис. 2. Портрет Фридриха Великого II. Художник Пене 1756 год.
    Экономические реформы имели общую черту, присущую преобразованиям проводимых в Европейских государствах: каждый монарх стремился к пополнению своей казны за счёт увеличения пошлин на ввозимые товары. Такая политика получила название меркантилизма. Делались определённые шаги для развития промышленности.
    Сословные реформы сказались на правах дворянства и духовенства. Их привилегии существенно ограничивались. В Швеции, например, дворяне обязаны были платить налоги за свою землю.
    Судебные реформы имели огромное значение. Наконец то отменялись пытки, инквизиционные суды упразднялись. Ограничения коснулись и смертной казни и произвола судей. Особенно преуспела в судебных реформах Пруссия.
    Коснулись реформы и крестьянского вопроса. Впервые о крестьянской реформе заговорили идеологи физиократии во главе с Франсуа Канэ. Этот писатель и философ был лечащим врачом мадам Помпадур, фаворитки французского короля Людовика XV. Осуждая отсталость феодального строя, физиократы требовали отмены крепостного права. Благодаря реформам, крепостничество, пусть и формально, было отменено в Австрии.

    Рис. 3. Портрет Франсуа Канэ
    Реформы в сфере образования дали странам Европы большое количество новых школ, стали обучаться грамоте даже низшие слои общества. Свободы печати и свободы слова ещё не было в большинстве стран Европы, но цензура была всё же ограничена.
    Церковные реформы принесли облегчение иноверцам в тех странах Западной Европы, где основной религией являлся католицизм. От короля теперь зависело утверждение папских булл, основные инквизиционные суды были закрыты, повсюду изгоняли иезуитов.
    Политика просвещённого абсолютизма, при всех своих либеральных начинаниях не могла принести желаемого эффекта в силу взаимообусловленности пережитков феодального строя. При попытке преобразовывать одну из сфер политики государства, рушилась другая, подобно карточному домику. Парадокс состоял и в том, что сами монархи боялись уже начавшихся реформ и стремились задавить их сверху.

    Просвещённый абсолютизм в Пруссии, Австрии и Швеции

    В следующей таблице можно увидеть примеры проводимых реформ в европейских странах, их сходства и различия:

  5. Nejas Ответить

    Смотреть что такое “Просвещённый абсолютизм” в других словарях:

    Просвещённый абсолютизм — Просвещённый абсолютизм  политика достижения в государстве «общего блага», проводимая во второй половине XVIII века рядом европейских абсолютных монархов, принявших идеи философии XVIII века. В этой статье не хватает ссылок на источники… … Википедия
    ПРОСВЕЩЁННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ — ПРОСВЕЩЁННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ, обозначение политики абсолютизма в ряде европейских государств во 2 й половине 18 в., проявлявшейся в преобразовании наиболее устаревших социальных институтов и упразднении некоторых сословных привилегий дворянства и… … Русская история
    просвещённый абсолютизм — обозначение политики абсолютизма в ряде европейских стран во второй половине XVIII в., которая выражалась в преобразовании наиболее устаревших социальных институтов (упразднение некоторых сословных привилегий, подчинение церкви государству,… … Энциклопедический словарь
    просвещённый абсолютизм — политика абсолютизма в ряде европейских стран во второй половине XVIII в., выражалась в уничтожении ?сверху? и в преобразовании наиболее устаревших феодальных институтов (, , , , ,.). Представители просвещённого абсолютизма в Западной… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»
    просвещённый — ая, ое. см. тж. просвещённость а) Образованный, обладающий высоким уровнем культуры и знаний. Просвещённый человек. б) отт. Отличающийся высоким развитием культуры и широким распространением образования. П ое государство; п ая страна.… … Словарь многих выражений
    ПРОСВЕЩЁННЫЙ — ПРОСВЕЩЁННЫЙ, просвещённая, просвещённое; просвещён, просвещена, просвещено. 1. прич. страд. прош. вр. от просветить1. 2. только полн. Образованный, стоящий на высоком уровне культуры и знаний. Просвещённый человек. || Отличающийся высоким… … Толковый словарь Ушакова
    просвещённый — ая, ое. 1. прич. страд. прош. от просветить2. 2. в знач. прил. Образованный, обладающий высоким уровнем культуры и знаний. Просвещенный человек. ? В чьих то воспоминаниях Гарт вычитал, что Шмидт считался великолепным знатоком моря и флота и одним … Малый академический словарь
    Абсолютизм — (от латинского absolutus независимый, неограниченный)         абсолютная монархия, последняя форма феодального государства, возникающая в период разложения феодализма и зарождения капиталистических отношений. С формально юридической точки зрения… … Большая советская энциклопедия
    Просвещенный абсолютизм — Просвещённый абсолютизм политика, проводимая во второй половине XVIII века рядом монархических стран Европы и направленная на устранение остатков средневекового строя в пользу капиталистических отношений. Хронологические границы просвещённого… … Википедия
    Французский абсолютизм — Королевство Франция Royaume de France Флаг Королевства Франции Герб Королевства Франции … Википедия

  6. Anaragra Ответить

    Смотреть что такое “ПРОСВЕЩЕННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ” в других словарях:

    Просвещенный абсолютизм —         политика ряда европейских абсолютистских государств (см. Абсолютизм) во 2 й половине 18 в., принимавшая форму следования идеям Просвещения (См. Просвещение); выражалась в проведении реформ, уничтожавших некоторые, наиболее устаревшие… … Большая советская энциклопедия
    Просвещенный абсолютизм — Просвещённый абсолютизм политика, проводимая во второй половине XVIII века рядом монархических стран Европы и направленная на устранение остатков средневекового строя в пользу капиталистических отношений. Хронологические границы просвещённого… … Википедия
    Просвещенный абсолютизм — Ко второй половине XVIII века старый порядок в Европе окончательно расшатался, чувствовалась необходимость коренных реформ. Реформы, характеризующие П. абсолютизм, были направлены против остатков средневекового строя. Хронологические границы П.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
    ПРОСВЕЩЕННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ — особая политика ряда европ. абсолютистских гос в во 2 й пол. 18 в., внешне получившая форму следования идеям Просвещения и выражавшаяся в проведении ряда реформ, уничтожавших нек рые наиболее устаревшие феод. институты (а иногда делавших шаг в… … Советская историческая энциклопедия
    Просвещенный абсолютизм — политика второй половины XVIII в. в ряде европейских государств с монархической формой правления Россия, Дания, Пруссия и слабым развитием капиталистических отношений в экономике. Правительства этих государств проводили такие мероприятия, которые … Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов
    Просвещенный абсолютизм — политика абсолютизма в ряде европейских стран во 2 й пол. XVIII в. Выражался в уничтожении сверху наиболее устаревших феодальных институтов и в осуществлении ряда либеральных реформ в духе идей французских просветителей XVIII в. В России получил… … Краткий словарь историко-правовых терминов
    Абсолютизм — (absolutism) Первоначально (1733) теологическая концепция, согласно которой спасение полностью зависит от воли Бога. В дальнейшем этот термин распространился на политический режим, при котором правитель обладает законным правом принимать любое… … Политология. Словарь.
    абсолютизм — а; м. [франц. absolutisme]. Форма правления, при которой вся власть в государстве безраздельно принадлежит монарху; неограниченная монархия. * * * абсолютизм (абсолютная монархия), форма государственного правления, при которой монарху принадлежит … Энциклопедический словарь
    АБСОЛЮТИЗМ — (от лат. absolutus независимый, неограниченный), абсолютная монархия, форма феод. гос ва, характерная для последнего периода существования феод. формации; в ряде стран в измененном виде А. как пережиток феодализма сохранился вплоть до 20 в. С… … Советская историческая энциклопедия
    Абсолютизм — (от латинского absolutus независимый, неограниченный)         абсолютная монархия, последняя форма феодального государства, возникающая в период разложения феодализма и зарождения капиталистических отношений. С формально юридической точки зрения… … Большая советская энциклопедия

  7. Um_NeVZDUM_ Ответить

    Как уже говорилось ранее, XVIII век проявил себя как период господства просветительской идеологии. Первыми кто сформулировали основные положения просветительской концепции, были французские ученые. По их мнению, обеспечить совершенное общественное устройство могла теория разделения законодательной, судебной и исполнительной властей, их независимость друг от друга.
    На ранних этапах формирования просветительской идеологии отдельные представители этого движения (Фенелон, Мармонтель, Вольтер и др.) серьезно относились к возможности существования монархии, основанной на началах разума и справедливости, где политику правительств будут определять забота об общем благе, обеспечение личной свободы и гражданского равенства.
    В дальнейшем перспектива реальности осуществления доктрины подкреплялась в глазах мыслителей конкретными попытками некоторых европейских монархов XVIII столетия – Фридрих II в Пруссии, Иосиф II в Австрии, Густав III в Швеции. Правители стали ориентироваться в проведении своей политики на отдельные постулаты выдвинутой просветителями концепции. Такая политика выражалась в проведении реформ, уничтожавших некоторые, наиболее устаревшие феодальные институты (а иногда делавших шаг в сторону буржуазного развития).
    Реформы в духе просвещенного абсолютизма проводились в Пруссии – в первые годы правления Фридриха II, в Австрийской монархии – отчасти уже при Марии Терезии и особенно при Иосифе II, в Испании – при Карле III, в Португалии – при министре С.Помбале, в Дании – при министрах Ю.Х.Э.Бернсторфе, И.Ф.Струэнсе, при регенте принце Фредерике, в Швеции – при короле Густаве III, в России – при Екатерине II (в 60-е гг. XVIII века).[10]
    Хотя объективно некоторые реформы просвещенного абсолютизма способствовали развитию капиталистического уклада, в практической деятельности «просвещённых государей» превалировали феодально-деспотические черты.
    Несовместимость принципов Просвещения с абсолютистским режимом наиболее отчётливо проявилась в Пруссии при Фридрихе II. В тех же случаях, когда феодально-абсолютистское государство шло на реформы, ущемлявшие дворянство, особенно когда реформы приобретали уже отчётливо буржуазный характер (например, реформы А.Р.Ж.Тюрго в 1774-76 во Франции), они вызывали решительное противодействие феодальных кругов и в конечном счёте не проводились в жизнь.
    В России же политика просвещенного абсолютизма, так же как и в ряде других европейских стран, заключалась в использовании положений просветительской идеологии для укрепления крепостнического строя в условиях его начавшегося разложения. Такая политика не могла проводиться долгое время. После Великой французской революции наметился курс на усиление внутренней и международной реакции, что означало конец периода просвещенного абсолютизма.
    Екатерина II в своей политике пыталась реализовать теоретические положения. Естественно, она не могла пойти против дворянства, против крепостного права. Она стремилась построить законную самодержавную монархию, обновить ее с учетом новых исторических реалий, а не вводить конституционный демократический строй, как этого хотели просветители. Понимание монархами равенства и свободы не шло дальше закрепления прав и привилегий каждого сословия в рамках самодержавной монархии.
    В целом же политика просвещенного абсолютизма имела успех только в тех странах, где буржуазия достигла сравнительно слабой степени развития. Но и там период просвещенного абсолютизма оказался весьма кратковременным: в условиях революционной ломки феодально-абсолютистского строя, проведённой Великой французской революцией, европейские монархи покончили с «либеральными» начинаниями в духе просвещенного абсолютизма, сменившегося почти повсеместно политикой открытой феодальной реакции.

  8. ХайповыйКошаК Ответить

    Смотреть что такое “ПРОСВЕЩЕННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ” в других словарях:

    ПРОСВЕЩЕННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ — обозначение политики абсолютизма в ряде европейских стран во 2 й пол. 18 в., которая выражалась в преобразовании наиболее устаревших социальных институтов (упразднение некоторых сословных привилегий, подчинение церкви государству, реформы… … Большой Энциклопедический словарь
    Просвещенный абсолютизм —         политика ряда европейских абсолютистских государств (см. Абсолютизм) во 2 й половине 18 в., принимавшая форму следования идеям Просвещения (См. Просвещение); выражалась в проведении реформ, уничтожавших некоторые, наиболее устаревшие… … Большая советская энциклопедия
    Просвещенный абсолютизм — Просвещённый абсолютизм политика, проводимая во второй половине XVIII века рядом монархических стран Европы и направленная на устранение остатков средневекового строя в пользу капиталистических отношений. Хронологические границы просвещённого… … Википедия
    Просвещенный абсолютизм — Ко второй половине XVIII века старый порядок в Европе окончательно расшатался, чувствовалась необходимость коренных реформ. Реформы, характеризующие П. абсолютизм, были направлены против остатков средневекового строя. Хронологические границы П.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
    Просвещенный абсолютизм — политика второй половины XVIII в. в ряде европейских государств с монархической формой правления Россия, Дания, Пруссия и слабым развитием капиталистических отношений в экономике. Правительства этих государств проводили такие мероприятия, которые … Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов
    Просвещенный абсолютизм — политика абсолютизма в ряде европейских стран во 2 й пол. XVIII в. Выражался в уничтожении сверху наиболее устаревших феодальных институтов и в осуществлении ряда либеральных реформ в духе идей французских просветителей XVIII в. В России получил… … Краткий словарь историко-правовых терминов
    Абсолютизм — (absolutism) Первоначально (1733) теологическая концепция, согласно которой спасение полностью зависит от воли Бога. В дальнейшем этот термин распространился на политический режим, при котором правитель обладает законным правом принимать любое… … Политология. Словарь.
    абсолютизм — а; м. [франц. absolutisme]. Форма правления, при которой вся власть в государстве безраздельно принадлежит монарху; неограниченная монархия. * * * абсолютизм (абсолютная монархия), форма государственного правления, при которой монарху принадлежит … Энциклопедический словарь
    АБСОЛЮТИЗМ — (от лат. absolutus независимый, неограниченный), абсолютная монархия, форма феод. гос ва, характерная для последнего периода существования феод. формации; в ряде стран в измененном виде А. как пережиток феодализма сохранился вплоть до 20 в. С… … Советская историческая энциклопедия
    Абсолютизм — (от латинского absolutus независимый, неограниченный)         абсолютная монархия, последняя форма феодального государства, возникающая в период разложения феодализма и зарождения капиталистических отношений. С формально юридической точки зрения… … Большая советская энциклопедия

  9. Botlix Ответить

    Что такое “ПРОСВЕЩЕННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ”? Как правильно пишется данное слово. Понятие и трактовка.
    ПРОСВЕЩЕННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ
    Ко второй половине XVIII века “старый порядок” в Европе окончательно расшатался, чувствовалась необходимость коренных реформ. Реформы, характеризующие П. абсолютизм, были направлены против остатков средневекового строя. Хронологические границы П. абсолютизма заключают в себе период с 1740 г. по 1789 г., т. е. от вступления на престол самого яркого представителя века, прусского короля Фридриха II, до французской революции. Воспитанные на идеях философии XVIII в., абсолютные монархи стремились к “общему благу”, которое достигается в государстве. Теория “П. абсолютизма”, родоначальником которой считается Гоббз, вполне проникнута рационалистической философией века “просвещения”. Сущность ее заключается в идее светского государства, в стремлении абсолютизма поставить выше всего центральную власть. До XVIII в. государственная идея, выразителем которой был абсолютизм, понималась узкопрактически: понятие о государстве сводилось к совокупности прав государственной власти. Крепко держась за выработанные традицией взгляды, П. абсолютизм внес вместе с тем и новое понимание государства, которое уже налагает на государственную власть, пользующуюся правами, и обязанности. Следствием такого взгляда, сложившегося под влиянием теории договорного происхождения государства, явилось то теоретическое ограничение абсолютной власти, которое вызвало в европейских странах целый ряд реформ, где рядом со стремлением к “государственной пользе” выдвигались заботы об общем благосостоянии. “Просветительная” литература XVIII века, ставившая себе задачей полную критику старых порядков, нашла себе горячую поддержку в абсолютизме: стремления философов и политиков сходятся в том, что реформа должна совершиться государством и в интересе государства. Поэтому характерная черта “П. абсолютизма” — союз монархов и философов, которые желали подчинить государство чистому разуму. В литературе “П. абсолютизм” был встречен восторженно. Все политическое миросозерцание вождя века, Вольтера, есть “П. абсолютизм”. Этой же точки зрения держалась и школа физиократов с Кенэ, Мерсье-де-ла-Ривьером и Тюрго во главе. Руководясь принципами и интересами государственной пользы, просвещенные деспоты относились очень недоверчиво к общественным силам, ничего не уступая из своей власти народу. Преобразования идут исключительно сверху. Вот почему “П. абсолютизм” не мог сочувствовать стремлениям к политической свободе, ограничивавшей верховную власть. Отсюда происходит та двойственность, которая, вообще, характеризует “П. абсолютизм”, и то антиисторическое направление его, которым отличался XVIII в., провозгласивший естественное право вместо исторического. П. абсолютизм охватил все страны Европы, кроме Англии, Польши и Франции. Англия уже достигла того, к чему стремился П. абсолютизм. В Польше не было королевского абсолютизма и господствовала шляхта. Царствовавшие во Франции Людовик XV и Людовик XVI не в состоянии были взять на себя роли инициаторов реформы, вследствие чего прежний строй был разрушен революцией. Центральными фигурами в этой эпохе были Фридрих II Прусский (1740—1786) и Иосиф II Австрийский (1780—1790). Другие представители П. абсолютизма: в Испании — министр Аранда при Карле III (1759—1788), в Португалии Помбаль (1760—1777) при Иосифе Эмануиле, в Неаполе — министр Тануччи при Карле III и Фердинанде IV, в Тоскане — Леопольд (1765—1790), в Дании — Христиан VII (1766—1807) с министром Струэнзе (1769—1772), в Швеции — Густав III (1771—1792), в Бадене — Карл-Фридрих, в Польше такую же роль взял на себя Станислав Понятовский (1764—1795) и в России Екатерина II. Сюда же относятся Карл-Август веймарский, Карл-Фридрих баденский, Иосиф-Эммерих, курфюрст Майнцкий, Клемент Саксонский, Кармер, составитель прусского свода законов, Бернсдорф, продолжатель дела Струэнзе, Зедлиц и Герцберг в Пруссии, Дом — посредник Фридриха в Германии, Гольц — его представитель в Париже, Монжела, мечтавший возродить Баварию, Фюрстенберг в Мюнстере, Стадион в Майнце, Абель в Штутгардте, Филанджьери в Неаполе, Шлеттвейн — министр в Бадене, Виллармина, Самбукка, Караччиоло — в Сицилии, Нери, Таванти, Манфредини — в Тоскане, Аранда, Гримальди, Флорида-Бланка, Кампоманес — в Испании, барон Крейц и барон Сталь — в Швеции. Деятельность всех этих реформаторов была в значительной степени подражанием преобразованиям Фридриха II и Иосифа II, которые воплотили в себе два направления, дополняющие друг друга и вполне характеризующие П. абсолютизм. Фридрих был консерватором и во многом лишь продолжал старую гогенцоллернскую политику, которую хотел ос
    ветить философскими идеями века. Иосиф II, больше теоретик, “революционер на троне”, порвал с политикой своих предшественников и совершил смелую попытку радикально преобразовать весь строй Австрии в духе философии XVIII века. В его деятельности, так же как и в деятельности Фридриха II — много противоречий, которые внесла новая государственная идея в традиционную политику абсолютизма. Характер преобразований П. абсолютизма был во всех странах один и тот же, видоизменяясь лишь в зависимости от местных условий; но он существенно отличался в протестантских странах (Пруссия) и католических (Австрия). Не во всех странах инициатива реформы принадлежала королям. В Португалии, Испании и Неаполе в роли просвещенных деспотов выступали министры, то же произошло и в Дании во время Струэнзе. Общая черта, отличающая представителей П. абсолютизма — деспотизм в проведении своих реформ, самонадеянность и часто необдуманность, непоследовательность. Все реформы П. абсолютизма, стремившиеся разрушить католико-феодальные отношения, совершались не только ввиду государственных соображений, но и содействовали эмансипации личности. Однако просвещенные деспоты обошли один из крупных недостатков государственной жизни XVIII в. — несовершенство законодательной деятельности государства и не выработали правильного порядка законодательства. Все зависело от абсолютного монарха или его министра. Реформы П. абсолютизма захватывали область администрации, финансов, суда, умственной жизни, церкви, наконец — область сословных отношений и крестьянского быта. В области администрации П. абсолютизм стремился к бюрократической централизации, к вытеснению чиновничеством общественных сил и к подавлению интересов дворянства. П. абсолютизм был враждебен народному представительству и старался уничтожить местный партикуляризм. Иосиф II нарушил конституции Австрийских Нидерландов и Венгрии, Фридрих II лишил в 1741 г. земские чины Силезии их права вотировать налоги. Экономическая деятельность П. абсолютизма вытекала из сочувствия просвещенных деспотов меркантилизму, ставившему выше всего торговлю и промышленность, которые находились под опекой государства. Стремясь к пополнению государственных доходов, к удержанию в стране золота и серебра, П. абсолютизм покровительствовал развитию промышленности, охранял и улучшал в то же время и сельское хозяйство. Вместе с тем П. абсолютизм обратил особенное внимание на распределение налогов и упорядочение государственных расходов. Громадную заслугу оказал П. абсолютизм судебному устройству и законодательству. “Один закон для всех” — таков принцип, которым руководился П. абсолютизм. В уголовном судопроизводстве были уничтожены пытки, ограничена смертная казнь и улучшено правосудие. Образцом судебной реформы была Пруссия при Фридрихе II, который преобразовал судоустройство и судопроизводство, установил правильный порядок вместо произвола. Задачей П. абсолютизма было не только отделить суд от администрации и создать независимость судей, но и составление свода законов, отличавшегося простотой, ясностью и краткостью. Самуил фон-Кокцеи, фон-Кармер и Суарец в Пруссии предприняли составление общего кодекса (Allgemeines Landrecht), в котором ярко отразилось влияние философии XVIII в. В Австрии уже при Марии-Терезии судебная часть была отделена от администрации. Иосиф II весьма энергично работал для составления свода законов, издал несколько частных уставов. Свод законов, изданный в Португалии Помбалем, привлек внимание тогдашнего ученого мира. Эти реформы были проникнуты гуманностью, уважением к человеческой личности и чувством справедливости. Для распространения образования также принимались серьезные меры. Уже одно преклонение королей перед философами давало печати больше свободы. С другой стороны, монархи относились безразлично к прессе, так как общественное мнение было забыто. Поэтому эпоха П. абсолютизма характеризуется большей свободой печати, особенно где не затрагивались политические вопросы. Цензурные стеснения были ограничены (в Австрии — цензурный устав Иосифа II в 1781 г.), но по отношению к католическому духовенству сохраняли особенную строгость. “П. абсолютизм” представляет из себя эпоху сильного антагонизма между духовной и светской властью. Вместе с “просвещением” абсолютизм относился отрицательно к традициям католицизма, защищая права светского государства от клерикальной опеки и видя опасного врага в римской курии и клире. Борьба против католицизма (в католических странах) велась упорно
    и часто жестоко. Особенно сильна была власть церкви в Португалии, Испании, Неаполе, которые и открыли поход против притязаний средневекового католицизма. Отнято было у папских булл юридическое значение, если они не утверждены королем, клир подчинен светским судам, закрыты инквизиционные судилища, уничтожено множество монастырей, а имения их перешли в казну, духовенство обложено податями и т. д. В Португалии Помбаль подал пример изгнания иезуитов, ордену которых отовсюду наносятся удары. В 1759 г. иезуитов изгоняют из Португалии, в 1764 — из Франции, далее, в 1767—68, из Испании, Неаполя, Пармы, пока в 1773 г. орден совсем не был уничтожен. До крайности были доведены церковные реформы Иосифом II, который не только хотел ограничить папское влияние в Австрии, ослабить силу духовенства, подчинив его светской власти, но вмешался даже в обрядовую сторону веры, чем возбудил против себя народную массу. В области сословных отношений вообще и крестьянского вопроса в частности П. абсолютизм тоже много сделал. И здесь во имя государственной пользы правители боролись с остатками феодализма, старались сократить аристократические привилегии и ограничить права дворян и духовенства. Помбаль весьма резко действовал в Португалии, стеснив дворянство. В Неаполе дворянские суды были лишены своей силы тем, что на них могли апеллировать к королевскому суду. В Швеции и Дании Густав III и Струэнзе теснили дворянство и вооружили его против себя. В Австрии Иосиф II вызвал сильнейшую оппозицию духовенства и дворянства тем, что хотел уничтожить податные привилегии дворян и ввел поземельный налог. В эту же эпоху впервые был поставлен на очередь крестьянский вопрос. Этому значительно способствовали физиократы, которые по своим политическим взглядам были на стороне П. абсолютизма, и многие деятели П. абсолютизма были сторонниками физиократов. Осуждая феодальные права, тяготевшие над землевладельцами, литература XVIII в. требовала уничтожения рабства и прекращения крепостных отношений. Вследствие этого в эпоху П. абсолютизма было обращено внимание на положение сельской массы, от которой зависит обогащение казны, и рядом с покровительством обрабатывающей промышленности П. абсолютизм покровительствует и крестьянскому труду. В Пруссии Фридрих II меньше всех правителей подчинился физиократии, но и здесь было обращено внимание на улучшение быта крестьян. В Австрии крестьянский вопрос был выдвинут Иосифом II, который формально отменил крепостное состояние. То же было и в Савойе при Карле-Эммануиле III. П. абсолютизм, задумавший столько государственных и общественных реформ, повсюду вызвал реакцию, которая скоро уничтожает либеральные приобретения, пока французская революция не докончила начатой П. абсолютизмом ликвидации старого порядка (см. Фридрих, Иосиф и др.). Специальных исследований о П. абсолютизме нет. См. в коллекции Онкена, “Das Zeitalter Friedrichs des Grossen” (“Despotismus und Aufklarung”, “Der reformirende Despotismus”). Сорель — в своей “L’Europe et la revolution francaise” — отводит место П. абсолютизму (стр. 73, 116, т. I-й русск. перевода), Вебер, “Всеобщая история” (т. XIII, стр. 321—661); В. Koser, “Die Epochen der absoluten Monarchie in der neueren Geschichte”; H. Кареев, “История Западной Европы” (III-й т. — посвящена целая глава “П. абсолютизму”, стр. 276—398).

  10. Thordirin Ответить

    Особая политика ряда европ. абсолютистских гос-в во 2-й пол. 18 в., внешне получившая форму следования идеям Просвещения и выражавшаяся в проведении ряда реформ, уничтожавших нек-рые наиболее устаревшие феод. институты (а иногда делавших шаг в сторону бурж. развития).
    =====
    Мысль о гос-ве во главе с “просвещенным монархом”, следующим советам философов и способным преобразовать обществ. жизнь на новых, “разумных”, началах, получила широкое распространение среди части просветителей 18 в. (особенно отчетливо она выражена у Вольтера). Объективным содержанием этих идей было стремление умеренно-либеральных кругов буржуазии без революции, с помощью реформ “сверху” добиться бурж. преобразования общества.
    =====
    С др. стороны, в условиях разложения феодализма, вызревания капиталистич. уклада, широкого распространения идей Просвещения принципы, выдвигавшиеся просветителями в их “уроках государям”, могли быть применены — в известных пределах — феод.-абсолютистскими гос-вами (вынужденными провести нек-рые реформы). Отсюда довольно широкое проникновение в практику европ. абсолютизма 2-й пол. 18 в. филос.-просветительской терминологии и появление в политике абсолютизма нек-рых новых черт. В ряде стран в этот период было осуществлено уничтожение нек-рых сословных привилегий и феод. монополий, проведены крестьянские реформы, реформы церкви (подчинение церкви гос-ву, секуляризация церк. земель, изгнание иезуитов, закрытие монаш. орденов), школьного обучения, суда и судопроизводства, сделаны нек-рые шаги в сторону веротерпимости, смягчения цензуры и др.; в ряде случаев в гос. практике отражались идеи физиократов. Реформы в духе П. а. проводились в Испании при Карле III (проводниками этой политики были просветители и гос. деятели Аранда, Кампоманес, Флоридабланка), в Португалии (при Помбале), в Дании (дат. гос. деятели Ю. X. Э. Бернсторф, И. Ф. Струэнсе), в Швеции (при Густаве III), в Австр. монархии (при Иосифе II), в огранич. размерах также в Пруссии в первые годы правления Фридриха II; в России при Екатерине II.
    =====
    Хотя объективно нек-рые реформы П. а. способствовали развитию капиталистич. уклада, однако в практич. деятельности “просвещенных государей” превалировали феод.-деспотич. черты; весьма далекие от идеалов философов-просветителей. Несовместимость принципов Просвещения с абсолютистским режимом особенно отчетливо проявилась в Пруссии при Фридрихе II. В тех же случаях, когда феод.-абсолютистское гос-во было вынуждено идти на известные уступки, ущемлявшие дворянство, и особенно когда реформы приобретали уже отчетливо бурж. характер (напр., реформы Тюрго в 1774-76 во Франции), они вызывали решит. противодействие феод. кругов и в конечном счете не проводились в жизнь. Вообще политика П. а. имела успех только в тех странах, где буржуазия достигла лишь слабой степени развития и политич. самосознания. Но и здесь период П. а. оказался весьма кратковременным: Великая франц. революция, отчетливо обнажившая клас. противоречия, покончила с “либеральными” начинаниями П. а., сменившегося политикой открытой феод. реакции.
    =====
    Лит.: Державин К. Н., Вольтер, (М.), 1946, с. 224-84; Дружинин Н. M., П. а. в России, в сб.: Абсолютнизм в России (XVII-XVIII вв.), М., 1964; Lheritier М., Le role historique du despotisme eclaire particulierement au XVIII siecle, в кн.: Bulletin of the International Committee of Historical Sciences, v. 1, pt 5, Wash.-P., 1928; Klassen P., Die Grundlagen des aufgeklarten Absolutismus, Jena, 1929; Lefebvre G., Le despotisme eclaire, “Annales historiques de la Revolution francaise”, 1949, No 114; Moraze Ch.. Finance et despotisme, essai sur les despotes eclaires, “Annales, Economies — Societes — Civilisations”, 1948, No 3; Hartung F., Der aufgeklarte Absolutismus, “HZ”, 1955, Bd 180, H. 1; Schilfert G., Deutschland von 1648 bis 1789, 2 Aufl., В., 1962.

  11. JoJozuru Ответить

    Мануфактуры, основанные после 1762 г. лицами недворянского происхождения, работали уже исключительно на вольнонаемном труде. В 1767 г. были отменены откупа и монополии в промышленности и торговле. Дальнейший толчок развитию ремесла и промышленности дал указ 1775 г., разрешивший крестьянскую промышленность. Это привело к росту числа заводчиков из купцов и крестьян, вкладывающих свои капиталы в промышленность.
    Просвещенный абсолютизм, с одной стороны, способствовал дальнейшему развитию капиталистических отношений, с другой стороны, проводил политику в интересах дворянства, которое сохраняло свои права и привилегии.
    Крестьяне по указу 1763 г. должны были сами оплачивать расходы, связанные с подавлением их выступлений (если они признавались зачинщиками волнений). Указ 1765 г. разрешал помещикам без суда и следствия ссылать крестьян на каторгу. Указ 1767 г. запрещал любые крестьянские жалобы на помещиков. При Екатерине II крепостное право достигло своего пика. Крепостной уже мало отличался от раба.
    Реакцией на такую политику стало восстание под руководством Емельяна Пугачева (1773-1775) – крупнейшее в российской истории. В историографии это восстание часто называется крестьянской войной. Восстание охватило Приуралье и Поволжье. Оно напугало правящий слой, побудив укрепить государственный строй.
    В 1775 г. была проведена губернская реформа. Россия делилась на 50 губерний, каждая из которых, в свою очередь на 10-15 уездов с населением до 30 тыс. человек. В каждой губернии должно было проживать 300-400 тыс. душ мужского податного населения. Во главе губернии стоял губернатор. Он назначался лично императрицей и был подчинен непосредственно ей. Губернатору в губернии принадлежала вся полнота власти. В целях обеспечения порядка губернатору были подчинены все воинские части и команды в губерниях.
    В правление Екатерины II произошло окончательное оформление сословного строя в России. В 1785 г. была издана «Жалованная грамота дворянству». Она подтвердила привилегии, данные дворянству ранее: свободу от телесных наказаний, подушной подати, обязательной службы, право неограниченной собственности на имения и землю с ее недрами, право торгово-промышленной деятельности. Имения осужденных дворян не подлежали конфискации. Дворянство получило сословное самоуправление: дворянские собрания во главе с губернскими и уездными предводителями. Поэтому правление Екатерины II называют «золотым веком» русского дворянства.
    Одновременно была издана «Жалованная грамота городам». По этой грамоте все население городов разделялось на 6 разрядов:
    · дворянство и духовенство;
    · купцы, делившиеся в зависимости от капитала на три гильдии (купцы 1-й гильдии имели право вести внутреннюю и внешнюю торговлю; купцы 2-й гильдии имели право крупной внутренней торговли; купцы 3-й гильдии занимались мелкой внутренней торговлей);
    · цеховые ремесленники;
    · постоянно жившие в городах иностранцы;
    · именитые горожане и капиталисты;
    · посадские жители (те, кто жил промыслами).
    По жалованной грамоте городские обыватели составили особое сословие – мещанство. Жители города каждые три года избирали орган самоуправления – городскую думу, городского голову и судей.
    Принятые документы завершили оформление сословного строя в России: все население России делилось на сословия– замкнутые группы, которые обладали разными правами и обязанностями, передававшимися по наследству. Переход из одного сословия в другое был затруднен.
    В результате реформы образования при Екатерине II была создана система среднего образования. К концу века в России насчитывалось 550 учебных заведений с общим числом 60-70 тыс. чел.Была образована сеть народных бессословных двухклассных училищ в уездах и четырехклассных – в губернских городах.
    Когда во Франции в 1789 г. разразилась буржуазная революция, Екатерина окончательно отказалась от просвещенного абсолютизма. Стало ограничиваться свободомыслие, был арестован просветитель Н.И. Новиков, отправлен в ссылку автор знаменитого произведения «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищев.
    Внешняя политика России при Екатерине II.По определению В.О. Ключевского, внешняя политика стала самой блестящей стороной правления Екатерины II. Благодаря победам в первой русско-турецкой войне (1768-1774) и второй русско-турецкой войне (1787-1791) Россия присоединила Крым, получила выход в Черное море. Победы были одержаны во многом за счет таланта непобедимых командующих: полководца А.В. Суворова и флотоводца Ф.Ф. Ушакова.
    После разделов Польши в 1772 г., 1793 г., 1795 г. к России были присоединены Белоруссия, Правобережная Украина, Прибалтика. Произошло воссоединение украинского и белорусского народов. Началось вхождение Закавказья в Россию. Во времена Екатерины II русские землепроходцы стали осваивать Аляску. Россия активно включилась в борьбу с французской революцией, а затем и против экспансии Франции в Европе.
    Во внешней политике после завоеваний Екатерины II все европейские государства искали союза и поддержки России. Руководитель российской внешней политики при Екатерине II канцлер А.А. Безбородко говорил в конце своей карьеры молодым дипломатам: «Не знаю, как будет при вас, а при нас ни одна пушка в Европе без нашего позволения выпалить не смела».
    Итоги политики просвещенного абсолютизма. Проводившаяся в России политика «просвещенного абсолютизма» укрепила самодержавие за счет усовершенствования системы управления, способствовала распространению знаний, европейских форм культуры и образования.
    Однако незрелость социальных и духовных предпосылок (отсутствие национальной буржуазии, непросвещенность основной массы дворянства, патриархальность населения, сохранение крепостничества) привела к тому, что политика просвещенного абсолютизма в России носила недолгий и поверхностный характер.

  12. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *