Что такое рациональное поведение человека в экономике от чего оно зависит?

10 ответов на вопрос “Что такое рациональное поведение человека в экономике от чего оно зависит?”

  1. Rjylbr Ответить

    Рациональное экономическое поведение — склонность индивидуума извлечь максимальную выгоду при минимальных затратах в условиях недостаточности применимых возможностей и ресурсов.
    Всего существуют 3 формы рациональности экономического поведения:
    1. Полная рациональность
    Максимальная выгода при минимальных затратах.
    2. Ограниченная (полусильная) рациональность
    Данную концепцию разработал Герберт Саймон. В ней люди сознательно стремятся к достижению самого лучшего варианта, но они не обладают достаточным количеством информации.
    3. Органическая (слабая) рациональность
    Данную концепцию представил Фридрих-фон Хайек. Большое внимание уделяется выполнению формальных и неформальных принципов поведения, которых придерживается человек.

    Рациональное поведение потребителя товаров и услуг в обществе

    Потребление — это использование продукта для удовлетворения своих потребностей. Потребитель в свою очередь — это личность, которая извлекает пользу из процесса расходования товаров и услуг, покупает продукцию. Бесспорно, что основная цель потребителя — достичь максимально выгодного потребления. Впрочем, для осуществления этой цели существуют такие ограничения:
    Стоимость товаров или услуг;
    Лимит бюджета потребителя;
    Ассортимент предлагаемых товаров и услуг.
    Потребитель использует следующие этапы для совершения покупки:
    Нужда в приобретении товара.
    Сбор нужной информации про товар или услугу.
    Сравнение товаров с другими возможными вариантами покупки.
    Реализация выбора.
    Существует два понятия, которые есть у потребителя — доход и расход.
    Потребительский доход — конкретная сума, которая рассчитанная на покупку нужных потребителю благ.
    Расход — траты потребителя на обязательные или произвольные услуги, товары.

    Рациональное поведение производителя в экономике

    В данном случае речь идет о механизме максимально выгодного производства с минимальным количеством затрат. То есть получения большой прибыли, но при этом использование небольших затрат.
    Эффективная трата ресурсов — один из показателей производительности труда. Производительность труда, если нужно можно увеличивать разными путями:
    Экстенсивным путем (использование ресурсов, которые есть в стране, но не применимым пока в производстве);
    Интенсивным путем (увеличение производительности осуществляется благодаря возрастанию эффективности уже имевшихся ранее в стране факторов производства).
    Производство тесно связано с предпринимательством.
    Всего выделяют такие виды предпринимательства:
    Производственное;
    Коммерческое;
    Финансовое;
    Посредническое;
    Страховое.

  2. Ag4565 Ответить

    Экономическое поведение – образ, способ, характер экономических действий граждан, работников, руководителей, производственных коллективов в тех или иных складывающихся условиях экономической деятельности.
    Потребитель – это тот, кто приобретает и использует товары, заказывает работы и услуги для личных бытовых нужд, не связанных с извлечением прибыли. Потребителем выступает каждый из нас, фирма, организация и государство в целом.
    Потребление – использование, употребление, применение продукции, вещей, благ, товаров и услуг в целях удовлетворения потребностей. 1
    Цель потребителя – извлечение максимальной полезности от потребления товаров и услуг.
    Ограничения на пути достижения цели потребителя:
    семейный (потребительский) бюджет – баланс денежных доходов и расходов семьи;
    цены на товары и услуги;
    ассортимент предлагаемых товаров и услуг. 2
    Рациональное поведение потребителя – это продуманное поведение, предполагающее сопоставление результатов действия с затратами. К примеру, если гражданин затратил немало денег в ресторане при невысоких доходах и теперь испытывает затруднения в приобретении жизненно важных продуктов, то это будет нерациональным поведением. Наоборот, если человек контролирует свои расходы и соотносит их с доходами – это будет примером рационального поведения.
    В странах с командной экономикой действия потребителя регламентируются. В рыночной экономике потребитель обладает свободой экономического поведения – т.н. суверенитетом потребителя.
    Суверенитет потребителя и производителя в рыночной экономике – право владельца любых видов ресурсов самостоятельно принимать решения, связанные с распоряжениями этими ресурсами и их использованием.
    Этапы рационального поведения потребителя:
    осознание необходимости покупки;
    поиск информации о товаре или услуге;
    оценка возможных вариантов покупки;
    принятие решения.
    При принятии решения потребителем, работником, семьянином, гражданином в расчёт принимается, прежде всего, его доход. Доход может быть выражен в денежных единицах, а может в объёме благ, которые можно на него приобрести. Исходя из этого, можно выделить виды дохода:
    номинальный доход – доход, исчисленный в чисто денежном выражении, без учёта покупательной способности денег, уровня цен, инфляции;
    реальный доход – количество товаров и услуг, которые можно приобрести на сумму номинального дохода. При инфляции падает покупательская способность денег, поэтому уменьшается реальных доход. И пусть человек получает ту же сумму дохода, только на неё в условиях инфляции можно приобрести всё меньше и меньше товаров номинальный доход не изменяется, а реальный уменьшается.
    Виды потребительских расходов:
    обязательные, минимально необходимые расходы, без которых невозможно обойтись (питание, одежда, транспорт, коммунальные услуги);
    произвольные (туризм, книги, картины, машины).
    Структура доходов и расходов в странах с разной степенью развития различается. В отсталых странах основная часть дохода семьи идёт на обязательные расходы, при этом может даже не хватать доходов на покрытие таких расходов в полной мере. В развитых странах значительную часть расходов составляют произвольные. На основе анализа доходов и расходов экономисты вычисляют уровень жизни.
    Уровень жизни – это уровень благосостояния населения, степень удовлетворения основных жизненных потребностей людей. Для характеристики уровня жизни используются многообразные показатели: потребление на душу населения, реальные доходы населения, обеспеченность жильём, показатели развития образования, здравоохранения, социального обеспечения.3
    Качество жизни – включает в себя помимо уровня жизни условия и безопасность труда, культурный уровень, физическое развитие и др. 4
    Цель производителя в рыночной экономике – получение большей прибыли при наименьших затратах. Рациональная организация экономической деятельности требует от производителя решения целого ряда вопросов: как, имея ограниченные ресурсы, добиться целей своего производства? Каким образом комбинировать производственные ресурсы, чтобы издержки были минимальны? Как увеличить объем выпускаемой продукции при имеющихся ресурсах? Показателем эффективности использования ресурсов является производительность:
    объем товаров и услуг, создаваемых на единицу затрат;
    объем благ, которые удается получить от использования единицы определенного вида ресурсов в течение фиксированного периода.
    Пути увеличения производительности:
    расширение объемов использования экономических ресурсов (экстенсивный путь – количественное изменение ресурсов: увеличение производственных мощностей, количества используемых природных ресурсов, числа занятых работников);
    увеличение эффективности их использования (интенсивный путь – улучшение качественных характеристик ресурсов, улучшение их продуктивности или производительности).
    Производительность труда – результативность труда, измеряемая количеством продукции, произведенной в единицу времени.
    Факторы (способы) роста производительности труда:
    разделение труда, или специализация;
    использование новой техники или технологии;
    уровень образования и профессиональной подготовки работников;
    эффективность управленческих решений.
    Бизнес – экономическая деятельность людей, целью которой является прибыль, доход или иные личные выгоды, направленная на совершение коммерческих операций по обмену товарами или услугами.
    Предпринимательство – инициативная самостоятельная деятельность людей, осуществляемая от своего имени, на свой риск и направленная на получение дохода, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, оказания услуг.
    Виды предпринимательства:
    производственное предпринимательство (производство товаров, услуг, информации, духовных ценностей);
    коммерческое предпринимательство (состоит в операциях и сделках по перепродаже товаров, услуг и не связано с производством продукции);
    финансовое предпринимательство (разновидность коммерческого предпринимательства);
    посредническое предпринимательство (проявляется в деятельности, соединяющей заинтересованные во взаимной сделке стороны);
    страховое предпринимательство (особая форма финансового предпринимательства, заключающаяся в том, что предприниматель получает страховой взнос, который возвращается только при наступлении страхового случая).

    Формы предпринимательства
    По признаку объектов предпринимательства
    Малый бизнес (до 50 человек):
    Франчайзинг – система мелких частных фирм, которые заключают контракт на право пользования фабричной маркой крупной фирмы и своей деятельности на определенной территории и в определенной форме.
    Венчурная фирма – коммерческая организация, занимающаяся разработкой научных исследований для их дальнейшего развития и завершения. Венчурные предприятия делают бизнес на нововведениях.
    Средний бизнес (до 500 человек) – непрочен, так как ему приходится конкурировать как с крупным, так и с мелким предпринимательством, в результате чего он либо перерастает в крупный, либо перестает существовать вообще. Исключение составляют лишь фирмы, которые являются монополистами в выпуске какой-либо специфической продукции, имеющей своего постоянного потребителя.
    Крупный бизнес (до нескольких тысяч человек) – отличается большей прочностью, чем средний или мелкий. Его монопольное положение на рынке дает ему возможность производить дешевую и массовую продукцию. 5
    По типу фирм
    полные товарищества – организации, имеющие складочный капитал, разделенный на доли, представляющие собой договорные объединения предпринимателей, несущих ответственность по обязательствам товарищества принадлежащим им имуществом, и предполагающие их личное участие в делах товарищества;
    товарищества на вере (или коммандитные товарищества) – товарищества, состоящие из двух категорий участников: полных товарищей, солидарно несущих полную ответственность по обязательствам товарищества, и вкладчиков (коммандитистов), несущих лишь риск убытков, связанных с деятельностью товарищества в пределах сумм внесенных ими вкладов и не участвующих в осуществлении предпринимательской деятельности товарищества;
    общества с ограниченной ответственностью – организации, имеющие уставный капитал, разделенный на доли, представляющие собой объединения капиталов и не предполагающие личного участия членов общества в его делах. Участники общества не отвечают по его обязательствам;
    акционерные общества (публичные и непубличные) – хозяйственные общества, образованные одним или несколькими лицами, не отвечающими по обязательствам общества, но несущие риск убытков в пределах стоимости принадлежащих им акций. Уставный капитал акционерного общества разделен на доли, права участников на которые устанавливаются в соответствии с приобретенными акциями;
    помимо названных коммерческие организации могут быть созданы в форме производственного кооператива – объединения лиц (не менее пяти) для совместного ведения предпринимательской деятельности на началах их личного трудового и иного участия, имущество которого складывается из паев членов кооператива;
    унитарные предприятия – особые коммерческие организации. 6

    Основные принципы, регулирующие предпринимательскую деятельность:
    свобода предпринимательской деятельности;
    инициативная и самостоятельная деятельность;
    получение прибыли как главная цель предпринимательской деятельности;
    юридическое равенство различных форм собственности;
    законность в предпринимательской деятельности;
    свобода конкуренции и ограничение монополистической деятельности;
    государственное регулирование (прямое – регистрация и лицензирование предприятий, сертификация продукции; косвенное – льготные кредиты, льготы по налогообложению).

    Функции предпринимательства:
    ресурсная (соединение естественных, инвестиционных, трудовых ресурсов в единое целое);
    организационная (использование предпринимателями своих способностей для получения высокого дохода);
    творческая (использование новаторства в деятельности). 7

  3. proqramist300 Ответить

    Потребности и мотивы
    Что побуждает
    человека ставить цели и добиваться их осуществления?
    Для ответа на
    эти вопросы надо обратиться к таким понятиям, как потребности и мотивы.
    Потребность —
    это исходная форма активности живых организмов.
    На первом этапе
    потребность, как правило, не представлена субъекту, не «расшифрована» для него.
    Он может испытывать состояние какого-то напряжения, неудовлетворенности, но не
    знать, чем это состояние вызвано
    В ходе поисковой
    деятельности обычно происходит встреча
    потребности с ее предметом, которой и завершается первый этап в «жизни»
    потребности
    Процесс
    «узнавания» потребностью своего предмета получил название «опредмечивания»
    потребности В акте опредмечивания рождается мотив. Мотив и
    определяется как предмет потребности.
    Если посмотреть
    на то же событие со стороны потребности, то можно сказать, что через
    опредмечивание потребность получает свою конкретизацию. В связи с этим мотив
    определяется еще иначе — как опредмеченная
    потребность.
    Подчеркивание
    этого факта дает возможность правильно подойти к вопросу о характере биологических потребностей. Существует
    мнение, что у человека биологические потребности те же, что и у животных; на
    них лишь наслаиваются специфически человеческие, социальные и духовные (высшие)
    потребности.
    В процессе
    воспитания речь идет не просто о выработке правил поведения. На самом деле в
    эти моменты происходит важнейший процесс очеловечивания ребенка в
    точке преобразования биологических потребностей.
    &#146
    Главное содержание этого процесса – формирование потребностей человеческого
    типа Вслед за опредмечиванием потребности и появлением мотива резко
    меняется тип поведения.
    Если до этого
    момента поведение было ненаправленным, поисковым, то теперь оно
    приобретает «вектор», или направленность Согласно еще одному
    определению мотив – это то, ради чего совершается
    действие.
    Определение мотива как предмета потребности не надо понимать слишком буквально,
    представляя предмет в виде вещи, которую можно потрогать руками. «Предмет»
    может быть идеальным, например, той же нерешенной задачей, художественным
    замыслом и т. п.
    С3. Чем, по мнению автора, характер биологических потребностей человека
    отличается от биологических потребностей животных? Опираясь на текст, знания
    курса и личный опыт, укажите два отличия и приведите любые два примера,
    иллюстрирующие их.
    С4. Автор утверждает, что «вслед за. .. Появлением
    мотива резко меняется тип поведения». Опираясь на текст, знания курса и личный
    опыт, объясните, почему поведение зависит
    от мотива. Смоделируйте ситуацию, иллюстрирующую роль мотива в
    поведении индивида

  4. mir0b0t Ответить

    Рациональное экономическое поведение — представляет собой желание потребителя и производителя, получить максимальную выгоду при минимальных затратах в условиях ограниченности используемых возможностей и ресурсов.
    Другим словами, экономика при анализе рынков исходит из положения, согласно которому участники рыночных отношений (потребитель, производитель) стремится добиться максимальной выгоды и при этом желает затратить минимальные усилия. Любой из нас стремиться максимально выгодно потратить свои ограниченные ресурсы, покупая туфли мы изучаем предложение нескольких магазинов, изучаем отзывы потребителей продукта с одной лишь задачей, потратить свои ресурсы эффективно и купить туфли лучшего бренда, лучшего качество по минимальной возможной стоимости.
    В учебнике К.Р. Маркконнел и С.Л. Брю «Экономикс», данное понятие обознается термином  — рациональный эгоизм.
    Проблема рационального поведения:
    Как показал опыт применения экономических моделей рыночной экономики в Азии странах, России и прочих государствах с недолгим периодом функционирования рыночной экономики существует проблема не функционирования части методов и моделей рыночных механизмов разработанных в странах Запада и успешно там примененных. Это связано с тем, что рациональный человек западной культуры и рациональный человек стран Азии, это два человека с разным поведением. Религиозный фундаментализм, различные идеологические парадигмы заставляют человека поступать не рационально (с точки зрения европейского человека), вместо выгоды (приобретения более дешевого и более качественного товара), потребитель готов переплатить, поступить «нерационально» так как от него это требует воспитание, религия, местные условия (байкот товаров из Великобритании в период колониальной зависимости Индии).
    Однако, мировая практика показала, что альтернативы  — рациональному человеку западного образца практически нет (Ф. Фукуяма «Конец истории», Ж. Аттали «Линии горизонта»). Поэтому в общенаучном значении, предпосылка экономической теории —  рационального поведения участников рынка. является краеугольной для экономического анализа.
    Экономическая теория выделяет три формы поведения рационального участника рыночных отношений:
    полная рациональность;
    ограниченная рациональность;
    Органическая (слабая) рациональность.
     Полная рациональность: предполагает, что участника рынка обладают всей полнотой информации и может максимально выгодно приобрести необходимое благо, при минимально низких затратах;
    Ограниченная рациональность: участник рыночных отношений стремится к достижению наилучшего варианта, но из-за отсутствия всей полноты информации способность участника рынка сделать правильный выбор ограничена;
    Органическая рациональность: участник рыночных отношений при выборе того или иного блага уделяет особое внимание соблюдению формальных и неформальных правил поведения общества. Т.е. органическая — человек как часть организма, в котором есть формальные требования к выбираемому благу, где не цена и качество влияет на выбор, а правила установленные в обществе.
    Итого, еще раз повторим определение: рациональное экономическое поведение — представляет собой желание потребителя и производителя, получить максимальную выгоду при минимальных затратах в условиях ограниченности используемых возможностей и ресурсов.
    Рациональное экономическое поведение —  одно из ключевых предпосылок, на основе которой, на ряду с другими предпосылками, строиться вся экономическая теория.

  5. darkfox7 Ответить

    Смотреть что такое “РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ” в других словарях:

    Рациональное поведение — (англ. Rational behavior) в экономике допущение, предполагающее, что индивидуальное поведение определяется стремлением к увеличению некоторых объективных показателей. в психологии способность отвергать автоматические эмоциональные решения.… … Википедия
    Рациональное поведение потребителя/экономическая рациональность — CONSUMER/ECONOMIC RATIONALITY В теории спроса предполагается, что при покупке товаров потребитель стремится получить максимальный результат при минимальных затратах, т.е. ведет себя рационально. См. Economic man … Словарь-справочник по экономике
    Целе- или, и инструментально-рациональное поведение — действие, предполагающее свободный и осознанный выбор цели (термин М.Вебера) … Социология: словарь
    Ценностно-рациональное поведение — действие, базирующееся на сознательной ориентации или вере в нравственные или религиозные идеалы (термин М.Вебера) … Социология: словарь
    Рациональное экономическое поведение — [economic ra­tio­nality, economizing] теоретическое представление о поведении экономического субъекта (потребителя, производителя, хозяйственной организации и т.п.), которое удовлетворяет некоторым заданным правилам установления предпочтений.… … Экономико-математический словарь
    рациональное экономическое поведение — Теоретическое представление о поведении экономического субъекта (потребителя, производителя, хозяйственной организации и т.п.), которое удовлетворяет некоторым заданным правилам установления предпочтений. Например, для потребителей это правила… … Справочник технического переводчика
    агрессивное поведение —    враждебные действия с целью нанесения физического или морального ущерба другому человеку. Возникает как импульсивная реакция в условиях конфликта, невозможности удовлетворения потребностей. У маленьких детей А. п. носит неосознанный характер,… … Дефектология. Словарь-справочник
    ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ — – общественная наука, которая изучает законы ведения хозяйства и рациональное поведение хозяйствующих субъектов на различных уровнях. Ее объектом является смешанная социально ориентированная экономика. Экономическая теория, во первых, изучает… … Экономика от А до Я: Тематический справочник
    Вебер Макс —     ВЕБЕР (Weber) Макс (21 апреля 1864, Эрфурт 14 июня 1920, Мюнхен) немецкий социолог, историк, экономист. В 1882 86 изучал право в университете Гейдельберга. В 1889 защитил диссертацию по средневековому хозяйственному праву. С 1893 профессор в… … Философская энциклопедия
    Теория потребления — одна из основополагающих дисциплин микроэкономики. Она исследует экономические решения, в особенности в области потребления частными экономическими агентами. Содержание 1 Основные допущения 1.1 Удовлетворение потребностей … Википедия

  6. Andreyhachikyan Ответить

    В целом рациональное поведение производителя является ответом на вопрос: “Как из ограниченного количества ресурсов получить наибольшую прибыль?” Частный вариант этого вопроса возникает, когда тот или иной предприниматель приходит к необходимости расширения – как при имеющихся у него ресурсах добиться увеличения объема выпускаемой продукции?
    Например, эту задачу можно решить с помощью расширения объемов производства за счет количественных изменений (увеличить мощности, количество используемых природных ресурсов и рабочих), либо – за счет улучшения продуктивности (производительности) ресурсов. В странах с развитой экономикой предпочитают использовать второй путь решения проблемы. Он означает рост производительности труда (количество товара, производимое в одну единицу времени одним рабочим). На фоне истощения запасов полезных ископаемых и удорожания продуктов из них этот путь выглядит оптимальным.

    Как и за счет чего происходит повышение производительности труда? Во-первых, помогает специализация на каком-либо виде деятельности. Выполняя одну и туже небольшую операцию, работник приобретает более хорошие навыки, и его производительность увеличивается. Во-вторых, использование современных технологий позволяет увеличить объем выпуска тех или иных товаров за тот же промежуток времени. В-третьих, на данный фактор влияет профподготовка и качественное образование сотрудников. Качество продукции находится в тесной связи с уровнем профессионализма тех, кто над ней трудится.
    Одно из исследований, проведенное ученым Бруклинского института, показало, что 28 процентов прироста национального дохода США с 1929 по 1982 год было создано благами технического прогресса, 19 процентов зависело от вливаний капитала и 14 процентов – от увеличившихся образовательной и профессиональной подготовки рабочих.

    Какие можно сделать выводы?

    Итак, поведение потребителей и производителей обусловлено разумными причинами, обеспечивающими наиболее успешную экономическую стратегию. Характерной чертой рационального поведения потребителя является сравнение и анализ предложений рынка и возможность делать финансовые накопления. А для производителя важнее всего найти баланс между затратами на обеспечение рынка своим товаром или услугой и его ценой, имея ввиду при этом конкурентность своей ниши и актуальный спрос на свое предложение.

  7. pavp Ответить

    Экономическое поведение – тип поведения индивида в экономических реалиях. Если выгода превосходит затраты, то действие называется рациональным.

    Типы рационального поведения

    Личные интересы составляют основу рационального поведения.
    Определение задач диктуются рациональным поведением.
    Главный постулат рациональности – получение прибыли при минимальных усилиях. Рациональность можно разделить на:
    Полная – комплекс информации, доступный человеку, будет задействован для получения прибыли.
    Ограниченная – совокупность неполных сведений представляет некие препятствия, в ходе не владения всей информацией человек не достигнет максимальной выгоды.
    Органическая – формальные и неформальные своды ограничивают рациональность выбора.
    Потребитель – человек или круг лиц, приобретающих продукт и использующий услуги для удовлетворения нужд, не приносящих доход. Потребитель представлен индивидом, фирмой, организацией, государством. Потребление – использование товаров для личных целей.

    Виды потребления

    Производственное – применение сырья в ходе изготовительного процесса.
    Непроизводственное – использование произведённого продукта для удовлетворения нужд общества.
    Цель потребителя – достижение максимальной пользы в ходе использования товара или услуги. Ограничениями достижения цели представлены: бюджет, ценовая категория, разнообразие предлагаемых товаров.
    Рациональное поведение потребителя – обдуманное поведение индивида, представленное сопоставлением товара и издержками.
    Суверенитет потребителя – владелец ресурсов единолично принимает решения об использовании собственности.

    Этапы рационального поведения

    Сопоставление товара и пользы, приносящей им;
    Осмысление известных сведений о продукте или поиск новых;
    Оценка приобретения;
    Решение о покупке или не покупке товара.
    Доход потребителя – финансовая прибыль, которую получает индивид за определённое время для удовлетворения базовых потребностей. Номинальный доход – финансовая прибыль в чистом виде без учёта инфляций и ценовой категории на рынке.

    Источники денежного дохода потребителя

    Вознаграждение за производственный труд – заработная плата;
    Бюджетные выплаты (пенсии, субсидии, стипендии);
    Денежная прибыль за предпринимательство;
    Доход от имущества или ценных бумаг.
    Реальный доход – объём приобретённой продукции или услуг за денежный доход.

    Виды потребительских расходов

    Минимальные или же базовые расходы – средства личной гигиены, одежда, продукты питания, затраты на транспортные средства и т.д.
    Произвольные – мебель, техника, учебники, велосипед и т.д.
    Уровень жизни – индексы удовлетворённости жизнедеятельности населения.
    Индекс развития человеческого потенциала – оценивание экономического состояния и возможностей страны. Во время подсчёта статистики во внимания берутся показатели продолжительности жизни, образованности населения и т.д.
    Качество жизни определяется уровнем государственной безопасности, образованности, культурного развития, экономической осведомлённости.

    Рациональное поведение производителя

    Цель производителя в рыночной экономике – максимальный доход при минимальных усилиях. Производитель должен определится какими методами ограничивать ресурсы и добиваться высоких показателей, как увеличить количество выпускаемого продукта при минимальных затратах ресурсов. Производительность – показатель, отражающий низкий или высокий уровень эффективности при создании итогового продукта.
    Производительность можно увеличить посредствам: улучшение путей пользования экономическими ресурсами, улучшение эффективности пользования ресурсов.
    Производительность труда – результат изготовительного процесса, измеряемый в единице продукта за назначенный временной промежуток.
    Факторы роста производительности: разделение по трудовой деятельности, внедрение новых технологий, улучшение квалификации работников, эффективные методы управления.
    Бизнес – трудовая деятельность, направленная на постоянное получение прибыли.
    Предпринимательство – осознанная трудовая деятельность индивида, происходящая от собственного имени, направленная на увеличение финансового состояния при продаже готового товара или оказания услуг.
    Виды предпринимательства 

    Формы предпринимательства

    1) По объектам:
    Малый бизнес – включает в себя до 50 человек, используемых на производстве.
    Средний бизнес – включает в себя до 500 человек, используемых на производстве.
    Крупный бизнес – включает в себя 1000-2000 тысяч человек, используемых на производстве.
    2) Тип фирмы:
    Индивидуальное предпринимательство –  предпринимательство, которым единолично владеет индивид.
    Партнёрство – совместное владение бизнесом двух человек.
    Кооператив – совестное ведение бизнеса с 3-мя и более людьми.
    Корпорация – совокупность индивидов, ведущих совместную предпринимательскую деятельность.
    Предпринимательство заключает в себе следующие функции:
    Ресурсная – комплекс трудовых, человеческих ресурсов.
    Организационная – получение высокой прибыли с помощью способностей владельца.
    Творческая – особенный подход к предпринимательской деятельности.

  8. konran00 Ответить

    Ресурсная составляющая в понятии экономической рациональности подразумевает несколько разнородных ограничений, рассматриваемых в самостоятельных теориях.
    Первым ограничением является ограниченная информация. К примеру, при принятии решения о покупке, покупатель не имеет абсолютно полной информации, так как ее не существует или же ее стоимость слишком высока.
    Второе ограничение – это транзакционные издержки. Получение и интерпретация полной информации, выбор вариантов и оптимальное решение потребовали бы существенных временных и денежных расходов. Ограниченная рациональность подразумевает выбор не самого лучшего, а удовлетворительного, достаточно близкого к наилучшему, варианта. Индивид в таком случае стремится достичь некоторого удовлетворительного уровня полезности, а не максимизировать полезность.
    Третье ограничение – это ограниченные возможности обработки имеющихся данных. Рациональный субъект будет вынужден удовлетворяться определенной не бесконечной информацией, которую в состоянии проанализировать, учитывая свои способности.

    Типы рациональности

    Если под рациональностью подразумевается максимизация целевой функции при имеющихся ограничениях, то в экономическом поведении рассматриваются разнородные, ресурсные и целевые ограничения.
    Помимо этого, рациональность имеет различные способы обоснования. Р. Будон предложил классификацию типов экономической рациональности (рисунок 1).
    Проводя анализ механизмов объяснения рациональности, целевых и ресурсных ограничений, различий в положении человека в конкурентной среде заставляет признать, что развитие теоретических представлений о экономической рациональности делает сложнее модель поведения в экономике. Общество устанавливает цели экономического поведения субъектов, определяет их статус и возможности доступа к ресурсам, формы и институты достижения цели, а также принцип определения результата.

    Рисунок 1. Типы рационального поведения в экономике. Автор24 – интернет-биржа студенческих работ

  9. Gans99 Ответить

    Экономическое поведение – образ, способ, характер экономических действий граждан, работников, руководителей, производственных коллективов в тех или иных складывающихся условиях экономической деятельности.
    Потребитель – это тот, кто приобретает и использует товары, заказывает работы и услуги для личных бытовых нужд, не связанных с извлечением прибыли.
    Потребителем выступает каждый из нас, фирма, организация и государство в целом.
    Потребление – использование, употребление. Применение продукции, вещей, благ, товаров и услуг в целях удовлетворения потребностей.
    Виды потребления: 1) производственное (расходование, использование ресурсов в процессе производства); 2) непроизводственное (конечное потребление благ людьми, населением для удовлетворения жизненных потребностей).
    Виды потребностей: 1) первичные (физиологические, экзистенциальные) и вторичные (социальные, престижные, духовные); 2) насыщаемые (имеющие чёткий предел) и ненасыщаемые (стремление удовлетворить которые не имеет чётко обозначенного предела [потребность в знаниях]).
    К потребностям (мотивам) относят не только то, что приносит пользу, крайне необходимо для жизни, но и реальные запросы на предметы, которые могут оказаться вредными для здоровья, но потребляются в силу сложившихся привычек и получаемого удовольствия.
    Цель потребителя – извлечение максимальной полезности от потребления товаров и услуг.
    Ограничения на пути достижения цели потребителя: 1) потребительский, семейный бюджет (баланс денежных доходов и расходов семьи); 2) цены на товары и услуги; 3) ассортимент предлагаемых товаров и услуг.
    Торстейн Веблен (1856-1929) [«Теория праздного класса» (1899)] отвергал представление о человеке, выступающем в качестве субъекта максимизации полезности или, как он сам писал, в качестве «молниеносного вычислителя удовольствий и неприятностей или маленького шарика, раскатывающегося под действием стимулов, которые швыряют его туда-сюда, в то время как он сам остаётся невозмутимым». В действительности экономическое поведение человека носит более сложный, иногда даже иррациональный характер. Человек находится под влиянием различных психологических стереотипов – инстинкта подражания, инстинкта самосохранения, склонности к соперничеству, праздному любопытству и т.д. При этом особую роль играет то, что Веблен называл «завистливое сравнение» (кто-то живёт лучше, кто-то имеет больше). Отсюда учёный выводил приверженность к «престижному», демонстративному потреблению и накоплению капитала.
    Потребление демонстративное – потребление товаров и услуг с целью получения эффекта от демонстрации их использования.
    Веблен критически относился к капитализму, рыночной системе. Он полагал, что эта система эксплуатирует худшие черты человеческой психологии. Используя стремление людей к демонстративному потреблению, крупные фирмы непрерывно поднимают цену, формируют спрос с помощью рекламы, воздействуют на распределение и использование экономических ресурсов в своих интересах. Это ведёт к неразумной трате ресурсов в богатых странах за счёт бедных и лишает потребителя свободы выбора, навязывает ему решения, выгодные крупным предприятиям, монополизировавшим рынок.
    Выход из создавшейся ситуации Веблен видел в переходе власти от «праздного класса» (т.е. крупной буржуазии) к «технократам», т.е. рационально мыслящему инженерно-техническому персоналу, которые преобразуют капитализм в более разумную, более чуткую к насущным потребностям людей систему.
    Рациональное поведение потребителя – это продуманное поведение, предполагающее сопоставление результатов действия с затратами.
    В странах с командной экономикой действия потребителя регламентируются. В рыночной экономике потребитель обладает свободой экономического поведения.
    Суверенитет потребителя – право владельца любых видов ресурсов самостоятельно принимать решения, связанные с распоряжениями этими ресурсами и их использованием.
    Этапы рационального поведения потребителя: 1) осознание необходимости покупки; 2) поиск информации о товаре или услуге; 3) оценка возможных вариантов покупки; 4) принятие решения.
    Доходы и расходы потребителя.
    Доходы потребителя.
    Доход потребителя – это сумма денежных средств, получаемых за определённый промежуток времени и предназначаемых для приобретения благ и услуг на цели личного потребления.
    Номинальный доход – доход, исчисленный в чисто денежном выражении, без учёта покупательной способности денег, уровня цен, инфляции.
    Основные источники номинального (денежного) дохода потребителя.
    1) заработная плата;
    2) социальные выплаты государства (пособия, пенсии, стипендии);
    3) доход от предпринимательской и иной деятельности;
    4) доход от собственности (плата за аренду квартиры, процент на денежный капитал, дивиденды по ценным бумагам).Реальный доход – количество товаров и услуг, которые можно приобрести на сумму номинального дохода.
    Реальный доход зависит от объёма конечных доходов (номинальный доход – подоходный налог) и уровня цен на товары и услуги.
    Реальный доход = объём конечных доходов / индекс потребительских цен.
    Расходы потребителя.
    Виды потребительских расходов:
    1) обязательные, минимально необходимые расходы (питание, одежда, транспорт, коммунальные услуги);
    2) произвольные (туризм, книги, картины, машины).
    Какие зависимости существуют между доходами и расходами?
    Во многих домашних хозяйствах полученный доход распадается на две части: 1) используется для покупки товаров и оплаты услуг, необходимых для удовлетворения личных потребностей людей; 2) вторая часть образует сбережения.
    1) чем больший доход получает потребитель, тем большую сумму он способен потратить на потребление;
    2) чем больший доход получает потребитель, тем больше сумма сбережений;
    3) чем больше доход семьи, тем меньше доля расходов на питание и больше на товары длительного пользования, а также больше удельный вес сбережений;
    Закон Энгеля (1821-1896): чем выше уровень доходов семьи, тем меньше доля её расходов на продовольственные товары и выше расходы на предметы роскоши, изысканные вещи, сбережения.
    В США доля расходов на питание составляет 10-15%, а значительное число русских семей тратит на питание от 40 до 48% своих расходов.
    Размещение сбережений.
    Способы размещения сбережений: 1) сберегательный счёт в сбербанке; 2) приобретение ценных бумаг; 3) приобретение недвижимости; 4) страхование жизни, здоровья, имущества.
    При выборе вариантов размещения сбережений потребителю необходимо сравнивать их с токи зрения 1) надёжности, 2) процента на доход, 3) ликвидности (возможности лёгкого обращения сбережений в наличные деньги).
    Уровень жизни.
    Уровень жизни – это уровень благосостояния населения, степень удовлетворения основных жизненных потребностей людей.
    Для характеристики уровня жизни используются многообразные показатели: 1) потребление на душу населения, 2) реальные доходы населения, 3) обеспеченность жильём, 4) показатели развития образования, здравоохранения, социального обеспечения.
    Эксперты ООН считают, что уровень жизни характеризует особый показатель – индекс развития человека (индекс человеческого развития), вычисляемый на основе трёх величин: 1) ВВП на душу населения, 2) средняя продолжительность жизни и 3) уровень образования.
    Индекс человеческого развития был предложен в 1990 г. группой исследователей Программы развития ООН для интегральной оценки человеческого прогресса.
    Разделив валовой внутренний продукт страны (ВВП) на количество граждан, мы получаем показатель, который называется ВВП на душу населения. По этому показателю можно сравнивать степень экономического развития и уровень жизни разных стран. Именно ВВП на душу населения является одним из основных показателей уровня жизни нации. Когда производство растёт быстрее, тогда на одного жителя страны приходится всё больше товаров и услуг, и уровень жизни повышается. Если численность населения растёт быстрее, чем производство, средний уровень жизни снижается.
    Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) – индекс для сравнительной оценки экономического потенциала различных стран. При подсчёте ИРЧП учитываются три вида показателей: 1) средняя продолжительность предстоящей жизни при рождении, 2) уровень грамотности взрослого населения страны, 3) совокупная доля учащихся. Индекс был разработан в 1990 г. пакистанским экономистом Махбубом эль Хаком. С 1993 г. используется ООН в ежегодном отчёте по развитию человеческого потенциала.
    Уровень жизни можно рассматривать как для страны в целом, так и для отдельных социальных групп населения с учётом региональных особенностей.
    Качество жизни.
    Качество жизни = уровень жизни + условия и безопасность труда + культурный уровень + физическое развитие и т.д.
    Рациональное поведение производителя.
    Цели производителя.
    Производители это люди, фирмы, предприятия. т.е. все те кто изготавливает и продаёт нам товары и предоставляет услуги.
    Цель производителя в рыночной экономике – получение как можно большей прибыли при наименьших затратах.
    Рациональная организация экономической деятельности требует от производителя решения целого ряда вопросов: как, имея ограниченные ресурсы, добиться целей своего производства? Каким образом комбинировать производственные ресурсы, чтобы издержки были минимальны? Как увеличить объём выпускаемой продукции при имеющихся ресурсах?
    Эффективность использования ресурсов.
    Показателем или мерой того, насколько эффективно используются доступные ресурсы, является производительность.
    Производительность – 1) это объём товаров и услуг, создаваемых на единицу затрат; 2) объём благ, которые удаётся получить от использования единицы определённого вида ресурсов в течение фиксированного периода. Затратами могут быть любые ресурсы, задействованные в процессе производства, – земля, топливо, расходы на оборудование и т.д.
    Пути увеличения производительности, объёма производства: 1) расширение объёмов использования экономических ресурсов (экстенсивный путь); 2) увеличение эффективности их использования (интенсивный путь).
    Экстенсивный путь заключается в количественном изменении ресурсов (увеличение производственных мощностей, количества используемых природных ресурсов, числа занятых работников), интенсивный – в улучшении качественных характеристик ресурсов, улучшении их продуктивности или производительности.
    Большинство стран сегодня делают акцент на втором способе расширения производственных возможностей.
    Производительность труда (результативность = продуктивность труда, которая измеряется количеством продукции, произведённой в единицу времени).
    Факторы (способы) роста производительности труда (= увеличения объёма выпускаемой продукции):
    1) разделение труда, или специализация;
    2) использование новой техники или технологии;
    3) уровень образования и профессиональной подготовки работников;
    4) эффективность управленческих решений.

  10. Roman8112 Ответить

    В этой части работы мне бы хотелось рассмотреть изначально понятие экономического поведения.
    Итак, под экономическим поведением понимается поведение, которое связано с перебиранием нескольких вариантов альтернатив и выбором наиболее рациональной альтернативы. То есть необходимо сделать тот выбор, где будет минимум издержек и, соответственно, максимум выгоды.
    К предпосылкам экономического поведения следует отнести экономическое сознание и мышление, интересы и социальные стереотипы. И каждый из вышеперечисленных предпосылок по-своему определяет тот или иной тип экономического поведения. Например, мышление является предпосылкой, которая управляет поведением человека. Необходимо сбалансировать эмоциональность и рациональность, чтобы придти к таким действиям, которые принесут прибыль и выгоду, за вычетом затрат, которые потребуются для этих действий.
    Взаимодействуя между собой, люди преследуют свои экономические интересы, удовлетворяют свои потребности.
    Существует несколько моделей экономического поведения. Первую разработал А. Смит. Она строится на признании заработной платы как основу экономического поведения. Ей присущи несколько условий:
    1. Занятие может быть приятным или неприятным.
    2. Обучение занятием может быть легким и дешевым, или же трудным и дорогим.
    3. Занятия могут быть постоянные или непостоянные.
    4. Люди, которые этим занимаются, могут принимать на себя больше или меньше доверия.
    5. Успех в этом занятии может быть как вероятен, так и не вероятен.
    Данные условия обуславливают баланс выгод и издержек, действительных или же воображаемых, на которых опирается рациональный выбор человека.
    Альтернативные варианты, выбираемые в каждом из пяти условий заработка денег исходя из склонностей и предпочтений людей, определяют их экономического поведения.
    Из исследований А. Смита видно, что можно выделить 2 типа экономического поведения: до рыночный и рыночный.
    Первый можно описать как минимум дохода при минимальных затратах. Человек, обладающий признаками до рыночного экономического поведения, не принимает рынок или настороженно к нему относится, он низко оценивает собственные представления о экономике и рынке, он находится под сильным влиянием социальных стереотипов.
    Второй тип экономического поведения – рыночный, можно описать, как максимум дохода при максимальных трудовых затратах. Человек экономически активен. У него есть понимание, что, сколько вложишь знаний и усилий в рынок, столько и получишь благ. Причем, сказать однозначно, что второй тип экономического поведения уже сформировался, нельзя. Он находится в процессе формирования.
    Издержки рынка труда привели к формированию третьего типа – псевдо рыночного. Его можно описать, как максимум дохода при минимальных затратах.
    Другая модель основана на методах П. Хейне, американского экономиста. Она опирается на то, что экономический образ мышления имеет 4, взаимосвязанные между собой, особенности.
    Первая звучит так: люди выбирают. Далее говорится о том, что выбирают только индивиды и выбирают рационально. И, наконец, говорится о том, что все общественные отношения можно понимать, как рыночные. Эти условия формируют баланс между действительными и воображаемыми выгодами, на которых базируется рациональный выбор. И, делая выбор, человек предпринимает действие, в соответствии с ожиданиями это действие принесет наибольшую пользу.
    При этом, чем серьезнее экономические обоснования выбора, тем больше вероятность того, что он будет рациональным.
    Существует также социологизированная модель экономического поведения. Согласно ей, необходимо соблюдение следующих условий: выбор делается на основе выбора общества; иррациональные выборы людей бессознательны; действия обусловлены социальными стереотипами и экономическими интересами.
    Согласно этой модели, в реальной обстановке выбор делается на основе подвижности равновесия нормативного и индивидуального в социальном стереотипе и при этом, более глубокие причины выбора – экономические интересы, которые порой не осознаются людьми.
    В этой части своей работы хотелось бы рассмотреть еще один интересный факт.
    Часто принимать правильные рациональные решения человеку мешает его психика. А точнее, в целом устройство человеческой психики. Так называемый, эффект мухи и слона. Под мухой подразумевается мотивы и поступки к тому или иному действию, а под слоном ситуация, в которой человек находится в данный момент. В одном из рассказов о Шерлоке Холмсе: Ватсон интересуется у сыщика, почему он не внес в список подозреваемых женщину, которая сильно нервничала, отвечая на вопросы. На что сыщик пояснил, что у нее просто был не напудрен нос.
    То есть часто на наш выбор оказывают влияние незначительные детали. К примеру, интонация собеседника, или же смена настроения. Это может перечеркнуть все рациональное и обдуманное.
    К тому же очень часто люди не анализируют тот или иной поступок, а стараются найти объяснение, удобное им. И даже когда поступок поддается анализу, привычно во внимание принимаются только те факту, которые человеку известны из прошлого опыта, которые подтвердят их начальную теорию.
    Человеческие отношения закономерно отклоняются от стандартной модели. И это не просто слова, в 2002 г. Д. Канеман получил Нобелевскую премию за данную трактовку.
    В какой-то момент все эти отклонения от нормальности стало нереально не заметить. Муха из погрешностей превращалась в слона – не поддающегося рациональным объяснениям человека.
    По мнению Д. Канемана те правила и принципы, которые лежат в основе выбора, в процессе принятия решения часто игнорируют. И вместо реальной выгоды, люди следуют своим привычкам, установкам, стереотипам. И если и готовы рисковать, то, скорее всего, чтобы не вышло беды, а не потому что это сулит личную выгоду.
    На принятие экономического рационального решения также влияет мировоззрение человека. Есть интересная игра «Ультиматум». Ведущий игры предлагал определенную сумму денег игроку. Игрок должен был поделиться со вторым игроком таким образом, чтобы тот не отказался принять деньги. Причем, по мнению игрока, который делил деньги, второй игрок должен был бы принять любую сумму. В случае, если второй игрок не принимает сумму, деньги не достаются никому. Поэтому второй игрок, казалось бы, должен и малым довольствоваться. Но на самом деле все происходило иначе.
    Такие игры проводились в Америке и России. В Америке чаще всего встречались варианты, когда третью часть из общей суммы отдавали второму игроку. Причем, зачастую он отказывался, предпочитая остаться совсем без денег. Он воспринимал такой жест, как оскорбительный, несправедливый. В России же наиболее часто встречающиеся варианты были дележки денег пополам, чтобы не обидеть второго участника.
    С точки зрения экономики, как науки, поведение, когда игрок отказывался от меньшей суммы, абсолютно абсурдно. Но, к сожалению, в жизни также часто можно встретить подобные ситуации. Люди готовы отказаться от личной выгоды из-за чувства справедливости, обиды и прочее.
    Весьма актуальна в этом вопросе легенда о постройке Психиатрической больницы №1 имени Н.А. Алексеева. В легенде говорится, что глава города Н.А. Алексеев объявил сбор средств на постройку больницы. После этого к нему подошел богатый купец и пообещал миллион, если Алексеев при всех поклонится ему в ноги. Глава города поклонился, и больница была построена.
    Такие ситуации, когда тешится самолюбие, встречаются достаточно часто. И с экономической точки зрения они абсурдны. Множество компаний на сегодняшний день, занимаясь рекламой, выбирают под целевую аудиторию не людей с рациональным поведением, а, напротив, тех, кто им не обладает. И таких, к сожалению, в нашей стране немало.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *