Что такое речевое общение для 4 класса?

13 ответов на вопрос “Что такое речевое общение для 4 класса?”

  1. MULTIK Ответить

    Смотреть что такое “Речевое общение” в других словарях:

    РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ — РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ. Общение с помощью речи, направленное на достижение цели коммуникации; форма взаимодействия двух или более людей посредством языка, включающая обмен информацией познавательного или аффективно оценочного (см. аффект) характера. В Р … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
    речевое общение — общение при помощи естественного языка … Толковый переводоведческий словарь
    РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ — мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной, жизненной целевой установки, протекает на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности [92] … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины
    Речевое общение — Имена существительные    разг. БОЛТУ/Н, разг. говору/н.     Тот, кто любит много разговаривать.     ВОЗРАЖЕ/НИЕ, проте/ст.     Опровергающий довод, мотивированное несогласие.     ДОГОВО/Р, договорённость, сго/вор, согла/сие и согла/сье,… … Словарь синонимов русского языка
    Речевое общение — Речевое общение  см. Речь … Лингвистический энциклопедический словарь
    ОБЩЕНИЕ РЕЧЕВОЕ — ОБЩЕНИЕ РЕЧЕВОЕ. См. речевое общение … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
    Речевое событие — основная единица речевого общения (речевой коммуникации). Еще Аристотель замечал, что «речь слагается из трех элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается» (Риторика. Книга 1). Развитие этих … Педагогическое речеведение
    Общение фатическое — (англ. phatic фатический, означает положительно оцениваемый на эмоционалном уровне безотносительно содержания) это О. с целью поддержать контакт. О.ф. объединяет разл. интимно дружеские и интимно семейные разговоры, а также застольные и салонные… … Психология общения. Энциклопедический словарь
    Общение в многомерной концепции личности В. Ф. Моргуна — О. рассматривается как межличностное взаимодействие (субъект субъектные отношения, или взаимоотношения), к рые могут выступать либо как процесс О., либо как деятельность О. Это различение определяется местом О. в структуре жизнедеятельности… … Психология общения. Энциклопедический словарь
    Общение: интегративная методология изучения — В интегративную методологию включают совокупность приемов и операций, а также способ познания объектов, представляющих собой целостные (интегративные) системы. К интегративным, т. е. органично целым, относятся объекты, к рые приобретают нек рые… … Психология общения. Энциклопедический словарь

  2. Negami Ответить

    Урок № 1.
    Тема: Проверь себя. Общение устное и письменное.
    Цель: обобщить и систематизировать знания учеников о чтении и письменной речи как видах речевой деятельности.
    Задачи: вспомнить изученное о речевой ситуации, о её компонентах: кому, кто, что, зачем говорит;
    развивать коммуникативные способности, воображение;
    воспитывать культуру речи.
    Оборудование: индивидуальные карточки, таблицы по чтению, картина И. Репина, портрет К. Паустовского.
    Тип урока:  актуализация знаний и умений.
    Ход урока.
    Организационный  этап.
    Начинается урок.
    Он пойдет ребятам впрок.
    Постарайтесь все понять,
    Учитесь тайны открывать,
    Ответы полные давайте
    И на уроке не зевайте.
    Прозвенел звонок для нас,
    Все зашли спокойно в класс,
    Встали все у парт красиво,
    Поздоровались учтиво,
    Тихо сели, спинки прямо.
    Все с улыбочкой вздохнем
    И наш урок начнем.
    Воспроизведение и коррекция знаний , умений, навыков учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.
    Речевая разминка.
    – Откройте таблицу №2.  Прочитайте  её название. («Страница мудрости»)
    – Почему она так названа?
    – Прочитайте задание.
    – Прочитайте высказывание К. Паустовского. ( Истинная любовь к своей стране немыслима без  любви к своему языку. Человек, равнодушный к своему языку, – дикарь.)
    – Как понимаете слова К. Паустовского?
    – Я вам желаю полюбить всей душой  русский язык – богатый, могучий, непобедимый  и  не превращаться в дикаря.
    – Прошло лето, но оставило в нашей памяти неизгладимый след.
    – Давайте вспомним о прекрасных летних деньках.
    – Мне ,например, очень повезло. Я отдыхала на море. Там я видела…..
    – Кто расскажет о своих воспоминаниях?
    – Дайте оценку рассказу своих одноклассников.
    – Я согласна с тем , что в рассказах  ребят были  речевые ошибки, поэтому поработаем над развитием речи.
    – Я предлагаю поработать с таблицами и индивидуальными картами..
    Карточка №1.
    Употреби слова в правильном значении.
    Головной/главный (вагон, начальник).
    Различные/отличные (мнения, результаты).
    Костный/костистый (карп, мозг).
    Подбери слова по смыслу, чтобы получились  словосочетания.
    Солнечный…, яркое…., жаркий…., купаться…., загорать…., отличное…, весёлые…., собирать…., собираться…., плавать…. .
    А) Используя словосочетания, составьте распространенное предложение.
    Б) Используя  словосочетания, составьте нераспространенное предложение.
    3. Подбери к словам синонимы.
    Беззаботный-…, блестеть-…, блестящий-…, вежливый-…, весёлый-…, вкусный-…, голубой-…., гостеприимный-… .
    Слова для справок:  радушный,  лазурный, лакомый, ликующий, обходительный, лучистый, искриться, беспечный.
    3.Подбери к словам антонимы.
    Блестеть-.., весёлый-.., ветреный-…, восход-…, глубокий-…, город-…, греть-…, горячий-… .
    Слова для справок:  мерцать,  скучный, безветренный, т закат, мелкий, село, охлаждать, холодный.
    – Что объединяет слова в карточке? ( на тему «Лето»)
    2. Работа в группах.
    – Используя материал в карточке, составьте рассказ на тему « Летние каникулы».
    – Оцените работу групп.
    III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
    – Какие качества человека начинаются на эти буквы?
    К А Р И Т О Р И
    – Какими качествами обладаете вы?
    – Эти качества вам обязательно пригодятся в вашей работе.
    – Соберите из данных букв слово. (риторика)
    – Что вы помните об уроках риторики ? Что запомнилось?
    -Какие задачи поставите перед собой на урок?
    2. Знакомство с учебником.
    – Положите перед собой учебник .
    – Рассмотрите его.
    – О чем узнаем с вами  в 4 классе?
    – В каком разделе встретились известные сведения  вам?
    IV. Актуализация   знаний.
    – Как называется первый раздел? (Общение.)
    –  Что такое общение?  Обратимся к толковому словарю. (Общение –  установление и развитие контактов между людьми.)
    – Можно ли сказать, что мы с вами общаемся?
    – Какое у нас общение?
    – Откройте  учебник на странице 6 №1 . Рассмотрите рисунки-символы. Расскажите, что они означают. (  1)  говорение, 2)  слушание,    3) чтение, 4) письмо   )
    Физминутка.
    – Я буду зачитывать вам пословицы и поговорки ,а вы будете хлопать или топать.
    – Если в пословице говориться о письменной речи или чтении – вы хлопаете, а если – о говорении и слушании – вы топаете.
    1. Хорошо, кто хорошо говорит, еще лучше, кто хорошо слушает.
    2. Поменьше говори, побольше услышишь.
    3. Хорошая речь слаще мёда.
    4. Пишут не пером, а умом.
    5. Кто много читает, тот много знает.
    6. Написанное не пропадает.
    7. Газеты читаю, потому всё знаю.
    8. Книга- твой друг, без неё как без рук.
    V. Применение  знаний и умений в новой системе.
    Работа в парах.
    – Поработайте в парах и выполните задание № 3 на странице 8.
    – Соберитесь в группы и обсудите символы, которые вы создали.
    – Что  по вашему  мнению является главным при общении?
    VI. Обобщение и систематизация знаний.
    Работа над картиной    И.Е. Репина «Письмо турецкому султану».
    – Рассмотрите картину И.Е. Репина «Письмо турецкому султану».
    – Что вы видите на переднем плане?
    – Какими вы видите запорожцев?
    –  Опишите писаря.
    – Послушайте историю  создания этой картины. (Рассказывает подготовленный ученик)
    – Какие виды речевой деятельности нашли отражение в этой картине?
    -Трудно или легко писать писарю коллективное письмо? Почему?
    VII . Итог урока. Рефлексия.
    – Чему был посвящен наш урок?
    – Что нового вы узнали? Где могут пригодиться вам новые знания?
    – Какими видами речевой деятельности вы владеете?
    – Поднимите карточки (  У или   П   ) ,какой речью вы владеете хорошо.
    – Что нужно всегда помнить при общении ? (быть вежливым собеседником)
    VIII. Домашнее  задание.
    – Пользуясь тем видом речевой деятельности, которым хорошо владеете, напишите сочинение  или составьте рассказ на тему  «Поездка к морю »   по плану.
    1. Вступление: почему  приятно побывать на море. («О море! Ты зовёшь  к себе.»)
    2. Дорога к морю.  («Но путь к морскому берегу далёк»)
    3. Вот оно, море!  (Первые впечатления.) («Морская даль открылась предо мной»)
    4. Каким бывает море. (описание моря в тихую и штормовую погоду) .(«То тихая рябь, то волненье, то шторм.»)
    5. На  пляже. («Как хорошо здесь время проводить.»)
    6. Прогулки (впечатление от морского побережья, приморская растительность). («Здесь по-другому всё, и всё так интересно.»)
    7. Возвращение домой («В обратный путь пора, до встречи, море.»)
    8. Заключение: понравилась ли  поездка и почему («Вернувшись, вспоминаем всё,  что было.»)

  3. Твоя Тварь Ответить

    В речевом общении выделяются три стороны:
    I. Интерактивная (взаимодействие);
    II. Коммуникативная (прием, передача, обмен информацией);
    III. Перцептивная (восприятие и понимание людьми друг друга).
    I. Взаимодействие общающихся – это обмен в процессе общения не только речевыми высказываниями, но и действиями, поступками. Взаимодействие осуществляется в виде контакта, конфликта, партнерства, сотрудничества, конкуренции.
    Выделяется речевоеинеречевое взаимодействие участников общения.
    Речевому взаимодействию предшествует социальное (об этом свидетельствуют процессы становления языка у ребенка).
    Средством речевого общения является язык, способомречь.
    Неречевое взаимодействие осуществляется с помощью таких каналов обоняния, как зрение, моторика, кинестезия (обоняние, осязание, ощущение).
    Социальное взаимодействие начинается с установления психологического (неречевого) контакта (увидел, кивнул, улыбнулся или резко обернулся). Социальное взаимодействие (начал слушать и понимать цель сообщаемого) переходит к воздействию (начал смотреть на сообщение глазами партнера), а затем к смысловому контакту(высшему уровню коммуникации).
    В структуре межличностного взаимодействия выделяются три взаимосвязанных компонента:
    1) поведенческий
    2) аффективный;
    3) информационный.
    1. Поведенческий компонент включает результаты деятельности (ее успешность-неуспешность), речевые действия и неречевые поступки каждого из участников общения, а также мимику, пантомимику, жестикуляцию, то есть все, что могут наблюдать другие люди в своих собеседниках.
    2. Аффективный компонент включает все то, что связано с выражением эмоционального состояния той или иной личности, например, удовлетворенность или неудовлетворенность общением.
    3. Информационный компонент в наиболее общем виде можно определить как осознание собеседником целей и задач взаимодействия, ситуации общения в целом. Смысловой акт социального взаимодействия – коммуникация.
    II. Коммуникация – это единство взаимного обмена информацией и воздействие собеседников друг на друга с учетом взаимоотношений между ними, установок, целей, всего того, что приводит не только к движению информации, но и к уточнению и обогащению тех знаний, сведений, мнений, которыми обмениваются люди.
    В структуре коммуникации выделяются три взаимосвязанных компонента:
    1) процессуальный
    2) знаковый;
    3) текстовый.
    1. Процессуальный компонент включает в себя все виды речевой деятельности участников общения: говорение, слушание, письмо, чтение.
    2. Знаковый компонент включает речь и язык. Речь рассматривается как способ формирования и формулирования мысли (внутренняя или внешняя, устная или письменная, диалогическая или монологическая). Средствами коммуникации могут выступать различные знаковые системы. Одним из древнейших средств общения является язык. Всякий язык, в какой бы форме он ни выражался, является знаковой системой. Наряду со звуковыми используются письменные знаки, зрительные образы, мимика, жесты, рисунки, интонация и др.
    Некоторые группы людей часто используют в качестве знаков общения татуировки, жаргонные слова, аббревиатуры.
    В процессе общения знаки выполняют определенные функции: они указывают на принадлежность личности к той или иной группе, служат человеку средством показать, кто он такой.
    3. Текстовый компонент как результат коммуникации включает в себя содержание и смысл, определенным образом оформленные (тип, жанр, стиль речи).
    Выделяются два вида коммуникации:
    1) личностная;
    2) метаязыковая.
    1. Личностная коммуникация – сообщение некоторых сведений о предмете или явлении, в результате которого в сознании адресата не возникает преобразований в слове, в смысле. Например:
    «Доброе утро, ребята! Все ли в классе?» – спрашивает учитель.
    В метаязыковой коммуникации лексический фон непременно изменяется, в его состав входит новая информация – метаязыковая функция «толкование», объяснение учителем нового материала целиком основывается на метаязыковой коммуникации. И от того, как построены его высказывания, во многом зависит полнота и глубина знаний учащихся.
    По типу отношений между участниками различаются:
    · межличностная;
    · групповая
    · массовая коммуникация;
    по средствам – речевая (письменная или устная), паралингвистическая (жесты, мимика, мелодия), вещественно-знаковая (продукты производства, изобразительное искусство и т.д.).
    Каждого человека больше всего волную отношения с другими людьми. Межличностные отношения – это взаимная готовность партнеров по общению к определенному типу взаимодействия и коммуникации. Готовность сопровождается эмоциональными переживаниями (положительными, отрицательными, индифферентными) и реализуется в поведении участников общения, тогда устанавливаются отношения определенного типа: приятельские, дружеские, официальные, натянутые и др.
    Совокупность индивидуальных особенностей речевого и неречевого поведения человека, влияющих на своеобразии протекания общения, называют стилем общения.
    Выделяются несколько типичных стилей общения:
    · Общение- устрашение (авторитет одного из собеседников держится на страхе, который он внушает своим партнерам);
    · Общение-заигрывание (собеседник стремится понравиться, «снимает между собой и участниками общения необходимую дистанцию»);
    · Общение с четко выраженной дистанцией (собеседники отдаляются друг от друга, не раскрывают себя, что отрицательным образом отражается на их отношениях);
    · Общение дружеского расположения (между собеседниками устанавливаются дружеские отношения);
    · Общение-совместная увлеченность познавательной деятельностью.
    III. Восприятие – целостное отражение людей, предметов, ситуаций общения и событий, возникающее при непосредственном взаимодействии собеседников и воздействии физических раздражителей на органы чувств и обеспечивающие непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем мире.
    Например, педагогическое восприятие – это не просто восприятие окружающей преподавателя действительности в его сознании, а сложный процесс соучастия и сотворчества.
    Подведем итоги. Человек становится личностью только среди себе подобных, только в совместной деятельности с другими людьми. Эта деятельность, включающая в себя обмен информацией, выработку обще стратегии взаимодействия, восприятие и понимание человека, называется речевым общением.

  4. Kajishicage Ответить

    Оксана Станиславовна Крохалевская
    Речевое общение как основное средство освоения социального опыта и овладения родным языком
    Речевое общение как основное средство освоения социального опыта и овладения родным языком
    Содержание развития опыта речевого общения дошкольников, в соответствии с современным социальным заказом, находит отражение в образовательных областях «социально-коммуникативное развитие» и «речевое развитие» (ФГОС дошкольного образования).
    В социально-коммуникативном развитии можно выделить следующие частные задачи:
    – «развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками».
    Важным является формирование у детей навыков положительного взаимодействия с окружающими людьми как залога их дальнейшего благополучного развития, что возможно, прежде всего, в условиях общения, на свободном сотрудничестве взрослого с детьми и самих детей друг с другом.
    Речевое развитие включает в себя:
    «владение речью как средством общения и культуры».
    Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем обучении в школе, поэтому большое значение имеет развитие всех сторон речи. Становление диалога, полилога и монолога как форм общения требует формирования собственно речи (фонетико-фонематические и лексико- грамматические компоненты, речевого этикета (элементарные нормы и правила ведения диалога, речь соответствует теме, умение завершать разговор и т. д., адекватное использование невербальных средств общения (мимика, жесты). Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем обучении в школе.
    На каждом последующем этапе развития, в процессе овладения речью, перед дошкольником в различных видах деятельности возникает все больше задач (познавательных, регулятивных и т. д., для решения которых требуется обращение к речевому общению. Следовательно, последовательно и одновременно формируются средства для реализации речевого замысла (система языковых знаков, а также приемы и способы речевого общения.
    Растущая потребность в общении стимулирует накопление и развитие у ребенка речевых умений и навыков (расширяется количественный состав лексических единиц, усложняется структура предложений, совершенствуются текстовые умения). К началу школьного обучения у детей старшего дошкольного возраста совершенствуются речевые умения и навыки, которые способствуют структурному (умение начинать и завершать рассказ, не отступать от темы и т. д.) и смысловому (умение раскрывать основную идею, подбирать лексические единицы с учетом тематического единства и т. д.) оформлению высказываний в разных формах – в соответствии с замыслом, условиями и целью общения.
    К таким речевым навыкам и умениям можно отнести:
    -отчетливое и правильное произношение всех звуков и слов родного языка, соответствующие нормам реализации речи (орфоэпические, акцентологические и т. д.);
    -умение отбирать для высказывания подходящее по смыслу слово (например, из синонимичного ряда выбрать нужное слово: идти, плестись, волочиться, тащиться, мчаться, бежать и т. д.)
    -построение словосочетаний и различных типов простых и сложных предложений, соответствующие закономерностям языка;
    -реализовывать текстовые умения в различных типах речи (описание, повествование, элементы рассуждения, соответствующие коммуникативно-целесообразной речи, условиям и целям сообщения.
    Перечисленные выше умения помогают обеспечить один из видов речевой деятельности –говорение.
    Можно очертить еще круг навыков и умений, которые обеспечивают реализацию и овладению еще одним видом речевой деятельности – слушание:
    -умение понимать предмет речи;
    -умение определять интонационную сторону высказывания и тем самым определять с какой целью вступает собеседник в общение;
    -понимать лексические значения слов с опорой на парадигматические связи лексических единиц;
    -дифференцировать звуки и слова, похожие по акустическому и артикуляционному укладу.
    В дошкольном возрасте развитие речевого общения осуществляется в разных видах деятельности (общении, познавательной и исследовательской деятельности, игре, труде, бытовой деятельности, которые заключают в себе потенциальные педагогические возможности. Решающую роль в становлении речи играет общение.
    В ФГОС ДО заявлена одна из задач, которая направлена на «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром». Следовательно, формирование социально-активной личности ребенка предполагает развитие речевого общения в единстве двух его сторон: речевой деятельности и речевого поведения. Иными словами, задача сводится к формированию у ребенка навыков речевого общения, которые охватывают не только знания языковой системы и владение языковым материалом (речью, но и соблюдение социальных норм речевого общения, правил речевого поведения. Сюда входит знание приемов диалогизации речи: умение употреблять обращение в различных формах, умение искренне выразить свою оценку того или иного факта или события, обычно вызывающего отклик, ответное сопереживание; умение прогнозировать эмотивные реакции собеседников, знание средств интимизации общения (Культура русской речи и эффективность общения).
    Таким образом, речевое общение в различных видах деятельности способствует:
    социально-личностному развитию (дети подражают речи и поведению взрослых, получают опыт взаимодействия с другими детьми);
    -удовлетворению познавательной потребности ребенка (в дошкольном возрасте доминирующий тип общения ребёнка со взрослым — внеситуативно-познавательное общение);
    -развитию всех сторон речи (особенно в общении детей между собой во время игры).
    По мнению В. В. Давыдова, Б. В. Ломова, общение– взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.
    Следовательно, межличностное общение по основным своим характеристикам является видом деятельности, отличающимся от других тем, что его суть составляет взаимодействие человека с человеком, а не взаимодействие с предметом или с какой-либо вещь.
    Итак, речевое общение – это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной, жизненной целевой установки, протекает на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности.
    Чтобы научиться правилам коллективной жизни, ребенку нужен определенный социально- нравственный опыт, в котором формируются правила общения со взрослыми и сверстниками.
    У ребенка до семи лет сменяются четыре формы общения со взрослыми: ситуативно- личностная, ситуативно- деловая, внеситуативно- познавательная и внеситуативно –личностная.
    Период новорожденности – это подготовительный этап к общению со взрослыми (ребенок учится выделять взрослого). На втором месяце у младенца складывается сложная реакция на взрослого – комплекс оживления, которая включает двигательное оживление, речевые реакции (Л. Н. Галигузова, Е. О. Смирнова).
    Первой формой общения является ситуативно- личностное общение, которая характерна для детей двух- шести месяцев. Оно считается сложившимся, если малыш смотрит в глаза взрослого, отвечает улыбкой на его улыбку, стремится продлить эмоциональный контакт со взрослым. Содержание потребности в общении составляет стремление к доброжелательному вниманию. Мотив общения- личный.
    К шести месяцам жизни ребенка данная форма общения сменяется ситуативно- деловой, которая сохраняется до трех лет и разворачивается в процессе совместных со взрослым манипулятивных действий, удовлетворяя новую потребность малыша – в сотрудничестве. Именно с этого возраста начинается развитие речевых контактов ребенка со взрослым. Подражание речи взрослых начинается с воспроизведения ее интонационной стороны. Затем ребенок начинает воспринимать ритмическую сторону и позже звуковую сторону речи. На первый план выступают деловые мотивы.
    На втором и третьем годах жизни появляется новая форма общения в виде диалога, который протекает на фоне практического взаимодействия со взрослыми, он включен в предметную деятельность, у детей возрастает потребность в сотрудничестве со взрослым, им требуется соучастие в их действиях. Но постепенно диалог начинает приобретать самостоятельный характер, этому способствует интенсивное овладение словами, развитие понимание их смысла и резко возрастающий интерес к окружающей действительности.
    В младшем дошкольном возрасте возникает внеситуативно- познавательная форма общения, которая характерна для детей трех- пяти лет. Она включена в совестную познавательную со взрослым деятельность. Путь к пониманию явлений, сложных проблем – общение со взрослым. Ведущим становится познавательный мотив. У дошкольников возникает потребность в уважении взрослого, что и определяет повышенную обидчивость детей и их чувствительность к оценкам старших. Дошкольники добиваются уважения, обсуждая важные, серьезные проблемы познавательного характера. Основным коммуникативным средством становится речь, которая обеспечивает внеситуативность общения и позволяет передать и получить содержательную информацию.
    На этом этапе развития ребенка предложения удлиняются, появляются сложные предложения. Лексика освобождается от привязанности к конкретной ситуации. Расширяется запас слов, связанных с отражением воспринимаемых качеств предметов окружающего мира. Наряду с атрибутивными свойствами дети определяют также эстетические и эмоциональные отношения к предметам и явлениям. Употребляемые ребенком глаголы становятся разнообразнее. Уменьшается доля глаголов конкретного предметного действия. С четырех лет появляется косвенная речь.
    К концу дошкольного возраста появляется высшая форма общения со взрослым – внеситуативно – личностная, которая характерна для детей пяти- семи лет. Главным мотивом общения становится личностный. Взрослый выступает перед дошкольником в полноте своих особенностей, дарований, жизненного опыта. Он не просто индивидуальность, а конкретное историческое социальное лицо, член общества. Он получает в глазах ребенка собственное независимое существование. Поэтому для дошкольника приобретают значение такие детали жизни взрослых, которые их не касаются, но позволяют воссоздать полный образ данного человека. В разговорах преобладают темы не о животных, природе и предметах, а о жизни, работе взрослых, их взаимоотношениях. Общение имеет «теоретический характер» и включено в познавательную деятельность. Ребенок сосредоточен на социальном окружении, на «мире людей», а не предметов. Возникает потребность не просто в доброжелательном внимании, а во взаимопонимании и сопереживании. Детям важно знать, как нужно делать, как поступать правильно. Они соглашаются исправить ошибки, изменить свою точку зрения или отношение к обсуждаемым вопросам, чтобы достичь единства мнений со взрослым. Совпадение своей позиции с позицией взрослого выступает для ребенка доказательством ее правильности.
    Для детей характерна наибольшая по сравнению с другими этапами обращенность их речи к партнеру. Дети говорят уже более сложными предложениями. Прилагательные распределяют помимо атрибутивных свойств эстетические, этические свойства персонажей, их физическое и эмоциональное состояние. Возрастает доля глаголов волевого и интеллектуального действия. Доля повелительных глаголов уменьшается. Дети начинают пользоваться как косвенной, так и прямой речью.
    Каждая форма общения вносит свой вклад в психическое развитие ребенка. Ситуативно- личностная стимулирует, главным образом, становление перцептивных действий разных систем и анализаторов и реакций хватания. Ситуативно- деловое общение проводит к переходу от отдельных действий к предметной деятельности и развитию речи. Внеситуативно- познавательное общение помогает дошкольникам неизмеримо расширить рамки мира, доступного для познания, проследить взаимосвязь явлений, раскрыть некоторые причинно- следственные связи и другие отношения между предметами. Внеситуативно- личностная форма общения вводит ребенка в мир социальных отношений и позволяет занять в нем адекватное место. Ребенок постигает смысл взаимоотношений между людьми, усваивает нравственные нормы и ценности, правила социального взаимодействия. Важнейшее значение данной формы состоит в том, что ребенок узнает благодаря ей о взрослом как об учителе, представляя себя как ученика, поэтому наиболее успешно приобретает новые знания.
    Итак, развитие речи у дошкольников происходит в их общении со взрослым. Под влиянием и по инициативе взрослого происходит переход от одной формы общения к другой, формируется новое содержание потребности в общении.
    Однако ребенок общается не только со взрослым, но и со своим сверстниками.
    К двум годам складывается первая форма общения со сверстниками – эмоционально- практическая. Эта форма общения побуждает детей проявлять инициативу, влияет на расширение спектра эмоциональных переживаний.
    В возрасте с четырех до шести лет у дошкольников наблюдается ситуативно- деловая форма общения, которая создает благоприятные условия для развития личности, самосознания, любознательности, смелости, оптимизма, творчества.
    Внеситуативно- деловая форма общения наблюдается довольно редко, но у старших дошкольников четко намечается тенденция к ее развитию. Эта форма общения формирует умение видеть в партнере самоценную личность, понимать его мысли и переживания. В то же время она позволяет ребенку уточнить представление о самом себе (более подробно см. у А. Г. Рузской).
    В целом общение со сверстниками имеет следующие особенности:
    -яркая эмоциональная насыщенность. В общении дошкольников наблюдается почти в десять раз больше экспрессивно- мимических проявлений, чем в общении со взрослыми;
    -нестандартность детских высказываний, отсутствие жестких норм и правил. Разговаривая друг с другом, дети используют самые неожиданные, непредсказуемые слова, сочетания слов, звуков, фразу (жужжат, трещат, передразнивают друг друга, придумывают новые названия знакомым предметам);
    -преобладание инициативных высказываний над ответными. При общении со сверстниками ребенку значительно важнее высказаться самому, чем выслушать другого. Поэтому беседы, как правило, не получается: дети перебивают друг друга, каждый говорит о своем, не слушая партнера. А инициативу и предложения взрослого ребенок чаще всего поддерживает, старается ответить на его вопросы, более или менее внимательно слушает сообщения и рассказы;
    общение детей с друг другом значительно богаче по своему назначению, функциям. Управление действиями партнера (показать, как можно и как нельзя делать, контроль его действий (вовремя сделать замечание, навязывание собственных образцов (заставить его сделать именно так, совместная игра (вместе решить, как будем играть) и постоянное сравнение с собой (я так могу, а ты). От взрослого же ребенок ждет либо оценки своих действий, либо новой познавательной информации.
    Итак, взрослый и сверстник способствуют развитию разных сторон личности ребенка. В общении со взрослым ребенок учится говорить и поступать правильно, слушать и понимать другого, усваивать новые знания. В общении со сверстниками – выражать себя, управлять другими людьми, вступать в разнообразные отношения. Кроме того, многим вещам сверстник может научиться гораздо лучше, например, умению правильно говорить. Исследователь объясняют это тем, что ребенок является менее понятливым и чутким партнером, чем взрослый. Именно непонятливость сверстника играет положительную роль в развитии речи детей.
    При общении со взрослыми, дошкольник овладевает речевыми нормами, узнает новые слова и словосочетания. Однако все эти усвоенные слов, выражения могут остаться «в пассиве» и не использоваться в повседневной жизни. Ребенок может знать много слов, но не употреблять их, потому что в этом нет необходимости. Чтобы пассивные знания стали активными, нужна жизненная потребность в них. Эта потребность возникает, когда он общается со сверстником.
    Таким образом, для развития речи детей необходимо общение ребенка как со взрослыми, так и со сверстниками, поскольку каждая из сфер общения оказывает влияние на развитие определенных сторон речи дошкольников. Возникающая в совместном общении и деятельности взаимодействие детей играет решающую роль в развитии их индивидуальных качеств, предпосылок саморазвития, укрепляет чувство принадлежности к группе и обеспечивает реализацию всех сторон речи и освоение социального опыта в качестве члена детского коллектива.

  5. Dalakus Ответить

    Речевое общение. 10 класс.
    Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное. Вербальные и невербальные средства общения.
    Речевая ситуация и ее компоненты (говорящий и слушающий, их социальная и речевая роли, речевые намерения; условия и обстоятельства). Официальные и неофициальные ситуации общения.
    Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический.
    Понятие о коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, чистоте, логичности, последовательности, образности, выразительности речи.
    Тема урока: «Виды и формы общения».
    Тип урока: урок усвоения новых знаний.
    Знать виды и формы общения, требования к оформлению речи, соблюдению в ней этических и коммуникативных норм.
    Уметь оценивать целесообразность виды и формы общения, определять сферу общения, социальные роли и взаимоотношения партнеров по общению, понимать и воспринимать другого человека, самовыражаться, соблюдать этические, коммуникативные, речевые нормы общения.
    Оборудование:
    тексты;
    учебник;
    интерактивная доска INTERWRIT
    Ход урока.
    Эпиграф на доске: Общаясь, люди создают друг друга.
    Д. C. Лихачев
    Слово учителя.
    Наша жизнь наполнена общением. Мы общаемся лично, по телефону, Интернету… Устно и письменно. С помощью слов и без них. С современниками и (посредством письменных текстов) c авторами, давно ушедшими от нас. С нами пытаются общаться одновременно по всем телевизионным каналам и со всех радиостанций… Мы общаемся… Получается, что наша жизнь без общения немыслима.
    Поэтому, роль общения и в нашей жизни, и в общественной, и в профессиональной, и в частной, – огромна. Общение пронизывает все сферы ,деятельности человека, поэтому изучается очень многими науками, в каждой из которых ученые подходят к феномену общения со своих позиций.
    Очень точно выразил сущность общения академик Д. C. Лихачев: «Общаясь, люди создают друг друга» (обращаемся к эпиграфу). B этих словах подчеркивается именно взаимность влияния людей друг на друга и необходимость их друг другу для осознания своей индивидуальности и для развития каждого. Такой подход и такое понимание подчеркивают обусловленность общения как основного элемента культуры. Это объясняет и основное средство общения – речь.
    Общение – это реальная деятельность, разворачивающаяся процессуально и протекающая преимущественно в виде речи (в ее словесной и несловесной составляющих).
    Общение – это деятельность.
    Актуализация темы.
    Сегодня мы с вами будем говорить о видах и формах общения. Обратимся к таблице.

    Рассмотрим каждый вид отдельно, заполняя таблицу.
    Вербальное – невербальное.
    Вербальное и невербальное общениe вcегда сопутствyют дpуг другy, поскольку вербальное общение – это общение словесное, то есть на одном из естественных национальных языков. Невербальное общение – это общение несловесное, в котором cистемой знаков служит в устной речи – сочетание позы, жестов, мимики, интонaции, a в письменной – расположение тeкста, шрифты, схемы, таблицы, графики.
    По сyти, имeются в виду два разных, но почти всегда сочетающихся языка: словесный и несловесный. Разделение словесной и несловесной сторон речи очень условно и возможно только для удобства описания, пocкольку и вербальная, и невербальная стороны общения очень редко сyществyют дpyг без дрyга. Соoтветствeнно, применительно к общению правильнее говорить o вербально-невербальном балансе как норме речeвoго общения.
    Информативное – неинформативное.
    Для информативного общения основная цель всегда связaна с информациeй. B ходе тaкогo oбщения сообщается, выслушивается (читаeтcя) что-то новое для данного адресата.
    Неинформативное общение нацелено не на передачу или прием информации, а на установление и поддержание речевого контактa c сoбеседником, на регулирoвание взаимоотношений, на удовлетворение потребности в oбщении: говорить, чтобы высказаться и встрeтить понимание, – вот основная цель такого общения.
    Монологическое—диалогическое.
    Выделяются две разновидности устной речи по количеству лиц, производящих рeчь, – монолог и диалог. Соответственно, монологическим и диалогическим называют виды oбщeния, различающиеся по постоянной/переменной коммуникативной роли я – говорящего и ты – слушающего.
    Диалог (от греч. dia – чeрeз и logos – словo, речь) – это непосредственный обмен высказываниями междy двyмя или несколькими лицами, монолог (от греч. monos – один и logos – слово, речь) – этo речь одного человека, не предполагающая обмена репликами с другими лицами.
    Обычно выделяются следующие характерные черты монологической речи:
    непрерывность (высказывание не ограничивается одной фразой, a представляет собой сверхфразовое единство определенного объема);
    2) последовательность, логичность речи;
    3) относительная смысловая законченность;
    4) коммуникативная направленность высказывания;
    5) тематичность (развертывание одной темы);
    6) синтаксическая усложненность.
    Контактное – дистантное.
    Эти виды общения отражают положение коммуникантов относительно друг друга в простpанстве и времени,
    При контактном общении взаимодействие происxодит одновременно, паpтнеры находятся рядом дрyг c другом, как правило, видят и слышат друг друга, поэтому контактное общение почти всегда – устное. Это дает возможность общения c помощью не только слoвесных, но и несловесных cредств.
    Дистантное общение происходит, когда партнеры разделены простpанством и временем. Например, чтение книги предполагает, что автора от читателя отделяет и то и дрyгое. Иногда yчастники общения разделены одним из этих компонентов ситуации: например, пpoстранством (они разгoваривают по телефону или ведyт диалог в Интернете) или временем (идет обмен записками в аудитории).
    Устное – письменное.
    Специфика устного и письменного общения определяется двумя основными грyппами причин:
    1. Особенностями ситуаций устного и письменного общения.
    2. Особенностями, определяeмыми формой рeчи.
    Ситуации, которые требуют устного общения, обычно характеризуются тем, что междy yчастниками общения возможен личный контакт: одновременно зрительный (визyaльный) и акустический (слуховой).
    Выбоp формы peчи определяется важноcтью или объемом передаваемой информации, а именно: поскольку устная pечь произносится однократно(«Слово – не воpобей: вылетит не поймаешь»), a письменный текст часто ориентирован на многократное перечитывание, то важную и cложную информaцию или информацию большого объема передать в расчете на более адекватнсе понимание удобнее в письменной форме, а более легкую для восприятия – в yстнoй.
    Для решения вопроса о том, какую форму речи предпочесть, неoбходимо знать; и комy предназначенa эта речь, и в кaкиx условияx она может быть воспринята наибoлее адекватно. Также следyeт учитывать, что:
    – ycтная речь в силу своей однократности и часто импровизационности ограничена в отборе языковых и неязыковых средств для выражения определeнного смысла, тогда как письменная обычно предполагает полное и законченнoe выражeние замысла;
    – устная pечь, как правило, создается в момент говорения, и нефиксированный тeкст оставляет простор для дополнений и изменений, вплоть до «я совсем не это хотел(а) сказать!», в то время как письменная peчь требует oтшлифованной точной фиксации текста;
    – устная речь, в соответствии c зaконом избыточности, содержит больше повторений и обобщений, a в письменной их меньшe или нет совсем.
    Все эти оcобенности в совокупности определякгг выбор соответствующего цели общения pечевого жанра.
    Публичное – массовое.
    Публичное общение (занятие в аудитории, собрание и т. д.) обычно протекает в форме монолога. Оно всегда требует структурирования, поскольку люди в таких слyчаях собираются вместе ради достижения какой-то важной цели. Без структурной организации общения эта цель вряд ли будет достигнута. При публичном общении вoзникает иная, более высокая степень oтветственности за речь, и одним из главньдх требований к ней становится целенаправленность и содержательность.
    Это может быть и в устной peчи – выступление на представительном митинге, съезде, c концертом на стадионе и т. д., но чаще всего такого pода общение свойственно газетам, телевидению и т. д. Точнее, это обычно уже не общение, а коммуникация. Поэтомy соответствующие средства так и называются – средства массовой коммуникации. При массовой коммуникации адресат теряет конкретные очертания – он, как правило, существует в воoбражении говорящего в обoбщенном виде
    Официальное – неофициальное (частное).
    Официальное (должностное) общение – это взаимодействие в строгой деловой обстановке, следовательно, c соблюдeнием всех правил и формальностей. Частноe общение – это взаимоотношения, не ограниченные строгими рамками деловой ситуации и официальными речевыми ролями: наличием опрeделенных сфер общения, социaльных рoлей и взаимоотношений между партнерами по общению, протекает болеe свободнo и подчиняется только общим законам речевого взаимодействия.
    Вид и формы общения
    Основные признаки
    1.Вербальное –
    невербальное
    Общение словесное;
    несловесное: мимика, жесты, интонация, текст, шрифт, таблицы, знаки
    2. Информативное –
    неинформативное.
    Что-то новое для слушателя;
    поддержка речевого контакта
    3. Монологическое—
    диалогическое
    Речь одного;
    общение между двумя или несколькими лицами
    4. Контактное –
    дистантное
    Взаимодействие одновременно в пространстве и во времени (устное);
    партнеры общения разделены временем и пространством (устное и письменное)
    5. Устное –
    письменное
    Однократная речь;
    ориентирован на многократность
    6. Публичное –
    массовое
    Обычно протекает в форме монолога, всегда структурирована;
    не общение, а коммуникация, адресат теряет конкретные очертания
    7.Официальное –
    неофициальное (частное).
    Взаимодействие в строгой обстановке с соблюдением всех правил и формальностей;
    Не ограничено рамками деловой, протекает более свободно
    Первичное закрепление темы.
    Задание 1.
    Написать тексты двух приглашений (официального и неофициального вида)
    Ответить на вопрос: чем они будут различаться?
    Задание 2.
    В предложенном тексте найти и выписать отрывок с речевой ситуацией, когда ответ понятен без слов.
    Наташа не помнила, как она вошла в гостиную. Войдя в дверь и увидав
    его, она остановилась. “Неужели этот чужой человек сделался теперь все для меня?” спросила она себя и мгновенно ответила: “Да, все: он один теперь дороже для меня всего на свете”. Князь Андрей подошел к ней, опустив глаза.
    — Я полюбил вас с той минуты, как увидал вас. Могу ли я надеяться?
    Он взглянул на нее, и серьезная страстность выражения ее лица поразила его. Лицо ее говорило: “Зачем спрашивать? Зачем сомневаться в том, чего нельзя не знать? Зачем говорить, когда нельзя словами выразить того, что чувствуешь”.
    Она приблизилась к нему и остановилась. Он взял ее руку и поцеловал.
    — Любите ли вы меня?
    — Да, да, — как будто с досадой проговорила Наташа, громко вздохнула, другой раз, чаще и чаще, и зарыдала.
    — Об чем? Что с вами?
    — Ах, я так счастлива, — отвечала она, улыбнулась сквозь слезы, нагнулась ближе к нему, подумала секунду, как будто спрашивая себя, можно ли это, и поцеловала его.
    Князь Андрей держал ее руки, смотрел ей в глаза, и не находил в своей душе прежней любви к ней. В душе его вдруг повернулось что-то: не было прежней поэтической и таинственной прелести желания, а была жалость к ее женской и детской слабости, был страх перед ее преданностью и доверчивостью, тяжелое и вместе радостное сознание долга, навеки связавшего его с нею.
    Настоящее чувство, хотя и не было так светло и поэтично как прежнее, было серьезнее и сильнее.
    — Сказала ли вам maman, что это не может быть раньше года? — сказал князь Андрей, продолжая глядеть в ее глаза. “Неужели это я, та девочка-ребенок (все так говорили обо мне) думала Наташа, неужели я теперь с этой минуты жена, равная этого чужого, милого, умного человека, уважаемого даже отцом моим. Неужели это правда! неужели правда, что теперь уже нельзя шутить жизнию, теперь уж я большая, теперь уж лежит на мне ответственность за всякое мое дело и слово? Да, что он спросил у меня?”
    — Нет, — отвечала она, но она не понимала того, что он спрашивал.
    — Простите меня, — сказал князь Андрей, — но вы так молоды, а я уже так много испытал жизни. Мне страшно за вас. Вы не знаете себя.
    Наташа с сосредоточенным вниманием слушала, стараясь понять смысл его слов и не понимала.
    — Как ни тяжел мне будет этот год, отсрочивающий мое счастье, — продолжал князь Андрей, — в этот срок вы поверите себя. Я прошу вас через год сделать мое счастье; но вы свободны: помолвка наша останется тайной и, ежели вы убедились бы, что вы не любите меня, или полюбили бы… – сказал князь Андрей с неестественной улыбкой.
    — Зачем вы это говорите? — перебила его Наташа. — Вы знаете, что с того самого дня, как вы в первый раз приехали в Отрадное, я полюбила вас, — сказала она, твердо уверенная, что она говорила правду.
    — В год вы узнаете себя…
    — Це — лый год! — вдруг сказала Наташа, теперь только поняв то, что свадьба отсрочена на год. — Да отчего ж год? Отчего ж год?… — Князь Андрей стал ей объяснять причины этой отсрочки. Наташа не слушала его.
    — И нельзя иначе? — спросила она. Князь Андрей ничего не ответил, но в лице его выразилась невозможность изменить это решение.
    — Это ужасно! Нет, это ужасно, ужасно! — вдруг заговорила Наташа и опять зарыдала. — Я умру, дожидаясь года: это нельзя, это ужасно. — Она
    взглянула в лицо своего жениха и увидала на нем выражение сострадания и недоумения.
    — Нет, нет, я все сделаю, — сказала она, вдруг остановив слезы, — я так счастлива! — Отец и мать вошли в комнату и благословили жениха и невесту.
    С этого дня князь Андрей женихом стал ездить к Ростовым.
    Ответить на вопрос: почему безмолвная реакция точнее всего передает состояние героя?
    Итог урока
    Домашнее задание:
    Дома самостоятельно обобщить сведения, полученные на уроке и подготовить устное сообщение на тему: «Что я знаю о речевом общении», охарактеризовать свое высказывания с точки зрения того, какие приемы были использованы и как.

  6. Centritius Ответить

    Все вышесказанное служит для обоснования мысли о том, что на­чальная ступень должна содержать в себе в зародыше обучение именно тому виду деятельности в единстве ее наиболее существенных сторон, который мы хотим получить на вы­ходе всего курса обучения.
    Вспомним, как в расчлененном виде с помощью таблиц были представлены цели обучения диалогической и монологической речи, аудированию.
    На основе чего можно составить себе представление о содер­жательном плане речи, реализуемом в учебниках 4—7-х классов, т. е. о чем должны беседовать школьники, что обсуждать? (См. наименование тем параграфов, название текстов, а также краткое описание содержания тем в первой графе тематических планов в «Книгах для учителя» к этим учебникам.) как представлено, например, содержание темы «Мы — пионеры» § 3 в учебнике 4-го класса: Краткая информация о пионерской организации в СССР и ГДР. Общественно полезный труд: сбор макулатуры; металлолома; помощь старшим. Каким должен быть хороший пионер. Мы делаем стенгазету к 1 Мая. (См. «Книгу для учителя» к учебнику 4-го класса, тематический план к § 3). Какие в процессе обучения могут обсуждаться проблемы, какие создаваться ситуации общения? Вспомним, что об этом говори­лось при обсуждении образовательных, воспитательных и развивающих целей.
    На начальной и средней ступени обучения ученики учатся с помощью учебников технике общения: умению обратиться (с учетом социального статуса, возраста), завязать беседу, поддерживать и завершать ее. Они овладевают речевым этикетом: умением осве­домляться о том, как идут дела, что нового и т. п. Они учатся рассказывать о своих друзьях, сфере своих интересов и увлечений, интересоваться времяпрепровождением и увлечениями своих собе­седников, выражать мнение о прочитанной книге, просмотренном фильме, любимом писателе. Они побуждаются к обсуждению собы­тий из школьной жизни, из жизни всей нашей страны, а также ГДР. Они учатся рассказывать о своем городе или селе, выражать просьбу, приглашение посмотреть те или иные достопримечатель­ности, объяснять, как пройти/проехать, найти нужное место: учреж­дение, магазин, театр.
    Школьники побуждаются к обсуждению таких проблем, как: где и как лучше отдыхать летом, как организовать свой рабочий и нерабочий день, как находить время для спорта, каким должен быть настоящий друг, как должен одеваться современный человек и т. п. Они учатся рассуждать в связи с прочитанным текстом, обосно­вывать свою точку зрения. Все это должно в конечном итоге обеспечить формирование умения представлять нашу страну в про­цессе общения, запрашивать информацию о жизни в других стра­нах, отстаивать преимущества социалистического образа жизни, причём не в абстрактном плане, а опираясь на свой жизненный опыт и опыт своих сверстников из ГДР.
    Итак, учащиеся должны научиться реализовывать основные функции общения: познавательную, регулятивную, ценностно-ориентационную, конвенциональную, и решать такие коммуникативные задачи, как сообщать информацию, запрашивать ее, выражать согла­сие/несогласие, просьбу, чувства и эмоции и т.д.
    Для того чтобы обеспечить заданный с помощью этих КЗ уро­вень развития устно-речевого общения, необходимо сконструировать целостную систему обучения ему, которая бы включала, с одной стороны, подсистему для начальной и средней ступеней обучения и, с другой — для старшей ступени обучения. Первая в свою очередь должна включать выделяемые условно подсистемы обучения говоре­нию в диалогической и в монологической форме, а также под­систему обучения аудированию. Все эти подсистемы тесно взаимо­связаны, но их условное разграничение позволяет более целенаправ­ленно обучать всем этим сторонам и формам устно-речевого обще­ния с учетом их специфики и специфики ступеней обучения.

  7. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *