Что такое риторика и зачем ее изучать?

20 ответов на вопрос “Что такое риторика и зачем ее изучать?”

  1. rakanishu82 Ответить

    Заговори, чтоб я тебя увидел!
    Сократ
    Наверное, все хоть раз в жизни слышали слово «риторика» или хотя бы выражения «риторический вопрос», «риторическое восклицание», «политическая риторика» и т.п. А может быть, кому-то из вас однажды язвительно порекомендовали заняться риторикой…

    Давайте разберемся, что такое РИТОРИКА, с чем ее едят, для чего ей важно заниматься.

    Для начала задам вам риторический вопрос: как вы составляете мнение о том или ином человеке? Вопрос риторический, потому что мне не нужен ответ на него. Ответ ясен, общеизвестен. В первую очередь мы судим о человеке по его внешности: как одет, как причесан и т.п. Это первый взгляд. Недаром гласит русская пословица: «По одежке встречают, а по уму провожают». В этих словах заложена тысячелетняя народная мудрость, способность наблюдать и ярко формулировать результат этих наблюдений. Итак, провожают по уму… То есть конечный вывод о человеке: умный он или не очень, порядочный или негодяй, воспитанный или невежа, знающий или невежда, с широким кругозором или ограниченный, способный к развитию, или эволюция прошла мимо него и еще много каких моментов важных для познания субъекта – мы можем сделать, только пообщавшись с ним. Все перечисленные черты и многие другие нюансы проявятся лишь в процессе коммуникации. Недаром много тысяч лет назад великий философ всех времен и народов произнес фразу, которую мы дали в качестве эпиграфа к этой статье…
    Небольшая предыстория. Однажды Сократа попросили высказаться об одном человеке, которого к нему привели. Мыслитель долго смотрел на него, а потом произнес эту сакраментальную фразу: «Да заговори же наконец, чтобы я мог тебя увидеть»! Здесь слово «увидеть» толкуется очень широко: «узнать», «понять».
    Итак, еще в Античности люди поняли, что речь может рассказать о человеке очень много… В прошлом карьера человека сильно зависела от того, как он умеет выражать свои мысли, как может воздействовать на толпу. Представьте себе политика или полководца, который, мямля, тихим голосом, неразборчиво, сбивчиво, задыхаясь, шепелявя, монотонно, комкая слова, будто у него во рту горячая картошка, пытается призвать к действию избирателей или отдает приказ войскам идти в атаку. Не можете представить? Правильно! Потому что такого просто не могло быть. И это только пример контактного общения, когда вы видите друг друга, смотрите друг другу в глаза. Здесь еще могут помочь жесты и мимика… А в современном мире многие вопросы решаются дистантно, например по телефону. И только ваш голос, ваша манера говорить может воздействовать на собеседника позитивно, а может раздражать его и злить… Подумайте об этом!
    Очень трудно добиться карьерного роста, если не умеешь логично излагать мысли, аргументировать, привлекать и удерживать внимание собеседника (не говоря уже о потенциальной аудитории в сотни и тысячи человек), если твоя речь неточна и невыразительна, если есть проблемы с дикцией или дыханием, громкостью, темпом, с расстановкой логических акцентов, если ты не знаешь орфоэпических, морфологических, синтаксических, лексических и стилистических норм языка (в школе на это до сих пор практически не уделяют времени, там пытаются научить грамотно писать). Поэтому все больше политиков, менеджеров, бизнесменов, стоящих в начале карьерного пути или уже добившиеся больших результатов, обращаются именно к РИТОРИКЕ.

    Риторика – искусство красиво говорить.

    Так характеризовали это направление наши предки.  В наше время РИТОРИКОЙ чаще называют науку и искусство эффективного общения. Какое общение считается эффективным? Такое – в процессе которого Вы достигаете поставленной цели. Пример. Вы хотите, чтобы Вам повысили зарплату (повысили оценку в школе и т.п.) и идете с этой целью к начальнику (учителю). Если после общения Вам повышают зарплату (исправляют оценку на более высокую), значит, ваша риторика удалась, цель достигнута, коммуникация была эффективной. А если нет… Значит, надо работать над своей риторикой, понять, почему Вы не смогли убедить шефа в необходимости повышения, понять, ЧТО Вы говорили не так, проанализировать, КАК Вы говорили… Поняли, а дальше? Дальше – работать над собой, над своей речью, жестами, мимикой… Заниматься риторикой.
    Часто спрашивают: «Возможно ли взрослому человеку изменить свою речь?». Отвечаю: возможно. Вода камень точит.  Уменье и труд все перетрут. Опять народная мудрость. История знает пример Демосфена – великого оратора всех времен и народов. Оратора, который сделал себя сам. Он был очень умным, знающим человеком, но от природы он был застенчив, имел слабое дыхание, подергивал плечом, у него был тихий голос и проблемы с дикцией. Однако он смог все это преодолеть и прославиться на тысячелетия. Упражнения, разработанные Демосфеном, до сих пор выполняются студентами актерских институтов и училищ, именитыми артистами, дикторами и нашими учениками на занятиях риторикой.
    Все больше взрослых и детей мудрых родителей занимаются риторикой, потому что за умением хорошо говорить, эффективно общаться стоит многотысячелетняя история народов и это умение может обеспечить хорошее будущее тому, кто им владеет. Но заниматься риторикой одному очень сложно: мало иметь желание и силу воли, читать специальную литературу, пытаться выполнять упражнения… Этого мало. Нужно выполнять упражнение ПРАВИЛЬНО, нужно, чтобы тебя постоянно контролировал опытный человек, профессионал, оратор, твой риторический тренер, твой репетитор. Риторика учит общению, поэтому все занятия должны проходить в процессе общения с опытным наставником для взрослых и, конечно, для детей. Детям еще сложнее организовать себя, здесь нужны постоянные игровые технологии. О специфике занятий риторикой со взрослыми и детьми мы расскажем в следующих статьях.
    А Вам удачи! Говорите, чтобы вас увидели! Говорите правильно и красиво вместе с нами!
    Автор: О.Л. Арискина

  2. king2k Ответить


    Что означает слово «риторика»? Переводя с греческого языка слово риторика выглядит как «rhetorike» и значит «ораторское искусство». Изначально данное определение подразумевало под собой умение говорить красиво и выражать свои мысли перед другими людьми.
    Со временем понятие риторики несколько раз менялось, на что влияла смена периодов культурного развития людей. Поэтому данная наука, начиная с античности и заканчивая настоящим временем, воспринималась по-разному.
    Основали ее софисты, которые говорили, что риторика — это дисциплина, способная научить оратора доказывать свою позицию, манипулировать и доминировать в обсуждениях. В современное время основой такой науки является гармонизирующая речь, поиск правды, побуждение к мысли.
    Сейчас слово риторика понимается, как дисциплина, которая позволяет изучать методы формирования речи, характеризирующейся целесообразностью, гармоничностью, умением воздействовать. В связи с этим предмет риторики выступает в качестве мыслеречевого действия.
    Риторика сочетает в себе учения философии, социологии, психологии, что помогает добиваться эффективного речевого взаимодействия с любой публикой.
    Таким образом, современная риторика рассматривается с трех сторон:
    Это наука, рассматривающая искусство слова, которое обладает конкретными нормами публичного выступления перед людьми, позволяющими достигнуть хорошего результата при воздействии на слушателей.
    Это высочайший уровень мастерства произношения речи перед публикой, владение словом на профессиональном уровне и отличная ораторская речь.
    Учебная дисциплина, которая помогает студентам привить правила ораторского мастерства.
    Таким образом, общая риторика изучает правила построения целесообразной и убедительной речи, которая помогает сделать выступление ярким и запоминающимся.

    Что изучает наука?

    Предмет риторики, как науки, включает в себя методы формирования целесообразной устной и письменной речи, а также процесс, в результате которого мысли преобразовываются в речь.
    Для того чтобы определить задачи риторики, необходимо знать о ее основных направлениях. Их выделяют два:
    Логическое, в котором главными аспектами является умение убедить слушателя, эффективно подать информацию.
    Литературное, в котором важнейшими элементами считается богатство и привлекательность слов.
    С учетом того, что в данной науке указанные направления объединяются, настоящая риторика ставит перед собой задачу делать речь правильной, убедительной и целесообразной.
    Определив, что такое риторика и зачем она нужна, не остается сомнений относительно ее необходимости в жизни человека, особенно занимающегося публичной деятельностью.

    Риторика в древнее время


    Происхождение риторики началось еще в древней Греции. Благодаря тому, что в этом государстве формировалась демократия, умение убеждать приобрело немалую популярность в обществе.
    Каждый житель города имел возможность пройти обучение ораторскому мастерству, которое преподавали софисты. Эти мудрецы считали риторику наукой убеждения, которая изучает способы словесной победы над соперником. Из-за этого в дальнейшем слово «софизм» вызывало отрицательную реакцию. Ведь при них риторика рассматривалась, как уловка, выдумка, раньше же эту науку считали высшим мастерством, умением.

    В Древней Греции создавалось много трудов, раскрывающих риторику. Кто является автором классического греческого трактата об этой науке? Это известный всем мыслитель Аристотель. Данный труд под названием «Риторика» выделил ораторское искусство среди всех остальных наук. В нем были определены принципы, на которых должна строиться речь, и указаны способы, применяющиеся как доказательства. Благодаря этому трактату Аристотель и стал основоположником риторики как науки.
    В Древнем Риме в становление риторики внес свой вклад Марк Туллий Цицерон, который занимался политикой, философией и ораторским искусством. Он создал произведение под названием «Брут или о знаменитых ораторах», описав развитие науки в именах популярных ораторов. Также он написал труд «Об ораторе», в котором рассказал о том, какое речевое поведение должно быть у достойного оратора. Затем создал книгу «Оратор», раскрывающую основы красноречия.
    Цицерон считал риторику самой сложной наукой в отличие от других. Он утверждал, что для того, чтобы стать достойным оратором, человеку необходимо иметь глубокие познания во всех областях жизнедеятельности. В противном случае он просто не сможет поддержать диалог с другим человеком.

    Развитие риторики в России


    Риторика в России возникла на основе римской науки. К сожалению, не всегда она была столь востребована. Со временем, когда менялись политико-общественные режимы, необходимость в ней воспринималась по-разному.
    Развитие российской риторики по этапам:
    Древняя Русь (XII–XVII вв.). В этот период еще не существовало термина «риторика» и учебных книг по ней. Но уже применялись некоторые ее правила. Люди в то время называли этику речи красноречием, благоречием либо риторикией. Обучение искусству слова проводилось на основе богослужебных текстов, которые создавали проповедники. К примеру, одним из таких сборников является «Пчела», написанный в XIII веке.
    Первая половина XVII века. В этот период характерным событием было то, что был издан первый русский учебник, раскрывающий основы риторики.
    Конец XVII – начало и середина XVIII века. На этом этапе была издана книга «Риторика», написанная Михаилом Усачевым. Также было создано множество произведений, таких как «Старообрядческая риторика», труды «Поэтика», «Этика», несколько лекций о риторическом искусстве Феофана Прокоповича.
    XVIII век. В данное время произошло формирование риторики как российской науки, огромный вклад в которое внес Михаил Васильевич Ломоносов. Он написал несколько произведений, посвященных ей, из которых книга «Риторика» стала основой в развитии данной науки.
    Начало и середина XIX века. Данный период характеризуются тем, что в стране происходил риторический бум. Известные авторы издавали большое количество учебных пособий. К таковым относятся труды И.С. Рижского, Н.Ф. Кошанского, А.Ф. Мерзлякова, А.И. Галича, К.П. Зеленского, М.М. Сперанского.
    Однако, начиная со второй половины века данную науку начинает активно вытеснять словесность. Советские люди изучали стилистику, лингвистику, культуру речи, а риторику подвергали критике.

    Законы искусства слова


    Риторика в любое время имела своей конечной целью – воздействовать на слушателей. Особенную роль для ее достижения играет выразительная речь, а также изобразительно-выразительные средства.
    Ученые разделяют данную науку на две разновидности — общую и частную. В предмет общей риторики входят общие способы поведения при произношении речи и практические возможности их применения с целью сделать речь эффективной.
    Такая разновидность включает в себя следующие разделы:
    риторический канон;
    выступление перед публикой;
    правила, как вести спор;
    нормы проведения беседы;
    учения о повседневном общении;
    общение между разными нациями.
    Изучая данные разделы, оратор получает знания об основных чертах речевого пользования, которые являются базой для каждого мастера слова.
    Общая риторика изучает способы достижения взаимопонимания между оратором и слушателями. Для этого были разработаны следующие законы:
    Закон гармонизирующего диалога. Оратор должен пробуждать чувства и мысли слушателей, превратив монолог в диалог. Выстроить гармонично общение можно только с помощью диалога всех людей, участвующих в обсуждении. Суть этого правила более точно раскрывают следующие законы.
    Закон ориентации и продвижения слушателя. У человека, на которого направлено ораторское воздействие, должно возникнуть такое ощущение, как будто он совместно с говорящим продвигается к намеченной цели. Чтобы достичь такого эффекта, оратору необходимо применять в речи слова, которые определяют порядок событий, связывают предложения и резюмирующие выражения.
    Закон эмоциональности речи. Человек, выступающий перед публикой, должен сам переживать те чувства, которые он старается вызвать у аудитории, а также уметь передавать их с помощью речи.
    Закон удовольствия. Он подразумевает под собой умение преподносить речь так, чтобы она доставляла удовольствие слушателям. Такой эффект легко достичь, если речь будет выразительной и богатой.
    Частный же вид риторики основывается на общем типе и предполагает конкретное использование общих положений в определенных сферах жизнедеятельности. Таким образом, наука изучает, какие правила произношения речи и поведения необходимо применять оратору в зависимости от ситуации.
    Частных риторик очень много, но все они объединяются в две основные группы:
    Гомилетика.
    Ораторика.
    Первая группа подразумевает под собой возможность оратора неоднократно воздействовать на публику. Сюда можно отнести церковный и академический тип красноречия. В современной риторике в эту группу включили пропаганду, которая осуществляется в средствах массовой информации.
    Таким образом, при академическом красноречии оратор, проводя несколько лекционный занятий, не должен каждый раз заново говорить о целях их проведения, об их необходимости и так далее. Ему достаточно об этом рассказать на первой лекции, а на всех остальных общая задача будет расширяться посредством изучения новой темы.
    Ораторика же не способна влиять многократно на людей. В связи с этим оратору необходимо уметь правильно завершать каждое выступление. В эту группу можно отнести судебный, бытовой, социально-политический и другие типы красноречия.
    В настоящее время ораторика довольно широко разрослась, поэтому конкретный тип риторики уже стали делить на свои подвиды. К примеру, из социально-политического красноречия выделили административную, дипломатическую, парламентскую и прочие риторики.

    Разновидности речи выступающего


    Существует несколько разновидностей ораторской речи в зависимости от того, кого необходимо убедить, где проходит выступление, какую цель оно преследует. К таковым относят следующие красноречия:
    Социальное и политическое. Это когда читают доклады, затрагивающие социальную, политическую и экономическую тематику, выступают на митингах, проводят агитацию.
    Академическое. К нему относится прочтение лекций, научных докладов или сообщений.
    Судебное. Такой тип красноречия используют прокурор и защитник, выступая в судебном заседании. Своей речью они должны убедить в виновности или невиновности обвиняемого лица.
    Социально-бытовое. Его применяют все люди, произнося речи на юбилеях, застольях либо на поминках. Сюда же относят светскую болтовню, которая не требует споров, дискуссий, а характеризуется легкостью и простотой восприятия.
    Богословское. Это красноречие используется в церквях, например, когда верующие читают проповедь или прочую речь в соборе.
    Дипломатическое. Данный тип предполагает соблюдение этических норм в деловой речи. Это необходимо при деловых переговорах, переписок, при составлении официальных документов, а также при переводе.
    Военное. Эта разновидность красноречия применяется, когда призывают к бою, издают приказы, уставы, передают информацию по радиосвязи.
    Педагогическое. К нему относятся выступления преподавателей и студентов, причем как устные, так и письменные. Сюда же входит прочтение лекций, что считается сложным актом педагогического общения.
    Внутреннее, или мнимое. Так называют диалог, который каждый человек проводит с самим собой. Данный вид подразумевает под собой мысленную подготовку к устному выступлению перед публикой, а также к письменной передачи информации, когда человек прочитывает написанное про себя, что-то вспоминает, о чем-то размышляет и так далее.
    Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод о том, что такое риторика и зачем она нужна обществу. Риторика как наука об ораторском искусстве предполагает изучение правильности произношения речи перед публикой с целью каким-либо образом повлиять на слушающих ее людей. С ее помощью ораторы приобретают навыки, позволяющие сделать их речь правильной, целесообразной, а самое главное, убедительной.

  3. salexa Ответить

    под редакцией Т.А. Ладыженской

    «Детская риторика» (1-4 классы)

    «Школьная риторика» (5-8 классы)

    «Риторика» (9-11 классы)

    Непрерывный авторский курс с 1 по 11 классы

    Инновационный курс риторики для школы авторского коллектива под руководством доктора наук профессора Т. А. Ладыженской предназначен для обучения успешному общению в современных условиях. Такая задача ранее не ставилась в рамках школьного образования. Т. А. Ладыженской впервые были определены концепция, программа, технология обучения и созданы учебники, специально ориентированные для обучения речи. Этот предмет существенно дополняет предмет «Русский язык». Цели изучения «Риторики» можно сформулировать в виде содержательно-целевых линий развития средствами предмета.

    Зачем же нужно изучать предмет «Риторика»

    Чтобы эффективно общаться в различных ситуациях, решать разнообразные коммуникативные задачи, которые ставит перед человеком жизнь, в конечном счете для успешной самореализации человека.
    Это осуществляется с помощью 1 линии развития, которая подразумевает:
    овладение умениями ориентироваться в различных ситуациях общения, учитывать компоненты этих ситуаций (ролевые характеристики коммуникантов, задачи общения, время и место взаимодействия и т.д.);
    овладение умениями реализовывать именно те устные и письменные тексты – речевые жанры (существующие в реальной речевой практике), которые эффективны для достижения задач общения в заданных
    ситуациях.
    Чтобы развивать умения функциональной грамотности. Это 2-я линия развития, которая подразумевает:
    обучение ознакомительному и изучающему чтению;
    обучение умениям слушать различного вида высказывания, воспринимать смысловую и эмоциональную информацию;
    обучение умению свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме в соответствии с речевой ситуацией;
    овладение учащимися коммуникативными качествами речи: правильностью, богатством, уместностью, выразительностью и т.д., осознание важности качеств речи для достижения задач общения.
    Речь учащихся обогащается лексическими, грамматическими, интонационными и другими средствами связи, важными для устных и письменных высказываний;
    Чтобы развивать интеллект, гибкость мышления, эмоциональную сферу, умения и навыки оценки и самооценки, совершенствовать креативные способности, воображение, речевой слух, речевую память, чувство языка. Это достигается реализацией 3-й линии развития, которая обеспечивается не только содержанием и направленностью курса, но и применением специальных методов, приемов, специфической организацией преподавания, обусловленной особенностями предмета. Среди них важное место занимают такие методы и приемы, как риторический анализ, риторические задачи, риторические игры.
    Чтобы решать воспитательные задачи: помочь школьникам в осмыслении нравственных ориентиров, общечеловеческих ценностей, важности доброжелательного, уважительного отношения к людям, направленного на сотрудничество, взаимодействие. Это 4-я линия развития.

    Каковы особенности понятийной основы этого нового курса

    В программе школьной риторики выделяются два смысловых блока:
    Первый блок – “Общение” дает представление о сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; о видах общения по различным основаниям); речевой (коммуникативной) ситуации; ее компонентах: кто, кому, что, как, зачем, где, когда – говорит (пишет) – на основе чего у школьников постепенно формируется привычка и умение ориентироваться в ситуации общения, определять коммуникативную стратегию и коммуникативное намерение (свое и партнера), оценивать степень их реализации в общении.
    Второй блок – “Речевые жанры” – дает сведения о тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности; о типологии текстов и о речевых жанрах как разновидностях текста. В этом блоке центральное понятие – речевой жанр, т.е. текст определенной коммуникативной направленности. В школьной риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: просьба, отзыв, устный ответ на уроке, заявление, аннотация, официальное и личное письмо, конспект и т.д. Понятие речевого жанра конкретизирует содержание работы по риторике, т.к. называет тот вид высказывания, которому следует учить.

    Как реализована технология обучения успешному общению в учебниках по школьной риторике

    В учебниках (и на уроках) риторики важное место занимают специфические приемы работы, а именно: риторический анализ устных и письменных текстов, риторические задачи, риторические игры.
    Риторический анализ предполагает обсуждение компонентов речевой ситуации (что, кому, зачем, где и т.д.). Вторая группа более сложных вопросов: что сказал говорящий (пишущий); что хотел сказать; что сказал ненамеренно. Обсуждение этих вопросов позволяет проанализировать не только то, что и как сказал (написал) коммуникант, но и в какой мере ему удалось решить свою коммуникативную задачу, т.е. насколько его речь была эффективной.
    При этом школьники учатся оценивать не только чужую речь, но и собственную. При формулировке риторических задач задаются значимые компоненты речевой ситуации, в том числе:
    кто говорит – пишет (адресант);
    для чего, зачем (задача высказывания);
    о чем (содержание высказывания);
    как (в устной или письменной форме, в каком стиле и жанре и т.д.);
    где (место, где происходит общение; расстояние между коммуникантами, если это важно);
    когда (время, когда происходит общение; время, отведенное для общения, если это важно).
    Ученикам предлагается войти в описанные обстоятельства и реализовать эффективное высказывание, учитывающее заданные компоненты.
    В риторических задачах обычно описываются близкие школьникам жизненные ситуации, но нередко предлагаются речевые роли более далекие – роль отца (матери), учителя, директора школы, президента и т.д. От их имени ученики приветствуют и благодарят, просят, информируют и пишут письма и т.п. Таким образом, риторические задачи учат гибкому, уместному речевому поведению, вырабатывают умение учитывать различные обстоятельства общения и в соответствии с ними строить высказывание, что очень важно для того, чтобы взаимодействие было эффективным.
    Риторические игры, в отличие от риторических задач, содержат соревновательный элемент и предполагают определение победителя. В отличие от словесных, речевых игр, риторические игры строятся на материале программы по риторике и служат решению задач этого предмета. Многие риторические задачи учебников могут быть проведены в форме риторических игр.
    Для того чтобы научить школьников реализовывать речевые жанры, уместные в данной ситуации, в учебниках приводятся модели речевых жанров, характеризуются их особенности с точки зрения сферы употребления, адресата, коммуникативных задач и т.д. Школьники анализируют положительные образцы речевых жанров, а также жанры с типичными недочетами в структуре и речевом оформлении; создают отдельные фрагменты (части); и, наконец, самостоятельно создают жанры на предложенную или найденную тему. Многие задания учебника опираются на речевой опыт учеников, актуальны с точки зрения их насущных потребностей. Безусловно, приобретенные в курсе риторики знания и умения востребованы в учебной и внеучебной жизни школьников, создают базу для успешного применения этих знаний и умений будущими выпускниками.

  4. Legza Ответить

    Сейчас в мире идёт большой обмен информацией, причём совершенно разнообразной, и обмен осуществляется различными способами. В современное время, как бы печально это не было, но всё живое общение нам заменили Интернет c социальными сетями. Человек XXI века живёт в мире больших возможностей, инновационных технологий, так сказать, идёт в ногу со временем, и всё вроде бы хорошо, прогресс не стоит на месте, но, одно большое но, вместе со всем этим куда-то исчезает умение правильно и красиво говорить, излагать свои мысли. Многие уже давно перестали обращать внимание на элементарные грамматические или пунктуационные ошибки, которые допускают при написании чего-либо, поскольку это стало нормой. То же самое происходит и в устной речи. Порой человек говорит, и, похоже, сам не понимает, что он пытается донести до своего слушателя. В таком случае про слушателя и не стоит даже говорить, естественно, что он ничего не поймёт. Вот в этом вся беда современного общества. В языке столько слов, чтобы сказать, о чём думаешь, мечтаешь, что хочешь сделать, но многие и двух слов связать не могут, чтобы доходчиво выразить свои мысли.
    Вот именно с этого момента и возникает вопрос: «Что же тогда такое правильное речевое общение? И каким оно должно быть?» О том, что говорить нужно не просто связно и правильно, но и красиво, прописная истина. Но мало кто может похвастаться тем, что его учили искусству красноречия и что он им обладает. Такой предмет, как риторика, преподают далеко не во всех школах, а если и включают его в программу, то часто не могут найти хороших учителей. Попросту говоря, красивая речь для большинства людей — это то, чему они якобы должны учиться, но не знают, как и где это можно сделать. Мы решили посвятить цикл статей этой важной теме — риторике, как умению правильно и красиво говорить.
    Для каждого человека важно уметь общаться, так как такой навык является хорошим помощником во многих жизненных ситуациях. На коммуникативных способностях строятся почти все успехи на учёбе, работе, в личной жизни. Если информация подаётся оратором лаконично и структурированно, то она дойдёт до слушателей в лучшем виде. Наука, которая изучает все детали ораторского искусства, называется риторика. Именно благодаря ей можно сделать свою речь ясной и убедительной.
    Риторика помогает придать речи ясности, конкретики, убедительности.
    А правильное речевое общение или устная коммуникационная деятельность, по определению А.В. Соколова (родился в 1934 году, специалист в области социальных коммуникаций), «есть духовное общение социальных субъектов». Ещё в далёкой древности Аристотель, роль которого в разработке классической риторики наиболее значима, отвечал на этот вопрос так:
    «Любая речь слагается из трёх элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается; оно-то и есть конечная цель всего; (я разумею слушателя)». [ 1 ]
    И тут возникает вопрос: «Актуально ли высказывание Аристотеля в наши дни?». Ответ на этот вопрос является многогранным. Но сначала обратимся к истокам возникновения риторики.

    Риторика в древнее время

    Софисты в Древней Греции перед публикой
    Происхождение риторики началось ещё в древней Греции. Благодаря тому, что в этом государстве формировалась демократия, умение убеждать приобрело немалую популярность в обществе.
    Каждый житель города имел возможность пройти обучение ораторскому мастерству, которое преподавали софисты. Эти мудрецы считали риторику наукой убеждения, которая изучает способы словесной победы над соперником. Из-за этого в дальнейшем слово «софизм» вызывало отрицательную реакцию. Ведь при них риторика рассматривалась, как уловка, выдумка, хотя ещё раньше эту науку считали высшим мастерством, умением.
    Аристотель (383 — 322 годы до н.э.)
    В Древней Греции создавалось много трудов, раскрывающих риторику. Автором классического греческого трактата об этой науке является известный мыслитель Аристотель.

    Данный труд под названием «Риторика» выделил ораторское искусство среди всех остальных наук. В нём были определены принципы, на которых должна строиться речь, и указаны способы, применяющиеся как доказательства. Благодаря этому трактату Аристотель и стал основоположником риторики как науки.
    В Древнем Риме в становление риторики внёс свой вклад Марк Туллий Цицерон (106 — 43 годы до н.э.), который занимался политикой, философией и ораторским искусством. Он создал произведение под названием «Брут или о знаменитых ораторах», описав развитие науки в именах популярных ораторов. Также он написал труд «Об ораторе», в котором рассказал о том, какое речевое поведение должно быть у достойного оратора.

    Затем Цицерон создал книгу «Оратор», раскрывающую основы красноречия.
    Цицерон считал риторику самой сложной наукой в отличие от других. Он утверждал, что для того, чтобы стать достойным оратором, человеку необходимо иметь глубокие познания во всех областях жизнедеятельности. В противном случае он просто не сможет поддержать диалог с другим человеком.
    Марк Фабий Квинтилиан
    Марк Фабий Квинтилиан в сочинении из 12 книг «Риторические наставления» проанализировал риторику, дополняя собственными выводами относительно всех её составляющих. Он ценил ясность слога, умение оратора пробудить эмоции в слушателях. Риторика определялась им как «наука хорошо говорить». Квинтилиан также дополнил учения риторики, указав значимость невербальной составляющей.
    В средние века риторика стала называться гомилетикой, церковным красноречием и, конечно, изменила облик и внутреннее содержание. Теперь красноречие было направлено на прославление Бога и его величия, а также на то, чтобы доказать существование высшей силы исключительно умозрительно, в теории, на словах.

    Развитие риторики в России

    А.С. Пушкин в Царскосельском лицее. Картина И.Репина, 1911 год
    Риторика в России возникла на основе римской науки. К сожалению, не всегда она была столь востребована. Со временем, когда менялись политико-общественные режимы, необходимость в ней воспринималась по-разному.
    Развитие российской риторики по этапам:
    Древняя Русь (до 988 года). Жизнеречение — внутриобщественная функция ж-рече-ства. Это очевидно для вспоминающих, что буква «Ж» в славянской азбуке имеет название «Живёте». Понятийный же корень «рече» (речь, как выражение мысли) непосредственно присутствует в обоих словах, что говорит об очень серьёзном отношении к тому, что рекётся индивидом. Даже буква «Р» имела название «рцы». А «Рцы» — форма повелительного наклонения, аналогичная по смыслу нынешнему «реки́». Вот жречество должно было властно (в том смысле, что слова не должны оставаться без соответствующих их смыслу последствий) «говорить» о том, как должно жить общество и как оно должно решать возникающие в его жизни проблемы, и что будет, если оно будет жить иначе и не будет решать проблемы.
    Русь Киевского периода (XII — XVII вв.). В этот период ещё не существовало термина «риторика» и учебных книг по ней. Но и тогда и раньше, безусловно применялись некоторые её правила. Люди в то время называли этику речи краснобайством, красноречием, благоречием либо риторикией. Обучение искусству слова проводилось на основе богослужебных текстов, которые создавали проповедники. К примеру, одним из таких сборников является «Пчела», написанный в XIII веке.
    Первая половина XVII века. В этот период важным, реперным событием стало издание первого русского учебника, раскрывающего основы риторики.
    Конец XVII — начало и середина XVIII века. На этом этапе была издана книга «Риторика», написанная Михаилом Усачёвым. Также было создано множество произведений, таких как «Старообрядческая риторика», труды «Поэтика», «Этика», несколько лекций о риторическом искусстве Феофана Прокоповича.
    М.В. Ломоносов — «Риторика»
    XVIII век. В данное время произошло формирование риторики как российской науки, огромный вклад в которое внёс Михаил Васильевич Ломоносов. Он написал несколько произведений, посвящённых ей, из которых книга «Риторика» стала основой в развитии данной науки.
    Начало и середина XIX века. Данный период характеризуются тем, что в стране происходил риторический бум. Известные авторы издавали большое количество учебных пособий. К таковым относятся труды И.С. Рижского, Н.Ф. Кошанского, А.Ф. Мерзлякова, А.И. Галича, К.П. Зеленского, М.М. Сперанского.
    Однако, начиная со второй половины века данную науку начинает активно вытеснять словесность. Советские же люди изучали стилистику, лингвистику, культуру речи и меньше — риторику.

    Как обстоят дела с риторикой в наше время?


    Кое-где она преподаётся, входит в число не факультативных, а обязательных дисциплин. Однако косноязычия и элементарного неумения выступать публично от этого меньше, увы, не становится. Однажды социологи спрашивали респондентов о том, чего те больше всего боятся. Ответы были вполне предсказуемыми — тяжёлой болезни или смерти: как собственной, так и близких нам людей. Действительно, против этой напасти мы часто оказываемся бессильны. А вот на втором месте, с очень небольшим отрывом от страха смерти, находится … страх публичного выступления. Странно и неожиданно? Это ещё как сказать…
    Вспомните каждый самого себя в школьные годы. Когда в начале урока начиналась проверка домашнего задания и кого-то непременно вызывали к доске. Какие были ощущения, когда называли твоё имя? Даже когда был готов и уверен в себе — всё равно начинались волнение, а то и паника. Идёшь к доске — и кажется, что твои шаги гулко отдаются в тишине, а сердце колотится так, словно норовит выскочить из груди. Ни дать ни взять — идёшь на казнь. Так что страхи были, и ещё какие!
    Из этих полудетских страхов и вытекает первая необходимость риторики как способа обрести уверенность в своих силах. Ведь, если разобраться, почему некоторые рот открыть боятся у доски, почему их охватывает немота, хотя они всё или почти всё знают? У них просто нет навыка связной, грамотной, красивой речи — всех тех навыков, которым и учит риторика.
    А когда ещё и кавардак в голове, в мыслях, то и в устной, в звучащей речи будет тот же сумбур. Не можешь сформулировать тезисы будущего выступления устно, в теории — почти наверняка будешь сбиваться и путаться на практике. Так что чем раньше и целостнее сложится мировоззрение, система наших взглядов — тем лучше для нас. И тогда будет ясной голова.
    Вообще достаточно задать себе простой вопрос: а что будет, если вы не сможете достойно выступить и с треском провалитесь? Мир ведь не исчезнет. Надо понимать, что любой опыт ценен, в том числе и отрицательный. Словом, можно больше приобрести, нежели потерять. А путей избавлений от страхов предостаточно.
    Во-вторых, риторика просто незаменима тогда, когда мы проходим процесс первичной и, тем более, вторичной социализации — от семьи к дружеской компании, школе и вузу, не говоря уж о взрослой, самостоятельной жизни. Нам помогают определиться по жизни все вокруг — причём, делая это чаще всего не с помощью невербальных средств общения, а посредством живого слова. Полноценной замены ему нет, и вряд ли она когда-нибудь найдётся. Если вовремя не приобрести навыков успешной коммуникации, полноценного общения — вряд ли ты в жизни чего-то значительного добьёшься. Так и будешь, как говорится, вариться в собственном соку, будешь нем, как рыба, и примешься судорожно глотать обиды вперемешку со злостью и завистью на окружающий мир — мол, я такой замечательный, а меня недооценили, не заметили. А лучше действовать! Как это делал Демосфен — величайший оратор античности. Ведь он и надежд никаких не подавал, но превозмог свои слабости — физические и духовные — и стал тем, кем он стал. Так что есть, на кого равняться.
    Когда опытные тренеры в области риторики начинают спрашивать у аудитории, кто и зачем хочет научиться хорошо говорить публично, то многие лукавят и спешат спрятаться за красивые фразы типа «хочу повышения по службе» или «хочу оказывать влияние на других». Во всех этих репликах есть своя доля правды, но далеко не вся. А весь секрет, точнее, отсутствие такового, заключается в том, что многим втайне хочется получать удовольствие от самого процесса говорения и производимого им эффекта. Только стесняются или боятся в этом признаться — себе и людям.
    Так вот, в-третьих, мало что сравнится с удовольствием именно от успешного публичного выступления, особенно когда почувствуешь вкус к этому делу. Только представьте себе в обозримой перспективе — тебя слушают со всё возрастающим вниманием, люди жадно ловят каждое твоё слово, контакт между тобой и аудиторией прочный и устойчивый, настрой — дружеский. Конечно, до такой почти идеальной ситуации ещё нужно дорасти и дотянуться. Но и здесь всё в наших руках.
    В-четвёртых, сила слова многократно возрастает, когда это слово — публичное, услышанное, а затем подхваченное многими. Тем более, если это слово исходит от человека компетентного во многих вопросах, держащегося уверенно и спокойно, сохраняющего чувство собственного достоинства, доброжелательно настроенного по отношению к аудитории и не возвышающегося над ней. Хороший оратор, а по совместительству — психолог или педагог, воспитатель — находка для любой компании, учебного заведения, коллектива.
    Наконец, для тех, кто мечтает о карьере и финансовом успехе, слово — тоже мощный рычаг и инструмент воздействия на умы и чувства людей. Конечно, не всем нам быть великими ораторами, — кому-то надо и сеять, и пахать, и строить, и мастерить что-то своими руками — но тот начальник и руководитель, кто не лезет за словом в карман, у кого поставлена речь, кто обладает даром убеждения и обаяния, уже не просто начальник и руководитель, а настоящий харизматический лидер, за которым пойдут хоть на край света. Если покопаться в не столь уж и далёкой от нас истории, почитать воспоминания, то мы узнаем, какими замечательными ораторами были Наполеон Бонапарт, Троцкий, Гитлер и Муссолини. Они не перестают быть при этом великими диктаторами и злодеями. Именно поэтому и важно умело распорядиться своим влиянием и не использовать его во вред. Так что трижды прав поэт Владимир Маяковский, который назвал слово «полководцем человечьей силы» («Сергею Есенину»,1926 год ).
    А слово — это и есть главное орудие оратора, данное ему от Бога или от природы. И тот, кто приобщился к риторике всерьёз и надолго, уже никогда не спросит, зачем она нужна.

    Послесловие


    В мире есть наука, которая носит гордое название — риторика. Жаль, конечно, но есть люди, которые не знают о её существовании или её значении. Так вот именно риторика занимается вопросами правильной и красивой речи, говоря самым простым языком. Именно риторика разбирает ошибки в общении. По нашему мнению, её не помешало бы ввести в школы обязательным предметом. Просто, глядя на современное молодое поколение, видно, что многим она явно не помешала бы.
    И в заключение, возвращаясь к вопросу об актуальности высказывания Аристотеля, можно сказать, что оно более чем актуально. Ведь если подумать, то быть хорошо подготовленным, обладать приличным словарным запасом, уметь собрать свои мысли в единое целое и донести их до слушателей, учитывая особенности аудитории — это очень тяжёлый труд. Но посильный. Ведь как говорил Цицерон:
    «Красноречие есть нечто такое, что даётся труднее, чем кажется, и рождается из очень многих знаний и стараний».
    Он не случайно поставил старания после знаний. Только хорошо понимая, зачем и почему нужно то или иное знание, человек будет стараться его освоить.
    Ну и пусть не все мы владеем искусством красноречия, но говорить красиво, правильно, вежливо и понятно мы можем и должны. Вот как раз, поэтому высказывание Аристотеля актуально и поныне. Люди постепенно разучиваются говорить так, как это было положено, и как бы печально это не было, но факт остаётся фактом. Но ведь в наших силах всё исправить. Хотя бы на личностном уровне. Не так ли?

    В следующих статьях о риторике мы будем приводить как поучительные истории, так и методики повышения своих ораторских навыков.
    Материалы и ссылки »

  5. zavodnaja Ответить

    – художнику не нужен такой предмет, как химия;
    – поэту не нужна математика и физика;
    – астроному ни к чему пение.
    Кому не нужна риторика?

    Но с риторикой иначе. Если физика, химия и многое другое навязываются нам в обязательном порядке, то красивая речь вовсе не считается важным умением. Можно сказать, что ученикам в школе красочно расписывают преимущества ораторского искусства, но вскользь. И при этом не дают никакой информации о том, где и как ему научиться. А простое чтение книг, как можно заметить, не даёт сногсшибательного результата. Возможно, искусство говорить правильно и убедительно не нужно леснику, плотнику, космонавту. Но вопрос здесь не в нужности, а в другом. Важны приоритеты: хотите ли вы выглядеть на порядок культурнее, умнее, образованнее в глазах других людей? Хотите ли производить положительное впечатление, завоёвывать уважение одним своим голосом? Заманчиво? Именно ради таких перспектив стоит найти время на обучение.
    Чему научит риторика?
    Если вы решите сделать красивые речи нормой своего общения, отправляйтесь на курсы риторики. Либо приобретите хорошие учебники и занимайтесь самостоятельно. Какой бы способ ни был выбран, при добросовестном отношении к обучению вы научитесь:
    произносить слова чётко;
    удерживать внимание собеседника;
    выступать перед публикой и быть уверенным в себе;
    говорить ярко и убедительно;
    излагать мысли грамотно;
    следить, чтобы дыхание во время выступлений не срывалось.

    Где применить новые умения?
    И всё-таки человеку, которому после обучения подвластна техника красивой речи, хочется не просто чувствовать себя увереннее, но где-то применить навыки. Здесь вы можете выбрать какую-либо область, где умение говорить – главный ключ к успеху. Это может быть политика, если она вам не чужда. Кроме того, вы наверняка научитесь продавать, сами того не подозревая. Вакансии продавцов-консультантов, даже в самых дорогих магазинах, будут открыты. Можно будет стать дистрибьютором крупных компаний, риэлтором, консультантом или диспетчером. Все профессии, где важным моментом является общение с людьми, станут доступны. А воспользоваться этим или нет – ваш личный выбор!

  6. AalexS Ответить

    Даже если создается впечатление, что выступающий импровизирует, речь должна быть подготовлена и продумана.

    Так, работа над речью подразделяется на следующие этапы:
    инвенция — найти, о чем говорить;
    композиция — правильно выстроить;
    элокуция — придать выразительность;
    меморио — запомнить;
    акцио — произнести.
    Чтобы выбрать тему своего выступления, которая должна быть интересна слушателю, оратору необходимо определиться с его целью. Целями публичной речи могут быть:
    информирование слушателя;
    побуждение к действию, агитация и воодушевление;
    убеждение в чем-либо;
    обсуждение проблемы, поиск истины;
    оценка события или явления;
    развлечение, когда сам процесс общения доставляет удовольствие.
    Материалом для предстоящего выступления служат такие источники, как чтение литературы, поиск информации из различных источников, личный опыт, наблюдения и размышления, а также опрос и беседа.
    Разработка плана публичной речи — немаловажная часть работы над ее созданием:
    вступление цепляет внимание и вызывает интерес;
    основная часть поясняет содержание, приводит аргументы и факты, формулирует главную мысль;
    заключение обобщает, усиливает значение сказанного, создает настроение.
    Сделать ее живой и убедительной помогут средства выразительности русского языка:

    Способы подачи материала бывают в форме лекции, доклада, беседы, диспута или дискуссии и зависят от цели выступления и интересов аудитории.
    Риторическое мастерство неразрывно связано с личностью оратора, его эрудицией, характерными качествами, психотипом.
    Оратор должен быть уверенным в себе человеком, артистичным, открытым, дружелюбным, умеющим заинтересовать и увлечь слушателя. Для публики немаловажно, как он выглядит и ведет себя, как говорит, какую позицию по отношению к ней занимает.

    Виды риторики

    В настоящее время существует следующая классификация риторики по видам:
    социально-политическая (парламентская и митинговая речь, агитационные выступления), которой присущи эмоциональность, а нередко и пафос, для убеждения и побуждения к действию;
    академическая (научный обзор, учебная лекция), с аргументами и фактами, структурированная, порой монотонная и равнодушная, как только оратор теряет связь с аудиторией, читая заранее подготовленный текст;
    социально-бытовая (приветственное, застольное, юбилейное обращение, тост), по большей части простая и задушевная, не отличающаяся совершенной логикой и четкой структурой, но зато искренняя и добросердечная;
    судебная (обвинительная, защитительная), строго аргументированная и взвешенная, определяющая судьбу человека;
    богословско-церковная (проповедь, официальная церковная речь) возвышающая духовно, приносящая радость, наставляющая к добру;
    военная (обращение-приказ, инструктивная, воодушевляющая речь), конкретная, строгая, усиливающая патриотические чувства, воспитывающая любовь к Отечеству;
    дипломатическая (речь на международных переговорах и конференциях), отличающаяся высокой мерой ответственности за каждое произнесенное слово;
    деловая (деловые, а также телефонные переговоры), обязательными элементами которой являются доступность, экспрессивность, грамотность;
    диалогическая (интервью, спор, дискуссия), требующая отработки навыков правильного ведения диалога.

  7. drob2001 Ответить

    Термины «риторика» (греч. rhetorike), «ораторское искусство» (лат. oratorare – «говорить»), «витийство» (устар., старославянск.), «красноречие» (русск.) синонимичны.
    В античном понимании риторика – это красноречие, теория красноречия, наука об ораторском искусстве. Риторика возникла в Греции в V в до н.э., сложилась в систему в III–II вв. до н.э. и получила свое развитие в Риме в I в. до н.э. Базой риторики считаются основы таких наук, как философия, логика, педагогика, лингвистика, психология, этика и эстетика. С развитием этих наук менялось и представление о риторике. В Древней Греции риторику определяли как искусство убеждать слушателей. В Риме – как искусство хорошо и красиво говорить (ars bene dicendi). В Средние века риторику рассматривали как искусство украшения устной и письменной речи (ars ornandi). В русской риторической науке прослеживается древнегреческая традиция определения риторики как искусства убеждения.
    Видоизменялись и цели риторики. Античная риторика родилась из практики общественно-политических и судебных речей. В Средние века риторика была ориентирована на написание писем и религиозных проповедей. В эпоху Возрождения она распространилась на всю область художественной прозы, стала частью гуманитарного образования, и овладение основами красноречия считалось признаком высокой образованности и культуры.
    В настоящее время термин «риторика» употребляется в узком и широком смыслах. В узком понимании риторика – это прикладная лингвистическая наука, изучающая закономерности ведения речи, ставящая перед собой цель научить людей легко и красиво владеть языком. Лингвистический словарь определяет риторику как филологическую дисциплину, изучающую способы построения художественно выразительной речи1.
    Риторику в широком смысле называют неориторикой (термин введен профессором Брюссельского университета Х. Перельманом в 1958 году) или общей риторикой. Ее развитие вызвано появлением новых языковедческих наук – лингвистики текста, семиотики, герменевтики, теории речевой деятельности, психолингвистики. Неориторика занимается поиском путей практического применения этих дисциплин, разрабатывается на стыке языкознания, теории литературы, логики, философии, этики, эстетики, психологии.
    В теории современного красноречия возрождается древнее первоначальное ядро – концепт убеждения, рассматриваются формы и методы воздействия средствами устной и письменной речи. Цель обновленной риторики – определение наилучших вариантов, оптимальных алгоритмов общения. Например, исследуются роли участников диалога, механизмы порождения речи, языковые предпочтения говорящих и т.п. Таким образом, неориторика – это наука об убеждающей коммуникации.
    Итак, термин «риторика» включает понятия «красноречие», «мастерство публичного выступления» и «ораторское искусство». Если красноречие означает умение говорить увлекательно, красиво, убедительно, то мастерство публичного выступления – это более высокий уровень, предполагающий, наряду с умением говорить красиво и убедительно, умение владеть ситуацией общения, наличие знаний по психологии и социологии аудитории и т.п.
    Риторика учила и учит, как осуществлять общение, логично и выразительно излагать и развивать мысли, употреблять слова, как пользоваться речевой активностью в личной жизни и общественной деятельности, как выступать перед аудиторией. Первостепенное внимание теория красноречия всегда уделяла устному, «живому» контакту.
    Риторика как наука выполняет следующие задачи:
    1) поиск оптимальных алгоритмов общения, взаимопонимания в условиях современного общества;
    2) исследование форм и механизмов речи;
    3) формирование языковой личности;
    4) совершенствование культуры речи;
    5) совершенствование речевого самовыражения;
    6) моделирование процессов общения.

  8. РќРёРє,,, Ответить

    Древние греки по-своему справедливо считали, что учить человека, гражданина демократического полиса, с младых ногтей нужно лишь счету, письму, чтению, музыке и физической культуре. Остальное, если возникнет желание и интерес, каждый сможет добрать сам, в процессе систематического обучения или самостоятельно образовываясь.
    К этой первой «пятерке» предметов, преподаваемых почти повсеместно, затем, усилиями мудрецов-софистов, и добавилась риторика. Почему именно в ней именно тогда возникла острая необходимость?
    Дело в том, что демократия была для жителей Эллады еще в новинку, многому приходилось учиться путем проб и ошибок. Например, власть выбирали сами граждане – из числа тех, кому доверяли и кого хорошо знали. Происходило это во время агоры, народного собрания. Избранным во власть считался тот, за кого поднимался «лес» рук или за кого раздастся больше громких голосов. Ну, и, конечно, тот, кто сумел бы склонить присутствующих на свою сторону аргументами, доводами, поведением, внешним видом и др. Таковы были прямая демократия и площадная риторика. Уже тогда требовалось уметь занимать позицию и свободно её отстаивать, спорить с оппонентами, использовать в споре как доводы, так и уловки. Софисты и стали первыми учителями риторики. Благодаря их деятельности риторика сделалась школьной дисциплиной.
    В средние века она стала называться гомилетикой, церковным красноречием и, конечно, изменила облик и внутреннее содержание. Теперь красноречие было направлено на прославление Бога и его величия, а также на то, чтобы доказать существование высшей силы исключительно умозрительно, в теории, голословно.
    Как обстоят дела с риторикой в наше время? Кое-где она преподается, входит в число не факультативных, а обязательных дисциплин. Однако косноязычия и элементарного неумения выступать публично от этого меньше, увы, не становится. Однажды социологи спрашивали респондентов о том, чего те больше всего боятся. Ответы были вполне предсказуемыми – тяжелой болезни или смерти: как собственной, так и близких нам людей. Действительно, против этой напасти мы часто оказываемся бессильны. А вот на втором месте, с очень небольшим отрывом от страха смерти, находится … что бы вы думали? Страх публичного выступления. Странно и неожиданно? Это еще как сказать…
    Вспомните-ка каждый себя в школьные годы. Когда в начале урока начиналась проверка домашнего задания и кого-то непременно вызывали к доске. Какие были ощущения, когда называли твое имя? Даже когда был готов и уверен в себе – все равно начинались волнение, а то и паника. Идешь к доске – и кажется, что твои шаги гулко отдаются в тишине, а сердце колотится так, словно норовит выскочить из груди. Ни дать ни взять – несешь свой крест на Голгофу. Так что страхи были, и еще какие!
    Из этих полудетских страхов и вытекает первая необходимость риторики как ораторского искусства – обретение уверенности в себе. Ведь, если разобраться, почему некоторые рот открыть боятся у доски, почему их охватывает немота, хотя они всё или почти всё знают? У них нет навыка связной, грамотной, красивой речи – всех тех навыков, которым и учит риторика. А когда кавардак в голове, в мыслях, то и в устной, в звучащей речи будет тот же сумбур. Не можешь сформулировать тезисы будущего выступления устно, в теории – почти наверняка будешь сбиваться и путаться на практике. Так что чем раньше сложится мировоззрение, система наших взглядов – тем лучше для нас! Да будет ясной голова!
    Вообще достаточно задать себе простой вопрос: а что будет, если вы не сможете достойно выступить, с треском провалитесь? Уволят? Может быть. Но вы не погибнете. Потеряете самоуважение в глазах близких? Да они-то вас знают, как облупленного, знают, как вы можете выступить на самом деле, и постараются скорее забыть эту досадную неудачу. Низко упадете в собственных глазах? Вот это точно ни к чему! Любой опыт ценен, в том числе и отрицательный. Словом, можно больше приобрести, нежели потерять. А путей избавлений от страхов предостаточно.
    Во-вторых, риторика просто незаменима тогда, когда мы проходим процесс первичной и, тем более, вторичной социализации – от семьи к дружеской компании, школе и вузу, не говоря уж о взрослой, самостоятельной жизни. Нас наставляют на путь истинный, ориентируют в нужном направлении – причем, делая это не с помощью невербальных средств общения, а посредством живого слова. Полноценной замены ему нет, и вряд ли она когда-нибудь найдется. Если вовремя не приобрести навыков успешной коммуникации, полноценного общения – вряд ли ты в жизни чего-то значительного добьешься. Так и будешь, как говорится, вариться в собственном соку, будешь нем, как рыба, и примешься судорожно глотать обиды вперемежку со злостью и завистью на окружающий мир – мол, я такой замечательный, а меня недооценили, не заметили. А лучше действовать! Как это делал Демосфен – величайший оратор античности. Ведь он и надежд никаких не подавал, но превозмог свои слабости – физические и духовные – и стал тем, кем он стал. Так что есть, на кого равняться!
    Когда опытные тренеры в области риторики начинают спрашивать у аудитории, кто и зачем хочет научиться хорошо говорить публично, то многие лукавят и спешат спрятаться за красивые фразы типа «хочу повышения по службе» или «хочу оказывать влияние на других». Во всех этих репликах есть своя доля правды, но далеко не вся. А весь секрет, точнее, отсутствие такового, заключается в том, что многим втайне хочется получать кайф от самого процесса говорения и производимого им эффекта. Только стесняются или боятся в этом признаться – себе и людям. Так уж многих учили в свое время – стыдно это, недостойно советского гражданина – думать о себе, отрываться от коллектива, устраняться от строительства социализма и коммунизма. Это сейчас наши мозги понемножку приходят в норму. Так вот, в-третьих, мало что сравнится с удовольствием именно от успешного публичного выступления, особенно когда почувствуешь вкус к этому делу. Только представьте себе в обозримой перспективе — тебя слушают со всё возрастающим вниманием, тебе буквально смотрят в рот, жадно ловят каждое твое слово, контакт между тобой и аудиторией прочный и устойчивый, настрой – дружеский. Конечно, до такой почти идеальной ситуации еще нужно дорасти и дотянуться. Но и здесь всё в наших руках!
    В-четвертых, сила слова многократно возрастает, когда это слово – публичное, услышанное, а затем подхваченное многими. Тем более, если это слово исходит от человека компетентного во многих вопросах, держащегося уверенно и спокойно, сохраняющего чувство собственного достоинства, доброжелательно настроенного по отношению к аудитории и не возвышающегося над ней. Хороший оратор, а по совместительству – психолог или педагог, воспитатель или бизнес-тренер – находка для любой компании, учебного заведения, коллектива.
    Наконец, для тех, кто мечтает о карьере и финансовом успехе, о возвышении над другими, слово – тоже мощный рычаг и инструмент воздействия на умы и чувства людей. Конечно, не всем нам быть великими ораторами, — кому-то надо и сеять, и пахать, и строить, и мастерить что-то своими руками – но тот начальник и руководитель, кто не лезет за словом в карман, у кого поставлена речь, кто обладает даром убеждения и обаяния, уже не просто начальник и руководитель, а настоящий харизматический лидер, за которым пойдут хоть на край света. Если покопаться в не столь уж и далекой от нас истории, почитать воспоминания, то мы узнаем, какими замечательными ораторами были Наполеон Бонапарт, Ленин и Троцкий, Гитлер и Муссолини. Они не перестают быть при этом великими диктаторами и злодеями. Именно поэтому и важно  умело распорядиться своим влиянием и не использовать его во вред. Так что трижды прав поэт Владимир Маяковский, который назвал слово «полководцем человечьей силы». А слово – это и есть главное орудие оратора, данное ему  от Бога или от природы. И тот, кто приобщился к риторике всерьез и надолго, уже никогда не спросит, зачем она нужна.
    Павел Николаевич Малофеев

  9. Lusik1902 Ответить

    В соответствии с действиями человека, который готовит речь для выступления и произносит ее, классическая риторика еще во времена античности делилась на пять частей. Спустя столетия каждая из этих частей может развить в вас навыки, полезные как в повседневности, так и в особенно важных, ответственных ситуациях.
    Если вы решили изучать риторику, начните со сбора информации для речи. Только тщательный отбор, анализ и сопоставление сведений по теме помогут вам подготовить логичную, осмысленную, информативную речь. Навык сбора, систематизации информации пригодится вам и в повседневной жизни. Оценивать объективность сведений, отсеивать ненужное и углубляться в самое значимое важно даже при чтении книг и просмотре новостных лент. Только так можно рационально использовать необъятный поток информации в условиях ограниченного времени.
    Второй этап подготовки речи в соответствии с канонами риторики – выстраивание ее структуры. Только последовательно изложенные вступление, тезисы, аргументы и заключение создадут у ваших слушателей правильное впечатление. Они убедятся, что вы всерьез занимались вопросом, изучили его со всех сторон и ваше мнение в итоге взвешенно и продуманно. Последовательное изложение мыслей поможет вам доступно для окружающих объяснять свою точку зрения, тратить меньше времени на уточнения, быть понятым.
    Разобравшись в мыслях и уточнив порядок их изложения, нужно подобрать для них подходящие слова. Адекватно выбранные термины, остроумные замечания, средства выразительности делают речь точной, емкой, интересной и красивой. Согласитесь: такую будет приятно слушать не только за переговорным столом или во время политических дебатов.
    Следующий навык будущего оратора – запоминание речи. Даже безупречно составленный текст не будет звучать убедительно, если вы прочитаете его, не отрываясь от бумажки. В пределах риторики изучаются способы запоминания выступления, которые позволят брать письменные подсказки лишь для уверенности и не пользоваться ими. Разработав память в пределах курса риторики, вы сможете успешно пользоваться ею в учебе, работе, да и просто не пропустите важную дату, запомнив ее раз и навсегда.
    Пятая часть риторики – произнесение. В ходе самостоятельного изучения науки или с помощью преподавателя вы узнаете, как усилить воздействие речи, пользуясь интонацией, громкостью голоса, жестикуляцией. Множество подобных нюансов влияют на слушателя и формируют его мнение о говорящем и о предмете разговора. Некоторые «трюки» полезно будет использовать в работе – например, в деловых переговорах, и в быту – уговаривая возлюбленного купить зеленую, а не синюю вазочку.

  10. Willy-Wonka Ответить

    Современная риторика, в
    центре которой общающийся человек, объединила в неразрывное целое разные знания
    о человеке из теории коммуникации, психологии общения, лингвистики, этики,
    социологии, логики, семиотики и т.д. Таким образом, риторика учит общению на
    новом витке развития общества, в условиях открытости информационного
    пространства, колоссальных возможностей информационных технологий. Именно этим
    отличается современная риторика от той, которая преподавалась в ХVIII-ХIХ
    веках.
    Хотелось бы подчеркнуть,
    что риторика не вписывается в существующий лингвистический курс русского языка,
    не может быть его элементом, так как риторика отличается своими задачами,
    содержанием и структурой, а также специфическими методами и приемами
    преподавания.
    Как показывает
    многолетний опыт, коммуникативные умения формируются только в результате
    целенаправленной работы, основанной на специальных методах и приемах. Эта работа
    может быть реализована только в рамках особого учебного предмета со своим
    содержанием, логикой изложения и технологией.
    3. Так ли уж нова
    риторика как учебный предмет?
    Начиная с 70-90 гг. ХIХ
    века, риторика постепенно исчезает как самостоятельный предмет из школьного и
    высшего образования. Основная причина такого положения дела – мертвая,
    схоластическая методика преподавания риторики, когда учили главным образом на
    текстах древних риторов, и обучаемые создавали “свои” произведения как
    подражание этим текстам по форме, стилю и нередко по содержанию.
    Итак, исчезает
    специальный предмет, который учит речи. Но школа, педагоги чувствуют
    необходимость работы над речью. К началу 20 века складывается область
    преподавания родного языка, которая называется в методике “развитием речи”,
    появляется наименование “культура речи” и т.д.
    И наконец, в 70-е годы 20
    века в программе и учебниках по родному языку появляется раздел “Связная речь”
    (Работа над изложениями и сочинениями). В данной статье не представляется
    возможным охарактеризовать методические поиски включения элементов риторики в
    курс родного языка. Можно отметить только одно: стремление методистов включить
    работу над речью в этот предмет.
    Однако эта работа не
    ставила и не ставит целью научить школьников общению, научить создавать тексты
    разной коммуникативной направленности – разные речевые жанры, такие, как
    доклад, отзыв, рецензия, приветственное слово, поздравительная речь,
    автобиография, благодарственное письмо, дискуссия, реферат и т.д. Хотя
    потребность обращения к многим из указанных речевых жанров в жизни, даже в
    учебном процессе очевидна. В учебниках по разным предметам мы встречаем задания
    типа: “Напишите доклад”, “Подготовьте реферат”, “Перескажите кратко текст ”;
    “Подготовьте устное выступление на тему: …”, “Выступите в дискуссии” и т.д.
    О несоответствии
    традиционного курса родного языка реальным потребностям человека в обществе
    писал Л.Н. Толстой, который, как известно, сам учил детей в Яснополянской
    школе: “В моем личном опыте я не нахожу почти ни одного намека на
    то, чтобы знания грамматики яснополянских школьников прилагались ими к
    какому-нибудь употреблению. Мне кажется, что грамматика идет само собой … как
    умственное небесполезное гимнастическое упражнение, язык – умение писать,
    читать и понимать идет само собой…”
    4. Что же
    представляет собой современная риторика?
    Современная
    риторика не может быть слепком, копией русской риторики 19 века. Мы не можем,
    например, просто издать самые лучшие из этих учебников (Мещерякова, Сперанского
    и мн. других). Современная риторика базируется на достижениях современных
    гуманитарных наук – лингвистики, теории коммуникации, психологии общения,
    этики, социологии, логики, семиотики и т.д.
    В центре
    центре современной риторики общающийся человек, человек, который общается.
    Следовательно, риторика – антропоцентрический предмет. Поэтому естественна его
    практическая направленность, его задача как учебного предмета – научить
    эффективному общению, что, конечно, требует определенной теоретической базы.
    Итак, риторика
    – учебный предмет, при разработке которого реализуются оба направления
    модернизации образования:
    – за счет
    достижений современных базовых смежных наук;
    – за счет
    потребностей настоящего и будущего общества, так как риторика учит
    коммуникативным (риторическим) умениям на новом витке развития общества в
    условиях открытости информационного пространства и колоссальных возможностей
    информационных технологий.
    5. Зададимся вопросом:
    нужна ли Риторика нам?
    Насколько необходимы для
    нас риторические знания и умение применять их – сегодня и в будущем? Начнем с
    того очевидного факта, что природа человека с древнейших времен до наших дней
    осталась неизменной по крайней мере в одном своем проявлении: человек очень
    много говорит ( 65% рабочего времени проходит в устном общении, 2,5 года –
    расход чистого времени на беседы у среднестатистического жителя Земли, по
    данным американских ученых, что составляет 400 томов по 1000 страниц успеваем
    наговорить за свою трудовую деятельность).
    Таким образом, человек
    разумный был и остается человеком говорящим.
    Значит, говорили и
    говорим мы действительно много. Но, как показывают исследования, делаем это
    плохо: общение людей, не получивших специальной (риторической!) подготовки,
    эффективно (успешно) всего лишь на 50%. Конечно, это весьма приблизительные
    оценки, сухие факты и цифры, но и они свидетельствуют о многом: необходимо
    совершенствовать и владение собственным словом, и восприятие слова чужого.
    “Приходит министр в
    парламент, скажем, в Думу. Выходит на трибуну и говорит…

  11. zlinker Ответить

    03.12.2002
    В. И. Аннушкин
    Почему риторика возрождается в России? В чем причина огромного интереса и внимания к ней со стороны не только филологов-русистов, но и ученых и педагогов разных специальностей? Почему так важно современному человеку владеть искусством речи?
    Обо всем этом я беседую с председателем Российской ассоциации исследователей, преподавателей и учителей риторики Владимиром Ивановичем Аннушкиным.
    — В. И., все-таки уточним: что такое риторика?
    — Прежде всего риторика — теория и искусство речи, фундаментальная наука, изучающая объективные законы и правила речи. Риторика, формирующая норму и стиль жизни, важна потому, что речь — инструмент управления и организации любых социальных и производственных процессов.
    — Как в риторике объясняется понятие «речь»?
    — Речь начинается с замысла, как «богатство языка есть богатство мыслей» (Н. М. Карамзин). Вот почему учитель Пушкина Н. Ф. Кошанский определял риторику как науку «мыслить» и показывал вслед за Ломоносовым способы изобретения идей и развития содержания речи. Можно ли научить мыслить и преподать некоторые способы создания замысла речи? Как раз об этом толкует первая часть риторического учения — изобретение идей.
    — А можно ли определить риторику как искусство убеждения?
    — Это определение я бы назвал недостаточным, хотя Аристотель определял риторику как «искусство находить способы убеждения относительно каждого данного предмета». Ни одно из качеств речи, которые ученые подбирают в определениях к риторике, не исчерпывает необходимых требований к речи. Когда говорят об убедительности, то надо соотнести ее с нравственностью; украшенная речь часто вызывает недоверие, поэтому трудно найти подлинную красоту. Я бы определил риторику как учение о совершенной речи, чтобы сказать о речевом идеале, который, по мысли Цицерона, все-таки недостижим ни в одном конкретном ораторе.
    — А как риторика соотносится с педагогикой?
    — Непосредственно. Риторика — учение о речевом воспитании личности. Воспитать человека — это значит воспитать его речь, научить общаться, выражать мысли и чувства. Поскольку в речи выражен весь человек, риторика способствует формированию всей личности человека, его мировоззрения, знаний, жизненной позиции, способности защищать свои взгляды словом.
    — Но все-таки как риторика соотносится с историей и современностью?
    — Риторика в европейской культуре — искусство совершенной речи, которое всегда считалось «общим» и необходимым для всех образованных людей. Риторика и в России рассматривалась как «царица наук и художеств», потому что чем бы люди ни занимались, они должны владеть уместным, убедительным, увлекательным словом. Впрочем, всегда было ясно, что искусство убеждения опасно: оно — меч обоюдоострый, поскольку даром убеждения может воспользоваться и честный человек, и бесчестный. Поэтому подлинное красноречие надо основать на образованности и нравственной безупречности.
    — Если риторика так важна, объясните, пожалуйста, почему ее не было доселе?
    — Риторика как учение о реальной общественно-языковой практике регламентирует формы пользования публичной речью: политической, судебной, церковной, академической и прочими. Совокупность идеологии и языка дает стиль общественной жизни. Из анализа учебников риторики и словесности выяснилось, что каждые 60-70 лет в русской истории и филологии меняется стиль жизни и стиль общественной речи. Иначе говоря, каждые 60-70 лет в России происходят общественно-идеологическая и «риторическая» революции, требующие создания новых филологических дисциплин.
    Сегодня мы вновь «счастливы» тем, что «посетили сей мир в его минуты роковые», когда делаются новые история, идеология, язык, стиль общественных поступков.
    — Не хотите ли Вы сказать, что у власти всегда стоит «оратор»?
    — Именно так. И приходят к власти, и сохраняют ее именно с помощью речи. К власти во многом приходят ораторским путем, а всякая президентская гонка — соревнование ораторов. Всякий политик — оратор, то есть человек, действующий словом, а в нынешних условиях — не только словом с трибуны, но и письменным, газетным словом — собственно, это и есть то, что называется теперь «технологиями», «связями с общественностью». Помните, у Чехова: «Путь к любой карьере усыпан цветами красноречия». Только подлинного красноречия, предполагающего ум, честность, волю, ответственность за сказанные слова и, конечно, некоторую оригинальность и изящество стиля.
    — Вы полагаете, что можно говорить о культуре политической речи в России?
    — Несомненно, можно и нужно. К сожалению, она почти не исследована. Наши политологи и историки не умеют и не пишут о политическом языке и политических ораторах. А сами политики часто подобны стрелку, который имеет оружие — слово, но не умеет стрелять: выстрелит, а журналисты потом объясняют результаты его словесных «стрельб».
    — А в «цивилизованных» странах не так?
    — Там — по-другому: вся мудрость и глупость американской культуры и образа жизни выражены в ее риторике. Если угодно, риторика — основа американской культуры: и личной, и общественной. Принцип президентской власти в Америке таков: управлять — значит говорить, люди должны постоянно слышать речь своего президента. У нас же можно спрятаться за кремлевской стеной — и молчать, не разбрасывая на ветер своих «драгоценных» слов. Только время безвозвратно уходит — и если ты не начал вовремя говорить, то проиграл в самом факте речи.
    — В. И., все-таки можно ли овладеть риторикой, научиться эффективно говорить и писать?
    — Несомненно. «Красноречие складывается из многих знаний и стараний», — писал Цицерон. Поэтому к воле приложи образованность, имей философскую позицию, профессиональные знания, знакомься с правилами и рекомендациями в риторической литературе. Далее: наблюдай ораторов — и хороших, и дурных. Подмечай их достоинства и недостатки: в мыслях, словах, произношении, телодвижении. Ведь обучение всегда строится на подражании, следовании образцу.
    Обучение риторике — серьезный и занимательный труд, в котором надо образовать ум, обогатить словарный запас, отточить произношение и, между прочим, усовершенствовать тело, потому что человек говорит «всем телом»…
    — А где сегодня преподают риторику?
    — Риторику преподают во всех ведущих вузах России. Нередко она входит в цикл речеведческих дисциплин, куда включаются стилистика, культура речи или культура общения. Большинство профессионалов своего дела осознали, как важно владеть языком — инструментом своей специальности.
    Что касается современной школы, то там ее преподают в основном энтузиасты и факультативно, хотя имеются учебники под грифом министерства. В России есть ряд «риторических» регионов, где имеются свои учебно-научные школы риторики, а риторика введена в школах как региональный компонент. Таковы Пермь, Воронеж, Екатеринбург, Красноярск, Саратов, Ярославль — все это региональные отделения Российской риторической ассоциации, объединяющей риторов не только России, но и Белоруссии, Латвии, Казахстана. За пять лет нашего существования с января 1997 г. Риторическая ассоциация объединила более 300 ученых и педагогов из числа тех, кому небезразличны судьбы русского слова, кто понимает роль языка и значение владения речью для практического пере- и благоустройства нашей жизни.
    — Тогда последний вопрос: риторика и культура — какая взаимосвязь?
    — Культура — то ценное, что мы берем из прошлого для будущего. Культура — это достижения, которые нельзя растерять. Язык — инструмент культуры, а риторика учит практически пользоваться языком, думать, выражать мысль в слове, формирует и воспитывает личность.
    Важнейшая педагогическая задача сегодня — найти оптимальный образ соотношения риторики с культурой речи и другими речеведческими дисциплинами. Культура речи в прежнем понимании говорила прежде всего о норме, о правильности и чистоте речи. Но для убеждения требуются еще и новизна, оригинальность, стилевое новаторство, то, что в риторике называлось «изобретением» и украшением. Сегодня мы можем говорить и о культуре, и о русской речи, и о риторике, понимая все эти термины научно, а не вульгарно.
    Очевидно, что риторика в России утверждается и ее утверждение создает оптимистический настрой для многих коллег, которые решили отдать свои силы этой классической и постоянно обновляющейся науке.
    Владимир Иванович Аннушкин, председатель Российской ассоциации преподавателей и учителей риторики, доктор филологических наук, профессор Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина
    Текущий рейтинг:

  12. djamp00 Ответить


    Риторика изучает способы и методы речи, которые наиболее эффективно доносят мысль до слушателей и рождают желание делать и действовать. Польза риторики очевидна, она известна со времен Древней Греции.
    Риторика – это наука, а значит, по определению своему не может быть бесполезной, так как направлена любая наука на выработку и систематизацию знаний о действительности. Стало быть, и риторика занимается тем самым «производством» знаний, а значит, является общественно полезным делом. Другой вопрос – кому нужны эти знания?

    Риторика – ораторское мастрество

    Первый ответ, который напрашивается сам собою – риторика необходима людям определённых профессий. В первую очередь тех, где ценится речевое искусство. То есть педагогам, журналистам, адвокатам, психологам, работникам торговли и многим другим. Продолжать этот список можно долго, но суть сводится к одному: человек, работающий с людьми, как бы это ни было банально, должен уметь с ними разговаривать – красиво, грамотно, увлекательно. Именно в той науке, о значимости которой мы говорим, обобщены многие знания. Они помогают человеку научиться выступать публично, создавать речи для подобных выступлений, убеждать свою аудиторию в том или ином мнении, доносить факты, побуждать слушателей или зрителей к действиям.
    Конечно, скептики могут возразить, мол, зачем рядовому сварщику или, например, водителю трамвая ораторское искусство? В профессиональной деятельности представители многих профессий могут, конечно, обойтись и без особого красноречия. Однако, в повседневной жизни ораторские навыки могут оказаться весьма кстати.
    Искусство говорить хорошо
    Согласитесь, практически любому человеку приходилось когда-либо выступать публично. Перед однокурсниками, в большом зрительном зале, со школьной сцены, в центре офисной «курилки» или просто на задворках ближайшего двора перед сверстниками… Да что там говорить, в любой компании всегда находится умелец «травить байки», которого по праву считают душой компании за умение красиво, увлечённо, грамотно, артистично излагать свои мысли. Таких людей уважают, они заведомо пользуются авторитетом в своём кругу. Стало быть, те, у кого «подвешен язычок», зачастую, становятся любимы обществом! Речь идёт не о «любителях потрындеть», а о тех, кто действительно делает это с умом, воплощая перед слушателями свой талант по созданию и произнесению развлекательных речей, ритуальных, информационных и т.д.
    Обучение правильной речи начинается с самого детства, когда родители, воспитатели, окружение учат ребёнка произносить слова, формировать предложения из них… Именно это обучение говорению в раннем возрасте можно считать начальным этапом риторики.
    У одних ораторский дар – природный, другим же приходится преодолеть непростой путь, прежде чем они научатся красноречию. И именно риторика призвана помочь им в этом. Освоив риторические приёмы человек, может научиться держаться уверенно перед публикой, говорить аргументировано и грамотно. Эти навыки не только украшают имидж человека, но и повышают его социальный статус в глазах других людей. Красноречие считается признаком образованности, интеллигентности в какой-то степени.
    Риторика учит не только излагать собственные мысли, но и уметь слышать собеседника, разрешать споры и дискуссии, вежливо отказывать и переубеждать собеседника. Пригодятся эти умения не только для социальной жизни, но и для чисто бытовой. Польза риторики налицо.
    Изучайте риторику. Учитесь говорить.

  13. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *