Что такое романтизм в литературе определение кратко?

18 ответов на вопрос “Что такое романтизм в литературе определение кратко?”

  1. ELIMS Ответить

    Грандиозные исторические события в конце XVIII века сначала обрадовали европейское общество, которое боролось за равенство и свободу. Однако через какое-то время люди разочаровались в новой культуре. Мир уже не представлялся идеальным и справедливым. Во всех сферах жизни начали появляться противоречия и контрасты. Творческие натуры говорили о духовном опустошении личности.
    В начале XIX века философы открыто выражали сомнения в идеальности преобразованного мира. Они пытались осмыслить происходящее и в то же время уйти от действительности, что привело к формированию нового идейного направления — романтизма. Это определение возникло в Германии. С 1798 года немецкие писатели стали применять новое понятие в своих произведениях.

    Слово «романтизм» происходит от французского romantisme, что в переводе означает «романтика», «романтичный». В XVIII веке понятие использовали, чтобы описать что-то странное и фантастическое. Именно эти слова отражали суть новой эпохи.
    Романтизм быстро распространился по всей Европе и Америке. Этому способствовали кризис классицизма и излишняя публицистичность Просвещения. Писатели отошли от культа разума к культу чувств. Между классицизмом и романтизмом был плавный переход в виде сентиментализма. В этом направлении чувства становились рациональными и естественными. Сентиментализм стал своеобразным истоком романтизма, представители которого пошли дальше и полностью погрузились в свои размышления. Романтики нередко замыкались в себе и своих переживаниях.
    Целью нового направления было изображение внутреннего мира человека. Романтики, разочарованные настоящим, начинали искать духовную опору в истории. В этом им помогали мотивы прошлого, культурные традиции, народная жизнь, песни и сказания. Романтизм также стал жанром живописи. Выбравшие это направление художники обычно изображали на картинах человека и разбушевавшуюся стихию. С помощью музыкальных средств композиторы выражали глубину и богатство внутреннего мира личности.

    Главные черты

    Романтизму, если говорить кратко, характерно утверждение ценности духовной и творческой личности человека. Некоторые считают, что направление было своеобразным бунтом против разума, однако это не так. С помощью своих литературных произведений романтики боролись с узким прагматизмом и обывательским материализмом.
    Главные признаки романтизма:

    Культ индивидуализма. Основной характеристикой романтических произведений выступил конфликт между главным героем и остальными людьми. Индивидуальность личности противопоставлялась обществу.
    Романтическое двоемирие. Романтики приводили сравнения идеального и реального миров. Действительность была скучной и жестокой. А воображаемый совершенный мир выступал убежищем от тяжёлой и мрачной жизни. Романтический герой пытался достичь идеала, но реальность тянула его обратно.
    Сильные чувства. Для романтиков была важна страсть. Высокие чувства выражались в любви, а низкие — в зависти, честолюбии и жадности. Тайные движения души и всепоглощающие страсти проходили через творчество всех романтиков.
    Изображение природы. Естественный мир помогал отразить душевное состояние героя. Иногда природу описывали как враждебную силу, с которой человеку приходилось бороться. Это могло быть море, небо, горы или иная природная стихия. Культ природы чётко прослеживается в работах изобразительного искусства.
    Эскапизм. Уйти от реальности романтикам помогли фантастические миры. Они погрузились в мистику, фольклор, мифы или экзотику, которые противостояли серым будням. Эта особенность сделала романтизм экспериментальным направлением.
    Романтизм характеризуется созерцанием эстетики и возвышенного. Романтики старались переосмыслить религию. Они называли её ощущением бесконечности. Приверженцы новой эпохи ставили необъяснимость необычных явлений выше атеизма.

    Литературный герой

    В литературе мировоззрение романтиков отражено в образе героев. Главное действующее лицо представлено сложной личностью с глубоким внутренним миром и стремлением к свободе. Яркая натура противостояла мрачной реальности. В этом проявлялся образ «лишнего человека» и раскрывалась тема одиночества.
    В романтических произведениях авторы призывали восстановить единство человека с природой. Образ «благородного дикаря» иллюстрировал естественную добродетель и чувства. Герой, не испорченный цивилизацией, характеризовался простодушием и самоотверженностью.

    Он также мог быть сильной личностью с необузданной энергией. В произведениях такая натура выступала против несправедливого общества, которое она считала «мировым злом». Но судьба таких личностей обычно заканчивалась трагично: им приходилось подчиняться законам мира, чтобы выжить.
    Следует отметить, что романтический герой не обязательно выступал положительным персонажем. Это могла быть персона, вызывающая неприятие, однако её личность всё равно отражала тоску по идеальному миру.

    Основные жанры

    Писатели и поэты отражали в своих работах духовный мир и психологию человека, что повлекло за собой развитие литературы. Поскольку романтизму были характерны определённые темы и образы, потребовалось создание и новых жанров. Речевой стиль романтических произведений отличался предельной экспрессией, изобилием символов и принципом контраста на уровне экспозиции.
    Основные жанры романтизма:

    новелла;
    роман;
    элегия;
    идиллия;
    баллада;
    фантастическая повесть.
    Ведущим жанром направления можно назвать новеллу. Но большим художественным открытием новой эпохи стал исторический роман. Его основоположник — В. Скотт. Работы романиста отличались средневековыми сюжетами, народными мотивами и любовью к старине.

  2. klimen97 Ответить

    Смотреть что такое “РОМАНТИЗМ” в других словарях:

    Романтизм — I.Понятие «Р.». II.Ростки Р. в европейской лат ре XVIIIв. и первый цикл Р. Эпоха Французской революции 1789. III.Второй цикл Р. Эпоха второго тура буржуазных революций. IV.Р. в России. V.Ликвидация и пережитки Р. VI.Стиль Р. VII.Р. в советской… … Литературная энциклопедия
    Романтизм —         (франц. romantisme), идейное и художественное движение в европейской и американской культуре конца XVIII первой половины XIX вв. Зародившийся в качестве реакции на рационализм и механицизм эстетики классицизма и философии Просвещения,… … Художественная энциклопедия
    Романтизм —     РОМАНТИЗМ. Историки литературы сами признают, что из всех терминов, какие употребляет их наука, самый неопределенный и расплывчатый, это именно романтизм. Еще кн. П. А. Вяземский в письме к Жуковскому остроумно заметил: «романтизм, как… … Словарь литературных терминов
    РОМАНТИЗМ — (ново лат. с греч. окончанием). Литературное направление, начавшееся у романских народов и состоящее в обращении к источникам народной поэзии и жизни, в противоположность псевдо классическому направлению. Словарь иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка
    РОМАНТИЗМ — (Romanticism) Это понятие ассоциируется со свободным и идеалистическим характером выражения чувств и индивидуальности и отношения к ним. Романтизм тем не менее представляет собой весьма неопределенный термин, более подходящий для анализа… … Политология. Словарь.
    Романтизм —  Романтизм  ♦ Romantisme    Противоположность классицизма, но со знаком «плюс» и в отношении содержательности (в отличие от барокко, которое противостоит классицизму, во всяком случае французскому, скорее со знаком «минус» и в отношении формы).… … Философский словарь Спонвиля
    романтизм — а, м. 1. Направление в литературе и искусстве, возникшее в начале 19 в., боровшееся с канонами классицизма, выдвигавшее на первый план культ личности и чувства и использовавшее в в своем творчестве исторические и народно поэтические темы. БАС 1.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
    РОМАНТИЗМ — (франц. romantisme) идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре кон. 18 1 й пол. 19 вв. Отразив разочарование в итогах Великой французской революции, в идеологии Просвещения и общественном прогрессе,… … Большой Энциклопедический словарь
    РОМАНТИЗМ — стиль творчества и мышления, широко распространившийся в пер. пол. 19 в. и остающийся одной из основных эстетических и мировоззренческих моделей нашего времени. Основные представители Р.: Германия Иовалис, Э.Т.А. Гофман, Ф. Шлегель, Ф.… … Философская энциклопедия
    Романтизм — (фр. romantisme) идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре ХIII – нач. ХIХ вв. Отразив разочарование в итогах Великой французской революции, в идеологии Просвещения и буржуазном прогрессе, романтизм… … Энциклопедия культурологии
    Романтизм — (французское romantisme), идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре сформировавшееся в конце 18 1 й половине 19 вв. Отразив разочарование в итогах Французской революции конца 18 в., в идеологии… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

  3. pemehb1993 Ответить

    РОМАНТИ́ЗМ (франц. romantisme), идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре кон. 18 — 1-й пол. 19 вв. Как стиль творчества и мышления остается одной из основных эстетических и мировоззренческих моделей 20 века.
    Зарождение. Аксиология
    Романтизм возник в 1790-е гг. сначала в Германии, а затем распространился по всему западноевропейскому культурному региону. Его идейной почвой были кризис рационализма Просвещения (см. ПРОСВЕЩЕНИЕ (идейное течение)), художественные поиски предромантических течений (сентиментализм (см. СЕНТИМЕНТАЛИЗМ), «штюрмерство»), Великая французская революция (см. ВЕЛИКАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ), немецкая классическая философия. Романтизм — это эстетическая революция, которая вместо науки и разума (высшей культурной инстанции для эпохи Просвещения) ставит художественное творчество индивидуума, которое становится образцом, «парадигмой» для всех видов культурной деятельности. Основная черта романтизма как движения — стремление противопоставить бюргерскому, «филистерскому» миру рассудка, закона, индивидуализма, утилитаризма, атомизации общества, наивной веры в линейный прогресс — новую систему ценностей: культ творчества, примат воображения над рассудком, критику логических, эстетических и моральных абстракций, призыв к раскрепощению личностных сил человека, следование природе, миф, символ, стремление к синтезу и обнаружению взаимосвязи всего со всем. Причем довольно быстро аксиология романтизма выходит за рамки искусства и начинает определять стиль философии, поведения, одежды, а также и других аспектов жизни.
    Парадоксы романтизма
    Парадоксальным образом романтизм соединял культ личной неповторимости индивидуума с тяготением к безличному, стихийному, коллективному; повышенную рефлективность творчества — с открытием мира бессознательного; игру, понимаемую как высший смысл творчества, — с призывами к внедрению эстетического в «серьезную» жизнь; индивидуальный бунт — с растворением в народном, родовом, национальном. Эту изначальную двойственность романтизма отражает его теория иронии, которая возводит в принцип несовпадение условных стремлений и ценностей с безусловным абсолютом как целью. К основным особенностям романтического стиля надо отнести игровую стихию, которая растворяла эстетические рамки классицизма; обостренное внимание ко всему своеобычному и нестандартному (причем особенному не просто отводилось место во всеобщем, как это делал барочный стиль (см. БАРОККО) или предромантизм, но переворачивалась сама иерархия общего и единичного); интерес к мифу и даже понимание мифа как идеала романтического творчества; символическое истолкование мира; стремление к предельному расширению арсенала жанров; опору на фольклор, предпочтение образа понятию, стремления — обладанию, динамики — статике; эксперименты по синтетическому объединению искусств; эстетическую интерпретацию религии, идеализацию прошлого и архаических культур, нередко выливающуюся в социальный протест; эстетизацию быта, морали, политики.
    Поэзия как философский камень
    В полемике с Просвещением романтизм формулирует программу переосмысления и реформы философии в пользу художественной интуиции, в чем поначалу он очень близок раннему этапу немецкой классической философии (ср. тезисы «Первой программы системы немецкого идеализма» — наброска, принадлежащего Шеллингу (см. ШЕЛЛИНГ Фридрих Вильгельм) или Гегелю (см. ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих): «Высший акт разума… есть акт эстетический… Поэзия становится… наставницей человечества; не станет более философии… Мы должны создать новую мифологию, эта мифология должна… быть мифологией разума»). Философия для Новалиса (см. НОВАЛИС) и Ф. Шлегеля (см. ШЛЕГЕЛЬ Фридрих) — главных теоретиков немецкого романтизма — вид интеллектуальной магии, с помощью которой гений, опосредуя собой природу и дух, создает органическое целое из разрозненных феноменов (см. ФЕНОМЕН). Однако восстановленный таким образом абсолют романтики трактуют не как однозначную унитарную систему, а как постоянно самовоспроизводящийся процесс творчества, в котором единство хаоса и космоса каждый раз достигается непредсказуемо новой формулой. Акцент на игровом единстве противоположностей в абсолюте и неотчуждаемости субъекта от построенной им картины универсума делает романтиков соавторами диалектического метода, созданного немецким трансцендентализмом (см. ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ). Разновидностью диалектики можно считать и романтическую «иронию» с ее методом «выворачивания наизнанку» любой позитивности и принципом отрицания претензий любого конечного явления на универсальную значимость. Из этой же установки следует предпочтение романтизмом фрагментарности и «сократичности» как способов философствования, что в конечном счете (наряду с критикой автономии разума) привело к размежеванию романтизма с немецкой классической философией и позволило Гегелю определить романтизм как самоутверждение субъективности: «подлинным содержанием романтического служит абсолютная внутренняя жизнь, а соответствующей формой — духовная субъективность, постигающая свою самостоятельность и свободу».
    Новый взгляд на внутренний мир
    Отказ от просвещенческой аксиомы разумности как сущности человеческой натуры привел романтизм к новому пониманию человека: под вопросом оказалась очевидная прошлым эпохам атомарная цельность «Я», был открыт мир индивидуального и коллективного бессознательного, прочувствован конфликт внутреннего мира с собственным «естеством» человека. Дисгармония личности и ее отчужденных объективаций особенно богато была тематизирована символами романтической литературы (двойник, тень, автомат, кукла, наконец – знаменитый Франкенштейн, созданный фантазией М. Шелли (см. ШЕЛЛИ Мэри)).
    Понимание прошедших эпох
    В поисках культурных союзников романтическая мысль обращается к античности и дает ее антиклассицистское толкование как эпохи трагической красоты, жертвенного героизма и магического постижения природы, эпохи Орфея (см. ОРФЕЙ) и Диониса (см. ДИОНИС). В этом отношении романтизм непосредственно предшествовал перевороту в понимании эллинского духа, осуществленному Ницше (см. НИЦШЕ Фридрих).
    Средневековье также могло рассматриваться как близкая по духу, «романтическая» по преимуществу культура (Новалис (см. НОВАЛИС)), но в целом христианская эпоха (включая современность) понималась как трагический раскол идеала и действительности, неспособность гармонически примириться с конечным посюсторонним миром. С этой интуицией тесно связано романтическое переживание зла как неизбывной вселенской силы: с одной стороны, романтизм увидел здесь глубину проблемы, от которой Просвещение как правило попросту отворачивалось, с другой – романтизм с его поэтизацией всего сущего частично утрачивает этический иммунитет Просвещения против зла. Последним объясняется двусмысленная роль романтизма в зарождении тоталитаристской мифологии 20 в.
    Влияние на науку
    Романтическая натурфилософия, обновив возрожденческую идею человека как микрокосма (см. МИКРОКОСМ) и привнеся в нее идею подобия бессознательного творчества природы и сознательного творчества художника, сыграла определенную роль в становлении естествознания 19 в. (как непосредственно, так и через ученых — адептов раннего Шеллинга (см. ШЕЛЛИНГ Фридрих Вильгельм) — таких, как Карус, Окен (см. ОКЕН Лоренц), Стеффенс). Гуманитарные науки также получают от романтизм (от герменевтики Шлейермахера (см. ШЛЕЙЕРМАХЕР Фридрих), философии языка Новалиса (см. НОВАЛИС) и Ф. Шлегеля (см. ШЛЕГЕЛЬ Фридрих)) импульс, значимый для истории, культурологии, языкознания.
    Романтизм и религия
    В религиозной мысли романтизм можно выделить два направления. Одно было инициировано Шлейермахером («Речи о религии», 1799) с его пониманием религии как внутреннего, пантеистически окрашенного переживания «зависимости от бесконечного». Оно существенно повлияло на становление протестантского либерального богословия. Другое представлено общей тенденцией позднего романтизма к ортодоксальному католицизму и реставрации средневековых культурных устоев и ценностей. (См. программную для этой тенденции работу Новалиса «Христианство, или Европа», 1799.).
    Этапы
    Историческими этапами в развитии романтизма были зарождение в 1798—1801 гг. йенского кружка (А. Шлегель (см. ШЛЕГЕЛЬ Август Вильгельм), Ф. Шлегель (см. ШЛЕГЕЛЬ Фридрих), Новалис (см. НОВАЛИС), Тик (см. ТИК Людвиг), позже – Шлейермахер и Шеллинг (см. ШЕЛЛИНГ Фридрих Вильгельм)), в лоне которого были сформулированы основные философско-эстетические принципы романтизма; появление после 1805 гейдельбергской (см. ГЕЙДЕЛЬБЕРГСКИЕ РОМАНТИКИ) и швабской школ литературного романтизма; публикация книги Ж. де Сталь (см. СТАЛЬ Жермена) «О Германии» (1810), с которой начинается европейская слава романтизма; широкое распространение романтизма в рамках западной культуры в 1820—30 гг.; кризисное расслоение романтического движения в 1840-х, 50-х гг. на фракции и их слияние как с консервативными, так и с радикальными течениями «антибюргерской» европейской мысли.
    Философы-романтики
    Философское влияние романтизма заметно прежде всего в таком умственном течении, как «философия жизни (см. ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ)». Своеобразным ответвлением романтизма можно считать творчество Шопенгауэра (см. ШОПЕНГАУЭР Артур), Гельдерлина (см. ГЕЛЬДЕРЛИН Фридрих), Кьеркегора (см. КЬЕРКЕГОР Серен), Карлейля (см. КАРЛЕЙЛЬ Томас), Вагнера-теоретика, Ницше (см. НИЦШЕ Фридрих). Историософия Баадера (см. БААДЕР Франц Ксавер фон), построения «любомудров (см. ЛЮБОМУДРЫ)» и славянофилов (см. СЛАВЯНОФИЛЫ) в России, философско-политический консерватизм Ж. де Местра (см. МЕСТР Жозеф Мари де) и Бональда (см. БОНАЛЬД Луи Габриель Амбруаз) во Франции также питались настроениями и интуициями романтизма. Неоромантическим по характеру было философствование символистов (см. СИМВОЛИЗМ) кон. 19- нач. 20 вв. Близка романтизму и трактовка свободы и творчества в экзистенциализме (см. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ).
    Важнейшие представители романтизма в искусстве
    В изобразительном искусстве романтизм наиболее ярко проявился в живописи и графике, менее отчетливо — в скульптуре и архитектуре (напр., ложная готика (см. ЛОЖНАЯ ГОТИКА)). Большинство национальных школ романтизма в изобразительном искусстве сложилось в борьбе с официальным академическим классицизмом. Романтизм в музыке сложился в 20-е гг. 19 в. под влиянием литературы романтизма и развивался в тесной связи с ним, с литературой вообще (обращение к синтетическим жанрам, в первую очередь к опере и песне, к инструментальной миниатюре и музыкальной программности).
    Главные представители романтизма в литературе — Новалис (см. НОВАЛИС), Жан Поль (см. ЖАН ПОЛЬ), Э. Т. А. Гофман (см. ГОФМАН Эрнст Теодор Амадей), У. Вордсворт (см. ВОРДСВОРТ Уильям), В. Скотт (см. СКОТТ Вальтер), Дж. Байрон (см. БАЙРОН Джордж Ноэл Гордон), П. Б. Шелли (см. ШЕЛЛИ Перси Биш), В. Гюго (см. ГЮГО Виктор), А. Ламартин (см. ЛАМАРТИН Альфонс), А. Мицкевич (см. МИЦКЕВИЧ Адам), Э. По (см. ПО Эдгар Аллан), Г. Мелвилл (см. МЕЛВИЛЛ Герман), М. Ю. Лермонтов (см. ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич), В. Ф. Одоевский (см. ОДОЕВСКИЙ Владимир Федорович); в музыке — Ф. Шуберт (см. ШУБЕРТ Франц), К. М. Вебер (см. ВЕБЕР Карл Мария фон), Р. Вагнер (см. ВАГНЕР Рихард), Г. Берлиоз (см. БЕРЛИОЗ Гектор), Н. Паганини (см. ПАГАНИНИ Никколо), Ф. Лист (см. ЛИСТ Ференц), Ф. Шопен (см. ШОПЕН Фридерик); в изобразительном искусстве — живописцы Э. Делакруа (см. ДЕЛАКРУА Эжен), Т. Жерико (см. ЖЕРИКО Теодор), Ф. О. Рунге (см. РУНГЕ Филипп Отто), К. Д. Фридрих (см. ФРИДРИХ Каспар Давид), Дж. Констебл (см. КОНСТЕБЛ Джон), У. Тернер (см. ТЕРНЕР Уильям), в России — О. А. Кипренский (см. КИПРЕНСКИЙ Орест Адамович), А. О. Орловский (см. ОРЛОВСКИЙ Александр Осипович).

  4. IMPER-V Ответить

    В России романтизм начал развиваться в первой четверти 19 века. В этот период возникает ранний русский романтизм в творчестве В.Жуковского, К. Батюшкова. Романтизм как литературное направление сменил своего предшественника – сентиментализм, который к началу нового века изжил себя. Безусловной заслугой писателей-сентименталистов было открытие, что у простых людей тоже есть чувства, они также способны любить и страдать. Но сентиментализм, основанный на чувствительности, не шел дальше описания и констатации чувства, тогда как человек устроен гораздо сложнее. Человеческий характер неоднозначен и противоречив до такой степени, что иногда сама личность не в состоянии понять и объяснить свои поступки. Сентименталисты же показывали человека в черно-белом свете, полностью отдающегося одному чувству – хорошему или плохому. Открытие же романтиков начала 19 века заключается в том, что они увидели и показали: человек существо многогранное, он может совершать и плохие и хорошие поступки. Нельзя однозначно определить: этот герой хороший, а этот плохой. Поэтому так много споров вокруг романтических героев: Печорин плохой или хороший, как определить поведение Онегина и тд. Романтики открыли и показали неоднозначность человеческой природы. С приходом романтизма из литературы впервые уходит понятие положительного и отрицательного героя.

  5. vladimiros90 Ответить

    РОМАНТИЗМ

    франц. romantisme) – идейное и художеств. направление, возникшее в Европе на рубеже 18-19 вв. и охватившее философию, право, политэкономию, филологию, историографию и особенно ярко проявившееся в лит-ре и искусстве. Социальные и идейно-политич. корни Р. отличались крайней неоднородностью. С одной стороны, Р. представлял собой реакцию на мировоззрение Просвещения и Великую франц. революцию со стороны идеологов дворянства и консервативной буржуазии. Это направление, ведущее свое начало от реакц. публицистов и писателей конца 18 – нач. 19 вв. (Э. Берк – в Англии, Новалис и Ф. Шлегель – в Германии, Ж. де Местр, Л. Бональд, Ф. Шатобриан и др. франц. эмигранты), противопоставило мировоззрению просветителей провиденциализм, традицию как оплот против революции, апологию средневековья (к-рое рассматривалось как эпоха господства католицизма и социальной гармонии), мистицизм, утверждение о примате чувства, интуиции над разумом и т.д. С другой стороны, Р. был порожден освободит. движением нар. масс, пробужденных Вел. франц. революцией, борьбой против феодализма и нац. гнета и в то же время – разочарованностью широких обществ. слоев в результатах этой революции и капиталистич. прогресса в целом. В отличие от просветителей 18 в., горячо веривших в безусловность ист. прогресса, романтики видели преимущественно теневую, негативную сторону капиталистич. развития. Творчество романтиков этого направления было проникнуто протестом против угнетения и политич. реакции, поисками новых идеалов, к-рые приобретали в условиях того времени утопич. характер. Наконец, в творчестве многих романтиков тесно переплетались прогрессивные и реакц. элементы, а в разных сферах культуры и духовной жизни превалировали то реакц., то прогрессивные тенденции. Все это породило крайне противоречивые взгляды на Р. при попытках оценить его в целом.
    Р. в историографии характеризовался некоторыми общими принципами. Это: идея органического (стихийного, независимого от воли отдельных людей) развития общества; историзм с нек-рыми элементами диалектики; представление о том, что история раскрывается в деятельности не отдельных лиц, а целых народов и наций, что каждому народу свойственно свое, неповторимое развитие и как следствие этого – обращение от всемирной истории к нац. истории отдельных стран, возросший интерес к истории права, учреждений; особый интерес к средним векам и даже их идеализация; живой, красочный стиль изложения, широкое использование и цитирование ср.-век. источников, метод “вживания” и воссоздания, часто путем стилизации, далекого прошлого. Однако за этими внешними общими чертами скрывались весьма различные по своей социально-политич. направленности течения, совершенно по-разному применявшие и интерпретировавшие эти принципы. Реакционно-дворянский Р. вырос целиком из реакц. публицистики конца 18 – нач. 19 вв. и еще далее развил выдвинутые ею положения. До нач. 30-х гг. 19 в. он господствовал в немецкой исторической и историко-юридической науке (историческая школа права, учения государствоведов К. Л. Галлера, А. Мюллера, т.н. нарративная школа – Г. Луден, Г. Лео, в известной мере также Л. Ранке). Во Франции к этому течению были близки Ж. Мишо, Ж. Монлозье, отчасти П. Барант, в Англии – Т. Карлейль.
    Либерально-бурж. Р. господствовал во Франции, где до нач. 30-х гг. буржуазия все еще вела борьбу за политич. власть с дворянством (историки “эпохи реставрации” – О. Тьерри, Ф. Гизо, Ф. Минье, А. Тьер, К. Фориель и др.), и отчасти в Англии (Г. Галлам, Дж. Кембл, Ф. Пэлгрев). Для этого течения Р. были характерны интерес к ср.-век. истории, гл. обр. с точки зрения ист. обоснования политич. прав буржуазии, и значит. влияние просветительных традиций, в частности элементы рационализма в подходе к истории. К аналогичному направлению в Германии можно отнести, хотя и со многими оговорками, Гегеля (по его философско-ист. взглядам), а также Ф. Раумера, Г. Гервинуса, Ф. Шлоссера.
    После революции 1830 получило развитие мелкобурж. радикально-демокра- тич. направление Р. (во Франции – Ж. Мишле, в Швейцарии – Ж. С. Сисмонди, в Германии – В. Циммерман, в Польше – И. Лелевель и др.). Его представители подходили к истории с позиций простого народа – крестьянства и гор. ремесленников, уделяя особое внимание их жизни и борьбе. В то же время для многих из них характерна идеализация патриарх. быта, утопизм (что особенно отчетливо проявилось в воззрениях Сисмонди). Столь резкие различия в идейно-политич. направленности течений внутри романтич. историографии свидетельствуют об условности понятия Р. применительно к ист. науке и ставят под сомнение правомерность его обобщенного применения (в частности, либерально-бурж. историографию 1-й пол. 19 в. нередко к романтич. историографии не относят).
    Для развития ист. науки имели большое значение исследования романтиков в нек-рых др. областях науки, напр. в области филологии, что способствовало повышению уровня источниковедч. работы, критики источников (Б. Г. Нибур и др.). Обращение романтиков к изучению старинных нар. обычаев, мифологии, фольклора, ср.-век. древностей (Я. Гримм, многие скандинавские ученые открыло новые возможности для ист. исследований. В целом романтич. направление в историографии, вопреки реакц. субъективной направленности творчества нек-рых его представителей, обогатило ист. науку многими плодотворными науч. выводами, отразив общие сдвиги в развитии ист. мысли, порожденные опытом франц. революции. Романтич. направление, являвшееся ведущим в 1-й пол. 19 в., уступило затем место позитивизму.
    С нач. 20 в. и особенно с 20-30-х гг. в качестве одного из проявлений общего кризиса бурж. ист. мысли наблюдается возрождение реакц.-романтич. идей, известное под назв. неоромантизма. Возникший первоначально как протест против “механической цивилизации”, неоромантизм был затем взят на вооружение фаш. псевдоисториками, восхвалявшими средневековье как время корпоративного строя, диктатуры вождей и т.д.; в наст. время он особенно характерен для католич. историографии; элементы неоромантизма присутствуют в концепции историков, к-рые ищут в ср.-век. обществе идеал строя, управляемого “элитой”. Используя реакц. стороны Р. нач. 19 в., неоромантизм отказался от его плодотворных идей – от теории органического развития, элементов диалектики и историзма в объяснении ист. процесса.
    Лит.: Вайнштейн О. Л., Историография средних веков…, М.-Л., 1940, гл. 6, 8; Косминский E. A., Историография средних веков, (М.), 1963; Реизов Б. Г., Франц. романтич. историография, (Л.), 1956; Studien ?ber die deutsche Geschichtswissenschaft, hrsg. von J. Streisand, Bd 1 – Die deutsche Geschichtswissenschaft vom Beginn des 19. Jahrhunderts bis zur Reichseinigung von oben, В., 1963; Borries К., Die Romantik und die Geschichte, В., 1925; Mellon S., The political uses of history. A study of historians in the French Restoration, Stanf., 1958.
    E. В. Гутнова. Москва.

  6. dtm-07 Ответить

    РОМАНТИ́ЗМ, -а, м.
    1. Направление в литературе и искусстве конца 18 — первой половины 19 в., боровшееся с канонами классицизма, стремившееся к национальному и индивидуальному своеобразию, к изображению идеальных героев и чувств. Романтизм Гюго. Романтизм Байрона.
    2. Художественный метод в литературе и искусстве, проникнутый оптимизмом и стремлением показать в ярких образах высокое назначение человека. Романтизм ранних произведений М. Горького.
    3. Умонастроение, проникнутое идеализацией действительности, мечтательной созерцательностью. Ни лета, ни опытность, ни долгая замужняя жизнь не в силах были излечить ее от склонности к романтизму и поэтическим грезам. Григорович, Проселочные дороги. Все из этого времени вспоминается мне каким-то сверкающим и свежим. — Деревянные дачи в сосновых рощах, таинственные сходки на этих дачках или в Москве, молодой романтизм и пробуждение мысли. Короленко, С двух сторон.
    [Франц. romantisme]
    Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х
    т. / РАН,
    Ин-т лингвистич.
    исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.;
    Полиграфресурсы,
    1999;
    (электронная версия): Фундаментальная
    электронная
    библиотека

  7. ipshaymullin Ответить

    Во Франции, где особенно сильны были традиции классицизма, Р. встретил наибольшее противодействие и утвердился в литературе лишь к началу 1820‑х гг. Его отличает бо́льшая связь с наследием Просвещения и с предшествующими художественными традициями, обращенность к современности, к актуальной социально-политической проблематике. Формирование французского Р. связано главным образом с жанром лирического интимно-психологического романа и повести: «Атала» и «Рене» Шатобриана, «Дельфина» и «Коринна, или Италия» Ж. Сталь, «Оберман» Э. П. Сенанкура, «Адольф» Б. Констана. В эпоху господства Р. достигает расцвета поэзия (Ламартин, Гюго, Виньи, Мюссе, Ш. О. Сент-Бёв, О. Барбье, М. Деборд-Вальмор) В результате ожесточенной борьбы с защитниками старого искусства романтическая драма (А. Дюма-отец, Гюго, Виньи, Мюссе) прочно утверждается на театральных подмостках. Дальнейшее развитие получает жанр романа: психологического (Мюссе), исторического (Виньи, раннее творчество Бальзака, П. Мериме), социального (Гюго, Жорж Санд, Э. Сю). Романтическая критика представлена трактатами Сталь, теоретическими выступлениями Гюго, этюдами и статьями Сент-Бёва, родоначальника биографического метода.
    Р. получил распространение и в других европейских странах: Италии (У. Фосколо, А. Мандзони, Дж. Леопарди), Испании (Х. де Эспронседа, Соррилья-и-Мораль), Австрии (драмы Грильпарцера, поэзия Н. Ленау), Дании (А. Эленшлегер), Швеции (Э. Тегнер), Венгрии (Петёфи), Румынии (М. Эминеску); он составил целую эпоху в развитии польской литературы (Мицкевич, Ю. Словацкий, 3. Красиньский, Ц. Норвид).
    Утверждение национальной независимости во многом определяло развитие Р. в США, для которого характерны более ощутимая, чем в европейских странах, близость к традициям просветительства, особенно у ранних романтиков (В. Ирвинг, Купер, У. К. Брайант), оптимистические иллюзии относительно будущего Америки, менее тесная связь с культурами прошлых эпох (средневековья, Возрождения, барокко), заново открытых европейским Р. В зрелом американском Р. (По, Хоторн, Г. У. Лонгфелло, Г. Мелвилл и др.) усиливается напряженность поисков позитивных ценностей. Романтизму в США родственно течение трансцендентализма (Р. У. Эмерсон, Г. Торо, Хоторн; см. Трансцендентализм), подвергшее критике индустриализацию и урбанизацию и провозгласившее культ природы и «простой» жизни.
    Своеобразное выражение Р. нашел также в некоторых литературах стран Азии — Индии, Китае, Японии. В странах Латинской Америки, освободившихся от колониального ига Испании, Р. явился первым художественным течением, выразившим национальную идею. Возникший на столетие позднее европейского, он стал носителем идей национального освобождения в арабских литературах и др. (О творчестве крупных романтиков названных и других стран и народов см. соответствующие обзоры национальных литератур: напр., Польская литература, Грузинская литература.)
    А. М. Гуревич.
    Романтизм в России. Зарождение Р. в России связано с общественно-идеологической атмосферой русской жизни — общенациональным подъемом после Отечественной войны 1812, формированием дворянской революционности, обострением личного самосознания; все это обусловило не только становление, но и особый характер Р. поэтов-декабристов (К. Ф. Рылеева, В. К. Кюхельбекера, А. И. Одоевского), чье творчество воодушевлено идеей гражданского служения, проникнуто пафосом вольнолюбия и борьбы. В их поэзии многие общеромантические мотивы — бегства на чужбину, тайны, мести, поисков смысла и цели жизни — социально заостряются, конкретно мотивируются (так, точно определяется объект мести Войнаровского и Наливайко в одноименных поэмах Рылеева: «тираны» и «рабы»), при том, что само переживание разлада с действительностью остается романтически-страстным, а конфликт заключает в себе катастрофически-субстанциональный смысл.
    Своеобразие Р. в России определялось и общей особенностью развития русской литературы как художественного явления в начале XIX в.: форсированность ее движения обусловила «набегание» и совмещение различных стадий, которые в других странах переживались поэтапно. При зарождении русского Р., в конце XVIII — 1-м десятилетии XIX вв., этот процесс дал необычайно тесное переплетение (большее, чем в западноевропейских литературах) предромантических тенденций с тенденциями классицизма и Просвещения: переоценка всесильной роли разума, гипертрофия чувствительности, культ природы, элегический меланхолизм и эпикуреизм сочетались с классицистической упорядоченностью стилей и жанров, умеренным дидактизмом, с борьбой против излишней метафоричности ради «гармонической точности» (выражение А. С. Пушкина) и предметности выражения (Н. М. Карамзин, В. А. Жуковский и К. Н. Батюшков). Затем, уже на стадии собственно романтизма, сближались фазы, более или менее раздельно представленные, скажем, в немецком Р.: с одной стороны, стремление к синтезу элементов (части и целого, личности и народа, познания интуитивного и логического и т. д.), с другой — их последующее, новое отчуждение и противоборство. Русский Р. в своем развитии стягивал, совмещал эти фазы.
    Идея синтеза, программа создания широкого художественного образа России была выдвинута в трактате О. М. Сомова «О романтической поэзии» (1823), представляющем собой одну из первых попыток самосознания русского Р. Но очень скоро идея цельности подверглась пересмотру, причем характерно, что этот процесс активно осуществлялся в идиллии — жанре, призванном изображать «человека в его невинности» (Г. Гегель) и гармонической естественности существования. Путь от «Рыбаков» (1822) Н. И. Гнедича до «Конца золотого века» (1829) А. А. Дельвига — это путь разложения идиллического состояния мира, обнажения общественных и личных антагонизмов. Параллельно те же диссонансы — уже в психологическом, натурфилософском и метафизическом обличье — фиксирует лирика в ее различных разновидностях: элегическая (см. Элегия), пейзажная, медитативная лирика, в т. ч. у поэтов-декабристов, а также у П. А. Вяземского (едва ли не впервые употребившего в России в 1816 термин «Р.» — в предисловии к соч. В. А. Озерова), философская: поэты-любомудры Д. В. Веневитинов, С. П. Шевырев, А. С. Хомяков. При этом в русле романтической лирики продолжается ассимиляция и развитие элементов доромантической поэтики, что особенно характерно для гражданской поэзии декабристов; таково, например, использование ею нормативной вольнолюбивой лексики с устойчивым значением т. н. слов-сигналов: надежда, тиран, закон, самовластье, цепи и т. д. Весьма важным для самоопределения русского Р. было развитие баллады, которая ставила персонаж как бы на очную ставку с высшими силами бытия, на самую грань двоемирия («Людмила», «Светлана» Жуковского). П. А. Катенин распространил принципы балладного мира на нестилизованную простонародную сферу («Наташа», «Убийца», «Ольга»), а Пушкин — на сферу древнерусской истории («Песнь о вещем Олеге»), чем была вновь подчеркнута антиномичность этих сфер.
    Однако резче всего контуры русского Р. определились с возникновением лиро-эпического жанра романтической поэмы (южные поэмы Пушкина, «Чернец» И. И. Козлова, «Войнаровский» Рылеева и др.). Восходя к восточным поэмам Байрона, русская романтическая поэма развила оригинальную систему поэтических принципов: описание судьбы центрального персонажа как эпического процесса отчуждения дублировалось авторской линией развития; утверждалась разностильность текстов поэмы, подчеркивалось право художественной версии отступать от исторической правды и т. д. Всем этим поэма как бы являла наглядный итог романтической философии разорванности бытия, наиболее остро и последовательно воплотившийся впоследствии в поэмах Е. А. Баратынского («Бал», «Наложница») и Лермонтова. В лермонтовском «Демоне» конфликт приобрел философское звучание, осмыслялся с помощью мифологической фантастики как драма высших, субстанциональных сил («…с небом гордая вражда»).
    Поэма сыграла в русском Р. ведущую конструктивную роль, т. к. развитие романтической прозы (А. А. Бестужев-Марлинский, Н. А. Полевой, Н. Ф. Павлов) и драматургии (Хомяков, позднее Лермонтов) в значительной мере происходило путем переноса на эпическую и драматургическую почву ее главной коллизии. В то же время оба рода литературы — эпический и драматический — выявили и новые задачи, которые своей широтой и пафосом объективности подводили к самой грани Р., хотя многими своими чертами еще удерживались в недрах его. В области драмы решался вопрос об освоении «чужих» культур, с передачей колорита места и времени: «Андромаха» Катенина и особенно «Аргивяне» Кюхельбекера, где стремление к исторической подлинности сопровождалось попыткой актуализировать саму конструкцию античной драмы (включая использование хора). В области же эпоса была поставлена задача создания большой формы, а именно — оригинального русского романа, реализация которой протекала одновременно в нескольких направлениях: историческая романистика (М. Н. Загоскин, И. И. Лажечников); повествование на современном материале с выдвижением «образа автора», мотивирующим столь характерное для Р. свободное совмещение различных сюжетных и временных планов («Странник» А. Ф. Вельтмана). Особый путь создания большой эпической формы представляла циклизация, т. е. объединение внешне самостоятельных (и частично печатавшихся отдельно) произведений в группы: «Двойник, или Мои вечера в Малороссии» А. Погорельского, «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н. В. Гоголя, «Русские ночи» В. Ф. Одоевского (ср. роман из пяти повестей и двух предисловий Лермонтова «Герой нашего времени»).
    Развитие русской романтической лирики привело к образованию ярких стилей, определяемых различными эмоциональными смысловыми позициями, различными обликами автора. Каждая из этих позиций выражала противостояние окружающему миру, преодоление его прозаизма, мелочности и регламентации. Преромантизм знал в основном две формы такого противостояния — элегическую и эпикурейскую. Романтическая поэзия развила их в целый ряд более сложных и индивидуально-дифференцированных: тут гусарство и «веселый юморизм» (определение Н. И. Надеждина) Д. В. Давыдова; «эллинизм» и «сибаритство» Дельвига; праздник чувств и «стремление к душевному простору» (выражение И. В. Киреевского) Н. М. Языкова; глухое отчаяние и ожесточение, включающее реалии николаевского солдатского быта, А. И. Полежаева. Этим, однако, не исчерпывается все многообразие обликов, позиций и тонов, явленных романтической поэзией, особенно лирикой Пушкина, Баратынского, Лермонтова и Ф. И. Тютчева, представляющей собой высшие достижения русского Р. в целом (в ст. Русская литература).
    Начиная с 1840‑х гг. Р. в основных европейских странах уступает ведущее положение критическому реализму и отходит на второй план (см. Реализм). Однако лучшие образцы Р. навсегда вошли в мировую литературу, обогатив классические национальные стили. Традиции Р. остаются действенными на протяжении всего XIX в., обретя новые импульсы и силы в конце XIX — начале XX вв. (в ст. Неоромантизм). Неоромантизм тесно связан с Р. не столько темами и мотивами, не столько строем произведения, сколько умонастроением, общими принципами поэтики — отрицанием всего обыденного и прозаического, «раздвоенностью» рефлексирующего творческого сознания, обращением к иррациональному, «сверхчувственному», склонностью к гротеску и фантастике, установкой на обновление художественной формы. В дальнейшем традиции Р. были усвоены, а иногда полемически переосмыслены символизмом, в т. ч. художниками, остро ощущавшими кризис буржуазного общества и буржуазной культуры (А. А. Блок, Р. М. Рильке). Прямое и опосредованное воздействие идейно-творческих установок Р. ощутимо в экспрессионизме, отчасти в поэзии сюрреализма и некоторых других авангардистских течениях.
    Романтический пафос преобразования жизни, высота романтических идеалов оказались близкими советскому искусству (М. Горький, А. А. Фадеев) и обусловили обращение к наследию романтиков многих писателей социалистического реализма.
    Литература:
    Обломиевский Д., Франц. романтизм, М., 1947;
    Реизов Б. Г., Франц. историч. роман в эпоху романтизма, Л., 1958;
    его же, Между классицизмом и романтизмом, Л., 1962;
    Елистратова А., Наследие англ. романтизма и современность, М., 1960;
    Гуковский Г. А., Пушкин и рус. романтики. М., 1965;
    Ванслов В. В., Эстетика романтизма, М., 1966;
    Дьяконова Н. Я., Лондонские романтики и проблемы англ. романтизма, Л., 1970;
    Боброва М. Н., Романтизм в амер. литературе XIX в., М., 1972;
    Берковский Н. Я., Романтизм в Германии, Л., 1973;
    Европ. романтизм, М., 1973;
    Романтизм в слав. литературах, М., 1973;
    К истории рус. романтизма, М., 1973;
    Манн Ю. В., Поэтика рус. романтизма, М., 1976;
    История романтизма в рус. литературе, в. 1—1790—1825, в. 2—1825—1840, М., 1979;
    Гуревич А. М., Романтизм в рус. литературе, М., 1980;
    Лит. манифесты западноевропейских романтиков, М., 1980;
    Вопросы романтизма в советском литературоведении. Библиография, указатель. 1956—1968 гг., под ред. Н. А. Гуляева, Каз., 1970;
    Walzel O., Deutsche Romantik. Bd 1, 5 Aufl., Lpz. — В., 1923;
    Strich F., Deutsche Klassik und Romantik oder Vollendung und Unendlichkeit, Bern, 1969;
    Klückhohn P., Das Ideengut der deutschen Romantik, 4 Aufl., Tübingen, 1961;
    Schenk N. G., The mind of the Europeen romantics, L., 1966;
    Korff H. A., Geist der Goethezeit, [7 Aufl.], Tl 3—4, Lpz., 1966;
    Tieghem P., Le romantisme dans la litterature européenne, 2 ed., P., 1969;
    The romantic movement bibliography 1936—1970, v. 1—7, Ann Arbor, 1973;
    Menhennet A., The Romantic movement, L., 1981 (библ., указ.);
    Claud on F., Encyclopédic du romantisme, P., 1980.
    А. М. Гуревич, Ю. В. Манн (Романтизм в России).

  8. HDevil Ответить

    Появляется понятие «чистой комнаты», то есть комнаты, которой не пользовались в будние дни. Такая, обычно закрытая «воскресная комната», служила только для приема гостей. Дополнительный уют жилому интерьеру придавала окрашенная в тёплые тона мебель и настенные акварели, гравюры, а также большое число украшений и сувениров. Как и в случае со стилевыми предпочтениями, практичный бидермейер отбирает только те предметы меблировки, которые соответствуют его представлению о функциональности и комфорте. Никогда еще мебель настолько полно не отвечала своему предназначению, как в эту эпоху, — декоративность отходит на второй план.
    В начале XX века бидермейер стал оцениваться негативно. Его понимали как «пошлый, мещанский». Ему действительно были присущи такие черты, как интимность, камерность, сентиментальность, поэтизация вещей, что и привело к такой оценке.

    Романтизм в литературе

    Противостоял романтизм эпохе Просвещения и в словесном плане: язык романтических произведений, стремясь быть естественным, «простым», доступным для всех читателей, представлял собой нечто противоположное классике с ее благородной, «возвышенной» тематикой, характерной, например, для классической трагедии.
    Романтический герой — личность сложная, страстная, внутренний мир которой необычайно глубок, бесконечен; это целая вселенная, полная противоречий. Романтиков интересовали все страсти, и высокие и низкие, которые противопоставлялись друг другу. Высокая страсть — любовь во всех ее проявлениях, низкая — жадность, честолюбие, зависть. Интерес к сильным и ярким чувствам, всепоглощающим страстям, к тайным движениям души — характерные черты романтизма.
    У поздних западноевропейских романтиков пессимизм по отношению к обществу приобретает космические масштабы, становится «болезнью века». Героям многих романтических произведений (Ф.Р.Шатобриана, А.Мюссе, Дж.Байрона, А.Виньи, А.Ламартина, Г.Гейне и др.) свойственны настроения безнадежности, отчаяния, которые приобретают общечеловеческий характер. Совершенство утрачено навсегда, миром правит зло, воскресает древний хаос. Тема «страшного мира», свойственная всей романтической литературе, наиболее ярко воплотилась в так называемом «черном жанре», а также в произведениях Байрона, К.Брентано, Э.Т.А.Гофмана, Э.По и Н.Хоторна.
    В то же время романтизм зиждется на идеях, бросающих вызов «страшному миру», — прежде всего идеях свободы. Разочарование романтизма — это разочарование в действительности, но прогресс и цивилизация — лишь одна ее сторона. Неприятие этой стороны, отсутствие веры в возможности цивилизации предоставляют другой путь, путь к идеалу, к вечному, к абсолюту. Этот путь должен разрешить все противоречия, полностью изменить жизнь. Это путь к совершенству, «к цели, объяснение которой нужно искать по ту сторону видимого» (А.Де Виньи).
    Для одних романтиков в мире господствуют непостижимые и загадочные силы, которым необходимо подчиниться и не пытаться изменить судьбу (поэты «озерной школы», Шатобриан, В.А.Жуковский). У других «мировое зло» вызывало протест, требовало отмщения, борьбы. (Дж.Байрон, П.Б.Шелли, Ш.Петефи, А.Мицкевич, ранний А.С.Пушкин). Общим же было то, что все они видели в человеке единую сущность, задача которой вовсе не сводится лишь к решению обыденных задач. Напротив, не отрицая повседневности, романтики стремились разгадать тайну человеческого бытия, обращаясь к природе, доверяя своему религиозному и поэтическому чувству.
    Кстати, именно благодаря Жуковскому в русскую литературу входит один из любимейших жанров западноевропейских романтиков — баллада. Благодаря переводам Жуковского русские читатели познакомились с балладами Гете, Шиллера, Бюргера, Саути, В.Скотта. «Переводчик в прозе есть раб, переводчик в стихах — соперник», эти слова принадлежат самому Жуковскому и отражают его отношение к собственным переводам.
    После Жуковского к жанру баллады обращаются многие поэты — А.С.Пушкин (Песнь о Вещем Олеге, Утопленник), М.Ю.Лермонтов (Воздушный корабль, Русалка), А.К.Толстой (Василий Шибанов) и др.

  9. AndrewB Ответить

    Смотреть что такое “РОМАНТИЗМ” в других словарях:

    Романтизм — I.Понятие «Р.». II.Ростки Р. в европейской лат ре XVIIIв. и первый цикл Р. Эпоха Французской революции 1789. III.Второй цикл Р. Эпоха второго тура буржуазных революций. IV.Р. в России. V.Ликвидация и пережитки Р. VI.Стиль Р. VII.Р. в советской… … Литературная энциклопедия
    Романтизм —         (франц. romantisme), идейное и художественное движение в европейской и американской культуре конца XVIII первой половины XIX вв. Зародившийся в качестве реакции на рационализм и механицизм эстетики классицизма и философии Просвещения,… … Художественная энциклопедия
    Романтизм —     РОМАНТИЗМ. Историки литературы сами признают, что из всех терминов, какие употребляет их наука, самый неопределенный и расплывчатый, это именно романтизм. Еще кн. П. А. Вяземский в письме к Жуковскому остроумно заметил: «романтизм, как… … Словарь литературных терминов
    РОМАНТИЗМ — (ново лат. с греч. окончанием). Литературное направление, начавшееся у романских народов и состоящее в обращении к источникам народной поэзии и жизни, в противоположность псевдо классическому направлению. Словарь иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка
    РОМАНТИЗМ — (Romanticism) Это понятие ассоциируется со свободным и идеалистическим характером выражения чувств и индивидуальности и отношения к ним. Романтизм тем не менее представляет собой весьма неопределенный термин, более подходящий для анализа… … Политология. Словарь.
    Романтизм —  Романтизм  ♦ Romantisme    Противоположность классицизма, но со знаком «плюс» и в отношении содержательности (в отличие от барокко, которое противостоит классицизму, во всяком случае французскому, скорее со знаком «минус» и в отношении формы).… … Философский словарь Спонвиля
    романтизм — а, м. 1. Направление в литературе и искусстве, возникшее в начале 19 в., боровшееся с канонами классицизма, выдвигавшее на первый план культ личности и чувства и использовавшее в в своем творчестве исторические и народно поэтические темы. БАС 1.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
    РОМАНТИЗМ — (франц. romantisme) идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре кон. 18 1 й пол. 19 вв. Отразив разочарование в итогах Великой французской революции, в идеологии Просвещения и общественном прогрессе,… … Большой Энциклопедический словарь
    РОМАНТИЗМ — стиль творчества и мышления, широко распространившийся в пер. пол. 19 в. и остающийся одной из основных эстетических и мировоззренческих моделей нашего времени. Основные представители Р.: Германия Иовалис, Э.Т.А. Гофман, Ф. Шлегель, Ф.… … Философская энциклопедия
    Романтизм — (фр. romantisme) идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре ХIII – нач. ХIХ вв. Отразив разочарование в итогах Великой французской революции, в идеологии Просвещения и буржуазном прогрессе, романтизм… … Энциклопедия культурологии
    Романтизм — (французское romantisme), идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре сформировавшееся в конце 18 1 й половине 19 вв. Отразив разочарование в итогах Французской революции конца 18 в., в идеологии… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

  10. Gatsen Ответить

    Можно выделить три этапа развития романтизма как направления мировой культуры:
    ранний романтизм (конец 18 – начало 19 века)
    развитый романтизм (20-40-е годы 19 века)
    поздний романтизм (после европейских революций 1848 г.).
    Однако данная периодизация не совсем точно подходит для определения этапов романтизма применительно к различным национальным проявлениям.
    Так, в Германии уже на начальном этапе развития романтизма проявляется зрелость мысли и сформировывается достаточно полная система романтических жанров, которые охватывают поэзию, прозу и драматургию.
    Второй этап связан с творчеством гейдельбергских романтиков. Второй этап наступает достаточно быстро в связи с пробуждением национального самосознания в период оккупации Германии Наполеоном. В этот период появляются сказки братьев Гримм, сборник Арнима и Брентано под названием «Волшебный рог мальчика». Эти произведения являются ярким примером обращения писателей романтизма к фольклору своего родного края.
    В 20-е годы 19 века романтизм в Германии утрачивает свои позиции.
    Бурное развитие романтизма происходит и в Англии, где он был подготовлен достижениями предромантизма. Особенно процветает романтизм в английской поэзии. А создание Вальтером Скоттом жанра исторического романа имело огромное значение для всей мировой литературы. Творчество Скотта является свидетельством о существовании в английской литературе особой близости между романтизмом и реализмом. Эта специфическая черта характерна для творчества английских реалистов, особенно Диккенса, в чьих реалистических романах сохранились значительные элементы, присущие романтической поэтике.
    У истоков французского романтизма стояли Шатобриан, Жермена де Сталь, Констан, Сенанкур. Здесь достаточно полная система жанров романтизма сложилась только лишь к началу 1830-х годов, то есть к тому времени, когда романтизм в Германии и Англии себя уже практически исчерпал. Для французских романтиков особое значение имела борьба за новую драму. Это связано с тем, что наиболее прочные позиции в театре принадлежали классицистам. Выдающимся реформатором драматического жанра стал Гюго, который начиная с 20-х годов 19 века возглавил еще и реформы прозы и поэзии. Большой вклад в развитие романтического направления во французской литературе внесли Жорж Санд, Дюма, Ламартин, Виньи, Сент-Бев.
    Активное изучение творчества романтиков Испании, США, Венгрии, Дании, Австрии, Италии и других стран, а также изучение литературной истории русского романтизма привело исследователей к выводу о том, что развитие данного направления было неоднородным, а также о существующих различиях национального проявления романтизма, о влиянии степени развития литературы в различных странах. Это привело к возможности расширения хронологических рамок романтизма, а также была выдвинута идея национальных типов романтизма.
    Классификация течений романтизма также является неоднозначной. Можно выделить историко-живописное и лирико-философское течения в романтизме французской литературы, фольклорное течение в немецком романтизме и.д., однако точная типология течений пока еще не разработана.

  11. serjlolo Ответить

    Смотреть что такое “романтизм” в других словарях:

    Романтизм — I.Понятие «Р.». II.Ростки Р. в европейской лат ре XVIIIв. и первый цикл Р. Эпоха Французской революции 1789. III.Второй цикл Р. Эпоха второго тура буржуазных революций. IV.Р. в России. V.Ликвидация и пережитки Р. VI.Стиль Р. VII.Р. в советской… … Литературная энциклопедия
    Романтизм —         (франц. romantisme), идейное и художественное движение в европейской и американской культуре конца XVIII первой половины XIX вв. Зародившийся в качестве реакции на рационализм и механицизм эстетики классицизма и философии Просвещения,… … Художественная энциклопедия
    Романтизм —     РОМАНТИЗМ. Историки литературы сами признают, что из всех терминов, какие употребляет их наука, самый неопределенный и расплывчатый, это именно романтизм. Еще кн. П. А. Вяземский в письме к Жуковскому остроумно заметил: «романтизм, как… … Словарь литературных терминов
    РОМАНТИЗМ — (ново лат. с греч. окончанием). Литературное направление, начавшееся у романских народов и состоящее в обращении к источникам народной поэзии и жизни, в противоположность псевдо классическому направлению. Словарь иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка
    РОМАНТИЗМ — (Romanticism) Это понятие ассоциируется со свободным и идеалистическим характером выражения чувств и индивидуальности и отношения к ним. Романтизм тем не менее представляет собой весьма неопределенный термин, более подходящий для анализа… … Политология. Словарь.
    Романтизм —  Романтизм  ♦ Romantisme    Противоположность классицизма, но со знаком «плюс» и в отношении содержательности (в отличие от барокко, которое противостоит классицизму, во всяком случае французскому, скорее со знаком «минус» и в отношении формы).… … Философский словарь Спонвиля
    романтизм — а, м. 1. Направление в литературе и искусстве, возникшее в начале 19 в., боровшееся с канонами классицизма, выдвигавшее на первый план культ личности и чувства и использовавшее в в своем творчестве исторические и народно поэтические темы. БАС 1.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
    РОМАНТИЗМ — (франц. romantisme) идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре кон. 18 1 й пол. 19 вв. Отразив разочарование в итогах Великой французской революции, в идеологии Просвещения и общественном прогрессе,… … Большой Энциклопедический словарь
    РОМАНТИЗМ — стиль творчества и мышления, широко распространившийся в пер. пол. 19 в. и остающийся одной из основных эстетических и мировоззренческих моделей нашего времени. Основные представители Р.: Германия Иовалис, Э.Т.А. Гофман, Ф. Шлегель, Ф.… … Философская энциклопедия
    Романтизм — (фр. romantisme) идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре ХIII – нач. ХIХ вв. Отразив разочарование в итогах Великой французской революции, в идеологии Просвещения и буржуазном прогрессе, романтизм… … Энциклопедия культурологии
    Романтизм — (французское romantisme), идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре сформировавшееся в конце 18 1 й половине 19 вв. Отразив разочарование в итогах Французской революции конца 18 в., в идеологии… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

  12. Игорь2106 Ответить

    РОМАНҘИЗМ (франц. romantisme), идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре кон. 18 — 1-й пол. 19 вв. Как стиль творчества и мышления остается одной из основных эстетических и мировоззренческих моделей 20 века.
    Зарождение. Аксиология
    Романтизм возник в 1790-е гг. сначала в Германии, а затем распространился по всему западноевропейскому культурному региону. Его идейной почвой были кризис рационализма Просвещения, художественные поиски предромантических течений (сентиментализм, «штюрмерство»), Великая французская революция, немецкая классическая философия. Романтизм — это эстетическая революция, которая вместо науки и разума (высшей культурной инстанции для эпохи Просвещения) ставит художественное творчество индивидуума, которое становится образцом, «парадигмой» для всех видов культурной деятельности. Основная черта романтизма как движения — стремление противопоставить бюргерскому, «филистерскому» миру рассудка, закона, индивидуализма, утилитаризма, атомизации общества, наивной веры в линейный прогресс — новую систему ценностей: культ творчества, примат воображения над рассудком, критику логических, эстетических и моральных абстракций, призыв к раскрепощению личностных сил человека, следование природе, миф, символ, стремление к синтезу и обнаружению взаимосвязи всего со всем. Причем довольно быстро аксиология романтизма выходит за рамки искусства и начинает определять стиль философии, поведения, одежды, а также и других аспектов жизни.
    Парадоксы романтизма
    Парадоксальным образом романтизм соединял культ личной неповторимости индивидуума с тяготением к безличному, стихийному, коллективному; повышенную рефлективность творчества — с открытием мира бессознательного; игру, понимаемую как высший смысл творчества, — с призывами к внедрению эстетического в «серьезную» жизнь; индивидуальный бунт — с растворением в народном, родовом, национальном. Эту изначальную двойственность романтизма отражает его теория иронии, которая возводит в принцип несовпадение условных стремлений и ценностей с безусловным абсолютом как целью. К основным особенностям романтического стиля надо отнести игровую стихию, которая растворяла эстетические рамки классицизма; обостренное внимание ко всему своеобычному и нестандартному (причем особенному не просто отводилось место во всеобщем, как это делал барочный стиль или предромантизм, но переворачивалась сама иерархия общего и единичного); интерес к мифу и даже понимание мифа как идеала романтического творчества; символическое истолкование мира; стремление к предельному расширению арсенала жанров; опору на фольклор, предпочтение образа понятию, стремления — обладанию, динамики — статике; эксперименты по синтетическому объединению искусств; эстетическую интерпретацию религии, идеализацию прошлого и архаических культур, нередко выливающуюся в социальный протест; эстетизацию быта, морали, политики.
    Поэзия как философский камень
    В полемике с Просвещением романтизм формулирует программу переосмысления и реформы философии в пользу художественной интуиции, в чем поначалу он очень близок раннему этапу немецкой классической философии (ср. тезисы «Первой программы системы немецкого идеализма» — наброска, принадлежащего Шеллингу или Гегелю: «Высший акт разума… есть акт эстетический… Поэзия становится… наставницей человечества; не станет более философии… Мы должны создать новую мифологию, эта мифология должна… быть мифологией разума»). Философия для Новалиса и Ф. Шлегеля — главных теоретиков немецкого романтизма — вид интеллектуальной магии, с помощью которой гений, опосредуя собой природу и дух, создает органическое целое из разрозненных феноменов. Однако восстановленный таким образом абсолют романтики трактуют не как однозначную унитарную систему, а как постоянно самовоспроизводящийся процесс творчества, в котором единство хаоса и космоса каждый раз достигается непредсказуемо новой формулой. Акцент на игровом единстве противоположностей в абсолюте и неотчуждаемости субъекта от пост

  13. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *