Что такое склонение в русском языке 4 класс?

14 ответов на вопрос “Что такое склонение в русском языке 4 класс?”

  1. Evoluciya Ответить

    1. Падеж имён существительных

    Имена существительные изменяются по падежам. Падеж — форма имени существительного, выражающая его синтаксические отношения с другими словами в предложении. Падеж — категория словоизменительная, реализующаяся с помощью окончаний. В русском языке шесть падежей:
    именительный (именительный падеж всегда упот­ребляется без предлога, в предложении является подлежащим или сказуемым);
    косвенные падежи: родительный, дательный, винительный, творительный, предложный (предложный падеж всегда употребляется с предлогами, остальные косвенные падежи могут употребляться с предлогами или без).

    2. Склонение имён существительных

    Склонение — это изменение существительных по падежам. Существуют три склонения имён существительных. Распределение по склонениям зависит от рода существитель­ных и их окончания в именительном падеже единственного числа.

    3. Особые окончания существительных на -ий, -ие, -ия

    Существительные 1-го склонения на -ия (армия, лекция) и 2-го склонения на -ий и -ие (гений, санаторий, заседание) в предложном падеже имеют окончание (о гении, в санато­рии, на заседании, в армии). Существительные на -ия в дательном падеже также окан­чиваются на (ср.: подарить Марье, но подарить Марии).

    4. Разносклоняемые имена существительные

    Десять существительных на -мя (бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя) и существительное путь являются разносклоняемыми. В родительном, дательном и предложном падежах единственного числа они имеют окончание 3-го склонения -и. В других падежах имеют окончания 2-го склонения.
    При склонении существительных на -мя к корню прибавляется формообразующий суффикс -ен (-ён): имена — имён, знамени — знамён. Слова семя и стремя в родительном падеже множественного числа имеют суффикс -ян (а не —ен): семян, стремян. Слова бремя, вымя, пламя, темя не имеют множественного числа.

    5. Несклоняемые имена существительные

    Несклоняемые существительные имеют для всех падежей одну форму, т.е. не склоняются: купил пианино (в.п.), играю на пианино (п.п.). К несклоняемым относятся:
    многие существительные иноязычного происхождения с конечными гласными: радио, метро, табло, такси, рагу, кенгуру, меню, Дюма, Осло, Баку;
    иноязычные фамилии, оканчивающиеся на согласный и обозначающие лиц женского пола: роман Войнич (р.п.); если подобная фамилия обозначает лицо мужского пола, она склоняется по 2-му склонению: роман Ремарка;
    русские и украинские фамилии на -о и -их (-ых): Франко, Черных, Долгих, Живаго’, подобные фамилии не склоняются независимо от пола человека, носящего эту фамилию;
    многие сложносокращенные слова: МГУ, ГАИ, ГЭС.
    Существительные на -анин, -янин во мн. ч. утрачивают суффикс -ин: горожанин — горожане.
    Особо склоняются существительные: мать, дочь, путь, дитя.
    Склонение имен существительных в единственном числе. Таблица


    6. Склонение существительных во множественном числе

    1. Большинство существительных в именительном падеже множественного числа имеют окончания:
    1-е скл.       ж. р. аббревиатуры,  армии,           м. р. мужчины, юноши
    2-е скл.      м. р. малыши, отцы                          ср.р. поля, стекла
    3-е скл.      ж. р. степи, дочери
    2. Некоторые существительные мужского рода в именительном падеже множественного числа употребляются с окончаниями -А, -Я. Например: берега, века, города, штемпеля, якоря.
    3. Различаются по значению существительные:

    4. В именительном падеже множественного числа возможны двоякие формы окончаний:

    Склонение имен существительных во множественном числе. Таблица

    Конспект урока «Падеж и склонение имен существительных». Следующая тема:

  2. Thunderredeemer Ответить

    – По каким признакам мы сгруппировали
    существительные?
    (По роду и окончанию)
    – С помощью рода и окончания существительного
    мы можем определить его склонение.
    Существительные бывают первого, второго и
    третьего склонения.
    – Сделайте вывод, какие существительные
    относятся к первому склонению, ко второму
    склонению, и к третьему склонению.

    Вывод:
    К первому склонению
    относятся существительные женского и мужского
    рода с окончаниями – а, – я в именительном
    падеже.
    Ко второму склонению относятся
    существительные мужского рода с нулевым
    окончанием и среднего рода с окончаниями – о, -е
    в именительном падеже.
    К третьему склонению относятся
    существительные женского рода с мягким знаком на
    конце в именительном падеже.

    8. Работа с правилом.

    – Проверим, правильно ли мы рассуждаем.
    Откройте учебник на странице 88. Прочитайте
    правило.
    (Первичное чтение “про себя”, вторично читает
    ученик)
    – Кто попробует рассказать правило наизусть?

    9. Упражнение в определении склонения имен
    существительных.

    Определите склонение следующих
    существительных: яблоко, ягода, молоко, лошадь,
    товарищ, книга, письмо.

    10. Составление алгоритма действий при
    определении склонения имени существительного.

    – Как определить склонение имени
    существительного в именительном падеже?

    Алгоритм действий при определении склонения
    имени существительного

    Чтобы определить склонение имени
    существительного, нужно:
    Определить род.
    Выделить окончание существительного в
    именительном падеже единственного числа.
    По роду и по окончанию определить склонение.
    Образец рассуждения.

    Тетрадь
    – она, моя – существительное
    женского рода с ь на конце; в именительном
    падеже единственного числа нулевое окончание;
    значит существительное тетрадь третьего
    склонения.

    11. Физминутка.

    – Я зачитываю загадки. Вы должны их отгадать.
    Если это существительное 1скл., вы должны
    присесть, руки вперёд. Если это существительное 2
    скл. – наклон вперёд, руки должны достать
    носочки. Если 3 скл. – подпрыгнуть.
    1.
    Кто ни в жару, ни в стужу
    Не снимает шубу?
    (Баран)
    2.
    Кто на ветке шишки грыз,
    И бросал объедки вниз?
    (Белка)
    3.
    В поле лестница лежит,
    Дом по лестнице бежит.
    (Поезд)
    4.
    Закружу, заверчу,
    В небеса улечу.
    (Вертолёт)
    5.
    Ящик на коленях пляшет –
    То поёт, то горько плачет.
    (Гармонь)
    6.
    Никого не обижает,
    А её все толкают.
    (Дверь)
    7.
    Много рук, а нога одна.
    (Дерево)
    8.
    Колюч, да не ёж.
    (Ёрш)
    9.
    Шесть ног без копыт,
    Летит – жужжит,
    Упадёт – землю роет.
    (Жук)
    10.
    По земле ползёт,
    А к себе не подпускает.
    (Змея)
    11.
    Закутан ребёнок в сто пелёнок.
    (Капуста)
    12.
    Над домами и дорожками
    Висит кусок лепёшки.
    (Луна)

    12. Работа с учебником.

    – Прочитайте задание к упражнению.
    (Первичное чтение “про себя”, вторично читает
    ученик)
    – Какие задания мы должны выполнить?
    (Определить падеж каждого существительного.
    Написать существительные в три столбика по
    склонениям)
    Работа с комментированием.
    Проверка. Прочитайте существительные первого
    склонения. Прочитайте существительные второго
    склонения. Прочитайте существительные третьего
    склонения.

    13. Разноуровневая самостоятельная работа.

    – Теперь проверим, на каком уровне каждый
    ученик усвоил материал. Прочитайте задания на
    карточках. Выберите карточку, с заданием которой
    вы справитесь.

    Уровень 1.

    Спиши существительные. Укажи склонение.

    Герой, дупло, ночь, яблоко, море, метель, родник,
    погода, поляна, помощь.
    Уровень 2.

    Выпиши существительные 3 склонения.

    Жизнь, печь, дочь, картофель, степь, автомобиль,
    морковь, тетрадь, лошадь, конь, день, лень, пень,
    боль, площадь.
    Уровень 3.

    Подберите и запишите к словам синонимы.
    Определите склонение всех имён существительных.
    Отец, деревня, торжество, везение, чародей, зной.
    Проверка.

    14. Итог урока.

    – Вернёмся к решению той проблемы, которая была
    поставлена в начале урока: почему в словах по
    улице, по площади
    разные окончания?
    (Существительное улица первого склонения,
    существительное площадь третьего склонения)
    – С какой целью необходимо научиться узнавать
    склонение существительных?
    (Чтобы правильно писать окончание
    существительного)
    – Это мы изучим на следующих уроках.
    Приложение 1.
    Список используемых ресурсов.
    http://www.it-n.ru “Сеть
    творческих учителей”
    http://www.wikikurgan.orbitel.ru
    http://www.nachalka.com
    festival.1september.ru “Открытый урок” – фестиваль
    педагогических идей
    Я.Ш. Гараева “Поурочные разработки по русскому
    языку” – Москва; “Вако” – 2007 г.
    Т.Г. Рамзаева учебник “Русский язык” 4 класс –
    Москва “Дрофа”

  3. Crazy Men Ответить

    Падеж
    Вопросы к падежам
    Примеры существительных
    Ед. число
    Мн. число
    Именительный
    Кто? Что?
    Приятель, ветка, озеро
    Приятели, ветки, озера
    Родительный
    Кого? Чего?
    Приятеля, ветки, озера
    Приятелей, веток, озер
    Дательный
    Кому? Чему?
    Приятелю, ветке, озеру
    Приятелям, веткам, озерам
    Винительный
    Кого? Что?
    Приятеля, ветку, озеро
    Приятелей, ветки, озера
    Творительный
    Кем? Чем?
    Приятелем, веткой, озером
    Приятелями, ветками, озерами
    Предложный
    О ком? О чем?
    О приятеле, о ветке, об озере
    О приятелях, о ветках, об озерах

  4. Agagar Ответить

    Мужской род
    Средний род
    Ед. число
    Мн. число
    Ед. число
    Мн. число
    И. п.
    Актер,
    Лес,
    Спектакль,
    Гербарий
    Актеры,
    Леса,
    Спектакли,
    Гербарии
    Ведро,
    Поле,
    Орудие
    Ведра,
    Поля,
    Орудия
    Р. п.
    Актера,
    Леса,
    Спектакля,
    Гербария
    Актеров,
    Лесов,
    Спектаклей,
    Гербариев
    Ведра,
    Поля,
    Орудия
    Ведер,
    Полей,
    Орудий
    Д. п.
    Актеру,
    Лесу,
    Спектаклю,
    Гербарию
    Актерам,
    Лесам,
    Спектаклям,
    Гербариям
    Ведру,
    Полю,
    Орудию
    Ведрам,
    Полям,
    Орудиям
    В. п.
    Актера,
    Лес,
    Спектакль,
    Гербарий
    Актеров,
    Леса,
    Спектакли,
    Гербарии
    Ведро,
    Поле,
    Орудие
    Ведра,
    Поля,
    Орудия
    Т. п.
    Актером,
    Лесом,
    Спектаклем,
    Гербарием
    Актерами,
    Лесами,
    Спектаклями,
    Гербариями
    Ведром,
    Полем,
    Орудием
    Ведрами,
    Полями,
    Орудиями
    П. п.
    Об актере,
    О лесе,
    О спектакле,
    О гербарии
    Об актерах,
    О лесах (в лесу)
    О спектаклях,
    О гербариях
    О ведре,
    О поле,
    Об орудии
    О ведрах,
    О полях,
    Об орудиях

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *