Что такое солнечная система география 5 класс?

12 ответов на вопрос “Что такое солнечная система география 5 класс?”

  1. Dat Ответить

    Юпитер
    Самая крупная планета в Солнечной системе, состоящая из газа, слои которого находятся в постоянных вихреобразных движениях. Диаметр Юпитера огромный – 143 000 км (для сравнения: диаметр Земли 13 000км). Не смотря на свои крупные размеры, Юпитер очень быстро вращается вокруг своей оси (за 9ч 50 мин земных суток) из-за чего диаметры на полюсах планеты сжаты, а экватор растянут… подробнее
    Кольца и спутники Юпитера: Европа, Ио, Ганимед, Каллисто и другие…
    Планету Юпитер окружает целое семейство из 16 спутников, причем каждый из них имеет свои, непохожие на другие особенности… подробнее
    Сатурн
    Эта удивительная и красивая планета обладает ярко-выраженными кольцами, которые легко разглядеть в обычный телескоп, а уникальность Сатурна еще и в том, что его плотность ниже средней плотности воды и, если представить, что на поверхности мог бы быть океан, то можно было бы увидеть невероятное зрелище, как его воды легко плескались бы на поверхности планеты… подробнее
    Кольца и спутники Сатурна: Титан, Энцелад и другие…
    Характерные кольца есть не только у планеты Сатурн, но и на других планетах-гигантах. Вокруг Сатурна кольца особенно четко видно, потому что состоят из миллиардов мелких частиц, которые вращаются вокруг планеты, помимо нескольких колец у Сатурна есть 18 спутников, один из которых Титан, его диаметр 5000км, что делает его самым большим спутником Солнечной системы… подробнее
    Уран
    Эта необычная планета видна наблюдателю в синих и зеленых цветах за счет поглощения водородом и метаном инфракрасного спектра. На поверхности Урана бушуют ветры с огромной скоростью до 600 км/ч, двигаясь по ходу вращения планеты. Уникальность Урана еще в том, что его ось вращения сильно наклонена, почти параллельно к плоскости эклиптики, поэтому с Земли полюса планеты можно увидеть только наполовину и то, только на протяжении 42 лет. Пока единственная теория этого феномена такая – возможно, в истории планеты было столкновение с каким-то крупным небесным телом… подробнее
    Кольца и спутники Урана: Титания, Оберон и другие…
    Планета Уран имеет 17 спутников и, как и другие планеты-гиганты, опоясывающие планету тонкие кольца, которые практически не имеют способности отражать свет, поэтому открыты были не так давно в 1977 году совершенно случайно… подробнее
    Нептун
    Эта планета, подобно Урану, состоит из газа в основной состав которой входят вода, метан и аммиак. Именно, от большой концентрации в атмосфере метана планета приобрела голубой цвет. Над поверхностью Нептуна простираются облака из аммиака и воды, а над ними плотный слой метановых облаков, кроме того в атмосфере планеты присутствует водород и гелий. Сама атмосфера обладает повышенной активностью, где мощные ветра дуют со скоростью свыше 2000 км/ч, образуя огромные пятна размером с нашу планету… подробнее
    Кольца и спутники Нептуна: Тритон, Нереида и другие…
    Изначально до исследования Нептуна космическим аппаратом “Вояджер-2” было известно о двух спутников планеты – Тритон и Нерида. Интересный факт, что спутник Тритон имеет обратное направление орбитального движения, также на спутнике были обнаружены странные вулканы, которые извергали газ азот, словно гейзеры, расстилая массу темного цвета (из жидкого состояния в пар) на много километров в атмосферу. Во время своей миссии “Вояджер-2” обнаружил еще шесть спутников планеты Нептун… подробнее

    Космические объекты Солнечной системы

    Кометы
    Несущиеся на огромной скорости и путешествующие по огромным орбитам, проложенным во вселенной, кометы, так называются эти небесные тела, состоят из яркой светящейся головы и невероятно длинного (до 100 миллионов км) шлейфа хвоста. Эти одиночные странники могут удаляться на долгое время за пределы Солнечной системы и возвращаясь устремляться ближе к нашей планете, двигаясь преодолевая гигантские расстояния своей орбиты… подробнее
    Астероиды
    Подобно планетам, только совсем небольших размеров, астероиды вращаются вокруг Солнца, они имеют каменистую структуру поверхности и по некоторым характеристикам бывают похожи на небольшие планеты, поэтому их иногда называют “малые планеты”. Наибольшее скопление астероидов находится между Марсом и Юпитером, эта зона получила название “пояс астероидов”. Астероиды имеют самые разные размеры: маленькие от нескольких десятков сантиметров в диаметре, как кухонная кастрюлька, и крупные диаметром до 250 и выше км. Так самый крупный из известных астероидов Церера имеет диаметр в 1000 км… подробнее
    Метеориты
    Падающие звезды – так называют метеорный дождь, который происходит каждый год в начале августа и в другие промежутки в течении года. Иногда “падающие звезды” метеориты можно увидеть невооруженным глазом, они промелькают, словно искорка, чиркнувшая синеву ночного неба на доли секунд. Это и есть небольшие частички космической пыли, которые падают на Землю и, испаряясь в плотных слоях атмосферы, оставляют непродолжительный яркий след на звездном небе… подробнее

    Далекие объекты Солнечной системы

    Плутон
    Эта самая далекая в Солнечной системе ледяная планета по своим характеристикам могла бы относиться к земной группе планет, но с 2006 года по решению МАС Плутон причислили к карликовым планетам наряду с Эридой и Церерой. Плутон имеет каменистое ядро с возможным содержанием льда, обледенелую мантию и кору, которая формирует поверхность планеты. Вероятней всего под верхним слоем находится толстая масса льда толщиной свыше 200 км, поэтому планета состоит в основном из компонентов воды и метана… подробнее
    Спутники Плутона: Харон, Гидра, Некта и другие…
    На данный момент у планеты Плутон известно о 5 спутников. Это крупный спутник Харон, 2 малых спутника Гидра и Никта и ещё 2 небольших спутника P4 и P5. Спутник Плутона Харон уникален тем, что обладает в сравнении со спутниками других планет совсем маленькими размерами. Он расположен очень близко к планете и делает оборот вокруг Плутона с такой же скоростью оборота планеты вокруг своей оси, поэтому этот спутник всегда находится в одной и той же точке над планетой… подробнее
    Пояс Эджворта-Койпера и облако Оорта
    За границами орбиты Нептуна находятся дальние объекты Солнечной системы, которые получили формулировку “транснептуновые объекты” среди которых объекты пояса Койпера, малые тела, планеты-карлики, например система Плутон-Харон, карликовая планета Эрида и другие объекты, чаще всего состоящие изо льда. Еще дальше находится рассеянный диск, где объекты сильно рассеяны, а еще дальше на расстоянии почти в 1 световой год расположено облако Оорта, которое, возможно, является строительным материалом для образования комет… подробнее
    Карликовые планеты Солнечной системы
    В нашей Солнечной системе есть место не только для восьми планет, таких планет гораздо больше. Находясь за областью орбиты Нептуна такие небесные объекты движутся по огромным орбитам, то приближаясь, то отдаляясь от Солнца на огромные астрономические величины, некоторые совершая оборот вокруг Солнца более чем за 4000 лет. Это карликовые планеты, о многих из которых сейчас хорошо известно, но таких карликовых планет может быть намного больше… подробнее

    Планеты в других солнечных системах

    Планеты других солнечных систем
    Далеко-далеко на расстоянии многих световых лет от нашего Солнца светят другие звезды, которые образуют свои планетные системы. Такие планеты получили название “экзопланеты” и у них тоже есть свои звезды, вокруг которых проходят их орбиты. Современные технологии позволяют обнаруживать все новые планеты и целые планетные системы, принадлежащие своей звезде. В одной только галактике Млечный путь таких планет может быть свыше 100 миллиардов, до 20 миллиардов планет могут иметь похожие на земные свойства поверхности, а на некоторых из них может быть даже жизнь…подробнее

  2. Protege Ответить



    1. Солнечная система
    Ещё несколько десятков лет назад полёт человека в космос был фантастикой. А сегодня не только запуск пилотируемых космических кораблей стал реальностью, но и появились первые космические туристы, ведётся подготовка научных экспедиций на другие планеты. Кто знает, может быть, этот учебник читает сейчас будущий участник полёта на Марс. Но даже если это и не так, информация, содержащаяся в нём, нужна каждому. Она поможет почувствовать себя частичкой не только маленького населённого пункта, города и большой страны, но и бесконечной Вселённой со множеством галактик, к одной из которых принадлежит наша Солнечная система.
    Наш звёздный дом — Солнечная система. Планета Земля входит в состав Солнечной системы, центром которой является звезда Солнце. Оно представляет собой огромный раскалённый газовый шар, состоящий из водорода. Внутри Солнца происходят термоядерные реакции, в результате которых высвобождается огромное количество тепла и света. Температура в его недрах достигает 15 миллионов градусов по Цельсию! Наша планета находится в вечно холодном и тёмном космосе, и Солнце даёт необходимую ей энергию. Без солнечного тепла и света не было бы жизни на Земле.
    Наша планета ничтожно мала по сравнению с Солнцем, как маковое зёрнышко рядом с крупным апельсином. Солнце массивнее всех «жителей» Солнечной системы, вместе взятых. Его диаметр в 109 раз больше диаметра Земли. Сила притяжения Солнца — гравитация — действует на все тела Солнечной системы, заставляя их обращаться вокруг него по своим орбитам.
    Орбита (от лат. «орбита» — колея) — это путь, по которому движется любое естественное или искусственное небесное тело.
    В состав Солнечной системы входят восемь планет. Они делятся на планеты земной группы (Меркурий, Венера, Земля, Марс) и планеты-гиг анты (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун).
    Планеты земной группы. Все четыре планеты земной группы расположены близко от Солнца. Они невелики по размерам, состоят из плотных горных пород и медленно вращаются вокруг своей оси. У них мало спутников или нет вообще: например, у Земли — один (Луна), у Марса — два, у Меркурия и Венеры ни одного. Эти планеты не имеют колец.

    1. Схема строения Солнечной системы. 2. Солнце. Фотография сделана с помощью специальных светофильтров. 3. Меркурий. 4. Венера.

    Первая планета Солнечной системы — Меркурий. Находясь ближе других планет к Солнцу, он обращается вокруг него за самое короткое время. Год на Меркурии, т. е. один оборот планеты вокруг Солнца, равен 88 земным суткам.
    Солнце так сильно нагревает эту маленькую планету, что дневная температура на её поверхности достигает +430 °С. Зато ночью падает до -170 °С. В таких условиях существование живых организмов исключено. На Меркурии есть такие глубокие кратеры, что солнечный свет никогда не достаёт до их дна. Там всегда очень холодно.
    По объёму он гораздо меньше, чем наша Земля: из земного шара можно выкроить 20 таких планет, как Меркурий.
    Венера — вторая от Солнца планета. По размерам она как наша Земля. Планету окружает мощный слой атмосферы из углекислого газа. Эта плотная газовая оболочка пропускает солнечные лучи и удерживает тепло, словно плёнка в парнике, не выпуская его в космическое пространство. Поэтому средняя температура в приповерхностном слое атмосферы Венеры составляет около 470 °С.
    Атмосфера давит на поверхность Венеры с огромной силой, почти в 100 раз большей, чем атмосфера Земли.
    Земля — третья от Солнца планета, единственная в Солнечной системе, на которой есть условия, благоприятные для существования жизни: наличие атмосферы, содержащей кислород; температура, необходимая для развития живых организмов; защитный озоновый слой в атмосфере; вода в жидком состоянии, углерод.
    Четвёртая планета земной группы — Марс. Его масса в 9,3 раза меньше массы Земли. У него есть два спутника.
    Поверхность Марса имеет оттенок цвета ржавчины, потому что в его грунте содержится много оксида железа. Марсианский ландшафт напоминает бледно-оранжевые дюны в пустыне, усеянные камнями.
    Над планетой часто проносятся мощные бури. Они вздымают столько ржавой пыли, что небо становится красным. В безветренную погоду оно розоватого цвета.
    Как и у нас, на Марсе чередуются времена года, происходит смена дня и ночи. Марсианский год в два раза длиннее земного.
    У Красной планеты, как её называют учёные, тоже есть атмосфера, но не такая плотная, как у Земли или Венеры.
    Планеты-гиганты. Планеты-гиганты (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун) расположены значительно дальше от Солнца, чем планеты земной группы. Самая далёкая из них — Нептун: пока он совершит оборот вокруг Солнца, на Земле пройдёт 165 лет. Эти планеты ещё называют газовыми гигантами, из-за того что они почти полностью состоят из газа и отличаются громадными размерами. Например, радиус Нептуна составляет приблизительно четыре земных радиуса, Сатурна — девять, а Юпитера — одиннадцать. Атмосфера планет-гигантов состоит в основном из водорода и гелия.
    Газовые гиганты вращаются вокруг своей оси гораздо быстрее, чем планеты земной группы. (Обратите внимание на употребление терминов «вращение» и «обращение».) Если Земля совершает полный оборот вокруг своей оси почти за 24 часа, то Юпитер — за 10 часов, Уран — за 18, а Нептун — за 16.
    Ещё одним отличительным признаком планет этой группы является наличие у них множества спутников. У Юпитера, например, учёные насчитали их 60. Притяжение этого колосса так велико, что он, словно громадный пылесос, притягивает к себе весь космический мусор: обломки камней, льда и пыли, которые образуют кольца. Они обращаются вокруг планеты и есть у каждого газового гиганта. При наблюдении в телеском особенно хорошо видно яркое светящееся кольцо у Сатурна.

    1. Первые фотоснимки поверхности Марса были получены с американской автоматической станции «Викинг» в 1976 году. 2. Юпитер. 3. Сатурн. 4. Уран. 5. Нептун.

    Малые тела Солнечной системы. В состав Солнечной системы кроме планет и их спутников входит большое количество малых планет — астероидов (от греч. «астер» — звезда), что в переводе на русский язык означает «звездоподобные».
    Большинство из них обращаются вокруг Солнца и образуют пояс астероидов, расположенный между орбитами Марса и Юпитера. Как предполагают астрономы, это осколки разрушившейся планеты или строительный материал для так и не сформировавшегося небесного тела. У астероидов нет чётко обрисованной формы, они представляют собой каменные глыбы, иногда с металлом.
    Встречаются в Солнечной системе и метеорные тела — обломки пород разных размеров. Врываясь в атмосферу Земли, они сильно раскаляются в результате трения о воздух и сгорают, прочерчивая при этом на небе яркий штрих, — это метеоры (в переводе с греческого — парящий в воздухе). Обломки метеорного тела, которые не сгорели в атмосфере и достигли поверхности Земли, называют метеоритами. Масса метеорита может колебаться от нескольких граммов до нескольких тонн. Один из самых крупных — Тунгусский метеорит в начале прошлого столетия упал на территорию нашей страны в центре Сибири.
    В состав Солнечной системы входят также кометы (от греч. «кометес» — длинноволосый). Они обращаются вокруг Солнца по сильно вытянутым орбитам. Чем ближе комета к Солнцу, тем выше скорость её движения. У неё имеется ядро, которое состоит из замёрзших газов или космической пыли. При приближении к Солнцу вещество ядра испаряется, начинает светиться, и тогда у «космической странницы» становятся видны «голова» и «хвост». Самая известная из них — комета Галлёя — каждые 76 лет приближается к Земле. В древности её приближение вызывало у людей суеверный ужас. Сегодня учёные всего мира с интересом изучают это удивительное астрономическое явление.

    1. Астероид Ида. 2. Метеор в небе. 3. Метеорит «Луженьга», найденный в 30 км юго-западнее города Великий Устюг. 4. Комета Галлея пролетела над Землёй в 1985 году. В следующий раз её можно будет увидеть в 2061 году.

    С помощью радиотелескопов, специальных фотоаппаратов, снабжённых светофильтрами, астрономы получают новые сведения о Солнце, планетах Солнечной системы, астероидах и других космических телах.

    Вопросы и задания

    Сколько планет движется вокруг Солнца? Назовите их. Какая из планет Солнечной системы самая «горячая»? Какую из них учёные называют Красной планетой?
    Знаете ли вы, что означает выражение «звезда упала»? Приходилось ли вам когда-нибудь видеть падающие звёзды? Каково их научное название?
    Пользуясь текстом, выпишите как можно больше слов, соответствующих следующим понятиям: а) планета, б) космические тела, в) Солнечная система. Объясните, что объединяет найденные вами слова.
    Прочитайте текст ещё раз, найдите и выпишите названия самой близкой и самой далёкой от Солнца планеты. К каким группам планет Солнечной системы они относятся? Подумайте и объясните, по каким признакам планеты Солнечной системы разделили на группы.
    Как вы считаете, что заставляет тела Солнечной системы обращаться вокруг Солнца?
    Найдите в тексте основные отличия планет земной группы от планет-гигантов. Перечертите таблицу в тетрадь и заполните её.
    Отличительные особенности планет земной группы от планет-гигантов

    Представьте, что вы космонавт и должны полететь в составе научной экспедиции на Марс. Какой скафандр (или робот) вам потребуется для работы на поверхности планеты? Придумайте его форму, устройство и цвет. Нарисуйте в тетради и подготовьте рассказ.

    Для любознательных

    Юпитер — первый по величине газовый гигант среди планет Солнечной системы. Вся его поверхность — безбрежный океан жидкого водорода. Он в 2,5 раза тяжелее всех остальных планет Солнечной системы, вместе взятых, а его радиус в 11 раз больше радиуса Земли. У него более 60 спутников и несколько колец. В огромной атмосфере Юпитера бушуют ураганы; их скорость превышает 100 м/с. На поверхности Юпитера телескопы зафиксировали гигантское Красное пятно размером с нашу Землю, которое является атмосферным вихрем.
    Солнце — ближайшая к нам звезда. По размерам оно так велико, что могло бы вместить более миллиона таких планет, как Земля. Луч света от Солнца до Земли доходит за 8 минут. Вторая ближайшая к Земле звезда — Проксима Центавра.
    Венера вращается вокруг своей оси не с запада на восток, как большинство планет Солнечной системы, а в обратную сторону. На Венере сутки, т. е. один оборот планеты вокруг своей оси, составляют около 243 земных суток. Она — самый яркий объект на небе после Солнца и Луны. Венеру обычно видно вечером после захода Солнца или утром перед восходом Солнца на фоне зари.

    1. Сравнительные характеристики планет Солнечной системы. 2. Ближайшие спутники Юпитера. 3. Химический состав атмосферы Юпитера (диаграмма).

    Уран — единственная из всех планет Солнечной системы, которая вращается вокруг своей оси, «лёжа на боку». Учёные считают, что он «повалился на бок» в результате столкновения с крупным космическим телом миллионы лет назад. Как и Венера, Уран вращается вокруг своей оси против часовой стрелки.
    Продолжительность одного года на планете Нептун — 164,8 земных лет, а на Меркурии — 88 земных суток.
    Меркурий — самая близкая к Солнцу планета. Из-за незначительного наклонения оси к плоскости его орбиты заметных сезонных изменений на этой планете нет. Нет у Меркурия и спутников.
    Меркурий — маленькая планета. Его масса составляет двадцатую часть массы Земли, а диаметр почти в 2,5 раза меньше земного.
    Для наблюдений с Земли Меркурий — трудный объект, так как его видно лишь на фоне вечерней или утренней зари низко над горизонтом, а кроме того, в эту пору наблюдатель видит освещенной только половину его диска.

  3. Fodi Ответить

    Урок природоведения в 5 классе  по теме “Солнечная система”
    Автор: Пацевич Т.К.
    Цель урока: Сформировать современное представление о Солнечной системе.
    Задачи:
    Сформировать современное представление о Солнечной системе, как правильное понимание научно-материалистической картины мира.
    Обобщить и систематизировать знания.
    Контроль и самоконтроль знаний.
    Оборудование: таблица «Солнечная система», схемы, иллюстрации, таблицы.
    Ход урока
    Вступительное слово учителя.
    Приветствие учителем учащихся.
    1. Актуализация знаний.
    Повторение пройденного материала.
    Учитель задает вопросы учащимся:
    Как устроена система мира по Аристотелю? (в центре – Земля)
    Как устроена система мира по Птолемею? (в центре – Земля и все планеты вращаются вокруг своей оси).
    Чем система мира, созданная Коперником, отличается от системы мира по Птолемею? (в центре – Солнце).
    Ученики отвечают на вопросы. Учитель оценивает ответы учащихся.
    2. Изучение нового материала.
    Учитель: Люди давно живут на Земле. Когда-то никто из них не умел читать и писать, тогда родители показывали детям звёзды и палочкой рисовали на песке узоры созвездий.
    Звездное небо было первой Великой Книгой, которую люди учились читать и понимать. А потом, много лет спустя, появилась наука о звездах и других светилах, которая называется  астрономия в переводе с греческого языка означает астрон – звезда, номос – закон.
    Наука развивалась и многие тайны Вселенной, которые она хранила разгаданы. Мы сегодня только прикоснемся к некоторым из них.
    Учитель.
    Читает отрывок из стихотворения Л.А.Бунина “Огни небес”
    Огни небес, тот серебристый свет,
    Что мы зовем мерцаньем звезд небесных,
    Порою только неугасший след
    Уже давно померкнувших планет,
    Светил, давно забытых и безвестных.
    Та красота, что мир стремит вперед,
    Есть тоже след былого. Без возврата …
    Учитель. О чём сегодня на уроке пойдёт речь? (о солнечной системе)
    Учитель.  Тема урока: Солнечная система (записать в тетрадь).
    Как вы думаете, что такое Солнечная система? (Ученики дают свои ответы).
    Вопрос: Почему система, в которой находится планета Земля, называется Солнечной?
    Ответ: Солнечная система так названа потому, что в центре этой системы находится звезда под названием Солнце. Она освещает и согревает теплом все планеты, которые вращаются вокруг нее.
    Заполнение кластера (схемы)
    Солнечная система – это Солнце и вращающиеся вокруг него небесные тела.(Учитель предлагает записать данное определение в тетрадь).
    Учитель. Какие небесные тела вращаются вокруг Солнца? (Ученики называют планеты, пояс астероидов, кометы и т.п.)
    А вы хотите больше узнать о них?
    Все это предстоит нам выяснить сегодня на уроке. Для этого мы отправляемся с вами в космическое путешествие. Начнем с разминки. Кто помнит и  знает ответы на вопросы – говорит с места, а кто забыл, вспоминает.
    Разминка
    Прибор для изучения Вселенной? (Телескоп)
    Что ближе к Земле: Солнце или Луна?     ( Луна)
    Луна – это …  (Спутник)
    Путь движения планеты вокруг Солнца? (Орбита)
    Как называется самая яркая ночная звезда? (Сириус)
    По какой звезде можно ориентироваться ночью. (Полярная)
    Самые горячие звезды по цвету? (Белые)
    Какого цвета солнце? (Желтая)
    Одежда для космонавтов. (Скафандр)
    Газовая оболочка, окружающая  Землю. (Атмосфера)
    Группы планет. Планеты делятся на две группы:
    1. планеты земной группы. ( К первой из них относят Меркурий, Венеру, Землю, Марс. Все они намного меньше, чем планеты-гиганты).
    2. планеты-гиганты. (В группу планет-гигантов входят Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун).
    А теперь для того, чтобы запомнить последовательность расположения планет Солнечной системы, предлагаю вам  сейчас разучить нехитрую считалочку (разучиваем считалочку хором):
    Раз – Меркурий.
    Два – Венера.
    Три – Земля.
    Четыре – Марс
    Пять – Юпитер.
    Шесть – Сатурн.
    А еще Уран, Нептун.
    Наше Солнце – Чемпион!!!!
    – К путешествию готовы? Наступило время познакомить вас с заданиями
    Задание №1. Расположите планеты по мере удаления их от Солнца.
    Таблица 1
    Название планеты
    Расстояние от Солнца в млн. км.
    Юпитер
    777
    Уран
    2 869
    Венера
    108
    Земля
    150
    Меркурий
    58
    Марс
    227
    Сатурн
    1 426
    Нептун
    4 496
    Задание №2. Определите, какие планеты в Солнечной системе являются рекордсменами.
    1. Самая далекая планета Солнечной системы? ________________
    2. Самая ближайшая к Солнцу планета? ______________________
    3.  Планета, сравнимая по размерам с Землей?_________________
    Таблица 2

    Название планеты
    Диаметр планеты в км
    Расстояние от Солнца
    в млн. км.
    1.
    Меркурий
    4 880
    58
    2.
    Венера
    12 100
    108
    3.
    Сатурн
    116 000
    1 426
    4.
    Марс
    6 800
    227
    5.
    Юпитер
    140 000
    777
    6.
    Земля
    12 742
    150
    7.
    Уран
    50 800
    2 869
    8.
    Нептун
    48 600
    4 496
    1. Самая большая планета Солнечной системы________________
    2. Самая маленькая планета?______________________________
    Задание№3: найти
    1. Самая горячая планета
    2. Самая холодная планета
    3.У какой планеты больше всего спутников?
    Таблица 3

    Название планеты
    Температура
    на планете
    Кол-во спутников
    1.
    Меркурий
    + 430

    2.
    Венера
    + 500

    3.
    Земля
    + 30
    1
    4.
    Марс
    – 23
    2
    5.
    Юпитер
    – 160
    63
    6.
    Сатурн
    – 150
    60
    7.
    Уран
    – 220
    27
    8.
    Нептун
    – 210
    13
    1. Самая медлительная планета________________
    Подумайте, какой планете потребуется меньше всего времени для вращения вокруг Солнца. (Меркурий – 88 суток)
    2. Самая быстрая планета______________________________________
    Подумайте, какой планете потребуется больше времени для вращения вокруг Солнца? (Нептун – 165 лет)
    3. Эта планета ни самая маленькая, ни самая большая, но у нее есть то, чего нет ни у одной планеты Солнечной системы? (Земля)
    Дети оформляют свои ответы на карточке.
    3. Физкультминутка:
    Учитель. Все группы справились с заданиями, а теперь давайте отдохнем. Встаньте, пожалуйста, и сделайте два вращения вокруг своей оси, как это делает наша Земля. (Дети вращаются против часовой стрелки. Если кто-то ошибся, учитель сообщает, что так вращается планета – Венера)
    Вывод
    Учитель. Подводим итоги. Все справились с заданиями. Молодцы! Сегодня на уроке вы узнали, какие небесные тела входят в состав Солнечной системы.
    Ответы детей. Солнечная Система – Солнце, Земля вместе с планетами и их спутниками, астероиды, кометы, метеорные тела.
    Учитель. Единственная планета в Солнечной системе, на которой есть жизнь – это Земля, а мы ее жители! Наша Земля – третья от Солнца планета. На ней сложились благоприятные условия для жизни растений, животных и людей. Атмосфера, окутывающая Землю голубоватой дымкой, имеет пригодный для дыхания кислород и защищает Землю от перегрева, охлаждения и ударов небесных тел. Кроме этого, большую часть поверхности нашей планеты занимают водоемы. А вода необходима всем живым организмам.
    От Солнца третья по счету планета,
    Наша Земля меньше звезды.
    Но ей хватает тепла и света,
    Чистого воздуха и воды.
    Жизнь на Земле – это разве не чудо?
    Бабочки, птицы, жучок на цветке…
    В самом далеком, глухом городке!
    4.Закрепление.
    Учитель. Давайте поиграем.
    1. Угадайте, какая из планет могла бы так сказать о себе.
    Я – самая горячая планета во Вселенной. Температура моей поверхности может достигать до +500  градусов. Названа женским именем. В Древнем Риме являлась богиней любви. (Венера)
    Я – ближайшая к Солнцу планета. Я получила свое название в честь римского вестника богов, бога торговли. Я вращаюсь очень быстро вокруг Солнца за 88 дней. (Меркурий)
    Я – очень стар, поэтому лежу на боку и очень мерзну. (Уран)
    Отгадайте загадку:
    Одним планетам в небе скучно,
    И чтобы было веселей,
    Блуждая по Вселенной целой,
    Они нашли себе друзей.
    Какие это друзья? (Спутники)
    – Какой спутник у Земли? (Луна)
    Ребята, если вам понравилось космическое путешествие, покажите Луну рожками вверх, если нет – рожками вниз. (Дети показывают бумажный макет Луны) (Пояснение – макет Луны дети делают заранее дома)
    – Спасибо!
    5.Домашнее задание
    – стр. 34 учебника. Подготовьте рассказы о космонавтах-исследователях космоса.

  4. Perinin Ответить

    Тип учебного занятия по дидактической цели – изучение нового материала.
    Оборудование: учебник «География. 5 класс» § 3, видеофрагменты, глобусы, мягкие линейки, рулетки.
    Базовое содержание урока
    Деятельностный компонент урока (на уровне учебных действий)
    Ценностный компонент урока
    Творческий компонент урока
    Смысловые блоки содержания
    Познавательные задачи для учащихся

    1. Организационно-мотивационный этап урока

    Определение
    темы урока
    Учебник с. 14. Беседа по вопросам:
    – Что называют космосом или космическим пространством?
    – Какие космические тела вам уже известны?
    – Почему космические тела видны в ночном небе?
    – Предлагают варианты понятия «Космос».
    – Называют планеты, звезды, кометы, метеоры и метеориты.
    – Высказывают различные предположения
    Формулирование задач урока
    Изучите название разделов параграфа и сформулируйте на их основе задачи (применив деятельностную форму, используя глаголы)
    Формулируют:
    Изучить место Земли в Солнечной системе.
    Познакомиться с возникновением Земли.
    Определить форму и размеры Земли.
    С помощью учителя формулируют задачи урока на основе содержания параграфа
    Создание мотивационной установки
    – Для чего современному человеку необходимо знать историю возникновения планеты Земля?
    – Известно, что наша Земля является одной из планет Солнечной системы. Что общего и что отличительного у нашей планеты и других планет Солнечной системы?
    – Высказывает свое мнение.
    – Высказывают свои предположения, но не хватает аргументов, которые необходимо добыть на уроке

    2. Процессуально-содержательный этап урока

    Земля в Солнечной системе
    По рис. 5 и тексту раздела 1 учебника определите общие и отличительные признаки планеты Земля от других планет Солнечной системы
    – Выделяют в тексте «Земля в Солнечной системе» с.14–15 учебника необходимые данные (факты) и заполняют таблицу:
    Общие признаки
    Отличительные признаки
    Дополняют таблицу
    недостающими
    признаками из
    просмотренной
    презентации учителя.
    Формулируют
    уточняющие вопросы.
    Возникновение Земли
    Просмотреть фрагмент фильма «Дело о планете Земля: Рождение Земли» (начало) (http://rutube.ru/tracks/2317444.html) и сделать вывод о том, как появились космические тела и происходило зарождение Земли
    Знакомятся с фрагментом фильма и приводят утверждения ученых о происхождении, космических тел. Работа с рис. 6 стр. 16
    Составить свой рассказ об этапах развития планеты
    Этапы развития Земли
    Используя рис.6 и тест раздела 2 «Возникновение Земли» составьте рассказ «Развитие Земли»
    В рабочей тетради выполните зад. 2 с. 8 и дополните рисунок еще одним фрагментом
    Форма и размеры Земли
    Используя глобус как модель Земли, попробуйте доказать или опровергнуть утверждение И. Ньютона о том, что Земле не имеет форму идеального шара
    Изучают последовательность шагов «Школы географа-следопыта» с. 17–18 и на основе проведенных измерений приходят к выводу о точности модели Земли – глобуса в виду значительных уменьшений модели, на которой трудно заметить сплюснутость Земли на полюсах в 21 км. В рабочей тетради делают необходимые записи на с. 9
    С помощью карандаша и закрепленных на нем полосок бумаги проведите опыт, наглядно демонстрирующий причину сплюснутости Земли у полюсов

    3. Этап закрепления

    Закрепление
    1. Вопросы для беседы:
    – Сколько планет в Солнечной системе?
    – По каким признакам некоторые планеты объединены в Земную группу?
    – Какой возраст у нашей Земли? Когда и как она возникла?
    Отвечают на вопросы.
    – 8 планет.
    – Называют газовую оболочку, твердую поверхность, внутреннее содержание, малое количество спутников, близкое положение к Солнцу.
    – 4,6 млрд лет
    2. Тестирование
    1) Выберите планеты земной группы:
    а) Меркурий, Венера, Марс, Земля
    б) Земля, Юпитер Сатурн, Марс
    в) Марс, Земля, Уран, Юпитер
    2) Выбери планеты – гиганты:
    а) Уран, Земля, Меркурий, Марс
    б) Марс, Земля, Уран, Юпитер
    в) Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун
    3) Какая из планет Солнечной системы имеет самый короткий год?
    а) Земля
    б) Меркурий
    в) Венера
    4) Какая из планет имеет самые длинные сутки по сравнению с его годом?
    а) Плутон
    б) Меркурий
    в) Юпитер
    5) Какая из планет земной группы находится ближе всего к Земле?
    а) Марс
    б) Венера
    в) Меркурий
    6) Какая из планет является самой яркой на ночном небе?
    а) Меркурий
    б) Венера
    в) Юпитер
    7) На какой планете облака совершают облет поверхности за 4 часа?
    а) Марс
    б) Сатурн
    в) Венера
    8) Названия спутников этой планеты переводятся как “страх” и “ужас”. О какой планете идет речь?
    а) Юпитер
    б) Плутон
    в) Марс
    9) Какую планету называют красной?
    а) Юпитер
    б) Марс
    в) Меркурий
    10) Выберите из списка планет те, которые имеют кольца?
    а) Юпитер
    б) Сатурн
    в) Уран
    г) Нептун
    д) Плутон
    Отвечают и проводят взаимопроверку, используя ключ:
    1 – б,
    2 – в,
    3 – б,
    4 – б,
    5 – б,
    6 – б,
    7 – в,
    8 – в,
    9 – б,
    10 – а, б, в, г.
    Подведение итогов
    Подготовьте свое предложение в общий (всего класса) рассказ о том, что узнали на уроке:
    – Как возникла Земля в Солнечной системе?
    – Какие у нее есть особенности?
    – Как она развивалась?
    – Какую имеет форму и размеры?
    Составляют коллективный рассказ, дополняя предложения предыдущего товарища выстраивая его в логике

    4. Рефлексивный этап урока

    Рефлексия деятельности
    – Прием «Ассоциации» К предложенному понятию каждый участник подбирает 2-3 слова (пишет в тетради или вслух говорит), с которым оно у него ассоциируется. Можно взять понятие «Земля»
    – Записывают на предложенных листочках. Зачитывают вслух
    Рефлексия эмоционального состояния
    Прием «Пять пальцев»
    М – (мизинец) – мыслительный процесс: какие знания, опыт я получил?
    Б – (безымянный) – близость цели: что я сегодня сделал и чего достиг?
    С – (средний) — состояние духа: какое было сегодня у меня преобладающее настроение, расположение духа?
    У – (указательный) — услуга, помощь: чем я сегодня помог другим, чем услужил, порадовал или поспособствовал?
    Б — (большой) — бодрость, физическая форма: каким было моё самочувствие?

    Обведите свою ладошку.
    – На мизинце продолжите: Я узнал о…
    – На безымянном продолжите: Я сделал…
    – На среднем пальце продолжите: Настроение у меня …
    – На указательном – продолжите: Я помог …
    – На большом пальце – продолжите: Мое самочувствие …
    Обводят ладошки, подписывают и прикрепляют возле модуля «Солнечная система». «Порядок должен быть везде. Во Вселенной, в Солнечной системе, в наших мыслях, делах, поступках. И тогда воцарится гармония, любовь, красота, мир в нашей жизни и во всем необъятном космосе».
    – Анализируют свою деятельность на уроке.
    – Выражают свое эмоциональное настроение и самочувствие словами.

    5. Объяснение домашнего задания

    Обязательное задание
    – Найти в тексте (параграф 3 с. 14–17) определения основных понятий урока и выписать их в тетрадь.
    – Выполните устно задание 5 и 6 с. 18 учебника.
    – В рабочей тетради выполните задания 1, 3. с. 8–9
    – Находят в параграфе основные понятия и выделяют в тексте их определения.
    – Готовят ответ на задания в конце параграфа.
    – Выполняют задания в тетради
    Дополнительное задание (по желанию и по выбору)
    Создание с помощью разноцветного пластилина модели солнечной системы
    По рис. 5 и другим источникам определяют соотношение размеров планет Солнечной системы и расстояний удаленности от Солнца
    Готовят модель, пропорции размеров планет и Солнца
    Составление презентации о различных гипотезах возникновения Земли
    – Изучают детскую энциклопедию (Аванта+), географические словари и Интернет-ресурсы.
    – Выбирают необходимый материал и составляют сообщение или презентацию
    Презентация в программе Power Point «Гипотезы возникновения Земли»

  5. ilona Ответить



    1. Солнечная система
    Ещё несколько десятков лет назад полёт человека в космос был фантастикой. А сегодня не только запуск пилотируемых космических кораблей стал реальностью, но и появились первые космические туристы, ведётся подготовка научных экспедиций на другие планеты. Кто знает, может быть, этот учебник читает сейчас будущий участник полёта на Марс. Но даже если это и не так, информация, содержащаяся в нём, нужна каждому. Она поможет почувствовать себя частичкой не только маленького населённого пункта, города и большой страны, но и бесконечной Вселённой со множеством галактик, к одной из которых принадлежит наша Солнечная система.
    Наш звёздный дом — Солнечная система. Планета Земля входит в состав Солнечной системы, центром которой является звезда Солнце. Оно представляет собой огромный раскалённый газовый шар, состоящий из водорода. Внутри Солнца происходят термоядерные реакции, в результате которых высвобождается огромное количество тепла и света. Температура в его недрах достигает 15 миллионов градусов по Цельсию! Наша планета находится в вечно холодном и тёмном космосе, и Солнце даёт необходимую ей энергию. Без солнечного тепла и света не было бы жизни на Земле.
    Наша планета ничтожно мала по сравнению с Солнцем, как маковое зёрнышко рядом с крупным апельсином. Солнце массивнее всех «жителей» Солнечной системы, вместе взятых. Его диаметр в 109 раз больше диаметра Земли. Сила притяжения Солнца — гравитация — действует на все тела Солнечной системы, заставляя их обращаться вокруг него по своим орбитам.
    Орбита (от лат. «орбита» — колея) — это путь, по которому движется любое естественное или искусственное небесное тело.
    В состав Солнечной системы входят восемь планет. Они делятся на планеты земной группы (Меркурий, Венера, Земля, Марс) и планеты-гиг анты (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун).
    Планеты земной группы. Все четыре планеты земной группы расположены близко от Солнца. Они невелики по размерам, состоят из плотных горных пород и медленно вращаются вокруг своей оси. У них мало спутников или нет вообще: например, у Земли — один (Луна), у Марса — два, у Меркурия и Венеры ни одного. Эти планеты не имеют колец.

    1. Схема строения Солнечной системы. 2. Солнце. Фотография сделана с помощью специальных светофильтров. 3. Меркурий. 4. Венера.

    Первая планета Солнечной системы — Меркурий. Находясь ближе других планет к Солнцу, он обращается вокруг него за самое короткое время. Год на Меркурии, т. е. один оборот планеты вокруг Солнца, равен 88 земным суткам.
    Солнце так сильно нагревает эту маленькую планету, что дневная температура на её поверхности достигает +430 °С. Зато ночью падает до -170 °С. В таких условиях существование живых организмов исключено. На Меркурии есть такие глубокие кратеры, что солнечный свет никогда не достаёт до их дна. Там всегда очень холодно.
    По объёму он гораздо меньше, чем наша Земля: из земного шара можно выкроить 20 таких планет, как Меркурий.
    Венера — вторая от Солнца планета. По размерам она как наша Земля. Планету окружает мощный слой атмосферы из углекислого газа. Эта плотная газовая оболочка пропускает солнечные лучи и удерживает тепло, словно плёнка в парнике, не выпуская его в космическое пространство. Поэтому средняя температура в приповерхностном слое атмосферы Венеры составляет около 470 °С.
    Атмосфера давит на поверхность Венеры с огромной силой, почти в 100 раз большей, чем атмосфера Земли.
    Земля — третья от Солнца планета, единственная в Солнечной системе, на которой есть условия, благоприятные для существования жизни: наличие атмосферы, содержащей кислород; температура, необходимая для развития живых организмов; защитный озоновый слой в атмосфере; вода в жидком состоянии, углерод.
    Четвёртая планета земной группы — Марс. Его масса в 9,3 раза меньше массы Земли. У него есть два спутника.
    Поверхность Марса имеет оттенок цвета ржавчины, потому что в его грунте содержится много оксида железа. Марсианский ландшафт напоминает бледно-оранжевые дюны в пустыне, усеянные камнями.
    Над планетой часто проносятся мощные бури. Они вздымают столько ржавой пыли, что небо становится красным. В безветренную погоду оно розоватого цвета.
    Как и у нас, на Марсе чередуются времена года, происходит смена дня и ночи. Марсианский год в два раза длиннее земного.
    У Красной планеты, как её называют учёные, тоже есть атмосфера, но не такая плотная, как у Земли или Венеры.
    Планеты-гиганты. Планеты-гиганты (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун) расположены значительно дальше от Солнца, чем планеты земной группы. Самая далёкая из них — Нептун: пока он совершит оборот вокруг Солнца, на Земле пройдёт 165 лет. Эти планеты ещё называют газовыми гигантами, из-за того что они почти полностью состоят из газа и отличаются громадными размерами. Например, радиус Нептуна составляет приблизительно четыре земных радиуса, Сатурна — девять, а Юпитера — одиннадцать. Атмосфера планет-гигантов состоит в основном из водорода и гелия.
    Газовые гиганты вращаются вокруг своей оси гораздо быстрее, чем планеты земной группы. (Обратите внимание на употребление терминов «вращение» и «обращение».) Если Земля совершает полный оборот вокруг своей оси почти за 24 часа, то Юпитер — за 10 часов, Уран — за 18, а Нептун — за 16.
    Ещё одним отличительным признаком планет этой группы является наличие у них множества спутников. У Юпитера, например, учёные насчитали их 60. Притяжение этого колосса так велико, что он, словно громадный пылесос, притягивает к себе весь космический мусор: обломки камней, льда и пыли, которые образуют кольца. Они обращаются вокруг планеты и есть у каждого газового гиганта. При наблюдении в телеском особенно хорошо видно яркое светящееся кольцо у Сатурна.

    1. Первые фотоснимки поверхности Марса были получены с американской автоматической станции «Викинг» в 1976 году. 2. Юпитер. 3. Сатурн. 4. Уран. 5. Нептун.

    Малые тела Солнечной системы. В состав Солнечной системы кроме планет и их спутников входит большое количество малых планет — астероидов (от греч. «астер» — звезда), что в переводе на русский язык означает «звездоподобные».
    Большинство из них обращаются вокруг Солнца и образуют пояс астероидов, расположенный между орбитами Марса и Юпитера. Как предполагают астрономы, это осколки разрушившейся планеты или строительный материал для так и не сформировавшегося небесного тела. У астероидов нет чётко обрисованной формы, они представляют собой каменные глыбы, иногда с металлом.
    Встречаются в Солнечной системе и метеорные тела — обломки пород разных размеров. Врываясь в атмосферу Земли, они сильно раскаляются в результате трения о воздух и сгорают, прочерчивая при этом на небе яркий штрих, — это метеоры (в переводе с греческого — парящий в воздухе). Обломки метеорного тела, которые не сгорели в атмосфере и достигли поверхности Земли, называют метеоритами. Масса метеорита может колебаться от нескольких граммов до нескольких тонн. Один из самых крупных — Тунгусский метеорит в начале прошлого столетия упал на территорию нашей страны в центре Сибири.
    В состав Солнечной системы входят также кометы (от греч. «кометес» — длинноволосый). Они обращаются вокруг Солнца по сильно вытянутым орбитам. Чем ближе комета к Солнцу, тем выше скорость её движения. У неё имеется ядро, которое состоит из замёрзших газов или космической пыли. При приближении к Солнцу вещество ядра испаряется, начинает светиться, и тогда у «космической странницы» становятся видны «голова» и «хвост». Самая известная из них — комета Галлёя — каждые 76 лет приближается к Земле. В древности её приближение вызывало у людей суеверный ужас. Сегодня учёные всего мира с интересом изучают это удивительное астрономическое явление.

    1. Астероид Ида. 2. Метеор в небе. 3. Метеорит «Луженьга», найденный в 30 км юго-западнее города Великий Устюг. 4. Комета Галлея пролетела над Землёй в 1985 году. В следующий раз её можно будет увидеть в 2061 году.

    С помощью радиотелескопов, специальных фотоаппаратов, снабжённых светофильтрами, астрономы получают новые сведения о Солнце, планетах Солнечной системы, астероидах и других космических телах.

    Вопросы и задания

    Сколько планет движется вокруг Солнца? Назовите их. Какая из планет Солнечной системы самая «горячая»? Какую из них учёные называют Красной планетой?
    Знаете ли вы, что означает выражение «звезда упала»? Приходилось ли вам когда-нибудь видеть падающие звёзды? Каково их научное название?
    Пользуясь текстом, выпишите как можно больше слов, соответствующих следующим понятиям: а) планета, б) космические тела, в) Солнечная система. Объясните, что объединяет найденные вами слова.
    Прочитайте текст ещё раз, найдите и выпишите названия самой близкой и самой далёкой от Солнца планеты. К каким группам планет Солнечной системы они относятся? Подумайте и объясните, по каким признакам планеты Солнечной системы разделили на группы.
    Как вы считаете, что заставляет тела Солнечной системы обращаться вокруг Солнца?
    Найдите в тексте основные отличия планет земной группы от планет-гигантов. Перечертите таблицу в тетрадь и заполните её.
    Отличительные особенности планет земной группы от планет-гигантов

    Представьте, что вы космонавт и должны полететь в составе научной экспедиции на Марс. Какой скафандр (или робот) вам потребуется для работы на поверхности планеты? Придумайте его форму, устройство и цвет. Нарисуйте в тетради и подготовьте рассказ.

    Для любознательных

    Юпитер — первый по величине газовый гигант среди планет Солнечной системы. Вся его поверхность — безбрежный океан жидкого водорода. Он в 2,5 раза тяжелее всех остальных планет Солнечной системы, вместе взятых, а его радиус в 11 раз больше радиуса Земли. У него более 60 спутников и несколько колец. В огромной атмосфере Юпитера бушуют ураганы; их скорость превышает 100 м/с. На поверхности Юпитера телескопы зафиксировали гигантское Красное пятно размером с нашу Землю, которое является атмосферным вихрем.
    Солнце — ближайшая к нам звезда. По размерам оно так велико, что могло бы вместить более миллиона таких планет, как Земля. Луч света от Солнца до Земли доходит за 8 минут. Вторая ближайшая к Земле звезда — Проксима Центавра.
    Венера вращается вокруг своей оси не с запада на восток, как большинство планет Солнечной системы, а в обратную сторону. На Венере сутки, т. е. один оборот планеты вокруг своей оси, составляют около 243 земных суток. Она — самый яркий объект на небе после Солнца и Луны. Венеру обычно видно вечером после захода Солнца или утром перед восходом Солнца на фоне зари.

    1. Сравнительные характеристики планет Солнечной системы. 2. Ближайшие спутники Юпитера. 3. Химический состав атмосферы Юпитера (диаграмма).

    Уран — единственная из всех планет Солнечной системы, которая вращается вокруг своей оси, «лёжа на боку». Учёные считают, что он «повалился на бок» в результате столкновения с крупным космическим телом миллионы лет назад. Как и Венера, Уран вращается вокруг своей оси против часовой стрелки.
    Продолжительность одного года на планете Нептун — 164,8 земных лет, а на Меркурии — 88 земных суток.
    Меркурий — самая близкая к Солнцу планета. Из-за незначительного наклонения оси к плоскости его орбиты заметных сезонных изменений на этой планете нет. Нет у Меркурия и спутников.
    Меркурий — маленькая планета. Его масса составляет двадцатую часть массы Земли, а диаметр почти в 2,5 раза меньше земного.
    Для наблюдений с Земли Меркурий — трудный объект, так как его видно лишь на фоне вечерней или утренней зари низко над горизонтом, а кроме того, в эту пору наблюдатель видит освещенной только половину его диска.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *