Что такое сословие определение по истории 6 класс?

14 ответов на вопрос “Что такое сословие определение по истории 6 класс?”

  1. golfinch Ответить

    Смотреть что такое “СОСЛОВИЕ” в других словарях:

    сословие — сословие … Орфографический словарь-справочник
    СОСЛОВИЕ — К числу книжных славянизмов, вошедших в активный состав русского литературного языка в период так называемого «втор ого южнославянского влияния» (XIV XVI вв.), относится слово сословие. А. Г. Преображенский думал, что оно представляет собою,… … История слов
    сословие — Звание, состояние, разряд, гильдия, каста, класс, корпорация, секта, цех. Он из простого звания. .. Ср … Словарь синонимов
    СОСЛОВИЕ — СОСЛОВИЕ, социальная группа многих докапиталистических обществ, обладающая закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной организации общества, обычно включающей несколько сословий,… … Современная энциклопедия
    СОСЛОВИЕ — СОСЛОВИЕ, сословия, ср. 1. Сложившаяся на основе классовых отношений феодализма общественная группа, классовая организация с закрепленными законом наследственными правами и обязанностями (ист., дорев., загр.). «Значение каждого лица в государстве … Толковый словарь Ушакова
    Сословие — СОСЛОВИЕ, социальная группа многих докапиталистических обществ, обладающая закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной организации общества, обычно включающей несколько сословий,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
    Сословие — социальная группа, обладающая закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной организации, обычно включающей несколько сословий, характерна иерархия, выраженная в неравенстве их положения и… … Политология. Словарь.
    СОСЛОВИЕ — в истории феодальной Европы социальная группа, обладающая закрепленными в законе или обычае и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной организации характерна иерархия. В России со второй половины XVIII в. утвердилось… … Юридический словарь
    СОСЛОВИЕ — понятие для обозначения социальных групп (общностей), главным отличительным признаком которых выступают фиксируемые в обычаях и законах обязанности и права, передаваемые по наследству. С. являлись центральным элементом моделей социальной… … Новейший философский словарь
    СОСЛОВИЕ — СОСЛОВИЕ, я, ср. 1. Сложившаяся на основе феодальных отношений общественная группа со своими наследственными правами и обязанностями, закреплёнными обычаями или законами. Податные сословия (в России до середины 19 в.: крестьяне, мещане).… … Толковый словарь Ожегова

  2. asddsa96 Ответить

    Смотреть что такое “Сословие” в других словарях:

    сословие — сословие … Орфографический словарь-справочник
    СОСЛОВИЕ — К числу книжных славянизмов, вошедших в активный состав русского литературного языка в период так называемого «втор ого южнославянского влияния» (XIV XVI вв.), относится слово сословие. А. Г. Преображенский думал, что оно представляет собою,… … История слов
    сословие — Звание, состояние, разряд, гильдия, каста, класс, корпорация, секта, цех. Он из простого звания. .. Ср … Словарь синонимов
    СОСЛОВИЕ — СОСЛОВИЕ, социальная группа многих докапиталистических обществ, обладающая закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной организации общества, обычно включающей несколько сословий,… … Современная энциклопедия
    СОСЛОВИЕ — СОСЛОВИЕ, сословия, ср. 1. Сложившаяся на основе классовых отношений феодализма общественная группа, классовая организация с закрепленными законом наследственными правами и обязанностями (ист., дорев., загр.). «Значение каждого лица в государстве … Толковый словарь Ушакова
    Сословие — СОСЛОВИЕ, социальная группа многих докапиталистических обществ, обладающая закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной организации общества, обычно включающей несколько сословий,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
    СОСЛОВИЕ — социальная группа, обладающая закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной организации, обычно включающей несколько сословий, характерна иерархия, выраженная в неравенстве их положения и… … Большой Энциклопедический словарь
    СОСЛОВИЕ — в истории феодальной Европы социальная группа, обладающая закрепленными в законе или обычае и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной организации характерна иерархия. В России со второй половины XVIII в. утвердилось… … Юридический словарь
    СОСЛОВИЕ — понятие для обозначения социальных групп (общностей), главным отличительным признаком которых выступают фиксируемые в обычаях и законах обязанности и права, передаваемые по наследству. С. являлись центральным элементом моделей социальной… … Новейший философский словарь
    СОСЛОВИЕ — СОСЛОВИЕ, я, ср. 1. Сложившаяся на основе феодальных отношений общественная группа со своими наследственными правами и обязанностями, закреплёнными обычаями или законами. Податные сословия (в России до середины 19 в.: крестьяне, мещане).… … Толковый словарь Ожегова

  3. NeviDim Ответить

    СОСЛОВИЕ

    одна из форм юридического закрепления классовых различий, возникшая еще в рабовладельческом обществе и получившая наибольшее развитие при феодализме. Как указывал В. И. Ленин, «…в рабском и феодальном обществе различие классов фиксировалось и в сословном делении населения, сопровождалось установлением особого юридического места в государстве для каждого класса. Поэтому классы рабского и феодального (а также крепостного) общества были также и особыми сословиями» (Соч., т. 6, стр. 97). Вместе с тем различие между классами и С, как подчеркивал В. И. Ленин, состоит в том, что классы отличаются один от другого не юридическим:; привилегиями, а фактическими условиями.
    Сословное деление общества основано на классовом делении. Но сословная принадлежность не совпадает полностью с классовой принадлежностью.
    Классы, как определяет В. И. Ленин, это – «…большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы, это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства» (Соч., т. 29, стр. 388). Классы отличаются друг от друга по экономическим признакам. Сословное деление общества выражается в том, что эти экономические отличия закрепляются юридически, причем юридические признаки не совпадают полностью с экономическими. Так, напр., во Франции накануне буржуазной революции конца 18 в. сохранилось деление на три сословия – духовенство, дворянство и третье сословие. К последнему же причислялась буржуазия (крупная и мелкая), крестьянство и незначительная часть рабочих. В царской России рабочие причислялись к мещанам наряду с ремесленниками и купцами. Поэтому С. – это такие группы людей, за которыми государство закрепляет не только различие в их классовом положении, но и ряд других особенностей их общественного положения.
    Сословное деление общества прежде всего характеризуется тем, что за господствующими классами (в рабовладельческом и феодальном обществах) юридически закрепляются определенные привилегии, а за угнетенными классами самые обременительные повинности. Таковы, напр., различия между патрициями и плебеями в рабовладельческом Риме в древнейший период его истории (6–4 вв. до н. э.), между сенаторами, всадниками и низшими слоями населения в том же государстве в императорскую эпоху; различия между духовенством, дворянством, с одной стороны, и крестьянами, ремесленниками и купцами – с другой, в средневековой Западной Европе, в славянских феодальных государствах и в России, где низшие сословия объединялись наименованием «подлых».
    Аналогичное разделение на С. встречается и а феодальных государствах Востока. Так, в Казахстане к числу привилегированных групп относились ханы, бии, в странах Средней Азии – баи, на Кавказе – беки, в Турции – янычары и сипахи, причем к числу привилегированных сословий принадлежало и мусульманское духовенство. В Китае в феодальную эпоху класс феодалов-помещиков состоял из маньчжурского наследственного дворянства, военно-феодальной знати, крупных и средних чиновников, духовенства и т. п. В Японии господствующие классы при феодализме состояли из даймиме (владетельных князей), самураев (военнослужилой группы), синтоистского и буддийского духовенства и чиновничества.
    Основой привилегированного положения всех высших сословий при феодальном строе была феодальная собственность и владение землей. Что касается рабовладельческого общества, то и там первоначально крупная собственность на землю была основой для сословных привилегий, но впоследствии (напр., в Риме в императорскую эпоху) этой основой стал имущественный ценз.
    Другой характерной чертой сословного деления общества является замкнутость С, выражающаяся в том, что государство в интересах сохранения незыблемости и «чистоты» господствующих сословий всеми мерами препятствует проникновению членов низших сословий в высшие. Наиболее резкое выражение такой замкнутости обнаруживается в кастах (замкнутых социальных группах, объединенных определенными занятиями и представлением об общем происхождении).
    Третьим признаком С. является передача сословной принадлежности по наследству.
    В России С. были окончательно оформлены при Екатерине II изданием Жалованной грамоты городам (см.). К привилегированным С. относились дворянство и духовенство. Остальные делились на мещан (городских людей) и крестьян. Это деление просуществовало до 1917 г.
    Только Великая Октябрьская социалистическая революция до конца последовательно и решительно покончила с делением общества на С, как одним из феодальных учреждений. По декрету «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» 23 ноября 1917 г. были упразднены все С. и сословные деления, привилегии и ограничения, организации и учреждения, гражданские чины, звания и титулы.

  4. se379 Ответить

    СОСЛОВИЯ

    в докапиталистич. обществ.-экономич. формациях социально- правовые группы, каждая из к-рых отличалась своим юридич. положением, определенными правами и обязанностями в обществе; в развитом, сложившемся виде С. характеризовались наследственностью и относит. замкнутостью.
    Господство в докапиталистич. обществах внеэкономического принуждения предопределяло открытое признание различия обязанностей и прав разных классов и слоев общества. Социальная структура докапиталистич. обществ характеризовалась значит. сложностью, в них существовала целая лестница обществ. положений, клас. деление было “затемнено”, осложнено сословным, классы и С. не полностью совпадали друг с другом. Число и характер С. были обусловлены, во-первых, формой и степенью внеэкономич. принуждения, осуществляемого по отношению к угнетенным слоям населения, и, во-вторых, разделением функций внутри господств. класса. Наиболее отчетливо клас. основа деления на С. проявлялась в разграничении С. на высшие, привилегированные, и низшие. Деление на С. осложнялось иногда делением по профессиональным, этнич., религ. и др. признакам. Понятия “С.” и “класс” (в совр. их понимании) совпадали в тех случаях, когда имело место совпадение юридич. статуса определенной социальной группы и ее фактич. социально-экономич. положения в системе производств. связей, напр. понятия “С. рабов” и “класс рабов” для нек-рых периодов истории античных обществ (хотя формально рабы стояли вне публично признанного сословного строя), “С. крестьянства” и “класс крестьянства” на определенных стадиях развития феод. общества. С. могло охватывать лишь часть класса. Так, в средние века светские феодалы в Зап. Европе постепенно консолидировались в одно С. дворянства, тогда как высшее и ср. духовенство, представлявшее часть феодалов (не только по источникам доходов, но и по происхождению) составляло основу другого господств. С. – духовенства. Наконец, С. могло охватывать социальные группы, весьма отличные друг от друга (напр., третье сословие в средневековой Франции).
    С. зарождаются вместе с кристаллизацией клас. строя. В начале формирования С. переход из одного С. в другое формально не исключался. Замкнутость С. становится важным их признаком лишь после окончат, оформления состава господств, класса. Она обосновывается и теоретически (учение Платона о трех С. – философов, воинов и работников, Фомы Аквинского – о неизменности С. как их важном признаке). Одним из средств обеспечения относит. замкнутости С. служила наследственность привилегий и обязанностей. Однако полностью “закрытых”, замкнутых С. не существовало, хотя здесь были различия, зависевшие и от характера С. (в рамках привилегированных С. замкнутость была больше, в рамках низших – слабее), и от экономич. условий, и от стадий развития общества (значит. возрастание подвижности С. к концу существования формации).
    Сословное право было внешне безразлично к имуществ. положению членов общества (хотя в нек-рых обществах имуществ. принцип при делении на С. был отчетливо выражен, в связи с чем имела место известная изменчивость сословной структуры в зависимости от имуществ. положения – имуществ. ценз для ряда С. Др. Рима, причисление в ср.-век. Англии к рыцарям всякого обладавшего годовым доходом в 20 ф. ст. и более). С. не оставались неизменными, изменялись и сами критерии их формирования (по принципу происхождения, по занимаемому положению в гос-ве).
    Между С. шла борьба, к-рая была явной или скрытой клас. борьбой в тех случаях, когда борющиеся С. принадлежали к разным классам. Но часто борьба шла и между С. внутри одного класса – в защиту сословных интересов (к-рые отодвигались на второй план, когда возникала угроза общим интересам господств, класса).
    Консолидация С., т. е. превращение их в социальные группы с равными правами (уничтожение многочисл. существовавших ранее внутри С. юридич. категорий и групп), превращение их в социальные группы, осознающие свое единство, закрепленное в общегос. масштабе, – явление относительно позднее и для рабовладельч., и для феод. строя. Диалектика развития заключалась в том, что одновременно и параллельно с окончат. консолидацией С. на поздней стадии существования формации идет постепенный (и скрытый за сословным делением) процесс фактич. разложения старых С. Происходит все более интенсивное изменение состава каждого С. на базе изменения имуществ. и др. положения отдельных лиц и групп (предоставление части рабов известной фикции правоспособности, возникновение рабов-торговцев и владельцев мастерских; “обуржуазивание” части дворянства и др.), а затем исчезновение старых С. или вообще ликвидация сословного строя (с ликвидацией феодализма). Разложение феод. и рождение новых, бурж. отношений сопровождалось ликвидацией замкнутости С., под юридич. оболочкой старого сословного деления фактически формировались новые классы. Сохранение сословных перегородок консервировало социальную структуру и тормозило дальнейшее формирование новых социальных групп (уже на основе не правовых, а чисто экономич. и имуществ. критериев, что характерно для бурж. общества, где клас. деление выступает обнаженно). Бурж. революции с большей или меньшей последовательностью ликвидировали сословный строй. Социалистич. революции ликвидируют его без остатка.
    Конкретная история С. по отдельным ист. периодам и отдельным странам и регионам изучена неравномерно. Много неясных и спорных вопросов в истории С. в древности. Так, сов. античники дискутируют вопрос о том, являлись ли С. рабы, можно ли считать С. афин. метеков или рим. вольноотпущенников, вопрос о понятии “класс – сословие” применительно к древности, и др. Наиболее четко сословное деление прослеживается для императорского Рима, где официально были признаны С.: сенаторов (ordo senatorium), всадников (ordo equester – до 4 в.), декурионов (ordo decurionum), или куриалов.
    Сословный строй нашел наиболее законченное выражение в странах ср.-век. Зап. Европы. Сословное деление пронизывало все стороны жизни ср.-век. общества (сословное право, сословный суд, сословный принцип формирования органов сооловно-представительных учреждений в сословных монархиях, сословная мораль и т. д.), будучи одним из выражений характерной для средневековья корпоративности обществ. строя. “Классич.” выражение С. получили в стране “классич.” феодализма – Франции (два привилегированных неподатных или пользовавшихся податными льготами С. – духовенство (первое С.) и дворянство (второе С.) – и непривилегированное, податное, третье сословие). Достигнув полного юридич. завершения к концу 13 в., сословный строй был уничтожен здесь в ходе Вел. франц. революции. Своеобразная политич. структура ср.-век. Германии нашла отражение в возникновении здесь (в качестве официально признанных) 2 групп С. – “имперских С.” (представленных в рейхстаге) и “земских С.” (представленных в ландтагах). Первые были упразднены в 1806, вторые в ряде случаев даже официально – только в 1918. Своеобразием отличалось сословное деление в Швеции, где в качестве официально признанного и представленного в сословно-представительном учреждении – риксдаге – выступало С. свободного крестьянства (четвертое С.).
    В России зарождение С. относится к периоду складывания феод. общества в Киевской Руси (10-11 вв.). Характерными для этого этапа были: сравнительная многочисленность и пестрота сословных групп, значительная их неустойчивость и наличие многих промежуточных слоев, выделение сословных групп по происхождению (в особенности для зависимых и промежуточных слоев) или по функциональному положению в гос-ве (прежде всего для привилегиров. групп). В эпоху феод. раздробленности внутри отд. княжений и земель С. приобрели относительно зрелый характер. Первый этап консолидации С. в общерус. масштабе относится к эпохе образования и развития Русского централизованного государства в форме сословно-представительной монархии. Специфич. чертами этого периода истории С. были: относительная незамкнутость привилегированных С. (прежде всего в связи с постоянными процессами феодализации на вновь колонизуемых территориях), известное отставание юридич. оформления С. от реальных социальных и правовых отношений, сохранение (но в значительно меньшей, чем ранее, мере) относительной дробности сословного деления непривилегиров. населения (крестьянства, холопства, посадских людей). Ведущей тенденцией было стирание юридич. перегородок внутри каждого из главных антагонистич. классов – феодалов и крестьян. Завершение консолидации С. произошло в эпоху абсолютизма. В юридич. плане четко фиксируются права и обязанности привилегированных (“неподатных”) и непривилегированных (“податных”) С. (реформы Петра I и Екатерины II; см. Жалованная грамота дворянству 1785; Жалованная грамота городам 1785). К первым принадлежали: духовенство, дворянство, гильдейское купечество, ко вторым – мещане, крестьянство. Крепостнич. характер реформ 60-70-х гг. 19 в., сохранение помещичьего землевладения и царского самодержавия обусловили и сохранение в значит. мере сословного строя в стране вплоть до Вел. Окт. социалистич. революции. Окончат. отмена С. была произведена декретом от 10(23) нояб. 1917 “Об уничтожении сословий и гражданских чинов”.
    Подробная разработка вопроса о С. на Руси была дана родоначальниками государственной школы – К. Д. Кавелиным и особенно Б. Н. Чичериным, наиболее четко сформулировавшим теорию “закрепощения” и “раскрепощения” С. гос-вом, а также близким к этой школе С. М. Соловьевым. Возникновение С. представители этой школы относили к т. н. гос. периоду рус. истории (окон. 15 в.), характерными их особенностями (принципиально отличавшими С. в России от С. в Зап. Европе) считали слабость и искусственность рус. С., а их возникновение объясняли разумом и творческой волей самодержавия, к-рое сообразно военным, фискальным и адм. нуждам гос-ва в 16-17 вв. провело “закрепощение” всех С. (начиная со служилого и кончая крестьянством и горожанами). С 18 в. началось (в том же порядке) “раскрепощение” С., завершившееся реформами 60-70-х гг. 19 в. Позднее по ряду проблем были внесены нек-рые уточнения и дополнения (А. Е. Пресняков отмечал, напр., наличие нек-рых сословных групп уже в эпоху Киевской Руси). Однако несмотря на это, теория гос. школы в главных своих положениях оставалась почти безраздельно господствующей в дореволюц. науке. Крайнее развитие она получила у П. Н. Милюкова. Особой была концепция Н. П. Павлова-Сильванского, к-рый доказывал фактич. тождество происхождения и положения С. на Руси и в Зап. Европе (и в период сословно-представительной монархии, и при абсолютизме, к-рый он датировал 1565-1861). В. О. Ключевский подчеркивал как сходство, так и различие С. на Западе и в России (в частности, отмечал, что в России сословное деление отличалось большей подвижностью, изменчивостью), происхождение С. связывал как с политич., так и с экономич. факторами.
    В сов. ист. науке проблема С. получает принципиально иное решение в соответствии с марксистско-ленинской теорией и на базе общего изучения развития феодализма на Руси (работы Б. Д. Грекова, M. Н. Тихомирова, П. П. Смирнова, С. В. Юшкова, Н. М. Дружинина, Л. В. Черепнина и др.). Однако многие конкретные вопросы еще мало разработаны. Спорными вопросами С. в сов. историографии являются: время возникновения С. и особенности их раннего развития; роль и особенности эволюции С. гор. населения; характер и роль различных С. в системе Рус. централизованного гос-ва; характер взаимоотношений С. и гос-ва в эпоху абсолютизма.
    В странах Востока, по-видимому, отсутствовало четкое юридич. оформление С., а при фактически сложившемся сословном делении обнаруживается значит. подвижность сословных градаций. В ряде стран Бл. и Ср. Востока ср.-век. авторы отмечают наличие следующих групп населения (юридически зафиксированные права и обязанности к-рых в ряде случаев прослеживаются и в законодательстве): “люди меча” (военные), “люди пера” (чиновные лица разных рангов), улеми (люди духовных званий), кади, или “люди закона” (законоведы; наследование их прав не имело четкой юридич. фиксации, однако фактически корпоративность существовала); податные С. – райяти – зависимые крестьяне, имевшие зафиксированный законом юридич. статус (“сын райята является райятом”); горожане, иногда также причислявшиеся к райятам (Иран); рабы. Одним из показателей полноправности в этих странах, где действовало мусульм. право, считалась принадлежность к исламу (все мусульмане рассматривались как равные перед законом). Своеобразие сословно-клас. структуры Др. Индии отразилось в известной степени в иерархии варн, ср.-век. Индии – в иерархии каст. В связи с особой ролью в системе обществ. отношений мн. стран Востока гос-ва и гос. принуждения находится специфика формирования в этих странах привилегированного слоя (прежде всего по месту, занимаемому в гос. аппарате, а не по происхождению, не по “родовитости”). Характерна в этом отношении роль бюрократии в Др. и ср.-век. Китае, где она была одним из самых могуществ. С. (хотя система гос. экзаменов на замещение адм. должностей приводила к постоянному обновлению ее состава, осн. кадры чиновной бюрократии черпались из класса крупных феод. землевладельцев). Лит.: Ленин В. И., Агр. программа русской социал-демократии, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 6 (т. 6); Зельин К. К., Принципы морфологич. классификации форм зависимости, “ВДИ”, 1967, No 2; Барг M. A., Бурж. историография о социальной структуре средневекового об-ва, “ВИ”, 1966, No 12; Касты в Индии. Сб. ст., М., 1965; Ключевский В. О., История сословий в России, в его кн.: Соч., т. 6, М., 1959; Herrnstadt R., Die Entdeckung der Klassen…, В., 1965; Fahlbeck P., Die Klassen und die Gesellschaft, Jena, 1922; Hintze О., Typologie der st?ndischen Verfassungen des Abendlandes, “HZ”, 1929, Bd 141, H. 2; К?bler В., Ordo, PWK, Hlbd 35, Stuttg., 1939; Heck Ph., Beitr?ge zur Geschichte der St?nde im Mittelalter, Bd 1-2, Halle, 1900-05; Heck Ph., La soci?t? d´ancien r?gime. Organisation et repr?sentation corporatives, P. – Louvain, 1943; Unger F. W., Geschichte der deutschen Landst?nde, Tl 1-2, Hannover, 1884; Zimmerman К., Die st?ndische Idee in der katholischen Sozialphilosophie, K?ln, 1928 (Diss.); Bloch M., La soci?t? f?odale. Les classes et le gouvernement des Hommes, P., 1940. См. также лит. при статьях об отдельных сословиях.
    И. Я. Лернер, В. Д. Назаров (С. в России), А. С. Твеританова (С. в странах Востока). Москва.

  5. foorios Ответить





    Словарь по истории Средних веков (6 класс)
    Понятия
    · Средние века – период всемирной истории (сер. V – сер. XV вв.), который изучает феодальное общество; называется так потому что лежит по середине между эпохами Древнего мира и Новой истории.
    · Великое переселение народов – эпоха массовых перемещений племен, приведших к гибели Западной Римской империи. С к. IV века от набегов на Римскую империю германцы перешли к завоеванию. Желая захватить плодородные земли и военную добычу, они целыми племенами снимались с родных мест и отправлялись в далёкие походы. Толчком к переселению послужило вторжение гуннов. К н. VI в. германские племена расселились на всей территории Западной Римской империи:
    – вандалы – в Северной Африке;
    – вестготы – в Испании;
    – остготы – в Италии;
    – франки – в Галлии;
    – англы и саксы – в Британии.
    · Государство – особая организация общества, занимающая определенную территорию и возглавляемая царем, имеющая войско, казну и законы.
    · Франки – германские племена, жившие до Великого переселения народов в нижнем течении реки Рейн.
    · Замок – укреплённое жилище феодала.
    · Рыцарь – конный воин, владелец бенефициария.
    · Турнир – военные состязания рыцарей в силе и ловкости.
    · Орден – союз рыцарей.
    · Феодал – владелец феода.
    · Феод – участок земли, который давался за службу временно, затем стал передаваться по наследству.
    · Феодальное поместье – большое хозяйство феодала, в котором работали зависимые крестьяне (передавалось по наследству). Русский термин – вотчина.

    · Повинности – принудительные обязанности крестьян.
    · Налог – плата населения в казну государства.
    · Оброк – плата крестьян феодалу частью урожая и приплода скота за пользование его землей.
    · Барщина – работа крестьян в хозяйстве феодала.
    · Десятина – налог, плата крестьян церкви десятой части урожая или приплода скота.
    · Король – верховный правитель государства.
    · Междоусобные войны – войны между феодалами.
    · Дружина – постоянное войско при короле.
    · Император – правитель империи.
    · Империя – государство, в состав которого входят завоёванные территории.
    · Сеньор – старший; сюзерен.
    · Вассал – военный слуга.
    · Натуральное хозяйство – хозяйство, при котором всё необходимое производилось не на продажу, а для собственного потребления.
    · Икона – живописное изображение Бога, Богоматери, «святых» и сцен из «священных» книг.
    · Мозаика – картина из цветных стекол и камушков.
    · Город – укрепленное поселение.
    · Товар – продукт труда, созданный для продажи или обмена.
    · Мастер – хозяин ремесленной мастерской.
    · Подмастерье – главный помощник мастера в мастерской, получал за свой труд заработную плату; мог сам стать мастером, если изготавливал шедевр.
    · Цех – союз ремесленников одной специальности, проживали в одном городе.
    · Ярмарка – ежегодные торги, в которых принимали участие купцы из разных стран.

    · Купец – торговый человек.
    · Монастырь – поселение монахов.
    · Монахи – христиане, уединившиеся для молитвы и служения Богу сначала в лесах и пустошах, потом в монастырях.
    · Римский Папа – глава католической церкви (в Западной Европе), епископ Рима, считался приёмником апостола Петра, ближайшего ученика Христа.
    · Духовенство – служители церкви.
    · Католическая церковь – всемирная церковь с 1054 года (в странах Западной Европы).
    · Православная церковь – истинная церковь с 1054 года (в Византии, в России).
    · Патриарх – глава православной церкви.
    · Индульгенция – грамота о прощении грехов.
    · Инквизиция – специальный церковный орган дознания и суда.
    · Еретик – отступник от веры.
    · Крестовые походы – походы (1096 – 1270 гг.) на Ближний Восток, организованные католической церковью и феодалами. Захватнические цели прикрывались религиозными лозунгами борьбы против «неверных». Всего было 8 походов.
    · Ислам – одна из мировых религий – вера в Бога Аллаха.
    · Мусульмане – все те, кто принимал ислам.
    · Коран – священная книга мусульман.
    · Халиф – глава арабского государства.
    · Мечеть – мусульманский храм.
    · Сословия – это большие группы людей, за которыми закреплены определенные права и обязанности, передающиеся по наследству.
    · Сословная монархия – государство, в котором власть монарха опиралась на собрание представителей сословий.

    · Парламент – собрание представителей сословий в Англии.
    · Генеральные Штаты – сословно-представительный орган во Франции.
    · Жакерия – мощное народное восстание во Франции в 1358 году, во главе которого стоял Гильом Каль.
    · Университет – высшая школа.
    · Норманны – северные германцы, предки современных норвежцев, шведов, исландцев, датчан. На Руси были известны как варяги.
    · Викинги – возглавляли военные походы норманнов.
    · Феодальная раздробленность – распад государства на самостоятельные феоды-государства.
    · Централизованное государство – единое государство с сильной властью короля.
    Имена
    · Хлодвиг – вождь племени франков; вV веке создал государство франков и стал королём. Из династии Меровингов.
    · Карл Великий – король франков, совершил около 50 военных походов, в 800 году принял титул «императора». Династия Каролингов.
    · Мухаммед – житель Мекки, в 610 году выступил с проповедью новой религии – исламом, основатель религии.
    · Юстиниан I – император Византии. При нём христианство стало официальной религией. Вёл успешную внешнюю политику.
    · Бируни – арабский астроном, учёный.
    · Ибн Сина (Авиценна) – арабский врачеватель, свел воедино опыт античных, индийских и среднеазиатских медиков.
    · Григорий VII – Папа Римский, избранный в 1073 году (до 1085 года), стремился подчинить всех светских государей своей власти.
    · Генрих VII Тюдор – основатель династии Тюдоров в Англии. Положил конец войне Алой и Белой розы. Его поддержали мелкие и средние феодалы, богатые горожане. Усилил королевскую власть.

    · Фридрих I Барбаросса – воинственный император Германии, по прозвищу Рыжебородый, возглавил 3-ий поход крестоносцев на Восток (гг.)
    · Ричард I (по прозвищу Львиное сердце) – король Англии из династии Плантагенетов (гг). Типичный средневековый рыцарь. «Всех хотел превзойти славой». Вёл войны, участвовал в Третьем крестовом походе в гг на Восток. На обратном пути попал в плен. Был освобождён за выкуп. Продолжал воевать, пока не был убит.
    · Филипп IV Красивый – (гг.), король Франции с 1285 года. В 1302 году впервые созвал Генеральные штаты. В 1312г. при содействии папы римского упразднил орден тамплиеров.
    · Вильгельм Завоеватель – герцог Нормандии, который, пользуясь прекращением старой династии в Англии, при поддержке папы римского и многих рыцарей во Франции в 1066 году завоевал Англию.
    · Робин Гуд – любимый герой английских баллад, мужественный и верный друг угнетенных, непримиримый враг богачей; разбойник, жил в лесу.
    · Жанна д′Арк – крестьянская девушка, народная французская героиня, которая во время Столетней войны организовала патриотов Франции на борьбу с англичанами.(1гг. – время ее действий)
    · Уотт Тайлер – предводитель восстания крестьян в Англии в 1381 году. Ремесленник, участник 100-летней войны. Был смертельно ранен во время переговоров. После его смерти крестьяне лишились вожака, и восстание было быстро подавлено.
    · Людовик XIV – король Франции из династии Бурбонов. Правил с 1643 по 1715 гг. при нём абсолютная монархия достигла своего рассвета. Ему принадлежит известное изречение: «Государство – это я».
    · Иоганн Гуттенберг – около 1450 года изобрёл станок для книгопечатания.
    · Ян Гус – (гг), патриот, первый из чехов стал ректором университета, выступал с критикой церкви (против продажи индульгенций, платы за обряды), требовал реформы церкви. После расправы над ним в Чехии начались гуситские войны.
    Даты
    486 – возникновение государства у франков. Хлодвиг – первый король франков. 630 – большинство арабских племен приняли ислам. 800 – провозглашение империи Карла Великого. 843 – Верденский раздел. Распад империи Карла Великого на три государства: Францию, Германию и Италию. 1054 – разделение христианской церкви на Восточную (православную) и Западную (католическую). 1066 – завоевание Англии герцогом . – 1-й крестовый поход. Взятие крестоносцами Иерусалима. 1204 – 4-й крестовый поход. Взятие крестоносцами Константинополя. 1215 – подписание английским королем Иоанном Безземельным Великой Хартии вольностей. 1265 – возникновение английского парламента. 1302 – созыв Генеральных штатов во Франции. 13371453 – Столетняя война между Англией и Францией. 1445 – изобретение книгопечатания в Германии Иоганном Гутенбергом. 1453 – гибель Византийской империи. Константинополь, переименованный в Стамбул, становится столицей Османской империи.

  6. Mr.green.77 Ответить

    Значения в других словарях

    сословие —
    См. сословесие
    Толковый словарь Даля
    сословие —
    В истории феодальной европы социальная группа, обладающая закрепленными в законе или обычае и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. для сословной организации характерна иерархия. в России со второй половины XVIII…
    Большой юридический словарь
    сословие —
    -я, ср. 1. Социальная группа с закрепленными законом наследственными правами и обязанностями, окончательно сложившаяся на основе классовых отношений феодализма. Привилегированные сословия (дворянство, духовенство).
    Малый академический словарь
    сословие —
    Так называют группу лиц, принадлежащих к одному общественному слою, объединенному общими интересами, общим словом. Добавим к этому, что сословие – скалькировано с греческого syllogos, в котором syl соответствует русскому со, log – слов, os – ие.
    Этимологический словарь Крылова
    сословие —
    Сосло́в/и/е [й/э].
    Морфемно-орфографический словарь
    сословие —
    Сословие, сословия, сословия, сословий, сословию, сословиям, сословие, сословия, сословием, сословиями, сословии, сословиях
    Грамматический словарь Зализняка
    сословие —
    сущ., кол-во синонимов: 17 буракумин 1 вельможество 2 гильдия 5 дворянство 6 звание 113 йоменри 4 казачество 1 каста 10 класс 59 корпорация 15 разряд 47 райя 4 рыцарство 8 состояние 48 цех 40 шэньши 3 янбани 1
    Словарь синонимов русского языка
    сословие —
    орф. сословие, -я
    Орфографический словарь Лопатина
    сословие —
    сосло́вие цслав. съсловие κατάλογος (Мi. LР 954). Рассматривают как кальку греч. σύγκλητος “созванный” (см. Преобр. II, 360). Больше подходит в качестве источника греч. σύλλογος “сонм, собрание”: συν-+λόγος. •• [Древний книжный славянизм эпохи второго…
    Этимологический словарь Макса Фасмера
    СОСЛОВИЕ —
    СОСЛОВИЕ — понятие для обозначения социальных групп (общностей), главным отличительным признаком которых выступают фиксируемые в обычаях и законах обязанности и права, передаваемые по наследству.
    Новейший философский словарь
    сословие —
    СОСЛОВИЕ, я, ср. 1. Сложившаяся на основе феодальных отношений общественная группа со своими наследственными правами и обязанностями, закреплёнными обычаями или законами. Податные сословия (в России до середины 19 в.: крестьяне, мещане).
    Толковый словарь Ожегова
    СОСЛОВИЕ —
    СОСЛОВИЕ — социальная группа, обладающая закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной организации, обычно включающей несколько сословий, характерна иерархия…
    Большой энциклопедический словарь
    сословие —
    СОСЛОВИЕ, СОСЛОВЬЕ, -я; ср. 1. Социальная группа с закреплёнными законом наследственными правами и обязанностями (окончательно сложившаяся на основе классового деления феодального общества). Привилегированные сословия (дворянство, духовенство).
    Толковый словарь Кузнецова
    СОСЛОВИЕ —
    СОСЛОВИЕ — англ. estate; нем. Stand. 1. Соц. группа, согласно своим правам, обязанностям и привилегиям (закрепленным в обычае или законе и передаваемыми по наследству), занимающая определенное положение в иерархической структуре общества. 2.
    Социологический словарь
    сословие —
    сословие ср. 1. Общественная группа с закрепленными законом или обычаями наследственными правами и обязанностями (окончательно сложившаяся на основе классового деления феодального общества).
    Толковый словарь Ефремовой
    сословие —
    СОСЛ’ОВИЕ, сословия, ср. 1. Сложившаяся на основе классовых отношений феодализма общественная группа, классовая организация с закрепленными законом наследственными правами и обязанностями (·ист., ·дорев., ·загр. ).
    Толковый словарь Ушакова
    СОСЛОВИЕ —
    СОСЛОВИЕ К числу книжных славянизмов, вошедших в активный состав русского литературного языка в период так называемого «втор ого южнославянского влияния» (XIV — XVI вв.), относится слово сословие. А.
    Историко-этимологический словарь
    сословие —
    Заимств. из ст.-сл. яз., где оно является калькой греч. syllogos, в котором syl < syn «со», а logos — «слово». Буквально — «люди, объединенные друг с другом одним званием, словом, славой». Этимологический словарь Шанского сословие — Звание, состояние, разряд, гильдия, каста, класс, корпорация, секта, цех Он из простого звания ср. !! общество Низкого сословия Словарь синонимов Абрамова

  7. Wildmorr Ответить

    Смотреть что такое “СОСЛОВИЕ” в других словарях:

    сословие — сословие … Орфографический словарь-справочник
    СОСЛОВИЕ — К числу книжных славянизмов, вошедших в активный состав русского литературного языка в период так называемого «втор ого южнославянского влияния» (XIV XVI вв.), относится слово сословие. А. Г. Преображенский думал, что оно представляет собою,… … История слов
    сословие — Звание, состояние, разряд, гильдия, каста, класс, корпорация, секта, цех. Он из простого звания. .. Ср … Словарь синонимов
    СОСЛОВИЕ — СОСЛОВИЕ, социальная группа многих докапиталистических обществ, обладающая закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной организации общества, обычно включающей несколько сословий,… … Современная энциклопедия
    Сословие — СОСЛОВИЕ, социальная группа многих докапиталистических обществ, обладающая закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной организации общества, обычно включающей несколько сословий,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
    СОСЛОВИЕ — социальная группа, обладающая закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной организации, обычно включающей несколько сословий, характерна иерархия, выраженная в неравенстве их положения и… … Большой Энциклопедический словарь
    Сословие — социальная группа, обладающая закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной организации, обычно включающей несколько сословий, характерна иерархия, выраженная в неравенстве их положения и… … Политология. Словарь.
    СОСЛОВИЕ — в истории феодальной Европы социальная группа, обладающая закрепленными в законе или обычае и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной организации характерна иерархия. В России со второй половины XVIII в. утвердилось… … Юридический словарь
    СОСЛОВИЕ — понятие для обозначения социальных групп (общностей), главным отличительным признаком которых выступают фиксируемые в обычаях и законах обязанности и права, передаваемые по наследству. С. являлись центральным элементом моделей социальной… … Новейший философский словарь
    СОСЛОВИЕ — СОСЛОВИЕ, я, ср. 1. Сложившаяся на основе феодальных отношений общественная группа со своими наследственными правами и обязанностями, закреплёнными обычаями или законами. Податные сословия (в России до середины 19 в.: крестьяне, мещане).… … Толковый словарь Ожегова

  8. GAZOREZ2008 Ответить

    СОСЛО́ВИЕ, -я, ср.
    1. Социальная группа с закрепленными законом наследственными правами и обязанностями, окончательно сложившаяся на основе классовых отношений феодализма. Привилегированные сословия (дворянство, духовенство). Податные сословия (крестьянство, мещанство). Духовное сословие. Дворянское сословие.Автор весьма совестится занимать так долго читателей людьми низкого класса, зная по опыту, как неохотно они знакомятся с низкими сословиями. Гоголь, Мертвые души. — Мы требуем, чтобы совсем уничтожены были сословия, чтоб не делились люди на белую и черную кость. Галин, «Сормовска земля богата…»
    2. кого или какое. Группа лиц в дореволюционной России, объединенная профессиональными интересами; корпорация. Сословие медиков. Сословие юристов. || Разг. шутл. Группа лиц сходной профессии, сходных занятий, положения и т. п. Легко можно догадаться, что есть у меня приятели из почтенного сословия смотрителей. Пушкин, Станционный смотритель. — Ты ж мировой водитель, гордость всего шоферского сословия. Б. Полевой, Рождение книги.

    Женское (или
    дамское, бабье) сословие (
    шутл.) — женщины.

    Третье сословие — непривилегированное население (горожане и крестьяне) в феодальной Франции.
    Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х
    т. / РАН,
    Ин-т лингвистич.
    исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.;
    Полиграфресурсы,
    1999;
    (электронная версия): Фундаментальная
    электронная
    библиотека

  9. GaRgOuLiEs Ответить

    Сословие
    Внутрисословные группы
    Права и привилегии
    Обязанности
    Дворянство
    Потомственные и личные.
    – Владение населенными землями.
    – Освобождение от налогов.
    – Освобождение от земских повинностей.
    – Освобождение от телесных наказаний.
    – Освобождение от обязательной службы.
    – Сословное самоуправление.
    – Поступление на госслужбу и получение образования.
    Личные дворяне не могли передавать свое достоинство по наследству.
    Без особых обязанностей.
    Духовенство
    Белое (приходское),
    черное (монашеское).
    Духовенство освобождалось от рекрутской повинности и телесных наказаний. Служители церкви имели право получить хорошее образование.
    Представители духовенства были обязаны посвятить свою жизнь церкви.
    Были обязаны проповедовать Слово Божие.
    Почетные граждане
    Потомственные и личные.
    Свобода от рекрутской повинности, подушного налога и телесных наказаний. Право выбора на общественные должности, но не на государственные.
    Без особых обязанностей.
    Купечество
    1-, 2- и 3-й гильдий.
    Купцы 1-й гильдии имели крупный внутренний и внешний торговый оборот. Были освобождены от многих налогов, рекрутской повинности и телесных наказаний.
    Купцы 2-й гильдии были заняты ведением крупной внутренней торговли.
    Купцы 3-й гильдии вели городскую и уездную торговлю.
    Купечество имело право сословного самоуправления и доступ к приличному образованию.
    Купцы 2- и 3-й гильдий обязаны были нести рекрутскую, земские и налоговые повинности.
    Казачество
    Казаки владели землей, освобождались от выплаты податей.
    Казаки обязаны были нести военную службу (срочную и в запасе) с собственным снаряжением.
    Мещанство
    Ремесленники, мастеровые и мелкие торговцы.
    Мещане занимались городскими промыслами и уездной торговлей. Имели право сословного самоуправления и ограниченный доступ к образованию.
    Мещане платили все существующие тогда подати, несли рекрутскую повинность. К тому же они не владели землей, обладали урезанными правами и широкими обязанностями.
    Крестьянство
    Государственные и крепостные до 1861 года (помещичьи, посессионные и удельные).
    Государственные крестьяне имели права общинного владения землей и сословного самоуправления.
    Крепостные прав не имели вообще. После 1861 года крестьянское сословие унифицировалось, получив минимум гражданских и имущественных прав.
    Крепостные крестьяне должны были отрабатывать барщину, платить оброк и нести другие повинности в пользу владельцев. Все крестьянство до 1861 года и после несло рекрутскую повинность (до 1874 года) и большую часть тягла в пользу государства.

  10. radist_serg Ответить

    ТРЕТЬЕ СОСЛОВИЕ

    франц. Tiers ?tat) – термин, в широком смысле слова обозначающий все податное население Франции 15-18 вв. (купцы, ремесленники, крестьяне, позднее также буржуазия, рабочие), в отличие от первых двух привилегированных сословий – духовенства и дворянства.
    Термин “Т. с.” в узком смысле слова – податное население, представленное на генеральных и провинц. штатах. Именно такой смысл этот термин имел при своем возникновении в 15 в. В соответствии с изменениями характера выборов и состава органов сословного представительства менялись и рамки термина “Т. с”: первоначально к Т. с. относилось гор. население (чиновники, купцы, ремесленники), в кон. 15 в. в него были включены и крестьяне, получившие со времени Генеральных штатов в Туре (1484) право избирать депутатов в штаты. Представители горожан выступили еще на штатах 1355-56 с требованием политич. реформ. Эти требования приобрели более радикальный характер, когда в процессе первонач. накопления возросла экономич. мощь буржуазии (наказы Т. с. Генеральным штатам 1560, 1576, 1614-15). Привилегированные сословия неизменно отклоняли политич. претензии Т. с. и на штатах 1614-15 заявили, что между ними и Т. с. разница та же, что “между господами и слугами”.
    В предреволюц. период и во время Вел. франц. революции понятие “Т. с.” приобрело особое значение. Это было время, когда буржуазия, искавшая поддержки нар. масс для борьбы с дворянством, провозгласила себя и народ единым Т. с., олицетворявшим франц. нацию. Накануне революции вышла брошюра аббата Э. Ж. Сьейеса “Что такое третье сословие” (“Qu´est-ce que le tiers ?tat?”, 1789, рус. пер., СПБ, 1906), в к-рой он доказывал, что Т. с. – это и есть нация. На Генеральных штатах 1789 депутаты Т. с. 17 июня объявили себя представителями всей нации и при поддержке восставшего народа добились санкции короля на объединение всех сословий в одно Нац. собрание. В действительности Т. с. с самого начала не представляло собой единого целого, корни антагонистич. противоречий между буржуазией и народом восходят ко времени возникновения Т. с. (см. К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 28, с. 321); в дальнейшем же лишь борьба против дворянства и духовенства сдерживала нараставший антагонизм между буржуазией и народом. Еще в нач. 16 в. историк и государствовед К. Сейссель отмечал социальные противоречия в среде Т. с. и противопоставлял “средний народ” (буржуазию) как отдельное сословие “мелкому люду”. В нач. 17 в. государствовед и юрист Ш. Луазо утверждал, что внутри Т. с. “есть множество сословий или ступеней”, и отмежевывал буржуазию, имеющую “достоинство”, от не имеющих его “людей ручного труда”. В канун и в период Великой франц. революции появились наказы “четвертого сословия” (наемные рабочие). Вел. франц. революция отменила сословные различия (в “Декларации прав человека и гражданина”, принятой Учредит. собранием 26 авг. 1789); Т. с. перестало существовать. После победы революции, к-рая принесла господство буржуазии, на первый план выдвинулась клас. борьба внутри бывшего Т. с. – решительный антагонизм между буржуазией и народом.
    В бурж. ист. лит-ре традиционным стало выдвинутое О. Тьерри представление о Т. с. как о чем-то едином, как о всей нации “за вычетом духовенства и дворянства”. Отрицание антагонистич. противоречий внутри Т. с. и поныне характеризует бурж. историографию (Р. Мунье). Часть бурж. историков (М. Тьер) подразумевает под Т. с. только буржуазию, другие (Г. Аното) – лишь народ, исключая из него привилегированную (судейскую, финанс. и пр.) буржуазию, а третьи (Ж. Марьежоль) утверждают, что в своем ист. развитии термин “Т. с.” изменил свое содержание – первоначально обозначал весь народ, а затем только буржуазию.
    Лит. (кроме указ. в статье): Поршнев Б., Чем было “третье сословие” во Франции XVII века?, “Историк-марксист”, 1940, No 2.

  11. Oper69 Ответить

    СОСЛО́ВИЯ, со­ци­аль­ные груп­пы, об­ла­да­ю­щие оп­ре­де­лён­ны­ми пра­ва­ми и обя­зан­но­стя­ми, за­кре­п­лён­ны­ми за ни­ми обы­ча­ем или за­ко­ном и пе­ре­да­вав­ши­ми­ся по на­след­ст­ву. Со­слов­ная ор­га­ни­за­ция об­ще­ст­ва ха­рак­тер­на для Ев­ро­пы пе­рио­да сред­них ве­ков; её от­ли­ча­ет ие­рар­хия, вы­ра­жен­ная в не­ра­вен­ст­ве по­ло­же­ния С. Ср.-век. об­ще­ст­во, как пра­ви­ло, де­ли­лось на выс­шие со­сло­вия – свет­ских и цер­ков­ных зе­мель­ных соб­ст­вен­ни­ков (фео­да­лов), не об­ла­гав­ших­ся на­ло­го­вы­ми сбо­ра­ми, и низ­шее, со­сто­яв­шее из кре­сть­ян (см. Кре­сть­ян­ст­во) и го­ро­жан (см. Бюр­гер­ст­во), за­ни­мав­ших­ся ре­мес­лом и тор­гов­лей. Свет­ские зе­мель­ные соб­ст­вен­ники бы­ли, в свою оче­редь, вы­строе­ны в т. н. феод. ле­ст­ни­цу – ни­же­стоя­щие (см. Ры­цар­ст­во) по­лу­ча­ли за служ­бу во вла­де­ние зе­мель­ный на­дел (см. Феод) у вы­ше­стоя­ще­го фео­да­ла; на вер­ши­не феод. ие­рар­хии на­хо­дил­ся гла­ва свет­ской вла­сти (ко­роль), власть ко­то­ро­го мог­ла не иметь аб­со­лют­но­го ха­рак­те­ра (в боль­шин­ст­ве стран кон­ти­нен­таль­ной Ев­ро­пы дей­ст­во­вал прин­цип «вас­сал мое­го вас­са­ла не мой вас­сал»). Раз­ру­ше­ние со­слов­но­го строя на­ча­лось в 16 в., ког­да в хо­де Ре­фор­ма­ции в ря­де стран Ев­ро­пы бы­ло уп­ра­зд­не­но со­сло­вие ду­хо­вен­ст­ва. Окон­ча­тель­но со­слов­ное де­ле­ние об­ще­ст­ва унич­то­же­но в хо­де бур­жу­аз­но-де­мо­кра­тич. ре­во­лю­ций с раз­ви­ти­ем ка­пи­та­ли­стич. от­но­ше­ний, од­на­ко пе­ре­жит­ки со­слов­ной ор­га­ни­за­ции со­хра­ня­лись во мно­гих стра­нах Ев­ро­пы вплоть до нач. 20 в.
    О С. в Рос­сии см. ста­тьи Дво­рян­ст­во, Ду­хо­вен­ст­во, Кре­сть­ян­ст­во, Ку­пе­че­ст­во, Ме­щан­ст­во, По­сад­ские лю­ди, По­чёт­ные гра­ж­да­не.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *