Что такое социальная связь и социальная взаимодействие?

13 ответов на вопрос “Что такое социальная связь и социальная взаимодействие?”

  1. Renashi Ответить

    Проблема социальных взаимодействий наиболее основательно рассматривается в символическом интеракционизме, теории социального обмена и феноменологии. Основные положения теории социальных взаимодействий сводятся к следующему.
    Социальное взаимодействие – один из видов социальной связи – взаимонаправленного процесса обмена социальными действиями между двумя и более индивидами.
    Связь всегда взаимна, налична и осуществима (хотя бы в воображении).
    Есть два типа связей: непосредственные (как правило, визуальные, межличностные) и опосредованные (когда связь осуществляется через посредников; при этом возникает явление деиндивидуализации – иллюзия, что все социальные отношения существуют независимо от воли и желания людей).
    Виды связей:
    1) социальный контакт (единичный или регулярный) – связь поверхностного, мимолетного характера при отсутствии сопряженных (взаимозависимых, взаимообусловленных) действий партнеров по отношению друг к другу (Вы спросили у прохожего: “Как пройти в аптеку?”; Вы регулярно ходите в булочную и вступаете в контакт с продавцом);
    2) социальное взаимодействие (интеракционизм) – систематические, достаточно регулярные социальные действия индивидов, направленные друг на друга и имеющие цель вызвать вполне определенную ответную реакцию со стороны партнера. При этом ответная реакция порождает новую реакцию воздействующего (то есть возникает система действий партнеров по отношению друг к другу).
    Черты социального взаимодействия:
    1) сопряженность действий обоих партнеров;
    2) возобновляемость действий;
    3) устойчивый интерес к ответным действиям партнера;
    4) координация действий партнеров.
    Типы социальных взаимодействий:
    1) жесткий обмен (обмен на основе определенных договоренностей (чаще всего в экономической сфере, во взаимоотношениях руководитель-подчиненный, в политической жизни));
    2) диффузный (нежесткий) обмен (преимущественно в морально-этических взаимодействиях: дружба, соседство, взаимоотношения родителей и детей, партнерство);
    3) прямые-косвенные интеракции (прямые – непосредственные (двусторонние) взаимодействия между индивидами, косвенные – сложные, опосредованные через 3-4 лица (в современном обществе преобладают косвенные интеракции));
    4) индивидуальные-групповые интеракции (индивид-индивид, индивид-группа, группа-группа).
    И. Гоффман в рамках феноменологической перспективы предлагает несколько иной взгляд на социальные взаимодействия. Для их анализа он использует “драматургический подход”, основанный на посылке, что индивиды – это актеры, играющие социальные роли. Соответственно, интеракция – это “представление”, “актерская игра”, сконструированная актером с целью “произвести впечатление”, соответствующее его целям. Действия актера, по мнению И. Гоффмана, соответствуют концепции “презентации себя и управления впечатлением”. “Презентация себя” включает жесты, интонации, одежду, с помощью которых индивид стремится произвести на партнера определенное впечатление, вызвать у него ту или иную реакцию. При этом индивид в процессе интеракции, как правило, предоставляет о себе лишь избранную, частичную информацию, стремясь управлять впечатлением, которое он производит на других.

  2. ДитяКонтакта Ответить

    Большую роль в осуществлении взаимодействий играет система взаимных ожиданий, предъявляемых индивидами и социальными группами друг к другу перед совершением социальных действий. Такие ожидания могут носить эпизодический и неопределенный характер в случае кратковременного взаимодействия, скажем, при одном-единственном свидании, случайной и неповторяющейся встрече, но могут быть и устойчивыми при часто повторяющемся или ролевом взаимодействии.
    Если взаимодействие – двунаправленный процесс обмена действиями между двумя или более индивидами, то действие – всего лишь однонаправленное взаимодействие. Действие можно подразделить на четыре вида:
    1. физическое действие, например: пощечина, передача книги, запись на бумаге;
    2. вербальное, или словесное действие, например: оскорбление, приветствие – «здравствуйте»;
    3. жесты как разновидность действия: улыбка, поднятый палец, рукопожатие;
    4. мысленное действие, которое выражается только во внутренней речи.
    Из четырех видов действия три первых относятся к внешним, а четвертое – к внутреннему. Примеры, подкрепляющие каждый вид действия, соответствуют критериям социального действия М.Вебера: они осмыслены, мотивированы, ориентированы на другого.
    Социальное взаимодействие основано на социальных статусах и ролях. Отсюда – вторая типология социального взаимодействия (по сферам):
    • экономическая сфера, где индивиды выступают как собственники и наемные работники, предприниматели, рантье, капиталисты, бизнесмены, безработные, домохозяйки;
    • профессиональная сфера, где индивиды участвуют как водители, банкиры, профессора, шахтеры, повара;
    • семейно-родственная сфера, где люди выступают в роли отцов, матерей, сыновей, кузин, бабушек, дядей, тетей, крестных отцов, побратимов, холостяков, вдов, новобрачных;
    • демографическая сфера, включающая контакты между представителями различных полов, возрастов, национальностей и рас (национальность включается в понятие еще и межэтнического взаимодействия);
    • политическая сфера, где люди противоборствуют или сотрудничают как представители политических партий, народных фронтов, общественных движений, а также как субъекты государственной власти: судьи, полицейские, присяжные, дипломаты и т.д.;
    • религиозная сфера подразумевает контакты между представителями разных религий, одной религии, а также верующих и неверующих, если по содержанию их действия относятся к области вероисповедания;
    • территориально-поселенческая сфера – столкновения, сотрудничество, конкуренция между местными и пришлыми, городскими и сельскими, временно и постоянно проживающими эмигрантами, иммигрантами и мигрантами.
    Таким образом, первая типология социального взаимодействия основана на видах действия, вторая – на статусных системах.
    Любое взаимодействие есть обмен. Обмениваться можно чем угодно: знаками внимания, словами, жестами, символами, материальными предметами. Пожалуй, вы не найдете ничего такого, что не могло бы служить средством обмена. Таким образом, деньги, с которыми у нас обычно связан процесс обмена, занимают далеко не первое место.
    Согласно теории обмена Джорджа Хоманса (1910-1989)[32], поведение человека в настоящий момент обусловлено тем, вознаграждались ли и как именно его действия в прошлом. Он вывел следующие принципы обмена: 1) чем выше поступок вознаграждается, тем чаще он повторяется; 2) если в прошлом в определенной ситуации имело место вознаграждение, люди стремятся снова создать такую ситуацию; 3) чем больше вознаграждение, тем больше люди готовы затрачивать усилий для его получения; 4) когда потребности человека почти полностью удовлетворяются, он в меньшей мере стремится приложить усилия для их удовлетворения. Социальное поведение – это обмен деятельностью, осязаемой или неосязаемой, более или менее вознаграждающей или сопряженной с издержками между по крайней мере двумя лицами. Субинституциональное поведение – реальное поведение в институциональных структурах, элементарное социальное поведение – это действительное поведение людей в прямом контакте друг с другом, где каждый прямо и непосредственно вознаграждает или наказывает другого.
    Элементарное социальное поведение:
    § социально (ориентация на другого человека);
    § непосредственно (лицом-к-лицу);
    § действительно (это реальное поведение, а не норма поведения);
    § предполагает социальные нормы, которые, однако, не могут охватить всех ситуаций взаимодействия (роль и исполнение роли).

  3. Mirallador Ответить

    Социальная связь может быть как непосредственной, простой, так и сложной, опосредованной. В случае непосредственной связи субъекты координируют свои действия визуально, вербально, физическим действием. Примером такой связи может быть поведение человека в автобусе, приветствие, оказание помощи и т. п. Такая социальная связь имеет вид социального контакта, в который мы ежедневно вступаем: у прохожего узнаем, как пройти куда-то и т. п. Контакты могут быть единичными (контакт с прохожим) и регулярными (с гардеробщицей). В ходе контакта связь между людьми носит поверхностный характер: в ней отсутствует система согласованных действий партнеров по отношению друг к другу.
    Большее значение в обществе имеют опосредованные связи, в которых люди непосредственно не соприкасаются друг с другом. Носителями этих связей являются не слова, жесты или взгляды, а какие-то материальные, экономические, политические, правовые, художественные и т. п. блага. Таковыми выступают производственно-экономические связи между предприятиями, опосредованные продукцией, деньгами, кредитами и т. п., а также регламентированные юридическими правами и обязанностями.
    С развитием общества сеть опосредованных социальных связей, а также проявляющихся в них потребностей, ценностей и норм усложняется; увеличивается число посредников, число узлов, через которые она должна пройти. Импульс связи, проходя по этим ступеням, теряет индивидуальные особенности, превращается в сгусток социальной энергии и мотивации. Такая деиндивидуализация создает иллюзию обезличенности сети социальных связей, отсутствия в них потребности и воли конкретных людей. Но это не так: как социальная, подобная сеть регулируется ориентацией на других, ожиданием ответного действия контрагента.

    Виды социальных связей

    В зависимости от времени и частоты социальная связь делится на (1) случайную и (2) необходимую (устойчивую). Это сказывается на характере регулировании социальной степени обязательности и ответственности ее участников. С соседом по автобусу вы ведете себя иначе, чем с соседом по дому. С последним вы ведете себя более обязательно, т. с. с учетом всей разнообразной мотивации взаимоотношений, так как отношение соседа к вам во многом определяется вашим отношением к нему.
    Социальная связь может быть формальной или неформальной. Неформальная связь характеризуется отсутствием субординации, естественным разделением ее участников по статусам и ролям, выражающим их потребности, ценности, нормы, убеждения, воплощенные в традициях. Такая социальная связь характерна для традиционного (аграрного) общества, семейно-родственных связей. В ее рамках участники не регламентированы правовыми и административными нормами, в ней отсутствует управляющий орган или лидер. Таковой является также дружеская беседа, научная дискуссия, артельная работа и т. п.
    Формальная связь предполагает для ее регламентации правовые и административные нормы; она разделяет участвующих в ней на статусы и роли, субординирующие их. В такой социальной связи имеется управляющий орган, который разрабатывает нормы, организует людей, контролирует выполнение указаний и т. п. Таким органом могут быть, например, церковь или государство. Формально-безличная связь — основа индустриального общества (в частности, капиталистического и советского).
    Обмен (по Д. Хоумансу) — форма социальной связи, при которой люди взаимодействуют на основе своего опыта, взвешивают возможную прибыль и затраты. Обмен возникает во время купли-продажи, оказания услуг друг другу и т. п.
    Конфликт – форма социальной связи, представляющая собой борьбу противоположных мотивов (внутриличностная), людей (межличностная), социальных образований — социальных институтов, организаций, общностей (социальная).
    Конкуренция – форма социальной связи, в которой люди вступают в борьбу за выгодные условия работы и сбыта товаров, за политические программы и власть, за новые идеи и организации. Как правило, она ведется в рамках моральных и юридических правил, является источником богатства (по А. Смиту), представляет собой процесс познания, обучения и открытия новых знаний, а также новых товаров, рынков, технологий (по Ф. Хайеку).
    Кооперация – форма социальной связи, когда статусы, роли, действия людей четко скоординированы: например, в семье, на заводе, в магазине и т. п. В кооперации социальная связь приобретает форму социального института и организации, т. е. представляет собой систему устойчивых, непосредственных и опосредованных, формальных и неформальных социальных связей. Кооперация может быть принудительной (административной) и добровольной (демократической). Социальная кооперация характеризуется социальным капиталом ее участников, представляющим набор таких неформальных ценностей и норм, как правдивость, честность (выполнение обязательств), сотрудничество.
    Социальная связь (обмен, конкуренция, конфликт, кооперация) может быть демографической, экономической, политической, духовной и т. п. в зависимости от предмета, характера и субъекта связи. Например: предметом экономического взаимодействия является экономическое благо (деньги, прибыль, богатство, себестоимость, акции и т. п.); взаимодействие носит финансово-экономический характер, предполагает определенные знания, действия, опыт; экономический субъект обладает экономической потребностью, мотивом, ценностной ориентацией, которая побуждает его к экономическому взаимодействию.

  4. LIVER Ответить

    Социальное взаимодействие является неизменным и постоянным спутником человека, который живет среди людей и вынужден постоянно вступать в сложную сеть взаимосвязей с ними. Постепенно возникающие связи приобретают форму постоянно действующих и превращаются в социальные отношения — осознанные и чувственно воспринимаемые совокупности повторяющихся взаимодействий, соотнесенные по своему смыслу друг с другом и характеризующиеся соответствующим поведением. Социальные отношения как бы преломляются через внутреннее содержание (или состояние) человека и выражаются в его деятельности как личные отношения.
    Социальные отношения чрезвычайно разнообразны по форме и содержанию. Каждый человек по своему личному опыту знает, что отношения с другими складываются по-разному, что этот мир отношений вмещает пеструю палитру чувств — от любви и непреодолимой симпатии до ненависти, презрения, неприязни. Художественная литература как хороший помощник социолога отражает в своих произведениях неисчерпаемое богатство мира социальных отношений.
    Классифицируя социальные отношения, их в первую очередь подразделяют на односторонние и взаимные. Односторонние социальные отношения существуют тогда, когда партнеры по-разному воспринимают и оценивают друг друга.
    Односторонние отношения встречаются довольно часто. Человек испытывает к другому чувство любви и предполагает, что подобное чувство испытывает и его партнер, и ориентирует свое поведение на это ожидание. Однако, когда, например, молодой человек сватается к девушке, он неожиданно для себя может получить отказ. Классическим примером односторонних социальных отношений являются отношения Христа и апостола Иуды, предавшего учителя. Мировая и отечественная художественная литература даст нам немало примеров трагических ситуаций, связанных с односторонними отношениями: Отелло — Яго, Моцарт — Сальери и т.д.
    Социальные отношения, возникающие и существующие в человеческом обществе, настолько многообразны, что целесообразно рассмотреть какой-либо один их аспект, исходя из определенной системы ценностей и активности индивидов, направленной на ее достижение. Напомним, что в социологии под ценностями понимают разделяемые какой-либо общностью взгляды и убеждения относительно целей, к которым стремятся люди. Социальные взаимодействия становятся социальными отношениями именно благодаря ценностям, которых индивиды и группы людей хотели бы достичь. Таким образом, ценности выступают необходимым условием социальных отношений.
    Для определения отношений индивидов используются два показателя:
    ценностные ожидания (экспектации), которые характеризуют удовлетворенность ценностным образцом;
    ценностные требования, которые выдвигает индивид в процессе распределения ценностей.
    Реальная возможность достижения той или иной ценностной позиции составляет ценностный потенциал. Часто он остается лишь возможностью, поскольку индивид или группа не предпринимают активных действий для занятия ценностно более привлекательных позиций.
    Условно все ценности подразделяют следующим образом:
    ценности благосостояния, включающие в себя материальные и духовные блага, без которых невозможно поддержание нормальной жизнедеятельности индивидов, — богатство, здоровье, безопасность, профессиональное мастерство;
    все прочие — власть как наиболее универсальная ценность, поскольку обладание ею позволяет приобретать другие ценности (уважение, статус, престиж, слава, репутация), моральные ценности (справедливость, доброта, порядочность и др.); любовь и дружба; выделяют также национальные ценности, идеологические и т.д.
    Среди социальных отношений выделяются отношения социальной зависимости, поскольку они в той или иной степени присутствуют во всех остальных отношениях. Социальная зависимость есть социальное отношение, при котором социальная система S1, (индивид, группа или социальный институт) не может совершить необходимые для нее социальные действия d1 если социальная система S2 не совершит действий d2. При этом система S2 называется доминирующей, а система S1 — зависимой.
    Предположим, что мэр города Лос-Анджелес не может выплатить заработную плату коммунальщикам, пока ему не выделит деньги губернатор Калифорнии, который распоряжается этими средствами. В этом случае мэрия является зависимой системой, а губернаторская администрация рассматривается как доминирующая система. На практике часто возни кают двойственные взаимозависимые отношения. Так, население американского города зависит от руководителя в части распределения средств, но и мэр зависит от избирателей, которые могут его не избрать на новый срок. Линия поведения зависимой системы должна быть предсказуема для доминирующей системы в области, которая касается отношений зависимости.
    Социальная зависимость основывается также на различии статусов в группе, что характерно для организаций. Так, индивиды с низким статусом зависимы от индивидов или групп, которые имеют более высокий статус; подчиненные зависят от руководителя. Зависимость возникает из-за различий в обладании значимыми ценностями независимо от официального статуса. Так, руководитель может зависеть в денежном отношении от подчиненного, у которого он взял взаймы крупную сумму денег. Латентные, т.е. скрытые, зависимости играют важную роль в жизни организаций, коллективов, групп.
    Часто в организации руководитель во всем полагается на мнение работающего здесь же родственника, в угоду ему нередко принимаются ошибочные сточки зрения интересов организации решения, за которые потом расплачивается весь коллектив. В старинном водевиле «Лев Гурыч Синичкин» вопрос о том, кто будет играть главную роль в премьерном спектакле вместо заболевшей актрисы, может решить только главный «меценат» театра (граф Зефиров). Кардинал Ришелье фактически правил Францией вместо короля. Иногда социологу, чтобы разобраться в конфликтной ситуации в коллективе, куда его пригласили в качестве эксперта, надо начинать с поиска «серого кардинала» — неформального лидера, который фактически обладает реальным влиянием в организации.
    Властные отношения вызывают наибольший интерес среди исследователей социальной зависимости. Власть как способность одних контролировать действия других имеет определяющее значение в жизни человека и общества, однако до сих пор ученые не выработали единого мнения отом, как осуществляются властные отношения. Одни (М. Вебер) считают, что власть связана прежде всего с наличием способности контролировать действия других и преодолевать их сопротивление этому контролю. Другие (Т. Парсонс) исходят из того, что власть прежде всего должна быть узаконена, тогда личное положение руководителя заставляет других починяться ему, несмотря на личностные качества руководителя и подчиненных. Обе точки зрения имеют право на существование. Так, возникновение новой политической партии начинается с того, что появляется лидер, обладающий способностью объединить людей, создать организацию и начать руководить ею.
    В случае если власть узаконена (легитимна), люди подчиняются ей как силе, сопротивляться которой бесполезно и небезопасно.
    В обществе существуют и другие, не узаконенные аспекты проявления властной зависимости. Взаимодействие людей на личностном уровне нередко ведет к возникновению властных отношений, парадоксальных и не объяснимых с точки зрения здравого смысла. Человек по своей воле, не понукаемый никем, становится сторонником экзотических сект, иногда настоящим рабом своих страстей, которые заставляют его преступать закон, решаться на убийство или самоубийство. Непреодолимое влечение к азартным играм может лишить человека средств к существованию, но он вновь и вновь возвращается к рулетке или картам.
    Таким образом, в ряде сфер жизнедеятельности постоянно повторяющиеся взаимодействия постепенно приобретают устойчивый, упорядоченный, предсказуемый характер. В процессе такого упорядочивания формируются особые связи, называемые социальными отношениями. Социальные отношении — это устойчивые связи, возникающие между социальными группами и внутри них в процессе материальной (экономической) и духовной (правовой, культурной) деятельности.

  5. Rageskin Ответить

    К классическим теориям этого направления относятся теории «зеркального Я», символического интеракционизма» и «теория обмена».
    Концепция «зеркального Я: В процессе социализации происходит трансформация индивидуального сознания в коллективный разум с усвоением социальных норм и переоценкой своей личности с позиции восприятия окружающими, т.е. осуществляется
    переход от интуитивного «самоощущения» к «социальным чувствам». Человек смотрит на другого человека, как в особое зеркало, и видит в нем свое собственное отражение. Причем это отражение не всегда совпадает с собственной оценкой человека. Социализация, по Ч.Кули, и означает необходимость согласования оценки и самооценки, превращение «индивидуального Я» в «коллективное Я».
    Теории символического интеракционизма. Символический интеракционизм (от лат. interaction – взаимодействие) – направление в социологии, сосредотачивающееся на анализе социальных взаимодействий преимущественно в их символическом содержании.
    Представителями символического интеракционизма являются Г. Блумер, Дж. Мид,
    А. Роуз, Г. Стоун, А. Стросс и др.
    Мид Джордж Герберт (1863-1931) – американский психолог, социолог, философ, создатель теории символического интеракционизма, рассматривает личность как социальный продукт, обнаруживая механизм ее формирования в ролевом взаимодействии. Роли устанавливают границы подобающего поведения индивида в определенной ситуации. Необходимое в ролевом взаимодействии – это принятие роли другого, что обеспечивает превращение внешнего социального контроля в самоконтроль и формирование человеческого «Я». Главная характеристика человеческого действия, по Миду, – использование символов. Ученый различает две формы или две ступени
    социального действия: общение при помощи жестов и символически опосредованное общение. Возникновение символически опосредованного взаимодействия Мид объясняет функционально – необходимостью координировать поведение людей, так как у них нет надежных инстинктов, и атропологически – способностью человека к созданию и использованию символов.
    Общие идеи символического интеракционизма получили дальнейшее развитие в работах американского исследователя Г. Блумера (1900 – 1967), который в работе «Символический интеракционизм: перспективы и метод» исходил из определения значения объекта, исходя не из его свойств, а из его роли в жизни людей. Объект – то, что он значит в ожидаемом и реальном взаимодействии. Причем устойчивость значений делает взаимодействие привычным, позволяет его институциализировать. В самом взаимодействии можно выделить два уровня: несимволический (объединяющий все живое) и символический (свойственный только человеку). Посредством знаковой системы человек задает дистанции, т.е. структурирует внешний мир. Развивая и изменяя значения, люди тем самым изменяют и сам мир.
    Оригинальный вариант символического интеракционизма разработан в трудах
    Э. Гоффмана (1922 – 1982), которого называют автором «драматургического подхода», т.к. он выразил проявления личной и общественной жизни в театральной терминологии. При этом человек одновременно выступает в качестве автора, режиссера, актера, зрителя и критика, как бы примеривая на себя разные социальные роли.
    Теория социального обмена – направление в современной социологии, рассматривающее обмен различными социальными благами (в широком смысле слова) как фундаментальную основу общественных отношений, на которой вырастают различные структурные образования (власть, статус и др.). Представители теории социального обмена (теории действия) – Дж. Хоманс и П. Блау. Хоманс Джордж Каспар (1910 – 1989) – американский социолог, согласно взглядам которого, люди взаимодействуя друг с другом на основе своего опыта, взвешивают возможные вознаграждения и затраты. Социальное действие, согласно Хомансу, – процесс обмена, который строится по принципу paциональности: участники стремятся получить максимальную выгоду при минимальных затратах.
    В отличие от простого взаимодействия, социальные отношения отличаются тем, что они осознаются индивидами как длительные, повторяющиеся, а, следовательно, устойчивые. Таким образом, социальные отношения – это устойчивая система нормированных взаимодействий между двумя партнерами или более на основе определенного интереса.

  6. КапляСвета Ответить

    Условиями возникновения любых социальных взаимодействий Сорокин называет:
    наличие двух или более индивидов, обуславливающих поведение и переживания друг друга;
    совершение ими каких-то действий, влияющих на взаимные переживания и поступки;
    наличие проводников, передающих эти влияния и воздействия индивидов друг на друга (например речевых сигналов или различных материальных носителей).
    Социальные отношения – это система нормированных взаимодействий между партнерами по поводу чего-то, связывающего их (предмет, интерес и т.д.). В отличие от социального взаимодействия, социальные отношения – это устойчивая система, ограниченная определенными нормами (формальными и неформальными).
    Социальные отношения подразделяются на односторонние и взаимные. Односторонние социальные отношения характеризуются тем, что их участники вкладывают в них различный смысл
    Социальное взаимодействие является составной и формой проявления общей, универсальной взаимодействия. Иначе говоря, общество – это система реальных связей и взаимодействий человека с другими людьми, социальными группами, совокупность всех социальных отношений – опосредованных и непосредственных, сознательных и неосознанных.
    В процессе деятельности люди обмениваются не только информацией, но и различными действиями. Эти действия обеспечивают планирование совместной деятельности, ее координацию и распределение функций. С их помощью осуществляются взаимное стимулирование, взаимный контроль и взаимопомощь в процессе решения общей задачи. Это предполагает, что каждый из участников – партнеров по взаимодействию – делает свой вклад в его решение, обеспечивающее большую эффективность соответствующей деятельности по сравнению с суммой отдельных индивидуальных действий указанных участников.
    Таким образом, взаимодействие (интеракция) в социально-психологическом плане – аспект общения и психология общения, проявляющаяся в организации людьми взаимных действий, направленных на реализацию совместной деятельности, достижения определенной общей цели.
    Человек, взаимодействуя с другими людьми, одновременно вступает в определенные конкретные связи и отношения с ними, с различными социальными группами, обществом в целом. Поэтому в структуре интерактивного общения (взаимодействия) можно выделить две стороны: внутреннюю (содержательную) и внешнюю (формальную).
    Социология культуры. Ее основные концепции и функции. Ценностно-нормативная система культуры
    Социологическое понятие культуры включается в себя:
    то, что постигается человеком в процессе его жизнедеятельности;
    то, что передается из поколения в поколение, обеспечивая преемственность общества.
    Культура как социальный феномен обладает рядом функций. Социологи, по-разному определяют роль культуры и ее функции в общественной жизни. Наиболее распространенная классификация включает три основных функции:
    образовательно-воспитательная — культура дает человеку комплекс знаний, необходимых ему для интеграции в общество и нормального социального взаимодействия;
    интегративно-дезинтегративная — культура, с одной стороны — объединяет людей, предлагая им единую систему ценностей, норм, морали, обычаев, традиций, а с другой — обособляет людей, представляющих различные культуры;
    регулятивная — культура, через систему ценностей и норм, регулирует поведение индивида в соответствии с требованиями общества или той группы, членом которой является индивид.
    Концепции:
    Фрейдистское направление
    По мнению 3, Фрейда, общество и культура – продукты не столько сложных социально-исторических процессов, сколько сублимированных биологических инстинктов и влечений. Культура связана со структурой личности и механизмами психических процессов. Базисом культуры является передаваемый по наследству Эдипов комплекс.
    Символическое направление
    Культура – это организация вещей и явлений, основанных на символах. Это язык, обычаи, орудия труда, убеждения и многое другое, рассматриваемые отдельно от их человеческих носителей. Основа культуры – символы. Истоки символических теорий восходят к И. Канту.
    По его мнению, человек живет в мире явлений, не тождественных объективной реальности. Явление в кантовском смысле отделено от действительности и выступает лишь как символ последней. Человек для себя самого так же, как и природа, есть «вещь в себе».
    Марксистское направление
    Основа культуры – производительные силы и производственные отношения, целесообразная деятельность человека. Культура – продукт истории и рождается в общественно-исторической практике. Основная функция культуры – производство материальных благ. Материальные предметы, идеи, художественные образы – все имеет смысл в связи с практической деятельностью человека, направленной на преобразование природы, социальной среды и совершенствование собственной натуры.
    Люди сами создают такие культурные образцы кот. впоследствии подчиняются и кот. принимают за caмо собой разумеющиеся. Когда культура указывает на то, как и что мы должны или не должны делать, говорят, что она нормативная, то такая, которая указывает на стандарты правильного поведения. Каким же образом осуществляется это нормативное воздействие. Для того чтобы существовать в социальном мире, человеку необходимы общение и сотрудничество с другими людьми. Но существенным для реализации совместного и целенаправленного действия должно быть такое положение, при котором люди имеют общее представление о том, как им действовать правильно, а как неправильно, в каком направлении прилагать свои усилия. При отсутствии подобного представления нельзя добиться согласованных действий. Т.о., человек, как существо социальное, должен создавать множество общепринятых шаблонов поведения
    Итак, культурная норма явл-ся системой поведенческих ожиданий, культурным образом того, как люди предполагают действовать. С этой точки зрения нормат. Кул-ра – это тщательно разработанная система таких норм или стандартизированных, ожидаемых способов чувствования и действия, которым члены общества следуют более или менее точно. Очевидно, что такие нормы, основанные на молчаливом согласии людей, не могут быть достаточно устойчивыми. Изменения, происходящие в обществе, преобразуют условия совместной деятельности людей. Поэтому некоторые нормы перестают соответствовать удовлетворению потребностей членов общества, становятся неудобными или бесполезными. Более того, устаревшие нормы служат тормозом дальнейшего развития человеческих отношений, синонимом рутины и косности. Если в общ-ве или в какой-либо группе появляются подобные нормы, люди стремятся их изменить, чтобы привести в соответствие с изменившимися условиями жизни.
    Рассмотрим основные типы норм в порядке повышения их общественной значимости.
    Обычаи. Опирающийся на прошлый опыт стереотип поведения, привычный для членов данного общества или социальной группы, унаследованный ими и постоянно воспроизводящийся ими. Обычаи – это просто привычные, нормальные, наиболее удобные и достаточно широко распространенные способы групповой деятельности. Пожимание правой руки при приветствии, еда с вилки, езда по правой стороне улицы, кофе или чай на завтрак – все это обычаи.
    Число обычаев в обществе весьма велико. Даже наиболее примитивные общества имеют несколько тысяч обычаев, а в современном индустриальном обществе их число значительно увеличивается.
    Таким образом, можно различать два типа обычаев:
    · те образцы поведения, которым следуют как предмету хороших манер и вежливости;
    · те образцы поведения, которым мы должны, следовать, так как они считаются существенными для благополучия группы или общества и их нарушение крайне нежелательно. Такие идеи относительно того, что должно совершать, а что не должно, которые соединены с определенными общественными способами существования индивидов, мы будем называть нравственными нормами, или нравами.
    Нравственные нормы. Некоторые обычаи, принятые в результате социальной практики в определенной группе или в обществе в целом, оказываются наиболее важными, затрагивающими жизненные интересы во взаимодействиях членов группы, способствующими их безопасности и социальному порядку. Под нравственными нормами, следовательно, мы понимаем идеи о правильном и неправильном поведении, которые требуют выполнения одних действий и запрещают другие. При этом члены той социальной общности, где действуют подобные нравственные нормы, разделяют веру в то, что их нарушение несет бедствие всему обществу. Члены другой социальной общности могут, конечно, считать, что по крайней мере некоторые из нравственных норм данной группы неразумны. Социальный опыт человеческого общества показывает, что нравственные нормы не изобретаются, не создаются намеренно, когда кто-то признает что-то хорошей идеей или порядком. Они возникают постепенно, из повседневной жизни и групповой практики людей, без сознательного выбора и умственного напряжения. Нравственные нормы возникают из группового решения о том, что отдельное действие вредно и должно быть запрещено (или, наоборот, отдельное действие представляется настолько необходимым, что его выполнение должно быть обязательным). По представлениям членов группы, определенные нравственные нормы должны поощрять или наказывать для достижения группового благополучия.
    Институциональные нормы. Определенные взаимосвязанные системы обычаев и нравственных норм могут служить для регулирования процессов удовлетворения постоянно возникающих, наиболее значимых потребностей. Речь идет, например, о формировании и функционировании семей в обществе, управлении государством, обучении школьников и студентов, распределении произведенного обществом продукта и др. Совокупность обычаев и норм, касающихся таких важных моментов в деятельности общества, воплощается в его социальных институтах.
    Институциональные нормы от простых обычаев и нравственных норм отличаются, прежде всего тем, что они сознательно тщательно разрабатываются и устанавливается формальный или неформальный кодекс следования им. Кроме того, возникает круг людей, в котором каждый человек играет определенную роль в поддержании и защите этих норм. Образцы поведения, ценности, ритуалы и традиции становятся высокостандартизированными, взаимосвязанными. Например, банки, торговые организации, заготовительные базы – это экономические институты, поддерживающие собственную нормативную базу. Нормативные кодексы этих институтов развиваются постепенно из обычаев и нравственных норм, сопутствующих простому обмену.
    Законы. В то время как нравственные нормы базируются в основном на моральных запретах и разрешениях, существует сильная тенденция их объединения и реорганизации в законы. Люди подчиняются нравственным нормам автоматически или потому, что считают, что поступают правильно.

  7. Yokohama Ответить

    6.1. Социальные взаимодействия: виды, характеристики, уровни

    Древние римляне
    сказали, что человек – общественное
    животное и, следовательно, человек,
    живущий в обществе, за­висит от него.
    Это означает, что он зависит от других
    индивидов, с которыми вступает в связи,
    образуя некую социальную общность.
    Для осуществления
    социальной связи необходимо три
    компонента:
    субъекты связи
    (от двух и более лю­дей);
    предмет связи (по
    поводу чего осуществляется связь);
    механизм
    регулирования взаимоотношений.
    Если предмет связи
    отсутствует, индивиды не контактируют
    друг с другом и наоборот. Например,
    парень пытается познакомиться с
    понравившейся девушкой. От девушки
    зависит, насколько ей нравится субъект
    и предмет связи. Если нравится, она дает
    телефон, соглашается на встречу и т.п.,
    иными словами, выполняет определенные
    действия по осуществлению социальной
    связи.
    Социальные
    связи

    представляют собой зависимость людей,
    реализованную через социальное действие,
    осуществляемое с ориента­цией на
    других людей, с ожиданием соответствующего
    от­ветного действия партнера.
    Социальные связи
    подразделяются на социальные взаимодействия
    и социальные отношения. Это разные
    понятия, более того, в социологической
    иерархии социальные отношения шире,
    нежели социальное поведение, социальное
    действие, социальный контакт и социальное
    взаимодействие. Что представляют собой
    эти понятия?
    самое основное
    понятие – животное поведение, т.е.
    физические движения тела (еда, движение);
    действие
    движение, имеющее цель и значение (ты
    собираешь ягоды, чтобы их съесть);
    социальное
    поведение
    – поведение, ориентированное
    на других людей;
    социальное
    действие
    предполагает ответную
    реакцию другого человека (парень дарит
    любимой девушке бриллиантовое кольцо);
    социальный
    контакт
    – пара социальных действий;
    социальное
    взаимодействие
    (интеракция) –
    последовательность социальных действий.
    Как вид социальной
    связи социальное взаимодействие также
    означает зависимость людей друг от
    друга: мое дальнейшее
    действие
    зависит от ответной
    реакции партнера.
    Однако это не значит, что партнеры должны
    видеть друг друга или взаимодействовать
    физически. В социальном плане
    взаимодействуют и друзья по переписке,
    и генералы, которые готовятся к сражению
    с противником. Важно, что при взаимодействии
    учитывается взаимная ориентация
    партнеров по отношению друг к другу и
    их ответная реакция. Шпионаж за кем-либо
    – не социальное взаимодействие, если
    тот, за кем шпионят, не знает об этом.
    Два конкурента, сознательно игнорирующие
    друг друга, также взаимодействуют в
    социальном плане, т.к. они зависят друг
    от друга и осуществляют свои действия
    на рынке в соответствии с действиями
    конкурента.
    Социальные
    взаимодействия
    также основываются на социальной
    зависимости. Проблема
    социальной зависимости отражает два
    аспекта: во-первых, речь может идти о
    зависимостях, возникающих между людьми,
    живущими в обществе, во-вторых, о
    зависи­мостях, вытекающих из сознательных
    воздействий людей друг на друга как на
    представителей общества. Выражение «А
    зависит от Б» в первом случае означает,
    что А в своих действиях должен считаться
    с существованием Б, его обязанностями
    и правами. Иными словами, зависимость
    возни­кает из общей принадлежности
    к организованной системе. Во втором
    случае это выражение означа­ет, что
    Б может непосредственно навязать А
    определенный способ поведения. Иными
    словами, и в том, и в другом случае человек
    (или группа) выстраивает свое поведение
    в соответст­вии с данными зависимостями,
    за которыми стоят индивиды.
    Вполне закономерно
    возникает вопрос о том, в какой степени
    эта зависимость опре­деляет поведение
    и сознание человека. Польско-австрийский
    социолог Л. Гумплович в своей работе
    «Основания социологии» отмечал, что
    ошибка психологов заключается в
    предположении, будто мыслит человек. В
    этой связи в индивиде вечно пытаются
    найти источник мышления и определить,
    почему он мыслит так, а не иначе. Однако
    в человеке мыслит не он, а соци­альная
    группа, и источник его мыслей лежит не
    в нем, а в социальной среде, в которой
    он живет. Это означает, что человек может
    мыслить только так, как его заставляет
    окружающая социальная среда.
    Можно согласиться
    с утверждением Л. Гумпловича о том, что
    личность есть результат взаимодей­ствий
    с социальной средой. И не только потому,
    что она оказы­вает на человека сильное
    социальное воздействие, но и потому,
    что интеграция человека в социальную
    среду обеспечивает ему комфортность
    жизнедеятельности в виде наград и
    поощрений. Следовательно, потребность
    человека интегрироваться в социальную
    среду есть не только биологическая,
    психологическая, но и социальная
    необходимость для его выживания.
    Такого рода
    взаимодействия порождают территориальные,
    национальные, языковые, профессиональные
    общности.
    Однако данные
    процессы связаны не только с изменяющимися
    интересами и потребностями самого
    че­ловека, но и с интересами социальной
    среды, в которую он включен. Например,
    рабочий учился заочно, получил высшее
    образование и перешел в более высокую
    социальную страту; в этом случае речь
    идет о дезинтеграции с представителями
    низшей страты. Он стал менеджером, усвоил
    модели поведения менеджеров своего
    эшелона (креативность, лидерство и т.п.)
    и активно демонстрирует их – интеграция
    с представителями новой страты. Если
    он не будет это делать, его не будут
    повышать.
    Итак, социальные
    взаимодействия

    – это система­тические, регулярные
    социальные действия партнеров,
    на­правленные друг на друга, имеющие
    цель вызвать вполне определенную
    ответную реакцию со стороны партнера,
    при­чем ответная реакция порождает
    новую реакцию воздей­ствующего.
    Виды социальных
    взаимодействий
    .
    Они подразделяются на:
    случайные
    (социальные контакты) – не планируются
    и не повторяются (вопрос случайного
    прохожего как пройти к БГЭУ). Социальный
    контакт не предполагает продолжения
    или последствия: если объект (субъект)
    связи не нравится, его можно заменить
    другим;
    повторяющиеся
    – не планируются, но имеют место время
    от времени (встреча с соседом из другого
    подъезда);
    регулярные
    – не планируются, но очень распространены,
    возникает вопрос, если взаимодействие
    не имеет место (ежедневная встреча с
    знакомым студентом другого факультета);
    нормированные
    – планируются и регулируются традицией
    или законом (трудовые и семейные
    отношения, учебный процесс в вузе),
    всегда вызывают вопрос, если не случаются
    (студент прогулял занятие).
    Характеристики
    социальных
    взаимодействий. Американский ученый
    Р. Руммель классифицирует взаимодействия
    по их значению, направлению, интенсивности,
    экстенсивности, длительности и степени
    организации.
    Значение
    социального взаимодействия – понимание
    поведения индивида как конкретного
    действия, акта или практики.
    Направление
    зависит от того, как направлены действия
    партнеров: по отношению друг к другу
    или нет, включают ли они общие интересы
    и т.п.
    – солидарные
    взаимодействия

    – акты с совместными намерениями и
    ориентацией партнеров на оказание
    помощи друг другу по реализации этих
    намерений (действия родителей по
    воспитанию детей).
    антагонистические
    взаимодействия

    имеют место, когда партнеры мешают друг
    другу достичь их цели (два сотрудника,
    собирающие друг на друга компромат,
    чтобы получить повышение).
    Интенсивность
    (= глубина).
    Социальные взаимодействия могут быть
    высокой
    интенсивности

    (глубокие, сильно мотивированные
    взаимодействия имеют место при заключении
    брака, организации забастовки, на войне)
    и низкой
    интенсивности

    (имеют место при обсуждении, какой фильм
    смотреть, как провести выходные и т.п.).
    По степени
    экстенсивности
    (= протяженности) взаимодействия могут
    быть экстенсивными
    (широкими) и ограниченными
    (узкими). Если взаимодействия направлены,
    например, на победу врага в войне, победу
    на выборах, – они экстенсивные. Если
    они ограничены конкретными действиями
    (кому мыть посуду после еды), то это –
    ограниченные взаимодействия.
    Продолжительность:
    взаимодействия могут быть продолжительными
    (семейные отношения) и непродолжительными
    (пикник за городом).
    По степени
    организованности
    взаимодействия могут носить организованный
    характер, если они регулируются законами
    и нормами общества (деятельность
    профсоюзов, учебный процесс) и
    неорганизованный
    (подготовка к вылазке на природу, решение
    сбежать с лекции).
    В целом, социальные
    интеракции имеют различные комбинации
    характеристик. Они могут быть солидарными,
    интенсивными, короткими, ограниченными
    и неорганизованными (сексуальные
    отношения), антагонистическими,
    интенсивными, экстенсивными,
    продолжительными и организованными
    (война) и т.д.
    Данные характеристики
    использовал и П. Сорокин для выделения
    3 типов взаимодействий (в русскоязычной
    литературе: взаимоотношений):
    семейный
    тип
    (интеракции
    тотальны, экстенсивны, интенсивны,
    солидар­ны по направлению и
    продолжительны, внутреннее единство
    членов группы);
    договорный
    тип

    (отношения сторон, взаимодействующих
    в рамках
    договора,
    ограничены по времени и направ­лены
    на получение взаимной выгоды или «как
    можно большего за меньшее»);
    принудительный
    тип

    (антагонизм от­ношений с различными
    формами принуждения: экономическим,
    физическим, психологическим и др.).
    Переход от одного типа к другому может
    происходить плавно или непредсказуемо.
    В обществе часто
    наблюдаются смешан­ные типы социальных
    взаимоотношений.
    Уровни социальных
    взаимодействий.

    При анализе социальных взаимодействий
    выделяют три уровня. Межличностные
    взаимодействия

    могут быть представлены взаимодействием
    между двумя индивидами (диада
    или пара); между тремя индивидами
    (триада);
    между одним индивидом и многими (например,
    актер – зрители); между многими и мно­гими
    индивидами (покупатели – продавцы). При
    взаимодействиях на межличностном уровне
    большую роль играют факторы, связанные
    с установками и ориентациями субъектов
    взаимодействий. Субъекты также
    предо­пределяют и характер взаимодействий,
    так как формиро­вание установок и
    ценностных ориентаций связано с
    процес­сами социализации индивидов,
    усвоения ими социального опыта.
    Межличностные взаимодействия в
    значительной степени детерминированы
    психическими и физиологическими
    факторами, что связано с фактом
    непосредственного общения субъектов
    и характером их социального поведения.
    Групповые
    взаимодействия

    представляют
    более высокий уро­вень взаимодействий,
    при котором проявляются социальные
    установки группы и ценности, разделяемые
    большинством или почти всеми членами
    группы. Их субъектами являются не
    отдельные индивиды, а груп­пы. Груп­повые
    взаимодействия также можно наблюдать
    (столкновения между классами – буржуазией
    и пролетариатом, этническими группами
    в Югославии – сербами и хорватами) и
    эмпирически фиксировать их характер,
    определять тип отношений между группами
    и т.д.
    Социетальные
    взаимодействия

    (уровень общности и об­щества) часто
    называют социальными отноше­ниями.
    Их трудно наблюдать, т.к. субъекты
    взаимодействий (страны) могут
    непосредственно и не контак­тировать.
    Если страны воюют или сотрудничают, эти
    взаимодействия можно наблюдать и
    фиксировать в виде политических,
    экономи­ческих договоров и т.д. На
    этом уровне отношений действуют как бы
    другие зако­ны. Они представлены в
    виде культуры, морали, права, которые
    придают взаимодействиям нормированный
    характер.
    Действительно,
    социальные взаимодействия часто служат
    основой для социальных отношений –
    отношений между людьми как представителями
    социальных групп и социальных институтов.
    Исходя из этого, можно утверждать, что
    групповые взаимодействия также можно
    считать социальными отношениями.
    Социальные
    отношения

    – это устойчивая
    система
    норми­рованных взаимодействий между
    субъектами на основе определенной
    платформы (т.е. интереса или цели, кото­рую
    хотят достичь объединившиеся люди).
    Например, инсти­туты принуждения
    (суд, тюрьма) создаются с целью поддержания
    общественного порядка, наказания тех,
    кто не желает подчиняться нравственным
    и правовым нормам, по­сягает на
    общественные ценности (духовные или
    материаль­ные).

  8. Mugis Ответить

    26.Социальные
    взаимодействия и социальные отношения

    Социальное
    взаимодействие (интеракция) – это система
    взаимообусловленных социальных действий,
    при которой дей-ствия одного субъекта
    одновременно являются причиной и
    следствием ответных действий других
    субъектов.
    Говоря
    иначе, это обмен действиями, которые
    сопряжены друг с другом. Именно
    сопряженность действий, их возобновляемость,
    регулярность отличают социальное
    взаимодействие от единичных социальных
    контактов, делают его основой социаль-ной
    изни.
    Социальные
    взаимодействия могут классифицироваться
    по самым различным категориям. Так, П.А.
    Сорокин (2.7) разгра-ничивал их следующим
    образом:
    по
    количеству субъектов взаимодействия
    – на взаимодей-ствия двух индивидов,
    одного и многих, многих и многих
    инди-видов;
    по
    продолжительности – на кратковременные
    и долговре-менные;
    по
    характеру – на односторонние и
    многосторонние;
    по
    организованности – на организованные
    и неорганизо-ванные;
    по
    сознательности – на сознательные и
    стихийные;
    по
    обмена – на интеллектуальные
    (идейные), чувственно-эмоциональные и
    волевые.”
    Как
    и все виды социальной связи, социальные
    взаимодей-ствия могут быть непосредственными
    и опосредованными. Пер-вые возникают в
    ходе межличностного общения, вторые –
    в ре-зультате совместного участия людей
    в сложных системах (так, предприниматель,
    изменяющий оплату труда, включается в
    про-цесс взаимодействия со всеми
    рабочими, в том числе и с теми, об
    индивидуальном существовании которых
    он даже не знает).
    Выделяют
    также два основных типа социального
    взаимодей-ствия: сотрудничество и
    соперничество. Сотрудничество
    пред-полагает наличие общих, совместных
    целей. Оно проявляется во множестве
    конкретных взаимоотношений между людьми
    (де-ловое партнерство, политический
    альянс, торговый союз, дви-жения
    солидарности и т.д.) и строится на основе
    взаимоподдер-жки, взаимопомощи,
    признательности, уважения, стремления
    учитывать интересы партнера. Особой
    формой сотрудничества является
    кооперация, основу которой составляет
    социальный обмен услугами
    (материально-хозяйственными,
    интеллектуаль-ными, образовательными,
    управленческими и др.).
    Соперничество
    предполагает наличие единого неделимого
    объекта притязаний субъектов взаимодействия
    (авторитет, голо-са избирателей,
    территория, властные полномочия и т.д.).
    Оно характеризуется стремлением
    опередить, отстранить, подчинить или
    уничтожить соперника. Соперничество
    может принимать вид конкуренции и
    конфликта. Конкуренция – это соперниче-ство,
    при котором субъекты взаимодействия
    пытаются только опередить друг друга
    (например, предложить более качественный
    или дешевый товар). Конкуренция не
    обязательно предпо-лагает знание
    конкретного соперника (например, участие
    в твор-ческом конкурсе, спортивных
    соревнованиях и т.д.). Даже если соперник
    известен, то главное – добиться лучших
    результатов на данном поприще. Конфликт
    – это всегда прямое столкновение
    соперников. В отличие от конкуренции
    для конфликта характерны знание соперника
    и ожидание ответных действий с его
    стороны.
    Рассматривая
    сотрудничество и соперничество как
    основные типы социального взаимодействия,
    современная социология из-бегает
    крайностей в их оценке. Так, конфликгологи
    признают пользу соперничества и
    рассматривают конфликты как источник
    развития системы социальных взаимодействий
    .
    На
    основе социальных взаимодействий
    формируются соци-альные отношения,
    которые являются необходимой предпосылкой
    образования различных социальных групп
    и общностей. Соци-альные отношения – это
    устойчивая система взаимодействий,
    предполагающая определенные взаимные
    обязательства парт-неров.
    Социальные
    отношения отличаются продолжительностью,
    систематичностью, самовозобновляющимся
    характером. Так, когда говорят о
    межгосударственных отношениях, то имеют
    в виду сложившуюся и воспроизводящуюся
    систему отношений между странами как
    в сфере хозяйственно-экономической,
    так и в политической, культурной, научной
    и др. По своему содержанию социальные
    отношения чрезвычайно | многообразны.
    Это определяется прежде всего необычайно
    широким диапазоном тех целей и ценностных
    ориентации, которыми руководствуются
    в своих взаимоотношениях социальные
    субъекты (богатство, власть, престиж,
    справедливость, дружба и др.).
    .Среди
    социальных отношений особое место
    занимают отно-шения зависимости,
    поскольку они пронизывают все системы
    социальных связей и отношений. Социальная
    зависимость мо-жет принимать формы
    структурной и латентной (скрытой)
    зави-симости. Первая связана с различием
    статусов в группе, что характерно для
    организации, где подчиненные зависят
    от руководителя. Вторая возникает из-за
    обладания социально зна-чимыми ценностями
    независимо от официального статуса
    (так, руководитель может иметь подчиненного,
    от которого зависит в денежном отношении).
    Наибольший
    интерес среди социальных отношений
    зависи-мости представляют властные
    отношения, в социологическом объяснении
    которых существуют два подхода. Первый
    подход связан с именем М. Вебера и
    акцентирует внимание на личностных
    способностях одних людей контролировать
    дей-ствия других. Второй подход, называемый
    , выте-кает из того, что
    основой власти в организованном сложном
    обще-стве является официальный статус
    руководителя, заставляющий других
    подчиняться ему независимо от личностных
    качеств руко-водителя и подчиненных.
    Оба
    подхода к объяснению сущности властных
    отношений подтверждаются социальной
    практикой. Так, возникновение по-литической
    партии нередко начинается с того, что
    появляется лидер, обладающий способностью
    к руководству людьми, опти-мальному
    использованию ресурсов власти. Однако
    для укрепле-ния своего влияния этот
    лидер должен получить официальный
    статус руководителя, узаконить свое
    общественное положение.
    Социальные
    отношения охватывают очень широкий
    круг со-циальных систем и подсистем.
    Они могут быть экономически-ми,
    политическими, правовыми, профессиональными,
    семейно-родственными, национально-этническими,
    религиозными, социокультурными и др.
    Из этого многообразия социальных
    от-ношений социологи-марксисты выделяют
    две основные их группы: материальные и
    идеологические. К первым относятся
    экономические, производственные, а
    также материальные отно-шения людей к
    природе; ко вторым- политические,
    правовые, нравственные, эстетические,
    религиозные и др. При этом идео-логические
    отношения представляют собой надстройку
    над ма-териальными общественными
    отношениями. Социальные отно-шения
    являются тем устойчивым элементом, на
    основе которого возникают различные
    социальные общности людей.

  9. Нет имени Ответить

    Не всякое человеческое действие – действие социальное. Ибо достижение не всякой цели предполагает ориентацию на других людей.
    Так, ученый-естествоиспытатель стремится реализовать научно-познавательную цель. Он знает научно-познавательную ситуацию, то есть то, что уже известно об изучаемом феномене, а что еще является предметом споров, дискуссий. Исходя из этого, он вырабатывает план решения научной задачи, выдвигая гипотезу, пути ее доказательств. Здесь мы, как и во всех случаях, когда идет речь только о взаимоотношениях (в данном случае познавательных) человека с природой, не имеем социальных действий. Конечно, способность человека ставить научную цель, решать. ее является продуктом социального развития. Поиск ученого базируется на научном фундаменте, созданном предшествующими поколениями, и не только ученых. Каждая формула, технология – это есть социальный продукт. И в этом смысле, исследуя природу, ученый смотрит на нее глазами всего общества, и прежде всего сообщества ученых, взятого в историческом протяжении. Но в данный, конкретный момент, в ходе решения познавательной задачи, сам поиск ученого не есть социальное действие. Другое дело, что в процессе решения познавательной задачи у него возникает потребность в создании наиболее благоприятных условий для этого: получить признание коллег, преодолеть возможные препятствия со стороны других. Вот здесь-то мы имеем дело уже с наукой как системой взаимодействия людей. Соответственно, действия ученого по упреждению возможных препятствий со стороны других, обеспечению признания своего достижения в сообществе ученых – это уже социальные действия.
    Таким образом, человеческое действие тогда приобретает характер социального действия, когда оно ориентировано на других, когда оно предполагает прямое или опосредованное взаимодействие с другими людьми. Напомним, эта ориентация может осуществляться как на конкретное лицо, так и на группу знакомых, незнакомых (поведение в автобусе); на сообщество, членом которого он является (коллектив, нация) или на все общество; может иметь в виду как прошлое (месть), так и настоящее или ожидаемое будущее (упреждающие действия).
    Означает ли сказанное, что всякое столкновение людей есть социальное действие? Нет, не всегда. Представим житейскую ситуацию, как бы зафиксированную на кадрах кинопленки. Кадр первый: прохожего обрызгала машина; кадр второй: прохожий в сердцах (или вслух) отругал водителя за то, что он испортил его новый плащ. Кадр третий: водитель, увидев, что он (неумышленно) сделал, останавливает машину, выходит из нее, намереваясь извиниться перед прохожим. Кадр четвертый: между прохожим и водителем состоялся небольшой обмен любезностями. Кадр первый – в действии водителя нет социального действия (если он сделал это неумышленно). Кадр второй – прохожий совершил социальное действие. Кадр третий – водитель совершил социальное действие. Кадр четвертый – и водитель, и прохожий вошли в социальный контакт.
    И еще одна ситуация, о которой упоминал М. Вебер. …Внезапно пошел дождь, все прохожие открыли зонты. Здесь нет социального действия. Хотя внешне казалось, что прохожие сговорились или открыли зонты по команде.
    Какие проблемы, на какой вариант их решения указывает анализ социального действия? Это, на наш взгляд, проблема потребностей как источника социального развития и проблема мотивации как смыслообразующего начала деятельности. Рассмотрим их последовательно.
    Ориентация на других возникает как важнейшее средство, условие удовлетворения потребностей “деятеля”, реализации его жизненных целей. Трудность (а для современного человека невозможность) удовлетворения своих потребностей без взаимодействия с другими людьми фактически принуждает “деятеля” к учету интересов других, возможной их реакции на его действия. Иначе – хаос, который вреден всем. Ориентация на других, выполнение обязательств – своеобразная плата, которую “деятель” должен платить за спокойные, надежные цивилизованные условия удовлетворения своих потребностей.
    Социальная связь. Вряд ли кто будет оспаривать утверждение: “Человек тысячами невидимых нитей связан с другими людьми, обществом”. Но в чем смысл этих связей, каково их внутреннее строение? В сложной сети социальных отношений каждый из нас ощущает, что одни для него более значимы, другие – менее. Сбои, проблемы, конфликты водной системе отношений могут отразиться на всей жизни, а в другой – могут остаться не более, чем неприятным эпизодом. Различаются ли связи между собой? Если различаются, то как? Что позволяет отдельным связям играть в нашей жизни решающую роль? Попробуем разобраться.
    Субъекты (идет ли речь об индивиде или общности) вступают во взаимодействие, так как зависят друг от друга. Эта зависимость возникает в процессе удовлетворения их потребностей, реализации их жизненных целей и установок. Если попытаться сказать о зависимости просто и ясно, то можно выразить этот первичный элемент социальных взаимоотношений следующим образом: “Я завишу от него в тех случаях, когда конкретные предметы, ценности, условия, которые требуются мне, находятся в его распоряжении”. Причем речь может идти как о материальных ценностях, так и о моральных (например, желание получить признание, одобрение, поддержку) и т.д.
    Зависимость может быть элементарной, прямой (от своего товарища, брата, коллеги). Зависимость может быть сложной, опосредованной. К числу последней нужно отнести зависимость нашей индивидуальной жизни от уровня развития общества, результативности экономической системы, эффективности политической организации общества, нравов. Имеет место зависимость между различными общностями людей (зависимость между работниками умственного труда и работниками физического труда) и т.д.
    Социальная жизнь возникает, воспроизводится и развивается именно ввиду наличия зависимостей междулюдьми, что создает предпосылки взаимодействия людей друг с другом. Именно предпосылки, но не более. Поясним на примере. В разных концах нашей страны работают два завода. Один из них выпускает продукцию, которая не может найти сбыта, и, естественно, терпит убытки и т.д. Другому очень нужна продукция этого завода для выпуска своей продукции, он готов за нее заплатить, но не может найти поставщика. Зависимость этих двух заводов друг от друга налицо. Но существует ли между ними связь? Нет, связь еще не налажена. А вот если они сумеют войти в прямой (или опосредованный – через посредников, биржу) контакт друг с другом, можно будет говорить о связи.
    Следовательно, социальная связь – это совокупность факторов, обусловливающих совместную деятельность людей в конкретных условиях места и времени, во имя достижения конкретных целей.
    Социальная связь может быть прямой и опосредованной, односторонней или двусторонней (но здесь можно говорить только о социальном взаимодействии).
    Хозяйственные связи между соседними заводами скорее всего будут носить опосредованный характер, где главным регулятором выступят деньги, хозяйственные законы и т.д. А связи соседей будут прямыми.
    Также связи могут быть устойчивыми или неустойчивыми. С соседом по купе вы будете вести себя иначе, чем с соседом по дому, с которым жили и еще долго будете жить бок о бок. Проявится и другая степень обязательности, ответственности, да и уровень искренности (“можно прихвастнуть” и т.д.). Лет десять назад наша медицина была совершенно бесплатной, но при этом пациент не имел возможности выбирать врача. А карьера и зарплата врача не зависела от того, как он лечил пациентов. Это односторонняя связь: больной зависит от врача, а врач не зависит от больного.
    Есть и еще одно важное обстоятельство, оказывающее влияние на характер взаимосвязи: имеет ли связь формальный или неформальный характер. Неформальная связь ученых, как правило, не признает субординации – здесь важнее научные достижения ученого, аргументированность его позиции, глубина его мысли. Формальная связь, т.е. связь, устанавливаемая в рамках научного учреждения, кафедры – иная. Хотя по сравнению с взаимоотношениями в военном учреждении здесь связи между руководителем и подчиненным более “либеральные”, но и в этом случае существует приказ, субординация и т.д.
    В ходе непосредственных связей контакты устанавливаются чаще всего визуально, на межличностном уровне. По мере развития социального организма сеть социальных связей и зависимостей резко усложняется, все большее значение в жизни индивида играют опосредованные связи. При этом зависимость и связь между людьми не исчезает, но увеличивается количество посредников, ступеней, “узлов”, через которые она должна пройти. Импульс связи, образно говоря, “пробираясь” по этим ступеням, теряет специфические индивидуальные особенности, превращается в некий утративший индивидуальность сгусток социальной энергии. Подобная деиндивидуализация и создает иллюзию того, что эта энергия кем-то “спущена сверху”, что вся сеть социальных отношений существует независимо от воли и желаний людей. Прекращение связи может произойти по нескольким причинам:
    1. Изменение или утрата предмета связи. У работников одного из оборонных предприятий были налажены четкие, хорошо отрегулированные связи с потребителями – государственными организациями. Наличие этих связей придавало уверенность, стабильность заводу, его коллективу и т.д. С наступлением конверсии положение резко изменилось. Заказчик отказался от закупок. Предмет зависимости исчез, прекратилась и связь, на которую ориентировался завод, которая в буквальном смысле долгие годы “кормила” его. Коллектив предприятия, естественно, хочет сохранить эту связь,, воздействует на руководство и т.д.
    2. Другой вариант прекращения связи: предмет связи сохранился, но один (или оба) из участников связи не согласен с принципами ее регулирования. Один из партнеров хочет выбрать себе другого партнера, взаимоотношения с которым ему принесут лучшие результаты. Старые партнеры или попытаются найти взаимоприемлемый вариант регулирования отношений, или расторгнут связь. 3. Бывают случаи, когда субъекты связи не удовлетворены тем, как она регулируется, но в то же время не могут “разойтись”, ибо предмет связи оказывается неделимым. Неделимость предмета связи может проявляться в различных формах.
    Прежде всего, речь идет о неделимости в буквальном смысле слова. Это касается притязаний нескольких сторон на одну территорию, что делает такого рода проблемы трудноразрешимыми.
    Это касается также притязаний нескольких политических группировок на власть. В этом случае мы имеем дело с особым видом связи – конкурентной связью, которая регулируется на основе общих правил политической и другой конкуренции. Конкуренция между данными субъектами существует постоянно, пока остаются в силе их притязания на власть, предмет конкуренции.
    Неделимым может быть авторитет (в семье, коллективе), дети (в семье), кошелек покупателя (конкуренция в экономической сфере). Неделимость могут обрести и явления в целом делимые, но “неразделимые” по причине несговорчивости, неразумности субъектов (дача, квартира).
    Социальное взаимодействие. Придя на работу, мы снимаем пальто, головной убор и идем в гардероб, где гардеробщица забирает нашу одежду и выдает нам номерок. При этом мы можем обменяться с ней любезностями, поговорить о погоде и т.д. Состоялся социальный контакт. Мы ежедневно вступаем в огромное количество социальных контактов: у прохожего узнаем как пройти по такому-то адресу, покупаем у киоскера газету и т.д. Контакты могут быть единичными (контакт с прохожим) и регулярными (с гардеробщицей). В них вы можете выступать как частное лицо или как представитель коллектива с представителем какого-то учреждения и т.д.
    При всем многообразии у всех социальных контактов есть общие черты. В ходе контакта связь между людьми имеет поверхностный, достаточно мимолетный характер. Партнёр по контакту, как правило, может быть легко заменен (не эта гардеробщица – так другая вас обслужит). За этими внешними чертами проглядывается главная особенность социальных контактов: в них отсутствует система сопряженных действий партнеров по отношению друг к другу. Это единичный акт, скорее соучастие, но еще не взаимодействие. Ожидание, ориентация на другого у каждого из партнеров не простирается далее, чем на данный конкретный контакт. При всем многообразии и бесчисленном множестве контактов, в которые мы ежедневно вступаем, они не составляют основу нашей социальной жизни.
    Ведущее значение имеет социальное взаимодействие – систематические, достаточно регулярные социальные действия партнеров, направленные друг на друга, имеющие целью вызвать вполне определенную (ожидаемую) ответную реакцию со стороны партнера; причем ответная реакция порождает новую реакцию воздействующего. Другими словами, речь идет об обмене действиями, точнее даже системами действий, которые взаимно сопряжены. Именно эти моменты: сопряженность систем действий обоих партнеров по отношению друг к другу; возобновляемость и не только действий, но и их координации; устойчивый интерес к ответным действиям своего партнера – отличают социальное взаимодействие от единичной контактной связи – соучастия, делают его главным предметом социологического анализа.
    Социальное взаимодействие – это процесс, в котором люди действуют и испытывают воздействие друг на друга. Механизм социального взаимодействия включает индивидов, совершающих те или иные действия, изменения в социальной общности или обществе в целом, вызываемые этими действиями, влияние этих перемен на других индивидов, составляющих социальную общность и, наконец, обратную реакцию индивидов.
    Яркий пример взаимодействия – учебный процесс. Каждый преподаватель, готовясь к занятиям, подбирает методический материал в соответствии с учетом интересов студентов. Он мысленно прогнозирует их реакцию: вызовут ли у них интерес те или иные вопросы, примеры; анализируется и то, насколько предложенный материал позволит глубже освоить изучаемую тему и т.д. В ходе занятия студенты воспринимают материал в зависимости от того, насколько они считают данную науку важной для своей подготовки, насколько логично, убедительно, доходчиво подается материал. Одним интересно, они увлеченно работают; другим – неинтересно, но они не хотят осложнений и тоже записывают, работают, третьим также неинтересно, но они не считают нужным это скрывать. Готовясь к новой встрече со студентами, преподаватель корректирует программу своих действий с учетом результатов предыдущего занятия, углубляет одни разделы, облегчает другие, уясняет для себя, какой стиль взаимоотношений желательно избрать – стоит ли усилить контроль за дисциплиной или следует вызвать интерес, связав изучаемый материал с профилем специальности студентов.
    В приведенном примере присутствует основной элемент, характерная черта социального взаимодействия: имеет место (по крайней мере, требуется) глубокая и тесная координация системы действий партнеров по вопросам, ради которых между ними установлена связь.
    Как всякая связь, так и взаимодействие может быть прямым (как в вышеприведенном примере) и опосредованным.
    Пытаясь найти поддержку у других, желая, чтобы эта поддержка была устойчивой, надежной личность берет на себя определенные обязательства.
    Межличностные взаимодействия – это своего рода система поступков, при помощи которых люди влияют друг на друга. На этом уровне мы можем увидеть субъектов взаимодействий (людей), их действия по отношению друг другу (акты взаимодействия) и проводников взаимодействий (язык, письменность, музыка, средства массовой информации). Символы (их можно отнести к духовным аспектам взаимодействий), которые с одной стороны, создают понятный для данного объединения людей язык общения, с другой – формируют некоторые общепризнанные идеи в виде лозунгов, идеалов, атрибутов власти. Символы передают общие эмоции, информацию или ощущение. При виде флага и герба своей страны у людей возникает представление о родине, обществе, государстве.
    Групповые взаимодействия представляют более высокий уровень. Ректор вуза взаимодействует со студентами чаще всего опосредованно. Деятельность ректора по отработке стратегии развития вуза, совершенствованию учебной деятельности, подбору ведущих кадров вуза и т.д. через сложную сеть социальных связей и зависимостей воздействует на студентов, сказывается на их подготовке, на конкурентоспособности студентов-выпускников вуза, престиже института среди абитуриентов.
    Для взаимодействий групп и общностей характерно то, что в них могут вступать люди, непосредственно не соприкасающиеся друг с другом, не имеющие друг по отношению к другу никаких субъективно осознаваемых мотивов. Однако при взаимодействии групп мы можем выделить субъектов взаимодействий, которые будут представлять не отдельных индивидов, а группы (студенты, преподаватели). Их действия по отношению к друг другу (преподавание, обучение).

  10. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *