Что такое социальное познание и каковы его особенности?

13 ответов на вопрос “Что такое социальное познание и каковы его особенности?”

  1. Ironblade Ответить

    Познанием называется процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение нового знания об окружающем мире.
    Главной особенностью социального познания является совпадение субъекта и объекта познания. В узком смысле под субъектом познания обычно подразумевают познающего человека, в широком смысле – всё общество. Объектом познания является либо познаваемый предмет, либо – в широком смысле – весь окружающий мир.
    Главной особенностью социального познания как одного из видов познавательной деятельности является совпадение субъекта и объекта познания. В ходе социального познания общество познает себя. Такое совпадение субъекта и объекта познания оказывает огромное влияние как на сам процесс познания, так и на его результаты. Получаемое социальное знание всегда будет связано с интересами индивидов — субъектов познания, и этим обстоятельством во многом объясняется наличие разных, часто противоположных выводов и оценок, возникающих при изучении одних и тех же общественных явлений. Социальное познание начинается с установления социальных фактов. Различают три вида таких фактов:
    · действия или поступки отдельных индивидов или больших социальных групп;
    · продукты материальной или духовной деятельности людей;
    · словесные социальные факты: мнения, суждения, оценки людей.
    Отбор и интерпретация (т. е. объяснение) этих фактов во многом зависят от мировоззрения исследователя, интересов той социальной группы, к которой он принадлежит, а также от задач, которые он ставит перед собой.
    Целью социального познания, как и познания в целом, является установление истины. Истиной называют соответствие полученных знаний содержанию объекта познания. Однако установить истину в процессе социального познания нелегко, потому что:
    объект познания, а им является общество, достаточно сложен по своей структуре и находится в постоянном развитии, на которое оказывают влияние как объективные, так и субъективные факторы. Поэтому установление социальных закономерностей крайне затруднено, а открытые социальные законы носят вероятностный характер, ибо даже аналогичные исторические события и явления никогда полностью не повторяются;
    ограничена возможность применения такого метода эмпирического исследования, как эксперимент (воспроизведение изучаемого социального явления по желанию исследователя практически невозможно). Поэтому наиболее распространенным методом социального исследования является научная абстракция.
    Главным источником получения знаний об обществе является социальная действительность, практика. Поскольку общественная жизнь изменяется достаточно быстро, то в процессе социального познания можно говорить об установлении только относительных истин.

  2. Crazy Van Ответить

    1. Онтологическая (от греч. on (ontos) — сущее) сторона социального познания касается объяснения бытия общества, закономерностей и тенденций его функционирования и развития. Вместе с тем она затрагивает и такой субъект социальной жизнедеятельности, как человек, в той степени, в какой он включен в систему общественных отношений. В рассматриваемом аспекте указанная выше сложность социальной жизни, а также ее динамичность в сочетании с личностным элементом социального познания являются объективной основой многообразия точек зрения по вопросу о сущности социального бытия людей.
    Что это действительно так, свидетельствуют и сама история социального познания, и его сегодняшнее состояние. Достаточно отметить, что различные авторы за основу бытия общества и человеческой деятельности принимают такие разнородные факторы, как идею справедливости (Платон), божественный замысел (Августин Блаженный), абсолютный разум (Гегель), экономический фактор (К. Маркс), борьбу «инстинкта жизни» и «инстинкта смерти» (эроса и танатоса) между собой и с цивилизацией (3. Фрейд), «реликты» (В. Парето), «социальный характер» (Э. Фромм), «народный дух» (М. Лацариус, X. Штейнталь), географическую среду (Ш. Монтескье, П. Чаадаев).
    Каждая из этих точек зрения, а их можно бы было назвать гораздо больше, отражает ту или иную сторону бытия общества. Однако задача общественной науки, каковой и является социальная философия, заключается не в простой фиксации различного рода факторов социального бытия, а в том, чтобы обнаружить объективные закономерности и тенденции его функционирования и развития. Но тут мы и сталкиваемся с главным вопросом, когда речь идет о социальном познании: а существуют ли эти объективные законы и тенденции в обществе?
    Из ответа на него вытекает и ответ о возможности самой социальной науки. Если объективные законы социальной жизни существуют, то, следовательно, возможна и социальная наука. Если же таких законов в обществе нет, то не может быть и научного знания об обществе, ибо наука имеет дело с законами. Однозначного ответа на поставленный вопрос сегодня не существует.
    Указывая на сложность социального познания и его объекта, например, такие последователи И. Канта, как В. Виндельбанд и Г. Риккерт, утверждали, что никаких объективных законов в обществе нет и не может быть, ибо здесь все явления носят индивидуальный, неповторимый характер, а, следовательно, в обществе нет и объективных законов, которые фиксируют лишь устойчивые, необходимые и повторяющиеся связи между явлениями и процессами. Последователи неокантианцев пошли еще дальше и объявили, что само то общество существует лишь как наше представление о нем, как «мир понятий»», а не как объективная реальность. Представители этой точки зрения по существу отождествляют объект (в данном случае общество и вообще социальные явления) и результаты социального познания.
    На самом деле человеческое общество (как и сам человек) имеет объективную, прежде всего природную, основу. Оно возникает и развивается тоже объективно, то есть независимо от того, кто и как его познает, независимо от конкретного субъекта познания. В противном случае в истории вообще не было бы какой-либо общей линии развития.
    Сказанное, конечно, не означает, что развитие социального знания вообще не влияет на развитие общества. Однако при рассмотрении этого вопроса важно видеть диалектическое взаимодействие объекта и субъекта познания, ведущую роль основных объективных факторов в развитии общества. Необходимо также выделить те закономерности, которые возникают в результате действия этих факторов.
    К таким основным объективным социальным факторам, лежащим в основе любого общества, относятся прежде всего уровень и характер экономического развития общества, материальные интересы и потребности людей. Не только отдельный человек, но и все человечество, прежде чем заниматься познанием, удовлетворять свои духовные потребности, должно удовлетворить свои первичные, материальные потребности. Те или иные социальные, политические и идеологические структуры также возникают лишь на определенном экономическом базисе. Например, современная политическая структура общества не могла возникнуть в условиях первобытной экономики. Хотя, безусловно, нельзя отрицать взаимовлияния самых различных факторов на общественное развитие, начиная от географической среды и кончая субъективными представлениями о мире.
    2. Гносеологическая (от греч. gnosis — знание) сторона социального познания связана с особенностями самого этого познания, прежде всего с вопросом о том, способно ли оно формулировать собственные законы и категории и имеет ли оно их вообще. Другими словами, речь идет о том, может ли социальное познание претендовать на истину и обладать статусом науки? Ответ на этот вопрос во многом зависит от позиции ученого по онтологической проблеме социального познания, то есть от того, признается ли объективное существование общества и наличие в нем объективных законов. Как и вообще в познании, в социальном познании онтология во многом определяет гносеологию.
    К гносеологической стороне социального познания относится также решение таких проблем:
    – каким образом осуществляется познание общественных явлений;
    – каковы возможности их познания и каковы границы познания;
    – роль общественной практики в социальном познании и значение в этом личного опыта познающего субъекта;
    – роль разного рода социологических исследований и социальных экспериментов в социальном познании.
    Немаловажное значение имеет вопрос о возможностях человеческого разума в познании духовного мира человека и общества, культуры тех или иных народов. В связи с этим возникают проблемы возможностей логического и интуитивного познания явлений общественной жизни, в том числе психологических состояний больших групп людей как проявлений их массового сознания. Не лишены смысла проблемы так называемого «здравого смысла» и мифологического мышления применительно к анализу явлений общественной жизни и их пониманию.
    3. Помимо онтологической и гносеологической сторон социального познания существует и ценностная — аксиологическая его сторона (от греч. axios — ценный), играющая важную роль в понимании его специфики, поскольку любое познание, и особенно социальное, связано с теми или иными ценностными образцами, пристрастиями и интересами различных познающих субъектов. Ценностный подход проявляется уже с самого начала познания — с выбора объекта исследования. Этот выбор осуществляется конкретным субъектом с его жизненным и познавательным опытом, индивидуальными целями и задачами. Кроме того, ценностные предпосылки и приоритеты во многом определяют не только выбор объекта познания, но и его формы и методы, а также специфику истолкования результатов социального познания.
    То, как исследователь видит объект, что он в нем постигает и как он его оценивает, вытекает из ценностных предпосылок познания. Различие ценностных позиций обусловливает различие в результатах и выводах noзнания.
    В связи со сказанным возникает вопрос: а как же тогда быть с объективной истиной? Ведь ценности в конце концов персонифицированы, имеют личностный характер. Ответ на этот вопрос неоднозначен у разных авторов. Одни полагают, что наличие ценностного момента в социальном познании несовместимо с признанием социальных наук. Другие придерживаются противоположной точки зрения. Думается, что правы именно последние.
    Действительно, сам по себе ценностный подход присущ не только социальному познанию, «наукам о культуре», но и всему познанию, в том числе и «наукам о природе». Однако на этом основании никто не отрицает существование последних. Фактическая же сторона, показывающая совместимость ценностного аспекта социального познания с социальной наукой, состоит в том, что эта наука исследует в первую очередь объективные законы и тенденции развития общества. И в этом плане ценностные предпосылки будут определять не развитие и функционирование объекта исследования различных общественных явлений, а лишь характер и специфику самого исследования. Объект же сам по себе остается тем же независимо от того, каким образом мы его познаем и познаем ли мы его вообще.
    Таким образом, ценностная сторона социального познания вовсе не отрицает возможность научного познания общества и наличие социальных наук. Более того, она способствует рассмотрению общества, отдельных социальных явлений в разных аспектах и с различных позиций

  3. The_RockTV Ответить

    1. Субъект и объект познания совпадают. Общественная жизнь пронизана сознанием и волей человека, она, по существу, субъект-объектна, представляет в целом субъективную реальность. Получается, что субъект познает здесь субъекта же (познание оказывается самопознанием).
    2. Получаемое социальное знание всегда связано с интересами индивидов-субъектов познания. Социальное познание задевает непосредственно интересы людей.
    3. Социальное знание всегда нагружено оценкой, это ценностное знание. Естествознание насквозь инструментально, в то время как обществознание – это служение истине как ценности, как правде; естествознание – «истины разума», обществознание – «истины сердца».
    4. Сложность объекта познания – общества, которое обладает разнообразием различных структур и находится в постоянном развитии. Поэтому установление социальных закономерностей затруднено, а открытые социальные законы носят вероятностный характер. В отличие от естествознания в обществознании невозможны (или очень ограничены) предсказания.
    5. Поскольку общественная жизнь изменяется очень быстро, то в процессе социального познания можно говорить об установлении только относительных истин.
    6. Ограничена возможность применения такого метода научного познания, как эксперимент. Наиболее распространенном методом социального исследования является научная абстракция, в социальном познании исключительно велика роль мышления.
    Описать и понять социальные явления позволяет правильный подход к ним. Это означает, что социальное познание должно опираться на следующие принципы.
    – рассматривать социальную действительность в развитии;
    – изучать общественные явления в их многообразных связях, во взаимозависимости;
    – выявлять общее (исторические закономерности) и особенное в общественных явлениях.
    Всякое познание общества человеком начинается с восприятия реальных фактов экономической, социальной, политической, духовной жизни – основы знаний об обществе, деятельности людей.

    Наука различает следующие виды социальных фактов.

    Чтобы факт стал научным, его следует интерпретировать (лат. interpretatio – истолкование, разъяснение). Прежде всего факт подводится под какое-либо научное понятие. Далее изучаются все существенные факты, из которых складывается событие, а также ситуация (обстановка), в которой оно происходило, прослеживаются многообразные связи изучаемого факта с другими фактами.
    Таким образом, интерпретация социального факта – это сложная многоступенчатая процедура его истолкования, обобщения, объяснения. Только интерпретированный факт является действительно научным фактом. Факт, представленный только в описании его признаков, – всего лишь сырье для научных выводов.
    С научным объяснением факта связана и его оценка, которая зависит от следующих факторов:
    – свойства изучаемого объекта (события, факта);
    – соотнесение изучаемого объекта с другими, одно порядковыми, или идеалом;
    – познавательные задачи, которые поставил исследователь;
    – личная позиция исследователя (или просто человека);
    – интересы той социальной группы, к которой исследователь принадлежит.

  4. Borne Ответить

    Познание – это деятельность по получению, хранению, переработке и систематизации информации о различных объектах.
    Социальное познание – это познание общества. Познание общества – процесс очень сложный в силу ряда причин.
    1. Общество является самым сложным из объектов познания. В общественной жизни все события и явления настолько сложны и многообразны, настолько непохожи друг на друга и так причудливо переплетаются, что обнаружить в ней определенные закономерности очень трудно.
    2. В социальном познании исследуются не только материальные (как в естествознании), но и идеальные, духовные отношения. Эти отношения значительно сложнее, многообразнее и противоречивее, чем связи в природе.
    3. В социальном познании общество выступает и как объект, и как субъект познания: люди творят свою собственную историю, и они же познают ее.
    Социальное познание начинается с установления социальных фактов.
    Виды социальных фактов:
    1.действия или поступки отдельных индивидов или больших социальных групп;
    2.продукты материальной или духовной деятельности людей;
    3. словесные социальные факты: мнения, суждения, оценки людей.
    Целью социального познания, как и познания в целом, является установлении истины.
    Истиной называют соответствие полученных знаний содержанию объекта познания. Однако установить истину в процессе социального познания нелегко, потому что:
    1. объект познания, а им является общество, достаточно сложен по своей структуре и находится в постоянном развитии, на которое оказывают влияние как объективные, так и субъективные факторы. Поэтому установление социальных закономерностей крайне затруднено, а открытые социальные законы носят вероятностный характер, ибо даже аналогичные исторические события и явления никогда полностью не повторяются.
    2.ограничена возможность применения такого метода эмпирического исследования, как эксперимент (воспроизведение изучаемого социального явления по желанию исследователя практически невозможно). Поэтому наиболее распространенным методом социального исследования является научная абстракция.
    Главным источником получения знаний об обществе является социальная действительность, практика. Поскольку общественная жизнь изменяется достаточно быстро, то в процессе социального познания можно говорить об установлении только относительных истин.
    Понять и правильно описать происходящие в обществе процессы, открыть законы общественного развития можно только при использовании конкретно-исторического подхода к социальным явлениям.
    Большую роль играет исследователь. В социальном познании всегда присутствует ценностная сторона исследователя. Ценности это выражают значения происходящих явлений с позиции того или иного человека, класса, нации и служат своеобразным ориентиром. Ценностные ориентации исследователя влияют на арактер исследования, выводы и содержание теории, к он создает.
    Основная особенность социального познания – поиск истины производится с определенных социологических позиций, зависящих от интересов исследователя.

  5. Modiwyn Ответить

    Что бы человек ни изучал: родной язык или математику, литературу или биологию – всё это – изучение объективной реальности. Но нельзя изучать сразу весь язык, пусть даже и кажущийся понятным и знакомым с детства; невозможно взяться за изучение всей математики одновременно. Однако литература и биология – это менее сложные миры, чем мир человеческой души или мир растений и животных… Очевидно, что человек для своего познания избирает тот конкретный предмет, знание о котором ему сейчас более всего необходимо. Но вместе с этим, человек вынужден изучать и те предметы (явления), которые находятся в непосредственном взаимодействии с предметом изучения: понятно, например, что выучив все склонения существительных, мы не сможем овладеть литературным русским языком. Таким образом, объектом исследования является сама объективная реальность или какой-то её фрагмент, а предметом исследования выступает одно из конкретных проявлений этого объекта.
    Один и тот же объект может быть предметом многих исследований. Социальная философия имеет своим объектом познания общество, то есть занимается познанием социальной действительности.
    В строгом смысле слова любое познание, поскольку оно протекает в обществе, является социальным. Кроме того, человек, являющийся субъектом познания, – существо социальное, на познавательную деятельность которого оказывают воздействие и социальные качества, и духовно-психологические состояния. Но в философской литературе понятие социальное познание употребляется для того, чтобы разграничить знания об обществе и знания о природе, поскольку социальное познание имеет много особенностей, отличающих его от познания природных процессов и явлений.
    Основная задача социального типа знания – анализ общественных процессов и выявление в них закономерных, с необходимостью повторяющихся явлений. Поэтому социологическое знание обобщает, генерализует, стремится объяснить многообразие общественного бытия, опираясь на законы его функционирования и развития, чтобы на основании и в пределах данной теоретической системы можно было предвидеть будущее.
    В чем же заключаются наиболее важные отличия социального познания от познания естественнонаучного:
    1. В естественных науках первоначально какой-либо предмет можно рассматривать изолированно от других, абстрагируясь от его связей и взаимовлияний реального мира. Социальное познание прежде всего имеет дело с системой взаимосвязей и отношений. Представить себе какой-либо предмет исследования: – собственность, власть, идеологию, культуру и т.д. – без системы отношений и взаимовлияний невозможно.
    2. В естественных науках открыты законы, действие которых достаточно неизменно. Социальная жизнь, наоборот, очень подвижна, изменчива, потому законы, действующие в обществе, имеют характер тенденций, а не жестко детерминированных зависимостей.
    3. Особенностью объекта социального знания является его историчность, поскольку и общество, и личность, и формы их взаимодействия динамичны, а не статичны.
    4. В общественной жизни явления не совпадают с сущностью в значительно большей мере, чем это наблюдается в природе. А отсюда – дополнительные трудности социального познания.
    5. В естественных науках, как известно, широко используются так называемые жесткие познавательные процедуры, в познании социальной жизни использование математических и подобных им процедур возможно лишь в достаточно ограниченных пределах, а иногда просто невозможно.
    6. Общество выступает одновременно и субъектом, и объектом познания. Таким образом, социальное познание выступает как самопознание. (Это отнюдь не делает его проще или успешнее!)
    Традиционно выделяются следующие типы социального познания:
    1) гуманитарное знание (субъестивный мир человека – предмет),
    2) социально-экономическое знание (описание тех процессов, которые оказывают значительное воздействие на развитие общества и прежде всего – отношения собственности, распределения, обмена и потребления материальных благ, то есть экономическую жизнь общества),
    3) социально-философское знание (выделяет основные формы человеческой деятельности, основные законы их функционирования и развития, анализирует взаимосвязь и взаимовлияние основных сфер жизнедеятельности общества и место человека в этих системах).

  6. Abigore Ответить

    Социальное знание– это знание об относительно устойчивых и систематически воспроизводимых отношениях между народами, классами, социально-демографическими и профессио­нальными группами. Цель социального знания– выявление объективных законов, выражающих существенные, всеобщие и необходимые связи явлений и процессов, происходящих в обществе.
    Главной особенностью социального познания как одного из видов познавательной деятельности является совпадение субъ­екта и объекта познания. В ходе социального познания общество познает себя. Социальное познание начинается с установления социальных фактов. Фактомназывается фрагмент уже состо­явшейся действительности.
    Целью социального познания, как и познания в целом, явля­ется установление истины. Однако установить ее в процессе со­циального познания нелегко, поскольку:
    – объект познания, а им является общество, достаточно сло­жен по своей структуре и находится в постоянном развитии, на которое оказывают влияние как объективные, так и субъективные факторы;
    – субъект социального познания – люди, которые имеют свои определённые интересы, и поэтому результатом социального по­знания является знание об обществе, зависящее от субъективной позиции исследователя;
    – ограничена возможность применения такого метода эмпири­ческого исследования, как эксперимент, то есть воспроизведение изучаемого социального явления по желанию исследователя практически невозможно. Социальный эксперимент носит кон­кретно-исторический характер и может приводить в разных об­ществах к разным результатам. Поэтому наиболее распростра­ненным методом социального исследования является научная абстракция. Главный источник получения знаний об обществе -это социальная действительность, практика. Поскольку общест­венная жизнь изменяется быстро, то в процессе социального по­знания можно говорить об установлении только относительных истин. Понять и правильно описать происходящие в обществе процессы, открыть законы общественного развития можно только при установлении конкретно-исторического подхода к со­циальным явлениям.Основными требованиями данного под­хода являются:
    – изучение не только ситуации, сложившейся в обществе, но и тех причин, результатом которых она явилась;
    – рассмотрение социальных явлений в их взаимодействии и взаимосвязи друг с другом;
    – анализ интересов и действий всех субъектов исторического процесса (как социальных групп, так и отдельных личностей).
    Если в процессе познания социальных явлений между ними обнаруживаются некоторые устойчивые и существенные связи, то говорят об открытии исторических закономерностей. Исто­рическими закономерностяминазываются общие черты, ко­торые присущи определенной группе исторических явлений. Вы­явление таких закономерностей на основе изучения конкретных социальных процессов в конкретных обществах в определен­ный исторический период и составляет сущность конкретного исторического подхода и представляет собой одну из целей со­циального познания. Не менее важной целью социального по­знания является социальное прогнозирование,т.е. получение знаний о будущем общества, о том, чего еще нет в действи­тельности, но что потенциально содержится в настоящем в виде объективных и субъективных предпосылок ожидаемого хода развития

  7. JoJoshakar Ответить

    Тема №14. Общество как объект познания
    Раздел IV. Социальная философия
    Тема №13. Познание, его возможности и границы
    Познание– есть процесс приобретения знаний о бытии (о природе, обществе, человеке).
    Оно включает в себя:
    1) процесс отражения действительности в мозгу человека;
    2) ее дальнейшее объяснение.
    Субъект познания – тот, кто познает (человек, исследователь).
    Объект познания – то, что познается.
    Объекты познания человека: мир в целом, общество, человек, само познание.
    Осн. источники познания:чувства, разум, интуиция.
    Метод познания– система правил, приемов, способов познавательной и практической исследовательской деятельности, исходящих из особенностей изучаемого объекта.
    Система наиболее общих методов познания, а также учение об этих методах – есть методология (а не гносеология!).
    Научные методы познания: сенсуализм, эмпиризм, рационализм, индукция, дедукция, анализ, синтез и др.
    Анализ – метод познания, предполагающий мысленное (или реальное) расчленение, разложение объекта на составные элементы.
    Однако, человеческий разум в познании не всесилен, т.к. за его пределами и помимо него действуют иррациональные силы, ему неподвластные. (См. Кант: «Критика чистого разума» – рационализма).
    Иррациональные методы познания – интуиция, инстинкт, воля, мистическое озарение и др.
    Формы познания:
    1) Формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление.
    2) Формы рациональной, более высокой ступени познания: понятия, суждения, умозаключения.
    Уровень познания, опирающийся на повседневный жизненный опыт человека – обыденный.
    Истина – знание, верно отражающее действительность в ходе познания.
    Виды истины:
    Абсолютная истина – полное, законченное знание.
    Относительная истина – знание, требующее углубления и уточнения с течением времени.
    Критерий истины, считающийся главным (в первую очередь в марксистской гносеологии) – практика.
    Независимость истины от познающего субъекта означает ее объективность.
    Скептицизм – философская позиция, выражающая сомнение в возможности достижения истины.
    Темы №14-18
    №14. Общество как объект познания
    №15. Историческое развитие социальной философии
    №16. Общество как целостная саморазвивающаяся система
    №17. Основные сферы жизни общества
    №18. Духовная жизнь общества
    Социальное познание –есть приобретение и система знаний об обществе (социуме).
    Социальное познание есть одна из разновидностей познания (вообще).
    Особенности социального познания:
    1. Сложность и трудность по сравнению с другими видами познания (например, природы) из-за высокой разнокачественности общества, действия в нем сознательных сил (людей, наделенных волей, страстями, желанием и т.п.).

  8. ..:::КнОпосьКа::: Ответить

    Социальное познание – это когда общество познает само себя, т.е. субъект познания (общество) и его объект (общество) совпадают. Люди, творцы общественной жизни и ее изменений. Они познают социальную действительность. Будучи участником социального действительности, человек не равнодушен к происходящему, и на процесс познания накладывается отпечаток субъективности.
    Человек не может быть участником социального развития и одновременно быть безучастным к нему.
    И чем больше исследователь включен в работу, тем сильнее сказываются его субъективные позиции.
    Другая особенность социального познания: в сложности общества. В социальных процессах взаимодействуют разные силы причины, случайности.
    Связи же в природе – между неодушевленными предметами. Социальные связи – между живыми людьми с сознанием, характером, волей.
    Если в изучении природы большое место занимает наблюдение и экспертизе, то в социальном познании эта возможность ограничена.
    Отсюда, главным источником знаний является социальная действительность, исторический опыт, общение, практика, причем любое социальное общественное явление надо изучать с точки зрения исторического подхода, т.е. любое явление происходит в определенное время, в определенном месте и при определенных условиях и изучать его надо только исходя из этого.
    Если развитие и история общества – деятельность людей, то нужно анализировать как текущую деятельность, так и условия являющиеся результатом деятельности предшествующей.
    Важно рассматривать как материальную, так и духовную деятельность человека. Такие ее субъекты как общество и личность. Это поможет найти зависимость между прошлым, настоящим и будущим.
    Мы лучше поймем сущность и формы государства, проследив этапы его развития от зарождения до наших дней, но нельзя забывать, что многое неповторимо. Необходим учет своеобразных моментов. Нельзя пользоваться такой аналогией.
    Аналогия – это подобие, сходство в каких-то свойствах явлениях действительности. Отсюда, изучение общественных явлений должно происходить в их многообразных связях, взаимозависимости. Правильно оценить то или иное явление можно лишь исходя из конкретных условий, в которых данное явление имело место.
    Если одно явление повторяется, если связи взаимодействия устойчивы, можно говорить об исторических закономерностях.
    Конкретное событие в истории, позволяют понять отдельные факты, выявляется их индивидуальность, а нахождение чего-то общего для подобных явлений, приводит к появлению закономерности.
    Всякое познание общества начинается с фактов – это события, имевшее место в определенное время при определенных условиях, это то, что было когда-то в жизни общества. Социальные факты – это знание о событии, описанное с учетом социальной ситуации, в которой оно имело место.
    Есть 3 вида социальных фактов:
    1. Действие и поступки людей как социальных индивидов;
    2. Продукты человеческой деятельности (материальные и духовные);
    3. Словесные (вербальные) действия (мнения, оценки).
    Факты узнают из наблюдения, изучения документов. Но и здесь их отбор зависит от угла зрения исследователя, от проблемы рассматриваемой им, от убеждений историка, что может исказить суть факта.
    Чтобы факт стал научным, его следует интерпретировать (растолковать) после чего факт подводится под научное понятие /напр. Революция/. Далее изучаются все существенные факты, из которых складываются события, обстановка.
    С научным фактом связана его оценка. Оценка, зависит от свойств изучаемого объекта, и от соотнесения изучаемого объекта с другими однопорядковыми или с идеалом.
    Самопознание – самооценка и самоисповедь человека к самому себе.
    Самооценка – отношение человека к собственному образу. Она субъективна, но в ней есть отражение мнения других о тебе.
    Самоисповедь – полный отчет о том, что происходит с нами и в нас.
    Я – концепция – относительная устойчивость, зафиксированная в словах, представлениях человека о себе. Эта концепция – итоги познания и оценки себя через определенные образы себя в разных ситуациях и через мнение других.

  9. Aralhala Ответить

    Проверь себя.
    1.Выражение «Прид?тся одеться потеплее потому, что на улице холодно» является примером:
    1)наблюдения
    2)ощущения
    3)суждения
    4)умозаключения
    2. Выпишите эмпирические методы познания:
    1)факт
    2)моделирование
    3)сравнение
    4)описание
    5)гипотеза
    6)синтез
    3.Особенностью научных знаний является:
    1)зависимость от наблюдательности человека
    2)объективность
    3)опора на авторитеты
    4)паранормальность
    4.Приведите два положительных и два отрицательных последствия существования научных тайн, охраняемых корпорациями и государством.
    5.Составьте разв?рнутые планы на темы: «Познание и его роль в жизни человека», «Научное познание», «Философия и е? роль в жизни общества».


    Социальное познание-познание общества.
    Особенности социального познания:
    1. субъект и объект познания совпадают
    2. общество – сложный объект для изучения, так как переплетаются интересы многих людей и социальных групп, желания людей часто замаскированы, одни и те же события не похожи друг на друга.
    3. ограничены возможности наблюдения и эксперимента
    4. субъективность изучающего человека
    5. многообразие выводов и оценок по одним и тем же явлениям.
    Принципы социального познания:
    1. конкретно-исторический подход-рассмотрение явления висторическом развитии и взаимосвязи с другими явлениями. Исторические закономерности -наиболее устойчивые,существенныесвязи (промышленный переворот)
    2. руководство научными методами.
    3. соблюдение дистанции к объекту – объективность
    4. выбор значимого в явлении
    Методы социального познания:
    1. моделирование
    2. экспертиза
    3. экстраполяция -изучение части явления или целого,распространениевыводов на будущее
    4. историческая аналогия
    5. прогнозирование
    Функции социального познания:
    1. выявление причинно-следственных связей
    2. осмысление качественных характеристик социальных объектов
    3. использование результатов при осуществлении социального управления
    4. согласование общественных интересов
    Факт-событие,имевшее место в определенное время при определенныхусловиях.
    Виды социальных фактов:
    2. действия, поступки людей или социальных групп (поход Олега)

    3. продукты человеческой деятельности
    – материальные (пирамиды)
    – духовные (живопись)
    4. словесные действия: мнения, суждения, оценки (Святослав «Иду на Вы»)

  10. Salkree Ответить

    Научное познание.
    Существует два уровня научного познания: эмпирический и теоретический.
    Эмпирический уровень – это точно установленные факты, а так же выявленные в ходе экспериментов и наблюдений закономерные связи между ними.
    Теоретический уровень – это связи и отношения, которые охватывают широкий класс явлений, а так же объекты, которые не поддаются наблюдению.
    Методы научного познания:
    Многие научные положения выступают в форме гипотез, т.е. предположений, догадок.
    Дифференциация и интеграция научного знания:
    Дифференциация – означает разделение, расчленение на части, формы и т.д.
    Интеграция – обратно дифференциации – процесс сближения различных частей.
    Социальное познание.
    Социальное познание имеет дело с человеческими действиями и их последствиями.
    Принципы социального познания:
    Научный и общенаучный методы, опора на факты, объективность выводов.
    Обыденное и научное социальное знание:
    Обыденное знание не систематизировано и неосознанно.
    Научное знание осознано и систематизировано.
    Особенности социального познания:
    1: Общество является самым сложным из объектов познания, поэтому сущность социальных явлений и процессов, закономерные связи между ними обнаруживаются гораздо труднее, чем в рамках естественных наук.
    2: Социальное познание предполагает исследование не только материальных, но и идеальных, духовных отношений. Эти отношения не только являются неотъемлемой частью материальной жизни общества, но и по своей природе значительно сложнее и противоречивее, чем связи в природе.
    3: В социальном познании общество выступает и как объект и как субъект познания, так как люди являются творцами своей истории, но они же и познают ее. Следовательно, субъект и объект познания совпадают.
    4: Еще одна особенность социального познания — это ограниченные возможности наблюдений и экспериментирования при изучении социальной действительности. В данном случае главным источником знаний становится исторический опыт, общественная практика.
    19.Знание и сознание. Самопознание и развитие личности.
    20. Индивид, индивидуальность, личность
    21.Становлениеи направленность личности
    Возраст это длительность существования личности.
    Периодизация- это разделение жизненного цикла на отдельные периоды и возрастные этапы.
    Фазы периодизации:
    1) Адаптация– это приспособление, к изменяющимся внешним и внутренним условиям.
    2) Индивидуализация– порождает противоречие между тем, что индивид стал таким, как все в группе.
    3) Интеграция– это противоречие между стремлением быть личностью и одобрением индивидуальных особенностей личности.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *